Рождественские произведения композиторов. Музыка рождества

Главная / Любовь

Пласт музыкальных сочинений, посвященных Рождеству и Новому году, огромен - от народных колядок и духовных произведений до авторской музыки. Что касается собственно рождественской музыки, то у ее истоков стоят духовные гимны и святочные народные песни - колядки, овсени, щедровки.

Особенно следует отметить прекрасные образцы русской духовной и авторской музыки, посвященной Рождеству, в частности "Собрание духовно-музыкальных сочинений и переложений" протоиерея П.И. Турчанинова и "Слава в вышних Богу: стихира после Евангелия на Рождество Христово" Д.С. Бортнянского. Нельзя обойти и произведения П.И. Чайковского на тему Рождества. Они занимают отдельную нишу в его творчестве, хотя при жизни композитора вызывали немало споров. Впрочем, если говорить о теме Рождества в классической музыке, в первую очередь на ум приходят шедевры Петра Ильича довольно далёкие от церковной музыки: опера "Черевички" на сюжет повести Гоголя "Ночь перед Рождеством" и балет "Щелкунчик". Два совершенно разных произведения объединены гениальностью музыки и темой Рождества и являют собой классические примеры русской авторской музыки.

Европейская рождественская музыка - это мессы, оратории, кантаты, симфонии, концерты, сонаты. Например, интересна история создания оратории Гектора Берлиоза "Детство Христа" (L"enfance du Christ). Как рассказывал сам композитор, заскучав во время званого обеда, он написал четырехголосную пьеску. Потом добавил к ней слова, превратив свое произведение в хор, и придумал имя автора - Пьер Дюкре. Когда сочинение выросло в трехчастную ораторию и в концертах исполнялись его отдельные номера, Берлиоз все равно какое-то время продолжал скрывать свое авторство. В XVI веке святочную музыку писали Преториус и ди Лассо, в XVII веке традицию продолжили Генрих Шютц, Адам Вацлав Михну, Вольфганг Карл Бригель. Среди первых французских музыкантов к теме Рождества обратился Марк Антуан Шарпантье, среди итальянцев отметим Алессандро Скарлатти, Антонио Вивальди, Арканджело Корелли, Джузеппе Торелли, Франческо Манфредини, Пьетро Локателли (в сборниках "Torelli, Manfredini, Locatelli / Christmas concertos / Slovak Chamber Orchestra, Bohdan Warchal", "Weihnachtskonzert der Virtuosi Saxoniae. Manfredini, Bach, Vejanovsky, Vivaldi, Torelli, Heinichen, Schmeltzer, Corelli"). Что касается немецкой и австрийской музыки, рождественская тематика встречается в творчестве пяти Иоганнов: Шелле, Маттезона, И.С. Баха и его сына Иоганна Кристофа Фридриха, Иоганна Хайнриха Ролле, а также Георга Гебеля, Георга Телемана и др. Можно вспомнить красивое голландское издание "Рождественской оратории" Баха (Bach. Weihnachts-oratorium. Chor und symphonie-orchester des bayeriscchen rundfunks. Eugen Jochum); прекрасно оформлены и "Рождественская месса" чешского композитора Яна Якуба Рыбы (Jan Jakub Ryba. Czech Christmas mass), сборник чешской барочной музыки к Рождеству.

Рождественская классическая музыка не исчерпывается "серьёзными жанрами". Песни, особенно полюбившиеся людям, тоже вполне можно отнести к классике. Популярнейшая во всём мире рождественская песенка "Jingle Bells" родилась более 150 лет назад. Её можно считать музыкальным символом новогодних и рождественских праздников. Сегодня музыка Рождества, потеряв во многом свою обрядовость, сохранила эмоциональный посыл праздничного торжества - как пример можно вспомнить знаменитый фильм "Один дома": американский кинокомпозитор Джон Вильямс включил в полотно саундтрека несколько рождественских песен и псалмов. Старая музыка при этом заиграла по-новому, передавая неповторимую праздничную атмосферу.

Из современных композиторов хотелось бы особо отметить члена союза композиторов митрополита Илариона (Алфеева) и его "Рождественскую ораторию", премьерное исполнение которой состоялось 17 декабря 2007 года в Национальной кафедральной базилике Вашингтона - самом величественном храме Америки.

А. Манков,
регент мужского хора Троицкого собора г. Клина
Фото: razebra.ru


Святочный рассказ в русской и зарубежной литературе
Автор: Наталья Маценова, Ирина Филипова
Первые рассказы с рождественской тематикой появляются в России в середине XIX века после того, как были переведены на русский язык знаменитые "Рождественские повести" Чарльза Диккенса. Именно Диккенс считается родоначальником жанра, хотя он не был первым автором рождественских рассказов.


Свет вифлеемской звезды
Автор: протоиерей Борис Балашов
И в отдаленных восточных странах ученые мудрецы, названные в Евангелии волхвами, наблюдая звездное небо, обнаружили внезапно появившуюся новую яркую звезду. По месту ее появления на небосклоне они поняли, что в Иудее произошло чрезвычайное событие: родился необыкновенный Царь. Волхвы собрались в дальний путь, взяв с собой дорогие подарки: золото, которое преподносили царям как земным владыкам, ладан - душистую смолу, которую в храмах приносили Богу, возлагая на горящие угли, при этом все наполнялось необыкновенным благоуханием. Третий подарок - смирна, особая смола, которая замедляла процессы разложения. Ею обмазывали умерших, чтобы в жарком климате дольше сохранить их тела от тления. Это все было промыслительно.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Урок музыки по теме:

«Музыка Рождества»

Цель урока: формирование знаний учащихся о празднике Рождество, о культурных традициях разных стран.

Задачи:

    обучающие :

      • дальнейшее накопление слушательского опыта: восприятие рождественских произведений;

        пение рождественских песнопений и колядок;

    развивающие :

      • развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать духовную и фольклорную русскую музыку;

        развитие творческого мышления и инициативности учащихся в процессе восприятия музыки Рождества;

        развитие умения оперировать имеющимися знаниями в процессе анализа произведений русских духовной музыки и фольклора.

    воспитательные:

    познакомить детей с традициями встречи Рождества, образами-символами этого праздника на основе евангельского повествования, с общепринятой версией возникновения праздника и особенностями его встречи в разных странах мира;

    формирование у учащихся представления о едином культурном пространстве на основе объединения в одном занятии музыкальных произведений как образцов культуры разных народов.

Тип урока: - урок сообщения новых знаний.

Программное обеспечение: компьютер, аудиоаппаратура, фортепиано

Дидактический материал:

    П.И. Чайковский «Вальс цветов» (фрагмент из балета «Щелкунчик»);

    Ф. Грубер «Тихая ночь» (рождественский гимн);

    Тропарь Рождества Христова (фрагмент);

  • Рисунки учащихся;

Ход урока.

Вход учащихся в класс под музыку П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» («Вальс цветов»)

    Организационный момент.

/П.И. Чайковский балет «Щелкунчик»/

    Как вы думаете, чему сегодня будет посвящен наш урок?

/новому году, Рождеству/

    Беседа о Рождестве. Чтение стихотворений.

    Когда встречают Рождество за границей и у нас в России?

    Кто из вас знает Рождественскую историю?

/ответы учащихся/

    Рождество – это замечательный праздник, который встречают люди всего мира. Этому событию посвящены многие произведения искусства.

    Назовите, какие?

/ стихи, песни иконы, фильмы/

    Какие стихи о Рождестве знаете вы?

    Рассказ учителя о создании Рождественского гимна. Слушание и анализ

музыкального произведения (Ф.Грубер «Тихая ночь»).

В скромной квартире учителя Грубера была ночь. Там была ночь не только потому, что в квартире не зажгли ни елки, ни лампы. Ночь была потому, что недавно их поразило великое испытание: единственное дитя, крохотная Марихен ушла, отозванная Богом на небо. Отец смирился с этим уходом, но сердцу матери эта утрата нанесла такой удар, от которого она не могла прийти в себя. Она не могла плакать. Целыми днями она оставалась неподвижной, отсутствующей в этом мире. Напрасно мужественно переносивший горе учитель говорил ей много слов утешения и сердечного увещевания, напрасно он окружал ее заботливою предупредительностью и нежностью; бедная мать оставалась бесчувственною ко всему, словно она была только телом без души, блуждающим в этом мире, который не мог ей ничего больше дать.

В этот Рождественский вечер Грубер, призываемый долгом, пошел в сельскую церковь. С глубокой печалью смотрел он глазами, мокрыми от слез, на очаровательное зрелище детей, объятых радостью. Затем он вернулся в холодный мрак своей квартиры. В углу комнаты мать, глубоко сидевшая в кресле, казалась мраморною или ледяною. Он попытался рассказать ей о богослужении, но ответом на все было гробовое молчание.

Удрученный в бесплодности всех стараний и попыток вернуть к жизни разбитую горем жену, бедный учитель сел за открытое пианино. Сколько раз его музыкальный талант вызывал в памяти мелодии, которые убаюкивают, утешают и влекут к небесам, но что было поведать в тот вечер бедному другу?

Пальцы Грубера наугад блуждали по клавишам в то время, как его глаза искали в небе какого-либо видения. Вдруг они остановились на звезде, блистающей в небе неведомым блеском! Оттуда, свыше, спускался луч любви, который наполнил сердце скорбящего такой радостью и таким миром, что он вдруг стал петь, импровизируя ту ясную мелодию, которую мы повторяем каждое Рождество. В этот вечер впервые раздалась мелодия, составленная Грубером: Тихая ночь, дивная ночь. Дремлет все... Лишь не спит Благоговейно младая чета..."

Там на небе звезда! Школьный учитель, видя ее, как бы призывал ее своим пением в его печальную квартиру. И вот при его пении безутешная мать пробуждается и возвращается к жизни! Дрожь потрясает ее и пробивает ледяной покров, сковавший ее сердце! Рыдание вырывается из груди, слезы ручьем текут по ее щекам. Она встает, бросается на шею своему мужу и вместе с ним оканчивает начатое пение. Она спасена!

Брат Грубер еще в ту ночь побежал за 6 км к Пастору Мору и с ним повторил исполнение этого гимна. Это было 24 декабря 1818 года.

Сегодня этот рождественский гимн поется по всей земле и почти на всех языках мира.

    Слушание Рождественской молитвы «Тропарь Рождества Христова».

    Итак, если в странах Европы поют Рождественские гимны, то у нас в России главной музыкой рождества считается молитва, которая называется Тропарь. Давайте послушаем…

    Ребята, так что же такое ТРОПАРЬ?

/ответы учащихся/

* Тропарь (церк.) – песнопения в честь какого-либо православного праздника или святого. (С.И. Ожегов)

    Самостоятельная работа учащихся с текстом.

/самостоятельная работа с текстом «Дары волхвов» (детская библия)/

Поклонение мудрецов .

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим мудрецы с Востока и говорят: "Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: "Где должно родиться Христу?" они же сказали ему: "В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля..." Тогда Ирод, тайно призвав мудрецов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему". На самом же деле царь решил убить Младенца, так как боялся, что Он в будущем мог занять его престол. Мудрецы, выслушав царя, пошли. "И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою".

Придя в Вифлеем, мудрецы вошли в дом, над которым остановилась звезда. Увидев Младенца с Марией, матерью Его, они поклонились Ему и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

    Под елочку кладут подарки, откуда взялась эта традиция?

    Что принесли мудрецы маленькому Иисусу?

Каждый из даров имел определённое каноническое значение и служил знаком признания Христа:

золото – символ царской власти;

ладан (ливан) – признание его божественности;

смирна – признание его человеческого начала.

* Ладан – душистое вещество, получаемое из коры белого дерева в Индии и Аравии. Используется для духов, благовоний, входит в состав фимиама (церковные благовония).

* Смирна – драгоценное масло, бальзам, употребляется для помазания

    Беседа о старинном обряде – коляда.

    Итак, наступило Рождество….

    Как празднуют люди Рождество?

/поют песни, пляшут, катаются на горке, веселятся/

    Какие песни поют люди в Рождество? Как они называются?

/колядки/

* Колядка – старинная рождественская и новогодняя обрядовая песня.

(С.И. Ожегов)

    К какому типу РНП можно отнести эти песни?

/обрядовые/

    А как называется сам обряд? В чем его суть?

/обряд - коляда/

* Коляда – старинный рождественский и новогодний обряд, сопровождающийся обходом соседей с обрядовой песней (С.И. Ожегов)

    Ребята, в чем суть этого обряда?

/ответы учащихся/

    Пение Рождественских колядок.

    На прошлом уроке мы с вами учили колядки. Давайте исполним их вместе.

/исполнение

знакомых учащимся колядок/

    Рефлексия.

Мы сегодня тоже нарядим с вами елочки. У вас на партах лежат елочки, украсьте их шариками того цвета, который соответствует вашему настроению во время урока.

    Подведение итогов деятельности учащихся на уроке.

    Сегодня на уроке вы узнали новые слова. Давайте вспомним, что они значат.

Наш урок подошел к концу.

Рождество Христово – один из самых любимых и долгожданных праздников у христиан всего мира. В нашей стране Рождество не отмечалось столь долго, что люди привыкли считать более значительным встречу Нового года. Но время расставляет всё по своим местам – страна Советов не продержались и одного века, а со времени рождения Христа пошло уже третье тысячелетие.

Сказка, музыка, ожидание чуда – вот что такое Рождество. А ещё с этого дня начинались святки – массовое народное гулянье, посиделки, катание на санях, гаданье, весёлые пляски и песни.

Рождественские обряды и развлечения всегда сопровождались музыкой, причем место находилось как для строгих церковных песнопений, так и для задорных народных колядок.

Сюжеты, связанные с Рождеством, служили источником вдохновения для художников и композиторов, творивших в самое разное время. Огромный пласт религиозной музыки Баха и Генделя невозможно представить без обращения к столь значимым для христианского мира событиям, русские композиторы Чайковский и Римский-Корсаков в своих сказочных операх и балетах обыгрывали эту тему, рождественские гимны, появившиеся еще в XIII веке, до сих пор очень популярны в западных странах.

Рождественская классическая музыка свои истоки берёт в церковном песнопении. В православной церкви по сей день праздник начинается с колокольного перезвона и тропаря в честь Рождества Христова, затем поётся кондак «Дева днесь пресущественнаго рождает». Тропарь и кондак раскрывают и воспевают сущность праздника.

Известный русский композитор XIX века Д.С. Бортнянский во многом посвятил своё творчество церковному пению. Он выступал за сохранение чистоты духовной музыки, ограждая её от излишеств музыкального «украшательства». Многие его произведения, в том числе и рождественские концерты, поныне звучат в русских храмах.

Духовная музыка Чайковского занимает отдельную нишу в его творчестве, хотя при жизни композитора она вызывала немало споров. Чайковского обвиняли в преобладании светского начала в духовном творчестве.

Впрочем, говоря о теме рождества в классической музыке, в первую очередь в голову приходят шедевры Петра Ильича, довольно далёкие от церковной музыки. Это опера «Черевички» на сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» и балет «Щелкунчик». Два совершенно разных произведения – повествование о нечистой силе и детская рождественская сказка, объединены гениальностью музыки и темой рождества.

Рождественская классическая музыка не исчерпывается «серьёзными жанрами». Песни, особенно полюбившиеся людям, тоже вполне можно отнести к классике. Популярнейшая во всём мире рождественская песенка «Jingle Bells» родилась более 150 лет назад. Её можно считать музыкальным символом новогодних и рождественских праздников.

Сегодня музыка Рождества, потеряв во многом свою обрядовость, сохранила эмоциональный посыл праздничного торжества. В пример можно привести знаменитый фильм «Один дома». Американский кинокомпозитор Джон Вильямс включил в полотно саундтрека несколько рождественских песен и псалмов. Старая музыка при этом заиграла по-новому, передавая непередаваемую праздничную атмосферу (да простит читатель за тавтологию).

С наступающим всех Рождеством!

Зачем надо было про страну советов писать? Праздник Рождества- свят, он должен приносить радость! Но видно автору важнее высказать свое мнение об СССР, чем раскрыть заявленную тему.

Что касается текста- очень скупо! Мало того, что музыкального материала затронуто всего ничего, так еще и затронули его только на уровне названий.

Рождество Христово – один из самых любимых и долгожданных праздников у христиан всего мира. В нашей стране Рождество не отмечалось столь долго, что люди привыкли считать более значительным встречу Нового года. Но время расставляет всё по своим местам – страна Советов не продержались и одного века, а со времени рождения Христа пошло уже третье тысячелетие.

Сказка, музыка, ожидание чуда – вот что такое Рождество. А ещё с этого дня начинались святки – массовое народное гулянье, посиделки, катание на санях, гаданье, весёлые пляски и песни.

Рождественские обряды и развлечения всегда сопровождались музыкой, причем место находилось как для строгих церковных песнопений, так и для задорных народных колядок.

Сюжеты, связанные с Рождеством, служили источником вдохновения для художников и композиторов, творивших в самое разное время. Огромный пласт религиозной музыки Баха и Генделя невозможно представить без обращения к столь значимым для христианского мира событиям, русские композиторы Чайковский и Римский-Корсаков в своих сказочных операх и балетах обыгрывали эту тему, рождественские гимны, появившиеся еще в XIII веке, до сих пор очень популярны в западных странах.

Рождественская классическая музыка свои истоки берёт в церковном песнопении. В православной церкви по сей день праздник начинается с колокольного перезвона и тропаря в честь Рождества Христова, затем поётся кондак «Дева днесь пресущественнаго рождает». Тропарь и кондак раскрывают и воспевают сущность праздника.

Известный русский композитор XIX века Д.С. Бортнянский во многом посвятил своё творчество церковному пению. Он выступал за сохранение чистоты духовной музыки, ограждая её от излишеств музыкального «украшательства». Многие его произведения, в том числе и рождественские концерты, поныне звучат в русских храмах.

Духовная музыка Чайковского занимает отдельную нишу в его творчестве, хотя при жизни композитора она вызывала немало споров. Чайковского обвиняли в преобладании светского начала в духовном творчестве.

Впрочем, говоря о теме рождества в классической музыке, в первую очередь в голову приходят шедевры Петра Ильича, довольно далёкие от церковной музыки. Это опера «Черевички» на сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» и балет «Щелкунчик». Два совершенно разных произведения – повествование о нечистой силе и детская рождественская сказка, объединены гениальностью музыки и темой рождества.

Рождественская классическая музыка не исчерпывается «серьёзными жанрами». Песни, особенно полюбившиеся людям, тоже вполне можно отнести к классике. Популярнейшая во всём мире рождественская песенка «Jingle Bells» родилась более 150 лет назад. Её можно считать музыкальным символом новогодних и рождественских праздников.

Сегодня музыка Рождества, потеряв во многом свою обрядовость, сохранила эмоциональный посыл праздничного торжества. В пример можно привести знаменитый фильм «Один дома». Американский кинокомпозитор Джон Вильямс включил в полотно саундтрека несколько рождественских песен и псалмов. Старая музыка при этом заиграла по-новому, передавая непередаваемую праздничную атмосферу (да простит читатель за тавтологию).

С наступающим всех Рождеством!

Зачем надо было про страну советов писать? Праздник Рождества- свят, он должен приносить радость! Но видно автору важнее высказать свое мнение об СССР, чем раскрыть заявленную тему.

Что касается текста- очень скупо! Мало того, что музыкального материала затронуто всего ничего, так еще и затронули его только на уровне названий.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры