Культура Сенегала. Традиции и обычаи Сенегала

Главная / Ссоры


    Государство расположено на крайнем западе Африки. На севере граничит с Мавританией, на востоке - с Мали, на юге - с Гвинеей и Гвинеей-Бисау. С запада омывается Атлантическим океаном. Контуры страны напоминают голову льва, раскрывшего пасть.
    Этнический состав достаточно сложен. Болшинство населения - земледельческие народы волоф (43%), серер (19%), диола (7%), малинке и сонинке и другие. Характерны массовые миграции сельского населения в города, а также миграции из северных опустыненных районов на юг, в том числе в Казаманс. Многие молодые мужчины из восточных районов страны традиционно уезжают на заработки во Францию и другие европейские страны.
    Лучшие песчаные пляжи на Атлантическом побережье, сочетание африканской экзотики с высоким уровнем обслуживания, развитая дорожная и гостиничная инфраструктура делают Сенегал весьма привлекательным для туристов.




    Субэкваториальный, на севере - переходный к тропическому. Температура воздуха в разные сезоны колеблется от +23°С до +28°C. Сезон дождей продолжается с июля по октябрь. Самый влажный район - юг атлантического побережья, где за год выпадает до 2000 мм осадков. Количество осадков может резко меняться от года к году (в районе Дакара - 235-1485 мм). С ноября по апрель дует сухой северо-восточный пассат из Сахары, а с мая по октябрь влажный юго-западный муссон приносит обильные дожди.

    Деньги Сенегала

    1 UAH = 1.22 CFA

    Сенегальцы дружелюбны и приветливы, имеют хорошо развитое чувство собственного достоинства. При всем при этом в стране проживает множество беженцев из соседних стран, которые и составляют основу досаждающих туристам попрошаек.
    Местные жители очень трепетно относятся к баобабу. Эти деревья даже охраняются законом и их вырубка, а также лазание по ним без специального разрешения властей, запрещены.




    Традиционное блюдо жителей Сенегала и Гамбии - маффе, разновидность африканской арахисовой похлебки или рагу. В приготовлении маффе может быть использована баранина, мясо ягненка, рыба (свежая или сушеная); существует также вегетарианское маффе. Маффе по классическому рецепту запекается в специальной яме, выложенной листьями сагового дерева.
    В меню сенегальских ресторанов по всему миру обязательно присутствует куриная или рыбная ясса. Для того чтобы мясо было нежным, его маринуют целую ночь. В состав маринада обязательно входят растительное масло (в основном арахисовое), лимонный сок, лук и горчица. Обязательным компонентом многих блюд является рис. Его замачивают в воде, высушивают и перетирают в руках или при помощи бутылки.

    Достопримечательности Сенегала

    Дакар



    Дакар - крупный торговый и туристический центр Западной Африки, обладающий достаточно ровным и прохладным климатом. Это вполне современный город, мало похожий на большинство столиц региона и в то же время сохраняющий колорит местной культуры. Центральная часть Дакара лежит на небольшой возвышенности, ограничена тремя главными улицами и насыщена магазинами и ресторанами. Здесь расположены Площадь Независимости, Ратуша (1914 г.), деловой квартал, пристань и множество учреждений.
    Главными достопримечательностями столицы являются Художественный, Исторический и Морской музеи, а также ИФАН-Музей на площади Соуэто с богатой коллекцией масок, музыкальных инструментов и скульптуры со всей Западной Африки. Белоснежный Президентский дворец, построенный в 1906 г. на берегу океана, окружен прекрасным парком. Недалеко от центра возвышается подсвечиваемая по ночам Гранде-Моске ("Большая Мечеть", 1964 г.).

    Остров Горе



    Остров Горе находится недалеко от побережья Сенегала, напротив Дакара. В XV-XX веках здесь располагался самый большой на Африканском побережье центр работорговли. Владели им попеременно португальцы, голландцы, англичане и французы, что отразилось на архитектуре, характеризующейся сильными контрастами между мрачными кварталами рабов и изящными зданиями работорговцев. Сегодня город служит напоминанием о худших сторонах человеческой натуры, присущих всем народам и расам независимо от цвета кожи и благосостояния.

    Сен-Луи



    Один из самых интересных городов континента, старейший город страны и первое европейское поселение в Западной Африке. Основан в 1659 году на острове, занимающем стратегически важное положение возле устья реки Сенегал, между континентом и полуостровом Ланге-де-Бербери.
    Сегодня Сен-Луи вольготно раскинулся на побережье и прилегающих островах, связанных друг с другом небольшими мостами. В островной части города сохранилось большое количество старых особняков в колониальном стиле с коваными решетками и резными балконами и верандами. Туристы обязательно посещают старый, более похожий на форт, Губернаторский дворец (XVIII в.), Кафедральный собор в стиле "модерн" (1828 г., самая старая церковь в Сенегале) и уникальное мусульманское кладбище, все места между могилами на котором завешены рыбацкими сетями. Мост Файдербе, соединяющий остров и материковую часть города, - настоящее произведение инженерного искусства. Созданный для установки на Дунае, он какими-то неведомыми путями оказался в Африке и был водружен на свое сегодняшнее место в 1897 году. Полуостров Ланге-де-Бербери занят рыболовецкими артелями, образующими живописный квартал Гет-Н′Дар, и многочисленными туристическими центрами.


Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (20.11 - 03.12.2020)

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12.2020 - 09.01.2021)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2021)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите [email protected] или [email protected]

Africa Tur → Справочные материалы → ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА → Население и культура Сенегала

Население и культура Сенегала

Территорию Сенегала издавна населяли народы негроидной расы.

Современные народы Сенегала заметно различаются между собой как по особенностям социальной организации, так и по методам ведения хозяйства. У волоф и тукулер, чьи этнические территории лежали ближе к торговым путям бассейна р. Нигер, уже в раннем средневековье сформировалось классовое общество с кастовой иерархией. Этому способствовала и постепенная исламизация. У тукулер, живущих в долине Сенегала, из года в год обрабатывающих пойменные участки, сложилась редко наблюдаемая в Тропической Африке частная собственность на землю. Богарное же земледелие у тукулер, как и у волоф и мандинго, основывалось на огневой переложной системе и общинном землевладении. Эти земледельческие народы и сейчас почти не занимаются скотоводством.

Процесс развития товарно-денежных отношений и разложения деревенской общины захватил волоф и тукулер более других народов Сенегала. Волоф и тукулер многочисленны в городах, где они играют ведущую роль в политической и культурной жизни страны.

Близкие к волоф по языку земледельцы серер и диола отстали от своих соседей по уровню социальной организации. К началу колонизации диола представляли собой группу родоплеменных объединений, обитавших изолированно в лесах нижнего Казаманса. Серер находились на переходной стадии от родовой к соседской общине. И те и другие не восприняли ислам и сохранили традиционные верования. В колониальный период товарная культура арахиса у серер и диола распространялась гораздо медленнее, чем у волоф. В то же время методы ведения хозяйства у серер и диола лучше приспособлены к особенностям среды их обитания. Переложное земледелие волоф целиком основано на использовании естественного плодородия почв и естественном его восстановлении. Система обработки земли у серер, сочетающая зачатки севооборота и внесение в почву органических удобрений путем выпаса скота (в отличие от волоф серер держат крупный рогатый скот), представляет известную ступень в интенсификации земледелия. Что касается диола, то они издревле занимались рисосеянием по долинам рек, достигнув немалого совершенства в искусственном орошении.

Земледельцы мандинго, проникшие на территорию современного Сенегала в XIII-XIV вв. в период процветания древнего государства Мали, по методам хозяйства и социальной организации близки к волоф, но принадлежат к иной языковой подгруппе нигерокордофанской семьи.

Скотоводы фульбе, появившиеся в пределах Сенегала в X-XI вв., позднее распались на несколько этнических групп. Завоевав в XVI в. долину р. Сенегал, часть фульбе перешла к оседлости, образовав прослойку знати, собиравшей дань с коренного населения; другая часть проникла в приморскую полосу на территорию, заселенную волоф, и ассимилировалась с последними, сохранив свое основное занятие. Фульбе Казаманса, смешавшись с мандинго, перешли к оседлому земледелию. Менее других изменились фульбе, живущие в пустыне Ферло и до сего времени занимающиеся полукочевым скотоводством.

В колониальный период в Сенегале появилась значительная прослойка европейцев, проживавших преимущественно в Дакаре, и ливанцев, занимавшихся мелкой торговлей в городах и селениях западного Сенегала.

За последнюю четверть века численность населения страны увеличилась более чем вдвое. В 50х годах ежегодный прирост населения Сенегала превышал 5 %, преимущественно за счет миграции из соседних более отсталых в экономическом отношении стран. Кроме переселенцев в Сенегал ежегодно устремлялись для работы на плантациях арахиса десятки тысяч отходников из Мали, Гвинеи, Мавритании. После распада Французской Западной Африки приток мигрантов в Сенегал резко сократился, в то же время выросла эмиграция сенегальцев в Европу в поисках заработка.

Внутренняя миграция населения - из одной части страны в другую -связана с неравномерным развитием районов. Из экономически отсталых областей (долина р. Сенегал, восточная часть страны) мигранты направляются в поисках денежного дохода в район производства арахиса и в города. Тем самым сохраняется сложившаяся еще в доколониальный период под влиянием природных различий концентрация населения в западной части междуречья Сенегала и Гамбии.

В подавляющем большинстве города Сенегала возникли как центры колонизации в районах производства арахиса. В 60х годах в городах с численностью населения более 20 тыс. человек проживало свыше г/5 населения страны.

Экономический центр и столица страны - Дакар, где проживает около 798,7 тыс. человек (с пригородами), т. е. почти 15% всего населения. Гипертрофия

Дакара по отношению ко всей стране связана с тем, что в колониальный период он играл роль экономического и административного центра всей Французской Западной Африки, а в последующие годы именно в нем сосредоточилось большинство промышленных и других предприятий. Значительно уступает Дакару по численности населения и по многообразию хозяйственных функций группа средних городов Сенегала - Каолак, Тиес, Рюфиск, СенЛуи, Зигиншор, Диурбель - с населением более 20 тыс. человек. Они развивались как торгово-транспортные и административные центры с зачатками промышленности, обслуживавшие прилегающие районы. Группу малых городов образуют города с числом жителей от 5 до 20 тыс. человек, сложившиеся в колониальный период как сугубо местные торгово-транспортные центры.

В условиях ограниченности местного спроса на рабочую силу устойчивый рост миграции из сельских местностей в города создал в последних застойное перенаселение. В результате в городах, особенно в Дакаре, десятки тысяч людей живут случайными заработками.

Народы Сенегала имеют богатые культурные традиции. Из поколения в поколение передают они свое устное творчество - сказы, басни, песни, полные мудрости, доброты и. фантазии. Его носителями и хранителями являются народные сказители - гриоты. Фольклор находит отражение в произведениях современных талантливых писателей.

В искусстве и литературе все более усиливается демократическая струя. Сказки Бираго Диопа, стихи Давида Диопа, романы Сембена Усмана посвящены простым труженикам - крестьянам, рабочим, ремесленникам, их тяжелому положению и борьбе за свои права. Ряд произведений издан на русском языке. Все более широкую известность приобретает сенегальская живопись. Картины молодого художника Мустафы Вада экспонировались во Франции, Испании, СССР.

В стране зарождается национальное киноискусство. Фильмы Сембена Усмана, Абабакара Самба, Полена Виэйры посвящены актуальным проблемам развития страны, зачастую носят остро сатирический характер. Они получили широкое признание на многих международных кинофестивалях, в том числе в Москве и Ташкенте. После провозглашения независимости страны ее столица Дакар превращается в культурный центр, значение которого выходит далеко за пределы Сенегала.

В социальном отношении население Сенегала разнородно. В нем преобладает крестьянство; оно состоит из нескольких групп, расположенных на разных ступенях социальной лестницы. Значительное число крестьян - полуобщинники, зачастую объединенные государственными сбытовыми кооперативами. Другую группу образуют наемные сельскохозяйственные рабочие, многие из которых имеют только сезонную работу. Растет прослойка зажиточных крестьян, использующих наемный труд. Значительное политическое влияние в стране имеют крупные феодалы в лице марабутов - духовных руководителей мусульманских сект.

Наемным трудом в стране занято 130-150 тыс. человек, из которых 55-60% - промышленные рабочие. Большая часть кадровых промышленных рабочих сосредоточена на предприятиях в районе Дакара и Тиеса.

В городах образовалась прослойка буржуазии. Наиболее многочисленную ее часть составляют мелкие торговцы и предприниматели. За последние 15 лет численно возросла « бюрократическая» буржуазия, состоящая из различных администраторов и чиновников.

Руководящие буржуазные круги страны стремятся упрочить свое политическое влияние. Официальной доктриной их стали теории « африканского социализма» и « негритюда», наиболее полно разработанные JI. С. Сенгором. Эти теории абсолютизируют своеобразие африканской культуры, образа жизни и психологического склада африканцев, пропагандируют « особый сенегальский» путь к социализму. В своей практической деятельности правящие круги поддерживают тесные связи с империалистической буржуазией, привлекают в страну иностранный капитал и поощряют частное национальное предпринимательство.

Территорию Сенегала издавна населяли народы негроидной расы.

Современные народы Сенегала заметно различаются между собой как по особен-ностям социальной , так и по методам ведения хозяйства. У и тукулер, чьи этнические территории ле-жали ближе к торговым путям бассейна р. Нигер, уже в раннем средневековье сформировалось классовое с кастовой иерархией. Этому способствова-ла и постепенная их исламизация. У туку-лер, живущих в долине Сенегала, из года в год обрабатывающих пойменные участ-ки, сложилась редко наблюдаемая в Тро-пической Африке на землю. Богарное же земледелие у туку-лер, как и у волоф и , осно-вывалось на огневой переложной си-стеме и общинном землевладении. Эти земледельческие народы и сейчас поч-ти не занимаются скотоводством.

Процесс развития товарно-денежных отношений и разложения деревенской об-щины захватил волоф и тукулер более других народов Сенегала. Волоф и туку-лер многочисленны в городах, где они играют ведущую роль в политической и культурной жизни страны.

Близкие к волоф по языку земледельцы серер и диола отстали от своих соседей по уровню социальной организации. К на-чалу колонизации представляли со- группу родо-племенных объедине-ний, обитавших изолированно в лесах нижнего Казаманса. Серер находились на переходной стадии от родовой к соседской общине. И те и другие не восприняли ислам и сохранили традиционные верова-ния. В колониальный период товарная культура арахиса у серер и диола распро-странялась гораздо медленнее, чем у волоф. В то же время методы ведения хозяйства у серер и диола лучше приспо-соблены к особенностям среды их обита-ния. Переложное волоф цели-ком основано на использовании есте-ственного плодородия почв и естествен- его восстановлении. Система -ботки земли у серер, сочетающая зачатки севооборота и внесение в почву органиче-ских удобрений путем выпаса скота (в отличие от волоф серер держат ), представляет известную в интенсификации земледелия. Что касается диола, то издревле зани-мались рисосеянием по долинам рек, достигнув немалого совершенства в -кусственном орошении.

Земледельцы мандинго, проникшие на территорию современного Сенегала в XIII-XIV вв. в период процветания древнего государства Мали, по методам хозяй-ства и социальной организации близки к волоф, но принадлежат к иной языковой подгруппе нигеро-кордофанской семьи.

Скотоводы фульбе, появившиеся в пределах Сенегала в X-XI вв., позднее распались на несколько этнических групп. Завоевав в XVI в. долину р. Сене- , часть перешла к оседлости, образовав прослойку знати, собиравшей с коренного населения; другая часть проникла в приморскую полосу на терри-торию, заселенную волоф, и ассимили-ровалась с последними, сохранив свое основное занятие. Фульбе Казаманса, смешавшись с мандинго, перешли к осед-лому земледелию. Менее других измени-лись фульбе, живущие в пустыне Ферло и до сего времени занимающиеся полукоче-вым скотоводством.

В колониальный период в Сенегале появилась значительная прослойка евро-пейцев, проживавших преимущественно в Дакаре, и ливанцев, занимавшихся -кой торговлей в городах и селениях западного Сенегала.

В стране зарождается национальное ки-ноискусство. Фильмы Сембена Усмана, Абабакара Самба, Полена Виэйры по-священы актуальным проблемам разви-тия страны, зачастую носят остро сатири-ческий характер. Они получили. Значитель-ное политическое влияние в стране имеют крупные феодалы в лице марабутов - духовных руководителей мусульманских сект.

Наемным трудом в стране занято 130-150 тыс. человек, из которых 55-60% - промышленные рабочие. часть кадровых промышлен-ных рабочих сосредоточена на предпри-ятиях в районе Дакара и Тиеса.

В городах образовалась прослойка -жуазии. Наиболее многочисленную ее часть составляют мелкие торговцы и предприниматели. За последние 15 лет численно возросла «бюрократическая» , состоящая из различных ад-министраторов и чиновников.

Руководящие буржуазные круги стра-ны стремятся упрочить свое политиче-ское влияние. Официальной доктриной их стали теории «африканского социа-лизма» и «негритюда», наиболее полно разработанные Л. С. Сенгором. Эти тео-рии абсолютизируют своеобразие афри-канской культуры, образа жизни и пси-хологического склада африканцев,

пропагандируют «особый сенегальский» путь к социализму. В своей практической деятельности правящие круги поддержи-вают тесные связи с империалистической буржуазией, привлекают в страну ино-странный капитал и поощряют национальное предпринимательство.

Культура Сенегала представляет собой прекрасную смесь французских культурных традиций и традиционной африканской культуры, а именно, культуры народа волоф. Еще одним фактором, влияющим на культуру Сенегала, являются религиозные практики жителей страны.

Искусство Сенегала

Искусство и ремесла в Сенегале обладают вековыми традициями. Они включают плетение ткани, вышивание, гончарство, изготовление ювелирных изделий из разных металлов, например, из стали, железа, бронзы, золота, серебра и меди, или даже дерева и бусин, семян и глины. Другими популярными формами искусства являются резьба по дереву, вырезание масок, рисование по стеклу, и ваяние статуй из таких материалов, как дерево и камень.

Музыка Сенегала

Основной музыкальный жанр Сенегала называется «сабар», он всегда сопровождается танцами. Более того, большинство музыкальных традиций страны основано на танцах, в том смысле, что они создаются для танцев. Другими стилями музыки являются «нгуел» и «уанго». Популярными музыкальными инструментами страны являются разные виды барабанов, например: «неунде», «тхиол», «джембе», «калабас», и «рити». Помимо перечисленного, также популярен инструмент, похожий на ксилофон, называемый «балафон».

Оригинальной, колоритной и немного витиеватой является культура Сенегала. Местное население с уважением относится к своим ценностям, обычаям и традициям, которые соблюдаются на протяжении многих веков. Здесь развиваются различные виды ремесла, которые усовершенствуются и стают более популярными.

Самобытная культура Сенегала

Уникальной, интересной и нестандартной является культура Сенегала . Каждый турист должен узнать ее как можно лучше. Здесь можно не только пообщаться с местными, но и поучаствовать в мероприятиях, обрядах, увидеть традиции этого народа.

Религия Сенегала

На 94% популярна исламская религия Сенегала . Именно эта доля припадает на мусульман. Около 5% здесь христиан и только 1% это местные верования. Среди христиан-католиков довольно популярны баптисты, пятидесятники и адвентисты.

Экономика Сенегала

Слабо развивается экономика Сенегала . После получения независимости все европейцы были выгнаны из страны , а ведь они были ведущими специалистами во многих областях. Именно поэтому практически самоуничтожились промышленность и сельское хозяйство. Здесь выращивают арахис, кукурузу, просо, хлопок и рис, разводят птиц и скот, занимаются рыболовством, но все же больше Сенегал живет благодаря иностранной гуманитарной помощи.

Наука Сенегала

Значительно страдает и наука Сенегала , хотя здесь есть начальные и средние школы, но меньше 50% детей их заканчивает. Среди высших учебных заведений есть 5 колледжей и 2 университета – имени Шейха Анта Диопа и Гастона-Берже (технологическое направление).

Искусство Сенегала

На то, что искусство Сенегала развивается в таком направлении, сильно повлияла культура прежних времен. Еще с древности здесь сохранились уникальные ювелирные украшения с драгоценных металлов и керамические изделия, которые говорят о том, что население постоянно развивало изобразительное искусство.

Кухня Сенегала

Национальная кухня Сенегала смешивает африканские и европейские традиции. Главным является рис, просо, кукуруза и сорго. Удобная география Сенегала помогает здесь лакомиться и морепродуктами. Кроме них, туристы могут отведать мясо с соусом из кокосового молока, острый рыбный суп или же сок баобаба, который является невероятно вкусным.

Обычаи и традиции Сенегала

Все обычаи и традиции Сенегала тесно связаны с музыкой, танцами и ремеслами. Жители умеют прекрасно отдыхать, исполняя традиционные песни и танцы, а также заниматься разного рода ремеслами. Среди них гончарство, резьба по дереву (в том числе и маски), ткачество, плетение мебели и поделки из кожи.

Спорт Сенегала

Конечно же, спорт Сенегала , как и во многих государствах Африки, представлен футболом. Кроме того, это популярное место для ралли-рейдов мира. Известным в стране является и единоборство, которое называется рестлинг.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры