Саша, вынеси мусор и не возвращайся никогда. Смерть как иллюзия сознания Пьеса Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор» – об украинке, не пустившей мужа на войну

Главная / Любовь

Евгения отзывы: 46 оценок: 66 рейтинг: 113

За час можно перевернуть душу. В ЦИМе могут.

На фоне большой кирпичной стены две женщины говорят с умершим мужчиной. Жена и почти дочь – падчерица. Офицер украинской армии умер не в бою – от сердечного приступа. Забыт Родиной, хотя и служил на кафедре Военного университета, но это не то, и здесь никакого пафоса. Об этом говорит ему жена, уже вдова, собирая радостные воспоминания совместной жизни по крупицам. Женщины готовят поминки: поднимается тесто для пирожков, на плите жарятся шкварки, нашинкована капуста, салаты, конфеты. Всё это, ещё до того, как зрители проходят вглубь зала они видят на столе, мимо которого проходят на свои места, закуски встречают их при входе в зал, сама же пьеса – будет с другой стороны.

Женщины собирают поминки и разговаривают с Сашей. Упрёки и воспоминания, с редкой радостью, где быт, безденежье, выпивка побеждали чувства. За окном – бушует жизнь, это слышно по звукам детского смеха, голосов, гомона улицы. Жизнь идёт. Жизнь всегда продолжается.

В спектакле три не разделяемых действия. В первом – женщины прощаются с Сашей, вспоминают жизнь прошлую, собирая поминки; во втором – через год говорят друг с другом на его могиле; третье действие – это уже сентябрь 2014 года. Зритель знает этот год. Знает, что 2014 значит для Украины и России.

Тогда Саша появляется снова. Когда военные нужны, как никогда. В стране идёт война. Шестая мобилизация и мёртвые встают. Что бы они сказали, как бы поступили, будь живы? Сомнений нет. «Я присягал, я должен идти воевать». «Я офицер. Я не могу лежать». «Мы с ребятами перетёрли. Надо вернуться. Чего было жить тогда? Сейчас другое дело – сейчас война…»

«Саша, мы тут как-то сами. А ты отдыхай. Пусть другие».

Простые диалоги военного времени, которые простотой своей рвут мирную душу.

Киевский драматург Наташа Ворожбит и режиссёр Виктор Рыжаков в анонсе к спектаклю говорят просто: «Война показана здесь через вечную ситуацию: мужчина всегда готов, женщина всегда против, примирить их может только любовь. Война мыслится мужчинами как долг. Женщины мыслят войну как беду и горе. Этот спектакль женское воззвание к мужчинам с призывом к миру».

Тонко работая с текстом, скромно – с декорациями, точно – со звуками и музыкой, Виктор Рыжаков показывает главное – ценность жизни, бездумность войны.

За час можно перевернуть нутро и вывернуть душу. Поминки по герою Саше, даже с того света готового идти воевать, становятся будто бы поминками по двум народам, воюющим не понятно за кого. Когда за окном оглушительно бушует весна и мчится жизнь.

Под музыку Scorpions, символ объединения мира (восхитительно-точное музыкальное решение режиссёра!), идёт видеохроника разрушения Берлинской стены. На фоне новой стены, которая, словно по исторической спирали, растёт и увеличивается… В ХХI веке война продолжается.

Галия отзывы: 20 оценок: 20 рейтинг: 8

Саша муж, мать (С. Иванова-Сергеева) и дочь (И.Сухорецкая). Саша умирает от сердечной недостаточности, по профессии он был военный, живут в поселке на Украине. Дочке скоро рожать, мужа у нее нет, и думает не назвать ли будущего мальчика Сашей и она постоянно хочет селедки. Мама постоянно разговаривает с Сашей, у них не прекращается диалог и после его смерти, она постоянно с ним спорит, этот диалог очень эмоциональный. Саша хочет вернуться, в связи со сложившейся ситуацией в стране. Действие происходит очень близко к залу, перед нами выстроена кирпичная стена, на ней периодически появляются записи, в одной из них они вспоминают как ездили в Евпаторию и купались голышом, как спасали медузу и как Саша дрался с москвичами, как пьяные все возвращались в номер. Все знакомо, просто для нас это уже не Евпатория, а другие страны, где все мы проживаем те же моменты счастья… Саша возвращается в наш мир и ни у кого не вызывает сомнения в реальности его прихода, что это возможно, ведь жена его похоронила год назад. Начинается разговор троих человек с интересными подробностями. Для меня, при всей грустности, это была смешная история, что все возможно в нашем мире, и простое сравнение В. Рыжакова звука салюта и звук разрывающихся бомб, только на спектакле поняла, почему мне не нравится звук салюта. Цвет, краски салюта - очень красивые, а при звуки всегда неуютное ощущение было, сейчас понимаю, что все может поменяться в один момент… Спектакль начинается с инсталляции натюрморта стола, где мы видим - хлеб, капусту, сало, картошку, стоит плитка и что-то жарится на ней… а мать и дочь ждут, когда взойдет тесто, но почему-то оно не поднимается… Это третий спектакль Рыжакова, который посмотрела и мне понравился во всех спектаклях ритм, который у него есть. Есть хороший текст и тонкое режиссерское восприятие мира, что не может меня оставить равнодушной к режиссуре В. Рыжакова.

Ксения Панина отзывы: 12 оценок: 38 рейтинг: 4

Выбирая, на какой спектакль пойти, я прочитала аннотацию: "«Саша, вынеси мусор» пьеса про войну как она есть. В пьесе три действия и три героя.Мать и беременная дочь готовят поминки по погибшему Саше. Он был офицером украинской армии. Он мертв, но они говорят с ним как с живым. Война ложится на них всей тяжестью. Война мыслится мужчинами как долг. Женщины мыслят войну как беду и горе. Спектакль «Саша, вынеси мусор!» - женское воззвание к мужчинам с призывом к миру." Но аннотация не отражает атмосферы, эмоций и общего впечатления от постановки. Спектакль начинается необычно, вводит зрителя в заблуждение. Зайдя в зрительный зал, человек сам становится действующим лицом: он попадает в пространство инсталляции. Свет освещает только часть зала. На небольшом островке деревянного пола стоит теплый уютный домашний стол, на котором будто бы еще минуту назад готовили что-то донельзя вкусное. Зрители выстраиваются вокруг инсталляции, ожидая, что именно там будет происходить действие. Спустя некоторое время, зажигается свет, приглашая занять места в зрительном зале. На сцене двое- Катя и Оксана, обе в черном, Оксана на седьмом месяце беременности. Сцена совсем близко к зрителю, её практически и нет, лишь небольшая полоска, на которой едва хватает места актерам. Саша - муж Кати, отчим Оксаны, умер. Весь спектакль является разговором о любви, мире и войне. Но прежде всего он о любви. О той, что не ценишь, пока не потеряешь, о той, над которой не властна даже смерть. О любви человека к своей родине и к своей семье. О том, что долг женщины - забота о мужчине, а долг мужчины - забота о всей стране. "Саша, вынеси мусор" вне пространства и времени. Зритель уносит спектакль с собой, продолжает о нем думать, возвращается к нему. Особенно стоит отметить голос Инны Сухорецкой, которая несколько раз исполняла одну и ту же композицию. Эта песня шла невидимой нитью по всему спектаклю, связывая воедино всё и всех. Я высоко оцениваю игру актеров, оформление сценического пространства и режиссуру. Не могу однозначно сказать, понравился мне спектакль или нет, но он заставил меня задуматься, а это, наверное, и есть главное предназначение современного искусства.

sveta orlova отзывы: 198 оценок: 288 рейтинг: 130

С порога – к кухонному столу. Зрителей будоражат запахи готовящегося ужина. Смотреть на оставленную без присмотра еду, которая ждет семью к столу, – как заглядывать в дом сквозь проем приоткрытой двери: жаль нарушать хрупкий покой.
Дверью точно не ошиблись, а кажется, что здесь кто-то готовил ужин. Хозяйка дома вот-вот появится и продолжит нарезать овощи. На кухонном столе разложены продукты – ждут своей очереди. Запахи дома и уюта. Похоже без присмотра оставлен кусок чей-то жизни. Передается тревожность ожидания.
Фон – кирпичная стена – приближает актеров, вровень сидящих в первом ряду. Художник Ольга Никитина создает новую честность в театральной условности. Стена неожиданно вытесняет все лишнее, и от этого неудобно мало места для игры. Актерам остаются свободными остаться наедине с собой, когда нет привычной опоры движения в игровом пространстве. Режиссер Виктор Рыжаков делает акцент на значимости близкого присутствия камерной истории личного горя. И это находит отклик с позицией драматурга с гражданской ответственностью. Наталья Ворожбит отстояла право на свою правду, когда находилась внутри событий на Майдане и войны на востоке Украины, потому что нельзя оставаться в стороне. Война не застала и пришла после смерти офицеров украинской армии. Ворожбит близко видела гибель военных в мирное время. Тот случай, когда драматург и режиссер союзники. Без привязки к позиции той или иной стороны конфликта войны. Свободный гражданин выходит говорит правду и будет услышан. Смелое гражданское высказывание без назидания перетянуть на свою сторону. Это важный честный разговор со зрителем, который открыт к принятию чужой правды. Еще одно важное приближение к обдумыванию внутренней работе с собой.
Две женщины: мать (Светлана Иванова-Сергеева) и дочь (Инна Сухорецкая) – заняты последними приготовлениями к поминкам. Молодая дочь на последнем сроке беременности сожалеет, что Саша (Александр Усердин) не увидел внука.
Саша погиб не как герой, а у себя дома от сердечного приступа. На войну не успели проводить. Сашу призвала смерть, а он думал, призовет долг защищать Родину. Шестая мобилизация украинской армии началась без него. Саша готов вернуться и встать на защиту Отечества как все военнообязанные Украины. Он уходит, когда так нужен своей семье. Его любимые женщины не готовы к его возвращению, потому что провожать на войну – невыносимо.
Две женщины остаются наедине с горем утраты и приближающейся войной. Поначалу кажется, что Саша вышел куда-то и может вернуться. Одновременно возглас –«Саша, вынеси мусор!» Здесь – и о боли потери, и об отчаянии вслед тому, кто ушел не попрощавшись.
Тяготы бытовых забот перемежаются с воспоминаниями о Саше: упреки жены в многочисленных недостатках, что выпивал и мало получал, терпел унижения начальства; трогательный эпизод, когда защитил дочь от нападок, что неродная; и то, как он заступался за слабых.
«Саша, вынеси мусор!» – это поставленный с уверенным знанием, тонко прочувствованный и сыгранный спектакль. На расстоянии вытянутой руки ощущается бережное отношение в жестких условиях вытеснения к стене.
Очень тонко передалось предчувствие беды. Здесь Женщина заботится о выживании, дарит миру и оберегает новую жизнь. Без ложного преувеличения можно сказать, что все силы двух одиноких женщин брошены на то, чтобы согреть дом, оберегать и растить детей. Здесь смерть – быстро и навсегда. Умирать не страшно. Куда страшней жить после смерти близкого человека.

Если всерьез написать о готовности мужчин идти на войну, то получается комедия. По крайней мере у киевского драматурга Натальи Ворожбит и режиссера Виктора Рыжакова получился смешной спектакль о грустном: две женщины, однажды уже похоронившие своего мужа и отчима, уговаривают его проигнорировать шестую мобилизацию, призывающую даже мертвых. Разговоры с призраком полны бытовых деталей. Вполне конкретная ситуация на Украине превращается в универсальный военный конфликт, заставляющий размышлять о природе войны и мира. Запахи украинской кухни приглашают зрителей присоединиться к поминальному столу.Спектакль – трижды номинант премии «Золотая маска 2017» (спектакль малой формы, работа драматурга, работа режиссера).Режиссер Виктор Рыжаков известен тонкой и вдумчивой работой с текстом («Прокляты и убиты» по Виктору Астафьеву в МХТ им. А. П. Чехова, «Пять вечеров» в Мастерской Петра Фоменко, «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева в «Практике»).Наталья Ворожбит – один из самых талантливых украинских авторов. Постановки ее пьес идут в России и за рубежом, крупные театры (Королевский шекспировский театр Великобритании и Национальный театр Украины им. И. Франка) заказывают Наталье Ворожбит оригинальные пьесы.

Литчасть

Перед спектаклем «Саша, вынеси мусор» зрители молча, в кружок стоят вокруг «объекта», или «инсталляции», который на самом деле никакой не объект и не инсталляция, а просто большой кухонный стол, а на нем все как в жизни: на сковородке только что пожаренные шкварки с луком, пирожки, рубленая капуста (и ополовиненный, сладко пахнущий белый кочан), грубо разделанная селедка (в пьесе Натальи Ворожбит так и сказано: «грубо разделанная ») и прочее – все, что нужно для поминального стола. Зрители стоят довольно долго, разглядывая ярко освещенный натуралистический объект, и, пока их не пригласят в зал, силятся разгадать его таинственный смысл.

И сама пьеса украинского драматурга Натальи Ворожбит , и постановка Виктора Рыжакова, которую коллектив Центра имени Мейерхольда осуществил у нас в Москве, – в каком-то смысле пощечина стандартному общественному вкусу. После спектакля зрителей собрали в кафе ЦИМа для обсуждения и мы долго гадали: вот те две женщины в начале спектакля и те две женщины в середине, которые вышли из зала, очень громко топая по ступенькам, – почему они ушли? Из-за Украины (в тексте речь идет о полковнике украинской армии и вообще о нынешней войне, хотя это не самое там главное)? Или из-за причин чисто эстетических – непривычно, странно все это смотреть?

Пожалуй, я склоняюсь ко второму.

Аннотация к спектаклю звучит следующим образом (цитата): «”Саша, вынеси мусор” – пьеса про войну как она есть. В пьесе три действия и три героя. Мать и беременная дочь готовят поминки по погибшему Саше. Он был офицером украинской армии. Он мертв, но они говорят с ним как с живым. Война ложится на них всей тяжестью». Я прочитал текст и решил, что спектакль будет именно про это – про войну. Про политику. Про то, что разделило народы и заставило рассвирепеть целые нации.

Но оказалось, что спектакль о другом – о том, что этому всему противостоит: о человеке и человечности. О том, что такое любовь, например, и что такое смерть.

Герои Ворожбит (я видел еще ее пьесу «Демоны» в постановке ленинградского театра «Эксперимент») – совсем простые люди, бедные и вроде бы недалекие, но, в отличие от многих молодых российских драматургов, которые работают с похожим материалом, у Ворожбит эти люди – какие-то бездонные резервуары человечности, мудрости, практически титаны духа. В них столько нежности и любви, что хочется смеяться и плакать одновременно. После этих пьес, не побоюсь этого слова, хочется жить, потому что те самые пресловутые восемьдесят шесть процентов у нее – совсем другие , глубоко понятные и интересные нам персонажи. Правда, не стоит забывать, что это не наши пресловутые восемьдесят шесть процентов, а украинские.

Полковник Саша, муж и отец (вернее, отчим) этих двух женщин, как выяснилось, умер до войны. Умер от сердечного приступа, прямо в ванной. Готовясь к поминкам, мать и беременная дочь в первом действии обсуждают его смерть, обсуждают страстно, предъявляя далекому Саше кучу вечных претензий, и даже, не сговариваясь, вдруг кричат, как будто забыв на секунду о его смерти: «Саша, вынеси мусор!»

Второе действие происходит у Саши на могиле, а третье – опять в квартире, но уже в тот момент, когда началась война, когда люди в ожидании газовой блокады ставят в домах печки (твердотопливные котлы, как их гордо называет розничная торговля), запасают гречку, картошку и бензин (для чего бензин – я потом скажу).

Разговор женщин с полковником Сашей – не просто ритуальные реплики типа «на кого же ты нас оставил», нет. Саша тоже присутствует в пьесе, он отвечает, иногда очень смешно, иногда резко, и в этой живой мистике жизни значительно больше реализма, чем в любом произведении, написанном по реалистическим канонам. И вот в процессе беседы выясняется, что Саша, как и многие его безвременно ушедшие из жизни друзья, собирается вернуться с того света, чтобы идти на войну, защищать родину – свою Украину.

Если бы этот новый украинский патриотизм был выражен прямо, официозно и в лоб, это наверняка выглядело бы не совсем художественно и не совсем правдиво и вызывало бы кучу вопросов. Но патриотическая идея, выраженная через эту самую «мистику жизни», через весь этот бред и абсурд, оказывается настолько сильной, что просто дух захватывает. И война эта – бред и абсурд, не представимый еще вчера, и то, что мертвые на нее собираются, как живые, – тоже бред и абсурд, но в то же время вспоминается, что, по слову Высоцкого, «наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие – как часовые», – и от этого мурашки по коже, конечно.

На обсуждении спектакля (которое вел журналист Юрий Сапрыкин) зрители в один голос говорили о том, насколько узнаваемы в пьесе детали быта: все эти конфеты, которые надо разложить по шестидесяти кулечкам, эта начинка для пирожков на подсолнечном масле, капуста и селедка, эти разговоры про мужчин – настолько все это наше , настолько родное и знакомое, что невольно приходит понимание: война эта происходит, при всех политических разногласиях, внутри одной культуры, внутри одного этноса и внутри одной, построенной этим этносом цивилизации. Я уж молчу про русский язык, на котором так тонко и удивительно пишет Ворожбит , который она так тонко чувствует.

Да ведь и мучительное мужское стремление во что бы то ни стало попасть на войну и защищать родину тоже сразу узнается: призрачный «Саша» – из той формации полковников и майоров, мужчин, потерявших смысл жизни в 90-е годы и оттого ушедших так рано. Но не из таких ли отставников сформировались российские добровольцы, обретающиеся в Донбассе? Украинцы (и, очевидно, сама Ворожбит ) считают их «российскими военными», но на самом деле они именно что «добровольцы», отставники, «вставшие из могил», то есть поехавшие «за смыслом», потерянным ими когда-то, казалось бы, безвозвратно.

Эта зеркальная схожесть ситуаций и культур и есть тот главный манок, ради которого стоит смотреть спектакль. Не все зрители с этим согласились (были же и зрители более продвинутые, чем я) и яростно настаивали на том, что и культура другая, и нация другая, и нечего тут продвигать официозный российский лозунг о «гражданской войне».

Да, действительно, в спектакле есть несколько деталей, которые явно и очевидно указывают на то, что там, у них, все другое. Во-первых, отговаривая Сашу от идеи возвратиться с того света и пойти на войну, его женщины подробно перечисляют стоимость снаряжения: гимнастерка, берцы , импортная стальная каска – да ведь на это никаких денег не хватит . Для российского (да и любого другого) зрителя это, конечно, звучит дико, но там на самом деле в армию снаряжают за свой счет. Кстати говоря, там еще обсуждают «шестую мобилизацию», когда в армию призывали мужчин от двадцати пяти до шестидесяти лет – и пожилых, и совсем юношей, и последних кормильцев, и больных. Тогда-то, наверное, и родился этот драматургический замысел, поскольку в реальной жизни приходили по ошибке и за умершими мужчинами и их искали тоже…

Ну и вторая важнейшая деталь – эта семейная подготовка к реальной войне, когда в столь понятном нам ряду: твердотопливный котел, то есть печка-буржуйка, отремонтированный колодец, чтоб вода была, гречка, картошка, консервы, дрова – вдруг оказываются сто литров бензина, «чтоб доехать до Варшавы, если уже нужно будет спасаться в случае чего». И дочь говорит, правда, слегка неуверенно: «Ну, может, все-таки не будут бомбить?» – и я в этот момент тяжко и горько вздыхаю про себя: господи, какое все-таки счастье, что пронесло, что удалось этот кошмар хоть как-то остановить. Вот в этих двух деталях и раскрывается разница в отношении к войне, и если заглядывать в этот вроде бы небольшой зазор, то увидеть в нем можно целую пропасть, невероятную пропасть, которая пролегла между Украиной и Россией теперь уже, видимо, навсегда. Какой же ужас, какой стыд, что там еще год или два назад люди искренне ждали начала совершенно реальной войны! Впрочем, ждали ее и у нас. Просто как-то по-другому.

Однако войны пока не случилось. Поэтому давайте поговорим о вещах более мирных.

Режиссер Виктор Рыжаков (опираясь на пьесу, конечно) сделал спектакль очень нежный, женский, светлый, я бы сказал, светящийся и прозрачный. И в этом совсем не жестком, не мучительном спектакле в каком-то смысле объявлен окончательный приговор классическому, или «академическому», театру. Две героини спектакля произносят текст, в буквальном смысле слова прижавшись спиной к картонной кирпичной стене, на которую иногда дается световая проекция. Они работают на пятачке настолько тесном и узком, что физически не могут ничего, кроме как стоять, сидеть или сделать небольшой шажок. Актеры (мне хочется назвать их фамилии, все играют честно и открыто – Светлана Иванова-Сергеева, Инна Сухорецкая , «полковник Саша» – Александр Усердин ) просто вынуждены без малого час говорить куда-то туда, в небо, в зрителя, даже не друг другу, и это, кстати, очень сильно действует. Накрытый за спиной зрительного зала стол, за которым героини готовят поминальную трапезу, – это прямая аллюзия: вот вам ваша декорация, вот ваша бутафория, вот ваше «сценическое пространство», ешьте! (Причем в прямом смысле, не в переносном.)

И ты понимаешь: невозможно сейчас, в этом веке, в этих обстоятельствах пытаться городить старый огород классического театра, изображать, что люди едят и пьют, изображать их быт, вообще что бы то ни было «изображать» – нельзя , слишком близка общечеловеческая трагедия .

Но все же я благодарен создателям этого зрелища – за то, что надежда на мир все-таки остается.

Придя второй раз на «Конармию» накануне, я, помимо свежих впечатлений собственно от спектакля, получил еще и важную информацию о дневном прогоне новой постановки Виктора Рыжакова, которой глупо было бы не воспользоваться. Хотя прогоны — дело ненадежное, но у Рыжакова — в меньшей степени, чем у кого-либо: в свое время я месяца за три до официальной премьеры посмотрел абсолютно готовый и безупречный его спектакль в «Мастерской Фоменко» (сейчас он пока не идет, потому что Агуреева в декрете).

А «Саша, вынеси мусор» — уже практически премьера, вернее, превью; хотя прогон и задержали на час с лишним из-за того, что актрисы не могли проехать по перекрытой Москве — но у нас и спектакль могут точно так же задержать, тогда еще обиднее. Зато смотреть «Сашу…» почти без зрителей — важнее, чем обычно, в силу особенностей пространственного решения. Днем раньше публику «Конармии», да и меня тоже (я ведь, как и остальные, не знал заранее, что к чему) поднапрягла выгородка в фойе — может, подумал я, семинар какой проходит в ЦИМе? Оказалось, никакой не семинар, а это задумка для спектакля: актерам оставили вместо сцены, хотя бы импровизированной, узенький выступ, от стены меньше чем на полметра, а первый зрительский ряд (где я в результате сидел на прогоне один) — на расстоянии буквально вытянутой руки. Актеры, прежде всего две актрисы, Инна Сухорецкая и Светлана Иванова-Сергеева, а также Александр Усердин, почти распластаны по стене, вся сценография. не считая двух узеньких скамеечек и висящей на стене скрипки — виртуальная: фотоинсталляция, схематично и отчасти иронично обозначающая обстановку кухни в обычной киевской квартире (художник Ольга Никитина).

Столь же схематична и пьеса Натальи Ворожбит. Две главные героини — мать и дочь, Катя и Оксана. Катя только что похоронила мужа, Оксана беременна, хотя отец ее ребенка почти так же виртуален, как обстановка вокруг, и еще более эфемерен, чем ее собственный покойный отец, поскольку как раз папа, тот самый Саша, в спектакле все же присутствует во плоти. В первой сцене, где женщины готовятся к поминкам по Саше, его голос раздается из-за спин зрителей (спектакль играется в «зеленом фойе» ЦИМа на 5-м этаже), где стоит стол с нехитрой кухонной атрибутикой. Во второй, когда Катя и Оксана приходят спустя время помянуть Сашу на кладбище, герой возникает в образе человека, похожего на покойника. А в третьей, снова дома, разродившаяся Оксана спустя год опять беременна и опять в отсутствие своего безвестного Олега, Саша возвращается к ним. Возвращается он, однако, не просто так, и это в спектакле самое интересное. Саша — профессиональный военный, офицер. Среди его сослуживцев уже много покойников — кто-то спился, кого-то свел в могилу рак. И все они теперь «воскресли», чтобы снова воевать — потому что на их страну напали.

Кто напал на Украину — говорить излишне, как и то, что проблематика спектакля (о пьесе мне говорить сложнее — я ее не читал, написана она только что по заказу из Великобритании, а что умеет делать Рыжаков даже с самыми примитивными текстами и какие измерения способен им придавать, хорошо известно, достаточно вспомнить «Рыдания» с той же Ивановой-Сергеевой) к агрессии против Украины не сводится. Понятно, что речь изначально идет о конфликте универсальном — и семейном, и половом, и человеческом. «Саша, вынеси мусор» Натальи Ворожбит в чем-то перекликается с пьесами еще одной украинской драматической писательницы, Анны Яблонской — «Семейными сценами», «Пустошью», но по структуре намного и демонстративно проще. Женщины (представленные тут, по крайней мере изначально, в свете не самом выгодном — феминистки обидятся скорее, чем православные, последние еще могут чего-то недопонять, а здесь все налицо: дуры-клуши) рожают и хоронят, в промежутках гнобя своих мужчин, которых в меру своего куриного разумения все же любят, а мужчины воюют, обороняясь, на всех фронтах, начиная с семейного, заканчивая обыкновенным, когда на страну прет озверелый агрессор и надо отбиваться от захватчиков. Такой схематизм драматургии режиссер и художник, помещая героев в предельно условный контекст и не просто озвучивая вслух все ремарки, но практически стирая интонационно грань между авторской речью и репликами персонажей, из вероятного недостатка пьесы превращают в несомненное, очевидное достоинство спектакля — жесткого, минималистского по форме и бесконечно глубокого (при нарочито «плоском» пространственном решении) по содержанию. Может быть, учитывая внешние, внехудожественные обстоятельства, даже чересчур глубоко копают.

Конечно, я тоже с удовлетворением отмечаю и остроумие подхода авторов постановки к тексту, и невероятную работу актеров — опять-таки актрис прежде всего, на Светлану и Инну, особенно когда они не произосят никаких слов, а просто молчат и транслируют не то что скрытые эмоции, но в буквальном смысле какой-то из других измерений идущий свет, и оторваться от них невозможно, ну разве что на время отвести взгляд от одной, чтоб переключиться на другую (сидишь так близко к ним, что сразу за двумя одновременно наблюдать физически невозможно, если у тебя глаз не как у хамелеона устроен). «Саша, вынеси мусор» в этом плане, безусловно, развивает и те мысли о человеческой природе, что были заложены Рыжаковым в невероятных, при видимой относительной «традиционности» театрального формата, «Пяти вечерах», и, вместе с тем, поиски новых форм, которыми отличались его более экспериментальные работы (например, «Боги пали»). Поэтому невозможно сказать, что в «Саше…» чего-то не хватает. Я бы, однако, позволил себе заметить, что как раз интересного, остроумного, содержательно многослойного в спектакле — с избытком. И уж совсем неуместным мне кажется его пацифистский пафос с финальным «оружие… отставить!»

Мертвецы, встающие из гробов, чтоб воевать — образ, положим, не самый привлекательный. Но кто-то же должен воевать, чтоб остановить нападение — иначе только и останется что думать о картошке и бесконечно рожать рабов вместо солдат (Инна Сухорецкая обозначает беременность своей героини предельно примитивным и оттого вдвойне знаковым приемом — подкладывая на живот надувной мячик). Парады ведь, из-за которых даже актерам на прогон невозможно проехать, не ради одной лишь красивой картинки проводятся, и там не виртуальные мертвецы в нарисованных декорациях шествуют. Поэтому для начала стоило бы пожелать украинцам поскорее вынести мусор, а о несовершенстве человеческой природы, гендерном напряжении и неурядицах брака можно поразмышлять и на досуге.

Для тех кто хоронил самых близких "Вау". Эта глубокая мысль промелькнула первой, когда спектакль закончился. Давно не получал таких эмоций от театра. Спектакль очень честный, все натурально, ни капли наигрыша. Актеры не играют, а как-будто рассказываю про свою жизнь, свое горе, свою тоску. Интересная сценорафия, все в тему - и Scorpions и проецируемые тексты. При этом спектакль наверное только для тех, кто хоронил близких, самых близких. Кому знакомы все эти эмоции - первая боль и даже злость на умершего, тоска по нему, воспоминания о каких-то мелких историях с ним, ощущение что он где-то рядом и ты с ним договариваешь. Тогда спектакль трогает почти до слез даже такого холодного и закоренелого циника, как я. При этом, на спектакль ходил с милым ребенком 23-х лет, которому эти все эмоции не близки, он их пока не переживал (и слава Богу). Ей спектакль показался странным, ни о чем, она мало что там поняла, ждала развития как-то то сюжета, который в пьесе, в общем то, отсутствует. Резюме - тот самый современный театр, никакой игры, все взаправду, все очень круто.

Инна Сухорецкая играет бесподобно! Играет ребенка, потерявшего отца, но при этом уже мать, которой страшно жить в этом мире, и тяжело мириться с утратами. Наверняка постановщик с помощью архитектуры зала хотел сказать очень многое, но для меня это мысль о том, что вот она война - она близко, так же близко, как люди, сидящие почти на самой сцене, лицом к лицу с героями и их историями. Не ходите сюда на голодный желудок, иначе ни о чем, кроме запахов украинского стола, вы думать не сможете. И не забывайте в конце, что стол это поминальный.

Нелепый и плоский спектакль с нераскрытым потенциалом, никакая игра актёров на фоне проекции кирпичной стены. Намеренное упрощение всего приводит к потере смысла. Остроумно написанные диалоги разбиваются о бездарную игру актёров, которые даже не пытаются показать, что происходит на самом деле, не пытаются погрузиться сами и погрузить нас всех в историю.

Огромное спасибо хочется сказать после посещения Театрального Центра имени Вс, мы смотрели интересную постановку "Саша, вынеси мусор". Это очень интересная. Стол с простыми овощами перед сценой - это была потрясающая задумка. Очень не ординарная постановка, заслуживающая внимания, замечательная игра актеров. Я всем рекомендую

«Саша, вынеси мусор» киевлянки Натальи Ворожбит в постановке Виктора Рыжакова в Москве. Почти весь этот день говорил с друзьями о том, что мы можем сделать для того, чтобы связи между людьми в России и Украине сохранялись и поддерживались, не смотря на войну и пропаганду, усилия патриотов и националистов с обеих сторон, сведения счётов между теми, кто у власти, горьких обид и накопившейся жажды мести. Этот спектакль о двух женщинах из-под Киева и их муже и отчиме, умершем полковнике украинской армии, эта встреча героев и зрителей, живущих по обе стороны искусственных границ, и объединившихся в зрительном зале общей болью и смехом, как раз то, что и надо делать. Эта кухня и это кладбище где-то под Киевом, как будто где-то под Москвой или под Луганском - и там происходит встреча. Умерший от сердечного приступа полковник, который возвращается в жизнь по призыву «шестой мобилизации», чтобы исполнять долг и идти на войну. И женщины, которые его туда не пускают, по простым, бытовым и человеческим причинам, чтобы продолжалась жизнь. Ещё одна встреча, уже на сцене - мира мёртвых и живых. Сделано и сыграно сдержанно, по интонации и приёмам как читка, с хорошим вкусом, отстранёно и при этом трогательно, музыка, видеопроекции и минимальные выразительные приёмы - в точку. При входе в зал мы окружаем стол, на котором разложены простые и такие аппетитные продукты, источающие запахи и рождающие желание их тут же съесть. В спектакле актрисы проговаривают, что он делают с ними: готовят, накладывают, едят… В конце спектакля теперь мы подходим к столу и едим смачное украинское сало, свежий чёрный хлеб, лучок и редисочку, жирную селёдочку и ещё тёплые шкварки на сковороде. И это удовольствие, этот вкус – спектакля и еды – снова объединяет нас, погружая нас в единый мир, в котором нам всем вместе жить

В своих комментариях и постах я старательно избегаю темы украинских событий последних лет. Потому что такие разговоры до добра не доводят: неравнодушные правдолюбцы с обеих сторон обязательно начнут перетягивать тебя на свою сторону, а если это у них не получится, оскорбятся в лучших чувствах и забросают отходами мозговой жизнедеятельности. Именно поэтому, идя на постановку украинского драматурга Натальи Ворожбит и режиссёра Виктора Рыжакова «Саша, вынеси мусор!» на сцене ЦИМ, я опасался, что вновь окажусь в состояние эмоциональной войны, которая никому не нужна. Однако спектакль, номинированный на «Золотую маску» в этом сезоне за драму в малой форме, прошёл по самой грани этой скользкой темы, сфокусировав внимание зрителей на бытовой драме отдельно взятой украинской семьи нашего времени. Второй гранью, которая отделила «Сашу…» от пошлости стала ирония. Без неё вообще события последних нескольких лет воспринимать крайне сложно. Постановка условно разделена на 3 части, две из которых – инсталляции «обычного» украинского стола - вначале и в конце. И только вторая часть – действо, которое развивается на условной сцене, а скорее у стены. 3 актёра: 2 женщины и мужчина рассказывают социальный анекдот, в котором умершему от сердечной недостаточности Саше уж лучше оставаться на том свете, чем возвращаться на этот. «А то придётся опять провожать…а мы не потянем!» Тянуть лямку повествования в основном приходится героиням Светланы Ивановой-Сергеевой и Инны Сухорецкой. Именно они находятся «у стены» на протяжении всей постановки. А Саша отвечает им с того света голосом Александра Усердина и лишь под конец спектакля материализуется. «Выписыванием» образов украинок Кати и Оксаны авторы удивительно перекликаются с русской литературной традицией, в которой именно женщины – носительницы созидательного начала. В спектакле «Саша, вынеси мусор» им для этого мужчины не нужны, в принципе. Оксана дважды «беременеет» на сцене без их участия. Музыкальное сопровождение, юмор и сравнительно небольшой хронометраж спектакля – около часа, – несмотря на сложность поднимаемых тем, позволяют зрителям выйти из зала без печати глубокого внутреннего потрясения. А хлебосольный стол с пирожками и салом, который ждал за сценой, - еще раз подтверждает прописную истину: на сытый желудок и живётся, и думается лучше.

Ужасный ужасный ужасный спектакль! Гнетущий и бестолковый. Главный вопрос, который мучает в конце: зачем все это было? Ни морали, ни перфоманса, только выматывающая истерика на протяжении всего действия. Шла на прекрасную актрису Сухарецкую, которая играет в фильмах и спектаклях Вырыпаева, и она, конечно, хороша в любых постановках, но общий смысл пьесы так и остался за гранью понимания. Что это, повод поговорить на актуальную тему о войне и Украине? Что для мужчины всегда на первом месте "долг перед отечеством", который может и из могилы поднять? Или послушать причитания на бытовые темы, увидеть в них себя и переосмыслить приоритеты? В общем, не смотря на мою огромную любовь к современной драматургии, эту постановку считаю потраченным впустую временем, изматывающим душу и не приносящим разрядки. Положение даже не спасают пирожки, незримо сопровождающие весь спектакль, и по окончанию отданные на растерзание зрителю..

Зрителей впускают в большое полуосвещенное пространство на задворках партера и сцены. Свет направлен на обычный кухонный стол посередине зала. На нем - продукты: свежие овощи, салат, раскатанное тесто, зелень, хлеб. Пирожки - в эмалированной кастрюле. На столе происходит действие: что-то «шкварчит» на разогретой сковороде, пахнет вкусно, по-домашнему. Салом с лучком. Все замирают в ожидании. В какой-то момент публику приглашают и помогают распределиться между несколькими рядами зрительного зала. Сцена – вплотную к первому ряду. Сцена - это полметра поверхности, которые отделяют зрителя от единственной декорации в виде кирпичной стены. Нет занавеса и кулис. Две героини уже перед публикой. Они сидят на небольших откидных стульях, как в коридоре купейного вагона. Обе в черном. До них можно дотронуться, если протянуть руку. Пауза и тишина. Легкий кивок одной из актрис. Так начинается спектакль Виктора Рыжакова по пьесе украинcкого драматурга Натальи Ворожбит. В спектакле всего три персонажа. Действие разворачивается вокруг похорон и поминок Саши - офицера украинской армии, который жил в мирное время и умер дома от сердечной недостаточности. Теперь его жена и дочь готовят стол к поминкам. Разговаривают друг с другом, разговаривают с Сашей, вспоминают. Пространство между стеной и зрителями сжато, поэтому актеры работают «крупным планом» на протяжении всего спектакля. Эффект присутствия максимален. На кирпичной стене проецируются образы квартиры, где жил Саша, кладбища, «фресок» из потока воспоминаний. Голос невидимого Саши звучит в темноте и отдает эхом. За счет такой нестандартной организации пространства Рыжакову удалось достичь «спрессованного», максимально концентрированного восприятия. Акцент сделан не на смене событий, а на состояниях: потеря мужчины в семье – как это? Этот спектакль про мужчин – про их отношение к долгу и чести. И про женщин – как они, несмотря на боль, сохраняют веру в жизнь. В мирную жизнь. Особо остро звучит в спектакле возвращение Саши c того света. Саша возвращается к себе домой в пригород Киева, когда объявляют шестую мобилизацию. Но у женщин своя вахта – они несут ее на границе между жизнью и смертью. Жена и дочь не готовы принять Сашу назад – чтобы не потерять его снова. Они не дают своего согласия на это. Потому что у женщин своя вахта – они несут ее на границе между жизнью и смертью.

Саша муж, мать (С. Иванова-Сергеева) и дочь (И.Сухорецкая). Саша умирает от сердечной недостаточности, по профессии он был военный, живут в поселке на Украине. Дочке скоро рожать, мужа у нее нет, и думает не назвать ли будущего мальчика Сашей и она постоянно хочет селедки. Мама постоянно разговаривает с Сашей, у них не прекращается диалог и после его смерти, она постоянно с ним спорит, этот диалог очень эмоциональный. Саша хочет вернуться, в связи со сложившейся ситуацией в стране. Действие происходит очень близко к залу, перед нами выстроена кирпичная стена, на ней периодически появляются записи, в одной из них они вспоминают как ездили в Евпаторию и купались голышом, как спасали медузу и как Саша дрался с москвичами, как пьяные все возвращались в номер. Все знакомо, просто для нас это уже не Евпатория, а другие страны, где все мы проживаем те же моменты счастья… Саша возвращается в наш мир и ни у кого не вызывает сомнения в реальности его прихода, что это возможно, ведь жена его похоронила год назад. Начинается разговор троих человек с интересными подробностями. Для меня, при всей грустности, это была смешная история, что все возможно в нашем мире, и простое сравнение В. Рыжакова звука салюта и звук разрывающихся бомб, только на спектакле поняла, почему мне не нравится звук салюта. Цвет, краски салюта - очень красивые, а при звуки всегда неуютное ощущение было, сейчас понимаю, что все может поменяться в один момент… Спектакль начинается с инсталляции натюрморта стола, где мы видим - хлеб, капусту, сало, картошку, стоит плитка и что-то жарится на ней… а мать и дочь ждут, когда взойдет тесто, но почему-то оно не поднимается… Это третий спектакль Рыжакова, который посмотрела и мне понравился во всех спектаклях ритм, который у него есть. Есть хороший текст и тонкое режиссерское восприятие мира, что не может меня оставить равнодушной к режиссуре В. Рыжакова.

Война: долг мужчины или женская беда?! Интригующее начало спектакля «Саша, вынеси мусор» (по одноименной пьесе современного украинского драматурга Натальи Ворожбит) увлекает театрального гурмана с первых же минут. Искушенную петербургскую публику собирают прямо на сцене вокруг стола с различными явствами времен Советских Социалистических Республик (селедка, почищенная на газетке, чёрный хлеб, нашинкованная капуста, картошечка, сало, скворчащее на сковороде). А потом все зрители (как и актеры в спектаклях) скрываются за кулисами, откуда попадают в Малый зал, где очень близко и тесно стоят друг к другу стулья, а сцену подпирает кирпичная стена, оставляя актерам 20 см подмосток. Три действия, три героя, одна война. Беременная падчерица Оксана и её мать Катя, готовя поминки, разговаривают с умершим Сашей (мужем и приемным отцом в одном лице), сетуя ему на нелегкую судьбу женщин после смерти кормильца. Саша был офицером украинской армии. Он мертв, но они говорят с ним как с живым, упрекая его по мелочам. Их диалоги с умершим комичны и трагичны одновременно; эти нелепые воззвания женщин «справедливости ради» стирают для зрителя границу между смертью и жизнью, потому что их слова, обращенные в пустоту, находят отклик – Саша отвечает им (как будто он вовсе и не умирал). Второе действие спектакля разворачивается год спустя на могиле умершего, все те же диалоги (о конфетах, которые любил покойный, о памятнике на могиле, о том, да о сем…), все те же обиды. В третьем действии события разворачиваются совсем непредсказуемо: в дом, где проживают Катя и вновь беременная Оксана, является с того света Саша. Он восстаёт из мёртвых, чтобы вновь быть на службе у своей страны. На дворе 2014 год, грядет новая война, нужны военные, и вот шестая мобилизация. Но Катя и Оксана не слишком рады возвращению покойного Саши, потому что он снова сейчас уйдет на войну, где погибнет, и его опять придется хоронить, а денег на похороны уже нет. Песня Scorpions «Wind of change», которую поет Оксана «под занавес» рушит Берлинскую стену (режиссер дает в конце спектакля «вдумчивый» видеоряд), но за Берлинской стеной растут новые…куда более высокие и страшные стены. На выходе из зрительного зала зрителя вновь встречал и провожал стол, уставленный всякими кушаниями, и каждый желающий мог в завершении вечера полакомиться пирожком с капустой. Спектакль просто бесподобный, как и другие постановки, сделанные умелыми руками Виктора Рыжакова

С порога – к кухонному столу. Зрителей будоражат запахи готовящегося ужина. Смотреть на оставленную без присмотра еду, которая ждет семью к столу, – как заглядывать в дом сквозь проем приоткрытой двери: жаль нарушать хрупкий покой. Дверью точно не ошиблись, а кажется, что здесь кто-то готовил ужин. Хозяйка дома вот-вот появится и продолжит нарезать овощи. На кухонном столе разложены продукты – ждут своей очереди. Запахи дома и уюта. Похоже без присмотра оставлен кусок чей-то жизни. Передается тревожность ожидания. Фон – кирпичная стена – приближает актеров, вровень сидящих в первом ряду. Художник Ольга Никитина создает новую честность в театральной условности. Стена неожиданно вытесняет все лишнее, и от этого неудобно мало места для игры. Актерам остаются свободными остаться наедине с собой, когда нет привычной опоры движения в игровом пространстве. Режиссер Виктор Рыжаков делает акцент на значимости близкого присутствия камерной истории личного горя. И это находит отклик с позицией драматурга с гражданской ответственностью. Наталья Ворожбит отстояла право на свою правду, когда находилась внутри событий на Майдане и войны на востоке Украины, потому что нельзя оставаться в стороне. Война не застала и пришла после смерти офицеров украинской армии. Ворожбит близко видела гибель военных в мирное время. Тот случай, когда драматург и режиссер союзники. Без привязки к позиции той или иной стороны конфликта войны. Свободный гражданин выходит говорит правду и будет услышан. Смелое гражданское высказывание без назидания перетянуть на свою сторону. Это важный честный разговор со зрителем, который открыт к принятию чужой правды. Еще одно важное приближение к обдумыванию внутренней работе с собой. Две женщины: мать (Светлана Иванова-Сергеева) и дочь (Инна Сухорецкая) – заняты последними приготовлениями к поминкам. Молодая дочь на последнем сроке беременности сожалеет, что Саша (Александр Усердин) не увидел внука. Саша погиб не как герой, а у себя дома от сердечного приступа. На войну не успели проводить. Сашу призвала смерть, а он думал, призовет долг защищать Родину. Шестая мобилизация украинской армии началась без него. Саша готов вернуться и встать на защиту Отечества как все военнообязанные Украины. Он уходит, когда так нужен своей семье. Его любимые женщины не готовы к его возвращению, потому что провожать на войну – невыносимо. Две женщины остаются наедине с горем утраты и приближающейся войной. Поначалу кажется, что Саша вышел куда-то и может вернуться. Одновременно возглас –«Саша, вынеси мусор!» Здесь – и о боли потери, и об отчаянии вслед тому, кто ушел не попрощавшись. Тяготы бытовых забот перемежаются с воспоминаниями о Саше: упреки жены в многочисленных недостатках, что выпивал и мало получал, терпел унижения начальства; трогательный эпизод, когда защитил дочь от нападок, что неродная; и то, как он заступался за слабых. «Саша, вынеси мусор!» – это поставленный с уверенным знанием, тонко прочувствованный и сыгранный спектакль. На расстоянии вытянутой руки ощущается бережное отношение в жестких условиях вытеснения к стене. Очень тонко передалось предчувствие беды. Здесь Женщина заботится о выживании, дарит миру и оберегает новую жизнь. Без ложного преувеличения можно сказать, что все силы двух одиноких женщин брошены на то, чтобы согреть дом, оберегать и растить детей. Здесь смерть – быстро и навсегда. Умирать не страшно. Куда страшней жить после смерти близкого человека.

За час можно перевернуть душу. В ЦИМе могут. На фоне большой кирпичной стены две женщины говорят с умершим мужчиной. Жена и почти дочь – падчерица. Офицер украинской армии умер не в бою – от сердечного приступа. Забыт Родиной, хотя и служил на кафедре Военного университета, но это не то, и здесь никакого пафоса. Об этом говорит ему жена, уже вдова, собирая радостные воспоминания совместной жизни по крупицам. Женщины готовят поминки: поднимается тесто для пирожков, на плите жарятся шкварки, нашинкована капуста, салаты, конфеты. Всё это, ещё до того, как зрители проходят вглубь зала они видят на столе, мимо которого проходят на свои места, закуски встречают их при входе в зал, сама же пьеса – будет с другой стороны. Женщины собирают поминки и разговаривают с Сашей. Упрёки и воспоминания, с редкой радостью, где быт, безденежье, выпивка побеждали чувства. За окном – бушует жизнь, это слышно по звукам детского смеха, голосов, гомона улицы. Жизнь идёт. Жизнь всегда продолжается. В спектакле три не разделяемых действия. В первом – женщины прощаются с Сашей, вспоминают жизнь прошлую, собирая поминки; во втором – через год говорят друг с другом на его могиле; третье действие – это уже сентябрь 2014 года. Зритель знает этот год. Знает, что 2014 значит для Украины и России. Тогда Саша появляется снова. Когда военные нужны, как никогда. В стране идёт война. Шестая мобилизация и мёртвые встают. Что бы они сказали, как бы поступили, будь живы? Сомнений нет. «Я присягал, я должен идти воевать». «Я офицер. Я не могу лежать». «Мы с ребятами перетёрли. Надо вернуться. Чего было жить тогда? Сейчас другое дело – сейчас война…» «Саша, мы тут как-то сами. А ты отдыхай. Пусть другие». Простые диалоги военного времени, которые простотой своей рвут мирную душу. Киевский драматург Наташа Ворожбит и режиссёр Виктор Рыжаков в анонсе к спектаклю говорят просто: «Война показана здесь через вечную ситуацию: мужчина всегда готов, женщина всегда против, примирить их может только любовь. Война мыслится мужчинами как долг. Женщины мыслят войну как беду и горе. Этот спектакль женское воззвание к мужчинам с призывом к миру». Тонко работая с текстом, скромно – с декорациями, точно – со звуками и музыкой, Виктор Рыжаков показывает главное – ценность жизни, бездумность войны. За час можно перевернуть нутро и вывернуть душу. Поминки по герою Саше, даже с того света готового идти воевать, становятся будто бы поминками по двум народам, воюющим не понятно за кого. Когда за окном оглушительно бушует весна и мчится жизнь. Под музыку Scorpions, символ объединения мира (восхитительно-точное музыкальное решение режиссёра!), идёт видеохроника разрушения Берлинской стены. На фоне новой стены, которая, словно по исторической спирали, растёт и увеличивается… В ХХI веке война продолжается.

Выбирая, на какой спектакль пойти, я прочитала аннотацию: "«Саша, вынеси мусор» пьеса про войну как она есть. В пьесе три действия и три героя.Мать и беременная дочь готовят поминки по погибшему Саше. Он был офицером украинской армии. Он мертв, но они говорят с ним как с живым. Война ложится на них всей тяжестью. Война мыслится мужчинами как долг. Женщины мыслят войну как беду и горе. Спектакль «Саша, вынеси мусор!» - женское воззвание к мужчинам с призывом к миру." Но аннотация не отражает атмосферы, эмоций и общего впечатления от постановки. Спектакль начинается необычно, вводит зрителя в заблуждение. Зайдя в зрительный зал, человек сам становится действующим лицом: он попадает в пространство инсталляции. Свет освещает только часть зала. На небольшом островке деревянного пола стоит теплый уютный домашний стол, на котором будто бы еще минуту назад готовили что-то донельзя вкусное. Зрители выстраиваются вокруг инсталляции, ожидая, что именно там будет происходить действие. Спустя некоторое время, зажигается свет, приглашая занять места в зрительном зале. На сцене двое- Катя и Оксана, обе в черном, Оксана на седьмом месяце беременности. Сцена совсем близко к зрителю, её практически и нет, лишь небольшая полоска, на которой едва хватает места актерам. Саша - муж Кати, отчим Оксаны, умер. Весь спектакль является разговором о любви, мире и войне. Но прежде всего он о любви. О той, что не ценишь, пока не потеряешь, о той, над которой не властна даже смерть. О любви человека к своей родине и к своей семье. О том, что долг женщины - забота о мужчине, а долг мужчины - забота о всей стране. "Саша, вынеси мусор" вне пространства и времени. Зритель уносит спектакль с собой, продолжает о нем думать, возвращается к нему. Особенно стоит отметить голос Инны Сухорецкой, которая несколько раз исполняла одну и ту же композицию. Эта песня шла невидимой нитью по всему спектаклю, связывая воедино всё и всех. Я высоко оцениваю игру актеров, оформление сценического пространства и режиссуру. Не могу однозначно сказать, понравился мне спектакль или нет, но он заставил меня задуматься, а это, наверное, и есть главное предназначение современного искусства.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры