Шпеер Альберт: биография, фото, работы. Альберт Шпеер после тюрьмы

Главная / Любовь

Начало карьеры

Шпеер родился на юго-западе Германии, в городе Мангейм, 19 марта 1905 года. Его отец был архитектором, и именно благодаря ему сформировались вкусы и интересы мальчика. Альберт учился в Карлсруэ, Мюнхене и Берлине. В 22 года он окончил столичное училище и стал дипломированным архитектором.

Карьера Шпеера началась с того, что он стал преподавателем. Как заявлял сам архитектор, в своей юности и молодости он был глубоко аполитичным. Однако именно в это время Германия переживала кризис за кризисом, из-за чего стала популярной радикальная нацистская партия. В 1930 году Шпеер Альберт вступил в ее ряды после того, как услышал речь Гитлера, которая его крайне воодушевила и оставила сильные впечатления.

Вступление в нацистскую партию

Молодой человек стал не просто членом партии. Он оказался в рядах штурмовых отрядов (СА). Политическая деятельность не помешала ему расти профессионально. Он поселился в родном Мангейме и стал получать заказы на изготовление планов построек. Партийное руководство также не обошло стороной молодой талант. Нацисты платили ему за перестройку зданий, в которых размещались учреждения НСДАП.

Реконструкция здания министерства пропаганды

Уже тогда Шпеер Альберт был непосредственно знаком с партийной верхушкой. В 1933 году Гитлер окончательно пришел к власти. Тогда же Геббельс дал Шпееру самое ответственное на тот момент для него задание - перестроить устаревшее здание, в котором должно было начать работать министерство пропаганды. Это была новая структура, созданная нацистами после прихода к власти. В министерстве было несколько отделов - административный, отвечающий за прессу, пропаганду, радио, литературу и т. д. Огромное государственное учреждение включало в себя многотысячный штат. Он должен был уместиться в новом здании так, чтобы не только успешно работать, но и быстро контактировать между собой. Все эти задачи были поставлены перед командой, которую возглавил Шпеер Альберт. Работы амбициозного архитектора вселяли уверенность в то, что он справится со своей миссией. Так и случилось. Во время Альберт Шпеер привлек внимание фюрера. Гитлер имел собственного архитектора - Пауля Трооста. Шпеер был назначен его помощником.

Помощник Пауля Трооста

Пауль Троост был знаменит по своим работам в Мюнхене, где много лет прожил Гитлер. Например, это знаменитый Коричневый дом, где до самого окончания войны располагалась баварская штаб-квартира нацистской партии. В 1934 году Троост скончался - вскоре после того, как Шпеер был назначен его ассистентом.

После этой потери Гитлер сделал молодого специалиста своим личным архитектором, поручая ему самые важные проекты. Шпеер Альберт занялся перестройкой столичной рейхсканцелярии. Еще за год до смерти Трооста он отвечал за оформление атрибутов партийного съезда, проходившего в Нюрнберге. Тогда впервые вся Германия увидела демонстрацию огромного символа Третьего рейха - красного полотна с символом черного орла. Этот съезд был запечатлен в пропагандистском документальном фильме «Победа веры». Вдохновителем многого из того, что было на пленке, был Альберт Шпеер. Архитектор с этого времени оказался в ближайшем окружении Адольфа Гитлера.

Несмотря на свою занятость Шпеер Альберт, личная жизнь которого сложилась крайне удачно, не забывал и о своей семье. Он был женат на Маргарет Вебер, у них было 6 детей.

Перестройка Берлина

В 1937 году Шпеер Альберт получил должность генерального инспектора имперской столицы, отвечающего за строительство. Архитектор получил задание разработать проект полной реконструкции Берлина. План был закончен в 1939 году.

Согласно макету, Берлин должен был получить новое название - Столица мира Германия. Это словосочетание полностью отражало пропагандистскую и идеологическую основу перестройки города. В названии употреблялась латинская версия написания слово «Германия». В немецком языке оно обозначало не страну (Deutschland), а ее женский образ. Это был национальная аллегория, которая пользовалась популярностью в XIX веке, когда еще не было никакой объединенной Германии. Жители многочисленных княжеств считали этот образ единым для всего немецкого народа вне зависимости от того, на территории какого государства он жил.

Над проектом новой столицы работали непосредственно Адольф Гитлер и его приближенный Альберт Шпеер. Архитектура города должна была быть монументальной, что символизировало бы центр мира. В своих публичных выступлениях Гитлер не раз упоминал о новой столице. По его задумке, этот город должен был походить на Вавилон или Рим во время существования античной империи. Конечно, Лондон и Париж казались бы провинциальными местечками по сравнению с ним.

Большую часть идей фюрера перенес на бумагу Шпеер Альберт. Фото современного Берлина также могут содержать некоторые его реализованные задумки. Например, это знаменитые фонари, которые были установлены рядом с Шарлоттенбургскими воротами. Столица должна была быть пронизана двумя осями дорог, которые позволяли бы быстро добраться до кольцевого шоссе, окружавшего город. В самом центре оказалась бы рейхсканцелярия, над реконструкцией которой также работал Альберт Шпеер. Проекты архитектора, касавшиеся перестройки Берлина, были одобрены фюрером.

Для того чтобы Шпеер как можно быстрее мог воплотить в жизнь амбициозный план, Гитлер наделили его невиданными полномочиями. Архитектор мог даже не считаться с мнением городских властей Берлина, в том числе магистрата. Это также говорит и большой степени доверия, которое Гитлер питал к своему приближенному.

Реализация проекта

Перестройка города должна была начаться со сноса большого жилого массива, в котором проживало около 150 тысяч жителей. Это привело к тому, что в столице оказалось много беспризорников. Для того чтобы расселить бездомных на новые квартиры, в Берлине начали репрессии против евреев, которых изгоняли из их родных апартаментов. Жилье отдавали вынужденным переселенцам, чьи кварталы сносились для реконструкции.

Реализация проекта началась накануне Второй мировой войны и продолжалась до 1943 года, когда многочисленные поражения на разных фронтах привели к экономическим проблемам. Реконструкция была заморожена до лучших времен, однако так и не возобновилась из-за поражения Третьего рейха.

Интересно, что перестройка затронула не только жилые кварталы. Были уничтожены кладбища в разных районах города. Во время реконструкции было перезахоронено порядка 15 тысяч трупов.

Зал Народа

Зал Народа являлся одной из самых значительных идей, которые были представлены в рамках проекта реконструкции Берлина. Это сооружение должно было появиться на севере столицы и стать важнейшим символом мощи немецкого государства. По задумке Шпеера, главный зал смог бы поместить около 150 тысяч посетителей во время торжеств.

В мае 1938 года Гитлер побывал в Риме. В античной столице он посетил многие памятники древности, в том числе и Пантеон. Именно это здание стало прообразом Зала Народа. Берлинский Пантеон планировалось построить из высококачественного мрамора и гранита. Гитлер рассчитывал, что здание простоит как минимум десять тысяч лет. Как и другие важные сооружения новой столицы, Зал Народа должен был быть построен к 1950 году, когда Германия окончательно покорила бы Европу.

Венцом сооружения был купол, который по проекту в десять раз превышал объем купола Собора Святого Петра в Ватикане. По подсчетам специалистов, строительство Зала могло обойтись немецкой казне в миллиард рейхсмарок.

Депутат рейхстага

Так как с наступлением войны большая часть профессиональной деятельности Шпеера была связана со столицей, он также начал участвовать в организационной жизни города. С 1941-го по 1945-й архитектор был депутатом берлинского рейхстага. Он был избран в западном избирательном округе города.

Рейхсминистр вооружения и боеприпасов

В 1942 году в авиационной катастрофе недалеко от Растенбурга погиб рейхсминистр вооружения и боеприпасов Фриц Тодт. На освободившуюся должность неожиданно был назначен Альберт Шпеер. Биография этого человека представляет собой пример жизнеописания дисциплинированного члена партии, который старательно делал свою работу, вне зависимости от того, какой пост занимал.

Также Шпеер отвечал за инспекцию энергоресурсов и дорог в Германии. Он регулярно посещал промышленные предприятия страны и делал все для того, чтобы они максимально долго работали на полную мощность, снабжая армию всем необходимым в условиях тотальной войны. На этой должности Шпеер много сотрудничал с Генрихом Гиммлером, который курировал концентрационные лагеря. Рейхсминистрам удалось создать экономическую систему, при которой благосостояние государства было основано на подневольном труде заключенных. В это время все взрослые и здоровые немцы сражалась на фронте, поэтому промышленность приходилось развивать за счет других ресурсов.

Последние месяцы войны

Весна 1944 года была крайне тяжелой для Шпеера. Он заболел и не мог работать. Отчасти из-за его отсутствия, но по большей части из-за бедственного положения экономики в это время немецкая промышленность находилась на грани краха. Летом был раскрыт неудачный заговор, целью которого было убийство Гитлера. Была обнаружена переписка предателей, в которой они обсуждали идею о том, чтобы сделать Шпеера министром в новом правительстве. Архитектору только чудом удалось убедить нацистскую верхушку в том, что он не был причастен к заговору. Сыграла роль и привязанность Гитлера к рейхсминистру.

В последние месяцы войны Шпеер пытался убедить фюрера не применять тактику выжженной земли. Уходя из городов, куда приближались союзники, немцы, как правило, разрушали всю промышленность, чтобы осложнить врагам их жизнь на пути наступления. Рейхсминистр понимал, что эта тактика гибельна не только для союзников, но и для Третьего рейха, где к концу войны не осталось ни одного стабильно работающего предприятия. Дороги и инфраструктура были разрушены снарядами и артобстрелами. стратегических объектов Германии стали регулярным событием, особенно после того, как к союзникам присоединились американцы.

Арест и приговор

Шпеер был арестован 23 мая 1945 года. Он был одним из немногих, кто признал свою вину на Архитектор также избежал смертной казни, в отличие от многих своих коллег в нацистском правительстве. Главным обвинением против рейхсминистра стало обвинение в использовании труда заключенных концентрационных лагерей. Шпеер использовал его в то время, когда отвечал за За свои преступления он был приговорен к тюремному сроку в 20 лет.

Заключенного отправили в Шпандау. Местная тюрьма контролировалась четырьмя странами-союзницами. Он отбыл весь положенный срок и вышел на свободу в 1966 году.

После освобождения

В 1969 году Альберт Шпеер (после тюрьмы) издал написанные за решеткой мемуары «Воспоминания». Эта книга сразу стала бестселлером в Европе и США. В Советском Союзе мемуары рейхсминистра не издавались. Это произошло уже после распада коммунистического государства.

В 90-е годы в России были изданы не только «Воспоминания», но и еще несколько книг Шпеера. В них он не только описывал обстановку в высших эшелонах власти Третьего рейха, но и пытался объяснить свои поступки на разных государственных должностях. Альберт Шпеер после тюрьмы жил в свободной обстановке буржуазной Европы. В 1981 году он скончался во время визита в Лондон.

Альберт Шпеер

Воспоминания

Предисловие

«Теперь Вы, наверное, мемуары пишете?» - спросил один из первых американцев, которых я встретил в мае 1945 г. во Фленсбурге. С тех пор прошло 24 года, из которых 21 год я провел в тюремном одиночестве. Долгие годы. И вот мои мемуары готовы. Я стремился изобразить прошлое таким, каким я его видел. Кому-то оно покажется искаженным, кто-то найдет мою перспективу неправильной. Это может соответствовать действительности, а может и нет: я описал то, что я пережил так, как я это вижу сегодн. При этом я старался не уходить от прошлого. Моим намерением было не обходить молчанием ни слепоту, ни ужасы тех лет. Те, кто участвовал во всем этом, будут меня критиковать, но это неизбежно. Я хотел быть искренним.

Эти воспоминания должны показать некоторые из тех предпосылок, которые почти неизбежно вели к катастрофам, сопровождавшим конец того времени, раскрыть последствия единоличной и бесконтрольной власти и охарактеризовать личность этого человека. На суде в Нюрнберге я сказал: «Если бы у Гитлера были друзья, я был бы его другом. Я обязан ему вдохновением и славой моей молодости так же, как позднее ужасом и виной».

В образе Гитлера, каким он был по отношению ко мне и другим, можно уловить некоторые симпатичные черты. Вознекнет также впечатление человека, во многих отношениях одаренного и самоотверженного. Но чем дольше я писал, тем больше я чувствовал, что речь шла при этом о поверхностных качествах.

Потому что таким впечатлениям противостоит незабываемый урок: Нюрнбергский процесс. Я никогда не забуду один фотодокумент, изображающий еврейскую семью, идущую на смерть: мужчина со своей женой и своими детьми на пути к смерти. Он и сегодня стоит у меня перед глазами.

В Нюрнберге меня приговорили к двадцати годам тюрьмы. Приговор военного трибунала, как бы несовершенно ни изображали историю, попытался сформулировать вину. Наказание, всегда мало пригодное для измерения исторической ответственности, положило конец моему гражданскому существованию. А та фотография лишила мою жизнь основы. Она оказалась долговечнее приговора.


Альберт Шпеер

Часть первая

Среда и молодость

Мои предки были швабами или происходили из бедных крестьян Вестервальда, они происходили также из Силезии и Вестфалии. В большинстве своем они были ничем не примечательными людьми. За одним исключением: им был наследственный рейхсмаршалл 1«» граф Фридрих Фердинанд цу Паппенгейм (1702 - 1793), который с моей незамужней прародительницей Хумелин произвел на свет восьмерых сыновей. По всей вероятности, его не очень-то заботила их судьба.

Спустя три поколения мой дед Герман Хоммель, сын бедного шварцвальдского лесника, в конце своей жизни стал единоличным владельцем крупнейшего в Германии торгового дома, ведущего торговлю станками, и фабрики, производящей инструменты. Несмотря на свое богатство, он жил скромно, был добр к своим подчиненным. Он не только был прилежен, но и владел искусством заставлять других самостоятельно работать на себя: задумчивый шварцвальдец, который мог часами сидеть на скамейке в лесу, не проронив ни слова.

В то же самое время другой мой дед, Бертольд Шпеер, стал в Дортмунде состоятельным архитектором, он создал многочисленные постройки в господствовавшем тогда стиле классицизма. Хотя он умер рано, средств, оставшихся после него, хватило на то, чтобы дать образование его четырем сыновьям. Дедам помогла в их подъеме начавшаяся во второй половине 19 века индустриализация. Но она не помогла многим, начинавшим в лучших условиях. Рано поседевшая мать моего отца в моей юности вызывала у меня скорее чувство благоговения, чем любви. Она была серьезная женщина, придерживавшаяся простых взглядов на жизнь, энергичная и упорная. Она царила в своем окружении.

В воскресенье, 19 марта 1905 г., в полдень я появился на свет в Мангейме. Весенний гром заглушал, как мне часто рассказывала моя мать, благовест расположенной неподалеку церкви Христа. Мой отец, открыв в 1892 г. в возрасте 29 лет свое дело, был одним из наиболее модных архитекторов Мангейма, в то время находящегося на подъеме баденского промышленного города. Он уже успел создать себе крупное состояние к тому моменту, когда в 1900 г. женился на дочери богатого коммерсанта из Майнца.

Характерный для крупной буржуазии стиль нашей квартиры в одном из его мангеймских домов соответствовал успеху и престижу моих родителей. Большие чугунные ворота с коваными арабесками распахивались вам навстречу: импозантный дом, во двор которого могли въезжать автомобили. Они останавливались перед лестницей, соответствовавшей богато украшенному дому. Впрочем, мы, дети - два моих брата и я - должны были пользоваться задней лестницей. Она была темная, крутая и узкая и безо всяких затей завершалась задним коридором. И все же детям было нечего делать на фешенебельной, устланной ковром лестнице.

Наш детский мир находился в задних комнатах от наших спален до похожей на зал кухни. Мимо нее можно было пройти в парадную часть 14-комнатной квартиры. Из обставленного голландской мебелью зала с бутафорским камином из ценного дельфтского кафеля гостей проводили в большую комнату с французской мебелью и драпировками в стиле ампир. Особенно прочно, и сегодня физически ощутимо врезались мне в память сверкающие хрустальные люстры со множеством свечей, а также зимний сад, дизайн которого мой отец купил на всемирной выставке в Париже в 1900 г.: с индийской мебелью с богатой резьбой, занавесями с ручной вышивкой и покрытым ковром диваном, с пальмами и экзотическими растениями, пробуждающий мечты о таинственно-далеком мире. Здесь мои родители завтракали и здесь отец делал нам, детям, бутерброды с ветчиной со своей вестфальской родины. Воспоминания о прилегающей гостиной, правда, стерлись в памяти, но облицованная деревянными панелями в неоготическом стиле столовая сохранила свое очарование. За стол могли одновременно сесть более двадцати человек. Здесь праздновали мои крестины, здесь и сегодня проходят наши семейные торжества.

Моя мать ревностно и упоенно следила за тем, чтобы мы входили в число лучших семей мангеймского общества. Со всей определенностью можно сказать, что было не больше, но и не меньше 20-30 домов в этом городе, позволявших себе подобные расходы. Для представительности держали многочисленную прислугу. Помимо по понятным причинам любимой нами, детьми, кухарки, у моих родителей служили также «кухонная девушка», горничная, часто лакей и всегда шофер, а также для присмотра за нами гувернантка. Девушки носили белые наколки, черные платья и белые фартуки, лакей - фиолетовую ливрею с позолоченными пуговицами; самым великолепным был шофер.

Альберт Шпеер - придворный архитектор адольфа гитлера.

У многих королей и царей средневековья были придворные архитекторы, строившие дворцы по вкусу своих хозяев. От них ничем не отличаются и диктаторы ХХ ст. - Гитлер, Сталин, Саддам Хусейн и другие, которые также имели "карманных зодчих". На вершине "архитектурного гигантизма" возвышается фигура Альберта Шпеера, работавшего под мудрым руководством Гитлера. Так вышло, что Шпеер малоизвестен в широких кругах современного зодчества.

Этот архитектор не производил впечатления делового человека. Адъютанты фюрера за глаза называли Шпеера «несчастной любовью шефа». Как творческий человек, с которым Гитлер любил обсуждать свои юношеские архитектурные фантазии, Шпеер получил от фюрера право входить в его кабинет без доклада. Он всячески подчеркивал свой образ "нестяжательного гения", которого интересуют только рисунки и барельефы. Гитлер на это «купился» и попал под влияние незаурядного авантюриста. В детстве Альберт не проявлял особых склонностей к творчеству. Лучшие оценки он имел по весьма точному предмету - математике, и намеревался посвятить себя именно этой науке. Пойти в архитекторы Шпеера заставил отец - владелец крупной в Германии строительной компании. После защиты диплома Альберт открыл собственное проектное депо и заручился папиным обещанием передать ему десяток-второй обеспеченных клиентов. Однако последние не спешили сотрудничать с новичком.

В течение нескольких лет Шпеер жил на скудные доходы от перепланировки квартир. Затем его и еще нескольких однокашников пригласили в Афганистан в качестве придворных архитекторов Амануллы II. Султан-реформатор хотел превратить свое королевство в прекраснейшую и богатую страну Азии. Проект султанского дворца в стиле «1001 ночи» высотой 202 м, который Шпеер разработал еще на втором курсе, ввергнул азиата в языческий трепет. Но Шпееру так и не удалось поехать в Афганистан и заработать большие деньги. Случилось непредвиденное: Амануллу сбросили с трона младшие братья. Честолюбивые планы 24-летнего архитектора рухнули. Шпеер остался работать в художественной Академии простым ассистентом кафедры.

Студенты быстро обнаружили слабое место преподавателя в скучные лекции можно сорвать, вызвав Шпеера на спор о судьбах немецкой нации. Студенты-нацисты, вооруженные аргументами в стиле Геббельса, в дискуссиях разбивали преподавателя в пух и прах. В результате будущему архитектору пришлось отойти от активной деятельности в Академии и стать постоянным участником нацистских митингов, а спустя пару месяцев и членом НСДАП. Партия назначила его председателем автоклуба.

В то время Шпеер получил свой первый заказ перепланировать бесплатно виллу, где заседали нацисты. А через год близкий друг Шпеера Карл Хенке поручил ему перестроить здание берлинского горкома НСДАП. И вот с этого момента Альберт уже не сидел без работы: занимался не только архитектурой, но и разработкой стиля проведения нацистских митингов и собраний. Кстати, жутковатая эстетика третьего рейха была рождена фантазией именно молодого Шпеера.

Однажды за Альбертом пришли трое адъютантов из личной охраны фюрера и погрузили в просторный «Мерседес» растерянного зодчего. Оказалось, что накануне фюрер назвал здание рейхсканцелярии, которое являлось его штаб-квартирой, «конторой мыловаренного завода». Рихард Троост, личный архитектор Гитлера, оказался в опале, и помощник фюрера Гесс порекомендовал Гитлеру зодчего, которого считал своим человеком.

Пока Шпеер вел работы по перестройке рейхсканцелярии, Гитлер неоднократно заезжал к нему на стройплощадку. Забывая о госделах, фюрер часами бродил по будущим залам своей резиденции в компании моложавого архитектора и высказывал ему свои замечания. Заметим, что Шпеер быстро разобрался в архитектурных предпочтениях Гитлера. Диктатору Германии, как и Сталину, нравились помпезность и пышность. Когда же работа была завершена, то Гитлер пригласил Шпеера пообедать в узком кругу своих друзей. Чтобы архитектор не чувствовал себя неловко в компании нацистов, Гитлер одолжил ему на время свой пиджак. Во время обеда один из присутствующих удивился: «Мой фюрер, на господине архитекторе Ваш пиджак» На что диктатор ласкаво ответил: «Так ведь и зодчий тоже мой».

Плодовитый архитектор

Со временем Шпеер приобрел не только известность, но и стал очень близким человеком к Гитлеру. Фюрер делился своими мыслями об изменении архитектурного облика центра Берлина и просил Шпеера учесть его замечания. В папке, предоставленной вождем нацистов, архитектор обнаружил десятки эскизов уродливых зданий, скульптур и триумфальных арок. Гитлер задумал «разрезать» Берлин на две части с самым широким в мире проспектом и самыми большими в мире админзданиями. В самом центре улицы должен был возвышаться увенчанный стеклянным куполом Дом собраний нации высотой 400 м. А над ним парить 50-метровый германский орел, сжимающий в руках позолоченный земной шар. Шпеер посчитал в общих чертах стоимость проекта: вышло около 40 млрд. марок (!). Он дал указание своим сотрудникам бросить все работы и начать готовить этот проект, который должен появиться на Великолепной улице. Так обозначил ее Гитлер. На горизонте замаячил огромнейший куш, который мог бы получить Шпеер от Гитлера как «финансовый подарок».

Конечно, бюджет рейха не мог выдержать такого строительства. Архитектор внес несколько предложений по финансированию. В частности, он рекомендовал Гитлеру разбросать расходы по министерствам и ведомствам, которые впоследствии выкупят здания на Великолепной улице, а также начать продажу крупным концернам будущих главных офисов. Кроме того, фюрера восхитила идея архитектора строить здание из сверхпрочных материалов "на века". Идея придворного архитектора имела под собой благодатную почву. Например, вождь «трудового фронта» Роберт Лей пытался даже оплатить полную стоимость квартала, спроектированного в 30 м от Дома собраний, чтобы разместить там Дом моды своей жены.

В первые же месяцы работы Фонда поступило 400 млн. марок, а уже к началу 1939 г. более 1,2 млрд. марок. Шпеер и Гитлер незадолго до начала Второй мировой войны заложили несколько десятков символических «первых кирпичей». Альберт полагал, что реализация проекта завершится не раньше 70-80 гг. XX ст., хотя Гитлер требовал от зодчего построить квартал к 1952 г.

Когда началась война, Шпеер выступил с инициативой заморозить реконструкцию Берлина и передать собранные средства в Фонд обороны. Гитлер на это не согласился.

Шпеер выдумывал все что угодно, лишь бы не строить. Он утверждал, что огромнейший купол над зданием Дом собраний станет прекрасным ориентиром для английских бомбардировщиков. В декабре 1941 г. после поражения вермахта под Москвой, Шпееру все-таки удалось свернуть строительство.

Что фашистские что коммунистические правительства в первой половине ХХ века создавали монументальную архитектуру в основном для запугивания своего народа и демонстрации преимуществ режима.

Монументальность архитектуры фашистской Германии в первую очередь стремилась подчеркнуть всю мощь арийской расы.


О каком-то особом стиле говорить не приходится, т.к. большинство идей Альбертом Шпеером было заимствовано у Римской империи.



Планы реконструкции Берлина позволяют предположить, что он виделся Гитлеру именно "столицей мира", не больше не меньше.






Большинство из огромных проектов были прерваны с началом войны в 1939 году и страна обратила внимание на более насущные вопросы. Некоторые постройки, правда, были завершены. В их числе и олимпийский стадион на 110 тысяч мест. Германия получила летние Олимпийские игры 1936 в 1931 году, всего за пять лет до их начала, и как только Гитлер пришел к власти, он был полон решимости использовать мероприятие для пропагандистских целей.



Проект Нюрнбергского стадиона рассчитывался на 400 тысяч и если бы он был достроен, то оставался бы самым большим в мире до сих пор.

Берлинский олимпийский стадион пережил войну относительно невредимым и частично был использован в качестве штаб-квартиры британской оккупационных сил. Стадион был в свое время рассмотрен в качестве кандидата на снос, но в конечном итоге был полностью отремонтирован и задействован на финале Кубка мира в 2006 году.

Здание рейхсканцелярии было построено в 1938 году всего за девять месяцев, а гитлер получил там личный 400-метровый кабинет.



Невероятно длинные, богато украшенные коридоры были разработаны, чтобы "грузить" иностранных деятелей и политиков, когда они шли к Гитлеру. Шпееру было сказано, что расходы - несущественны и 4000 негастарбайтеров, работавших в круглосуточно, сваяли этот шедевр окончательной стоимостью в девяносто миллионов рейхсмарок, что эквивалентно болле миллиарда долларов в современной валюте


Под зданием был тот самый бункер, где Адольф встретил свои последние дни (или не встретил, но это уже другая история).

Штаб-квартира люфтваффе Германа Геринга долгое время была самым большим офисным зданием мира.


Во время "холодной войны", здание было использовано правительством Восточной Германии, а сегодня там находится минфин Германии. Надо отметить, что социалистические картинки в его интерьерах смотрятся очень естественно.

Zeppelinfield Арена была одной из первых Шпеерских проектов для партии, построенных в 1934 году и была сделана наподобие Алтаря Пергамона. Использовалась она для огромных нацистских митингов и церемоний, способных вовлечь в действо 240 000 человек.





Нюрнбергский Kongresshalle, хоть он не был завершен, является крупнейшим сохранившимся монументальным зданием из нацистского периода. Он был разработан Францем Людвигом Руффом и должен было быть вмещать 50 000 мест.

Остров Рюген задумывался как нацистский курорт, но не успели, не успели...

По плану он мог принять более 20 000 отдыхающих одновременно.

На международной выставке 1937 года павильоны советский и нацистский располагались напротив друг друга...
На лекции по истории советской архитектуры нам рассказывали, как за день до открытия выставки Альберт Шпеер "совершенно случайно" проник в советский павильон, на тот момент еще не увенчанный статуей рабочего и колхозницы, "случайно" нашел там чертежи и специально донес Гитлеру. После чего во время открытия выставки, ввиду нарочито-ироничного расположения германского и павильона СССР друг напротив друга, Шпеер позиционировал мощь имерского монуметализма третьего рейха как символическое противостояние на пути "устремленной ввысь" патриотической статуе Мухиной. Как известно, главный фасад немецеого павильона, обращенный к марсову полю был образован пилястрами, значащими римскую цифру 3 (Третий Рейх) и увенчан орлом.

О миллиардах марок забыли

После того как удалось убедить Гитлера в целесообразности заморозить проект, Шпееру оставалось одно: грамотно пристроить уже полученные 1,5 млрд. марок. Этому способствовало и новое назначение архитектора. По совместительству он стал министром вооружения. Вместе с Герингом он провернули одно хорошенькое дельце: ликвидировали Фонд строительства квартала, а деньги поделили между собой. При этом Гитлеру ничего не досталось: ему просто не сообщили о том, что Фонд канул в Лету.

В 1941-45 гг. Шпеер не занимался зодчеством. После завершения Второй мировой войны придворного архитектора Гитлера осудили на 21 год. После выхода из тюрьмы зодчий писал мемуары, получая неплохую добавку к своей скромной пенсии.

Особа, приближённая к фюреру, Шпеер Альберт, был архитектором, самым влиятельным в гитлеровской Германии. Кроме этого, он был рейхсминистром вооружений и оборонной промышленности, а значит, одним из самых важных лиц в государстве.

Семья

Шпеер Альберт пошёл по стопам отца, весьма известного в стране архитектора, и сын его, тоже Альберт, продолжил семейную традицию, став, может быть, не столь именитым зодчим, но все же достаточно востребованным. В 1964 году он основал собственную архитектурную фирму во Франкфурте-на-Майне. Шпеер Альберт-сын родился уже в Третьем рейхе, в 1934 году, когда его отец в свои двадцать девять уже устоялся в профессии и в то же время ещё не потерял пассионарности. Родился сподвижник Гитлера в Манхейме, изучал архитектуру в Берлине, после чего был оставлен в родном техническом университете ассистентом.

В партию нацистов Шпеер Альберт вступил практически сразу - уже в 1931 году, стал членом нескольких комиссий, занимавшихся берлинской архитектурой, то есть сооружением штаб-квартиры для гауляйтера, а потом готовил майский съезд NSDAP 1933 года в Темпельхофе. Своей помпезной стилистикой нацисты обзавелись только благодаря Шпееру - он продуманно использовал весь свой профессиональный арсенал вплоть до световых шоу и эффектов с флагштоками. Проект обустройства участка для съезда 1934 года в Нюрнберге готовил тоже, естественно, Альберт Шпеер.

Знаменитость

Молодой человек, трудившийся с таким триумфальным успехом, привлёк внимание Гитлера почти сразу. А когда это внимание было замечено окружающими, архитектор немедленно стал знаменит. От заказов не было отбоя, должности быстро накапливались, не успевая сменять друг друга. Гитлер, видимо, сам хотел быть архитектором, но не вышло, потому и получилось, что профессия художника - его несбывшаяся мечта, а Альберт Шпеер - воспоминания о ней.

Очень быстро архитектор вошёл в ближайшее окружение фюрера. В 1937 году он уже инспектировал весь Третий рейх в своей профессиональной области. Именно его усилиями Берлин стал "столицей мира", у Гитлера на этот счёт были планы просто грандиозные. Всё это очень подробно описывается в книге, которая родилась непосредственно после Нюрнбергского процесса, в тюрьме, где провёл двадцать лет Альберт Шпеер, "Третий Рейх изнутри". Это были исключительно интересные политические воспоминания.

До войны

Однако до того времени, когда вышла книга Альберта Шпеера, было ещё очень далеко. Архитектор вдохновенно проектировал стадионы, госучреждения, дворцы, мосты, монументы и целые города Германии. А Гитлер подавал ему идеи для воплощения, которые сам Шпеер очень хвалил (надо сказать, не все с ним соглашались в оценках, но Шпеер не мстил - ни тогда, ни впоследствии). Это был (да и есть) самый известный архитектор века. Правда, после него не осталось ни одного здания - только несколько фонарей и лес на окраине столицы.

Другие архитекторы считали этот стиль позавчерашним веком смешной и нелепой сентиментальности. Однако жарких споров не наблюдалось. Дело в том, что у Гитлера авторитет был непререкаемый, хотя и не получилось у него окончить Академию художеств. А Шпеер получил целых три высших профессиональных образования. Как с ними спорить? Все видели, что диктатор долгими часами мог смотреть, как работает его протеже, изучать макеты, рабочие наброски и всё остальное, чего касались руки мастера. А в 1938 году Гитлер вручил Шпееру партийный значок - золотой.

Война

Вторая мировая война принесла архитектору несколько десятков всевозможных должностей. В 1941-м стал депутатствовать в Рейхстаге, а в 1942-м поднялся на серьёзнейшую правительственную должность министра военной оборонной промышленности. Кроме того, он - член ЦК по планированию военных поставок, главный инспектор по энергетике и водным ресурсам, технолог партии нацистов и руководитель организации Тодта.

Очень важный человек в рейхе. И успешный. Всегда и во всём добивался самых высоких результатов. Может быть, именно поэтому его имя нашли в списках, составленных неудачливыми заговорщиками, планировавшими покушение на Гитлера. Они зарезервировали для Шпеера место рейхсканцлера в новом правительстве. Правда, Шпеер отрицал всяческие связи с этими людьми, и, что удивительно, ему поверили. Он вообще всегда позволял себе много, даже прямое неподчинение фюреру. В конце войны тактика "выжженной земли" не была приведена в действие из-за того, что Шпеер саботировал этот приказ, и вся немецкая инфраструктура, которая уцелела после советских и английских бомб, была сохранена.

Выводы

А вот выводы этот талантливый, смелый и умный человек сделал неправильные. Причём настолько неправильные, что впору засомневаться в его уме и таланте. Смелости, правда, не отнять. После поражения в войне Германии пришел конец, решил Альберт Шпеер. И его битва закончилась, потому что фюрер был гениален, а германский народ оказался недостоин такого предводителя.

В 1946 году Альберта, как и других оставшихся и сложивших оружие, судил Нюрнбергский трибунал. Свою вину он признал, чего не сделал почти никто из сидящих на той скамье. Более того, он сказал, что этот суд необходим, поскольку авторитарная система всех наделяет ответственностью.

Ложь

Вместе с тем он полностью отрицал собственное участие в политике и уверял собравшуюся публику в том, что занимался только экономической и технической деятельностью, а также архитектурой. Во всём обвинил газеты, Геббельса и его информационную войну. Однако с Гиммлером был близок по службе, причём очень близок. Занимаясь обороной и день ото дня повышая производительность труда, он хорошо знал, за чей счёт она поднимается.

На предприятиях трудились рабы из концлагерей, бывшие люди, за жизнь которых никто не давал и медного гроша. Однако в жестокости обращения с ними он тоже не сознался. Хитрил Альберт Шпеер, и его "битва с правдой", как назвала психобиографию о нём Гитта Серени, именно поэтому потерпела поражение. В преступлениях против человечества его всё-таки обвинили. Освобождён он был только в 1964 году. А в 1970-м уже начали переводить на другие языки его книги. Альберт Шпеер ещё раз сумел вкусить мировую славу. Умер он в 1981-м, в Лондоне, по одним сведениям - в госпитале, по другим - находясь в отеле с любовницей.

Личность

Историки по сей день спорят о вине или невиновности Альберта Шпеера. Документы, поднятые из архивов, утверждают, что не знать о преступлениях в тех же концлагерях он просто не мог. Однако биографы упорствуют в мнении, что позиция их героя не была однозначной, поскольку загруженность работой была абсолютной, а преданность Гитлеру - просто слепой.

Осведомлённость Шпеера доказал ещё Нюрнберг, а вот о степени причастности можно только гадать. Мнения явно контрастны, потому большинство людей просто читают книгу Шпеера, местами с ним соглашаясь, местами - нет. Министр вооружений был бы доволен, потому что равнодушен не оставался никто. Впрочем, он даже на том суде не просил для себя милости.

По страницам

Если читать книгу Шпеера внимательно, непременно станет ясна и степень его знания о преступлениях нацизма, и степень его участия. Начать нужно даже не с переезда под одну крышу с фюрером, а с более поздних событий, с ноября 1938-го, когда описывается скорбный день девятого числа, сменивший "Хрустальную ночь". Шпеер ехал на работу, смотрел на расколоченные витрины еврейских магазинчиков и политые кровью улицы, но особого значения увиденному не придал. Потом было много подробно описанной работы (книга написана на основании дневниковых записей), а потом Гитлер эдак махнул рукой: ох уж этот Геббельс, снова, дескать, перегнул палку.

Кстати, постоянная и жгучая гитлеровская ненависть к евреям не казалась Шпееру недопустимой, он, как оказалось, просто не принимал её всерьёз. Холокост был неочевиден. Нацисты, к слову, ни одного документа с прямым текстом о геноциде нам не оставили. Его назвали замечательно и практически безобидно: "окончательное решение еврейского вопроса". Любимчик Гитлера, встречавшийся с ним каждый день, обсуждавший с ним свои проекты и бывший постоянно в курсе всех его планов, мог ли не знать и не понимать, что всё это значило? Не мог не знать. А вот дистанцироваться от знания - сумел.

Созидание или разрушение?

В ещё мирное время создавался проект новой столицы мира - Берлина. Воплощение задуманного должно было состояться в 1950 году. Это очень короткий срок для столь масштабного строительства. Но и Гитлер, и Шпеер претворяли в жизнь эти планы буквально с одержимостью, хотя сам Шпеер с началом войны и предложил заморозить стройку. Но фюрер не согласился. Здесь всё было всерьёз, всё самое лучшее, самое высокое, самое громадное. Размах зашкаливал. Однако где было брать рабочую силу для этого проекта вселенского масштаба? Концлагеря появились уже в 1933-м. Выход был найден. После 1943 года Шпеер вооружениями уже почти не занимался - ему удалось так хорошо наладить производство, что процесс шёл сам.

Единственное место, которому он уделял постоянное внимание, находилось под землёй. Ракеты. Чуть ли не космос. Там он бывал почти каждый день. Что представляли собой эти производства - мы знаем, документальное кино смотрели. Восемнадцатичасовой рабочий день, минимум еды, человек работоспособен пару недель, потом умирает. Что видел во время этих посещений Шпеер? Трупы штабелями - наверняка, ведь их вывозили не чаще чем раз в сутки. А ещё на суде Кальтенбруннер подтвердил высказывание Шпеера о том, что технический прогресс - это совершенствование орудий производства плюс совершенствование человеческой породы. Теперь пазл сложился.

Д аже став известным архитектором, Шпеер-младший оставался сыном «того самого» Шпеера. Когда совпали не только имена, но и профессии, сравнений с родителем не избежать. К тому же, и дед, и прадед в семье Шпеер также были архитекторами - такая вот преемственность поколений.

Однако кажется, Шпеер выбрал профессию архитектора не по семейной традиции, а, скорее, вопреки ей, в абсолютной уверенности, что это - то, чем он хочет заниматься всю жизнь. И понимая, что одним из главных испытаний станут бесконечные сравнения с отцом.

После Нюрнбергского процесса Шпеер-старший попал в тюрьму Шпандау. Оттуда он писал , что сын Альберт хотел стать архитектором еще в школе. Так и произошло.

Когда в 60-х молодой Шпеер открыл архитектурное бюро во Франкфурте, его отец все еще сидел в тюрьме. Компания занимала квартиру, и чтобы убедить иностранных партнеров, приходилось звать друзей и изображать большой офис.

Шпеер придумал себе подпись - такую, которая сильно отличается от подписи отца. От старшего Шпеера он никогда не отрекался, говоря, что он военный преступник, но все-таки отец.

В 70-х бюро Шпеера-сынв стало международным - он работает в странах Африки и Азии, проектирует в родном Франкфурте-Майне. Казахстан, Непал, Ливия, Китай, Ганновер, Мюнхен, Франкфурт… Один из последних проектов - объекты к чемпионату мира в Катаре.

Как повлияла жизнь отца на сына - сказать трудно. Но их архитектурная судьба была разной. Снос зданий, чтобы построить новый Берлин, бараки для рабочих, перестройка стадиона Цеппелинфельд - у Шпеера-отца. Экологичные города, много «воздуха» - у сына.

Был ли виноват Шпеер-отец в преступлениях нацистской Германии? Тут мнения историков расходятся. Не знать о них он не мог, однако и биограф Шпеера, и многие другие считают, что во всем виновато слепое доверие Гитлеру и загруженность работой. Он не был ни политиком, ни военным. Однако именно Шпеера Гитлер назначил министром вооружений - и именно это сыграло далеко не в его пользу на Нюрнбергском процессе.

По воспоминаниям, на суде он молчал, не прося ни о помиловании, ни о казни. Его приговорили к двадцати годам тюрьмы - из Шпандау он вышел только в 1966 году. Все прошения о помиловании, которые подавала семья, были отклонены.

В тюрьме личный архитектор Гитлера писал книгу воспоминаний, где представлял себя интеллектуалом, который не хотел знать о преступном режиме и просто исполнял свой долг. В 1981 году Шпеера-старшего не стало.

Спустя 36 лет умер и его сын, который даже после смерти на 83-м году остался «младшим». Это, впрочем, никак не умаляет его талант.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры