Сочинение: Салтыков-щедрин m. e

Главная / Любовь

31. Гипербола и гротеск в сказке М. Е. Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Творчество Салтыкова Щедрина можно с полным правом назвать высшим достижением социальной сатиры 1860–1880 х гг. Ближайшим предшественником Щедрина не без основания принято считать Н. В. Гоголя, создавшего сатирико философскую картину современного мира. Однако Салтыков Щедрин ставит перед собой принципиально иную творческую задачу: разоблачить и уничтожить как явление. В. Г. Белинский, рассуждая о творчестве Гоголя, определял его юмор как «спокойный в своем негодовании, добродушный в своем лукавстве», сравнивая с иным «грозным и открытым, желчным, ядовитым, беспощадным». Эта вторая характеристика глубоко раскрывает сущность сатиры Щедрина. Он убрал из сатиры гоголевский лиризм, сделал более явной и гротескной. Но от этого произведения не стали проще и однообразнее. Наоборот, в них в полной мере проявилось всеобъемлющее «головотяпство» русского общества XIX в.

«Сказки для детей изрядного возраста» созданы в последние годы жизни писателя (1883–1886 гг.) и предстают перед нами неким итогом работы Салтыкова Щедрина в литературе. И по богатству художественных приемов, и по идейной значимости, и по разнообразию воссозданных социальных типов эта книга в полной мере может считаться художественным синтезом всего творчества писателя. Форма сказки дала Щедрину возможность открыто высказываться по волнующим его проблемам. Обращаясь к фольклору, писатель стремился сохранить его жанровые и художественные особенности, с их помощью привлечь внимание читателя к основной проблеме своего произведения. Сказки Салтыкова Щедрина по жанровой природе представляют собой некий сплав двух различных жанров фольклорной и авторской литературы: сказки и басни. При написании сказок автор использовал гротеск, гиперболу, антитезу.

Гротеск и гипербола – основные художественные приемы, с помощью которых автор создает сказку « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Главными героями являются мужик и два генерала бездельника. Два совершенно беспомощных генерала чудом попали на необитаемый остров, причем попали туда прямо из постели в ночных рубашках и с орденами на шее. Генералы чуть не съедают друг друга, потому что не могут не только поймать рыбу или дичь, но и сорвать плод с дерева. Чтобы не пропасть с голоду, они решают поискать мужика. И он тут же нашелся: сидел под деревом и отлынивал от работы. «Громадный мужичина» оказывается на все руки мастером. Он и яблок с дерева достал, и картофель из земли выкопал, и силок приготовил для рябчиков из собственных волос, и огонь добыл, и провизии наготовил. И что же? Генералам дал по десятку яблок, а себе одно взял – кислое. Даже веревку свил, чтобы ею же его генералы к дереву привязали. Да еще готов был «генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не брезговали».

Мужик и пуха лебяжьего набрал, чтобы доставить своих генералов с комфортом. Сколько они ни ругают мужика за тунеядство, а мужик «все гребет да гребет, да кормит генералов селедками».

Гипербола и гротеск проявляются во всем повествовании. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варит суп в пригоршне. Глупые генералы не знают, что булки из муки пекут. Голодный генерал проглатывает орден своего приятеля. Безусловной гиперболой является и то, что мужик выстроил корабль и отвез генералов прямо на Большую Подъяческую.

Крайнее преувеличение отдельных ситуаций позволило писателю превратить смешную историю о глупых и никчемных генералах в яростное обличение существующих в России порядков, которые способствуют их появлению и беззаботному существованию. В сказках Щедрина нет случайных подробностей и лишних слов, а герои раскрываются в действиях и словах. Писатель обращает внимание на смешные стороны изображаемого. Достаточно вспомнить, что генералы были в ночных рубашках, а на шеях у них висело по ордену.

Своеобразие сказок Щедрина еще и в том, что в них реальное переплетается с фантастическим, тем самым создавая комический эффект. На сказочном острове генералы находят известную реакционную газету «Московские ведомости». От необыкновенного острова недалеко до Петербурга, до Большой Подъяческой.

Сказки эти – великолепный художественный памятник минувшей эпохи. Многие образы стали нарицательными, обозначая социальные явления русской и мировой действительности.

32. Изображение генералов в сказке М. Е. Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Творчество М. Е. Салтыкова Щедрина занимает особое место в русской литературе XIX в. Все его произведения проникнуты любовью к народу, желанием сделать жизнь лучше. Однако сатира его нередко едкая и злая, но всегда правдивая и справедливая. М. Е. Салтыков Щедрин в своих сказках изображает множество типов господ. Это и чиновники, и купцы, и дворяне, и генералы.

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили генералы всю жизнь в какой то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали», «имели каждый свою кухарку и получали пенсию». Оба генерала привыкли получать все в готовом виде, жили, ни о чем не заботясь. Они даже не могли понять, «что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет», думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Генералы не нашли лучшего способа устроить свою жизнь на острове, кроме как найти мужика, который и «булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы». Мысль о том, что они на необитаемом острове, где нет никого, кроме них, им не в головы не приходила, так как они были уверены, если есть генералы, значит, должен быть и мужик. «Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где нибудь спрятался, от работы отлынивает!» – так рассуждают генералы. После того как стали они сытыми и веселыми, появилась новая проблема: «вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все накапливаются и накапливаются». Теперь, когда не надо больше заботиться о том, что поесть, где это достать, генералы размышляют о жизни, вспоминают, как им жилось на Подъяческой, читают «Московские ведомости»: «Сыщут нумер, усядутся под тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани – и ничего, не тошнит!» У них на острове все тот же привычный праздный образ жизни, к какому привыкли они дома.

Генералы считают, что мужик – здоровый детина – отлынивает от работы, так и норовит удрать, его постоянно ругают за тунеядство, лень. Но, несмотря на это, он доволен своей жизнью. Мужик ловок и сноровист до того, что даже варит суп в пригоршне. Все, что ему нужно для счастья, – рюмка водки да пятак серебра. «Веселись, мужичина!» Вскоре генералам стало скучно, захотелось вернуться домой, и опять они не сомневаются, что мужик сможет довезти их до Петербурга, что он позаботится обо всем лучшим образом. Они уверены в том, что должно быть именно так, а не иначе.

Автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, считают совершенно естественным бездельничать, при этом помыкают другими, заставляют их работать на себя. Салтыков Щедрин в своих сказках показывает необходимость перемен в жизни, убежден в том, что назрел вопрос об отмене крепостного права. Он считал, что народ, который до сих пор устранялся от решения основных вопросов развития страны, должен наконец получить освобождение. Салтыков Щедрин надеется, что недалек тот час, когда народ пробудится и станет вершителем судеб страны.

М. Е. Салтыков Щедрин ненавидел самодовольство и равнодушние, насилие и грубость. Всем своим творчеством он пытался искоренить их в России.

Многое в описании жизни генералов является достоверным и правдоподобным. Вместе с тем есть детали, поступки, которые кажутся странными, необыкновенными и фантастическими. Например, тот факт, что «набрал сейчас мужчина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег…»

Фантастика Салтыкова Щедрина – это не уход от действительности, от ее жгучих проблем и злободневных вопросов, а особая форма постановки этих проблем и вопросов, особая форма сатирического отображения жизни.

33. Изображение русского мужика в сказке М. Е. Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сатира М. Е. Салтыкова Щедрина правдива и справедлива, хотя нередко ядовита и зла. Его сказки – это и сатира на самодержавных правителей, и изображение трагического положения угнетенного народа, его каторжного труда, и высмеивание господ и помещиков. Сказки Салтыкова Щедрина – это особая форма сатиры. Изображая действительность, автор берет только наиболее яркие черты, эпизоды, по возможности сгущает краски при их изображении, показывая события как бы под увеличительным стеклом.

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает мужика сноровистым, ловким: «Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы». Мужик способен на все: «полез сперва наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков», «потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика…» Но не только восхищение вызывает у автора это персонаж. В то же время он печалится о горькой судьбе русского народа, вынужденного взваливать на себя заботу о помещиках, генералах, бездельниках и лодырях, способных лишь помыкать другими, заставлять работать на себя. Салтыков Щедрин обличает глупость крепостных, их бесправие: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».

Заканчивается «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» словами: «Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись мужчина!». Что еще нужно мужику для счастья…

Салтыков Щедрин ненавидел самодовольных и равнодушных людей. Генералы не умели ничего делать, они наивно полагали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают», для них было открытием, что «человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет». Генералы попытались, что то сделать сами, но эта попытка не удалась. «Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть – ничего не вышло, только рубашку изорвал…» Но зато они знают средство, чтобы жить хорошо, ведь нужно просто найти мужика. Не беда, что остров необитаемый, мужик должен быть везде: «Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где нибудь спрятался, от работы отлынивает!..» Салтыков Щедрин противопоставляет генералов и мужика. Всю жизнь занимавшиеся никчемной работой генералы всегда считают мужика работягу лодырем.

Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина полны печали о том, что народ слишком забит, темен и терпелив. В то же время он намекает, что силы, стоящие над ним, жестокие, но не такие уж страшные. Произведения Щедрина дороги своей любовью к народу, честностью, верностью идеалам, стремлением сделать жизнь лучше.

Само фантастическое у Щедрина является формой выражения правды жизни. Фантастичность многих сцен и деталей «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» совсем не означает, что сцены и детали возникли совершенно случайно, подчиняясь фантазии писателя. Они построены по строго определенным законам. Форма сказки – эффективное средство художественного обобщения действительности, способное вскрыть глубинные противоречия жизни и сделать их наглядными и зримыми.

Своим творчеством Салтыков Щедрин пытался бороться против зла русской жизни: глупости правительства, покорности народа, взяточничества и пошлости. Он не приемлет того, что мешает развитию России. Главное зло, которое осуждает автор, – крепостное право, губящее как рабов, так и их господ.

34. Народные сказки как основа сюжета произведения М. Е. Салтыкова Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

М. Е. Салтыков Щедрин – русский сатирик, создавший множество замечательных произведений. Его сатира всегда справедлива и правдива, он бьет точно в цель, вскрывая проблемы современного ему общества. Вершин выразительности автор достиг в своих сказках. В этих небольших по объему произведениях Салтыков Щедрин обличает злоупотребления чиновничества, несправедливость порядков. Его огорчало, что в России прежде всего заботятся о дворянах, а не о народе, к которому он сам проникся уважением. Все это он показывает в своих произведениях, строя сюжет на основе сказки. Обращение автора к сказке не было случайным, а диктовалось серьезными творческими заданиями, несло важную идейную нагрузку. Каким бы прихотливым и безграничным не был полет фантазии М. Е. Салтыкова Щедрина, он никогда не является произвольным и бессмысленным. Он всегда связан с реальной действительностью, питается этой действительностью. Фантастика Щедрина – это не уход от действительности и ее проблем. С ее помощью он пытается отобразить эту действительность. Иначе говоря, сказки Салтыкова Щедрина всегда носят реалистичный характер. Гротеск автора реалистичен не потому, что фантастическое в его книге сочетается с достоверным, правдоподобным, а потому, что сочетание это верно раскрывает существенные стороны реальной действительности.

Уже в самом начале сказки Салтыков Щедрин ставит своих героев – двух генералов – в такие условия, в которых они просто не смогут выжить сами, без чьей либо помощи. Сказочный зачин «жили были» обещает самые невероятные события. Автор на протяжении произведения использует устойчивые выражения, употребляемые обычно в сказках: по щучьему велению, по моему хотению; долго ли, коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать. Яркими чертами сказки являются различные фантастические события. Сам факт того, что генералы оказались на необитаемом острове, является сказочным, но описание жизни на нем имеет вполне реалистичные черты. Генералы, будучи совершенно беспомощными, обнаружили выход из сложившейся ситуации. «А что, ваше превосходительство…, если бы нам найти мужика», – предложил один генерал. И у них не возникло мысли, что его просто не должно быть там, поскольку остров необитаем. Они уверены, что «мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где нибудь спрятался, от работы отлынивает!»

Во многих сказках появление волшебного помощника позволяет героям справиться с различными трудностями. Стоит только вспомнить Серого Волка, Сивку бурку, Конька Горбунка… Но здесь совсем другой случай. Незачем награждать неспособных ни на что генералов, нет у них ни задачи невыполнимой, ни доброго сердца… Все их помыслы лишь о себе. Поселяя рядом с ними мужика, Салтыков Щедрин как бы спорит со сказкой. Помощник есть, но для кого он?

Салтыков Щедрин показывает несправедливость жизни русского народа, решающего все проблемы своих господ, которые только и делают, что бездельничают и помыкают другими.

Само фантастическое у Щедрина является формой выражения правды жизни. Фантастичность многих сцен и деталей рассказа «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» совсем не означает, что сцены и детали возникли совершенно случайно, подчиняясь произволу фантазии писателя. Они построены по строго определенным законам. Сказка, которая является основой большинства рассказов М. Е. Салтыкова Щедрина, – эффективная форма художественного обобщения действительности, способная вскрыть глубинные противоречия жизни и сделать их наглядными и зримыми. Сказка тем и отличается от произведения, изображающего жизнь в рамках жизненного правдоподобия, что ее элементами становятся действия, поступки и происшествия совершенно фантастические. Требовать от автора житейски правдоподобной мотивировки фантастических действий или событий – значит требовать невозможного. Мир сказки строится по своим законам, которые не тождественны закономерностям нашей реальной жизни: в нем совершенно нормальны такие поступки, которые в обычной жизни невероятны.

Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина полны сожаления о том, что русский народ бесправен, терпелив и забит. Именно на крестьянах и держится власть господ, в то время как мужики следят и ухаживают за ними. «Набрал сейчас мужчина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег…» Это невероятно, но это и есть действительность того времени.

35. Роль детали в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку.

Л. Н. Толстой назвал А. П. Чехова «несравненным художником жизни». Предметом исследования автора является внутренний мир человека, его мысли и стремления.

О внешности Очумелова известно только то, что он одет в шинель. Видимо, она очень ему дорога, раз он надел ее летом, когда обычно поспевает крыжовник. Шинель новая, значит, Очумелов только недавно был произведен в полицейские надзиратели, и ценность шинели в глазах героя возрастает. Шинель для Очумелова – знак власти, узелок в руке – символ корыстолюбия, без них он невозможен. Важной деталью является то, что шинель распахнута, она придает Очумелову дополнительную значимость, повышает его роль в собственных глазах. Но когда оказывается, что «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине», возможно, генеральская собака, значимость куда то пропадает: «Генерала Жигалова? Гм!.. Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем...» Примечательным является то, что снять он просит не шинель, а пальто. Шинель Очумелова – признак власти для него самого и для окружающих – меркнет в сравнении с генеральской шинелью. Но в завершение рассказа, когда Очумелов понял, что все сделал правильно, он опять в шинели: «Я еще доберусь до тебя! – грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади».

В начале рассказа герой идет в распахнутой шинели, в финале же он инстинктивно запахивается. Это можно объяснить, во первых, тем, что ему стало зябко в летнюю жару после пережитого потрясения, поскольку его бросало то в жар, то в холод, а во вторых, тем, что праздник новой шинели был частично испорчен, он понял, что в общем то у него не такой уж важный чин. Запахнутая шинель уменьшается в объеме, а следовательно, уменьшается и величие местного самодура. В то же время, запахиваясь в шинель, Очумелов становится еще более закрытым, еще более официальным.

Шинель Очумелова в рассказе А. П. Чехова – яркая художественная деталь. Это и отличительный признак конкретного полицейского надзирателя, и символ государственной власти вообще, и постоянно меняющая цвет, подобно хамелеону, справедливость закона, толкование которого зависит от социальной принадлежности обвиняемого.

36. Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80 е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни.

Основная тема рассказа «Хамелеон» – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель Очумелов – выражение готовности пресмыкаться перед высшими, унижать низших, выслуживаться и вести себя подло. С помощью юмора и сатиры Чехов обличает мир пошлости. Юмор Чехова сатирически заострен, направлен против политической реакции и ее влияния на все живое. В «Хамелеоне» А. П. Чехов высмеивает полицейского надзирателя Очумелова, который готов унижаться перед начальством, теряя при этом свое достоинство. Автор очень остро видит фальшь, пошлость, умеет выставить их на всеобщее осмеяние.

Очумелов создает видимость добросовестной и успешной службы: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!» Поначалу он пытается разобраться в деле Хрюкина. Но как меняется тон надзирателя, когда он узнает о том, что возмутитель спокойствия – «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине» – принадлежит генералу Жигалову. «Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать», – говорит он.

Чехов показывает, как унижен человек, ведь он лебезит не только перед другим человеком, но и перед собачонкой. Он пытается выставить свое поведение в лучшем свете, показать свои заслуги перед генералом. «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить… Собака – нежная тварь!» – говорит Очумелов, пытаясь выслужиться перед генералом. И в то же время он сомневается, а вдруг он поступает неправильно, вдруг это не генеральская собака: «Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть и бродячая… Истребить, вот и все».

А. П. Чехов высмеивает тот факт, что для Очумелова важна не истина, а преклонение перед сильными мира сего. Еще бы, ведь именно от этого зависит его карьера.

Другой герой – Хрюкин, он тоже не вызывает ни жалости, ни сочувствия, лишь презрение. «Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она, не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!» – вот характеристика этого человека.

В рассказе «Хамелеон» герои действуют сами, а значит, преобладает диалог как главное средство характеристики, вернее, самохарактеристики героев. Очумелов изъясняется грубо и косноязычно: «По какому это случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?» Он ко всем обращается на «ты», пытаясь таким образом показать свою власть и свое превосходство. Фразы его короткие, отрывистые, с повелительной, устрашающей интонацией и грубой лексикой.

С целью создания комического эффекта в рассказе используются говорящие фамилии. Персонажи рассказа – очень разные люди, представляющие различные слои общества. Автор не может дать им развернутой характеристики, поэтому имя и фамилия должны полностью представлять тех, о ком идет речь. Очумелов и Елдырин именуются только по фамилиям. Этим подчеркивается, что они лица официальные. У генерала Жигалова также отсутствуют имя и отчество, но этим Чехов показывает то, что генерал находится выше на ступеньках служебной лестницы, чем Очумелов и Елдырин. Хрюкин – «золотых дел мастер», вздорный человек. Только в сатирическом произведении ювелир может иметь такую фамилию.

Проблемы, которые ставит Чехов в своих произведениях, актуальны и сегодня. Рассказ проникнут презрением к подлости, пошлости, тунеядству, грубости и эгоизму. Чеховский рассказ о хамелеонах создает картину действительности, показывает атмосферу социальной подлости, искажения человеческой личности, определяющую жизнь России.

Пояснительная записка

Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, ... УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА В результате изучения литературы ученик должен... к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве». Разв.речи. 6 1 Русская литература ХVIII века...

  • Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» (1)

    Пояснительная записка

    ... по литературе . 9 класс , -М.: Материк Альфа, 2004. 9. Матвеева Е.И. Литература . 9 класс : ... Гороховская Л.Н., Комисарова Е.В. Литература в 9 классе . Урок за уроком. -М.: Русское... » - «пьеса на все века» (А. Аникст). ... 1 РР Классное сочинение по «Слову…» …»: ...

  • Рабочая программа по литературе ступень обучения, класс

    Рабочая программа

    Миронова Н.А. Тесты по литературе . 9 класс . М.: « ... сочинению по произведениям Н.В.Гоголя Беседа.Прак-тикум Темы сочинений : 1.Образ «маленького человека» в литературе ... за все , происходящее вокруг в рассказе «После бала». Подготовка к домашнему сочинению ...

  • Михаил Салтыков-Щедрин - создатель особого литературного жанра - сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».

    Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

    В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.

    Об авторе

    Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

    Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

    Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина

    Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.

    Другой прием - использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?

    «Карась-идеалист»

    В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» - это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев - собирательный образ представителей того или иного социального класса.

    В центре сюжета сказки - дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же - это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж - Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.

    Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

    «Дикий помещик»

    Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.

    Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.

    В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа - представители провинциального помещичьего рода - погибают один за другим. Причина их гибели - глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.

    «Орел-меценат»

    Герои этой сказки - орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые - крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц - аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.

    «Премудрый пескарь»

    Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина - использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».

    Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.

    Салтыков-щедрин m. e. - Роль гротеска в

    Если в раннем творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина почти отсутствовали приемы резкого сатирического преувеличения, то ко времени создания «Истории одного города» писатель уже максимально использовал необыкновенные сравнения и уподобления, составившие основу его сатирической фантастики. Автор развил все способы типизации, которые воплотились у него в образах глуповских градоначальников. Так он пришел к созданию гротескного образа, сатирико-фантастического персонажа. Основная функция его преувеличений - выявление сущности человека, подлинных мотивов его речей, поступков и действий. В своем произведении Салтыков-Щедрин направил острые стрелы сатирического обличения в правящую верхушку страны, поставив в центре повествования критическое изображение взаимоотношений власти и народа. Основной целью сатирика было создание обобщенного образа России, в котором синтезируются вековые слабости национальной истории, достойные сатирического освещения, коренные пороки русской государственной и общественной жизни. Именно для наилучшего достижения этой задачи он избрал самую удачную форму - гротеск и фантастику. Причем эта форма нисколько не искажает действительности, а лишь доводит до парадокса те качества, которые таит в себе бюрократический режим. Художественное преувеличение здесь играет роль своеобразного увеличительного стекла, сквозь которое становится явным все тайное, обнажается истинная суть вещей, укрупняется реально существующее зло. Гипербола помогает Щедрину сорвать покровы действительности, выводя наружу настоящую природу явления. Именно гиперболический образ в наилучшей степени помогал приковать внимание читателя к тем отрицательным сторонам, что уже примелькались и стали привычным.

    Кроме того, гиперболическая форма вскрывала все негативное, что только зарождалось в обществе, но еще не приняло своих угрожающих размеров. Такое преувеличение предвосхищало будущее, намекало на то, что будет завтра. С помощью гротеска и фантастики Салтыков-Щедрин ставит диагноз социальным болезням общества, выводит на поверхность все те последствия социального зла, которые еще не проявились, но которые непременно вытекают из существующего строя. Здесь сатирик вступает в «область предвидений и предчувствий». Именно такой пророческий смысл и заключен в образе Угрюм-Бурчеева, в котором объединились в гипертрофированном виде все пороки остальных градоначальников.

    Поясняя характер эзоповской формы, включавшей преувеличение и иносказание, автор отмечал, что они не затемняют его мысль, а наоборот, делают ее общедоступной. Писатель отыскивал такие краски и образы, которые врезались в память, живо, доходчиво, рельефно обрисовывали объект сатиры, делали понятнее ее идею. В ответ на критику своей повествовательной манеры, тех образов, которые он использовал, сатирик писал: «Если б вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного... Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наигрывающий романсы «не потерплю» и «разорю», а в том, что есть люди, которых все существование исчерпывается этими двумя романсами. Есть такие люди или нет?»

    Однако, обличая деспотизм правящих кругов, автор затрагивает и другой вопрос - в каких условиях, благодаря чему возможно процветание такого бюрократического режима. И здесь он уже выступает с сатирой на обитателей Глупова. Эти люди наивны, покорны, слепо верят в начальство, в верховную власть. «Мы люди привышные! - говорят глуповцы. - Мы претерпеть могим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалить - мы тогда противного слова не молвим!» Такому народу автор не выказывает ни малейшего сочувствия. Наоборот, он подвергает решительной критике такое бездействие и попустительство. Про народ Глупова писатель говорил: «Если он производит Бородавкиных и Угрюм-Бурчеевых, то о сочувствии не может быть и речи». Искреннее сожаление вызывают у автора лишь тщетные попытки той части народа, которая стремится противиться злу, но его старания так наивны и неумелы, что не приносят ни малейшего результата.

    В сатирическом свете предстает и «история глуповского либерализма» в рассказах об Ионке Козыреве, Ивашке Фарафонтьеве и Алешке Беспятове. Мечтательность и незнание практических путей осуществления своих мечтаний - таковы характерные признаки глуповских либералов. Политическая наивность народа звучит даже в самом его сочувствии своим заступникам: «Небось, Евсеич, небось! - провожают глуповцы в острог правдолюбца Евсеича, - с правдой тебе везде будет жить хорошо!..» Следует отметить, что в сатире на народ, в отличие от обличения градоначальников, Щедрин строго соблюдает границы той сатиры, которую сам народ создал на себя. Писатель широко использует фольклор, и, как отмечал А. С. Бушмин, чтобы сказать горькие слова обличения о народе, он взял эти слова у самого народа, от него получил санкцию быть его сатириком.

    Именно благодаря своей жестокости и беспощадности сатирический смех Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города» имеет великий очистительный смысл. Надолго опережая свое время, автор обнажает полную несостоятельность существующего в России полицейско-бюрократического режима.

    Михаил Евграфович Салттыков-Щедрин

    (1826 - 1889)

    Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1889)

    Книга «Сказки» состоит из 32-х произведений, написанных в основном, за некоторым исключением, в период с 1883 по 1886 годов. Сказки написаны «для детей изрядного возраста».

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» была опубликована в журнале «Отечественные записки» за 1869 год.

    Сказки сатирической направленности, имеет кольцевую композицию.

    Сюжет

    «По щучьему велению», по авторскому «хотению», два генерала, служившие раньше « в какой-то регистратуре», а теперь пребывающие на пенсии, попадают на необитаемый остров. Так как они за всю жизнь ничему не научились, добыть еду себе не могут. Найдя «Московские ведомости», начинают читать о блюдах, не выдерживают, от голода набрасываются друг на друга. Образумившись, решают найти мужика, так как «мужик везде есть, стоит только поискать его».

    Найдя мужика, генералы заставляют его отыскивать и готовить еду. Располнев от обильного питания и беззаботной жизни, они помогают, что соскучились по своей жизни на Подьяческой, начинают переживать о пенсиях. Мужик строит для генералов лодку и доставляет их в Петербург, за что получает «рюмку водки да пятак серебра».

    Герои

    Генералы

    Привыкли получать всё в готовом виде: «Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт?»

    Находясь в критических условиях, они не в состоянии себя прокормить и готовы съесть друг друга: «Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились».

    Заботятся только о собственном благосостоянии: «вот они здесь на всём готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да накапливаются».

    Не способны ценить чужой труд; мужик «развёл огонь и напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: "Не дать ли и тунеядцу частичку?"»

    Мужик (народ)

    Восхищение, сочувствие

    Мужик - сильный, умный, трудолюбивый, умелый, может сделать всё, способен выжить везде.

    Он, «громаднейший мужичина», до прихода генералов, управившись с хозяйством, «самым нахальным образом уклонялся от работы».

    Мужик для господ смог нарвать яблок, наловить рыбы, извлечь огонь, нарыть картофеля, напечь множество провизии, научился даже суп варить в пригоршне. Затем мужик сумел смастерить лодку и доставить генералов в Петербург.

    Ирония

    Сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам. Нарвав своим поработителям «по десятку самых спелых яблоков», себе сам берёт «одно, кислое».

    Мужик терпит обращение к себе как к рабу, тунеядцу, он не способен на правомерный бунт, наоборот, готов себя своими руками заковать в кандалы: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру верёвка была готова. Этою верёвкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убёг».

    Мизерную плату за свою работу считает справедливой.

    Аллегория

    Отношения между генералами и мужиком - отношения между властью и народом.

    Гипербола

    «Стал даже в пригоршне суп варить», «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают»

    Фантастика

    «Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове».

    Ирония

    «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»

    Гротеск

    «Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».

    Сказки Салтыкова-Щедрина и народные сказки

    Форма произведения не соответствует содержанию: форма - сказочная, а содержание - общественно-политическое.

    Сказка «Дикий помещик» (1869)

    Сюжет

    Помещик, живя в достатке, мечтал об одном: чтобы мужика во владениях стало поменьше. «Но Бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял», однако услышал просьбу народа: «легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» и «не стало мужика на всём пространстве владений глупого помещика».

    Без мужицкого ухода помещик постепенно стал превращаться в зверя. Не умывался, питался лишь пряниками. Пригласил Урус-Кучум-Кильдибаев к себе актёра Садовского, соседей-генералов, однако гости, не получив должного ухода и обеда, рассердились и уехали, обозвав помещика глупым.

    Помещик решает «оставаться твёрдым до конца» и «не взирать».

    Во сне видит идеальный сад, мечтает о реформах, а наяву только играет с собой в карты.

    К нему заезжает капитан-исправник и грозится принять меры, если мужики не вернутся и не станут платить подати.

    В доме помещика заводятся мыши, в саду тропки зарастают репейником, в кустах селятся змеи, а под окнами бродит медведь.

    Сам хозяин одичал, оброс волосами, стал передвигаться на четвереньках, разучился говорить.

    Губернское начальство остаётся обеспокоенным: «кто теперь подати будет вносить? кто будет вино по кабакам пить? кто будет невинными занятиями заниматься?»

    «Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь. Сейчас эту благодать обрали, посадили в плетушку и послали в уезд».

    Помещика нашли, вымыли, привели в порядок, и живёт он до сих пор.

    Образ помещика

    Автор неоднократно акцентирует внимание на глупости помещика: «Задумался на этот раз помещик не на шутку. Вот уж третий человек его дураком чествует, третий человек посмотрит-посмотрит на него, плюнет и отойдёт».

    Представляется помещик «российским дворянином, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым». Нерусская фамилия усиливает гротескность происходящего, намекает на то, что только враг может помыслить об истреблении народа-кормильца.

    После исчезновения крестьян, опоры дворянства и государства, помещик деградирует, превращается в дикого зверя: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипением и рявканьем. Но хвоста ещё не приобрёл».

    Помещик - безвольное и глупое существо, ни на что не способное без крестьянской поддержки. Его, чтобы вернуть к приличной жизни, изловили, «изловивши, сейчас же высморкали, вымыли и обстригли ногти. Затем капитан-исправник сделал ему надлежащее внушение, отобрал газету «Весть» и, поручив его надзору Сеньки, уехал».

    «Он жив и доныне. Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит». Даже после всего произошедшего он остаётся безрассудным зверем в человеческом обличье.

    Отличительные черты сказки

    Средства художественной выразительности в сказке

    Сказка всецело основана на гиперболе, гротеске и абсурде. Автор намеренно доводит гиперболу до гротеска, чтобы показать абсурд действительности, порождающей таких героев и такие обстоятельства.

    ПРИМЕРЫ:

    «Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой».

    «Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду к него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют. Однажды к самой усадьбе подошёл медведь, сел на корточках, поглядывает в окошки на помещика и облизывается».

    «И сделался он силён ужасно, до того силён, что даже счёт себя вправе войти в дружеские сношения с тем самым медведем, который некогда посматривал на него в окошко.

    - Хочешь, Михаиле Иваныч, походы вместе на зайцев будем делать? - сказал он медведю.

    - Хотеть - отчего не хотеть! - отвечал медведь, - только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил!

    - А почему так?

    - А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!»

    Фантастическое и реальное в сказке

    Фантастическое

    Реальное

    Моментальное исполнение Богом всех желаний;

    Дружба и разговор помещика с медведем;

    Охота на зайца;

    Страшное одичание помещика;

    Летающие и роящиеся мужики

    Угнетение помещиком крестьян, желание последних сбежать;

    Занятия помещика: игра в карты, чтение «Вестей», приглашения в гости;

    Налоги, подати, штрафы с крестьян

    В произведении нагнетается степень фантастичности, нереальности и абсурдности происходящего

    Фантастическое помогает вскрыть все пороки реальности, продемонстрировать абсурдность самой действительности

    Сказка «Премудрый пискарь» (1883)

    Сюжет

    «Жил-был пискарь», рос в «умной» семье. Отец завещал сыну, умирая: «Коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!». Пескарь был мудрый, помнил рассказ отца о том, как родитель чуть в уху не попал, поэтому решил послушаться совета, и, так как в реке опасности на каждом шагу (рыбы, раки, водяные блохи, «и невода, и сети, и верши, и норота» , и уды), положил себе за правило «не высовываться» и прожить так, «чтоб никто не заметил». Много он терпел лишений, голодал, мучился от страха, недосыпал, дрожал, и так дожил до ста лет. Мечтал о крупном выигрыше. И только перед смертью понял, что он одинок, без семьи, без родных, за всю жизнь никому добра не сделал. А за то, что он прожил так долго, его даже никто премудрым не назовёт.

    Образ «премудрого пискаря»

    • Пискарь - образ запуганного обывателя, который живёт лишь для себя, и то, как оказывается, не живёт, а лишь неизвестно для чего существует.
    • За сто лет пискарь не только ничего не сделал, но даже ни разу радости не почувствовал.
    • Существует трактовка образа пескаря как конформиста, который в годы реакции занимает выжидательную позицию.
    • Автор затрагивает также философскую проблему смысла жизни («жил - дрожал и умирал - дрожал»).
    • «Был он пискарь просвещённый, умеренно-либеральный».
    • Жил под девизом: «Надо так прожить, чтоб никто не заметил».
    • Каждый день думал: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»
    • Боясь попасться в пасть большой рыбе, пескарь решил для себя: «ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят - он будет моцион делать, а днём - станет в норе сидеть и дрожать». «А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться».
    • «Он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья». «Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!» «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Всё дрожал, всё дрожал»
    • Лишь под конец жизни, задумавшись над вопросом, что было, если бы все пескари так жили, он понял: «Ведь этак, пожалуй, весь пискарий род давно перевёлся бы!»
    • Перед смертью, осознав, что жизнь прошла зря, пескарь решил: «"Вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву!". Но едва он подумал об этом, как опять испугался. И начал, дрожа, помирать. Жил - дрожал, и умирал - дрожал».
    • Пескарь, безрадостно прожив больше ста лет, даже уважения не заслужил: «И что всего обиднее: не слыхать даже, чтоб кто-нибудь премудрым его называл. Просто говорят: "Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьёт, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а всё только распостылую свою жизнь бережёт?" А многие даже просто дураком и срамцом его называют и удивляются, как таких идолов вода терпит».
    • Не ясно, умер ли пескарь сам или его всё же кто-то съел. «Скорее всего - сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же ещё и "премудрого"?»

    Аллегория в сказке

    • Основной приём - аллегория. В иносказательной форме автор высказывает мысли о «пискарях» - трусливых и жалких обывателях.
    • Голос автора звучит в «морали» истории: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари» (игра с наименованиями «человек - пескарь»).

    Совмещение пространств

    М.Е.Салтыков-Щедрин (1826-1889). Краткие биографические сведения

    Михаил Евграфович Салтыков (псевдоним Н.Щедрин – с 1856 г.) родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. По отцу Салтыков принадлежал к старинному дворянскому роду, по матери – к купеческому сословию. Детство писателя прошло в тяжелой, деспотичной атмосфере.

    Будущий писатель получил неплохое домашнее образование. Затем он учился в Царскосельском лицее.

    С 1844 года Салтыков в канцелярии, на службе. С юных лет писатель имел возможность изучать бюрократическую систему Российского государства.

    В 1840-е годы Салтыков испытал влияние Белинского, разделял идеи утопического социализма.

    Писательский талант Салтыкова сформировался под влиянием «натуральной школы». Уже ранние его произведения носили обличительный характер. За них в 1848 году писатель был сослан в Вятку. Ссылка продолжалась до 1855 года.

    После ссылки Салтыков служил в Петербурге. С 1858 года он был вице-губернатором в Рязани, затем вице-губернатором в Твери; возглавлял казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани. Будучи крупным, влиятельным чиновником, Салтыков нередко заступался за крестьян, простых людей.

    В 1868 году писатель вышел в отставку и целиком посвятил себя литературной деятельности. С 1868 по 1884 год Салтыков был одним из издателей журнала «Отечественные записки». К середине 1860-х годов окончательно сформировался последовательный демократический пафос творчества писателя. Произведения Щедрина имеют преимущественно сатирическую направленность.

    Наиболее известные сочинения Щедрина – это «Губернские очерки» (1856), «История одного города» (1869), «Господа Головлевы» (1880). После закрытия «Отечественных записок» Щедрин продолжал писать сказки, которые выходили отдельными изданиями. В конце жизни писатель создает цикл автобиографических очерков «Пошехонская старина» (1887–1889). Умер писатель в Петербурге в 1889 году.

    Сказки

    История создания. Тематика

    Сказки Щедрина можно рассматривать как итог творчества писателя. В них Щедрин обобщает проблемы, поставленные в ранее написанных произведениях. В сжатой, лаконичной форме писатель дает свое понимание российской истории, судеб русского народа.

    Тематика сказок Щедрина чрезвычайно широка. В своих сказках писатель рассматривает государственную власть и бюрократическую систему России, взаимоотношения господствующих сословий и народа, взгляды либеральной интеллигенции, многие другие стороны российской действительности.

    Идейная направленность сказок

    Большинство сказок Щедрина отличает острая сатирическая направленность.

    Писатель выступает с резкой критикой административной системы Российского государства («Медведь на воеводстве»). Он обличаетжизнь господствующих сословий («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»). Щедрин вскрывает идейную несостоятельность и гражданскую трусостьлиберальной интеллигенции («Премудрый пескарь»).

    Неоднозначна позиция Салтыкова-Щедринапо отношению к народу. Писатель ценит в народе трудолюбие, сочувствует его страданиям («Коняга»), восхищается его природным умом, смекалкой («Повесть...»). Вместе с тем Салтыков-Щедрин подвергает резкой критике смирение народа перед угнетателями («Повесть...»). Одновременно писатель отмечает бунтарский дух народа, его стремление к свободной жизни («Медведь на воеводстве»).

    Краткий разбор отдельных сказок

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

    Основная тема «Повести...» (1869) – взаимоотношения господствующих сословий и народа . Она раскрывается на примере двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове, и мужика.

    Народ же в лице мужика изображен в сказке неоднозначно . С одной стороны, мужика отличают такие качества, кактрудолюбие, смекалка , умение решить любую проблему: он может и еду добыть, и корабль построить.

    С другой стороны, Салтыков-Щедрин в полной мере выявляет рабскую психологию мужика, покорность, даже самоуничижение. Мужик нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно кислое; он сам свил себе веревку, чтобы не убежать от генералов.

    «Дикий помещик»

    Основная тема сказки «Дикий помещик» (1869) – вырождение дворянского сословия в условиях пореформенной России.

    Щедрин показывает грубый произвол помещика в отношении уже освобожденных от крепостной зависимости крестьян. Помещик наказывает крестьян штрафами и другими репрессивными мерами.

    В то же время, как и в сказке о двух генералах, писатель стремится доказать, что без мужиков помещик по-человечески существовать не может : он попросту превращается в зверя.

    В своем произведении Щедрин использовал традиционный сказочный мотив троекратного посещения героя гостями. В первый раз к нему приезжает актер Садовский с актерками, затем четыре генерала, потом капитан-исправник. Все они заявляют о безграничной глупости помещика.

    Салтыков-Щедрин высмеивает полемику консерваторов-дворян с либеральной интеллигенцией. В сказке неоднократно звучит обращенный к либералам возглас помещика о твердости души, о нежелании идти на компромиссы. «А уж докажу я этим либералам, что может сделать твердость души», – заявляет помещик.

    Газета «Весть», постоянно упоминаемая в сказке, приобретает значение символа реакционной печати, защищающей интересы помещиков.

    «Премудрый пескарь»

    В сказке «Премудрый пескарь» (1883) Салтыков-Щедрин обличает либеральную интеллигенцию.

    По наблюдению Е.Ю.Зубаревой, в экспозиции «Премудрого пескаря» звучит мотив отцовского наставления, напоминающий нам о «наставлениях» отцов Молчалина и Чичикова. Отец завещал пескарю: «Пущего всего берегись уды!» Этот завет определяет главный жизненный принцип щедринского героя: жить тихо, незаметно, уходить от жизненных проблем в глубокую нору.

    Живет пескарь в соответствии с наставлением отца незаметно, незаметно и умирает. Его жизнь представляет собой бессмысленное существование, что подчеркнуто авторским афоризмом: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал».

    Бессмысленны и бесплодны, по убеждению сатирика, и те либеральные принципы, которые пескарь исповедует. Щедрин сатирически высмеял мечты либералов, используя повторяющийся мотив «выигрышного билета». Этот мотив звучит, в частности, в сне пескаря. «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает», – пишет Щедрин.

    Смерть пескаря остается незамеченной, как и его жизнь.

    «Медведь на воеводстве»

    Главная тема сказки «Медведь на воеводстве» (1884) – взаимоотношения власти и народа.

    Образы животных отражают иерархию власти в деспотическом государстве. Лев – царь зверей, Осел – его советник; далее следуют Топтыгины-воеводы; потом «лесной народ»: звери, птицы, насекомые, то есть, по словам Щедрина, мужики.

    Чрезвычайно важен для понимания щедринской сказки образ Истории. Он появляется уже в сказочном зачине, повествующем о разновидностяхзлодейств «блестящих» и«срамных» . «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими и в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными», – пишет Щедрин. Мотив Истории проходит через всё повествование о трех Топтыгиных. Суд Истории, по убеждению Щедрина, выносит приговор деспотической системе власти. Не случайно в сказке отмечено, что «сам Лев Истории боится».

    В сказке изображены трое Топтыгиных , по-разному прославив­шихся на воеводстве.

    Топтыгин 1-й совершил «срамное» злодейство: Чижика съел. Несмотря на последующие «блестящие» злодейства, он был жестоко осмеян обитателями леса и в результате отправлен Львом в отставку.

    Топтыгин 2-й сразу начал с «блестящего» злодейства: разгромил усадьбу мужика. Однако тут же попал на рогатину. Здесь мы видим явный намек сатирика на возможность народного бунта против власти.

    Топтыгин 3-й отличался добродушным, либеральным нравом. Однако во время его правления злодейства продолжались. Только это былизлодейства «натуральные» , не зависящие от воли правителя. Тем самым писатель стремится подчеркнуть, что дело не в личных качествах воеводы, а в самой системе власти, враждебной народу.

    Народ в сказке «Медведь на воеводстве» изображеннеоднозначно . Здесь мы находимне только образ народа-раба , как это было в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». В образе мужиков-лукашей показаннарод-бунтарь , готовый содрать шкуру со своего правителя. Недаром сказка заканчивается сообщением о том, что Топтыгина 3-го постигла «участь всех пушных зверей».

    Художественное своеобразие сказок

    Жанровое своеобразие

    Сказки Салтыкова-Щедрина представляют собой новаторский жанр , хотя в основе их лежат ифольклорные , илитературные традиции.

    При создании своих произведений Щедрин опирался на традиции народных волшебных сказок и сказок о животных. Щедрин нередко использует традиционный сказочныйсюжет . В произведениях писателя часто присутствует сказочныйзачин («Жили да были два генерала»; «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик»). Нередки у Щедринаприсказки («Он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «по щучьему веленью, по моему хотенью»; «ни в сказке сказать, ни пером описать»). В произведениях Щедрина встречаютсяповторы , характерные для народных сказок (три посещения дикого помещика гостями; три Топтыгина).

    Кроме фольклорных традиций (народные сказки), Щедрин опирался и на литературные традиции, а именно на жанр басни . В основе щедринских сказок, как и басен, лежит принципаллегории : с помощью образов животных воссоздаются человеческие характеры и общественные явления. Недаром щедринские сказки иногда называют «баснями в прозе».

    В то же время сказки Салтыкова-Щедрина нельзя отождествлять ни с народными сказками, ни с баснями. Сказка у Щедрина – это прежде всего образец политической сатиры , заключенной в традиционную форму сказки. Политическая сатира Салтыкова-Щедрина несет в себезлободневное содержание , актуальное для того времени. Кроме того, она имеет глубокийобщечеловеческий смысл .

    Некоторые сказки Салтыкова-Щедрина имеют и свою собственную жанровую специфику . Например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» несет в себе чертыробинзонады ; «Медведь на воеводстве» содержит элементыисторической хроники , что отчасти сближает это произведение с «Историей одного города».

    Принцип иносказания. Художественные приемы

    Среди художественных приемов, используемых Салтыковым-Щедриным в сказках, отметим следующие. Это прежде всего различные формы иносказания (ирония, гипербола, гротеск) , а также речевыеалогизмы ,афоризмы , другие художественные средства. Вспомним, что сам по себе жанр сказки уже предполагает иносказание как основной принцип повествования.

    Важнейшее средство иносказания в сказках Салтыкова-Щедрина – ирония . В основе иронии лежит принцип смыслового контраста: определение предмета противоположно его сущности.

    Приведем примеры иронии. В «Повести...» Щедрин замечает, что один из генералов в свое время служил учителем каллиграфии, следовательно, был поумнее другого. Ирония в данном случае подчеркивает тупость генералов. Приведем еще один пример из той же сказки. Когда мужик наготовил генералам еды, они подумали, не дать ли и тунеядцу частичку. Ирония выявляет трудолюбие мужика и одновременно презрительное отношение к нему генералов. В сказке «Премудрый пескарь» Щедрин пишет, что у молодого пескаря «ума палата была». Ирония выявляет умственную ограниченность пескаря-либерала. В сказке «Медведь на воеводстве» отмечено, что Осел у Льва «за мудреца слыл». Ирония подчеркивает тупость не только Осла, но и Льва.

    В своих сказках Щедрин использует также прием гиперболы . Как известно, в основе гиперболы лежит преувеличение каких-либо свойств предмета или явления.

    Приведем примеры гиперболы из сказок. В «Повести...» Щедрин замечает, что генералы даже слов никаких не знали, кроме фразы: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Гипербола выявляет крайнюю умственную ограниченность генералов. Приведем еще примеры. Один из генералов убежден, что булки «в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Гипербола подчеркивает невежество генералов. Щедрин пишет, что мужик сам себе свил веревочку, чтобы не убежать от генералов. С помощью данной гиперболы Щедрин выявляет рабскую психологию народа. Писатель рассказывает о том, что на необитаемом острове мужик сам построил корабль. Здесь с помощью гиперболы подчеркивается мысль о народе-умельце, о его способности к созидательному труду. Дикий помещик у Щедрина с головы до ног оброс волосами, ходил на четвереньках, утратил дар членораздельной речи. Здесь гипербола способствует выявлению физической и духовной деградации помещика. В указанном случае гипербола переходит в гротеск: здесь не только преувеличение, но и элементы фантастики.

    Гротеск – важнейший художественный прием, используемый Салтыковым-Щедриным. В основе гротеска лежит сочетание несочетаемого, соединение несоединимого,совмещение реальности и фантастики . Гротеск является излюбленным художественным приемом Салтыкова-Щедрина. Он помогает художнику вскрыть самую сущность изобра­жаемого явления, остро обличить его.

    Приведем примеры. Генералы на необитаемом острове нашли старый «нумер» «Московских ведомостей». Данный пример подчеркивает, что генералы живут идеями консервативной прессы даже на необитаемом острове. Прием гротеска используется Щедриным и в сцене драки генералов: один откусил у другого орден; при этом потекла кровь. Гротеск выявляет здесь мысль писателя о том, что орден является неотъемлемой частью тела генерала: без ордена генерал уже не генерал. В сказке «Медведь на воеводстве» Щедрин сообщает, что печатный станок (в лесу!) был публично сожжен еще при Магницком. Как известно, М.Л.Магницкий – консервативный государственный деятель эпохи Александра I. В данном случае гротеск подчеркивает условность сказочного повествования. Читателю становится ясно, что речь на самом деле идет не о лесе, а о российском государстве.

    Иногда писатель прибегает к речевым алогизмам . В сказке «Дикий помещик» Щедрин приводит следующее размышление мужиков: «Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой». Речевой алогизм выявляет узость умственного кругозора помещика.

    В сказках Щедрин нередко использует афоризмы , меткие выражения. Вспомним совет Осла в адрес Топтыгина 3-го в сказке «Медведь на воеводстве»: «Действуйте по пристойности». Смысл афоризма заключается в том, что в условиях деспотизма для правителя самым важным является соблюдение внешних приличий.

    Сатирик с помощью меткой народной пословицы сформулировал главный жизненный принцип героини сказки «Вяленая вобла»: «Уши выше лба не растут». Данное выражение подчеркивает трусость либералов. В сказке «Медведь на воеводстве» Щедрин пишет, что Топтыгин 1-й «не был зол, а так, скотина». Писатель стремился здесь подчеркнуть, что дело не в личных качествах правителя, а в той преступной роли, которую он играет в государстве.

    Вопросы и задания

    1. Кратко охарактеризуйте жизненный путь и творческую деятельность М.Е.Салтыкова-Щедрина. В какой семье он родился? Где получил образование? С какого возраста начал служить? Каких идей придерживался писатель? Как называется журнал, который он издавал в 1860–1880-е годы? Назовите основные произведения Щедрина.

    2. Какое место в творчестве Щедрина занимают его сказки? В какое время они создавались? Назовите основные темы сказок.

    3. Охарактеризуйте идейную направленность сказок. Какие явления российской действительности обличает в них Щедрин? Каково отношение писателя к народу?

    4. Сделайте краткий разбор сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве».

    5. Рассмотрите жанровое своеобразие щедринских сказок. На какие традиции опирался писатель при их создании? В чем проявилось новаторство Щедрина? Расскажите о жанровой специфике отдельных сказок.

    6. Какой основной принцип лежит в основе сказок Щедрина? Перечислите основные художественные приемы, используемые писателем в сказках.

    7. Дайте определение иронии, гиперболы, гротеска. Приведите примеры и прокомментируйте их. Приведите также примеры речевых алогизмов, афоризмов.

    8. Составьте развернутый план-конспект на тему «Сатирический пафос сказок М.Е.Салытова-Щедрина».

    9. Напишите сочинение на тему: «Художественное своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина».

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры