Столпы эпохи возрождения. Искусство раннего возрождения

Главная / Любовь

Современную живопись невозможно представить без влияния на неё творчества величайших художников эпохи Ренессанса. Творчество это – признанная классика, и она всегда будет существовать в подсознании живописцев наших дней. Именно в период Возрождения появилось большинство уникальнейших произведений искусства, частью которого является живопись, а особенно живопись мастеров итальянской школы.

Ренессансом называют период с конца тринадцатого до конца шестнадцатого веков, а главной фигурой, центром внимания художников, становится человек. Развиваются основы воздушной и линейной перспективы, композиции, подробно изучается строение человеческого тела, появляется портрет. Художники совершенствуют технику живописи, стараясь добиться максимальной реалистичности картины, подобно фото детально описывающей сюжет.

Начало эпохи Ренессанса связано с такими именами как Мартини, Джотто, Боттичелли. Развивалось искусство живописи Возрождения настоящими титанами, великими и непревзойдёнными мастерами: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль, Микеланджело Меризи де Караваджо. Именно благодаря этим художникам появляется идеальный стиль, исполненный возвышенной величавостью и предельной ясностью. Античная или религиозная тематика картин трактуется как современный, светский сюжет, а их персонажи поэтичны и изящны.

Отдавая дань мастерству многих живописцев итальянского Возрождения, нужно отдельно упомянуть великого Леонардо. Вклад этого человека в развитие классической живописи огромен. Ведь, именно он разработал и начал применять для написания своих полотен особый приём, «сфумато», с помощью которого картина смотрелась, будто сквозь лёгкую дымку. Это придавало произведениям Да Винчи ту самую знаменитую таинственность, загадочность, а самая известная картина мастера – «Джоконда» - до сих пор является предметом научных споров, диссертаций и невероятного количества книг.



С творчеством Рафаэля (1483-1520) в истории мирового искусст­ва связывается представление о воз­вышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Воз­рождения, в котором Леонардо оли­цетворял интеллект, а Микеланджело - мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Ко­нечно, в той или иной степени ка­ждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к свет­лому совершенному началу прони­зывает всё творчество Рафаэля, со­ставляет его внутренний смысл.

Рафаэль первоначально учился в Урбино у своего отца, затем у мест­ного живописца Тимотео Вите. В 1500 г. он переехал в столицу Умбрии Перуджу, чтобы продолжить образование в мастерской известно­го живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой мастер быстро превзошёл своего учителя.

Рафаэля называли Мастером Ма­донн. Настроение душевной чисто­ты, ещё несколько наивное в одной из его первых небольших картин - "Мадонна Конестабиле" (1502 -1503 гг.), - приобрело возвышенный характер раннего периода Рафаэля - "Обручение Марии" (1504 г.). Происходящая на фоне чудесной архи­тектуры сцена обручения Марии и Иосифа представляет собой образ высокой красоты. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. Вырази­тельны, певучи, метки и пластичны их движения, позы и жесты: напри­мер, сближающиеся руки Марии и Иосифа, надевающего ей на палец кольцо. В картине нет ничего лишнего, второстепенного. Золотистые, красные и тёмно-зелёные тона, со­звучные с мягкой голубизной неба, создают праздничное настроение.
В 1504 г. Рафаэль переехал во Флоренцию. Здесь его творчество обрело зрелость и спокойное вели­чие. В цикле Мадонн он варьировал изображение молодой матери с Младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. Особенно хороша "мадонна в зелени" (1505г.). В картине использована пирамидальная композиция Леонардо, а колориту присуща тонкая гармония красок.

Успехи Рафаэля были настолько значительны, что в 1508 г. его пригласили к папскому двору в Рим. Художник получил заказ на роспись парадных апартаментов Папы, так называемых станц (комнат) в Ватиканском дворце. Росписи ватиканских станц (1509 - 1517гг.) принесли Рафаэлю славу, выдвинули его в ведущие мастера не только Рима, но и Италии.
Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Мадонны с Младенцем. Мастер готовился к созданию своего великого шедевра - "Сикстинской Мадонны" (1515 - 1519гг.) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. В истории искусства "Сикстинская Мадонна" - образ совершенной красоты.

Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Здесь ярко проявилось его безупречное, легкое, свободное чувство линии. Значительный вклад он внес и в архитектуру. Само имя Рафаэля - Божественного Санцио - в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника.

Рафаэль вошёл в историю живописи как создатель идеально-прекрасных образов. Его первые произведения были созданы во Флоренции под воздействием традиции позднего флорентийского портрета.

С годами портреты Рафаэля приобрели большую глубину и значительность.

В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г.), обладатель сильного характера, на другом – неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая “Дама в покрывале” (около 1514 г.). В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита. Самое лучшее из трёх – портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г.), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры. Его книга об идеальном человеке своей эпохи “Придворный” (1513 – 1518 гг.) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени.

С великими почестями он был погребен в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо во Флоренции. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи. Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико. Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. «Мадонна с цветком» – это хронологически первая мадонна.

Молодая мать, одетая в костюм современниц Леонардо и причесанная по моде тех лет, играя с сыном, протягивает ему цветок красного цвета. Традиционный символ распятия воспринимается как невинная игрушка, к которой по-детски неловко тянется младенец Иисус, вызывая улыбку юной мадонны.

«Мадонна в гроте» – первое вполне зрелое произведение Леонардо, утверждает торжество нового искусства.

Совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Это целое, т.е. совокупность четырех фигур, очертания которых чудесно смягчены светотенью, образует стройную пирамиду, плавно и мягко, в полной свободе вырастающую перед нами. Взглядами и расположением все фигуры объединены неразрывно, и это объединение исполнено чарующей гармонии, ибо даже взгляд ангела, обращенный не к другим фигурам, а к зрителю, как бы усиливает единый музыкальный аккорд композиции. Взгляд этот и улыбка, чуть озаряющая лицо ангела, исполнены глубокого и загадочного смысла. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. И тайна, леонардовская тайна, сквозит и в их лицах, и в синеватых расщелинах, и в полумраке нависших скал.

«Тайная вечеря» – величайшее творение Леонардо и одно из величайших произведений живописи всех времен – дошла до нас в полуразрушенном виде.

Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и солдаты Бонапарта.

Но, несмотря на это, даже в полуразрушенном состоянии «Тайная вечеря» производит неизгладимое впечатление.

На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия.

Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты.

Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига.

Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны – и в этом глубокий смысл показанной драмы.

Увидев «Тайную вечерю» Леонардо, французский король Людовик XII так восхитился ею, что только боязнь испортить великое произведение искусства помешала ему вырезать часть стены миланского монастыря, чтобы доставить фреску во Францию.

Сандро Боттичелли родился в 1444 (или в 1445) году в семье кожевника, флорентийского гражданина Мариано Филиппепи. Ботичелли был самым младшим, четвертым сыном Филиппепи.
Боттичелли уступал многим художникам XV века, одним - в мужественной энергии, другим - в правдивой достоверности деталей. Его образы (за очень редким исключением) лишены монументальности и драматизма, их преувеличенно хрупкие формы всегда немного условны. Но как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Сандро Ботичелли впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, порывы веселья - щемящей тоской, спокойная созерцательность - неудержимой страстностью.
Необычайно остро для своего времени почувствовал Боттичелли непримиримые противоречия жизни - противоречия социальные и противоречия своей собственной творческой личности, - и это наложило яркий отпечаток на его произведени
Беспокойное, эмоционально утонченное и субъективное, но вместе с тем бесконечно человеческое, искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма. Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обновил и обогатил своими поэтическими образами
Боттичелли - величайший мастер линии. Этим простейшим элементом изобразительного языка он владеет виртуозно. Его картины буквально пронизаны линейным началом. Линия служит главным средством построения фигур и главным средством их эмоциональной выразительности, линейный ритм связывает отдельные части в единую композициюю.
В картинах эпохи Возрождения человек всегда составляет центр композиции; весь мир строится вокруг него и для него, и именно он является главным героем драматического повествования, активным выразителем содержания, заключенного в картине. Однако в картинах Боттичелли человек утрачивает эту активную роль он становится скорее страдательным элементом, он подвержен силам, действующим извне, он отдается порыву чувства или порыву ритма.
Это ощущение внеличных сил, подчиняющих человека, переставшего владеть собой, прозвучало в картинах Боттичелли как предчувствие новой эпохи, когда на смену антропоцентризму Ренессанса, приходит сознание личной беспомощности, представление о том, что в мире существуют силы, независимые от человека, неподвластные его воле

Пять столетий имя Рафаэля окружено ореолом восхищения и поклонения. Современники, высоко ценившие его талант, назвали художника «божественный Рафаэль». И это не было преувеличением. Как никто другой из живописцев он умел убедить в правдивости своих образов и в то же время зародить в душе стремление к прекрасному.

Рафаэль прожил ровно 37 лет. Родился в страстную пятницу 6 апреля 1483 года, умер 6 апреля 1520 года тоже в страстную пятницу. Рафаэль родился в маленьком итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. Его отец был «художник посредственный, но человек здравомыслящий», а кроме того еще и поэт, писавший стихотворные хроники. Отец сделался учителем сына. И все было хорошо в их доме, пока не умерла Маджия. Только 8 лет исполнилось тогда Рафаэлю, а через три года он потерял и отца. Мастерскую Джованни Санти, как уже говорилось, украшала фреска, написанная на стене им самим: красавица мать (мадонна) с малышом на коленях и книгой в руке. Рафаэлло считал эту фреску изображением Маджии и иногда проводил около стены долгие часы. Время отрочества Рафаэля совпало с началом эпохи Возрождения.

В отличие от Леонардо Рафаэль полностью принадлежал своему времени. В его произведениях нет ничего странного, таинственного и загадочного. В них все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеал прекрасного человека. В его творчестве царит жизнеутверждающее начало. Главной темой его творчества стала тема Мадонны, которая нашла у него непревзойденное, идеальное воплощение.

Ему еще не исполнится 19 лет, когда он напишет свой шедевр «Мадонну Конестабиле». В круге, точно вписанном в квадрат, Рафаэль изобразил молодую женщину, укрытую синим платком. Она держит в правой руке книгу, левой прижимает к себе маленького сына и они вместе – голенький мальчик и его мама – смотрят в книгу. »Здесь Рафаэль выступает как мастер раннего Возрождения, как рассказчик, который боится упустить малейшую деталь повествования». Юность художника и робость стиля, еле приметная неуверенность в себе и все приметы приближающейся зрелости придают этой первой из рафаэлевских Мадонн совершенно особое очарование, немного зыбкое, кажется, готовое исчезнуть, раствориться в глубокой дали, где едва зеленеют весенние поля и еще без листвы стоят деревья…

За эти полотном последовала целая серия вариаций на ту же тему - «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница», «Мадонна среди зелени», «Мадонна с безбородым Иосифом», «Мадонна под балдахином». А. Бенуа определил эти вариации как «чарующие живописные сонеты». Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.
В 1504 году Рафаэль написал вслед за свои учителем Перуджино алтарный образ «Обручение Марии» – картину совершенно изумительной красоты, просветленной грусти и мудрости, которая особенно потрясает, если отчетливо представишь себе, что тайновидец и прозорливец, создавший «Обручение», - это юноша чуть за двадцать лет.
Тема покорности, полного предания себя во власть высшего начала, смирения перед ним, бывшая главной духовной темой Рафаэля, раскрытая полнее всего во многих и многих образах его Мадонн, звучит здесь поразительно ясно. Мария, стоящая перед первосвященником, протянув руку Иосифу, благочестивый Иосиф, седобородый первосвященник-патриарх написаны юношей Рафаэлем с такой глубиной и мастерством, похожим, собственно, больше на знание, чем на мастерство, которые не объяснить только художественной гениальностью, - за этим безусловно стоит человеческий (личный) опыт, и загадку его нам едва ли удастся когда-нибудь разгадать до конца…

Вот последующие этапы творческого пути Рафаэля: его пребывание во Флоренции (1504-1508 г.г.) – время пристального изучения работ Леонардо да Винчи, анатомии, перспективы, время усиленного самовоспитания, в котором натура гениальная остро нуждается на пороге окончательной зрелости. Затем – работа над «станцами» (росписями парадных зал) Ватиканского дворца в Риме, куда Рафаэль отправился по приглашению папы Юлия ІІ (с осени 1508 года до середины 1510г.); там Рафаэлю впервые понастоящему открылась античность, и он, будучи уже знаменитым мастером, увлекся ею с энтузиазмом неофита. Она пробудила в нем скрытый до той поры талант ваятеля и талант зодчего. Наконец, последний, тоже римский, период, венцом которого стал рафаэлевский шедевр – «Сикстинская Мадонна» (1515-1519 г.г.), наверное, самая знаменитая картина во всей мировой живописи. Мадонна изображена легко парящей на облаках. Держа в руках своего младенца, она спускается на землю к людям, и движение ее, едва уловимое, передано Рафаэлем с исключительным мастерством. Слева от зрителя – папа Сикст покровитель монастыря, охваченный благоговением и восторгом при виде мадонны, справа – святая Варвара, которая считалась покровительницей города Пьяченцы. Спокойно сидящий на руках у мадонны младенец полон недетской серьезности, взгляд пристальный и внимательный.
В картине царит мера. Уравновешенность и гармония. Ее отличают плавные и закругленные линии, мягкий и мелодичный рисунок, богатство и сочность колорита. Сама Мадонна излучает энергию и движение. Этим произведением Рафаэль создал самый возвышенный и поэтический образ Мадонны в искусстве Ренессанса.

Рафаэль считается художником женственной и небесной стихии, которому «звуков небес заменить не могли… скучные песни земли». И это верно до известной степени. Только неправильно было бы думать, что причина этому – его незнание или непонимание жизни и людей. Лучшее доказательство этому – его портреты. Этот художник Мадонн был блистательным портретистом, причем в эпоху, когда, «скульптурный или живописный портрет говорил людям больше, чем самая лучшая биография». Свое понимание людей Рафаэль, прежде всего, обнаружил своим «Автопортретом» 1506 года: прекрасное лицо написано вполоборота, в огромных глазах – бесконечная печаль, даже и отрешенность, но не обманитесь: взгляд этих глаз зорок – от него не ускользнет ничто из того, что он только удостоит заметить.

Рафаэль исполнил много портретов, мужских и женских. Назовем еще два из них: «Портрет Аньоло Дони» - молодого человека, складом характера совершенно противоположного самому Рафаэлю: властного, трезвого, возможно, жесткого, и знаменитый портрет «Папы Льва Х с двумя кардиналами» – этот папа римский был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы его жизни. Но художник не польстил ему: пухлое лицо, настороженный взгляд, руки, выдававшие тайное беспокойство, воплощение строгой и нелицеприятной правды…

В 1508 году он приезжает в Рим, где вместе с известными художниками расписывает в Ватикане покои папы римского. Уже к тридцати годам Рафаэль становится знаменитостью, создает непревзойденные по монументальности, размаху, совершенству композиции и глубине содержания фрески, которые вошли в последствии в историю мирового искусства.
По эскизам великого художника создавали свои произведения архитекторы и скульпторы. В качестве архитектора с 1515 года Рафаэль руководил строительством собора св. Петра.

По мотивам открытых им древних росписей при археологических раскопках он создает замечательный декоративный ансамбль ватиканских лоджий. По эскизам художника в Брюсселе были вытканы огромные ковры, предназначенные для украшения Сикстинской капеллы.

В полном расцвете творческих сил умер выдающийся художник, признанный главой римской художественной школы. Похоронен он в римском пантеоне. Могилу украшает мраморная статуя мадонны с надписью «Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого великая природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 172,5×178,5 см. 1484 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Перед нами прекрасная богиня Венера. Боги ветра Зефир и Аура гонят раковину к берегу. Где ее ждёт нимфа времён года Ора, чтобы укрыть покрывалом с цветочным орнаментом.

Венера невообразимо красива. Это один из самых пленительных образов . Если бы богиня любви на самом деле существовала, она была бы именно такой.

Красивее уже некуда. Разве что ступни Боттичелли всегда изображает своеобразно. А в остальном – глаз не оторвать.

Как же ему это удалось? Неужели только за счёт внешней красивости эта “Венера” так знаменита? И почему это же лицо мы встречаем на многих картинах Боттичелли?

Боттичелли и Медичи

Картина была создана для одного из представителей династии Медичи. О них стоит сказать пару слов. Потому что без них этого шедевра бы не было.

Медичи были банкирами и ловко управляли городом-государством Флоренцией. Но эти люди нашли самое благородное применение своим богатствам.

Они тратили их на искусство. Потому что понимали, что так они покупают своё бессмертие.

Ко двору были приближены самые гениальные философы, художники и поэты. Они все питались из “кормушки” Медичи. Получая щедрые вознаграждения за своё творчество.


Сандро Боттичелли. Фрагмент картины “Поклонение волхвов” (автопортрет). 1475 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Среди них был и Боттичелли (1445-1510 гг.). Он был искренне восхищён своими заказчиками. Их мудростью и великодушием. И охотно создавал для них картины. В том числе “Венеру”.

Боттичелли – эстет с большой буквы

Боттичелли – непревзойдённый эстет. Его картины – это не просто приятные глазу полотна. Это гимн красоте.

Черты его персонажей очень миловидны. Причём они красивы вне зависимости от эпохи.


Сандро Боттичелли. Весна. 1482 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Так возникло движение прерафаэлитов. То есть тех, кто перенимал техники художников, творивших до Рафаэля.

У них мы видим невероятно красивых и чувственных женщин. Так же, как у Боттичелли, это были музы. Например, Россетти всю жизнь изображал Элизабет Сиддал. А Уотерхаус – Мюриел Фостер.

Код плеера на стороннем сайте: Для LiveJournal

Для вставки трека RealMusic на страницу стороннего сайта нужно полностью скопировать указанный код, вставить его в HTML страницу стороннего сайта и сохранить.

Лицензия Жанры Шансон Над треком работали Юрий Косаговский Описание э с с е Музей рондизма Альбом ЗВУКИ УЛИЦ И ЗВУКИ ДУШИ Студия * Студия Дзен Текст. ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ из публикации Благовещение глазами разных художников Манжу сообщество "про_искусство" Благовещение в Новом Завете: "В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся. Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел." (Лука, 1:26-38) Благовещение в Коране: “И Мы отправили к ней Дух Наш, который предстал пред нею в облике человека. Она сказала: “Я ищу спасения от тебя у Всемилостивого Господа. Если ты богобоязнен, то не приближайся ко мне ни на шаг”. Он ответил: “Воистину, я лишь от Господа твоего посланник, чтобы передать в дар тебе благословенного сына”. Она воскликнула: “Как может быть младенец у меня, когда ко мне не прикасался ни один мужчина и никогда я не была блудницей?!” Ответил он: “Господь твой так пожелал и сказал: “Это не представляет труда для Меня. Это для того, чтобы твой сын стал знамением для людей и милостью от Нас. И это было уже определено Мною.” (Коран 19:16-21). иллюстрации Леонардо и Ботичелли к эссе взяты из этой же публикации - Ю.К. ============================================================================================================= фрагмент КАК Я НЕ ПОНИМАЛ ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. интервью ==================================================================================== искусство и ремесленничество на примере Леонардо и Ботичелли отрывок из "Итальянской тетради" (он же фрагмент из фильма "Улочки идущие к морю" Ну вот и прошлись по музею. Простота Джотто радовала, привлекала, наслаждала и успокаивала, но далее … множество залов с пятками, локтями, торсами извивающимися в самых грациозных движениях (если «грация» по-итальянски «спасибо», то «грациозность» происходит от благодарения… но кого и за что «благодарят» эти фигуры своими грациозными изгибами было неясно?) … у всех абсолютно и даже у Боттичелли, у которого есть дар мечтательности, фантазии и поэзии – и тот запродал свой дар и вдохновение за деньги. Впечатление мясных лавок несли бесконечные композиции в накидках и без накидок, все эти торсы, лбы, носы, локти и пятки в разных сочетаниях и поворотах просили заплатить за них деньги и повесить у себя в залах, чтобы кичиться перед гостями и соседями (в графских и княжеских особняках): у вас картины в 6 пяток, три локтя, 6 лбов – а у нас хотя 5 пяток (на одну меньше), зато 9 локтей и 9 лбов и три торса… и т.д. Все эти художники Возрождения быстро освоив технологию пяток и торсов, заполонили ими стены – и бедное человечество, китайцы, немцы, датчане, англичане… стоят в музеи Флоренции смотреть на это торжество поз. Даже у самого вразумительного из них, Боттичелли, ангел, вероятно сообщающий весть о будущем рождении бога-сына, извивается в грациозных позах и женщина (будущая богоматерь) отвечает ему тем же, очень сложными движениями торса, линией ног и рук, словно это сцена не информирования о важнейшем событии на Земле, а сцена может быть соблазнения и туманного кокетства. Зрители испытывают непонятный им и безусловный восторг, не имеющий отношения никакого к христианству, жизни и поэзии – а это всего лишь одни туманно эротические намеки. При этом на одеждах ангелов такое количество надутых складок, будто сзади дует ветер – и понятно, что это за ветер, ненасытное желание получить много денег. Боттичелли Другое дело эта же сцена у Леонардо, он как будто нарочно решил показать кто есть кто в искусстве, кто торговец складками и позами – и кто возвышенный художник, композиции которого не имеют цены. Леонардо да Винчи У Леонардо ни малейшей суеты показать что-нибудь лишнее, все подчинено высокому духу красоты земной и неземной, от одного лица ангела уже захватывает дух, а его движение рук и фигуры, полны сдержанности и чистоты, преклонения и возвышенности – вот уж поистине торжество духа, ума и веры. Короче говоря, глаз отдохнул от фальшивых поз лишь на считанных картинах. Рембрандта – преклоняющегося перед красотой обыденных мгновений жизни, Гойи – замирающего от красоты тайн, таящихся за любым мгновением, Шардена - влюблено глядящего на все в этом мире, и на лежащую книгу, и на мальчика строящего карточный падающий забор … (десять имен может и не удастся набрать) … Леонардо - зачарованного исследователя, поэзия души которого охватила все формы человеческого познания (искусства, науки, изобретательства и инженерного дела), Эль Греко – странного (сумасшедшего может быть) искреннего и возвышенного в своей вере, пятерых упомянул, пятерых мог и не заметить в толпе картин с пятками, локтями, плечами и носами … ах да шестого упомяну, великого Джотто – скупого минималиста, открывателя реализма с его полутенями, незыблемо верующего Христу в праздник земной жизни и в праздник неземного существования… Не проще ли было бы всех искренних и честных художников-гениев поместить на одном этаже, а торговцев ремеслом рисовать ракурсы, пятки и локти на другом? И этот вопрос надо задать музеям всего мира. И в России и в Париже, и в Лондоне и т.д. И в одни залы ходить за высоким духовным искусством, а в другие залы, как в кунсткамеру с отклонениями от человеческой природы, когда за деньги рисуют задрапированные торсы не обозначающие ничего кроме наивного мошенничества, т.е. залы, где художники вводят в заблуждение и зрителя и самих себя. Можно сказать и менее обидно: в одних залах предлагается искусство, искренность, поэзия для разглядывания, а во-вторых - представлены только технологии искусства. Исходное сообщение NADYNROM И все-таки вряд ли бы мир стал лучше без творчества Боттичелли, Рафаэля и прочих... речь только идет о понимании одного и того же сюжета - святого зачатия ======================================= но - было бы скучно среди одних возвышенных Леонардо у Рафаэля и Боттичелли - гимн любви между мужчиной и женщиной у Леонардо - глубокая тайна и возвышенность святого зачатия это тоже может быть гимн любви - но на более высоком духовном уровне если бы не было ошибок - не так бы ярко виделся путь к истине действительно - мир не станет лучше если будут одни атеисты или одни верующие Вы глубокую тему поставили - ведь даже Христос говорит: Господи пронеси мимо меня чашу сию а казалось бы он с радостью должен идти на крест - чтобы засияла истина размышление всегда строится на взвешивании на весах сердца и ума: и за - и против а понимая истину - больше восторгаешься прекрасным миром мы понимаем например что для крепкой мебели нужен дуб но не стоит всю планету заселять дубами - еще нужен и хлеб так и Рафаэль и Ботичелли - они мне лично нужны для того чтобы понимать что не достаточно просто восторгаться прелестями женщины как бы она ни была прекрасна но нужно еще и соединение двух миров (и женского и мужского мира) в области мыслей... мечтаний... тогда это не поверхностная красота а глубокая - как у Леонардо но опять Вы правы - было бы скучно среди одних возвышенных Леонардо значит надо просто - без возвышенности и без корыстного желания обладания любить а как дети опять формула Христа универсальна ("не будете как дети не войдете в Царствие Небесное") сама возвышенность придет - будет любовь не придет - будет дружеская любовь т.е. - дружба а нужно и то и другое человеку ведь он общественное существо... но любовь - это вопрос жизни и смерти и любовь все-таки конечная цель поэтому взвешенное - всегда невидимый и важнейший стержень человека поэтому все же драгоценней при всей пользе Ботичелли и Рафаэля - все-таки Леонардо..

«Титаны эпохи Возрождения» - Пьета. Микеланджело Буонарроти. Преждевременная кончина. Роспись потолка Сикстинской капеллы. Умер Микеланджело в 80 лет в зените славы. Давид. Таланты Леонардо. Леонардо да Винчи. Рафаэль Санти. Микеланджело. Собор Святого Петра. Рафаэль. Мона Лиза. Титаны эпохи Возрождения.

«Театр Возрождения» - Шекспир завершает процесс создания национальной культуры. Комедия Дель Арте. Маска Панталоне. Женской параллелью дзанни является Серветта, или Фантеска – служанка. Карло Гоцци (1720–1806), итальянский драматург. Лацци – это номера буффонады, цирковых трюков, фокусов. Маски влюблённых. Маски слуг «Дзанни».

«Театр эпохи Возрождения» - Общая характеристика эпохи. Комедия дель арте. Развитие театра в эпоху Возрождения. Трактат «Беседы о сценическом искусстве». Английское Возрождение. Испанское Возрождение. Уильям Шекспир. Постепенно на сцене Испанского театра появились драматические мотивы. Итальянское Возрождение. Шекспировский театр.

«Эпоха Возрождения урок» - «Весь мир – театр, а люди в нем актеры». Рафаэль Санти 1483-1520 Сикстинская Мадонна. Дама с горностаем. Рождество. Альбрехт Дюрер. Взгляд, любопытства полный, светит. Микеланджело. Мосты, долины, рощи, реки И воздуха голубизна. Тайная вечеря. «Один из вас предаст меня…». Давид. Утопия – несуществующее место.

«Проторенессанс в Италии» - С 1290-х годов начинается подъем проторенессансной живописи, сначала в творчестве Каваллини, а затем Джотто. Основная роль в творчестве Джотто принадлежит человеку. Проторенессанс в Италии. В творчестве Данте земная жизнь обретает самостоятельную реальность, в которой действует самостоятельный человек.

«Скульптура Донателло» - Скульптурные шедевры Донателло. Лаврентия. 1386-1466г. Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Донателло – яркий представитель эпохи раннего Возрождения в Италии. Бронза. 1430-1433г. 1447-1453 гг. Рельеф Алтаря собора Сан-Антонио. Пророк Аввакум 1427-1435. Цель. Художнику удалось создать потрясающий, проникновенный образ человеческой муки и скорби.

Всего в теме 30 презентаций

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры