Театр виктюка маугли доброй охоты. Самый мистический Маугли - "Маугли

Главная / Любовь

«Все мы были тогда один народ»
Как страх пришел в Джунгли

«Я Багира, Багира, Багира. Я плясала с ними, как пляшу со своей тенью»
Нашествие Джунглей

Театр Романа Виктюка имеет репутацию эпатажного театра, поэтому, в моем февральском театральном календаре появился спектакль «Маугли. Доброй охоты. Режиссер этой постановки - Дмитрий Бозин . Было интересно посмотреть, как можно и можно ли сделать его особенным.
Мне всегда нравилась «Книга Джунглей», Киплинг как никто другой смог очеловечить животный мир. «Книга Джунглей» была очень странной книгой, она не забывалась, она излучала энергию, которую интуитивно, неосознанно, но очень ярко чувствуешь в детстве. Посмотреть на мир глазами вожака волчьей стаи Акелы, коршуна Чиля, несравненной Багиры, мудрого Каа, величественного Хатхи, мерзкого Табаки, безжалостного Шер-хана - было необычно и каким-то образом влияло на твой взгляд на то, как устроено мироздание. Законы Джунглей были жестокими, но правильными, правильными по отношению к миру в целом. И рядом с ними люди проигрывали, проявлялись их алчность, невежество, низкие вибрации.
В «Книге Джунглей» что-то было заложено между строк, что наполняло светом душу, что заставляло осознать существование универсальных законов Жизни, связь между всем сущим на Земле. Приходило понимание, что все живые существа на планете живут по одним и тем же законам, правилам, без разделения на высших и низших. Правильность поступков любого по отношению к миру - есть главный закон Вселенной. Энергия действий и мыслей всех жителей мира - формирует сам Мир и возвращается к нам.
В Театре Виктюка «Маугли» - постановка для взрослых, для тех, кто до сих пор чувствует связь и силу книги.
Меньше всего, придя на спектакль, я ожидала, что «поплыву», не узнавая вроде бы заученные наизусть сцены. Чувство непонимания можно сравнить с недотягиванием до смысла, который был явственно заложен в действия, но расшифровать который мне не удавалось.
Два Каа, две Багиры, четыре Шер-хана, шесть Хатхи. При том, что самих персонажей на сцене не было, и никак они обозначены не были. Все актеры были одеты в черное, были босиком, и никак не идентифицировались. Последовательность сцен не совпадала.
После спектакля, мне пришла в голову мысль, задать вопросы самому режиссеру - и насколько удачной она оказалась! Ответы, полученные от Дмитрия Бозина повергли меня в шок и изумление, но главное - паззл моментально сложился!

Благодарю Ольгу Бобкову (с) olgabobkovafoto за фотографии

Оказывается, Джозеф Редьярд Киплинг - «английский писатель, поэт, журналист, разведчик, спортсмен, самый молодой лауреат Нобелевской премии» был масоном, состоял в масонской ложе №782 «Надежда и настойчивость»! И, естественно, его взгляды и убеждения не могли не найти отражения в его творчестве.
Оказывается, чтобы рассказать историю Маугли, показать его путь, предназначение, цели, Дмитрий Бозин использовал в буквальном смысле магические приёмы. Режиссер разговаривает со зрителем на определённом языке - спектакль наполнен символизмом, оккультными знаками, привязан к нумерологии.

Чтобы понять этот спектакль необходимо расстаться со стереотипами, ощутить всё многообразие, многогранность и тайну этого огромного мира, в котором мы живём, и в котором человек не единственный, кто наделён Разумом.
Чтобы понять этот спектакль, не нужно изображать из себя умников, лучше перечитать «Маугли». Спектакль начинается с главы «Дикие собаки» (я уже писала выше, что последовательность сцен изменена, и по этой причине время действий будет постоянно перетекать из настоящего в прошлое, будущее или наоборот). Найдите стихотворения, о которых упоминает ниже Дмитрий Бозин. И - отключите логику, включите воображение, забудьте, что вы всё про всё знаете!
Ничего вы не знаете!)
И только тогда расцветёт Огненный цветок, вы услышите Заветные слова Джунглей и тяжелую поступь Хозяина Джунглей по вытоптанным полям Бхаратпуры!
Удачной охоты!

Даже, если вы далеки от мистики и эзотерики, посмотреть этот спектакль стоит для того, чтобы увидеть:
- великолепные декорации в виде бивней и питон Каа в виде двух кожаных сеток
- роскошную погоню стада буйволов за Шер-ханом
- как Маугли спасает мать Мессуа и отца от гнева жителей деревни (сцена в клетках на высоте)
- битву Волков с Красными собаками
- историю Хатхи и трех его сыновей про вытоптанные поля Бхаратпуры
- прощальный танец Акелы

Благодарю за приглашение самое лучшее в Москве сообщество блогеров moskva_lublu

Посты по тэгу «я/Кино-Театр/Цирк-Концерт»:

Театр им.Вахтангова
Да придёт Спаситель! - «В ожидании Годо» в Театре Вахтангова, реж. Владимир Бельдиян
Корона над гадким туловищем - «Ричард III» в Вахтангова, реж. Автандил Варсимашвили
«Ричард III» - спектакль не о политике, а об утрате человеческого облика во власти /ПРЕСС-ПОКАЗ
«Царь Эдип» в Театре Вахтангова, реж. Римас Туминас /ПРЕМЬЕРА
Театру Вахтангова - 95! Пресс-конференция после спектакля «Царь Эдип»
Театр на Малой Бронной
Ба! Знакомые всё лица! - «Горе от ума» в Театре на Малой Бронной, реж. Павел Сафонов
«Салемские ведьмы» в Театре на Малой Бронной
«Княжна Марья» в Теаре на Малой Бронной/ПРЕМЬЕРА
«Деревья умирают стоя». Испанская пьеса на московской сцене. Премьера в Театре на Малой Бронной
Театр Русской песни Надежды Бабкиной
Горькая «Калина красная». Премьера в Театре Русской песни Надежды Бабкиной, реж. Д.Петрунь
МХТ им.Чехова
Сметана из облаков, жаркое из буржуев, «Светлый путь» в МХТ, реж. А.Молочников
Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им.Чехова
«Мужья и жёны»: бег по кругу
Солнечная Маня. Презентация книги воспоминаний о Марине Голуб в МХТ
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера
Евгений Гришковец и артисты МХТ на пресс-показе спектакля «Весы»
«Лёха» - спектакль длиною в жизнь. Новая сцена МХТ им.Чехова
Театр на Юго-Западе
Ах, какой пассаж! «Ревизор» в Театре на Юго-Западе
Смех и слёзы "Бабы Шанель" в Театре на Юго-Западе
«Женитьба» или Агафью Тихоновну жалко (Театр на Юго-Западе)
«Укрощение строптивой» в Театре на Юго-Западе
«Макбет» в Театре на Юго-Западе
«В поисках сокровищ, или Невероятная история одного кораблекрушения» в Театре на Юго-Западе
«Импровизационный батл» между Театром на Юго-Западе и Губернским театром!

РАМТ

Любая большая мечта требует воплощения, а иначе вкус жизни тускнеет… На вопрос: «Часто ли Вы исполняете мечты своих актёров?», Роман Григорьевич ответил: «Просто надо слышать». И это действительно просто, если одно сердце открыто другому.

Театр Виктюка — это вообще театр тонких материй, где за видимым сценическим «эпатажем» — дверь с ответами на наши внутренние вопросы. Но только каждый раз, попав за эту грань, зрителю на этом пути придётся потрудиться самому.

Маугли в спектакле Бозина — это загадка, как, впрочем, и остальные персонажи. Но тем интереснее! В том числе молодым актёрам, которые в большинстве своём пришли в этот театр совсем недавно.

Они рассказывают, что репетициям предшествовали бесконечные тренинги, когда вместе произносили текст, менялись ролями, входили в свободную импровизацию с возможностью перейти в другого персонажа, начать работать по другой линии действия… А как ещё можно создать тот колдовской мир джунглей, в который вдруг попадает этот маленький ничейный мальчик?

Дмитрий поставил ребят на тропу поисков языка, на котором пойдёт разговор со зрителем. «Это круто, интересно, здорово, — признаются они. — Это как в жизни — спотыкаешься, встаёшь, идёшь дальше». И это было не только о выживании Маугли, это о преодолении личном.

«Песня мёртвых» Киплинга — вот что дало мне ключ для прочтения этой книги, — говорит режиссёр. — Её баюкающий ритм: «Спокойно… Спокойно… Тише… Тише…» В «Книге джунглей» нет спешности, завораживает неторопливость и непрерывность».

Пожалуй, услышать другого можно только в тишине. Не пробовали? А ещё, если знаешь язык собеседника — будь то птичий свист или змеиное шипение.

Так что же может сделать такой голыш против рыжих собак? Тот, кто однажды оказался чужим и для зверей, и для людей?

«Для меня Маугли — некая Душа, которая должна окрепнуть в этом жёстком мире, — рассказывает Дмитрий. — Люди радуются таким одиноким, никому не нужным душам — они нужны миру, а потом всё равно их убивают. Очень земная история — такой герой приходит каждый раз в разных лицах и люди даже называют его богом, но конец один… Хотя, это, конечно, не значит, что не надо сражаться и что джунгли не должны прорастать в нас».

Для режиссёра его главный герой — дух с рыцарским воспитанием, выпестованный в благородном сообществе, где правила к исполнению обязательны. И это ещё один повод вслушаться в тишину.

Кого мы увидим в пространстве Маугли, в пространстве Балу, Акелы, Багиры и Каа? Что скажет нам пространство Шер-Хана?

По признанию Дмитрия, он давно мыслит именно пространствами, и здесь персонажи проявляются именно так. А пространство сил Природы, очень видимое и ощутимое, сил движущих и поддерживающих, любящих и предостерегающих, в которое виктюковский молодняк погружает зрителей и самих себя, а иначе как услышать безмолвие?

СЦЕНЫ ИЗ СПЕКТАКЛЯ

Редьярд Киплинг

О спектакле

Первая режиссерская работа на родной сцене Стромынки ведущего артиста театра, заслуженного артиста РФ ДМИТРИЯ БОЗИНА.

По словам режиссера, это спектакль о звериной ярости и звериной нежности. О великом воине, духом и гневом не уступающем Ахиллу, и его наставниках, в мудрости своей равных кентавру Хирону. О ясности разума, когда ты доходишь до края жизни и осознанно пересекаешь порог великого страха или когда твой разум прикажет разгневанному сердцу сдержать клинок в ножнах. И еще… Несомненно… Это спектакль о Колдовстве Великой Природы.

Нелегко, когда в одном существе сходятся двое - природа людского племени и первоприрода звериной сущности. Волчонок Маугли вырос, и пришло время решать, за каким племенем следовать, голос какой крови сильнее. Пока он волк даже мертвые канаты-лианы оживают на его теле, становясь упругим телом удава, ему служат силы леса и помогают все его жители, ему подчиняется пространство, а голос Каа рождается из его дыхания. Но еще неизвестно, какая природа одержит победу, и сможет ли он, выросший на воле, находиться в тех клетках, что люди зовут домом.

Пространство, организованное художником Ефимом Руахом, - без преувеличения, живой участник спектакля на равных с актерами. Оно перестраивается, находится в непрерывном движении, превращаясь зачастую в самих героев книги этих магических джунглей («Книги джунглей»!) - тех, чьи масштабы уже невозможно ни охватить человеческим восприятием, ни ограничить рамками видимого сценического пространства.

Но театр на то и театр, чтобы расширять сознание, будить фантазию и обострять все чувства. Хор осторожных голосов сливается в потусторонний, непривычный для человеческого слуха звук, из которого вяжутся знакомые по книге слова мудрейшего из обитателей джунглей Каа. Багира, двуликая и непредсказуемая, играет со своей тенью, услышав весеннее пение леса. А бивни Молчаливого Хатхи, прорисовываясь где-то высоко над всеми в неверном свете лесных утр и вечеров, дают покой и позволяют не бояться - как высшая справедливость, как постоянное осознание того, что она существует.

Славная охота станет последней для многих, но это не значит, что нужно бежать от схватки… и от перерождения собственной природы.

Выбор повзрослевшего Маугли все мы давно знаем по любимой книге детства, но все же будем ждать его решения с азартом ребенка, впервые открывшего эту книгу. Вот уже Каа постарел и почернел - «ты все еще жив, человечек?» - да, этот человечек будет жив всегда. Как всегда будет жива эта книга.

Песнь смерти еще не раз прозвучит над джунглями. Но те, кто ее услышит, будут к ней готовы, твердо зная - течение жизни неумолимо, а смерть - всего лишь первый шаг по дороге солнца.

Создатели спектакля

Перевод
НИНА ДАРУЗЕС

Режиссер-постановщик
заслуженный артист РФ
ДМИТРИЙ БОЗИН

Сценография
ЕФИМ РУАХ

Костюмы
ЕФИМ РУАХ

Режиссер по пластике
ВЛАДИМИР АНОСОВ

Художник по свету
АНДРЕЙ ДЁМИН

Звукорежиссер
ВАЛЕРИЙ САЛАКАЕВ

Действующие лица и исполнители

Маугли
ИВАН ИВАНОВИЧ
МАРИЯ МИХАЙЛЕЦ
СТЕПАН ЛАПИН

Балу
ДМИТРИЙ ТАДТАЕВ

Акела
АНТОН ДАНИЛЕНКО
АЛЕКСЕЙ СЫЧЕВ

Серый брат
МИХАИЛ УРЯНСКИЙ
ИЛЬЯ КРАСНОПЕЕВ

Балдео
НАИЛЬ АБДРАХМАНОВ
АЛЕКСАНДР ТИТАРЕНКО

Вантала
АЛЕКСАНДР СЕМЁНОВ

Отец волк
ДМИТРИЙ ГОЛУБЕВ

Багира
ВИКТОРИЯ САВЕЛЬЕВА,
ЕЛЕНА ЧУБАРОВА
АДЕЛИЯ АБДУЛОВА,
ВЕРА ТАРАСОВА

Мать Волчица
НАТАЛЬЯ МОРОЗ

Мессуа
СВЕТЛАНА ГУСЕНКОВА

Жрец
ИВАН СТЕПАНОВ

Повелительница дриад
АННА ПЕРОВА

Дриады
АНАСТАСИЯ ЯКУШЕВА
ЭЛИНА МИШКЕЕВА
МАРИЯ ДУДНИК
ВАЛЕРИЯ ЭНГЕЛЬС

Видео

Отзывы зрителей

САМЫЙ МИСТИЧЕСКИЙ МАУГЛИ
Чтобы понять этот спектакль необходимо расстаться со стереотипами, ощутить всё многообразие, многогранность и тайну этого огромного мира, в котором мы живем, и в котором человек не единственный, кто наделен Разумом.
Чтобы понять этот спектакль, не нужно изображать из себя умников, лучше перечитать «Маугли».
И – отключите логику, включите воображение, забудьте, что вы всё про всё знаете!
Даже, если вы далеки от мистики и эзотерики, посмотреть этот спектакль стоит для того, чтобы увидеть:
— великолепные декорации в виде бивней и питон Каа в виде двух кожаных сеток,
— роскошную погоню стада буйволов за Шер-ханом,
— как Маугли спасает мать Мессуа и отца от гнева жителей деревни (сцена в клетках на высоте),
— битву Волков с Красными собаками,
— историю Хатхи и трех его сыновей про вытоптанные поля Бхаратпуры,
— прощальный танец Акелы.

В спектакле глубоко передана философия сказки Редьярда Киплинга. Законы природы первичны. Строгая иерархия Стаи оправдана и противопоставлена человеческим законам, порой лживым и корыстным. «Лучше быть растерзанным зверями, чем убитым людьми». Звери не убивают ради забавы или корысти, а только в бою, для того, чтобы выжить.

Это очень поэтический спектакль, красивый и музыкальный. Совершенный в своей эклектичности. А главное, заставляет задуматься и разгадывать магию «Книги джунглей», находить многочисленные подтексты, любоваться грацией, пластикой и атлетизмом артистов, порой вздрогнуть от пристального взгляда Волка, полюбить мать Маугли, восхититься мудростью и гипнотизмом Каа, почувствовать себя в гуще боя между волками Акелы и Рыжими псами, поддаться очарованию песнопений Друид…

Едва увидев афишу я почувствовала, как сильно хочу попасть на этот спектакль и постараться уловить настроения, энергетику заложенные в нем. И я не разочаровалась. Спектакль произвел на меня ошеломляющее впечатление. Спектакль Дмитрия Бозина сродни джунглям. Когда в джунгли попадает новичок-турист, ему, непосвященному, может показаться, что они непроходимы, что многие деревья похожи друг на друга, а вокруг - какофония звуков. Но стоит остановиться, прислушаться… перестать всматриваться и научиться Видеть, и… мир меняется до неузнаваемости. Появляется объем и глубина. Джунгли перестают быть просто «лесом». Они являют свою Вселенную, в которой человек - отнюдь не венец эволюции. В этом Мире свои законы, а каждое Создание имеет свою яркую индивидуальность, а особо неординарные личности смело смотрят в глаза своей Тени и танцуют с ней.
Спектакль взрывает шаблоны и заставляет смотреть на привычное под другим углом, искать ответы вне и внутри себя одновременно, расшифровывать и распутывать то, что безнадежно запутано. Любовь, преданность, смелость, доброта; подлость, предательство, ложь. Кому и какие из этих качеств ближе: Зверю или Человеку? Кто есть Зверь на самом деле, а кто - Человек? И какое отношение ко всей этой истории имеют масоны?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры