Библия что есть любовь. Библия о любви между мужчиной и женщиной

Главная / Любовь

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». 1Ин, 4-16

Эта статья о любви, а также о том: можем ли мы понять, что такое любовь и дать определение этому слову. Смотря телевизионные передачи, читая книги, а также общаясь с другими людьми, мы часто слышим и употребляем слово «любовь», но понимаем мы его по-разному, по-разному и объясняют его. Как узнать нам: есть ли любовь в нас, есть ли любовь во мне?
Для чего мы живем на Земле, а также что такое любовь - трудно объяснимые понятия. Рассуждая о них, мы неизбежно приходим к понятию слова Бог. Апостол Иоанн говорит нам, что «Бог есть любовь». Это короткое, но очень емкое определение раскрывается в Библии на многих ее страницах. Соответствует ли наша понятие любви истинности мы можем определить только при соответствии её Богу. Всё остальное о понятии любви людьми любовью не является. Если Бог есть любовь, то всё, что не соответствует Слову Божьему в понятиях людьми слова ЛЮБОВИ не должно называться словом ЛЮБОВЬ! Давйте проверим это уже через соответствие Слову Божьему от того, кому Бог велел нести Его Слово людям, а это были в первую очередь Его личные свидетели и посланники. Апостол Павел в 1-ом послании Коринфянам в 13-ой главе говорит нам:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает».

Молитесь о помощи в открытии своего сердца Иисусу Христу. Мы знаем, что Бог любит нас и что у каждого есть прекрасный план. Мы хотим испытать Божью любовь, поэтому хотим вернуться к Иисусу и признать наш грех, дать Богу нашу жизнь. Знаем ли мы, что это значит для нас? Готовы ли вы к изменениям в своей жизни, изменениям образа жизни, системам ценностей, желаниям, молитвенной жизни?

Вы понимаете, что Иисус является Господом мира, но является ли он, как Господь, стоящим в центре вашей жизни? Что вы можете сделать, чтобы поставить Иисуса в центр своих мыслей, желаний, поступков, семейной жизни, школьной жизни и дальнейшей карьеры? Что Бог говорит вам? Как ты думаешь, дверь в твою жизнь?

Библия утверждает, что любовь- это проявление Бога в нас, это состояние Бога в нас и везде. Бог не имеет начала и конца, также и любовь бесконечна и не имела никогда начала и не будет иметь никогда конца. Любовь без Бога не бывает. Следовательно, любовь существовала до сотворения Земли. Любовь, которую обретает человек в себе, рождается совместно с Богом как дар от Бога, то-есть человек получает в себе то, что существовало до его рождения в вечности всего. И далее, каждое следующее утверждение о любви, которое делает Апостол Павел, все больше и больше объясняет нам величие любви: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Любовь больше, потому что когда мы любим Бога, то верим, что Он есть, и надеемся на встречу с Ним, то-есть если мы любим, то мы имеем в себе и веру, и надежду. И далее: «Любовь не делает ближнему зла». (Рим,:13-10) Итак, когда люди говорят, что существует разная любовь: Божья, родительская, любовь к деньгам и прочее, то это есть ложь, так как любовь может быть только Божьей, истина которой проверяется указанными стихами этими и другими в Библии.

Как вы можете открыть дверь, открытую для Иисуса? Почему вы должны быть доверены Иисусу? Другого пути жить в любви, радости и мире нет. Какой из библейских текстов говорит об этом? Наш Бог - это личный Бог, который любит создание и в то же время желает любви от своего создания, любви, которая свободно дается свободно и свободно. Иисус стоит у двери вашего сердца и ждет вас, чтобы вы открылись, чтобы Он мог войти в вашу жизнь. Только вы можете открыть дверь. Никто не может сделать это за вас.

Вы можете сделать это, обратившись к Богу непосредственно в молитве, в которой вы признаете греховность перед ним, отрекаетесь от своей привязанности к греху, выражаете свою веру и благодарность Богу за то, что спасли вас в Иисусе, отдав свою жизнь Иисусу как Господу и прося Он наполнил вас Святым Духом и дал вам силу быть его свидетелем.

Заповеди, Нового Завета для христиан определяли и определяют необходимые и правильные отношения между людьми и Богом, а также и между людьми в их повседневной жизни. Эти заповеди, исполняются людьми полностью, когда они руководствуются при этом любовью. «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.» (Галатам, 5:6) Вера настоящая, истинная без любви к Богу не бывает, и об этом говорится в этой статье. Отношения между людьми имеют большие различия, когда они основаны на любви друг к другу и когда любовь отсутствует.

Если вам нужен свободный акт вашей воли, в искренности вашего сердца отдайте свою жизнь Иисусу, повторите слова молитвы для меня. Катехисты медленно произносят слова молитвы таким образом, что ученики могут повторять их с пониманием их значения. Пожалуйста, Господи, войди в мою жизнь и возьми мое сердце в качестве моего личного Спасителя и Господа.

Благодарю вас, Господи, что вы слушаете мою молитву прямо сейчас. Поскольку вы отдали свою жизнь Христу, вы можете быть уверены в словах Писания, что вы были услышаны. Однако никогда больше не должно подвергаться самому Богу. В некоторых областях личной жизни они происходят немедленно, в то время как в других они постепенно захватывают.

1) Когда люди живут без любви друг к другу, то для их отношений между собой требуются законы, судьи, полиция и т.д. Люди ищут справедливости. И не всегда легко доказать, кто из них прав, а кто виноват, для тех, кто разбирает их тяжбы. И в итоге часто спорят, ссорятся, ругаются, стараются мстить за нанесенные обиды. Одни нуждаются в законах и охране, чтобы их не обидели; другие нуждаются в том, чтобы они не нарушили законы и не обижали других.
2) Когда люди живут и поступают друг к другу по любви, они не нуждаются в судьях, полиции и законах, т.к. они поступают в своих отношениях по милости. Милость выше справедливости. Разве может человек сделать что-то плохое тому, кого он любит. Когда человек любит другого, то он прощает ему все недостатки его и все его ошибки. Бог любит людей и относится к людям по милости, прощая все их грехи на Земле, но для этого люди должны быть с Богом, не отрицать Его, а признать Его своим Богом. А для того, чтобы быть вместе с Богом в Его вечности, нужно обрести любовь к Нему. Бог никого не хочет заставить силой быть с Ним в вечности. Но так как в бесконечности нет такого места, где не было бы Бога, то отвергающие Бога, не любящие Бога, существовать после физической смерти своей на Земле просто не могут. Бог относится к людям по милости, так как по справедливости все люди осуждены и лишены жизни вечной.

Божий план спасения требует человеческого ответа. Если вы хотите узнать и испытать Божью любовь и его план, примите Иисуса как личный Господь и Спаситель. Рип 12. 12: «Не принимайте образец из этого мира, но обращайтесь через восстановление ума, чтобы вы могли узнать, что есть воля Бога: что хорошо, что приятно и совершенно для Бога».

Т: Святой Дух Подарок для вас. Зная роль Святого Духа в плане спасения. Формирование способности смотреть на действие Бога через призму Ветхого и Нового Заветов. Чтобы пробудить у ученика желание заполнить Святой Дух. Наша пустота требует вашей полноты.

Жить без любви с Богом и людьми в вечности невозможно. Многие знают из людей, что прожить без любви вместе трудно даже один день. Но можно прожить вместе с тем, кто не имеет любви к тебе все же этот день, но для этого нужно иметь терпение. Можно прожить даже 10, 20 и 50 лет, но жить в вечности с Богом и с людьми, не любя их, невозможно. Также и люди должны понимать: может ли быть Бог с человеком в вечности, если человек отвергает и не любит Бога. Все это дает нам возможность для понимания обращения Иисуса Христа к христианам, Его последователям, со следующими словами:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга». От Иоанна, 13-34

Приходите к Святому Духу, к нашим городам, к нашим домам. К нашим семьям, к нашим глазам, к нашим сердцам. Без вас мы читаем книгу, и мы не приходим к мудрости. Без вас мы долго обсуждаем, и мы не достигаем согласия. Без вас мы видим только случайные числа и факты.

Без вас наша жизнь разваливается на целый ряд бессмысленных дней. Без вас мы становимся неверными. Без вас наше мышление становится безумием. Без тебя технически уничтожаешь нас. Без вас церкви превратятся в музеи. Без вас лепеть молитва. Без вас наша улыбка будет заморожена.

Придите, Святой Дух, наша пустота призывает к вашей полноте! Сделайте мир своим домом! От ребенка, делающего знак Святого Креста. Вы говорите: «Святой Дух». Но вы понимаете, о ком вы говорите, знаете ли вы о Святом Духе лично, и, возможно, он в вашем восприятии вам кого-то еще чуждого, далекого и даже абстрактного?

Если мы любим Бога, то мы должны научиться любить друг друга, а это значит мы должны руководствоваться теми требованиями, которые содержатся при объяснении понятия слова «любовь». На первом месте у любящего человека становится не он сам, а тот, кого он любит. Любящий человек всегда жертвует своим временем, материальным благополучием и всем другим дорогим и необходимым для него самого, жертвует для любимого. И это совершается без всякого насилия над собой, это становится потребностью и приносит любящему счастье. Любовь отрицает эгоизм, делает его невозможным. Для нас становится более важным другой человек и, в конечном итоге: Бог и человек.

Если кто-то неверующий попросил вас рассказать ему о ваших личных встречах со Святым Духом, не могли бы вы рассказать о том, будут ли ваши показания убедительными? Бог в истории спасения многократно отдавал свой Дух людям. Примеры включают. Дух Господа был послан на этих особых людей, которые служили Богу с властью. Остальные люди не могли идти в ногу с верностью Яхве. Ветхий Завет - это, по сути, один великий образ Божьей любящей верности и верности перед лицом разбитого сердца неверности израильтян, которые не могут пройти испытание любовью.

Отвержение эгоизма, своего «я» есть наше жертвоприношение. Мы жертвуем себя для другого, жизнь другого для нас становится более важной, чем своя. Это главное в любви. Без жертвоприношения любви не бывает!!! Любовь - это поток доброты от любящего к любимому. При этом любящий может не получить ответной любви. Так часто бывает в жизни людей, а также это относится и к неверующим людям, которые отвергают любовь Бога к ним.

Таким образом, история спасения не может продолжаться. Бог послал своему народу слово надежды через своих пророков. Эти пророчества, предсказывающие приход Спасителя, давали людям большую надежду, но Господь обещал больше, что весь его народ получит свой Дух не только избранных, но и всех.

Сам Бог пришел, чтобы спасти свой народ, как пророчествовали пророки. Святой Дух спустился на него и сказал: «Ты - мой возлюбленный Сын». Перед смертью на кресте Иисус обещал послать Святого Духа своим последователям. Давайте послушаем. Потому что он не будет говорить от себя, но скажет вам все, что он услышит, и скажет вам, что придет.

Мне понятны боль и печаль людей любящих других, но не имеющих ответной любви! Да, есть печали и боли, которые невозможно разрешить на земле. Мы их уносим в вечность, которая принадлежит Богу и всем Детям Его, которые любят не только Бога, но и друг друга. Поэтому там нет безответной любви. Поэтому печаль и боль не могут сопровождать жизнь людей у Бога, всего этого люди у Бога иметь не будут! Стать с Богом Его чадом никогда не поздно для человека, если он имеет любовь в себе к людям. Стремление понять другого, понять его переживания и трудности в жизни и возникающее при этом желание помочь ему есть один из источников зарождения любви в себе.

Он прославит меня, потому что он возьмет меня и покажет. После его воскресения Иисус снова дает обещание Святого Духа. Давайте послушаем его. Вы останетесь в городе, пока не будете вооружены высоким. Наконец, мы видим, что обещание увещевания Святого Духа исполняется в жизни последователей Иисуса: Деяния 2: 1-4, Апостолы получают Святого Духа; Святой Деяния 9: 31 Церковь распространяется через страх Господень и утешает Святого Духа.

Деяния 4: 31 Те, кто получают Святого Духа, могут наполнять Его не один раз. Считаете ли вы, что теперь мы можем попросить Бога дать нам Святого Духа снова и снова, чтобы жить в Его силе, чтобы жить в соответствии с планом Отца? Число рейнольдса Ученики: Бог обещал, что Он даст нам Свой Дух, чтобы мы могли.

Любовь- это не чувство, как заявляют многие в этом мире. Любовь вызывает чувства: радости, горя, беспокойства и т.д., которые связаны с переживанием за жизнь того, кого мы любим. Мы радуемся счастью любимого и при этом сами становимся счастливыми. Мы переживаем за все его неудачи, огорчаясь вместе с ним. И если он имеет в чем-то необходимость, то мы помогаем ему, невзирая на то, даже если это будет трудно для нас и опасно. И это мы делаем с радостью, даже если это связано с жизнью для нас. Любящий может посвятить всю свою жизнь любимому, не получая при этом от него ничего для себя, кроме обретения счастья помочь ему, участвуя в его заботах.

Но что нужно сделать, чтобы жить во власти Святого Духа? Давайте прочитаем фрагмент из Ветхого Завета. Волонтер читает Мудрость 1, 3-5: Ибо извращенные мысли отделены от Бога, а Сила, когда наказывается, очищает дураков. Мудрость не входит в порочную душу, она не будет жить в теле греха. Святой Дух Штрафа убежит от лицемерия, удаляется от глупых мыслей, и беззаконие неправедного настигнет его.

Бог обещал нам великого Дар-Святого Духа. Он хочет укрепить нас, чтобы мы стали святыми и проявили Его славу. Только после отказа от греха мы можем быть наполнены Его силой. В предыдущей катехизации мы отвергали грех, выбирая Иисуса как жизнь нашего Господа и прося Святого Духа. Сегодня, завтра, каждый день, все более сознательно, с все большим знанием Святого Духа мы можем и должны просить Его укрепить нас и отправить нас.

Так что же такое любовь? Полностью это не объяснимо. Если сказать, что это наше отношение к детям? Да, это так. Но ведь есть родители, которые не любят своих детей, бросают их. Также есть и дети, которые не любят своих родителей. Но ведь любовь может быть и к неродному человеку. Также и отношения между мужем и женой могут быть основаны на любви, а могут быть основаны только на штампе в паспорте. Любовь может быть в нас, может и не быть. И если человек живет без любви, то жизнь его напрасна и пуста, являясь несчастной и не имеющей вечности.
Любовь-это такое состояние, как будто кто-то присутствует в нас и подчиняет наши действия, управляя нами в пользу того, кого мы любим, отрицая наш эгоизм, наше «я».
Любовь не связана с внешностью того человека, которого мы любим. Если бы это было так, то Господь сказал бы христианам: любите красивых; но Он сказал: «Любите друг друга». Люди говорят иногда иначе: «Как я могут любить других (называя по имени своих товарищей по работе или тех, кто вместе с ними ходит в церковь), ведь они имеют недостатки, которые мне неприятны?» Но почему это люди не задаются таким же вопросом к себе: «А как можно любить меня, ведь у меня тоже немало недостатков, много плохого?» Все люди хотят, чтобы их любили и уважали, невзирая на их недостатки. Ответив на второй вопрос, нам становится понятным ответ на первый вопрос. Любить других людей - это значит помочь им исправить свои недостатки, а если они имеют физические недостатки, то помочь им в том, в чем они нуждаются.

Книга примечания: Отец и Сын посылают людям Святого Духа, чтобы помочь ему познать Бога, привести его к ближнему и достичь спасения. Без помощи Святого Духа никто не может признать Иисуса в Его Господе. Запишите некоторые избранные отрывки о Святом Духе.

Молитесь о новом наполнении Святым Духом. Т: Церковное сообщество - это место спасения. Зная библейские отрывки, которые относятся к Церкви. Изучая использование Писаний. Воспитание навыков общей молитвы чтения в то же время Писания. вслух. Образование для служения в сообществе веры.

Молитва о свете Святого Духа. Может ли такая формулировка обратиться к Иисусу, это правда и стоит повторять? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала понять, что такое Церковь. В чем разница в значении этих двух слов? Число рейнольдса Ученики: Написав слово «церковь» в нижнем регистре, мы думаем о здании, написав заглавную букву «Церковь», мы думаем о людях.

Рождение любви в человеке начинается в процессе совместной жизни с людьми, когда человек начинает проявлять сочувствие к людям, находящихся в различных жизненных ситуациях, когда эти люди не безразличны в жизни самого человека по духовному соответствию нас и у нас возникает потребность связать с ними всю свою жизнь. Родственность и любовь- это по сути одно и тоже. Только любовь выше родственности, так как родственность без любви не имеет никакого значения.

Катехист более широко объясняет, что слова «Церковь» часто используются для описания церковной иерархии, мышления об институте Церкви или общности верующих. Давайте прочитаем отрывок, описывающий обращение Саула: Деяния 9: 1 Что делают Деяния 9, 4-5? Давайте снова прочитаем эти стихи.

Студент читает: Когда он упал на землю. Он услышал голос, говорящий: «Савл, Савл, зачем ты меня гонишь?» «Кто ты, Господь?» Он сказал. И Он: «Я Иисус, с кем вы гонитесь?». Как Иисуса можно было назвать преследуемым, поскольку Вознесение уже имело место?

Иисус отождествляет себя с Церковью. Нет, поскольку Иисус отождествляет себя с Церковью, такая формулировка сама по себе противоречива. Давайте посмотрим, как отношения между Иисусом и Церковью изображают писания Нового Завета. Пожалуйста, найдите следующее.

У писателя Достоевского в «Братьях Карамазовых» упоминается беседа одной неверующей женщины с глубоко верующим человеком- старцем Зосимой. Она спрашивает его: «Как можно стать верующей?» И старец сказал: надо научиться любить людей, и в первую очередь, конечно же, тех, с которыми мы живем и работаем рядом. И далее Старец Зосима рассказывает об одном человеке, который на пожелание научиться любить людей ответил, что он любит все человечество, что любит всех людей Земли и даже готов отдать жизнь за человечество, но не может вытерпеть и одного дня проживания с кем-то вместе: будь то в гостинице или при других обстоятельствах нахождения вместе.
Нам надо научиться любить ближних в первую очередь, которые оказывают нам милость (Лука, глава 10:25-37). Без этого мы не можем обрести любовь к другим людям. В романе Достоевского «Идиот» есть высказывание: «В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя» (Полн. собр. соч., т. 8, стр. 379).

Кто, согласно прочитанным отрывкам, является ролью Христа? Число рейнольдса Ученики: Христос - глава Церкви, который объединяет, укрепляет и строит. Не значит ли, что человек, избравший Иисуса Господом своей жизни, позволил Иисусу руководить, укреплять, строить и соглашаться с тем фактом, что Иисус объединил его с другими верующими в одном теле, которое составляет общение Церкви? Разве вы не думаете, что избрание Иисуса означает избрание Церкви, которую он создал как место спасения? Основываясь на отрывках из Писания.

Вы видите, как великий дар Христа для нас является Церковью? Разве не здорово, что Христос сформировал сообщество учеников, кто присутствует и дает себя, и дал каждому из нас надлежащее место и роль в обществе, чтобы не только спасти себя, но и помочь в спасении с другими членами Церкви? Мы только что прочитали, что сила Христа - это «тело способствует росту любви в любви».

Еще один пример о «любви» людей: несколько лет назад я работал вместе с одной женщиной по подготовке документации к микрофильмированию. Она часто говорила всем: «Я люблю тебя», «Я люблю всех». «Тебе не трудно всех нас любить?» - спросил я ее. «Ведь имея любовь к людям, надо им помогать, то-есть жертвовать своим временем или чем-то другим». Но ее ответ был категоричен: «Мне не трудно любить всех». Но я же видел, что для обработки документации она выбирает самые легкие ящики - коробки с документацией. Поэтому мой вопрос к ней был такой: «Почему ты выбираешь для себя легкие для обработки коробки с документацией, хотя мы должны брать коробки по их порядку сложения? Выбирая легкие, ты оставляешь своим товарищам трудные для обработки коробки. Если ты нас любишь, то выбирай для себя самые трудные». Ответ ее был такой: приложив палец ко рту, она сказала: «Тсс, не говори громко!». И это было понятно, так как рядом работали наши товарищи.
Конечно, любить всех трудно, хотя надо стремиться к этому. Бог любит всех, но Его воплощение любви к людям-Голгофа. Христос принес Себя в жертвоприношение для всех людей, чтобы выкупить их грехи, испытав чудовищные страдания.

В качестве краткого изложения наших размышлений рассмотрим отрывок из Первого послания к Коринфянам. Какую роль выполняет этот текст для конкретных членов Церкви? Число рейнольдса Ученики: члены Тела Христова зависят друг от друга, они служат одному организму.

Принимая Христа как личного Господа, признавая в Нем единственного Спасителя, восходящего к общению с Его учениками, мы выбрали Церковь. Иисус призвал каждого из нас к Церкви, которая назначила и назначила всех для этого, поэтому мы хотим продолжать и расти во Христе, в Его Церкви, служение Христу в Церкви.

Исполнение жертвоприношения Богом на Голгофе не могло произойти без любви Бога к людям. Это подтверждается в 1-ом послании Коринфянам, гл. 13-3: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею-нет мне в том никакой пользы». Здесь Апостол Павел, обращаясь к людям, говорит о великом значении всех благородных поступков людей, когда они их совершают по любви, которая является Богом в них, и только такие поступки могут принести им пользу. О какой пользе говорит Павел здесь? О материальной? Конечно, нет! Это говорится о том, что поступки этих людей угодны Богу и совершаются человеком по пожеланию Бога и при согласии человека выполнить их незамедлительно по потребности человека. Исполнение такого поступка приносит человеку радость. Но все это не что иное как перенесение божественности той любви Господа на Голгофе к людям, которую мы должны не только понять, но и стремиться воплотить ее в себе. Так надо понимать стихи 1-го Послания, глава 13-3.

Книга примечания: Слова, содержащиеся в статье: Принятие Христа как личного Господа, признание в Нем единственного Спасителя, восходящего к общению учеников Его, мы выбрали Церковь. Узнайте, как и в какой мере вы сейчас обслуживаете сообщество Церкви.

Молитва о том, чтобы узнать ваше служение в Церкви. Греческий язык использует два разных слова для описания и определения любви. Наиболее часто используемым словом является «агапе». Это относится к любви, которую несет Бог. Это беспристрастная любовь, которая приносит себя в жертву этой любви и которая, в лучшем случае, подтверждается даром, который Бог создал.

Господь наш не мог пойти на Голгофу без любви к людям. Ко всем людям! И к тем, кто плевал на Него, и к тем, кто прибивал Его руки и ноги гвоздями ко кресту. Это так удивительно для людей в их существовании на Земле, что порою даже трудно понять поступок Бога, Его великую любовь к людям. За время существования людей ничего не было выше Голгофы!
Любовь к людям рождает ответную любовь. Но не всегда! И это очень печально. Бог любит всех людей, но не все люди любят Бога. Ответная любовь характеризует внутреннюю сущность человека, его желание помочь людям и быть благодарным за все, что получает он от людей и от Бога, быть благодарным за все хорошее, что делают для него окружающие его люди. Переживание за ближних, за близких, желание помочь им - это уже начало любви. Сама же любовь и ее воплощение проявляется в поступках людей.

Если человек кого-то любит, то он не думает о том, что жертвуя своею жизнью для другого, любимого им, хуже он его или нет, любит ли его спасаемый или нет, сделал ли для него спасаемый что-то или нет. Люди часто даже жертвуют собою для спасения другого или других, совершенно незнакомых для них людей. Всё дело в том, что любовь не делает выбора и поступки её не связаны с выгодой. Так и Господь принёс Себя в жертву за всех людей: не чистеньких от грехов, а за всех падших на этой земле, из которых нет ни одного, который был бы достоин Его жертвы.

Но не все хотят жертвовать собою, своим временем, своим благополучием. Только получать для себя, ничего не давая взамен- так многие стремятся в этой жизни. И главное у этих людей — собственное «я», эгоизм. Сущность любви состоит в отречении от своего «я» во имя другого человека. Отречение же невозможно без страдания и притом добровольного. Страдания, святость и любовь между собою связаны в одно целое. Об этом говорит в своей книге Павел Биллхаймер («Не расточай свои печали», Чикаго, 1990 г.). Многие люди, глубоко верующие, испытали в своей жизни много страданий. И автор говорит об их духовном совершенстве, о наличии глубокой любви у них. Прекрасно его утверждение: «Но те глаза, что слез не льют - не могут излучать сияние». В Библии в книге Иов, гл. 5–7, говорится: «Но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх».

Преодолеть свой эгоизм, избавиться от него трудно. И эта победа без страданий не обходится. Павел Биллхаймер в своей книге говорит, что каждый шаг на пути духовного прогресса будет оставлять за собой кровавые следы раненного себялюбия. Эгоизм у людей не от Бога. Эгоизм связан с совершением первого греха людей, когда они отдали предпочтение сделать то, что они хотели и на первое место поставили своё «я», а не Бога.

Библия о Любви

Мы считаем, что Священные писания являются мировым достоянием, это Духовные книги. А Душа выше временных - в числе которых в первую очередь, «Я» и «Мое», нация, пол, профессия и т. д. Все, что нужно душе - это безусловная Любовь. На этой странице мы помещаем цитаты из Библии, так как уверены, что чтение этих строк, наполнит любого человека Мудростью и Любовью.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая... Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:1-3).

«Если вы намереваетесь совершить дела благотворения или любви, - делайте их со щедрым сердцем. И ни одно ваше действие да не будет исходить из надежды на прибыль и торговый расчет» (Жизнь Святого Иссы, 9:12,13,16).

«Не о себе только каждый заботься, но о других» (Филипп 2:4-5).

«Заповедь новую даю вам: да любите друг друга! Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин 13:34).

«Более... всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Петра 4:8).

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может полюбить Бога, которого не видит?» (1 Ин 4:20).

«Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит - тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь» (1 Ин 4:7-8).

«Любовь да будет непритворна! Отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру! Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью!..» (Рим 12:9-10).

«Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог - в нем» (1 Ин 4:16).

«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме... любви» (Рим 13:8).

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все собою покрывает, всегда сохраняет веру и во всем доверяет (Богу), все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут...» (1 Кор 13:1-8).

«Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга... Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и Любовь Его совершенная есть в нас» (1 Ин 4:11-12).

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...» (Мф 5:44).

«...Если вы любите (только) любящих вас, - какая вам награда?» (Мф 5:46).

«...Если в своем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость (вместо любви), то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но («мудрость»)... бесовская...» (Иак 3:13-15).

«Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего -тот еще во тьме» (1 Ин 2:9).

«...Возлюби ближнего твоего, как самого себя...» (Мф 22:39).

«Люби брата твоего, как душу твою. Охраняй его, как зеницу ока твоего» (Евангелие от Фомы, 30).

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» (Матф. 43:46).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры