Третьяковская галерея. Николай Андреевич Андреев (1873–1932) Андреев Николай Андреевич, скульптор и график

Главная / Любовь

Скульптору Николаю Андрееву, прямо скажем, не слишком повезло. В памяти он остался прежде всего историей курьезной: шесть лет трудился в 20-х годах над памятником Ленину для зала заседаний Совнаркома, наваял несколько десятков вариантов, а высокое начальство их все браковало и браковало. Впрочем, сотворенное приземлилось все же в Исторический музей, который эти опусы время от времени демонстрирует.

Третьяковская галерея решила несправедливость исправить. В Инженерном корпусе сейчас показывают «дореволюционные работы» Андреева. Выставку так и назвали: «Кем вы были до семнадцатого года?».

И первое, что осознает зритель, войдя в зал – да ведь это на самом деле именно Андреев исполнил один из лучших в Москве памятников. То есть «правильного» Гоголя. А вот и эскизы к нему (отметим, что в части «Ревизора» персонажи, представленные на рельефах, имеют портретное сходство с актерами МХТ, где пьеса как раз тогда репетировалась).

Николай Андреев учится сначала в Строгановском училище, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (где его преподавателем оказывается автор московского памятника первопечатнику Ивану Федорову Сергей Волнухин, а соучениками – Сергей Конёнков, Анна Голубкина, Владимир Домогацкий). Вот за эту «Жницу с ребенком» Андреев получает в МУЖВЗ в 1899 году большую серебряную медаль.

Что еще важно в дальнейшем развитии скульптора – МУЖВЗ дает ему возможность совершить поездку в Париж, где с особым вниманием Андреев будет изучать искусство Родена.

Вот «Натурщица» того же времени (все еще достаточно академично).

Экспериментирует с керамикой и с крестьянской темой. Появляется целая серия крестьянок в мордовских костюмах (интересно, почему именно они привлекли москвича по рождению Андреева?).

Если «крестьянки» тяготеют к минимализму, то в натурных работах все больше ощущается импрессионистическое влияние.

Целая серия работ посвящена мифологическим персонажам – сиренам, вакханкам, фавнам.

Несколько раз – в 1901-м, 1906-м и 1914-м годах – скульптор обращается к теме Самсона и Далилы.

В портретной серии выделяется скульптурное изображение Льва Толстого – портрет был вылеплен в Ясной Поляне с натуры.

Портреты крестьянок и светских дам – воплощение контраста.

А вот скульптурные шаржи на артистов МХТ (с которым художник сотрудничал в оформлении спектаклей) – узнаете Станиславского?

Третьяковской галерее повезло – после смерти мастера его вдова передала в музей около двух сотен скульптурных работ, а также графику и фотоархив. Ну, а сама выставка – явное восполнение несправедливости: если в советское время за андреевской «ленинианой» просто не желали видеть его актеров, крестьянок и вакханок, то потом почему-то долго раскачивались. Но теперь возможность посмотреть все же есть – до середины января.

Николай Андреевич Андреев - русский скульптор и график. Николай Андреевич Андреев родился 26 октября 1873 года в Москве. Учился в московском Строгановском училище (1885-1891) и в МУЖВЗ (1892-1901) у С. М. Волнухина. В ранних работах испытал сначала влияние искусства передвижников ("Жница с ребёнком", гипс, 1899, ГТГ и Киевский музей русского искусства), а затем импрессионизма (портрет Л. Н. Толстого, бронза, 1905, ГТГ). В памятнике Н. В. Гоголю в Москве (бронза, гранит, 1904-1909) Андреев создал глубоко индивидуальный, проникнутый трагизмом образ писателя. В первые годы Советской власти Андреев участвовал в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (памятник А. И. Герцену и Н. П. Огарёву в Москве -оба цемент с гранитной крошкой, 1918-1922); автор памятника А. Н. Островскому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1929). Главным вкладом Андреева в историю советского искусства стала серия скульптурных (около 100) и графических (около 200) портретов В. И. Ленина - "Лениниана" (1919-1932, ЦМЛ, ГТГ), воссоздающая живой и многогранный, полный глубокой человечности образ вождя. Серии, возникшей на основе многочисленных этюдов с натуры, присущи точность реалистических наблюдений, ясность и лаконизм изобразительных средств. Главное произведение серии - исполненная героической целеустремлённости статуя "Ленин-вождь" (гипс, 1931-1932, ЦМЛ; закончена В. А. Андреевым). С 1913 года Андреев работал как театральный художник; в 20-х гг. создал галерею графических портретов партийных и государственных деятелей, писателей, артистов и др. Творчество Андреева сыграло важную роль в становлении искусства социалистического реализма. Умер Николай Андреевич Андреев 24 декабря 1932 года.

Памятник Н. В. Гоголю в Москве, 1904-1909 года

Памятник А. И. Герцену в Москве, 1918-1922 года

Вакханка, 1911-1912 года

Обелиск в честь первой Советской Конституции в Москве, 1918-1919 года

Николай Андреевич Андреев

Николай Андреевич Андреев родился 14 (26) октября 1873 года в Москве. Отец его до двадцати шести лет был крепостным крестьянином одного из помещиков Рязанской губернии, рано ушёл в город, работал много и трудно. Детство художника прошло в тяжёлых бытовых условиях.

С восьми лет мальчик стал посещать городское училище. Уже здесь проявились его художественные склонности и талант. Юный Андреев начал рисовать и писать красками. Двенадцатилетний мальчик, одолев учёбу в городской школе, поступает в Строгановское училище. Николай оканчивает его через пять лет. Эта художественная школа готовила тогда, в сущности, не художников, а ремесленников-рисовальщиков для ситценабивных фабрик.

После окончания Строгановского училища семнадцатилетний Николай наконец поступает рисовальщиком на серпуховскую ситценабивную фабрику Цинделя. Заработок крайне нужен был и для молодого художника, и для поддержки родной семьи. Через год работы он был вызван в Москву директором Строгановского училища Ф. Ф. Львовым и занял там место преподавателя рисунка. Многолетний преподавательский стаж Андреева продолжался в этом училище - уже после его преобразования в высшую школу - до 1918 года.

Рядом с художественно-производственными задачами Андреева волнуют и замыслы монументальные. С большой смелостью для ученика он принимает участие в конкурсе на памятник Глинке в Петербурге. Андреевский проект получил первую премию, однако выполнение памятника не решились передать молодому, неизвестному мастеру, не окончившему даже высшей художественной школы.

В 1900 году Андреевым был завершён курс в Училище живописи, ваяния и зодчества. В том же году по окончании училища Николаю удалось впервые поехать за границу - в Париж на Всемирную выставку. Здесь Андреев познакомился с последним словом европейского искусства. Роден и его школа позволили ему окончательно уяснить суть скульптурного импрессионизма. Но там же усилилось и увлечение художника модерном.

По возвращении в Москву Николай продолжает преподавание рисунка и скульптуры в Строгановском училище. Андреев обучает серьёзно и строго работать с натуры, хорошо и складно компоновать скульптурный эскиз. Он воспитывает свободу непосредственного восприятия и понимания натуры, обобщения или детализации образа, широко допускает любую манеру обработки поверхности, но вместе с тем настойчиво и сурово требует точности формы, чёткости отношения к основным задачам скульптурного построения. У него уже складывалась своя система. Андреева любили и ценили ученики.

Самая ранняя из известных и сохранившихся работ первого периода - фигура «Девушка в рубахе». Она датирована 1900 годом. Особенно хорошо чувствуется молодое, худое тело девушки-подростка под тяжёлыми складками рубахи.

В период с 1900 по 1910 год Андреев работал интенсивно. Диапазон его творчества был весьма широк: станковая и декоративная скульптура, пластика малых форм. Особенно много сил и времени было отдано разработке и осуществлению монументальных произведений. Андреев участвовал в конкурсах на памятники первопечатнику Ивану Фёдорову, Т. Г. Шевченко, Гермогену и Дионисию, К. Д. Ушинскому. Во многих конкурсах он оказывался победителем. Дважды Андреев одержал победу на двух конкурсах на памятники Гермогену и Дионисию, предназначенные для установки на Красной площади у Кремлёвской стены. Андреевым были созданы надгробные памятники К. А. Ясюнинскому, Н. Л. Тарасову, Ф. П. Гаазу.

То, что проскальзывало в отдельных портретах начала века - крепнущее мастерство художника-психолога, - с особой полнотой и силой раскрылось в работе над воплощением образа Гоголя. К конкурсу на памятник Гоголю Андреев готовился особенно тщательно. Ещё летом 1904 года, живя на Украине, он сделал массу зарисовок. В 1906 году вновь отправился туда. Проехал в Миргород, Яновщину, побывал у сестры Гоголя, вынес много новых и неожиданных для себя впечатлений, зарисовал вереницы типов. Его увлёк крестьянский украинский быт, психология, но поразили шовинизм националистически настроенной части украинской интеллигенции и отрицание ею значения Гоголя для украинской культуры. Перед художником встал образ «отверженного» Гоголя, его душевная драма, быть может, обострившая его сарказм и горечь восприятия мира.

Такое представление о писателе сыграло большую роль в формировании у Андреева образа Гоголя. Художник внимательно изучает не только психологию творчества Гоголя, но и психопатические стороны его душевной жизни: читает специальную литературу, внимательно беседует с психиатром Баженовым. В это время он много читал и перечитывал Гоголя. Художник занимался иконографией писателя, стараясь представить себе его достоверный облик. Им были сделаны рисунки с прижизненных портретов Гоголя работы Александра Иванова и Ф. А. Моллера. Много дал для воссоздания живых черт Гоголя рисунок, сделанный Э. А. Дмитриевым-Мамонтовым.

Николаю Андреевичу в воссоздании облика Гоголя помогло непосредственное жизненное впечатление. Для изображения писателя ему позировал родной брат - Вячеслав. Именно согбенная фигура брата, устало опустившегося на скамью, зябко кутающегося в широкие полы плаща, с поникшей головой и устремлённым вниз рассеянным взором помогла скульптору увидеть «своего» Гоголя. Это образ человека, погружённого в тяжёлые размышления, измученного внутренней борьбой.

Безусловно, памятник не стал лишь увеличенным этюдом с натуры. При переходе от модели к самому монументу образ претерпевает большие изменения. Скульптор стремится к усилению драматизма образа. Форма ещё смелее обобщается, передаётся широкими плоскостями, резкими их переломами, возникает напряжённость контрастов светлого и тёмного. В окончательном варианте сильнее выявлен трагизм судьбы и творчества гениального писателя.

Как пишет Л. П. Трифонова в книге, посвящённой Андрееву:

Взаимодействие данного пластического решения с типичными явлениями в скульптуре эпохи совсем иное, чем во многих произведениях дореволюционного творчества Андреева. Если в них это взаимодействие в большой мере определялось разработкой специально взятых приёмов того или иного стилевого направления, то в данном случае оно возникает совершенно непроизвольно, спонтанно. В самостоятельном творческом решении образа сами собой возникают черты, типичные для скульптуры данной эпохи. В конкретном, индивидуально-неповторимом проявляет себя общая закономерность. Можно найти в памятнике характерное для импрессионизма преобладание пластической массы над чётким, завершённым объёмом, сложность светотеневого построения, при котором отдельные формы сливаются и тонут. Можно найти близость к экспрессионистическим решениям с их резкостью и напряжением формы. Но нет в памятнике ни раздроблённости - недостатка, так часто отмечаемого в скульптуре импрессионизма, ни своеволия, нервозности экспрессионизма. Образ Гоголя правдив и выразителен без преувеличений и деформаций. Поза, движение, мимика просты и естественны. Форма, в которой воплощён образ, монолитна, силуэт её выразителен.

Замысел всего построения красив и поэтичен. Высокий гранитный постамент с одинокой фигурой писателя опоясывает со всех четырёх сторон непрерывный бронзовый рельеф с изображением персонажей из „Ревизора“.

Либеральные слои купечества и интеллигенции во главе с Остроуховым и либеральной печатью были за Андреева. Для этой стороны и памятник, и автор его были символом протеста против воцарившейся после 1905 года реакции. Реакционные круги по тем же причинам были против этого памятника. Они отлично чувствовали, что острый взор андреевского Гоголя обращён не только в прошлое, но и в настоящее, в то безумие реакционной вакханалии, какая наступила после подавления революции 1905 года.

Знаменитый русский художник Илья Ефимович Репин приветствовал создание памятника такими словами: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто… Сколько страдания в этом мученике за грехи России».

Вторая поездка за границу в 1909 году сыграла в дальнейшем большую роль в его творческом пути. В монументальных опытах Родена Андреев находит отклик тех же экспрессионистических стремлений, которые определили характер его Гоголя. Одновременно он восхищается группами Карно на здании Оперы и Бельфордским львом Бартольди - характерными образцами неоакадемизма Второй империи. Скульптор ценит, однако, и искусство совсем иного строя. Велико было его увлечение готикой и романским искусством, незабываемой силой «химер» на соборе Парижской Богоматери.

По возвращении в Москву Андреев принялся с новым подъёмом за творческую работу. Заграничные впечатления не создали сразу большого крена в каком-либо новом направлении. Тот же импрессионизм, та же точность сходства с натурой и острота авторского глаза, но и та же несколько внешняя характеристика. Так выполнены бюсты: В. Е. Маковского, И. Е. Репина, А. И. Южина, Ф. О. Шехтеля и др. Однако художник многое меняет в методах своей работы.

В 1910 году появляется памятник доктору Гаазу - общественный дар художника Москве. Новый памятник-бюст говорит о наметившихся сдвигах. Николай Андреевич ищет здесь ещё более крепкой скульптурной формы, реализма в образе, лишённом случайности этюдного впечатления. Да и по самому своему характеру эта задача должна была толкнуть художника к обобщениям, основанным совсем не на натуре. Образ Гааза - синтетический портрет замечательного доктора-гуманиста жестокой николаевской эпохи. И вместе с тем прекрасно выполненная голова доктора живёт напряжённой и подлинной жизнью.

После памятников Гоголю и Гаазу наступает полоса некоторого творческого затишья.

С революцией у Андреева рождаются новые скульптурные замыслы монументального порядка. К первой годовщине великой пролетарской революции он строит колоссальную голову Дантона для украшения площади Революции. В этой мощной львиной голове автор с небывалой для себя силой воплотил пафос и темперамент французской буржуазной революции, её романтику. Андреевский «Дантон» - ожившая античная маска, трагическое выражение великих социальных противоречий и политических столкновений той эпохи.

Зима 1918 года ушла на новую срочную работу - над колоссальной статуей Свободы для площади перед зданием Моссовета. Андреев окончательно порывает с языком импрессионистской живописной недоговорённости, с экспрессионистическим, беспокойным жестом эпохи гоголевского памятника. Мастер ищет опоры в непревзойдённом веками сочетании реального и идеального, как оно было найдено культурой античной Греции.

Стиль статуи «Свободы» - монументальное завершение той художественной линии, которая постепенно намечалась и крепла в творчестве художника после 1910 года.

Вторая линия намечается с начала революции. Она - реакция на засилье «левых» течений эпохи военного коммунизма. Николай Андреевич, внимательный ко всем явлениям художественной жизни, стремился понять основы и этого художественного направления. Андреев признавал и использовал их конструктивные, архитектонические тенденции, но решительно противился всему деструктивному, нарушающему целость изобразительного замысла.

Под таким углом зрения следует рассматривать особенности художественных приёмов при выполнении Андреевым памятников Герцену и Огарёву перед зданием Московского университета. Компактная, слитая масса, обработанная широкими, рублеными плоскостями; форма, близкая к схеме. Начало синтетическое подчинено началу аналитическому.

Центральное положение в работе мастера в двадцатые годы занял памятник А. Н. Островскому в Москве. На сооружение памятника драматургу перед Малым театром был объявлен очень широкий конкурс. Но ни у кого в итоге не было сомнений в том, что лучший проект - андреевский.

Над памятником скульптор работал с 1923–1924 по 1928 год. Его открытие состоялось в мае 1929 года. Памятник Островскому был опытом строго реалистического решения - в том стиле, которого требовал не только образ писателя, но и внутренний путь самого скульптора. Этот стиль становится всё устойчивее, раскрывая основы творчества мастера, его генеральную линию. Форма в памятнике становится чеканно ясной, точной, но свободной. Техника виртуозна, но так обусловлена единством содержания и формы, что не бросается в глаза, не надоедает, а принимается как должное. Самый образ спокоен, холодноват и глубоко, умно продуман.

Художник в это время принимает участие и в других конкурсных соревнованиях. К тому же времени относится и большой бюст Л. Н. Толстого к толстовской выставке 1928 года.

В разнообразии творческих задач была одна художественная тема, которая захватила Андреева на долгие годы - лениниана. Работа над образом Ленина шла много лет и стала главной творческой целью всего последнего периода жизни художника. Андреев создал около ста скульптурных портретов вождя.

Николай Андреевич Андреев (1973-1932 гг.) известен как автор монументальных памятников, прежде всего, любимых москвичами “грустного” Гоголя на Никитском бульваре и Островского у Малого театра. Кроме того, Андреева знают как автора “ленинианы” - скульптор создал около 100 скульптурных и 200 графических изображений вождя революции. В 1920-1921-х гг. несколько художников, в числе которых был и Андреев, получили возможность рисовать Ленина в Кремлевском кабинете во время его работы. Организаторы выставки показали малоизвестного широкой публике Андреева и его работы, которые он выполнял до 1917 года.

Николай Андреев был очень тесно связан с Москвой, где он провел большую часть своей жизни. Он учился сначала в Строгановском училище, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества - у Волнухина и Трубецкого. В 1901 году Андреев окончил училище. Но еще до этого он начал в “Строгановке” свою преподавательскую деятельность, которая длилась до 1918 года. Через его школу прошли многие мастера скульптуры и прикладного искусства. В Москве была его мастерская. Георгий-Победоносец - скульптурный барельеф на фасаде Третьяковской галереи был сделан еще молодым скульптором Андреевым в 1900-е годы и стал ее символом. В Третьяковке хранится большая часть наследия скульптора, которое было передано его вдовой Марией Гортынской. Сейчас в собрании около 1000 графических произведений Андреева, более 1000 сделанных им фотографий и около 200 скульптур. На выставке представлено порядка 70-ти скульптурных работ.

Последний раз работы Андреева Третьяковка показывала на его персональной выставке, приуроченной к 100-летию со дня его рождения в 1973-1974 годах. Тогда, в советские годы, почетное место на экспозиции занимала его “лениниана”. На выставке, которая проходит сейчас Третьяковке, представлен другой Андреев - автор работ очень разнообразных по стилю, по материалу, ориентирующийся на разные традиции - от искусства Ассирии и этнографии до классической скульптуры и модерна. Представленные работы скульптор не показывал на своих прижизненных выставках, это была его “внутренняя” творческая лаборатория.

Андреева связывала тесная дружба с артистами Московского Художественного театра. Он оформлял не только постановки, но и делал шутливые панно, карикатурные куклы. Он проявил себя изобретательным художником-карикатуристом при оформлении театральных «капустников». В сотрудничестве с Станиславским разрабатывал новые выразительные принципы оформления сценического пространства. Андрееву принадлежит серия портретов театральных деятелей - скульптурные портреты Качалова, Ленского, Немировича-Данченко, Качалова в роли Гамлета и других.

Татьяна Карпова - заместитель генерального директора Третьяковской галереи по науке: “Мы привыкли считать, что скульптура - искусство достаточно пафосное и лишенное юмора. В работах Андреева мы видим карикатуры в скульптуре. Музей московского художественного театра предоставил нам целый ряд произведений, которые раскрывают еще одну, скрытую от широкой публики, сторону жизни и творчества Андреева - его увлечение театром”.

Мария Морозова - куратор выставки: “Все работы, представленные на этой выставке, дважды оказывались в заложниках исторической ситуации. В дореволюционный период сам Андреев очень тщательно отбирал работы для экспозиций. Потом, в советское время, публике показывали в основном работы Андреева, посвященные Ленину. В постсоветское время по Андрееву еще раз прошелся каток истории - его наследие практически не показывалось, потому что за ним тянулся все тот же “шлейф” “ленинианы”. На этой выставке нам хотелось показать другого Андреева - разнообразного, живого, увлекающегося, иногда ошибающегося. В нем всегда была какая-то радость жизни и интерес ко всему новому. Он преподавал, всю жизнь был окружен учениками по Строгановскому училищу, его мастерская была центром художественной жизни Москвы дореволюционного времени - там собирались актеры художественного театра, танцоры, художники. И это ощущение радости жизни и какой-то открытости и готовности воспринимать все новое - все это есть и в его работах. Он экспериментировал с техникой, с материалами, с фактурой. Практически в каждом разделе выставки есть парные скульптуры - работы, сделанные по одной форме, но отличающиеся либо фактурой, либо цветом. Это сделано сознательно, чтобы показать поиски скульптором разных образов, наиболее точно отвечающих его творческому замыслу. Интересно сравнить вещи, которые сделаны в цвете и без цвета, с покраской и без покраски, гипс и бронзу. И эта жажда жизни и интерес ко всему новому проявляется и в том, что Андреев много фотографировал, экспериментировал с техниками фотосъемки - делал и стереопары, и автохромы, и просто черно-белые почти репортажные фотографии. И эта сторона жизни мир художника оказалась на сто лет скрыта от глаз публики потому что ее заслонила масштабная, очень важная для скульптора работа над “лененианой”. Этот неизвестный мир скульптора Андреева мы и хотим в первую очередь представить на этой выставке.

Куратор выставки Мария Морозова для “Культуромании”:

- Что за эксперименты были у Николая Андреева со скульптурой?

Это были художественные эксперименты. В многоцветных формах внимание в первую очередь обращаешь на цвета. А когда цвет только один, то конечно, в первую очередь видишь скульптурную форму. Внизу есть пара портретов в гипсе и бронзе - они тоже совершенно разные потому что по-разному ведут себя материалы. У него очень много гипсовых вещей, потому что это самый распространенный и удобный материал для скульптуры. Дальше уже выбор художника - оставлять работу в гипсе или переводить в другие материалы. Иногда он переводил в керамику или в бронзу - но довольно редко. У него не очень много бронзовых работ и в камне он почти не работал.

- Чем вы руководствовались отбирая именно эти работы из огромного количества, хранящегося в Третьяковке?

Во многом качеством самих работ. В фонде Третьяковской галереи много работ Андреева, но некоторые не очень хорошего качества - это вопрос сохранности. Удивительная история была со скульптурой “Самсон и Далила”. Андреев трижды обращался к этому образу и у нас в коллекции есть все три скульптуры, но к сожалению одна из них в очень плохом состоянии - мы не могли ее выставить. И вдруг в начале августа, когда все уже было готово для выставки, просчитаны подиумы, для всего определено свое место, мне вдруг предлагают взять на выставку новую вещь из частного собрания. И выяснилось, что в частном собрании есть еще одна скульптура “Самсон и Далила”, которой нам как раз не хватало, чтобы закончить эту линию.

Для раннего периода Андреева типичны портретные и жанрово-социальные темы, сочетающие бытовую типажность с импрессионистической свободой лепки. Позднее он часто монументализирует формы, обращаясь к мотивам искусства Древнего мира, греческой и восточной архаики, к полихромии и архитектурному декору; в его творчестве нарастает характерная для модерна «дионисийская» эротика (образы вакханок); вместе с тем он обнаруживает замечательный дар портретиста. Настоящим шедевром явился его памятник Н.В.Гоголю (бронза, гранит, 1904–1909), где тонкая ирония деталей (в барельефных фигурах гоголевских героев, опоясывающих пьедестал) соединилась с высоким трагизмом фигуры самого писателя, углубленного в мир своих мистических видений. Исполнил также для Москвы памятники доктору Ф.П.Гаазу (бронза, гранит, 1910) и – по плану «монументальной пропаганды» – А.И.Герцену и Н.П.Огареву (оба памятника – цемент, 1918–1922).

Сотрудничал с новой властью, в 1920-е годы писал с натуры деятелей политики и культуры, делегатов конгресса Коминтерна (М.Горький , К.С.Станиславский , М.А.Чехов , Ф.И.Шаляпин , А.В.Луначарский , И.В.Сталин и др.; все – 1921–1922, Третьяковская галерея). Сочетая итальянский карандаш с сангиной, пастелью и мелом, создал особый тип плакатно- парадного, весьма удобного для полиграфического размножения портрета, не лишенного, однако, четкой объективности. В натурных этюдах 1920 зародилась и знаменитая андреевская «лениниана» (около 100 скульптурных и 200 графических портретов). Эти образы Ленина достаточно официальны – в особенности графический портрет 1930–1932 (Исторический музей), впоследствии даже включенный в оформление партбилета. Однако во многих композициях, в том числе и скульптурных (статуя Ленин-вождь , 1931–1932, окончена и переведена в мрамор братом мастера, В.А.Андреевым; и др.) проступает все тот же достаточно жесткий объективизм: вождь предстает напористым, хитрым и лукавым человеком.

Среди постреволюционных работ Андреева – подкупающе-бытовой, лишенный ложного пафоса памятник А.Н.Островскому, установленный перед Малым театром (бронза, гранит, 1929). Плодотворно работал также как художник театра, главным образом для Московского художественного театра (Каин Дж.Байрона, 1920; Ревизор Н.В.Гоголя, 1921; и др.).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры