В соловьев седой жизнь и творческий путь. Соловьев-седой василий павлович - чтобы помнили — жж

Главная / Любовь

Соловьев

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956).
Народный артист РСФСР (1957).
Народный артист СССР (1967).

Профессиональную карьеру начал в 1925 году в качестве пианиста-импровизатора на Ленинградском радио, в студии художественной гимнастики и в самодеятельных коллективах. Учился в Ленинградском центральном музыкальном техникуме (1929-1931).
В 1936 году окончил Ленинградскую консерваторию (педагог П. Рязанов).

В годы Великой Отечественной войны - художественный руководитель фронтового театра малых форм «Ястребок» (1941-1942).

В 1948-1964 гг. - председатель правления Ленинградского отделения Союза композиторов, в 1957-1974 гг. - секретарь Союза композиторов СССР. С 1960 года - секретарь Союза композиторов РСФСР.
Автор балетов "Тарас Бульба" (1940, 2-я редакция - 1955), "В порт вошла "Россия"" (1964); оперетт "Верный друг" (1945), "Самое заветное" (1952), "Олимпийские звезды" (1962), "Восемнадцать лет" (1967), "У родного причала" (1970), "Жил-был Шельменко" (1978); вокальных циклов, музыки к драматическим спектаклям.

Песни (более 400):
песенный цикл "Сказ о солдате" (1947, среди песен цикла "Колыбельная", "Поет гармонь за Вологдой", "Где же вы теперь, друзья-однополчане")
"Гибель Чапаева" (1936)
"Таежная" (1938)
"Играй, мой баян"
"Вечер на рейде" (1941)
"На солнечной поляночке"
"Как за Камой, за рекой" (1943)
"Соловьи"
"Ничего не говорила" (1944)
"Давно мы дома не были" (1945)
"Едет парень на телеге" (1946)
"Моя родная сторона"
"Комсомольская прощальная" (1947)
"Где ж ты, мой сад" (1948)
"Студенческая попутная" (1959)
"Камыши" (1949)
"Азовская партизанская" (1952)
"Золотые огоньки" (1947)
"Наш город" ("Над Россиею небо синее", 1945)
"Подмосковные вечера" (1956)
"Если бы парни всей земли" (1957)

Депутат Верховного Совета СССР 3-5-го созывов (1950-1962).

Умер в ночь на 2 декабря 1979 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища северной столицы.

В Санкт-Петербурге, не доме где жил композитор, установлена мемориальная доска. В 2007 году к 100-летию композитора Банком России выпущена серебряная монета.

призы и награды

Сталинская премия второй степени (1943) - за песни «Вечер на рейде», «Песня мщения», «Играй, мой баян…»
Сталинская премия второй степени (1947) - за песни «Пора в путь-дорогу…», «Давно мы дома не были…», «Едет парень на телеге…», «Стали ночи светлыми…»
Ленинская премия (1959) - за песни «В путь», «Вёрсты», «Если бы парни всей земли», «Марш нахимовцев», «Подмосковные вечера».
Герой Социалистического Труда (1975).
Три ордена Ленина (1957, 1971, 1975).
Орден Красной Звезды (1945).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Медаль «Ветеран труда»


Песенное творчество Соловьёва-Седого

СОЛОВЬЕВ-СЕДОЙ Василий Павлович
(1907-1979)

Советский композитор В.П. Соловьев-Седой (настоящая фамилия - Соловьев) родился 12 (25) апреля 1907 года в Санкт-Петербурге. Он родился в простой крестьянской семье. Дед его, Павел Соловьёв, помнил крепостное право, реформу 1861 года. Отец, тоже Павел и тоже крестьянин, после службы в царской армии ушёл "в люди" - в Петербург. Долго бедствовал и брался за любую работу. Счастье улыбнулось ему, когда он устроился дворником в дом на Обводном канале. Мать композитора Анна Фёдоровна - псковская крестьянка. В Петербурге, куда она приехала на заработки, вышла замуж за Павла Соловьёва. Он работал уже старшим дворником на Невском проспекте, в доме 139, когда родился второй сын в их семье - Василий. Анна Фёдоровна знала множество русских народных песен и любила их петь. Долгое время, до переезда на Старо-Невский, она работала горничной у знаменитой певицы Анастасии Вяльцевой. Крестьянская дочь, в юности сама служившая горничной, Вяльцева заметила музыкальность Анны Соловьевой и, искренне привязавшись к ней, готова была пристроить её в хористки. Но судьба распорядилась иначе: Анне нужно было растить детей, быть хозяйкой в семье. Да и Павел решительно противился музыкальной карьере жены. В конце концов, Анна покинула место у Вяльцевой, получив от неё в подарок граммофон и напетые ею пластинки: "Захочу - полюблю", "Ветерочек", "Гей-да тройка".

Любовь к пению и умение петь красиво, с душой, остались у неё на всю жизнь. От матери да тёти Анастасии, младшей сестры отца, унаследовал Василий Павлович любовь к русской песне. На склоне лет он часто признавался: "Мне ближе крестьянская распевная песня". Его друг детства, друг всей его жизни, Александр Фёдорович Борисов - народный артист СССР, великий русский советский актёр - называл дворницкую, где собирались сослуживцы отца будущего композитора, первым музыкальным университетом.

Песенное творчество Соловьева-Седого органично и ярко вплелось в музыкальную летопись периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Оно явилось настоящим откровением не только для поколения людей, знающих и помнящих войну, но и вызывает интерес у молодежи, которая черпает сведения об этом времени из книг и воспоминаний уже немногочисленных очевидцев.
Жизнь композитора совпала с расцветом массовой песни на разных этапах ее развития. В детстве он слышал песни революции и гражданской войны. Они звучали повсюду и отличались разнообразием жанров: революционные песни-гимны, боевые походные песни, задорные хлесткие частушки. Русские народные песни воспитали в будущем композиторе уважение к русскому фольклору, национальным музыкальным традициям, наложили отпечаток и расставили приоритеты во всем его творчестве.
Песня является благодатной сферой для выражения душевного психологизма и как жанр обладает свойством «общительности». Она заняла самое почетное место в творчестве композитора, который, тем не менее, писал оперы, балеты, симфонические произведения, музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам.
В 30-е гг. XX столетия из всех жанров профессионального композиторского творчества массовой песне принадлежала ведущая роль. В это время песни сочиняли все советские композиторы, особенно большое их количество создали такие композиторы как И. Дунаевский, Дм. и Дан. Покрасс, Ал. Александров, В. Захаров, А. Новиков и др. Соловьев-Седой активно дополняет эту когорту композиторов и, откликаясь на тенденцию времени, ищет собственное направление в песенном искусстве.
В годы Великой Отечественной войны по-настоящему раскрывается самобытное песенное дарование композитора – его исповедальная лирика. Удивительно, что нечто абсолютно мирное вошло в культуру благодаря войне. На фронте возникла острая потребность именно в лирической, задушевной песне, обращенной к внутреннему миру отдельно взятого человека и Соловьев-Седой как чуткий художник, откликаясь на ситуацию времени, создает песни-монологи, песни-исповеди, песни-собеседования тесного круга друзей, песни-воспоминания. Это песни о человеческой душе в годину тяжелых испытаний. В них соединились понятия ратного подвига и душевного тепла. Назовем некоторые из них: «Давно мы дома не были», «Вечер на рейде», «Соловьи»; подобных песен не существовало до войны.
Война столкнула человека с новыми реалиями. Важно было не только защитить страну, но и сохранить психическое здоровье нации, подготовить ее к восстановлению мирной жизни. Песни Соловьева-Седого в наибольшей степени способствовали успешной реализации этой задачи.
В лирической исповедальности его песен полностью отсутствуют уныние и сентиментальная слезливость, которые замечены даже в творчестве таких композиторов как М. Блантер («Враги сожгли родную хату») и отчасти Н. Богословский (песня-танго «Темная ночь»). На мой взгляд, главной особенностью песенной лирики Соловьва-Седого является сочетание жанрово-бытового реализма с романтизмом.
Выбор текстов для песен свидетельствует об особой творческой психологии композитора в отношении лирической песни, несущей нежные, добрые, оптимистические идеи. Необходимо отметить синкретизм поэтических и музыкальных образов в песенной лирике Соловьева-Седого.
В послевоенное время наибольшую известность в народе получили такие песни, как «Пора в путь-дорогу», «Потому что мы пилоты», «Если хочешь быть здоров» и др. Они написаны с юмором и эстрадной броскостью. Также появились популярные лирические песни «Где же вы теперь, друзья-однополчане» (сл. А. Фатьянова), «Услышь меня, хорошая» (сл. М. Исаковского), «Вечерняя песня» (сл. А. Чуркина). А «Подмосковные вечера», написанные в содружестве с поэтом М. Матусовским поют во всем мире. Эта песня стала музыкальной эмблемой России, также как и русская «Калинка».

В июне 1941-го Василий Павлович работал в Доме творчества композиторов на Карельском перешейке. 21-го вечером в субботу он слушал рассказ «Если завтра война» в чтении Тамары Давыдовой, а в воскресенье утром вместе с Иваном Дзержинским выехал в Ленинград на вечер советской песни. Навстречу сплошным потоком шли машины с людьми. Началась война. Композитор понимал, что в период тяжелых испытаний его творчество призвано помочь народу одолеть ненавистного врага - фашизм. Уже 24 июня по радио передали новую песню Соловьева-Седого «Играй, мой баян» на слова Л. Давидович. Она рассказывала о заводском парне, уходившем на фронт, на защиту Родины: «Как подругу, мы Родину любим свою...» -эти простые, душевные слова и открытая, бесконтрастная мелодия, близкая по характеру мелодиям старых фабричных песен, пришлись по сердцу слушателям.
В то время Ленинград жил жизнью прифронтового города. Каждый ленинградец отдавал все силы для его защиты от наступавших захватчиков- «... Августовским вечером,- рассказывает в своей автобиографии Василий Павлович Соловьев-Седой,- вместе с другими композиторами, музыкантами, литераторами я работал в порту (они разгружали лес.- авт.). Это был чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песнь. Мы закончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. Я слушал и думал о том, что хорошо бы написать песню об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло уйти в поход. Из порта я возвратился с Александром Чуркиным, поэтом-песенником, поделился с ним своим замыслом, зажег и его. Я вернулся к себе, сел за работу, написал через два дня музыку, для которой Саша Чуркин нашел душевные слова, полные светлой грусти».
Песня вскоре была написана, но коллеги, друзья не одобрили ее, считая недостаточно боевой, не отвечающей требованиям военного времени. Только через полгода Соловьев-Седой, выступая на Калининском фронте в составе организованного им фронтового эстрадного театра «Ястребок», решился спеть «Вечер на рейде» бойцам в землянке, аккомпанируя себе на аккордеоне. Со второго куплета они стали подпевать. «Первый раз в жизни ощутил я эту ни с чем не сравнимую радость, когда люди поют с тобой твою песню, которую они раньше никогда не слышали. Этот случай многому меня научил. Я понял, что песня должна нести в себе такие черты, такие интонации, чтобы другим не только хотелось ее петь, а чтобы они чувствовали душевную необходимость в этом»,- рассказывал впоследствии композитор.
Песню, адресованную морякам, запела вскоре вся страна. Изменяя на свой лад слова, пели « Вечер на рейде» и летчики, и десантники, и моряки, и партизаны. Более сорока лет прошло со дня ее создания, а она живет в народе. Ее массовое распространение для самого композитора было в то время совершенно неожиданным. Можно сказать, «Вечер на рейде» открыл целую серию фронтовых, солдатских песен композитора. Каждая была им пережита, потому что он сам видел бои, в обстановке передовой узнал, каков он, советский солдат. И в течение всей жизни Василий Павлович Соловьев-Седой пел и говорил о нашем воине так, словно тот был частью души художника.
Годы войны композитор провел, по его собственному выражению, «на колесах». Выезжал на фронт, выступал в блиндажах, полевых госпиталях. Встречался с тружениками тыла, с теми, кто добывал уголь, строил танки, делал снаряды и бомбы. И продолжал писать песни. Он писал их в перерыве между фронтовыми концертами, писал окоченевшими пальцами в полуразрушенных землянках, в прошитых пулеметными очередями кузовах фронтовых грузовиков, когда от жестокой тряски карандаш выпадал из рук. Он был вместе с защитниками Родины и по праву считал себя солдатом. Песни военных лет... Он написал их более шестидесяти. Суровая сдержанность, воля к победе звучали в строевых и походных, таких, как «Уральская походная», «Песня смелых», «Над родиной грозные тучи». Исполненные драматизма «Песня мщения», «Баллада о Матросове», «О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?» рождали ненависть к врагу, звали на ратный подвиг. Жизнерадостная, задорная шутка - верный спутник солдата - присутствует во многих произведениях Соловьева-Седого: «Как за Камой за рекой», «На солнечной поляночке», «Ничего не говорила», «Уезжал моряк из дома». Добродушный юмор был одной из черт характера самого Василия Павловича.
Композитор большого, своеобразного лирического таланта, Соловьев-Седой стремился общее показать через личное. Он считал, что нельзя сужать тематику военных песен, посвящая их одному лишь ратному труду. Каждый солдат, сражаясь за Отчизну, помнит о своем родительском доме, о близких, родных людях... И лирико-патриотические песни Соловьева-Седого шли навстречу людям в шинелях, как бы в доверительной дружеской беседе согревали их сердца, говорили о родном доме, о русской природе, наполняли надеждой с победой вернуться домой... «Соловьи», «Далеко родные осины», «Давно мы дома не были», «Когда песню поешь» - во всех этих известных всему народу произведениях композитор правдиво и оптимистично отразил замечательные черты русского характера - силу, мужество, человечность, широту души. «Если музыка - стенограмма чувств,- а эти чувства благородны, отражают глубокое гражданское начало, то такая музыка будет жить долго, и даже через десятилетия ей суждено нести из прошлого огонь, а не пепел». Василий Павлович говорил это о песнях революции и гражданской войны. Но то же самое можно сказать о его песнях военных лет.
К суровой военной поре относится первое знакомство В. П. Соловьева-Седого с поэтом Алексеем Фатьяновым, с которым впоследствии долго сотрудничал и дружил. Встреча произошла в городском саду города Чкалова. К композитору, выступавшему в составе театральной бригады, подошел красивый, русоволосый солдат, назвался Алексеем Фатьяновым, поэтом, и тут же прочитал свою песню «Гармоника», лирическую, напевную, с хорошим юмором. Песня всем понравилась, композитор и поэт договорились о скором сотрудничестве.
В конце 1944 года В. П. Соловьев-Седой после поездки в освобожденный Ленинград вернулся в Москву. И однажды утром дверь гостиничного номера открыл военный человек, которого Василий Павлович конечно же сразу узнал. Это был Алексей Фатьянов, получивший отпуск для работы с композитором. Фатьянов привез два готовых текста, сочиненных на фронте. В то же утро Василий Павлович написал к ним музыку. «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, пусть солдаты немного поспят» - так начиналась одна из песен, ставшая впоследствии знаменитой. Первыми слушателями ее стали служащие гостиницы и генерал, живший в соседнем номере... В скором времени Алексея Фатьянова перевели в ансамбль песни и пляски Балтийского флота. Весной сорок пятого композитор и поэт вместе с певцами выехали к морякам. На дорогах войны, в восточно-прусском городе Мариенбурге, встретили они долгожданный День Победы. Война закончилась, ушла в прошлое. Но военная тема не покинула творчества Соловьева-Седого. Он завершает оперетту «Верный друг», действие которой развертывается в дни войны. Оперетта была поставлена в Москве, Ленинграде, Куйбышеве. Наиболее удачными местами в ней были близкие по характеру военной песенной лирике дуэт Катерины и Сергея, песня деда Кузьмы и «В этом поезде едут влюбленные». Примечательно, что во вступлении к III действию оперетты звучала мелодия «Соловьи».
И песни, навеянные встречами с фронтовыми товарищами, рожденные под впечатлением восстанавливаемого из руин родного Ленинграда, так или иначе хранят память о суровых испытаниях. Вместе с Александром Чуркиным композитор пишет песню о Ленинграде «Наш город», в которой звучит скорбь о недавних утратах. «Услышь меня, хорошая», «Стали ночи светлыми», «На лодке» (из кинофильма «Первая перчатка») обращены к теме возвращения солдата к родимому дому. Романтикой овеяны песни Соловьева-Седого о моряках и море, такие, как, например, «Матросские ночи» (на слова С. Фогельсона), «Золотые огоньки».
Радость мирной жизни первых послевоенных лет нашла свое место в творчестве композитора. Об этом свидетельствуют написанная в стиле свободной ритмики песня «Моя родная сторона» и полная народного юмора «Едет парень на телеге». Сама жизнь заставляет Василия Павловича Соловьева-Седого задуматься о судьбе своего лирического героя. Своими размышлениями он делится с Алексеем Фатьяновым: что мог бы спеть, скажем, ветеран сражений о своих однополчанах? Композитором придумана ключевая строка: «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». Но Фатьянов распорядился темой несколько иначе, сочинив текст от лица солдата, вернувшегося в родное село и мечтающего о встрече с теми, кто делил с ним тяготы военного времени. Обычно такая судьба бывает очень богата жизненными коллизиями. Это натолкнуло соавторов на мысль создать вокальный цикл из шести песен. Назвали его - «Сказ о солдате», было и другое название - «Возвращение солдата». Первая песня - «Шел солдат из далекого края» повествует о прощании воина с «чужедальней страной», которая освобождена от фашистского ига. Вторая - «Расскажите-ка, ребята» - говорит о встрече солдат, вернувшихся на родину, с деревенскими девчатами. За этой шуточной, бытовой сценкой следует «Колыбельная сыну». В четвертой песне - «Поет гармонь за Вологдой» - лирический герой, сняв солдатскую шинель, садится за рычаги трактора. Его радует мирный труд, радуют родные просторы. Широко, распевно льется эта песня. Пятое произведение цикла, ставшее потом из всех шести самым популярным,- «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». А заключает цикл плясовой финал «Величальная».
Цикл был задуман как единое целое (А. Фатьянов даже сочинил стихотворные переходы от песни к песне), его исполняли такие известные мастера, как К. Шульженко, С. Шапошников. Особенно популярными стали у исполнителей «Поет гармонь за Вологдой» и «Где же вы теперь, друзья-однополчане?». О песне «Где лее вы теперь, друзья-однополчане?» композитор вспоминает: «Мне известны случаи, когда вторая из них - по заявкам слушателей ее нередко исполняли по радио - помогала фронтовым товарищам разыскать друг друга через много лет после победы. И я рад, что „зерно" моего цикла оказалось жизнеспособным».
Конечно, нельзя представить солдатскую « послевоенную» тему в песнях В. П. Соловьева- Седого без «Баллады об отце и сыне» (слова Е. Долматовского), «Баллады о солдате» (слова М. Матусовского) и, разумеется, без песни «В путь», написанной к кинофильму «Максим Перепелица» на слова М. Дудина. У каждой из этих песен - своя интересная судьба.
«Баллада
и т.д.................

Советский композитор В.П. Соловьев-Седой (настоящая фамилия - Соловьев) родился 12 (25) апреля 1907 года в Санкт-Петербурге. Он родился в простой крестьянской семье. Дед его, Павел Соловьёв, помнил крепостное право, реформу 1861 года. Отец, тоже Павел и тоже крестьянин, после службы в царской армии ушёл "в люди" - в Петербург. Долго бедствовал и брался за любую работу. Счастье улыбнулось ему, когда он устроился дворником в дом на Обводном канале. Мать композитора Анна Фёдоровна - псковская крестьянка. В Петербурге, куда она приехала на заработки, вышла замуж за Павла Соловьёва. Он работал уже старшим дворником на Невском проспекте, в доме 139, когда родился второй сын в их семье - Василий. Анна Фёдоровна знала множество русских народных песен и любила их петь. Долгое время, до переезда на Старо-Невский, она работала горничной у знаменитой певицы . Крестьянская дочь, в юности сама служившая горничной, Вяльцева заметила музыкальность Анны Соловьевой и, искренне привязавшись к ней, готова была пристроить её в хористки. Но судьба распорядилась иначе: Анне нужно было растить детей, быть хозяйкой в семье. Да и Павел решительно противился музыкальной карьере жены. В конце концов, Анна покинула место у Вяльцевой, получив от неё в подарок граммофон и напетые ею пластинки: "Захочу - полюблю", "Ветерочек", "Гей-да тройка". Часто Анна Фёдоровна, занимаясь хозяйством, ставила пластинки, подаренные ей Анастасией Вяльцевой:

Гей - да тройка, снег пушистый,
Ночь морозная кругом.

Любовь к пению и умение петь красиво, с душой, остались у неё на всю жизнь. От матери да тёти Анастасии, младшей сестры отца, унаследовал Василий Павлович любовь к русской песне. На склоне лет он часто признавался: "Мне ближе крестьянская распевная песня". Его друг детства, друг всей его жизни, Александр Фёдорович Борисов - народный артист СССР, великий русский советский актёр - называл дворницкую, где собирались сослуживцы отца будущего композитора, первым музыкальным университетом.

В детские годы Василий Соловьёв наслушался и псковских грустных песен в деревне, куда отправляли его к родителям матери. Но чаще проводил он лето на родине отца - в деревне Кудрявцево. Летом у Васи волосы совсем выгорали от солнца и становились белыми, за что мальчишки во дворе называли его "Седым". Дворовым мальчишкам кличка "Седой" понравилась, и с тех пор Василия только так и стали называть. Кто думал тогда, что дворовая кличка станет творческим псевдонимом и срастется с фамилией, сделав ее известной всей стране и миру, - Соловьёв-Седой?! В их доме жил виолончелист оркестра Мариинского оперного театра Н.Сазонов. С его помощью Василий впервые приобщился к большому искусству. Так ему удалось увидеть и услышать Федора Шаляпина в операх "Борис Годунов" и "Севильский цирюльник".

Когда Васе было восемь лет, он попросил у отца купить ему в музыкальном магазине балалайку - единственный известный тогда в крестьянской среде музыкальный инструмент. "У меня слезы обильно текли по лицу, - вспоминал потом композитор. - Отец наконец сдался, зашел в магазин и купил мне балалайку попроще". После драгоценного подарка отца Вася освоил гитару, а потом и пианино. К фортепиано Василия приобщило немое кино. В доме 139 на Старо-Невском, где Соловьевы жили до 1929 года, открылся кинотеатр "Слон", где крутили немые фильмы с участием Бастера Китона, Веры Холодной. Заметив у экрана пианино, Василий упросил киномеханика разрешить ему попробовать клавиши и быстро подобрал по слуху "Светит месяц". Восхищенный механик позволил ему ежедневно по утрам присаживаться к инструменту, а Василий взялся таскать киноленты, помогал их "прокручивать", убирал зал. Такие занятия помогли Василию Павловичу, когда уже после революции и смерти матери он занимался музыкальной импровизацией в кинотеатрах. Довольно скоро у Василия Соловьёва появился свой фортепианный "репертуар", и хозяин кинотеатра пригласил его сопровождать фильмы музыкой за плату. Она была нелишней в голодные годы Гражданской войны.

С двенадцати до шестнадцати лет Василий Соловьев исполнял роль тапёра, стараясь играть известные танцы по-своему, варьируя музыку. Быть музыкантом Василий поначалу не собирался, а мечтал стать кораблестроителем. Но ранняя смерть матери и болезнь отца заставили его отправиться на заработки: он с 16 лет стал работать пианистом-импровизатором в клубах, аккомпаниатором в кинотеатрах, а затем, с 1925 года, на Ленинградском радио для сопровождения утренней гимнастики. Так музыка стала его профессией. Сочинению музыки, по признанию самого Василия Павловича, он начал учиться поздно - в 1929 году, когда ему было уже 22 года. В этом году он поступил в Центральный музыкальный техникум на композиторское отделение. Перед Василием Соловьёвым открылся путь к постижению тайны музыкального искусства, к выражению и профессиональной огранке его таланта.

В техникуме Василий Соловьёв учился по классу Петра Борисовича Рязанова - выдающегося педагога-наставника многих советских композиторов. Через его руки прошли Иван Дзержинский, Николай Ган, Никита Богословский (учились вместе с Соловьёвым-Седым), позже - Свиридов. Техникум был именитым музыкальным учреждением. В разное время в нём преподавали крупнейшие музыканты-исследователи: Б.В. Асафьев, В.В. Щербаков, их молодые коллеги, также известные и авторитетные в музыкальных кругах: Ю.Н. Тюлин, Х.С. Кушнарев, М.А. Юдин. Неслучайно, когда в 1931 году закрылось композиторское отделение техникума, все его студенты были переведены в Ленинградскую консерваторию. Сохранился и класс композиции П.Б. Рязанова. Соловьёв-Седой многому научился у него, как у носителя классической музыкальной культуры, мастера импровизаций - обработок русских народных песен.

Уже будучи выдающимся мастером песенного жанра, В.П. Соловьёв-Седой вспоминал уроки Рязанова: "Он учил нас форме на произведениях художественной литературы. Читая нам рассказ Чехова "Ванька", Рязанов особо отмечал, что изложение, насыщенное юмористическими деталями, завершается трагической по существу концовкой (письмо мальчика к дедушке не дойдёт), и обсуждал с нами, как такое построение рассказа можно было бы отразить в музыке. Другой рассказ Чехова - "Полинька" - служил примером "полифонической" формы, основанной на "контрапункте" внешнего и внутреннего действия. Разбирали мы строение романа "Анна Каренина" Толстого, также делая выводы для музыки". Чувствительность Соловьёва-Седого к русскому художественному слову, в особенности поэтическому, была уникальной. Он никогда не сочинял так называемой музыкальной рыбы, под которую подгонялись слова песни. Если текст был не музыкален, не имел свободного музыкального дыхания, он его решительно отвергал.

В консерваторские годы В.П. Соловьёв-Седой создал немало музыкальных произведений. К 1935 году их насчитывалось уже двадцать четыре: музыка для театра, лирическая поэма для симфонического оркестра, пьесы для скрипки и фортепиано, фортепианный концерт и др. Впервые Василия Павловича заметили, как композитора-песенника на ленинградском конкурсе массовых песен в 1936 году, когда он окончил Консерваторию. Сразу две его песни - "Парад" на слова А.Гитовича и "Песню о Ленинграде" на слова Е.Рывиной - удостоили первой премии. Очень скоро появились другие - "Выходи сегодня на залив", "Другу", "Песня о Ленине". Песни молодого автора Соловьева-Седого запели известные певцы: Ирма Яунзем в 1935 году на декаде советской музыки в Большом театре в Москве в сопровождении оркестра народных инструментов спела его героическую балладу "Гибель Чапаева", Леонид Утесов спел впервые его песни "Служили два друга" и "Казачью кавалерийскую". Но ни одна из названных песен, как и его балет "Тарас Бульба" (Театр оперы и балета им. С.М. Кирова, 1940, 2-я ред. - 1955), не получила признания в народе - не стала массовой.

В тридцатые годы страна строилась. Внимание к песне возрастало, но к песне маршевой, призывной, бодрой. Советская песня в те годы была больше средством массовой агитации, нежели средством духовного откровения и отдохновения. Да и в советской поэзии лирическое направление Соловьёва-Седого не проглядывалось. В начале 1930-х Марина Цветаева верно заметила: "Маяковский на песню не способен, потому что сплошь моторен, ударен и громогласен… Пастернак на песню не способен, потому что перегружен, перенасыщен и, главное, единоличен… Певучее начало России расструенное по небольшим и недолговечным ручейкам, должно обрести единое русло, единое горло…"

Однако автора этих песен заметил великий И.Дунаевский. Он сумел разглядеть в нём незаурядный музыкальный дар. Поэт Александр Чуркин, на стихи которого Соловьёв-Седой написал не одну песню, оказался в конце 1930-х годов свидетелем такого диалога Утёсова с Дунаевским. "Пожалуй, ты единственный, - говорил Утёсов, - кто может сочинять такую мелодию, что люди запоют её прямо по дороге с концерта". "Нет, почему же? - возразил Дунаевский. - На ленинградском музыкальном небосклоне восходит новая звезда - молодой Соловьёв-Седой. Не хочу быть пророком, но уверен: ему суждено большое плавание…" Так Василий Соловьёв - сын дворника и горничной-служанки - стал всемирно известным композитором.

Певучее начало России обрело единое русло с началом Великой Отечественной войны. Казалось бы, на войне не до лирики. Но именно война, как самое страшное духовное испытание народа, востребовала русскую лирическую песню. Песню распевную, протяжную, интимную. В Великую Отечественную именно такая песня оказалась близка солдатской психологии. Она духовно связывала воина с родными и близкими, с которыми война его разлучила. Она была подобна молитве, без которой не укрепиться духом перед смертным боем.

22 июня 1941 года началась война, а уже на следующий день поэтесса Л.Давидович принесла Соловьеву-Седому стихи под названием "Застава дорогая". Они были написаны еще до войны и подправлены, так что получился необходимый куплет:

Но злая вражеская стая
Над нами, как туча, взвилась
Застава дорогая
За Родину поднялась.

На третий день войны, 24 июня, Соловьев-Седой сочинил мелодию этой песни. Помчался к своему другу - актеру Театра драмы им. Пушкина Александру Борисову, нашли баяниста, и в тот же вечер песня уже звучала из репродукторов над родным городом. Новая песня "Играй, мой баян" в исполнении Александра Борисова пришла на смену исполнявшейся до войны Марком Бернесом популярной песне "Тучи над городом встали". Борисов пел песню не сильным, но удивительно интонационно богатым голосом. В годы войны Василий Павлович убедился: для распространения песни в народе нужны не только и не столько голосовые, сколько актёрские данные; без них невозможно создать "образ" песни, невозможно "сыграть" её так, чтобы она легла на душу и была ею принята. Первая лирическая военная песня Соловьёва-Седого получила отклик в народе, её поют и поныне. Затем одна за другой появляется множество замечательных, горячо любимых в народе песен: "Вечер на рейде" (слова А.Д. Чуркина, 1941), "Вася Крючкин" (слова В.Гусева), "О чем ты тоскуешь, товарищ моряк" (слова В.Лебедева-Кумача), "Как за Камой, за рекой" (слова В.Гусева), "Не тревожь ты себя, не тревожь" (слова М.Исаковского) и другие. Их часто исполняли перед солдатами на передовой, моряки выстукивали мелодию "Вечера на рейде" азбукой Морзе. А знаменитая Марлен Дитрих, когда уже много позднее услышала его песню "Соловьи", сказала: "Этой песни мне так не хватало на войне!" Не случайно сам Георгий Жуков шутливо называл композитора "Маршалом песни".

Увлеченный стихотворением К.Симонова "Жди меня", Соловьев-Седой написал к нему музыку, потерпев полную неудачу, как впрочем и другие композиторы: кто только не пытался переложить на музыку тогда это стихотворение - М.Блантер, М.Коваль, В.Мурадели, А.Новиков, И.Дзержинский, Ю.Добрусин, А.Животов, В.Нечаев, В.Родин. Музыкальные критики и политработники часто встречали лирические шедевры Соловьева-Седого в штыки. Мол, стране в военное время нужны марши и громкие патриотические песни, прославляющие "товарища Сталина". Однако Соловьев-Седой не отступал, заявляя, что "грусть и печаль могут быть не менее мобилизующими".

Подлинно народной стала песня композитора "Вечер на рейде". Она прославила его имя. В августе 1941 года В.Соловьёва-Седого вместе с поэтом А.Д. Чуркиным направили в порт, где они, как и тысячи ленинградцев, растаскивали бревна, убирали территорию, чтобы уменьшить опасность пожара от зажигательных бомб. По окончании трудового дня присели отдохнуть на борту разгруженной баржи. Был поздний ленинградский вечер. Ничто не напоминало о войне. В заливе, окутанном синей дымкой, стоял на рейде корабль. С него доносилась тихая музыка: кто-то играл на баяне. Когда отправлялись домой, композитор сказал: "Чудный вечер. Стоит песни". По возвращении домой Чуркин засел писать стихи, Соловьёв-Седой - музыку. Композитор нашёл интонацию песни в словах, которые возникли у него как бы сами собой: " Прощай, любимый город, уходим завтра в море!". В них услышал щемящую грусть от расставания с родным Ленинградом. Через три дня родилась новая песня - "Вечер на рейде". Композитор и поэт понесли её на улицу Зодчего Росси, в дом композиторов. Там песню нашли слишком спокойной, даже заунывной и, как было сказано, не отвечающей требованиям военного времени.

Соловьёв-Седой отложил песню. Песня "Вечер на рейде" валялась в его чемодане год. Когда вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, Соловьёв-Седой, незадолго до этого эвакуированный в Оренбург, вновь представил свою песню на суд коллег. Они назвали её "цыганщиной". Композитор опять отложил песню. Лишь в марте 1942 года она получила фронтовое крещение и стала народной. Вот как это произошло. Соловьёв-Седой с созданной им фронтовой театральной бригадой "Ястребок" давал концерт в солдатской землянке. До передовой было полтора километра. Слушатели - не более тридцати солдат. Концерт уже шёл к концу, когда композитор решился сам спеть "Вечер на рейде" под аккордеон. Сам себе и аккомпанировал. Он тихо запел, обращаясь к бойцам:

Споёмте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.

Когда третий раз прозвучал припев - "Прощай, любимый город!", его тихими голосами подхватили все слушатели. Автора попросили продиктовать слова, а потом и спеть песню вместе со всеми. Такого ещё никогда не было в жизни композитора: люди запели его песню, которую раньше не слышали. За несколько дней песня разлетелась по всем фронтам. Её слова передавали по полевым телефонам связисты. Ночью по телефону они пели её под баян. Песню пели на фронте и в тылу, она стала любимой народом. Песня "Вечер на рейде" давно признана одним из шедевров русского советского песенного искусства. Но до сих пор музыковеды доискиваются тайны её удивительной музыкальной простоты и силы.

Соловьёв-Седой обладал незаурядным литературным даром. Ряд его песен сочинён им на собственные стихи. В одной из них он так определяет духовное назначение песни для солдата, готового взглянуть в глаза смерти и победить её:

Не радостной песней, а грустным мотивом
Погибших друзей помяни,
Помянешь друзей - завоюешь иначе,
Солдаты - особый народ!
От боли не плачем, от песни заплачем,
Коль песня до сердца дойдёт.

Большим событием жизни, поворотным для творчества, считал Василий Павлович встречу в 1942 году с поэтом Александром Фатьяновым. В его стихах, говорил композитор, он слышал русскую речь, русскую природу, видел и чувствовал близкий ему русский советский уклад жизни. А.Фатьянов, родившийся в старинном городе Вязники, был поэтом русской души, русской лиричности. Фатьянов сочинял стихи так же, как Соловьёв-Седой - музыку. Если могли быть соавторы, созданные жизнью, чтобы работать вдвоём, так это Алексей Фатьянов и Василий Соловьёв-Седой. Вместе они создали сорок песен, многие их них вошли в золотой фонд советской и мировой песенной культуры.

В последние годы войны Соловьев-Седой написал несколько замечательных песен на слова А.И. Фатьянова - "На солнечной поляночке" (1943), "Соловьи" (1944), "Давно мы дома не были" (1945) и другие. Вершиной их творчества можно назвать самую знаменитую их песню "Соловьи". В 1943 году Фатьянов написал лирические стихи о соловьях, в которых выразил единство человека, природы, живого мира в предощущении торжества жизни над смертью:

Ну что война для соловья -
У соловья ведь жизнь своя.
Не спит солдат, припомнив дом
И сад зелёный над прудом,
Где соловьи всю ночь поют,
А в доме том солдата ждут.

Фатьянов прочёл стихи Соловьёву-Седому, и тот услышал в них музыку. В один присест композитор написал песню. Она стала гимном жизни на войне. Всё в ней - и грусть по родному дому, и ощущение весны, и ожидание победы, и тяжкий труд солдатский. И нежное чувство любви к советскому солдату:

Соловьи, соловьи,
не тревожьте солдат,
Пусть солдаты
немного поспят…

Песня быстро докатилась до передовой. В ней общенародное чувство передано через личное переживание, напевна и широка мелодия, доверительны интонации. Всё это характерно для песенного творчества Соловьёва-Седого. Его песни военных лет стали народными. Они отличаются не только светлой грустью, но и простором свободного звучания, необычайной эмоциональной силой.

В содружестве с В.М. Гусевым Соловьев-Седой создает песню "Как за Камой за рекой" (1943), с С.Б. Фогельсоном - "Матросские ночи" (1945), с М.В. Исаковским - "Услышь меня, хорошая" (1945), с А.И. Фатьяновым - "Поёт гармонь за Вологдой" (1947), "Где ж ты мой сад" (1948). Он пишет песни на слова поэтов А.Д. Чуркина, М.Л. Матусовского, В.И. Лебедева-Кумача, и других.

Первые послевоенные годы характерны для Василия Павловича появлением песен, написанных для кинофильмов: "Небесный тихоход" (1945), где зазвучала ставшая бессмертной песня "Пора в путь-дорогу" (слова С.Б. Фогельсона), а также лента "Первая перчатка" (1946). В 1947 году Соловьев-Седой был удостоен вторично Государственной (Сталинской) премии СССР за песни "Давно мы дома не были", "Стали ночи светлыми", "Пора в путь-дорогу", "Едет парень на телеге". Первый раз он получил Государственную премию в 1943 году. В 1945 году композитор был награждён орденом "Красная Звезда". Сочинив песню "Где же вы теперь, друзья-однополчане?" (1947, слова А.И. Фатьянова), Соловьев-Седой повел от неё цикл, назвав его поначалу "Возвращение солдата", потом уже найдя более общее, эпическое наименование - "Сказ о солдате". Цикл впервые исполнила К.Шульженко в ноябре 1947 года.

После войны Соловьев-Седой много работал для кино. Им созданы песни для таких популярных фильмов, как "Счастливого плавания!" (1949), "Любовь Яровая" (1953), "Чемпион мира" (1954), "Доброе утро" (1955), "Максим Перепелица" (1955), "Она вас любит" (1956) и др. В общей сложности он стал автором песен для пятидесяти фильмов. Широкую известность композитору принесли песни, написанные для музыкальных комедий "В один прекрасный день" (1955), "Девушка джигит" (1955), "Песня табунщика" (1956), "Шельменко-денщик" (1971).

Соловьев-Седой становится видным общественным деятелем. С 1950 года много времени он уделяет депутатской работе - 12 марта 1950 года его избирают депутатом Верховного Совета СССР (3-5-го созывов). В 1948-1964 годах он - председатель правления Ленинградского отделения Союза композиторов. В 1957-1974 годах - секретарь Союза композиторов СССР, с 1960 года - секретарь Союза композиторов РСФСР. Прежний стройный и белокурый Вася из крестьянской семьи превращается в советского сановника, становится грузным, любит выпить, хорошо поесть. Однако премии и награды, сыпавшиеся на любимого народом композитора как из рога изобилия, все-таки не мешали ему оставаться веселым, ироничным. Соловьев-Седой много помогал молодым композиторам и коллегам. Говорили, что чуть ли не все члены Союза композиторов Ленинграда получили квартиры благодаря именно ему. После появления разгромного постановления ЦК "О борьбе с формализмом в музыке" именно Соловьев-Седой спас многих композиторов от репрессий. Он был резок в словах, выступая с высоких трибун, никогда не читал речи по бумажке, что было обычным в те годы. Не захотел переезжать в Москву. Говорил: "Меня за язык в Москве посадят. Долго не продержусь".

В середине 1950-х годов весь мир был очарован новой песней Соловьева-Седого под названием "Подмосковные вечера". Эта песня на слова М.Л. Матусовского была написана в 1956 году. Она была одной из пяти песен, которые создали музыкальный фон хронико-документального фильма "В дни спартакиады" (о первой Спартакиаде народов СССР). Соловьев-Седой оценивал её как очередную хорошую песню - не более. "Подмосковные вечера", которые стали настоящей визитной карточкой нашей страны во всем мире, сначала не оценили по достоинству ни сам автор, ни его коллеги. Музыкальный совет киностудии "Центрнаучфильм" прислал ему неприятное письмо: "Вы написали вялую, невыразительную песенку…" А Марк Бернес наотрез отказался ее исполнять: "Ну, что это у вас за песня, которая "слышится и не слышится"?" Когда "Подмосковные вечера" получили Большую золотую медаль на международном конкурсе песен, который проводился в дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве летом 1957 года, то это стало для автора полной неожиданностью.

Говорили, что изначально песня называлась "Ленинградские вечера", но это не так, ведь ее слова написал москвич Матусовский. Это потом ленинградцы стали обижаться: как же так, наш земляк, а самую знаменитую песню назвал "Подмосковные вечера"? Да разве он знал, что это будет самая знаменитая песня! Она два года валялась, никому не нужная. Потом появился Трошин, который спел так, что до сих пор никто его не превзошел. Не случайно "Подмосковные вечера" Соловьева-Седого позднее занесли в Книгу рекордов Гиннесса - как самую исполняемую песню в мире.

"Подмосковные вечера" стали песней-символом, музыкальной эмблемой России для всего мира. В фортепианном исполнении они звучали на концертах американского пианиста Ван Клайберна. Известный деятель английского джаза Кенни Болл сделал джазовую аранжировку песни Соловьёва-Седого и выпустил пластинку с записью под названием "Полночь в Москве". Когда в 1966 году молодой советский вокалист Эдуард Хиль на Международном конкурсе эстрады в Рио-де-Жанейро пел "Подмосковные вечера", зрительный зал подхватил песню со второго куплета. Сегодня её знают и поют почти во всех странах мира вот уже полвека. В чём секрет огромной популярности "Подмосковных вечеров"? Он заключается в истине, которой всегда следовал в своём творчестве Соловьёв-Седой: только подлинно национальное становится интернациональным.

Когда Соловьеву-Седому исполнилось 60 лет, его друг, поэт Михаил Матусовский, сделал ему сюрприз. Приехал в Ленинград, где в филармонии отмечали юбилей композитора, и поднялся на сцену в тщательно отглаженном костюме, но с солдатским вещевым мешком. Снял его с плеча и стал вынимать подарки для юбиляра: мыло "Подмосковные вечера", пудру, одеколон, духи, конфеты, сигареты и все - "Подмосковные вечера"! Зал встретил эту шутку смехом и аплодисментами. Всем стало ясно, что такого яркого свидетельства всенародной популярности не было еще в нашей стране ни у одного композитора. Потом говорили, что самого Василия Павловича эта песня в конце концов так "достала", что он даже убегал из дому, потому что ее регулярно исполняли под окнами его дачи в Комарово. Действительно, практически ежедневно туда приходили люди с баяном и пели "Подмосковные вечера". Но композитор, конечно, никуда не убегал, хотя в последние годы жизни роптал: "Да неужели я только "Подмосковные вечера" написал?" А вот свою песню "Если бы парни всей земли" (1957) он действительно очень не любил, потому что не переносил пафос. Но это была такая своеобразная акция Долматовского с Бернесом: они пристали с этими стихами к Соловьеву-Седому, а тот даже не успел песню толком доработать, как тут же ее записали и уже на следующее утро она прозвучала по радио.

В 1959 году Соловьеву-Седому присуждается Ленинская премия за песни "В путь" (1955), "Вёрсты" (1955), "Если бы парни всей земли" (1957), "Марш нахимовцев" (1949), "Подмосковные вечера" (1956). В драматическом и кукольном театре композитор оформил музыкой двадцать четыре пьесы. В кино В.Соловьев-Седой в эти годы был автором музыки к фильмам "Всего дороже" (1957), "Очередной рейс" (1958), "Повесть о молодоженах" (1959), "Осторожно, бабушка!" (1960), "В трудный час" (1961), "Весенние хлопоты" (1964), "Донская повесть" (1964). Композитором создано несколько песенных циклов: "Сказ о солдате" (1947), "Северная поэма" (1967), "Светлая песня" (1972), "Мои современники" (1973-1975). В 1967 году В.П. Соловьеву-Седому было присвоено звание народный артист СССР, а в 1975 году - Герой Социалистического Труда. Композитор был награжден 3 орденами Ленина, орденом Красной Звезды и медалями.

В 1950-1970-е годы Соловьев-Седой написал песни для оперетт и музыкальных комедий, в т.ч. "Самое заветное" (1952), "Олимпийские звёзды" (1962), "Восемнадцать лет" (1967), "У родного причала" (1970), писал музыку к научно-популярным и документальным фильмам, к драматическим спектаклям и радиопостановкам (около 40), создал балет "В порт вошла "Россия"" (1964). Он собрал замечательную библиотеку, обожал автомобили, у него всегда были новые модели "Волги". Любил рыбалку, грибы.

В.П. Соловьев-Седой очень любил родной Ленинград. Композитор считал, что сама архитектура города на Неве состоит из мелодий. "Я иду, - писал он, - по знакомому до слез Ленинграду, и слышу мягкую виолончельную партию Львиного мостика, барабанную дробь памятника Суворову, гобои Дворцовой площади, шепот и шелест листьев Александровского сада…" Великий композитор признавался: "Я люблю свой город до самозабвения. Моя тема - это Ленинград. Моя привязанность - это Ленинград. Моя гордость - Ленинград". Он мечтал о том, чтобы его песня о родном городе, написанная на слова А.Фатьянова, жила долго:

Над Россиею небо синее,
Небо синее над Невой.
В целом мире нет, нет красивее
Ленинграда моего!

Последние годы композитор работал не столь интенсивно, как раньше. Одной из последних работ В.П. Соловьева-Седого, которую он не успел закончить, стала музыка для кукольного спектакля по сказке С.Маршака "Терем-теремок". В последние 4 года жизни Соловьёв-Седой тяжело болел. Болезнь, к счастью, не помешала отметить 70-летие со дня рождения в 1977 году. В дом композитора на набережной реки Фонтанки № 131 пришли друзья, артисты, и всё это показывалось по телевидению из квартиры № 8, в которой жил композитор. Умер он в Ленинграде в ночь на 2 декабря 1979 года. Похоронили композитора на Литераторских мостках Волковского кладбища, а возле него в 1982 году был похоронен его лучший друг детства, актёр Александр Борисов. Памятник на могиле композитора установили в 1985 году (скульптор М.К. Аникушин, архитектор Ф.А. Гепнер).

В.П. Соловьев-Седой - один из выдающихся мастеров советской песни, один из самых советских и самых русских композиторов. Он написал около 400 замечательных песен, пронизанных чувством любви к Родине. Многие из них поют до сих пор. В историю мировой музыкальной культуры он вошёл как песенный летописец советского народа, один из основоположников советской музыкальной культуры, её классик. Другой великий советский композитор Арам Хачатурян писал ему: "От нашей эпохи останутся в истории музыки единицы. Среди очень немногих останешься ты, Гомер нашей эпохи". Редко так говорят великие о великих. Но композитора пережили его песни, которые в нашей стране стали поистине народными. Это целая эпоха в музыкальной культуре страны.

Я за широкое народное творчество, потому что уверен: народ - превосходный наставник не только в области языка, но и в области музыки. Но я решительно против музыкальных подделок, против того слезливого надрыва, который часто передаётся шепотком в микрофоны на некоторых танцевальных площадках и в концертных эстрадах. Я против опошления песни, против нарушения единства её поэтического и музыкального образа, народных корней, национальной самобытности…

В.П. Соловьев-Седой, 1964

За свою жизнь Василий Павлович написал свыше 400 песен. В историю он вошел как один из самых успешных русских композиторов XX века. Первое знакомство с музыкой у него состоялось в детстве, когда отец, главный дворник Невского проспекта, подарил ему балалайку. Ребенок с большим энтузиазмом принялся осваивать новую «игрушку» и, преуспев в этом, организовал с соседскими мальчишками, у которых была гитара и мандалина, настоящее трио.

Сосед-виолончелист, проживавший вместе с семьей Соловьевых в доме на Невском 139, с симпатией относился к юному музыканту. Он иногда брал его с собой в Мариинский театр, где мальчик впервые услышал произведения Мусоргского и Россини.

Василия, из-за светлых волос получившего в детстве прозвище «Седой», в будущем ждала работа тапера в клубах, аккомпаниатора в студии художественной гимнастики и пианиста-импровизатора на Ленинградском радио, позже война и всесоюзная слава.

сайт вспоминает знаменитые произведения великого композитора.

«На солнечной поляночке» («Тальяночка»)

Прочитав эти строки, написанные поэтом Алексеем Фатьяновым, Василий Соловьев пришел в восторг. Позже он вспоминал, что «ощутил пьянящий аромат свежего сена, цветущей сирени, полевых цветов».

«Фатьянов стихами вел разговор с глазу на глаз, один на один со своим сверстником, солдатом... Стихи пели, в них уже была мелодия», - вспоминал он.

Однако советская цензура не оценила лиризм Фатьянова, сочтя стихи слишком легкомысленными. Позже, в 1943 году, он написал к стихам музыку, но результатом остался не доволен. Лиричный вальс не сочетался с жизнерадостным настроением строк. В итоге он создал новую мелодию, которая и сделала песню знаменитой.

«О чем ты тоскуешь, товарищ моряк?»

О чём ты тоскуешь, товарищ моряк?

Гармонь твоя стонет и плачет,

И ленты повисли, как траурный стяг.

Скажи нам, что всё это значит?

Не ты ли, моряк, в рукопашном бою

С врагами сражался геройски?

Так что же встревожило душу твою,

Скажи нам, товарищ, по-свойски…

Друзья, своё горе я вам расскажу,

От вас я таиться не стану.

Незримую рану я в сердце ношу,

Кровавую, жгучую рану.

Первая встреча Соловьева-Седого и Василия Лебедева-Кумача состоялась в Кронштадте зимой 1939 года. Молодой политработник попросил композитора написать песню о моряках. Когда музыкант стал, разминая пальцы, набрасывать мелодию на пианино, Лебедев-Кумач принялся импровизировать. Но песня получилась неудачной и ее не стали издавать.

Летом 1941 года произошла их следующая встреча, ознаменовавшаяся творческим триумфом. Василий Павлович принес в Главное политическое управление Военно-Морского Флота мелодию песни для моряков. Его встретил тот же политрук Лебедев-Кумач.

«Я умолчал, что принёс готовую музыку. Василий Иванович прочитал мне стихи, которые начинались словами «О чём ты тоскуешь, товарищ моряк?». Я был ошеломлён, как точно эти слова совпадали с музыкальной темой, как укладывались в мою музыку! Я попросил Василия Ивановича повторить стихи и, сев за рояль, сделал вид, будто сочиняя, импровизируя... Эффект был потрясающий», - вспоминал композитор.

«Соловьи»

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят,
Немного пусть поспят.
Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна —
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи…

В канун 25-летия Победы над фашистской Германией журналист спросил Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова, какая у него любимая песня. На это прославленный полководец ответил: «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусом многих людей:«Вставай, страна огромная!», «Дороги», «Соловьи»… Это бессмертные песни! Потому что в них отразилась большая душа народа!»

Песня, ставшая одной из лучших в годы Великой Отечественной Войны, родилась у композитора Василия Соловьева-Седого в творческом тандеме с Алексеем Фатьяновым. Получив краткосрочный отпуск и медаль «За Отвагу» после освобождения Венгрии от фашистов поэт вручил Василию слова двух песен «Соловьи» и «Ничего не говорила». Музыку к ним он написал в один день.

Позже, вспоминая о сотрудничестве с Фатьяновым, композитор говорил, что они очень хорошо понимали друг друга:

«Бывало так, что я ему какие-нибудь стихи подсочиню, отдельные слова в его духе, так сказать. Бывало так, что он настолько «вселялся» в музыку, что и сам сочинял.

Ты, Вася, знаешь, — говорил он мне, — А не лучше ли будет, если ты так вот сделаешь. Эта интонация более тебе принадлежащая, чем та, которая у тебя в этой песне.

И он напевал, «присочинял» то, что ему казалось органичным, естественным для этой песни. Большинство песен, которые я с ним написал, имеют какой-то особый отпечаток. Уж очень близко соприкасались наши творческие интересы…»

«В путь»

Путь далек у нас с тобою,
Веселей, солдат, гляди!
Вьется, вьется знамя полковое,
Командиры — впереди.

Солдаты, в путь, в путь, в путь…
А для тебя, родная,
Есть почта полевая.
Прощай, труба зовет.
Солдаты, в поход!

Эта песня обычно сопровождала парадное прохождение войск по Красной площади в Москве в праздничные дни. Она была включена в репертуар Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, стала самой популярной строевой среди солдат.

Страна услышала ее впервые в 1955 году, когда на киноэкраны вышла картина «Максим Перепелица». Ее авторами стали Василий Соловьев-Седой и поэт Михаил Дудин.

Вспоминая работу над произведением, композитор писал, что это был непростой процесс:

«В припеве я изменил традиционную квадратность походного марша и выбрал необычное ритмическое построение, короткое, повторяющееся слово: «В путь, в путь, в путь!» Это восклицание вызвало музыкальный образ, который видоизменяется в припеве. Бедному Дудину пришлось подстраиваться под заново написанную музыку и сочинять строки разной длины с переменным размером. Так иногда делаются песни, претерпевая много изменений, правок. А когда песня сделана, кажется, что иначе и быть не могло».

Позже за эту песню Соловьев-Седой был удостоен Ленинской премии.

«Подмосковные вечера»

Не слышны в саду даже шорохи,
Все здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мнедороги
Подмосковные вечера.

Речка движется и не движется,
Вся из лунного серебра.
Песня слышится и не слышится
В эти тихие вечера…

Одной из самых широко известных песен послевоенного времени стала композиция, прозвучавшая в картине «В дни спартакиады». Чтобы разнообразить фильм было решено добавить в него песню, создание которой доверили Соловьев-Седому и поэту Михаилу Матусовскому.

Первоначально планировалось, что ее исполнит Марк Бернес, но тот остался не в восторге от произведения. «Ну, и что это за песня, которая слышится и не слышится? А что это за речка — то движется, то не движется?», - раскритиковал он слова песни.

В итоге «Подмосковные вечера» исполнил Владимир Трошин, актёр Московского художественного театра.

Известность к произведению пришла уже после премьеры фильма, когда песню прокрутили на радио. После этого слушатели стали засыпать радакцию просьбами поставить композицию еще раз.

В 1957 году Соловьев-Седой получил за «Подмосковные вечера» Первую премию и Большую Золотую медаль Московского фестиваля молодёжи и студентов.

Один из самых значительных композиторов-песенников в России XX века.

Биография

Василий Павлович Соловьёв родился 12 (25) апреля 1907 года в Санкт-Петербурге в семье выходцев из крестьян. Отец, Павел Павлович Соловьёв, служил в должности Главного дворника Невского проспекта . Мать, Анна Фёдоровна, работала горничной у знаменитой певицы А. Д. Вяльцевой , которая подарила ей граммофон и грампластинки со своими песнями. Псевдоним «Седой» произошёл от детского прозвища (из-за очень светлых волос). В раннем детстве получил от отца в подарок балалайку, которую освоил самостоятельно и организовал трио с соседскими детьми (балалайка, гитара и мандолина). Первыми «классическими» музыкальными впечатлениями Соловьёва-Седого стали походы в Мариинский театр , куда его водил виолончелист, живший в их доме. Там мальчик слышал «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова , которым дирижировал А. Коутс , выступления Ф. И. Шаляпина в операх «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и «Севильский цирюльник» Дж. Россини .

В 1923 году Соловьёв-Седой окончил единую трудовую школу. Увидев в петербургском кинотеатре «Слон» пианино для тапёра , стал по слуху подбирать известные мелодии и научился играть: с 1925 озвучивал киносеансы в клубах, работал аккомпаниатором в студии художественной гимнастики (вместе с Е. А. Мравинским), пианистом-импровизатором на Ленинградском радио.

В 1948-1974 гг. Соловьёв-Седой занимал крупные административные должности в Союзе композиторов: в 1948-1964 гг. председатель правления Ленинградского отделения СК РСФСР, в 1957-1974 секретарь СК СССР.

Послевоенное время (до начала 1960-х гг.) - годы творческого расцвета Соловьёва-Седого. Песня «На лодке» из музыки к кинофильму «Первая перчатка » (1946, на стихи В. И. Лебедева-Кумача) - одна из его самых проникновенных лирических песен. Песня «В путь» из фильма «Максим Перепелица » (1955, стихи М. А. Дудина) стала самой популярной строевой в Советской Армии. В году композитор написал песенный цикл на стихи А. И. Фатьянова «Сказ о солдате», песня из которого «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» стала любимой у советских ветеранов. Песня на стихи М. Л. Матусовского из документального фильма «В дни спартакиады» (1956, режиссёры И. В. Венжер и В. Н. Бойков) «Подмосковные вечера » стала музыкальным символом СССР во всём мире; её инципит с 1964 г. и поныне - позывные государственной радиостанции «Маяк ». К VI Международному фестивалю молодёжи и студентов в Москве (1957) Соловьёв-Седой написал песню «Если бы парни всей земли» (стихи Е. А. Долматовского). Последний шедевр композитора - «Вечерняя песня» ( , на стихи А. Д. Чуркина; известна по начальным словам как «Город над вольной Невой… »), которая стала неофициальным гимном Ленинграда.

Среди других сочинений Соловьёва-Седого балет «В порт вошла „Россия“ » (), оперетты «Самое заветное» (Московский театр оперетты , ), «Олимпийские звёзды» (Ленинградский театр музыкальной комедии , ), «Восемнадцать лет» ( , там же), «У родного причала» ( , Одесский театр музыкальной комедии), «Жил-был Шельменко» ( , Тернопольский театр музыкальной комедии).

Творчество и признание

Истоки музыкального стиля Соловьёва-Седого, с одной стороны, в народных песнях Псковщины, с другой стороны, в городской песне и в городском романсе начала XX века. Ясный и чёткий контур мелодии («напевание», свойственное некоторым песням Соловьёва-Седого, типологически родственно американскому «крунингу» , но в отличие от него имеет выраженно русскую интонацию), безыскусный ритм (как в случае с «Подмосковными вечерами», где Соловьёв-Седой проигнорировал «народный» пятисложник Матусовского, «выровнял» его в распеве) и диатоническая гармония с редкими вкраплениями альтерированных аккордов («На лодке», тт.14 и 30; «Услышь меня, хорошая», т.7) и модализмов («Тропки-дорожки» на стихи Фатьянова, тт.11-12) обеспечили общедоступную рецепцию его музыки. Прижизненные тиражи грампластинок Соловьёва-Седого составили 2,5 млн экземпляров. Песни Соловьёва-Седого исполняли ведущие артисты советской эстрады: М. Н. Бернес , В. А. Бунчиков (первый исполнитель песни «Вечер на рейде» ), Г. П. Виноградов , В. С. Володин (первый исполнитель песен «Закаляйся» и «Во всём нужна сноровка» из фильма «Первая перчатка»), В. А. Нечаев , Г. К. Отс (в том числе в переводе на эстонский язык), Э. С. Пьеха , В. К. Трошин (первый исполнитель песни «Подмосковные вечера»), Л. О. Утёсов , Э. А. Хиль , К. И. Шульженко и другие.

Награды и премии

Память

  • В 1982 году в честь Соловьёва-Седого была выпущена почтовая марка «Почты СССР»
  • В 2007 году Банк России выпустил серебряную монету посвященную композитору
  • В Санкт-Петербурге, на доме где жил композитор в 1950-1979 годах, установлена мемориальная доска.
  • Именем Соловьёва-Седого с 1981 по 2001 год назывался Эстрадно-симфонический оркестр Ленинградского телевидения и радио

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде - Ленинграде

  • 25.04.1907 - 1929 - доходный дом - Невский проспект, 139;
  • 1929 - осень 1935 года - доходный дом графини Салтыковой - улица Жуковского, 20, кв. 7;
  • осень 1935-1941 - доходный дом - проспект 25-го Октября, 139, кв. 49;
  • 1944-1950 - доходный дом - проспект 25-го Октября, 160, кв. 2;
  • 1950 - 02.12.1979 года - доходный дом - набережная реки Фонтанки, 131, кв. 8.
  • дача в посёлке Комарово (Санкт-Петербург) на Большом проспекте.

Фильмография

  • - Будни
  • - Небесный тихоход
  • - Первая перчатка
  • - Счастливого плавания!
  • - Навстречу жизни
  • - Чемпион мира
  • - В один прекрасный день
  • - Девушка-джигит
  • - Доброе утро
  • - Максим Перепелица
  • - Она вас любит!
  • - Песня табунщика
  • - Всего дороже
  • - Очередной рейс
  • - Повесть о молодожёнах
  • - Осторожно, бабушка!
  • - Жеребёнок
  • - В трудный час
  • - Иван Рыбаков
  • - Весенние хлопоты
  • - Донская повесть
  • - Когда песня не кончается
  • - Залп «Авроры»
  • - Первый посетитель
  • - Виринея
  • - Любовь Яровая
  • - Шельменко-денщик
  • - Открытая книга
  • - Незнакомый наследник
  • - Сладкая женщина
  • - Таёжная повесть

Напишите отзыв о статье "Соловьёв-Седой, Василий Павлович"

Примечания

Ссылки

  • Никита Богословский

Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Соловьёв-Седой, Василий Павлович

Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу. Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда представляется случай. Это делали гверильясы в Испании; это делали горцы на Кавказе; это делали русские в 1812 м году.
Войну такого рода назвали партизанскою и полагали, что, назвав ее так, объяснили ее значение. Между тем такого рода война не только не подходит ни под какие правила, но прямо противоположна известному и признанному за непогрешимое тактическому правилу. Правило это говорит, что атакующий должен сосредоточивать свои войска с тем, чтобы в момент боя быть сильнее противника.
Партизанская война (всегда успешная, как показывает история) прямо противуположна этому правилу.
Противоречие это происходит оттого, что военная наука принимает силу войск тождественною с их числительностию. Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы. Les gros bataillons ont toujours raison. [Право всегда на стороне больших армий.]
Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы.
Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость.
В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что то такое, на какое то неизвестное х.
Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то – самое обыкновенное – в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами.
А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный х.
Х этот есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя и в наивыгоднейшие условия для драки.
Дух войска – есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки.
Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.
Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.
Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, – во всех народных войнах.
Французы, отступая в 1812 м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям.

Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.
Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародеры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.
24 го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.
Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.
Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны. Тот первый период этой войны, во время которого партизаны, сами удивляясь своей дерзости, боялись всякую минуту быть пойманными и окруженными французами и, не расседлывая и почти не слезая с лошадей, прятались по лесам, ожидая всякую минуту погони, – уже прошел. Теперь уже война эта определилась, всем стало ясно, что можно было предпринять с французами и чего нельзя было предпринимать. Теперь уже только те начальники отрядов, которые с штабами, по правилам ходили вдали от французов, считали еще многое невозможным. Мелкие же партизаны, давно уже начавшие свое дело и близко высматривавшие французов, считали возможным то, о чем не смели и думать начальники больших отрядов. Казаки же и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все было возможно.
22 го октября Денисов, бывший одним из партизанов, находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти. С утра он с своей партией был на ходу. Он целый день по лесам, примыкавшим к большой дороге, следил за большим французским транспортом кавалерийских вещей и русских пленных, отделившимся от других войск и под сильным прикрытием, как это было известно от лазутчиков и пленных, направлявшимся к Смоленску. Про этот транспорт было известно не только Денисову и Долохову (тоже партизану с небольшой партией), ходившему близко от Денисова, но и начальникам больших отрядов с штабами: все знали про этот транспорт и, как говорил Денисов, точили на него зубы. Двое из этих больших отрядных начальников – один поляк, другой немец – почти в одно и то же время прислали Денисову приглашение присоединиться каждый к своему отряду, с тем чтобы напасть на транспорт.
– Нет, бг"ат, я сам с усам, – сказал Денисов, прочтя эти бумаги, и написал немцу, что, несмотря на душевное желание, которое он имел служить под начальством столь доблестного и знаменитого генерала, он должен лишить себя этого счастья, потому что уже поступил под начальство генерала поляка. Генералу же поляку он написал то же самое, уведомляя его, что он уже поступил под начальство немца.
Распорядившись таким образом, Денисов намеревался, без донесения о том высшим начальникам, вместе с Долоховым атаковать и взять этот транспорт своими небольшими силами. Транспорт шел 22 октября от деревни Микулиной к деревне Шамшевой. С левой стороны дороги от Микулина к Шамшеву шли большие леса, местами подходившие к самой дороге, местами отдалявшиеся от дороги на версту и больше. По этим то лесам целый день, то углубляясь в середину их, то выезжая на опушку, ехал с партией Денисов, не выпуская из виду двигавшихся французов. С утра, недалеко от Микулина, там, где лес близко подходил к дороге, казаки из партии Денисова захватили две ставшие в грязи французские фуры с кавалерийскими седлами и увезли их в лес. С тех пор и до самого вечера партия, не нападая, следила за движением французов. Надо было, не испугав их, дать спокойно дойти до Шамшева и тогда, соединившись с Долоховым, который должен был к вечеру приехать на совещание к караулке в лесу (в версте от Шамшева), на рассвете пасть с двух сторон как снег на голову и побить и забрать всех разом.
Позади, в двух верстах от Микулина, там, где лес подходил к самой дороге, было оставлено шесть казаков, которые должны были донести сейчас же, как только покажутся новые колонны французов.
Впереди Шамшева точно так же Долохов должен был исследовать дорогу, чтобы знать, на каком расстоянии есть еще другие французские войска. При транспорте предполагалось тысяча пятьсот человек. У Денисова было двести человек, у Долохова могло быть столько же. Но превосходство числа не останавливало Денисова. Одно только, что еще нужно было знать ему, это то, какие именно были эти войска; и для этой цели Денисову нужно было взять языка (то есть человека из неприятельской колонны). В утреннее нападение на фуры дело сделалось с такою поспешностью, что бывших при фурах французов всех перебили и захватили живым только мальчишку барабанщика, который был отсталый и ничего не мог сказать положительно о том, какие были войска в колонне.
Нападать другой раз Денисов считал опасным, чтобы не встревожить всю колонну, и потому он послал вперед в Шамшево бывшего при его партии мужика Тихона Щербатого – захватить, ежели можно, хоть одного из бывших там французских передовых квартиргеров.

Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.
На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которых струилась вода, ехал Денисов. Он, так же как и его лошадь, косившая голову и поджимавшая уши, морщился от косого дождя и озабоченно присматривался вперед. Исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо его казалось сердито.
Рядом с Денисовым, также в бурке и папахе, на сытом, крупном донце ехал казачий эсаул – сотрудник Денисова.
Эсаул Ловайский – третий, также в бурке и папахе, был длинный, плоский, как доска, белолицый, белокурый человек, с узкими светлыми глазками и спокойно самодовольным выражением и в лице и в посадке. Хотя и нельзя было сказать, в чем состояла особенность лошади и седока, но при первом взгляде на эсаула и Денисова видно было, что Денисову и мокро и неловко, – что Денисов человек, который сел на лошадь; тогда как, глядя на эсаула, видно было, что ему так же удобно и покойно, как и всегда, и что он не человек, который сел на лошадь, а человек вместе с лошадью одно, увеличенное двойною силою, существо.
Немного впереди их шел насквозь промокший мужичок проводник, в сером кафтане и белом колпаке.
Немного сзади, на худой, тонкой киргизской лошаденке с огромным хвостом и гривой и с продранными в кровь губами, ехал молодой офицер в синей французской шинели.
Рядом с ним ехал гусар, везя за собой на крупе лошади мальчика в французском оборванном мундире и синем колпаке. Мальчик держался красными от холода руками за гусара, пошевеливал, стараясь согреть их, свои босые ноги, и, подняв брови, удивленно оглядывался вокруг себя. Это был взятый утром французский барабанщик.
Сзади, по три, по четыре, по узкой, раскиснувшей и изъезженной лесной дороге, тянулись гусары, потом казаки, кто в бурке, кто во французской шинели, кто в попоне, накинутой на голову. Лошади, и рыжие и гнедые, все казались вороными от струившегося с них дождя. Шеи лошадей казались странно тонкими от смокшихся грив. От лошадей поднимался пар. И одежды, и седла, и поводья – все было мокро, склизко и раскисло, так же как и земля, и опавшие листья, которыми была уложена дорога. Люди сидели нахохлившись, стараясь не шевелиться, чтобы отогревать ту воду, которая пролилась до тела, и не пропускать новую холодную, подтекавшую под сиденья, колени и за шеи. В середине вытянувшихся казаков две фуры на французских и подпряженных в седлах казачьих лошадях громыхали по пням и сучьям и бурчали по наполненным водою колеям дороги.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры