Виталий соломин биография личная дети. Виталий соломин

Главная / Любовь

Виталий Мефодьевич Соломин – известный актер театра и кино, прославившийся благодаря роли доктора Ватсона в сериале «Шерлок Холмс». Соломин был образованным, многогранным человеком, пробовал себя в качестве режиссера, снял фильм «Охота» и на него же поставил спектакль.

Несмотря на многочисленные роли в кино, все же был приверженцем театра. Он с легкой грустью в голосе говорил, что завидует актерам, которые ушли из жизни прямо на работе. Эта участь постигла и знаменитого артиста – играя на сцене в спектакле, у него случился инсульт, месяц Виталий Мефодьевич пытался выкарабкаться, однако врачи не смогли его спасти и в мае 2002 года «доктора Ватсона» не стало.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Виталия Соломина

Весил «доктор Ватсон» 75кг при росте 1 метр 89 сантиметров – такой был у него рост, вес, возраст. Годы жизни Виталия Соломина проходили в городе Москва, куда он последовал вслед за старшим братом получать высшее образование, потом начал работать, женился - и навсегда остался в столице.

Виталий Соломин фото в молодости и сейчас доказывают, что если в юности человек увлекался спортом (мальчик посещал все спортивные секции родного городка) при небольшом усилии, можно остаться подтянутым, с хорошей фигурой на долгие годы.

Биография Виталия Соломина. Причина смерти. Похороны

Биография Виталия Соломина. Причина смерти. Похороны – все это интересует многочисленных поклонников творчества актера, так рано ушедшего из жизни. Родился театрал в городе Чита, в семье музыкантов. Его отец – Мефодий Викторович Соломин и мать – Зинаида Ананьевна Рябцева видели сына известным пианистом. Однако ни Виталий, ни его старший брат – Юрий Мефодьевич Соломин не пошли по стопам своих родителей. В силу своего маленького возраста, еще неизвестно какую профессию выберут внуки Соломина – Кирилл и Федор.

Получив среднее образование, Виталий переезжает в Москву и поступает там в театральное училище, где, в свое время, получал знания его брат Юрий. На втором курсе Виталий начинает играть в Малом театре. Лишь однажды Виталий Мефодьевич покинет стены родного театра, но потом все равно спустя два года возвращается в театр, который стал для него вторым домом.

Жизнь актера оборвалась в 2002 году – в одной из московских клиник, куда его доставили прямо из театра. Виталий Соломин страдал гипертонией, во время спектакля у него произошло кровоизлияние в головной мозг, после чего он впал в кому, иногда приходя в себя, но так и не смог поправиться.

Фильмография: фильмы с участием Виталия Соломина в главной роли

Фильмография актера начинается с его дебютной роли в фильме «Улица Ньютона, дом 1», потом вышел фильм «Женщины», где Виталий Мефодьевич сыграет роль Евгения. Более широко Соломин стал известен после ролей, которые он сыграл в фильмах режиссера Масленникова: «Зимняя вишня», «Пиковая дама» и, конечно же, всеми полюбившийся «Шерлок Холмс». В фильме «Пан или пропал» Соломин сыграл свою последнюю роль – Лехи Кшижановского.

В общей сложности актер сыграл более чем в пятидесяти картинах в кино и еще большее количество ролей в театре.

Личная жизнь Виталия Соломина

Личная жизнь Виталия Соломина была тесно связана с его актерской деятельностью. После роли Ватсона, Виталий Мефодьевич приобрел себе друга на всю жизнь, в лице его напарника Василия Ливанова, который играл Шерлока. Кстати это его друг Игорь Масленников попросил сниматься Виталия в своих фильмах.

Народный артист любил жизнь во всех ее проявлениях: Виталий Соломин и его женщины с удовольствием катались зимой на санках и коньках, устраивали незапланированные праздники дома, любили свою собаку Ромку, которая приобреталась для младшей дочери, но была до последнегопредана хозяину.

Похоронен великий актер на ваганьковском кладбище, участок номер двадцать четыре.

Семья Виталия Соломина

Семья Виталия Соломина – это любимые дочери и жена. Супруга рассказывала, что, несмотря на занятость Виталия на работе, он все свое свободное время, каждую минутку старался уделить своим родным. Дочери, вспоминая детство, говорят, что отец был немного вспыльчивым человеком, но быстро отходил и потом всячески пытался загладить неприятную ситуацию.

Друзья и коллеги обожали Соломина, так как он был открытым, отзывчивым человеком, который всегда старался протянуть руку помощи, если кто-то нуждался в этом. А еще артист любил принимать гостей дома. Однажды, чтобы в дождливый и от этого тоскливый день поднять близким людям настроение – устроил повторное празднование Нового года - весной.

Дети Виталия Соломина

Дети Виталия Соломина появились на свет во втором браке народного артиста. Старшую дочь Анастасию и супругу забрали из роддома в 1973 году, а спустя одиннадцать лет, родилась младшая дочь Елизавета. Дочери Виталия Соломина признательны отцу, что он привил им любовь к искусству, часто брал их на спектакли. Они любили проводить время с Виталием Мефодьевичем, так как он всегда мог выслушать их, пожалеть, дать толковый совет в случае необходимости.

Виталий Соломин обожал своих внуков: Кирилла и Федора. Ради Кирилла он приобрел старую дачу, обустроил сарай с инструментами так, чтобы показывать и учить Кирилла пилить, рубать, стругать. А чтобы ребенок на наглядном примере понял, как прорастают и созревают овощи - дедушка с ним построил парник, хотя до этого не особо получал удовольствие от ковыряния в земле.

Дочь Виталия Соломина – Анастасия

Дочь Виталия Соломина – Анастасия родилась через четыре года после свадьбы родителей. Старшая дочь сейчас работает в коллективе Игоря Моисеева, окончив ранее школу, расположенную при его ансамбле.

В подростковом возрасте Настя не воспринимала себя как творческую личность, не хотела идти по стопам знаменитого отца. Ей нравилось делать прически, укладки, а в роли модели была не игрушечная голова куклы – а любимой бабушки Зины (матери отца). Зинаида Ананьевна обожала внучек, поэтому они без зазрения совести пользовались этим фактом.

Дочь Виталия Соломина – Елизавета

Дочь Виталия Соломина – Елизавета – как и ее знаменитый отец, сейчас благодаря прирожденному таланту и упорству– снимается в кино, пробует себя в роли продюсера. Вышла замуж за Орлова, который тоже связан с миром кино – он довольно знаменитый режиссер.

В детстве Лиза хотела стать кем угодно, только не человеком, который будет играть на сцене. В начальных классах девочка была маленького роста – комплектовала по этому поводу. Стеснялась принимать участие в каких-либо концертах, выступать перед огромным количеством людей. Виталий Мефодьевич, узнав о проблеме дочери – всячески старался ее приободрить и поддержать.

Бывшая жена Виталия Соломина – Наталия Рудная

Бывшая жена Виталия Соломина – Наталия Рудная – по роду деятельности тоже была актриса кино. После их встречи, молодые люди поняли – это любовь с первого взгляда. Пара встречалась чуть больше одного года, а в 1963 году расписались и сыграли студенческую свадьбу. Но их брак продержался совсем недолго. Как это довольно часто бывает с молодыми людьми - каждый со своими амбициями, нежеланием уступать второй половинке даже в мелочи – все это привело к разводу. После расставания, бывшие супруги, никогда больше не виделись: ни на сцене, ни в повседневной жизни.

Виталий Соломин, очевидно, так разочаровался в семейной жизни, что даже дал сам себе обещание никогда в жизни больше не жениться. Однако судьба распорядилась по другому, и на своем жизненном пути, великий актер все-таки повстречал женщину, которой удалось растопить лед в его сердце.

Жена Виталия Соломина – Мария Леонидова

Жена Виталия Соломина – Мария Леонидова – женщина, с которой режиссер прожил долгую, счастливую жизнь. Они познакомились на пробах кинофильма, понравились друг другу, начали встречаться. Девушка была намного младше Виталия, и он, дабы не упустить свою любовь – женился на студентке текстильного института.

Соломин запретил жене выступать в театре и сниматься в кино – да она сильно и не сопротивлялась такому решению мужа. И все же, она сыграла пару ролей вместе с Виталием Мефодьевичем. Ради своего любимого мужа, Мария терпела постоянные упреки со стороны своей свекрови – матери Соломина и даже смогла найти к ней подход.

После смерти мужа, Мария Соломина, чтобы хоть как-то отвлечься от своего горя начала заниматься декором квартир.

Википедия Виталия Соломина

Википедия Виталия Соломина содержит в себе достоверные факты о жизни и причине смерти. Также можно увидеть все его актерские, режиссерские и сценарные работы.

Примечательно, что все актеры, которым посчастливилось играть на одной сцене или в кино с талантливым Виталием – отзываются о нем только с положительной стороны. Соломин был очень обязательным человеком и порой от этой черты его характера, руководство театра «хваталось за голову»: если вовремя не заплатить артисту гонорар – он мог не выйти на сцену и больше вообще не играть под их руководством.Статья найдена на alabanza.ru

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Соломина Виталия Мефодьевича

Соломин Виталий Мефодьевич (12.12.1941, Чита - 27.05.2002, Москва) – отечественный актер кино и театра.

Детство

Виталий Мефодьевич Соломин родился 12 декабря 1941 года в Чите. Семья Соломиных квартировалась в деревянном доме, построенном для врача, приехавшего лечить ссыльных декабристов. Одно из ярких воспоминаний детства – окна дома, не по-сибирски большие – ведь мороз там жуткий! Идешь за водой – не дай Бог ее разлить и наступить в лужу. Нога тут же примерзнет. Вечерами Виталя любил сидеть, положив ноги на горячую печку, с книжкой и стаканом сладкого чая. Одним из любимых писателей был, конечно, . Кстати, доктор Ватсон представлялся тогда будущему актеру пузатым и низеньким человеком, никак не похожим на него самого – рослого и подтянутого.

Любовь к Малому театру

Виталий Соломин не из тех, кто метался по жизни. Раз и навсегда влюбившись в Малый театр с его традициями, атмосферой, наполненной присутствием нескольких великих актерских поколений, актер был верен ему и в дни громкого успеха (его принесли роли в спектаклях «Ревизор», «Горе от ума», «Живой труп»), и в годы затяжного простоя.

Малому Соломин «изменил» лишь однажды: устав от вечных разногласий с руководством, он на два года ушел в Театр им. Моссовета. Здесь он сыграл в спектакле по пьесе «Печальный детектив». Актер очень быстро понял, что везде одно и то же. И нет никакого смысла менять свой театр на чужой. Тем временем в Малом театре произошла смена руководства – худруком стал . Виталий Мефодьевич поддался уговорам брата и вернулся «домой». И тут же на родной сцене поставил спектакль по пьесе «Дикарка», в котором сам же и сыграл Ашметьева.

Пришло время, когда из подающего надежды актера Виталий Соломин стал актером, на которого можно ставить спектакли. Из театральных работ того периода запомнилась ставшая любимой роль Ипполита в спектакле, поставленном и режиссером Юнниковым, «Не все коту масленица», роль Чацкого в спектакле Царева «Горе от ума», и роль в пьесе Салынского «Летние прогулки». Далее были спектакли «Заговор Фиеко в Генуе» и «Живой труп», совместная работа с Нелли Корниенко.

Режиссура

Впрочем, Виталий Соломин не ждал годами у моря погоды. Прочитав пьесу Александра Галина «Сирена и Виктория», он увидел частную антрепризу. Уговорив киноактрису впервые в жизни выйти на театральную сцену и заручившись согласием , режиссер Виталий Соломин поставил спектакль «на троих актеров». Третьим, разумеется, стал он сам. «Сирена» собирала аншлаги в гастрольном туре по России, в Москве...

На сцене Малого театра была поставлена антреприза по пьесе Макса Фриша «Биография: игра». Премьеру, правда, пришлось отложить: за день безвременно ушел из жизни артист и труппе пришлось срочно искать замену. На роль был приглашен . Режиссер Виталий Соломин считал, что антрепризные работы не просто способ заработать. В них артист может реализовать себя в интересных работах, когда артисты выходят на сцену без предварительной репетиции. Что, однако, по его мнению, не мешает зрителям в полной мере воспринимать пьесу. Кроме того, он считал, что антреприза – это то, что нужно зрителю сегодня.

Спорить с Виталием Мефодьевичем было бесполезно. Не тот характер. «Каменный цветок» , – говорил о нем , снимавший Соломина в «Сибириаде». Он считал чуть ли не самым страшным грехом... необязательность. Для организаторов театральных гастролей Соломин был настоящим наказанием. Не дай Бог какие-то накладки, задержки с гонораром или что-то подобное! Он мог и вообще отказаться выйти на сцену, а уж о дальнейшем сотрудничестве не могло быть и речи.

Работа в кино

В театральной жизни актера были разные периоды – менялись режиссеры, руководство театра, были перерывы, даже по несколько лет. Спасали съемки в кино. Виталий Соломин прославился быстрее своего брата – фильмы с его участием вышли раньше, чем «Адъютант его превосходительства». Первым фильмом, в котором дебютировал Виталий Соломин в небольшой роли, стала картина «Улица Ньютона, дом 1». Потом последовали «Председатель» и фильм «Женщины», где актер сыграл главную роль – роль Жени. Картина была прекрасно встречена специалистами, имела огромный успех у зрителей. В киноленте «Старшая сестра» он исполнил роль Кирилла. Его партнерами стали замечательный и несравненная . В дальнейшем Виталий часто и успешно снимался.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон

Благодарное чувство испытывал Виталий Соломин к режиссеру Игорю Масленникову, в фильмах которого сыграл ведущие роли. Любимая, принесшая актеру настоящую популярность – доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе. Среди многочисленных пар Холмсов и Ватсонов, которых в истории набралось несколько десятков, сами англичане признают только своих собственных и... русских: ливановский Холмс и соломинский Ватсон стали лучшими в мировом кино.

Хотя какая разница?! Главное, чтобы нашим зрителям нравилось, чтобы наши признали. А то, что думают по этому поводу англичане... В процессе съемок фильма актер познакомился и на всю жизнь подружился с . А в одной из серий «Шерлока Холмса» по рассказу «Пестрая лента» Соломин даже разрешил сняться жене. По требованию мужа Мария Соломина несколько лет отказывалась от режиссерских предложений.

Сам же Соломин считал: «Ватсон – это «чтиво», всего лишь детектив, хорошо и стильно сделанный хорошим оператором и режиссером, талантливыми актерами. Но – это же не , не и не Сухово-Кобылин! Театральные роли намного интереснее! Только в классике актер может продемонстрировать, на что он способен» . Впоследствии режиссер Игорь Масленников пригласил актера сыграть в «Пиковой даме».

«Зимняя вишня»

Большой успех принес Виталию Соломину фильм «Зимняя вишня». Психологический фильм, остроумный художественный эксперимент, поставленный режиссером над отдельно взятым индивидом мужского пола. Дуэт Соломина и играет двух разных мужчин, которые сражались за сердце одной и той же женщины.

Виталий Соломин играет то, что случилось бы с героем, если бы в отношениях с любимой женщиной он поступил бы так-то и так-то, а – если бы он поступил наоборот, вот так и вот эдак. Кто победит – флегматик Соломин или супермен ?..

«В жизни мужчины-актера бывает всякое. Творческий человек всегда должен находиться в состоянии любви – и те, кто считает, что это любовь к чему-то абстрактному, очень ошибаются. Актеры влюбляются в партнершу по сцене, а вовсе не в пейзаж за окном , – откровенно признался Соломин. – Вживаться в роль всегда трудно, это только на экране все смотрится легко и просто» .

Другие фильмы

Фильмография актера насчитывает несколько десятков картин, принесших Виталию Мефодьевичу огромную популярность и любовь миллионов зрителей. Очень дорога была ему работа в фильме «Даурия»: действие романа разворачивается в Сибири, Забайкалье, родных для актера местах.

С удовольствием Виталий Соломин снимался в музыкальных фильмах «Сильва» и «Летучая мышь»: любил музыку, хотел петь, танцевать, был даже период записи песен на радио, к сожалению, небольшой. Одна из последних работ Виталия Соломина – многосерийный фильм «Пан или пропал».

Виталий Соломин пробовал себя и в качестве кинорежиссера, сняв полнометражный фильм «Охота». Действие фильма происходит в конце XVIII в. Костюмы для него – расшитые камзолы и платья – делались мастерами по специальной технологии. Съемки происходили на киностудии «Ленфильм», картина демонстрировалась по телевидению.

Личная жизнь

Первая супруга – Рудная Наталья Владимировна, актриса кино и театра.

Вторая супруга – Соломина Мария Антониновна, выпускница Текстильного института, художник-модельер. Работала в Доме моделей, участвовала в выпуске журналов мод. Снялась в фильмах «Городской романс», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Сильва».

Дочери от второго брака: Анастасия, окончила школу при ансамбле Игоря Моисеева, потом начала работать в этом коллективе; и Елизавета. Внук Кирилл.

Виталий Соломин не ездил на фестивали, не посещал кинотусовок, редко появлялся на экране телевизора. Просто он слишком хорошо чувствовал вкус частной жизни... Место, в котором легко можно было застать Виталия Соломина, – ресторан Дома журналистов. Там работали официанты из бывшего ВТО, с которыми актер был знаком добрых три десятка лет. Они знали все про его жизнь, а он – все про них.

Меньше всего Виталий Соломин похож на своего знаменитого персонажа из «Зимней вишни» – человека слабовольного, нерешительного, склонного к вечным компромиссам. Хотя сам актер считал, что между ними все же есть нечто общее: «Любовь к двум женщинам сразу – это не так уж и ненормально, только очень тяжело» . Впрочем, его собственная семейная лодка благополучно миновала и эти рифы. Маша оказалась на редкость понимающей женой. Как-то Виталий Соломин спросил свою старшую дочь, что такое жизнь. Она ответила: «Это наш круг на Земле» . Очень точно.

«Свой круг» для Виталия Соломина – это и жизнь на даче. Он купил старую, 37-го года, с огромными яблонями в саду, березами, зарослями малины, смородины, черемухи. Там какие-то закоулочки, старые скамейки, сараи, а в них – старинные лампы, пишущие машинки конца XIX века, оплетенные бутылки. Красивые творения человеческих рук. Во всем этом есть ощущение присутствия людей. Плотная атмосфера.

Чтобы научить внука Кирилла чувствовать эту атмосферу, Виталий Мефодьевич трудился над обустройством специального сарая – с инструментами, верстаком, а главное – с колесом наподобие того, что крутили Тимур и его команда: чтобы все звенело, дребезжало, жило... А чтобы Кирилл знал, что такое земля и как на ней что-то произрастает, Виталий Мефодьевич, совершенно равнодушный к садоводству и огородничеству, поставил парник для огурцов. Вскапывали землю вдвоем с Кириллом – оба по пояс голые, чумазые, рыжеволосые, курносые, упрямые, вредные...

Рядом с Соломиными купил дом и его друг Матякин – тот самый, за честь которого актер вступил в рукопашный бой. Не важно, что поселок расположен слишком близко от аэропорта Шереметьево и рев самолетов не дает заснуть. Зато близко к другу! Этой дружбе было тридцать лет. Виталий Соломин официально отпраздновал это событие – организовал несколько костров, пригласил симпатичных людей... Справлять тридцатилетие дружбы – это тоже «свой круг» на Земле.

В Малом театре Виталий Соломин славился своим умением праздновать. Праздники – это целый ритуал. Не нужно никакой нарочитой роскоши. Главное, чтобы все было душевно, с любовью, с фантазией. Премьер его спектаклей ждали все – и не только ради самих спектаклей, но и ради банкетов. Что-нибудь Виталий Мефодьевич всегда придумывал – то раздобудет гигантского осетра, которого вносят в обеденный зал восемь человек, то фейерверк устроит. Лишь бы ощущение «своего круга» не уходило, лишь бы вкус жизни не пропадал...

Скучновато стало в театре к концу сезона – так нужно устроить Новый год! Не важно, что на дворе апрель! Елка, Дед Мороз со Снегурочкой, а главное – капустник, для которого каждый должен свой номер приготовить, все – от режиссера до пожарника – и людям станет немного легче жить. И не беда, что на следующий день Соломину ничего не стоило, погрузившись в свои мысли, забыть поздороваться со вчерашними товарищами по празднику жизни... Коллеги в театре ему прощали и рассеянность, и подчас тяжелый нрав.

Сцена Малого, близкие актера – все это был его круг. И те места, где его встречали с любовью, – это тоже был его круг на этой Земле.

Смерть

В конце апреля 2002 года у Виталия Соломина случился инсульт – прямо на сцене во время спектакля… После этого неприятного происшествия актер прожил всего лишь месяц, несмотря на старания докторов. Виталий Мефодьевич Соломин скончался 27 мая 2002 года.

Основные награды и премии

Народный артист России (1991).

Лауреат Премии Москвы (1998).

Лауреат ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999).

Виталий Мефодьевич Соломин (12 декабря 1941, Чита - 27 мая 2002, Москва) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1992), лауреат Премии Москвы (1998), член Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов России. Младший брат Юрия Соломина.

Наибольшую известность получил как исполнитель роли Доктора Ватсона в советском телесериале о Шерлоке Холмсе.

Биография

Виталий Соломин родился в Чите в семье музыкальных педагогов Зинаиды Ананьевны Рябцевой (1910-1992) и Мефодия Викторовича Соломина (1905-1960). С детства увлекался музыкой, под руководством родителей обучался игре на фортепиано.

Окончив в 1959 году читинскую школу, он отправился в Москву и поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, которое к тому времени уже окончил старший брат Виталия, Юрий Соломин. В классе Николая Анненкова педагогом Виталия в течение ряда лет был и Б. М. Казанский, на одном курсе с ним учились Олег Даль, Михаил Кононов и Виктор Павлов.

Уже начиная со второго курса Соломин участвовал в спектаклях Малого театра, в том числе в пьесе Г. Мдивани «Твой дядя Миша»; по окончании училища он был принят в труппу этого театра. Среди ролей, сыгранных актёром, - Чацкий в «Горе от ума», Хлестаков, Протасов в «Живом трупе», Астров в «Дяде Ване». С 1970-х годов Соломин занимался режиссурой, поставил, в частности, «Живой труп» Л. Толстого и спектакль «Мой любимый клоун» по повести Василия Ливанова.

В сентябре 1986 года актёр перешёл в Театр имени Моссовета, где играл в спектакле по пьесе В. Астафьева «Печальный детектив». В декабре 1988-го он вернулся в Малый театр, поставил «Дикарку» А. Н. Островского (1991), сыграв в ней Ашметьева, мюзикл А. Колкера по комедии А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» (1997) и чеховского «Иванова», в котором сыграл заглавную роль.

В кино Виталий Соломин впервые снялся в возрасте 20 лет в фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича», появившись на экране всего на несколько секунд (выпускник в полосатом галстуке, бросающий бутылку в Москву-реку со словами «…она попадёт в Чёрное море, а дальше - океан»), однако из-за проблем с цензурой фильм вышел только в конце 1964 года. Поэтому первое появление на экране состоялось в 1963 году в небольшом эпизоде фильма «Улица Ньютона, дом 1». Широкую известность принесла актёру роль Жени в популярном фильме Павла Любимова «Женщины». Особенно удачно складывалась судьба ролей, сыгранных Соломиным в фильмах режиссёра Игоря Масленникова; самой знаменитой из этих работ стал доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе (1979-1986). Фильм получил признание и на родине А. Конан Дойля; 27 апреля 2007 года в Москве, на Смоленской набережной, напротив посольства Великобритании, был открыт памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону, а фактически - героям фильма Масленникова, сыгранным Василием Ливановым и Виталием Соломиным. Успешной стала и работа актёра в фильме «Зимняя вишня»; чуть раньше он сыграл Томского в «Пиковой даме» Масленникова.

Одна из последних актёрских работ Соломина - Лех Кшижановский в многосерийном фильме «Пан или пропал». Участвовал в съёмках телепередачи «Маркиза».

Семья

Первым браком Виталий Соломин был женат на актрисе Наталье Рудной. Брак вскоре распался. Второй его женой была актриса Мария Соломина. Будущая жена, Мария Леонидова, была студенткой текстильного института. Ассистентка режиссёра Тодоровского заметила её на улице и предложила участвовать в пробах на роль в фильме «Городской романс». Соломин также участвовал в этих пробах, так они и познакомились. 28 октября 1970 года состоялась их свадьба. В 1974 году у них родилась дочь Анастасия, а в мае 1984 года - дочь Елизавета, ныне - актриса, продюсер, жена режиссёра Глеба Орлова.

Болезнь и смерть

Виталий Соломин страдал гипертонией. 24 апреля 2002 года он играл в спектакле «Свадьба Кречинского»; несмотря на плохое самочувствие, актёр вышел на сцену. Он смог сыграть лишь первый акт, со сцены его унесли на руках. Соломина доставили в больницу, где врачи диагностировали инсульт. Около месяца актёр лежал в больнице, долгое время находился в коме, иногда выходя из неё. Скончался 27 мая 2002 года в 18 часов 30 минут.

Виталий Мефодьевич Соломин родился 12 декабря 1941 года, в Чите. Семья Соломиных квартировалась в деревянном доме, построенном для врача, приехавшего лечить ссыльных декабристов. Одно из ярких воспоминаний детства - окна дома, не по-сибирски большие - ведь мороз там жуткий! Идешь за водой - не дай Бог ее разлить и наступить в лужу. Нога тут же примерзнет. Вечерами Виталя любил сидеть, положив ноги на горячую печку, с книжкой и стаканом сладкого чая. Одним из любимых писателей был, конечно, Конан Дойль. Кстати, доктор Ватсон представлялся тогда будущему актеру пузатым и низеньким человеком, никак не похожим на него самого - рослого и подтянутого.

Родители Виталия и Юрия Соломина - профессиональные музыканты Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна - мечтали видеть Виталю пианистом. Пять лет мальчик барабанил по клавишам, мечтая, чтобы ненавистный рояль развалился на куски. И вот однажды, о чудо! В лютый мороз, держа под мышкой огромную нотную папку, подойдя к порогу музыкальной школы, он не смог открыть дверь, ее просто заклинило от холода. Счастливый мальчик, вернувшись, заявил, что школу... закрыли! Родители, поняв, что Рихтера из сына не выйдет, махнули на него рукой, и позволили поступать, как вздумается.

Не было такого спортивного кружка в Чите, где бы ни занимался Соломин младший: волейбольная секция, баскетбольная, гимнастика, легкая атлетика, бокс... Правда, лет, эдак, до сорока пяти ударить человека Соломин не мог. Потребовался серьезный повод: лучший друг Виталия Мефодьевича хирург Евгений Матякин был смертельно оскорблен одним из московских художников. Обидчик оказался первым человеком, испробовавшим на себе силу соломинского удара правой, - и надолго запомнил это.

Версий о том, что заставило Виталия Соломина ехать в Москву штурмовать Щепкинское училище две. Первая - подействовал авторитет старшего брата. Когда старший брат Юрий уехал в Москву поступать в театральный, Соломину было одиннадцать лет. Вторая - решающую роль сыграл фильм «Судьба человека», который однажды Виталий смотрел на дневном сеансе в кинотеатре, где кроме него оказалось еще только двое зрителей... Вероятно, этим троим, фильм нужен был для решения жизненно важных вопросов. И Виталий Соломин решил, что здорово заниматься тем, что жизненно важно хотя бы для троих.

Словом, юноша отправился в Москву, напутствуемый комментарием отца: «Все правильно, сын. Падать - так с белого коня!» А почему именно в Щепкинское училище? Просто мальчик из Читы не знал о существовании каких-то других московских театров, кроме Малого, в который попадают выпускники Щепкинского, что подсказал, конечно же, Юрий Соломин.

Любовь к Малому театру

Виталий Соломин не из тех, кто метался по жизни. Раз и навсегда, влюбившись в Малый театр, с его традициями, атмосферой, наполненной присутствием нескольких великих актерских поколений. Актер был верен ему и в дни громкого успеха (его принесли роли в спектаклях: «Ревизор», «Горе от ума», «Живой труп»), и в годы затяжного простоя.

Малому Соломин «изменил» лишь однажды: устав от вечных разногласий с руководством, он на два года ушел в Театр им. Моссовета. Здесь он сыграл в спектакле по пьесе В.Астафьева «Печальный детектив». Актер очень быстро понял, что везде одно и то же. И нет никакого смысла менять свой театр на чужой. Тем временем, в Малом театре произошла смена руководства - худруком стал Юрий Мефодьевич Соломин. Виталий Мефодьевич поддался уговорам брата и вернулся «домой». И тут же на родной сцене поставил спектакль по пьесе Островского «Дикарка», в котором сам же и сыграл Ашметьева.

Пришло время, когда из подающего надежды актера, Виталий Соломин стал актером, на которого можно ставить спектакли. Из театральных работ того периода запомнилась ставшая любимой роль Ипполита в спектакле, поставленном Хохряковым и режиссером Юнниковым «Не все коту масленица», роль Чацкого в спектакле Царева «Горе от ума», и роль в пьесе Салынского «Летние прогулки». Далее были спектакли «Заговор Фиеко в Генуе» и «Живой труп», совместная работа с Нелли Корниенко.

Режиссура

Впрочем, Виталий Соломин не ждал годами у моря погоды. Прочитав пьесу, Александра Галина «Сирена и Виктория», он увидел частную антрепризу. Уговорив киноактрису Ларису Удовиченко впервые в жизни выйти на театральную сцену и заручившись согласием Ирины Розановой, режиссер Виталий Соломин поставил спектакль «на троих актеров». Третьим, разумеется, стал он сам. «Сирена» собирала аншлаги в гастрольном туре по России, в Москве...

На сцене Малого театра была поставлена антреприза по пьесе Макса Фриша «Биография: игра». Премьеру, правда, пришлось отложить: за день безвременно ушел из жизни артист Евгений Дворжецкий, и труппе пришлось срочно искать замену. На роль был приглашен Ивар Калныньш. Режиссер Виталий Соломин считал, что антрепризные работы не просто способ заработать. В них артист может реализовать себя в интересных работах, когда артисты выходят на сцену без предварительной репетиции. Что, однако, по его мнению, не мешает зрителям в полной мере воспринимать пьесу. Кроме того, он считал, что антреприза – это то, что нужно зрителю сегодня.

Спорить с Виталием Мефодьевичем было бесполезно. Не тот характер. «Каменный цветок», - говорил о нем Андрон Кончаловский, снимавший Соломина в «Сибириаде». Он считал чуть ли не самым страшным грехом... необязательность. Для организаторов театральных гастролей Соломин был настоящим наказанием. Не дай Бог какие-то накладки, задержки с гонораром или что-то подобное! Он мог и вообще отказаться выйти на сцену - а уж о дальнейшем сотрудничестве не могло быть и речи.

Работа в кино

В театральной жизни актера были разные периоды - менялись режиссеры, руководство театра, были перерывы, даже по несколько лет. Спасали съемки в кино. Виталий Соломин прославился быстрее своего брата Юрия - фильмы с его участием вышли раньше, чем «Адъютант его превосходительства». Первым фильмом, в котором дебютировал Виталий Соломин в небольшой роли, стала картина «Улица Ньютона, дом 1». Потом последовали «Председатель» и фильм «Женщины», где актер сыграл главную роль – Жени. Картина была прекрасно встречена специалистами, имела огромный успех у зрителей. В киноленте «Старшая сестра» он исполнил роль Кирилла. Его партнерами стали замечательный Михаил Жаров и несравненная Татьяна Доронина. В дальнейшем Виталий часто и успешно снимался.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон

Благодарное чувство испытывал Виталий Соломин к режиссеру Игорю Масленникову, в фильмах которого сыграл ведущие роли. Любимая, принесшая актеру настоящую популярность - доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе. Среди многочисленных пар Холмсов и Ватсонов, которых в истории набралось несколько десятков, сами англичане признают только своих собственных и... русских: ливановский Холмс и соломинский Ватсон стали лучшими в мировом кино.

Хотя, какая разница?! Главное, чтобы нашим зрителям нравилось, чтобы наши признали. А то, что думают по этому поводу англичане... В процессе съемок фильма актер познакомился и на всю жизнь подружился с Василием Ливановым. А в одной из серий «Шерлока Холмса» - по рассказу «Пестрая лента» – Соломин даже разрешил сняться жене, по требованию мужа Мария Соломина несколько лет отказывалась от режиссерских предложений.

Сам же Соломин считал: «Ватсон - это «чтиво», всего лишь детектив, хорошо и стильно сделанный хорошим оператором и режиссером, талантливыми актерами. Но Конан Дойль - это же не Чехов, не Грибоедов и не Сухово-Кобылин! Театральные роли намного интереснее! Только в классике актер может продемонстрировать, на что он способен». Впоследствии режиссер Игорь Масленников пригласил актера сыграть в «Пиковой даме».

Зимняя вишня

Большой успех принес Виталию Соломину фильм «Зимняя вишня». Психологический фильм, остроумный художественный эксперимент, поставленный режиссером над отдельно взятым индивидом мужского пола. Дуэт Соломин - Калныньш играют двух разных мужчин, которые сражались за сердце одной и той же женщины.

Виталий Соломин играет то, что случилось бы с героем, если бы в отношениях с любимой женщиной он поступил бы так-то и так-то, а Ивар Калныньш - если бы он поступил наоборот, вот так и вот эдак. Кто победит - флегматик Соломин или супермен Калныньш.

«В жизни мужчины-актера бывает всякое. Творческий человек всегда должен находиться в состоянии любви - и те, кто считает, что это любовь к чему-то абстрактному, очень ошибаются. Актеры влюбляются в партнершу по сцене, а вовсе не в пейзаж за окном, - откровенно признался Соломин, - вживаться в роль всегда трудно, это только на экране все смотрится легко и просто».

Другие фильмы

Фильмография актера насчитывала несколько десятков картин, принесших Виталию Мефодьевичу огромную популярность и любовь миллионов зрителей. Очень дорога была ему работа в фильме «Даурия»: действие романа разворачивается в Сибири, Забайкалье, родных для актера местах.

С удовольствием Виталий Соломин снимался в музыкальных фильмах «Сильва» и «Летучая мышь»: любил музыку, хотел петь, танцевать, был даже период записи песен на радио, к сожалению, не большой. Одна из последних работ Виталия Соломина - многосерийный фильм «Все красное».

Виталий Соломин пробовал себя и в качестве кинорежиссера, сняв полнометражный фильм «Охота». Действие фильма происходит в конце XVIII в. Костюмы для нее - расшитые камзолы и платья - делались мастерами по специальной технологии. Съемки происходили на киностудии «Ленфильм», картина демонстрировалась по телевидению.

Личная жизнь

Супруга - Соломина Мария Антониновна, выпускница Текстильного института, художник-модельер. Работает в Доме моделей, участвует в выпуске журналов мод. Снялась в фильмах «Городской романс», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Сильва».

Дочери - Анастасия, окончила школу при ансамбле Игоря Моисеева, работает в этом коллективе, и Елизавета. Внук – Кирилл.

Виталий Соломин не ездил на фестивали, не посещал кинотусовок, редко появлялся на экране телевизора. Просто он слишком хорошо чувствовал вкус частной жизни... Место, в котором легко можно было застать Виталия Соломина - ресторан Дома журналистов. Там работали официанты из бывшего ВТО, с которыми актер был знаком много добрых три десятка лет. Они знали все про его жизнь, а он - все про них.

Меньше всего Виталий Соломин похож на своего знаменитого персонажа из «Зимней вишни» - человека слабовольного, нерешительного, склонного к вечным компромиссам. Хотя сам актер считает, что между ними все же есть нечто общее. «Любовь к двум женщинам сразу - это не так уж и ненормально, только очень тяжело». Впрочем, его собственная семейная лодка благополучно миновала и эти рифы. Маша оказалась на редкость понимающей женой. Как-то Виталий Соломин спросил свою старшую дочь, что такое жизнь. Она ответила: «Это наш круг на Земле». Очень точно.

«Свой круг» для Виталия Соломина - это и жизнь на даче. Он купил старую, 37-го года, с огромными яблонями в саду, березами, зарослями малины, смородины, черемухи. Там какие-то закоулочки, старые скамейки, сараи, а в них - старинные лампы, пишущие машинки конца XIX века, оплетенные бутылки. Красивые творения человеческих рук. Во всем этом есть ощущение присутствия людей. Плотная атмосфера.

Чтобы научить внука Кирилла чувствовать эту атмосферу, Виталий Мефодьевич трудился над обустройством специального сарая - с инструментами, верстаком, а главное - с колесом наподобие того, что крутили Тимур и его команда: чтобы все звенело, дребезжало, жило... А чтобы Кирилл знал, что такое земля и как на ней что-то произрастает, Виталий Мефодьевич, совершенно равнодушный к садоводству и огородничеству, поставил парник для огурцов. Вскапывали землю вдвоем с Кириллом - оба по пояс голые, чумазые, рыжеволосые, курносые, упрямые, вредные...

Рядом с Соломиными купил дом и его друг Матякин - тот самый, за честь которого актер вступил в рукопашный бой. Не важно, что поселок расположен слишком близко от аэропорта Шереметьево и рев самолетов не дает заснуть. Зато близко к другу! Этой дружбе исполнилось тридцать лет. Виталий Соломин официально отпраздновал это событие - организовал несколько костров, пригласил симпатичных людей... Справлять тридцатилетие дружбы - это тоже «свой круг» на Земле.

В Малом театре Виталий Соломин славился своим умением праздновать. Праздники - это целый ритуал. Не нужно никакой нарочитой роскоши. Главное, чтобы все было душевно, с любовью, с фантазией. Премьер его спектаклей ждали все - и не только ради самих спектаклей, но и ради банкетов. Что-нибудь Виталий Мефодьевич всегда придумывал - то раздобудет гигантского осетра, которого вносят в обеденный зал восемь человек, то фейерверк устроит. Лишь бы ощущение «своего круга» не уходило, лишь бы вкус жизни не пропадал...

Скучновато стало в театре к концу сезона - так нужно устроить Новый год! Не важно, что на дворе апрель! Елка, Дед Мороз со Снегурочкой, а главное - капустник, для которого каждый должен свой номер приготовить, все - от режиссера до пожарника - и людям станет немного легче жить. И не беда, что на следующий день Соломину ничего не стоило, погрузившись в свои мысли, забыть поздороваться со вчерашними товарищами по празднику жизни... Коллеги в театре ему прощали и рассеянность, и подчас тяжелый нрав.

Сцена Малого, близкие актера - все это был его круг. И те места, где его встречали с любовью, - это тоже был его круг на этой Земле.

Фильмография:

1963 Улица Ньютона, дом 1

1964 Председатель

1965 Женщины

1966 Старшая сестра

1967 Крепкий орешек

1967 Бабье царство

1967 Происшествие, которого никто не заметил

1968 Бег иноходца

1970 Салют, Мария!

1970 Впереди день

1971 Расскажи мне о себе

1971 Даурия

1972 Последние дни Помпеи

1972 У нас на заводе

1973 Рукопись академика Юрышева

1973 Вот моя деревня

1973 Открытие

1975 Свадьба Кречинского – телеспектакль

1975 Вишневый сад – телеспектакль

1978 Сибириада

1978 Прыжок с крыши

1978 Сдается квартира с ребенком

1979 Летучая мышь – оперетта

1979 Шерлок Холмс и доктор Ватсон

1980 Кто заплатит за удачу?

1980 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона

1981 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей

1981 Полоса везения

1981 Сильва – мюзикл

1982 Человек, который закрыл город

1982 Предел желаний

1982 Пиковая дама

1983 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры

1984 Возвращение с орбиты

1984 Предел возможного

1985 Зимняя вишня

1985 Искренне ваш...

1986 55 градусов ниже нуля

1986 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается

1986 Он, она и дети

1989 Светик

1990 Зимняя вишня-2

1991 Рогоносец

1992 Черный квадрат

1993 Пленники удачи

1994 Охота – актер, режиссер, сценарий

1995 Интервью с Гитлером - документальное видео

1995 Зимняя вишня-3

1996 Тесты для настоящих мужчин

2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе – сериал

2001 Остановка по требованию-2 – сериал

2002 Казус Белли

2003 Пан или пропал – сериал

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры