1 день из жизни обломова описание. Один день из жизни обломова

Главная / Психология

Главными героями в первой главе являются – Обломов и его слуга Захар. Обломов Илья Ильич – главный герой, с которым происходят события на протяжении некоторого времени в произведении. Он дворянин, помещик тридцати лет, ленивый, мягкий человек, который все своё время проводит в безделье. Персонаж с тонкой поэтической душой, склонен к постоянным мечтаниям, которыми заменяет реальную жизнь. Захар Трофимович – заглавный герой, верный слуга Обломова, который прислуживает ему с малых лет. Очень похож на хозяина своей ленью. Применяя метод поэтапного сужения образов, Гончаров переносит нас сначала на одну из основных улиц аристократии-«Гороховая улица» в городе Петербурге, перемещая суть действий в большой многонаселённый дом, где мы и попадаем в жилище и «опочивальню» главного героя. Неопрятная комната соответствует как внешнему виду, так и внутреннему настроению хозяина, где мы обнаруживаем, что «ковры были в пятнах» и «лепилась в виде фестонов паутина». А сам герой - Обломов кличет периодически: «Захар!». И после ворчанья и стука «спрыгнувших откуда-то ног», перед нами возникает второй персонаж романа, слуга, также в довольно неприглядном виде. Лакей Захар для хозяина дома Обломова – не только «преданный слуга», он также выступает в роли хранителя родовых воспоминаний, друга, няньки. Это автор наглядно демонстрирует, представляя вереницу забавных бытовых сценок в результате общения лакея с барином. Благодаря грубой, откровенной и неприкрытой лицемерием манере общения Захара мы знакомимся с отрицательными чертами Обломова – и с ненавистью к труду, и с жаждой покоя и безделья, и со склонностью преувеличивать тягость собственных забот. Между слугой и помещиком явно прослеживается параллель: подобно тому, как Илья Ильич Обломов самоотверженно трудится над планом, лакей Захар всячески демонстрирует намерения провести генеральную уборку. Гончаров в произведении «Обломов» затронул многие исторические, общественные и философские вопросы, многие из которых не теряют своё актуальности и с наши дни. Центральной проблемой произведения является проблема «обломовщины» как исторического и социального явления среди русских мещан, не желающих перенимать новые общественные устои и меняться. Гончаров показывает, как «обломовщина» становится не только проблемой для общества, но и для самого человека, который постепенно деградирует, отгораживаясь собственными воспоминаниями, иллюзиями и мечтами от реального мира. А также, с помощью диалога между Обломовым и Захаром, можно выявить проблемы самого героя. Можно выявить одну проблему, которая охватывает и объединяет все остальные- это боязнь каких-либо перемен и необходимость действовать. «Вот, коли будете писать, так уж кстати извольте и счеты поверить: надо деньги заплатить.

Какие счеты? Какие деньги? - с неудовольствием спросил Илья Ильич.

От мясника, от зеленщика, от прачки, от хлебника: все денег просят.

Только о деньгах и забота! - ворчал Илья Ильич. - А ты что понемногу не подаешь счеты, а все вдруг?

Вы же ведь все прогоняли меня: завтра да завтра...

Ну, так и теперь разве нельзя до завтра?

Нет! Уж очень пристают: больше не дают в долг. Нынче первое число.

Ах! - с тоской сказал Обломов. - Новая забота! Ну, что стоишь? Положи на стол. Я сейчас встану, умоюсь и посмотрю, - сказал Илья Ильич. - Так умыться-то готово?

Готово! - сказал Захар.

Ну, теперь...

Он начал было, кряхтя, приподниматься на постели, чтоб встать.

Я забыл вам сказать, - начал Захар, - давеча, как вы еще почивали, управляющий дворника прислал: говорит, что непременно надо съехать... квартира нужна.

Ну, что ж такое? Если нужна, так, разумеется, съедем. Что ты пристаешь ко мне? Уж ты третий раз говоришь мне об этом.

Ко мне пристают тоже.

Скажи, что съедем.

Они говорят: вы уж с месяц, говорят, обещали, а все не съезжаете; мы, говорят, полиции дадим знать.» Мини конфликт в эпизоде- это противоречия внутри самого Обломова. Внутри него борются Личность и Обломов. Ему, вроде бы, и хочется что-то сделать, но абсолютно лень.

Первую главу можно поделить на несколько микротем: первая- характеристика Обломова, описание его внешности, вторая- место проживание, интерьер, где проживает сам Обломов, третья- диалог между Обломовым и слугой, где затрагиваются основные проблемы Ильи Ильича. В романе Гончарова “Обломов” присутствует много деталей, истолковать которые - значит понять роман глубже, например, Гороховая улица - одна из главных улиц Петербурга, на ней жили представители высшей аристократии. Узнав позже, в какой обстановке живёт Обломов, читатель может подумать, что автор хотел ввести его в заблуждение, подчеркнув название улицы, где жил Обломов. Но это не так. Автор хотел не запутать читателя, а, наоборот, показать, что Обломов все же мог бы быть чем-то иным, чем он есть на первых страницах романа; что в нем есть задатки человека, который смог бы проложить себе дорогу в жизнь. Поэтому и живёт он не где-нибудь, а на Гороховой улице.

Первая глава знакомит нас с Обломовым, и именно поэтому присутствуют художественные описания, то есть портрет, интерьер, которые имею своё значение в произведение, например,«Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошёл бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишённою своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определённой идеи, ещё реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретённым, но все ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.», «В комнате, которая отделялась только небольшим коридором от кабинета Ильи Ильича, послышалось сначала точно ворчанье цепной собаки, потом стук спрыгнувших откуда-то ног. Это Захар спрыгнул с лежанки, на которой обыкновенно проводил время, сидя погруженный в дремоту.

В комнату вошёл пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды. Захар не старался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне. Платье ему шилось по вывезенному им из деревни образцу. Серый сюртук и жилет нравились ему и потому, что в этой полу форменной одежде он видел слабое воспоминание ливреи, которую он носил некогда, провожая покойных господ в церковь или в гости; а ливрея в воспоминаниях его была единственною представительницею достоинства дома Обломовых.

»-это портреты наших героев, которые помогают нам понять и представить Обломова и Захара. По прочтению этого отрывка сразу же формируется не только авторское, но и читательское отношение к герою.

«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приёмной. У него было ещё три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мёл кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шёлковою материю, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шёлковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочёл бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утончённый вкус не удовольствовался бы этими тяжёлыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана осёкся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и ещё от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка, да не прислонённая к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живёт - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развёрнутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развёрнуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в неё перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.»- Описание обстановки является важным средством, с помощью которого автор создаёт общую атмосферу произведения; оно служит не только фоном, но и помогает нам понять суть книги и характеры героев. Описание интерьера в
произведениях, где действия происходят в городе, очень важно и представляет
собой одно из основных средств характеристики героев. Интерьер характеризует внутреннее состояние герое, их чувства и переживания.

Гончаров в романе «Обломов» впервые ввёл понятие «обломовщина», которое остаётся нарицательным словом и в наши дни для обозначения апатичных, застрявших в иллюзиях и мечтах прошлого, ленивых людей. В произведении автор затрагивает ряд важных и актуальных в любую эпоху социальных и философских вопросов позволяющих современному читателю по-новому взглянуть на свою собственную жизнь.
В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича.

Иван Александрович Гончаров относится к своему герою достаточно разносторонне: не только отрицательно, видя в нем «лишнего» человека, но и с сожалением. Пустая жизнь, пустые дни. Он не нужен людям, люди не нужны ему. Илья Ильич Обломов в пассивности видит своё счастье, и тут создаётся контраст между «живыми» людьми и вечно сонным Обломовым. Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего – дружбы, любви, социального благополучия. Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперёд, расширяя границы собственной «зоны комфорта».

Разделы: Литература

Методическое обоснование

  • Конспект урока с применением метода проекта
  • Методический паспорт учебного проекта

    1.Тема проекта: Создание киносценария “Один день из жизни Обломова” (по роману И.А.Гончарова “Обломов”)

    2.Предмет: русская литература XIX века.

    3.Цели образовательные и воспитательные:

    • подвести к обобщению “что такое обломовщина”, “идеал покоя бездействия”, почему автор выбрал именно этот день, с помощью каких приемов создается основной образ,
    • продолжить работу по развитию монологической речи, совершенствовать умение анализировать художественные тексты,
    • умение выявлять роль эпизода в раскрытии авторской концепции,
    • пробудить интерес к исследовательской деятельности, творческому осмыслению исторической действительности.

    4. Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся.

    5. Знания, на которые нацелен результат проекта: культура и история XIX века, характеристика личности

    6. Развитие навыков:

    • самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями;
    • самостоятельного принятия решения;
    • коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
    • мыслительной деятельности при проектировании, анализе, синтезе, структурировании информации;
    • самоанализе.

    7.Возраст учащихся: 10 класс.

    8. Время работы над проектом: 1 неделя 1 полугодия

    9. Режим работы: внеурочный

    10. Материально – техническое и учебно – методическое оснащение: роман И.А. Гончарова “Обломов”, книга “История костюма” компьютер, сканер,

    11.Планируемое создание проектов учащихся: графическая схема “Восхождение к Дивану”, “Проект сценария 1 части фильма”, эскизы к 1 части.

    Характеристика учебного проекта


    (по типологическим признакам)

    1. По доминирующей деятельности: творческий, ролевой

    2. По предметно-содержательной деятельности: межпредметный проект (литература, изобразительное искусство, история, информатика).

    3. По характеру контактов: внутренний

    4. По количеству участников: групповой.

    5. По продолжительности выполнения: краткосрочный – 1 неделя.

    Ход урока

    Учитель: Роман И.А. Гончарова “Обломов” – роман – монография. Монографичность вообще свойственна русской классической литературе. Это на редкость центростремительное произведение. К главному герою стягиваются все сюжетные линии, к нему обращены характеристики других персонажей.

    И.И.Обломов – средоточие идеи романа, в нем душа книги. Понять “душу” – значит разгадать лучшее создание И.А. Гончарова.

    Почему судьба помещика, знаменитого владельца 300 крепостных Захаров, то есть персонажа давно ушедших времен, глубоко волнует читателей - вот вопрос, на который нам предстоит ответить на уроках по изучению произведения.

    Перед нами роман “Обломов”.

    О чем повествуется в романе? В первой его части?

    Ученик: Об одном дне героя

    Ученик: Типичный день Обломова, ничем не примечательный, лишь приход посетителей да письмо от старосты, раскрывающее дела в имении, нарушают привычный распорядок.

    Учитель: Как этот день повлияет на дальнейший ход событий, для чего автору был необходим именно этот день, мы попытаемся понять сегодня на уроке.

    Нам предстоит совершить путешествие в мир другого человека, познакомиться с мастерством писателя, пройти путь к более глубокому пониманию главного замысла автора. А для этого я предлагаю представить себя в роли создателей художественного фильма - оператора, который, одним движением камеры может передать детали, ускользающих от внимания читателя, художников - постановщиков, воссоздающих дух эпохи, режиссера, который может выбирать ключевые сцены, раскрывающих зрителям основной замысел автора. Незадолго до урока мы разделились на 4 творческие группы, которые работали по предложенным темам, сегодня на уроке проведем защиту ваших творческих проектов, которые лягут в основу классного проекта - сценария 1 части художественного фильма “Один день из жизни Обломова” - это и будет темой нашего урока. А эпиграфом к нашей работе будут слова Добролюбова: “Один день – и вся жизнь”.

    Ответьте на вопросы. Сколько частей в романе?

    Ученик: Четыре.

    Учитель: Какова роль в романе 1 части?

    Ученик: Она играет своеобразную роль пролога – “введение в роман”. Здесь совершается представление героя читателю. Представлена картина жизни.

    Учитель: Как построена первая часть?

    Ученик: В первой части 11 глав, первые 4 главы повествуют о посетителях Обломова.

    Ученик: Композиция, стиль, манера, приемы характеристики схожи с гоголевской манерой письма. А именно с романом “Мертвые души”. Роман открывается развернутым описанием внешнего вида героя. “Это был человек 32-33 лет отроду…”.

    Такова же манера изображения Гоголем Манилова. Вначале портрет.

    Учитель: Каково ваше первое впечатление от встречи с Обломовым?

    (Защита проекта группы операторов)

    Фрагмент проекта сценария
    1 части художественного фильма
    “Один день из жизни Обломова”.

    1 картина. Типичная квартира человека среднего достатка. Тишина. Тяжелые малиновые занавеси зашторены. Пробивается луч света, который пока лишь в туманной дымке представляет неплохое убранство комнаты, сквозь неяркий свет все выглядит благопристойно. Вот луч света попадает на диван, и неподвижно лежащее тело, покрытое неопределенного цвета покрывалом, начинает шевелиться.

    2 картина. Камера движется, показывает недовольное лицо хозяина дома, он недоволен ярким светом, отмахивается. Неясное бормотание, затем: “Захар… Захар? Захар!”

    3 картина. Шаркающей походкой входит слуга. Зашторивает комнату. Бормочет.

    4 картина. Обломов нехотя встает. Босые ноги. Ищет тапочки . Встает. Крупным планом ночной колпак и ночная сорочка .

    5 картина. Захар медленно тянет половины штор в разные стороны. Камера начинает слежение по тем же частям комнаты, что и прежде. Все неплохое убранство комнаты видится при ярком свете иначе. Пыль, кое – где ее случайно смахнули. Замасленные подлокотники кресел.

    6 картина. Висит халат. Показать детали, украшающие халат. Задержать “взгляд” камеры на нем длительное время.

    7 картина. Обломов тянется к халату. Еле заметным движением поглаживает мягкую ткань. Надевая, медленно запахивает его.

    Ученик: Лицо, вызывающее у нас симпатию, вслед за портретом И.И. Обломова описывается обстановка его комнаты, личность раскрывается через вещи, его окружающие.

    (Фрагменты защиты проекта группы “Художники – постановщики” - иллюстрации к роману, рекомендации режиссерам).

    Обломов на диване. Лицо, вызывающее у нас симпатию, добродушное, большие глаза, мягкий овал лица, сидит полулежа на диване в расслабленной позе. Герой облачен в халат, сквозь который проглядывает ночная сорочка, на голове ночной колпак с кисточкой. В XIX веке эта деталь одежды не являлась женской, напротив, мужчинам из аристократического общества принято было спать с покрытой головой. Вместо пижам, которые появились в начале XX века, мужчины, как и женщины, надевали ночную сорочку. Причем имелось их у обеспеченных людей до двух дюжин, шились они из батиста, с длинными рукавами, отороченными ручным шитьем.

    Обстановка комнаты на героя. Гончаров со свойственным ему искусством описывает, живописует кабинет: “Комната, где лежал Обломов с первого взгляда казалась прекрасно убранной…”. Книга, обстановка, наконец, целая поэма о халате Обломова: “На нем был халат…”. Халат. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым. В гардеробе мужчины имелось несколько халатов, они служили домашним одеянием на утро и в вечернее время. Обычно имелись в наличии стеганые атласные халаты, которые одевались поверх ночной одежды, и шелковые халаты, одеваемые поверх ночной сорочки. Автор намеренно остановился на подробном описании халата Обломов, потому что через милые хозяину вещи мы узнаем основные его пристрастия. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть времени он проводит дома, а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью.

    В монографии В.А. Котельникова приводятся следующие историко-литературные параллели, связанные с этой деталью. Поэт П.А. Вяземский, получив назначение в варшавскую канцелярию Новосильцева и, расставаясь со своей беспечной московской жизнью, написал прощальную оду своему халату. Та была не только поэтическая шутка. Халат означал нечто большее, чем традиционное одеяние поэта – эпикурейца. Сей “товарищ неги праздной, досугов друг, свидетель тайных дум” заслужил одическую хвалу уже тем, что в нем одном привольно было и телу, и душе поэта:

    Как я в твоем уступчивом уборе
    В движеньях был портного не рабом,
    Так мысль моя носилась на просторе
    С надеждою и памятью втроем.
    Облаченный в халат поэт,
    Сближая даль, жил в жизни отдаленной.
    И с истиной, перемешав обман,
    Живописал воздушных замков план.

    Халату Вяземский резко противопоставляет “гостиную ливрею”, “ярмо взыскательной сцены” – так с изощренной язвительностью он именует фрак и мундир. Разница между ними и халатом получает нравственный смысл, подчеркнутый в стихотворении:

    В гостиной я невольник,
    В углу своем себе я господин,
    Свой меря рост не на чужой аршин.

    Для Вяземского халат олицетворяет личную независимость, столь ценимую вольнолюбивым поэтом, аристократом – фрондером, и становится тем дороже, что обстоятельства вынуждают покинуть это одеяние и, “теснясь в рядах прислуженцев властей”, вступить на путь, “где под туманом свет истины не различишь с обманом”.

    Натуре поэта глубоко претил дух официальной, придворной среды. Он лелеял надежду вернуться к заветному халату, чтобы обрести с ним “тихий мир”, чистую совесть и свободу бить самим собой:

    В тиши страстей, со спокойною душою.
    И, не краснев, пред тайным судиею,
    Бывалого себя в себе найти.

    (Не потому ли дорожит и Обломов своим халатом?) Не видит ли он в этом одеянии некий полустершийся, может быть, символ внутренней свободы – вопреки тщете и несвободе окружающей действительности”?

    Комментарии режиссеров.

    Обломов первоначально полностью раскрывается через быт, печальны ассоциации, наблюдения автора “все запылилось…”. Обширная сюжетная экспозиция рисует картину духовного запустения героя. Таков он в перебранке с Захаром. Здесь Захар и Обломов равны в своей бездуховности, поглощенности мелочами, они ссорятся из-за грязи в комнате, из-за денег. “Пошлость пошлого человека” Гончаров обнажает с беспощадностью. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов. Завершается экспозиция 1 части романа словами Обломова “Ах, боже мой, трогает жизнь, везде достает!” Авторский пафос беспощадного отрицания заражает читателей. Однако внешние детали не исчерпывают и не раскрывают характер Обломова. За “внешним” человеком обнаруживается “внутренний”

    Учитель: Что дает для понимания Обломова его диалоги с посетителями?

    Ученик: Это еще один из приемов писателя. Раскрытие характера через разговоры с посетителями.

    Режиссеры представляют ПАРАД ГОСТЕЙ.

    Ученик: Волков: франт, светский лев, в курсе всех событий. Кокетлив, бывает там, где весело, где собираются известные, модные люди в домах, где все обо всем говорят, у него все дни заняты. Все расписано (даже любовь с Лидинькой). Деталь которую следует выделить - одет по моде, с особой тщательностью подобрана одежда.

    Судьбинский: чиновник. “Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбрит, с темными бакенбардами”. “Деловой” человек, имеет большие заработки, говорит о друзьях. Обломов их давно не видел. Судьбинский легко мог вписаться в галерею гоголевских портретов “мертвых душ”. Речевая характеристика – использует канцелярскую речь.

    Пенкин: беллетрист. Ратует за реальное направление в литературе, пишет рассказ. Пошлые и банальные темы. Даже названия свидетельствует о низком уровне “Любовь взяточника к падшей женщине”. Интересны рассуждения о “Человека, человека надо писать…”.

    Эти три типа своего рода персонификация духовных увлечений “пошлого человека, светский успех, карьера, игра в обличительство”. Характеристики гостей одноплановы, вещны. Это равные Обломову образы – приживальцы. Образы помогают раскрыть образ главного героя, но они самостоятельны.

    Алексеев: человек неопределенных лет… неопределенный. Ухитряется всех любить. Изречение: “Они любят всех и потому добры, а, в сущности, они никого не любят и добры потому, что не злы. Никто не замечает появления их на свет. Это “безличный намек на людскую массу, глухое отзвучие, неясный отблеск”.

    Захар: “А у этого ни рожи ни кожи, ни видения”. Это первый человек, которому сказал Обломов о своей беде.

    Тарантьев: угрюм, недоброжелателен, высокомерен, умен, хитер, скорее на нашем языке – бюрократ. В отличие от других посетителей дана полная биография Тарантьева. Отец подъячий, он (Тарантьев) учился у священника, ждал места в суде, смерть отца, Петербургская служба. “Он был взяточник”

    Учитель: Эти два типа – “двойники” героя, каким он показан в начале: байбак и увалень. Неспособность Обломова к самостоятельному действию повторена и в Алексееве – “человек без поступков” и в Тарантьеве “мастере говорить, но как нужно было двинуть пальцем, тронуться с места, применить созданную же им теорию к делу и дать практический ход – он был другой человек.”

    Ответьте на вопрос: для чего приходили гости, почему Обломов терпел их?

    Найдите в тексте. Тем (З) необходимо было платить взаимностью, а этим нет.

    Ученик: Авторская мысль, вызвавшая к жизни “демонстрацию” гостей и приятелей, с резкой прямотой прозвучит в одной из будущих реплик Обломова: “Да я ли один?! Смотри: Михайлов, Петров, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь, наше имя легион!” Обломов выше своих гостей. Несмотря на все усилия гостей вытащить Обломова из постели, попытки не увенчиваются успехом.

    Как оценивает Обломов каждого из посетителей?

    Высказывания Обломова о гостях – последовательная критика неполного, узконаправленного, функционального существования. “Человека, человека дайте мне!” – говорил Обломов, - любите его…” Вместо совершенного человека перед ним мелькают случайные подробности, частности раздробленного образа. Он осуждает петербургских чиновников за отсутствие серьезных интересов, за страстное стремление к стяжательству и карьеризму, за взаимное недоброжелательство, прикрытое взаимной любезностью и т.д.

    Что движет Обломовым, что велит ему столь страстно настаивать на любви к человеку?

    Здесь его устами говорит убеждение и самого романиста что во всяком человеке заключено “высшее начало”, что это начало есть и в нем, в Обломове, и во всяком другом, будь то вовсе “негодный сосуд”, который Пенкин уже готов “извергнуть из гражданской среды”.

    Характер героя раскрывается и через историю его жизни (анализ 5 главы)

    Учитель: Что мы узнаем о герое?

    Ученик: Диван, халат, тапочки. Эти вещи были непосредственными атрибутами сна, символом лени. “Лень, скука, адаптация – вот, что управляло жизнью.

    Учитель: Но всегда ли они были спутниками героя?

    Подобно Гоголю, который, показав Чичикова, рассказывает о его прошлом, Гончаров в 5 главе приступает к повествованию о молодости Обломова.

    Обратимся к 5 главе. Что мы узнаем о герое?

    Ученик: Обломов, дворянин родом, безвыездно живет 12 год в Петербурге. Когда он был молод, он был живее, на что-то надеялся. Но неземные мечты помешали устроиться в жизни. Как и многие, он надеялся прославиться, служа Отечеству, но на службе его постигло разочарование, пустое увлечение светом, и, наконец, разочаровавшись, он уединяется в мечтах, потому что в мечтах можно достичь многого.

    (Из домашнего задания. Учащиеся представляют высказывания из романа, характеризующие каждый период жизни главного героя, выстраивают графическую схему, которую условно называют “Восхождение к Дивану”)

    В О С Х О Ж Д Е Н И Е К Д И В А Н У

    Ученик: Итак, Обломов предстает перед нами как мечтатель – романтик.

    Он творит поэтически яркие, полные художественных подробностей планы благодеяний человечеству, проекты переустройства имения, картину своей деревенской идиллии, рисуя в воображении узор своей жизни. И пусть, рисуя мечты Обломова, автор прибегает к иронии: “он, движимый нравственной силою, в одну минуту быстро изменит 2-3 позы с блистающими глазами привстанет до половины на постели, потянет руку и вдохновенно озирается кругом”, - перед нами уже не тот Обломов, который весь в пошлом быте, нелепых поступках. На мгновение душа Обломова раскрывается в таких своих глубинах, которые казалось бы, трудно и предполагать в нем. Приоткрывается свойственный высокому романтизму интерес к потаенным сторонам человеческой природы.

    Обломов был бы пошлым персонажем, предстань он нам в первоначальной одноплановой характеристике. Но 6 глава неожиданно вносит новые диссонирующие с предыдущим человеческие приметы. “Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова…” Он приоткрывает завесу над былыми духовными увлечениями героя. Найдите в тексте фразу, которая показывает отличие Обломова от других.

    Ученик: КЛЮЧОМ к новой странице истории становится ФРАЗА “ОН уже был не в отца и не в деда. Он учился, жил в свете, все это наводило на разные чуждые им соображения”.

    Знания, полученные в пансионе университета, Обломов не сумел сделать своими, что означает фраза “Жизнь у него была сама по себе, наука сама по себе”. Основная сфера духовной жизни Обломова – мечтательность.

    “Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье и что больше от него ждать нечего”; что так о нем толковали везде, где знали. Сам писатель наталкивает на “крамольную” мысль. Возможно, Обломов начала романа – это тот Обломов, каким он только казался, а не настоящий, о ком написан роман. Так, образ главного героя усложняется, новое содержание снимает гоголевскую маску. За поступком встает психология. Сцена: Обломов и Захар “Другой?!”

    К одноплановой характеристике нет возврата. КУЛЬМИНАЦИОННЫМ МОМЕНТОМ оказывается сцена исповеди, просветления. “Ему грустно и больно стало за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил, за тяжесть, лишающую всему…” А между тем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то светлое начало, может быть, теперь уже умершее.

    Тайная исповедь перед самим собой была мучительна. Но на кого свергнуть бремя упреков? И ответ следует за вопросом. Он содержится в 9 главе “Сон Обломова”.

    Учитель: Специфика автора прослеживается уже в первой части нашей работы – это решение сложной эстетической задачи: раскрыть внутренний динамизм личности вне необычных сюжетных событий. В обыденности жизни, обычном дне, удивляющей медлительности ее течения он сумел передать внутреннюю напряженность.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА И ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТОВ

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК

    Произведение Гончарова «Обломов» было написано в 1858, в эпоху социальных реформ и интенсивных изменений в российском обществе. Особую остроту в этот период получили вопросы сохранения либо полного искоренения мещанских устоев, традиционных для большей части российского дворянства и землевладельцев. Одним из представителей этого социального класса в произведении выступает Илья Ильич Обломов – ленивый, апатичный и мечтательный герой, который боится переступить через свои стремления к «обломовщине» и иллюзии ради полноценного будущего. Именно «обломовщина» становится причиной однообразной, полусонной жизни героя. Трагизм этого явления Гончаров отразил, прежде всего, в первой части романа, описывающий один день из жизни Обломова.

    Утро Обломова

    В начале произведения автор изображает перед читателем обычный день Обломова – проснувшись, Илья Ильич только думает, что пора встать с постели, однако не спешит заниматься неотложными делами. Лежа на свое широком диване в любимом халате в комнате, которая служила ему и спальней, и гостиной, и столовой, и кабинетом, Илья Ильич скучает, его одолевает досада и тоска. Выпив чаю, он уже опустил ногу к туфлям, чтобы встать, но вовремя передумал и решил позвать на помощь Захара.

    В утреннем споре между слугой и барином о неубранной комнате и грядущем переезде раскрываются характеры персонажей – они оба «обломовы». Захар, как слуга, все же что-то делает, но совершает это нехотя – через силу и только по приказу, тогда как Обломову лень даже решать что-то самому. Илья Ильич всячески пытается переложить дела на слугу (а далее и на своих знакомых), лишь бы самому продолжать лежать на диване и только обдумывать, как и что он мог бы сделать.

    Посетители Обломова

    Однообразный день Ильи Обломова не меняет своего размеренного течения даже с приходом многочисленных посетителей. Первые три гостя – Волков, Судьбинский и Пенкин – просто знакомые Обломова. Они приходят, чтобы рассказать о своих успехах и пригласить Илью Ильича поехать с ними на прогулку либо куда-то в гости. С этими персонажами читатель встречается только в первой главе, они выступают эпизодическими образами, которых сам Обломов воспринимает как проходящих мимо и незначительных – он даже ленится встать в постели, чтобы встретить пришедших, так и оставаясь на одном месте. Волкова, Судьбинского и Пенкина по праву можно назвать представителями нового поколения людей – активных, целеустремленных, общительных. Они в чем-то похожи на Штольца и по-своему пытаются вытащить Илью Ильича из «обломовщины», однако они не интересны герою, поэтому он с ними общается скорей из вежливости, чтобы те быстрей ушли.

    Совершенно другими персонажами выступают Алексеев и Тарантьев. Они интересны Обломову, так как развлекают его – Алексеев в качестве тихого, незаметного слушателя, а Тарантьев в качестве активного начала, которое, тем не менее, не мешает Обломову оставаться в своем мечтательно-аппатичном состоянии. Именно лояльное отношение Алексеева и Тарантьева к «обломовщине» делает их «приятными» Илье Ильичу людьми (даже несмотря на то, что персонажи всячески наживаются на Обломове).

    Однако и ради них Обломов не встает с постели, все так же прикрываясь одеялом и объясняя это тем, что посетители пришли с холода. Илья Ильич словно пытается всеми способами отгородиться от окружающего, более активного мира, где люди ходят в гости и ездят на прогулки. Его постель и старый халат становятся неким «убежищем», покинув которое он может лишиться своего полусонного состояния, всеохватывающей лени и безволия.

    Единственным человеком, который заставил его наконец встать в пятом часу с постели был Штольц, как раз приехавший к Обломову в гости. Активной воле Андрея Ивановича оказался подвластен не только Захар, быстро выполнивший все, что от него требовалось, но и сам Обломов, который нехотя, но подчинился воле Штольца. Примечательно, что если бы к Илье Ильичу не приехал друг детства, Обломов за весь день так бы и не встал с постели, отмахиваясь от посетителей, которых он воспринимал как нечто второстепенное и маловажное в своей жизни.

    Сон Обломова

    Общество и реальная жизнь воспринимаются Обломовым словно через призму сна, как будто истинная реальность происходила совсем в другой плоскости – в снах и мечтах об родном поместье героя – Обломовке. Не удивительно, что самым ярким моментом за весь день жизни героя становится именно сон об Обломовке, о детстве и семье героя. Илья Ильич чувствует себя счастливым, полным сил и энергии, когда возвращается туда, однако не понимает, что это всего лишь иллюзии, никак не связанные с реальностью. Обломовка является для героя такой же прекрасной и недостижимой сказкой, как мифы и предания, которые в детстве ему рассказывала няня.

    Для Ильи Ильича его кровать и халат, обретающий в произведении особую символическую, «сказочную» функцию предмета «обломовщины», становятся средоточием того, ирреального мира сна и грез, с которыми герой не хочет расставаться. И пока Штольц в буквальном смысле не заставляет Обломова переодеться и встать с постели, Илья Ильич всячески держится за свой иллюзорный мир – даже обставленная, на первый взгляд, со вкусом квартира героя своей неубранностью напоминает Обломовку со старыми, ветхими вещами и остановившимся временем. Спор же Ильи Ильича с Захаром, что в комнате нужно убраться, предназначен просто для поддержания разговора – ведь любая активность, любая смена порядков и необходимость действия могла бы разрушить «обломовщину» души героя, его иллюзорный мир – и Захар это понимает.

    Заключение

    Изобразив в романе «Обломов» один день из жизни главного героя Ильи Ильича, Гончаров раскрыл трагизм не сколько социальной, сколько душевной «обломовки», когда человек всячески старается убежать и спрятаться от реального мира, всеми силами держась за собственные грезы, мечты и смутные воспоминания. Для Обломова планы и мечты не пересекались с реальным миром, оставаясь в кладовых его сознания, где герой проживал «полную жизнь». Илья Ильич не хочет отказываться от «обломовщины», давно разрушающей его душу и погружающей в полусонное апатичное существование – он продолжает мечтать о несбыточном, переставая развиваться.

    Уже в начале произведения становится понятно, что деструкция личности героя слишком сильна, поэтому даже высокое чувство или потрясение не смогли бы изменить Обломова, окончательно вытащив из болота «обломовщины». В своем романе Гончаров изобразил неплохого, доброго, но лишнего человека, не понимающего ценностей нового общества, живущего старыми, архаичными устоями с заведомо трагичной судьбой. Илья Ильич Обломов – персонаж, напоминающий современным читателям о необходимости постоянного развития, интенсивной работы над собой и своей жизнью.

    Детальное описание дня Обломова и анализ всех его составляющих пригодятся ученикам 10 классов при подготовке материалов для сочинения на тему «Один день из жизни Обломова Ильи Ильича».

    Тест по произведению

    Почему, анализируя роман Ивана Александровича Гончарова, обычно вычленяют тему «Один день из жизни Обломова»? Как известно, человека формируют обстоятельства, складывающиеся вокруг него. Кроме того, по внешним деталям можно многое сказать о характере человека. Косвенно о нем сообщает и обстановка жилища. Обо всем этом рассказывает нам первая глава произведения классика.

    Интерьер жилища

    Просыпается Обломов, скорее всего, уже после 9 часов утра. В книге, правда, он оторвал голову от подушки в 8 часов, но при этом писатель указал, что герой проснулся «раньше обычного». Что же покажет нам один день из жизни Обломова? То, что он открыл глаза - еще ничего не значит: оторваться от дивана Илья Ильич и не думает. Ведь этот предмет мебели ему заменяет и рабочий кабинет, и кухню, и спальню, и прихожую. Под стать ему - и любимая одежда помещика - изношенный восточный халат, мягкий, просторный, способный дважды охватить полное тело. Обломов на диване занят не только размышлениями - он здесь живет: сюда слуга Захар подносит покушать, находясь здесь же, хозяин принимает гостей. Слуга, кстати, немногим менее ленив, чем барин, большую часть времени он дремлет на лежанке.

    Где же разворачивается один день из жизни Обломова? В шикарной четырехкомнатной, хорошо меблированной квартире по улице Гороховой на Выборгской стороне Северной Пальмиры. Вот только три комнаты - нежилые (к ним - слишком далеко от дивана). Мебель там укрыта чехлами. Не удосуживается заходить туда Обломов, прикованный ленью, словно цепями, к своему лежбищу. Да и в той комнате, где находится Илья Ильич, добротная мебель красного дерева - бюро, два дивана, дорогие ширмы, ковры, шелковые занавеси, дорогие безделушки, - все покрыто пылью, неухожено, в пятнах. Зеркала на стенах настолько грязны, что по ним можно писать пальцем. В квартире водятся мыши. Есть и клопы. А Захар даже не «напрягается», чтобы вывести блох, которым понравилась его шевелюра с бакенбардами. Прав был автор романа: в первой части незачем было показывать читателю несколько дней из жизни Обломова, достаточно лишь одного.

    Ежедневное общение с Захаром

    Молодой барин, проснувшись и поразмышляв полтора часа, не вставая с дивана, зовет Захара. Как и каждый день, начинает привычно попрекать того за неприбранную пыль и грязь в помещении. Захар так же стандартно отвечает своему барину, что «души не чает в службе». При этом все остается на своих местах, включая пыль. Захар философствует, что немецкий порядок для русских - ни к чему, он весьма находчив в отыскании отговорок.

    Илья Ильич долго мучительно что-то вспоминал, а затем попросил своего слугу принести записку от приказчика своего деревенского имения. Много времени занял его поиск. Ведь в комнате вещи не раскладываются по местам, приходится просматривать массу других конвертов, переставляя такие предметы, как грязные тарелки и стаканы.

    Однако письмо так и не начало писаться, вместо этого Обломов перевел разговор на счета к оплате, которые принес ему слуга. Впрочем, этот вопрос не нашел своего логического завершения, он завис в воздухе. Прошло уж три часа после пробуждения, после чего помещик поинтересовался, готова ли вода и умывальные принадлежности. Но и до умывания не дошло дело у Ильи Ильича. Он опять отвлекся на философскую беседу с Захаром об «ослах», которые женятся.

    Прием гостей

    Затем Обломов принял несколько гостей. Прибыл светский франт Волков. Весь их разговор свелся к монологу гостя о влюбленностях, о назначенных встречах у Савиновых, Маклашиных, Тюменевых, Муссинских, Вязниковых. В конце Волков пригласил Илью Ильича «на устрицы», но не на свои деньги, а «дармовые», поскольку «угощает Миша». Наш главный герой после ухода светского персонажа дает ему оценку - «человека нет», он «рассыпается» на десять мест ежедневно.

    К нашему герою входит мужчина в форменном зеленом фраке с гербовыми пуговицами - начальник отделения Судьбинский. Мысли его - о службе, о выгодной для дальнейшей карьеры свадьбе. «…По уши увяз!» - думает о нем Обломов.

    Затем в дверях - писатель Пенкин. Поверхностный, недалекий «маратель» бумаги. Он, человек недалекий, даже не пытается увидеть в своих образах «божью искорку», живого человека, изображая события в черно-белых тонах. За ним - Алексеев, человек невыразительный, «серый», не уверенный в себе, лишенный собственных мыслей.

    После того как гости ушли, Обломов, наконец, находит письмо старосты. Оно, как оказалось, «спряталось» в складках одеяла. Причем это - послание еще с прошлого года. Оно содержит сообщение о резком уменьшении дохода с имения - на две тысячи. Эта новость вызывает лишь вялое обломовское рассуждение. Поэтому староста особо не утруждает себя с барином: все равно со стороны хозяина не будет оказано никакого воздействия.

    Чьим визитом заканчивается один день из жизни Обломова? В завершение гостевого потока к Илье Ильичу заходит Михей Андреевич Тарантьев. Это человек такой же непрактичный, как и Обломов. Но, в отличие от первого, в совершенстве усвоивший искусство словесного мошенничества. Он умеет увлечь идеей, подчеркнуть простоту и заманчивость ее исполнения, подвести «жертву» к ее осуществлению. Но далее - Михей Андреевич ретируется. Только его и видели. Его интересует деревенское имение главного героя, он пытается завлечь Обломова в свои планы, чтоб тот «попал в его сеть». Тарантьев убеждает его приехать в деревню, сменить старосту, он обещает ему теплую встречу у своей кумы - Агафьи Пшеницыной (брату которой - Мухоярову Ивану Матвеевичу, прожженному пройдохе - отведена роль действительного разорителя Обломова).

    Затем последовал обильный обед, и - покой, после дневных трудов. Подобный «напряженный режим дня» выдерживали уже несколько поколений его предков.

    Выводы

    Здесь уместна аналогия с известным американским фильмом «День сурка». В отличие от гончаровского романа, это кинотворение носит фантастический характер. Главный герой Филл «застрял» в одном и том же дне. Казалось - день закончился. Ночь, сон. Затем утро - и опять начинается вчерашний день, повторяющийся в мельчайших подробностях. И лишь благодаря самодисциплине и «накоплению» позитивного баланса добрых дел герою фильма удается вырваться из этого замкнутого круга. Если попытаться ответить на вопрос: «В чем трагедия жизни Обломова?», то ответ, очевидно можно построить, исходя из аналогии с вышеупомянутым фильмом. Образно говоря, гончаровский персонаж - не старый (32 - 33 года) помещик Ильич - не только на двенадцать лет «плотно застрял» в однообразии дней, наполненных пассивным размышлением и созерцанием, но и не пытается развиваться, проявить мужской характер, начать конструктивную деятельность. В результате на почве гиподинамии развивается смертельно опасная болезнь.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры