1915 год армения. Причины и последствия геноцида армян

Главная / Психология

Армянский народ один из древнейших. Он пришёл из такой отдалённой древности, когда не было ещё французов, англичан, итальянцев, русских - не было даже римлян и эллинов. А армяне уже жили на своей земле. И это лишь потом, гораздо позднее, оказалось, что многие из армян живут на своей земле временно .

Хотели решить армянский вопрос наипростейшим способом

Долго рассказывать, как живший более трех тысяч лет на Армянском нагорье народ отстаивал себя в борьбе с многочисленными завоевателями. Как на армян шли ассирийцы, персы, римляне, парфяне, византийцы, туркмены, монголы, сельджуки, турки. Как не единожды страна с тёмно-зелёным и коричневым ландшафтом окрашивалась кровью её жителей.

Турки-османы начали завоевание Малой Азии и Балканского полуострова в XIV веке. В 1453 году турками был взят Константинополь и Византийская империя, Второй Рим, прекратила своё существование. К началу XVI века уже вся Передняя Азия была в руках турок, и, как писал поэт Валерий Брюсов, много времени отдавший изучению армянской истории и поэзии, «на нее спустился глубокий мрак дикости и невежества. Гораздо менее чем сельджуки и монголы, турки-османы были склонны к культурной жизни; их призвание было сокрушать и уничтожать, и тяжесть такого гнета пришлось увидеть всем завоёванным ими народам, в том числе - армянам».

А теперь перенесёмся сразу в начало ХХ века. В 1908 году в Турции к власти пришли свергнувшие султана Абдул Гамида II младотурки. Очень быстро они показали себя крайними националистами. И при Абдул Гамиде турки резали армян: в 1890-х годах было уничтожено 300 тысяч мирных беззащитных людей, эти избиения привели к тому, что ведущие державы мира начали обсуждать армянский вопрос - положение армян в Турции. Но новые турецкие правители решили действовать гораздо более решительнее, чем то делал султан.

Младотурки, руководимые Энвер-пашой, Талаат-беем, Джемаль-пашой, были одержимы сначала идеями панмусульманизма - весь мир только для мусульман! - а затем пантюркизма: самого лютого национализма, какой только можно себе представить. Им мерещилась Великая Турция, простирающаяся на значительную часть Европы и чуть ли не на всю Азию. И исполнение этих планов они захотели начать с истребления христиан-армян. Как султан Абдул Гамид, они хотели решить армянский вопрос наипростейшим способом, истребив весь армянский народ.

Цель депортации - ограбление и уничтожение

В начале 1915 года состоялось тайное совещание младотурецких лидеров. Ставшие потом известными выступления на этой сходке говорят сами за себя. Один из руководителей партии младотурок (партии «Иттихад ве Тераки») доктор Назым-бей говорил тогда: «Армянский народ надо уничтожить в корне, чтобы ни одного армянина не осталось на нашей земле (в Османской империи. - Ю.Ч. ) и забылось само это имя. Сейчас идёт война (Первая мировая. - Ю.Ч. ), такого удобного случая больше не будет. Вмешательство великих держав и шумные протесты мировой прессы останутся незамеченными, а если они и узнают, то будут поставлены перед совершившимся фактом, и тем самым вопрос будет исчерпан. На этот раз наши действия должны принять характер тотального истребления армян; необходимо уничтожить всех до единого... Я хочу, чтобы на этой земле турки и только турки жили и безраздельно господствовали. Пусть исчезнут все не турецкие элементы, к какой бы национальности и религии они не принадлежали».

В таком же каннибальском духе выступали и другие участники совещания. Тут и был составлен план поголовного истребления армян. Действия были хитрыми, методичными и беспощадными.

Вначале правительство под предлогом мобилизации в армию призвало на службу всех молодых армян. Но вскоре их быстро разоружили, перевели «в рабочие батальоны» и отдельными группами тайно расстреляли. 24 апреля 1915 года в Стамбуле были арестованы и затем вероломно уничтожены несколько сот самых видных представителей армянской интеллигенции: писателей, художников, адвокатов, представителей духовенства.

Так 24 апреля вошло в историю армянского народа как черный день. Ныне армяне всего мира каждый год вспоминают Мец Егерн - «Величайшее Злодеяние», причиненное их народу. В этот день Армянская церковь (армяне - христиане) молится о жертвах геноцида.

Покончив так с основной активной мужской частью населения, младотурки перешли к массовой резне женщин, детей и стариков. Всё шло под девизом мнимого переселения западных армян в Месопотамию (позднее подобную тактику будут использовать нацисты, уничтожая евреев). Турецкое правительство для отвода глаз официально заявляло будто оно, исходя из военных соображений, временно «изолирует» армян, депортируя их вглубь империи. Но это была ложь. И никто в это не верил.

Генри Моргентау (1856-1946), посол США в Османской империи (1913-1916 годы), позднее он написал книгу о геноциде армян, первом геноциде ХХ века: «Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации, они это прекрасно понимали и в разговорах со мною не делали особых попыток скрыть этот факт».

А вот несколько цифр, показывающих, что означала «депортация». Из 18 000 высланных эрзерумских армян добрались до места назначения лишь 150 человек. Из городов Харберд, Акн, Токат и Себастия были депортированы 19 000, из них осталось в живых всего 350 человек...

Он подбивал лошадиные подковы к ступням своих жертв

Армян просто и откровенно убивали. Причём, жестоко. Потеряв человеческий облик, турки топили свои жертвы в море и реках, душили дымом и жгли огнём в намеренно запертых домах, сбрасывали со скал, убивали после неслыханных пыток, глумлений и бесчинств.

Местные власти нанимали мясников, которые за ремесло убийцы, обращаясь с армянами, как со скотом, получали за свою работу по 1 фунту в день. Женщин связывали с детьми и бросали с большой высоты вниз. Людей кидали в глубокие колодцы или ямы, закапывали.

Многие иностранные наблюдатели рассказали в своих книгах - ссылки на них можно найти, например, в сборнике «Геноцид армян в Османской империи», изданной в Ереване в 1983 году - про жестокие избиения палками, вырванные глаза, ногти и волосы, отпиленные и отрубленные носы, руки, ноги и другие части тела, про прижигание калёным железом, подвешивание к потолку. Применялось всё, что только может вообразить себе изощрённая фантазия закоренелого убийцы.

Генри Моргентау в книге «Трагедия армянского народа. История посла Моргентау» вспоминал 1919 год: «Я имел беседу с одним ответственным чиновником-турком, который рассказал мне о применяемых пытках. Он не скрывал, что правительство одобряет их, и, как и все турки из правящего класса, сам горячо одобрял такое обращение с ненавистной ему нацией. Этот чиновник сказал, что все эти подробности пыток обсуждались на ночном заседании в штаб-квартире «Единение и прогресс». Каждый новый метод причинения боли расценивался как превосходное открытие, и чиновники постоянно ломают головы над тем, чтобы изобрести какую-нибудь новую пытку. Он рассказал мне, что они даже обращались к отчетам испанской инквизиции... и переняли всё, что находили там. Он не сказал мне, кому достался приз в этом ужасном состязании, но прочная репутация, которую завоевал себе в Армении Джевдет-бей, вали Вана, даёт ему право на превосходство в невиданной подлости. По всей стране Джевдет был известен как «подковщик из Башкале», так как этот знаток по части пыток изобрёл то, что, конечно, было шедевром, лучшим из всего, известного ранее: именно он подбивал лошадиные подковы к ступням своих жертв-армян».

После подобных расправ некоторые турецкие губернаторы спешили телеграфировать-рапортовать в центр, что в управляемых ими округах уже не осталось ни одного армянина. Под шумок при этом вырезали не только армян, но и людей других национальностей, например, халдеев, айсоров, вся вина которых была лишь в том, что они не турки и попались под горячий нож.

Побывавший в 1916 году в Западной Армении французский публицист Анри Барби в своих путевых заметках отмечал: «Кто ни проезжает сейчас по опустошенной Армении не может не содрогаться, так необычайно много говорят эти бесконечные дали развалин и смерти. Нет ни одного дерева, ни одного утеса, ни одного клочка мха, который не был бы свидетелем избиений человека, который не был бы осквернён потоками пролитой крови. Нет ни одного протока, реки или речки, которая не несла бы к вечному забвению сотни, тысячи мёртвых тел. Нет ни одной пропасти, ни одного ущелья, которые не были бы могилами под открытым небом, в глубине которых не белели бы открытые груды скелетов, так как почти нигде убийцы не дали себе ни времени, ни труда хоронить свои жертвы.

В этих обширных областях, когда-то оживлённых цветущими армянскими поселениями, царствует сегодня разорение и безлюдие».

«Декрет о “Турецкой Армении”»

Свою политику геноцида армян младотурки, очевидно, хотели осуществить и в Восточной Армении и в Закавказье. К счастью, поражение Германии и союзной ей Турции в 1918 году вынудило их оставить Закавказье в покое.

Общее число жертв геноцида армян? При султане Абдул Гамиде погибло 350 тысяч человек, при младотурках - 1,5 миллиона. 800 тысяч армян-беженцев оказались на Кавказе, арабском Востоке, в Греции и других странах. Если в 1870 году в Западной Армении и Турции проживало около 3 миллионов армян, то в 1918 году - всего 200 тысяч.

Прав был посол Генри Моргентау. Он писал по свежим следам: «Я уверен, что во всей истории человечества нет стольких ужасающих фактов, как эта резня. Великие избиения и гонения, наблюдавшиеся в прошлом, кажутся почти незначительными по сравнению со страданиями армянской нации в 1915 году».

Знал ли мир об этих преступлениях? Да, знал. Как реагировал? Державы Антанты, считавшие армян своими союзниками в борьбе с турками, отделались опубликованием заявления (24 мая 1915 года), где возложили на правительство младотурков ответственность за резню армян. США даже такого заявления не сделали.

Горячо протестовали в печати Максим Горький, Валерий Брюсов, Юрий Веселовский в России, Анатоль Франс, Ромэн Ролан - во Франции, Джеймс Брайс - в Англии, Фритьоф Нансен - в Норвегии, революционные социал-демократы («тесняки») - в Болгарии (турки имели привычку резать в своих владениях и греков, и болгар, и сербов и других славян), Карл Либкнехт, Иоганнес Лепсиус, Иозеф Маркварт, Армин Вегнер - в Германии и многие другие прогрессивные деятели той поры почти во всех странах мира.

На стороне армян выступило и молодое Советское правительство в России. Оно 29 декабря 1917 года приняло «Декрет о “Турецкой Армении”». Этот документ подписал Владимир Ильич Ленин. Чрезвычайному комиссару по делам Кавказа Степану Шаумяну поручалось оказать всяческое содействие армянам-беженцам, «насильственно выселенным во время войны турецкими властями». По указанию Ленина тогда Советская Россия приютила десятки тысяч армян на Северном Кавказе, в Крыму и в других районах страны.

Больше 20-ти стран мира признали факт геноцида армян (в том числе за это проголосовал и Парламент Российской Федерации). В том же ряду обвинителей стоят: Совет Европы, Европарламент, подкомиссия ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, Комиссия ООН по военным преступлениям, Всемирный совет церквей и многие другие авторитетные организации.

В ряде стран ЕС (Бельгии и Швейцарии, к примеру) за отрицание исторического факта геноцида армян введена уголовная ответственность. В октябре 2006 года парламент Франции принял законопроект, в соответствии с которым отрицание геноцида армян станет уголовным преступлением, аналогичным отрицанию холокоста.

А вот современная Турция, спустя почти столетие, так и не признала ни факта геноцида, ни отдельных случаев массовых убийств. Тема геноцида армян все еще фактически в Турции подлежит табу. Более того, турки не ограничиваются отрицанием геноцида - они хотели бы стереть саму память об армянах в современной Турции. Так, к примеру, с турецких географических карт исчезли слова «Армянское нагорье», их заменило название «Восточная Анатолия».

За стремлением турецких властей отрицать все и вся стоят, прежде всего, опасения, что мировое сообщество может потребовать от Турции возмещения материального ущерба или даже возвращения Армении территорий. Ведь согласно конвенции ООН «О не применимости срока давности к военным преступлениям и преступления против человечности (от 26 ноября 1968 года), геноцид - преступление, срок ответственности за которое не истекает, сколько бы ни прошло времени с момента произошедших событий.

Дёнме - крипто-еврейская секта привела Ататюрка к власти

Одним из самых деструктивных факторов, во многом определяющим политическое состояние на Ближнем Востоке и Закавказье уже 100 лет является геноцид армянского населения Османской Империи, в ходе которого по разным данным было уничтожено от 664 тысяч до 1,5 миллиона человек. А учитывая, что практически одновременно проходил геноцид понтийских греков, начавшийся в Измире, в ходе которого было уничтожено от 350 тысяч до 1,2 миллиона человек, и ассирийцев, участие в котором принимали курды, унесший от 275 до 750 тысяч человек, этот фактор уже более 100 лет держит в напряжении целый регион, постоянно подогревая вражду между населяющими его народами. Причем, как только намечается хоть небольшое сближение между соседями, дающее надежду на их примирение и дальнейшее мирное сосуществование, тут же в ситуацию вмешивается внешний фактор, третья сторона, и происходит кровавое событие, еще более разогревающее взаимную ненависть.


Для простого человека, получившего стандартное образование, сегодня абсолютно очевидно, что геноцид армян был и что виновата в геноциде именно Турция. Россия в числе более чем 30 стран признала факт геноцида армян, что, однако, мало сказывается на ее отношениях с Турцией. Турция же на взгляд простого человека абсолютно иррационально и упорно продолжает отрицать свою ответственность не только за геноцид армян, но и за геноцид других христианских народов - греков и ассирийцев. По сообщениям турецких СМИ, в мае 2018 года Турция открыла все свои архивы для исследования событий 1915 года. Президент Реджеп Эрдоган заявил, что после открытия турецких архивов, если кто-то осмелиться заявить о «так называемом геноциде армян», то пусть попробует доказать это, основываясь на фактах:

«В истории Турции не было никакого «геноцида» в отношении армян» , - заявил Эрдоган.

Подозревать в неадекватности президента Турции никто не решится. Эрдоган - лидер великой исламской страны, наследницы одной из величайших империй, по определению не может быть подобным, скажем, президенту Украины. Да и на откровенную и открытую ложь президент любой страны пойти не рискнет. Значит действительно, Эрдоган знает что-то такое, что неизвестно большинству людей в других странах, или тщательно скрывается от мирового сообщества. И такой фактор действительно существует. Он не касается самого события геноцида, он касается того, кто произвел это нечеловеческую жестокость и действительно ответственен за это.

***

В феврале 2018 года на портале турецкого «электронного правительства» (www.turkiye.gov.tr ) был запущен онлайн-сервис, на котором любой гражданин Турции мог проследить свою генеалогию, за несколько кликов узнать о своих предках. Доступные записи были ограничены началом 19 века, временами Османской империи. Сервис почти моментально стал настолько популярен, что вскоре рухнул из-за миллионных запросов. Полученные результаты повергли в шок огромное количество турок. Оказывается у множества людей, считавших себя тюрками, в реальности предки имеют армянское, еврейское, греческое, болгарское и даже македонское и румынское происхождение. Этот факт по умолчанию лишь подтвердил то, что в Турции знает каждый, но упоминать никто не любит, особенно при иностранцах. Говорить вслух об этом в Турции считается дурным тоном, но именно этот фактор сейчас определяет всю внутреннюю и внешнюю политику, всю борьбу Эрдогана за власть внутри страны.

Османская империя по меркам своего времени проводила относительно толерантную политику в отношении национальных и религиозных меньшинств, предпочитая, опять таки, по меркам того времени ненасильственные методы ассимиляции. В какой-то степени она повторяла методы поверженной ею Византийской империи. Армяне традиционно руководили финансовой областью империи. Большинство банкиров в Константинополе были армянами. Очень многие министры финансов являлись армянами, достаточно вспомнить блистательного Акопа Казазян-паша, считавшегося лучшим министром финансов за всю историю Османской империи. Безусловно, на протяжении всей истории были межнациональные и межрелигиозные конфликты, которые приводили даже к пролитию крови. Но ничего подобного геноцидам христианского населения в 20 веке в Империи не происходило. И вдруг случается такая трагедия. Любой здравомыслящий человек поймет, что на ровном месте подобное не происходит. Так почему и кто произвел эти кровавые геноциды? Ответ на этот вопрос кроется в истории самой Османской империи.

***



В Стамбуле в азиатской части города через пролив Босфор существует старое и уединенное кладбище Ускудар. Посетители кладбища среди традиционных мусульманских начнут встречать и удивляться могилам, не похожим на другие и не вписывающимся в исламские традиции. Многие из гробниц покрыты бетонной и каменной поверхностью, а не землей, и имеют фотографии умерших, что не вписывается в традицию. При вопросе, чьи это могилы, вам почти шепотом сообщат, что тут покоятся представители дёнме (Donmeh) (новообращенные или отступники - тур.), многочисленной и загадочной части турецкого общества. Могила судьи Верховного Суда находится рядом с могилой экс-лидера Коммунистической партии, а рядом с ними стоят могилы генерала и известного просветителя. Дёнме являются мусульманами, но как-бы не совсем. Большинство из современных дёнме - светские люди, голосующие за светскую республику Ататюрка, но в каждой общине дёнме и сейчас происходят тайные религиозные обряды, более похожие на иудейские, чем на исламские. Ни один дёнме никогда публично не признается в своей идентичности. Сами же дёнме узнают про себя только по достижении 18 лет, когда их родители открывают им тайну. Эта традиция ревностного сохранения двойной идентичности в мусульманском обществе передается на протяжении поколений.

Как я писал в статье «Остров Антихриста: плацдарм для Армагеддона» , дёнме, или саббатианцы являются последователями и учениками иудейского раввина Шаббтая Цви, который в 1665 году был провозглашен еврейским мессией и внес самый большой раскол в иудаизм за почти 2 тысячелетия его официального существования. Избегая казни со стороны султана, вместе со своими многочисленными последователями Шаббтай Цви в 1666 году принял ислам. Не смотря на это, множество саббатианцев и сейчас являются членами трех религий - иудаизма, ислама и христианства. Турецкие дёнме первоначально были основаны в греческих Салониках Якобом Керидо и его сыном Берахио (Барухом) Руссо (Осман-баба). В дальнейшем дёнме распространились по всей Турции, где назывались в зависимости от направления в саббатианстве измирларами, каракашларами (чернобровыми) и капанджиларами (владельцами весов). Основным местом сосредоточения дёнме на азиатской части Империи был город Измир. Движение младотурок в значительной степени состояло из дёнме. Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, являлся дёнме и членом масонской ложи «Veritas», подразделением ложи «Великий Восток Франции».

На протяжении своей истории дёнме неоднократно обращались к раввинам, представителям традиционного иудаизма, с просьбами признать их иудеями, подобно караимам, отрицающим Талмуд (устную Тору). Однако всегда получали отказ, который в большинстве случаев носил политический характер, а не религиозный. Кемалистская Турция всегда была союзником Израиля, которому было политически не выгодно признавать, что этим государством фактически руководят евреи. По этим же причинам Израиль категорически отказывался и до сих пор отказывается признавать геноцид армян. Пресс-секретарь МИД Эмануэль Нахшон недавно заявил, что официальная позиция Израиля не изменилась.

«Мы очень чутки и отзывчивы к страшной трагедии армянского народа во время Первой мировой войны. Исторические дебаты о том, как расценивать эту трагедию, - это одно, а признание того, что что-то страшное произошло с армянским народом, - это совсем другое, и это гораздо важнее».

Первоначально в греческих Салониках, входящих в то время в Османскую империю, сообщество дёнме состояло из 200 семей. В тайне они практиковали свою собственную форму иудаизма, основанную на «18 заповедях», якобы оставленных Шаббтаем Цви, наряду с запретом на смешанные браки с истинными мусульманами. Дёнме никогда не интегрировались в мусульманское общество и продолжали верить, что Шаббтай Цви однажды вернется и приведет их к искуплению.

По весьма заниженным оценкам самих дёнме, сейчас в Турции их количество составляет 15-20 тысяч человек. Альтернативные источники говорят о миллионах дёнме в Турции. Весь офицерский и генеральский состав турецкой армии, банкиры, финансисты, судьи, журналисты, полицейские, юристы, адвокаты, проповедники на протяжении всего 20 века являлись дёнме. Но начиналось это явление в 1891 году с создания политической организации дёнме - Комитета «Единение и прогресс», позже назвавшийся «младотурками», ответственного за развал Османской империи и геноцид христианских народов Турции.

***



В 19 веке международная еврейская элита планировала создать еврейское государство в Палестине, но проблема заключалась в том, что Палестина находилась под властью Османской империи. Основатель сионистского движения Теодор Герцль хотел договориться с Османской империей о Палестине, но потерпел неудачу. Поэтому следующим логическим шагом стало получение контроля над самой Османской империей и ее уничтожение с целью освобождения Палестины и создания Израиля. Именно для этого был создан Комитет «Единение и прогресс» под видом светского турецкого националистического движения. Комитет провел, по крайней мере, два съезда (в 1902 и 1907 годах) в Париже, на которых была спланирована и подготовлена революция. В 1908 году младотурки начали свою революцию и принудили султана Абдула Хамида II к подчинению.

Небезызвестный «злой гений русской революции» Александр Парвус являлся финансовым советником младотурков, а первое большевистское правительство России выделило Ататюрку 10 млн. рублей золотом, 45 тыс. винтовок и 300 пулеметов с боеприпасами. Одной из основных, сакральных, причин геноцида армян являлся тот факт, что евреи считали армян амалекитянами, потомками Амалека, внука Исава. Сам Исав был старшим братом-близнецом основателя Израиля Иакова, который пользуясь слепотой их отца, Исаака, украл у старшего брата первородство. На протяжении всей истории амалекитяне были главными врагами Израиля, с которыми сражался еще Давид во времена царствования Саула, который и был убит амалекитянином.

Главой младотурок стал Мустафа Кемаль (Ататюрк), который являлся дёнме и прямым потомком иудейского мессии Шаббтая Цви. Еврейский писатель и раввин Иоахим Принц в своей книге «The secret Jews» на стр. 122 подтверждает этот факт:

«Восстание Младотурков в 1908 году против авторитарного режима Султана Абдул Хамида началось среди интеллигенции Салоник. Именно там возникла потребность в Конституционном режиме. Среди лидеров революции, приведшей к созданию более современного правительства в Турции, были Джавид Бей и Мустафа Кемаль. Оба были ярыми дёнме. Джавид Бей стал министром финансов, Мустафа Кемаль стал лидером нового режима и принял имя Ататюрк. Его противники пытались использовать его принадлежность к дёнме, чтобы дискредитировать его, но без успеха. Слишком многие из Младотурков в недавно сформированном революционном кабинете молились Аллаху, но их настоящим пророком был Шаббтай Цви, Мессия Смирны (Измира - прим. автора)».

14 октября 1922 года The Literary Digest опубликовал статью под названием «The Sort of Mustafa Kemal is», в которой говорилось:

«Испанский еврей по происхождению, ортодоксальный мусульманин по рождению, обученный в немецком военном колледже, патриот, изучавший кампании великих полководцев мира, включая Наполеона, Гранта и Ли—это, как говорят, лишь несколько выдающихся характеристик личности нового «Man on Horseback», который появился на Ближнем Востоке. Он настоящий диктатор, свидетельствуют корреспонденты, человек такого типа, который сразу же становится надеждой и страхом народов, разорванных на куски неудачными войнами. Единство и власть вернулись в Турцию во многом благодаря воле Мустафы Кемаля Паши. По-видимому, никто еще не называл его «Наполеоном Ближнего Востока», но, вероятно, рано или поздно это сделает какой-то предприимчивый журналист; для пути Кемаля к власти его методы автократичны и тщательно продуманы, даже его военная тактика, как говорят, напоминает Наполеона».

В статье, озаглавленной «When Kemal Ataturk Recited Shema Yisrael» еврейский автор Хиллел Халкин, процитировал Мустафу Кемаля Ататюрка:

«Я - потомок Шаббтая Цви - уже не еврей, а ярый поклонник этого пророка. Я считаю, что каждому еврею в этой стране было бы неплохо присоединиться к его лагерю».

Гершом Шолем написал в своей книге «Kabbalah» на стр. 330-331:

«Их литургии были написаны в очень небольшом формате, чтобы их можно было легко спрятать. Все секты так успешно скрывали свои внутренние дела от евреев и турок, что долгое время знание о них основывалось только на слухах и сообщениях посторонних. Рукописи дёнме, раскрывающие детали их Саббатианских идей, были представлены и исследованы только после того, как несколько семей дёнме решили полностью ассимилироваться в турецкое общество и передали свои документы друзьям из числа евреев Салоник и Измира. До тех пор, пока дёнме были сосредоточены в Салониках, институциональные рамки сект оставались нетронутыми, хотя несколько членов дёнме были активистами движения Младотурков, которое возникло в этом городе. Первая администрация, пришедшая к власти после революции младотурок в 1909 году, включала трех министров - дёнме, в том числе министра финансов Джавида Бека, который был потомком семьи Баруха Руссо и был одним из лидеров его секты. Одно из утверждений, которое обычно делалось многими евреями Салоник (отрицалось, однако, турецким правительством), состояло в том, что Кемаль Ататюрк имел происхождение дёнме. Этот взгляд с нетерпением поддержали многие религиозные противники Ататюрка в Анатолии».

Генеральный инспектор турецкой армии в Армении и военный губернатор египетского Синая во время Первой мировой войны Рафаэль де Ногалес написал в своей книге «Four Years Beneath the Crescent» на стр. 26-27 о том, что главный архитектор Геноцида армян Осман Талаат (Talaat) был дёнме:

«Это был ренегат иврита (дёнме) из Салоник, Талаат, главный организатор массовых убийств и депортаций, который, ловя рыбу в мутной воде, преуспел в карьере от почтового клерка скромного ранга до Великого визиря Империи».

В одной из статей Марселя Тинайре в L"Illustration в декабре 1923 года, которая была переведена на английский язык и опубликована как «Saloniki», написано:

«Сегодняшние дёнме, связанные с Free Masonry, обученные в западных университетах, часто исповедующие тотальный атеизм, стали лидерами революции младотурок. Талаат Бек, Джавид Бек и многие другие члены комитета «Единства и Прогресса» были дёнме из Салоник».

The London Times 11 июля 1911 года в статье «Евреи и положение в Албании» писала:

«Общеизвестно, что под масонским покровительством был сформирован Комитет «Салоники» с помощью евреев и дёнме, или крипто-евреев Турции, штаб-квартира которых находится на Салониках, и организация которого даже при султане Абдул Хамиде приняла масонскую форму. Такие евреи, как Эммануэль Карассо, Салем, Сасун, Фарджи, Меслах и дёнме, или крипто-евреи, такие как Джавид Бек и семья Балджи, приняли влиятельное участие как в организации Комитета, так и в работе его центрального органа в Салониках. Эти факты, которые известны каждому правительству в Европе, известны также во всей Турции и на Балканах, где все более заметна тенденция признать евреев и дёнме ответственными за кровопролитные промахи, которые совершил Комитет ».

Эта же газета 9 августа 1911 года опубликовала письмо в свою константинопольскую редакцию, в котором были комментарии по ситуации от главных раввинов. В нем в частности было написано:

«Я просто отмечу, что, согласно информации, которую я получил от подлинных масонов, большинство лож, основанных под эгидой Великого Востока Турции со времен революции, были с самого начала лицом Комитета «Единения и Прогресса», и они тогда не были признаны британскими масонами. Первый «Верховный Совет» Турции, назначенный в 1909 году, содержал трех евреев - Caronry, Cohen и Fari, и трех дёнме - Djavidaso, Kibarasso и Османа Талаата (главного руководителя и организатора геноцида армян - прим. автора)».

Продолжение следует…

Александр Никишин для

Хочу я жить в большой стране,
Нет такой, нужно ее создавать
Желание есть, главное управлять
И верно устану народ истреблять.
Тимур Валуа "Безумный король"

Долина Ефрата…ущелье Кемах. Это глубокий и крутой каньон, там река превращается в быстрину. Этот ничтожный клочок земли, под палящим пустынным солнце стал последней остановкой для сотней тысяч армян. Три дня длилось человеческое безумие. Сатана показал свой звериный оскал, он правил балом в то время. Сотни тысяч человеческих жизней, тысячи детей, женщин…
Эти события произошли в 1915 году, когда армянский народ подвергся геноциду, около 1.5 млн. людей было убито. Беззащитный народ был растерзан турками и кровожадными курдами.
Кровавой драме предшествовала целая цепочка событий, и до самого последнего времени бедный армянский народ все еще надеялся на спасение.

"Единство и Прогресс"?

Армянский народ жил в долинах, занимался земледелием, были удачливыми коммерсантами, были неплохие учителя и врачи. Часто они подвергались нападению курдов, которые сыграли ужасную роль во всех армянских погромах, в том числе и в 1915 году. Армения стратегически важная страна. За всю историю войн многие завоеватели пытались захватить Северный Кавказ, как важный географический объект. Тот же Тимур, когда двинул свою армию, на Северный Кавказ, расправлялся с народами проживающими на тех территориях, где ступала нога великого завоевателя, многие народы бежали (например, осетины) со свои исконных мест. Любая вынужденная миграция этносов в прошлом, в будущем послужит вооруженным этническим конфликтам.
Армения входила в состав Османской Империи, которая подобна колоссу на глиняных ногах доживала свои последние дни. Многие современники того времени говорили, что они не встречали ни одного армянина, который не знал бы турецкий язык. Это лишь показывает насколько тесно армянский народ был привязан к Османской империи.
Но в чем же провинился армянский народ, за что подвергся таким страшным испытаниям? Почему доминирующая нация всегда старается ущемлять права национальных меньшинств? Если быть реалистами, то всегда заинтересованными людьми выступал класс имеющий и богатый, к примеру турецкие эфенди были самой богатой кастой того времени, а сам же турецкий народ малограмотный, типичный азиатский народ того времени. Создать образ врага и возбудить ненависть не представляет сложности. Но ведь каждый народ имеет право на свое существование и выживание, сохранение своей культуры и традиции.
Самое печальное, что история так ничему и научила, те же немцы осудили резню армян, но в итоге, что произошло в "Хрустальную ночь" и в лагерях Освенциму, Дахау описывать нет необходимости. Оглядываясь назад, мы находим, что уже в I веке нашей эры, геноциду подверглись около миллиона евреев, когда римские войска взяли Иерусалим, по законам того времени все жители города должны быть убиты. По словам Тацита в Иерусалиме проживало около 600 тыс. евреев, по словам другого историка Иосифа Флавия около 1 млн.
Армяне не были последними в "списке избранных", такую же участь готовили и грекам, болгарам. Последних хотели истребить как нацию, путем ассимиляции.
В то время во всей Передней Азии не было народа, который мог противостоять армянской образованности, они занимались ремеслами, торговлей, наводили мосты к европейскому прогрессу, были прекрасными медиками, учителями. Империя разваливалась, султаны не в состояние были управлять государством, их правление превращалось в агонию. Не могли они простить армянам, что их благосостояние растет, что армянский народ богатеет, что армянский народ повышает уровень образования в европейских учреждениях.
Турция действительно было очень слаба в то время, необходимо было отказаться от старых методов, но больше всего уязвлялось национальное достоинство, что турки не в состоянии проявлять самостоятельность для творения. И тут еще народ, который все время заявляет на весь мир, что он подвергается истреблению.
В 1878 году, на Берлинском конгрессе, под давлением Запада Турция должна была обеспечить нормальную жизнь христианскому населению в рамках империи, однако ничего Турция не выполнила.
Армяне каждодневно ждали истребления, правление султана Абдул-Гамида было кровавым. Когда в стране происходят внутриполитические кризисы, то по сути в некоторых частях страны ожидались восстания, для того чтобы их не было, народы не поднимали свою голову слишком высоко, империя постоянно сотрясалась от репрессий. Можно, если хотите провести аналогию с Россией, чтобы отвлечь народ от экономических и политических проблем, устраивались еврейские погромы. Для разжигания конфессиональной розни, армянам приписывали диверсии, мусульманский народ пришел в неистовство, когда в результате диверсий погибли многие "братья по вере". Опять хочется привести пример из Российской истории, когда было так называемо "Дело Бейлиса", когда еврея Бейлиса обвинили в ритуальном убийстве 12 летнего мальчика.
В 1906 году, в Салониках вспыхнула революция, в Албании, Фракии вспыхнули восстания, народы этих регионов стремились освободиться от османского ига. Турецкое правительство зашло в тупик. А в Македонии молодые турецкие офицеры подняли восстание, к ним присоединились генералы и многие духовные лидеры. Армию двинули в горы, и был выставлен ультиматум, что если правительство не сложит своих полномочий, войска войдут на Константинополь. Что самое примечательное, Абдул-Гамид потерпел фиаско и встал во главе революционного комитета. Этот военный мятеж по праву называют одним из самых удивительных. Мятежных офицеров и все само движение принято называть - младотурками.
В то светлое время греки, турки и армяне были как братья, вместе они радовались новым событиям и ждали перемен в жизни.

Благодаря своим финансовым возможностям Абдул-Гамид поднял страну против младотурков, чтобы дискредитировать их правление, был свершен первый массовой геноцид в истории Армянского народа, который унес жизни более 200 тыс. человек. У мужчин вырывали мясо и бросали их собакам, тысячи людей было сожжены заживо. Младотурки вынуждены были бежать, но тогда выступила армия под командованием Мехмета Шовкета-паши, которая спасла страну, она двинулась на Константинополь, захватили дворец. Абдул-Гамид был выслан в Салоники, его место занял его брат Мехмед Решад.
Важным моментом, является то, что страшные истребление послужили образованию армянской партии "Душнакцутюн", которая руководствовалась демократическими принципами. У этой партии было много общего с партией младотурков "Единство и прогресс", богатые армянские лидеры помогали тем, кто по сути как покажет история, просто рвался к власти. Важно и то, что армянский народ помогал младотуркам, когда люди Абдул-Гамида выискивали революционеров, армяне прятали их у себя. Помогая им, армяне верили и надеялись на лучшую жизнь, впоследствии младотурки отблагодарят их…в ущелье Кемах.
В 1911 году младотурки обманули армян и не дали им обещанные в парламенте 10 мест, но армяне смирились с этим, даже когда Турция вступила в 1914 году в первую мировую войну, армяне считали себя защитниками турецкого отечества.
Парламент был сформирован только из турков, не было ни арабов, ни греков, а уж тем более армян. Что творилось в Комитете, никто не мог знать. В Турции наступила диктатура, националистические умонастроения в турецком обществе росли. Наличие в правительстве людей не компетентных не могло дать стране развития.

Истребление по плану

- Седина твоих волос доверие внушает,
Многое знаешь, невежество отвергаешь.
Меня мучает проблема, ответ подскажи?
- Избавься от проблемы, не будет боли головы!
Тимур Валуа "Мудрость седины"

Как еще можно назвать, тягу к рождению империи, завоеванию мира? Использую лексическое богатство русского языка, можно подобрать массу слов, но остановимся на общепринятых - имперские амбиции или великодержавный шовинизм. К сожалению, если у человека есть тяга к созданию империи, даже если он ее не создаст, то не мало жизней будет положено в фундамент изначально непрочного здания.
Германия уже имела свои мысли насчет Турции, но непрекращающиеся бойни заставляли ее посылать своих представителей, дабы образумить правительство турков. Анвяр-паша, лидер младотурков поразил всех, показав какой он дилетант в политических делах, и кроме завоевания мира он более ничего не видел. Турецкий Александр Македонский уже видел границы будущей Турции рядом с Китаем.
Началась массовая агитация, призывы к этническому возрождению. Что-то из серии арийской нации, только в главной роли с турками. Борьба за национальное возрождение началась с энтузиазмом, поэтам заказывали стихи о мощи и силе турецкого народа, в Константинополе убрали вывески фирм на европейских языках, даже на немецком. Греческая и армянская пресса наказывалась штрафами, потом вообще ее закрыли. Город хотели сделать неким священным место всех турков.
Первых расправа ждала армян, как самый беззащитный народ, потом очередь должна была дойти до евреев и греков. Потом при проигрыше войны Германией, изгнать всех немцев. Не забыли и об арабах, но подумав решили все-таки забыть, потом что хоть и были дилетанты в политике, но проанализировав, что арабский мир не позволит дерзкого обращения с собой и может положить конец зарождающей призрачной империи турков, решили арабов не трогать. Безусловно, религиозный вопрос тоже играл свою роль, Коран запрещает мусульманам войну друг с другом, войну брата против брата, тот кто ударит своего брата, будет вечно гореть в аду. Законы религии отменить не возможно, если поступиться религией и пренебречь, то все замыслы пойдут крахом, а особенно в мире мусульманском, где для многих существуют только законы писаные в Коране. Таким образом, оставив арабов в покое, решив раз и навсегда покончить с наличием в своей стране христианской религией, власти приняли решение о депортации армян. Арестовав 600 человек армянской интеллигенции в Константинополе и выслав всех из Анатолии, турецкое правительство лишило армянский народ лидеров.
21 апреля 1915 года уже был составлен план истребления армян, его получили как военные так и гражданские лица.

В 1453 году пал Константинополь, предзнаменовав начало истории Османской империи (до этого Османское государство), которой суждено было стать автором одного из самых ужасных злодеяний в истории человечества.

1915 - символ человеческой жестокости

На протяжении всей истории существования Османской империи на востоке страны проживали армяне, считавшие эту землю своим домом и исторической родиной. Однако мусульманское государство относилось к ним иначе.

Являясь одновременно и национальным и религиозным меньшинством, армяне воспринимались как “граждане второго сорта”. Их права не только не защищались, но и сами власти всячески способствовали угнетению армянского населения. Ситуация резко обострилась после русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Поверженная империя не смирилась с продиктованными ей условиями, обратив весь свой гнев на христиан живущий на ее территории. Не случайно именно рядом с ними поселили мусульман изгнанных с Кавказа и из Балканских стран. Тесное соседство людей разных вероисповеданий и культур часто приводило к серьезным конфликтам.

Набеги на христианские деревни стали обыденным явлением. Власти же просто наблюдали. Начавшиеся протесты армян стали еще одним поводом для массовых арестов и убийств. Но это было лишь начало. Приближался 1915-й год ставший символом человеческой жестокости и безразличия, год окрашенный алой каской крови миллионов невинных жертв.

Геноцид армян в Османской империи

24 апреля 1915 - эта дата стала символом Великой скорби, скорби о потерянных жизнях и загубленных судьбах. В этот день был обезглавлен целый народ, стремящийся лишь к мирной жизни на земле своих предков.

Именно в этот день в Константинополе (Стамбул) начались аресты самых видных политических и общественных деятелей армянской элиты. Были арестованы политики, писатели, врачи, юристы, журналисты, музыканты - каждый, кто смог быть возглавить народ, стать его лидером на пути к сопротивлению.

Уже к концу мая более 800 самых влиятельных армян были полностью изолированы от общества и из них уже мало кто вернулся живым. Затем настала и очередь мирных жителей. Набеги на армянские поселения становились все чаще и беспощаднее. Женщины, старики, дети - меч в руках озлобленных и подстрекаемых властями «карателей» не щадил никого. И даже некому было защитить свой дом, ведь мужчины были призваны на службу в армию страны желающей лишь поскорее избавиться от них. Оставшихся в живых людей собирали в группы и, под предлогом защиты от вражеских нашествий, «переселяли».

Сколько людей осталось в дороге, и сколько их них, гонимые мечом и кнутом по бескрайним и бесплодным просторам Дер Зора добрались до места назначение где ждала их медленная смерть? Нет им счета. Масштабы задуманной властями операции по уничтожению целого народа под прикрытием войны были поистине огромны.

Геноцид армян готовился еще до войны, а ее начало стало рычагом для запуска беспощадной «машины смерти».

Еще в феврале 1914 г. начался бойкот армянских предприятий, затем последовали сборы имущества «для армии» и демобилизация. В январе 1915 года турецкая армия потерпела поражение в сражении под Сарыкамышем и отступила. Начали распространяться слухи, что успеху российской армии во многом способствовала добровольная помощь армян.

Отступающая армия обрушила свой гнев на местных христиан: армян, ассирийцев, греков. Набеги на поселения, массовые убийства и депортации продолжались вплоть до окончания первой мировой войны, однако по сути, геноцид продолжался и уже после капитуляции Турции и свержения младотурков.

Новая власть осудила действия предыдущей, под трибунал попали основные организаторы преступлений. Но даже приговоренные к смерти, многие из них избежали наказания, сбежав из страны где на самом деле их и не хотели осуждать. Все расследования преступлений, совершенных под покровом военных действий преследовали лишь одну цель: успокоить мировую общественность, которая, несмотря на попытки турецких властей скрыть истинное положение дел в стране, уже знала о том что же произошло на само деле.

Во многом благодаря мужеству послов и общественных деятелей европейских стран мир узнал о величайшем злодеянии начала XX века. Передовая общественность требовала наказания для преступников.

Но истинное наказание пришло от самих жертв. В октябре 1919 г. по инициативе активиста партии "Дашнакцутюн" Шаана Натали было принято решение об организации карательной операции "Немезида”. В рамках данной операции по всему миру были выслежены и убиты Талеат-паша, Джемал-паша, Саид Халим и другие бежавшие от правосудия преступники.

Но на сама операция стали символом возмездия. Согомон Тейлиряна, потерявший всю семью во время геноцида, 15 марта 1921 в районе Шарлоттенбург застрелил человека отнявшего у него дом и родных Талеата-пашу. И прямо в зале суда Тейлиряна был оправдан. Мир не признал вину человека отомстившего за покалеченную судьбу целого народа.

Геноцид 1915 года - вечная память!

Но, несмотря на многочисленные осуждения, мир до сих пор не готов полностью освободить себя от оков и впустить в свой дом всю горечь одного из величайших злодеяний в истории человечества.

Такие страны как Франция, Бельгия, Аргентина, Россия, Уругвай признали и осудили геноцид армян на территории Османской империи. Но один из важнейших игроков мировой политической арены США продолжает обходить стороной столь важную тему, спекулируя ею для влияния на современную Турцию (пока армянский геноцид признали лишь несколько штатов).

И, главное, факт геноцида отрицает само Турецкое государство, правопреемник Османской империи. Но факты не изменить, историю не переписать, и 1 500 000 голосов невинных жертв не умолкнут никогда. Рано или поздно мир склонится перед историей, ведь несмотря на слова Гитлера ознаменовавшие начало Холокоста (“А кто теперь помнит об уничтожении армян”), на самом деле “ничто не забыто, никто не забыт”.

Каждый год 24 апреля армяне будут подниматься на высоту Цицернакаберда принося с собой живые цветы в дань уважение жертвам “великого злодеяния” и будет гореть вечный огонь факелов в руках нового поколения.

Прошло уже 100 лет с начала одного из самых страшных событий в мировой истории, преступлений против человечности — геноцида армянского народа , второго (после Холокоста) по степени изученности и количеству жертв.

Перед Первой мировой войной греки и армяне (преимущественно — христиане) составляли две трети населения Турции, непосредственно армяне — пятую часть населения, 2-4 млн армян от 13 млн человек, проживающих на территории Турции, включая все другие народы.

По официальным сводкам жертвами геноцида стали около 1,5 млн человек: 700 тысяч было убито, 600 тысяч погибли в ходе депортации. Еще 1,5 млн армян стали беженцами , многие бежали на территорию современной Армении, часть в Сирию, Ливан, Америку. Согласно разным данным сейчас в Турции проживает 4-7 млн армян (при общей численности населения в 76 млн человек), христианского населения — 0,6 % (к примеру, в 1914 году — две трети, правда и население Турции тогда было 13 млн человек).

Часть стран, включая Россию, признают геноцид, Турция же отрицает факт преступления, из-за чего имеет неприязненные отношения с Арменией по сей день.

Геноцид, осуществленный турецкой армией, был направлен не только на истребление армянского (в частности христианского) населения, но и против греков, ассирийцев. Еще до начала войны (в 1911-14 году) турецким властям от партии «Единение и прогресс» было разослано предписание о том, что против армян должны быть предприняты меры, то есть убийство народа являлось запланированным действом.

«Ситуация еще больше обострилась в 1914 году, когда Турция стала союзником Германии и объявила войну России, которой естественным образом симпатизировали местные армяне. Правительство младотурков объявило их «пятой колонной», а потому было принято решение об их поголовной депортации в труднодоступные горные районы» (риа.ру)

«Массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи осуществлялись правящими кругами Турции и в 1915-1923 гг. Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов.

Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания «Большого Турана». Имелось ввиду присоединить к империи Закавказье, Сев. Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надо было покончить, прежде всего, с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов. В сентябре 1914 на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган — Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать избиение армянского населения; в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Исполнительный комитет трех получил широкие полномочия, оружие, деньги. » (геноцид.ру)

Война — стала удобным случаем для осуществления жестоких планов, целью кровопролитий было полное истребление армянского народа, мешающего лидерам младотурок реализовать свои корыстные политические цели. Турков и другие народы, проживающие в Турции — настраивали против армян всеми способами, принижая и выставляя в грязном свете последних. Дата 24 апреля 1915 года именуются началом геноцида армян, однако травления и убийства начались еще задолго до нее. Тогда, в конце апреля, первому самому сильному, сокрушительному удару подверглась интеллигенция и элита Стамбула, которая была депортирована: арест 235 знатных армян, их ссылка, затем арест еще 600 армян и еще нескольких тысяч человек, многих из которых убили вблизи города.

С этих пор непрерывно производились «чистки» армян: депортации имели своей целью не переселение (ссылку) народа в пустыни Месопатамии и Сирии, а его полное истребление . люди нередко подвергались нападениям разбойников по пути шествия каравана пленных, убивались тысячами после прибытия в пункты назначения. Кроме того — «исполнители» применяли пытки, в ходе которых погибали либо все, либо большая часть депортированных армян. Караваны отправляли самым долгим путем, людей изматывали жажда, голод, антисанитария.

О депортации армян:

«Депортация производилась согласно трём принципам: 1) «принцип десяти процентов», согласно которому армяне не должны были превышать 10 % от мусульман в регионе, 2) количество домов депортированных не должно было превышать пятидесяти, 3) депортированным запрещалось менять места их назначения. Армянам запрещалось открывать собственные школы, армянские деревни должны были находиться на расстоянии не менее пяти часов езды друг от друга. Несмотря на требование депортировать всех армян без исключения, значительная часть армянского населения Стамбула и Эдирне не была выслана из опасения, что иностранные граждане станут свидетелями этого процесса» (Википедия)

То есть тех, кто все-таки выжил хотели нейтрализовать. Чем же так «насолил» армянский народ Турции, Германии (которая поддерживала первую)? Кроме политических мотивов и жажды завоевания новых земель у врагов армян имелись и идеологические соображения, согласно которым армяне-христиане (народ сильный, сплоченный) мешали насаждать панисламизм для благополучного решения своих планов. Христиан настраивали против мусульман, мусульманами манипулировали, исходя из политических целей, за лозунгами в нужде об объединении пряталось использование турков в уничтожении армян.

Документальный фильм НТВ «Геноцид. Начало»

Кроме информации о трагедии в фильме показан один удивительный момент: достаточно много ныне живых бабушек-свидетельниц событий 100-летней давности.

Свидетельства пострадавших:

«Нашу группу погнали по этапу 14 июня под конвоем из 15 жандармов. Нас было человек 400-500. Уже в двух часах ходьбы от города на нас стали нападать многочисленные шайки из деревенских жителей и бандитов, вооруженных охотничьими ружьями, винтовками и топорами. Они отняли у нас все, что было. За семь-восемь дней они убили всех мужчин и юношей старше 15 лет - одного за другим. Два удара прикладом - и человек мертв. Бандиты похватали всех привлекательных женщин и девушек. Многих увезли в горы на лошадях. Так похитили и мою сестру, которую оторвали от ее годовалого ребенка. Ночевать в деревнях нам не разрешали, а заставляли спать на голой земле. Я видела, как люди ели траву, чтобы унять голод. А что творили жандармы, бандиты и местные жители под покровом темноты, вообще не поддается описанию» (из воспоминаний армянской вдовы из городка Байбурт на северо-востоке Анатолии)

«Они приказали мужчинам и мальчикам выйти вперед. Некоторые маленькие мальчики были одеты как девочки и спрятались в толпе женщин. Но моему отцу пришлось выйти. Он был взрослым мужчиной с ycaми. Как только они отделили всех мужчин, из-за холма появилась группа вооруженных людей, которые убили их у нас на глазах. Они закололи их штыками в живот. Многие женщины не вынесли этого и бросились с обрыва в реку» (из рассказа выжившего из города Конья, Центральная Анатолия)

«Отстающих сразу пристреливали. Они гнали нас по безлюдным районам, через пустыни, по горным тропам, в обход городов, чтобы нам негде было взять воду и еду. Ночью мы мокли от росы, а днем изнемогали под палящим солнцем. Я помню только, что мы все время шли и шли» (из воспоминаний выжившего)

Армяне стоически, героически и отчаянно отбивались от озверевших турков, вдохновленных лозунгами зачинщиков мятежей и кровопролитий на то, чтобы убить как можно больше тех, кого преподнесли в качестве врагов. Самыми масштабными сражениями, противостояниями были оборона города Ван (апрель-июнь 1915 года), горы Муса-Даг (53-дневная оборона летом-в начале осени 1915 года).

В кровавой расправе над армянами турки не щадили ни детей, ни беременных женщин, над людьми издевались неимоверно жестокими способами , девочек насиловали, брали в наложницы и мучили, толпы армян собирали на баржи, паромы под предлогом переселения и топили в море, собирали деревнями и сжигали заживо, детей закалывали и также бросали в море, над молодыми и старыми проводили медицинские эксперименты в специально созданных лагерях. Люди иссыхали заживо от голода, жажды. Все ужасы, выпавшие на долю армянского народа тогда, невозможно описать в сухих буквах и цифрах, эта трагедия, которую они в эмоциональных красках помнят уже в молодом поколении и по сей день.

Из донесений свидетелей: «В Александропольском уезде и Ахалкалакском районе вырезано около 30 селений, часть успевших спастись находится в самом бедственном положении». В других сообщениях описывалось положение сел Александропольского уезда: «Все села ограблены, нет ни крова, ни зерна, ни одежды, ни топлива. Улицы сел переполнены трупами. Все это дополняют еще голод и холод, уносящие одни жертвы за другими… Вдобавок аскеры и хулиганы насмехаются над своими пленными и стараются еще более зверскими средствами наказывать народ, радуясь и получая от этого удовольствие. Они подвергают разным мучениям родителей, заставляют их отдавать в руки палачей своих 8-9 — летних девочек…» (геноцид.ру)

«В качестве одного из оправданий уничтожения оттоманских армян использовалось биологическое обоснование. Армяне именовались «опасными микробами», им присваивался более низкий биологический статус, чем мусульманам . Главным пропагандистом этой политики был доктор Мехмет Решид, губернатор Диарбекира, первым распорядившийся прибивать подковы к ногам депортируемых. Решид практиковал также распятие армян, имитируя распятие Христа. Официальная турецкая энциклопедия 1978 года характеризует Решида как «прекрасного патриота».» (Википедия)

Детям и беременным женщинам насильно давали яд, несогласных топили, вводили смертельные дозы морфия, детей убивали в паровых банях, над людьми ставили множество извращенных и жесточайших опытов. Те, кто выживали в условиях голода, холода, жажды, антисанитарии — нередко погибали от брюшного тифа.

Один из турецких врачей — Хамди Суат, проводивший в целях получения вакцины от брюшного тифа эксперименты над армянскими солдатами (им вводили зараженную тифом кровь), в современной Турции почитается как национальный герой, основатель бактериологии, в Стамбуле ему посвящен дом-музей.

В целом в Турции запрещено относится к событиям того времени как к геноциду армянского народа, в учебниках истории рассказывается о вынужденной обороне турков и о убийствах армян как мере самозащиты, агрессорами выставлены те, кто для многих других стран — жертвы.

Турецкие власти всячески агитируют соотечественников в укреплении позиции того, что геноцида армян никогда не было, проводятся кампании, пиар-акции для поддержания статуса «невинной» страны, уничтожаются памятники армянской культуры, архитектуры, существующие на территории Турции.

Война меняет людей до неузнаваемости.. Что может делать человек под влиянием авторитетов, как легко убивает, и не просто убивает, а зверски — сложно представить, когда на жизнерадостных картинках мы видим солнце, море, пляжи Турции или вспоминаем собственный опыт путешествий. Да что там Турция.. в целом — война меняет людей, толпа, вдохновленная идеями победы, захвата власти — сметает все на своем пути, и если в обычной, мирной жизни совершить убийство для многих дикость, то в войну — многие становятся чудовищами и не замечают этого.

Под шумом и усилением жестокости реки крови — привычное зрелище, сколько примеров того, как люди во время каждых революций, стычек, военных конфликтах не контролировали себя и крушили, убивали все и всех вокруг.

Общие черты всех геноцидов, произведенных в мировой истории сходны в том, что людей (жертв) обесценивали до уровня насекомых или обездушенных предметов , при том провокаторы всеми способами вызывали у исполнителей и тех, кто был выгоден для осуществления истребления народа не просто отсутствие жалости к потенциальному объекту убийств, а еще и ненависть, животную ярость. Убеждали в том, что жертвы виноваты во многих бедах, что необходимо торжество возмездия, в совокупности с необузданной животной агрессией — это означало неконтролируемую волну бесчинств, дикости, свирепости.

Кроме истребления армян турки осуществляли и уничтожение культурного наследия народа:

«В 1915-23 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностей культуры армянского народа продолжается по настоящее время. Пережитая армянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти. Воздействие геноцида испытало как поколение, ставшее непосредственной его жертвой, так и последующие поколения» (геноцид.ру)

Среди турков находились неравнодушные люди, чиновники, которые могли приютить у себя армянских детей, или восставали против истребления армян — но в основном любая помощь жертвам геноцида осуждалась и была наказуема, поэтому тщательно скрывалась.

После поражения Турции в Первой мировой войне военный трибунал в 1919 году (несмотря на это - геноцид, согласно версиям некоторых историков и свидетельствам очевидцев - продлился до 1923 года) заочно приговорил представителей комитета трех к смерти, позже приговор был исполнен для всех троих, в том числе с помощью самосуда. Но если исполнители удостоились казни, то отдающие приказы так и остались на свободе.

24 апреля европейский День памяти жертв геноцида армян. Один из самых чудовищных по численности жертв и степени изученности геноцидов в мировой истории, как и Холокост — испытавший попытки отрицания со стороны в первую очередь страны-виновницы расправ. Число убитых армян только по официальным данным около 1,5 млн человек.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры