Альбина шагимуратова официальный. Контакты

Главная / Психология

Оперная певица Альбина Шагимуратова является Народной артисткой Татарстана и Заслуженной артисткой Российской Федерации. Ее колоритное сопрано покорило не одну сцену во многих странах. Репертуар певицы насчитывает двадцать опер знаменитых композиторов, в числе которых Моцарт, Глинка, Стравинский, Бетховен, Пуччини.

Детство

Родилась Альбина Шагимуратова в столице Узбекистана - Ташкенте. Родители певицы занимались адвокатской деятельностью. В 1979 году они подарили миру оперную диву. Отец будущей звезды не сразу выбрал профессию юриста. В детстве он хотел стать музыкантом и окончил школу искусств. Хорошо владея баяном, отец с удовольствием аккомпанировал своей четырехлетней дочери. Репертуаром девочки в то время были татарские народные песни. Переворот в биографии Альбины Шагимуратовой произошел, когда в руки подростка попала пластинка с голосом Марии Каллас. Двенадцатилетняя девочка так прониклась исполнением оперной дивы, что расплакалась. С этого момента Альбина стала твердо двигаться к оперному мастерству.

Образование

Когда певице Альбине Шагимуратовой исполнилось четырнадцать лет, она вместе с семьей переехала в Казань. Здесь девушка окончила консерваторию. Затем певица обучалась вокалу в Москве, где получила второе консерваторское образование. Кроме того, за плечами дивы аспирантура.

Первые победы

Первая награда досталась Альбине Шагимуратовой в возрасте двадцати шести лет. Она стала лауреатом конкурса имени Михаила Глинки, который проходил в городе Челябинске. В этом же году певица участвовала в международном конкурсе имени Франсиско Виньяса, проходившем в испанской Барселоне. На нем Шагимуратова заняла призовое место. Самой большой своей победой певица считает первое место в конкурсе имени Чайковского, который проходил в Москве. Именно после него оперной дивой заинтересовался руководитель театра "Ла Скала" Риккардо Мути и пригласил ее на фестиваль оперы в Австрию.

Карьера

В 2004 году Альбина Шагимуратова поступила в Московский академический музыкальный театр. Проработав в нем солисткой в течение двух лет, решила уехать в Америку. Через два года успешной работы в США певица стала солисткой Государственного академического театра балета и оперы в Казани. За свою карьеру Альбина успела поработать и на других сценах. Среди них Московский дом музыки, Российский академический Большой театр, Российский академический Мариинский театр. В "Большой" Шагимуратову пригласили не сразу. Она успела объездить весь мир, прежде чем раздался долгожданный звонок от Владимира Спивакова. Для певицы стало огромной честью выступить на большой сцене с признанным маэстро. Она до сих пор признательна дирижеру и называет его своим крестным отцом.

Царица ночи

Визитной карточкой Альбины Шагимуратовой стала главная партия оперы В. Амадея Моцарта "Волшебная флейта". Царицу ночи певица исполняет в течение десяти лет. Впервые ей досталась эта партия в 2008 году. Тогда начинающую диву пригласили на фестиваль в Зальцбурге. Позже Альбина призналась, что именно эта роль помогла ей раскрыться и заявить о себе. Певица исполняла ее на самых крупных оперных сценах России, Европы и Америки. В 2018 году Шагимуратова решила расстаться с любимой партией. Ее стали интересовать более широкие горизонты.

Европа

Покорение Европы не закончилось ярким выступлением в Австрии. Царицу ночи поют всего лишь несколько певиц в мире. Молодой диве удалось сделать это так талантливо, что она сразу завоевала любовь слушателей. Приглашения стали поступать с завидной регулярностью. Фото Альбины Шагимуратовой появились на афишах таких европейских городов, как Милан ("Ла Скала"), Лондон ("Королевская опера"), Вена ("Государственная опера"), Берлин ("Немецкая опера"), Париж.

Семья

В личной жизни певица так же успешна, как и в карьере. Муж Альбины Шагимуратовой - Руслан - во всем поддерживает свою супругу. В ноябре 2014 года у пары появилась дочь. Родители дали ей имя в честь итальянской оперной певицы Аделины Патти. Девочка с удовольствием слушает музыку, а голос мамы узнает из тысячи других сопрано. Альбина признается, что ни беременность, ни роды не сказались на ее голосе. Напротив, появление дочери сделало пение более глубоким и осмысленным. Певице трудно совмещать карьеру и заботу о семье. Но на помощь всегда приходит любимый супруг.

Америка

Кроме европейской публики и своего верного мужа, Альбина Шагимуратова очаровала и поклонников оперы в США. Свое знакомство с Америкой певица начала со стажировки в "Гранд Опере" Хьюстона. Одновременно с обучением звезда успешно выступала на сценах таких знаменитых площадок, как "Опера Лос-Анджелеса", "Лирическая Опера Чикаго", "Опера Метрополитен" в Нью-Йорке, "Опера Сан-Франциско". Певица признается, что ей очень повезло поучиться у лучших мастеров в Америке. Она считает, что русские исполнители обладают самыми сильными голосами и душевным исполнением. Но им необходимо перенимать опыт западных и европейских звезд оперы. Иначе спустя пару десятилетий хороших певцов в России не останется. Именно поэтому Шагимуратова решила заняться педагогической деятельностью. Она преподает в Казанской консерватории. Несколько учеников певицы уже стали солистами крупных театров и принимали участие в музыкальных конкурсах.

Репертуар

  • Людмила в опере Михаила Глинки "Руслан и Людмила".
  • Лючия в трагедии Гаэтано Доницетти "Лючия ди Ламмермур".
  • Амина в мелодраме Винченцо Беллини "Сомнамбула".
  • Царица ночи в зингшпиле В. Амадея Моцарта "Волшебная флейта".
  • Джильда в опере Джузеппе Верди "Риголетто".
  • Адина в "Любовном напитке" Гаэтано Доницетти.
  • Мюзетта в опере Джакомо Пуччини "Богема".
  • Виолетта Валери в "Травиате" Джузеппе Верди.
  • Фламиния в оперном буффе Иосифа Гайдна "Лунный мир".
  • Антонида в опере Михаила Глинки "Иван Сусанин".
  • Донна Анна в "Дон Жуане" Амадея Моцарта.
  • Манон в одноименной лирической опере Жюля Массне.
  • Соловей в одноименном произведении Игоря Стравинского.

Кроме этого, Шагимуратова исполнила партии сопрано в "Восьмой симфонии" Малера, "Девятой симфонии" Бетховена, "Реквиеме" Моцарта, "Стабат Матер" Россини, "Военном реквиеме" Бриттена.

Кино

Альбина Шагимуратова одна из немногих оперных певиц, которым удалось попробовать себя в кинематографе. Практически сразу после рождения дочери ее пригласили на съемки эпохальной картины Карена Шахназарова "Анна Каренина. История Вронского". Это первая экранизация романа, которая с точностью повторяет сюжет классика. В фильме появляется сцена концерта Аделины Патти, на роль которой и была приглашена Шагимуратова. Звезде понравился новый опыт. В будущем она планирует сниматься еще.

Сегодня

С возвращением в Россию началась вторая волна популярности Альбины Шагимуратовой. Новости о ее дальнейших планах стали вновь волновать поклонников. Сейчас певица часто выступает на сцене Мариинки. Иногда ее приглашают в Большой театр. Не забывает Альбина и о родном театре в Казани, где до сих пор работает. Кроме того, звезда продолжает активно гастролировать и занимается преподавательской деятельностью. Муж с дочкой в это время остаются в московской квартире. Супруг певицы работает в столице врачом-психиатром. Но семья ежедневно общается по скайпу. А в воспитании Аделины помогает свекровь.

Планы

Певица считает, что ее творческий путь только начался. По ее убеждению, артист не должен стоять на месте. Поэтому звезда планирует включить в свой репертуар новые партии. Одна из них - роль Семирамиды в одноименной опере Джоачино Россини. Эту низкую партию композитор написал для легенды мировой оперы - Марии Малибран. Неравнодушна Шагимуратова к героине еще одного лирического произведения - "Норме" Винченцо Беллини. Партия Анны Болейн из одноименной оперы Доницетти также войдет в репертуар певицы. Эти роли певица считает очень серьезными и глубокими. Чтобы проникнуться ими, исполнителю необходимо иметь определенный жизненный опыт.

  • В Московскую консерваторию Альбина Шагимуратова поступила лишь с третьего раза.
  • На французскую сцену певицу впервые пригласили в 2015 году. Но она отказалась оставить новорожденную дочь.
  • Первый и последний раз звезда исполнила партию Царицы ночи в Зальцбурге с разницей в 10 лет.
  • Певица до последнего не хотела участвовать в конкурсе Чайковского. Но выйдя на сцену первой, оставила конкурентов далеко позади.
  • Партию Эльвиры из оперы Винченцо Беллини звезде пришлось выучить всего за две недели. Для этого Альбина на все январские праздники приехала из Чикаго в Санкт-Петербург к опытному педагогу.
  • Прежде чем согласиться на роль, Шагимуратова тщательно рассматривает полный состав будущей постановки: имена режиссера, дирижера, исполнителей. Интересуется, какими будут декорации и костюмы. И лишь после этого подписывает контракт.
  • На сцене Государственного академического Мариинского театра певица выступает гораздо чаще, чем в Казани.

Взгляды

Альбина Шагимуратова считает, что для достижения успеха необходимо много и упорно трудиться. Певец никогда не должен прекращать тренировать свой голос. Также многое зависит от дирижера. Альбине больше всего понравилось работать с Джеймсом Ливайном и Рикардо Мути. Эти мэтры любят исполнителей и всячески стараются им помочь. В большинстве случаев, к сожалению для артистки, дирижеры перетягивают одеяло на себя и сосредоточены на слаженности оркестра. Когда Шагимуратову не устраивает что-то в постановке оперы, она не боится отказаться от роли. Так случилось в Лондоне, где в спектакле героиня Альбины должна была выйти на сцену вся крови. Но не всегда певица идет наперекор режиссеру. Она предпочитает компромисс. Если постановщик приводит веские доводы в пользу своего видения образа, Шагимуратова соглашается с его мнением.

Российская певица-сопрано Альбина Шагимуратова появилась на свет в Ташкенте. Родители будущей певицы были адвокатами – впрочем, для отца приход в юриспруденцию был случайным, а начинал она свой профессиональный путь в качестве… баяниста. Любовь к музыке этот человек сохранил на всю жизнь и передал дочери. В пятилетнем возрасте исполняла она песни татарского народа, отец аккомпанировал ей на баяне. Тогда же она начала учиться в музыкальной школе. Прелесть оперного жанра девочка открыла для себя в двенадцатилетнем возрасте, прослушав грампластинку с записью « » с в главной роли. Альбина рыдала от потрясения и с тех пор часто просила родителей повести на оперный спектакль.

Когда распался СССР, Шагимуратовы переезжают в столицу Татарстана. Здесь Альбина становится студенткой Казанского музыкального училища, где обучалась хоровому дирижированию. По этой же специальности она продолжила образование в Казанской консерватории им. Н.Г.Жиганова. Но одновременно открылись незаурядные вокальные данные студентки, и она начинает обучаться и по второй специальности – «оперный вокал». Следующий этап становления будущей оперной певицы связан с вокальным факультетом и аспирантурой Московской консерватории, где будущую оперную певицу наставляла Галина Писаренко.

С 2006 г. по 2008 Шагимуратова стажировалась в США, в Молодежной оперной студии при «Хьюстон Гранд Опера». Нельзя сказать, что учиться там было легко – от молодых певцов требовали строжайшей дисциплины, иной раз предъявляя преувеличенные требования. Так, однажды Альбина – единственная из воспитанников студии – удостоилась прослушивания в «Метрополитен-опера». Вскоре был назначен концерт в провинциальном техасском городке – причем людей в студии было немало, выбрать участников было нетрудно, острой необходимости в участии Шагимуратовой не было, однако руководство студии включило ее в программу, и после прослушивания в Нью-Йорке певице пришлось срочно лететь за две тысячи километров, чтобы спеть на этом концерте одну арию – под угрозой отчисления в случае отказа.

Шагимуратова участвовала во многих конкурсах, но особенно важными для себя считает два – конкурсы им. и им. . В последнем она приняла участие в 2007 г. В одной из московских газет тогда промелькнуло загадочное заявление: «Вообще-то золотая медаль предназначалась для другой российской певицы, но преимущество Шагимуратовой было столь подавляющим, что не присудить ей первое место жюри не могло». При всей своей двусмысленности, эти слова отражали истинное положение вещей: превосходство Альбины над соперниками было совершенно очевидным, и замечено это было не только членами жюри. В зале присутствовал Мэтью Эпстайн – известный оперный импресарио, к слову которого прислушивались многие европейские дирижеры. Его стараниями молодая певица получает приглашение на Зальцбургский фестиваль.

На фестивале в Зальцбурге артистка исполнила роль Царицы Ночи. Дирижировал тем спектаклем , а роль эта впоследствии заняла особое место в репертуаре певицы: с нею она дебютировала во многих театрах – «Ковент-Гарден», Венской опере, «Ла Скала», «Метрополитен-опера». Исполнительница называет ее «сложнейшей, но благородной». Впоследствии она стала исполнять белькантовые партии в « », « », « ». И слушатели, и критики восхищаются голосом, который называют «большим» и в то же время «летящим, чистым». Покоряет публику и психологическая глубина создаваемых ею сценических образов.

Талант певицы оценили и на родине. В 2009 г. она удостоилась звания Народной артистки Республики Татарстан (обычно этому предшествует присуждение звания Заслуженной артистки, но в данном случае было сделано исключение). Она является приглашенной солисткой Большого театра и штатной солисткой Татарского академического театра оперы и балета – и жалеет, что из-за плотного гастрольного графика не может петь там часто, но она пообещала руководству, что будет петь в этом театре по крайней мере один спектакль в год – и обещание свое держит. Репертуар исполнительницы богат и разнообразен: Антонида и Царевна Лебедь, Шемаханская царица и Адина, Донна Анна и Мюзетта… Когда историческая сцена Большого театра открылась после реконструкции, именно Шагимуратова пела Людмилу в первой после этого постановке « ».

По признанию певицы, бывая в разных странах, она везде замечала свои особенности: французы очень любят искусство и красоту, в Вене можно услышать вальсы Штрауса в метро… но где бы ни побывала Альбина Шагимуратова, ее всегда тянет в Россию. Особенно любит артистка белокаменный Кремль в Казани.

С удовольствием отмечает Альбина Шагимуратова возросшую любовь к опере в современном обществе. По ее наблюдениям, этот жанр сейчас по популярности почти догнал эстраду.

Музыкальные Сезоны

новости США по-русски


Читать полностью > > >

Еще читать в этом разделе

  • 08.29 «Мариенбад» Шолом-Алейхема на русском языке в центре Манхэттена
  • 08.14 Опера Сан-Франциско отменила концерт с участием обвиняемого в домогательствах Пласидо Доминго
  • 04.09 Музыкальные хроники времен империи. В Нью-Йорке показали фрагменты мюзикла о российской императрице Екатерине Великой
  • 03.25 Ужасы Майенбурга на нью-йоркской сцене. Людоедская утопия в постановке Юрия Кордонского. ФОТО
  • 02.11 Падение ангелов. Невероятный театр француженки Рафаэль Буатель на нью-джерсийской сцене. ФОТО

Альбина Шагимуратова – оперная дива, мать и жена

Альбина Шагимуратова. Фото: Павел Ваан и Леонид Семенюк

В конце апреля в нью-йоркской Метрополитен-опере состоялся дебют российской оперной певицы Альбины Шагимуратовой. Точнее, это было ее первое появление на прославленной сцене в роли Констанции в опере Моцарта «Похищение из сераля». Впервые же в Метрополитен-опере Шагимуратова спела в 2010 году.

Она родилась в Ташкенте, где прожила до 14-летнего возраста, затем вместе с родителями переехала в Казань. Окончила вокальный факультет Казанской консерватории и аспирантуру Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Яркая победа на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в 2007 году (Первая премия и Золотая медаль) привлекла внимание мировой оперной общественности, и уже в 2008 году Шагимуратова была приглашена на Зальцбургский фестиваль для исполнения партии Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта». После триумфального дебюта в Австрии крупные оперные сцены мира стали проявлять заинтересованность к молодой певице. В качестве солистки Альбина Шагимуратова выступала в лучших оперных театрах Италии, Великобритании, США, Германии. Ей присвоено почетное звание Народной артистки Татарстана.

Критики так оценивают талант Шагимуратовой: «У нее чистый, большой, летящий, безупречный и точный звук, владение стилем бельканто в сочетании с глубоким академическим пониманием музыки и тонкой психологической проработкой драматического образа ».


Альбина Шагимуратова на сцене Метрополитен-оперы в спектакле Моцарта «Похищение из сераля». Фото: Elizabeth Bick for The New York Times

Альбина, как готовились к новой постановке в Метрополитен-опере?
Это мое четвертое по счету появление в «Мете». Готовилась к нему с волнением, не в последнюю очередь потому, что за дирижерским пультом стоял маэстро Джеймс Ливайн, и это была моя первая встреча с ним.

Метрополитен-опера оправдывает ваши ожидания? Сцена какого оперного театра мира вам ближе всех?
Выделить лучшую сложно. Но, конечно, выступление на сцене Метрополитен-оперы считается самым престижным для оперных исполнителей и музыкантов со всего мира. Я благодарна судьбе за то, что уже не в первый раз выхожу на нее.

Главное отличие американских оперных сцен от европейских - размеры. Оперные театры в США - большие. В той же Метрополитен-опере - 3700 мест. Для оперного певца это очень много. В Европе театры маленькие. Но это не значит, что там петь легче. Там нас - представителей российской школы любят, но относятся с опаской, интенсивней критикуют. Исключение, пожалуй, Вена. Я о размере зала, выходя на сцену, не думаю.

С Новым светом у вас уже длительные отношения: вы совершенствовали свое мастерство в Хьюстоне, занимались с Ренатой Скотто…
Да, я стажировалась в хьюстонской Гранд-опере два года. Это был незабываемый опыт. Уже хотя бы потому, что приехала на учебу без знания английского языка. В последние годы приезжаю в США часто, по 2-3 раза в год, выступаю то в Нью-Йорке, то в Сан-Франциско, то в Чикаго. Так что у меня были и будут тесные связи с Америкой. Многие американские театры приглашают меня выступить.

Критики редко относят Нью-Йорк к мировым столицам классических видов искусства. Они считают, что все, что здесь ставится, рассчитано на туристов, а настоящих ценителей той же классической оперы в Нью-Йорке не так уж и много…
Не соглашусь! В Америке очень любят оперу, залы всегда полные. Туристов в зале куда меньше, чем в той же Венской опере.

И вообще, как не любить оперу? Этот вид искусства сегодня столь популярен, что может соревноваться с эстрадой.


А как вы относитесь к тому, что оперу сегодня можно прослушать дома - по телевизору или на компакт-диске?
Лично я предпочитаю живое исполнение. Это совсем другие эмоции, совсем другие впечатления, которые не передаются через экран или наушники.

Вам часто приходится бывать в зрительном зале?
Всегда стараюсь посещать постановки, в которых не участвую. В первую очередь, дабы поучиться у других исполнителей. Даже если на короткий срок приезжаю в тот или иной театр, как минимум на 2-3 спектакля иду.

В июне в России начнутся съемки фильма «Анна Каренина», и вы будете исполнять роль легендарной Аделины Патти. Уже прочли сценарий?
Да. Более того, уже записала на «Мосфильме» с оркестром Большого театра арии, которые будут в фильме звучать. Отмечу, что это не будет только мой голос за кадром, я буду в кадре, в и на сцене, когда Анна Каренина пришла в театр на концерт Патти. Все это есть в романе Льва Толстого. В июне приступлю к съемкам под руководством Карена Шахназарова.

Оба ваших родителя - адвокаты по профессии. Юриспруденция вас не прельстила?
Мой папа очень любит музыку. Свою трудовую карьеру он начал с профессии баяниста, даже получил диплом о музыкальном образовании. А на юрфаке оказался практически случайно - пошел другу помогать со вступительными экзаменами. Заодно сдал документы и сам, потом все экзамены и поступил.

В 4-летнем возрасте я начала петь татарские народные песни, папа мне аккомпанировал. Годом позже меня начали обучать игре на фортепиано. Опера же ворвалась в мою жизнь, когда мне было двенадцать: впервые в жизни я услышала, как поет Мария Каллас. Конечно, это была грампластинка. До сих пор помню - «Травиата», IV акт, запись сделана в 1962 году в оперном театре Мехико-сити. Сцена смерти Виолетты заставила меня расплакаться. После этого я просила у родителей только одно - купить мне билеты в оперный театр.

Что-то вы все же скрываете в своем рецепте успеха… Многие из нас восторгались мастерством великих исполнителей, многие из нас посещали художественные галереи и оперные театры. Но ни художников, ни оперных певцов мир так и не получил… Есть ли какая-то дополнительная составляющая?
Конечно, нужны везение, судьба, удача. И, конечно же, голос и талант. Плюс трудолюбие. Кстати, имея не самые выдающиеся данные, но беспрестанно трудясь, можно добиться значительных успехов в любой профессии.


Фото: Павел Ваан и Леонид Семенюк

В свете последних допинговых скандалов в спорте стало еще более ясно, что нужно себя беречь и от разных соблазнов. А какие соблазны есть у оперной певицы, чего ей стоит бояться?
Есть и соблазны, и ограничения. Во-первых, нужно высыпаться, вовремя ложиться спать. Не выспавшаяся певица вряд ли порадует вас своим исполнением. В день спектакля - никакого алкоголя. Кстати, оперные исполнители в принципе не пьют. С питанием все проще - можно есть все. В общем-то, все, что нам нужно, - это здоровье, здоровье, здоровье… Наш график работы с постоянным переездами с континента на континент выдержать непросто. В 2016 году я уже успела побывать в Австрии, Великобритании, США, Японии, Норвегии, Франции, выступила с сольным концертом в родной Казани. Впереди - новые выступления и записи в Лондоне, Париже и Вене. С нетерпением жду встречи с моим партнером по сцене, польским тенором Петром Бечалой, это произойдет осенью в Чикаго.

День премьеры, равно как и любой день выхода на сцену, у меня проходит без особых капризов. Несколько раз за день я непременно заглядываю в клавир оперы, которую буду вечером исполнять. А так это обычный день. Ну разве что я позволяю себе побольше, чем обычно, поспать.

Верите в приметы?
Нет. Многие мои коллеги верят: кто-то переступает правой ногой порог театра, кто-то левой ногой выходит из-за кулис на сцену. Я лишена таких предрассудков. Мне главное - самой получить удовольствие от спектакля, работая в полную силу. Только в таком случае сможет получить удовольствие и зритель.

Вчера в США отмечали День Матери. В России мам поздравляют 8-го марта. Что подарил вам муж в этот праздничный день?
Я проснулась, а на кровати лежал огромный букет моих любимых желтых тюльпанов. Мы не так много, как хотелось бы, видимся сейчас, нашу маленькую дочь мне тоже не всегда удается брать с собой, так что каждый свободный день мы проводим все вместе. В Москву, где мы живем, часто приезжают из Казани мои родители. 8-го марта были у нас мои свекровь со свекром. Я сама встала к плите, приготовила плов, манты. А что вы удивляетесь? Не вяжется с образом? Это на сцене я - оперная певица, а дома - мама, жена. С рождением ребенка мои жизненные приоритеты столь изменились, что я так строю свой рабочий график, чтобы как можно больше проводить времени с семьей, некоторым театрам даже отказываю.

Где лежит ваша трудовая книжка?
В Татарском государственной театре оперы и балета им. Мусы Джалиля, в Казани. Директор этого театра пригласил меня еще в 2007 году. Он согласен на то, чтобы я много ездила по миру, но с условием хотя бы одного моего спектакля в Казани раз в год. Я намерена и дальше держать свое слово.

Вставить в блог

Вставить в блог

Скопируйте код для вставки в свой блог:

новости США по-русски

Альбина Шагимуратова – оперная дива, мать и жена

В конце апреля в нью-йоркской Метрополитен-опере состоялся дебют российской оперной певицы Альбины Шагимуратовой в роли Констанции в опере Моцарта «Похищение из сераля»....
Читать полностью > > >

Альбина Анваровна Шагимуратова (род. 17 октября 1979, Ташкент) - российская и мировая оперная певица (сопрано), лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского, народная артистка Республики Татарстан.

Образование, начало творческой деятельности

Альбина Шагимуратова окончила вокальный факультет Казанской консерватории (2004) и аспирантуру (2007) Московской государс­твенной консерватории им. П. И. Чайковского. Яркая победа на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в 2007 году (Первая премия и Золотая медаль) привлекла внимание мировой оперной общественности, и уже в 2008 году Шагимуратова была приглашена на Зальцбургский фестиваль для исполнения партии Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта» под управлением знаменитого маэстро Риккардо Мути.

Альбина Шагимуратова является почётной выпускницей студии Хьюстон Гранд-Оперы. В настоящее время она продолжает обучение в классах Дмитрия Вдовина в Москве и Ренаты Скотто в Нью-Йорке.

Карьера

С 2004 г. по 2006 г.- солистка Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. С 2006 по 2008 г. стажировалась в Houston Grand Opera (США). С 2008 г. - солистка Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля .

После триумфального дебюта в Зальцбурге крупные оперные сцены мира стали проявлять заинтересованность к молодой певице. В качестве солистки Альбина Шагимуратова выступала на сценах: театрa «La Scala» (Милан), «Metropolitan Opera» (Нью-Йорк), «Oперы Лос-Анджелеса», «Oперы Сан-Франциско», «Чикагской Лирической оперы», Королевской оперы «Covent Garden» (Лондон), Венской Государственной оперы, «Хьюстонской Grand Opera», Немецкой Оперы в Берлине, на Глайндборнском оперном фестивале в Англии.

Творческая жизнь певицы обогатилась сотрудничеством с такими известными дирижёрами как Джеймс Конлон, Зубин Мета, Патрик Саммерс, Рафаэль Фрюбек де Бургос, Петер Шнайдер, Адам Фишер, Владимир Юровский, Антонино Фольяни, Робин Тиччиати, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков.

Награды, звания

Лауреат между­народных конкурсов: им. М. Глинки (Челябинск, 2005, I премия), им. Ф. Виньяса в Барселоне (Испания, 2005, III премия), им. П. И. Чайковского (Москва, 2007, I премия и золотая медаль).

Народная артистка Татарстана (2009). Лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Габдуллы Тукая (2011).

Лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Женская роль в опере» (за исполнение партии Лючии ди Ламмермур в спектакле Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля)

Лауреат премии музыкальных критиков «Casta Diva» за исполнение партии Людмилы в спектакле Большого театра «Руслан и Людмила» и Лючии в спектакле Татарского театра оперы и балета «Лючия ди Ламмермур»

Репертуар

партия Людмилы («Руслан и Людмила», M.Глинка);

партия Лючии («Лючия ди Ламмермур», Г.Доницетти);

партия Царицы ночи («Волшебная флейта», В. А. Моцарт);

партия Джильды («Риголетто», Дж. Верди);

партия Виолетты Валери («Травиата», Дж. Верди);

партия Зайтуны («Любовь поэта», Р.Ахиярова);

партия Адины («Любовный напиток», Г. Доницетти);

партия Амины («Сомнамбула», В.Беллини);

партия Антониды («Иван Сусанин», М.Глинка);

партия Донны Анны («Дон Жуан», В. А. Моцарта);

партия Манон («Манон», Ж.Массне);

партия Мюзетты («Богема», Дж. Пуччини);

партия Соловья («Соловей», Ф.Стравинский);

партия Фламинии («Лунный мир», Й.Гайдн);

партия сопрано («Stabat Mater», Дж. Россини);

партия сопрано (Восьмая симфония, Г.Малер);

партия сопрано (Девятая симфония, Л.Бетховен);

партия сопрано (Реквием, В. А. Моцарт);

партия сопрано («Военный реквием», Б.Бриттен).

(1979-10-17 ) (40 лет)

Шагимуратова Альбина Анваровна (род. 17 октября 1979 г., Ташкент) - российская и мировая оперная певица (сопрано), лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского, народная артистка Республики Татарстан.

Образование, начало творческой деятельности

Альбина Шагимуратова окончила вокальный факультет Казанской консерватории (2004) и аспирантуру (2007) Московской государс­твенной консерватории им. П. И. Чайковского . Яркая победа на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в 2007 году (Первая премия и Золотая медаль) привлекла внимание мировой оперной общественности, и уже в 2008 году Шагимуратова была приглашена на Зальцбургский фестиваль для исполнения партии Царицы ночи в опере Моцарта «Волшебная флейта » под управлением знаменитого маэстро Риккардо Мути .

Альбина Шагимуратова является почётной выпускницей студии Хьюстон Гранд-Оперы. В настоящее время она продолжает обучение в классах Дмитрия Вдовина в Москве и Ренаты Скотто в Нью-Йорке.

Карьера

Награды, звания

Лауреат между­народных конкурсов: им. М. Глинки (Челябинск, 2005, I премия), им. Ф. Виньяса в Барселоне (Испания, 2005, III премия), им. П. И. Чайковского (Москва, 2007, I премия и золотая медаль).

Лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Женская роль в опере» (за исполнение партии Лючии ди Ламмермур в спектакле Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля)

Лауреат премии музыкальных критиков «Casta Diva» за исполнение партии Людмилы в спектакле Большого театра «Руслан и Людмила» и Лючии в спектакле Татарского театра оперы и балета «Лючия ди Ламмермур»

Репертуар

партия Людмилы («Руслан и Людмила », M.Глинка);

партия Лючии («Лючия ди Ламмермур », Г.Доницетти);

партия Царицы ночи («Волшебная флейта », В. А. Моцарт);

партия Джильды («Риголетто », Дж. Верди);

партия Виолетты Валери («Травиата», Дж. Верди);

партия Зайтуны («Любовь поэта», Р.Ахиярова);

партия Адины («Любовный напиток », Г. Доницетти);

партия Амины («Сомнамбула », В.Беллини);

партия Антониды («Иван Сусанин », М.Глинка);

партия Донны Анны («Дон Жуан», В. А. Моцарта);

партия Манон («Манон », Ж.Массне);

партия Мюзетты («Богема », Дж. Пуччини);

партия Соловья («Соловей», Ф.Стравинский);

партия Фламинии («Лунный мир», Й.Гайдн);

партия сопрано («Stabat Mater», Дж. Россини);

партия сопрано (Восьмая симфония, Г.Малер);

партия сопрано (Девятая симфония, Л.Бетховен);

партия сопрано (Реквием, В. А. Моцарт);

партия сопрано («Военный реквием», Б.Бриттен).

Напишите отзыв о статье "Шагимуратова, Альбина Анваровна"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шагимуратова, Альбина Анваровна

Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью. Пожилая дама, сидевшая прежде с ma tante, торопливо встала и догнала князя Василья в передней. С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса. Доброе, исплаканное лицо ее выражало только беспокойство и страх.
– Что же вы мне скажете, князь, о моем Борисе? – сказала она, догоняя его в передней. (Она выговаривала имя Борис с особенным ударением на о). – Я не могу оставаться дольше в Петербурге. Скажите, какие известия я могу привезти моему бедному мальчику?
Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму и даже выказывал нетерпение, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку.
– Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию, – просила она.
– Поверьте, что я сделаю всё, что могу, княгиня, – отвечал князь Василий, – но мне трудно просить государя; я бы советовал вам обратиться к Румянцеву, через князя Голицына: это было бы умнее.
Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. Только затем, чтоб увидеть князя Василия, она назвалась и приехала на вечер к Анне Павловне, только затем она слушала историю виконта. Она испугалась слов князя Василия; когда то красивое лицо ее выразило озлобление, но это продолжалось только минуту. Она опять улыбнулась и крепче схватила за руку князя Василия.
– Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Soyez le bon enfant que vous аvez ete, [Будьте добрым малым, как вы были,] – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в ее глазах были слезы.
– Папа, мы опоздаем, – сказала, повернув свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен, ожидавшая у двери.
Но влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез. Князь Василий знал это, и, раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто его просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя, он редко употреблял свое влияние. В деле княгини Друбецкой он почувствовал, однако, после ее нового призыва, что то вроде укора совести. Она напомнила ему правду: первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу. Кроме того, он видел по ее приемам, что она – одна из тех женщин, особенно матерей, которые, однажды взяв себе что нибудь в голову, не отстанут до тех пор, пока не исполнят их желания, а в противном случае готовы на ежедневные, ежеминутные приставания и даже на сцены. Это последнее соображение поколебало его.
– Chere Анна Михайловна, – сказал он с своею всегдашнею фамильярностью и скукой в голосе, – для меня почти невозможно сделать то, что вы хотите; но чтобы доказать вам, как я люблю вас и чту память покойного отца вашего, я сделаю невозможное: сын ваш будет переведен в гвардию, вот вам моя рука. Довольны вы?
– Милый мой, вы благодетель! Я иного и не ждала от вас; я знала, как вы добры.
Он хотел уйти.
– Постойте, два слова. Une fois passe aux gardes… [Раз он перейдет в гвардию…] – Она замялась: – Вы хороши с Михаилом Иларионовичем Кутузовым, рекомендуйте ему Бориса в адъютанты. Тогда бы я была покойна, и тогда бы уж…
Князь Василий улыбнулся.
– Этого не обещаю. Вы не знаете, как осаждают Кутузова с тех пор, как он назначен главнокомандующим. Он мне сам говорил, что все московские барыни сговорились отдать ему всех своих детей в адъютанты.
– Нет, обещайте, я не пущу вас, милый, благодетель мой…
– Папа! – опять тем же тоном повторила красавица, – мы опоздаем.
– Ну, au revoir, [до свиданья,] прощайте. Видите?
– Так завтра вы доложите государю?
– Непременно, а Кутузову не обещаю.
– Нет, обещайте, обещайте, Basile, [Василий,] – сказала вслед ему Анна Михайловна, с улыбкой молодой кокетки, которая когда то, должно быть, была ей свойственна, а теперь так не шла к ее истощенному лицу.
Она, видимо, забыла свои годы и пускала в ход, по привычке, все старинные женские средства. Но как только он вышел, лицо ее опять приняло то же холодное, притворное выражение, которое было на нем прежде. Она вернулась к кружку, в котором виконт продолжал рассказывать, и опять сделала вид, что слушает, дожидаясь времени уехать, так как дело ее было сделано.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры