Автобиография ольги моревой группа пропаганда. Солистка «Пропаганды» находится в рабстве у продюсера

Главная / Психология

Настоящее время

Страна Россия Россия Город Москва Откуда Москва Язык песен русский Лейбл

(ранее) CD-LAND records
Rise-Music

(сейчас) Продюсерский центр «Пропаганда» Состав Арина Милан
Майя Подольская
Кристина
Бывшие
участники Виктория Воронина
(2001-2010)
Виктория Петренко
(2001-2002)
Юлия Гаранина
(2001-2002)
Ольга Морева
(2002-2007)
Екатерина Олейникова
(2002-2003)
Ирина Яковлева
(2003-2009)
Наталия Коршунова
(2003)
Дарья Гаврильчук
(2004-2007)
Мария Букатарь
(2007-2015)
Анастасия Шевченко
(2009-2015)
Виктория Богославская
(2012)
Мария Неделкова
(2012)
Вероника Кононенко
(2015-2017) probkistars.net

«Пропаганда» - российская женская поп-группа , основанная в 2001 году .

За годы существования группа выпустила большое количество синглов, такие композиции, как «Мелом», «Кто», «Никто», «Так и быть», «Дождь по крышам», «5 минут», «Яй-я», «Супер-Детка», «Quanto Costa», «Знаешь», «Подруга», «Жаль», неделями возглавляли различные хит-парады радиостанций и телеканалов.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Первым продюсером группы «Пропаганда» был Сергей Изотов. Первым хитом группы стала песня «Мелом», которая появилась в эфире радиостанции «Европа Плюс » 1 сентября 2001 года . За время работы было выпущено 7 альбомов, автором и исполнителем всех песен, за исключением двух ("Мария полюбила Хуанна" и "Далеко ли до Таллина") является Виктория Воронина.

    С 2011 года работает сольно, как Виктория Воронина. Виктория Петренко и Юлия Гаранина - участницы первого состава «Пропаганды», авторы всех песен альбомов «Детки», «Не дети» и «Кто». Причиной распада первого состава стали разногласия между девочками и руководством. Виктория Петренко покинула состав, в поддержку следом за ней ушла и Юлия Гаранина.

    После ухода Петренко и Гараниной в группу были приняты новые участницы - Ольга Морева и Екатерина Олейникова. Имидж подростковых девушек был кардинально изменён и трансформирован согласно желанию продюсера. В 2003 году произошла ротация состава. Коллектив включал трёх девушек: Вика Воронина, Катя Олейникова и Ольга Морева.

    Пик популярности группы пришёлся на 2002-2004 гг. В этот период вышли хиты «Пять минут на любовь», «Яй-я», «Супердетка», «Кванта коста» и др. Но после клипа «Кванта коста» «Пропаганда» стала терять популярность из-за проблем с финансированием и, как следствие, уменьшением раскрутки.

    Состав группы

    Период Состав
    Сентябрь 2001 - август 2002 Виктория Воронина Виктория Петренко Юлия Гаранина
    август 2002 - август 2003 Ольга Морева Екатерина Олейникова
    август 2003 - ноябрь 2003 Ирина Яковлева Наталия Коршунова
    ноябрь 2003 - август 2004 Ирина Яковлева
    август 2004 - январь 2007 Дарья Гаврильчук
    январь 2007 - март 2007 Мария Букатарь
    март 2007 - июнь 2009
    июнь 2009 - июль 2009
    июль 2009 - декабрь 2010 Анастасия Шевченко
    декабрь 2010 - февраль 2012 Анастасия Шевченко
    февраль 2012 - апрель 2012 Виктория Богославская
    апрель 2012 - июнь 2012
    июнь 2012 - сентябрь 2012 Мария Неделкова
    сентябрь 2012 - ноябрь 2015
    ноября 2015 - июль 2017 Вероника Кононенко Арина Милан Майя Подольская
    с июля 2017 Кристина Арина Милан Майя Подольская

    EasyTimeline 1.90

    Timeline generation failed: 3 errors found
    Line 51: bar:ami from:28/11/2015 till:16/07/2017 color:Lines

    Plotdata attribute "till" invalid.

    Line 54: bar:kri from:16/07/2017 till:end color:vocals

    Plotdata attribute "from" invalid.

    Date "16/07/2017" not within range as specified by command Period.

    Line 72: at:01/01/2017 color:yellow layer:back

    LineData attribute "at" invalid.

    Date "01/01/2017" not within range as specified by command Period.

    Дискография

    Альбомы

    1. - «Детки» автор музыки и слов Виктория Воронина
    2. - «Не дети» автор музыки и слов Виктория Воронина
    3. - «Так и быть или Кто-то играет в любовь…» автор музыки и слов Виктория Воронина
    4. - «Super Dетка» автор музыки и слов Виктория Воронина
    5. - «Стихи в метро или Одни дома» автор музыки и слов Виктория Воронина
    6. - «Ты мой парень» автор музыки и слов Виктория Воронина
    7. - «Знаешь»
    8. - «Лучшие песни. Новая коллекция»
    9. - «Подруга» (цифровой альбом)
    10. - «Фиолетовая пудра»
    11. - «Золотой альбом»

    Альбомы ремиксов

    1. 2002 - «Не дети»

    Сборники лучших песен и ремиксов

    1. 2002 - «Кто придумал эту любовь»
    2. 2012 - «Лучшие песни. Новая коллекция»

    Мини-альбомы

    1. - «Знаешь» (мини-версия)
    2. 2013 - «Подруга» (цифровой альбом (макси-сингл))

    Синглы

    1. - «Мелом»
    2. - «Никто»
    3. 2002 - «Холодно»
    4. 2002 - «Кто»
    5. - «Пять минут на любовь»
    6. 2003 - «Так и быть»
    7. 2003 - «Яй-Я»
    8. - «Super dетка»
    9. 2004 - «Quanto costa»
    10. 2004 - «Девочка хочет sexa»
    11. 2004 - «Мари полюбила Хуана»
    12. - «Стихи в метро»
    13. 2006 - «Скучаю»
    14. - «Ёлки-палки»
    15. - «Непростой»
    Как считается рейтинг
    ◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
    ◊ Баллы начисляются за:
    ⇒ посещение страниц, посвященных звезде
    ⇒ голосование за звезду
    ⇒ комментирование звезды

    Биография, история жизни группы «Пропаганда»

    «Пропаганда» – российская музыкальная группа (основные стили – рэп и поп).

    О «Пропаганде»

    Когда-то в группе «Пропаганда» пели три простые и милые девчонки – Вика Петренко, Юля Гаранина и Вика Воронина. Обе Вики учились в цирковом училище, а Юля – в медицинском. Сначала в их жизни были одиночество, насмешки и личные трагедии, а потом все случилось как в сказке. Девочки встретили их будущего исполнительного продюсера Алексея Козина, а он, в свою очередь, познакомил девочек с продюсером Сергеем Изотовым. И понеслось – записи, хит-парады, концерты…

    «Пропаганда» – это не хип-хоп!

    Вика Петренко и Юля Горанина родились в подмосковном Чкаловском. Там же росли и набирались ума-разума. Вместе учились в одном классе и дружили с детства. Когда обеим стукнуло по 14, они посмотрели друг на друга с подростковой дерзостью и одновременно сказали: «Давай петь рэп!» . После этого у девчонок началась невыносимая жизнь. «Мы настырно слушали рэп и соответственно одевались , – рассказывала Юля, – широкие штаны, кепки задом наперед. За то, что мы не такие, как все, нас ненавидели. И нам пришлось уже в школе учиться плевать на мнение других» . «Другие» мстили подругам с завидным постоянством. С уроков прогрессивный тандем изгоняли с позором, «на ковре» у директора школы девчонки фактически прижились.

    «Я все вам сказал, – орал он после третьего часа профилактической беседы, – вопросы есть?» .

    «Есть, – смелели рэперши, – вот Ваш предмет называется «Основы права», а почему мы – ученики – не имеем права слова? Почему Вы его не даете нам?!..» .

    «Я вам все сказал, – орал он после шестого часа профилактической беседы, – еще вопросы есть?» .

    «Есть…» .

    Изгнанные из школы девчонки забивались в комнатку Петренко и врубали на полную мощность магнитофон. Врубали, чтобы забыть свои обиды, простить глупого директора, не слышать, как в соседней комнате «папка мамку бьет»

    ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


    Из колонок неслись звуки песен « », Basta Raims и 2 PAC. А иногда какие-то тантрические темы, японская музыка и ранний . Где доставали такие записи две подмосковные девушки, неизвестно. Зато известно, что от избытка чувств или, может быть, неуравновешенности нервов (расшатанных окружающим идиотизмом) девчонки пробовали сочинять свои песни на английском языке. Чтобы никто не понимал слова. Вот вам наш протест: у нас есть своя тайна, мы творим!

    «Да вы че, – кричали наперебой девчонки, – у нас были серьезные такие песни! Две озлобленные на безрадостную житуху бабы шпарили такой рэп, что стены качались! А еще мы любили разносить в пух и прах разные сборники хип-хопа. Это фигня, эта тема грузит, а та – загибает…. Ура, мы лучше!» .

    Учителя в школе знали об этом увлечении Вики и Юли, а потому задавали им по первое число, стоило только «прогульщицам» появиться в классе. Химичка, например, терроризировала Вику на предмет ношения штанов вместо юбки. Однажды она выдвинула ультиматум: или в юбке, или вообще не приходи! Юбка у Петренко была одна – и очень короткая…

    «Вика, милая, – с душой начинал в очередной раз директор, – у тебя юбочка короткая, под нее мальчики заглядывают… Быстро домой переодеваться!!!» .

    По твердому убеждению директора, под юбки других школьниц, задранные порой и выше пуза, мальчики деликатно не заглядывали. Зато под Викину…

    За широкие штаны девочек ругали еще больше. Однажды Петренко вышла отвечать к доске и стала на ней что-то старательно чертить. В это время рэперские брюки предательски сползли вниз. Первым, как ни странно, заржал педагог, а за ним и весь класс. Вика спокойно обернулась, поправила штаны и томно спросила: «Извините, а что здесь смешного?» . Весь день после этого одноклассники и учитель, наверное, чувствовали себя полными кретинами….

    Был, правда, один человек, который помогал Вике и Юле – их классная руководительница. Мудрая женщина говорила: «Мне все равно, как вы одеваетесь и чем увлекаетесь, только учитесь хорошо…» . И тем самым снимала все запреты. Девчонки верили только ей. Уже тогда Петренко задумывалась над своим будущим: «Я точно знала, чего хочу от этой жизни – успеха. Мне говорили: заткнись, ты не умеешь петь! А я всех посылала и пела. Мне говорили: спрячь свои руки-крюки, ты не умеешь рисовать. А я опять всех посылала и рисовала. Так что после школы у меня было два любимых дела – пение и рисование» .

    «Спасибо нашей школе, нашему двору, – говорила Юля Гаранина, – за то, что они ненавидели, травили нас. Это они научили нас защищаться и воевать!» .

    Закончив девятый класс, Петренко отправилась в Москву – выбирать художественное училище. Но ни одно ей не нравилось, пока она случайно не заглянула в цирковое. Здесь не учили рисовать, зато учили петь.…

    Гаранина же назло всем выбрала медицинское училище. Назло – потому что окружающие были твердо убеждены, что Юлечка станет артисткой. Ведь к тому времени девочка уже успела проявить прекрасные актерские данные в самодеятельных выступлениях.

    Так рождалась идеология и форма будущей «Пропаганды».

    Вика Воронина

    Вику Воронину в обычной московской школе травили, пожалуй, еще больше, чем Петренко и Гаранину вместе взятых. Однажды одноклассница с размаху и почти на полную длину вогнала карандаш Вике в плечо только за то, что она не такая, как все. Страсти накаляло и то, что Воронина училась на «отлично» без особого труда. Она могла пол-урока бить баклуши, а потом блестяще ответить. Или написать контрольную за пять минут и получить «отлично». Так что класс быстро определился со своим «изгоем».

    Тем не менее Вика успевала параллельно осваивать премудрости игры на фортепиано в музыкальной школе им. и впоследствии получила красный диплом. Мама за руку привела талантливую дочь в Московский камерный академический музыкальный театр им. Покровского. Там девочка пела семь лет, исполняя основные роли в таких постановках, как «Дворянское гнездо», «Давайте создадим оперу», «Ростовское действо» и др.

    «Закулисный мир театра, – говорила Вика, – оказался еще более жестоким, чем школьный. Дети вообще жестоки по своей сути. От меня были в полном восторге все взрослые и в полном ужасе все дети. Как же так, главную роль – этой толстухе?! Часто день заканчивался кнопкой в моем ботинке или гвоздем на стуле…» . В то же время Воронина случайно попала в команду, озвучивающую Кремлевскую елку. На протяжении нескольких лет с девчонкой нянчились такие знаменитости, что, по ее словам, «их даже называть боязно» . «После семи лет в театре, – рассказывала Вика, – я наконец решилась уйти. Меня слезно молили остаться, но делать там мне больше было нечего. Я планировала поступить в Гнесинку, но, однажды, увидев ее серые стены, передумала» .

    Судьба прямиком вела Воронину в цирковое училище. Пройдя подготовительные курсы, она сразу попала во второй тур отбора и вскоре была зачислена на эстрадное отделение.

    Клиническая смерть и творчество

    Петренко и Воронина не могли не познакомиться, потому что попали на один курс циркового училища. Когда они заметили друг друга, то каждая подумала о своем. Воронина: «Блин, это ж не баба, а пацан какой-то!» . Петренко: «А это что за явление природы? Кошмар!» .

    На первой же репетиции девчонки серьезно поссорились. Петренко куда-то надо было сбежать, а Вика принялась ныть: мол, посмотрите, как девка халявит!

    Вскоре студентки извинились друг перед другом, а позже очень сильно сдружились. Тем временем у Ворониной начались проблемы с адекватностью самооценки. Изо дня в день однокурсники и педагоги твердили ей одно и то же: «Корова! Толстуха! Ты куда пришла? Хочешь с таким весом по канату ходить?!» . Доведенная до истерики девочка пыталась покончить с собой. Но судьба смилостивилась над Викой – скорая приехала очень быстро. Через месяц после инцидента Вику уже не могли узнать однокурсники. Перед ними была совсем другая девушка – похудевшая на 27 кг (!), жизнерадостная и уверенная в своих силах. «Наверное, я пережила клиническую смерть, – рассказывала девочка. – Помню я все смутно. Очнулась в палате с единственной установкой – жить и побеждать. Никто об этом не знал, но уже тогда я начала сочинять песни» .

    Через несколько месяцев Воронина осмелилась показать свои творения Петренко. Реакция той была однозначной: «Ты полная дура! Да с таким материалом можно горы свернуть!» . Несмотря на этот восторженный отклик, Петренко еще долгое время продолжала вместе с Гараниной шпарить рэп на английском. Они даже успели засветиться на местном Чкаловском телевидении со своими песнями. Кроме того, подружки поучаствовали в составе молодой группы Danger Illusion. Но быть на вторых ролях девчонкам быстро надоело.

    Воронину подруги тогда еще не приглашали, а она тем временем показала свои композиции преподавателю по вокалу Юрию Никитовичу Еврелову. Никитич, как его позже любовно прозвали девчонки, обладал способностью разглядеть в человеке талант и не дать ему исчезнуть. По сути, благодаря именно ему Юля и две Вики нашли друг друга. Он же записал им первую фонограмму, сделал сносные аранжировки, а «на дорожку» напутствовал: как петь, как держать себя на сцене…

    И вот наконец девчонки решили работать втроем. Началась мучительная притирка друг к другу. Даже если трех разъяренных кошек запереть в изолированном помещении, и то они лишь отдаленно будут напоминать наших героинь, закрывшихся в импровизированной студии Никитича, чтобы кустарно записать материал.

    «Мы сразу решили, что основной фишкой нашего творчества станет женский речитатив, – вспоминала Юля, – но воплотить задумку оказалось не так легко. Мы с девками такие разные! И такие взрывные! Две песенки мы писали ровно год. Были слезы, ссоры, маты, даже за космы друг дружку таскали. А кроме того, у нас возникли огромные финансовые проблемы. Приходилось работать днем и ночью, а в свободное время мы запирались в кабинете Никитича и писали песни» .

    Наработав первоначальный материал, подружки обозвали свой проект «Влияние» и повезли демо-кассеты по клубам. Они уже включали песни «Молитва» и «Про это». Вскоре новую группу пригласили выступить в клубе «Манхеттен». В то время как будущая «Пропаганда. тряслась в ожидании своего первого выхода на сцену, ведущий жизнерадостно верещал: «А теперь у нас в гостях молодой, перспективный, талантливый проект, который называется «ВлиВАние»!» . Разгоряченной причудливыми коктейлями публике слово понравилось. «Вливание? Круто, круто! Давай еще по одной пропустим!» .

    После концерта – к слову, весьма удачного – у девчонок была истерика. «Ну какое на хрен вливание?!» , – орала Юля. «Надо срочно поменять название!» , – вторила ей Петренко. А Воронина поступила мудрее всех: поехала домой и сразу же завалилась спать. В ту же ночь ей приснилось новое название группы. Одновременно с этим в спящем Чкаловском Петренко трясла старой газетой перед заспанным лицом Гараниной. «Смотри, – кричала она, – слово-то какое! Почти то же самое, что и «влияние», только звучней и красивей. ПРО-ПА-ГАН-ДА!» .

    Гаранина молча кивала головой и ничего не понимала.

    Произошла мистика: две Вики независимо друг от друга придумали одно и то же название своей группы.

    «Пропаганда»

    Ни о какой торной дорожке в шоу-бизнес и тем более славе девчонки тогда не помышляли. Когда у трио вновь появились проблемы с деньгами, музыка вообще отошла на второй план. На родителей, еле сводящих концы с концами, надежды не было. Юля удачно устроилась в поликлинику медсестрой и на свою зарплату полгода содержала подружек. Но судьба продолжала подбрасывать девчонкам новые и новые трудности. Двоюродный брат Юли сел на иглу. Пока родители ничего не знали, девочка, плача, умоляла братишку бросить, но он уже не мог. Впервые увидев его мучения воочию, Юля сломалась: она стащила в больнице наркотики и принесла брату. Пропажу обнаружили и девчонка осталась без работы. Брат сгорал на глазах, а потому Гаранина забросила все на свете. Через какое-то время семья проводила мальчика в последний путь. Нервные срывы сестры сменились затяжной депрессией.

    «Я не раз стояла на краю крыши, – признавалась Юля, – меня удержала только мысль о девчонках и наших песнях. Тогда я стала утешаться тем, что дни напролет сочиняла стихи. Они получались очень черные. Сейчас мы хотим на некоторые из них написать песни, но никак не можем подобрать музыку. Наверно, надо вновь испытать что-то похожее на мое тогдашнее состояние, чтобы такая музыка получилась» .

    Из депрессии Юлю вытащила Петренко. Она не утешала и не уговаривала подругу, а просто продолжала жить своей жизнью: бегала на занятия в училище, на какие-то тусовки в клубы, писала новые песни… И однажды Гаранина очнулась. «Вот я сижу в четырех стенах на жопе, – думала она, – и нет от меня никакой пользы. А девчонки стараются, им без меня тяжело» . В один прекрасный день Юля просто попросила девчонок взять ее с собой на очередные заработки…

    В это время голодная «Пропаганда» как только ни вертелась, чтобы прокормить себя. Девчонки развлекали малышей на елках, работали растровыми куклами, таская на себе 35-килограммовые костюмы. Но чаще всего трио околачивалось на старом Арбате.И не зря.

    Ушлые журналюги уже успели распустить грязные слухи о том, что «пропагандистки» зарабатывали деньги, показывая школьникам на задах гастронома «Новоарбатский» свои девичьи груди. Это неправда. Девчонки действительно подрабатывали на Арбате. Они исполняли в акустическом виде собственные песни. При этом обе Вики стильно двигались и, как бывалые цирковые артистки, то и дело совершали опасные трюки. Вокруг группы всегда собиралась толпа зевак. И однажды посреди такой толпы случайно затесался Алексей Козин, директор звукозаписывающей компании CD Land Records.

    «Я прогуливался с очередной делегацией коллег из Германии, – рассказывал он. – Мы дегустировали очередную бутылку виски Jameson и нас потянуло на экстрим. Пробившись сквозь толпу праздношатающихся, мы увидели ИХ» .

    В это время Воронина сидела в шпагате, Петренко жонглировала пустыми бутылками из-под пива, а Гаранина злостно читала рэп. Энергичные «пропагандистки» подкупили Козина, в первую очередь, своими актуальными текстами и искренностью исполнения.

    Через несколько дней Алексей Козин уже знакомил «Пропаганду» с продюсером. Им стал Сергей Изотов, сделавший в свое время , « » и « ». «Дядя Сережа – так мы сразу стали его называть, – галдели девчонки. – Он забрал нашу кассету и сказал позвонить ему на следующий день. Ночь перед звонком была настоящим кошмаром. Мы сначала плакали, потом ржали, как дуры. Ну все, думаем, если и здесь обломится, то мы не пробьемся никогда!» .

    На следующий день Воронина с трепетом набрала номер Изотова. «Приезжайте!» , – донеслось из трубки. «Я не выдержала и закричала на весь дом, – рассказывала Вика. – Девки все поняли и тоже заорали…» .

    Вера в будущее и в нечто светлое

    Истина, седая как мир: двигатель торговли – это реклама. В современном шоу-бизнесе этот нехитрый постулат остался неизменным: для успешной «раскрутки» артиста необходим грамотный пиар. Имидж – это все! Это успех, слава, деньги, etc. Однако, забывая о том, что хорошее дело пиаром не назовут, «скромные» трудяги шоу-индустрии зачастую создают артистам умопомрачительные кричащие образы, способные составить конкуренцию самым фантастичным персонажам комиксов. И фраза «Это все пиар!» стала обозначением чего-то лживого и ненастоящего.

    А этим трем девушкам не нужно было ничего придумывать. В жизни они такие же, какими поклонники их видели на сцене и с экранов телевизоров. Они – это «Пропаганда». Это выше любых выдумок и дешевых ухищрений, это больше, чем образ. Это – их жизнь. Их творчество вне всякой фальши и обращено на слушателя, на зрителя. На тебя – лицом к лицу. Исповедь. Та правда, которую произносят, глядя в глаза.

    «Пропаганда» – это Вика Воронина, Вика Петренко и Юля Гаранина; это три подруги, создавшие именно такой коллектив, какой хотели создать сами. И их песня «Мелом» долго звучала в радиоэфире всей страны, а видеоклипы на композиции «Мелом» и «Никто» активно ротировались на музыкальных каналах.

    «Пропаганда» – это, в первую очередь, искренность. Искренность в чувствах, в поступках и в песнях.

    Гибель и возрождение

    Когда 26 сентября в Новосибирском государственном техническом университете состоялся концерт в рамках акции «Нам продолжать историю», посвященный приближающейся переписи населения, молодежь была сильно удивлена, заприметив в составе группы «Пропаганда» не трех, а двух солисток. Причем одна из девушек была совершенно неизвестна поклонникам. Объяснялось это просто – в «Пропаганде» произошел раскол, который спешно «склеивал» продюсер коллектива Сергей Изотов.

    Еще 10 сентября «Пропаганда» распевала на сцене Тюменского Дворца молодежи в старом составе. Однако после концерта продюсер группы Изотов устроил девушкам выволочку, в результате которой группу покинула солистка Вика Петренко. Упрекал свою подчиненную Изотов в аморальном поведении и «несоответствии облику российской артистки» .

    В знак солидарности на следующий большой концерт, состоявшийся в Новосибирске, отказалась ехать подруга Вики Юля Гаранина.

    Из-за того, что договор на новосибирский концерт заключался еще до конфликта, Изотов был вынужден спешно подыскивать новую певицу. Ею стала Оля Морева. Она очень быстро выучила песни группы и в Новосибирске выступала совместно с Викой Ворониной, третьей солисткой «Пропаганды».

    Так не стало той «Пропаганда», где пели Вика Петренко, Юля Гаранина и Вика Воронина. Зато появилась другая. В ней стали петь Вика Воронина, Оля Морева и Ира Яковлева.

    …Над своим первым альбомом «Детки» (2001) девчонки трудились с полной самоотдачей. Примерно из 50 музыкальных набросков они сначала выбрали 20, а из выбранных – лучшие 10 треков. Дальше были слезы, ссоры и девичьи драки в студии, личные проблемы и проблемы с песнями, но всегда поиск, всегда творчество. В сентябре 2001 г. «Пропаганда» снимает дебютный клип на песню «Мелом». Ролик создан по мотивам фильма Даррена Аранофски «Реквием по мечте» – пронзительного, интимного разговора о жизни наркоманов. В кадрах мелькают дождливое небо, осенние питерские переулки, темные коридоры коммуналок и убогие обитатели социальных низов общества. И над всем этим парит юная и чистая мечта подростков – разукрасить мрачный мир, сделать его ярче, лучше…

    Дебютный альбом «Детки» появился в продаже в феврале 2002 и сразу выбрался на первые строчки хит-парадов. На волне успеха в июле был выпущен альбом ремиксов «Не дети» (2002), включавший новую песню «Холодно» и ремиксы композиций дебютного альбома от известных представителей российской поп-сцены в лице Юрия Усачева (« »), Мутабора, Radiotrance и других. Отлично был принят поклонниками и новый клип «Никто». Следом Компания CD Land выпускает сборник хитов и ремиксов «Кто?!» (2002).

    Для «Пропаганды» 2003 год можно уже назвать знаменательным. Новые солистки, новые эмоции, новые песни и пронзительный альбом «Так и быть» (2003) как результат. Но не итог. Это лишь начало... Новый альбом навеян чувством любви, можно сказать, что этот альбом и есть любовь! Тепло и пронзительно строки Вики Ворониной легли на видео «Пять минут на любовь», первое видео в новом амплуа группы. Вдогонку эмоциям и переживаниям на экране появился и второй видео-хит «Так и быть», которому суждено было месяцы и месяцы шествовать по телеэкранам. За песню «Так и быть» в апреле 2003 г. «Пропаганда» получает премию «Стопудовый хит», а пару месяцев спустя на «Золотом Граммофоне» Первого канала хит «Дождь по крыше» обратила к «Пропаганде» новых и новых поклонников. Позиции «Пропаганды» в хит-парадах укрепились блокбастером «Песня без слов», который открыл переиздание успешного альбома «Так и быть», теперь уже в полной версии под названием «Кто-то играет в любовь...» (2003).

    В ноябре 2003 г. группа сняла новый клип на песню «Яй-Я», где «Пропаганда» ненадолго превратились в Ев-соблазнительниц славной поры диско 80-х годов. Эта песня достаточно необычна по своему звучанию. «Пропаганды» за эксперименты и никогда не хотела стоять на месте!

    «Яй-я» успешно завоевала верхние строчки всевозможных хит-парадов и концу зимы 2004 г. уже «состязалась» с другой новинкой от «Пропаганды» – Super Dетка, видео на которую вышло в эфир весной, давшей Вике, Ире и Оле колоссальный творческий заряд: в апреле состоялись съемки нового оригинального видео на пронзительную балладу Quanto Costa.

    Эксперименты группы «Пропаганда» со стилем диско обрели форму в красочной стильной пластинке Super Dетка (2004), две главных песни из которой уже стали хитами («Яй-я», Super Dетка). Новый альбом «Пропаганды» о романтичной, ранимой современнице. Она иногда не может разобраться в своих чувствах, которые застают ее везде. Трудно бывает разобраться в том, что хочет твое сердце… Автор всех песен альбома Super Dетка – Вика Воронина.

    Новый век

    Наибольшую известность девичий коллектив снискал в период 2002-2004 годов. В это время рэп в России был на пике своей популярности, так что симпатичные девушки-рэперши быстро обзавелись армией преданных фанатов.

    К 2005 году «Пропаганда» стала все меньше и меньше мелькать на экранах телевизоров и на сценических площадках страны. Виной всему – деньги. Точнее, их нехватка. Из-за резкого сокращения финансирования дела у группы с каждым днем становились все хуже и хуже.

    В 2007 году директор коллектива Сергей Иванов стал его продюсером. Спустя год упорной работы «Пропаганда» выпускает альбом «Ты мой парень», который, к сожалению, был негативно встречен как критиками, так и слушателями. От былой славы не осталось и следа… Устав от постоянных неудач, в 2010 Вика Воронина ушла из группы и начала сольную карьеру. За год до этого группу покинула Ира. Пришли новые певицы – Маша Букатарь и Настя Шевченко. Из самого первого состава «Пропаганды» не осталось никого.

    В середине зимы 2012 года в «Пропаганде» появилась новая солистка – Вика Богославская, участница «Фабрики звезд-4». Богославская проработала в группе всего лишь месяц. На ее место пришла еще одна девочка – Мария Неделкова. По неизвестным причинам Маша тоже не задержалась в коллективе. Новенькие приходили и уходили, не оставаясь надолго... «Пропагнадисток» осталось двое – Мария и Настя.

    В 2012 году группа выпустила альбом «Лучшие песни. Новая коллекция», в 2013 – «Подруга», в 2014 – «Фиолетовая пудра». Несмотря на упорные старания продюсеров коллектива вернуть «Пропаганде» былую славу, ничего не вышло. Времена давно изменились, да и самой «Пропаганды» не стало еще задолго до первых ее падений…

    Видео группы «Пропаганда»

    сайт (далее - Сайт) осуществляет поиск видео (далее - Поиск), размещенных на видеохостинге YouTube.com (далее - Видеохостинг). Изображение, статистика, название, описание и прочая информация, относящиеся к видео, представлены ниже (далее - Видео-информация) в рамках осуществления Поиска. Источники Видео-информации указаны ниже (далее - Источники)...


    «Я рисую на асфальте белым мелом слово "хватит"» - все помнят этот хит десятилетней давности. Кое-кто даже помнит двух симпатичных блондинок Вику Петренко и Юлю Гаранину, которые пели эту песню в компании с Викой Ворониной.

    И вот теперь бóльшая часть «Пропаганды» вернулась на сцену с новой песней и прежней ни на кого не похожей индивидуальностью.

    - Что случилось много лет назад, когда вы ушли из «Пропаганды»? Или вас ушли?

    Петра: Меня уволили за аморальное поведение.

    - В чем оно заключалось? Вы бегали голой по сцене?

    Петра: Хуже... Я просто имела смелость иметь свою точку зрения на имидж группы, её репертуар и позиционирование и не стеснялась её озвучивать. Так как я являлась создателем данной группы, мне кажется, я имела на это полное право.

    Юкка: Наш продюсер решил, что тех денег, которые мы зарабатывали с концертов, ему недостаточно, поэтому стоит сменить имидж - выходить на сцену в одном нижнем белье, чтобы к нашим стадионам добавились еще и бани. От них, как известно, в те времена шёл основной доход.

    - Так Юкку уволили, потому что она не хотела в тур «по баням»?

    Петра: Юкка ушла в поддержку меня как мой лучший друг! Её никто не увольнял, даже более того - ей были предложены шуба, машина и возможность заработать на квартиру в Москве.

    Юкка: Нельзя же продать друга за трупик норки... хотя за шиншиллу, наверное, можно. Шучу. Изначально «Пропаганда» - это была мечта Петры, в которой я принимала участие. Я считаю, что когда мечта остается жить без человека, который её придумал и воплощал, то это уже не имеет смысла. Да и остаться в коллективе было бы предательством, на мой взгляд. Вообще если задуматься о том, как появляются звезды в мировой музыке, то самые успешные проекты, как правило, созданы друзьями или единомышленниками.

    Петра: Как и было с нами. Но продюсеру весьма удобно собирать группу из людей ничем не связанных. Воздействовать на людей, которые не являются сплоченной командой, гораздо легче.

    / Григорий Горячев / Russian Look

    - Ну хорошо, ушли вы из группы - почему сразу не стали записывать свой альбом?

    Петра: По условиям контракта до 2006 года мы не могли нигде светить своими красивыми фэйсами.

    - Но вас же уволили. Неужели контракт все еще действовал?

    Юкка: Юридически выходило, что да. Ну и плюс к этому нам угрожали.

    Петра: Наш продюсер сказал следующее: «Не рыпайтесь, если не хотите, что бы с вами что-то случилось». Тогда сами понимаете какие были времена. Певцы и певицы то и дело после ухода от продюсера попадали в больницу с травмами. Поэтому мало кто подавал в суд на расторжение контракта. Нам было 18 лет, и честно говоря, было страшно.

    - Что вы делали все эти годы?

    Юкка: Поначалу сопли вытирали... особенно я Петре.

    Петра: Я полгода была в депрессии, из дома не выходила. Вообще это ужасно, когда тебе [плохо], а тебя то и дело расспрашивают, что да как да почему. Короче, я побрилась наголо и сменила имидж, чтобы больше не узнавали.

    - В 2006-м контракт истек? Почему было не вернуться после этого?

    Юкка: Далее возникли обстоятельства непреодолимой силы. Я встретила большую любовь в жизни. Он оказался по случайному (а может, и не случайному) стечению обстоятельств поклонником группы. Красиво за мной ухаживал. И я как-то полностью погрузилась в эти теплые отношения. Много лет мы были вместе. И единственное, что меня волновало, - это наша любовь. Она настолько заполнила всё мое существование, что не оставляла времени ни на какое творчество. Плюс, я поступила в институт на отделение PR, закончила его весьма успешно.

    - А Петра чем все эти годы занимались? Тоже личная жизнь?

    Петра: Я пустилась во все тяжкие. Решила попробовать всё. Поставила пластический спектакль - благо, образование мне это позволяет, я закончила эстрадно-цирковое училище по классу пантомимы. Участвовала в других театральных проектах, таких как нашумевшая хип-хоп-опера «Копы в огне», шила майки и платья, рисовала картины, работала журналистом, вела свою колонку в журнале «Браво», сняла три «коротких метра», преподавала пластику детям в англо-французской школе, работала помощником режиссера в цирке... ну, короче, много всего. И хочу сказать, это тоже было весьма интересно и ничуть не хуже, чем в группе петь.

    / Официальный сайт группы / probkistars.net

    - То есть вы не жалеете, что с «Пропагандой» не сложилось?

    Петра: Сначала жалела. Обида была. А сейчас смотрю на всё и понимаю, что было же очень интересно. Вот, к примеру, работала я в «глянце» стилистом. Приходилось все время быть в образе, разговаривать соответственно, держать себя определенным образом, одеваться странно. Как роль в театре играть. Приходишь в шоу-рум шапочки со стразами для съемки выбирать и восхищаешься минут пятнадцать напоказ их красотой, а сама думаешь: какой-нибудь Вася взял шапку за 600 рублей, страз наклеил еще на стольник, а теперь втюхивает ее за - внимание, барабанная дробь! - 60 тысяч. Шапка - 60 тысяч! Можете себе представить?

    Или клеишь гигиенические подкладки к туфлям для съемки - ну, чтобы подошву не поцарапать. А некая звезда намеренно ходит в этих туфлях по гальке. Вообще на многих работах люди мне говорили «Ну вы прямо настоящий журналист, я себе именно так их и представляла» или «Вы такой администратор хороший - сразу видно, человек такого склада не может быть артистом», а после этого я выходила к ним на сцену, и они меня не узнавали.

    Несмотря на то, что вы так драматически уходили из «Пропаганды», я знаю, в прошлом году вы выступали в старом составе. Как это случилось?

    Петра: От Вики Ворониной поступило предложение совместно выступить. Мы долго думали. И решили: а почему бы не тряхнуть стариной?

    Юкка: Решили - надо закрыть гештальт. Ну, чтобы поставить на этом жирную точку.

    Петра: Мы даже записали две новые совместные песни, которые исполнили на концерте.

    Юкка: Почувствовали: «а брючки-то малы».

    Петра: Мы поняли, что мы теперь с Викой настолько разные люди, с такими разными взглядами на музыку, стиль, позиционирование, что нам просто не ужиться всем вместе. Лучше мы будем ходить к друг другу в гости на чай.

    Юкка: Хотя, конечно, сразу пошли предложения сделать ностальгический тур по городам нашей необъятной родины. Скосить бабла.

    Петра: И хоть это покажется странным, мы отказались. Понимаем, что рефлексировать по ушедшей молодости нынче в тренде, но для нас это странно.

    - Ну а сейчас-то что?

    Юкка: А сейчас у нас родился жопанадирательный хит! Песня о мире, о добре. В наше неспокойное время что может быть важнее Добра? Петра живет недалеко от меня, заходит по утрам кофе пить. Да и вообще звонит мне по любому поводу. Однажды принесла мне очередную песню. Она оказалась хорошая. И куплет у меня к ней сразу родился.

    Мы её записали. И даже клип сняли. Петра была режиссером. Взяли у подруги последний «марк» . Снимали друг друга по очереди. В клипе нет ни одного кадра, где бы мы были вместе, так как лишних рук не было. Петру я на крыше ее дома снимала. У меня периодически рука срывалась, а Петра говорит: «Оставь, будем считать, что это приём».

    Петра: В клипе мы также снимали случайных людей и своих знакомых, которые писали на табличках названия городов, в которых они родились, как символ того, что независимо от того, откуда мы родом, мы едины, нет никаких различий между жителями столицы и регионов, а также других государств.

    Юкка: Для этого, собственно, мы и пошли на скейтплощадку. Нам нужны были молодые, красивые люди. И вот тут, не поверите, в процессе съемок кто-то на гитаре заиграл песню «Мелом». Нас точно не могли узнать, прошло десять лет. Более того - когда мы засмеялись, никто не обратил на нас внимания. Но для нас это было как знак.

    Петра: Небеса разверзлись, и рука Господа протянулась к нам...

    / Анатолий Ломохов / Russian Look

    - Как будет называется песня? Будет ли клип на телике?

    Петра: «Добро»! А про телик и радио - да черт его знает. Вот думаю: продать, что ли, юккину тачку и проплатить ротацию на радио. Хотя на эти деньги можно и малобюджетное кино снять или спектакль поставить.

    Юкка: А кто тебе сказал, что я тебе дам свою тачку продавать?!

    Петра: А если я очень попрошу?

    Юкка: Ну проси!

    Петра: Ну пожалуйста!..

    Петра: Я потихоньку пишу и сливаю в интернет. Вот второй клип себе снимаю, тоже сама.

    Юкка: Сейчас песня родилась, завтра что-то другое родится - передача или кино... Главное, чтобы не скучно было. Сейчас вообще возможностей много для того, чтобы пробовать. Времена нынче странные. Не осталось героев ни в музыке, ни в журналистике, хотя время героизма. Даже фриков настоящих - и то мало стало. Может, просто норма изменилась, и всё, что раньше было особенным, стало обычным.

    Петра: Мы считаем, что хорошо быть свободными. Возникает идея - беремся за реализацию.

    Юкка: Идей у нас много. Мы как Пинки и Брейн - каждый день начинается с плана завоевания мира.

    Популярность девичьего коллектива «Пропаганда», по мнению поклонников и музыкальных критиков, основывается на обаянии вокалисток и текстах песен, в которых каждый находит понятное и до боли близкое. Девушки поют о любви и дружбе, об ожидании чуда и романтических отношениях.

    Группа «Пропаганда» в новом составе

    Поначалу группа позиционировалась как подростковая, но через пару лет после выхода на сцену солистки «повзрослели»: тинейджерские штаны сменились узкими брюками и сексуальными майками. Женственность проявилась и в творчестве, что отразилось на имидже «Пропаганды».

    Состав

    Группа родилась в 2001 году. История появления «Пропаганды» проста и одновременно сложна, как первые песни девушек. Три вокалистки «золотого состава» – Виктория Петренко, Юлия Гаранина и Виктория Воронина – шли к объединению в музыкальный коллектив похожими путями. По дороге встречали непонимание, одиночество, насмешки ровесников и личные трагедии.


    Вика Петренко и Юля Гаранина выросли в подмосковном Чкаловском. Подружились в детстве и учились в одном классе. В 14 лет девчонки, объединенные увлечением рэпом, запели. Выглядели подростки соответственно: кепки козырьком назад, широкие штаны, чудом державшиеся на бедрах. За то, что подружки-рэперы резко контрастировали на фоне остальных учеников школы, девчонки стали изгоями и завсегдатаями директорского кабинета и учительской.

    Позже Вика и Юля поблагодарят одноклассников, учителей с директором и дворовых ребят за травлю и враждебность: Петренко и Гаранина научились бороться и преодолевать преграды. После 9-го класса будущие вокалистки «Пропаганды» отправились в Москву. Вика поступила в цирковое училище, Юля – в медицинское.


    Похожая биография и у третьей участницы «золотого состава» – Вики Ворониной. Будущая «пропагандистка» тоже прошла через враждебность одноклассников, считавших Вику «белой вороной». Училась Вика блестяще и с завидной легкостью. Контрольную могла написать за 5 минут, а в оставшееся время писать стихи. С 5 лет мечтала стать певицей – мама Виктории по профессии музыкант.

    Сдав экстерном экзамены за 10-й и 11-й классы, Воронина попала в труппу столичного музыкального театра им. Б. А. Покровского, где прослужила 7 лет. Артистка озвучивала новогоднюю елку в Кремле вместе с , и звездами российского шоу-бизнеса.


    Планы Вики продолжить учебу в «Гнесинке» изменились в последний момент: девушка поступила на эстрадное отделение циркового училища, где познакомилась с Викой Петренко, а потом и с Юлей Гараниной.

    Петренко и Гаранина впервые вышли на сцену вдвоем: девушки читали рэп на английском языке и попали в эфир местного телевидения в Чкаловском. Затем поучаствовали в выступлениях молодого рэп-коллектива Danger Illusion, но Вике и Юле наскучило быть на вторых ролях.


    Идея объединить дуэт в трио принадлежит преподавателю по вокалу циркового училища Юрию Еврелову. Он разглядел потенциал в Вике Ворониной, показавшей свои композиции, сделал аранжировку и помог девушкам записать первую фонограмму.

    Притирка будущего трио «Пропаганда» оказалась болезненной: «золотой состав» ссорился и даже дрался. Впервые девушки выступили в столичном клубе «Манхеттен» под вывеской «Влияние». Но после оговорки ведущего, объявившего вместо «Влияния» группу «Вливание», придумали броское и амбициозное название «Пропаганда», исковеркать которое сложно.


    Группа «Пропаганда» в наши дни

    Первую популярность группа зарабатывала, выступая перед зеваками на Арбате. Там талантливых девушек, придумавших к каждой песне цирковое представление, увидел директор звукозаписывающей компании Алексей Козин. Пораженный увиденным шоу, он познакомил девушек с будущим продюсером Сергеем Изотовым, «отцом» звездных групп « » и « ».

    В сентябре 2001-го меломаны узнали о группе «Пропаганда»: в эфире радио «Европа Плюс» прозвучала композиция «Мелом», ставшая первым хитом вокалисток.

    Песня «Мелом» группы «Пропаганда»

    Вскоре трио презентовало песню «Никто». В том же году вышел «золотой альбом» коллектива, названный «Детки». Автор части текстов альбома и музыки для них – Виктория Воронина. На волне громкого успеха девушки записали два альбома ремиксов, дав им название «Кто?!» и «Кто придумал эту любовь».

    На композиции хитов «Мелом» и «Никто» вскоре появились яркие клипы. Песни долго занимали верхние строчки чартов, а видео на них попало в ротацию музыкальных каналов. В 2002 году «золотой состав» юных «пропагандисток» записал второй альбом, дав ему название «Не дети».

    Песня «Никто» группы «Пропаганда»

    В 2003-м группа распалась: первой коллектив покинула Вика Петренко, из солидарности за ней ушла Гаранина. Продюсер спешно заменил ушедших Ольгой Моревой и Екатериной Олейниковой. Поклонники «Пропаганды» благосклонно приняли новые песни «Супердетка» и «Кванта коста».

    В 2003 году обновленный состав презентовал альбом «Так и быть», красной нитью через композиции которого проходит любовь. Пронзительная песня на стихи Ворониной «Пять минут на любовь» и видео в новом, более романтичном и женственном амплуа пришлись по душе меломанам.

    Весной «Пропаганде» вручили премию «Стопудовый хит», а через 2 месяца на фестивале-концерте «Золотой Граммофон», который транслировался на «Первом канале», девушки подарили поклонникам хит «Дождь по крышам».

    Песня «Дождь по крышам» группы «Пропаганда»

    В конце 2003 года «Пропаганда» прогремела с новым хитом и записанным на него видеоклипом «Яй-Я» («Яблоки ела»). Вокалистки перевоплотились в соблазнительных Ев, увеличив армию фанатов в разы.

    К финалу зимы 2004 года ансамбль занял верхние строчки чартов и хит-парадов с «яблочной» композицией, а весной появился клип на балладу Quanto Costa, с которой вокалистки стали лауреатами «Песни года». В число лучших попала и песня «Мари полюбила Хуана».

    Песня «Яй-Я» группы «Пропаганда»

    В 2005-м «Пропаганда» редко появляется на экранах из-за плохого финансирования, а в 2007 году продюсером группы стал Сергей Иванов. Плодом совместных усилий Иванова и девушек стал альбом «Ты мой парень», прохладно встреченный музыкальными критиками и слушателями. Череда провалов и неудач становится причиной ухода из «Пропаганды» единственной из «золотого состава» Вики Ворониной.

    Состав трио снова меняется: на смену Ирине Яковлевой и ушедшей Ворониной пришли Мария Букатарь и Анастасия Шевченко. В 2010-м «Пропаганда» порадовала песней «Знаешь», напомнив о былой славе.


    В 2012-м трио превратилось в дуэт: остались Букатарь и Шевченко. Через год девушки записали альбом «Подруга» (одноименный сингл стал хитом), в 2014 – новый, который назвали «Фиолетовая пудра». В альбом вошли песни «Жаль», «Банальная история» и «Больше не твоя».

    Весной 2015 года «Пропаганда» подарила поклонникам композицию «Волшебство», которая тотчас попала в ротацию. Осенью того же года на музыкальном канале Russian Musicbox стартовало реалити-шоу «Попади в «Пропаганду»», в финале которого определились новые участницы – Арина Милан, Вероника Кононенко и Майя Подольская.

    Музыка

    Начав творческую биографию в стиле рэп, «Пропаганда» с годами постепенно менялась, преображалась и перепробовала другие направления, в том числе поп, поп-рок и хаус. Эксперименты не всегда находили отклик в сердцах старых фанатов трио, полюбивших «золотой состав» за рэперские речитативы.

    Песня «Я ухожу от тебя» группы «Пропаганда»

    В интервью 2004 года Настя Шевченко и Маша Букатарь рассказали, что изменения музыкальных направлений оказались необходимым условием роста и движения вперед.

    В 2014 году Букатарь и Шевченко ушли в «свободное плавание», начав сольную карьеру. На период записи сингла и клипа «Я ухожу от тебя» с рэпером TRES девушки вернулись в «Пропаганду».

    Группа «Пропаганда» сейчас

    В 2017 году вокалистки записали «Золотой альбом», в который вошли хиты, спетые за 15 лет, а также новые треки «Ты моя невесомость», «Мяу» и «Забываю», записанные новым составом «Пропаганды» и понравившиеся меломанам.

    Весной того же года трио презентовало трек «Не такая я», на который в сентябре появился клип.


    В который раз переформатированная «Пропаганда» переживает возрождение. Фанаты отслеживают новости любимого коллектива на сайте группы и на странице в «Инстаграме» (неверифицирована).

    В конце мая 2018 года «пропагандистки» порадовали концертом поклонников в Красноармейске и Омске.

    Клипы

    • 2001 – «Мелом»
    • 2002 – «Никто»
    • 2002 – «Пять минут на любовь»
    • 2003 – «Так и быть»
    • 2003 – «А-яй»
    • 2004 – «Super Dетка»
    • 2004 – «Quanto Costa (Remix)»
    • 2004 – «Мари полюбила Хуана»
    • 2006 – «Скучаю»
    • 2007 – «Елки-палки»
    • 2009 – «Над моей землей»
    • 2010 – «Знаешь (DJ Pomeha Remix)»
    • 2011 – «Я такая»
    • 2013 – «Подруга»
    • 2014 – «Жаль»
    • 2015 – «Волшебство»
    • 2017 – «Ты моя Невесомость»

    Дискография

    • 2001 - «Детки»
    • 2002 - «Не дети»
    • 2003 - «Так и быть или Кто-то играет в любовь…»
    • 2004 - «Super Dетка»
    • 2006 - «Стихи в метро или Одни дома»
    • 2008 - «Ты мой парень»
    • 2011 - «Знаешь»
    • 2012 - «Лучшие песни. Новая коллекция»
    • 2013 - «Подруга»
    • 2014 - «Фиолетовая Пудра»
    • 2017 - «Золотой Альбом»
    Группа «Пропаганда» создана в 2001 году. К известному, на тот момент, продюсеру Сергею Изотову пришли три девочки-подростка и сказали, что у них есть замечательные песни и они хотят стать знаменитыми. Это были Вика Воронина, Вика Петренко и Юля Гаранина. Песни действительно понравились продюсеру и он начал с девочками записывать песни. Во время работы выяснилось, что из всех троих петь умеет только Вика Воронина, поэтому для остальных были написаны «партии речетатива». Так родился собственный стиль «Пропаганды», но в таком составе коллектив просуществовал менее года. Вскоре после выхода первого альбома, как вспоминает Вика Воронина, девочек захлестнула звездная болезнь и продюсер вынужден был расстаться с двумя из них. На их место некоторое время претендовали несколько более ярких участниц, к которым предъявлялись повышенные требования в плане вокала. В итоге в коллективе продолжительное время поработали Катя Олейникова (2002-2003), Ольга Морева (2002-2006) и Ира Яковлева (2003-2009). В творчестве группы «Пропаганда» произошел поворот – отказ от речетативных партий и переход к профессиональному лирическому вокалу. Кроме того, в коллективе появляется четвертая участница – музыкант, саксофонистка Даша.
    В 2007 году все права на группу «Пропаганда» переходят к новому продюсеру Сергею Иванову, который работал с коллективом до этого момента в качестве директора. Места в группе из четырех участниц сохраняют только Вика Воронина и Ира Яковлева, к ним присоединяется Мария Букатарь. Именно с этого момента группа начинает выступать исключительно вживую, без использования фонограммы голоса. Гастрольный график группы «Пропаганда» включает ежемесячно 10-15 концертов, а свободные от гастролей дни у девочек занимают практически ежедневные репетиции вокала и хореографии.
    Не все выдерживают такой график, и в 2010 году коллектив покидает Виктория Воронина, которая мечтает найти время для сольного творчества. А немного ранее, в 2009 году вместо Иры Яковлевой появляется новая участница – Анастасия Шевченко.

    Группа имеет большое количество национальных музыкальных наград («Золотой Граммофон», «Песня года», «Стопудовый хит», «Высшая лига», «Серебряный диск», «Бомба года» и многие другие) и является лауреатом многих телевизионных фестивалей и конкурсов.
    За годы существования группа выпустила большое количество хитов, такие композиции, как «Мелом», «Кто», «Никто», «Так и быть», «Дождь по крышам», «5 минут», «Яй-я», «Супер-Детка» и «Quanto Costa» неделями возглавляли различные хит-парады радиостанций и телеканалов.
    В 2010 году таким хитом стала песня «Знаешь», композитором которой является Александр Янковский. Этот трек несколько недель провел на верхних строчках чарта DFM, а видео на эту песню до сих пор находится в эфирах музыкальных телеканалов.
    С этого момента основными авторами последующих треков становятся Александр Янковский и Сергей Иванов. Этот творческий союз приносит успехи.
    Группа «Пропаганда» в составе Маши Букатарь и Насти Шевченко продолжает радовать своих поклонников новыми танцевальными композициями и постоянными концертами.
    В 2011 году выходит трек и одновременно видеоклип "Я такая", который попал в чарт DFM и набрал в YouTube более 10 миллионов просмотров. Затем группа выпускает альбом "Знаешь", где один из треков "Наберу", также появляется в эфирах на некоторых радиостанциях.
    В начале 2013 года выходят треки "Подруга" и "Я написала любовь". На эти треки также сняты видеоклипы, которые широко представлены на телеканалах.
    Трек "Подруга" завоевал огромную популярность в народе. Совсем недавно группа выпустила новый альбом - "Фиолетовая пудра" и сняла видео на сингл "Жаль".

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры