Бари алибасов и группа «на-на. Алибасов бари каримович Бари алибасов кто по нации биография

Главная / Психология
Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. За кулисами шоу-бизнеса Раззаков Федор

Бари АЛИБАСОВ и группа «НА-НА»

Б. Алибасов родился 6 июня 1947 года в маленьком пристанционном поселке Чарское Абаевского района Семипалатинской области в 80 километрах от Семипалатинского ядерного полигона. Его отец - Карим Касымович (наполовину хакасец, наполовину казах) - работал управляющим банка в Чарске, мать - Ираида Ибрагимовна (татарка, воспитывавшаяся русской мачехой) - была бухгалтершей в детском саду и по совместительству подрабатывала в паровозном депо. Кроме Бари, в семье было еще четверо детей: Зоя, Роза, Булат и Газиз (Бари родился четвертым). Так как родители работали по 18 часов в сутки, дети видели их редко, однако времени на всякого рода шалости у них не было - надо было следить за хозяйством. Например, в то время пока мать доила корову, они поливали огород. По словам Б. Алибасова: «Старшему брату и сестрам не терпелось бежать на танцы в клуб, но, пока огурцы и помидоры не будут политы, об этом и речи быть не могло. Бывало, Булату становилось особенно невтерпеж и он готов был слинять до конца поливки. Только сестры, заподозрив побег, быстро это дело пресекали: замачивали в бочке с водой его единственные брюки. Других штанов по той поре у Булата не было, и он оставался без развлечений. Мне тоже хотелось побегать, поиграть в прятки, в футбол, но понятие «хозяйство» было магическим. В 6 утра я вставал и кормил животных, а потом гнал коров на пастбище. А то еще и теленка приходилось припасывать, и картошку окучивать. Как же я ненавижу всю эту работу с тех пор! Даже домашних животных никаких не завожу…

Мы жили в такой бедной деревне, что наш дом считался самым зажиточным - только у нас водились простыни. И еще у меня была гувернантка - немка из сосланных Сталиным немцев Поволжья…»

Интерес к сцене проснулся в Алибасове довольно рано - уже в четырехлетнем возрасте мама надевала на него атласные шаровары, бархатную жилетку с тюбетейкой и заставляла петь татарские песни и танцевать цыганские танцы. И у Бари это неплохо получалось. В школе он начал активно заниматься в художественной самодеятельности (пел в хоре, играл на барабанах, был конферансье), создал свой собственный драмкружок (поставил спектакль по А. Чехову «Сельский эскулап»). В начале 60-х, когда Бари учился в старших классах, он вместе с несколькими одноклассниками создал небольшой оркестр, который стал пользоваться успехом не только в стенах школы, но и далеко за ее пределами - в соседних районах. Однако сильное увлечение музыкой в ущерб учебе не могло нравиться педагогическому коллективу школы № 62, в которой учился Бари, и ему неоднократно делали предупреждения: мол, еще раз пропустите занятия - отчислим. Однако ребята игнорировали эти угрозы по нескольким причинам: во-первых, считали их не слишком серьезными и, во-вторых, хотели заработать. В конце концов учителям это надоело. Когда после очередного предупреждения ребята из алибасовского оркестра уехали на гастроли в соседний колхоз, в школе вывесили приказ об их исключении. После этого музыкантам пришлось идти на попятный, каяться перед педсоветом и уверять, что больше такое не повторится. Им поверили и восстановили в числе учеников.

В середине 60-х Алибасов закончил школу. Перед выпускными экзаменами он женился на своей школьной подруге Свете с Западной Украины, однако их совместная жизнь продолжалась недолго. Несмотря на то что вскоре у молодых родился сын, их отношения разладились и они разлетелись в разные стороны: Светлана уехала в Иркутск, а Бари отправился в Усть-Каменогорск, где поступил в строительный институт. Он хотел быть архитектором. Однако любовь к музыке взяла свое. В институте он создал вокально-инструментальный ансамбль «Интеграл», который довольно быстро стал популярен в молодежных кругах Усть-Каменогорска. Стоит отметить, что в отличие от большинства советских рокеров Алибасов не взял на вооружение музыку «Битлз». Сам он так описывает свои тогдашние музыкальные пристрастия:

«Я ненавидел «Битлз» в молодости. Потому что мне казалось, что эта группа похожа на заливную рыбу. Много мелодий, мало эмоций. Нет ора Джеймса Брауна или Литл Ричарда, который как резаный орал твисты. Мне нравилась очень ритмичная и предельно истеричная музыка. С воем, стонами, воплями и, самое главное, хрипом. Моими кумирами были Джеймс Браун, Оретта Франклин, Чак Берри. Группы «Кингс», «Фараоны». Мне вообще кажется, что «Битлз» - это музыка для старичков. Сейчас, когда мне уже 50, я стал слушать «Битлз», где много мелодий, гармонии и есть о чем поразмыслить…»

Между тем вновь, как и в школе, чрезмерная любовь к музыке сказалась на учебе Алибасова. В 1969 году, буквально за полгода до защиты диплома, он внезапно бросил институт и вместе со своим коллективом отправился в Кемерово - работать по приглашению местного обкома комсомола. Их концертный тур пролегал от Читы до Братска. Что такое жизнь рок-музыканта в 70-е годы, рассказывать, думаю, не надо: поездки по провинциальным городам, житье в дешевых гостиницах, пьянки, девочки, наркотики. Приведу рассказ об этом самого Б. Алибасова:

«Я был рок-музыкантом. И этим все сказано… На моих глазах Генка Чугуев выпаривал носки, чтобы хоть чем-то «ширнуться». В моей коммуналке, в 12 квадратных метрах, утром просыпались 17 человек после ночных оргий: пьянка, секс, наркотики…

Я курил анашу, кололся промедолом и морфием. Я 14 дней валялся в реанимации с катетером в вене. Я, хиппи, ездил на сборища нашей братвы в Таллин, к кинотеатру «Родина». Мы собирались - грязные, в шинелях и гимнастерках, с холщовыми котомками за плечами. Многие умерли…

Я выжил, потому что сумел отказаться от такой жизни: я физически не получал никакого кайфа от наркотиков. Они мне просто мешали заниматься любимым делом. Настоящий кайф я получал от того, что владел зрителем. Я орал рок-н-ролл, ломал микрофонную стойку и видел, как заводилась публика…

Я три года не брал в рот спиртного - ни на день рождения, ни на Новый год… Случилось так, что после каждого концерта я выпивал две бутылки водки. Я не мог дождаться конца второго отделения - скорей бы в гостиницу! Две бутылки водки… «Неужели она сильнее?!» - спросил я себя.

Точно так же бросил курить, на глазах всей команды выбросив в окно автобуса пачку дорогих (1 руб.) американских сигарет. Они мешали мне петь - я стал задыхаться на сцене…»

Всесоюзная слава пришла к «Интегралу» в конце 70-х. Группа к тому времени уже покинула Кемерово и вновь перебралась в Усть-Каменогорск, в ДК металлургов. В ее составе было восемь человек: Бари Алибасов, Юрий Лоза (пришел в 1977-м), Игорь Сандлер, Юрий Ильченко, Ярослав Ангелюк и др. Группа гастролировала по всему Союзу, собирая на своих концертах полные залы (в месяц порой приходилось давать по 80 концертов). В репертуаре группы было все: и традиционный рок-н-ролл, и кантри, и блюз, и всякая всячина. Кроме этого, каждый концерт группы представлял собой красочное шоу - редкость по тем временам (одной аппаратуры группа возила за собой на 840 килограммов). Алибасов выступал в группе сразу в нескольких ипостасях: руководителя, аранжировщика, композитора, поэта, барабанщика, исполнителя. Хотя в последнем качестве ему удавалось выступать не так часто. Рассказывает Ю. Лоза:

«Мы всегда были против выхода Бари на сцену. До ругани иногда дело доходило, типа: «Ладно, Алибас, руководи, забирай свой 11-й концерт, веди общую политику, засвечивай группу, но на сцену не выходи». И общую политику определял, конечно, он…»

По словам многих очевидцев, Алибасов и в те годы был достаточно жестким руководителем. В «Интеграле» он ввел строгие правила: курение за 5 минут до концерта - 3 рубля штрафа, девушка в гостиничном номере - 25. Штрафы взимались и за другие провинности: опоздание на концерт, пьянка, ошибки во время выступления. «Штрафные» деньги шли в общую кассу - на них приобретались новые музыкальные инструменты, техника, экипировка.

В 1978 году Алибасов решил сменить место дислокации группы и «навострил лыжи» в Иркутск. Однако в последний момент руководители тамошней филармонии переиграли собственное решение и вместо «Интеграла» взяли к себе не менее популярный коллектив - «Лейся, песня» под управлением Михаила Шуфутинского. Пришлось «интегральцам» искать другое место. Ими были разосланы телеграммы сразу в несколько филармоний - в Майкоп, Хабаровск и Саратов, и последний дал «добро» на приезд коллектива. «Интегральцы» встретили это сообщение с большим воодушевлением. Дело в том, что до этого они получали концертную ставку в размере 5 рублей 50 копеек, а в Саратове им стали платить почти в два раза больше - аж 9 рублей.

Вспоминает Б. Алибасов: «Чтобы зарабатывать нормальные деньги на эстраде, приходилось выкручиваться самыми разными способами. По советскому законодательству артист обязан работать не больше шестнадцати концертов. И потому норму - 48 выступлений в квартал - эстрадный коллектив вырабатывал довольно быстро. Наша группа «Интеграл», например, в январе вырабатывала норму в своей филармонии, следующие 48 концертов играли в феврале уже от Краснодарской филармонии - на ее фонды, и так далее. Но при этом мы не зашибали какие-то безумные деньги. Почти все, что зарабатывали, получали те, под чьим крылом мы выступали. Нам же доставались только наши законные ставки. Но те коллективы, которые работали много, могли таким образом получать совсем неплохо. Насчет нас директор филармонии часто шел на нарушения, давая возможность выступать не 48 раз, а в два раза больше. Ему, конечно, грозили, но в принципе Управление культуры закрывало глаза - за наш счет содержался не только симфонический оркестр, но и вся филармония. Рублей восемьсот чиновники от каждого нашего концерта получали, а умножьте это на сто концертов в квартал - получаются по тем временам фантастические суммы. Мы все время рисковали…»

В марте 1980 года «Интеграл» стал участником самого большого и представительного рок-фестиваля, когда-либо проводившегося в СССР, - «Весенние ритмы» в Тбилиси. На него съехалось несколько десятков рок-групп со всего Союза - из Москвы и Ленинграда, Прибалтики, Украины, Кавказа и Средней Азии (не было только Сибири). Фестиваль проходил 9 дней в концертном зале Грузинской филармонии (около 2 тысяч мест). Призерами фестиваля стали: 1-е место - «Машина времени» (Москва) и «Магнетик Бэнд» (Таллин), 2-е - «Автограф» (Москва), 3-е - «Интеграл» (Саратов), «Диалог» (Украина), «Лабиринт» (Грузия), «Время» (Горький).

Между тем диплом лауреата официально разрешенного фестиваля абсолютно не облегчил дальнейшую жизнь и деятельность «Интегралу», более того, в какой-то мере даже усложнил. Во всяком случае, нападки на него со стороны чиновников от культуры усилились. Например, в Саратове местный обком распорядился сжечь афиши «Интеграла» как идеологически вредные (на ней были изображены участники коллектива, и один из них - Игорь Сандлер - был лысым). В течение месяца следственные органы - вплоть до КГБ - проверяли накладные, путевку на машину, допрашивали водителя, куда он отвез крамольные афиши и действительно ли их сожгли. Между тем часть афиш «интегральцы» спасли - вывезли со склада и спрятали.

В другом случае на «Интеграл» «наехали» уже столичные чиновники. Дело было в 1980 году. «Интеграл» приехал в Москву с большой программой под названием «Наша дискотека». Ставил программу известный ныне шоумен Леонид Якубович. Однако, несмотря на то что программа была заведомо аншлаговой и могла собрать хорошую кассу, чиновники проводить ее запретили. Отыграть ее удалось только через год во Дворце спорта.

Не стояла на месте и личная жизнь Алибасова. В 70-е годы он женился во второй раз - на кореянке, которая была на 12 лет его моложе. Однако брак продержался чуть больше первого и развалился. В Саратове Алибасова поймала в свои сети Лена Уронич. Причем выглядело это весьма необычно. Лена была ярой фанаткой «Интеграла» и мечтала выйти замуж за Алибасова. Однако подступиться к нему ей долгое время никак не удавалось. И тогда девушка пошла на хитрость. Она завела роман сначала с администратором группы, который ввел ее в круг «интегральцев», после чего заставила обратить на себя внимание Алибасова. Вскоре они расписываются, и в 1985 году на свет появляется мальчик, которого в честь отца называют Бари. Однако рождение ребенка не спасло и третий брак Алибасова. В середине 80-х Алибасов покупает квартиру недалеко от Москвы - в Зеленограде, - однако жену с ребенком оставляет в Саратове. Лена надеется, что он одумается и возьмет ее с собой, но Бари, кажется, все для себя уже решил - жена для него только обуза. По его же словам: «В жены я брал девушек, далеких от сцены. Вначале меня безумно любили, через два месяца они прозревали. Более ублюдочного человека, чем я, для них не существовало. Больше чем на медовый месяц меня не хватало…»

В 1988 году Алибасов окончательно перебирается в Москву, захваченный новой идеей - создать супер-группу. Сам он так объясняет этот свой порыв:

«Я не был рабом юношеских привязанностей. «Ласковый май» и «фанерный» мальчик педерастического типа стали отбирать у рокеров публику, подавляя заодно Кобзона, Пугачеву…

До чего доходило? Ребятки из «Ласкового мая» на фанере рисовали клавиши и играли на этих досточках. В Астрахани работали под магнитофон, в то время когда мы возили по 18 тонн аппаратуры на двух трейлерах. А в Джамбуле, где были аншлаги, пришло на «Интеграл» всего 19 человек. И тогда я понял, что этот жанр умер…»

Алибасов (в дуэте с Анисом Мухамедшиным) объявил конкурс в новую группу, на который явились около тысячи человек. Бари отобрал шестерых: А. Ктитарева (музруководитель), В. Юрина (соло-гитара), В. Левкина (ритм-гитара), В. Бурейко (барабаны), А. Карпухина (бас-гитара), А. Запорожца (клавишные). За их подготовку взялись профессионалы: Сергей Шмелев (инструменты), Николай Добрынин из «Сатирикона» (пластика), Вячеслав Зайцев (костюмы), Андрей Потемкин (композитор), Лариса Рубальская, Михаил Шабров (поэты) и др. Вскоре с помощью музыкантов «Интеграла» (инструменты и вокал) были записаны первые хиты новой группы. Под эту чужую «фанеру» в июле 1989 года «На-На» впервые вышла на сцену спорткомплекса «Олимпийский» на фестивале «Фэйс ту фэйс». Успех был ошеломляющим. Воодушевленный Алибасов начал подготовку к первому сольнику своего нового детища. Однако в ходе этой подготовки у него внезапно возник конфликт с коллегами из «Интеграла».

«Только через несколько месяцев после концерта, - вспоминает Б. Алибасов, - удалось переписать все песни голосами самих «нанайцев». Эти старые козлы с седыми волосами на яйцах стали душить молодых: ведь они записывали фонограмму для «На-На». Я сказал: либо завязывайте, либо разбегаемся по-хорошему. Я отдал «интегральцам» название, программу, аппаратуру. Они побултыхались, стали ездить с Кормухиной… и развалились…»

В отличие от «Интеграла», который действительно себя изжил, группа «На-На» начала свое восхождение на эстрадный олимп. В хит-парад «Музыкальной дорожки «МК» «На-На» влетела в сентябре 1989 года с песней «Пустынный пляж» (12-е место). В январских итогах «ЗД» группа «На-На» заняла 1-е место в номинации «Открытие года». На имидже группы благотворно сказался и скандал, который разгорелся вокруг фильма «Солнце, море и «На-На». Цензура внезапно усмотрела в нем чрезмерную эротичность и запретила к показу.

Одна из первых публикаций о группе появилась на страницах «Московского комсомольца» в марте 1990 года. Ее автор Н. Мыдлык писал: «На-На» очень стремительно взлетела на олимп советской поп-музыки. Через два месяца после своего рождения группа уже попала в хит-парады газет и журналов, а через полгода стала лидером по разделу «Открытие года». За это же время артисты «На-На» успели представить московскую поп-музыку за рубежом, они принимали участие во многих благотворительных акциях, были частыми гостями на телевидении и радио. В том, что они стали любимой группой молодых, сомневаться не надо. Об этом и говорят сотни писем, которые поступают во многие редакции теле- и радиопрограмм со всех концов страны.

В начале года продавалась грампластинка «На-На» - это был первый миньон группы, но его уже нет ни в одном магазине: тираж был раскуплен всего за несколько дней. Сейчас готовится к записи диск-гигант и новый аудиоальбом…»

В начале 90-х группа «На-На» превратилась в один из самых успешных проектов на отечественной поп-сцене. Собственно, это был тот же «Интеграл» начала 80-х, только более попсовый. Раскрутка группы шла по полной программе: клипы на ТВ, выступления на радио, восторженные отклики в газетах, многодневные гастроли по стране (в 1992 году «На-На» стала абсолютным рекордсменом по количеству проведенных за год концертов - 830). Лучшими хитами в исполнении группы в те годы были: «Баба-Яга», «Девчонка с Машмета», «Соловей-разбойник» и др.

К 1992 году, после нескольких перетрясок, сформировалась основная пятерка вокалистов группы: Валерий Юрин, Владимир Левкин, Владимир Асимов, Владимир Политов, Вячеслав Жеребкин.

Б. Алибасов рассказывает: «Трое ребят из «На-На» - маменькины сынки. Политов, конечно, хулиган. У них благополучные семьи, кроме Асимова, которого отец продал за 2 бутылки портвейна. У него отчество Абдурахимович, хотя его родной отец - Валентин. Мать Асимова меня не любит. Она как-то сказала: «Он отнял у меня сына». А сын ее столько зарабатывает, что купил им с первой зарплаты машину. И они теперь имеют возможность ездить на дачу. Но я ее понимаю. Я бы тоже ненавидел тех, кто у меня отнял ребенка. Но я утешаю, что их дети вернутся годика через три-четыре…»

Так же, как и в «Интеграле», Алибасов ввел в своем новом коллективе строгую дисциплину. В музыкальных кругах ходили слухи о том, что по контракту, заключенному с Алибасовым каждым из участников коллектива, «на-найцы» не имели права жениться, заводить амурные связи с женским составом группы. Для того чтобы иметь возможность контролировать каждого из «на-найцев», Алибасов поселил их в одном месте - в доме в Мерзляковском переулке (там они не только живут, но и записывают в студии новые песни). Хотя, по словам самого Алибасова, с каждым из участников группы у него доверительные отношения, даже лучше, чем с собственными родственниками. Например, со своим старшим братом Булатом Бари в течение долгого времени вообще не мог общаться из-за несходства интересов (Булат тогда работал мясником на рынке в Казахстане).

В середине 1995 года в «На-На» произошел первый громкий скандал - из группы внезапно ушел Валерий Юрин. На вопрос, почему он ушел от Бари Алибасова, Юрин в интервью «Экспресс-газете» заявил: «Потому что мы часто дрались. Последний раз мы подрались в Калуге, во время концерта, прямо на сцене. После нескольких взаимных тычков я оказался на полу и решил, что выяснение отношений закончилось…

У Бари если «заклинит» в мозгах, он как бык: глаза кровью наливаются, и успокоить его невозможно. Ну, если только связать. И у меня характер тоже упрямый. Я не могу быть под чьим-то командованием. А здесь еще и трудности разные организационные возникли. Вот я и решил уйти…» (По одной из версий, Алибасов осерчал на Юрина за то, что тот нарушил условие контракта - завел шашни с девушкой из «на-найского» балета.)

Уйдя из «На-На», Юрин создал свой собственный коллектив из 15 человек, с которым начал сольные выступления. Однако достичь той популярности, какую он имел, будучи «на-найцем», ему так и не удалось.

Личная жизнь самого Бари Алибасова была не менее бурной. В начале 90-х он удивил публику своим признанием в том, что собирается сделать предложение руки и сердца проститутке из «Континенталя» Кате. На законный вопрос «почему?» он ответил следующим образом: «Пообщавшись с проститутками из «Континенталя», я обалдел от уровня их знаний, их эрудиции. Очень тонкие психологи и профессионалки. Это девушки, которые окончили университеты, лучшие и самые престижные московские вузы. Безумно интересные люди, у которых богатый опыт общения на самом разном уровне. Они в совершенстве постигли интимную сферу и всячески умеют доставить удовольствие мужчинам самого разного темперамента и интеллектуального развития. Мужчина на 100 процентов остается доволен их работой. Это высочайшего уровня профессионализм, высочайшая степень познания своей области деятельности! Не каждому человеку под силу так глубоко постигнуть мир. Не просто так: технологически совершил половой акт, и разбежались. У них доскональные знания, с кем общаться и как общаться. Мне проститутки из «Континенталя» показались безумно интересными…»

После подобного заявления многим казалось, что брак между известным продюсером и проституткой дело решенное. Однако судьба распорядилась иначе. Катя вскоре вышла замуж за какого-то иностранца и уехала за границу - то ли в Германию, то ли в Швецию. А Алибасов женился на женщине менее экзотической профессии. Правда, и этот брак, как и три предыдущих, продержался недолго - развод совпал с днем регистрации брака Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова (15 марта 1994 года).

Между тем одиночество Алибасова длилось недолго - всего девять месяцев. Затем в жизни Бари появилась новая женщина - Лидия Федосеева-Шукшина. История их знакомства такова.

17 декабря Алибасов собирался посетить торжественную церемонию вручения высших кинематографических наград России «Ника». На церемонию он отправился не один, а со своим приятелем, актером Станиславом Садальским. А тот внезапно сообщил, что по дороге они захватят еще одного человека - Шукшину. Дело в том, что незадолго до этого она осталась без транспорта - у нее одну за другой угнали две машины (сначала «Волгу», затем «Жигули») - и теперь передвигалась по городу с помощью своих друзей. В число последних входил и Садальский. Короче, они с Алибасовым заехали за актрисой и вместе отправились на «Нику». Далее послушаем рассказ самого Б. Алибасова:

«Лида очень не любила меня, как не любили многие представители театрально-кинематографической среды. Почему? Во-первых, морда злая, во-вторых, строгий взгляд, брови надвинуты - вот-вот укусит. Но люди, которые начинают со мной общаться, понимают, что моя угрюмая алтайская морда (следствие многочисленных походов монголов) совершенно не соответствует внутреннему содержанию… Весь вечер на «Нике» мы провели, разговаривая друг с другом. У Лиды образ царственной, строгой русской женщины. А на самом деле она оказалась веселой, даже хулиганистой. Больше всего меня поразило, что она шутит круче меня. У Лиды поразительное чувство юмора. Я ловил себя на том, что догоняю ее шутки не сразу, а через секунды полторы. Ее экранный образ совершенно не соответствует тому, какова Лида в жизни и быту…»

Позднее Л. Федосеева-Шукшина действительно подтвердит, что до их знакомства с Алибасовым она относилась к нему с неприязнью: «Я видела его пару раз по телевидению, и мне показалось, что улыбка у него какая-то фальшивая…» От знакомства с Бари ее отговаривала и дочь Маша, которая утверждала, что Алибасов, как и все «на-найцы», - «голубой». Однако Лидия Николаевна пренебрегла этим и другими предупреждениями и дружбу с Алибасовым не прервала.

1995 год сложился для группы «На-На» и ее продюсера в целом удачно. Была подготовлена новая программа под названием «На-Настальгия по настоящему», в которой «на-найцам» аккомпанировали самые разные исполнители: черные танцовщицы из Лас-Вегаса, бразильские звезды карнавала, 20 человек из Бурунди, эскимосско-чукотский ансамбль, балет «Русская тройка», симфонический оркестр Вероники Дударовой, оркестр Лундстрема и др. В том же году «На-На» совершила масштабное кругосветное турне, во время которого посетила несколько государств: в США в течение трех недель она дала 12 концертов в 10 городах, выступила в трех городах в Сингапуре и две недели веселила китайскую публику.

Что касается российской публики, то и она довольно тепло принимала «на-найцев». В одном из городов восторженные фанатки едва не перевернули лимузин, в котором находились участники группы, а московские фэны пошли еще дальше - едва не подожгли их студию. О том, как это произошло, узнали из публикации в газете «Джокер» (№ 165, сентябрь 1995 г.): «Группа «На-На» сошла с ума от выходок своих фанаток. Две недели назад девушки, которым известен адрес московской студии группы, предприняли дерзкую попытку обратить на себя внимание музыкантов. Выпив для храбрости, «на-найки» исписали весь подъезд пикантными признаниями в любви, а затем забрались на чердак, прямо под которым находится студия «На-На». Первым делом открутив вентиляционную решетку, отважные девушки стали бросать вниз горящую бумагу. Не удовлетворенные результатом (пожара не получилось), фэнши достали заранее припасенную дрель и накрутили дырок в потолке студии. Быть может, девичья фантазия была способна и на большее, но полет творческой мысли остановили соседи Алибасова по дому - вызвали ОМОН, решив, что недавно отремонтированный особняк еще рано сжигать или взрывать даже из-за любви к творчеству группы «На-На».

В том же сентябре «на-найцы» справили печальную дату - 26 сентября исполнилось 40 дней, как от инфаркта скончалась их домработница баба Фая, воспетая в самой известной песне «На-На» - «Фаина».

Эту песню написал сам Бари Алибасов, который очень тепло, как к матери, относился к своей домработнице. Их знакомство произошло в 1988 году, когда Алибасов переехал из Зеленограда в Москву, на улицу 8 Марта. Они оказались соседями и очень быстро подружились. Когда же «на-найцы» переехали в Мерзляковский переулок, Алибасов забрал с собой и бабу Фаю. Долгое время эту пожилую женщину (за 60, у нее были свои дочь и внучка) считали своеобразным талисманом группы. «На-найцы» часто приглашали ее на свои концерты, а когда пели «Фаину», обязательно спускались в зал и исполняли песню, стоя перед ней на коленях. В одной из программ баба Фая сама вышла на сцену - в восточном костюме она лихо станцевала с «на-найцами».

В октябре того же года под группу «На-На» была заложена бомба. Бомба имела весьма привлекательный вид и носила красивое имя Алена Снежинская. Каким же образом этой 19-летней девушке удалось «взорвать» мирное течение жизни популярной группы?

Девушка была принята на работу в качестве личного пресс-секретаря Бари Алибасова. Однако стаж ее работы в этой должности оказался недолгим - уже в марте следующего года Снежинскую уволили. По словам самого Алибасова: «Снежинская не справлялась с обязанностями - коряво писала и была неисполнительна». Сама же Снежинская считает, что причиной ее увольнения стала не ее некомпетентность, а личные неприязненные отношения с шефом.

В течение последующих семи месяцев Снежинская ни в чем себя не проявляла и подавляющей массе российских поклонников группы «На-На» была совершенно неизвестна. Однако 23 октября 1996 года в газете «Мегаполис-экспресс» появилась ее обширная статья «Затраханные кумиры», в которой она достаточно подробно описала быт и нравы, царящие в «на-найском» коллективе. В частности, она заявила, что Алибасов буквально третирует всех «на-найцев» и ради саморекламы симулирует любовные отношения с Федосеевой-Шукшиной.

Естественно, оставить эту публикацию без внимания ее фигуранты никак не могли и уже в ноябре предприняли ответные меры. В частности, Алибасов и Шукшина подали иск к «Мегаполис-экспресс» и Снежинской с требованием опровержения опубликованного. А чуть позже ЗАО «На-На» и К» подало к тем же ответчикам иск «о защите деловой репутации» с требованием выплаты 2,75 миллиарда рублей убытков ввиду того, что появление статьи якобы стало причиной расторжения с группой 7 контрактов, в том числе зарубежных. «Из-за этой статьи мы потерпели огромные убытки, - говорит Б. Алибасов. - Есть документы, в которых четко говорится: «В связи с публикацией «Затраханные кумиры» мы разрываем контракт». Это и гастроли, и выпуск двух пластинок, и целый ряд акций, связанных с имиджем группы «На-На». Ведь имидж - это наш коммерческий продукт, на котором мы зарабатываем. Я часто слышу: «Не важно что, лишь бы часто писали». Но это не так. Разрушение имиджа - это лишение заработка. А эта статья разрушает имидж группы «На-На»…

В публикации есть какие-то мелкие фактики, характерные для жизни любого творческого коллектива. Но они не только основаны на слухах или телефонных звонках, но преподнесены в патологически извращенном виде. Создается такое ощущение, что автор какое-то чудовище, без совести, без каких-то элементарных человеческих принципов… Не могу сказать, что я человек высоких нравственных принципов, идеальной чистоты. Но даже чужие люди подходили ко мне и высказывали негодование беспардонностью выпадов. Весь коллектив группы «На-На», а в нем 44 человека, безоговорочно осудил публикацию…»

Пока судебные органы принимали дело в производство, произошло ЧП с одним из основных виновников скандала - Аленой Снежинской. 23 января 1997 года возле ее дома на нее напали неизвестные и жестоко избили (девушке выстригли волосы на голове и порезали лицо бритвой). Пострадавшая обвинила в происшедшем Бари Алибасова. Однако тот назвал это обвинение абсурдным. «Я, как никто, заинтересован в том, чтобы она являлась в суд, поскольку хочу скорейшего завершения процесса».

Финальную точку в этом деле поставил суд в конце апреля того же года. Поскольку ответчики не представили достаточно веских доказательств, суд принял решение о частичном удовлетворении иска. В пользу Бари Алибасова и Лидии Шукшиной с редакции газеты «Мегаполис-экспресс» будет взыскано по 30 миллионов рублей, а в пользу четверых вокалистов - по 10 миллионов. Кроме того, согласно судебному постановлению, автор статьи - Алена Снежинская - должна была выплатить каждому истцу по 200 тысяч рублей.

Осенью того же года среди «на-найских» фанатов внезапно стали усиленно распространяться слухи о том, что солист группы Владимир Левкин… умер. Слухи основывались на том, что Левкин действительно на какое-то время пропал из поля зрения поклонников группы, а его место на сцене занял новый участник группы - бывший солист «на-найского» балета Павел Соколов. Однако что же произошло с Левкиным?

Как оказалось, из рядов «на-найцев» его вырвала болезнь, которая была отнюдь не смертельной. А обнаружил ее Бари Алибасов. Дело было так. Во время записи на ТВ, в передаче Лиона Измайлова, Алибасов случайно заметил на голове Левкина небольшую залысину. Ее происхождение Левкин объяснить не смог, и Алибасов, заподозрив проблемы со щитовидной железой, отправил подопечного в китайский медицинский центр для комплексного обследования эндокринной системы. Исследования, проведенные врачами, показали не очень хорошие анализы крови (позднее оказалось, что анализы были проведены второпях и этот диагноз - ошибочный). Алибасов в одном из интервью так объяснял ситуацию с Левкиным: «Он страшно устает от концертов. Просто валится с ног. Но врачи подтвердили, что у Левкина нет ничего страшного. Просто ему нужен отдых. Когда ребята день за днем меняют климатический режим и переезжают, скажем, из Мурманска в Одессу, такие контрасты здорово подрывают иммунную систему. К сожалению, ресурсы человеческого организма, даже молодого, небезграничны…»

Тем временем сразу после выписки Левкина из института у него внезапно стали катастрофически выпадать волосы. Врачи прописали ему специальные компрессы, которые нужно было делать чуть ли не ежедневно. Чтобы скрыть их от публики, Левкин стал носить на голове шапочку. Однако этот факт вызвал новую волну слухов. Версии высказывались самые фантастические. Упомяну только две из них, самые распространенные: 1) врачи подозревали у Левкина лейкемию, назначили ему облучение, и после восьми процедур у него начали выпадать волосы; 2) Левкин неизлечимо болен СПИДом, и выпадение волос - лишь начальная стадия болезни.

Когда выпадение волос приняло катастрофические размеры, Алибасов настоял на том, чтобы Левкин лег на новое обследование - на этот раз в хирургический центр при Академии наук. Врач-хирург Игорь Каптюхин рассказывает: «Володя обратился ко мне с просьбой обследовать его. И хотя наша клиника не терапевтическая, а хирургическая, мы пошли ему навстречу. Володя пролежал в клинике около месяца. Мы обследовали его по полной программе и не нашли заболеваний, которые мешали бы ему жить, влияли на карьеру и делали невозможным его выступления».

Позднее, объясняя журналистам свои проблемы со здоровьем, Левкин раскрыл причину их возникновения: «Я пережил сильный стресс, связанный с личными проблемами. Я разошелся с женщиной, с которой прожил семь лет. У нас общий ребенок. Но я влюбился и ушел к другой» (по слухам, его новой пассией стала танцовщица-мулатка. - Ф. Р.).

Коль речь зашла о «на-найских» детях, сообщу, что, помимо Левкина (у него дочь Вика), детей имеют и его коллеги по группе: у Политова дочь Ксюша, у Асимова - сын Семен. Однако все «на-найцы» воспитывают своих детей, будучи в официальных разводах со своими половинами.

Между тем история с Левкиным заставила вспомнить о своем здоровье и остальных «на-найцев». В те же дни, когда их товарищ лежал в хирургическом центре, они прошли медицинское обследование в Академии красоты и здоровья в Строгине. И хотя до этого они уже неоднократно проверялись у врачей, на этот раз эти исследования были более тщательными. К счастью поклонников группы и самих «на-найцев», ничего серьезного они не выявили. Только у Политова врачи нашли дефекты десен и срочно его прооперировали. Ему вырезали кусок щеки и укрепили десну.

Рассказывает Б. Алибасов: «Вообще-то мы достаточно регулярно проходим медицинские осмотры. Чего греха таить, в связи с активной гастрольной деятельностью у ребят часто бывают, как это принято говорить, беспорядочные половые связи. У нас есть врач, который производит осмотр после каждых гастролей. Я на гастроли не езжу, но тоже проверяюсь на всякий случай… Что же касается наших заболеваний… Все артисты болеют - им приходится ездить в продуваемых поездах, выезжать из Москвы в майке с короткими рукавами в тридцатиградусную жару и выходить на перрон в пункте назначения при нуле градусов. Потом, фанатки… На каждом концерте их выбегает на сцену около ста, и все норовят поцеловать… Как следствие - грипп, насморк, конъюнктивит, ОРЗ…»

В начале марта 1998 года в стане «на-найских» поклонников вновь стали распространяться слухи о новом конфликте в любимом коллективе. На этот раз виновником скандала был назван Владимир Политов. Досужие сплетники доносили о том, что его угораздило влюбиться в некую 17-летнюю девушку и эта любовь поставила на грань краха его карьеру в «На-На». Особую пикантность этой истории придавало то обстоятельство, что девушка оказалась отнюдь не простой - по слухам, в нее давно был влюблен некий авторитет солнцевской преступной группировки.

Как это ни странно, но почти все пересказанное выше оказалось правдой. Политов действительно полгода назад на одном из концертов познакомился с 17-летней девушкой по имени Наташа и влюбился в нее с первого взгляда. Наташа пару лет назад участвовала в конкурсе красоты и заняла на нем одно из призовых мест. С 13 лет она была знакома с парнем, который был старшее ее на несколько лет и считался одним из самых крутых в районе. Однако Политов довольно быстро сумел завоевать сердце девушки. Единственным преувеличением в этой душещипательной истории было то, что якобы из-за этой «лав стори» была поставлена на грань краха карьера Политова в «На-На». На самом деле Алибасов довольно снисходительно отнесся к очередному увлечению одного из своих подопечных и не стал заострять на этом внимания.

Той же весной в творческой жизни «На-На» произошло знаменательное событие - 26 апреля на площади Звезд возле гостиницы «Россия» в ее честь была заложена именная плита. По этому случаю «Московский комсомолец» писал: «Пресс-релиз, распространенный алибасовским департаментом по связям с внешним миром, обрисовал впечатляющую картину «на-найских» достижений, мотивируя тем самым обоснованность претензий на статус вечных легенд. Помимо 6 «Оваций», помянуто 6 оригинальных шоу-программ - одна другой краше, 9 альбомов - один другого бестселлернее, 2800 концертов и, как следствие, 5 млн. зрителей по всему миру, включая 12 безымянных стран. К этому стоит добавить короля Рамы IX в Таиланде, «Хард-рок-кафе» в Нью-Йорке и прочие знаменательные вехи волнующей поп-биографии…»

Честно говоря, наблюдая по телевидению церемонию закладки плиты, автору этих строк никак не удавалось уйти от ощущения, что все происходящее - рождение горой мыши. Эпитеты «великая», «национальная» и т. д. и т. п., произносимые в честь, в общем-то, средней по своему профессионализму группе, вызывали у меня улыбку. И не только у меня. Например, достаточно искушенный в эстрадном мире человек, Юрий Лоза, так отозвался о группе «На-На»: «В принципе они профнепригодные ребята, собранные с улицы. Никто из них самостоятельной потенцией не обладает, кроме нового пацана - Соколова. Вообще Бари сделал непростительный для своего возраста ляп. В умирающий коллектив взять перспективного парня и угробить всех вместе…»

И все же на сегодняшний день группа «На-На» - единственный на российской поп-сцене коллектив, который создает красивое шоу. Кому-то этого кажется вполне достаточным, чтобы причислять группу к разряду «супер». Дело вкуса.

Мало кто толком знает, что собой представляет «империя Алибасова». Чтобы заглянуть в ее святая святых, воспользуемся помощью человека, который наблюдал ее изнутри, - бывшего пресс-секретаря Бари Алибасова Андрея Карагодина (автор этих строк в январе 1997 года провел несколько часов в штаб-квартире Алибасова в Мерзляковском переулке, однако этого времени оказалось совершенно недостаточно для того, чтобы составить об этой империи компетентное мнение). Итак, слово очевидцу: «Работать надо было прямо в огромной квартире Алибасова в Мерзляковском переулке. Там десять комнат, спортзал, два туалета, три ванны… Вскоре я понял, что деятельность в коллективе «На-На» организована по принципу восточного караван-сарая. В центре возлежит хан Алибасов, а вокруг суетится многочисленная свита. Все, как у Чингисхана, могут выполнять множество функций. Лично я занимался буквально всем - от составления пресс-релизов (для этого изначально и был рекрутирован) до монтирования видеосюжетов и написания текстов песен. Ежедневно у Бари Каримовича трудятся примерно 35 человек: повара, уборщики, водители, секретари, бухгалтеры, юристы, гримеры, костюмеры, техники, звукорежиссеры. Но они выполняют процентов десять работы. Остальные девяносто делает сам по-диктаторски во все влезающий Алибасович.

Некоторых своих работников Бари лишал зарплаты, а кое в кого летели, помимо страшных ругательств, видеокассеты, стулья и столы. Случалось, что кому-то просто везло: «хан» одаривал его одеждой или техникой. Бесспорно одно - человек, поступающий на службу к Алибасову, лишается личной жизни. Я приходил домой, съедал йогурт и валился на кровать, иногда даже не раздеваясь. Утром просыпался, принимал душ и опять шел на работу. Мой рабочий день начинался часов в десять - без опозданий, дисциплина у Бари жесткая…

В то же время дружить с Бари - одно удовольствие. В его доме всегда накрыты столы, полно гостей. Там перебывало пол-Москвы. От командующего Внутренними войсками России до скандального журналиста Черкизова, от писателя Лимонова до православных попов. Но за всем этим шумом и гамом в его квартире скрывается то, что сам Алибасов - человек весьма одинокий, способный заснуть только с включенным телевизором…»

Однако вернемся к весне 1998 года. Сразу после церомонии закладки плиты группа «На-На» отправилась покорять Европу. Стартовой площадкой для этого события стала Франция, где «на-найцы» должны были записать CD-сингл «Those were the days» (в русской версии - «Дорогой длинною») и альбом новых песен. Агентом, представляющим группу в этом проекте, стала фирма «Никита продакшн ЛТД», музыкальным продюсером - обладательница многочисленных премий «Грэмми», входящая в когорту самых удачливых музыкальных продюсеров, Михаэле де Ферейро, а спонсором - 25-летняя богатая ливанка Линн Стамбули, которую тамошние газеты нарекли «мамочкой группы «На-На». Газета «Франс суар» так описала своим читателям гостей из холодной России: «Они наделают хлопот своим западным конкурентам. Они умеют петь - и очень хорошо, в том числе даже церковные песнопения а капелла. В России эти пятеро парней стали настоящими поп-идолами «красного неокапитализма».

По признанию Стамбули, ее планы относительно русской группы самые грандиозные. Она мечтает, что ее подопечные смогут сделать карьеру а-ля «Аэросмит». «Они музыканты, настоящие певцы и хорошие танцоры. Так почему бы и нет?» - заявила она.

В июне «на-найцы» вместе со своим продюсером отправились на родину последнего - в Казахстан. В родном Чарске (бывший пристанционный поселок превратился за эти годы в город, в котором одна из улиц - бывшая улица Мира - носит имя продюсера «На-На») Бари Алибасова и его питомцев встречали как героев. Вот как описывает это событие корреспондентка «Экспресс-газеты» Л. Кудрявцева: «Сказать, что его встречали как национального героя, - значит ничего не сказать. Его встречали как бога, спустившегося на землю. Всенародные празднества начались еще до въезда «на-найцев» в Чарск. Посреди степи выросла юрта - с убранством, расписными коврами, шкурами лисы, волка, рыси… Позади большой юрты поставили маленькую - для прислуги. В честь приезда самых дорогих гостей в казахских аулах по традиции режут барана…

Вся школа № 62 от мала до велика выстроилась встречать высокого гостя. На двери класса табличка: «Здесь учился Бари Алибасов». В школьном музее целая комната отведена под экспонаты о Бари и группе «На-На». Есть даже раздел «Предметы личного пользования» - швейная машинка, на которой Бари «примоднял» свои брюки. Самовар, из которого пил чай. Патефон, на котором слушал пластинки. Хлебница, куда мама прятала сладости, чтобы их не спер маленький проказник Бари. Эпическую картину довершают приказы по школе. Знаменитого ныне ученика из школы неоднократно исключали, но теперь справедливость восторжествовала, и Бари торжественно перерезал красную ленточку при входе в банкетный зал школы «БАРИАЛ». Нетрудно догадаться, в честь кого он назван…»

Вечером того же дня «На-На» дала на главной площади города гала-концерт, на который собрался чуть ли не весь город. Такие же аншлаги сопровождали выступления группы и в других городах Казахстана: в Караганде собралось около 50 тысяч зрителей, в Астане - 45, в Петропавловске - около 80. Во время выступления в последнем произошла трагедия. Организаторы шоу решили сделать его бесплатным и разрешили всем желающим прийти на городскую площадь. В итоге вскоре вся она была битком забита народом, а те, кому не хватило места, взобрались на все окрестные возвышенности, включая деревья, крыши домов и даже ограды строящихся зданий. В разгар концерта, в 23 часа, три железобетонных плиты, ограждавшие стойку, под тяжестью нескольких десятков человек рухнули и погребли под собой нескольких человек. На помощь бросились зрители, которые находились рядом. Зрелище было страшным - тяжелые травмы получили сразу 11 человек. Один подросток 15 лет скончался на месте, другой - в возрасте 12 лет - умер в реанимационном отделении местной больницы от разрыва почки. Остальные пострадавшие - дети от 8 до 14 лет - получили тяжелые травмы.

Место, где произошла трагедия, находилось далеко от сцены, поэтому артисты в шуме динамиков не слышали криков и стонов раненых и продолжали концерт. О страшном инциденте «на-найцы» узнали только на следующий день. По их словам, никогда ранее ничего подобного на их представлениях не происходило.

Из интервью Б. Алибасова: «Массовое сознание обмануть невозможно. Если бы «На-На» не являлась частью народной культуры, она бы сдохла, как сдохли за эти годы десятки массовых исполнителей - они были какое-то время популярны, но они не имели российской традиции…

Про Алибасова говорят, что он эксплуатирует пошлый, невзыскательный вкус… А на самом деле я раньше всех понял сущность этого музыкального явления. Я пришел к этому через мировых исполнителей джаза - носителей традиций и культуры народа, через рок, корни которого в африканской музыкальной основе, замешенной на каком-то американском диалекте. Я пришел к этому раньше нынешних рокеров на 10 лет…

У нас очень дружный коллектив. Ведь ансамблевое пение - это каждодневные многочасовые репетиции, в процессе которых, помимо общей работы над гармоническим созвучием голосов, происходит душевное единение коллектива. «На-На» не просто группа - за многие годы совместной работы ребята стали по-настоящему родными, близкими людьми…»

В начале 2000 года российскую поп-тусовку облетела неожиданная новость - «На-На» собирается покорить Америку. Как выяснилось, это была не шутка. Дело в том, что американская компания «New Hollywood International» действительно взялась за, казалось бы, неподъемное дело - продвижение русского бойз-бэнда в Америке. О том, что же получается из этого проекта, рассказал в августе 2000 года (спустя четыре месяца после начала американской эпопеи) отец «На-На» Бари Алибасов:

«Мы делаем только первые шаги. Надо учитывать, что ребята поехали туда, не зная практически ни одного английского слова. И вот после четырех месяцев работы они свободно общаются и могут почти без акцента именно на американском языке записать песню. Мы сейчас работаем с несколькими авторами: один пишет чисто белую музыку, другой - черную, еще группа будет петь старинные американские песни…

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

Особая группа Александр, как самый опытный специалист, получил под свое начало наиболее боеспособную группу. В нее не входили моряки срочной службы, как это было в остальных. Десять офицеров и мичманов на время выполнения боевой задачи становились простыми разведчиками.

Из книги Жизнь Ренуара автора Перрюшо Анри

Из книги Позывной – «Кобра» (Записки разведчика специального назначения) автора Абдулаев Эркебек

Группа в действии Хотя все наши разведчики работали в автономном режиме, командир группы и посредник имели возможность контролировать наши действия. Связь между собой поддерживали через тайники. Лишь пару раз выходили на общий сбор.На одной из встреч командир группы

Из книги Лжесвидетельства. Фальсификации. Компромат автора Зенькович Николай Александрович

Антипартийная группа Хрущевский зять А. И. Аджубей, к которому во время правления его тестя и на козе нельзя было подъехать, не растратил былого самомнения и после бесславного смещения Никиты Сергеевича. Тесть по-прежнему оставался Богом, сошедшим на землю.Таким его и

Из книги Вольфсберг-373 автора Делианич Ариадна Ивановна

ГРУППА «ПИ-ПИ-ЭМ» Изделие игрушек по моим рисункам и выкройкам в лагере не прекращалось с Рождества 1945 года. При помощи д-ра Брушек и дальше поступал кое-какой материал. Этой работой заинтересовались мужчины, и часто выкройки переснимались и уходили в другие блоки. Весной

Из книги Сражение века автора Чуйков Василий Иванович

Южная группа 1Прибыв в армию 1 августа, я начал по приказанию генерала Гордова составлять письменный отчет о боях с 25 по 30 июля. Но утром 2 августа генерал Шумилов вызвал меня к себе. У него я застал весь Военный совет армии. Обсуждался доклад начальника штаба о положении на

Из книги Пароль «Dum spiro…» автора

Из книги Верность Отчизне. Ищущий боя автора Кожедуб Иван Никитович

НАША ГРУППА Занятия будут в моторном классе. Иду туда. На подставке стоит настоящий авиационный мотор - его агрегаты, детали. На стенах чертежи и схемы.Невысокий, коренастый парень сосредоточенно рассматривает детали. Лицо у него упрямое, энергичное. Широкие брови

Из книги Мозаика еврейских судеб. XX век автора Фрезинский Борис Яковлевич

I. Группа «4+1» Семен Петрович (Соломон Пинхасович) Либерман родился в семье коммивояжера в 1901 году на Волыни, в городе Ковель (в XIV–XVIII веках он входил в Польско-Литовское королевство, а с конца XVIII века - в Российскую империю). После Первой мировой войны Волынь снова отошла к

Из книги Я - «Голос» автора Березняк Евгений Степанович

НАША ГРУППА «Голос» не только мой «псевдоним», но и кодовое название нашей группы.Каждая радиограмма, посланная в Центр за подписью «Голос», - сконцентрированный труд, риск не одного, а всех членов группы.Нас готовили отдельно, в разных школах. И до встречи в начале июля

Из книги Ленинградское время, или Исчезающий город автора Рекшан Владимир Ольгердович

«Сарай» и город Бари Читательский ажиотаж второй половины 80-х годов не с чем сравнить. Газетные тиражи били все мыслимые рекорды. Цифра в миллион экземпляров считалась заурядной. И толстые журналы шли нарасхват. Редакция ленинградской «Невы» располагалась в самом начале

Из книги Виктор Цой и его КИНО автора Калгин Виталий

Из книги Воспоминания о Рудольфе Штейнере и строительстве первого Гётеанума автора Тургенева Анна Алексеевна

"Группа" В течение 1916 года Эдит Марион перебралась в две большие, заново отстроенные мастерские в южной части столярной. Одна из них, очень высокая, предназначалась для модели группы в натуральную величину. Уже летом 1915 года была изготовлена первая полная модель (примерно

Из книги Фурцева. Екатерина Третья автора Шепилов Дмитрий Трофимович

«Антипартийная группа» … За какие-то месяцы до Июньского пленума 1957 года я приехал в Кремль, иду - дверь открывается, кто-то выходит из кабинета Микояна. И я слышу через дверь громкий, очень возбужденный голос. Я вошел, сел; Микоян продолжает говорить: «Правильно, Николай,

Бари Алибасов – один из самых известных советских, а затем российских продюсеров. Талантливый музыкант, композитор, родился 06.06.1947 в маленьком казахстанском поселке Чарск.

Детство

По национальности Бари – казах, его мать – татарка. Его родители были интеллигентными и образованными людьми. Отец занимал должность управляющего отделением Сбербанка, мать трудилась бухгалтером. Семья по восточной традиции была многодетной, у Бари было еще несколько братьев и сестер.

Жизнь в многодетных семьях никогда не была легкой. Денег на все не хватало, потому приходилось донашивать друг за другом одежду и делить любимые лакомства, чтобы доставалось на всех. Но дети росли дружными, семья часто собиралась на вечерние посиделки с песнями и плясками. Ребята устраивали импровизированные концерты.

Алибасов в молодости

В семье всегда были музыкальные инструменты, и Бари самостоятельно научился на них играть. А когда он пошел в школу, то уже в подростковом возрасте собрал свой первый ансамбль, который исполнял народные и популярные эстрадные песни. Группа быстро стала популярной, и ее начали приглашать на выступления не только на школьных мероприятиях.

Музыка так захватила Бари, что он не слишком думал об учебе. Успеваемость была средненькой, довольно часто он пропускал занятия, предпочитая самодеятельные репетиции. К тому же, у Бари с детства был вспыльчивый характер, и он нередко затевал драки. В итоге сначала его исключили из комсомола, а затем и вовсе хотели выгнать из школы. Получить аттестат он смог лишь благодаря авторитету отца.

Музыкальный старт

К удивлению педагогов, Алибасову удалось не только закончить среднюю школу, но и поступить в институт на престижную специальность – архитектуру. На третьем курсе его призвали в армию. Поначалу он служил в ракетных войсках, но все свободное время снова проводил за занятиями музыкой.

Талант не мог остаться незамеченным, молодого бойца перевели в военный ансамбль. Там он создал новую группу, которая много гастролировала с концертами по дальневосточным частям.

Еще на первом курсе, до призыва в армию, Алибасов нашел такого же влюбленного в музыку как он приятеля, Михаила Арапова, и вместе с ним организовал небольшой студенческий коллектив с модным названием «Интеграл». Ребята играли электронную современную музыку, джаз и песни, которые писал сам Бари.

Буквально за пару лет группа стала очень популярной и часто выезжала выступать в крупные города Казахстана и Алма-Аты. Пока Алибасов был в армии группа не выступала так активно, но ребята не разбежались. И буквально через пару месяцев после демобилизации он возрождает коллектив. Тем более, что за два года им было написано несколько новых песен.

Алибасову удается договориться с областной филармонией, чтобы она взяла группу под свое крыло, и ребята получили удостоверения эстрадных артистов. Имея официальный статус, группа уже могла подавать заявки на участие в серьезных фестивалях и концертах.

Первым их серьезным достижением было выступление на фестивале Дружбы Народов в Алма-Ате, а затем их пригласили на открытие московской Олимпиады.

Особенностью «Интеграла» было умение сочетать качественную музыку с настоящим шоу на сцене. Такого не позволял себе ни один коллектив — в советские времена артисты в строгих костюмах чинно стояли на сцене, держа в руках микрофоны. Это стало главной причиной того, что путь на большую эстраду и телеэкраны им был закрыт.

Зато профессиональная и очень оригинальная музыка пользовалась успехом в киноиндустрии. Голосами «Интеграловцев» пели герои многих советских музыкальных фильмов и мультиков. Эти песни перезаписывались и затем звучали практически в каждом доме. Но только в 1980 году, после того, как группа завоевала гран-при на престижном рок-фестивале, ребятам разрешили дать первый сольный концерт в Москве.

Алибасов и «НА-НА»

На пике популярности «Интеграл» продержался еще несколько лет. Но Алибасов уже достиг своей главной цели – покорил московский музыкальный Олимп, и этот проект ему стал не интересен. К тому же перестройка сняла практически все ограничения и запреты.

Появилось множество других рок-исполнителей, из андеграунда на эстраду переместились новые коллективы, и «Интеграл» потерял былую оригинальность.

В 1989 году Алибасов принимает решение о запуске нового нестандартного проекта – молодежной группы «НА-НА», для организации которой организует масштабный кастинг. Из нескольких тысяч претендентов он выбирает всего четверо никому не известных парней, с которыми подписывает контракт.

С группой «На-На»

Всего через полгода они уже появляются на сцене популярного музыкального фестиваля. И после первого же выступления слух о новой группе разносится по всей Москве. К концу года «НА-НА» объявляют музыкальным открытием года. И с этого момента она начитает активно гастролировать по всей территории бывшего СССР.

Алибасову часто задавали вопрос о странном названии группы. Секрет прост — изначально репертуар коллектива должен был состоять только из песенок с простым мотивом, который даже не имеющий слуха обыватель мог бы напевать «на-на-на-на..». И именно такой подход сработал. В первой половине 90-х песни Алибасова распевали все, они не сходили с верхних строчек хит-парадов.

Состав группы окончательно определился только к 1992 году, но это не мешало ее растущей популярности. В 1995 они уже гастролировали не только по СНГ, но и практически по всему миру. Этот проект стал визитной карточкой Алибасова и принес ему хорошие дивиденды. Группа существует и по сей день. Правда сейчас Алибасов больше занимается продюсированием молодых исполнителей.

Личная жизнь

Для многих странно, что воспитанный на восточных традициях Алибасов так часто менял спутниц. Но сам артист объясняет это именно своим темпераментом и творческой натурой. Для того, чтобы он мог творить, в его крови постоянно должен бурлить огонь, ему просто необходимо чувство влюбленности, рядом с ним должна быть не просто женщина, а Муза.

Когда отношения с Музой разлаживались, он просто уходил, навсегда вычеркивая ее из своих мыслей или жизни. Количество таких Муз навсегда останется тайной, известной только самому Алибасову. Мы лишь можем утверждать, что официальных браков в его жизни было шесть. Причем шестой супругой стала его бывшая помощница, Виктория Максимова, которая в 2016 родила ему сына.

С Викторией Максимовой

В начале 2017 года Алибасов, у которого есть еще один сын, 1985 г.р. от Елены Уронич (бывшей официальной супруги), стал подозревать жену, которая младше его почти на 40 лет, в измене.

Бари Алибасов-младший - известная в России личность. Однако популярен он не только тем, что приходится сыном легендарному Бари Алибасову, знаменитому продюсеру отечественного шоу-бизнеса.

Рождение «главного стартапера страны»

Советский и российский музыкант Бари Алибасов после очередного развода познакомился с очаровательной фанаткой группы «Интеграл» Еленой Уронич. Хотя на момент знакомства Елена встречалась с другим мужчиной, Бари это не остановило, и у них завязался бурный роман. Вследствие чего 20 сентября 1985 года на свет появился ребенок - младший Бари Алибасов. Популярного композитора рождение потомства не остепенило, и в скором времени стало известно, что он завел новые отношения и женился в четвертый раз.

Бари-младший остался жить с мамой в Саратове, а когда ему исполнилось 14 лет, ему выдали паспорт, и мальчик решил переехать жить к отцу в столицу (кстати, отчество Бари Алибасов-младший получил Бариевич). Как же сложилась судьба сына знаменитости?

Бари Алибасов-младший: биография

В 6-летнем возрасте Бари-младший отправился в школу №1 города Саратова. После 8 класса переехал по настоянию отца в Москву, где проходил дальнейшее обучение и избавлялся от периферийных комплексов.

Проучившись пару лет в престижном лицее столицы под названием «Надежда», молодой парень отправился покорять Соединенные Штаты Америки, продолжив обучение за границей. Спустя год Бари-младший начал свою предпринимательскую карьеру в Лондоне. Обучался в саентологической школе и мечтал получить оксфордское образование. Однако по прошествии некоторого времени будущий талантливый предприниматель не выдержал заграничной жизни и на самостоятельно заработанные средства, тайком от отца, вернулся в Россию. В Москве парень поступил на программу «Кадровый резерв», что в университете «Синергия».

Достижения Бари Алибасова-младшего

Молодой человек первым создал и разработал технологию, благодаря которой можно численно оценивать личные компетенции людей. Также Бари придумал и ввел современный стандарт преподавания с использованием мультимедиа, запахов и игр-симуляторов. Основываясь на PMP и на личный опыт, создал руководство по организации и проведению ивентов, опираясь на которые, организаторы событий могут проводить мероприятия.

Стал известен благодаря тому, что был разработчиком инновационной программы «Обучение менеджеров по продажам», после изучения которой ее слушатели смогли значительно увеличить свою прибыль.

Мастер-класс по ведению бизнеса

Бари Алибасов-младший регулярно ведет лекции и проводит мастер-классы, которые посвящены ведению качественного бизнеса.

Является автором многих познавательных методик по работе с персоналом и управлению проектами, которыми руководствуются многие передовые отечественные организации. Также он разработал эффективную модель продвижения в социальных сетях, с помощью которой можно сообщить более чем 70 миллионам людей интересующие их сведения.

Молодой предприниматель занят созданием интернет-сообществ для масштабных компаний. Увлекается тайским боксом, специализируется на сексологии, профессионально играет в покер и мафию.

Любовные увлечения знаменитого предпринимателя

В первый раз, несмотря на правила корпоративной этики, Бари Алибасов женился в 19-летнем возрасте на своей сотруднице. Однако долго этот брак не просуществовал, и уже через пару лет молодой человек решил исполнить свою детскую мечту и сошелся с топ-моделью. С женой Бари Алибасов-младший - Надеждой Гущиной, прожил также недолго, ссылаясь на то, что у пары отсутствуют какие-либо перспективы для создания семьи. По всей видимости, причиной этому утверждению послужила Надина профессия.

Когда Бари Алибасов-младший развелся во второй раз, его спросили о том, какой он видит свою жену. Молодой мужчина ответил, что его основные критерии отбора невесты следующие: красота, самодостаточность, уверенность и наличие внутреннего стержня у избранницы.

Спустя некоторое время, молодой человек начал встречаться с милой девушкой по имени Олеся. Молодая особа создает проекты, увлекается фотографией, занимается модельным бизнесом и продажей рекламы на телевидении.

Как утверждает Бари, они случайно познакомились в социальных сетях, пообщались и совместно совершили прыжок с парашютом. После чего девушка стала жить вместе с талантливым предпринимателем, а немного позже состоялась их «тихая» свадьба.

Личная жизнь отца

Когда папа Бари Алибасова решил связать себя узами брака в шестой раз со своей помощницей, молодой парень взбунтовался и выступил против официального заключения союза между известным композитором и молодой актрисой Викторией Максимовой. На тот момент Бари-младшему было 30 лет, и он на правах сына заявил во всеуслышание, что молодая девушка стремится быть рядом с его отцом исключительно из корыстных целей: мечтает о блестящей карьере певицы и о беззаботной обеспеченной жизни.

Немного позже стало известно, что именно Бари-младший познакомил отца с Викторией Максимовой. Молодая мачеха подружилась с тогдашней супругой сына и стала жить у него в квартире. Какое-то время они жили втроем, пока жена молодого предпринимателя не стала ревновать его к Виктории. В результате пара рассталась, а юная певица наладила дружеские отношения с Бари Каримовичем и долгое время занимала должность пресс-атташе у Бари Алибасова-старшего.

Однако слова сына не запали отцу в душу, спустя какое-то время супруги узаконили отношения, и в 2016 году у них родился сын, которого назвали Ваней.

Но, прожив с Викторией пару месяцев, Бари понял, что Иван не приходится родным сыном российскому композитору. Как утверждает продюсер, он сказал жене, что ребенок не похож на него, после чего молодая супруга призналась в измене и пара рассталась.

Сейчас бывшие супруги проживают раздельно, но официально расторгать отношения не торопятся. Малышу известный продюсер не дал свою фамилию, не считая нужным записывать на себя ребенка, биологическим отцом которого он не является. На данный момент между 30-летней Викторией и 70-летним Бари Каримовичем, несмотря не образовавшуюся неловкую ситуацию, сохранились дружеские отношения.

Бари Алибасов

Алибасов родился в городе Чарске Семипалатинской области, Казахская ССР. Семья имела много детей. Мальчик с детства ходил на музыку, любил сам придумывать себе одежду, танцевали еще пел. 1-й музыкальный ансамбль он создал, когда учился в школе. Ребят звали на выступления в колхозы их района. В школе он имел плохое поведение, за что был выгнан из комсомола. Не один раз его исключали по этой же причине из школы. Но школу Бари закончил, уехал в город Усть-Каменогорск и поступил в институт. Он хотел быть архитектором, пишет uznayvse.ru .

Начало карьеры Бари Алибасова

Бари в тот момент дружил с Михаилом Араповым. Они при студенческом клубе создали джаз-квинтет и дали ему название «Интеграл». Как раз в эти годы он написал 1-ю свою песню «Весенний дождь». Уже тысячу девятьсот шестьдесят девятом году группу звали выступать в Алма-Ату и города Казахстана. «Интеграл» обрел настоящую популярность. В том же шестьдесят девятом году Бари ушёл в армию на 2-ва года. Но и там он смог создать группу, с названием «Задор». Прийдя из армии, он возродил «Интеграл», коллектив числился при Дворце металлургов в Усть-Каменогорске. С тысяча девятьсот семьдесят третьего ансамбль получил официальные удостоверения артистов Вокально Инструментальный Ансамбль. «Интеграл» много раз был на конкурсах и выступал на фестивалях. Коллектив ВИА приглашали на фестиваль «Дружбы народов», который был в Алма-Ате.

Бари, как первооткрыватель создавал на сцене эффекты, которые были нестандартны, непривычны для того часа, это пиротехника, пластика, кино, сценические декорации, свет… Каждое выступление на сцене являлось настоящим зрелищем. Вскором времени группа «Интеграл» была утверждена, как профессиональная рок-группа. Так как к року в Советском Союзе относились не хорошо, «Интегралу» закрыли путь на телевидение, грамзапись и радио. Но мелодии и музыка, исполненные популярной рок-группой, были в некоторых мультфильмах и культовых кинофильмах. Группа просуществовала 22 года и за данное время работала в разных музыкальных стилях: фьюжн, блюз, рок-н-ролл, кантри, психоделик-андеграунд. С тысяча девятьсот семьдесят седьмого «Интеграл» стал работать в филармонии города Саратова. После того, как группа в тысячу девятьсот восьмидесятом году стала лауреатом рок-фестиваля, проходившего в Тбилиси, она была приглашена в столицу, где и состоялся первый концерт. В тысячу девятьсот восемьдесят пятом «Интеграл» участвовал в 12-м фестивале молодёжи и студентов.

К тысячу девятьсот восемьдесят восьмому году году Алибасов уже отошёл от идеи далее развивать рок-группу, думая, что рок-музыка себя изжила, стала шаблонной и навязчивой. В данное время у него имелась идея создания новой молодёжной группы. Для её реализации Бари отправился в столицу, где в тысячу девятьсот восемьдесят девятом году объявил конкурсный набор молодых исполнителей. Взяв из массы претендентов лучших солистов, он создал группу «НА-НА». Вскоре на фестивале «Лицом к лицу» прошло 1-е выступление молодой группы, а потом последовало их участие в концерте на днях Праги в Москве. «НА-НА» признали «Открытием года». Прошло всего 9-ть месяцев с момента появления группы, как она уже находилась почти во всех хит-парадах. В 1-й половине 90-х «НА-НА» считали удачнейшим музыкальным проектом в стране. Это была любимая группа молодёжи.

Сначала состав группы менялся, и основная 5-ка установилась только к 1992-му году. Но в тысячу девятьсот девяносто пятом один солист ушёл из группы со скандалом. Алибасов же подготовил с коллективом другую программу и поехал в кругосветное турне.

Бари Алибасов сегодня

В родном городе Бари и в Казахстане в целом продюсера и музыканта зовут народным героем. В Черске имеется улица, названная в его честь, а в школе, которую в своё время закончил Бари Каримович, создан музей, где представлено много экспонатов, когда-то находившихся в его собственном пользовании. Группа есть и сейчас. У неё имеются огромные планы. В особенности, подготовлен новый репертуар, разные аранжировки на одни и те же композиции. Ребята работают, экспериментируют с многими стилями, хотят создать окончательный вариант. В планах Алибасова имеется работа с Анастасией Волочковой. Продюсер думает, что главное в артисте – это умение зацепить зрителя, внутренняя харизма. Не голос делает из исполнителя звезду.

Личная жизнь Бари Алибасова

Много лет Бари Каримович занимался фотографией. Персональная выставка его снимков была в галерее «ТХТ». Алибасов женился 1-й раз почти сразу после школы. Семья вскоре распалась. В общей сложности Алибасов официально был женат пять раз. Кроме этого, имелось много гражданских браков. Бари Каримович рассказывает, что расставаясь с каждой из них, он вычёркивал их из личной жизни. Как утверждает шоумен, ему для творчества просто надо быть все время влюблённым. Это подогревает интерес к жизни и прибавляет энергию.

Ему семьдесят, и вот — брак седьмой, равновесие во главе всего!?


Начало пути

Бари вырос в Казахстане — все детство ставил спектакли и пел, а вот с дисциплиной сплошь были проблемы. И из школы, и из комсомола Алибасова несколько раз исключали. Прошли годы, и теперь в его родном Чарске есть улица имени Бари Алибасова, и его музей — в родной школе!

Окончив школу, Бари занялся музыкой всерьез: организовал группу «Интеграл», вначале джаз-, а затем рок-коллектив. Хотя статус рок-музыки в Союзе был полуподпольным, он все равно устраивал гастроли и даже получил в министерстве культуры признание! Таланты продюсера проявились на ура.

Перестройка

Люди перестали тянуться к музыке запада, когда это перестало быть вызовом. И на один из концертов группы «Интеграл» пришло всего девятнадцать человек… Неудивительно — когда восходящая звезда рок-музыки, на которого повсюду приходят толпы, Павел Пиковский, приезжал в Киев, на него пришло человек пятнадцать, и для Киева это было еще очень даже и вполне! Так что с музыкой вообще в целом все плохо со времен перестройки в ряде городов: она просто не нужна, если она не массовая. И Алибасов тоже решил делать музыку для масс!

Елена Уронич

Уже будучи в разводе, Алибасов начал встречаться с поклонницей своей группы. В 1985 году стал отцом — мальчика назвали Бари, в честь папы. Но и жену, и коллег отец легко бросил в Саратове, уехав в Москву ради массовой музыки… Ребенок жил с мамой и бабушкой, только деньги иногда получал. А Алибасов-старший только после четырнадцатилетия сына перевез сына в Москву, устроил в лицей, а потом заграницу.

Елена Уронич оказалась настолько мудрой, что отнеслась ко всему этому спокойно. И сын, которому уже тридцать два года, называет ее единственной женщиной, которая смогла склонить Алибасова к зачатию и признанию ребенка.

Группа «На-На»

Трагедией смену жанра своей работы Алибасов не считал. «Рок умер», говорили многие и подтвердил он сам, потому пора, мол, работать всерьез! Так что полтора города кряду Бари подбирал исполнителей, собрав наконец состав из Левкина, Жеребкина, Политова и Асимова. И что же — группа стала суперизвестной! Отчасти в силу жесткой дисциплины — Бари не позволял отвлекаться ни на женщин, ни на развлечения! По контракту на тридцать восемь листов нельзя было ни репетиции пропускать, ни романы заводить с коллегами по «цеху», ни женщин после двух часов ночи принимать...

Зато и заботился он о группе по полной программе: выбивал квартиры, бронировал лучшие номера в гостиницах, часто сам готовил… Продолжалось так вплоть до дефолта 1998 года, который внезапно лишил людей возможности ходить на концерты. Надо было что-то делать, и смена жанра бы уже не помогла!

Америка

Собрав денег, Алибасов оплатил участникам группы уроки танцев, вокала и английского языка, а потом повез их в Америку. Почти договорились со студией, уже все было решено!.. Но появление в 2001 году бесплатного файлообменника Napster лишило студии доходов с продажи альбомов… И не вышло с американским проектом, увы.

Космос

Под финансированием Фредди Хайнекена — его компания производила то самое пиво «Хайнекен», которое так любят во всем мире! - планировалось отправить одного из ребят в космос, спеть гимн планеты. Но как с Америкой не срослось — так и Хайнекен умер! Так что Бари пришлось честно признать: сил больше нет, и деньги тоже кончились. Ребята продолжили работу без него, а Бари еле уговорили обратиться к психотерапевту, что спасло продюсера от самоубийства.

Сегодня


«На-на», вновь под руководством Алибасова, порой концертируют. А Алибасов все женится и разводится, а также критикует окружающий мир. … Ну что ж, журналист ДжоИнфоМедиа Диана Линн надеется, что талант Бари Каримовича не пропал с возрастом, и что он сможет провести старость с удовольствием и успехом!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры