Быть в миру, будучи не от мира сего. Неотмирность — значит оппозиция

Главная / Психология

Не от мира сего

Не от мира сего
Из Библии. В Евангелии от Иоанна (гл. 18, ст. 36) приведены слова Иисуса, сказанные им римскому наместнику в Иудее Понтию Пилату: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего...» Иными словами, оно не подчинено земным законам и традициям.
Шутливо-иронически: о людях, погруженных в свои занятия или мечты, далекие от реальности.
- сценка «Воздухоплаватель», написанная актером и устного рассказа, автором многих «народных сценок» Иваном Федоровичем Горбуновым (1831 - 1895). Около воздушного шара собралась толпа народа, который живо обсуждает, как именно полетит шар и почему согласился на этот рискованный полет некий портной, летящий вместе с немцем-хозяином шара: «Портной нанялся лететь... Купцы наняли... - Портной! - Пьяный? - Нет, черезвый, как следовает. - Зачем же это он летит? - Запутался человек, ну и летит. Вестимо, от хорошего житья не полетишь, а значит, завертелся...»

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Не от мира сего

Выражение из Евангелия, слова Иисуса: "Царство мое не от мира сего" (Иоанн, 18, 36). Применяется к людям, погруженным в мечтания, блаженным, чуждающимся забот о реальном.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Не от мира сего" в других словарях:

    НЕ ОТ МИРА СЕГО - кто быть; казаться Далёк от реальной, обыденной жизни, не способен понимать простых вещей. Имеется в виду, что лицо (Х), будучи отрешённым от повседневных забот, отвлечённо воспринимает происходящее, совершает непонятные с житейской точки зрения… … Фразеологический словарь русского языка

    Ср. Жалость... да! жалость возбуждала во мне эта молодая, серьезная, настороженная жизнь Бог ведает почему! Не от земли сея, думалось мне, хоть собственно в выражении лица не было ничего идеального... Тургенев. Странная история. Ср. Мертвые… …

    Неприспособленный, неприспособленный к жизни, непрактичный, мечтатель Словарь русских синонимов. не от мира сего прил., кол во синонимов: 7 бестолковый (104) … Словарь синонимов

    Ср. К народу возбуждать вниманье сильных мира Чему достойнее служить могла бы лира?.. Некрасов. Элегия. Ср. Приезжий отправился делать визиты всем сановникам... жаль, что несколько трудно упомнить всех сильных мира сего... он явился даже… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Прил., кол во синонимов: 22 в бозе почивший (22) кончившийся (114) … Словарь синонимов

    Не от мира сего - крыл. сл. Выражение из Евангелия, слова Иисуса: « Царство мое не от мира сего» (Иоанн, 18, 36). Применяется к людям, погруженным в мечтания, блаженным, чуждающимся забот о реальном … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Не отъ міра сего. Ср. Жалость... да! жалость возбуждала во мнѣ эта молодая, серьезная, настороженная жизнь Богъ вѣдаетъ почему! «Не отъ земли сея», думалось мнѣ, хоть собственно въ выраженіи лица не было ничего «идеальнаго».... Тургеневъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Отойти от мира сего - Устар. Высок. То же, что Отойти в вечность. Лучше было отойти от мира, чем достаться постылому. Зачем ты не отошла от мира? (А. К. Толстой. Князь Серебряный) … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Предик. 1. О крайне неприспособленном к жизни человеке. 2. О мечтателе, фантазёре. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Философы от мира сего , Роберт Хайлбронер. Коротко: Новое издание настольной книги экономистов всего мира. Аннотация: Принято считать, что экономика - мрачная и неинтересная наука. Книга Роберта Хайлбронера "Философы от мира сего",…

Епископ Таврический Михаил (Грибановский; 1856-1898) - архипастырь, просветитель, духовный писатель. Его книга «Над Евангелием» (первое издание - СПб., 1896; впоследствии не раз переиздавалась) - сборник эссе-размышлений о Священном Писании. Это не богословские толкования текста, епископ Михаил пишет о том, как сопрягаются евангельские слова с нашей жизнью - обыденной жизнью каждого человека, - побуждая строить ее по Христовым заветам, «творя добро в себе и других». Написанные в конце XIX века, более ста лет назад, эти размышления удивительно современны и актуальны для нас, христиан века XXI.

Предлагаем читателям одну из глав книги «Над Евангелием» епископа Михаила (Грибановского).

Наше призвание не здесь, на земле, наша родина и наша цель там, в том мире, к которому призвал нас Господь. Этой мыслью мы бываем иногда склонны оправдывать наше невнимательное отношение к тому, что нас окружает, и нашу холодность к тем людям, с которыми мы живем. Ею мы воспитываем в себе и то мечтательно-беспредметное настроение, при котором мы помещаем наше небо где-то в пространственно-недосягаемой дали и совершенно оторванно во всех отношениях от нашей земной жизни. Мы готовы чуть не с телескопом в руках отыскивать тот мир, куда мы вдруг будем перенесены по таинственному мановению свыше. С высоты далеких небесных перспектив, в мнимом величии как бы обитателя имеющей в будущем появиться отдаленной планеты, мы в самом лучшем случае лишь снисходительно смотрим на ту маленькую сферу деятельности и на тот уголок природы, которые предстоят нам в нашей наличной жизни. Люди, не сочувствующие Церкви, пользуются этим, чтобы указать на церковное учение о той жизни как на какой-то темный и беспредметный мистицизм.

Так ли это? И правы ли мы?

Мы, христиане, не от мира сего. Но это не значит, что наш мир где-то отсюда за миллиарды верст, где-то за бесконечными звездными мирами. Совсем нет. Он внутри нас же самих, в окружающей нас природе, на всяком месте, в каждой душе. Он отделяется от нас не внешними далекими пространствами, а лишь поверхностью той же самой жизни, которая на этой же земле со всех сторон охватывает нас. Его свет и дыхание непосредственно близки нам; они обвевают меня из внутренней глубины духа сию минуту, вот здесь, на этом месте, где я пишу, в моей же собственной душе, которую я сейчас чувствую, из-за этой же вот природы и обстановки, которая в настоящий момент окружает меня.

Одухотворять и просветлять каждое свое жизненное движение - это и значит идти в царство не от мира сего

Стремиться из этого мира в тот не значит нестись и рваться куда-то в беспредельную звездную даль, в неизвестные пространства солнц и созвездий. Нет, это значит просто войти внутрь того, что находится в нас самих и кругом нас. В моей душе, какова бы она сейчас ни была, все же просвечивает нечто высшее, благороднейшее и святое, хорошие мысли, чувства и желания, та же душа, но только в более совершенной и прекрасной форме бытия. Идти туда, к тому просвету, осваиваться с тем, что открывается через него, вживаться в его атмосферу, ткать из нее свои жизненные нити - это и значит идти в тот небесный мир, к которому мы призваны Господом. В моем теле много дурного, но и в нем, в его Богом созданной форме, в волнах его жизненной энергии, чувствуется высшая красота, высшее благо бытия, отблеск чистого счастья жизни. Низводить свой дух и свое сердце в эту благороднейшую стихию своего собственного тела, в это совершенство его идеальных форм, заключенных в нас же, вдыхать в себя только чистейший аромат жизни, веющий в ее гармонических проявлениях; напрягать и собирать свое жизненное внимание только в эту утонченную светлую область своего же телесного самоощущения, никак не распуская себя и не давая разливаться грубым волнам похоти, не поддаваясь внешним и внутренним дисгармоническим влияниям, одухотворяя и просветляя каждое свое жизненное движение, - все это и значит идти в царство не от мира сего.

Кругом меня природа, вот на этом клочке пространства, который обнимает мой глаз. Если я небрежно пробегаю по ней своим сознанием или грубо внешне отношусь к ней, то она ничего особенного для меня не представляет: я или прохожу мимо нее, или внешне пользуюсь ею, или истребляю ее. Но стоит мне с любовью, с цельным чувством и сознанием, по-детски, по-Божьи, не разбегаясь во все стороны, а всецело отдаваясь ей, вглядеться в нее - и каждый листок деревца, каждый крохотный цветочек, каждая былинка, травка вдруг засияет для меня такой лучезарной райской красотой, обдаст меня таким теплом и светом жизни, таким изяществом каждого изгиба и каждого тона, что мне откроется воочию рай… Что это значит? Откуда такое чудное превращение? Очень просто: мы проникли внутрь того, что ежедневно видели извне; мы своим цельным чувством ощутили ту цельную жизнь природы, которую постоянно дробим своим рассеянным внешним сознанием; мы в созерцании любви отдались на миг беззаветно вот этому деревцу, этому цветку, вместо того чтобы эгоистически думать, нельзя ли срубить одно и сорвать другой. Одним словом, в этот чудный миг природа осталась та же, но мы вошли в тот просветленный божественный мир ее бытия и ее форм, который заключен в ней же, но которого мы, по рассеянности и грубости, доселе не замечали… Стараться отдавать свое глубокое и цельное внимание всему окружающему нас живому, всему около нас существующему, всякой былинке и вещи, входить своим умиротворенным сердцем в то светлое и прекрасное бытие, которое проникает во все и отражается во всем, - созерцать все в Боге, отказавшись от себя, - это значит идти в царство не от мира сего.

Мы не от мира сего; но это не значит, что мы отвернулись от этой природы, глядим в какую-то пустоту, во что-то темное и совершенно неизвестное. Нет, тот мир есть лишь просветление, утончение и одухотворенный расцвет этого. Мы смотрим на то же, на что смотрят и другие, но видим в нем тот мир, который для других пока остается скрытым. По видимому в мертвом - для нас трепещет внутренняя духовная жизнь; в немом - для нас звучат небесные глаголы; в случайном и механическом - нам открывается чудный смысл и высшая разумная красота. Можем ли представить себе, что говорил незаметный цветок - лилия - сердцу и очам Господа, когда Он всю славу Соломона повергал пред нею ниц?

И этот открывающийся духовно мир красоты и высшей жизни - не иллюзия, не фантазия поэта. Он есть, он реально существует за теми же формами, за той же природой, которая окружает нас. То, что для поэтов мира сего только идея, мечта, то, в еще более просветленном виде, для христианина не от мира сего - высшая реальная действительность, в которой он живет, которая скрыта для телесных очей и нечистых сердец, которая не выразима грубым человеческим языком и не представима бледными земными красками.

Этот «иной мир» - в той же самой среде и в тех же самых людях, среди которых мы живем

Мы не от мира сего. Это, однако, не значит, что мы должны внутренне чуждаться тех людей, с которыми сводит нас действительная жизнь, и мечтать о других существах, которые более подходили бы к нашему идеалу. Да, мы должны быть как можно дальше от всего худого и в нас, и в других; наш долг - бороться с этим неустанно и беспощадно. Но ведь это худое и есть то, что отчуждает людей друг от друга и производит между ними вражду и нестроения. Удаляясь этого, христианин именно уходит из этого стихийного мира, где люди - взаимные враги, в тот мир, где они могут быть друзьями и братьями. Но этот мир не в мечтательной выси фантазии, а как раз в той же самой среде и в тех же самых людях, среди которых мы живем. Как бы они ни враждовали меж собой, они все же чувствуют, что в них есть некоторый высший мир добрых чувств: любви, истины, благожелания и самопожертвования. Извне и по инерции страстей они ведут жестокую взаимную борьбу, но внутри они не могут не чтить общей единой святыни всех, которая невидимо и неслышимо проникает самую глубину их грешных душ. Вот в этой-то действительной святыне действительных окружающих нас людей и есть «тот» мир, в котором мы должны жить как христиане.

Люди мира сего думают, что эта святыня - только одна мечта, только несуществующий идеал: что она только в личной фантазии и в благих порывах каждого и ничего действительно властного и сущего из себя не представляет. Она скрашивает эту тяжелую и прозаичную жизнь своими грезами, но сама только греза и не более. Умер человек, развеется тело - и греза исчезает как туман.

Христианин своим духом непосредственно переживает реальность этой святыни. Он чувствует, что этот мир любви и гармонии уже существует, уже есть в глубине духа в каждом из окружающих, только нужно захотеть и суметь войти в него. Он сознает, что это не его только создание, не его только благой порыв, а более, гораздо более объективная и вечная действительность, чем все другое, видимо предстоящее нам. Он проникает до той внутренней глубины, где враждующие вокруг него люди сошлись им самим неведомыми корнями своего духовного бытия и погружены в благодатный мир Небесного Царствия. Этот мир внутри их, но только так глубоко и за столькими, сотканными часто ими же самими, покровами и масками, что они не знают его хорошо и не чувствуют всей красоты и силы его вполне реальной жизни. Христианин видит его и идет к нему.

Открывать в ближних небо, которое открылось в нас, - самый верный и надлежащий путь к царству не от мира сего

Христианин должен всецело жаждать этого внутреннего царства. Но это не значит, что он должен быть поэтому косно недеятельным или праздно мечтающим в этом мире. Благодатная жизнь неба открывается для нас по мере свободного просветления земли. Делать душу и тело свои чистыми и святыми, возводить окружающую нас природу к ее совершеннейшим формам; просветлять всю сферу данной нам конкретной жизни, животворить ближних тем дыханием, которое мы сами получаем свыше; передавать им ту радость, ту благодать, которая охватывает нас; открывать в них небо, которое открылось в нас; отдавать им свою жизнь, чтобы она возродилась и зацвела в них - короче, подражать Христу, апостолам, святителям и мученикам - вот самый верный и надлежащий путь к царству не от мира сего.

Таким образом, верующий в «то» царство входит в самое внутреннейшее общение с окружающими его людьми, хотя часто и неведомо для них. Не помимо их он ищет того неба, к которому призван, а в них же и через них же. Он идет к тому миру через деятельное общение с ближними этого мира, будь оно в сфере мысли, дела или невидимой молитвы и любви. То, что может казаться уединением христианина, только видимость. Он ближе к своим ближним, чем сами ближние между собой и к самим себе. Он не мечтает, а реально живет в том действительном мире, который скрывают от нашего духа наши земные мечтания. Его царство «не от мира сего» - не в туманной дали времен и пространств, не в отвлеченной пустоте измышлений и призраков, как у земных поэтов и мыслителей, а сейчас, в этот миг, на этом небольшом пространстве, в этой среде, между этими ближними. Он сквозь них же, в их собственной глубине, видит просветленный чудный мир того царства всякой красоты, жизни и гармонии, который всегда обнимает их, но в который они никак войти не могут, неудержимо скользя по блестящей поверхности этого мира в развертывающийся пред ними ряд грандиозных внешних перспектив. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 21).

Родиться в рубашке

Конечно, родиться в рубашке в прямом смысле невозможно. Но иногда дети рождаются, окутанные околоплодной пленкой, ее в народе называют "рубашкой", которую дает Бог, Во многих языках подобные выражения. Чехи говорят: "родиться в кошульци (рубашке)", а поляки - "родиться в Чепкий (чепчике)". Люди верили, что это хороший знак, и Бог будет оберегать такого человека в течение всей жизни.

"Родился в рубашке", - говорят о тех, кому удалось избежать гибели или большой беды, кому везет в жизни.

Родиться под счастливой звездой

Астрологи утверждают, что судьба человека зависит от того, под какой звездой он родился. Составляя гороскопы (особые таблицы расположения звезд на небе), они предвосхищают события в жизни отдельных людей и всего мира. Одни звезды астрологи называют "счастливыми", другие- "несчастными". Выражение "родиться под счастливой звездой" означает быть успешным в жизни, не знать горя.

Нашего полку прибыло

Когда слово «полк» имело не только военный содержание, но и мирный. Означало оно "род", "народ" или "толпа". Мирным стал и фразеологизм. В народной игре-песни "А мы просо сеяли", которая появилась еще в дохристианские времена, ребята становились в два ряда (полки) и пели: "А нашего полка прибудет, прибудет". Итак, выражение "нашего полку прибыло" означает, что группа единомышленников увеличилось.

Не от мира сего

Выражение имеет евангельское происхождение. Слова "Царство Мое не от мира сего" принадлежат Иисусу Христу и означают, что его владычества установлено не законами человеческого мира, а Богом.

Впоследствии выражение «не от мира сего" приобрел несколько иное значение. Так говорят о людях задумчивых, блаженных, что сторонятся реальности, увлекаются духовным, часто пренебрегают материальным.

Глаз да глаз

С древнеукраинского языка слово "недремлющий" - значит тот, кто не спит, не дремлет. Этот древний выражение использовали некоторые писатели в своих произведениях в несколько измененном значении, например: пристальный наблюдатель. Выражение "глаз да глаз" употребляли еще в древности в церковной литературе. Старая икона с изображением ребенка Христа с открытыми глазами, лежит на ложе, называется "Недремлющее глаз".

Синонимом является "всевидящее око" - тот, кто способен все замечать, видеть, обо всем быстро узнать. Так называли Бога. "Недремлющее глаз" - это постоянный надзиратель, пристальный наблюдатель.

Не оставить камня на камне

Это фраза из Евангелия. Иисус Христос, осматривая Иерусалим, сказал своим ученикам: "придут такие дни, когда из того, что вы видите, не останется и камня на камне разрушится". На протяжении веков фразеологизм "не оставить камня на камне" приобрел обобщенного значения: полностью уничтожить все, разрушить до основания, дотла.

Не один пуд соли съесть

Люди всегда с уважением относились не только к хлебу, но и к соли, ведь без нее ни одна блюдо не будет вкусной. Соль стала мерилом дружбы, знакомства. "Я с ним не один пуд соли съел", - говорят о человеке, с которым прожили долгое время и хорошо ее изучили. Пуд - древняя мера веса, равная 16,4 кг. Врачи утверждают, что одному человеку в год нужно пять килограммов соли. Поэтому вдвоем пуд соли можно употребить где-то за полтора года. Но в фразеологизме речь идет не об одном пуд соли. А это значит, чтобы узнать человека, нужно с ней прожить много времени, испытать различных испытаний и хорошо ее изучить. Тогда можно сказать - не один пуд соли съели вдвоем.

Неопалимая купина

Фразеологизм происходит из Библии. В Ветхом Завете рассказывается о первой встрече пророка Моисея с Богом. Однажды Моисей зашел со стадами далеко от дома и был у горы Хорив. Там он увидел горящий терновый куст, не сгорал. Моисей решил подойти ближе и посмотреть, что за странность такая. И вдруг услышал мощный голос: "Моисей! Моисей! Не подходи сюда; сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, - святая земля. Я Бог Авраама, Исаака и Иакова". Бог явил Моисею чудо.

На самом деле существует такое растение, которое горит и не сгорает. Она покрыта множеством золотистых волосков, которые выделяют легковоспламеняющиеся эфирное масло. В жаркие дни летучий эфир самовоспламеняется от солнечных лучей, начинает гореть, но самом растении это нисколько не вредит - она остается целой. Поэтому и назвали ее в народе неопалимой кочками. Она является символом Божьей Матери, которую опалил огонь Божества Сына Божия. Выражение "неопалимая купина" употребляют как образное определение несокрушимости, сохранности.

С ней не сюсюкают. Ее сторонятся. Она необычная, не такая, как все дети. В ее недетском взгляде – Вселенная, которая держит на расстоянии. «Маленькая старушка!» — говорят про нее одни. «Слишком серьезная» , — говорят другие. «Не от мира сего!» — говорят третьи. А она не понимает, отчего они не понимают… Большие вопросы уже волнуют ее ум… Как это – у Вселенной нет конца? Мурашки по коже… А как все устроено? Разве не интересно проникнуть вглубь, узнать все до конца? Что может сравниться с этим бесконечным желанием познать? Новое платье? Радость до завтрашнего утра… Торт к празднику? Съеден и забыт…

Но эти сны, когда что-то маленькое безуспешно пытается слиться с чем-то большим, не забываемы… Волнуют и пугают… И заставляют задавать вопросы и искать ответы. Как справиться маленькому существу с таким давлением неизведанного – один Бог знает. Во всяком случае, для взрослых девочка со звуковым вектором загадка. И как ее воспитывать – загадка вдвойне.

Не от мира сего

Не от мира сего. Трудное детство

У звуковой девочки по-любому трудное детство. Немного легче, если у мамы тоже есть звуковой вектор , и она воспитывает ее через понимание своих свойств – так же равнодушна к материальному миру, его незатейливым радостям, так же стремится к познанию и не ставит целью сделать из своего ребенка «настоящую женщину». А какая она – настоящая женщина в глазах большинства? Добрая, веселая, любящая, открытая, красивая. В общем, кожно-зрительная самка , которая нравится всем без исключения.

Но в девочке со звуком нет таких свойств. Она любит тишину и одиночество , что в детстве, может быть, не всегда проявляется столь ярко, потому что либидо (жизненная энергия) еще очень сильно, заставляет много двигаться. Но наигравшись, она забирается на подоконник и смотрит в звездное небо. И тогда ее не трогайте – она вся в своих таких недетских мыслях.

А еще она очень много читает, и сердце замирает каждый раз в предвкушении новых открытий. Перед ней раскрывается новый, большой мир, так не похожий на тот, в котором она живет. Она чувствует какой-то неявный зов, но не распознает, откуда он и к чему он призывает. И от этого ощущает пустоту и тоску.

В школе она часто одинока – одна-две подруги, которым интересен ее философский подход к жизни, и все. Они, бывает, способны слушать часами ее рассуждения, но не способны понять, отчего она такая странная. Не от мира сего …Остальные жизнерадостные и компанейские члены коллектива ее не принимают, а часто даже выбирают объектом для третирования. Умная девочка не вызывает уважения в детском коллективе, напротив, становится объектом для насмешек.

Не от мира сего


С ее же стороны тоже нет интереса к тому, о чем шушукаются девчонки. Звук подавляет сексуальность . Созревает она поздно, и отношения полов ей пока непонятны. Она и мастурбировать начинает только из интереса, чтобы познать себя и свое тело. Но в целом, влечение низкое, особенно если снизу кожный вектор.

А все эти подростковые ухищрения и вовсе ни к чему. Она едва замечает, во что одета. «А чего это ты не красишься?» — спрашивают девчонки. «А смысл?» — спрашивает она. Конечно, она не может не попадать под влияние большинства, и от того, что не чувствует в себе таких желаний, испытывает дискомфорт. Как говорится: «Не от мира сего, но тоже любить хочу!» Как же ей помочь адаптироваться к миру?

Не от мира сего. Как воспитывать звуковую девочку

Звуковая мера находится в самом начале своего развития. Даже мужчины со звуковым вектором, у которых за тысячелетия существования человечества наработана видовая роль (это лучшие умы человечества – философы, писатели, поэты, математики, физики), в настоящее время имеют колоссальные ненаполненные звуковые желания. Что же говорить о женщине, которая начала проявлять свою социальную реализацию только каких-то 100 лет назад? Конечно, она отстает в интеллектуальном плане от мужчин и находится в таком состоянии, когда общество еще до конца не принимает ее новую роль, а по-старому она жить уже не может. Таких, как Мария Склодовская-Кюри или Марина Цветаева, пока мало. Их единицы.

Однако теперь мы имеем возможность с детства увидеть задатки ребенка и не пытаться их переделать в угоду общественным стереотипам. А стереотипы эти, во многом, еще таковы, что умных женщин не любят, что женщина должна сидеть дома и заниматься детьми. Но если родители видят, что в девочке с ранних лет проявляется склонность к познанию, размышлениям, глубокому проникновению в суть вещей, нужно понимать, что в ней проявляется доминантный звуковой вектор и что нужно научиться наполнять его, иначе последствия могут быть ужасными. Подростковый суицид, наркотики, половая распущенность – вот то, что грозит звуковой девушке, выходящей в жизнь без малейшего понимания своей роли в ней.

Надо понимать, что в ней изначально не будет интереса к хозяйству и семье, поэтому пытаться учить ее женским премудростям практически бесполезно. Если ее звуковой вектор будет наполняться, она естественным образом научится минимально обслуживать себя. Она даже будет заботиться о семье, но это не будет ее приоритетом. Акцент необходимо делать на развитие свойств сосредоточения и формирование мощного абстрактного интеллекта. Все будет зависеть от того, к чему девочка проявит интерес.

Не от мира сего


Если родители не будут препятствовать ее стремлению к тишине и размышлениям, то этот интерес довольно скоро даст о себе знать. Очень хорошо, если девочка захочет заниматься в музыкальной школе. Классическая музыка наилучшим способом помогает ей сосредотачиваться снаружи. Интерес к таким предметам как физика или математика до сих пор считается редким среди девочек, но, тем не менее, и такое бывает. Его необходимо поддерживать, если таковой имеется.

Изучение языков, литературное творчество, компьютерные технологии – вот те области, в которых женщина со звуковым вектором может наилучшим образом реализовать себя. В целом, воспитание звуковой девочки мало чем отличается от воспитания мальчика со звуковым вектором, но родителям придется преодолеть бОльшее количество стереотипов. Часто звуковые профессии не рассматриваются как женские, и родители не пускают туда девочек, считая, что создают им лучшую судьбу. Однако нереализованный звук никогда не даст им жить спокойно.

Не от мира сего. Наивысшая реализация

Сейчас ситуация такова, что даже реализованный в профессии звук уже не наполняется этим. Мы активно познавали материальный мир, прислушиваясь к его вибрациям, стараясь угадать, что стоит за ними, но пока так и не смогли услышать это. В чем смысл жизни? Зачем создан этот мир? Кто Я в этом мире? Эти вопросы как раз и волнуют человека со звуковым вектором, и пока он не приблизится к ответу на них, его жажда к раскрытию бытия останется неутоленной.

Однако сейчас есть системно-векторная психология, которая позволяет найти ответы на звуковые вопросы . Мы начинаем понимать, что путь к познанию мира лежит через познание психического человека, и сосредоточение на состоянии ближнего, ощущение его желаний как своих собственных дает наибольшее наполнение звуковому вектору. Мы начинаем видеть то тайное, что было скрыто от нас, силы, действующие за материальным. И с определенного возраста, где-то после 6 лет, с ребенком уже можно говорить о том, как устроен мир, как действуют законы природы. Конечно, на его уровне, но понемногу доводить до него информацию. А потом привести на тренинг, и тогда можно будет не бояться того, что звуковой вектор вашего ребенка останется ненаполненным и приведет к большим проблемам в жизни.


«Я научилась просто, мудро жить. Смотреть на небо и молиться Богу…», - Я начала читать Ахматову по заданию учительницы прочесть любимое стихотворение. И услышала полную тишину в классе. Почувствовала, как класс вместе с учительницей погрузились в состояние удивления, граничащего с легким шоком.

Сборник «Антология русской поэзии первой половины ХХ века», изданный небольшим тиражом, открыл мне новые миры и удивительные, захватывающие и пьянящие состояния, которые не выразить словом. Это произошло в 13 лет. Гумилев, Бальмонт, Мандельштам, Хлебников, Цветаева… Я переписывала стихи в тетрадку, они звучали в моей голове… В 14 лет мне дали почитать другую редкую книжку - «Мастер и Маргарита». Я была настолько потрясена романом, что пыталась переписать его от руки.

Я хотела быть нормальной, но чувствовала, что со мной что-то не так. Что другие люди воспринимают как мои «странности»? Я не могла ответить на этот вопрос. Наверное, просто я очень умная и очень много знаю. Самая умная. От этого другим меня не понять. Поэтому даже и не стоит с ними разговаривать.

Теперь я вижу, что моя «странность» была в отстраненности от жизни класса, коллектива, в отсутствии желания общаться, дружить с одноклассниками. Я даже не очень различала, кто есть кто: в классе были два брата-погодка и я их постоянно путала. Наверное, странно и непонятно выглядело мое высокомерие при средней успеваемости в учебе - я не стремилась к высокой успеваемости - ведь то, что я читала по собственному выбору и что звучало в моей голове - было гораздо интереснее!

В университете я тоже училась средне. Удивляюсь, как один молодой человек увидел во мне незаурядный ум, ведь я не очень-то открывала рот. Он сказал: «Мне бы твой ум, я бы многого достиг». Я почувствовала к нему легкое презрение и подумала: «А я ничего не хочу достигать». Я имела ввиду построение карьеры, достижение материальных благ. Да, я об этом не думала. Но чего-то ведь, наверное, я хотела? Я не знала. Были какие-то смутные мысли-ощущения, что страну нашу ждут большие перемены, что наступит время, когда я пригожусь людям как журналист. То есть мизантропом я не была, хотела приносить пользу обществу.


«Не надо печалиться! Вся жизнь впереди!» (Р. Рождественский)


Я почему-то рано начала печалиться. Я и сама писала стихи, но настолько мрачные, что не хочу их здесь приводить. Ну, одну только строчку: «Как темно за окном, как темно! Впрочем, мне уже всё равно.» Это мое состояние в 20 лет. Я чувствовала себя старой и усталой. Внешне - все благополучно. Я - студентка МГУ. И вот тогда я впервые поняла, что такое депрессия .

То есть я, видимо, страдала депрессией с детства, но в 20 лет ощутила ее явно. Я не чувствовала смысла жизни, цели. Раньше у меня были как-бы вынужденные, обязательные и ясные цели - надо куда-то поступить учиться. Три раза пыталась поступить в художественное училище, но не получилось. Решила поступать на факультет журналистики - поступила со второй попытки. И что дальше? Предстоящие 5 лет учебы казались вечностью. И чувство пустоты. Я пошла к психиатру. Было такое впечатление, что он меня просто не понял: «Как это, нет цели? Учись, да и всё!»

Я училась, но учеба слабо наполняла, хотя мы изучали произведения мировой литературной классики и у нас были потрясающие, блестящие преподаватели. Узнала о КСП - Клубе самодеятельной песни, который проводил свои слеты в подмосковных лесах. Обзавелась туристическим снаряжением, стала ездить на слеты - эти выходные в лесах облегчали мое состояние. Там увидела довольно много людей, несколько мне подобных, «странных» и даже еще страннее.

Странным людям зачем-то надо было сидеть по ночам у костра и петь или слушать странные песни - Окуджавы, Галича, собственного сочинения, на стихи Мандельштама, Бродского. Я очень полюбила Бродского: «Мне говорят, что надо уезжать. Да-да, благодарю, я собираюсь…»

Больше всего я любила стихи с трагичным оттенком, с философским звучанием. Но у меня так и не складывалось представления о своем будущем, о том, чего я хочу в жизни - не виделось цели. От этого был страх перед будущим и я старалась о нем не думать.


«Вся жизнь впереди - надейся и жди!» (Р. Рождественский)


На что надеяться, чего ждать - я не знала и не представляла. «Странные» товарищи по КСП бросали ВУЗы из идейных соображений и устраивались сторожами и истопниками. Я, слава Богу, доучилась. Пошла работать в редакцию - первое время, когда надо было срочно научиться писать, работала по 12 часов в сутки и забывалась в работе. Потом опять пришли пустота и непонимание, зачем жить. Наступил разгар Перестройки и мнезахотелось сбежать от всего этого безумия. В красивую и спокойную страну. У меня была мысль: «Россия - кончилась». (И как я рада, что ошиблась).

Мнехотелось, главным образом - покоя! Казалось, эмиграция решит все мои проблемы разом. Когда увидела средний уровень жизни в Финляндии, мне впервые захотелось материальных благ. Но вскоре они перестали радовать. А от «покоя» просто хотелось выть по-волчьи. Одиночество я здесь испытала по полной программе. И мучительные депрессии. Попытки найти смысл жизни в мистике и в браке провалились. Будущее без смысла и без цели продолжало представляться сплошной чернотой, куда невыносимо было смотреть.

Я сознавала, что у меня не получается жить. Жить среди людей и в согласии с собой. Кажется, неосознанно я всю жизнь ждала, что кто-то придет и всё в моей жизни изменит, исправит. Но каждый раз этот «кто-то» разочаровывал, не оправдывал ожиданий. Кто бы мог подумать, что свет в конце туннеля забрезжит нежданно с монитора компьютера в процессе знакомства с системно-векторной психологией Юрия Бурлана. Помощь пришла, когда, казалось, все было совсем мрачно, беспросветно, безнадежно!

А теперь - жизнь в реальности


Три года назад я начала читать статьи на портале системно-векторной психологии Ю. Бурлана. В ней есть четкое понимание людей со звуковым вектором в разных состояниях развитости и реализованности. Звуковику свойственно ощущать внешний мир иллюзорным, а себя - единственным в мире. Он выглядит странным в глазах других людей.


Только звуковики задумываются о смысле жизни, им сложнее, чем другим, найти свое место в мире. Таких людей не много - около пяти процентов. Реально их еще меньше, так как многие уходят из жизни преждевременно - от наркотиков, алкоголя, суицида.

Статьи вызвали узнавание, чувство, что кто-то меня понимает. А этого чувства у меня не было никогда в жизни. Я прошла бесплатный курс, затем - полный курс СВП. Продолжаю посещать бесплатные занятия. Каждый раз на них открывается что-то новое. У меня усиливается и углубляется осознание того, что окружающий мир - реален. Реальны люди и я сама.

Поэзия - конечно же, хорошая вещь. Но она больше не уносит меня в измененные состояния сознания, фантасмагорические и печальные. Я с радостью учусь жить в реальном мире и чувствую твердую почву под ногами. В наше время ни музыка, ни поэзия, ни философия с эзотерикой ненаполняют нехватки человека со звуковым вектором. Звуковая жажда познания себя и окружающего мира наполняется только системно-векторной психологией. Я в этом убедилась.

В 50 лет я почувствовала себя несравнимо лучше, чем в 20. До 50-ти лет я проходила всевозможные плохие состояния звукового вектора, а после - потрясающе радостные состояния, которых у меня не было ни в детстве, ни в молодости. И я знаю, что это еще не предел -в потенциале звуковики могут наслаждаться жизнью больше, чем все остальные, ведь у них самый высокий уровень желания.

Я действительно теперь ощущаю - «жизнь впереди», что я стою в начале новой, приносящей ранее не ведомые радости жизни. Появилось осознание ее цели и смысла. Знаю, зачем живу и чем хочу заниматься. Знаю, что у меня есть возможности для осуществления своих желаний. Слова Чацкого: «Я странен. А не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож…» - уже не греют мне душу.


Благодаря системно-векторной психологии Юрия Бурланая примирилась с людьми, я понимаю, что другие люди - не глупцы, как мне когда-то казалось, в каждом векторе - свой ум и все вектора имеют свое назначение в этом мире. Появилось чувство благодарности людям и глубокого к ним уважения за их труд на общее благо. Из «странного» человека я превращаюсь во всё более адекватного современной реальности.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры