Что развивает рисование у взрослых. Что развивает рисование у ребенка - зачем нужно? С какого возраста и зачем посещать уроки рисования

Главная / Психология

Рисование - первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него - обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.

Роль рисования в развитии ребенка

Картина, написанная маленьким художником, - предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.

Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

  1. Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это - стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
  2. У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
  3. В процессе работы ребенок получает реальный результат - рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
  4. Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
  5. Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
  6. Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
  7. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
  8. Рисование - процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки - а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
  9. Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
  10. Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
  11. Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания - приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
  12. Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.

Как рисуют мальчики и девочки

Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал - мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.

У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.

Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.

Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.

Важность уроков рисования в школе

Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства - всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.

Что же дает рисование школьникам , если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели. Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют свободной формы занятий. Учитель не обучает детей непосредственно техникам живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству, учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.

Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни:

  • точность зрения и наблюдательность - необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
  • без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
  • развитым воображением обладают изобретатели, исследователи - люди, толкающие вперед науку и технику.

Задача взрослых - всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.

Не все таланты проявляются у нас в детстве. Иногда взрослые их не замечают, иногда боятся развивать, иногда мы сами чего-то боимся. Вобщем в результате выбираем профессию как говорится, понадежней. А талант спит-спит, а потом раз! - и проснется. Иногда удивительные вещи происходят. Художница Анна Мозес взялась за кисть в 67 лет и выставляла свои картины в галереях по всему миру.

Почему взрослые люди начинают рисовать?

Наверное, чаще всего потому что вспоминают о забытом любимом детском увлечении. Как только появляется хоть какое-то более-менее свободное время – вот тут и вспоминают. Выход в декрет, увольнение с работы, выход на пенсию… даже развод или простая простуда могут стать толчком к творчеству. Возвращение к давно любимому, но забытому занятию – как встреча с другом детства – не нужно важничать и что-то изображать из себя – всем уже и так хорошо.

Для чего рисовать взрослому человеку?

Что ожидать от себя, если ты – любитель? Стоит ли продолжать, нужно ли учиться, для чего вообще рисовать взрослому человеку – непрофессионален?

Чтобы отдохнуть и переключиться.

Садишься на полчасика порисовать – и – где я? вот уж вечер… Но напряжения и усталости как не бывало. Если нужно отвлечься и «подзарядиться», есть надежный способ - скетчбук. Рисуя, мы перестаем решать проблемы, вернее, передаем полномочия разбираться с ними нашему мудрому подсознанию. Это сближает рисование со сном – переспишь с проблемой, и решение приходит само собой.

Чтобы преодолеть сложный жизненный этап.

Рисование – хороший способ «закрасить» свои личные проблемы, забыть о них хотя бы на время. Именно так поступил Уинстон Черчилль. В 1915 году он покинул кабинет министров и был в шаге от депрессии. Чтобы отвлечься, он попробовал нарисовать пейзаж. С той поры живопись стала его страстным увлечением - в 1915 году Черчиллю был 41 год.

Чтобы получать удовольствие.

Мы иногда слишком зациклены на результате. Мы рассуждаем так «Зачем мне учиться, ведь я не буду выставляться и продавать свои работы». Ну, во-первых, как знать, а во-вторых – разве мы не можем позволить себе иногда делать не то, что мы должны, а то, что нам просто нравится?

Чтобы стать успешнее.

Рисующие люди более наблюдательны и уверены в себе – это известный факт, они быстрее концентрируются на главном, умеют выхватить из потока информации самое существенное, их меньше волнует мнение окружающих. А окружающим с ними интереснее ☺. Рисование может дать новый толчок в основной работе или повести за собой в необозримые дали.

Чтобы посмотреть на мир другими глазами.

Взрослые люди слишком рациональны. Мы хорошо учились в школе, мы много знаем, в результате в 90% случаях мы используем наше рациональное левое полушарие, а воображение наше в это время спит. Но это же катастрофа, мы становимся занудами, с нами скучно! От нас не дождешься никаких неожиданностей. Если рисовать – просто так, для себя, для удовольствия - можно «включать» и правое полушарие. Ведь очень интересно посмотреть, куда оно тебя приведёт☺

Виктория Соболевская

Ни один врач в мире не может выписать волшебную таблетку, которая бы сделала человека здоровым. Для этого необходимо правильно питаться, гулять на природе, заниматься спортом и творчеством. Последний пункт кажется необязательным, однако он также оказывает позитивное влияние на физическое и психическое здоровье человека.

Рисование – яркий «витамин» для здоровья

Рисование является одним из самых увлекательных и доступных видов творчества, потому что рисовать можно чем угодно: карандашами, красками, мелками, углем, палочкой на песке и даже пальцем по запотевшему стеклу. Для того чтобы научиться рисовать, далеко ходить не надо. Достаточно просто прогуляться по сайту www.lessdraw.com , выбрать интересные уроки и приняться за работу.

Многие думают, что рисование не оказывает никакого влияния на физическое состояние человека, ведь это не гимнастика, плавание или баскетбол. Однако это совсем не так. При создании рисунка работают пальцы и кисть руки, а значит, художник тренирует мелкую моторику, когда нервная, мышечная и костная система человека работает как единый механизм. Кроме того, тренируется глазомер и координация движений, что улучшает способность воспринимать и отображать размеры, пропорции и форму предметов, а также их расположение на листе бумаги.

Рисование развивает наблюдательность, внимание, память, пространственное, образное мышление и воображение. Человек начинает тонко чувствовать и передавать цвета, их сочетания, играть с различными оттенками, светом и тенью. Занятие творчеством позволяет повысить уверенность в своих силах, расширить границы мыслей и подарить положительные эмоции.

Арт-терапия лучше любого врача может справиться с плохим настроением и победить страхи. Рисуя, человек выплескивает на бумагу положительные и отрицательные эмоции, рассказывает о своих мечтах, фантазиях и желаниях. Рисование помогает найти друзей и единомышленников, ведь совместная творческая работа сближает и дает интересные результаты.

Рисовать может каждый

Рисование доступно людям всех возрастов и может с легкостью увлечь как детей, так и взрослых. Для этого не обязательно быть художником, скульптором или дизайнером. Нужно просто иметь огромное желание, трудолюбие, терпение и усидчивость. Вы получите невероятное удовольствие, когда вдохновение прилетит к вам на крыльях бабочки и сядет на край карандаша, а чистый лист бумаги заиграет яркими красками.

Рисование – это не просто творчество. Это особый процесс, который оказывает определенное влияние на организм человека, его психику. Многие люди рисуют, не просто потому, что им этот процесс доставляет удовольствие. В процессе рисования одни люди отвлекаются от проблем, а другим рисование помогает сконцентрироваться. О пользе рисование для детей написано и сказано очень много. А что же взрослые? Приносит ли рисование пользу для взрослого человека? Давайте разберемся.

Итак, когда человек рисует, то его мозг радуется. В самом прямом смысле! Процесс рисования затрагивает сразу несколько областей человеческого мозга. Так, лобная доля отвечает за планирование, движение, эмоции. Теменная часть кроме движений контролирует еще и восприятие с ориентацией. А вот визуальные данные обрабатывает затылочная часть. Область висков в основном отвечает за память.

Рисование затрагивает и мозжечок, который контролирует все дополнительные движения. Поэтому в процессе рисования человек максимально концентрируется. При этом он остается абсолютно расслабленным. Человеческий организм начинает активно вырабатывать нейромедиатору дофамину. Именно поэтому одни люди ощущают эмоциональное удовлетворение. Другие же утверждают, что рисование помогает им сосредоточиться.


Кроме того, психологи убеждены, что рисование – это отличный способ для тех, кто хочет разобраться со своими чувствами. Еще это отличный способ проявить собственную индивидуальность. У людей, увлекающихся рисованием, значительно расширяется круг общения. В процессе рисования человек детально изучает окружающий его мир и передает свои ощущения на бумаге или холсте. Это самый лучший метод, который позволяет установить связь между чувствами и идеями.

Когда человек рисует, он проявляет свое самовыражение через творчество. Рисование представляет собой мышление через образы. Это отличный способ исследования и осознания. Как это понять? Когда человек рисует с натуры, то он интерпретирует и визуализирует то, что видит. Также человек может изобразить то, о чем думает.


С помощью рисунка человек может запечатлеть образы и пейзажи на долгие годы. Причем сделать он это может так, как посчитает нужным. Другими словами, так, как он видит и чувствует. Рисунок может быть реалистичным, черно-белым или красочным, плоским, стилизованным и так далее.

Печально, что многие взрослые люди отказывают себе в удовольствии рисовать. Они наивно предполагают, что рисовать могут только одаренные люди. В действительности это совсем не так. Поэтому если вас посетило желание рисовать, то не противьтесь ему!

2 2 563 0

Одним из самых простых способов выразить эмоциональное состояние и избавится от негативных эмоций является арт-терапия (лечение искусством).

Рисование – самый популярный из приемов. С помощью бумаги и карандаша, холста и красок, ручки и тетради можно побороть депрессию, апатию, агрессию и фобии.

Психологи утверждают, что рисование полезно в любом возрасте и положительно влияет на людей со здоровой психикой и с психическими проблемами.

Давайте детальнее рассмотрим пользу рисования для взрослых и детей.

Что говорят эксперты

По словах Софьи Чариной, преподавателя живописи, абсолютно нерисующих людей нет. Есть обстоятельства: родители, учителя, общество, которые создают ситуации «неуспеха». Человек начинает о себе слишком плохо думать. Несомненно, существуют очень талантливые люди. У всех остальных возможность творить есть, но желание отбито.

Вреж Киракосян, художник-портретист, считает:

  • Рисование помогает смотреть на мир иными глазами. Начинаешь сильнее любить природу, людей и животных. Начинаешь сильнее все ценить!
  • Сам процесс рисования вызывает неимоверные, восхитительные эмоции. Человек духовно обогащается и растет над собой, развивается и раскрывает свои скрытые способности.
  • Рисовать нужно, чтобы быть счастливым и дарить миру добро и красоту.

Польза рисования для взрослых

Рисование помогает погрузится в другую атмосферу, посмотреть на мир иным взглядом.

Для создания картин не обязательны мольберты и краски. Рисовать можно где угодно и чем угодно: мелом на асфальте, ручкой на газете.

Этот вид творчества помогает в лечении психологических и физических проблем. Взрослый человек может выплеснуть все свои страхи и эмоции на бумагу и избавиться от них.

С помощью рисования развивается память и мышление, человек становится открытым и уверенным в себе. Это отличный способ самовыражения и формирования эстетического вкуса.

Плюсы:

  1. помогает самовыражаться;
  2. развивает память, мышление, концентрацию и внимание;
  3. помогает избавиться от психологических проблем и депрессии;
  4. улучшает настроение и повышает самооценку;
  5. успокаивает, наполняет новыми силами и энергией;
  6. приобщает к прекрасному;

Рисование развивает мозг и служит профилактикой болезней мозга, в частности болезни Альцгеймера и старческого маразма.

Для беременных

В 1938 году британский художник Адриан Хилл открыл, что занятия творчеством превосходно отвлекают больных от эмоциональных переживаний, помогая справляться с недугом.

Ко второй половине ХХ века увлекательность и полезность подобного времяпровождения была доказана и применялась к беременным женщинам.

На групповых занятиях беременным часто предлагают объяснить свои или чужие картины, но для самостоятельного опыта намного важнее попробовать просто выразить себя.

Не стесняйтесь своих необычных желаний. Если хочется порисовать пастелью, которую вы никогда в руках не держали, смело приступайте.

Пришло в голову раскрасить стекло на двери в комнату - отлично (не забудьте про специальные витражные краски).

Смысл арт-терапии состоит в том, чтобы наладить контакт со своим внутренним миром, выразить в творчестве свои эмоции и переживания. А сделать это можно, только забыв об условностях и позволив себе творить все, что считаете нужным.

Боди-арт

Создание ярких позитивных картинок на собственном округлившемся животике вызывает у мам самые приятные эмоции. К рисованию также можно приобщить будущего папу. Это позволит вам еще больше сблизиться и наладить контакт с крохой сразу после родов.

Очень важно правильно подобрать используемую краску, чтобы она не навредила организму мамы и ребенка. Лучше всего использовать театральный или детский грим. Он специально создан для нанесения на кожу, а значит, безопасен, эластичен, не потечет и не будет пачкаться.

Выбор рисунка для животика во многом определяется сферической формой основы. Рисуйте то, что поднимет вам настроение: солнце, ромашку, подсолнух, улыбку, арбуз и другие позитивные предметы.

Во время творческого процесса не забывайте общаться с малышом, рассказывать ему, что сейчас происходит. И обязательно сфотографируйтесь на память. Спустя несколько лет ребенок с интересом посмотрит на творчество.

Для детей

Чем раньше малыш приобщается к рисованию, тем быстрее познает окружающий мир.

Мелкая моторика рук

Малыш учится брать и держать карандаш, целенаправленно действовать им. Благодаря этому развивается мелкая моторика рук.

Психологи утверждают, что чем лучше , тем он умнее и сообразительнее, тем лучше и быстрее у него будет развиваться речь.

Развитие психических процессов

Рисование стимулирует развитие внимания, памяти, воображения. Через рисование малыш самовыражается, выражает в рисунке свои эмоции и чувства, это способствует развитию личности.

Мышление и речь

Ребенок объясняет то, что нарисовал, как и почему.

Творческие способности

Создавая рисунок, малыш каждый раз создает собственный мир, и это чрезвычайно важно для него.

Математические способности

Рисуя, ребенок учится анализировать, сравнивать, ориентироваться на плоскости (вверх- вниз, влево –вправо), оценивать расстояние (ближе –дальше), величину (больше-меньше, высокий – низкий).

Как поддержать интерес к рисованию

  1. Выразите свое восхищение рисунком, покажите, что вам интересно, расспросите малыша, что он нарисовал, почему выбрал такие цвета и т.д.
  2. Отметьте новые творческие находки и умения ребенка.
  3. Не критикуйте рисунок, не смейтесь над ним.
  4. Не заставляйте ребенка рисовать, он должен заниматься этим по собственному желанию.
  5. Рассматривая рисунки, укажите на положительную динамику, малыш почувствует, что с каждым разом у него получается лучше.

С какого возраста начинать рисовать с ребенком

Интерес к рисованию появляется у детей очень рано. Они видят, как рисуют и пишут старшие дети и взрослые, и стараются им подражать. Можно стимулировать этот интерес и не ждать, когда ребенок сам попросит у вас карандаши или краски, а специально предложить ему заняться творчеством.

Пусть сначала только наблюдает, как рисуете вы. Ведь его ручки еще довольно слабы, чтобы держать кисточку или карандаш.

Где-то с 4 месяцев можно предложить ребенку порисовать красками пальчиками и ладошками. А когда ручки окрепнут (ближе ко второму году жизни), предложите ему сначала кисточку, затем карандаши и фломастеры.

Не спешите с первых занятий учить ребенка рисовать. Позвольте ему для начала выводить на бумаге смешные каракули. Это первый этап рисования, который проходит ваш малыш. Примерно до 2 лет ваш маленький художник будет играть карандашом, просто чиркая им по бумаге и не создавая конкретных изображений.

На этом этапе развития можете научить ребенка:

  • правильно держать карандаш, фломастер и т.п.;
  • рисовать точки, линии, простые геометрические фигуры;
  • закрашивать фигуры.

С чего начать

Сначала покажите ребенку, как нужно правильно пользоваться карандашом. Нарисуйте что-то несложное и доступное малышу - линии, простые фигурки, домик, тучку, солнце. После этого дайте карандаш ребенку и обязательно похвалите его, если он нарисует хоть пару штрихов или точек.

Возьмите руку малыша в свою и медленно рисуйте вместе с ним. Сначала изобразите прямые и волнистые линии, круги, овалы, затем постепенно усложняйте изображение. Так вы поможете ребенку быстрее освоить основные движения, задействуете его мышечную память.

Занятие будет интереснее и познавательнее, если вы будете читать стихи или петь песенку и одновременно рисовать то, о чем говорите или поете.

Рисование песком: в чем польза

Простота использования

Чтобы организовать рабочее место, понадобится: стекло, лампа и просеянный мелкий песочек. Малышу можно дать манку или сахарный песок.

Такой материал очень пластичен, поэтому дети могут менять изображение одним движением, не используя ластик и не перерисовывая. Всего на одном «холсте» из стекла песочная анимация позволяет создать сотни разных картинок.

Возраст ребенка

Начать рисовать песком могут дети разного возраста, даже самые маленькие. Такое искусство необходимо для развития мелкой моторики, как и уроки с использованиемм пальчиковых красок и пластилина.

Для детей постарше рисовать песком тоже полезно.

Специалисты отмечают улучшение успеваемости у тех, кто любит заниматься песочной анимацией. Ведь такие занятия творчеством у школьников стимулируют мыслительные процессы, развитие речи, логического и образного мышления.

Познание мира

С помощью рисования песком ребенок знакомится с текстурой материалов. Мокрый песок не менее интересный, его можно размазывать по стеклу.

Эстетическое наслаждение

Рисунки, сделанные песком, получаются очень оригинальные и красивые. В них может воплотиться вся фантазия маленького художника.

Польза правополушарного рисования

Правое полушарие мозга отвечает за наше творческое восприятие жизни, когда мы мыслим не только фактами, но и образами. Здесь собрано все, что помогает мыслить креативно. Такой навык нужен не только людям творческих профессий (художникам, писателям, музыкантам и др.). Даже если вы всю жизнь работаете бухгалтером, развитие правого полушария откроет для вас новые возможности.

Впервые о методе правополушарного рисования заговорили в 80-е годы. Эта техника стала возможна благодаря лауреату Нобелевской премии, психобиологу Роджеру Уолкотту Сперри. Именно он исследовал работу головного мозга.

Основоположницей метода правополушарного рисования считается американская художница Бетти Эдвардс. Она разработала упражнения, которые помогают переходить в так называемый “П-режим”.

Во время “П-режима” работа левого полушария на время приостанавливается, благодаря чему человек может, не анализируя, сразу переносить свое видение любого объекта на лист бумаги. Отключается оценка, вы не думаете, а как это должно выглядеть, вы просто рисуете.

Методики Бетти Эдвардс получили широкую известность во все мире, но на сегодняшний день каждый художник уже имеет свои наработки в технике правополушарного рисования. К таким упражнениям относятся, например, пальчиковое рисование или рисование с игнорированием границ листа.

В чем же плюсы правополушарного рисования? Рассмотрим далее.

Не обязательно быть талантливым художником

Более того, вы можете вообще не уметь рисовать! Именно этот метод позволяет многим раскрыть в себе способности к живописи и другим техникам рисования. Если вы всю жизнь считали, что никогда не сможете сотворить на бумаге что-то серьезное, чем домик, солнышко и травка, то вам стоит посетить мастер-класс по правополушарному рисованию, чтобы убедиться, насколько широки ваши возможности.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры