Что такое IQ-тесты и насколько они достоверны: измеряем интеллект. Измерение интеллекта

Главная / Психология

Вопрос об измерении умственных способностей в первый раз стал актуальным в конце XIX века. Первым приступил к исследованию интеллекта с научной точки зрения сэр Френсис Гальтон (1822-1911) и именно его можно считать основоположником эмпирического подхода к решению проблемы интеллекта, одаренности, таланта.

На основании экспериментальных и статистических методов Гальтон разработал учение о существовании индивидуально-психологических отличий между людьми - дифференциальную психологию. При этом наблюдаемое различие он обосновывал прежде всего влиянием наследственных факторов. Именно Гальтон разработал научную методику, позволяющую узнать соотношение между наследственностью и внешними влияниями - так называемый "метод близнецов", успешно и плодотворно использующийся и в настоящее час. Гальтон также решал задачу создания методов измерения способностей, в более широком смысле - методов измерения психических свойств индивидуальности, и в качестве средства измерения интеллекта человека он предложил тесты сенсорного различения.

Идеи Ф. Гальтона получили дальнейшее развитие в работах американского психолога Дж. Кеттела. Он разработал системы тестов для исследования различных видов чувствительности, времени двигательной реакции, объема кратковременной памяти.

Следующий шаг в разработке методов исследования интеллекта был произведен известными французскими учеными А. Бине и Т. Симоном, разработавшими первую в истории психологии систему тестов для измерения уровня интеллектуального развития детей.

Авторы критически отнеслись к исследованиям Ф. Гальтона и Дж. Кеттела по "измерению ума". Например, как недостаток критикуемых работ отмечалось, что тесты, разработанные ими, рассчитаны прежде всего на элементарные психические процессы, и вследствие этого неадекватно измеряют высшие психические функции, лежащие в основе интеллекта.

Перед исследователями стояла конкретная практическая проблема - определить, какие дети будут учиться хорошо, а какие - плохо. В итоге была получена методика, в которой показатели умственного развития конечно приподнято коррелировали со школьной успеваемостью. Затем первая шкала неоднократно пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения.

Показателем умственного развития в шкалах Бине-Симона был умственный возраст, который был равен "хронологическому" возрасту с прибавлением к нему добавочных месяцев за правильно решенные задания из уровней, находящихся выше. Анализируя определенные таким образом несовпадения делалось заключение либо об умственной отсталости, либо об умственной одаренности.

В 1912 году В. Штерн предложил понятие "коэффициента интеллекта", определив его как отношение "умственного" к "хронологическому" возрасту, умноженное на 100. В дальнейшем IQ стал выражаться в единицах стандартного отклонения, что показывает, в каком отношении пребывает результат испытуемого к средней величине распределения результатов для его возраста.

В отличии от Гальтона, который рассматривал интеллект как совокупность врожденных психофизиологических функций, Бине признавал влияние окружающей среды на особенности познавательного развития. Поэтому интеллектуальные особенности оценивались им не только как врожденно сформированные познавательные функции, но и на основе уровня усвоения социального опыта: осведомленности, знания значения слов, владение некоторыми социальными навыками, способности к моральным оценкам и т.д. В результате содержание понятия "интеллект" оказалось расширенным как с точки зрения перечня его проявлений, так и с точки зрения факторов его становления.

Вслед за оригинальными тестами Бине вышло множество модификаций, среди которых надобно выделить Станфордскую редакцию шкалы Бине, проведенную американским психологом Л. Терменом в 1916 году. Он ввел понятие тестовой нормы. Таким образом произошел переход на позицию чисто статистического подбора заданий теста, а также обоснования его валидности. Такая позиция в отношении тестов интеллекта является определяющей и по сей день.

Шкала Станфорд-Бине включала в себя шесть тестов для исследования широкого диапазона способностей - от простого манипулирования до абстрактного рассуждения; в зависимости от возраста испытуемого. С появлением факторных моделей интеллекта для измерения каждого фактора в тесты вводились самостоятельные шкалы. Например, модель интеллекта Гилфорда требует диагностики 120 факторов (в настоящее час уже определены тесты для исследования 100 факторов), но в среднем измеряется порядка десяти факторов интеллекта (см. факторную модель интеллекта Л.Терстоуна).

Перечислим наиболее популярные тесты интеллекта с подшкалами, которые в них измеряются.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра (I-S-T) (1953 г.), состоит из девяти субтестов: логический отбор, определение общих черт, аналогии, классификация, задания на счет, ряды чисел, отбор фигур, задания с кубиками, задания на чуткость, которые определяют индуктивное мышление, комбинаторные способности, пространственное фантазерство.

Шкалы измерения интеллекта Векслера (WAIS) (1939 г., модификация 1955 года). Включает 11 субтестов, разделенных на вербальную шкалу и шкалу действия. Вербальная шкала содержит субтесты общей осведомленности, общей понятливости, арифметический тест, тест установления сходства между парой понятий, повторения цифровых рядов, словарный тест. Невербальная шкала содержит следующие субтесты: шифровки цифр, нахождение недостающих деталей, кубики Косса, последовательность картинок, составление фигур.

Прогрессивные матрицы Равена - предложен Л.Пенроузом и Дж.Равеном в 1936 году. Состоит из задач по выявлению отношений между абстрактными фигурами. Обследуемый должен предпочесть недостающий ингредиент матрицы среди 6-8 предложенных вариантов. Данный тест диагностирует невербальный интеллект, однако существуют модификации теста вербальной шкалой.

Батарея тестов общих способностей (GATB), включающая вербальные и практические серии заданий. Разработка GATB базировалась на факторном анализе предварительного набора из 50-ти тестов, в ходе которого были выделены 9 основных факторов, в том числе вербальные способности, умение оперировать числами, точность восприятия, точность понимания, моторная координация, моторика пальцев, моторика рук. GATB включает в себя 12 тестов, направленных на измерение этих основных факторов. Все субтесты являются тестами скорости.

Так как многие тесты интеллекта измеряют, помимо собственно мыслительных способностей, ещё и приобщенность индивида к культуре, были предприняты попытки создания т.н. культурно-независимых тестов интеллекта, предназначенных в основном для измерения невербальных способностей. Культурно-свободный тест интеллекта (CFIT) предложен Кеттелом в 1958 году, предназначен для измерения "чистого" интеллекта. Этот тест создан на основе перцептивных заданий, в которых интеллект проявляется через восприятие. Среди заданий теста - задания на распознавание и продолжение закономерных изменений в рядах фигур и т.д.

Таким образом изначально тесты интеллекта позволяли лишь дифференцировать испытуемых, но не расставить их на абсолютной шкале интеллекта. В общем же следует отметить, что тесты интеллекта удачнее работают по отрицательному критерию: хорошо дифференцируют умственную отсталость от нормы и хуже различают норму от высоких уровней интеллектуальной одаренности.

Интеллект и наследственность

Основной вопрос, который решают исследователи - это вопрос соотношении генетических и средовых компонент в развитии интеллекта. При изучении вклада среды и генотипа в фенотип используются однофакторная, двухфакторная ортогональная и двухфакторная неортогональная модели.

Однофакторная модель определяет развитие интеллекта как зависящее от генотипической составляющей, при этом влияние среды влияет лишь на дисперсию распределения. Двухфакторная модель рассматривает результат среды в качестве самостоятельного фактора. При этом учитывается также составляющая, обусловленная взаимодействием генотипа и среды. Двухфакторная неортогональная модель учитывает к тому же и взаимосвязь генотипической и средовой составляющих.

Основной метод исследования влияния наследственности на развитие интеллекта - изучение родственников различной степени генетического сходства, а именно: однояйцевых (монозиготных - МЗ) и разнояйцевых (дизиготных - ДЗ) близнецов, братьев, сестер, родителей-детей и т.д. У родственников измеряется некоторая психологическая переменная, и, чем больше генетическое сходство между ними, тем больший вклад в различие значений переменной у родственников будет вносить фактор среды. Например, у МЗ-близнецов генотип идентичен, следовательно, любые различия в измеренных у них психологических способностях теоретически должны быть обусловлены влиянием окружающей среды (или взаимодействием между наследственностью и средой).

Вот очень краткий обзор результатов психологических исследований о влиянии наследственности на формирование различных специальных интеллектуальных способностей.

Более генетически детерминированы различия в уровне вербального интеллекта, беглость речи. В отношении генетической детерминации математических и пространственных способностей результаты исследований противоречивы. Общие способности в большей мере генетически детерминированы, чем специальные; различия в уровне вербального интеллекта в большей мере обусловлены генетически, в то час как различия в уровне невербального интеллекта детерминированы средовыми влияниями.

При изучении влияния интеллекта родителей или приемных родителей на интеллект детей был обнаружено, что с возрастом связь между показателями интеллекта у детей и их биологических родителей возрастает. В различных исследованиях выявлены как "отцовский" результат, проявляющийся в наличии корреляционной связи между показателями интеллекта отцов - как биологических, так и приемных- и детей, так и "материнский" эффекты.

Проводящиеся лонгитюдные психогенетические исследования интеллекта, среди которых надобно выделить Колорадское и Гавайское, позволяют более точно определить влияние средовых и генетических компонент на развитие общих и специальных способностей. В Техасском проекте по исследованию связей между приемными детьми и их усыновителями и биологическими родителями обнаружен пик генетических влияний на формирование интеллекта, приходящийся на 5-7 лет.

В настоящее час оценки соотношения биологических и средовых факторов в формировании интеллекта колеблется у разных авторов, например, 70% на биологический (генетический) интеллект, 30% на средовые факторы (Айзенк,); или генетический интеллект - 45%, средовой - 35%, взаимодействие между ними - 20%. (Годфруа,); в целом же "результаты большинства надежных измерений интеллекта позволяют изрекать о 50-60%-ном уровне наследуемости фактора общих способностей, хотя в ряде работ получены более высокие показатели".

Под уровнем интеллекта обычно понимается количественная оценка умственных возможностей личности. Интеллект всегда отражает способности человека к обучению и развитию. Чем более широкая картина мира формируется у отдельного индивида, тем более высоким можно назвать уровень IQ. Традиционно уровень интеллекта измеряется тестом Айзенка, который формирует достаточно точный результат в количественных показателях. Исследование уровня интеллекта сегодня может пройти любой человек.

Показатели в единицах измерения

Традиционно принято считать высоким результатом исследования, если IQ человека равно 200 единицам. Таких людей на самом деле во всем мире немного. Как правило, они занимаются научной деятельностью или творчеством. Средний уровень интеллекта соответствует 90- 120 единицам. Данные показатели наблюдаются у большинства людей, живущих на земле. Низкий уровень интеллекта начинается с 70 единиц и опускается ниже. Вообще низкий интеллект говорит, как правило, о легкой или выраженной форме умственной отсталости.

Какие факторы оказывают влияние на уровень интеллекта?

Говоря о показателях выраженности интеллекта, нелишним будет упомянуть, какие составляющие находятся в основе развития умственных способностей.

  • Наследственность. В традиционной культуре принято полагать, что гены оказывают влияние на . С этим утверждением трудно спорить. Замечено, что в семьях с высокими показателями умственных способностей и дети растут более развитыми. Внимание, память, мышление, речь – все это проявляется у них в превосходной степени. В семьях, где оба родителя являются деградировавшими личностями, ребенок не будет получать никакого толчка к развитию. Возможно, это связано так же с тем, что ему никто не уделяет должного внимания.
  • Окружающая обстановка. Безусловно, маленького человека во многом формирует та атмосфера, в которой он находится и растет длительное время. Окружающая среда прививает ему свои , стремления и задачи. Личность формируется только в обществе. Когда малыш с рождения испытывает на себе теплое отношение, он учится уважать и ценить собственное «я». Впоследствии из такого ребенка вырастает целостная личность, которая знает, в чем заключается ее предназначение и основная жизненная задача.
  • Раса, возраст и пол. Многочисленные исследования среди разных народов показывают, что все они развиты не одинаково. Больший уровень интеллекта замечен у европейцев, а меньший у народов Африки.

Что касается возраста, то здесь специалисты единодушно сходятся во мнении, что со временем у человека угасают умственные способности. Происходит это по той причине, что взрослый человек мало сил вкладывает в самообразование, а уделяет большее внимание собственным детям. У детей, кстати, наблюдается быстрый рост умственных способностей – развитие идет постепенно, но верно.

Среди девочек много интеллектуально развитых личностей, но особых колебаний среди показателей их интеллекта не выявлено. Мальчики отличаются друг от друга степенью развития интеллекта больше: среди них много как очень умных, так и тех, кто существенно отстает в развитии.

Интеллект (от лат.Intellectus - понимание, познание) - общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Интеллект - способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решать эти задачи.

Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Поэтому уровень интеллекта возможно развить, как и повысить или понизить КПД интеллекта человека. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание - основная задача человека, остальные для него - лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.

Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект - это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели.

Основные тесты для измерения интеллекта, применяемые в России в настоящее время:
1. Тест «Структуры интеллекта» Дэвида Векслера (США) для измерения уровня развития общего интеллекта, вербально-логического и наглядно-действенного интеллекта, уровня развития частных интеллектуальных способностей (общего объема знаний, направленности и широты интересов, оперирования словарным запасом, сообразительности, способности к логическому обобщению, внимания и памяти, арифметических способностей, пространственного воображения, зрительно-моторной координации и др.). 11 субтестов для возраста с 5 до 75 лет. Взрослый и детский варианты теста.

2. Тест «Структуры интеллекта» Рудольфа Амтхауэра (Германия) для оценки общего уровня развития интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года и выраженности его отдельных составляющих: вербального, числового и пространственного мышления, логических и комбинаторных способностей, внимания, памяти, объема знаний. 9 субтестов для возраста от 13 до 61 года.

Предназначен для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профотбора.

3. Тесты интеллекта Ганса Айзенк а (Великобритания). Концепция и принципы составления тестов Г. Айзенка. Каждый тест состоит из 40 заданий и ограничен 30 минутами выполнения.

4. Тест Прогрессивных матриц Джона Равена (Великобритания) и Словарные Шкалы для измерения двух главных компонентов общей способности (фактор G по Спирмену): творческой способности, позволяющая выходить за пределы воспринимаемой ситуации, формировать стратегии и решать нестандартные задачи, включающие много зависимых переменных; и репродуктивной способности, обеспечивающей приобретение, запоминание и извлечение известных знаний или опыта.

Три варианта теста. (1) Стандартные Прогрессивные Матрицы и Словарная Шкала Милл Хилл для возраста 6-80 лет. (2) Цветные Прогрессивные Матрицы и Словарная Шкала Кричтон для младших детей, пожилых и умственно отсталых людей. (3) Продвинутые Прогрессивные Матрицы и Словарная Шкала Милл Хилл для способных людей.

Задания теста основаны на теории гештальта и теории интеллекта Ч. Спирмена. Построен по принципу возрастающей трудности.

5. Двухфакторная модель интеллекта Р. Кеттелла: «флюидный» и «кристаллизованный» интеллект. Свободный (флюидный, текучий интеллект) - это способность к понятийному научению и к решению проблем, это общая «одаренность» и приспособляемость - относительно независимая от образования и опыта. Связанный (кристаллизованный) интеллект - производное опыта, состоящий из приобретенных знаний и развитых интеллектуальных навыков.

Культурно-свободный тест интеллекта Р.Кеттелла (США) для измерения врожденного интеллектуального потенциала, определяющего возможности адаптации человека и успешность любой деятельности.

6. В работе «Измерение интеллекта с помощью рисунка» (1926) Флоренс Гудинаф (США) впервые в истории психодиагностики практически обосновала гипотезу о том, что выполнение ребенком рисунка отражает степень овладения им ключевыми понятиями и таким образом свидетельствует об уровне развития интеллекта. Созданный ею тест «Нарисуй человека» отличался от существовавших ранее тестов интеллекта. Он позволял довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования.

7. Краткий отборочный тест (КОТ) Р.Вандерлика для диагностики общих способностей.

Структура (от лат. structura - строение, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей и отношений объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Структура интеллекта по Х. Айзенку - (от лат. structura - взаиморасположение и лат. intellectus - ум) - модель интеллекта; выделяются такие элементы, как

  • скорость интеллектуальных операций,
  • настойчивость и
  • склонность к проверке ошибок,

на основе выраженности которых определяется уровень IQ.

Структура интеллекта по Х. Гарднеру - модель интеллекта; cостоит из независимых друг от друга модулей:

  • формально-лингвистический,
  • пространственный,
  • логико-математический,
  • музыкальный,
  • двигательный,
  • межличностный,
  • внутриличностный;

в разных культурах делается акцент на формировании разных модулей; каждый из них представлен вертикально расположенными уровнями:

  • восприятие,
  • запоминание,
  • учение.

Структура интеллекта по Р. Кеттелу - факторно-аналитическая теория, в которой выделяется два вида интеллекта:

  • текучий (fluid) , который существенно зависит от наследственности - и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и
  • кристаллизованный (cristallized) , в котором отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как например фактор визуализации, а также факторы - операции, которые соответствуют специальным факторам Спирмена.

Как показали исследования Спирмена с возрастом, особенно после 40 - 50 лет происходит снижение показателей текучего интеллекта, но не кристаллизованного .

Структура интеллекта по Р. Стернбергу - классификация, в которой выделяется три вида мыслительных процессов:

  1. Вербальный интеллект - , который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное;
  2. Способность решать проблемы;
  3. Практический интеллект как умение добиваться поставленных целей.

Структура интеллекта по Э.П. Торренсу - модель интеллекта; выделяются такие элементы, как *вербальное понимание,

  • пространственные представления,
  • индуктивные рассуждения,
  • счетная способность,
  • память,
  • перцептивная быстрота,
  • речевая беглость.

Структура интеллекта по Ч. Спирмену - факторно-аналитическая теория генерального фактора , в которой интеллект рассматривается как некая умственная энергия , уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера. В соответствии с этой теорией генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший при выполнении сенсорных задач. Кроме генерального существуют также и групповые факторы интеллекта, к которым можно отнести

  • механическую,
  • лингвистическую,
  • математическую компетентность;

а также специальные факторы, которые делают свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные тесты.

Многие годы люди спорят о том, наследуются ли интеллектуальные способности. Каких только суждений не услышишь: «На детях гениев природа отдыхает!», «Во какой умный, весь в папу (маму, бабушку) пошел!», «У простых крестьян сын – академик!» или «Никакая наследственность не заменит правильное воспитание!» Где же истина? Давайте посмотрим какие научные данные существуют на сегодняшний день.

Несколько генов, мутации в которых проявлялись в микроцефалии – аномально маленьком мозге – были картированы в результате анализа пакистанских семей, у которых часто рождались дети с этим синдромом. Выяснилось, что гены микроцефалии регулируют размер мозга путем регуляции деления клеток-предшественников нейронов и глии. Первый из этих генов, MCPH1, кроме мутаций, приводящих к микроцефалии, имел нормальный полиморфизм – мутации, которые встречаются у некоторых людей, но не выражаются в микроцефалии. Интерес ученых привлекла замена нуклеотида G на C в гене MCPH1, меняющая в белке аминокислоту аспартат на гистидин. Выяснилось, предковый вариант с нуклеотидом G чаще встречается у жителей субсахарной Африки, а новый вариант С – в популяциях европейцев и азиатов. Сходная картина наблюдалась с полиморфизмом другого гена – ASPM, который тоже важен для роста мозга. По рассчетам исследователей, мутация в гене MCPH1 произошла около 37 000 лет назад, а в гене ASPM – 5800 лет назад (4,5).

Сразу же возникла гипотеза: что если мутация в MCPH1 и ее распространение в неафриканских популяциях привели к росту интеллекта ее носителей и послужили причиной Верхнепалеолитической революции в Европе, в ходе которой возникла передовая ориньякская техника обработки камня, созданы знаменитые наскальные рисунки животных, что создало предпосылки для развитой культуры в человеческом обществе?

По красивой гипотезе был нанесен удар в 2007 году, когда группа под руководством канадской исследовательницы Труди Бонс опубликовала исследование, согласно которому не было никакой корреляции между упомянутыми выше мутациями в генах MCPH1 и ASPM и интеллектом, размером головы и уровнем альтруизма (6). Согласно результатам группы Бонс, в африканских популяциях действительно больше распространен предковый вариант MCPH1 (около 30% гомозиготны по предковому варианту) и ниже IQ, чем в неафриканских. Однако если взять только европейцев, у которых лишь 3% гомозиготы по предковому аллелю, то вариабельность по IQ среди них никак не коррелировала с тем, какая буква стоит у них в гене MCPH1 или ASPM.

С момента публикации статьи Бонс, попытки найти корреляции между полиморфизмом MCPH1, ASPM и интеллектом не предпринимались. И зря. Взглянув на данные Бонс, можно заметить, что размер выборок разных групп отличаются на порядок: 496 европейцев, 36 азиатов, 28 африканцев и 84 представителя смешанных рас. Не умаляя проделанной группой Бонс работы, должен сказать, что сомнения в статистической достоверности ее результатов остаются.

Перейдем ко второму методу поиска генов интеллекта – GWAS. Он стал возможен после успешного завершения проекта Геном Человека, развития быстрых и дешевых методов секвенирования ДНК и генотипирования полных геномов. Чтобы повысить статистическую достоверность результатов ученые анализируют все большие выборки испытуемых. На момент написания данной статьи рекорды принадлежит группе британских ученых, проанализировавших выборку из 112 151 человек (7), и группе ученых из разных стран, обработавшей данные по ~ 329 000 учащихся школ на предмет поиска генетических детерминант успеха в учебе (8). Данные подвергают жесткому статистическому анализу для отсеивания ложно-позитивных результатов.

Что же получается в остатке? Нашли 74 локуса, то есть, позиции на хромосомах, которые ассоциировались с конкретными генами. Взглянув на список (Таблица 1), становится ясно, что гены эти неслучайны. Предыдущие работы показали связь части из них с нарушениями психики, такими как слабоумие, шизофрения, аутизм и болезнь Альцгеймера. Например, ген TBR1 (T-Box Brain 1) работает в коре головного мозга и гиппокампе, его функция необходима для миграции нейронов и роста их отростков - аксонов. Нарушение работы гена TBR1 приводит к аутизму и слабоумию у людей и аномальной морфологии коры мозга у мышей. Белковый продукт TBR1 работает в ядре нейронов и регулирует работу другого гена AUTS2, при нарушении работы которого, как мы можем догадаться из названия, развивается аутизм.

Другие гены, найденные методом GWAS, нужны для образования дендритов нейронов (BCL11A, CELSR3, MAPT), роста и навигации аксонов (NBEA, MAP4), и многих других важных функций для роста и развития мозга. Интересно, что ни MCPH1, ни ASPM в этом GWAS найдены не были.

Важный момент: мутации, найденные методом GWAS, не приводят к явным психическим нарушениям. Они встречаются в популяции среди вполне здоровых людей. Варианты генов с такими мутациями у индивидуумов с высоким интеллектом продолжают функционировать, но немножко по-другому. Как точно – мы пока не знаем, но по всей вероятности, слегка измененные функции этих генов делают мозг более эффективно думающей конструкцией.

А можно ли найти ген гениальности? В 2016 году британские ученые совместно с американскими предприняли попытку найти такие гены методом GWAS среди 1409 людей с высочайшим интеллектом, IQ > 170 (9). Результаты получились неоднозначные. Судя по всему, такой высокий интеллект – признак полигенный, то есть, у разных гениев задействованы разные гены. Однако, один ген всплывал в GWAS чаще других. Это ген плексина B2 (PLXNB2) – белка-рецептора, который находится на мембране растущего аксона и по-видимому, регулирует его рост в нужном направлении. Как мутация в плексине В2 приводит к высокому IQ – пока неясно. Открытие свежее – ученые продолжают исследование.

Какой следующий шаг? У нас уже есть почти сотня генов-кандидатов, с высокой долей вероятности отвечающая за вариации уровня интеллекта, или, как сказано в начале этой статьи, за фактор G. Необходимо определить точный механизм работы каждого из них – непочатый край работы для молекулярных нейробиологов. Работу затрудняют ограничения, связанные с работой на человеке. Но не за горами использование геномного редактирования с помощью метода Crispr/CAS9. Может, найдутся добровольцы, согласные, чтобы им «оптимизировали» ген плексина B2 с надеждой стать гением?

На некоторые вопросы мы уже можем ответить сейчас: как эти гены эволюционировали от наших обезьяньих предков к человеку? Как обстоят дела с этими генами у шимпанзе, неандертальцев, денисовцев, древних людей современного типа? Как распространены «умные» аллели этих генов в современных человеческих популяциях? Есть ли популяции, где аллели высокого интеллекта встречаются чаще, чем в других? Как у таких популяций с уровнем образования, благосостояния, технологий? Можно ли «подтянуть» отстающие в уровне жизни популяции путем редактирования соответствующих генов? Как коррелируют «умные» аллели с религиозностью, альтруизмом и воинственностью? Как меняется роль этих генов с возрастом, зная о растущей роли наследственности в интеллекте при взрослении?

Прошла сотня лет с тех пор, как Спирман сформулировал гипотезу о наследуемости G фактора. Наступает время, когда этот фактор перестает быть противоречивой математической абстракцией, а приобретает форму реального молекулярно-клеточного механизма в конкретных областях работающего мозга. Когда-то подобной статистической абстракцией был сам ген. Еще во времена Томаса Ханта Моргана никто не знал что это и из чего он состоит, однако классические генетики не просто были уверены, что ген существует, но и определяли расстояния между генами, и даже строили модели взаимодействия между ними, основываясь исключительно на статистической обработке результатов скрещивания. Можно помечтать, что настанет время, когда концепция фактора G тоже приобретет материальность, и повысить свой интеллект можно будет методом генного редактирования по цене набития татуировки.

Константин Лесков, Ph. D., Case Western Reserve University, Cleveland, OH

Литература:

1. Jensen AR. The g factor: The science of mental ability. Vol. 17, Politics and the Life Sciences. 1998. 0-2 p.

2. Haworth CMA, Wright MJ, Luciano M, Martin NG, de Geus EJC, van Beijsterveldt CEM, et al. The heritability of general cognitive ability increases linearly from childhood to young adulthood. Mol Psychiatry . 2010 Nov 2 ;15(11):1112–20. Available from: www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19488046

3. Choi YY, Cho SH, Lee KH. NO CLEAR LINK BETWEEN G LOADINGS AND HERITABILITY: A TWIN STUDY FROM KOREA 1 , 2 . Psychol Rep . 2015 Aug ;117(1):291–7. Available from: www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26126212

4. Evans PD, Gilbert SL, Mekel-Bobrov N, Vallender EJ, Anderson JR, Vaez-Azizi LM, et al. Microcephalin, a Gene Regulating Brain Size, Continues to Evolve Adaptively in Humans. Science (80-). 2005;309(5741).

5. Mekel-Bobrov N, Gilbert SL, Evans PD, Vallender EJ, Anderson JR, Hudson RR, et al. Ongoing Adaptive Evolution of ASPM, a Brain Size Determinant in Homo sapiens. Science (80-). 2005;309(5741).

6. Rushton JP, Vernon PA, Bons TA. No evidence that polymorphisms of brain regulator genes Microcephalin and ASPM are associated with general mental ability, head circumference or altruism. Biol Lett . 2007 Apr 22 ;3(2):157–60. Available from: www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17251122

7. Davies G, Marioni RE, Liewald DC, Hill WD, Hagenaars SP, Harris SE, et al. Genome-wide association study of cognitive functions and educational attainment in UK Biobank (N=112?151). Mol Psychiatry . 2016 Jun 5 ;21(6):758–67. Available from: www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27046643

8. Okbay A, Beauchamp JP, Fontana MA, Lee JJ, Pers TH, Rietveld CA, et al. Genome-wide association study identifies 74 loci associated with educational attainment. Nature . NIH Public Access; 2016 ;533(7604):539–42. Available from: www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27225129

9. Spain SL, Pedroso I, Kadeva N, Miller MB, Iacono WG, McGue M, et al. A genome-wide analysis of putative functional and exonic variation associated with extremely high intelligence. Mol Psychiatry . Nature Publishing Group; 2016 Aug ;21(8):1145–51. Available from: www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26239293

Умственная деятельность отличает человека от остальных живых существ. Интеллект является одним из таких видов деятельности, который имеет уровни и коэффициент своего проявления. Развитием интеллекта необходимо заниматься, чтобы он был на достаточном высоком уровне..

Что такое интеллект?

Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.

Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:

  • Ощущение.
  • Восприятие.
  • Память.
  • Представление.

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
  3. Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.

Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

Уровень интеллекта

Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.

  1. Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
  2. Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.

Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110. Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.

Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.

Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:

  1. Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
  2. Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
  3. Высокий – стремление к модификации окружающей среды.

Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.

На уровень IQ влияют такие факторы:

  • Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
  • Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
  • Здоровье.
  • Страна проживания.
  • Социальные факторы.

Виды интеллекта

Интеллект является гибкой частью индивида. Его можно развивать.

Гармоничным человек становится, если развивает у себя все виды интеллекта:

  • Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться и пр.
  • Логический – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
  • Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
  • Физический – координация движений. Развивается с помощью танцев, спорта, йоги и пр.
  • Музыкальный – чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы.
  • Социальный – понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму.
  • Эмоциональный – понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать.
  • Духовный – самосовершенствование и мотивация самого себя.
  • Творческий – создание нового, продуцирование идей.

Диагностика интеллекта

Вопрос интеллекта беспокоил многих психологов, что позволило им заняться разработками различных тестов, позволяющих выявить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто применяются:

  1. Прогрессивные матрицы Равена. Необходимо установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
  2. Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
  3. Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается нарисовать человека. После чего обсуждаются малопонятные элементы.
  4. Свободный тест Кеттела

Мышление и интеллект

Одним из видов интеллектуальной деятельности является мышление. Здесь человек оперирует понятиями и суждениями. Он размышляет, что и позволяет в дальнейшем видеть решение поставленных задач.

Мышление – непрерывный процесс, который постоянно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное. Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Таким образом, мышление является опосредованным.

Интеллект позволяет решать задачи в уме, используя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными понятиями часто сливающаяся. Однако под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию. Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность использовать эти знания и приходить к определенным выводам, суждениям.

Как развить интеллект?

Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.

С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.

Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр. Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.

Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.

Обычно для развития интеллекта используются различные игры на логику, память, мышление и пр. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Популярными на сегодняшний день становятся компьютерные игры с данными направленностями.

В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.

При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.

Что такое эмоциональный интеллект?

На сегодняшний день популярным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет большую роль, нежели IQ. Что это такое? Это способность человека распознавать и понимать собственные эмоции, управлять ими и направлять в нужное русло. Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и влиять на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет устранять .

Практически все люди обладают тем или иным уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все этапы развития, а можно застрять на одном из них:

  1. Понимание и проявление эмоций.
  2. Использование эмоций в качестве интеллектуальной мотивации.
  3. Осознание собственных и чужих эмоций.
  4. Управление эмоциями.

Что такое социальный интеллект?

Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, чувствовать их состояние и влиять на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.

Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые позволяют в развитии социального интеллекта:

  1. Восприятие поведенческих сигналов.
  2. Выделение из общего потока главных поведенческих сигналов.
  3. Понимание отношений.
  4. Понимание мотивации к проявлению конкретного поведения.
  5. Понимание того, как поведение меняется в зависимости от ситуации.
  6. Предвосхищение поведения другого человека.

В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

Итог

Интеллект позволяет человеку становиться образованным и социально приспособленным. С каждым годом он все больше начинает использовать свои интеллектуальные способности, которые влияют на память, мышление, внимание и даже речь. На их развитие влияют родители и окружающая среда. Итог зависит от того, насколько благоприятными обстоятельствами был окружен человек еще с раннего возраста.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры