Характеристика способностей. Общие и специальные способности

Главная / Измена мужа

Отечественная теория способностей создавалась трудами многих выдающихся психологов - Выготским, Леонтьевым, Рубинштейном, Тепловым, Ананьевым, Крутецким, Голубевой.

Теплов, определяя содержание понятия способность, сформулировал 3 ее признака, которые лежат в основе многих работ:

  • 1. под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
  • 2. они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо Деятельности или многим Деятельностям;
  • 3. способности не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний.

Способность - это психологическая особенность человека и не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо Деятельности. Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности - задатки. Хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией, задатки - это предпосылки развития способностей. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно отрицается существование для каждой способности своего предуготовленного задатка. На базе разных задатков развиваются разные способности, одинаково проявляющиеся в результатах Деятельности.

На основе одинаковых задатков у разных людей могут сформироваться разные способности. Отечественные психологи говорят о неразрывной связи способностей с Деятельностью. Способности всегда развиваются в Деятельности и представляют собой активный процесс со стороны человека. Виды Деятельности, в которых формируются способности всегда конкретны и историчны.

Одним из основных принципов отечественной психологии является личностный подход к пониманию способностей. Главный тезис: нельзя сужать содержание понятия «способность» до характеристик отдельных психических процессов.

I. Проблема способностей возникает при рассмотрении Личности как субъекта Деятельности. Большой вклад в понимание единства способностей и качеств Личности сделан Ананьевым, который рассматривал способность как интеграцию свойств субъективного уровня (свойств человека как субъекта Деятельности). В его теории структура свойств человека имеет 3 уровня:

  • 1. Индивидуальный (природный). Это половые, конституциональные и нейродинамические особенности, их высшими проявлениями являются задатки.
  • 2. Субъективные свойства характеризуют человека как субъекта труда, общения и познаний и включают особенности внимания, памяти, восприятия и прочее. Интеграцией этих свойств выступают способности.
  • 3. Личностные свойства характеризуют человека как социальное существо и связаны прежде всего с социальными ролями, социальным статусом и структурой ценностей. Высший уровень в иерархии личностных свойств представлен характером и склонностями человека.

Уникальное сочетание всех свойств человека образует индивидуальность, в которой центральную роль играют личностные свойства, преобразующие и организующие индивидуальные и субъектные свойства.

II. Чаще всего рассматривается взаимоотношение направленности Личности и ее способностей. Интересы, склонности, потребности человека побуждают его к активной Деятельности, в которой формируются и развиваются способности. Успешное выполнение Деятельности, связанное с развитыми способностями благоприятно отражается на формировании положительной мотивации к Деятельности.

III. Велико влияние характерологических черт Личности на формирование способностей. Целеустремление, трудолюбие, упорство необходимы для того, чтобы добиться успехов в решении поставленных задач, а следовательно и развитии способностей. Недостаток волевых черт характера может помешать развитию и проявлению намеченных способностей. Исследователи отмечают характерологические черты, свойственные одаренным людям - инициативность, креативность, высокая самооценка.

Сходные представления о способностях высказывают и зарубежные психологи. Они связывают их с достижениями в различных видах Деятельности, рассматривают как основу достижений, но не связывают способности и достижения как тождественные характеристики.

Способности - это понятие, которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижения человека. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. Достижения в Деятельности зависят не только от способностей, но и от мотивации, психического состояния.

Общие способности - интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности.

Специальные способности - определяются по отношению к отдельным специальным областям Деятельности.

Чаще всего соотношение общих и специальных способностей анализируется как соотношение общего и особенного в условиях и результатах Деятельности.

Теплов связывал общие способности с общими моментами в разных видах Деятельности, а специальные - с особыми специфическими моментами.

Интеллект, как научное понятие и индивидуально-психическое качество

Уже при определении сущности интеллекта, без чего почти немыслимо установление метода его распознания, мы встречаем известные трудности. Ни одно из многих существующих определений не обладает такой ясностью и не является настолько признанным, чтобы на нем можно было основываться. Так например, один из известнейших немецких психологов профессор Вильям Стерн из Гамбурга, считает сущностью интеллекта быстроту приспособления к новым условиям, между тем как крупный психиатр Циан, профессор философии и психологии в Галле, видит, его сущность прежде всего в комбинационной способности. Кроме этих двух известнейших определений, есть еще и много других, из которых ни одно, однако, не может быть признано вполне удовлетворительным. Это, впрочем, не должно являться поводом к тому, чтобы отказаться, в тяжелом сознании своего бессилия, от попытки экспериментального распознавания одаренности, как особого интеллектуального качества человека. Так и в учении об электричестве мы не обладаем общепризнанным и вполне удовлетворительным определением сущности этого явления, и все же практическом применении его мы достигли феноменальных успехов на основе теоретической гипотезы и опытного исследования. Таким же образом и в психологии мы, не имея вполне ясного представления о сущности интеллектуальной одаренности, сумеем с успехом работать и попытаться определить высоту и качество умственных способностей человека путем эксперимента или другими методами. Применение же полученных результатов в школе и практической жизни убедить нас в том, насколько мы постигли истину, исходя для ее достижения из наших предпосылок и опытов.

Если даже отсутствие ясного представления и не должно удержать нас от попытки разрешить задачу, мы все же должны стараться, прежде чем приступить к работе, уяснить себе некоторым образом важнейшие черты умственных способностей человека и их отличие от интеллекта животных. Как известно, было время, когда понятие «человеческий интеллект» считалось тавтологией; так, во времена Декарта, например, интеллект приписывался исключительно человеку, всякое же действие животного считалось простым рефлексом. Мы обладаем в настоящее время вполне развитым знанием психологии животных и сделали, особенно в последние годы, крупные успехи в этой области. Так именно, во время войны профессором Келлером были произведены опыты в Тенерифе (Африка) над антропоидами, из которых обнаружилось существование значительных интеллектуальных способностей у этих человекоподобных обезьян; при этом у обезьян были замечены даже некоторые творческие способности действия. По сообщению профессора Келлера, наиболее способные в интеллектуальном отношении обезьяны создали себе, например, нечто в роде орудия для срывания бананов, находившихся вне пределов досягаемости. Далее он сообщает, что некоторые из этих животных нагромождали ящики в одну колонну, чтобы таким образом достать себе бананы, висевшие под потолком. Ящики при этом подбирались так, чтобы самый верхний был поставлен большим ребром вверх, ибо только в этом случае бананы могли быть срываемы. Все это, понятно, служит примером действий, указывающих на известную степень интеллектуальных способностей.

Достаточно известны действия и других животных, как например, Эльберфельдских лошадей или Мангеймской собаки, а также исследованного профессором Марбе шимпанзе Бассо. Если даже в отношении Эльберфельдских лошадей, совершивших удивительные математические действия, казавшиеся вначале непостижимыми, и выяснилось впоследствии, что загадочные действия были вызваны очень скрытыми движениями демонстратора, влиявшего этим на лошадей, - то все же следует допустить во всех этих случаях некоторые признаки интеллекта. Мы должны признать, что между умственными способностями человека и животного существует не принципиальное различие , а лишь количественное. Тем не менее, мы можем констатировать одно, а именно: интеллект животных всегда действует в одном направлении - в сторону практической пользы, теоретически же ход мыслей обнаружили до сих пор только у человека. Высшая форма интеллекта высказывается, по-видимому, лишь на этой ступени развития.

Даже в том случае, если мы на практике ограничимся лишь распознаванием интеллекта человека, мы встречаем новое препятствие. Допустим, что все проявления интеллекта во всех степенях его высоты уже изучены или могут быть подвержены изучению, то и тогда проблема распознавания умственных способностей примет форму исследования о возможности интеллектуального развития. Крайне важно поэтому выяснить вопрос, является ли интеллект прирожденным человеческим качеством или же он может быть приобретен.

При разрешении этого вопроса мы вступаем в одну из тех областей философии, где почти никогда не прекращалась борьба мнений, где, как известно, течения непрерывно сменяли друг друга, и где мы можем встретить все градации взглядов, начиная от утверждения, что все в человеке является прирожденным, и кончая предложением, что приобретается извне путем обучения. Не подлежит, однако, сомнению, что в этой области одна крайность также ошибочна, как и другая. Насколько безошибочно, что всякий интеллект нуждается в развитии, настолько же достоверно, что никакое, даже самое тщательное, обучение не в состоянии заменить недостающий интеллект. Достигаемый сложением обоих факторов результат можно сравнить с диагональю параллелограмма (что относится также и к вопросу об успехе человека в его профессиональной деятельности, где играют роль два фактора: природные задатки и обучение), причем эту диагональ мы должны представлять себе воображаемой линией, и на практике перевес будет в одном случае на стороны предрасположения, а в другом - упражнения. В принципе же обе силы принимают участие в умственной работе.

В общем, под понятием интеллекта, являющимся в данном случае синонимом умственной одаренности, мы подразумеваем высшую ступень, или же высший тип умственных способностей. Одаренный человек - то же, что и высокоспособный человек. Мы стоим, таким образом, перед двоякой возможностью дать определение понятия одаренности. С одной стороны, можно допустить, что степень умственных способностей вытекает из того, что отдельные способности индивидуума, как например, память, воображение, сообразительность стоят на большей высоте, чем это обычно наблюдается у людей. С другой стороны, мы можем считать, что высшая степень одаренности есть нечто большее, чем сумма отдельных хорошо развитых умственных способностей, а именно - совершенно самостоятельное умственное качество человека. Во втором случае интеллектуальная одаренность является общим повышенным уровнем, или более яркой окраской всей интеллектуальной жизни человека, охватывающей все отдельные способности и придающей им более высокое качество. Тут, впрочем, следует подчеркнуть, что и в этом случае речь идет лишь об общем характере духовной жизни человека; индивидуум, являющийся в общем духовно-одаренным, может стоять по отношению к отдельным способностям и на менее значительной высоте, чем человек, обладающий некоторыми особыми способностями, но находящийся в общем на низшей ступени одаренности.

В обычном словоупотреблении под понятием «интеллект» также подразумевается повышенный общий уровень интеллектуальных способностей, что в общем может считаться вполне соответствующим и научному определению этого психологического явления. Следует, однако, исходя из понятия о повышенном типе умственных способностей человека, найти отдельные признаки и критерии, которыми интеллектуальная одаренность в вышеприведенном смысле могла бы определяться.

Общераспространенное мнение об интеллекте базируется на наличности некоторых несомненных признаков (что вытекает из цельного, свободного от противоречий взгляда на это умственное качество и может быть по этому принято также наукой), но вместе с тем - и на других признаках, более спорных и противоречивых. Меньше всего разногласий существует в отношении мнения, считающего человека, умеющего мыслить и создавать суждения, - индивидуумом, обладающим умственными способностями в повышенной степени, т. е. умственно одаренным. Лицо, отличающееся самостоятельным суждением, или же оригинальностью и творческим характером своей мыслительной деятельности, не без основания будет всеми считаться одаренным человеком. Итак, по общему мнению, одаренность есть, в сущности, ничто иное, как способность суждения, способность мышления, но особенно к ней относится все то, что считается нами самостоятельностью суждения, оригинальностью, продуктивностью мышления, остроумием и глубокомыслием.

По отношению к другим признакам одаренности существует уже больше разногласий. Если мы будем рассматривать умственные способности человека, начиная с низших и подымаясь вверх до наиболее высоких функций, основывающих в свою очередь на элементарных функциях, то раньше всего мы встретимся с сомнением уже относительно наблюдательности, как критерием при определенной одаренности. Еще более спорным будет мнение о памяти, как о признаке одаренности. Подчас сильная память считается даже противоположностью интеллектуальной одаренности, и человека, обладающего хорошей память, но не имеющего способности суждения, следует с полным правом отнести к разряду индивидуумов с низко одаренным интеллектом. Так же обстоит дело и со способностью воображения. Развитое воображение тогда лишь может считаться признаком одаренности, когда оно принимает характер оригинальной, живой, богатой и творческой фантазии. Нередко относятся к признаком одаренности формальные способности ума, как-то: быстроту и легкость восприятия, и быстроту и легкость суждения, хотя самостоятельно эти умственные качества уже ни в коем случае не могут быть доказательством одаренности, и лишь нарду с вышеуказанными умственными способностями и признаками, они приобретают значения критериев одаренности.

В жизни нами наблюдается два типических вида способностей ума: мыслительная ивообразительная одаренность интеллекта, ибо и творческое воображение основывается на чисто- интеллектуальной деятельности. Но уже простой психологический анализ этих двух основных видов интеллекта докажет нам, что мыслительная деятельность ума, являющаяся высшим признаком одаренности, зависит сама по себе от других, низших умственных способностей или вернее - от других психических процессов. Эти элементарные умственные функции могут быть разделены в свою очередь на два ряда предпосылок и условий одаренности. Во- первых, мы обнаружим такие предпосылки, которые по своей природе являютсяформальными , т. е. Общими для всех видов деятельности сознания, в которой они принимают участие. К этим качествам относятся: концентрация внимания, навык и умственная живость. Во-вторых, мы найдем материальные условия одаренности, т. е. Качественные функции ума, вступающие в определенные взаимоотношения с одаренностью. К этой группе умственных качеств относятся: наблюдательность, память и воображение.

Уже из этого анализа вытекает, что умственная одаренность может быть объяснена лишь сочетанием всех психических функций, качеств и способностей индивидуума, дающим в результате общий вид человека, одаренного сильным интеллектом.

Наше общее суждение об интеллекте будет, однако, незаконченным, если мы не остановимся на одном психическом явлении, имеющим огромное значение для уяснения понятия об умственных способностях, а именно: на взаимоотношении между интеллектом и волей.

Тут прежде всего возникает следующий вопрос: можем ли мы иметь дело с сильным интеллектом у человека, не обладающего волей? Не является ли умственные способности сами по себе лишь задатком к интеллектуальным процессам, скрытой возможностью, требующей содействия воли для того, чтобы быть превращенной в активную силу и достигнуть развития? С другой стороны, существует ли сознательная воля без сильного интеллекта, ставящая ей задачи, выносящая оценки ее успехов и неудач, и дающего ей повод к активной деятельности?

Легко убедиться в том, что без работы интеллекта воля остается слепой и становится лишь постольку все более зрячей, поскольку ей руководит развитый интеллект. Лишь сочетание умственной одаренности с сильное волей создает почву для высшего умственного творчества. Мы нередко видим сильно одаренных людей, неимеющих возможности создать кое что из своих больших способностей, ибо слабость воли парализует у них чисто умственную работу. Сплошь да рядом, однако, встречаются в жизни и такие люди, у которых сильная воля односторонне превышает все остальные духовные функции; это - бурные натуры, которым «суждены большие прорывы, но создать ничего не дано», ибо в них отсутствует направляющая и регулирующая сила интеллекта. Односторонние, неприспособленные к жизни «люди науки» с сильно развитым интеллектом так же мало могут влиять на жизнь общества или даже на ход их собственной жизни, как и бурные, импульсивные натуры, отставшие в своем умственном развитии, чья воля обычно бесполезно пропадает в излишней затрате умственных сил на достижение простейших успехов. Тут, так же, как и во взаимоотношении между природным предрасположением и сознательным усовершенствованием интеллекта, наивысший эффект может быть достигнут соразмерным и гармоническим участием обоих факторов в нашей умственной работе: умственных способностей и активной воли.

Мы видим, что чисто психологическое взаимоотношение между интеллектом и волей незаметным образом перешло у нас в вопрос индивидуально-психического, даже практического, свойства. Это происходит от того, что, как интеллект, так и воля, имеют помимо психологического и своепрактическое значение. Когда мы высказываем свое мнение об определенном лице, как об умственно одаренном человеке, мы этим указываем не только на определенные психические процессы, происходящие в нем, будь то, скажем, процессы мышления, но вместе с тем мы отмечаем и его индивидуальные мыслительные способности. Это и есть понятие об интеллекте, как об индивидуально-психическом качестве. Таким понятием мы создаем зависимость между данным индивидуумом и его действиями в науке, культуре и искусстве: мы считаем одаренным лишь того человека, который создает в этих областях нечто значительное, своеобразное, творческое.

психический интеллект способности

Существует множество классификаций способностей. Чаще всего способности делят на общие и специальные, которые в свою очередь, могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

К общим способностям относят те, от наличия которых зависят успехи человека в самых разных областях деятельности. К ним можно отнести способности, отражающие скорость и специфику протекания мыслительных процессов, таких как память, внимание, концентрация. Так же к общим способностям относится общая координация и точность движений, специфика речевой функции и некоторые другие. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные большинству людей.

Специальными называют те способности человека, которые определяют его успехи в конкретной деятельности, для осуществления которой необходимы специфического рода задатки и их развитие. К таким способностям относятся музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественные, спортивные. Так же, к числу общих способностей человека, с полным основанием, можно отнести коммуникативные способности. Эти способности социально обусловлены. Они формируются у человека на протяжении всей его жизни в процессе социального взаимодействия с обществом. Без данной группы способностей человеку было бы крайне трудно житьсреди себе подобных. Так, например, без владения речевыми навыками как средством общения, без умения адаптироваться в социуме, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы невозможны. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Следует отметить, что, безусловно, наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, а, напротив, служит хорошей базой для их развития. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся в том, что общие и специальные способности не противоречат и не исключают друг друга, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Например, для овладения игрой на различных музыкальных инструментах, кроме специальных способностей, таких как музыкальный слух, чувство ритма, музыкальность, необходимо и наличие таких общих способностей, как хорошая память, координация движений, высокий уровень концентрации внимания. Более того, без наличия перечисленных общих способностей, овладение профессией на высоком уровне просто невозможно. Кроме того, в некоторых случаях высоко развитые общие способности могут выступать в качестве специальных способностей для некоторых специфических видов деятельности. Часто наличие высокого уровня общих способностей у человека может компенсировать некоторые недостающие элементы в комплексе специальных способностей для какого-либо вида деятельности.

Одаренность

Понятие одаренности не имеет единого общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение, данное немецким психологом В. Штерном. По его словам, одаренность является общей способностью индивида к сознательной ориентации своего мышления на новые требования, это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни.

Одаренность является природно и наследственно обусловленным явлением. Это функция личности и всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве. Она неразрывно связана со всеми этапами жизни человека и поэтому может проявляться на разных этапах развития 7 .

Природные задатки человеческого организма сами по себе не являются определяющими степень одаренности человека. Они являются лишь неотъемлемыми компонентами системы факторов, влияющих на успешное развитие личности. Степень одаренности выражает потенциал внутренних возможностей для развития личности.

Одаренность проявляется только в соотношении с условиями, в которых происходит определенная деятельность человека. Она отражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит пере человеком ее выполнение. Для динамики одаренности большое значение имеет уровень требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, в частности, тех требований, которые ставит перед учеником учебная программа. Для того, чтобы происходило развитие одаренности, эти требования должны быть достаточно высокими, однако, при этом, посильными 8 .

В педагогике до сих пор активно обсуждается вопрос о соотношении одаренности и специальных способностей. Основная проблема заключается в соотношении общего и специального образования и развития. Решение данного рода проблемы имеет большое значение для детской педагогической психологии.

Установлено, что генетически соотношение между общим и специальным развитием, а соответственно - между одаренностью и специальными способностями - с возрастом меняется. Применение каждого из этих психологических понятий является правомерным, однако их характер, по сути, является относительным. Специальные способности как структурно, так и генетически связаны с одаренностью, а одаренность проявляется в специальных способностях и развивается в них.

Одаренность представляет собой своеобразное сочетание нескольких способностей, от которых зависит возможность достижения разного уровня и значения успехов в выполнении той или иной деятельности. Определение степени одаренности существенно зависит от того, какой вес предоставляется тем или иным видам деятельности и что понимается под успешным выполнением конкретной деятельности 9 .

Одаренность и способности людей отличаются не количественно, а качественно. Качественные различия одаренности выражаются в уровне ее сформированности. На основании этого, важной задачей исследований в области способностей человека является нахождение качественных отличий.

Таким образом, цель исследования одаренности состоит не в том, чтобы ранжировать людей на способных и не способных, а в разработке способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопрос не в том, насколько одарен или способен конкретный человек, а в том, каков характер одаренности и способностей этого человека.

Способности личности – это особенности психики субъекта, которые влияют на успешность приобретения умений, знаний, навыков. Однако сами способности не сводятся к наличию таких умений, знаков и навыков. Другими словами, способность личности – это своеобразная возможность для приобретения умений и знаний. Способности проявляются только в такой деятельности, осуществление которой невозможно без их наличия. Они обнаруживаются не в умениях, знаниях и навыках, а в процессе их приобретения и входят в структуру личности. Способностями обладает каждый человек. Они образуются в процессе жизнедеятельности субъекта и изменяются совместно с изменениями жизненных объективных обстоятельств.

Развитие способностей личности

Способности в структуре личности являются ее потенциалом. Структурное строение способностей имеет зависимость от развития личности. Существует две степени формирования способностей: творческая и репродуктивная. На репродуктивной стадии развития индивид показывает значительное умение овладевать знаниями, деятельностью и реализовывать ее по явному образцу. На творческой стадии индивид способен создавать новое, уникальное. Соединение выдающихся способностей, которые обуславливают очень успешное, оригинальное и самостоятельное совершение различной деятельности носит название талант. Гениальность – высший уровень талантливости. Гениями называют тех, кто может создавать что-то новое в социуме, литературе, науке, искусстве и т.д. Способности субъектов неразрывно связаны со склонностями.

Способности личности к механическому запоминанию, ощущению, эмоциональной возбудимости, темперамента, психомоторики формируются на основе задатков. Возможности развития анатомических и физиологических свойств психики, которые обусловлены наследственностью, называют задатками. Развитие задатков зависит от тесного взаимодействия с окружающими обстоятельствами, условиями и средой в целом.

Совершенно ни к чему не способных людей не бывает. Главным является помочь индивиду найти свое призвание, раскрыть возможности и развить способности. Каждый здоровый человек имеет все необходимые общие способности для обучения и те способности, которые развиваются при определенной деятельности – специальные. Итак, главным фактором, влияющим на развитие способностей, является деятельность. Но для того, чтобы способности развивались, самой по себе деятельности мало, нужны еще определенные условия.

Способности нужно развивать с детства. У детей занятие каким-либо определенным видом деятельности должно вызывать позитивные, постоянные и сильные эмоции. Т.е. такая деятельность должна приносить радость. Дети должны чувствовать удовлетворение от занятий, что приведет к формированию стремления продолжать и дальше заниматься без принуждения со стороны взрослых.

Немаловажным в развитии способностей детей является творческое проявление деятельности. Так, например, если ребенок увлечен литературой, то для развития его способностей, необходимо, чтобы он постоянно писал сочинения, произведения, пусть и небольшие, с последующим их разбором. Огромную роль в развитии способностей младших школьников играет посещение различных кружков, секций. Не следует заставлять ребенка заниматься тем, что было интересно родителям в их детстве.

Деятельность ребенка должна быть организована так, чтобы она преследовала цели, немногим превосходя его возможности. Если дети уже проявили к чему-либо способности, то постепенно следует усложнять даваемые ему задания. Обязательно необходимо развивать у детей наряду со способностями и требовательность к себе, целеустремленность, настойчивость в стремлении одолеть трудности и критичность в суждении своих поступках и себя. Вместе с тем нужно формировать у детей верное отношение к их способностям, достижениям и успехам.

Самым главным в развитии способностей в раннем возрасте является искренняя заинтересованность своим малышом. Необходимо как можно больше уделять внимания своему ребенку, заниматься вместе с ним какой-либо работой.

Решающим критерием развития социума является воплощение способностей индивидов.

Каждый субъект индивидуален, а его способности отражают характер индивида, увлеченность и склонность к чему-либо. Однако реализация способностей непосредственно зависит от желания, регулярных тренировок и постоянного совершенствования в каких-либо конкретных областях. Если у индивида отсутствует увлеченность чем-либо или желание, то способности развить невозможно.

Творческие способности личности

Многие ошибочно полагают, что к творческим способностям относят только рисование, сочинительную деятельность и музыку. Однако, это абсолютно неверно. Так как, развитие творческих способностей личности тесно взаимосвязано с восприятием индивидом мира в целом и ощущения себя в нем.

Высшей функцией психики, отражающей действительность, являются творческие способности. С помощью таких способностей вырабатывается образ несуществующего в этот момент предмета или вообще никогда не существовавшего. В раннем возрасте в ребенка закладываются основы творчества, которые могут проявляться в формировании способностей к замыслу и его осуществления, в умении соединять свои представления и знания, в искренности передачи чувств. Развитие творческих способностей детей происходит в процессе различной деятельности, например, игры, рисование, лепка и т.д.

Индивидуальные особенности субъекта, которые обуславливают успешность выполнения индивидом какой-либо творческой деятельности называют творческими способностями. Они представляют собой объединение множества качеств.

Многие известные научные деятели в психологии объединяют способности к творчеству с особенностями мышления. Гилфорд (психолог из Америки) полагает, что творческим индивидам свойственно дивергентное мышление.

Люди, имеющие дивергентное мышление, при поиске решения какой-либо задачи не сосредоточивают все усилия на установлении единственного верного ответа, а ищут различные решения в соответствии со всеми вероятными направлениями и рассматривают множество вариантов. В основе творческого мышления лежит дивергентное мышление. Творческое мышление характеризуется быстротой, гибкостью, оригинальностью и законченностью.

А. Лук выделяет несколько разновидностей творческих способностей: нахождение проблемы там, где другие ее не замечают; сворачивание мыслительной деятельности, при этом трансформируя несколько понятий в одно; использование навыков, которые были приобретены при поиске решения одной проблемы к другой; восприятие реальности целиком, а не дробление ее на части; легкость в нахождении ассоциации отдаленными понятиями, а также умение выдавать необходимую информацию в определенную минуту; выбирать один из альтернативных вариантов решения задачи до его проверки; проявлять гибкость мышления; вводить новые сведения в уже существующую систему знаний; видеть вещи, предметы, такими как они есть на самом деле; выделять подмеченное из того, что предлагает интерпретация; творческого воображения; легко генерировать идеи; доработки конкретных деталей для оптимизации и совершенствования первоначальной идеи.

Синельников и Кудрявцев выделили две универсальные творческие способности, которые сложились в процессе исторического развития социума: реализм воображения и умение видеть целостность картины раньше, чем ее составные части. Образное, предметное схватывание некоторой значимой, общей закономерности или тенденции формирования целостного объекта, до того, как индивид имеет о ней четкое представление и может ввести ее в систему четких категорий логики, называется реализмом воображения.

Творческие способности личности – это совокупность черт и свойств характера, характеризующих уровень их соответствия определенным требованиям какого-либо вида учебной и творческой деятельности, которые определяют степень результативности такой деятельности.

Способности должны обязательно находить опору в естественных качествах личности (умениях). Они присутствуют в процессе постоянного усовершенствования личности. Сами по себе творческие способности не могут гарантировать творческое достижение. Для достижения необходим своеобразный «двигатель», который способен запустить в работу мыслительные механизмы. Для творческой успешности необходимы воля, желание и мотивация. Поэтому выделяют восемь компонентов творческих способностей субъектов: направленность личности и творческая мотивационная активность; интеллектуальные и логические способности; интуитивные способности; мировоззренческие свойства психики, моральные качества, способствующие успешной творческой и учебной деятельности; эстетические качества; коммуникативные способности; способность личности к самоуправлению своей учебной и творческой деятельностью.

Индивидуальные способности личности

Индивидуальные способности личности – это общие способности, которые обеспечивают успешность усвоения общих знаний и реализацию различных видов деятельности.

Каждый индивид имеет различные «наборы» индивидуальных способностей. Их сочетание формируется на протяжении всей жизни и обуславливает своеобразность и уникальность личности. Также и успешность какого-либо вида деятельности обеспечивается наличием различных сочетаний индивидуальных способностей, которые работают на результат такой деятельности.

В процессе деятельности одни способности имеют возможность заменяться другими, похожими по свойствам и проявлениям, но имеющие различия в своем происхождении. Успешность аналогичных видов деятельности могут обеспечиваться различными способностями, поэтому отсутствие какой-либо способности компенсируется другой или набором таких способностей. Поэтому субъективность комплекса или сочетания некоторых способностей, которые обеспечивают успешное выполнение работы, называют индивидуальным стилем деятельности.

Сейчас современные психологи выделяют такое понятие, как компетенция, которое означает интегративные способности, направленные на достижение результата. Иными словами – это необходимый набор качеств, нужных работодателям.

Сегодня индивидуальные способности личности рассматриваются в 2-х аспектах. Один основан на единстве деятельности и сознания, который сформулировал Рубинштейн. Второй рассматривает индивидуальные свойства в качестве генеза природных способностей, которые связаны с задатками и типологическими и индивидуальными особенностями субъекта. Несмотря на существующие различия в данных подходах, их связывает то, что индивидуальные особенности обнаруживаются и формируются в настоящей, практической социальной деятельности индивида. Такие умения проявляются в работоспособности субъекта, в активности, саморегуляции деятельности психики.

Активность является параметром индивидуальных особенностей, в ее основе лежит быстрота прогностических процессов и вариативность быстроты процессов психики. Так, в свою очередь, саморегуляция описывается воздействием совокупности трех обстоятельств: чувствительностью, конкретным ритмом установки и пластичностью.

Голубева связывает различные типы активности с преобладанием одного из полушарий мозга. Люди, с доминирующим правым полушарием, отличаются высокой лабильностью и активностью нервной системы, формированием невербальных познавательных процессов. Такие индивиды успешнее учатся, отлично решают поставленные задачи в условиях нехватки времени, отдают предпочтение интенсивным формам обучения. Люди, с преобладающим левым полушарием, отличаются слабостью и инертностью нервной системы, успешнее усваивают гуманитарные предметы, могут более успешно планировать деятельность, обладают более развитой саморегулирующей произвольной сферой. Отсюда следует сделать вывод, что индивидуальные способности личности имеют взаимосвязь с его темпераментом. Кроме темперамента, существует определенная взаимосвязь способностей и направленности личности, ее характера.

Шадриков полагал, что способность – это функциональная особенность, которая проявляется в процессе взаимодействия и функционирования систем. Например, нож способен резать. Отсюда следует, что сами способности в качестве свойств объекта обуславливаются его структурой и свойствами отдельных элементов структуры. Иными словами, индивидуальная психическая способность – это такое свойство нервной системы, в котором осуществляется функция отражения объективного мира. К ним относят: способности воспринимать, ощущать, мыслить и д.р.

Данный подход Шадрикова, позволил найти верное соотношение между способностями и задатками. Так как способности – это некоторые свойства функциональных систем, следовательно, элементами таких систем будут нейронные цепи и отдельные нейроны, которые специализируются согласно своему назначению. Т.е. свойства цепей и отдельных нейронов и являются специальными задатками.

Социальные способности личности

Социальные способности личности – это такие свойства индивида, которые приобретаются в процессе его развития и отвечают требованиям значимой социальной деятельности. Они изменяются в процессе воспитания и в соответствии с существующими социальными нормами.

В процессе социального общения социальные свойства более выражаются в совокупности с культурной средой. Одно из другого нельзя исключать. Так как именно социально-культурные качества играют основную роль в формировании субъекта как личности.

В процессах межличностного взаимодействия теряется социально-культурная ценность, и социальные способности не могут проявиться в полной мере. Применение индивидом социальных способностей позволяет обогатить свое социально-культурное развитие, улучшить культуру общения. Также их применение значительно влияет на социализацию субъекта.

Итак, социальные способности личности – это индивидуальные психологические особенности индивида, которые могут позволить ему жить в социуме, среди людей и являются субъективными обстоятельствами успешного коммуникативного взаимодействия и взаимоотношений с ними в любых видах деятельности. Они обладают комплексной структурой. Основой такой структуры являются: коммуникативные, социально-нравственные, социально-перцептивные свойства и способы их проявления в обществе.

Социально-перцептивные способности – это индивидуальные психологические свойства индивида, возникающие в процессе его взаимодействия и взаимоотношений с другими индивидами, обеспечивающие адекватное отображение их особенностей, поведения, состояний и отношений. Такой вид способностей заключает в себе и эмоционально-перцептивные.

Социально-перцептивные способности составляют сложную совокупность коммуникативных способностей индивида. Потому что именно коммуникационные свойства позволяют субъектам понимать и чувствовать другого, устанавливать взаимоотношения и контакты, без которых эффективное и полноценное взаимодействие, общение и выполнения совместной работы невозможно.

Профессиональные способности личности

Главным психологическим ресурсом, вкладывающим человеком в процесс труда и деятельности, являются профессиональные способности.

Итак, профессиональные способности личности – это индивидуальные психологические свойства индивида, которые отличают его от других и отвечают требованиям трудовой и профессиональной деятельности, а также являются главным условием выполнения такой деятельности. Такие способности не сводятся к конкретным умениям, знаниям, приемам и навыкам. Они формируются у субъекта на основе его анатомических и физиологических особенностей и задатков, однако в большинстве специальностей строго не обуславливаются ими. Более успешное выполнение того или иного вида деятельности чаще связано не с одной конкретной способностью, а с их определенным сочетанием. Именно поэтому профессиональные умения обуславливаются посредством успешной специализированной деятельностью и формируются в ней, однако имеют зависимость и от зрелости индивида, систем его отношений.

Деятельность, способности личности на протяжении жизни индивида регулярно меняются местами, являясь то следствием, то причиной. В процессе осуществления какого-либо вида деятельности в личности и способностях формируются психические новообразования, которые стимулируют дальнейшее развитие способностей. При ужесточении обстоятельств деятельности или при изменениях условий задач, самих задач может случиться включение различных систем способностей в такую деятельность. Вероятные (потенциальные) способности являются базисом новейших видов деятельности. Так как деятельность всегда подтягивается к уровню способностей. Итак, профессиональные способности – это и результат, и условие успешной трудовой деятельности.

Общечеловеческие способности – это такие психологические свойства, которые необходимы для вовлечения индивида в любую профессиональную и трудовую деятельность: жизнеспособность; трудоспособность; способность к саморегуляции и активности, которая включает в себя прогноз, предвосхищение исхода, целеполагание; способность к , духовному обогащению, сотрудничеству и общению; способность ответственности за социальный исход труда и к профессиональной этике; способность к преодолению преград, помехоустойчивости, противостоянию неприятным обстоятельствам и условия.

На фоне вышеперечисленных способностей образуются и специальные: гуманитарные, технические, музыкальные, художественные и т.д. Это индивидуальные психологические характеристики, которые обеспечивают успешность произведения индивидом определенных видов деятельности.

Профессиональные способности личности образуются, основываясь на общечеловеческие способности, однако позднее их. Также они опираются и на специальные способности, если они возникли одновременно с профессиональными или раньше.

Профессиональные умения, в свою очередь, подразделяются на общие, которые определяются предметом деятельности в профессии (техника, человек, природа) и специальные, которые определяются конкретными условиями труда (нехватка времени, перегрузки).

Также способности могут быть потенциальными и актуальными. Потенциальные – проявляются при возникновении перед индивидом новых задач, которые требуют новых подходов к решению, а также при условии поддержки индивида со стороны, что создает стимул для актуализации потенциала. Актуальные – уже сегодня осуществляются в процессии деятельности.

Коммуникативные способности личности

В успехе индивида, определяющим фактором являются взаимоотношения и взаимодействие с окружающими субъектами. А именно – коммуникативные способности. От степени их развитости зависит успех субъекта в профессиональной деятельности и в других жизненных областях. Развитие таких способностей у индивида начинается практически с рождения. Чем раньше малыш сможет научиться говорить, тем легче ему будет взаимодействовать с окружающими. Коммуникативные способности субъектов образуются у каждого индивидуально. Определяющим фактором в раннем развитии этих способностей являются родители и взаимоотношения с ними, позже влияющим фактором становятся сверстники, а еще позже – коллеги и собственная роль в социуме.

Если в раннем детстве индивид не получает необходимой поддержки со стороны родителей и других родственников, то не сможет в дальнейшем приобрести нужный коммуникативный навык. Такой ребенок может вырасти неуверенным в себе и замкнутым. Следовательно, его коммуникативные способности будут на низком уровне развития. Выходом из такой ситуации может служить развитие коммуникативных навыков в обществе.

Коммуникативные способности имеют определенную структуру. В них входят следующие способности: информационно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная.

Умение начать и поддержать беседу, грамотно ее завершить, привлечь интерес собеседника, применять невербальные и вербальные средства для общения называются информационно-коммуникативными способностями.

Возможность улавливания эмоционального состояния партнера по общению, правильное реагирование на такое состояние, проявление отзывчивости и уважения к собеседнику – это аффективно-коммуникативная способность.

Умение помогать собеседнику в процессе общения и принимать поддержку и помощь от других, способность к решению конфликтов, применяя адекватные методы, называется регуляционно-коммуникативными способностями.

Интеллектуальные способности личности

В психологии различают два мнения о природе интеллекта. Одно из них утверждает, что есть общие условия интеллектуальных способностей, по которым судят об интеллекте в общем. Объектом изучения в этом случае будут ментальные механизмы, определяющие интеллектуальное поведение индивида, его способность к адаптации к окружающей среде, взаимодействие его внешнего и внутренних миров. Другое предполагает присутствие множества структурных компонентов интеллекта, не зависящих друг от друга.

Г. Гарднер предложил свою теорию о множественности интеллектуальных способностей. К ним относят лингвистические; логико-математические; создание в уме модели расположения предмета в пространстве и ее применение; натуралистические; корпусо-кинестетические; музыкальные; умение понимать мотивацию поступков других субъектов, способности формирования правильной модели себя и применение такой модели для более успешной реализации себя в обыденной жизни.

Итак, интеллект – это уровень развития мыслительных процессов индивида, которые обеспечивают возможность приобретения новых знаний и их оптимально применять на протяжении жизни и в процессе жизнедеятельности.

По мнению большинства современных ученых, общий интеллект реализуется, как универсальная способность психики.

Интеллектуальные способности – это особенности, которые отличают одного индивида от другого, возникающие на основе задатков.

Интеллектуальные способности группируются в более широкие области и могут проявляться в различных сферах жизнедеятельности индивида, его социальной роли и статусе, моральных и нравственных качествах.

Таким образом, следует сделать вывод, что интеллектуальные способности обладают достаточно сложной структурой. Интеллект личности проявляется в способности индивида к мышлению, принятию решений, целесообразности их применения и использования для успешной реализации конкретного вида деятельности.

Интеллектуальные способности индивида заключают в себе огромное количество различных компонентов, тесно взаимосвязанных между собой. Они реализуются субъектами в процессе проигрывания им различных социальных ролей.

Способность – это психологическая особенность человека и не является врожденным качеством, а представляет собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо Деятельности. Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности – задатки. Хотя способности развиваются на основе задатков, они все же не являются их функцией, задатки – это предпосылки развития способностей. Задатки рассматриваются как неспецифические особенности нервной системы и организма в целом, следовательно отрицается существование для каждой способности своего предуготовленного задатка. На базе разных задатков развиваются разные способности, одинаково проявляющиеся в результатах Деятельности.
На основе одинаковых задатков у разных людей могут сформироваться разные способности. Отечественные психологи говорят о неразрывной связи способностей с Деятельностью. Способности всегда развиваются в Деятельности и представляют собой активный процесс со стороны человека. Виды Деятельности, в которых формируются способности всегда конкретны и историчны.
Способности – это понятие, которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижения человека. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. Достижения в Деятельности зависят не только от способностей, но и от мотивации, психического состояния.
Общие способности – интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности.
Специальные способности – определяются по отношению к отдельным специальным областям Деятельности.
Чаще всего соотношение общих и специальных способностей анализируется как соотношение общего и особенного в условиях и результатах Деятельности.
Способности людей делят на виды, прежде всего по содержанию и характеру деятельности, в которой они оказываются. Различают общие и специальные способности.
Общим называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах ее деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.
Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.).
Разрешения общих и специальных способностей имеет условный характер. Собственно, речь идет об общих и специальных стороны в способностях человека, которые существуют во взаимосвязи. Общие способности проявляются в специальных, то есть в способностях к какой-то определенной, конкретной деятельности. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны. Высокие специальные способности имеют в
своей основе достаточный уровень развития общих способностей. Так, высокие поэтические, музыкальные, артистические, технические и другие способности всегда опираются на высокий уровень общих умственных способностей. Вместе с тем за примерно одного и того же развития общих способностей люди часто различаются своими специальными способностями. Учащиеся, которые имеют высокие общие способности к обучению, нередко обнаруживают их в равной мере по всем школьным предметам. Однако зачастую одни из учеников оказываются особенно способными к рисованию, вторые - к музыке, третий - до технического конструирования, четвертые - к спорту. Среди выдающихся людей известно немало личностей с разносторонний развитием общих и специальных способностей (Н. В. Гоголь, Ф. Шопен, Т. Г. Шевченко, Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства
Специфическими есть пути развития специальных способностей. Например, раньше других проявляются способности к музыке, математике. Выделяют следующие уровни способностей:
1. Репродуктивный - обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью;
2. Творческий - обеспечивает создание нового, оригинального. Следует, однако, учитывать, что каждая репродуктивная деятельность имеет элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которого она невозможна.
Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов - "художественного", "мыслительного" и "промежуточного" (по терминологии И. П. Павлова) - определяет особенности ее способностей.
Относительное преимущество первого сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преимущество второго сигнальной системы - мыслительный, определенная их равновесие - средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левой (словесно-логический тип) и правого (образный тип) полушарий головного мозга.

ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ

Попытка систематизации и анализа способностей предпринята Дружининым В. Н. (2). Общие способности он определяет как способности получать, преобразовывать и применять знания. А в этом наиболее важную роль играют следующие компоненты:

1. Интеллект (способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний),

2. креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии),

3. обучаемость (способность приобретать знания).

Интеллект многими исследователями рассматривается как эквивалент понятия общей одаренности, как способность к обучению и труду вообще, независимо от их содержания. Наиболее полным, с содержательной точки зрения, является определение интеллекта Векслера, он понимает интеллект как способность к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром.

Вторым фактором общих способностей является креативность , творческие возможности, понимаемые как способность человека к нестандартному, нешаблонному решению задач. Рассмотрим соотношение креативности с интеллектом. Установлению связей креативности и интеллекта посвящено немало работ, но они дают очень противоречивые данные, по-видимому, эти соотношения характеризуются большим индивидуальным своеобразием и может встречаться как минимум 4 разных сочетания. Своеобразие сочетания интеллекта и креативности проявляется в успешности деятельности, поведении, личностных особенностях, способах (формах) социальной адаптации.

Креативность не всегда поддается развитию, более того, замечено, что в процессе школьного обучения, связанного с рутиной и решением стандартных алгоритмизированных задач, количество высококреативных школьников уменьшается. Развитию креативности способствует внимание к ребенку, большой спектр предъявляемых требований, в том числе несогласованных, малый внешний контроль поведения, поощрение нестереотипного поведения и наличие творческих членов семьи. Сенситивные периоды для развития общей креативности отмечены в возрасте 3-5 лет, специализированной в 13-20 лет.

Обучаемость - это общая способность к усвоению знаний и способов деятельности (в широком смысле); показатели темпа и качества усвоения знаний, умений и навыков (в узком смысле). Основным критерием обучаемости в широком смысле является "экономичность" мышления, то есть краткость пути в самостоятельном выявлении и формулировании закономерностей в новом материале. Критериями обучаемости в узком смысле выступают: количество дозированной помощи, в которой нуждается обучаемый; возможность переноса усвоенных знаний или способов действия на выполнение аналогичного задания. Выделяют имплицитную обучаемость как "бессознательную" первичную общую способность и эксплицитную "сознательную" обучаемость.

Рассматривая соотношение интеллекта, креативности и обучаемости, Дружинин В. Н. выделяет в них 2 уровня.

1 уровень определяется наследственными факторами, уровнем и особенностями развития функций - это функциональный уровень, детерминированный природной организацией индивида.

2 уровень - операциональный - социально обусловленный, определяется степенью сформированности операций, которые усваиваются индивидом в процессе воспитания, образования и относятся к характеристике человека как субъекта деятельности (рис. 1).

Рис. 1. Двухуровневая структура способностей.

Таким образом, в структуре способностей тесно переплетаются природно-обусловленные функциональные и социально-обусловленные операциональные механизмы. Некоторые авторы включают в структуру способностей стилевые характеристики, к которым прежде всего относят познавательные стили. Познавательные стили - это устойчивые индивидуальные особенности, проявляющиеся в способах восприятия и переработки информации человеком.

В последние годы наряду с общим интеллектом выделяют эмоциональный интеллект, который включает 5 типов способностей: знание эмоций, управление эмоциями, распознавание эмоций у других, умение мотивировать себя, совладание с социальными отношениями. Если общий интеллект является фактором академической и профессиональной успешности, то уровень эмоционального интеллекта позволяет говорить о вероятности жизненного успеха (2).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру.

К специальным способностям следует отнести и способности к практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.

Специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие интеллекта.

Известно немало личностей с очень высоким уровнем самых различных способностей: научных, литературных, математических и художественных. Практические способности не могут развиваться и актуализироваться в творческой деятельности без высокого уровня интеллектуального развития. Так, конструктивно-технические способности человека часто связаны с большим научным дарованием: одаренный изобретатель нередко вносит новшество не только в производство, но и в науку. У одаренного ученого могут проявляться и недюжинные конструкторские способности (Жуковский, Циолковский, Эдисон, Фарадей и многие другие).

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования к общим, и к специальным способностям. Вот почему нельзя узко профессионально развивать личность, ее способности. Только всесторонние развитие личности поможет выявить и сформировать общие и специальные способности в их единстве. Это не означает, что человек не должен специализироваться в той области, к которой он проявляет склонности и наибольшие способности. Следовательно, хотя указанная классификация и имеет реальное основание, при анализе конкретного вида способностей необходимо учитывать общие и специальные компоненты в каждом отдельном случае (7).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры