Гарегин нжде не был предателем родины. Великие изречения гарегина нжде

Главная / Психология

Родился в семье священника в 1886 году в селе Кзнут Нахичеванского уезда. Начальное образование получил в русской школе Нахичевани и продолжил учёбу в гимназии Тифлиса. В 1902 г. Нжде поступил на юридический факультет Петербургского университета. Несмотря на отличную успеваемость и несомненный талант в юриспруденции, через два года учёбы он покидает университет и всецело посвящает себя служению идеалам национально-освободительного движения. Вступив в 1904 г. в ряды Армянской революционной федерации Дашнакцутюн (АРФД), переходит к вооруженной борьбе против турецких оккупантов и политической работе среди армянского населения.

Участие в освободительном движении

Переехав в Салмас (Иран, на границе с Турцией), учится там в организованном дашнаками военном училище у офицера Княжевского. В 1907 г. с помощью связанных с дашнаками лидеров македонского движения поступает в офицерскую школу им. Дмитрия Николова в Софии, которую окончил, получив звание подпоручика болгарской армии. По окончании её в том же году присоединяется к партизанскому отряду Мурада и тогда же вступает в «Дашнакцутюн», приняв партийный псевдоним Нжде («Скиталец»). Принимает активное участие в Иранской революции. В 1909 году возвратился на Кавказ для закупки оружия и переправки его в Иран, но был арестован русскими властями. Проходил по процессу дашнаков 1912 года, был освобожден и вернулся в Болгарию.

Основатель движения "Цегакрон".

Участие в Балканской войне

23 сентября 1912 г. ввиду начавшейся 1-ой Балканской войны вступил добровольцем в болгарскую армию. Как болгарскому офицеру запаса, ему было поручено сформировать роту из армянских добровольцев. Сформировал и возглавил роту из 229 (впоследствии 272) человек, в составе которой сражался и Андраник, бывший, по выражению Л. Д. Троцкого, «душой отряда». Троцкий следующим образом описывает выступление роты:

15 ноября рота одержала победу над турками при селе Меграмли, за которую Нжде получил болгарские и греческие награды, а также звание «герой Балканских народов». В ходе войны был ранен. Участвовал во 2-й Балканской войне, в которой был ранен.

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны (1914) и объявлением Россией амнистии для дашнаков, явился в российское посольство в Софии с предложением своих услуг. Был назначен заместителем командира II Добровольческого отряда (армянские формирования в составе русской армии - командиром отряда был Дро). В начале мая 1915 года был награждён орденами св. Владимира 3 степени и св. Анны 4 степени за бои в Берклерийском ущелье и при Шейх-Кара. В июле 1915 г. был награждён Георгиевскими крестами 3 и 2 степеней за бои в ущелье Магреод.

С мая 1917 г. был городским комиссаром в Александрополе (Гюмри)

Первая Республика

В мае 1918 года прикрывает отступление армянских войск из Карсской области, ведя бой при Аладже; при этом Гарегину Нжде удалось вывезти из Ани материалы раскопок профессора Марра. 26-28 мая 1918 года Нжде командовал в сражении у Каракилисе (Ванадзор), остановив превосходящие силы турецкой армии. В этом сражении вновь был ранен. Награжден орденом Мужества. С образованием Республики Армения занимается формированием и обучением армянской национальной армии.

Деятельность в Зангезуре

4 сентября 1919 г. направлен со своим отрядом в Зангезур (Сюник), на который при поддержке Англии предъявлял претензии Азербайджану. Нжде был назначен руководить обороной южного района Зангезура, Капан, тогда как обороной северного района, Сисиан, руководил Погос Тер-Давтян. По собственному выражению - «с этого времени я посвятил себя делу защиты и спасения от уничтожения армян Капана и Аревика, отражая постоянные нападения мусаватистского Азербайджана и турецких пашей Нури и Халила». Наступление азербайджанцев было остановлено армянами в начале ноября под Герюсами. В начале декабря Нжде с боем занял ущелье Гехвадзор, по собственному выражению «уничтожив сопротивление 32 татарских сел», которые стали «бедствием» для соседних районов. В марте 1920 года армяно-азербайджанская война возобновилась по всему протяжению спорных областей (Зангезур, Карабах, Нахичеван). 28 апреля Баку был занят Красной Армией, и там провозглашена Советская власть; в начале июля Красная Армия вторглась в Зангезур, и в середине месяца между ней и армянскими силами начались бои. 10 августа 1920 года было заключено соглашения между Советской Россией и Республикой Армения, по которому спорные области занимались Красной Армией. Опасаясь, что Зангезур после этого может перейти под контроль Советского Азербайджана, Нжде не признал этого соглашения и отказался уходить из Зангезура (в отличие от Дро, бывшего командующим в Зангезуре). В начале сентября Капан был занят красными, а Нжде со своим отрядом оттеснен в Хуступкские горы (окрестности Мегри, древний Аревик), где укрепился, пользуясь неприступностью местности. Положение его было тяжёлым, и он одно за другим рассылал воззвания, горько упрекая капанцев в измене. Однако в начале октября 1920 года в Зангезуре началось массовое восстание против Советской власти, которое Нжде тотчас возглавил (наряду с Тер-Давтяном, а после гибели последнего - единолично). К 21 ноября две бригады 11-й Красной Армии и несколько союзных ей турецких батальонов (всего 1 200 турок) были разгромлены восставшими, и Зангезур был полностью освобождён. 25 декабря 1920 года съезд, состоявшийся в Татевском монастыре, провозгласил «Автономную Сюникскую республику», которую фактически возглавил Нжде, принявший древний титул спарапета (главнокомандующего). Руководство Советской Армении объявило награду за голову «главы зангезурской контрреволюции» «авантюриста Нжде». Февральское восстание в Армении оттянуло на себя силы большевиков, на некоторое время дав Зангезуру передышку; весной, с поражением Февральского восстания, в Зангезур отступили силы повстанцев. К тому времени Нжде распространил свою власть на часть Нагорного Карабаха, соединившись с оперировавшими там повстанцами. 27 апреля 1921 года находящееся под его властью образование было провозглашено Республикой Горная Армения, а Нжде возглавил её в качестве премьер-министра, военного министра и министра иностранных дел. 1 июля Нагорная Армения приняла название Республики Армения, как продолжение Первой Республики; её премьером был объявлен премьер последней Симон Врацян, а Нжде был объявлен военным министром. Однако вскоре советские войска переходят в наступление, и 9 июля Нжде с остатками повстанцев уходит в Иран. Сам он полагал, что своей обороной спас Зангезур от участи Карабаха и Нахичевана, переданных Советской Россией Азербайджану. Это мнение разделяли и армяне Сюника, среди которых имя Гарегин до сих пор является наиболее популярным.

Эмиграция и сотрудничество с нацистами

После падения Республики Армении Нжде эмигрировал из страны вместе с дашнаками. В эмиграции жил в Болгарии, приняв болгарское подданство. Летом 1933 года Нжде перебрался в США. Там он намеревался помочь К. Тандергяну в ликвидации турецкого посла Мухтар Бея. По приезду в США занялся формированием молодежной организации «Дашнкацутюн» - Armenian Youth Federation () (Федерация армянской молодежи). В 1937 году порвал с «Дашнкацутюн» и в 1938 году формально исключен из неё на съезде (первое исключение было в 1921 году, однако позже Нжде был восстановлен). Затем переехал в Германию, где примкнул к нацистскому движению и достиг звания генерала.{{subst:АИ }}

Установил связи с руководством нацистской Германии, надеясь убедить Германию напасть на Турцию. Впоследствии встречается с рейхсминистром А. Розенбергом, участвует в Кавказском блоке из представителей эмигрантских организаций кавказских народов, на платформе поддержки Германии, как будущей «освободительницы Кавказа от советского господства».

В 1942 году вместе с Дро участвовал в формировании, из преимущественно военнопленных красноармейцев-армян, армянских частей в составе германских вооруженных сил [страница не указана 195 дней].

Впоследствии в письме Сталину он объяснял свое сотрудничество с нацистами двумя мотивами - антитурецким и желанием спасти армян от участи евреев (по отношению к армянам на Балканах немцами начали предприниматься дискриминационные меры).

Арест и тюремное заключение

При приближении советских войск к Софии Нжде отказался покинуть Болгарию, не желая подставлять под удар свою организацию. К тому же он надеялся, что СССР вскоре объявит войну Турции и он сможет принять в этой войне непосредственное участие. После вступления советских войск написал письмо с этим предложением генералу Толбухину. 9 октября Нжде был вызван в советскую миссию, где ему сообщили, что он должен выехать в Москву, чтобы лично сделать своё предложение руководству. 12 октября был арестован СМЕРШем и направлен в Москву, во внутреннюю тюрьму МГБ на Лубянке, откуда в 1946 г. был переведен в Ереванскую тюрьму. Нжде обвинялся в контрреволюционной деятельности, прежде всего в участии в «антисоветском» восстании в Зангезуре и массовых убийствах коммунистов во время этого восстания (это обвинение его крайне возмущало, так как ещё в 1921 году зангезурским повстанцам была объявлена амнистия). К нему применялись пытки бессонницей, но не физическое воздействие (так как при первой же встрече со следователем он, по собственному утверждению, заявил ему, «что попытка малейшего физического насилия надо мною вызовет с моей стороны ответ в такой же форме, что будет принуждён убить меня»). 24 апреля 1948 года Особым совещанием при МГБ приговорён к 25 годам тюремного заключения. Был направлен во Владимирскую тюрьму. В 1952-53 г в тюрьме Еревана, затем переведен в Ташкент, откуда снова во Владимирскую тюрьму, где и умер 21 декабря 1955 года.

Могила Нжде

Брату, Левону Тер-Арутюняну, было отказано похоронить Нжде в Армении и из личных вещей были выданы только одежда и часы. Нжде был похоронен братом и на огороженной могиле поставлена табличка: Тер-Арутюнян Гарегин Егишеевич (1886-1955). 31 августа 1983 г. прах Гарегина Нжде был перевезён в Армению языковедом Варагом Аракеляном. В 1987 г. перезахоронен во дворе церкви Спитакавор с. Гладзор, область Вайоц-Дзор (до того прах хранился в подвале дачного дома Варага Аракеляна). Однако в своем завещании Нжде выразил желание быть похороненным у подножья горы Хуступ в Сюнике (Капан). Пожелание это было исполнено лишь в апреле 2005 г.. Похоронная церемония состоялась у памятника Г. Нжде на подножии горы Хуступ (часть праха Нжде осталась в Спитакаворе: так как там тоже место паломничества - сказал депутат Серж Мкртчян, который был одним из организаторов похоронной церемонии).

Сочинения

  • «Борьба детей против отцов» (1927 г.)
  • «Семь заветов моим соратникам»
  • «Автобиография»
  • «Этновера»
  • «Народ, исповедующий мужество-арийство»
  • «Мое кредо»
  • «Открытые письма армянской интеллигенции»

Нас уже не удивляют снос советских памятников в Польше, приравнивание бандеровцев на Украине к героям Второй мировой и парады ветеранов СС в Прибалтике. Пусть это нас и продолжает возмущать, но, наверное, в некоторой степени мы с этим «смирились». Но знаете ли вы, что героизация фашизма происходит не только там, а в соседней и, как мы продолжаем считать, союзной Армении?

В 2016 году на главной площади Еревана установили памятник новому национальному герою Республики — Гарегину Нжде. Почему новому? Потому что во времена еще Советской Армении Нжде считался коллаборационистом, одним из создателей Армянского Легиона СС. Впрочем, обо всем по порядку. Давайте разберемся, кто такой Гарегин Нжде и «что с ним не так»?

«Арийство, мужество — вот религия твоего поколения, юноша-армянин»
Гарегин Нжде

В 1930-е годы армянский военный, некогда состоявший на службе в царской армии, Гарегин Егишевич Тер-Арутюнян, взявший себе впоследствии короткий псевдоним Нжде, разработал учение цехакронизма — националистическую идеологию, согласно которой высшей ценностью для индивида является его нация, вне которой он не может полноценно существовать.
Вроде бы здравая это идея — любить родину, быть частью нации и сохранять свою оригинальную культуру. Вроде бы… если бы не сходство в мыслях с другим примечательным «автором», начинающим в это время свой путь в Германии. Так, в своем учении Нжде разделяет армян на три типа: Цехамард, Жоховурд и Таканк. Первые являются лучшей частью армянской нации, вторые — колеблющейся и неопределившейся толпой, далекой от вечных идеалов и целей. Третьи — «антиродовые шайтаны», внутренний враг рода в самом армянстве, часть внешнего врага. Это бесхребетные и омерзительные люди, не делающие ничего полезного для государства. Знакомая идея?
Очень уж это похоже на расистскую концепцию о менше и унтерменше — человеке и недочеловеке. Кстати, одно из «произведений» Гарегина Нжде озаглавлено как «Мое кредо»: даже в названии чувствуется аналогия с «Майн Кампф». Другой текст «героя» Армении называется «Народ, исповедующий мужество-арийство». Да, арийство! Еще в 30-е годы Гарегин Нжде искал сотрудничества с Гитлером, и, чтобы получить верного союзника на Кавказе, Третьему Рейху пришлось признать «арийское происхождение армян». Однако мы немного забегаем вперед.

«Родная земля одного народа не может стать постоянной родиной другого»
Гарегин Нжде

В 1919 году, после того, как прекратила свое существование Российская Империя, Гарегин Нжде решает бороться за создание независимой Армении. В сентябре того же года он приезжает в Зангезур (Юго-Восток Армении) и начинает проводить насильственную «арменизацию» региона, изгоняя оттуда остатки азербайджанского населения и жестоко подавляя восстания в 32 местных азербайджанских селах.
Сам «герой» говорил, что «посвятил себя делу физической защиты подвергнутых опасности армян». Однако даже бывший секретарь правительства первой Республики Армении Оганес Деведжян позже признавал, что Гарегин Нжде использовался правительством «по очищению Зангезура от азербайджанцев, а затем по борьбе против Красной Армии».
Большевиков Гарегин Нжде, как и германские национал-социалисты, считал «органическими врагами», а потому, когда Красная Армия вошла в Армению, поднял восстание. Только в Зангезуре советские власти оставили убитыми 12 000 солдат. Но это было лишь начало войны, которую Нжде объявил Советскому Союзу.

«Кто погибает за Германию, тот погибает за Армению»
Гарегин Нжде

В 1921 году Нжде бежит за границу. Сначала в Персию, затем — в Болгарию. Некоторое время живет в США, пока, наконец, не обосновывается в Германии, где начинает сотрудничество с высшими представителями Третьего Рейха.

Сейчас в среде армянской интеллигенции принято говорить о том, что, дескать, на самом деле Нжде был вынужден пойти на такое сотрудничество, чтобы защитить Армению от возможного нападения Турции и восстановить независимость Республики от Советского Союза. Однако документы, рассекреченные ЦРУ, в соответствии с законом о раскрытии нацистских преступлений, говорят о другом. 1 сентября 1945 года в выходящем в США армянском еженедельнике Armenian Mirror-Spectator был опубликован документ, согласно которому Национальный Совет Армении обратился к нацистскому министру восточных оккупированных территорий Альфреду Розенбергу для превращения советской Армении в германскую колонию. Среди членов Совета был и Гарегин Нжде.

Впрочем, достаточно одного того факта, что Гарегин Нжде по собственной воле начал сотрудничать с нацистским режимом и стал одним из основателей Армянского Легиона СС. Бойцы этого формирования участвовали в оккупации Крыма и кавказских наступлениях.

В октябре 1945 года Гарегин Нжде был арестован СМЕРШем и отправлен в тюрьму на Лубянке. Умер в 1955 году во Владимирской тюрьме.

«Если хотите увидеть будущее нации, посмотрите на ее молодежь»
Гарегин Нжде

Спустя 25 лет после распада СССР о Нжде в Армении снова вспомнили. Но уже не как о коллаборационисте, а «национальном герое» и… философе. В стране стали называть в его честь улицы и площади, ставить монументы, снимать фильмы, выпускать книжки с его изречениями. Вот, к примеру, цитата из «Моего кредо»: «Не должно быть ни одного дня без борьбы с турком». Ну вы поняли, да? Это вам не советские агитки «Бей фашистскую гадину!», не «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Здесь прямая ненависть к конкретной нации.

Разумеется, возрождение «культа» Нжде в Армении не осталось незамеченным. Реакция российского МИДа была относительно сдержанной, но прямолинейной: «Все прекрасно знают наше отношение к Великой Отечественной войне, а также к каким-либо формам возрождения, героизации и любым проявлениям нацизма, неонацизма, экстремизма. Эти отношения зафиксированы в международных документах. Для нас непонятно, почему установлен указанный памятник, ведь мы все знаем о бессмертном подвиге армянского народа времен Великой Отечественной войны, Второй мировой войны», — заявила официальный представитель Министерства иностранных дел Мария Захарова.
Что это за документы, о которых говорит дипломат? Например, резолюция 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 71/179 «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». О том, что «предпринимаемые целенаправленные усилия по переписыванию истории, искажению и пересмотру итогов Второй мировой войны, попытки героизации нацизма и воинствующего национализма» являются «прямым нарушением» вышеупомянутой резолюции, напомнили министры иностранных дел государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в своем совместном заявлении 17 июля 2017.

Через некоторое время после установки памятника на change.org появилась петиция с требованием убрать монумент. Подписавшиеся — в основном внуки тех, кто прошел войну и не согласен с мнением о том, что «Нжде — величайший гуманный философ и полководец всех времен и народов». Фашизм, на самом деле, не так далеко как кажется см. Жители Армавира просят убрать мемориальную табличку пособнику нацистов .

С этим утверждением можно поспорить, а вот со словами Нжде, вынесенными в эпиграф этого блока о будущем нации и молодежи, пожалуй, следует согласиться. Это одна из немногих цитат, которую стоит принять. Жаль только, новое армянское поколение может сделать это по-своему. Похоже, для него в Армении пишется своя альтернативная история. Хотя чему удивляться? Русские школы в Армении стали закрываться сразу после распада Союза, и к 2000 году они остались только на территории гарнизонов российских военнослужащих. То есть армянским правительством было сделано все для того, чтобы армянские дети не смогли учиться в русских школах.

Современную армянскую молодежь элиты государства активно пытаются убедить в том, что Гарегин Нжде — спаситель нации. И, отдавая должное тому времени, когда он боролся за независимость от советской власти, закрывают глаза на факты сотрудничества с нацистским режимом.
Справедливо ли это? Если да, то можно оправдать любое предательство и любое преступление против человечности. Хоть генерала Власова, хоть самого Гитлера — он ведь тоже хотел для своего народа лучшей доли. Чем все это закончилось, мы хорошо помним.

Это видео с открытия памятника. Один из высокопоставленных чиновников произносит: «Казалось, что качества армян исчезли, но поколение, которое родилось и выросло в годы независимости, проявило себя в апреле этого года. Нжде как явление, как армянский тип с точки зрения возвращения к корням, сегодня стал реальностью». Что же это за «армянский тип» и «возвращение к корням»?

Гарегин Нжде (Գարեգին Նժդեհ) настоящее имя - Гарегин Егишевич Тер-Арутюнян(Գարեգին Եղիշեի Տեր-Հարությունյան) родился 1 января 1886 года - умер 21 декабря 1955 года) - армянский военный и государственный деятель, основоположник цехакронизма - концепции армянской националистической идеологии, сотрудничавший с Третьим рейхом во время Второй мировой войны,чтобы получить независимость Армении от СССР. Участие в Балканской войне. 23 сентября 1912 года, ввиду начавшейся 1-й Балканской войны, Гарегин вступил добровольцем в болгарскую армию. Как болгарскому офицеру запаса, ему было поручено сформировать роту из армянских добровольцев. Вместе с Андраником сформировал и возглавил роту из 229 (впоследствии 271/273) человек. 20 октября 1912 года Нжде назначается командиром Второй армянской роты. В начале ноября сражается в Узун-Хамидире. В ноябре 1912 года у села Мерхамли на берегу реки Марицы в Беломорье, в составе Третьей болгарской бригады, Нжде и его рота участвовали в разгроме турецкого корпуса генерала Явера-Паши, за которую Нжде получил болгарские (в том числе: болгарский крест «За храбрость» IV степени) и греческие награды и звание «герой Балканских народов». В ходе войны 18 июня 1913 года Гарегин Нжде был ранен. В 1913 году в Софии Гарегин Тер-Арутюнян обручился с местной армянкой Эпимэ Сукиасян. 19 июля 1913 года газета «Киевская мысль» публикует очерк своего военного корреспондента Льва Троцкого об армянской добровольческой роте, принимавшей участие в первой Балканской войне против Турции за освобождение Македонии и Фракии: "Во главе добровольческого армянского отряда, сформированного в Софии, стоял Андраник, герой песни и легенды… Ротой командует армянин-офицер, в форме. Его величают просто «товарищ Гарегин». Гарегин, это - бывший студент Петербургского университета, привлекавшийся по знаменитому «лыженскому» процессу Дашнакцутюн и оправданный после трехлетнего заключения. Он прошел в Софии курс военного училища и числился до войны подпоручиком запаса болгарской армии… Старательно марширует отряд, в котором теперь трудно признать корчмарей, приказчиков и кафеджиев. Недаром Гарегин десять дней по десять часов в день обучал их тайнам строевого искусства. Он совсем охрип от команды и речей, у него лихорадочный вид, и его иссиня-черные волосы бурными волнами выбиваются из-под офицерской фуражки… - Тяжело было в походе, - рассказывали раненые, - очень тяжело… Гарегин очень храбрый, в бою никогда не ложился, а перебегал с саблей от позиции к позиции. С нами Гарегин делился последним куском. Когда первый у нас дружинник пал, Гарегин подошел, поцеловал в лоб и говорит: «Вот первый мученик!» Первая мировая война. Накануне 1-ой мировой войны Нжде получил помилование со стороны царского правительства и в начале октября 1914 года переехал в Тифлис. На первом этапе войны был заместителем командира 2-ого армянского добровольческого полка в составе Русской армии (командиром полка был Дро), в последующем командовал отдельной армяно-езидской военной частью. Кроме того Нжде в должности заместителя командира воевал и в составе возглавляемой Араратской дружины и 1-ом Армянском полку. С мая 1915 года по 25 июля 1916 года Нжде участвовал в битвах за освобождение Западной Армении, за что был награждён орденами св. Владимира 3 степени, св. Анны 4 степени и Георгиевскими крестами 3 и 2 степеней. В июле 1915 года получил чин поручика. С мая 1917 года Нжде был городским комиссаром в Александрополе. Первая Республика Армения. В мае 1918 года Гарегин Нжде прикрывает отступление армянских войск из Карсской области, ведя бой при Аладже; при этом Гарегину удалось вывезти из Ани материалы раскопок профессора Н. Я. Марра. 21 мая 1918 года турецкие войска подошли к Каракилисе. 25-28 мая 1918 года Нжде командовал отрядом в сражении у Каракилисе (Ванадзор), в результате которого турки решили не продвигаться вглубь Армении. В этом сражении вновь был ранен. Награждён орденом Мужества. В декабре 1918 года Нжде подавил восстание турок в Веди. В 1919 году Нжде служил в армянской армии и участвовал в разных битвах. За подавление восстания в Ведибасаре Нжде был награждён орденом Св. Владимира 3-й степени. В августе 1919 года военный министр Армении приказом № 3 присваивает Нжде чин капитана. Деятельность в Зангезуре. 4 сентября 1919 года Нжде был направлен со своим отрядом в Зангезур (область Сюник). В октябре 33-летний Нжде был назначен на должности командующего южно-восточным фронтом Зангезура (Сюника), тогда как обороной северного района, Сисиан, руководил Погос Тер-Давтян. По собственному выражению Нжде - «Затем я посвятил себя делу физической защиты подвергнутых опасности армян Капана и Аревика, отражая периодические нападения мусаватистского Азербайджана и турецких пашей Нури и Халила». В декабре 1919 года Нжде в Гехвадзоре подавляет сопротивление в 32 азербайджанских селах, которые по армянским данным стали бедствием для Кафана и прилегающих районов. Наступление азербайджанских сил было остановлено армянской стороной в начале ноября под Герюсами. В марте 1920 года армяно-азербайджанская война возобновилась по всему протяжению спорных областей (Зангезур, Карабах, Нахичеван). 28 апреля Баку был занят Красной Армией, и там была провозглашена Советская власть; в начале июля Красная Армия вторглась в Зангезур, и в середине месяца между ней и армянскими силами начались бои. Весной 1920 года правительство Армении присваивает Гарегину Нжде чин полковника. 10 августа 1920 года было заключено соглашение между Советской Россией и Республикой Армения, по которому спорные области занимались Красной Армией. Опасаясь, что Зангезур после этого может перейти под контроль Советского Азербайджана, Нжде не признал этого соглашения и отказался уходить из Зангезура (в отличие от Дро, бывшего командующим в Зангезуре). В начале сентября Капан был занят красными, а Нжде со своим отрядом был оттеснён в Хуступкские горы (окрестности Мегри, древний Аревик), где он укрепился, воспользовавшись неприступностью местности. Однако, в начале октября 1920 года в Зангезуре началось массовое восстание против Советской власти, которое Нжде тотчас возглавил (наряду с Тер-Давтяном, а после гибели последнего - единолично). К 21 ноября две бригады 11-й Красной Армии и несколько союзных ей турецких батальонов Завал-паши были разгромлены восставшими в сражении у Татевского монастыря, и 22 ноября Нжде вступил в Горис. Советские силы оставили Зангезур (в ходе этих событий по некоторым данным было уничтожено около 12000 солдат из сил Красной Армии. 25 декабря 1920 года съезд, состоявшийся в Татевском монастыре, провозгласил «Автономную Сюникскую республику», которую фактически возглавил Нжде, принявший древний армянский титул спарапета (главнокомандующего). Руководство Советской Армении объявило награду за голову «главы зангезурской контрреволюции» «авантюриста Нжде». Февральское восстание в Армении оттянуло на себя силы красных, на некоторое время дав Зангезуру передышку; весной, с поражением Февральского восстания, в Зангезур отступили силы повстанцев. К тому времени Нжде распространил свою власть на часть Нагорного Карабаха, соединившись с действовавшими там повстанцами. 26 апреля 1921 года на II Татевском съезде, в работе которого принимали участие 95 делегатов от 64 сел, была провозглашена Республика Лернаайастан (Республика Горная Армения), а Нжде возглавил её в качестве премьер-министра, военного министра и министра иностранных дел. 1 июня на состоявшемся в Горисе совместном заседании «комитета освобождения Родины» и Республики Нагорная Армения, Нагорная Армения переименовывается Арменией (Республика Армения), как продолжение Первой Республики; её премьером был назначен премьер последней Симон Врацян, а Нжде был назначен военным министром. По свидетельству самогó Нжде, единственной ошибкой в те дни было объявление Лернаайастана Арменией, что произошло против его воли. В июле 1921 года, после официального опубликования в прессе решения Революционного комитета Армении оставить Сюник в составе Армении и заручившись гарантиями руководства Советской Армении относительно сохранения Сюника в составе Армении, Нжде со своими соратниками перешёл через реку Аракс в Персию. По показаниям (на допросе в тюрьме) дашнака Оганеса Деведжяна, бывшего секретарем бюро правительства Армении, Нжде, возглавляя военное дело в Зангезуре, использовался дашнакским правительством Армении сперва по усмирению местных азербайджанцев, скорее по очищению территории Зангезура от азербайджанцев, а затем по борьбе против Красной Армии. По словам Том де Ваала, захватив в 1921 году Зангезур, Нжде изгнал оттуда остатки азербайджанского населения и добился, как эвфемистически выразился армянский автор Клод Мутафян, «реарменизации» региона. Эмиграция. В Персии, Нжде, на некоторое время остановился в селе Мужамбар, а примерно через месяц перебрался в Тавриз. К тому времени против Гарегина Нжде была начата клеветническая кампания, зачинщиками которой были большевистские агенты и те члены объединённого правительства Республики Армения и Республики Лернаайастан, которых Нжде не раз публично осуждал. В июле 1921 года Высшей судебной инстанцией АРФД на Гарегина Нжде было заведено судебное дело. Ему было предъявлено обвинение в «споспешествовании падению Республики Лернаайастан». 29 сентября партийный суд постановил: «Исключить Нжде из рядов партии Дашнакцутюн и вынести его дело на рассмотрение предстоящего 10-го съезда партии». Однако, в апреле-мае 1923 года, партийный конгресс, а затем 10-й съезд (17 ноября 1924-17 января 1925 года), восстанавливает Нжде в рядах партии. С 1922 по 1944 годы Нжде проживал в Софии (Болгария), был членом Балканского комитета АРФД. В 1932 году участвовал в работе 12-го общего съезда партии и по решению съезда Нжде в качестве деятеля отбыл в США. По приезде в США, занялся формированием молодёжной организации «Дашнкцутюна» («Армянская молодёжная дашнакская организация», со штаб-квартирой в Бостоне (с 1933-1941 годы именовался как «Ухты Цегакрона АРФД»). Осенью 1934 года Нжде вернулся в Болгарию, а в 1935 году женился на Эпимэ Сукиасян. В 1937 году Нжде вышел из партии Дашнакцутюн, из-за существующих с 1926 года многочисленных разногласий с представителем бюро АРФД Рубеном Тер-Минасяном (англ.)русск.. В 1937-1938 годах вместе с доктором философии Айком Асатряном основал движение «Таронаканутюн». В начале Второй мировой войны Гарегин Нжде стал сотрудничать с властями Германии, преследуя цель в случае захвата немцами Закавказья предотвратить возможное вторжение Турции в Советскую Армению и по возможности при помощи Германии восстановить независимость Армении. В декабре 1942 года Нжде становится одним из семи членов Армянского национального совета (созданного в Берлине) и заместителем редактора газеты Национального Совета «Азат Айастан» («Свободная Армения») (главный редактор - Абрам Гюльханданян. Согласно рассекреченным, в соответствии с законом о раскрытии нацистских военных преступлений, документам ЦРУ, в армянском еженедельнике "Armenian Mirror-Spectator" за 1 сентября 1945 года года был опубликован оригинальный немецкий документ, согласно которому, Национальный Совет Армении, состоящий из дашнакских лидеров - председателя Арташеса Абегяна, заместителя Абрама Фулханданияна, Арутюна Багдасаряна, Давида Давидханяна, Гарегина Нжде, Вагана Папазяна, Дро Канаян и Дертовмасяна, обратился к нацистскому министру восточных оккупированных территорий Альфреду Розенбергу для превращения советской Армении в германскую колонию. Позднее, на допросе в тюрьме, по показаниям, на которых стоит (стояла) подпись Оганеса Деведжяна, Нжде неоднократно выступал с пропагандистскими речами перед военнопленными армянами, призывая их к вооружённой борьбе против СССР, заявляя: «Кто погибает за Германию, тот погибает за Армению». Арест и тюремное заключение. При приближении советских войск к Софии Нжде отказался покинуть Болгарию, не желая подставлять под удар свою организацию. К тому же он надеялся, что СССР вскоре объявит войну Турции и он сможет принять в этой войне непосредственное участие. После вступления советских войск написал письмо с этим предложением генералу Толбухину. 9 октября Нжде был вызван в советскую миссию, где ему сообщили, что он должен выехать в Москву, чтобы лично сделать своё предложение руководству. 12 октября был арестован СМЕРШем и направлен в Москву, во внутреннюю тюрьму МГБ на Лубянке, откуда в 1946 г. был переведен в Ереванскую тюрьму. Нжде обвинялся в контрреволюционной деятельности, прежде всего в участии в «антисоветском» восстании в Зангезуре и массовых убийствах коммунистов во время этого восстания (это обвинение его крайне возмущало, так как ещё в 1921 году зангезурским повстанцам была объявлена амнистия). К нему применялись пытки бессонницей, но не физическое воздействие. Главным пунктом обвинения был «расстрел в Татеве», ставший уже важной частью советской антидашнакской пропаганды - утверждалось, что после занятия Гориса Нжде расстрелял, а частью живыми сбросил с Татевской скалы до 400 пленных коммунистов и красноармейцев. Сам Нжде отрицал обвинения в убийствах коммунистов, утверждая, что расстреляны были пленные турки из отряда Завал-паши, переодетые в красноармейскую форму, при том без его ведома, по инициативе местного населения. 24 апреля 1948 года приговорён к 25 годам тюремного заключения. Был направлен во Владимирскую тюрьму. В марте 1952 года Гарегина Нжде второй раз привезли в Ереван. Летом 1953 года, перед тем как перевести Нжде во владимирскую тюрьму, по распоряжению министра госбезопасности Армянской ССР, Гарегина Нжде повезли на автомашине показывать Ереван, возведённые постройки, различные достопримечательности. В разные периоды Нжде был заключён в московские тюрьмы: Бутырку, Лефортово, Красную Пресню; при переводе из Еревана во владимирскую тюрьму на короткое время оставался в тюрьмах Баку, Саратова, Куйбышева, Ростова, до смерти Нжде продержали в течение года в тюрьме и больнице в Ташкенте (лето 1953 - сентябрь 1955). От множества болезней (туберкулез, гипертония и так далее) в 1954 году здоровье Гарегина Нжде ухудшилось до такой степени, что руководство тюремной больницы приняло решение о его досрочном освобождении из тюрьмы, но Нжде не был освобождён. В сентябре 1955 года вновь отправляют во Владимирскую тюрьму. 21 декабря 1955 года Нжде умирает во Владимирской тюрьме.

Гарегин Нжде (Գարեգին Նժդեհ​) - армянский военный и государственный деятель, основоположник концепции новой националистической идеологии. В этой статье мы не стали рассказывать историю его героической жизни, а лишь собрали некоторые из его высказываний, призванных поднимать дух армянского народа.

«Родина живёт патриотизмом и умирает из-за его отсутствия. Наш народ без патриотизма, что тело без души».

«Род - это элита армянства, сливки, высшей целью которой является увековечение своего вида на Родине. Род несёт в себе армянство и передаёт его следующему поколению. Для Рода незаменима Родина, её независимость необходима как кислород. Род сражается и умирает, спасая честь армянства».

«Да, жизнь - это борьба. Борьба требует оружия. Но бесчеловечен тот, кто достает оружие из ада».


«Невежество, эгоизм, предательство - вот три непримиримых врага патриотизма. Патриотизм и гуманизм совместимы абсолютно. Только любящий свою нацию способен любить человечество».

«Я увидел свободного душой, находящегося в рабстве, и полюбил человека. Я увидел раба, находящегося на свободе, и возненавидел человека».

«Истинно счастлив только тот, кто не чувствует присутствие насилия. Истинно свободен тот, кто свободен от страха смерти».

«Нельзя быть одновременно плохим человеком, но хорошим армянином, нельзя быть несовершенным человеком, но совершенным армянином».

«Мое имя - борьба, мой конец - победа».

«Высокие должности без духовного величия похожи на глиняную статую, воздвигнутую на золотой пьедестал».

«Не знаю, есть Бог или нет, но хотел бы, чтобы он был. И если он есть - я бессмертен».

«Я твой живой меч, родина, который должен принести тебе победу».

«Никуда без Сюника и Арцаха. Без этого сильного позвоночника географической Армении наша целостная родина не может существовать».

«Созидательно не уподобляйся. Уподобление – убийство личности. Люби возвышенное, красивое и героическое даже в своих врагах. Не завидуй, так как у мира нет ничего, что не имела бы твоя душа. Злость – слабость. Надменность – не сила, а слабость. Не смотри на людей свысока – это не добавляет авторитета. Слабый стремится угодить толпе, удостоиться внимания улицы. Будь рыцарем, в первую очередь, по отношению к своей личности».

«Душа, живущая в человеке стоит больше, чем весь мир».

«Деревня - боль и страдание мира, чьё вечное бремя - нужда, нищенство и горечь, а страдальческая жизнь её сыновей - нескончаемое сражение, у которой море боли и гора страданий».

«Смысл жизни состоит в духовном, а не в материальном строительстве».

«Нравственная сила помогает существовать маленьким народам, она помогает и армянам в их неравной борьбе. Она ведет к успеху, она ведет к победе слабых в борьбе против сильных противников».

«Родная земля одного народа не может стать постоянной родиной другого».


«Народ намного сильнее, чем временные бедствия, нужда и насилие».


«Твое спасение - в твоих горах. Возле крестов своих храмов воздвигни утес и боготвори, поклоняйся, чтобы не ослабло спасительное поклонение к твоим горам».

«От слез бедняков и трусости слабых разрушается родина».

«Душа моя и мысли восстают против этого людоедского мира. Того мира, который на протяжении тысячелетий преследовал, мучил и четвертовал проповедников возвышенных идеалов любви, справедливости и независимости».

«Один народ – одна семья. Среди народа не может быть раскола и ты не имеешь права быть внутренне расколотым».

«Будь сильным, еще сильней и всегда сильным. Народы, в конце концов, становятся хозяевами не того, что им достается, а того, чего они достойны, что они могут обеспечить своими собственными силами».

«Наша беда не в том, что в мире существуют турки, а в том, что существуют туркоподобные армяне»


«Ничего не стоит народ, если он не владеет искусством самозащиты. Печальное доказательство сказанного – пассивная гибель части западного армянства. Безмолвно гибнущий народ жалок. Может быть, ему и будут сочувствовать, но в союзники не возьмут. У слабых союзников не бывает»

Совсем недавно в отношениях между Россией и Арменией всплыло очередное «недоразумение».

Официальный представитель МИД России Мария Захарова на брифинге в Москве выразила удивление по поводу установки в Ереване памятника Нжде.

По ее словам, все прекрасно знают позицию России к проявлениям любых форм возрождения, героизации фашизма, неонацизма, нацизма. Она также напомнила, что 17 декабря 2015 года на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция «Борьба с героизацией нацизма, неонацизма и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», которую Армения тогда поддержала.

В свою очередь, депутат от правящей Республиканской партии Армении Маргарита Есаян ответила на это следующими словами: «Пусть на себя, на свою историю посмотрят», тем самым обвинив Россию в ненадлежащем отношении к собственной истории и историческим личностям.

Более того, на открытие памятника Гарегину Нжде лично присутствовал президент Армении Серж Саргсян.

А ведь Гарегин Нжде (настоящее имя Гарегин Тер-Арутюнян) в годы Второй мировой войны сотрудничал с нацистами, поддерживал их и надеялся, что Германия победит СССР и он сможет вернуться в Армению. Нжде яростно агитировал пленных армян, чтобы они подключились к вооруженной борьбе против СССР, заявляя: «Кто погибает за Германию, тот погибает за Армению». То есть, в его сознании было четко зафиксировано, что Гитлер и Армения — это родственные души.

И вот теперь, когда весь мир торжественно отметил 71-ю годовщину победы над фашизмом в Армении с помпой в центре города 28 мая - в официальный праздник — День Первой республики — открывают памятник нацистскому ублюдку, и это несмотря на то, что в Ереване уже есть площадь Гарегина Нжде.

Фактически Республиканская партия Армении и ее лидер президент Саргсян еще раз подтвердили этим, что придерживаются идеологии Гарегина Нжде. Кстати стоит отметить, что центральный офис правящей партии находится в нескольких метрах от места установки памятника. С точки зрения гитлеровской нацистской идеологии — все логично.

И уже не вызывает сомнений тот факт, что Армения, страдающая хроническим диагнозом великодержавного шовинизма, уже на генетическом уровне проповедует тоталитаризм, жестокость и идеологию человеконенавистничества. Ярким, показательным примером этому может служить героизация личности Гарегина Нжде, пособника нацистов, которого ныне армянская общественность пы

тается представить как философа, разработчика идеологии национального бытия.


На фото: справа «Плакат о призыве армян на службу в waffen ss », справа – Гарегин Нжде

…Для того чтобы в Армении кого-нибудь объявили героем, у этого человека должен быть большой «послужной список». Рассмотрим факты, касающиеся жизнедеятельности Гарегина Нжде — «героя» армянской легенды, а в жизни и быту - Тер-Арутюняна Гарегина Егишевича.

По свидетельству армянского публициста Саркиса Киликяна, Тер-Арутюнян, позднее вступивший на поприще политического авантюризма и взявший себе псевдоним Нжде, что в переводе означает - скиталец, родился 20 января (по некоторым версиям, 2 февраля) 1886 года в семье священника в Нахчыване. При крещении был наречен именем Аракел.

Учился в школе монастыря Аракелоц в Муше. В 1894 году поступил в начальную школу в Нахчыване, а вскоре был переведен в русское семилетнее Высшее начальное училище. По его окончании поступил в гимназию, а в 1902 году - на юридический факультет Петербургского университета, из которого спустя два года был исключен за связь с революционерами. Как пишет сам Нжде в автобиографии: «К революционному движению я примкнул 17-ти лет, еще гимназистом».

Поскольку это было время, когда студенты массово инфицировались вирусом марксизма, что в основном подразумевало под собой возможность не учиться и не работать, а заниматься политическими провокациями, экспроприацией, постигать азы терроризма, обосновав все это революционной идеологией, то Нжде, понимая, что в ряду революционеров, действовавших против царской России, «свободных мест нет», посвящает себя участию в национальном движении за «Великую Армению». Что же, вполне резонно рассудил: лучше быть на своем болоте большой кочкой, чем стотысячным булыжником на булыжной мостовой.

«…я вернулся на Кавказ, чтобы с гайдукским отрядом Мурада перейти в Турецкую Армению. После этого я действовал в Персии. В 1909 г. вновь вернулся на Кавказ и был арестован. Более 3 лет я провел в тюрьмах от Джульфы до Петербурга; после известного суда над 163-мя членами «Дашнакцутюн» во избежание ссылки в Сибирь я ушел в Болгарию, - пишет далее Нжде в автобиографии. - В 1912 г. я собрал роту армянских добровольцев и вместе с Андраником участвовал в Балканской войне за освобождение Македонии и Фракии. С началом мировой войны, получив прощение от царского правительства, я вернулся на Кавказ, чтобы участвовать в боевых действиях против Турции».

Но здесь он лукавит. Как указано в «Справке», полученной Первым Главным Управлением МГБ СССР из Софии и подписанной начальником 4-го отделения 3-го отдела ПГУ МГБ СССР, подполковником Агаяном:

«По окончании Балканской войны Нжде оставляет свой отряд и с другими частями направляется воевать против сербов. После перемирия возвращается в Софию, разъезжает по Болгарии, выступает против Андраника Паши, собирает средства и разжигает национальные чувства наивных патриотов в своих личных и его организации целях. Добровольцы разоблачают нечестную политику Нжде, в среде дашнаков возникает брожение, тогда Нжде укрепляет свои связи с македонцами и работает в пользу македонского движения, получая при этом поддержку Александрова. В 1913 г. выезжает на съезд дашнаков в Париж. По окончании съезда возвращается в Болгарию (г.Варна), спустя короткий промежуток времени выезжает в Румынию, где собирает своих единомышленников и вскоре через г. Поти выезжает в Тбилиси. Здесь принимает участие в работе военной комиссии дашнаков и в 1914 г. организует отряд, с которым в составе русской армии выступает против Турции, результатом чего является присвоение Нжде звания капитана. Во время контрреволюционного выступления дашнаков, как представитель штаба дашнакской организации, Нжде провел массу арестов и расстрелов прогрессивных людей. Явился инициатором грабежей армянского населения и уничтожения жилых построек неплательщиков налогов в его организацию. В 1920 г. военный отряд Нжде расстреливает около 18 тысяч человек жителей Эривани и др. городов. В том же году уходит в горы и при поддержке интервентов пытается организовать сопротивление против советской власти ».

В начале сентября 1919 года Нжде направлен со своим отрядом в Зангезур, где был назначен руководить обороной южной границы района. По его собственному выражению - он «с этого времени освятил себя делу защиты и спасения от уничтожения армян Капана и Аревика». В начале декабря Нжде с боем занял ущелье Гехвадзор, по его личному утверждению «уничтожив сопротивление 32 татарских сел», после чего перешел в наступление и занял азербайджанские селения, осуществив там этническую чистку.

10 августа 1920 года было заключено соглашение между Советской Россией и Республикой Армения, по которому эти области занимались Красной армией. Нжде со своим отрядом был оттеснен в Хуступкские горы, где укрепился, пользуясь неприступностью местности. Однако в начале октября 1920 года в Зангезуре началось массовое восстание против советской власти, которое Нжде тотчас возглавил. 25 декабря 1920 года съезд, состоявшийся в Татевском монастыре, провозгласил «Автономную Сюникскую республику», которую фактически возглавил Нжде, принявший древний титул спарапета (главнокомандующего).

Руководство советской Армении объявило награду за голову «главы зангезурской контрреволюции» «авантюриста Нжде», о делах которого становится ясно, когда просмотришь выдержку из копии протокола арестованного Деведжяна Оганеса Акоповича от 28 августа 1947 г.:

«…Нжде в Зангезуре допустил зверское убийство свыше тридцати коммунистов, заживо сбрасывал их с Татевской скалы в пропасть. Об этом факте мне стало известно сначала из бесед с лидером партии «Дашнакцутюн» и ответственными деятелями дашнакской авантюры 1921 г. в Тавризе, а затем об этом же говорил мне и сам Нжде, заявляя, что он действовал как государственный деятель, а не как христианин».


Февральское восстание 1921 года в Армении оттянуло на себя силы большевиков, и Нжде, воспользовавшийся этим, распространил свою власть на часть Нагорного Карабаха, соединившись с оперировавшими там армянскими боевиками. 27 апреля 1921 года находящееся под его властью образование было провозглашено «Республикой Горная Армения», а Нжде возглавил ее в качестве премьер-министра, военного министра и министра иностранных дел. 1 июля «Нагорная Армения» приняла название «Республика Армения», ее премьером был объявлен Симон Врацян, а Нжде — военным министром. Однако вскоре советские войска переходят в наступление, и 9 июля Нжде с остатками мятежников уходит в Иран.

Из Ирана он бежит во Францию, из Франции — в Америку. В Америке, не получив поддержки со стороны дашнаков, Нжде возвращается в Париж и, не найдя здесь искомой помощи, в 1924 г. направляется в Болгарию. В Софии он восстанавливает связь с македонцами и с помощью русских белогвардейцев пытается создать военно-террористическую организацию.

Где бы и чем Нжде ни занимался, его деятельность, авантюрная и террористическая, всегда носила провокационный характер, что доказывает и нижеприведенный документ:

«Совершенно секретно. В ЗАКЧЕКА., г. Тифлис, копия АРМЧЕКА, г. Эривань.

По имеющимся информационным сведениям, из Парижа в Тавриз прибыл бывший начальник одного из дашнакских отрядов Нжде, откуда он через курьеров известил дашнаков Эривани, Тифлиса, Армавира и Ростова-на-Дону о том, что он приступил к организации дашнакских отрядов, которые под видом турок будут нападать на пограничные пункты и селения, в случае успеха или благоприятных условий перейдут границу и даже захватят Эривань. Своими этими действиями они, с одной стороны, будут дискредитировать советское правительство Армении, и с другой — подрывать добрососедские отношения России с Турцией и Персией.

Зам ПП ОГПУ на Ю/В России Фриновский, Зам нач. Восточного отдела. 30-е мая 1924 г., №022062/с Абульян».

В основном Нжде жил в Болгарии, приняв болгарское подданство, но летом 1933 года перебрался в США с целью помочь К.Тандергяну в убийстве турецкого посла Мухтар бея. Еще до приезда Нжде в США там функционировали армянские молодежные организации «Айорди», «Сыновья Армении» и другие.

Однако они действовали разрозненно, что побудило Нжде создать организацию, объединяющую армянскую молодежь диаспоры. Для организации и реализации этой трудной задачи Нжде создал движение «Этновера» (Цегакрон). Организация была призвана преодолеть упаднические настроения, которые царили в душах молодых армян и были следствием пребывания на чужбине. Особо не преуспев в своих планах и разочаровавшийся, Нжде обратил свой блуждающий взор на Германию, где уже вовсю развернулся Гитлер.

Кстати, в гитлеровских архивах сохранилась докладная записка Розенберга, который познакомился с Нжде в 1934 году, после чего через полгода и была представлена Гитлеру та самая докладная, в которой путем изучения антропологии армянского народа признавалось «арийское происхождение армян».

Считаю необходимым отметить, что Нжде обратился к Гитлеру еще до начала Второй мировой войны — в 1934 году! Так сказать, по велению сердца.

В 1941 году в Софии Нжде уже официально связывается с гитлеровскими оккупантами и ведет с ними переговоры о созыве в Берлине конференции дашнаков с целью создания «Армянского освободительного комитета при гитлеровской армии». Эта конференция созывается в апреле 1943 г., делегатами из Болгарии были Нжде и Каро Казаросян, на ней было принято решение начать вербовку добровольцев для борьбы с Советской армией.

По возвращении в Софию из Берлина Нжде во исполнение решения вышеизложенной конференции при поддержке болгарских властей и гестапо занимался активной вербовкой добровольцев, в этих же целях он создал женскую организацию «Милостивый крест».

Установив связи с руководством нацистской Германии, Нжде чаще всего встречается с рейхсминистром Розенбергом, участвует в Кавказском блоке, состоящем из представителей эмигрантских организаций кавказских народов и созданном на платформе поддержки Германии как будущей «освободительницы Кавказа от советского господства».

15 декабря 1942 года Гарегин Нжде становится одним из семи членов созданного немцами Армянского национального совета и заместителем редактора газеты Национального совета «Свободная Армения». Сформированные в Германии армянские военизированные формирования под руководством Дро и Гарегина Нжде прошли обучение у инструкторов СС и принимали активное участие в операциях по оккупации Крымского полуострова и наступлениях на Кавказ.

Нацисты планировали также использовать армянское население в качестве дестабилизирующего фактора в составе Турции и Советского Союза. Поскольку Нжде только об этом и мечтал, то в 1942 году вместе с Дро он участвовал в формировании армянских частей, входящих в состав немецкого вермахта, вербуя для этого пленных красноармейцев-армян.

Уже в 1944 году стало понятно, что Германия проиграет войну. С приближением Советской армии Нжде переходит на нелегальное положение. Некоторое время он скрывается в г. Панагюриц, в доме коровщика Бедикяна, накануне 9 сентября 1944 г. переселяется в Пловдив, где проживает в гостинице «Комерсиал», а затем снова возвращается в Панагюриц к Бедикяну, откуда на автомашине последнего переезжает в Софию. Здесь его арестовывают представители советских властей.

В архивах МНБ Армении, в деле №11278, т.4. сохранилось письмо Нжде, датированное сентябрем 1944 года, то есть написанное сразу после ареста:

«Пришла Советская армия, и произошло то, что я ожидал. Пользуясь нынешней неразберихой, несколько армян как полицейские агенты в сопровождении вооруженной болгарской милиции ходят по домам и ищут меня. Навеки отвратительные рабы, друзья, родственники - никто не откроет тебе дверь… Забыли, все армяне забыли все, что только благодаря моим усилиям их не постигла участь евреев, и четыре года они все только богатели и богатели. Диаспора, ты еще раз заставила меня пережить горечь стыда. Позор тебе!»

Ну что тут скажешь, расстроился… Нжде действительно неординарный человек, даже по армянским масштабам, - главарь банды, садист, военный преступник, нацист и …писатель. Подражая Гитлеру, возомнив себя «фюрером армянского народа», он оставил целое «наследие» своих посланий юному армянскому поколению, например, «Народ, исповедующий мужество - истинное арийство», «Наказанное малодушие, трусость, вот два слова, которые характеризуют наше грустное политическое настоящее».

А рукопись «Мое кредо» (чувствуете аналогию с «Майн капф» Адольфа Гитлера?), где выражена главная мысль Нжде: «Не должно быть ни одного дня без борьбы с турком», настоящий цитатник диктатора, исповедующего сектантскую идеологию, в которой себя, любимого, он ставит в центр Вселенной.

Однако в письмах Нжде к советскому военачальнику Клименту Ворошилову мы читаем: «…вернувшись в свою камеру, я нашел, что мои вещи перенесены на другую койку, стоящую почти у двери, и что матрац заменен пустым мешком. Это было предвестником инквизиции надо мною. Начались пытки самые страшные, которые может выдумать только садистский ум, чтобы было видно, что я не смыкаю глаз: меня лишили права носить чулки и шляпу. У меня была повышенная температура, я просил врача, не вызвали, от предельно нервного напряжения я упал в обморок. … Я объявляю себя мучеником ».

Вот таков Гарегин Нжде, «священный герой» армянского народа. Описывать все похождения и делишки этого «вечного скитальца» не хватит ни терпения, да и бумага покраснеет от стыда. Единственное, что хочется добавить, чтобы в Германии, признавшей, так называемый «армянский геноцид», задумались о друзьях Гитлера, которые искренне и полностью поддерживали гитлеровские идеи, что и доказали оккупацией азербайджанской земли и изощренно жестоким отношением к мирному населению Азербайджана из-за его иной этнической принадлежности.

Национализм и его активизация – это признак упадка нации, кризис ее идеологии, регресс. Мононационализм — это трагедия для любого народа, которая сказывается на его дальнейшем развитии как нации, на формировании его государственности. А в Армении, где практика подтвердила научную теорию, данный фактор привел к реальной деградации армянской государственности, потере суверенитета.

Победивший в Армении национализм, как гангрена, разъел и превратил страну в маленькую географическую точку, из которой, как из опасной зоны, по всему миру разбегается ее собственный народ, забыв и о национальной гордости, и о любви к родному отечеству, и о национальном достоинстве, и о вере в своего армянского Бога.

Татьяна Чаладзе,

заслуженный журналист Азербайджанской Республики

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры