Где похоронен дмитрий коган скрипач личная жизнь. Дмитрий Коган: биография, репертуар, проекты

Главная / Психология

Ранее близкая подруга музыканта, Елена Терешкова, призналась, что обижается на отца Дмитрия за то, что тот не отменил концерт в день кончины сына

Певец Иосиф Кобзон, который хорошо знал скончавшегося на этой неделе скрипача Дмитрия Когана, рассказал о том, как тяжело выдающийся музыкант уходил из жизни.

По свидетельству эстрадного исполнителя, онкологическое заболевание, которым страдал Дмитрий, причиняло ему большие страдания – как физические, так и душевные.

«Все ему было знакомо. Мучительно долго проклятая болезнь поражала его сердце, - поделился Кобзон с журналистами издания StarHit . – Он подготовил всех, кто его знал к тому, что проблема неизлечима. Он подготовил нас к своему уходу».

Даже в самые тяжелые дни, отметил исполнитель, Коган не терял надежды на выздоровление.

«Это так несправедливо! В 38 лет уходить в мир иной, когда у него было столько задумок. Он мечтал, хотел жить», - рассказал Иосиф Давыдович.

В свою очередь известный дирижер и пианист Максим Шостакович, которого с Коганом связывала близкая многолетняя дружба, поделился воспоминаниями об удивительном, светлом характере артиста.

«Он очень глубоко понимал музыку. Я за это его понял и полюбил, - рассказал музыкант, который приходится сыном великому композитору Дмитрию Шостаковичу. – Он был лучезарным человеком, всегда ходил с улыбкой. Он любил людей, радовался им. Всегда хотел сказать что-то хорошее».

О сложнейшей борьбе Когана с раком рассказала и близкая подруга музыканта, Елена Терешкова, дочь первой российской женщины-космонавта Валентины Терешковой. По свидетельству женщины, некоторое время назад медики диагностировали у Дмитрия меланому – рак кожи. Этим летом он прошел очередной курс лечения.

«Целый год он упорно лечился, - отметила Елена . – Последнее лечение проходило в Израиле. 17 августа его перевезли из Израиля в Москву. Врачи дали рекомендации. Его ждали в НИИ онкологии имени Герцена, где работают лучшие у нас в стране специалисты в этой области. Но Дима поехал в коммерческую клинику и через неделю там умер. Доктора частной клиники взяли на себя ответственность и зачем-то поменяли назначения израильских врачей. В той ситуации, в которой находился Дима, нельзя было делать резких движений. Но, что теперь об этом говорить. Диму не вернешь...» - добавила Терешкова.

Она также призналась журналистам, что обижается на отца Дмитрия, дирижера и скрипача Павла Когана, за то, что тот не отменил запланированного выступления в день кончины сына.

«Мне до сих пор обидно за Диму, что в день его смерти его отец не отменил концерт. Он выступал и до сих пор гастролирует. Уехал на гастроли, когда Дима находился уже в реанимации...» - констатировала дочь Терешковой.

Известно, что Павел Коган уже давно находится в разводе с матерью Дмитрия, Любовью Казинской, и воспитанием сына он практически не занимался.

Накануне, 2 сентября поклонники Дмитрия Когана простились с ним в Москве. Траурная церемония прошла в Московском международном Доме музыки; похоронен скрипач будет на Троекуровском кладбище.

Российский скрипач, заслуженный артист России Дмитрий Коган скончался на 39-м году жизни. По предварительным сведениям, причиной стало онкологическое заболевание, которым страдал музыкант.

О смерти Когана сообщила ТАСС во вторник, 29 августа, его персональный ассистент Жанна Прокофьева. "Да, это правда", - сказала собеседница агентства.

При этом источник в окружении Когана сообщил ТАСС, что причиной смерти музыканта стало "онкологическое заболевание".

Родственники Когана подтвердили РИА "Новости" , что он скончался 29 августа после "тяжелой болезни". По их словам, похороны музыканта состоятся в субботу, 2 сентября.

Впоследствии пианист Юрий Розум сообщил РИА "Новости" , что прощание с Коганом пройдет 2 сентября в Колонном зале Дома союзов. "В субботу панихида предварительно запланирована на 11.00 в Колонном зале, потом отпевание на Ордынке. Кладбище пока не утверждено", - сказал собеседник агентства.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выразил свои соболезнования родным, близким и коллегам Когана. "За свою короткую жизнь Дмитрий Коган успел подарить людям прекрасную музыку. Он умел искренне и проникновенно передавать красоту и глубину произведений великих композиторов. И потому музыка, которую он исполнял, была близка и понятна каждому", - говорится в телеграмме на сайте правительства РФ.

Как отмечается в обращении Медведева, Коган делал все, чтобы музыка "звучала по всей стране". "Организовывал фестивали, участвовал в благотворительных акциях и искал одаренных детей, помогал им войти в прекрасный мир музыки", - передает пресс-служба кабмина содержание телеграммы премьера.

Пианист Денис Мацуев выразил свои соболезнования в связи со смертью Когана, назвав ее несправедливой. "У меня шок и чувство несправедливости, ведь умирает молодой человек в расцвете сил из великого рода. Врасплох застала новость - я не знал, что страшная болезнь одолевала его. Мы вместе с ним учились, но давно не виделись", - рассказал музыкант агентству РБК .

По словам Мацуева, Коган вел активную жизнь, несмотря на свою болезнь. "Несмотря на свою болезнь человек вел активную концертную деятельность и проводил много просветительских проектов. Нам будет его не хватать", - сказал пианист.

Большим потрясением назвал смерть скрипача министр культуры РФ Владимир Мединский, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу ведомства. "Большим потрясением стала для меня новость о безвременной кончине одного из ярчайших скрипачей современности, виртуоза Дмитрия Когана", - отметил глава министерства. По его словам, "Дмитрий был достойным продолжателем лучших творческих традиций прославленной династии". Мединский отметил, что "огромное значение Дмитрий Коган придавал просветительской и благотворительной деятельности, стремился приобщать молодежь из разных стран к классическому искусству".

Дмитрий Коган родился 27 октября 1978 года в Москве в семье музыкантов. Его дед Леонид Коган - скрипач, народный артист СССР, бабушка Елизавета Гилельс - также скрипачка и педагог. Отец Дмитрия Павел Коган - дирижер, мать Любовь Казинская - пианистка.

Коган с шести лет начал заниматься игрой на скрипке в ЦМШ при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В десять лет впервые выступил с симфоническим оркестром, в 15 - с оркестром в Большом зале Московской консерватории. В 1997 году состоялся дебют музыканта в Великобритании и США. В дальнейшем он постоянно выступал в самых престижных концертных залах по всему миру.

В 2010 году Коган удостоился звания "заслуженный артист России". Особое место в репертуаре скрипача занимал цикл из 24 каприсов Паганини, долгое время считавшихся неисполнимыми. Всего несколько музыкантов в мире исполняют весь цикл каприсов.

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 августа 2017 года стало известно, что на 39-м году жизни скончался заслуженный артист РФ, скрипач Дмитрий Коган.

Дмитрий Павлович Коган родился 27 октября 1978 года в Москве в семье Павла Когана и Любови Казинской. Отец - скрипач и дирижер, народный артист РФ, главный дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра. Мать - пианистка. Дедом по отцовской линии был Леонид Коган - один из наиболее выдающихся советских скрипачей, педагог, народный артист СССР.

С шести лет начал заниматься игрой на скрипке в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории им. Чайковского. В пятнадцать лет выступил с оркестром в Большом зале Московской консерватории. Окончил ЦМШ в 1996 году.

В 1996-1999 годах был студентом Московской государственной консерватории (занимался у Игоря Безродного и Эдуарда Грача), параллельно, в 1996-2000 годах, получал образование в Академии им. Я. Сибелиуса (Хельсинки, Финляндия), где его наставником был Томас Хаапанен.

В 1997 году Коган дебютировал с исполнением скрипичных произведений в США и Великобритании. В дальнейшем музыкант неоднократно выступал в наиболее престижных концертных залах Европы, Азии, Америки, Австралии.

В 1998 году стал солистом Московской государственной академической филармонии. Принимал участие в престижных международных фестивалях, проходивших в Австрии, Франции, Швейцарии, Китае и др. Также он выступал на проводившихся в России фестивалях "Черешневый лес", "Русская зима", "Кремль музыкальный" и др.

В 2010 году являлся солистом-инструменталистом федерального государственного унитарного предприятия "Госконцерт".

Был художественным руководителем Приморской краевой филармонии (Владивосток, 2004-2005 годы) и Самарской государственной филармонии (2011-2013 годы).

В 2014 году назначен художественным руководителем оркестра "Московская камерата".

Всего за карьеру выпустил 10 компакт-дисков. В 2013 году записал благотворительный альбом "Время высокой музыки". Он был издан тиражом более 30 тыс. экземпляров и безвозмездно передан в музыкальные школы, детские школы искусств, училища и высшие учебные заведения во всех субъектах РФ.

Скрипач вел активную благотворительную и культурно-просветительскую деятельность, регулярно выступал с мастер-классами.

Был организатором и художественным руководителем Международного фестиваля им. Леонида Когана, художественным руководителем фестиваля "Дни высокой музыки".

В 2011 году совместно с предпринимателем Валерием Савельевым создал Фонд поддержки уникальных культурных проектов им. Когана. Основное направление его деятельности - приобретение по всему миру и реставрация раритетных инструментов для передачи в безвозмездное пользование российским музыкантам.

В 2012 году был доверенным лицом кандидата в президенты РФ Владимира Путина.

Возглавлял попечительский совет Уральского музыкального колледжа (Екатеринбург).

Заслуженный артист РФ (2010).

Почетный гражданин Невельска (2008, Сахалинская область; звание присвоено за проведение благотворительных концертов в поддержку местных жителей после землетрясения 2 августа 2007 года).

В 2009-2012 годах был женат на Ксении Чилингаровой, дочери полярного исследователя Артура Чилингарова.

«Скрипача из меня сделала мама»

Фотография: Григорий Шелухин/dr

ДмитриЮ Когану, внуку легендарного скрипача Леонида Когана и сыну не менее прославленного дирижера Павла Когана, на роду было написано стать музыкантом. Тем не менее Дмитрий всегда подчеркивает, что никогда не был рабом скрипки. У него много друзей, он любит кино, рестораны и занимается благотворительностью.

Свой день рождения Дмитрий Коган традиционно отмечает на сцене. Музыкант уверен: нет ничего приятнее, чем в свой праздник преподнести подарок другим. Вот и в этом году Дмитрий не изменил себе: в день своего 35-летия он выступил на сцене концертного зала «Барвиха Luxury Village», дав поклонникам возможность сравнить непохожие друг на друга голоса пяти великих скрипок. И хотя инструменты Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданини и Вильома имеют общую страховую стоимость - двадцать миллионов долларов, тем не менее они практически бесценны. Их перевозят в бронированных кейсах в сопровождении внушительной охраны.

Услышать все пять скрипок на одной сцене в течение одного вечера удается нечасто: владельцы позволяют извлечь их из хранилищ всего несколько раз в год. Но при этом собрать их в одном месте в одно время очень сложно: одну увозят на выставку, другую - на реставрацию, третья выставлена в музее... Возраст у всех инструментов солидный. Самой старшей - более четырех веков. Ее изготовили Антонио и Иероним Амати в 1595 году. Самой младшей - ее автор Жан-Батист Вильом - чуть более полутора столетий.

Каждую из великих скрипок Дмитрий Коган представляет как свою добрую знакомую, с удивительным голосом и собственной судьбой. «Скрипка Амати обладает певучим голосом, невероятной нежностью и мягкостью, - рассказывает Дмитрий. - У скрипки Антонио Страдивари поистине «золотой» тембр. Инструмент Джузеппе Гварнери обладает поразительной мощью, энергетикой и харизмой, а голос скрипки Джованни Батисты Гваданини благородный и удивительно глубокий. Единственный инструмент не итальянского мастера - скрипка Жана Батиста Вильома. Он прославился потрясающими копиями скрипок Страдивари и Гварнери. Эта скрипка показывает, насколько копия порой может быть приближена к оригиналу и насколько она может быть совершенна».

Дмитрий, вы говорите об этих скрипках так, будто они живые существа.
Конечно, для меня все они живые, со своей душой и энергетикой. Их пять, а я один. У каждой из них действительно есть свой нрав, который они периодически мне показывают. Например, когда я начинаю больше играть на одной скрипке, другая тут же демонстрирует свое недовольство - звуком.

Вы серьезно?
Серьезно. Сейчас я уделяю одинаковое количество времени всем скрипкам. Раньше я старался больше играть на тех скрипках, которые приехали позже, чтобы привыкнуть к ним и наверстать упущенное время, пропущенные репетиции. Кстати, бывает, что на концерте что-то идет не так и ты не понимаешь, что происходит: никаких технических проблем нет, трещин нет, всё настроено, а скрипка играет плохо. Проблема - на энергетическом уровне. Знаете, это как у человека, который плохо себя чувствует: приходит к врачу, а ему говорят, что он абсолютно здоров. Точно так же и со скрипками.

Дмитрий, ваш дедушка - Леонид Коган, выдающийся скрипач XX века, бабушка - Елизавета Гилельс, известная скрипачка, отец - дирижер Павел Коган, а мама - пианистка Любовь Казинская. Судя по всему, ваша судьба была предопределена с самого рождения?
Конечно, сейчас я могу рассуждать о том, кем бы мог стать, если бы не стал скрипачом. Но это равносильно тому, что я буду говорить, почему я родился мужчиной, а не женщиной. (Смеется. ) Конечно, в детстве я мечтал о многом: полететь в космос, стать футболистом, одно время даже грезил о профессии мастера по починке электронной техники. Причем я хорошо во всем этом разбирался - ремонтировал фотоаппараты и магнитофоны. Но к двенадцати годам скрипка всё же полностью мною завладела и все остальные увлечения отошли на задний план. Я очень хорошо помню то лето, когда я вдруг понял, что музыка для меня - главное.

Неужели у вас, как у любого ребенка, не возникало желания бросить занятия музыкой?
Разумеется, такое желание было. И очень сильное! (Улыбается. ) Дело в том, что скрипка очень специфический инструмент. В отличие от того же фортепиано, которое издает «конкретный звук»: любой человек может подойти, нажать клавишу - и нота зазвучит. На скрипке это сделать невозможно. Нужны месяцы упражнений. Поэтому обучение было очень тяжелым: тебя мучают-мучают, а скрипка вместо звуков издает какой-то свист и скрежет. И естественно, после первого же занятия я утратил всякий пыл и желание учиться дальше - ничего не получается, скрипка играть не хочет. Надо бросать это дело! Я хотел, как и другие ребята, играть в футбол. К тому же, когда я понял, что сначала надо играть гаммы, учить этюды, ставить руки и только потом, через много лет, может быть, будет большая сцена и успех, желание забросить занятия только укрепилось. И если бы не героические усилия моей мамы, вряд ли бы что-то получилось - мама буквально сделала из меня скрипача. Сам бы я до этого не дошел. Она меня уговаривала, заставляла и даже подкупала. Например, за час занятий мне давали жвачку с вкладышем. В те годы, а это был конец 80-х, ничего лучше нельзя было представить. Я помню, мама мне даже деньги платила за занятия! Пока я не обнаглел и не начал требовать заоблачные суммы. (Смеется.) Но когда я увидел результат, то меня уже было не остановить - я буквально заболел музыкой!

А в десять лет у вас уже был первый сольный концерт.
Да, я выступал в каком-то военном институте. Но я так волновался, что практически ничего не запомнил. Только то, как перед выходом на сцену мама крепко держала мою руку. Как выходил на сцену, как играл - не помню. Потом я много выступал, а когда мне было пятнадцать лет, состоялся мой первый дебютный концерт с симфоническим оркестром, которым руководил прославленный дирижер Арнольд Кац. Но это уже было серьезное выступление.

И тогда вы уже не испытывали такого страха?
Страха - нет. А вот волнение присутствует всегда. Я пытался его перебороть, работал над собой. Но, как это ни странно, когда мне удавалось быть абсолютно спокойным, концерт получался хуже. Потом я понял, что волнение необходимо. Только оно дает тот эмоциональный подъем и вдохновение, которое так нужно творческим людям. Помните, как у Лермонтова: «Пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет». Не должно сердце биться ровно, поэтому играть концерты чисто технически - нельзя.

А поехать с концертом на Северный полюс сами решили или вам кто-то предложил?
Мне предложили сыграть концерт для полярников. Эта идея мне очень понравилась, и я с удовольствием туда поехал. Концерт проходил в палатке при нулевой температуре. Конечно, было холодно, но очень интересно.

Наверное, зрителей там было совсем немного?
Человек пятьдесят. Знаете, всемирно известный скрипач Бронислав Губерман однажды приехал в Вену, где должен был давать концерт, а там произошла какая-то накладка: концерт перенесли, а Губермана не предупредили. Он приехал на день раньше, вышел во фраке на сцену, а в зале всего один человек. И Бронислав Губерман сыграл для него двухчасовой концерт! Потом его спрашивали, почему же он не отменил свое выступление и зачем так выкладывался, если там сидел только один зритель. А Губерман ответил, что этот человек с таким трепетом его слушал, что для него он бы с удовольствием сыграл еще раз! Только сейчас я стал понимать, что даже с тремя тысячами зрителей может не быть такого энергетического контакта, как с десятью. Вообще мне сейчас стали интересны нетрадиционные формы «несения» искусства в массы, если, конечно, так можно выразиться.

Именно поэтому вы и спустились в подземный переход?
Да. Где я только не играл! (Смеется.) В подземном переходе мне предложили сыграть ради эксперимента - чтобы посмотреть, сколько денег музыкант моего уровня сможет заработать и смогут ли прохожие отличить меня от обыкновенного скрипача, который работает там ежедневно. Я специально не брился, надел шапку, кофту и спустился в подземку. В итоге за два часа игры я заработал около двух тысяч рублей. Там был очень забавный случай: один прохожий отказался давать денег, а когда его спросили почему, он ответил: «Да этот тут каждый день играет. Так фальшивит - просто ужас! Поэтому я ему никогда денег не даю».

Дмитрий, вы выступали на лучших мировых концертных площадках с ведущими симфоническими оркестрами. А не возникает ощущения, что вы всё и везде уже сыграли? Не боитесь, что в какой-то момент вам может стать скучно?
Да, был такой период. Когда мне исполнилось тридцать лет, я начал думать о том, что будет дальше. Я сыграл огромное количество концертов, объехал с гастролями страны и города, записал много дисков, играл на лучших скрипках мира. А что дальше? Сейчас мне тридцать, а потом будет сорок - и неужели ничего не изменится? Меня это очень беспокоило, а потом я понял, что моя цель - не самому что-то сыграть и достичь чего-то особенного, а приобщить к прекрасному миру музыки как можно больше людей. Всё, что я делал раньше, было исключительно для определенной публики, и в этом, наверное, была моя ошибка. Сейчас я стараюсь играть как можно больше благотворительных концертов, записываю бесплатные музыкальные диски, которые отправляю в музыкальные школы по всей стране. И мне это очень нравится. Это то, что дает стимул для творчества и делает меня счастливым.

А ваша знаменитая фамилия вам больше помогает или мешает?
Конечно, сейчас у меня своя карьера, свое имя, и я уже не могу говорить, мешает мне фамилия или нет. Но еще лет десять назад мне казалось, что безумно мешает. Хотя... У меня в семье были определенные традиции, я вырос на записях своего деда. Правда, он умер, когда мне было четыре года, я его практически не помню. Но тем не менее у меня были его ноты, с его пометками, а это многого стоит. Негатив, конечно, тоже присутствовал. У меня с детства было достаточное количество недоброжелателей, завистников. Многие относились ко мне предвзято: не зная меня, уже не любили. На меня глядели пристальнее, меня рассматривали словно под лупой: «Внук того самого Когана!» То, что прощалось другим - какие-то ошибки, неточности, шероховатости, - не прощалось мне. И я должен был, по сути, не просто оправдывать фамилию, но и превосходить ожидания. И надо сказать, было довольно сложно жить с ощущением, что ты всё время кому-то что-то должен. Я с детства рос в состоянии дикой ответственности.


В детстве вы были послушным ребенком?

Нет, я был ужасным ребенком - очень шаловливым и неорганизованным. (Улыбается. ) Маму постоянно вызывали в школу. Сейчас, конечно, я не могу позволить себе быть таким, как в детстве, - теперь я раб своего графика, который составляют мои помощники. Представляете, я знаю, что буду делать 15 апреля или 22 марта следующего года. Но самое ужасное то, что я не знаю, какое у меня будет настроение, например, 25 декабря. Может быть, в этот день пойдет снег, небо затянут облака, у меня не будет вдохновения и мне не захочется брать в руки скрипку. А в этот день у меня запланирован концерт в Берлинской филармонии. И хочешь не хочешь, а нужно будет взять себя в руки и хорошо отыграть концерт. Не потому, что я обязан сделать это по контракту, а ради публики. То есть я фактически не принадлежу себе! (Улыбается.)

Дмитрий, как вы обычно готовитесь к выступлению?
Раньше мне казалось, что в день концерта я должен хорошо выспаться, съесть куриный суп с лапшой, потом правильно разыграться, настроиться, выпить чая с сахаром, и тогда концерт обязательно пройдет удачно. Но потом я понял, что всё это никак не влияет на концерт. Можно идеально подготовить себя, а концерт пройдет не очень гладко. А можно после девятичасового перелета сразу же выйти на сцену и отыграть концерт замечательно. Сцена творит чудеса. Никогда не знаешь, как ты сыграешь, предугадать это невозможно.

Дмитрий, а тишину вы любите?
Это моя проблема. Я очень редко бываю у себя дома, практически всё время живу в гостиницах, а там с тишиной очень сложно. Мне она необходима, но я не могу изолировать себя от общества.

Прославленный и обожаемый всеми российский скрипач Дмитрий Коган,
которому рукоплескал весь мир, скоропостижно скончался в возрасте 38 лет. Печальное известие поступило 29 августа 2017 - вечером. Дмитрий Коган - известный скрипач, является внуком выдающегося советского скрипача и педагога, народного артиста СССР Леонида Когана.

Многие не поверили первым злополучным вестям и тут же бросились звонить секретарю прославленного скрипача. Его персональный ассистент Жанна Прокофьева подтвердила: «Да, это правда» - сказала она по телефону.




Затем она добавила, что Дмитрий уже не один год страдал от онкологического заболевания, но не хотел никому рассказывать об этом, беспокоить.
Именно оно и стало причиной резкого ухудшения здоровья скрипача.
Скоропостижной смерти, ничто не смогло помочь.

Дмитрий Леонидович Коган родился 27 октября 1978 года в Москве.
Продолжатель известной музыкальной династии. Его дедом был выдающийся скрипач Леонид Коган, бабушка - известная скрипачка и педагог Елизавета Гилельс, отец - дирижёр Павел Коган, мать - пианистка Любовь Казинская, окончившая Академию музыки им. Гнесиных.

С шести лет Дмитрий начал заниматься на скрипке в ЦМШ при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. В десять лет он впервые выступил с симфоническим оркестром, в пятнадцать - с оркестром в Большом зале Московской консерватории. Уже тогда перед его талантом преклонялись, обещая мальчику большое будущее.

Официальный сайт Дмитрия Когана -

Высшее образование Коган получил в Московской консерватории имени Чайковского и Академии имени Сибелиуса в Хельсинки. На скрипке он играл гениально!
Ему рукоплескали зрители Европы и Азии, Америки и Австралии.




Дмитрий Коган - скрипач, которому удалось исполнить цикл Николо Паганини,
который состоит из двадцати четырех каприсов. Долгое время считалось, что данные произведения великого гения практически невозможно повторить. Но Дмитрий доказал обратное. На сегодняшний день во всем мире существует только несколько скрипачей, которые могут исполнить полный цикл каприсов.

В 2003 году Дмитрий впервые представил в России знаменитую скрипку Страдивари «Императрица России». Скрипка принадлежала Екатерине II. В 2010 году Дмитрию Когану было присвоено почетное звание заслуженного артиста РФ.

Дмитрий Коган организовал ряд проектов. С декабря 2002 года под его руководством проводится Международный фестиваль имени его знаменитого деда. Скрипач руководил также ещё несколькими фестивалями. С 2010 г. Дмитрий является почётным профессором в консерватории греческих Афин и председателем попечительского совета в Уральском музыкальном колледже. В 2011 г. музыканта утвердили на должность художественного руководителя филармонии города Самары.

Скрипач был женат не такое уж и продолжительное время - всего три года. Спутница жизни Дмитрия Когана - тоже весьма примечательная личность. Ею являлась светская львица и главный редактор престижного глянцевого издания «Pride. Из жизни светских львов» Ксения Чилингарова, отец которой - знаменитый полярник Артур Чилингаров. Молодые люди поженились в 2009 году.




До свадьбы пара некоторое время просто жила вместе, не расписываясь, как это принято сейчас у многих пар. Поначалу счастье переполняло молодых супругов, однако чуть позже начала проявляться несхожесть характеров. В силу профессиональной деятельности, Ксении Чилингаровой необходимо посещать светские тусовки, которых её муж органически не принимал.

Тем не менее, это не вызвало непримиримых конфликтов, супруги расстались мирно и до последнего являлись друг для друга очень близкими людьми, готовыми в любой момент прийти на помощь в случае необходимости. Так что, для Дмитрия Когана лишь скрипка заменяла и любимую жену, и друзей, и близких, о чём сам он часто говорит в своих интервью.

Дмитрий Коган большое значение придавал благотворительности. Он поддерживал разнообразные акции в пользу талантливой молодёжи. Дмитрий Павлович являлся членом Совета по качеству образования при партии «Единая Россия». В 2011 году Дмитрий Коган совместно с меценатом Валерием Савельевым организовал фонд, цель которого заключается в поддержке интересных культурных проектов.

Несколько лет назад в Москве, в Колонном зале Дома Союзов
прошел концерт-презентация Фонда поддержки уникальных культурных
проектов им. Когана - «Пять великих скрипок в одном концерте: Амати,
Страдивари, Гварнери, Гваданини, Вильом». Раритетные инструменты
представил заслуженный артист России Дмитрий Коган.




В концерте принял участие Камерный оркестр «Volga Philharmonic».
Камерный оркестр Самарской государственной филармонии «Volga Philharmonic»
был образован в 2011 году по инициативе Дмитрия Когана.

Изысканно-тонкое исполнение цикла А. Пьяццоллы «Четыре времена года в Буэнос Айресе», безупречный ансамбль и взаимопонимание солиста и оркестра так поразило искушенную московскую публику, что оркестр долго не отпускали со сцены.

Имя скрипача Дмитрия Когана стоит в одном ряду с величайшими музыкантами современности. Благодаря его усердному труду и целеустремлённости всё большее количество молодёжи приходит к пониманию классической музыки, а ценители открывают для себя всё новые и новые молодые дарования, поскольку одним из направлений деятельности этого музыканта является благотворительность.

Причём благотворительность эта - была не показная акция, после которой пресса долго превозносит имя благодетеля, а искреннее участие в судьбе молодых дарований. Чаще всего это бесплатные концерты, подаренные диски с музыкой, инструменты или аксессуары к ним, а также необременительные для самого маэстро денежные суммы.

Дата и место похорон уже известны. Как сообщают некоторые источники, прощание с Дмитрием Кагоном пройдет в Колонном зале дома союзов - 2 сентября, начало в 11-00. Что касается места похорон Дмитрия, то точно еще не определено. Родные скрипача хотят похоронить его на Новодевичьем кладбище, если им дадут разрешение. Если не получится на Новодевичьем, то музыканта похоронят на Троекурском кладбище.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры