Герои романа отцы и дети тургенева сочинение. Отцы и дети все герои Отцы и дети анализ главных героев

Главная / Психология

Проблема взаимоотношений между отцами и детьми вечна. Причина её кроется в различиях жизненных взглядов . У каждого поколения своя истина, и понять друг друга крайне сложно, а порой и желание отсутствует. Противопоставление мировоззрений – это основа произведения Отцы и дети, краткое содержание, которого мы и рассмотрим.

Вконтакте

О произведении

Создание

Идея создания произведения «Отцы и дети» возникла у писателя Ивана Тургенева в августе 1860 года . Автор пишет графине Ламберт о намерении написать новую большую повесть. Осенью он отправляется в Париж, а в сентябре пишет Анненкову об окончательном составлении плана и серьезных намерениях в создании романа. Но трудится Тургенев довольно медленно и сомневается в хорошем результате. Однако получив одобрительное мнение от литературного критика Боткина, планирует завершить творение уже весной.

Начало зимы – период активной работы писателя, в течение трех недель третья часть произведения была написана. Тургенев просил в письмах подробно описывать то, как обстоят дела в жизни России. Это происходило перед , и чтобы быть посвященным в события страны, Иван Сергеевич решает вернуться.

Внимание! История написания закончилась 20 июля 1861 года, когда автор находился Спасском. Осенью Тургенев снова отправляется во Францию. Там во время встречи он показывает своё творение Боткину и Случевскому и получает множество замечаний, которые подталкивают его к внесению изменений в текст.

Весной следующего года роман публикуют в журнале «Русский вестник» и он сразу же стал объектом полемического обсуждения. Споры не утихали и после кончины Тургенева.

Жанр и количество глав

Если охарактеризовать жанр произведения, то «Отцы и дети» — это роман из 28 глав , показывающий общественно – политическую ситуацию в стране перед отменой крепостничества.

Основная идея

О чем же идет речь? В своем творении «отцы и дети» Тургенев описывает противоречие и непонимание разных поколений , а также хочет обнаружить выход из сложившейся ситуации, пути избавления от проблемы.

Борьба двух лагерей является противостоянием всего устоявшегося и кардинально нового, эпохи демократов и аристократов , или беспомощности и целеустремленности.

Тургенев пытается показать то, что настало время перемен и вместо людей устарелого строя, дворян, приходят активные, энергичные и молодые люди. Старый строй изжит, а новый пока не сформирован . Роман «Отцы и дети» показывает нам рубеж эпох, когда общество находится в смятении и неспособно жить ни по — старым канонам, ни по новым.

Новое поколение в романе представляет Базаров, вокруг которого и происходит конфронтация «отцов и детей». Он представитель целой плеяды молодого поколения, для которых полное отрицание всего стало нормой. Для них неприемлемо все старое, но привнести что-то новое они не могут .

Между ним и старшим Кирсановым ярко показан конфликт мировоззрений: грубый и прямолинейный Базаров и манерный и изысканный Кирсанов. Образы, описываемые Тургеневым, многосторонни и неоднозначны. Отношение к миру совсем не приносит Базарову счастья. Перед обществом им было обозначено свое предназначение – борьба со старыми устоями , но привнесение на их место новых идей и взглядов его не волнует.

Тургенев сделал это неспроста, тем самым показывая, что перед крушением чего-то устоявшегося требуется найти этому достойную замену. Если альтернатива отсутствует, то даже то, что было предназначено для положительного решения проблемы, сделает только хуже.

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети».

Герои романа

Основными героями «Отцы и дети» являются:

  • Базаров Евгений Васильевич. Молодой студент , постигающий профессию врача. Придерживается идеологии нигилизма, ставит под сомнения либеральные взгляды Кирсановых и традиционные взгляды собственных родителей. В конце произведения влюбляется в Анну, и его взгляды отрицания всего на свете меняет любовь. Станет сельским лекарем, из-за собственной невнимательности получит заражение тифом и умрет.
  • Кирсанов Николай Петрович. Является отцом Аркадия , вдовцом. Помещик. Проживает в имении вместе с Фенечкой, женщиной-простолюдинкой, к которой испытывает и стыдится этого, но затем берет ее в жены.
  • Кирсанов Павел Петрович. Является старшим братом Николая. Он офицер в отставке , представитель привилегированного слоя , горд и уверен в себе, разделяет идеи либерализма. Часто участвует в спорах с Базаровым на самые разные темы: искусство, наука, любовь, природа и прочее. Ненависть к Базарову перерастает в дуэль, инициатором которой он сам и являлся. На дуэли его ранят, к счастью ранение окажется легким.
  • Кирсанов Аркадий Николаевич. Является сыном Николая . Кандидат наук при университете. Как и его друг Базаров — нигилист. В конце книги от своего мировоззрения откажется.
  • Базаров Василий Иванович. Является отцом главного героя , был хирургом в армии. Врачебную практику не оставил. Проживает в имении своей жены. Образованный, понимает, что проживая в селе, он оказался отрезан от современных идей. Консерватор, религиозен.
  • Базарова Арина Власьевна. Является матерью главного героя . Ей принадлежит имение Базаровых и пятнадцать крепостных. Суеверная, набожная, мнительная, чувствительная женщина. Безгранично любит сына, и переживает из-за того, что тот отрекся от веры. Сама – последовательница православной веры.
  • Одинцова Анна Сергеевна. Является вдовой, богата . В своем имении принимает друзей, придерживающихся нигилистических взглядов. Ей симпатичен Базаров, но после его признания в любви, взаимности не наблюдается. На первый план ставит спокойную жизнь, в которой отсутствуют волнения.
  • Катерина. Сестра Анны Сергеевны , но в отличии нее, тиха и незаметна. Занимается игрой на клавикорде. Аркадий Кирсанов проводит с ней много времени, при этом он страстно влюблен в Анну. Затем он осознает, что любит именно Катерину и женится на ней.

Прочие герои:

  • Фенечка. Дочь экономки младшего брата Кирсанова. После того, как мать умерла, стала его любовницей и родила от него сына.
  • Ситников Виктор. Является нигилистом и знакомым Базарова.
  • Кукшина Евдокия. Знакомая Виктора, нигилистка.
  • Колязин Матвей Ильич. Является городским чиновником.

Главные герои романа «Отцы и дети».

Сюжет

Отцы и дети краткое содержание представлено ниже.1859 – год , когда начинается действие романа.

Молодые люди прибыли в Марьино и проживают в доме братьев Николая и Павла Кирсановых. Старший Кирсанов и Базаров не находят общего языка, и частые конфликтные ситуации принуждают Евгения уехать в другой город N. Туда же отправляется и Аркадий. Там они общаются с городской молодежью (Ситниковой и Кукшиной), которая придерживается нигилистических взглядов .

На губернаторском балу они проводят знакомство с Одинцовой , а затем едут в её имение, Кукшиной суждено остаться в городе. Одинцова отвергает признание в любви, и Базарову приходится покинуть Никольское. Он и Аркадий отправляются в родительский дом и гостят там. Евгению не нравится излишняя забота родителей, он решает оставить Василия Ивановича и Арину Власьевну, и

Меню статьи:

Проблема поколений – одна из вечных тем, которые затрагиваются литературой, философией, психологией и другими областями. Произведение «Отцы и дети», герои в котором призваны продемонстрировать этот конфликт, является бессмертным, ведь идеи романа Тургенева актуальны и по сей день.

Особенности конструкции и сюжета романа

Специфика произведения Тургенева – в насыщенности деталями быта. Читатель погружается в атмосферу естественного течения жизни, простых событий, непритязательности и обыденности. Обстановка романа такова: двое товарищей приезжают на отдых в деревню. Отдых, забота родителей окружает молодых людей. Аркадий занимается «сибаритствованием», с отличием защитив диплом. Его друг – Базаров – студент медицинского университета – уделяет время опытам и экспериментам. Сюжет романа воплощается в кратковременных, но частых путешествиях героев: то товарищи гостят у родителей Аркадия, то уезжают в отцовский дом Базарова, то заезжают к Анне Сергеевне – женщине, встреченной на балу.

Иван Тургенев следует советам Антона Чехова, который говорил, что художественный вымысел должен повторять жизнь в соединении сложности и «святой простоты». Читателю кажется, что писатель изображает обычный обед или ужин, но в это время люди обретают счастье или напротив – теряют радость жизни. Самые существенные события начинаются здесь – за кухонным столом.

Родители и дети – классическая «вечная» тема»

В литературной критике бытует мнение, что одной из центральных проблем Тургеневского романа является вечный конфликт отцов и детей. Но в «Отцах и детях» (не зря ведь писатель дал произведению такое название) на примере разницы между поколениями продемонстрирована также разница между нравственными нормами и глубиной чувств.

Сайт Реальный Книги вам рад! Предлагаем вашему вниманию познакомиться с написал Иван Тургенев.

Родители – это выражение наиболее искренней, трогательной, беззаветной и жертвенной любви. Такими изображены родители Базарова – ничего не требующие взамен. Отец и мать – старички, которые скучают по сыну, ведь уже три года, как их чадо не навещало отчий дом. Однако психология сына отличается от родительской: несмотря на то, что Базаров тоже любит родителей, привязанность герой выказывает иначе. Чувства Базарова к отцу и матери не требуют постоянной коммуникации и контакта. Юноша спокойно наслаждается гостеприимством Кирсановых, выезжает вместе с товарищем в город, потом посещает дом новой знакомой в Никольском, возвращается в поместье товарища – Аркадия, и лишь после этого решается, наконец, навестить родителей.

Образ интеллигенции в романе Тургенева

Постмодерная литература сосредотачивает внимание на том, что произведения – это многоплановые, многоуровневые конструкции, учитывающие потребности и интересы представителей разных читательских аудиторий. Однако тенденция к многоплановости появилась раньше. Роман Ивана Тургенева тому пример, ведь читать этот текст можно по-разному. Кто-то обращает внимание на сюжетную канву, кто-то – на политические конфликты между «левыми» и «правыми», между либерально-демократическими силами и консерваторами и т. д.


Интеллигенция – молодое поколение, это «дети». Консерваторы, монархисты – это поколение старое, «отцы». Некоторые литературные критики считают, что автор уничижительно отозвался о старом поколении в романе. Вспомним образ отца Базарова. Это мужчина старой закалки, который, однако, исключительно из любви к сыну, из желания быть ближе к Евгению, читает новомодные книги, газеты и рассуждает в контексте новой, либеральной риторики. Между тем, это лишь маска, потому что герой остается на уровне консервативных идей.

1850-е годы вошли в историю России как время, отличившееся консолидацией разрозненной интеллигенции. События романа происходят за некоторое время до отмены крепостного права, в конце 1850-х годов. На носу – 1861-й год и революция. Биография автора тоже повлияла на общую атмосферу романа.

В этот период писатель работает в штате «Современника» – известного в те годы журнала. В творчестве у Тургенева также намечается трансформация: от поэтических текстов к прозе, от романтизма к реалистическим тенденциям.

В социальном устройстве Российской империи в это время также появляются изменения: например, родился новый строй так называемых разночинцев. Это были люди, которых нельзя было классифицировать как дворян, купцов, мещан, ремесленников и т. д. Происхождение человека, таким образом, перестает играть какую-либо роль.

Дорогие вы наши! Предлагаем ознакомиться с которая вышла из-под его пера в 1857 году и, опубликованная в журнале «Современник», вызвала восторг у многих писателей, а также не оставила равнодушной читательскую аудиторию.

Разрыв с «Современником» вынуждает Тургенева напечатать роман в журнале консервативной направленности. «Отцы и дети» выходят в «Русском вестнике». Вокруг произведения сразу же после публикации возникает острая полемика. Однако споры ведутся касательно не литературной стороны романа, а политической: это полемика между революционно-демократическим крылом и консерваторами. В итоге, роман не удовлетворил никого – ни одну из сторон. Между тем, нельзя отрицать актуальность произведения Тургенева, ведь писатель показал причины разлада между поколениями, мотивы недоразумений, возникающих между родителями и детьми, а также губительные последствия, к которым приводит этот конфликт поколений.


Таким образом, роман Тургенева опубликовали в 1862-м году, а реакция литературных критиков и читателей на произведения была неоднозначной. Палитра отзывов на «Отцов и детей» отличалась разнообразием: от бурного восхищения романом до крайнего его отторжения и даже осуждения.

Анализ особенностей центральных персонажей «Отцов и детей»

Иван Тургенев использует классический метод: с помощью характеристики героев, поведения и решений персонажей писатель доносит до читателя главные идеи романа «Отцы и дети». Поэтому следует обратиться к анализу специфики действующих лиц произведения.

Основные фигуры произведения Тургенева

Базаров

Евгению Васильевичу Базарову уже стукнуло тридцать. Это взрослый мужчина, который имеет сложившуюся систему взглядов на мир. Базаров – скептик и даже нигилист. Евгений отвергает устоявшиеся ценности, подвергает сомнению консервативные идеалы. Тургенев описывает Базарова как героя, отличающегося холодностью, жесткостью, саркастичным и циничным характером. Евгений отбрасывает всяческие принципы – как и подобает нигилисту. Герой производит впечатление человека заносчивого, уверенного в себе, гордого и высокомерного. Часто эти черты определяются уверенностью в интеллектуальном превосходстве над большей частью окружения.

Роль нигилизма в жизни Базарова

Сам Тургенев признавал, что отказался от всего «художественного», когда работал над образом Базарова. Фигура Евгения отличается резкостью и даже некоторой бесцеремонностью. Базаров демонстрирует образ одного из политических течений, которые в том числе вдохновили Тургенева на создание романа. Революционно-демократические идеи писатель вложил в уста именно Базарова. Революционные и реформаторские идеалы – это то, что отличало «нового человека» середины XIX века. На второй стороне доски – либерально настроенное дворянство.

Базаров обладает независимым характером, скептическим отношением к действительности, самостоятельностью суждений и действий, незаурядным, оригинальным умом.

Биография, происхождение героя тоже повлияли на мировоззренческую систему Базарова. Евгений родился в семье полкового врача, поэтому Базаров гордился, что его дедушка работал на земле вместе с крестьянами. Базаров также презирает аристократов, не скрывая этой позиции. Нигилизм чувствуется в речи героя, в особенностях внешнего вида, в манерах и социальной позиции.

Поведение Базарова – это откровенный вызов. Герой нарочито небрежен, демонстративно ленив, а в речи часто пользуется простонародными словами. Весь вид Базарова выказывает отрицание и протест против авторитетов.

Кирсановы

Николай

Отец Аркадия Кирсанова. Тургенев описывает Николая как, пожалуй, наиболее положительного героя романа. Мужчине 44 года, он чист – помыслами и в бытовых привычках. Николаю свойственна романтичность, спокойствие, уравновешенность. Кирсанов испытывает искреннюю любовь к сыну. Жена Николая умерла, с тех пор он вдовствовал, находясь в подавленном состоянии после кончины возлюбленной супруги. Однако потом Николаю посчастливилось встретить Фенечку – простую крестьянку, которая в итоге стала его женой.

Аркадий

Юноша происходит из благополучной, состоятельной дворянской семьи. Аркадий значительно младше Базарова: молодому Кирсанову недавно исполнилось 23 года. Молодость, наивность и сентиментальность – черты, присущие образу Аркадия. Юноша подвержен влиянию товарища и друга – Евгения Базарова. Аркадий окончил учебу в университете, успешно защитив диплом. После этого оба друга решили погостить у родителей Кирсанова. Аркадий старается во всем наследовать Базарову, но нигилизм плохо сочетается с мягкостью, великодушием, добротой и романтичностью натуры Аркадия. Юноша – справедливый, робкий и целомудренный мальчик. Несмотря на то, что Аркадий считает Базарова примером, юноша все же верит в настоящую любовь.

Однажды Аркадия встречается Катю – красивую девушку, с которой у Кирсанова развиваются романтические отношения. Влюбленность окончательно доказывает Аркадию, что нигилизм – это не его философия. Так дружба молодого Кирсанова и Базарова постепенно идет на спад.

Павел

Герою исполнилось 45 лет. Павел приходится братом Николаю Кирсанову и, соответственно, дядей Аркадию. Когда-то мужчина служил гвардейским офицером. Потомственный аристократ, Павел исповедует систему взглядов и убеждений, характерных для аристократии того времени. Это значит, что Кирсанов – сторонник либеральной идеологии. Типичный дворянин, выказывающий своими поступками и поведением гордыню и самолюбие. Однажды Павел настрадался из-за несчастливой любви. После того случая Кирсанов не верит в любовь. Он также приобрел черты мизантропа, скептика и циника. С родственниками Павел практически разорвал общение, уехав за границу.

«Отцы и дети»: фигуры второго плана

Базаров-старший

Василий Базаров – старичок, который отличается добродушием, простотой. Базаров-старший выказывает любовь и уважение к сыну, гордясь тем, насколько Евгений умен и образован. Старается наследовать сыну. Раньше Василий Иванович служил военным лекарем, однако теперь Базаров продолжает медицинскую практику на безвозмездной основе: он лечит крестьян, которые работают у Базаровых в имении. Василий Иванович любит поговорить, ему свойственно вести «философские» беседы. Герой читает новомодные книги и журналы, впрочем, очень мало понимая оттуда.

Убежденный консерватор, Базаров демонстрирует приверженность революционно-демократическим идеалам, чтобы быть ближе к сыну. Быт Базарова-старшего – скромный и простой.

Мать Евгения Базарова

Арина Власьевна – женщина из дворянского сословия, вышедшая замуж за простого полкового лекаря Василия Базарова. Имение, в котором обитают Базаровы, – это приданое Арины. Женщина добра и отзывчива, однако Арина Власьевна отличается излишней набожностью и мнительностью. Базарова содержит дом в идеальной чистоте и опрятности, сама же героиня – образец аккуратности, заботы и ласки.

Женщина нежно любит сына, стараясь во всем угодить Евгению. Зная, что Базаров не сторонник демонстративного и открытого выражения эмоций, избегает сына, пытаясь поменьше контактировать с ним. В отличие от мужа, Василия Ивановича, не может понять Евгения и его мировоззрения.

Анна Одинцова

Анне Сергеевне только 28 лет, но женщина уже успела овдоветь. Анна – высокомерна и жестока. Писатель описывает героиню как женщину несчастную, потому что Одинцова не знает любви и никогда не питала ни к кому искренних чувств. Привыкшая к роскошной жизни, горделивая и высокомерная красавица строит отношения, основываясь на расчете. Принимает у себя в гостях Базарова и Аркадия Кирсанова.

Катя

Катерина – возлюбленная Аркадия Кирсанова. Девушку воспитывала старшая сестра. Молодую героиню отличает кроткий и спокойный характер. Катя умна, добра, девушке свойственная привязанность к природе, любовь к музыке. Между тем, сестра Катерины – строгая и принципиальная, характер старшей сестры куда более сильный, чем у Кати. Поэтому героиня страшится сестры.

Виктор

Виктора Сотникова Тургенев описывает как выходца из дворянской семьи, который, между тем, скрывает свое происхождение из-за стыда. Сотников не отличается большим умом, он скорее подражает авторитетам, наследует моде, чем является законодателем новаций. Характер у героя слабый, слишком мягкий и трусливый. В поведении Сотникову свойственна пошлость и глупость, назойливость и бездумное перенимание всего нового. Виктор хочет славы любой ценой: в этом герой напоминает Герострата – персонажа античных легенд, который прославился тем, что сжег храм Артемиды.

Базаров для Сотникова предстает в роли наставника и учителя. Однако после женитьбы Виктор попадает под каблук жены и оставляет былые увлечения.

Авдотья

Авдотью Кукшину автор изобразил помещицей, выказывающей интерес к новым веяниям. Кукшина дружит с Базаровым, Кирсановым и Сотниковым. Авдотья принимает дома маргинальную интеллигенцию и позиционирует себя как эмансипированную женщину. Внешность героиня поддерживает нарочито небрежную, а поведение женщины отличается развязностью – это Кукшина считает признаком прогрессивных взглядов.

Фенечка

Фенечка – некий женский идеал. Простая, чистая, кроткая и нежная девушка, о которой читатель не получает слишком много информации. Естественность, уютность, склонность проводить время дома и с семьей – вот некоторые черты Фенечки. В итоге девушка-крестьянка становится супругой Николая Кирсанова.

Дуня

Служанка Фенечки, помогающая девушке в уходе за младенцем. Простая, наивная и непритязательная крестьянская женщина, Дуня любит веселье и смех. Хотя дома, во время исполнения обязанностей по хозяйству героиня выказывает строгость и дисциплинированность.

Петр

Петя служит у Павла Ивановича Кирсанова. Петр позиционирует себя как человека умного и просвещенного, хотя герой – глуповатый, невежественный и темный юноша. Однако это не мешает Петру быть гордым и самовлюбленным.

Нелли

Княгиня Р., или же Нелли, – это та сама несчастная любовь Павла Кирсанова. О Нелли автор говорит мало, что делает героиню загадочной и таинственной. В глазах читателя княгиня предстает женщиной эксцентричной, под влияние которой легко подпадают юные умы. Но однажды Павел Иванович узнает, что Нелли умерла: с того момента жизнь теряет для Кирсанова былой смысл и окрас.

Роман “Отцы и дети”

Тургенева

– один из самых знаменитых произведений русской литературы XIX века.

В этой статье представлена характеристика героев романа “Отцы и дети” в таблице: описание главных и второстепенных персонажей.

Характеристика героев романа “Отцы и дети” в таблице

Герои романа «Отцы и дети Тургенева»
Краткая характеристика героев
Евгений Васильевич Базаров – молодой мужчина. Ему около 30 лет. Базаров – нигилист, который ко всему относится критически. Базаров – холодный, резкий, жесткий человек. Он не дворянин, но гордится своим простым происхождением. Базаров учится на врача, увлекается естественными науками. В конце романа Базаров заражается тифом и вскоре умирает.
Аркадий – молодой дворянин 23 лет, младший товарищ Базарова. Аркадий попадает под влияние Базарова и «становится» нигилистом. Но в душе он остается романтиком. Аркадий любит природу и искусство. Это добрый, ласковый юноша.
Николай Петрович – отец Аркадия, помещик. Ему 44 года. Он уже 10 лет вдовец. Николай Петрович – милый, добрый человек, романтик, любит музыку и стихи. Николай Петрович очень любит своего сына Аркадия. От крестьянки Фенечки у него рождается еще один сын – Митя.
Павел Петрович – дядя Аркадия Кирсанова. Ему около 45 лет. Это бывший «светский лев» из Петербурга, аристократ с изысканными манерами и привычками. Павел Петрович – самолюбивый, заносчивый и гордый человек.
Анна Сергеевна – молодая богатая вдова, помещица. Ей 28 лет. Это красивая, умная, независимая женщина. Она спокойна и вежлива. Больше всего в жизни Анна ценит комфорт и покой. Одинцова – холодная женщина, не способная кого-то любить.
Фенечка, или Федосья Николаевна – молодая крестьянская девушка. Ей около 23 лет. Это красивая, скромная, но малообразованная девушка. Крестьянка Фенечка становится женой дворянина Николая Петровича Кирсанова.
Екатерина Сергеевна Локтева – младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Кате около 20 лет. Это милая, добрая, умная девушка с характером. Она любит музыку и природу.
Княгиня Нелли Р. – возлюбленная Павла Петровича Кирсанова. У них не складываются отношения. После разрыва Павел Петрович теряет смысл жизни и спустя много лет он по-прежнему помнит о княгине.
Евдоксия (Авдотья) Никитишна Кукшина – знакомая Базарова, Кирсанова и Ситникова. Кукшина – молодая помещица. Она живет отдельно от мужа и считает себя женщиной прогрессивных взглядов и борцом за права женщин. Кукшина – некрасивая, невзрачная и неопрятная женщина.
Виктор Ситников – молодой мужчина, приятель Кукшиной и Базарова. Он считает себя учеником Базарова. Ситников – сын богатого купца, но при этом стесняется своего происхождения. Ситников – глупый человек, который следует моде во всем: и в одежде, и во взглядах.
Василий Иванович Базаров – пожилой мужчина. Ему 61 год. Это отставной военный лекарь, простой и хороший человек, болтливый и энергичный старичок. Василий Иванович очень любит своего единственного сына Евгения.
Арина Власьевна Базарова – мать Базарова, дворянка по происхождению. У нее есть свое небольшое имение. Арина Власьевна – добрая и неглупая женщина, хорошая хозяйка.
Слуга Петр – слуга Павла Петровича Кирсанова. Петр считает себя образованным, «усовершенствованным» слугой, только потому что умеет читать по складам. Петр – глупый и самолюбивый человек.

Это была характеристика героев романа “Отцы и дети” Тургенева в таблице: описание главных и второстепенных персонажей.

Смотрите: Все материалы по роману “Отцы и дети”

«Отцы́ и де́ти» (рус. дореф. Отцы и Дѣти) - роман русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883), написанный в 60-е годы XIX века.

Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.

Сюжет

Действия в романе происходят летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца Николая Петровича и дяди Павла Петровича). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город ***. Аркадий едет с ним. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи - Кукшиной и Ситникова. Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина. Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви испугавший Одинцову Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым), вместе с ним едет Аркадий. Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать, и вместе с Аркадием едет назад в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный приём, возвращаются в Марьино. Базаров живёт некоторое время в Марьино. Нахлынувший порыв страсти выплескивается в поцелуй с Фенечкой, матерью внебрачного сына Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё стреляется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров тоже едет в Никольское. Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения, и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови, случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе. Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович - на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

Герои второго плана. Сатирические образы. «Когда умер такой человек, как Базаров <…>, произнесен приговор над целым направлением идей, <…> стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?..» – вопрошает Писарев в своей статье. Ответ для него очевиден. Но мы попробуем внимательнее присмотреться к названным героям, авось подскажут что-то, что поможет понять Базарова.

Николай Петрович – первый, с кем мы знакомимся на страницах романа. Автор представляет его человеком «седым, пухленьким и немного сгорбленным». Рядом с ним возникает как своеобразный двойник «толстый сизый голубь». При поверхностном понимании легко принять «базаровский взгляд» на Николая Петровича: «человек отставной, его песенка спета». И вслед за Базаровым иронически отнестись к его попыткам научиться играть на виолончели – «в сорок четыре года».

Дадим слово самому герою. В разговоре с братом Николай Петрович горько сетует: «Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: <…> читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с временными требованиями». Автор подтверждает правдивость слов Николая Петровича. Рядом с сыном он провел три зимы в столице, прислушиваясь к «кипучим речам» молодежи и даже пытался участвовать в дискуссиях. Мало того. Великие идеи века, обсуждаемые в студенческих аудиториях, провинциальный помещик смело вводит в практику. Из дальнейшей речи мы узнаем, как Николай Петрович «крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают…». Вспомним, по романному календарю 1859 год, официально же «эмансипация» началась в 1861! Скромный помещик опережает реформы в государственном масштабе без малого на два года!

Причем реформы осуществляются вполне бескорыстно. Недаром автор уделяет столько места описанию новой усадьбы Кирсанова, под которую отведено «десятины четыре ровного и голого поля», к тому же – бесплодного. Где не держится вода в прудах, где плохо всходит необходимый поместью парк. Надо ли говорить, что владелец имения мог при размежевании твердить за собой самую лучшую землю (что и происходило сплошь и рядом во время общегосударственной «эмансипации»). Множеством внешне мимолетных черт автор стремится подчеркнуть невиданный для своего времени демократизм Николая Петровича. Помещик стыдится называть себя владельцем двухсот крепостных душ. Старший Кирсанов признает себя имеющим власть лишь над десятинами земли, а имение, не без гордости, называет «фермой». Своего слугу он называет «Петром», а не «Петрушкой», как сделало бы на его месте большинство помещиков. В сцене приезда Петр «в качестве новейшего слуги» издали поклонился господам, а не припал к ручке. Далее, когда экипаж Кирсановых подкатывает к крыльцу, «толпа дворовых не высыпала на крыльцо встречать господ». Николай Петрович, очевидно, не терпит картины фальшивого подобострастия. Писатель не хочет скрывать обратную сторону происходящего. Перестройки в Марьино, как всякие начинания, не обходятся без трудностей. Тяжело господину, непривычно мужику: «Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо…», «все сбегалось <…>, лезло к барину, часто с избитыми рожами, в пьяном виде и требовало суда и расправы». Эти ошибки, это нестроение только что начатого дела становятся предметом злорадного удовольствия Базарова: «…И добрые мужички надуют твоего отца…» Ему хочется, чтобы помещик «изведал на деле» и убедился в необходимости всеобщей ломки, а не постепенных изменений. Кроме того, у мягкого Николая Петровича нет не только «прынципов» – даже «принсипов». Зато есть гуманность и терпение. В своем следующем романе «Дым», говоря о реформах, Тургенев скажет: «Терпение требовалось прежде всего, и терпение не страдательное, а деятельное, настойчивое, не без сноровки, не без хитрости подчас…» Таким терпением наделен скромный Николай Петрович, пользующийся мудрой поговоркой: «Перемелется – мука будет».

Среди таких хозяйственных забот герой находит время заниматься музыкой. Отыскивает минуты для общения с классикой, и его лирические пассажи отнюдь не бездарны: «…Играл с чувством, хотя и неопытною рукою «Ожидание» Шуберта, и медом разливалась по воздуху сладостная мелодия». Глазами Николая Петровича мы видим поэтическую картину летнего заката, которая сама по себе способна опровергнуть любые попытки провозгласить природу лишь «мастерской», а не «храмом». Почему же он не протестует, когда сын с «соболезнующей улыбкой» вручает вместо любимого Пушкина «Материю и силу»? Почему не выступает против Базарова? Можно сказать, что Николай Петрович по-человечески мудр. Той мудростью, которую Петр Иваныч Адуев («Обыкновенная история») постигает только в финале жизненного пути. Он понимает, что невозможно заставить полюбить музыку, природу, искусство. Нельзя логически объяснить красоту окружающего мира.

Герой оказывает смягчающее, примиряющее воздействие на брата и Базарова, но при этом не боится сказать брату горькую для него правду: «Базаров умен и знающ». Николаю Петровичу в высшей степени свойственны совестливость и деликатность. Он долго отказывается от заветного желания – брака с Фенечкой, боясь оскорбить в глазах сына память матери и стеснить того же Павла Петровича. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Эти библейские слова невольно приходят на ум при чтении заключительных страниц. Кирсановское «гнездо не вышло из рода»: подрастает Митя, родился Коля. Между поколениями в кирсановской усадьбе не противостояние, а сотрудничество. Когда сообща занялись «отец с сыном», «дела их начинают поправляться». «Аркадий сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит значительный доход». Так, по мысли писателя, и должно быть. В этом сотрудничестве поколений, мудрости и опыта с одной стороны, молодой энергии с другой, заключается, по мысли Тургенева, залог успеха всех реформ.

Об Аркадии говорит само его имя (счастливый). Аркадий действительно имеет талант быть счастливым настоящим. Подобно отцу, он от природы деликатен. Эта его деликатность доставила много приятных минут старичкам Базаровым, которым он отчасти заменил своими рассказами холодного и неприступного сына. Из уст Аркадия мы узнаем многое о Базарове; не менее важна его роль в композиционном сцеплении произведения: он привозит Базарова в усадьбу родителей, он своими рассказами о друге пробуждает любопытство Одинцовой, благодаря ему Базаров и Анна Сергеевна вновь встречаются (второе и третье свидания). При внешней мягкости, незаметности, его роль своеобразного оруженосца при друге очень важна для понимания главного героя.

В начале романа он весь под властью своего старшего друга. Павел Петрович, рассуждая о том, «чему покоряются неопытные сердца», с возмущением указывает Базарову на племянника: «Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь». Преклонение его носит характер искренний и наивный, иногда до смешного. На предложение Базарова поехать в город он «лениво» согласился. «Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, – комментирует Тургенев, – но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!» Наивность Аркадия ярче оттеняет серьезность чувств и подлинную суровость Базарова. Но есть в Базарове черта, которая инстинктивно отталкивает его «ученика». Хоть он и согласился, по его совету, отобрать у отца «ненужную» книгу, но когда Базаров начал «хохотать» над Николаем Петровичем «Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся». Ученик 10-го класса в сочинении «Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов – сыновья своих отцов» проницательно замечает, что «холодное отношение Аркадия к Николаю Петровичу только показное. Это отношение появляется под «нигилистическим» влиянием Базарова. Но Аркадий пытается как бы оправдаться перед отцом, и его «нигилистическое» отношение проявляется неискренно». Он так же пытается смягчить категоричные оценки Базаровым своего дяди, рассказав историю княгини Р. Впоследствии дело доходит до стычек Базарова со своим «учеником»:

– Как ты назвал Павла Петровича?

– Я его назвал как следует, – идиотом.

– Это, однако, нестерпимо!– воскликнул Аркадий.

Базаров склонен объяснять поведение Аркадия остатками устарелого, в его глазах, «родственного чувства». Аркадий справедливо возражает: в нем говорит «простое чувство справедливости». «Чувство справедливости» потрясено в Аркадии и отношением Базарова со своими собственными родителями. Он от души хвалит и Василия Ивановича, и Арину Власьевну; наконец, задает прямой вопрос: любит ли Базаров родителей? «Они тебя так любят». В душе мягкосердечного Аркадия скрыт своего рода нравственный ориентир, безошибочно показывающий, когда суровость Базарова переходит в жестокость. Аркадий – ученик, преданный поклонник. Но не раб. Он мягко, но окончательно высвобождается из-под власти друга, почуяв в их отношениях намек на деспотизм, грубость. Мы даже знаем, когда именно это происходит – все в той же сцене под стогом. «О друг мой, Аркадий Николаич!.. об одном прошу тебя: не говори красиво», – обращается к Аркадию раздраженный Базаров. «Я говорю, как умею… Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего ее не высказать?» – справедливо возмущается Аркадий обыкновением Базарова подчинять себе поступки людей. Снова Тургенев повторяет мысль о том, что каждый человек по-своему интересен и самоценен.

Узнав о помолвке Аркадия и Кати, Базаров иронически поздравляет его. И тут же рвет с человеком, с которым ему теперь не по дороге. «Для нашей горькой, терпкой, бобыльей жизни ты не создан, – справедливо замечает Базаров. – Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас...» Внимательный читатель заметит, что этим монологом базаров «казнит» не только друга, но всех «либеральных баричей». Герой признается, что у него «есть другие слова»; он очевидно хотел бы расстаться со старым другом более тепло – «только я их не выскажу, потому что это романтизм, – это значит: рассыропиться». В решении Аркадия своя сила и слабость. Да, он выбрал другой путь в жизни, более легкий, чем его друг. Но это его путь. Никто, ничья власть не заставит Аркадия покориться.

То же можно сказать про Катю, «девушку лет восемнадцати, черноволосую и смуглую, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами». Катя обладает качествами, которые мы привыкли видеть, которые и придают очарование тургеневской девушке. При первом появлении она «держала корзину, наполненную цветами», дружит с «красивой борзой собакой с голубым ошейником». Девушка добра по отношению к тетке: «Катя поставила ей скамейку под ноги», хотя злая старуха «даже не взглянула на нее». Катя любит музыку Моцарта: «Она играла очень хорошо <…>, крепко стиснув зубы.., и только к концу сонаты лицо ее разгорелось и маленькая прядь развившихся волос упала на темную бровь». Как Аркадий, она испытала влияние сильной натуры и даже немного «запугана» сестрой; она робеет и боится, когда Анна Сергеевна «приласкала» ее. В Кате нет светскости, она «не кокетка», не мечтает о новых ботинках. «Просто, не стыдясь и не рисуясь», говорит она Аркадию, что материально зависит от сестры. Девушка вовсе не безвольна. В ней есть и характер, и гордость. «Иная барышня только оттого и слывет умною, что умно вздыхает; а твоя за себя постоит…» – замечает Базаров. Она не согласится, подобно сестре, продать себя в замужество с богачом, «оттого, что в песне про неровнюшку поется».

Катю можно назвать тургеневской девушкой с некоторыми оговорками. В ней нет стремления к самопожертвованию, мечты уйти «на трудный подвиг», как в Наталье или Асе. Спокойно и отчасти деловито готовит она себя к главному труду жизни: замужеству и воспитанию детей. Аркадий, как и предсказывал Базаров, скоро попадает под ее влияние; но это влияние для него благотворно. Он оставляет привычку «сибаритничать» и «рьяно принимается за дело» – то дело, к которому лежит его душа. Не меньше, чем вожди, нужны миру простые труженики, скромные деятели. Людьми нельзя манипулировать.

Сюжет романа «Отцы и дети» Тургенева строится вокруг спора между старым укладом и новыми взглядами. Первые представляют два героя произведения: помещики братья Николай и Павел Кирсановы.

Павел старший. Он холостяк, офицер в отставке. Характер у него тяжелый - он привык, что с ним все соглашаются. Его младший брат Николай предпочитает покой в тени брата.

Оппонент Павла - Евгений Базаров - друг его племянника Аркадия. Базаров из бедной семьи, он презирает старые порядки, но точно так же, как Павел Кирсанов, стремится стать непререкаемым авторитетом. Аркадия Кирсанова можно назвать второстепенным персонажем.

Таблица характеристики персонажей «Отцы и дети»?

Главных персонажей в произведении «Отцы и дети» не очень много.

Во- первых, это Евгений Базаров. Очень самоуверенный молодой человек. Практически революционер. Хотел чтоб отменили крепостное право, зажиточные начали работать. Считал русских людей темными, и не особо интеллектуально развитыми. Нигилист.

Во-вторых, Аркадий Кирсанов. Он друг Евгения, ему 23 года всего, но он очень ведомый своим товарищем, мягкий, в тоже время любит жизнь, жену и родных.

В-третьих, Н. П Кирсанов - отец Аркадия. Относится к старшему поколению. Не служил потому что была сломана нога, занимается своими помещичьими делами, но не особо хорошо. Любит детей.

В-четвертых, П. П Кирсанов - брат Аркадия Кирсанова. Самодовольный, едкий и в тоже время франт, любит высший свет. С самого начала невзлюбил Евгения Базарова.

В-пятых, Анна Одинцова - типичная женщина того времени. Холодная, расчетливая, но умеет проявить нежность и мягкость, когда ей это нужно.

Цитатная характеристика персонажей «Отцы и дети»?

Роман «Отцы и дети» является одним из самых моих любимых произведений еще со школы, перечитывала несколько раз, и каждый раз воспринимается по-разному. Полагаю, что дело в возрасте. Когда меняется мировоззрение, меняется и отношение к разным героям.

Предлагаю ознакомиться с характеристиками П.П. Кирсанова: что касается внешности, то он среднего роста. Его облик представляется изящным и породистым. Его лицо без морщин, а глаза его - светлые, продолговатые. Он сын генерала, воспитывался дома, после - в Пажеском корпусе.

Евгений Базаров - высокого роста, его лицо худое и длинное, лоб - широкий. Нос - заостренный, глаза - большие и зеленоватые. Сын лекаря, учился на медицинском факультете.

Краткая характеристика персонажей «Отцы и дети»?

Главных героев в произведении Ивана Тургенева «Отцы и дети» пятеро. Это отец и сын Кирсановы, дядя семейства, друг младшего Кирсанова Базаров и помещица, соседка Кирсановых Одинцова.

Старший Кирсанов человек тихий и мирный, склонный к компромиссам. Его брат - Павел, уверенный в себе, гордый и своенравный человек, офицер в отставке.

Аркадий - младший Кирсанов, бесхарактерный молодой человек, который легко попадает под влияние Базарова. Евгений Базаров - нигилист. Он упрям, не отступает в споре и живо интересуется наукой. Анна Одинцова - расчетливая женщина, которая боится сильных чувств.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры