Интервью: ария. арии больше не будет — арии будет две

Главная / Психология

Черными воронами кружились в последнее время всякие злобные слухи над головой легендарнейшей российской (или сказать: советской?) хэви-метал группы АРИЯ. То не поладилось что-то с записью нового альбома, то возникли сложности с выступлениями, то… в течение последних недель стала активно мусолиться мысль о том, что суждено Химере стать последним полноформатным альбомом команды, что больше АРИИ как таковой не будет, а экс-участники живого (пока еще) монстра отечественной метал-сцены теперича намерены заниматься какими-то совсем иными проектами.

Что ж… далеко не новость, что «смерти» и «возрождения» в судьбах известных коллективов случаются, как правило, по несколько раз в пятилетку, кто-то кого-то постоянно хоронит, реанимирует, потом снова закапывает подальше, и верить всем слухам — дело, по меньшей мере, несерьезное… Так вот и мы решили, не теряясь в мелких домыслах, попробовать разузнать о сегодняшнем положении дел в АРИИ, что называется, «от первого лица» — попросив вокалиста группы Валерия Кипелова прокомментировать сложившуюся ситуацию…

По контракту мы работаем до первого сентября этого года, после чего… не знаю, будет ли еще существовать наша группа. Не берусь пока об этом говорить. Однако ситуация сложилась так, что, скорее всего, будут действовать два параллельных проекта, дуэт Дубинин-Холстинин (который вместе с некоторыми другими музыкантами составит группу ХИМЕРА) и второй проект, в котором буду я, Терентьев и Манякин (барабанщик и гитарист), а также Сергей Маврин, который когда-то тоже играл в АРИИ — плюс бас-гитарист из его группы. Все это будет называться по моему имени, ВАЛЕРИЙ КИПЕЛОВ.

Скромно…В каком музыкальном направлении думаете двигаться — по стопам АРИИ или в какую-то другую сторону?

Я думаю, у нас это будет продолжение линии АРИИ. О ХИМЕРЕ, пока, к сожалению, ничего сказать не могу, не знаю, что они будут делать, — но могу предположить, что они тоже пойдут по примерно тому же пути.

Получается, на смену одной группе придут две?

Ну… скорее всего.

Если не секрет, что стало причиной такого раскола: личные проблемы или, быть может, недоразумения с выпускающей компанией?

Тут много всего — что все-таки стало причиной, однозначно и не скажешь…Масса всего… не могли найти общий язык, можно сказать так… В последнее время стало сложно находить взаимопонимание — ну и, наверное, просто устали друг от друга.

..И устали, надо сказать, выборочно. То есть, с кем-то Вы продолжаете работать, с кем-то нет…

Да… так получилось само собой. Только не надо делать из этого вывод, что я страдаю манией величия, из-за чего решил назвать проект своим именем. Нет, совсем не потому. Это название обусловлено желанием… ну, понимаете, какое-то другое имя ничего не сказало бы публике — по крайней мере, на первых порах. А тут сразу понятно… Это, конечно, не значит, что я буду безусловным лидером, буду всем руководить… нет. ВАЛЕРИЙ КИПЕЛОВ будет такая же группа, как и АРИЯ, — коллектив, состоящий из нескольких музыкантов. Все на равных правах.

Как насчет песен АРИИ — как будет решаться вопрос с правами на их исполнение?

Песни поделятся. Те, что написали Дубинин с Холстининым, будут исполняться ХИМЕРОЙ, те, что написали мы (я, Терентьев, Маврин в свое время) будут исполняться нами. Такое… гуманное распределение репертуара.

Хочется верить, что это будет здоровая конкуренция…

Да, хотелось бы в это верить…Но…трудно сказать. Поживем-увидим.

Какой-то новый материал уже пишется?

Нет, пока еще нет ничего. По крайней мере, у нас… Есть, разве что, некоторые наработки, которые пока никто записывать не собирается. На данный момент мы заняты попытками «сыграться» с новым составом, подготовкой концертной программы… благо, материала для нее предостаточно. Мы с Мавриным в свое время записали сольный альбом Смутное время — так он тоже будет представлен на концертах. Без новых песен дело, понятное дело, тоже не обойдется, что-то будет писаться — но позже. Пока еще идет необходимая «притирка»…

Что будет происходить в АРИИ до пресловутого начала сентября?

Каждый будет заниматься своими делами, нарабатывать репертуар, репетировать… А в конце июля начнется последний, завершающий тур АРИИ, который закончится большим прощальным концертом…предположительно, 31 августа.

В Москве?

Да, вероятнее всего, в Москве, в Лужниках.

Есть ли уже какие-то предварительные договоренности с выпускающими компаниями — кто будет заниматься Вашей группой?

Пока еще рановато об этом говорить, поскольку материала, который можно было бы выпускать, тоже нет. Надо его сначала записать, а потом искать компанию… но, возможно, это будут Moroz Records… хотя, повторюсь, разговор об этом слишком преждевременен. Речь ведь идет об абсолютно новом коллективе.

Как настроение сейчас — оптимистичное
(хотя по голосу того явно не слышалось — авт.) или, скорее такое… непонятное?

Непонятное… Хотя в настоящей ситуации не остается ничего, кроме как набраться терпения, засучить рукава и продолжать работу. Все равно больше не получится существовать как раньше, и…в общем, надо делать дело. Жаль только, лето выдалось такое жаркое — тяжело работать… но что делать… надо — значит надо.

Существует мнение, что группа, мол, столько уже сделала, что может позволить себе годик-другой отдыха — расслабиться, собраться со свежими силами, и только потом снова «выйти на поверхность…»

Это только так кажется. На самом деле нам предстоит еще очень нелегкий путь — фактически, создать новую команду, пускай пока и со старыми песнями. Расслабиться и отдохнуть у нас явно не получится.
Может, не совсем корректный вопрос, но мне очень интересно было бы знать Ваше мнение о предыдущих работах Дубинина и Холстинина…

То, что они делали раньше, происходило в рамках АРИИ — это было как самоирония, что ли… Сейчас это будет совершенно иная музыка — которой я, честно сказать, пока совершенно не слышал. Но они классные, очень талантливые музыканты — и надеюсь, что ХИМЕРА будет успешным проектом. По отношению к ним у меня нет никакого негатива… А что случилось, то случилось, и ничего тут не поделаешь. И назад не вернешь.

Могу предположить, что какую-то роль в ухудшении внутреннего климата сыграли бесконечные утомительные турне…

Да, вполне возможно… Хотя, с другой стороны, в последнее время не происходило ничего неожиданного: довольно напряженный гастрольный график сохраняется уже не первый год — а, наверное, года с 1995-го… так что опыт и определенная выдержка присутствуют. Даже если на этот раз «заезд» был более насыщенным, чем раньше.

Усталость…

Конечно, накапливается. Длинные переезды, огромное количество концертов — наверное, это тоже внесло свою лепту. Хотя… работа все-таки приносит больше удовлетворения, нежели усталости.

Даже если приходится по тысячу раз петь один и те же песни…

Да. Даже если приходится… много ездить и много работать. Однако тут большую роль играет внутренний климат в коллективе — многое зависит от того, есть ли взаимопонимание и желание понять позицию другого или нет. Если есть — трудности проходят сами собой, чувствуешь себя намного лучше, а если нет — приходится тяжело вдвойне. Так вот… потому, видать, все так и получилось…

Остается только надеяться, что с новым коллективом не будет сложностей…

Наверное. Во всяком случае, будем стараться…

– Здравствуйте! Я хочу начать с традиционного вопроса, были ли вы в Израиле когда-нибудь и какие впечатления остались, если были? А если не были, то какие ожидания?

Виталий Дубинин: – Группа «Ария» была здесь раз восемь точно, начиная с 1999-го года. Приезжаем достаточно регулярно. Впечатления самые приятные. Как нам кажется, мы побывали во многих местах. То есть, в столице, в Хайфе, конечно, в Иерусалиме, были много раз на Мертвом море. Все замечательно.

Максим Удалов: – Впечатления только самые хорошие. Очень люблю Израиль. Просто нравится эта страна.

Михаил Житняков : – Присоединяюсь! Мне еще, к сожалению, во многих местах не довелось побывать. Именно с туристической стороны. Но это мой уже второй визит в составе группы «Ария» и мне все нравится.

– Есть ли у кого-то из вас еврейские корни?

Сергей Попов: – По-моему, у Максима есть.

– Это правда?

Максим Удалов: – На самом деле это он так шутит, потому что я Максим Львович, а папа Лев Борисович. Но замечен не был. Я имею в виду, по матери, как правильно считается.

– Читала, что именно для этого концерта вы собирали общественное мнение – народ сам выбирал, какие песни послушать на концерте. Как будущему зрителю, мне очень интересно сколько песен удалось собрать?

Виталий Дубинин: – Мы провели такой опрос, и получился своеобразный рейтинг. Взяли из него первую двадцатку и попытались уместить все это в формат концерта, который длится два часа. Соответственно, получилось 17-18 песен, именно их и будем играть по желанию слушателей.

– Это у вас впервые такая практика или уже бывало? Или исключительно эта программа?

Виталий Дубинин: – Нам просто часто говорят в России, что мы немножко достали тем, что играем одно и тоже. Это те поклонники, которые ходят достаточно часто или регулярно на наши концерты. Поэтому мы решили: хорошо, раз вам надоели песни, которые нам кажутся самыми хитовыми, то выбирайте сами те песни, которые хотели бы услышать. Может быть, мы давно их не исполняли, а, может, вообще никогда. И вот, соответственно, получился такой список, и мы следуем ему.

– Это интересно. Ну, вот говорят же, что музыкантам надоедает играть хиты. Какую из этих песен, которые выбрали зрители, каждый из вас исполняет вот прямо с удовольствием, по кайфу?

Михаил Житняков : – Лично для меня открылась песня «Отшельник». Она мне и так, в принципе, всегда нравилась. Но так как это была моя первая попытка именно спеть, я, соответственно, получил массу удовольствия и исполнять ее нравится особенно, скажем так, наряду с другими песнями. Но если что-то выделять, то да, для меня это – песня «Отшельник».

Виталий Дубинин: – Хочется добавить, что в принципе, проводя такой опрос, мы надеялись, что будут все-таки песни, которые окажутся сюрпризом для нас.

– Не “приторные”?

Виталий Дубинин: – Да, но поскольку людей очень много, то когда проголосовало достаточное количество людей, все это полностью нивелируется и опять получается одна и та же программа. Может быть немножко в другом порядке (у какой-то песни больше рейтинг, у какой-то меньше), но, в результате, получается именно вот так. Плюс-минус все песни знакомые все равно.

– А вам какая песня нравится?

Владимир Холстинин: – Мне трудно сказать. Наверное, больше всех нравится «Дай жару».

Сергей Попов: Потому что последняя и можно идти в буфет (все смеются).

– Сегодня День святого Валентина. Какую бы песню из вашего репертуара вы бы назначили самой романтичной песней дня?

Виталий Дубинин: – Надо подумать. (Обращается к Михаилу) Ты сегодня распространял валентинки?

Михаил Житняков: – Нет, не довелось.

Виталий Дубинин: – У нас немного песен про любовь, но, наверное, «Улица роз».

Михаил Житняков: – Так или иначе, тема любви там затрагивается и фраза из припева «Я люблю и ненавижу тебя», – конечно, все равно, там больше любви там, чем ненависти. Поэтому, вот эта песня пусть и будет ближе всего к тематике.

– У вас, в принципе, есть песни про ожидание любви или, наоборот, про расставание, разрывы. Вы еще до сих пор верите в счастливую любовь?

Владимир Холстинин: – Конечно. А какой смысл тогда жить?

Сергей Попов: – А почему нет? От такой красивой девушки подобный вопрос очень странно слышать. Конечно, да!

– Это отлично. А скажите еще, пожалуйста, современный поклонник группы «Ария», нынешних лет, какой он?

Сергей Попов: – Он – собирательный образ, состоящий из трех поколений. То есть, вот от и до: и дедушки приходят, и родители, и их дети.

Михаил Житняков: – Из разных социальных социальных групп, я бы даже так сказал.

Сергей Попов: – На удивление, приходят 12-15 летние подростки, и они поют практически все песни на концерте, и для нас это очень приятно.

– Даже самые советские?

Михаил Житняков: – В том числе.

– А есть ли какая-то российская группа, которую можно было бы назвать продолжателями вашего творческого направления?

Виталий Дубинин: – «Кипелов», наверное (смеются).

– Может, есть кто-то помоложе?

Сергей Попов: – Обычно этим журналисты занимаются, а мы просто играем на гитарах и песни поем.

– У вас в группе «Санта-Барбара» такая среди участников. Скажите, вы в жизни общаетесь или только по работе сталкиваетесь?

Виталий Дубинин: – С бывшми участниками? Бывает, да. Вот сейчас – Сергей Маврин, не будем далеко ходить.

– Это бизнес или все-таки дружеская встреча?

Виталий Дубинин: – Ну, это, наверное, и то и другое. Мы были очень приятно удивлены, что сможем повидаться с Сергеем здесь и сыграть с ним на сцене. Так вот с бывшими участниками мы пересекаемся в основном, конечно, на концертах, поскольку сами находимся большую часть времени на гастролях. И чтобы совпало так, что: «Привет, сегодня приеду в гости», такого, конечно, не бывает. Но случается.


– И несколько вопросов, которые я собрала у ребят в своем блоге: что бы они спросили у группы «Ария». Один из них звучит так: “Скажите, кто такая Жанна из «Улицы роз»?”

Виталий Дубинин: – Может же и стюардессой наша Жанна быть. Собирательный образ. Я не знаю, что сказать.

– То есть, вы сами не знаете, что это за женщина в вашей песне?

Михаил Житняков: – Не знаю, может быть, это какие-то подспудные желания. Почему она (песня) популярна? Не просто же так, правильно?

– Неспроста. Еще вопрос: “Вам нравится тот период творчества Маргариты Пушкиной, когда она писала песни в стиле немножко мистическом?”

Виталий Дубинин: – Да, конечно. Нравится. Тогда был “романтизьм, закуска” (смеется). То есть, у нее было больше свободного времени, был энтузиазм. И дело спорилось, так сказать, само собой все происходило. Сейчас все немножко по-другому. Уже и лет всем побольше, и подустали немного, и заняты своими делами. В частности, Пушкина занята в собственном проекте, у нее их даже несколько. Тем не менее, мы продолжаем работать и это наш сегодня уже один из авторов, но по-прежнему любимый.

– С кем бы из исполнителей, может быть, уже совсем древние группы или, наоборот, молодые, вы бы хотели выступить? Есть такое желание? Deep Purple, например?

Сергей Попов: – У нас есть уже заготовленный ответ. Нет, никакого желания нет.

Виталий Дубинин: – Мы, в принципе, с Deep Purple уже пересекались на одном концерте. Стояли за кулисами и наблюдали за выступлением, даже фотографировались с ними. То есть это несколько разные вещи: выступить в одном концерте или пообщаться. В общем, нам удалось и то, и другое. Ну а так, чтобы рваться – типа у меня мечта выступить на одной сцене с Metallica – нет такого.

Михаил Житняков: – Я вот, в свое время, мечтал-мечтал и моя мечта наконец сбылась. Я выступаю на одной сцене с «Арией»!

– То есть вы уже выросли из того, чтобы «создавать себе кумира» и хотите играть сами с собой?

Сергей Попов: – Да не в этом дело. Мы просто отдаем себе отчет, что это только со стороны кажется, что вот мы вместе отыграли один концерт и ходим друзьями, чуть ли не обнимаемся. А на самом деле, мы можем вообще не пересекаться с группой, с которой выступаем в одном концерте. У них свой саундчек – у нас свой. Они приехали, отыграли и уехали. Мы приехали, отыграли и уехали.

– Ни поговорить, ни поздороваться?

Сергей Попов: – Да.

Виталий Дубинин: – Самое крутое – это встретиться после концерта в гостинице в баре.

Сергей Попов: – Да, в неформальной обстановке.

– Окей, тогда с кем бы вы встретились «в баре»?

Виталий Дубинин: – Ну, как минимум, с Nazareth мы встречались и очень хорошо проводили время.

Михаил Житняков: – Группа U.D.O. – неоднократно даже случалось.

Виталий Дубинин: – С группой Rage у нас были гастроли – прожили в одном автобусе несколько недель.

Сергей Попов: – С гитаристом Rammstein ходили на концерт в Германии. Так что бывало иногда.


– Ну и последний вопрос, мой традиционный для блога. Все-таки Израиль такая страна, куда люди приезжают и начинают новую жизнь, – что вы бы посоветовали человеку, который находится на перепутье, на перекрестке дорог, может, даже в депрессии, и начинает жизнь с нуля?

Максим Удалов: – То есть, он уже решил для себя?

– Да, он уже попал в эту ситуацию. Как ему быть? Не опускать руки или “соберись, тряпка!”…

Сергей Попов: : – Как минимум, его надо похвалить, что он уже сделал большое дело.

Михаил Удалов: – Убедиться в том, что он хорошо подумал, прежде, чем это сделал.

– Или надо было сначала подумать?

Максим Удалов: – Да, если говорить о намерениях, то пожелание будет такое: хорошенько подумать, обдумать это все, собрать максимум информации.

Михаил Житняков: – Цель должна быть ясной, четкой и дорога к ней должна быть абсолютно предсказуемой. Вот это, наверное, значительно может облегчить ситуацию.

Сергей Попов: – То, чего в жизни не бывает (смеется). Надо в себя верить, в свои силы и идти вперед.

Виталий Дубинин: – Не унывать, несмотря ни на что, особенно, в первые моменты, что бывает всегда не очень просто. Раз уж сделал шаг, то делай и второй.

Для АРИИ прошедшие двенадцать месяцев были насыщены событиями. Юбилейные концерты, работа в студии, смена вокалиста и, наконец, выход в свет долгожданного "Феникса" – чем не повод пообщаться с группой! И вот погожим сентябрьским вечером мы заехали на студию "Ария рекордс" , где Максим Удалов молча колдовал над студийным компьютером, Владимир Холстинин дописывал последнее соло к альбому, изредка отрываясь от гитары, чтобы вставить своё веское слово, а Виталий Дубинин вводил нас в курс последних дел.

Виталий, как Вы оцениваете прошедшее концерты к 25-летию группы?

Виталий Дубинин: Лично я оцениваю их очень хорошо, потому что удалось сыграть с теми людьми, с которыми мы давно хотели это сделать. Концерты прошли в хорошем фестивальном формате, в таких крупных городах, как Петербург и Екатеринбург, а не только в Москве, как это обычно бывает. Возможно, другим участникам концертов что-то и не понравилось, я слышал такие отзывы, мол, всё было заточено под АРИЮ : и сцена, и задник. Но так и должно было быть – ведь это день рождения АРИИ !

Какие сейчас отношения с бывшими коллегами, в свое время достаточно болезненно покинувшими группу?

Виталий Дубинин: Мы абсолютно нормально общались, в том числе с теми, с кем я сам думал, что ни в жизнь не буду разговаривать. А встретились, поговорили, и поняли, что делить-то как бы уже и нечего. Все абсолютно нормальные люди. Когда расходишься с музыкантами, начинаешь не то, чтобы выдумывать, а к творческим разногласиям приплетать какие-то бытовые обиды. А с годами это всё забывается. И ты понимаешь, что были когда-то эти музыкальные разногласия, и, слава Богу, что теперь их нет. И на этих людей ты совершенно уже не в обиде. Наверное, было бы хуже, если бы мы продолжали сотрудничать. Поэтому я со всеми остальными общался с энтузиазмом. Мне было очень легко и не приходилось делать каких-то дежурных реверансов.

Кстати, на 25-летии было заметно, что вам нравится снова играть с Кипеловым.

Виталий Дубинин: Ну да, наверное, это было заметно. Но мы не старались показать, что, вот, мы играем с Беркутом так себе, а вот сейчас выйдет Кипелов, и мы как дадим! Ведь мы с ним редко играем последние девять лет: на 25-летие было всего лишь третье выступление за долгий период. И конечно было приятно играть старые песни с тем вокалистом, который их записывал. Вышел Валера, и сразу вспомнились старые времена, вспомнилось, как тогда было хорошо. Но я не могу сказать, что мне было очень удобно, потому что я отвык от того звучания, которое должно быть на сцене: Валера не использует ин-эйры и влупливает мощность своих мониторов с такой силой, что я не слышал ничего, кроме его голоса. А старые песни поёт он сейчас - это не наезд - довольно-таки вольно обходясь с ритмической частью песен. И порой Валера так затягивал, что я просто боялся куда-то вылететь. Так что, на самом деле, было сложно.

Вот вы говорите: "петь старые песни". А не было идеи записать с Кипеловым какую-нибудь новую вещь?

Виталий Дубинин: Когда мы делали этот "Ария-фест", то подумали, что неплохо бы было к 25-летию сделать песню, где Беркут и Кипелов поют дуэтом. Мы даже вещь такую написали, и Пушкина придумала текст. Но Валера отказался просто наотрез, мотивируя тем, что "меня поклонники не поймут: у меня альбом еще новый не вышел, а я тут записываюсь с АРИЕЙ ". Я считаю, что это никак не связано, но, тем не менее, Валера не изъявил такого желания. Больше мы ему предложений не делали.

Кстати, какова дальнейшая судьба этой вещи?

Виталий Дубинин: Песня сама такая бодрая и по настроению мажорная. Но с написанным для 25-летия текстом, суть которого сводится к тому, что "несмотря на всё плохое, несмотря на то, что нам много лет, мы всё равно вместе, мы всё равно движемся вперед и делаем свое дело - один там, другие здесь", она выбивалась из остального ряда. Так что, инструментал мы записали, а слова откинули. Рита написала новый текст, но мы пока отложили в сторону и его. Пусть подождёт следующего альбома.

По результатам юбилейных концертов не было выпущено никакого официального релиза, но в сети появился так называемый "Народный DVD". Что вы о нём думаете?

Виталий Дубинин: Можно только поблагодарить поклонников за это. Чувствуется, что люди подходили к делу с любовью. Единственное, что, конечно, в этом разочаровывает – отсутствие нормального звука, поскольку не писалось с пульта. И недостаточно, конечно, материала, чтобы это было полноценным. Но в целом – очень и очень неплохо. Лет 10 назад о том, что фанаты смогут сделать такой подвиг, фанатский DVD, даже и нельзя было представить. А официального видео не было, потому что питерский 5й канал, поначалу решивший снимать концерт, в последний момент, буквально за неделю, нас обломал, и у нас не было возможности за короткий период времени найти и нанять съемочную группу. Мы хотели как лучше, а получилось как всегда.

А каково Ваше мнение о недавно вышедшем трибьюте?

Виталий Дубинин: Я был тронут, что столько групп и с таким энтузиазмом кинулось исполнять наши песни.

Когда АРИЯ начала работу над новым альбомом?

Виталий Дубинин: Мы работали в два присеста. Сначала, ещё до юбилейных концертов, записали первую половину инструментала, включая ту песню, которую мы хотели записать вместе с Кипеловым . Спустя какое-то время – в январе-феврале - записали вторую часть. Так у нас были записаны барабаны, бас и ритм-гитары: ни соло, ни вокала ещё не было. И всё это не прекращая гастролей. К маю всё, что касается инструментала, у нас уже было записано.

Коней на переправе не меняют. Но, тем не менее, АРИЯ заменила фронтмена в процессе записи альбома. Как группа дошла до идеи смены вокалиста?

Владимир ХОЛСТИНИН : С Артуром мы зашли в некоторый тупик. Альбом не получался. Нас не устраивал результат, и мы пытались найти выход из положения. Очень легко выпустить альбом, который будет хуже предыдущего, что по исполнению, что по замыслу. И нам приходится поддерживать планку, которую мы сами же и подняли, и стараться сделать лучше. А повторы тех же самых приёмов очень быстро надоедает.

Но ведь 9 лет вы провели вместе с Беркутом , и всех всё устраивало. Даже народ перестал массово рифмовать "бох" и "лох"…

Виталий Дубинин: Записывая "Крещение огнем" , Артур говорил: "Ребята, объясняйте, как надо, я буду стараться". И ведь получилось очень хорошо, он даже сделал в "Крещении огнем" больше, чем лично я от него ждал. А в "Армагеддоне" были уже такие моменты: "Я не понимаю, чего вы от меня хотите!". И вопрос петь так, как надо группе, для него уже не стоял. Поэтому мы подумали, что если мы выпустим "Феникс" с ним, то ничего хорошего из этого не получится. А запись альбома с другим певцом даст нам шанс. Я нисколько не умаляю вокальных достоинств Артура и его музыкальности, но мы уже не были вместе. Может быть, ему просто разонравилось работать в АРИИ . Он последние годы всё как-то с другими стремился выступать…

Были ли с Беркутом записаны какие-то вещи для нового альбома?

Виталий Дубинин: Да, записи остались, но черновые. Пять песен с Беркутом у нас точно есть: две моих, две холстининских и поповская. Две или три песни были спеты целиком. Если бы мы поместили их на альбом, то были бы чистовики. А так – для истории остались.

АРИЮ традиционно любят сравнивать с IRON MAIDEN: там умеет человек самолёт водить, здесь умеет; там ушёл вокалист, с которым были записаны все эпохальные альбомы, здесь ушёл; там замена продержалась два альбома, и здесь; тот ушел в свободное плавание, и этот ушёл. И вдруг идёт разрыв шаблона: "Бэйли" ушёл, а "Дикинсон" -то не вернулся…

Владимир Холстинин: (смеётся) Так часто бывает. И ничего. Что же нам теперь делать – на пенсию, что ли, уходить?! (смеётся) Были, кстати, такие предложения. Нам их смешно слушать. Последние два года АРИЯ живёт новым альбомом. Там замечательные песни, которые должны были увидеть свет! И что теперь, всё в корзину?! Нет, конечно! Поэтому мы нашли нового вокалиста.

Кстати, ваш бывший коллега весной выпустил альбом "Жить вопреки" . Останься он в АРИИ, такой его материал вписался бы в то, что сейчас делает группа?

Виталий Дубинин: Возможно. То, что Валерий приносит, потом обрастает наработками и идеями других музыкантов, и на выходе получается то, что получается. Если бы он принёс те же песни в АРИЮ , наверное, они бы по-другому звучали. Но я не считаю, что он далеко ушёл от нашего стиля, что его стиль глобально отличается от "арийского". Лично я не слышу серьёзных отличий. Но мне кажется, что сейчас у него аранжировки стали менее мелодичными, стало больше диссонансов. А основа песен вполне бы подошла. А тексты… Я знаю, что в последнее время он хочет, чтобы все песни отражали его внутреннее "я". Это уместно в группе имени себя. Но когда группа такая, как АРИЯ , не надо ограничивать собою круг тем.

Сейчас, девять лет спустя, смогли бы вы работать с ним с учётом его сольного опыта, и с учётом вашего опыта работы с другими вокалистами?

Виталий Дубинин: Чтобы так говорить, надо попробовать. Мне кажется, что мы смогли бы. В том ключе, как мы работали раньше. Когда все имеют право голоса. Но может быть, мы бы начали репетировать и давать концерты, и я сказал бы: "Ууууу… Зачем мы всё это сделали?!"

А как вы вышли на Михаила Житнякова?

Виталий Дубинин : Рита Пушкина предложила послушать Михаила . Нам главное было понять, подойдет ли он по тесситуре, диапазону и манере. Михаил пришел, спел какие-то старые арийские песни под наши минусовки. Тогда мы дали ему рыбу на две-три новых песни и велели приходить через несколько дней. Миша пришел, спел, и мы решили записывать альбом. Вот и всё, никаких кастингов.

То есть, вы не рассматривали какие-либо иные кандидатуры, кроме Михаила ?

Виталий Дубинин: Нет.

У Житнякова нет особого гастрольного опыта: нечастые концерты в Москве и других городах не в счет. Сможет ли он выдержать напряженный гастрольный график АРИИ?

Виталий Дубинин: Так и у Кипелова до АРИИ особого сценического опыта не было. Он работал в ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ и там выходил номером: пел несколько песен. А четыре-пять песен – это же не сольный концерт. И вот человек попал с корабля на бал, в АРИЮ : сперва выступали отделением, а потом сольные концерты, по два в день. Так что, я думаю, с Михаилом всё будет в порядке. Если певец работает в студии 3 часа, и после этого у него с голосом все в порядке, то и дальше будет все хорошо. Никто не застрахован от того, что у вокалиста может что-то случиться с голосом, но, судя по тому, как Михаил поёт, я не думаю, что будут какие-то проблемы. В любом случае, обратной дороги нет.

Как вы думаете, как публика будет воспринимать АРИЮ с очередным фронтменом? Прошлая смена вокалиста была воспринята "в штыки" изрядной частью фанатов…

Виталий Дубинин: Было такое. Но в этот раз, я думаю, что подобного уже не будет, поскольку с Михаилом и новые, и старые песни зазвучат более "по-арийски".

Зато могут начать сравнивать АРИЮ и JUDAS PRIEST. Благо, у Михаила есть большой опыт исполнения "арийских" каверов, как у "Риппера" певшего в пристовской кавер-группе.

Виталий Дубинин: В этом смысле, наверное, да, хотя я не большой знаток творчества Риппера Оуэнса . (смеётся)

Давайте вернемся к новому альбому . Он планировался длинным, аж 13 песен. Почему в результате осталось только 10?

Виталий Дубинин: Действительно, к этому альбому мы записали 13 песен. Но одна из них была Беркута – значит, уже остается 12. Ещё одна песня, которую предполагали для дуэта с Кипеловым , была отложена. Осталось 11…

Владимир Холстинин : Появилась идея сделать 11 треков и выпустить 11 числа 11 месяца 11 года. Но потом мы решили, что ждать до ноября – это баловство. (смеётся) А поскольку у одной из моих песен не был доделан текст, её мы тоже отложили. Так на альбоме осталось 10 вещей. Но по звучанию он будет одним из самых длинных наших альбомов – на час.

Виталий Дубинин: Если бы мы оставались в прежнем составе, с Беркутом , то можно было бы выпустить "Феникс" и в ноябре, и ещё через пять месяцев, доделав песни и забив диск под завязку. Я, правда, не вижу в таком шаге большого смысла. Поэтому мы записывали 13 песен с расчетом на то, что какие-то песни в альбом не войдут. И, потом, нам нельзя было дальше затягивать с выпуском диска. Ехать на гастроли с новым вокалистом и старой программой - плохо. А если вообще не ехать на гастроли осенью - то ещё хуже. Поэтому мы поставили себе жёсткие рамки – альбом должен быть закончен в сентябре.

Виталий Дубинин: Так получилось. Я нисколько к этому не стремился. Изначально было 4 моих песни, 4 холстининских, две поповских – вроде, всё как обычно. Но по мере того, как шло время, мы написали с Ритой ещё несколько песен, поскольку были кое-какие задумки. В этот раз Пушкина работала очень быстро и продуктивно, поэтому у меня было достаточно готовых вещей. В итоге все 6 вошли на альбом.

Не слишком ли много "чёрного" на альбоме: "Чёрный квадрат", "Чёрная легенда" ?

Виталий Дубинин: (смеётся) Что получилось, то получилось… Вообще, альбом вышел очень мелодичным и лиричным. Это касается как музыки, так и стихов. По-моему, у АРИИ такого альбома ещё не было.

Владимир Холстинин: Стиль наш, конечно, не изменился, но и в музыке и в аранжировках появились новые моменты. Так что вы услышите преображённую АРИЮ .

Из десяти песен четыре написаны по мотивам известных книг. Чем вызван такой крен в сторону литературных первоисточников?

Виталий Дубинин: Темы для "Истории одного убийцы" и "Равновесия сил" предложила Рита . Мне идея очень понравилась. Как она говорит, идеи родились у неё после прослушивания музыки. А почему такая музыка, а не другая, я ответить не могу...

Кто в этот раз нарисовал обложку?

Виталий Дубинин: Ну, кто у нас может так рисовать? (улыбается) Всё тот же Лео Хао .

Почему именно "Союз" выпускает альбом?

Виталий Дубинин: Было несколько компаний, готовых взяться за издание "Феникса" . "Союз" предложил лучшие условия по срокам выпуска, дистрибьюции и финансам. Хотя главное для нас – не деньги. Можно было тупо напечатать тираж самим, а потом продавать на автограф-сессиях и на концертах. Но это плохой вариант для поклонников – уменьшается возможность приобретения диска. Поэтому мы связываемся с лэйблами, ведь у нас самих нет дистрибьюторской сети, которая есть у крупной компании. А у "Союза" масса филиалов в других регионах, и диск будет везде доступен для наших слушателей.

Будет ли какое-нибудь подарочное издание? Ведь уже, к сожалению, прошло то время, когда диск покупали исключительно из-за музыки…

Виталий Дубинин: "Союз" хочет выпустить диск на виниле. Возможно, и подарочное издание будет.

Нормального переиздания всего старого материала не предвидится?

Виталий Дубинин: К нам приходят представители разных фирм: "А давайте выпустим коробку? У вас же никогда не было коробки". Давайте! Но учтите, с правами у нас не очень просто: в АРИИ играло большое количество людей, альбомы выходили на разных лейблах, и чтобы это всё это увязать, надо потратить много времени, договариваясь с людьми, на каких условиях они отдадут. И потом, что такое коробка – это лимитированное издание. Ну, сделают их 1000 штук - это же не ломовые деньги для лэйбла. А возни много.

На этот раз АРИЯ просто выложила в сеть "Бои без правил". А если бы всё-таки довелось предварять выход альбома синглом, какая песню на него попала бы?

Владимир Холстинин: Если исходить из критериев, что сингл должен быть максимально понятным и демократичным, то я бы выбрал "Дальний свет" . Эта песня наиболее соответствует формату сингла: она короткая и достаточно простая для восприятия.

Виталий Дубинин: Мы не просто выложили в сеть, а отдали на "Наше Радио" песню, которую оно и выбрало. Они просили быструю песню, и их выбор пал на "Бои..." . Хотя я, конечно, хотел бы услышать "Чёрный квадрат" , но из-за текста её взять побоялись. Всё-таки владелец "Нашего Радио" - член Совета Федерации! (смеётся)

Почему не балладу?

Виталий Дубинин: "Реквием" на балладу не похож. Это, скорее, траурная песня, которую если и показывать на радио, то через год после выхода альбома. А сейчас хочется показать другое. И "Наше радио" говорило нам: "Мы ждём от вас боевика!"

Давно не выходило книг про АРИЮ. Не было предложений написать ещё? А то "Легенда о динозавре" издавалась ещё в позапрошлую эпоху.

Виталий Дубинин: Нам периодически предлагают написать, но кризис носителей переместил подобную литературу в интернет. Рита могла бы написать о нас, но она последние годы очень плотно занимается своими проектами, ей не до того. Лёха Глебов , который долгое время с нами работал, мог бы написать, даже фильм о нас хотел снять, но сейчас он занят совсем другим. Некоторые персонажи показывали нам свои опусы, но мы, почитав первые главы, сказали, что ни в каком виде это издано не будет. А серьёзных предложений не было.

В октябре АРИЯ отправляется в тур. Как будет построена новая концертная программа?

Владимир Холстинин: Будет пять-шесть новых вещей. Последние годы мы играли меньше песен с прошлого альбома. Когда вышел "Армагеддон" , мы играли программу, составленную с упором на песни с него. Но раз за разом объезжая страну, мы постепенно убрали часть из них из сет-листа, сделав программу из лучших песен со всех альбомов. А сейчас вышел новый альбом, и упор будет сделан на "Фениксе" .

Практика новогодних концертов теперь прекратится?

Виталий Дубинин: (смеётся) Наверно, да. Мы потеряли такого артиста-эксцентрика! Мы тоже не скучные люди, но для таких этих новогодних концертов нужен вокалист совершенно определённого плана. Да и, вроде как, все известные хохмы мы уже использовали. В общем, надо, чтобы прошло время. К тому же, в этом году такой новогодний концерт будет неуместен – нам сейчас надо новый альбом продвигать! Так что, приходите на наши концерты!

Один из претендентов на место вокалиста ”Арии”, голос группы ”БИОТОК” и “Черновиков Маргариты” Сергей Лобанов дал эксклюзивное интервью порталу свободных музыкальных рецензий 1ne-more.ru Когда вы поняли, что не можете жить без музыки и решили связать с ней свою жизнь? На самом деле с музыкой я связан очень давно, ведь у меня вся семья поет, но всерьез я задумался о том, что бы стать музыкантом в 10 классе школы. Именно тогда я впервые пришел на прослушивание в группу. Затем продолжил в университете в Москве на первом курсе и дальше уже бродил по разным группам, искал себя и группу, которая хочет профессионально расти, творить, а не играть рок и металл с пафосом kiss и подходом ПИВЧИКА =) Какие исполнители вдохновляли и оказывали влияние в свое время? О, ну тут список может быть длинный. Именно вдохновлял сначала Кипелов. А затем вдохновил Лефлер. Не голосом, а тем что такой молодой он стал вокалистом очень известной группы, а это значит что все реально в этой жизни. Брюс Диккинсон поразил меня своей техникой и поведением на сцене, своей дыхалкой, но это уже техническая сторона, я мог бы назвать большую половину западного металла, да и из отечественного есть кого послушать, но это уже не вдохновители. С этих людей я брал какие-то фишки, интересные ходы, технику и др. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать вокалист группы “Ария”? Выдержкой к поливанию из помойного ведра недовольствами истинных фанатов золотого состава Арии =) На полном серьезе – тот негатив, что ощутил Артур это ужасно. Конечно ношу он взял очень тяжелую, в тот момент любой вокалист стал бы вот таким объектом для недовольства и дело не в Артуре, а в распаде Арии. Если б группа в итоге называлась не Ария, а как предполагалось Химера, то и спрос был бы другой. Кого бы вы хотели увидеть на месте нового фронтмена “Арии”? Ну, конечно же себя =) А если не себя, то только Валерия Кипелова. Несмотря ни на что этот состав меня лично вдохновляет сильнее всего. Этот тембр голоса неповторим и уже за многие годы впитался в наши умы, в наши души. Дыма без огня не бывает, а тем временем слухи о том, что именно вы станете новым фронтменом “Арии” крепнут, да и большинство фанатов вроде тоже не против, к вам обращались кто-нибудь из группы “Ария”? Без комментариев, но про дым вы правильно заметили. Как вы считаете, может ли Артур Беркут создать свою группу, которая как и группа “Кипелов” встанет в один ряд с “Арией” и составит ей серьезную конкуренцию на отечественной металл-сцене? Я думаю что нет. Ведь группа Кипелов изначально до первого своего альбома играла песни той же «Арии», да и ушел Кипелов не один, а с половиной группы: Терентьев, Маврин, Манякин – это сильные и легендарные музыканты. Артур же уходит один, да и репертуар он с собой унести не может, разве что песню «Твой День» с последнего альбома, которую он написал сам. К тому же фанатов у нынешней «Арии» условно вдвое меньше чем у «Арии» времен Кипелова. Это значит что фанатов Артура примерно в четверо меньше, чем у Валерия. Нехитрая условная арифметика. Это хорошо было видно на 20-тилетии альбома «Герой Асфальта», когда зал скандировал “Кипелов”. Недавно в вашем интервью для “Арийской Семейки” вы оценивали вокал Валерия Кипелова на последнем альбоме его группы, не могли бы подвести небольшой итог работе Артура Беркута в группе “Ария”? В чем он уступал Валерию, а в чем был лучше? Вышла ли с ним группа на принципиально другой уровень или осталась на том же самом? Это очень долгая тема. Если кратко, то Артур очень мощный вокалист, но у каждого вокалиста есть удобная тесситура, а есть тональности, в которых вокалисту петь неудобно. Так вот Артуру неудобны песни «Арии». Как ни крути – тесситуры у вокалистов различные. А вот новые песни группы у него получились довольно хорошо. «Свет былой Любви» мне очень нравится. Подводя итог: с Артуром группа жестче, но мне кажется потеряла былую мелодичность. Снизила вокальную планку, отошла от высоких нот и головного регистра, от микста. Просто изменилась. Какой из двух “арийских” альбом, записанных с Артуром Беркутом вам больше понравился и какой ваш самый любимый альбом группы “Ария”? Больше всего из исполненных Артуром – это конечно «Крещенье Огнем». За счет материала. А вообще старые добрые альбомы мне нравятся больше, начиная с «Героя Асфальта» и до «Генератора Зла» включительно, да и в «Химере» есть шедевральные композиции.

В субботу, 31 марта, в СК «Юбилейный» состоялся масштабный концерт «отцов русского металла» - группы «Ария». Музыканты привезли в Северную столицу свой кроссовер-проект «Классическая Ария», завоевавший невероятную популярность по всей стране.

Маргарита Звягинцева Культура

«Ария» - без преувеличения, самый старый и заслуженный heavy metal-проект в стране. Группу основали в начале восьмидесятых тогда еще студенты МЭИ Владимир Холстинин и Виталий Дубинин. С тех пор прошло несколько десятков лет, коллектив сменил нескольких сильных вокалистов, а вокруг группы даже образовался некий «архипелаг» пост- и околоарийских коллективов: «Кипелов», «Артур Беркут», «Маврин» и другие.

Три года назад, в 2015 году, «Ария» праздновала своё 30-летие. Отметить столь серьёзный юбилей музыканты решили не простым концертом или туром, а новым проектом. «Классическая Ария» - симбиоз тяжелых «арийских» композиций и симфонического оркестра. Идея так понравилась слушателям, что музыканты решили дать концертный тур по стране именно с этим проектом. И одного «круга» в 2017 году поклонникам оказалось мало - пришлось повторять в 2018.

Концерт, состоявшийся в Петербурге 31 марта, стал одним из трех последних шоу в этой «симфонической эпопее». Один из создателей группы и автор музыки к доброй половине песен «Арии», бас-гитарист Виталий Дубинин пообщался с журналистами сайт. Музыкант вспомнил, что именно старейший рок-коллектив страны и был «первопроходцем» в этом жанре.

Идея появилась в 2001 году, - рассказал Виталий. - Мы сыграли на фестивале «Нашествие». Тогда, действительно, мы были первыми.

17 лет назад «арийцы» вышли на сцену с симфоническим оркестром «Глобалис» - тем самым оркестром, который радовал петербуржцев в прошедшую субботу. Музыканты «Глобалиса» принимали участие во множестве проектов рок- и поп-музыкантов. Оркестр украсил своей музыкой записи и концерты Земфиры, группы «5’nizza», «Аквариума» и Бориса Гребенщикова, групп Catharsis, «Чайф» и многих других.

Препятствий тогда, мне казалось, было очень много, - вспоминает бас-гитарист. - Мы никогда не играли с оркестром, не знали, как сделать для него партитуры наших песен. Но выяснилось, что всё не так страшно. В оркестре играют люди с академическим образованием, все - суперпрофессионалы. Это касается и аранжировщиков, и самих музыкантов. Поэтому, на самом деле, все оказалось достаточно просто. Нам сделали аранжировки - конечно, под нашим контролем, потом у нас было буквально две репетиции, и затем мы уже сыграли на «Нашествии».

По тому же сценарию, рассказал музыкант, происходят выступления и сейчас. В каждом городе «Арию» ждёт свой оркестр, с которым участники группы проводят одну-две репетиции - и тут же выходят на сцену.

В 2018 году музыканты посетили с «симфоническим» проектом уже 12 городов, ещё два - Москва и Воронеж - на очереди. После завершения тура группа планирует закрыть проект.

Но, как говорится, никогда не говори никогда - может быть, через какое-то время мы сыграем снова. Во всяком случае, сейчас у нас есть четкое понимание, что надо остановиться, - поделился Виталий Дубинин.

Популярность «Классической Арии», по словам Дубинина, удивила самих музыкантов. Однако интерес к подобным симбиозам наблюдается сегодня везде.

Во всём мире сейчас популярен жанр кроссовер - когда соединяются, казалось бы, несоединимые жанры. И это находит живой отклик в сердцах слушателей, - рассказал музыкант.

После выступления с симфоническим оркестром в 2001 году, вспомнил басист, поклонники группы не раз интересовались, когда подобный концерт состоится вновь. Однако у музыкантов, по словам Виталия, не было достойного предлога.

Устраивать рядовой концерт с оркестром не хотелось, - рассказал Дубинин. - Но наступило 30-летие группы, и мы подумали, что это отличный повод возродить данный проект.

На сцене в СК «Юбилейный» 31 марта зрители могли увидеть единственного рисованного участника группы - химеру Жорика со скрипкой в руках. Его нарисовал давным-давно художник Лео Хао (Алексей Шамровский), и с тех пор, с 2001 года симпатичная химера присутствует на всех релизах «Арии». Жорик был и гладиатором в Колизее, и байкером, и гитаристом. А сейчас, в честь «симфонического проекта», взял в руки скрипку.

Одну из песен - сверхпопулярную балладу «Потерянный рай» - нынешний вокалист группы Михаил Житняков посвятил трагедии в Кемерове. Зрители откликнулись на призыв солиста и наполнили зал «Юбилейного» огоньками фонариков.

После питерского концерта у «Классической Арии» ожидается трехнедельный лаг, а затем - концерты в Москве и Воронеже. Впрочем, в это время музыканты не собираются отдыхать. В середине апреля «арийцы» отыграют концерт в рамках тура «Для слабых места нет». А к осени и вовсе обещают выпустить новый альбом.

Новая пластинка - нерядовое событие в жизни группы. Всего за свою историю «Ария» выпустила 12 студийных альбомов. Последний из них - «Через все времена» - был издан довольно давно, четыре года назад. Но Виталий Дубинин поделился радостной новостью: совсем скоро выйдет новый альбом. Половина работы по его созданию, по словам музыканта, уже проделана.

Мы работаем над новым альбомом, планируем выпустить его этой осенью. Уже записали весь инструментал и сейчас находимся в стадии записи вокала, - рассказал Виталий. - Как только мы закончим вокал, отдаём сводить альбом. Мы поставили себе задачу - выпустить его в ноябре.

Ульф Ваденбрандт - длинноволосый швед стал новым, шестым участником группы «Ария» в рамках «симфонического проекта». Это человек, взявший на себя роль связующего звена между заслуженными металлистами и музыкантами оркестра. Ульф - дирижер, для которого нет никаких рамок в музыкальном мире.

На родине Ваденбрандт руководит собственным Шведским симфоническим оркестром, участники которого с удовольствием играют не только классические музыкальные произведения, но и саундтреки к «Звездным войнам», «Крестному отцу» и другим культовым фильмам, а также популярные композиции в симфонической обработке.

Сам же Ваденбрандт - удивительно многогранный музыкант. Бесконечно позитивный швед родился в семье барабанщиков: и его отец, и брат являются «мастерами палочек». Не удивительно, что и Ульф с 12 лет «пристрастился» к барабанной установке и даже, по его признанию журналистам, уже в подростковом возрасте собрал свою группу, выступал на праздниках и зарабатывал деньги.

Уже будучи сложившимся рок-музыкантом, Ваденбрандт стал брать уроки дирижирования, а после и вовсе выучился на профессионального дирижера. Но классическая музыка в его жизни не вытеснила интереса к другим жанрам. Ульф - признанный мастер кроссовера, того самого симбиоза разных жанров, ярким примером которого является материал «Классической Арии».

Шведский дирижер с успехом сочетает специфическое прочтение симфонического оркестра не только с металлом и другими видами тяжелой музыки, но и с популярной музыкой, и даже с рэпом. С «Арией» Ульф сотрудничает с 2015 года, с тех пор, когда возродился кроссовер-проект «отцов русского металла». И музыканты, и сам дирижер очень довольны совместной работой.

Ульфа нам посоветовала наша пресс-атташе, она же параллельно была и фотографом, - рассказал Виталий Дубинин в интервью сайт. - Увидела она его на московском филармоническом концерте. Сказала, что это замечательный человек, такой энергичный, длинноволосый, и он отлично вписался бы в наш проект с оркестром.

Но участники «Арии» - не первые российские музыканты, с которыми сотрудничает Ваденбрандт. До этого он, к примеру, руководил оркестром на концертах Дмитрия Маликова.

Помимо бесконечной многогранности и собственно профессионализма, у шведского дирижера есть и другой неоспоримый плюс - неисчерпаемый позитивный настрой. Ульф на сцене - это всегда сгусток энергии и восторга, способный заражать своим настроем всех вокруг.

Когда мы встретились, оказалось, что это очень позитивный человек, очень простой, - вспоминает бас-гитарист «Арии». - Он совершенно замечательно вписался в наш коллектив.

По словам Виталия Дубинина, от такого популярного и востребованного музыканта, как Ульф, можно было ожидать непомерные запросы и пафосный характер, но «арийский» швед совсем не таков. У Ваденбрандта нет каких-то особых требований, зато своё дело он выполняет как настоящий профессионал.

Именно Ульф вышел к зрителям первым на концерте в «Юбилейном» 31 марта. Под его руководством симфонический оркестр «Глобалис» сыграл мелодичное попурри из самых известных и любимых фанатами композиций «Арии». Сам Ваденбрандт, в кожаных брюках, черной футболке и с длинными распущенными волосами, ничуть не напоминал «классического дирижера». Но дело свое гость из Швеции знает отлично, а главное - сам отрывается на сцене ничуть не меньше, чем поклонники «Арии» в зале.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры