Инженеры человеческих душ значение фразеологизма. «Инженеры человеческих душ

Главная / Психология

Инженер человеческих душ Книжн. Высок. О писателе, педагоге-воспитателе и т. п. Мы, читатели, предоставляем литератору писать историю человека в его движении, запечатлевать его духовный рост, формировать типы и типичное и тем самым формировать живого человека и его поколение. Это и есть назначение инженера человеческих душ (А. Н. Толстой. Больше творческого дерзания). Мне пришло в голову, что проще и выгодней самому писать книги, чем заниматься классификацией чужих книг, и я поступил в Литературный институт, обучавший писательскому ремеслу. По окончании его я получил диплом инженера человеческих душ средней квалификации (Ф. Искандер. Начало).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Инженер человеческих душ" в других словарях:

    инженер человеческих душ - сущ., кол во синонимов: 1 писатель (121) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Инженер человеческих душ - Публ. 1. Высок. О писателе, педагоге воспитателе. 2. Ирон. О писателе ремесленнике, посредственном педагоге. Ф 1, 224 …

    ИНЖЕНЕР - бараньих туш. Разг. Ирон. О мяснике. /i> Трансф. инженер человеческих душ. Османова 1990, 63. Инженер человеческих душ. Публ. 1. Высок. О писателе, педагоге воспитателе. 2. Ирон. О писателе ремесленнике, посредственном педагоге. Ф 1, 224 … Большой словарь русских поговорок

    Инженер бараньих туш - Разг. Ирон. О мяснике. /i> Трансф. инженер человеческих душ. Османова 1990, 63 … Большой словарь русских поговорок

    инженер - а, м. ingénieur. 1. Военный архитектор, знающий военную архитектуру или фортификацию. Офицер, которой вымышляет, делает чертежи, касающиеся до осады городов, защищения или укрепления мест. Он должен быть сведущ в математике и гражданской… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    инженер - , а, м. ** Инженеры человеческих душ. // Выражение, принадлежащее И.В.Сталину/. патет. или ирон. О советских писателях. ◘ Проживают здесь инженеры человеческих душ, члены жилищно строительного кооператива “Московский писатель”. Войно… … Толковый словарь языка Совдепии

    инженер - а; инженеры и (разг.) инженера; м. [франц. ingénieur] Специалист с высшим техническим образованием. Инженер электрик. Горный и. / Публиц. О писателе. И. человеческих душ. ◁ Инженеришка, и; м. Пренебр. Не верю расчётам какого то инженеришки.… … Энциклопедический словарь

    инженер - а; инжене/ры и, (разг.), инженера/; м. (франц. ingenieur) см. тж. инженеришка, инженерша, инженеров, инженерский а) Специалист с высшим техническим образованием. Инженер … Словарь многих выражений

    писатель - Беллетрист, газетчик, драматург, журналист, историк, компилятор, критик, литератор, летописец, памфлетист, поэт, публицист, рецензент, романист, сочинитель, фельетонист, хроникер, писака, щелкопер. Ср. . .. См … Словарь синонимов

    Шкворецкий, Йозеф - Йозеф Шкворецкий чеш. Josef Škvorecký … Википедия

Книги

  • Любовь, секс, мужики. Перевоспитание плохих мальчиков на дому , Морана М.. &171;Время мужчин, забивающих мамонтов, прошло. Дед Мороз придуман, фея-крестная улетела в теплые страны и больше не вернется. Больше никто ничего не решит за вас. Не будет ПАПИКОВ,… Купить за 405 грн (только Украина)
  • # Любовь, секс, мужики. Перевоспитание плохих мальчиков на дому , Морана Морена. "Время мужчин, забивающих мамонтов, прошло. Дед Мороз придуман, фея-крестная улетела в теплые страны и больше не вернется. Больше никто ничего не решит за вас. Не будет ПАПИКОВ,…

Со словом «писатель» человек знакомится еще будучи совсем маленьким, даже еще не понимая его значения. Это происходит, когда в его жизнь приходит Книга.
Безусловно, самыми первыми друзьями ребенка в мире литературы становятся произведения, которые традиционно считаются народными. Это и сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя» и многие другие), и скороговорки, и считалки… Все те легко запоминающиеся строки, в которых заложена многовековая мудрость русского народа.
Немного позже малыша знакомят с первыми авторскими произведениями. Вспоминаются сразу сказки величайшего поэта России: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» … Сказки Пушкина дают ребенку первое представление о добре и зле, о предательстве и дружбе, о жадности и щедрости. Они заставляют маленького человека мыслить, рассуждать о несправедливости, с которой порой приходится сталкиваться на жизненном пути, и, следуя за мудрой мыслью автора, дети делают первые выводы о том, что правильно, а что нет, что принесет пользу, а что огорчит близких.
Но не только Александр Пушкин участвует в формировании характера ребенка, тут стоит отметить и других детских авторов, книги которых лежат на наших полках до сих пор, напоминая ту волшебную пору, когда мы верили в чудеса, когда книги (а соответственно, и писатели!) потихоньку, ненавязчиво и незаметно вносили в наши души свой неоценимый вклад – первые шестеренки будущего механизма. Это и Агния Барто, и Корней Чуковский, и Самуил Маршак, и Николай Носов…
Все эти писатели в различных формах (сказка, рассказ, стихотворение) прививают ребенку мысль о том, что добро всегда восторжествует над злом, что зло неизбежно будет наказано или, в идеале, темные персонажи перейдут на сторону света. Эти произведения становятся главными помощниками родителей в процессе начального, дошкольного, воспитания.
Когда основы заложены, когда создана твердая почва для дальнейшего развития, ребенок идет в школу. В этот период многие родители сталкиваются с огромной трудностью – с нежеланием ребенка читать. Тут очень важно не объяснять, не заставлять, - ведь на малыша вряд ли произведут впечатление многочасовые лекции о пользе чтения для его будущего образования или даже карьеры, - а попасть на «нужную» книгу – ту самую, к которой у ребенка сами потянутся руки. Для меня такой книгой (правда, задолго до первого класса) стало произведение Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города». Сначала мне его читала мама, а потом, увидев мою заинтересованность, она стала уклоняться от чтения вслух: мол, занята, не могу, чуть позже и… (волшебные слова!) почитай сама. Вот тут-то я стала усердно заниматься с букварем, корпела над упрямыми тридцатью тремя буквами, которые позже открыли для меня путь в огромную и великую страну - Литературу.
В начальной школе механизм души человека все усложняется. Увеличивается количество затрагиваемых тем, расширяется диапазон эмоций… Уже с первого класса дети читают произведения Льва Толстого («Лев и собачка», например), Михаила Зощенко и других авторов. Тут впервые может возникнуть резонанс: не все произведения, подобно прочитанным ранее, имеют счастливый конец, иногда зло остается ненаказанным, а слабый – незащищенным. Многое зависит, конечно, от учителя, который должен объяснить, что такие ситуации вовсе не должны говорить о безнадежности и несправедливости мира и что именно эти книги показывают необходимость борьбы со злом каждого человека в частности! Автор лишь готовит неокрепший детский разум к тернистым участкам жизненного пути.
Помимо психологических аспектов, нельзя не отметить тот факт, что изучаемые произведения помогают разнообразить лексикон ребенка, закладывают основы красивой и грамотной речи и, что самое главное, прививают любовь к родному языку, показывают все его многообразие.
Так, к средней школе читающие (именно читающие, потому что, к сожалению, не всем удается привить любовь к сему занятию) дети находятся примерно на одном уровне: у них развиты элементарные представления о нравственности и жизненных ценностях, дети умеют грамотно излагать свои мысли устно и на письме.
И вот только теперь начитается основная работа авторов над уникальностью и эксклюзивностью своих «творений». Творениями я называю человеческие души. Если до сих пор все читали примерно одинаковую (или хотя бы близкую по смыслу) литературу, то с момента вступления в подростковый возраст начинается всевозможное смешение жанров, стилей и направлений литературы в головах ребят. Конечно же, остается базис в виде школьной программы, но помимо него у детей начинает формироваться свой собственный литературный вкус.
В силу каких-то велений свыше в руки попадает то или иное произведение, которое вдохновляет на тяжелую, многочасовую мыслительную деятельность, которое заставляет переосмыслить сложившиеся ранее стереотипы и принципы… В такой момент идет первый «бой» человека (личности!) с самим собой. В результате этого «боя» возможны три исхода: полное отторжение литературы, чтение всего подряд без разбору и выборочное чтение.
Первый тип молодых читателей требует рассмотрения с точки зрения психологии, чем я не хочу заниматься в данном эссе, а второй тип рано или поздно, пресытившись всепоглощающим чтением, придет-таки к последнему типу. Я буду говорить лишь о последнем типе ребят, которые определились с тем, что именно они хотят получать от чтения.
Безусловно, тот вид литературы, который выберет для себя на этом этапе человек, будет моделировать механизм его души в дальнейшем, он наложит свои характерные особенности на отношения с людьми и с самим собой. Литература способна создать в человеке «стержень», который не позволит ему – человеку – сломаться под влиянием внешних условий, а также она способна вырастить Человека в широком смысле этого слова.
Тут все зависит, во-первых, от автора, а, во-вторых, от читателя. Приведу пример из собственного школьного опыта. Читая «Преступление и наказание», я испытывала уважение и сочувствие к Соне Мармеладовой, как и большинство моих сверстников, однако на уроке один мальчик заявил, что люди, зарабатывающие на жизнь подобно Соне, достойны лишь порицания и презрения. То, что вкладывал Федор Михайлович Достоевский в этот персонаж, осталось непонятым моим одноклассником. Почему? Потому что, вернусь к своей мысли, многое зависит от того, КТО читает и КАК читает. Казалось бы, всемирно признанный классик, а обыкновенный мальчик не понял его идеи. Чья вина? Писателя?
Когда мы доходим до таких монолитных творений, как «Война и мир» Толстого, «Преступление и наказание» Достоевского, «Тихий Дон» Шолохова, мы должны уже уметь рассуждать и обосновывать свое мнение относительно прочитанного. Мы ведем незримый диалог с автором, мы можем с ним не соглашаться, спорить, но во всяком случае уважать его, понимать его идею правильно. Именно этот процесс и заставляет созданный ранее механизм работать. Работать во благо самого читателя, который учится уже не просто читать, но который делает первые шаги на жизненном пути. Чтобы не спотыкаться на этом пути, нам и даются такие серьезные произведения в школьной программе.
Литература, которую мы выбираем помимо школьной программы, как бы шлифует уже сформированную машину. И, как ни странно, многое зависит именно от этой шлифовки. Можно изучать перечисленную выше классику в школе, а, приходя домой, хвататься за «Пятьдесят оттенков серого». Что же тогда станет с этим «механизмом» в жизни? Все, что закладывалось от рождения, может быть просто разрушено бестолковостью и пошлостью внеклассного чтения. А есть ведь произведения, которые не помещены в школьную программу только из-за нехватки времени! Это и «Анна Каренина», которую проходят лишь в обзоре, это замечательные произведения Гончарова «Обыкновенная история» и «Обрыв», это «Поднятая целина» Шолохова, это великие творения зарубежных классиков: Виктора Гюго, Эриха Марии Ремарка, Рэя Брэдбери, это произведения современных авторов, заслуживающие внимания и уважения: Джоан Ролинг, Клайв Льюис… В общем произведения, направленные на саморазвитие, самовоспитание. Книги, способные лишать сна и покоя, побуждающие делать этот мир лучше, чище, добрее.
В завершение хочется добавить кое-что о жанре, с которого я, собственно, начала – о сказках. Человек начинает свое знакомство с литературой со сказок и рано или поздно становится достаточно взрослым, чтобы снова прочитать сказки. Это неточная цитата автора прекрасной серии книг «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. Недавно я убедилась в верности этого высказывания. Я смогла заметить в сказках мудрость, которая не лежит на поверхности, но которая однозначно закладывалась туда искусным «инженером человеческих душ». Если «взрослые» авторы прямо высказывают свою мысль, устами героев или просто в тексте, то сказочник прячет эту мысль в «легкоусвояемой» детьми форме: при помощи аллегорий, олицетворений, эпитетов, метафор, гипербол и литот, писатель закладывает нерушимые основы души Человека.
Я думаю, что, когда механизм уже готов к действию (у каждого человека это случается в разное время: у кого-то в семнадцать лет, у кого-то в глубокой старости, а у кого-то не случается никогда), человек должен снова прийти к сказкам, дабы добавить последнюю деталь в хорошо отлаженную машину.
Писатель – это инженер человеческих душ. Думаю, мне удалось это доказать в своем эссе. Я считаю, что каждый писатель берет на себя огромную ответственность за то, чему он будет учить в своих произведениях, как грамотный инженер берет на себя ответственность за исправность созданного им механизма.

Фраза «Инженеры человеческих душ» приписывается писателю Юрию Карловичу Олеше (1899-1960) , но крылатой она стала благодаря Сталину, который, не скрывая, впрочем, чужое авторство («Как метко выразился товарищ Олеша»), произнёс её на встрече с писателями 26 октября 1932 года в доме Максима Горького на Малой Никитской. Помимо Сталина на вечере присутствовали Ворошилов, Молотов и Каганович. Встреча была неформальной - с банкетом, угощениями и большим количеством спиртного. Выпивая, Сталин произнёс тост: « Все производства страны связаны с вашим производством. Человек перерабатывается в самой жизни. Но и вы помогите переделке его души. Это важное производство - души людей. И вы - инженеры человеческих душ. Вот почему выпьем за писателей! «

Выражение тут же подхватили партийные функционеры и литераторы. В 1934 году на первом Всесоюзном съезде советских писателей секретарь ЦК по идеологии Андрей Жданов отметил : "Товарищ Сталин назвал вас. Какие обязанности накладывает на вас это звание? Во-первых, знать жизнь, чтобы уметь изобразить ее не схоластически, не мертво, как объективную реальность, а изобразить жизнь в ее революционном развитии. При этом правдивость художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе соцреализма"

В. Катаев в 1947 году в речи в Верховном Совете РСФСР : «В беседе с нами, советскими литераторами, в доме у Максима Горького, Иосиф Виссарионович назвал писателей. Эта мудрая и меткая сталинская характеристика поистине открыла нам целый мир»

Правда, литературовед С. Шаргунов высказал версию, что вовсе не Олешу цитировал в своё время Сталин, а переиначил строку Маяковского из его «Мистерии-буфф»

Я — дровосек
дремучего леса мыслей,
извитых лианами книжников,
,
каменотес сердец булыжников…
(явление шестнадцатое)

Но так ли, иначе выражение «инженеры человеческих душ» вошло в народ, хотя и приняло несколько иронический оттенок

Применение фразеологизма в литературе

«Проживают здесь, члены жилищно-строительного кооператива «Московский писатель» (В. Войнович «Рассказ о вселении писателя Войновича в новую квартиру»0
«…А особенно, товарищи ш, обратите внимание на мои пометки там, где фигурируют неуместные шуточки в адрес Сталина Иосифа Виссарионовича» (В. Аксенов «Таинственная страсть»)
«Я, конечно, не гожусь в знатоки и, но понимаю, что она тебя любит, и, кроме тебя, ей никто не нужен» (Т. Устинова «Персональный ангел»)
«Дорогой Иван Павлыч, ― сказал я, когда председатель дал мне слово, ― теперь позвольте мне сказать от имени летчиков, потому что немало ваших учеников летают над нашей великой Советской страной, и все они, без сомнения, присоединяются к каждому моему слову. Говорят, что писатели ― инженеры человеческих душ. Но вы ― тоже « (Вениамин Каверин «Два капитана»)
«Нечего говорить, что все эти, благополучно пережившие сталинское лихолетье, были превосходно осведомлены о лагерной мясорубке и, пускаясь в дальние вояжи по новостройкам, отлично знали ― знали как никто!» (О. В. Волков «Из воспоминаний старого тенишевца»)

Учитель - это инженер человеческих душ.

Большие светлые коридоры, парты в три ряда, книги, графики, формулы… Я не знаю ни одного человека, который не вспоминал бы о своих школьных годах с любовью и теплотой. И, конечно же, мысли о школе неразрывно связаны для нас с мыслями о своём учителе.

Учитель-это важный человек в жизни каждого из нас. Именно учитель дает первые важные знания. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит наше нынешнее поколение.

Когда дети идут в первый класс, перед ними открывается новый мир, в котором жить, существовать и развиваться помогает первый учитель. И, как правило, дети долго помнят свою первую учительницу или первого учителя. Каким будет первый учитель, таким же будет и класс, который он ведет.

Нашему классу очень повезло с первой учительницей. Елена Николаевна Цветкова научила нас не только писать и считать, но еще верить в себя и всегда оставаться людьми. Мы всегда верили каждому ее слову, старались заслужить её одобрение. До сих пор, уже давно закончив начальную школу, мы не забываем своего учителя, поддерживаем с ней связь, рассказываем о своих успехах, делимся самым сокровенным.

Профессия учитель требует всесторонних знаний, любви к нам, детям, терпения. Только каждый день, находясь рядом с учениками, отдавая себя им, можно их чему-то научить. Никакими учебниками нельзя заменить отношения учителя с детьми. Так думаю не только я, ученица теперь уже девятого класса девятой средней школы города Ржева, но и большинство ребят и девчонок нашего класса и других соседних классов.

В нашей школьной жизни примером настоящего учителя стала для нас наш классный руководитель, учитель русского языка и литературы Игнатьева Галина Валентиновна. Галина Валентиновна стала нашей классной мамой с пятого класса. Она добрая, заботливая, справедливая, иногда строгая учительница. Галина Валентиновна всегда с нами. Она учит нас трудолюбию, прилежному отношению к урокам, принимать активное участие в школьной жизни, бережно относиться друг к другу, уметь дружить, никогда не оставлять товарища в беде. И всё это потому, что наша классная не только энергичная, но, что самое главное, неравнодушная учительница.

Все предметы в школе важны по-своему. Каждый нужен нам в дальнейшей жизни. Но мы бы не смогли так хорошо понимать и знать предмет без учителя. На мой взгляд, учитель должен нести детям в первую очередь хорошие знания.

Уроки русского языка и литературы стали у нас одними из самых желанных уроков. Материал по русскому языку сложный, но подаётся он нам в очень доступной форме, отстающим гарантирована помощь. Начиная с пятого класса, мы готовим себя к экзамену по русскому языку, пишем множество сочинений, эссе, диктантов с грамматическими заданиями. Благодаря этому, я надеюсь, мы будем уверенно чувствовать себя на экзамене и не подведем своего любимого учителя.

Литературу мы изучаем не только на уроках, но и проводим литературные гостиные, приглашая в гости учеников других классов. Мы организовали литературный клуб «Алые паруса», в рамках которого проводили тематические вечера о творчестве А. С. Пушкина с последующей поездкой в село Берново всем нашим дружным классом.

Многие ученики выбирают себе профессию благодаря учителю-предметнику. Наша классная никогда не остается равнодушной к этой теме. С пятого класса она прикладывает усилия для того, чтобы помочь нам определиться с будущей профессией. Она старается развивать наши таланты, организует праздничные концерты, организует встречи с интересными людьми, в том числе со своими бывшими учениками.

Большинство ребят и девчонок нашего класса, благодаря стараниям и усилиям Галины Валентиновны, стали активными участниками художественной самодеятельности. Концерты наши артисты дают регулярно по окончании каждой учебной четверти, на 23 февраля, день 8 марта и другие праздники. Неоднократно отдельные наши артисты со своими номерами приглашались на городские концерты города Ржева, посвящённые торжественным датам.

Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, тренером интеллекта и памяти… Этот список можно продолжить. И все это чистая правда. Только, в отличие от других профессий, учителю не дано сразу насладиться плодами своего труда. От посева до жатвы у него проходит немало лет.

Пройдут годы. Мы изменимся, изменится мир вокруг нас, но школа навсегда останется в нашей памяти. Я стану взрослой, овладею любимой профессией. Но я обязательно вернусь в родные пенаты, приду в класс, где мы сидели за партами, где мы учились русскому языку и литературе и умению быть человеком, учились у неё, моей любимой учительницы Игнатьевой Галины Валентиновны.

Инженеры человеческих душ

Инженеры человеческих душ
Обычно приписывается И. В. Сталину, поскольку он использовал это выражение (26 октября 1932 г.) на встрече с советскими писателями в доме у Максима Горького.
Но Сталин лишь повторил понравившееся ему высказывание известного советского писателя Юрия Карловича Олеши (1899-1960) и таким образом официально ввел эти слова в круг крылатых выражений своего времени. Не случайно, используя этот образ, Сталин иногда
уточнял: «Как метко выразился товарищ Олеша...» (По воспоминаниям литературоведа Виктора Шкловского, которыми он поделился с писателем Юрием Боревым в 1971 г. в подмосковном дачном поселке Переделкино.)
Иносказательно: обычно о писателях советского времени (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Инженеры человеческих душ" в других словарях:

    инженер - , а, м. ** Инженеры человеческих душ. // Выражение, принадлежащее И.В.Сталину/. патет. или ирон. О советских писателях. ◘ Проживают здесь инженеры человеческих душ, члены жилищно строительного кооператива “Московский писатель”. Войно… … Толковый словарь языка Совдепии

    инженер - а, м. ingénieur. 1. Военный архитектор, знающий военную архитектуру или фортификацию. Офицер, которой вымышляет, делает чертежи, касающиеся до осады городов, защищения или укрепления мест. Он должен быть сведущ в математике и гражданской… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Критик человек, продавший свой аппетит. Кароль Ижиковский Критик: человек, который ради куска хлеба отбивает аппетит у других. «Пшекруй» Критик это человек, который пишет о том, что не любит. Критик усыпляет хлороформом похвал, а потом оперирует … Сводная энциклопедия афоризмов

    Engineers of the human soul - (ru. Инженеры человеческих душ) (Chinese:人类灵魂的工程师) a concept of culture promoted by Joseph Stalin. The phrase was originally coined by Yury Olesha and then used by Joseph Stalin, firstly during his meeting with the Soviet writers in preparation … Wikipedia

    Дмитрий Борисович Кабалевский Дата рождения 17 (30) декабря 1904(1904 12 30) Место рождения Санкт Петербург, Российская империя Дата смерти … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Эйдинов. Семён Эйдинов Полное имя Семён Григорьевич Эйдинов Дата рождения 28 июня (11 июля) 1911(1911 07 11) … Википедия

    Алексей Андреевич Гравицкий Дата рождения: 9 декабря 1978(1978 12 09) (34 года) Место рождения: Москва, РСФСР Род деятельности: писатель, сценарист. Премии: Серебряная стрела … Википедия

    Школа № 65 Основана 1965 Директор Генералова, Валентина Юрьевна Учеников Около 1000 Адрес Магнитогорск, Улица Дружбы 33 Телефон Work20 35 09 20 35 01 … Википедия

    Таджикской ССР кинематография - «Дохунда». Режиссёр Б. Кимягаров. (Егдор — Т. М. Сабиров.) 1956. Таджикской ССР кинематография. Возникла в октябре 1929, когда делегатам 3 го Чрезвычайного съезда Советов Таджикистана был показан первый киножурнал, снятый тремя энтузиастами… … Кино: Энциклопедический словарь

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Фронда. Блеск и ничтожество советской интеллигенции , Кеворкян Константин Эрвантович. Интеллигенция - понятие чисто русское, мало прижившееся в других языках, подразумевающее некую касту образованных людей, в той или иной степени радеющих об общественном благе. Когда-то под…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры