Как нарисовать рептилию из мортал комбат.

Главная / Психология

Этот урок попал в категорию легких, а это значит, что в теории повторить его сможет и маленький ребенок. Естественно, маленьким детям нарисовать Мортал Комбат могут помочь и родители. А если вы считаете себя более продвинутым художником, то могу порекомендовать урок « » — он потребует от вас большей усидчивости, хотя будет не менее интересен.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать Мортал Комбат нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Может показаться, что простые геометрические фигуры рисовать очень легко, но это ошибочная точка зрения. Чтобы правильно нарисовать Мортал Комбат нужно очень сильно постараться. Я рекомендую рисовать с натуры. Именно так вы сможете посмотреть куда именно падает свет, как и где он фигура отбрасывает тень. Фотография в этом случае не лучший помошник…

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Простые рисунки создаются при помощи контуров. Вам будет достаточно повторить то, и только то, что показано в урок, чтобы получить приемлемый результат, но если вы хотите добиться чего-то большего, то попробуйте представить то. что рисуете в виде простых геометрических тел. Попробуйте сделать набросок не контурами, а прямоугольниками, треугольниками и кружочками. Спустя какое-то при постоянно использовании этой технологии вы увидите, что рисовать становится легче.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

Начните рисовать с двух линей, так как показано на картинке.

Теперь рисуйте нижнею часть дракона.

Теперь нарисуйте заднею часть шеи дракона.

Дорисуйте шею, как указано на картинке.

Нарисуйте большой круг.

Осталось теперь зарисовать символ Mortal Kombat и все готово.

Перед тем, как приступить к уроку будет полезно посмотреть это видео:

В связи с обновлением сайта «Зелёная ива» появилась нужда в новых логотипах к смайликам, одной из обновляемых серий стала серия смайликов – «Mortal Kombat» . В этой серии используются только ниндзя Mortal Kombat 3 Ultimate, а потому для логотипа нужен был кто-то из бойцов ниндзя, которые были использованы в серии. Мой выбор пал на Скорпиона. Это боец, пользующийся японским холодным оружием «кунай». Впрочем, его чаще позиционируют, используя «змею», кунай же стал примером превращения фантастики в «реальность».

Итак, первым делом я начинаю рисование с контуров, для воплощения своей идеи я нашёл в интернете массу картинок, и уже благодаря им попытался её реализовать. Первые контуры выглядят так:

Каждый ниндзя в Mortal Kombat имеет свой цвет. У Скорпиона этот цвет – жёлтый, в некотором смысле только благодаря цвету и можно отличить «кто есть кто» из них.

Поэтому следующим этапом стало рисование жёлтых элементов формы. Я так же сейчас рисую именно контуры.

Не смотря на то, что Скорпиона вернули к жизни из мира мёртвых, он всё-таки имеет человеческий облик (в отличие от Reptile или Noob Saibot, например), а потому последний штрих в вопросе контуров – обозначить ещё и телесные области.

Следующим этапом будет «оживление» нашего Скорпиона, смотреть на контуры тела, выглядящие хуже манекена это очень уныло, а потому было бы здорово привести их в порядок. Начал с лица, не останавливаясь, закончил с руками. Скорпион является «воскресшим» бойцом, а потому по всем сюжетным линиям у него либо нет зрачков, либо они всегда «сплываются» с глазами. Его глаза изображают «белым цветом» либо «бесцветными» вовсе, а потому я просто не стал их рисовать вообще.

На фоне всего остального теперь очень выделяются жёлтые элементы одежды, думаю пора добавить тени и свет и на них тоже.

Скорпион был убит и возвращён к жизни колдуном Куан Чи, а потому его мир – это мир «мёртвых», не редко его костюм украшают черепами. А потому я тоже решил их добавить. Больше всего мне не нравится рисовать маленькие детали, здесь, например, каждый череп рисовать тоже мало приятного, но с другой стороны мой рисунок стал выглядеть лучше, по крайней мере, мне так кажется. Ещё добавил несколько деталей к костюму, а так же нарисовал тень.

В общем, можно сказать, что рисунок готов, однако. Да да, боец нарисован, но чего-то ему не хватает. А не хватает его «секретного оружия» – «кунай» о котором я писал в начале урока. Мне не хочется реальности, мне хочется всё же, чтобы было то, с чего Скорпион имел начало – «змея из руки». А потому рисовать я буду змею, а не кунай.

Опять же, всё начинается с контуров.

Это одна из самых популярных и жестоких игр всех времен и народов. Об МК знают даже самые маленькие и взрослые, и даже в африканском племени Мурси. Причиной такой бешеной известности стало всем известное фаталити и кадры из фильмов при победе одного из игроков. Если ты еще не знаешь, что такое фаталити, то ты либо прилетел из другой планеты, либо у тебя небыло детства.

Я планирую сделать уроки рисования всех персонажей МК, а в этом я покажу как рисовать мортал комбат логотип. Ты можешь написать мне каких героев из МК стоит нарисовать в первую очередь в комментариях.

Как нарисовать мортал комбат карандашом поэтапно

Шаг первый. Обычно я советую не пользоваться линейкой, т.к. это хорошая тренировка для рук. Рисую круг в центре листа и прямоугольник, в котором буду писать буквы. Это очень важно, с помощью прямоугольника я смог сделать все буквы одной высоты.

Шаг второй. Внутри круга рисую круг поменьше, и делаю набросок дракона.

Шаг третий. Добавляю деталей и пробую изображать буквы.

Шаг четвертый. Важно следить, чтобы буквы не получились слишком широкими, или слишком узкими, а еще чтобы надпись поместилась в прямоугольник. Тогда получится красота, еще можно раскрасить:

Я сделал для тебя много уроков рисования персонажей из компьютерных игр.

Всем привет! Сегодняшний урок рисования снова выполнен по просьбам наших читателей, и главным героем этого урока станет Смоук – повелитель дыма, таинственный серый ниндзя, впоследствии превратившийся в бездушного киборга-убийцу.
Это один из персонажей легендарной игровой вселенной Мортал Комбат, и раньше мы уже рисовали его коллег-: , и . Эта троица классических персонажей известна с самого начала истории Мортал Комбат, Смоук появился немного позднее, как и, например, Ермак с Рэйном. Если вас интересуют новые персонажи этой вселенной, или совсем экзотические герои, вроде Фредди Крюгера – сообщите нам об этом в комментариях, и мы сделаем урок по вашей заявке. Ну а сегодня мы расскажем вам о том, как нарисовать Смоука !

Шаг 1

Начнём со стикмена – человечка из палочек и кружков, которого мы рисуем для обозначения положения персонажа на листе бумаги, а также его пропорций и позы. Отметим, что сегодня мы рисуем Смоука в его человеческом обличии, а значит, пропорции у него будут как у самого обычного человека – точнее, не самого обычного, а как у с телосложением.
Напомним основные правила пропорций – основной единицей вертикального измерения тела является голова, и средний рост человека, стоящего в распрямлённом статичном положении, равняется семи головам. Три верхних головы примерно равны расстоянию от макушки до пояса, остальное приходится на ноги – правда, это зависит от роста человека, длины его ног и комплекции.
Туловище в ширину, учитывая плечи, равняется приблизительно ширинам трёх голов, а руки, вытянутые по швам, доходят до середины расстояния от пояса до коленного сустава.
Однако вернёмся к росту – здесь он будет несколько меньше семи голов из-за того, что наш Смоук приседает на слегка согнутых коленях.
Теперь о голове – она имеет вытянутую яйцевидную форму и сужается по направлению сверху вниз. Не забудьте в этом шаге наметить вертикальную линию лицевой симметрии – обратите внимание на то, что она смещена в левую от нас сторону и слегка изогнута. Такое положение линии лицевой симметрии обусловлено разворотом головы.

Шаг 2

Человеческое тело – очень сложный, совершенный механизм, однако его можно схематично изобразить в виде набора правильно расположенных геометрических фигур – цилиндров, прямоугольников, шаров и треугольников. Этим и займёмся, ведь в этом шаге нам нужно придать объём стикмену.
Прямо под головой обозначьте полоску шеи, по верхним углам туловища нарисуйте шары дельтовидных мышц и соедините их с шеей плавными линями трапецевидных мышц. Затем – руки. Плечевая часть правой от нас руки почти не видна, её обозначаем буквально одной линией. А вот плечо левой от нас руки мы видим целиком – оно мощное и объёмное за счёт хорошо развитых плечевых мышц: бицепса (внутренняя часть плеча с нашего ракурса) и трицепса (наружная часть плеча). Предплечья и кисти пока что прорисовывать не будем, обозначьте их в виде прямоугольников и цилиндров, как в нашем образце.
Обозначьте сужающийся книзу корпус туловища, треугольников обозначьте паховую область и переходите к ногам.
Ноги у Смоука также мощные и мускулистые, поэтому цилиндры, которыми мы наметим бедренные мышцы, должны быть достаточно объёмными. Далее – шары коленных суставов, ромбообразные икры и угловатые силуэты ступней.
Упс, мы пропустили нечто важное – горизонтальная линия глаз на овале лица. Располагаться она должна примерно в середине овала. Обратите внимание – эта линия имеет вид дуги специально для того, чтобы в будущих этапах нам было бы проще передать наклон головы вниз.

Шаг 3

Прошлый шаг был весьма непростой, поэтому мы рекомендуем вам отдохнуть и посмотреть видео-компиляцию Fatality от Смоука:

Силуэт готов, давайте начнём его детализировать. Как и наращивание объёма тощего стикмена, делать мы это будем по направлению сверху вниз. Посему, начнём с головы. Нарисуйте контуры развевающихся по ветру волос, наметьте нахмуренные брови и контур маски, скрывающей всю нижнюю часть лица, включая нос.

Затем нарисуем жилет нашего таинственного воина (его реальный прототип из называется хаори) – обратите внимание на его положение относительно линий стикмена, ориентируйтесь на линии между плечом и головой, а также – на центральную линию туловища. Обратите внимание, что линии жилета не параллельны линиям тела, ведь он довольно объёмный и просторный. Соблюдайте все необходимые отклонения от линий стикмена, и, если вы нарисовали всё верно, приступайте к намечанию контура нижней свисающей части одеяния самурая. Обратите внимание на её расположение относительно треугольника паховой области.

Шаг 4

Прорисуем лицо Смоука. Как мы уже отмечали, большая часть лица скрыта маской, поэтому всю напряженность воина нам придётся передавать через его взгляд. В этом нам помогут мелкие морщины и крупные кожные складки. Самые заметные из них – пара складок, идущих от маски и резко сужающихся в условной точке, которая находится в центре лица чуть выше глаз. Лёгкие морщины находятся выше бровей, между глаз и под ними.
По намеченному ранее контуру прорисуйте маску, обратив внимание на изгибы горизонтальных темных линий и на еле заметные вертикальные штрихи в районе .
В этом же шаге прорисуем волосы плавными, слегка волнистыми линями, не забыв обозначить пробор. Важный момент – волосы следует рисовать по направлению от корней к кончикам. Вот как это выглядит на крупном плане:

И традиционный общий план:

Шаг 5

Сотрём лишние направляющие линии с туловища Смоука и окантуем все пластины его жилета. Обратите внимание на анатомичную форму этой одежды – пластины повторяют контуры грудных мышц и мышц брюшного пресса, но, тем не менее, жилет должен выглядеть свободным и просторным, эффекта плотного прилегания к телу быть не должно.
Ещё одна деталь – каёмка на краях левой от нас плечевой пластины. Такие же каёмки присутствуют на некоторых пластинах в районе живота.

Шаг 6

Прорисуем левую от нас руку, ориентируясь по ранее намеченным линиям. Подчеркнём большой шар дельтовидной мышцы несколькими плавными линиями в верхней части плеча, обозначим массивный бицепс. Нарисуем контуры перчатки, которые поднимаются выше локтя, узор в районе предплечья и кисть. Обратите внимание на равномерно вытянутые пальцы (они все распрямлены, фаланги даже не различаются) и на внешнюю сторону ладони, которая закрывается перчаткой.


Шаг 7

С правой от нас рукой всё ещё проще — из-за сильного сгиба в локте мы видим только часть дельтовидной мышцы, трицепс, предплечье и чуть приподнятую ладонь с распрямлёнными пальцами. Для вашего удобства мы решили сделать крупный план:

А вот как всё выглядит на плане общем:

Шаг 8

Предпоследний шаг — рисуем левую от нас ногу и область паха. Сотрём лишние направляющие линии, окантуем силуэт свисающей части жилета и наметим несколько складок в районе соединения ноги с туловищем. Далее окантуем ногу и прорисуем доспех, который располагается на нижней части ноги от колена до ступни. Кстати, о ступне — не забудьте обозначить обувь нашего воина, в передней части которой находится единственный шов. Этот шов визуально делит ступню на две части и делает её немного похожей на лапу .

Шаг 9

Теперь проведём точно также же действия, но уже на правой от нас ноге — обозначим наколенник, поножи, застёгивающиеся на ремни и ступню, визуально разделённую специальной обувью на две части.

В этом уроке мы мы рассказали вам о том, как нарисовать Смоука. Этот урок был сделан по заявке нашего читателя — если вы также хотите, чтобы ваш любимый персонаж игр/фильмов/комиксов/всего остального был разложен на понятные этапы рисования — смело пишите свои пожелания в комменты прямо к этому посту. А мы с вами прощаемся до следующего урока на страницах сайта Drawingforall, до свидания!

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры