Как самостоятельно освятить квартиру в домашних условиях. Освящение дома крещенской водой – как это сделать

Главная / Психология

Инструкция

Перед тем как окропить дом святой водой , нужно прибрать все вещи, вымыть окна, полы, вытереть пыль, протереть зеркала, выстирать шторы. В комнатах не должно быть лишних предметов и беспорядка. Уборку можно проводить в любой день, кроме воскресенья.

Перед тем как начинать процесс, необходимо вымыть руки. Заем нужно налить святую воду в чистую миску. Имейте в виду, что ни при каких обстоятельствах не допускается использование миски, к которой прикасались . Лучше всего новую миску. Приступая к окроплению дом а, нужно прочитать молитву на благословенные дела.

Начинают окропление с красного угла. Красный угол располагается в центральной комнате по диагонали от входа. В красном углу должен находиться иконостас или . Нужно встать перед углом, зачерпнуть правой рукой немного святой воды, крестообразно обрызгать угол и произнести следующее: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Затем нужно обойти комнату по часовой стрелке и точно так же окропить остальные углы, стены, потолок и пол. Будьте внимательны и не наступайте на капли воды, попавшие на пол. Святая вода не должна попадать под обувь. Лучше всего снять обувь до начала окропления и проводить процедуру босиком. После окропления комнаты прочитайте молитву «Животворящему Кресту».

После окропления центральной комнаты окропите точно так же остальные комнаты, кухню, ванную и прихожую. В нужно окропить только углы. Туалет святой водой не окропляют. Окропив всю , прочитайте молитву «Священномученику Власию, епископу Севастийскому».

После того как вы окропили все жилище, на каждой стене и над входной дверью нарисуйте . Используйте мел или карандаш. Они тоже должны быть освещены по чину освещения вещей.

Если вы переехали в новый дом , его обязательно нужно окропить святой водой и очистить. Повесьте в красном углу икону Божией Матери или Спасителя. Зажгите свечку и прочитайте молитву на благословенные дела. Затем окропите весь дом . Окропление жилища святой водой происходит так же, как и окропление того жилища, в котором вы живете.

Источники:

  • как осветить дом

Святая вода – поистине волшебная жидкость. Она обладает способностью излечивать болезни, очищать от дурного глаза и избавлять человека от плохих мыслей. Окроплением святой водой в православной церкви придают особую атмосферу чистоты и святости, словно высветляя все вокруг и делая преисполненным благодати. Окропить святой водой квартиру или офис вы можете и самостоятельно, только делать это необходимо по всем правилам.

Вам понадобится

  • святая вода, емкость для кропления

Инструкция

Налейте святую воду в специальную емкость. Лучше всего использовать новую миску, но подойдет одна из мисок или тарелок, которыми вы пользуетесь в повседневной жизни. Важно, чтобы миска не использовалась для животных. За день до окропления вашего дома необходимо прибраться и все вымыть. Окропление – своего рода таинство, поэтому просто необходимо, чтобы ему соответствовала чистота помещения и вашей души. Лучше всего проводить эту процедуру в воскресенье, но и любой другой день, разумеется, тоже подойдет. Непосредственно перед тем, как начать окропление, еще раз пройдите по квартире и проверьте, чтобы все вещи были на своих местах и нигде не было ничего лишнего.

В день окропления или накануне неплохо сходить в церковь на службу, после чего поговорить с батюшкой и попросить его благословения на окропление жилища святой водой. Без подобного благословения процедуру, конечно, можно проводить, просто после разговора со священником на душе у вас будет покой и необходимая благодать. А для окропления настрой имеет очень большое значение. Начинать кропить комнаты необходимо с красного угла – это центральная часть дома, находящаяся по диагонали от входной двери. Обычно именно в красном углу находится иконостас или одна икона. Непосредственно перед кроплением необходимо прочесть молитву на благословение дела или «Отче наш».

Зачерпните рукой немного воды и со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» окропите красный угол водой крестообразным движением. Таким же образом окропите все углы в комнате, пол и потолок. Двигаться нужно по часовой стрелке, стараясь не наступать на капли святой воды. После того как закончите окропление комнаты, необходимо прочесть молитву Животворящему кресту или, если не знаете ее, «Отче наш». Таким же образом следует окропить все остальные комнаты квартиры, кухню и прихожую.

Обратите внимание

Туалет святой водой не окропляют. При окроплении ванной комнаты необходимо побрызгать только углы, оставив пол и потолок нетронутыми.

Полезный совет

Чтобы не осквернять процедуру грязной обувью необходимо разуться. Проводите окропление в носках, а лучше всего босиком.

Святая вода является великой христианской святыней, поэтому отношение к ней христианина должно быть очень трепетным и благочестивым. Вода может освящаться в храмах и на родниках. По просьбе людей священник может освятить воду почти в любое время, так как для этого есть определенный чин. Христианину необходимо знать, как правильно использовать святую воду в своих нуждах.

Ученые научным методом доказали, что освященная вода несколько меняет свои качества. После благодатного освящения она обладает целительными свойствами, что было замечено

Существует практика добавления святой воды в еду. Это делается для благодатного освящения пищи. Правда, необходимо добавлять столько, чтобы это не навредило самому блюду.


Кроме того, что святую воду можно пить в болезнях, ей рекомендуют помазывать больные места, а иногда даже умываться. При болезнях суставов можно смачивать бинт в святой воде и накладывать повязку (такие рекомендации могут давать священнослужители).


Святую воду можно не только пить для исцеления и общего благодатного освящения, использовать при добавлении в пищу. Существует традиция окропления святой водой домов и квартир. Именно эта используется священником для или иных предметов. Церковная практика не запрещает окроплять святой водой свои дома и , поэтому некоторые верующие люди иногда это делают.


Христианину необходимо бережно относиться к этому уникальному Божественному дару и хранить святую воду в подобающем месте, например, - рядом с .

Освящение жилья - это благодатный обряд, который нужно обязательно совершать верующему человеку. Это самая надежная защита от плохой и неблагоприятной энергетики. Господь направляет Свою благодать, призывая человека сделать шаг к нему навстречу.

Освящаем жилье

Дом или квартиру принято освящать после его постройки, после переезда, после окончания ремонта, или же, если произошли какие-то неблагоприятные события, например - ограбление, насилие, убийство или еще какое-то зло.

В случае, когда случилось осквернение жилища - пригласите священника, и он проведет процедуру освящения, призовет благодать Святого Духа, и Господь вновь посетит вас и вашу семью.

Как освятить жилье с помощью Батюшки

Считается, что только служитель Господу Богу может провести церемонию правильно. Все священники проходили таинство Священства и наделены божественными правами, позволяющими проводить церковные обряды. Но прежде, чем пригласить Батюшку, верующему человеку необходимо подготовиться:

Перед началом священник наносит изображение креста на каждую из четырех стен. Во время таинства читает Евангелие, помазует кресты елеем и все помещение окропляет святой водой. По окончании читается проповедь для всех присутствующих.

Провести ритуал освящения можно в любой день, когда будет удобно вам и Батюшке, продолжительность чина 30-60 минут.

Если в благодарность вы хотите сделать пожертвование, то в ближайшем храме можете узнать общепринятый размер жертвы или внести вклад по вашим возможностям.

Присутствие в вашем доме священнослужителя - великое благо!

При вхождении его в дом попросите благословение, а по окончании обряда пообщайтесь в спокойной обстановке на духовные темы, задайте имеющиеся вопросы, попросите помощи в решении внутренних проблем.

После освящения желательно отказаться от азартных игр, курения, распития спиртных напитков, скандалов и тому подобного. А лучше регулярно молиться, зажигать свечи, слушать церковную музыку и читать духовную литературу.

Еще церковь советует регулярно окроплять комнаты святой водой с призыванием имени Господа, чтобы сохранить чистоту жилища.

Чистка квартиры церковной свечой и святой водой: как освятить самостоятельно

Если пригласить в дом священника нет возможности, можно попробовать самостоятельно проделать ритуал освящения святой водой. Чтобы все удалось, необходимо накануне зайти в церковь и получить благословение. Можно самостоятельно провести обряд. Для обряда потребуется:

  • молитвослов;
  • иконы;
  • чаша со святой водой.

Если у вас чего-то из этого списка нет, нужно купить в церковной лавке.

Начинать надо с красного угла - это угол в главной комнате, расположенный по диагонали от входа, по правилам там должен располагаться иконостас. Если иконостаса нет, поместите туда хотя бы одну икону.

Чашу со святой водой нужно взять в левую руку, а правой рукой со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» разбрызгайте воду на угол крестообразно и двигайтесь дальше, обходя все комнаты по часовой стрелке и окропляя стены, потолки и все углы.

После чего таким же образом обойдите кухню, прихожую. В ванной комнате окропите только стены, в туалете ничего делать нельзя.

При этом читаются следующие молитвы:

Перед началом - Молитва на благословение дела, во время - «Отче наш», «Да воскреснет Бог» или 90 псалом, еще можно читать «Да воскреснет Бог…»,

Обойдя все комнаты, прочитайте молитву Животворящему Кресту и Благодарственные молитвы.

Обратите внимание на следующее:

Если все это присутствует в жизни людей, то им проще будет сохранить в чистоте не только свое жилище, но и сердце и душу.

Молитвы, которые читают во время освящения

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, окроплением воды сея священныя в бегство, да обратится всякое лукавое бесовское действо, аминь».

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (3 раза с поклонами)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, Да приидет Царствие Твое, Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь

Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякаго зла избави, яко един всесилен и Человеколюбец. Скорый в заступление и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих произведи: вся бо елика хощеши, яко Сильный Бог, творити можеши. Аминь.

Молитва Животворящему Кресту

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Благодарственные молитвы

Тропарь, глас 4

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Кондак, глас 3

Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.Аминь.

Богородичен

Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.

Если человек освятил свое место жительства - это не значит, что все проблемы решены, он освободился от грехов, и это надолго. Нет, все мы люди грешные и порой, даже не задумываясь, делаем не самые правильные вещи. Но в том доме, где стены окроплены святой водицей, и очищены огнем церковной свечи, даже дышится легче, а живущие в нем болеют меньше, и живут дружнее. Ведь проведя такой ритуал, вы становитесь ближе к Богу и вверяете ему свой кров для сохранения в нем мира и покоя.

Данная статья содержит: окропление жилища святой водой молитва - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Если вы собираетесь окропить жилище, то перед этим нужно прибрать в доме, вымыть все полы, вытереть пыль, убрать все лишние предметы. Как правильно окропить святой водой? В комнатах не должно быть беспорядка. Не задергивайте шторами окна – чем больше света будет в доме, тем лучше. Окроплять жилище предпочтительнее в воскресенье. Только уборку в воскресенье делать не стоит. Хорошо бы в этот день сходить в храм и взять благословение у священника. Кропить можно и без благословения; просто благословение и молитва очистят вашу душу, и все пройдет как надо.

Итак, как правильно окропить святой водой? Вымойте руки, налейте немного святой воды в чистую мисочку. Ни в коем случае не берите миску, к которой прикасались животные! А лучше купите новую миску, и используйте ее только для святой воды. Перед окроплением дома нужно прочитать молитву на благословение дела.

Молитва на благословение дела

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякаго зла избави, яко един всесилен и Человеколюбец. Скорый в заступление и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих произведи: вся бо елика хощеши, яко Сильный Бог, творити можеши. Аминь.

Начинать окропление нужно с красного угла. Красный угол – это угол в центральной комнате, располагающийся по диагонали от входа. Там должен находиться иконостас, или хотя бы одна икона. Встаньте перед этим углом, зачерпните правой рукой немного святой воды и крестообразно обрызгайте угол со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Обойдите комнату по часовой стрелке и таким же образом окропите все углы, стены, пол и потолок. Старайтесь не наступать на капли воды, упавшие на пол: святыня не должна быть попираема. Правильнее всего будет, если вы снимете обувь и останетесь босиком. После окропления комнаты прочтите молитву Животворящему Кресту.

Молитва Животворящему Кресту

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Точно так же окропите все остальные комнаты, кухню и прихожую. В ванной обрызгайте только углы. Туалет кропить святой водой нельзя. После того, как окропите всю квартиру, прочитайте молитву Священномученику Власию, епископу Севастийскому.

Молитва Священномученику Власию, епископу Севастийскому

Священия помазанием и мучения кровию украсился еси, славне Власие, сияеши всюду, в Вышних ликуя и нас назирая, в храм твой пришедшия и в нем тебе непрестанно зовущия: всех нас соблюди. Преблаженне и приснопамятне священномучениче Власие, дивный страдальче и предстателю наш теплый, по отшествии твоем в жизнь вечную призывающим твое святое имя пособствовати и во всяких прошениях услышанным быти обещавый! Се, ныне к тебе угоднику Божию, яко ко истинному ходатаю спасения, притекаем и смиренно молимся: предстани нам в помощь, узами грехов связанным, подвигнися на всемощныя твоя к Богу молитвы и помолися о нас, грешных: тя бо, недостойнии, призывати на заступление дерзаем, и желаем от всех грехов наших тобою свобождение получити. О святче Божий Власие! В сокрушении и смирении сердца нашего пред тобою припадаем и молимся: осияй нас, омраченных наветы вражиими, светом благодати свыше, да в нем ходяще, не преткнем о камень ног наших. Тя, яко сосуд в честь избранный и исполненный благодати Божия, молим: сподоби нас, грешных, от исполнения твоего желаемое прияти, и исцели наша душевныя и телесныя язвы, грехом же нашим прощение и душевному и телесному нашему здравию спасение полезное у Господа испроси, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство о душах и телесех наших, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  • Как окропить дом святой водой
  • Как правильно использовать святую воду
  • Черная кошка: приметы и суеверия
  • как осветить дом
  • святая вода, емкость для кропления

Ученые научным методом доказали, что освященная вода несколько меняет свои качества. После благодатного освящения она обладает целительными свойствами, что было замечено христианами еще с первых веков.

Самым распространенным употреблением святой воды является ее прием внутрь. Святую воду можно пить в различных болезнях и недугах. При этом необходимо знать, что святая вода обязательно должна приниматься с молитвой и благоговением. Есть рекомендации, что пить святую воду желательно натощак. Однако никто не запрещает употреблять эту великую святыню и вечером, когда уже были несколько приемов пищи.

Когда человек утром принимает святую просфору, антидор или иную святыню, то рекомендуется запивать святой водой с благоговением и молитвой.

Существует практика добавления святой воды в еду. Это делается для благодатного освящения пищи. Правда, необходимо добавлять столько, чтобы это не навредило самому блюду.

Кроме того, что святую воду можно пить в болезнях, ей рекомендуют помазывать больные места, а иногда даже умываться. При болезнях суставов можно смачивать бинт в святой воде и накладывать повязку (такие рекомендации могут давать священнослужители).

Святую воду можно не только пить для исцеления и общего благодатного освящения, использовать при добавлении в пищу. Существует традиция окропления святой водой домов и квартир. Именно эта святыня используется священником для освящения жилища или иных предметов. Церковная практика не запрещает окроплять святой водой свои дома и квартиры, поэтому некоторые верующие люди иногда это делают.

Христианину необходимо бережно относиться к этому уникальному Божественному дару и хранить святую воду в подобающем месте, например, – рядом с иконами.

Окропление святой водой для защиты

Окропление святой водой для защиты.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от cлoвece мятежна.

Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,

От вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго.

Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится,

Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.

Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему,

Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.

На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою,

На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.

Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его,

Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Пою и разумею в пути непорочне; когда приидеши ко мне?

Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего.

Не предлагах пред очима моима вещь законопреступную; творящыя преступление возненавидех.

Не прильпе мне сердце строптиво; уклоняющагося от мене лукаваго не познах.

Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях; гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядях.

Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною; ходяй по пути непорочну, сей ми служаше.

Не живяше посреде дому моего творяй гордыню; глаголяй неправедная не исправляше пред oчима моима.

Во утрия избивах вся грешныя земли, еже потребити от града Господня вся делающыя беззаконие.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй. Благослови.

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» .

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Благословляется и освящается вещь сия (при этом называем вещь) окроплением воды сия священныя во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Окропление жилища святой водой молитва

Последование молитв на окропление мирянином жилища святой водой

  • Jul. 22nd, 2012 at 3:43 PM

Однако, 90-й псалом - не единственное, что может быть прочитано мирянином при окроплении жилища: ниже приводится последование молитв, составленное на основе "Чина благословения дома священником " и приближенное к нему настолько, насколько это возможно для мирянина.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу [поклон].

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему [поклон].

Живы́й въ пóмощи вы́шняго, въ крóвѣ Бóга небéснаго водвори́тся, речéтъ Гóсподеви: застýпникъ мóй еси́ и прибѣ́жище моé, Бóгъ мóй, и уповáю на негó. Я́ко тóй избáвитъ тя́ от сѣ́ти лóвчи и от словесé мятéжна: плещмá свои́ма осѣни́тъ тя́, и подъ крилѣ́ егó надѣ́ешися: орýжiемъ обы́детъ тя́ и́стина егó. Не убои́шися от стрáха нощнáго, от стрѣлы́ летя́щiя во дни́, от вéщи во тмѣ́ преходя́щiя, от сря́ща и бѣ́са полýденнаго. Падéтъ от страны́ твоея́ ты́сяща, и тмá одеснýю тебé, къ тебѣ́ же не прибли́жится: обáче очи́ма твои́ма смóтриши и воздая́нiе грѣ́шниковъ ýзриши. Я́ко ты́, Гóсподи, уповáнiе моé: вы́шняго положи́лъ еси́ прибѣ́жище твоé. Не прiи́детъ къ тебѣ́ злó, и рáна не прибли́жится тѣлеси́ твоемý: я́ко áнгеломъ свои́мъ заповѣ́сть о тебѣ́, сохрани́ти тя́ во всѣ́хъ путéхъ твои́хъ. На рукáхъ вóзмутъ тя́, да не когдá преткнéши о кáмень нóгу твою́: на áспида и васили́ска настýпиши, и поперéши львá и змíя. Я́ко на мя́ уповá, и избáвлю и́: покры́ю и́, я́ко познá и́мя моé. Воззовéтъ ко мнѣ́, и услы́шу егó: съ ни́мъ éсмь въ скóрби, измý егó и прослáвлю егó: долготóю днíй испóлню егó и явлю́ емý спасéнiе моé.

И вшéдъ прохождáше иерихóнъ. И сé мýжъ нарицáемый закхéй, и сéй бѣ́ стáрѣй мытарéмъ, и тóй бѣ́ богáтъ: и искáше ви́дѣти Иисýса, ктó éсть, и не можáше от нарóда, я́ко вóзрастомъ мáлъ бѣ́: и предитéкъ, возлѣ́зе на я́годичину, да ви́дитъ, я́ко хотя́ше ми́мо ея́ проити́. И я́ко прiи́де на мѣ́сто, воззрѣ́въ Иисýсъ ви́дѣ егó, и речé къ немý: закхéе, потщáвся слѣ́зи: днéсь бо въ домý твоéмъ подобáетъ ми́ бы́ти. И потщáвся слѣ́зе, и прiя́тъ егó рáдуяся. И ви́дѣвше вси́ роптáху, глагóлюще, я́ко ко грѣ́шну мýжу вни́де витáти. Стáвъ же закхéй речé ко Гóсподу: сé пóлъ имѣ́нiя моегó, Гóсподи, дáмъ ни́щымъ: и áще когó чи́мъ оби́дѣхъ, возвращý четвери́цею. Речé же къ немý Иисýсъ: я́ко днéсь спасéнiе дóму семý бы́сть, занé и сéй сы́нъ Авраáмль éсть: прiи́де бо Сы́нъ человѣ́чь взыскáти и спасти́ поги́бшаго.

Ми́лость и сýдъ воспою́ тебѣ́, Гóсподи: пою́ и разумѣ́ю въ пути́ непорóчнѣ: когдá прiи́деши ко мнѣ́? прехождáхъ въ незлóбiи сéрдца моегó посредѣ́ дóму моегó. Не предлагáхъ предъ очи́ма мои́ма вéщь законопрестýпную: творя́щыя преступлéнiе возненави́дѣхъ: не прильпé мнѣ́ сéрдце стропти́во: уклоня́ющагося от менé лукáваго не познáхъ. Оклеветáющаго тáй и́скренняго своегó, сегó изгоня́хъ: гóрдымъ óкомъ и несы́тымъ сéрдцемъ, съ си́мъ не ядя́хъ. О́чи мои́ на вѣ́рныя земли́, посаждáти я́ со мнóю: ходя́й по пути́ непорóчну, сéй ми́ служáше. Не живя́ше посредѣ́ дóму моегó творя́й горды́ню: глагóляй непрáведная не исправля́ше предъ очи́ма мои́ма. Воýтрiя избивáхъ вся́ грѣ́шныя земли́, éже потреби́ти от грáда Госпóдня вся́ дѣ́лающыя беззакóнiе.

Молитва при окроплении дома святой и крещенской водой

По церковной традиции все православные христиане в крещенский сочельник после великого водоосвящения окропляют крещенской водой свои дома при пении или чтении тропаря праздника:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,

Троическое явися поклонение:

Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,

Возлюбленнаго Тя Сына именуя,

И Дух в виде голубине

Извествоваше словесе утверждение.

Явлейся, Христе Боже,

И мир просвещей, слава Тебе.

Но и в другое время полезно окроплять свое жилище святой водой. При окроплении читается следующая молитва честному кресту:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой честный на прогнание всякаго супостата. О пречестный и животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Приход храма Михаила Архангела г. Иркутск

официальный сайт

Все о святой воде.

Приближаются праздники Богоявления и Крещения Господня. Храм наполнится большим количеством людей, желающих унести с собой освященную воду. Все ли мы знаем о такой святыне? Чтобы разъяснить тем кто незнаком, или пополнить знания давнишних прихожан, мы решили создать отдельную страничку на нашем сайте.

Святая вода в православии

Вода… Влага, несущая жизнь, и стихия, сметающая все на своем пути. Вода благословения и потопа. Какие виды святой воды существуют в православной христианской традиции и для чего они нужны?

Вода – один из древнейших религиозных символов. В Священном Писании она занимает ключевое место. Водой называется неоформленная материя в самом начале творения мира: после того как Бог «в начале» сотворил небо и землю, «Дух Божий носился над водою». Из воды же, согласно библейскому рассказу о творении мира, появляются первые живые существа: пресмыкающиеся и рыбы. В жизни человека, сотворенного «из праха земного», вода тоже играет очень важную роль.

Человек – часть этого мира. Принадлежа душой к миру небесному, духовному, своим телом человек всецело принадлежит миру материальному, - миру, в котором так важна вода, которая присутствует везде, где встречается жизнь любом ее проявлении. Поэтому первый аспект религиозной символики воды – это вода как начало, несущее жизнь.

Но вода может стать и грозной стихией, стать символом разрушения и смерти. Таинственная черная глубина воды способна убить и уничтожить, стереть с лица земли города и цивилизации, стать образом иррациональной и неуправляемой стихии. Первый человеческий мир, как рассказывает первая книга Библии, погиб в водах потопа. Такой способ избрал Бог, чтобы уничтожить мир, в котором зло стало абсолютно преобладать над добром. Не знак ли это того, что когда человек живет во зле, сам мир, созданный Богом для того чтобы быть в гармонии с человеком, восстает против своего «повелителя»? Христиане веруют, что грехопадение первых людей повредило не только самому человеку, но внесло дисбаланс во все мироздание: образ отношения людей друг с другом и с миром стал иным, не таким, каким задумал его Бог. И теперь вода, некогда бывшая началом жизни, становится стихией, несущей смерть.

Но став разрушительной, вода как символ приобретает еще одно измерение: она очищает. Воды потопа по велению Божию очистили мир от тотального засилья греха. Чистота, возрождение и обновление – третий аспект символики воды в библейской культуре. Вода смывает грязь, очищает тело, одежду и жилище. Эта символика воды – основанная на ее самых естественных свойствах - пронизывает всю Библию.

Вода как начало жизни, как символ суда и смерти, как средство очищения – три эти основные измерения воды как религиозного символа связаны с тремя основными акцентами христианской веры: творение, грехопадение, искупление. Весь мир, вода как его часть, человек как его «венец» - сотворены Богом изначально добрыми, «благими» в своей сущности. Но та же материя, «добрая» в своей основе, послужила орудием падения человека, что привело его к рабству греху и смерти. Но во Христе – Боге воплотившемся – и Его властью вещество может снова стать символом Божия присутствия и Его славы, стать материей таинства, соединяющего человека с Богом.

Каждый раз, когда совершается крещение, происходит так называемое великое освящение воды. Оно же совершается в канун и праздник Крещения Господня. Молитвы, которые читаются во время этого чина, - это торжество хвалы и благодарения, обращенное к Богу от лица всего мира. Слишком узко рассматривать освящение воды как «сакрализацию» некоторого количества вещества. Из читаемых молитв видно, что замысел авторов, написавших эти слова много столетий назад, - в том, чтобы вновь сделать воду способной стать явлением и присутствием силы и любви Божией в этом падшем, но искупленном мире.

Благодарственные слова молитвы великого водоосвящения делают нас свидетелями творения, возвращают нас к самым истокам жизни. А способный благодарить, человек становится свободным по отношению как к Богу, так и к миру.

«Покажи эту воду водой обновления, водой освящения, очищением плоти и духа, ослаблением уз, оставлением прегрешений, просвещением душ, банею вечной жизни, обновлением духа, даром усыновления, одеждой нетления, источником жизни…», - молится священник. Любое освящение, совершаемое Церковью, никогда не является видимым, «физическим» чудом, своего рода превращением, которое можно «пощупать» и доказать. Можно ли провести какие-то лабораторные анализы или исследования, которые «докажут» некоторые изменения вещества, или нет – не должно волновать верующего. Можно даже сказать, что ожидание или поиски подобных «изменений» часто рассматривались Церковью как богохульство и грех. Ведь не для того пришел Христос, чтобы «естественную материю» заменить какой-то «сверхъестественной», или «освященной». Сын Божий воплотился для того, чтобы открыть нам путь к соединению с Богом. И Он возвращает материи ее изначальное свойство – служить средством такого единения. Таким образом, вода крещения – вода великого освящения – является святой, то есть становится местом присутствия Христа и Святого Духа.

Кроме чина великого водоосвящения, совершаемого очень редко (вода, оставшаяся при совершении таинства крещения, далее не используется), в церковной традиции сложился и чин «малого водосвятия», который во многих храмах служится довольно часто, порой даже каждое воскресенье. Этот чин основан на иной идее освящения. Если великое освящение воды, о котором речь шла выше – это освящение прежде всего и преимущественно через саму молитву, то в малом водосвятии ключевую роль играет погружаемый в воду предмет – крест как образ Креста Христова. Причем вещество, из которого этот крест изготовлен, не имеет никакого значения: важно, что этот крест – святыня как символ победы Иисуса Христа над смертью.

Церковная традиция, таким образом, знает два способа освящения: через непосредственно молитву и через соприкосновение с чем-либо, что уже освящено.

Освящение через соприкосновение применяется и по отношению к крещенской воде. Священники часто советуют долить немного святой воды в сосуд с питьевой водой, чтобы освятить ее. Вода, освященная таким образом, употребляется верующими наравне с первой, бывшей «источником» освящения.

В древности же воду могли освящать, не только погружая в нее крест или доливая святой воды. Известен чин «омовения мощей» - по сути тот же чин малого водоосвящения, но погружали при этом в воду не крест, а часть мощей святого угодника. В XVII веке этот чин совершали в Великую Пятницу перед Пасхой в московском Кремле, а потом постепенно он оказался вытеснен обычным теперь способом малого водосвятия.

Освящение воды, как и вообще любое священнодействие, не является замкнутым в себе. Так, на литургии освящаются хлеб и вино для того, чтобы стать средством истинного единения с Богом. И вода освящается не для того, чтобы годами храниться в кладовке (хотя при многолетнем хранении она, как правило, не портится: приходилось встречать совершенно свежую святую крещенскую воду, простоявшую на полке шестнадцать лет!), но для того, чтобы ее употребляли, чтобы она могла являть собою отпущение грехов, избавление, спасение, освящение души и тела, для того, чтобы, как писал замечательный богослов ХХ века отец Александр Шмеман, «быть тем, чем предназначена быть вся материя: путем к конечной цели - обожению человека, познанию Бога и соединению с Ним».

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня - святая вода (по-гречески «агиасма» - «святыня»).

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

«Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, - нет.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.

Великое водоосвящение совершается дважды - в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

По верованию Церкви, агиасма - не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, - говорил затворник Георгий Задонский, - тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Почему Церковь молится о водных источниках

«Главное из всех потребностей для жизни человека - вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред» (Сир. 39, 32-33).

«…Какой дар столько необходим для нас, как вода? - говорит священномученик Ипполит Римский. - Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья… Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда Прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая; «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс. 148,4).

И Церковь пламенной молитвой взывает к Господу о вызывании из недр земли воды сладкой и обильной.

В колодце, копание которого совершается по особым молитвам священника, - не простая вода: уже «копание кладезя» освящается особым чинопоследованием.

«Даруй нам воду на сем месте, сладкую же и вкусну, довольну убо к потребе, не вредительную же убо ко приятию…» - молится священник и первый начинает рыть колодец.

Над выкопанным колодцем опять совершается особое моление: «Зиждителю вод и Содетелю всех… Ты Сам освяти воду сию: поели на ню святую Твою силу на всякую сопротивную детель, и даждь всем приемлющим от нее, пития ради, или умовения ради, здравие души и тела, на изменение всякая страсти и всякого недуга: яко да будет исцеление воды и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю…»

Обыкновенная колодезная вода становится предметом культа и притом предметом чудотворным- «водой исцеления и покоя» .

Известно множество источников, колодцев, родников, где по молитвам святых изливается вода, имеющая большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской . Не только питие этой воды, но даже окунание в воды этих источников приносит множество исцелений и чудотворений.

Церковь всегда совершала и сейчас совершает освящение вод общественных источников, рек, озер. Эта вода попадает и в водохранилища, а затем - в водопроводы, в наши квартиры.

Можно утверждать, что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена, духовно оплодотворена молитвой, облагодатствована и, следственно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли.

Если бы мы всегда поступали так, как учит нас Церковь и Слово Божие, тогда благодатные дары Святаго Духа постоянно изливались бы на нас, тогда каждый источник был бы для нас источником исцеления от недугов телесных и душевных, каждая чаша воды служила бы очищением и просвещением, «водой исцеления и покоя» , святой водой .

Но так не происходит. От воды заболевают, вода становится опасной, смертоносной и разрушительной стихией. Да что вода из крана - и святая вода нам не помогает!

Неужели молитвы Церкви бессильны?

Когда Бог намеревался наказать первый мир водой, тогда Он говорил Ною: «конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли… Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт. 6, 13. 17). Эти слова можно применить и к нашим дням. Не стоит удивляться, что вода не исцеляет, не приносит пользы. Что здесь удивительного, когда главнейшее таинство - Евхаристия, принятие Тела и Крови Господней,- многим служит не во спасение, а в осуждение…

«Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11,29).

Чудеса, исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божий и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. Род лукавый и прелюбодейный , - говорил Спаситель о своих неверующих современниках, - ищет знамения; и знамение не дастся ему .

Чтобы святая вода принесла пользу - будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний. И при каждом прикосновении к святой воде, будем возносить в уме и в сердце эту молитву.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Молитвы при окроплении дома святой водой

По церковной традиции все православные христиане в крещенский сочельник после великого водоосвящения окропляют крещенской водой свои дома при пении или чтении тропаря праздника Богоявления:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

Но и в другое время полезно окроплять свое жилище святой водой. Тогда при окроплении читается молитва Честному Кресту Господню:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь. Оценка 4.4 проголосовавших: 8

dmitri_obi в На святки не гадать надо, а квартиры освящать обязательно нужно крещенской водой!

На святки (завтра) буду окроплять(освящать)квартиру крещенской водой и читать молитву. Кропи святой водой на все четыре стороны и говори: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа окроплением воды сия священная в бегство да претворится все лукавое , бесовское действо . Аминь ».

Каждый хочет защитить свой дом от всех напастей. Сигнализация, железная дверь или решетки на окнах - защита от внешних врагов, но как быть с нематериальным, духовным, миром? Зависть, ненависть или откровенное желание навредить приносят иногда гораздо больший ущерб, чем, например, пожар. Как правильно защитить свой дом?

Православные

Жилище человека считалось священным пространством уже у древних людей. Поэтому его старались обустроить как некое подобие Космоса. Это делалось посредством ориентации жилища по сторонам света или через построение палатки, символизирующей небосвод с «осью мира» в центре, - рассказал руководитель отдела образования минской епархии протоиерей Александр Шимбалев. - У христиан жилище является священным, поскольку в нем живет семья - «малая Церковь». Так как цель христианской жизни в постоянном совершенствовании и стремлении к богоподобию, то и дом должен быть, соответственно чистым и красивым. Его не нужно захламлять лишними вещами, обвешивать непристойными изображениями или заставлять идолами и амулетами. Нужно помнить, что внешнее часто переходит во внутреннее.

Обряд освящения жилища существует с давних пор и состоит из псалмов, молитв и чтения Евангелия. Суть его заключается в том, что священник просит Божьего благословения на мирное и благополучное проживание жильцов этого дома. Поэтому всякий дом принято освящать.

Дом подготавливается к освящению. По четырем сторонам света рисуются кресты, возле которых расставляются зажженные свечи. Сперва, после начальных молитв, читается 90-й псалом, во время которого совершается каждение дома. После этого, священник молится с просьбой, чтобы Господь сохранил живущих в доме людей от всякого зла, чтобы благословил их и жилище, посылая им духовные и земные блага на общую пользу. После молитв священник обходит весь дом и кропит его святой водой, изгоняя всякую нечистую силу, могущую в нем присутствовать. Затем священник обводит каждый из заранее приготовленных крестов освященным маслом, повторяя слова: «Благословляется дом сей помазанием святого елея сего во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь!» Далее, читается отрывок из Евангелия от Луки, в котором вспоминается, как Господь Иисус Христос посетил дом сборщика налогов Закхея, благословив его и направив на добрые дела. После этого священник читает молитвенное прошение о том, чтобы Господь послал Свое благословение на этот дом и людей, живущих в нем.

Жилище освящается один раз. Повторно можно освящать дом после ремонта. Однако в православной традиции есть обычай каждый год приглашать священника для благословения дома святой водой после праздника Крещения Господня.

и для кого не секрет, что мысли и чувства не исчезают и не рассеиваются в пространстве. Они имеют свойство скапливаться. Зачастую наш дом становится похожим на помойку, столько энергетической грязи в нем задержалось за определенное время. Скандалы, переживания, болезни и другие печальные события оставляют свой невидимый след, «захламляя» жилое пространство.

А после дома все идет не так, удача покидает жилище, да и домашние все больше раздражены, не хотят сосуществовать спокойно и радостно. Нет, они конечно любят и жалеют друг друга. Только раздражение все чаще прорывается наружу ссорами, обидами и иными неприятностями. Что же делать? – спросите вы.

Да ничего особого придумывать не надо. Все уже давно изобрели и нам завещали пользоваться многие поколения предков. Необходимо освятить жилое пространство, наполнить его благостью веры, святостью настоящей духовности. В первый раз желательно пригласить Батюшку. А уж потом, по надобности, можно самостоятельно освятить дом или квартиру, например, Крещенской водой.

Как освятить дом в первый раз с Батюшкой?

Необходимо сходить в Храм, пообщаться с духовным наставником. Не совсем верно прийти и «заказать» обряд. Такой подход к освящению жилища толку большого не принесет. Батюшка должен знать, почему вы пришли к мысли, что его помощь вам необходима. Необходима неспешная обстоятельная беседа, после которой вы вместе придете к выводу, что освящение дома необходимо.

Только после этого можно договориться о его визите. Сразу в дом Батюшку тащить не стоит. Помещение требуется подготовить. Необходима уборка, порядок. Да и с семьей посоветоваться нужно заранее. После всех приготовлений приглашайте священника и внимательно следите, что он станет делать. Потом сможете сами повторить.

Самостоятельное освещение дома

Принеся из Храма святой воды (можно использовать ), нужно подготовить дом. Он должен быть чисто убран, ничего лишнего не стоит оставлять на столах и другой мебели. Затем нужно набирать горстью или специальной кисточкой воду обрызгивать стены и углы. Движения производят крестообразно. При этом читаются молитвы. «Благодать Святаго Духа» и «Отче наш».

Важно помнить, что окропление святой водой – не самое главное. Без чистых мыслей ритуал освещения дома не имеет особой силы. Цели оно не достигает. А основной его смысл помочь создать в доме атмосферу спокойствия и одухотворенности. Священнослужители говорят, что делается это не механическим повторение обряда, а чистыми помыслами и святой молитвой.

Еще важно, чтобы все члены семьи высказали свое отношение к данному событию. Если есть противники, то им нельзя быть в помещении. Необходимо им предложить уйти из дому на некоторое время. Для того, чтобы энергетика ритуала сработала и закрепилась на стене нужно повесить Иконы. Во всяком случае, церковнослужители советуют, чтоб висела хотя бы одна – «Богородица».

Еще один очень действенный ритуал освящения дома — освящение огнем.

Возьмите церковную свечу в правую руку и обойдите по часовой стрелке каждую комнату, непрерывно читая «Отче наш». Вы увидите, что в углах — там где больше всего копится негативная энергетика свеча станет гореть сильнее, и даже потрескивать. Это признак того, что негатив сжигается, и пространство дома остается чистым.

Что делать после освящения дома или квартиры?

После освещения дома лучше всего помолиться всем вместе. Даже если в вашем семействе такое не принято. Возьмите на себя труд прочесть одну молитву вслух, для всех. Это может быть «Отче наш». Вы же освещением не как уборкой пользуетесь. Это очистка духовности вашего общего дома. Процедура требует усилий всех в нем живущих.

Программа – максимум, при этом, донести до всех домочадцев ценность добрых и гармоничных отношений, важность их постоянного поддерживания. А иначе через какое-то время череда ссор и скандалов опять зачастит в ваше гнездышко, приглашая по пути болезни и другие беды.

Само освещение квартиры можно повторять так часто, как вам хочется. Этот ритуал снимает даже . Если детям понравится, то не отказывайте им в этой «игре». Попутно рассказывайте, насколько важно любить и уважать друг друга.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры