Как влияет красота природы на человека. Сочинение в формате ЕГЭ по тексту Гавриила Троепольского (проблема влияния природы на человека)

Главная / Психология

Аргументы для сочинения по русскому языку.

Природа. Часть 2.

Проблема отношения к природе, животным, борьбы с миром природы, вмешательства в мир природы, красоты природы, влияния природы на характер человека.

Природа является источником вдохновения для человека, погружает его в детство, заставляет задуматься о жизни. В романе «Герой нашего времени М.Ю. Лермонтов так характеризует влияние природы на человека: «Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: всё приобретённое отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять».

Как нужно относиться к природе?

А.И. Куприн "Олеся"

В повести А.И. Куприна "Олеся" поведение главной героини является отличным примером того, как нужно относиться к миру природы. Девушка чувствовала, что лес живой, и потому ухаживала за ним и защищала каждого лесного обитателя от пагубного человеческого воздействия. Олеся понимала, что не все люди способны так чувствовать и сопереживать каждой травинке, каждому дереву, и потому делала все, что в её силах, чтобы помочь лесу, за что была награждена даром предвидения и исцеления.

Как человек влияет на природу?

Рэй Брэдбери “Марсианские хроники”

Люди часто потребительски относятся к природе: вырубают леса, осушают реки и озера, истребляют целые виды животных, никак не компенсируя последствия своих действий.
В романе Рэя Брэдбери “Марсианские хроники” в деталях описано влияние человека на мир природы. Загрязнив свою планету, превратив ее в огромные мегаполисы, люди стали осваивать далекий Марс, уже населенный жителями. Марсиане в этом отношении сильно отличаются от землян: они тесно связаны с природой своей планеты. Их дома наполовину состоят из живых природных образований, сами они активно пользуются в быту дарами своей природы. Их мирное существование нарушили жители планеты Земля. Начав заселение Марса, люди не только уничтожили всех марсиан, но и начали истреблять марсианскую культуру, насаждая свои правила новому миру.

Почему нужно бережно относиться к природе?

Герберт Уэллс "Война миров"

Природа – это дом человека. Все живое, что существует на планете Земля, связано между собой. Знаменитый английский писать Герберт Уэллс в своем романе “Война миров” показал природу спасительницей человечества. После начала войны с инопланетянами, люди находились на грани вымирания: пришельцы уничтожали землян, преобразовали земную поверхность, разрушили огромное количество городов. Люди не могли своим оружием противостоять такому врагу, и тогда им на помощь пришли бактерии и микробы, истребившие инопланетян. Сама планета не позволила захватчикам разрушить человеческую цивилизацию. Поэтому нужно относиться к миру природы бережно, поскольку не станет природы – исчезнет и сам человек.

Какова роль природы в русской культуре?



Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю. Воля – это отсутствие забот о завтрашнем дне, это беспечность, блаженная погруженность в настоящее.

Вспомните у Кольцова:

Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!

Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства. Притеснять человека – это лишать его пространства в прямом и переносном смысле этого слова.

И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле. Воля – это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны – как вздумается.

Русская лирическая протяжная песнь – в ней также есть тоска по простору. И поется она лучше всего вне дома, на воле, в поле.
Колокольный звон должен был быть слышен как можно дальше. Быстрая езда – это тоже стремление к простору.

Но то же особое отношение к простору и пространству видно и в былинах. Микула Селянинович идет за плугом из конца в конец поля. Вольге приходится его три дня нагонять на молодых бухарских жеребчиках.

Услыхали они в чистом поли пахаря,
Пахаря-пахарюшка.
Они по день ехали в чистом поли,
Пахаря не наехали,
И по другой день ехали с утра до вечера.
Пахаря не наехали,
И по третий день ехали с утра до вечера,
Пахаря и наехали.

Ощущение пространства есть и в зачинах к былинам, описывающих русскую природу, есть и в желаниях богатырей, Вольги например:

Похотелось Вольгй-то много мудрости:
Щукой-рыбою ходить Вольгй во синих мрях,
Птицею-соколом летать Вольгй под облака,
Волком и рыскать во чистых полях.
Даже описание теремов, которые строит «дружина хоробрая» Соловья Будимировича в саду у Забавы Путятичны, содержит этот же восторг перед огромностью природы.
Хорошо в теремах изукрашено:
На небе солнце – в тереме солнце;
На небе месяц – в тереме месяц;
На небе звезды – в тереме звезды;
На небе заря – в тереме заря
И вся красота поднебесная.

Восторг перед просторами присутствует уже и в древней русской литературе – в Начальной летописи, в «Слове о полку Игореве», в «Слове о погибели Русской земли», в «Житии Александра Невского», да почти в каждом произведении древнейшего периода XI-XIII веков. Всюду события либо охватывают огромные пространства, как в «Слове о полку Игореве», либо происходят среди огромных пространств с откликами в далеких странах, как в «Житии Александра Невского». Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека.

Проблема взаимоотношений человека и природы. Как взаимодействуют человек и природа?

Аргумент из книги Д.С. Лихачева "Письма о добром и прекрасном"

У природы есть своя культура. Поэтому отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры – плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием – сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры.

Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. Равновесие всюду свое и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью. На севере в России было больше «природы», а чем дальше на юг и ближе к степи, тем больше «человека».
Пейзаж России на всем ее богатырском пространстве как бы пульсирует, он то разряжается и становится более природным, то сгущается в деревнях, погостах и городах, становится более человеческим.
Старый русский город не противостоит природе. Он идет к природе через пригород. Сотни лет назад он прильнул огородами и садами к стенам города, к валу и рву, он прильнул и к окружающим полям и лесам, отобрав от них немного деревьев, немного огородов, немного воды в свои пруды и колодцы. И все это в приливах и отливах скрытых и явных ритмов – грядок, улиц, домов, бревнышек, плах мостовых и мостиков.

Что свойственно русскому пейзажу?

Аргумент из книги Д.С. Лихачева "Письма о добром и прекрасном"

В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, весна, зима – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжелых зимних облаков, и т. п.

В русской природе нет вечных, не меняющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение – в пределах года или суток.

Все эти изменения есть, конечно, и в других странах, но в России они как бы наиболее заметны благодаря русской живописи, начиная с Венецианова и Мартынова. В России континентальный климат, и этот континентальный климат создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Тютчевым, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин.

Но в России, в отличие от юга, особенно где-нибудь на берегах Белого моря или Белого озера, необыкновенно длинные вечера с закатным солнцем, которое создает на воле переливы красок, меняющиеся буквально в пятиминутные промежутки времени, целый «балет красок», и замечательные – длинные-длинные – восходы солнца. Бывают моменты (особенно весной), когда солнце «играет», точно его гранил опытный гранильщик. Белые ночи и «черные», темные дни в декабре создают не только многообразную гамму красок, но и чрезвычайно богатую палитру эмоциональную. И русская поэзия откликается на все это многообразие.

Характерная особенность русского пейзажа есть уже у Венецианова. Она есть и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени – черта, как бы соединяющая людей России с ее пейзажами.
Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации.

Поэтому если я говорю о том, что свойственно русскому пейзажу или русской поэзии, то эти же свойства, но, правда, в какой-то иной степени, свойственны и другим странам и народам. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а и для других. Они выясняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому должны быть понятны для других народов, они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у иных.

Трудно оценить значение природы в жизни человека. Она щедро дарит людям свои богатства, удивляет гордым величием и неповторимой красотой, вдохновляет. Природа учит нас быть человечными, гуманно относиться ко всему живому, противостоять любому проявлению зла и жестокости.

В тексте Г.Троепольского затрагивается проблема благотворного влияния природы на человека. Желтый лес, в котором «все горело и светило вместе с солнцем», где «было… легко… и весело», помог главному герою - охотнику по-настоящему испытать чувство боли «за всех убивающих бесполезно».

Наслаждаясь тишиной, любуясь красотой осеннего леса и работой верного четвероногого друга, Иван Иваныч чувствует себя счастливым, улыбается. И вдруг выстрел… Страшным и нелепым кажется он в лесу, где царствуют тишина и гармония. Обиженным эхом отозвался лес, он словно недоумевает: «испугались, вздрогнули» березы, «дубы охнули».

«Для тебя только, Бим», — старается найти оправдание своему поступку охотник, держа на ладони мертвого вальдшнепа. Но воспоминания о прошлом, об убитой вчера птице не дают успокоиться совести. С этого дня чувство жалости к животным и птицам с каждым днем укреплялось в душе Ивана Иваныча.

Человек очень виноват перед «братьями нашими меньшими». И вина эта лежит не только на браконьерах, равнодушно убивающих зверей ради собственной выгоды. Бесчеловечно поступают люди, выбрасывающие животных на улицу, оставляя их на произвол судьбы. К сожалению, подобное явление не является редкостью.

Невозможно представить природу без животных и птиц. Они не только приносят пользу, но и украшают нашу планету. Многим людям не мешает поучиться у них любви, верности и взаимопониманию.

С раннего детства нам известны произведения, рассказывающие о «человеческих» качествах «братьев наших меньших». До слез трогательным казался когда-то коротенький рассказ Л.Н. Толстого о дружбе льва и маленькой собачки. Удивлял героизм серого воробья, самоотверженно заслонявшего крохотным тельцем свое детище. Сам И.С. Тургенев, автор стихотворения в прозе «Воробей», признается, что «благоговел перед той маленькой… птицей, перед любовным ее порывом». Мы радовались за Митрашу, героя сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца», к которому пришла на помощь Травка, чуткая к добру собака мудрого лесника Антипыча.

Очень хочется, чтобы каждый человек научился ценить и чувствовать сердцем красоту и неповторимость окружающего нас мира природы, научился быть человечным. Может, для этого нужно чаще отправляться в желтый осенний лес, в котором, по мнению писателя Г. Троепольского, человек становится чище?

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Каждый понимает, что такое природа, но далеко не все задумываются о том, какова ее роль в нашей жизни и каково ее воздействие на мысли и чувства людей. Размышляя о том, насколько же сильна связь человека с окружающим его миром, Г.Н.Троепольский в предложенном тексте ставит проблему влияния природы на людей.

Сам автор глубоко неравнодушен к этой проблеме, поэтому он, пытаясь привлечь к ней внимание читателя, приводит эмоциональные рассуждения своего лирического героя о красоте осеннего леса. Убеждая читателя, что лес – это «кусочек счастья», писатель делает особый акцент на том, что именно среди природы человек может поразмышлять над действительно важными вещами, говоря, что лес является лучшим местом «для раздумий». Так, будучи убежденным в существовании неразрывной связи между человеком и природой, Г.Н.Троепольский приводит читателей к выводу о мощнейшем влиянии окружающего мира на людей.

Писатель уверен, что природа оказывает на человека очень сильное влияние, воздействуя на наши чувства, мысли и настроение, преображая и очищая души людей.

Проблема, поставленная Г.Н.Троепольским, волновала и многих других писателей, так, например, она нашла свое отражение в романе Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой романа Егор Полушкин – человек, как никто другой тонко чувствующий природу и связь с нею. Так, выйдя однажды ранним утром к берегу лесного озера, Егор особенно остро ощутил эту связь, и чувство «полного, почти торжественного спокойствия» охватило его, заставив забыть героя обо всех тяготах его «непутевой жизни». Таким образом, именно ощутив полную гармонию с природой, Егор Полушкин смог задуматься о по-настоящему важных вещах и почувствовать себя поистине счастливым.

Также эту проблему ставит и Л.Н.Толстой в своем романе «Война и мир», в котором на примере образа одного из главных героев Андрея Болконского писатель показывает читателям силу влияния природы на человека. Получив тяжелое ранение под Аустерлицем, Андрей лежит на поле боя и видит над собою только высокое небо, поразившее героя своим величием. Именно в этот момент, под влиянием красоты природы герой переосмысляет свои жизненные ценности, понимая, что «все пустое, все обман». Так, благодаря природе, А.Болконский смог разобраться в себе и обрести душевное равновесие и покой.

Подводя итог, можно сказать, что сила, с которой природа влияет на людей, действительно очень велика, так как именно под ее воздействием человек способен духовно очищаться и преображаться, погружаясь в глубокие раздумья о действительно важных вещах и становясь по-настоящему счастливым.

В приведённом для анализа тексте Борис Екимов поднимает актуальную для многих проблему влияния красоты природы на человека.

Природа - самое прекрасное, что есть на Земле. Её красота способна творить чудеса. Когда рассказчик видит картину, подаренную ему другом художником, он поневоле вспоминает об одном непогожем дне. Тогда герой внезапно нашёл куст вербы, гуляя по лесу. Автор описывает, как золотистый солнечный свет становится отчётливо виден: «Вербовый куст в ненастном пасмурном дне кротко сиял тёплым лампадным светом. Он светил, согревая вокруг себя землю, и воздух, и зябкий день». Читателям становится ясно, что память о том пасмурном, но ярком и запоминающемся дне будет греть душу рассказчика всю жизнь, ведь куст вербы был как огонёк, скрашивающий путь: «Их много на нашем пути, добрых знаков, тёплых дней и минут, которые помогают жить, раздвигая порой сумеречные, тернистые дни».

В русской литературе тема природы звучит часто, как и проблема её влияния на людей. Так, в романе Гончарова «Обломов», в главе про детство главного героя, автор описывает размеренную, неторопливую жизнь в Обломовке. Идеалом спокойствия там была природы: бесконечное голубое небо, леса, озёра. Люди жили в гармонии с природой, миром и самими собой. Их души очищались под воздействием красоты природы.

Нравственное чистотой, невероятной красотой природы восхищаются многие герои произведений Льва Николаевича Толстого, в том числе и Андрей Болконский из романа «Война и мир». Герой до определённого момента имеет лишь одну цель в жизни: прославиться в боях, быть таким же, как Наполеон, ведь Болконский боготворил идеи Бонопарта. Во время сражения князь Андрей бежит вперёд со знаменем в руке, так как он хочет, чтобы его заметили. Однако он получает ранение, которое стало переломным моментом в его жизни. Лёжа на земле без сил, Болконский смотрит на бесконечное небо и понимает, что кроме этого неба нет ничего, что все мирские заботы, в отличие от вечности, о которой напоминает небосвод, не имеют значения. Именно с этого момента, когда герой по-новому взглянул на природу, начинается его освобождение от наполеоновских идей, очищение его души.

Подводя итог, хочу сказать, что красота природы способна менять настроение человека, его образ мыслей, отношение ко всему окружающему.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры