Киевская Русь X-XII вв. Киевская русь в X-XI веках

Главная / Психология

Киевская Русь в XI веке

Своим мечом первые киевские князья очертили довольно широкий круг земель, политическим центром которых был Киев. Население этой территории было довольно пестрое; в состав его постепенно вошли не только все восточные славянские племена, но и некоторые из финских: чудь прибалтийская, весь белозерская, меря ростовская и мурома по нижней Оке. Среди этих инородческих племен рано появились русские города. Так среди прибалтийской чуди при Ярославе возник Юрьев (Дерпт), названный так по христианскому имени Ярослава; еще раньше являются правительственные русские средоточия среди финских племен на востоке, среди муромы, мори и веси, Муром, Ростов и Белозерск. Ярослав построил еще на берегу Волги город, названный по его княжескому имени Ярославлем. Русская территория, таким образом, простиралась от Ладожского озера до устьев реки Роси, правого притока Днепра, и Ворсклы, или Псла, левых притоков; с востока на запад она шла от устья Клязьмы, на которой при Владимире Мономахе возник город Владимир (Залесский), до области верховьев Западного Бута, где еще раньше, при Владимире Святом, возник другой город Владимир (Волынский). Страна древних хорватов Галиция была в X и XI вв. спорным краем, переходившим между Польшей и Русью из рук в руки. Нижнее течение реки Оки, которая была восточной границею Руси, и низовья южных рек Днепра, Восточного Буга и Днестра находились, по-видимому, вне власти киевского князя. В стороне Русь удерживала еще за собой старую колонию Тмуторокань, связь с которой поддерживалась водными путями по левым притокам Днепра и рекам Азовского моря.

Разноплеменное население, занимавшее всю эту территорию, вошло в состав великого княжества Киевского, или Русского государства. Но это Русское государство еще не было государством русского народа, потому что еще не существовало самого этого народа: к половине XI в. были готовы только этнографические элементы, из которых потом долгим и трудным процессом выработается русская народность. Все эти разноплеменные элементы пока были соединены чисто механически; связь нравственная, христианство распространялось медленно и не успело еще захватить даже всех славянских племен Русской земли: так, вятичи не были христианами еще в начале XII в.

Главной механической связью частей населения Русской земли была княжеская администрация с ее посадниками, данями и пошлинами. Во главе этой администрации стоял великий князь киевский. Нам уже известен характер его власти, как и ее происхождение: он вышел из среды тех варяжских викингов, вождей военно-промышленных компаний, которые стали появляться на Руси в IX в.; это был первоначально наемный вооруженный сторож Руси и ее торговли, ее степных торговых путей и заморских рынков, за что он получал корм с населения. Завоевания и столкновения с чуждыми политическими формами клали заимствованные черты на власть этих наемных военных сторожей и осложняли ее, сообщая ей характер верховной государственной власти: так, в X в. наши князья под хазарским влиянием любили величаться "каганами".

Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от Бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка. Высшим классом этого русского общества, с которым князь делил труды управления и защиты земли, была княжеская дружина. Она делилась на высшую и низшую: первая состояла из княжих мужей, или бояр, вторая из детских, или отроков; древнейшее собирательное название младшей дружины гридь или гридьба (скандинавское grid дворовая прислуга) заменилось потом словом двор или слуги. Эта дружина вместе со своим князем вышла, как мы знаем, из среды вооруженного купечества больших городов. В XI в. она еще не отличалась от этого купечества резкими чертами ни политическими, ни экономическими. Дружина княжества составляла, собственно, военный класс; но и большие торговые города были устроены по-военному, образовали каждый цельный организованный полк, называвшийся тысячей, которая подразделялась на сотни и десятки (батальоны и роты). Тысячей командовал выбиравшийся городом, а потом назначаемый князем тысяцкий, сотнями и десятками также выборные сотские и десятские. Эти выборные командиры составляли военное управление города и принадлежавшей ему области, военно-правительственную старшину, которая называется в летописи "старцами градскими". Городовые полки, точнее говоря, вооруженные города принимали постоянное участие в походах князя наравне с его дружиной. С другой стороны, дружина служила князю орудием управления: члены старшей дружины, бояре, составляли думу князя, его государственный совет. Но в этой дружинной или боярской думе сидели и "старцы градские", т.е. выборные военные власти города Киева, может быть, и других городов, тысяцкие и сотские. Так самый вопрос о принятии христианства был решен князем по совету с боярами и "старцами градскими". Эти старцы, или старейшины городские, являются об руку с князем, вместе с боярами, в делах управления, как и при всех придворных торжествах, образуя как бы земскую аристократию рядом с княжеской служилой. На княжий пир по случаю освящения церкви в Василеве в 996 г. званы были вместе с боярами и посадниками и "старейшины по всем градом". Точно так же по распоряжению Владимира на его воскресные пиры в Киеве положено было приходить боярам, гриди, сотским, десятским и всем нарочитым мужам. Но составляя военноправительственный класс, княжеская дружина в то же время оставалась еще во главе русского кузнечества, из которого выделилась, принимала деятельное участие в заморской торговле. Это русское купечество около половины X в. далеко еще не было славянорусским.

Первоначальным основанием сословного деления русского общества, может быть, еще до князей, служило, по-видимому, рабовладение. В некоторых статьях Русской Правды упоминается привилегированный класс, носящий древнее название огнищан, которое в других статьях заменено более поздним термином княжи мужи"", убийство огнищанина, как и княжа мужа, оплачивается двойною вирой. В древних памятниках славяно-русской письменности слово огнище является со значением челяди; следовательно, огнищане были рабовладельцы. Можно думать, что так назывался до князей высший класс населения в больших торговых городах Руси, торговавший преимущественно рабами. Но если княжеская дружина в XI в. еще не успела резко обособиться от городского купечества ни политически, ни экономически, то можно заметить между ними различие племенное.

В таких чертах представляется нам состояние Русской земли около половины XI в. С этого времени до исхода XII в., т.е. до конца первого периода нашей истории, политический и гражданский порядок, основания которого были положены старыми волостными городами и потом первыми киевскими князьями, получает дальнейшее развитие.

Заключение

Развитие общественных отношений у восточных славян приводило к формированию новых социальных организмов: союз образовывали племена, которые сами уже входили в племенной союз. Политическая организация таких суперсоюзов ("союзов союзов", "сверхсоюзов") заключала в себе ростки государственности уже в гораздо большей степени, чем предшествующие племенные союзы. Один из таких ранних союзов, который включал в себя разноэтничные лемена, возник на северо-западе Восточной Европы. Современные научные данные показывают, что игнорировать деятельность варяжских отрядов на Руси так же ошибочно, как и преувеличивать их значение. Оказав значительное влияние на становление княжеской власти, развитие культуры, варяги не принесли на Русь государственности, которая зарождалась в недрах древнерусского общества и прошла долгий путь развития.

Другой суперсоюз сформировался в Среднем Поднепровье. Во главе его были поляне, территориальным же ядром была "Русская земля" - треугольник, ограниченный Киевом, Черниговом и Переяславлем. Причиной образования этого суперсоюза, как, впрочем, и других суперсоюзов, была внешняя опасность, необходимость борьбы с внешними врагами - хазарами, печенегами, варягами. Процесс объединения союзов племен в Поднепровье начался еще до прихода иноземных князей. Однако появление здесь в 882 г. родственника Рюрика князя Олега стало дополнительным стимулом развития этого предгосударственного образования.

Укрепление суперсоюэа привело к активизации внешней политики и торговли. Русские торговые фактории появляются на территории могущественной Византийской империи. Но торговлей дело не ограничивалось - уже Олег совершил поход на далекий, манящий своими богатствами Царьград и достиг своей цели - взял великий город. Менее удачным был поход Игоря. Ольга же побывала в Византии с "дружественным визитом". Однако ее сын Святослас вел напряженную борьбу с сильным соседом. Военные походы занимали все время этого воинственного князя. Он разгромил Хазарский каганат, нанес поражение народам Северного Кавказа ("ясов победи и касогов"), а затем пошел на Дунай, где и вступил в борьбу с Византией. Но Византия - мастер дипломатических интриг - сумела использовать против Руси кочевников - печенегов, которые впервые упоминаются в русской летописи под 915 г. Возвращаясь домой, Святослав пал от рук печенегов.

Для того чтобы понять суть тех сдвигов, которые начинаются в это время в древнерусском обществе, надо обратить внимание на такое интереснейшее явление, как древнерусский город.

Города возникают в VIII-IХ вв. как центры племен и союзов племен, выполнявшие различные социальные функции. Они были средоточиями ремесла и торговли, но все-таки важнейшими были политическая и оборонительная функции, в них находились главные религиозные святыни и кладбища ("капища" и "требища"). В основе социального устройства городов лежала община. Древнейшие города и возникали в результате общинного синойкизма - слияния нескольких общинных поселений. Уже от древнейшего периода до нас дошли сведения о высоком статусе города, о правительственных функциях русских городов - Киева, Чернигова, Новгорода, Полоцка и др. В IX-Х вв. Городская община была еще родовой, так как и само общество переживало высший этап развития родоплеменного строя. В конце X-начале XI вв. происходит перестройка общества на территориальных началах, родовую общину сменяет территориальная. Процесс этот нашел отражение и в истории городской общины, которая сама становится территориальной, формируется кончанско-сотенная система.

Территориальное деление и государственное устройство Руси в 11-м в.

В 10-м в. началось объединение разрозненных славянских племен в единое государство, выделился административный центр - Киев. В 11-м в. этот процесс получил новый виток развития: государство, сформированное из бывших племен, все больше соединялось под властью центра и киевского князя, территории Руси значительно расширялись, управление стало более централизованным, начала выделяться верхушка общества. Хотя Русь больше не была союзом племен, а стала уже по-настоящему цельным государством, население Руси все еще было достаточно пестрым - в его состав входили не только славянские племена, но также финны и прибалты.

Русская территория в 11-м в. простиралась от Ладожского озера до устья реки Роси, а также от правобережного Днепра до реки Клязьмы (там был основан г. Владимир-Залесский и позднее княжество) и до верховья Западного бута (г. Владимир-Волынский и Волынское княжество). Русь также сохранила за собой территории Тмутаракани. Сложная ситуация была с Галицией, где проживали хорваты: эти территории постоянно переходили из-под влияния Польши под влияние Руси и обратно. Однако в целом Русь постепенно расширялась и представляла собой довольно мощное государство.

Хотя разноплановое и этнически пестрое население вошло в состав Киевской Руси, русский этнос сам по себе пока только начал формироваться и окончательно не отделился: племена уже начали смешиваться друг с другом, но пока устойчивых этнических признаков не было. Кроме того, в некоторых частях государства все еще жили племена, которые не очень охотно отходили от собственных традиций и верований и не желали сливаться с традициями, которые навязывала Русь. Большая часть Руси начала культурно объединяться под влиянием христианства, но все еще оставалось довольно много язычников. Процесс перехода к новой религии завершился лишь в 12-м в.

Главным механизмом объединения земель была государственная власть и администрация. Главой государства считался великий киевский князь, ему подчинялись местные князья и управители. Постепенно начинали формироваться и прочие государственные органы, такие как - народный совет, сход. Древняя Русь находилась на стадии формирования целостного государства с крепкой системой управления.

Религия и общество Древней Руси в 11-м в.

В 988 г. произошло Крещение Руси , Русь приняла христианство. Это важное событие оказало огромное влияние на все, что происходило с народом в дальнейшем. Вместе с христианством и христианской идеологией, моралью начали появляться новые типы общественных отношений, новые веяния, церковь стала политической силой. Князь становился не просто управителем, но наместником Божьим, что значило, что он должен заботиться не только о политической жизни, но и о духовности и нравственности своего народа.

У князя появляется своя дружина, которая служит для его охраны, однако постепенно ее функции начинают расширяться. Дружина делится на высшую (бояре) и низшую (отроки). Именно дружина в дальнейшем составит основу нового слоя общества - высшего слоя, обладающего определенными привилегиями. Начинается процесс расслоения в обществе, появления знати, деления на богатых и бедных. Именно в 11-м в. с развитием экономических и торговых отношений и ростом числа знати начинают формироваться основные принципы феодального строя, который уже в 12-м в. прочно утвердится как основной государственный строй.

Культура Руси в 11 в.

В культуре и архитектуре, как и в других сферах жизни, также начинается новый виток развития, связанный с христианизацией. В живописи начали появляться библейские мотивы, зарождается русская иконопись. Начинается также активное строительство церквей - именно в этот период был построен знаменитый Софийский собор в Киеве. На Руси начинает активно распространяться грамота, образование и просвещение, строятся школы.

Основные события 11-го в. на Руси

  • 1017-1037 гг. - строительство укреплений вокруг Киева, строительство Софийского собора;
  • 1019 г. - великим князем становится Ярослав Мудрый ;
  • 1036 г. - ряд успешных походов Ярослава против печенегов;
  • 1043 г. - последнее вооруженное столкновение между Русью и Византией;
  • 1095 г. - основание Переяславля-Залесского;
  • 1096 г. - первое упоминание о Рязани в летописях;
  • 1097 г. - Любечский съезд князей.

Итоги 11-го в. на Руси

В целом 11-й в. стал достаточно успешным для развития Руси. Страна продолжала процесс объединения, начали формироваться государственные органы, централизованное самоуправление. Несмотря на постоянные , начали развиваться города и волости, которые хотели быть независимыми от Киева. Начался экономический рост. Принятие христианства также имеет важное значение для объединения людей на основе единой культуры и единой духовности. Страна развивается, формируется не только русское государство, но и русский народ.

Утверждение на киевском престоле Ярослава Мудрого и общая характеристика его правления. После смерти князя Владимира Святославовича в 1015 г., в Киевской Руси разразилась очередная борьба за власть между его сыновьями. В новой междоусобице погибли два младших сына Владимира, рожденных от христианского брака с принцессой Анной, Борис и Глеб . Согласно летописи они были убиты по приказу Святополка «Окаянного» , пытавшегося захватить власть в Киеве. После смерти братьев главным политическим конкурентом Святополка оставался Ярослав Владимирович , управлявший в то время новгородскими землями в качестве князя-наместника. Война между ними (1016 – 1018) завершилась окончательной победой Ярослава, который и стал новым великим киевским князем. Однако до 1036 г. Ярославу приходилось делить власть в Киевской Руси с братом Мстиславом Тмутараканским, также предъявившим свои претензии на великокняжеский стол в 1023 г. Согласно договору, заключенному между князьями Русь фактически делилась на две части. Лишь после смерти Мстислава Ярослав вновь сумел объединить все русские земли под своей властью.

Время правления Ярослава (1019 – 1054), получившего прозвище Мудрый, в исторической науке определяют как расцвет Киевской Руси. Действительно при Ярославе Мудром, который во многом продолжал политику отца, направленную на укрепление княжеской власти, расширение границ государства, динамично развивались экономика и культура страны, изменялась и усложнялась общественная жизнь. В 30-е гг. XI в. на Руси появляется первый письменный свод законов – «Русская правда».

В 1036 г. войска Ярослава нанесли сокрушительное поражение печенегам, после которого они так и не смогли оправиться. Это стабилизировало положение на южных границах Руси. В честь этого события по приказу князя был заложен собор Святой Софии, названный также как и главный византийский собор. При Ярославе Мудром активно расстраивается Киев, ставший действительным политическим, социально-экономическим и культурным центром Древнерусского государства. По мнению современников, Киев в XI в. вполне мог конкурировать по красоте и величию со столицей Византии Константинополем. Ярослав основывал и новые города: на Волге – Ярославль, на территории современной Прибалтики – Юрьев (нынешний Тарту).

Великий киевский князь уделял много внимания развитию русской культуры, распространению грамотности в Киевском государстве. На Руси появляются сначала церковные, а затем и светские школы. В XI в. в стране зарождается летописание, именно в это время создается Древнейший летописный свод. С конца X-XI вв. начинается история Русской православной церкви и строительство ее социальной организации. Особенно активно этот процесс развивался в княжение Ярослава Мудрого. Изначально русская церковь зависела от константинопольского патриарха. Первым русским по происхождению митрополитом был Илларион (автор первого литературного произведения «Слово о законе и благодати»), назначенный в 1051 г. В 1030-е годы были основаны первые монастыри, в том числе Киево-Печерский. Первыми русскими национальными святыми стали Борис и Глеб, убитые Святополком.



Политическое и социально-экономическое развитие Киевской Руси в XI – XII вв. В X – XI вв. окончательно складывается политическая система Киевской Руси. Во главе государства стоял великий киевский князь, власть которого значительно усилилась. Из первого среди равных он превращается в полноправного правителя страны: великий князь руководил внешней политикой, сбором дани с подвластного ему населения, обладал правом суда над всеми категориями древнерусского общества. Владимир Святославович начал, а Ярослав продолжил традицию посажения своих сыновей, в качестве князей-наместников, в наиболее крупные и значимые города Древнерусского государства.

В управлении государством князю помогала его дружина, которая к XI в. уже разделилась на старшую и младшую. «Княжие мужи», входившие в состав старшей дружины, помогали князю в управлении государством, занимая высшие административные и военные должности. В XI – XII вв. представители старшей дружины, слившись с родоплеменной знатью и племенными князьями, образовали высшее сословие средневековой Руси – боярство . Бояре управляли от имени князя древнерусскими городами, в качестве его наместников. В состав младшей дружины входили более молодые воины (отроки и детские), которые также служили непосредственно князю, но по своему статусу стояли несколько ниже боярства. Сохраняло свое значение во многих городах и народное собрание (вече), на котором зачастую решались важнейшие вопросы войны и мира, внутренней политики и т.д.

Основным историческим источником, позволяющим изучать социально-экономический строй Древней Руси, является «Русская Правда» – древнейший свод законов Русского государства. Известны три редакции «Русской Правды» – Краткая (XI в.), Пространная (XII в.) и Сокращенная. В составе Краткой редакции выделяют две части – «Правду Ярослава» (около 1016 г.) и «Правду Ярославичей» (1070-е гг.), составленную триумвиратом князей – сыновей Ярослава Мудрого (Изяслав, Святослав, Всеволод ).

«Правда Ярослава» подтверждает существование общины (верви) и рисует общество, в котором сохранялся институт кровной мести. Закон частично ограничивал право кровной мести, фиксируя круг близких родственников, имевших право мстить за убитого, и предлагая в качестве замены денежный штраф за убийство – виру. В «Правде Ярославичей» вира полностью заменяет кровную месть. Основное население – свободных общинников – «Русская Правда» называет термином «люди». Уже в первых статьях «Русской Правды» упоминается и категории населения, близкие к рабам (челядь, холопы ).

«Правда Ярославичей» рисует уже гораздо более дифференцированное общество, в котором существует имущественное и правовое неравенство. В частности, размеры штрафа за убийство зависят от социального положения убитого: от 5 до 80 гривен (вира за обычного «людина» – 40 гривен). Кроме того, «Правда Ярославичей» дает информацию о существовании крупного землевладения в форме княжеского хозяйства. Названы управляющие княжеским хозяйством (огнищане, тиуны), жизнь которых охранялась особенно высокими штрафами и некоторыми другими правовыми нормами.

Все большую ценность, в этот период, приобретала в глазах древнерусского общества земля с работающим на ней населением. Именно крупные земельные угодья становятся в XI – XII вв. главным источником богатства для князя и дружины. Уже в XI в. появляются первые крупные земельные владения – вотчины , первоначально в виде княжеского домена. С начала XII в. известны боярские вотчины; существовало, кроме того, и крупное церковное землевладение. Но эти формы крупного землевладения еще нельзя безоговорочно считать феодальными, так как эксплуатация феодально-зависимого населения находилась только в начальной фазе, гораздо большее распространение имел рабский труд. К тому же, крупные вотчины в то время являлись лишь «островками» в море хозяйств свободных общинников, с которых князья собирали дань (полюдье).

Зависимое население Руси было представлено несколькими категориями. «Челядь» – термин, обозначающий рабов-пленников. «Холопы» – термин, вытеснивший со временем термин «челядь». Было несколько внутренних источников пополнения категории холопов: продажа себя в холопство, женитьба на «робе» без заключения особого договора, и др. Холопы, видимо, использовались в различных сферах деятельности, а некоторые из них могли быть даже управляющими княжеских хозяйств. Становясь холопом, свободный человек терял все юридические права, но обретал покровительство господина.

В наибольшей степени феодально-зависимым населением следует считать закупов . Закупы попадали в зависимость экономическим путем, то есть должны были работать в хозяйстве господина за полученную от него «купу» (ссуда, займ), которую не могли вернуть во время. Отработав долг, закупы становились свободными. Довольно многочисленна была и категория населения, называвшаяся смердами . Вероятно, эти люди несли повинности в пользу князя (полусвободные данники князя).

Киевская Русь в системе международных отношений в XI в. При Ярославе Мудром велась активная внешняя политика, которая приобретает несколько иные очертания, по сравнению с предыдущими периодами. Ярослав продолжил политику своих предшественников, направленную на расширение границ Киевского государства. В годы его правления была утверждена власть Руси на западном берегу Чудского озера, а русские границы выведены к Прибалтике. В 30-е гг. XI в. Ярослав вступил в противоборство с Польшей, в результате чего были отвоеваны «Червенские города». После принятия христианства стало возможным укрепление международного престижа Древнерусского государства путем заключения династических браков. Такая форма установления международных связей была традиционна в то время. Династические браки были заключены между детьми Ярослава Мудрого и представителями французского, шведского, норвежского королевских домов, германской и византийской императорских династий. В 1043 г. возник новый конфликт с Византийской империей. Организованный Ярославом поход на Константинополь, закончился, однако, неудачей. Лишь в 1046 г. Русь заключила новый мирный договор с Византией. В знак примирения между двумя странами был устроен брак дочери византийского императора Константина Мономаха и четвертого сына Ярослава – Всеволода.

Перед смертью князь Ярослав разделил Киевскую Русь между своими сыновьями. Желая предотвратить новую междоусобную войну в государстве, он фактически поручил управление страной трем старшим братьям (Изяславу, Святославу и Всеволоду). Более пятнадцати лет братья правили Русью совместно, однако возникшие между ними противоречия в конце 1060-х – начале 1070-х гг. привели к распаду триумвирата и началу новой междоусобицы. Борьба за власть во второй половине XI в., в которую впоследствии включились дети и внуки Ярославичей, оказалась столь масштабной, что явилась одной из причин окончательного распада Киевской Руси в середине XII в. на ряд отдельных, независимых друг от друга княжеств.

Историю образования и развития Древнерусского государства можно разделить на 3 этапа:

1. Вторая половина 9-10 века - объединение восточных славян в единое государство, создание аппарата власти и военной организации.

2. Конец 10-11 века - расцвет Киевской Руси.

3. Конец 11 - первая половина 12 века - начало распада Киевской Руси, княжеские усобицы, феодальная раздробленность.

Социально-экономические отношения.

С начала 10 века начался переход к феодальным отношениям. В их основе лежит собственность феодала на основное средство производства — землю и неполная собственность на феодально-зависимого работника. Выделяются два основных класса — крестьяне (прежде всего смерды) и феодалы. Смерды - люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом, основная масса населения, делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей.

Зависимое население состояло из:

- закупов (разорившихся общинников, которые попали в зависимость от князя, взяв у него «купу» (долг) деньгами, скотом, семенами или инвентарем);

- рядовичей (зависимых людей, заключивших с князем договор («ряд»));

- изгоев (обедневших выходцев из общин);

- холопов (зависимых людей, находившихся на положении рабов и выполнявших хозяйские работы в вотчине);

- всего населения , работавшего в вотчине и зависимого от вотчинника, или челяди.

Класс феодалов составляла военно-княжеская знать (представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники).

Княжение первых Рюриковичей, их внутренняя и внешняя политика.

1) язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;

2) язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;

3) требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;

4) монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;

5) появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.

В 988 г. в Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет. В Новгороде жители ожесточенно сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставили новгородцев креститься в реке Волхов (Мечом и огнем Русь крещена была) На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники — Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200— 300 лет христианство было принято всем народом.

Значение :

Церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);

Изменение международное положение Киевской Руси, уравнение с остальными европейскими государствами, установление более тесных связей с соседними христианизированными странами;

Церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;

Христианство повлияло на развитие ремесла: возникли иконопись, фресковая живопись;

Церковь способствовала распространению на Руси письменности, при монастырях открывались школы, библиотеки;

Христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев.

Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей — отцу.

Ярослав Мудрый (1019—1054). Летопись говорит о нем как о великом государственном деятеле, человеке умном и образованном, смелом воине, законодателе, градостроителе, хитром дипломате. Приходу Ярослава к власти предшествовала острая борьба, которую он вел с братом Святополком. Правление Ярослава Мудрого — время расцвета Руси: на западном берегу Чудского озера был основан город Юрьев, киевляне ходили в Литву, был заключен выгодный договор с Польшей, Русь оказала ей помощь в войне с Чехией, дружескими стали отношения Руси со Швецией (Ярослав женился на дочери шведского короля). В 1036 г. под Киевом печенеги потерпели поражение и больше уже не ходили на Русь. Но печенегов сменили половцы.

В 1046 г. Русь заключила мирный договор с Византией, были заключены династические браки: дочери Ярослава были отданы замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Русь стала европейской державой. При Ярославе значительную роль в обществе стала играть церковь. В Киеве был воздвигнут величественный собор Святой Софии, который олицетворял мощь Руси. В середине 50-х годов XI в. под Киевом возник Печерский монастырь. По указанию Ярослава в 1039 г. священник Илларион был избран митрополитом Руси. Русская церковь освобождалась от влияния Византии.

«Русская Правда » Этот документ создавался на протяжении XI-XII вв. и получил свое название в 1072 г. Начало ему положил Ярослав Мудрый, который в 1016 г. создал свод законов о порядках в Новгороде («Правда Ярослава»). А в 1072 г. трое братьев Ярославичей (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили свод новыми законами. Он назвался «Правдой Ярославичей» и стал второй частью «Русской Правды». В дальнейшем кодекс неоднократно пополнялся княжескими уставами и церковными установлениями. В «Правде Ярослава» закон допускал кровную месть за убийство человека, но мстить могли только близкие родственники (брат, отец, сын). А в «Правде Ярославичей» месть была вообще запрещена и заменена штрафом — вирой.

Вира шла князю. Закон защищал администрацию, имущество и рабочее население княжеских вотчин. В Законе были видны черты социального неравенства. Полагался штраф за укрывательство чужих слуг (челяди), свободный человек за обиду мог убить холопа. За убийство княжеского огнищанина (управителя) полагался штраф в 80 гривен, старосты — 12 гривен, а смерда или холопа — 5 гривен. Были также установлены штрафы за кражу скота, птицы, запашку чужой земли, нарушение межей. Власть великого князя переходила по старшинству — старший в роду становился великим князем.

Владимир Мономах . В конце XI в. начинается процесс распада Руси.

Основными причинами его являются следующие:

1) утверждение феодальных отношений привело к образованию независимых местных политических центров и их борьбе с Киевом;

2) рост крупных городов — Смоленска, Чернигова, Полоцка, Галича, Суздаля, Владимира и др., их соперничество друг с другом за лидерство.

В 1097 г. князья съехались в родовой замок Владимира Мономаха Любеч для того, чтобы установить порядок на Руси. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются наследственные земли. За нарушение договора грозило наказание. => Русь распалась на «отчины» — наследственные владения отдельных князей, которые были независимы в хозяйственном и военном отношении. Можно сказать, что решения Любечского съезда закрепили не объединение, а разделение Руси.

Владимир Мономах дал Руси новую «Русскую Правду» — «Устав Владимира Всеволодовича », в котором запрещалось долговое рабство, отменялась смертная казнь для холопов, беглых закупов. Устав упорядочил взимание ростовщических процентов, положение купцов и закупов. Мономах снял социальную напряженность в обществе. За годы его правления (1113-1125) были сделаны попытки восстановления единства Руси. Он заставил подчиниться многих князей. Своих сыновей направил в Новгород, Смоленск, Суздаль. Организовал поход против половцев, поддерживал отношения с Византией. При нем был создан новый летописный свод.

Владимир Мономах написал знаменитое «Поучение », обращенное к сыновьям. Главная идея этого произведения — единство Руси, борьба с межкняжескими усобицами. Мономах рисует образ идеального князя, заботящегося о могуществе и процветании земли Русской. Молодым сыновьям своим он давал следующие советы: ешьте и пейте скромно; при стариках молчите; мудрых слушайте; будьте скромными; равнодушно относитесь к почестям.

Умер Владимир Мономах в 1125 г. Его сыновья не сумели предотвратить процесс распада Руси на удельные княжества. В 30-е годы XII в. начинается процесс политической раздробленности Руси, что явилось закономерным историческим этапом в развитии феодализма.

Вопросы № 2и 3. Восточные славяне в древности и образование Древнерусского государства

Территория и занятия славян. Славяне живут в Европе с древности. Они делятся на западных, южных и восточных. Русские, украинцы, белорусы - восточные славяне.

В I тысячелетии н. э. восточные славяне жили по Днепру, его притокам и вокруг озера Ильмень. (Сейчас Новгородская область) Они делились на многие племена: жили поляне, древляне и.т.д. Все эти славянские племена - общие древние предки русского, украинского и белорусского народов.

По свидетельству современников, славяне были рослым, сильным, красивым народом.

Главным занятием славян было земледелие. Хлеб был главной пищей славян. Славяне разводили домашний скот - коров, лошадей, овец, а также занимались рыболовством и охотой. Славяне занимались бортничеством, т. е. собиранием меда диких пчел.

Общественный строй славян. В первые века нашей эры восточные славяне жили родовыми общинами. Общины объединялись в племена.

Подобно тому как это было у древних германцев, и у восточных славян вместо родовой общины возникла соседская община.

У каждой семьи был теперь в пользовании пахотный участок земли. Каждой семье принадлежали орудия труда и собранный урожай. Это была их частная собственность.

Вместе с частной собственностью возникло и имущественное неравенство.

Родовой строй постепенно распадался. У славянских племен стали выделяться богатые предводители -князья. Около них создавались отряды воинов - княжеские дружины. Князья собирали дань с подвластного населения, со своих «людей». Сбор так и назывался - полюдье.

Славянские племена в VI в. н. э. объединялись в союзы. Во главе их стояли князья наиболее сильных племен. Около князей постепенно складывалась и укреплялась местная знать. Центром одного из племенных союзов явилось племя рось, или русь, проживавшее в древности на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже название этого племени распространилось на всех восточных славян, которых стали называть русами, а территорию, на которой они жили, - Русской землей или Русью (образование Древнерусского государства ).



В VI-VIII вв. у восточных славян происходил процесс разложения первобытнообщинного строя, стало зарождаться классовое неравенство. В глубине племенных союзов постепенно созревали зачатки государственных объединений. Это облегчало борьбу восточных славян с внешними врагами.

Набеги кочевников. Славянам постоянно угрожала опасность нападения внешних врагов. Враги захватывали добро: хлеб, скот, поджигали жилища славян, угоняли в рабство мужчин, женщин и детей.

Восточные славяне успешно отразили натиск кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования древних славян. Славяне обожествляли силы природы. Их религия была языческой.

Вопрос № 4. Принятие христианства на Руси и его значение.

Укрепление государства, усиление позиций единого князя – всё это становилось возможным, если народ верит в единого Бога. Так, Владимир I решил выбрать религию из верований соседствующих государств. Свой выбор он остановил на византийском христианстве, которое, по его мнению, больше других подходило к менталитету и характеру жизни русского народа. Принятие христианства происходило медленно и тяжело, но значение этого исторического события нельзя недооценить.

Г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.

Г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.

Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.

Значение принятие на Руси христианства:

  1. Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.
  2. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.
  3. Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.
  4. Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).
  5. Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

Вопрос № 5. Киевская Русь в 11-12 вв.

XI – XII вв.- особенно важный период в истории Киевской Руси. В это время активно проходили процессы консолидации древнерусской народности, укрепления феодального строя и государства. Именно две великие личности, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах добились наибольшего подъема страны, признание и высокий авторитет на международной арене, распространению и укреплению христианства, роста и застройки городов.

Первая половина XI в. в истории Киевской Руси - ознаменовалось общим подъемом страны, укреплением экономических и культурных связей между ее отдельными частями, расцветом Киева как центра государства. Ярослав Мудрый наиболее важной своей задачей считал сохранение целостности государства. Этому была подчинена его внешняя и внутренняя политика. Больших успехов при княжении Ярослава Мудрого достигли культура и просвещение.

Во времена Ярослава был составлен первый памятник русского права - древнейшая “Русская правда”, которая была дана Новгороду в 1016 г. как сборник правовых норм при рассмотрении разных конфликтов среди новгородского населения.

Организатором и активным участником борьбы с половцами был Владимир Мономах, заслуживший этим славу и популярность на Руси. Владимир Мономах (1113-1125), став киевским князем после Святополка, понимал, что для успокоения народа необходимы законодательные меры. В результате появился новый закон - “Устав Володимерь Всеволодичя”, или дополнение к юридическому кодексу “Русская правда”. Двенадцатилетнее княжение Мономаха в Киеве ознаменовалось укреплением государственного единства. Успехи объединительной политики Владимира Мономаха положительно отразились на экономическом развитии древнерусских земель. Летописи отмечают рост и застройку таких городов, как Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Переяславль и др. Значительно укрепила Русь в это время свои международные позиции. Прекратились опустошительные вторжения половцев. Улучшились отношения с Византией и другими странами. Защита государственных интересов Киевской Руси вынуждала ее прибегать и к силе оружия: отражать вторжения кочевников или же прокладывать пути к международным рынкам.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры