Конспект занятия по ознакомлению с искусством. Интегрированное занятие «Искусство

Главная / Психология

Радионова Марина Борисовна – Преподаватель по изобразительной деятельности МАДОУ ЦРР д/с «Звёздочка» г. Ленск, Республика Саха (Якутия)
Дата поступления работы на конкурс: 23.04.2017г.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с искусством

Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами искусства.

Задачи:

Образовательные. Закрепить представление о живописи, как о виде изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра (портрет, пейзаж, натюрморт) Познакомить с некоторыми репродукциями картин разных жанров.

Развивающие. Расширять кругозор, развивать речь детей.

Активизация словаря (пейзаж, натюрморт, портрет, художник-живописец, экскурсия, экскурсовод)

Воспитательные. Приобщение детей к искусству, развитие интереса к нему, бережное отношение к произведениям искусства, формирование художественного вкуса.

Предварительная работа: Проект «Создание мини – музея» подготовительная группа, пригласительный билет.

Ход:

Педагог:

Ребята, сегодня нам приготовили сюрприз! - Показывает красочно оформленный пригласительный билет, и читает: «Приглашаем ребят старшей группы на экскурсию в наш мини-музей. Подготовительная группа».

Как вы думаете, что можно увидеть в музее?

Дети: Картины, глиняные игрушки, разные старинные вещи, скульптуры.

Педагог: Верно, но прежде, чем идти на экскурсию давайте вспомним правила поведения. Как нужно вести себя в музее?

Дети: Спокойно, не кричать, не мешать другим все рассматривать.

Педагог: В музее работают специальные служители – экскурсоводы.

Если вы в музей пойдете,

Трудно будет вам понять

Без ученой строгой тети,

Где осмотр ваш начинать.

Тетя за собой неспешно

Группу целую ведет.

Слушают ее прилежно,

Ведь она – экскурсовод.

Экскурсоводами сегодня будут ребята из подготовительной группы. Они будут знакомить нас с экспонатами своего музея. Давайте слушать их внимательно и отвечать на вопросы. Идем в подготовительную группу.

В подготовительной группе развешаны картины.

Педагог: Нас встречает первый экскурсовод.

Экскурсовод: Здравствуйте, меня зовут Соня, в нашем музее вы увидите репродукции картин знаменитых художников. Мы в зале живописи. Это название означает «писать живо», то есть, чтобы на картине все было как живое. Про художников говорят, что они пишут картины. А вы знаете, на чем можно рисовать красками?

Дети: На бумаге, ткани.

Экскурсовод: Да, а еще на дереве, побеленной стене, такая живопись называется монументальная. В своих картинах художники передают красоту мира. Если художник рисует природу или город, или деревню, как называется такая картина?

Дети: Пейзаж

Экскурсовод: Правильно, послушайте стихотворение, чтобы лучше запомнить этот жанр живописи.

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Экскурсовод: Давайте рассмотрим репродукцию картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору». Что изображено на картине?

Дети: Медвежья семья в лесу.

Экскурсовод: Когда смотришь на картину, кажется, что она живая. В утреннем лесу резвятся медвежата. Вот они залезли на упавшее дерево, а медведица их охраняет. Один медвежонок отошел в сторонку, он что-то увидел.

Экскурсовод: А вот эта картина вам будет знакома. Как она называется?

Дети: «Золотая осень»

Экскурсовод: Да, эта картина художника Исаака Левитана. На ней мы видим изображение ранней осени, когда деревья стоят золотые. На полотне русский пейзаж - поля, рощи, речка. Светит неяркое солнце, небо синее с облачками.

Педагог: Давайте скажем спасибо Соне за рассказ, теперь нас ждет другой экскурсовод.

Дети: Спасибо, Соня!

Педагог: Переходим к другим картинам.

Экскурсовод: Здравствуйте, меня зовут Паша. Догадайтесь, о каких картинах я буду рассказывать:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется…

Дети: Портрет!

Экскурсовод: Портрет - это жанр, посвященный изображению человека или группы людей. Давайте рассмотрим картину Ильи Крамского. Кого мы там видим?

Дети: Мы видим девушку в старинной одежде.

Экскурсовод: А следующая картина изображает группу людей. Кто это?

Дети: Это богатыри!

Экскурсовод: Как вы догадались?

Дети: Они на конях, в доспехах и вооружены.

Экскурсовод: А кто-нибудь знает, как зовут богатырей?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Экскурсовод: Богатыри охраняли нашу землю. Они сидят на могучих конях, у них крепкие доспехи, боевые палицы, луки. Богатыри стоят в дозоре, они не пропустят врага.

Педагог: Благодарим Пашу за рассказ, проходим дальше.

Дети: Спасибо, Паша!

Экскурсовод: Здравствуйте, меня зовут Ира. Попробуйте угадать, о каких картинах я буду вам рассказывать:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это…

Дети: Натюрморт!

Экскурсовод: Натюрморт - это изображение неодушевленных предметов, например, посуды, продуктов, букетов цветов. Раньше богатые горожане любили украшать свои дома изображениями роскошной жизни: накрытые столы, дорогая посуда, дорогие украшения. Посмотрим натюрморт Ильи Машкова «Две темные розы и тарелка с клубникой». В центре картины - прозрачная ваза с алыми розами, а рядом красные спелые ягоды. У каждой ягодки – зелёный хвостик. Натюрморт яркий, нарядный. А вот ещё один натюрморт художника Г. Кончаловского «Сирень в корзине». Сирень на картине разных цветов: розовая, белая, голубая. Художник любил рисовать сирень, у него очень много натюрмортов с сиренью. Нарисованные цветы будут жить вечно, и доставлять радость людям в любое время года.

Экскурсовод: Мы приготовили для вас подарок. Это раскраски натюрмортов. В следующий раз, когда вы к нам придете, вы можете принести раскрашенные картинки.

Педагог: Мы сделаем из этих картинок интересный альбом и принесем его к вам в музей.

Экскурсовод: Мы ждем вас снова! До встречи, спасибо за внимание!

Педагог : Спасибо за рассказ, до свидания идёмте в группу.

В группе дети делятся своими впечатлениями об экскурсии - «какая картина запомнилась больше других и понравилась», раскрашивают натюрморты и делают альбом совместно с педагогом.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада, тема: «Искусство»

Цели:

Познакомить детей с понятием «искусство», его видами, создателями и значением в жизни людей.
Вспомнить с детьми знакомые литературные произведения.
Совершенствовать навыки рисования, ручного труда, коллективного конструирования.
Развивать слуховое и зрительное восприятие, умение связно выражать свои мысли.
Словарь: энциклопедия, искусство.
Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание продолжить знакомство с ним.

Оборудование:

Книга «Энциклопедия дошкольника».
Листы бумаги, тонированные в коричневый цвет, восковые мелки черного цвета.
Репродукции картин, картинки с изображением наскальных рисунков, скульптуры, знаменитых архитектурных памятников.
Музыкальные инструменты.
Пустые яйца от «Киндер-сюрпризов», фасоль, наклейки-флексика.
Аудиозаписи: Бах «Шутка», Вивальди «Весна», музыка ударных инструментов.
Видеозапись: балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро».
Разнообразный строительный материал.

Ход занятия:

Сегодня интереснейшая книга «Энциклопедия» раскроет нам еще один свой секрет, расскажет много нового, познакомит с интересным.
Вы помните, какую книгу называют «энциклопедия»? Энциклопедия - книга в которой рассказывается обо всем понемногу.
Давайте поскорей раскроем нашу «Энциклопедию» и узнаем, о чем же она сегодня нам расскажет.

Здесь написано «Искусство».

Что такое «искусство»? Это произведения, в которых авторы хотят рассказать о чем-то другим людям. Этими произведениями могут быть картины, песни, кинофильмы, спектакли, книги, танцы и многое другое. Есть разные виды искусства и многие уже знакомы вам.

Живопись и скульптура

Еще древние люди украшали стены своих жилищ-пещер рисунками, изображая на них людей, животных, события своей жизни.

Рисование «Наскальная живопись»

Представьте, что вы древние люди. Если вы представляете себя охотниками, то рисуйте фигурку человека с копьем и зверя, на которого вы охотитесь. Если вы рыбаки. То рисуйте фигурку человека, волны и рыбу. А может вы в лесу собираете ягоды, орехи или грибы. Может ваше задание - поддерживать огонь, подкидывая в него дрова. Подумайте и нарисуйте.
Художники и скульпторы обладают талантом изображать окружающий мир и свои фантазии.
Ведь своих произведениях - картинах и скульптурах, он не только отражают то, что есть в нашей жизни, но и стараются передать свои мысли, чувства, создать нам настроение.

Скульпторы лепят, вырезают и высекают фигуры людей и животных (статуи), разные предметы и все, что им захочется.

Гимнастика для глаз «Портрет, пейзаж, натюрморт, скульптура»

В углах комнаты под потолком висят репродукции картин в этих жанрах и изображение скульптуры, дети по просьбе воспитателя находят глазами заданные изображения.

Литература

Что такое литература вам всем хорошо известно. Назовите, известные вам литературные произведения писателей и поэтов.

Дидактическая игра «Ошибка в названии»

«Белоснежка и шесть гномов» – «Белоснежка и семь гномов».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Царевна-ящерица» – «Царевна-лягушка».

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по... дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она... каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался... вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко... топал.
(«Мяч» С. Маршак)

Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик... дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не... попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)

Вдруг откуда-то летит
Маленький... Комарик.
И в руке его горит
Маленький... фонарик.
(«Муха-Цокотуха» К. И. Чуковский)

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Лев и собачка» Л. Толстой.
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев.
«Цветик-семицветик» В Катаев.
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки.
«Сова» В. Бианки.

Музыка

С самого детства человек слышит музыку: мама поет колыбельные песни, из телевизора звучит музыка, в детском саду мы поем и танцуем под музыку, на праздниках всегда звучит музыка.

Сочиняют музыку композиторы, а исполняют музыку - музыканты. А на чем музыканты исполняют музыку, на чем играют? На музыкальных инструментах. Какие вы знаете музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты бывают ударные, струнные и духовые. Как вы думаете, какие инструменты называют ударными? Ударные - это такие инструменты, которые звучат от удара по ним. Какие инструменты можно отнести к ударным? Барабан, бубен, тарелки, погремушки, маракасы, кастанеты. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на ударных музыкальных инструментах. (Слушание)

Ручной труд «Погремушка»

Дети наполняют яйца от «Киндер-сюрприза» фасолью, закрывают и сверху украшают наклейками-флексикой. Затем дети слушают музыку. Исполняемую на ударных инструментах и подыгрывают своими погремушками.

Как вы думаете, какие инструменты называют струнными? Струнными называют те инструменты, в которых звук извлекается от прикосновения к струне. Какие инструменты можно отнести к струнным? Скрипка, гитара, гусли, балалайка. Послушайте, как звучит музыка, исполняемая на струнных музыкальных инструментах. (Вивальди «Весна»)

Упражнение «Как звучит струна?»

Попробуйте слегка задеть струну на струнном музыкальном инструменте, а теперь с силой. Изменился ли звук? Попробуйте прижать одним пальцем струну. А другим пальцем тронуть струну пониже.

А какие инструменты называют духовыми? Духовыми называют инструменты, звуки из которых извлекаются от того, что музыкант дует в них. Какие инструменты можно отнести к духовым? Дудка, флейта, труба, саксофон.
Послушайте, как звучит музыка. Исполняемая на духовых музыкальных инструментах. (Бах «Шутка»)

Дыхательное упражнение «Игра на дудке»

Дети складывают руки трубочкой и делают один длинный выдох, несколько коротких выдохов, чередуют короткие и длинные выдохи.

Музыку может исполнять как один музыкант, так и несколько. А оркестр состоит из большого числа музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах, а руководит музыкантами дирижер.

Подвижная игра «Оркестр»

Дети делятся на три группы - ударные, струнные и духовые инструменты и имитируют игру на барабанах, скрипках, дудках. Воспитатель - дирижер. Когда «дирижер» опускает палочку, дети-оркестранты расходятся и двигаются врассыпную. Как только «дирижер» поднимает палочку - дети-оркестранты находят свои места и начинают «играть».

Танец

Бывают танцы, которые исполнят один танцор. Бывают танцы групповые. Как вы думаете, сколько танцоров исполняют групповой танец? Много танцоров, целая группа. А сколько танцоров танцуют парный танец? Два танцора, потому что пара - это два.

Танцы бывают быстрые и медленные. У каждого народа есть свои любимые танцы. У русских это - «Барыня», у украинцев - гопак, а у татар - хайтарма.

Балет - это не просто танец, а целый спектакль, в котором музыка и танец рассказывают целую историю. (Просмотр отрывка из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского).

Театр и кино

Мы с вами бывали на представлениях кукольного театра, а кино каждый из вас смотрел дома или в кинотеатре.
В театре действие происходит на сцене, а в кино - на экране.
Но как же появляется кинофильм или спектакль? Режиссер выбирает сценарий и подбирает актеров, которые будут учить и исполняют роли. Множество людей трудится, чтобы получилось хорошо и интересно для зрителей. Продюсер находит деньги, художники рисуют декорации, костюмеры шьют актерам костюмы, осветители освещают сцену или съемочную площадку, гримеры наносят грим актерам - и они становятся «Бабой-Ягой» или «Буратино».

Назовите, какие фильмы из тех, что вы смотрели, вам особенно нравятся?

Архитектура

Архитекторы стараются придумать такие дома, в которых людям было бы не только удобно жить, но и приятно оттого, что их дома красивые. Посмотрите, какие разные дома придумали архитекторы разных стран. (Показ картинок).

Итог занятия:

О каких видах искусства мы сегодня говорили? Понравилось ли вам слушать музыку, рассматривать картины? А для чего нужно искусство? Люди получают удовольствие от встречи с произведениями искусства, переживают, узнают новое.

Коллективное конструирование из строительного материала

Выходите на ковер, выбирайте себе строительный материал и постройте целый город.

конспект занятия по ознакомлению детей дошкольного возраста

с изобразительным искусством

«Путешествие в страну искусства»

Цели занятия:

Ø Закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж натюрморт портрет); умение находить один из жанров среди других и обосновывать свой выбор.

Ø Учить детей видеть отличительные и составные особенности пейзажа.

Ø Продолжать учить составлять композицию натюрморта по собственному замыслу.

Ø Расширить знания о портретном жанре, определять внутренний мир изображенного человека, различать чувства, настроение по выражению лица, по мимике.

Ø Учить изменять выражение лица, передвигая детали на фланелеграфе.

Ø Активизировать словарь, учить подбирать синонимы.

Ø Формировать любовь к прекрасному.

Ход занятия: Сегодня к нам должен прийти сказочный герой. Угадайте кто это? "Мальчик в шляпе большой любопытный и смешной, очень любит рисовать, только вот, ребята, что, он не знает ничего " Дети: Незнайка. Входит Незнайка: Здравствуйте, ребята. Хорошо, что вы меня знаете. Наверное, читали обо мне? Помните, однажды я хотел стать художником, но картины, которые я рисовал, никому не понравились? Вот я и пришел в детский сад к вам, чтобы научиться. Ведь я так люблю искусство! Я хочу побывать в сказочной стране искусства. Но туда так просто не попадешь. Нужно показать свои знания, а я ну ничего не умею. Воспитатель : Ребята, а давайте поможем Незнайке. Мы с вами многое знаем. Слушай, Незнайка, внимательно. Что такое живопись Дети: картины, написанные разными красками или другими цветными материалами Воспитатель: Кто пишет картина? Дети : художник Воспитатель: Что помогает художнику, какие помощники есть у него? Дети: краски, карандаши, мелки, гуашь, уголь, пастель. Воспитатель : А какие краски вы знаете? Дети: акварельные , мысленные, гуашь Воспитатель : чем отличаются между собой акварель и гуашь. Дети : акварельные краски разводятся водой, а гуашь не разводятся ничем Воспитатель : а чем разводятся масляные краски? Дети : маслом Воспитатель : Масляными красками пишут картины настоящие художники, и эти картины сохраняются многие, многие годы. А что такое оттенки? Дети : все цвета, похожие на основной цвет, только темнее или светлее. Воспитатель : Назовите оттенки красного Дети: розовый, бордовый, малиновый, алый. Воспитатель: Послушал Незнайка? Что скажешь? Незнайка : Как много вы знаете! Молодцы! Согласны со мной побывать в сказочной стране искусства? Колокольчик, позвони, в мир искусства позови

(играет музыка, дети идут по кругу и подходят к группе картин- пейзажей) Незнайка: Ой, сколько здесь картин! Воспитатель : Давайте посмотрим, какие картины здесь висят. О чем они рассказывают? Верно о природе. Как, одним словом назвать картины о природе? Дети: пейзаж Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, какую ошибку здесь допустили? Верно, среди пейзажей оказалась другая картина. Мы ее снимем. Какие пейзажи вам здесь знакомы? Кто их написал? Смотря на эти картины, мы видим красоту природы. А какое настроение возникает, глядя на эти картины? Дети: настроение грустное, радостное, нежное, веселое Воспитатель : А что хочется делать, глядя на картины? Незнайка : Я тоже хочу рисовать пейзаж. А как правильно рисовать пейзаж? Воспитатель : Да, обычно пейзаж пишут, но можно и изготовить этюд. Мы, Незнайка, сейчас все вместе изготовим такой этюд. Чтобы его составить мы будем использовать схемы. (рассматриваем схемы, какой порядок составления) - время года - делим лист пополам - уголок природы Дети выбирают по схеме и составляют пейзаж на фланелеграфе. Незнайка: Как красиво! Молодцы! Воспитатель : А где надо расположить картину, которую мы сняли? Дети: к натюрморту Незнайка : К «маморту»? А что это? Воспитатель : Не «маморт», а натюрморт. Ребята, давайте расскажем, что такое натюрморт. Подходим к группе картин натюрмортов Дети: Изображение красивых вещей и предметов таких, например - посуда, фрукты, овощи, цветы Незнайка: А вы и композицию умеете создавать? Воспитатель: Мы сейчас покажем тебе разные композиции натюрмортов (на листе цветной бумаги собирают дети натюрморт из вырезанных предметов) Незнайка: Ой, этому долго учиться надо. Так красиво получилось! Физминутка: «Красивый букет» (под музыку кто быстрее соберет красивый букет) Воспитатель : А какой жанр еще остался, нами не рассмотрен? (портрет) А что такое портрет? Дети: изображение человека Воспитатель : По портретам можно многое узнать о человеке? Что? Дети: узнать можно о настроении, о характере, о том, как человек живет Воспитатель : Что можно сказать об этих людях? Незнайка: Мой друг Тюбик тоже рисует портреты, вот он нарисовал сам себя Воспитатель : Дети знают как называется портрет самого автора, написанный им самим (автопортрет) Незнайка : А он и меня нарисовал! Вот! Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему все портреты разные? Да, у Незнайки разное настроение, поэтому и выражение лица менялось. Какой Незнайка изображен на этой картине? Какое у него лицо? (грустное, печальное, спокойное, удивленное) Игра " Мимика" (показать как дети сердятся, грустят, удивляются, веселятся) Воспитатель: Помогите мне грустного Незнайку превратить в веселого. Какие детали надо переменить. (на фланелеграфе разрезной портрет (рот и брови меняются) Незнайка: Ой, какой я веселый Воспитатель: Вот мы с вами побывали в стране искусства. Пора возвращаться в детский сад Незнайка: А я здесь останусь Воспитатель : Колокольчик позвони в детский сад нас верни. Вот мы и в детском саду. Где мы были? Понравилось? Что больше всего понравилось? Что было трудным в этом путешествии? Хотели бы еще раз попутешествовать? Сейчас в группе, если есть желание будем рисовать.

Валентина Соколова
Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в подготовительной к школе группе «Музыкальный рисунок»

Конспект занятия по ознакомлению с произведениями искусства,

в подготовительной к школе группе

"Музыкальный рисунок"

(составила: воспитатель1 категории Соколова В. Ф)

Занятие по ознакомлению с произведениями искусства в целом, развивая художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, через разные виды и вариативные формы изобразительной и музыкальной деятельности

(Рассматривание картины А. Пластов Первый снег», знакомство со стихотворением И. Бунина «Первый снег», рисование музыки А. Вивальди «Четыре сезона»)

Цель:

Ознакомление детей с произведениями искусства, рисование детьми музыкальной картины.

Задачи обучающие:

1. Закрепить понятия писатель, художник, композитор. Ознакомиться со стихотворением «Первый снег» Ивана Бунина; рассмотреть картину «Первый снег» Аркадия Пластова;

2. научить рисовать музыкальную картину под музыкальное произведение Антонио Вивальди «Четыре сезона».

3. Совершенствовать понимание детьми того, что искусство отображает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало интерес, удивление

4. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.

Задачи развивающие:

5. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.

Задачи воспитательные:

6. Воспитывать самостоятельность и активность.

Материал для занятия:

Картина А. Пластова «Первый снег»

Стихотворение И. Бунин «Первый снег»

Ауди запись «А. Вивальди «Четыре сезова»

Альбомный лист;

Набор красок или гушь;

Стаканчик с водой.

Ход занятия.

Педагог предлагает вниманию детей стихотворение И Бунина «Первый снег»

Воспитатель:- Ребята, а как называются люди которые пишут стихотворения?

Дети:- Писатели.

Воспитатель:- Правильно.

Воспитатель:- Ребята, что вы себе представляли, слушая это стихотворение?

Дети:-первый снег, стаю улетающих гусей …

Воспитатель:- А как одним словом или одним выражением можно назвать все что вы выше перечислили?

Дети: Первые признаки зимы.

Воспитатель: Конечно же, вслушиваясь в поэтическую картину, мы сразу же ощущаем первые признаки зимы.

Воспитатель: А когда мы с вами можем наблюдать эти первые признаки зимы?

Дети: Сейчас, поздней осенью, в ноябре месяце.

Воспитатель:Стихотворение передает движение природной жизни, что происходит сейчас в настоящее время.

Воспитатель: Послушайте еще раз стихотворение И Бунина «Первый снег» и попробуйте мысленно нарисовать себе картину.

Педагог предлагает вниманию детей аудио запись прочтения стихотворения И. Бунина «Первый снег»

Воспитатель: Кто из вас расскажет, что он нарисовал в своей воображаемой картине?

Воспитатель: Значит писатель когда пишет стихи, сказки, рассказы, что он делвет еще?

Дети: рисует себе воображаемые картины.

Педагог предлагает вниманию детей картину Аркадия. Пластова «Первый снег»

Воспитатель:- Как называются люди, которые рисуют картины?

Дети: -художники.

Воспитатель: - Эту картину нарисовал художник Аркадий Пластов, картина называется «Первый снег». Как вы думаете, что хотел нам передать художник рисуя свое произведение?

Дети:- Снег, деревню, детей, ворону, дом….

Воспитатель:- Художник А. Пластов очень любил деревню, сельскую жизнь и простых людей, и именно этому он посвятил многие свои работы. Одной из них является картина «Первый снег». На этом полотне мы видим зарисовку из крестьянской жизни: деревенский дом, палисадник, старая высокая береза, замерзшая лужица, ворона, а вдали другие избы.

На улице идет снег и, судя по тому, что уже вся земля покрыта мягким белоснежным ковром, идет уже долгое время.

Воспитатель: Кто вышел на порог дома?

Дети: На порог дома вышли двое ребятишек: маленький мальчик и девочка чуть постарше – видимо, брат и сестра.

Воспитатель: А как вы думаете, что больше всего удивило детей?

Дети: Детишки застыли на месте, пораженные этим великолепным и, наверное, долгожданным зрелищем – первым снегом. Они смотрят на то, как в воздухе в медленном вальсе плавно кружатся тысячи снежинок. На лицах ребят счастливые улыбки - такие, какие могут быть только у детей

Воспитатель: Скорее всего, ребята увидели снег в окошко, а потом, второпях одевшись, выбежали на улицу, чтобы полюбоваться этой красотой. Девочка накинула на себя желтый шерстяной платок поверх платьица, а ее брат оделся чуть теплее – в пальто и шапку. На ногах у детей валенки. Снежинки нежно касаются их разрумянившихся лиц.

Воспитатель: А какого цвета небо над головами наших героев?

Дети: серое.

Воспитатель: Значит ли это, что детям грустно?

Дети: нет.

Воспитатель:Над головами героев картины темное сизое небо, но даже пасмурная, как кажется, погода не способна лишить детей чувства ликования от наступившей зимы. А между тем снег уже преобразил все вокруг: и землю, и раскидистые ветви березы, и крыши изб, и порог дома. Даже старая невзрачная деревянная изба кажется краше и уютнее под ним.

Интересно, что картина написана художником в довольно однообразной цветовой гамме. Он использует, в основном, белые, серые и коричневые тона. Однако это не делает ее унылой.

Воспитатель:- а почему картина нам не кажется унылой?

Дети:-Дети радуются первому снегу.

Воспитатель:- Счастливые лица детей вносят в картину ощущение радости и тепла.

Глядя на это полотно, невозможно не проникнуться той радостью, что овладела детьми. Еще бы: ведь зима – это чудесная пора, когда можно кататься с гор и на коньках, лепить снеговиков и играть в снежки!

Воспитатель:- Ребята а как называются люди которые пишут музыку?

Дети:- композиторы

Воспитатель: - Музыку можно просто слушать, не задумываясь над тем, что хотел ею выразить композитор. Но если вслушаться в мелодию, можно понять, о чем эта музыка, какие чувства и настроения она передает.

Что вам хочется сделать, услышав радостную, звонкую мелодию?

Дети: -Петь, танцевать, веселиться.

Воспитатель: - А если мелодия медленная, грустная?

Дети: -Тихо посидеть, подумать, погрустить.

Воспитатель: -Верно. Чтобы понимать язык музыки, надо не только слушать её, но и слышать.

Воспитатель: - Музыку можно не только послушать, но и нарисовать. Ведь музыкальные звуки похожи на разные оттенки цвета: они могут быть легкими и прозрачными, нежными, а могут быть яркими и насыщенными. Мелодичный рисунок можно изобразить в виде разнообразных линий - прямых, волнистых, зигзагообразных, тонких и толстых, свернутых в спиральки. А можно нарисовать музыку красочными пятнами, цветовое решение которых будет зависеть от вашего отношения к музыкальному произведению.

Как вы уже догадались, сегодня мы с вами будем художниками и будем рисовать музыку.

По дороге к нашей мастерской предлагаю вам немного размяться.

Педагог предлагает детям физкультминутку.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше

Педагог предлагает детям пройти в мастерскую

Воспитатель: Пожелания детям: Предлагаю вам заполнить лист цветовыми пятнами полностью, не оставляя незакрашенных пространств, при этом можно наложить пятна одного цвета в разных местах, а лишь затем набирать на кисть новый цвет.

Сегодня мы будем рисовать музыку великого композитора Антонио Вивальди «Четыре сезона» Рисовать музыку будем во время ее звучания. Когда закончится музыка, тогда и рисунки у вас должны быть закончены.

Работа детей сопровождается звучанием музыкального произведения А. Вивальди «Четыре сезона»

В конце занятия подводятся итоги:

Выставка рисунков.

1. Воспитатель: - Скажите, вам понравилось рисовать музыку?

Дети: - Понравилось.

2. Что вам понравилось больше всего?

3. Музыку какого композитора мы с вами рисовали?

4. Как называлась картина, которую мы с вами сегодня рассмотрели?

5. Как называлось стихотворение с которым мы с вами сегодня познакомились?

6 Ребята,а сейчас я попрошу всех подойти поближе к нашей выставке картин повнимательней рассмотреть и полюбоваться нашими картинами. Посмотрите, какие красивые и разные по цветовому решению получились у вас музыкальные рисунки. Вот, оказывается, сколько разноцветных ноток пряталось в музыкальном произведении, а мы с вами и не догадывались. Зато результат рисования нас удивил и порадовал, ведь мы не только послушали музыку, но и смогли ее изобразить.

Цель:вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины. Закрепить знания детей о таких жанрах изобразительного искусства как натюрморт, пейзаж и портрет. Учить детей рисовать автопортрет, развивать умение подмечать сходство с собой, проявленное в мимике лица, в выражении и цвете глаз, в манере одеваться; воспитывать аккуратность в работе с красками.

Материал:картины с изображением пейзажа, натюрморта, портрета, образцы автопортретов, акварельные краски, кисти, вода, салфетки, альбомы, зеркало на каждого ребенка.

Предварительная работа: рассматривание репродукций, фотографий, портре-

тов, рисование людей.

Ход занятия.

I. Настрой на занятие.

II. Мы с вами на занятиях по развитию речи, рисовании, аппликации, лепке начали знакомиться с разными жанрами изобразительного искусства.

Как называется профессия человека, который пишет картины? (художник) .

Какие жанры живописи вы знаете? (пейзаж, натюрморт, портрет) .

Покажите, картину, где изображен пейзаж? Как вы узнали? (леса, поля, города, деревни, море, горы) .

Как можно рисовать пейзаж? (с натуры, а можно придумать самому) .

О чем не надо забывать, когда рисуешь пейзаж? (ближний (передний) и дальний (задний план) .

Рисовать лучше чем? (гуашью или акварелью) .

Если видишь- на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Покажите картину, где изображен натюрморт. Почему вы думаете, что это натюрморт? (цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта) .

Как создается натюрморт? (художник сначала красиво расставляет предме-

ты, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их дополняли, украшали. Художник как бы рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, выращивали) .

Для чего нужны картины с натюрмортом? (сорванные цветы завянут, фрукты и ягоды съедят люди, а нарисованные художником будут жить вечно)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это – натюрморт.

А где у нас портрет?

Значит, что такое портрет? (картина, где изображены люди) .

Как можно писать портрет (с натуры, то есть глядя на человека или по фотографии) .

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина

Или Колька – твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет.

Ш. Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре-

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре-

Хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире-

Раз, два, три, четыре.

Наклониться- три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку,

Все мы делаем зарядку,

Все походим на носках,

Мы идем на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

Давайте вспомним, что нужно знать при рисовании портрета (легкими штрихами обозначаем основные формы - голову и плечи; определяем, где у человека располагаются глаза, какой они величины, обозначаем их, рисуем брови и нос, рот и дополнительные детали: очки, серьги, рисуем волосы и одежду. Только после этого аккуратно раскрашиваем все красками.) .

IV. Ознакомление с автопортретом.

Предлагаю детям взять зеркальце и внимательно рассмотреть свое лицо, глаза, брови, нос и т. д. и нарисовать самого себя, глядя в зеркало. Именно так художники рисовали свой автопортрет.

Работа в альбомах.

По ходу работы напоминаю детям, чтобы они не забыли мелкие детали: брови, ресницы, челку и т. д., потому что все мелочи важны в рисунке. Именно они отражают неповторимый характер человека.

V. Заключительная часть.

Что мы сегодня нарисовали? (автопортрет)

Когда работы высохнут, мы их рассмотрим и постараемся угадать, кто на них изображен.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры