Литературная композиция о родине. Литературно-музыкальная композиция "моя малая родина"

Главная / Психология

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОНИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БЫКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Все о тебе, моя Россия»

подготовила

Кочкина Любовь Александровна

учитель начальных классов

с.Новоникольское 2014г.

Литературно — музыкальная композиция

«Все о тебе, моя Россия»

(внеклассное мероприятие)

Цели: дать представление о героическом прошлом нашей Родины, о великом подвиге русского народа через поэзию, музыку; развивать кругозор, расширить знания об истории страны; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование : картины природы в разное время года, картина с изображением березки, герб Российской федерации, герб Волгоградской области, Быковского района, флаг Российской Федерации, гимн Российской федерации; танцевальные костюмы «Березка»

Звучит торжественная музыка: «Мы дети твои, Россия!» Дети выходят с шарами, флагами (бело-сине-красными)

ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ: «Я ГРАЖДАНИН РОССИИ»

(Звучит тихо музыка «Как упоительны в России вечера»)

Вед.1. Мы будем о России говорить
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имён сказать: Россия

(А. Прокофьев)

Вед.2 . Россия, Россия, наша страна.

Очень и очень большая она.

Россия, родина, наш дом,

Где вместе с вами мы живем.

ТАНЕЦ ПТИЦ под музыку «Взмахни крылами Русь»

Вед. 3: Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

(В.Гудимов)

Вед.2: Родина…, Россия…Край, где мы родились и живем. Это наш общий большой дом.

ПЕСНЯ «РОССИЯ»

Вед. 1: Наша Родина – Россия – большая, великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни — наша страна, наша Родина.

Вед. 2: А еще: Родина подобна огромному дереву, на котором каждый листик — это вклад людей в процветание страны.

Вед.3: Но каждое дерево имеет корни. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.

Ученик

Родина, суровая и милая

Помнит все жестокие бои.

Вырастают рощи над могилами

Славят жизнь по рощам соловьи.

(Л.Новацкая)

ТАНЕЦ «ЗАКАТЫ АЛЫЕ»

Вед. 1: Спасибо хочется сказать всем тем, кто подарил нам мирное небо над головой. Низкий поклон всем ветеранам. Великой Отечественной войны

Ученики

1. Только вдумайся, вслушайся в имя Россия!

В нём и росы, и синь, и сиянье, и сила.

Я бы только одно у судьбы попросил –

Чтобы снова враги не пошли на Россию!

(Ю.Друнина)

2. Победа! Какое крылатое слово!

Оно, как огонь, зажигает сердца!

Оно трепетать заставляет любого!

Оно поднимает на подвиг бойца!

(А Усачев)

3. Победа — и залпы гремят над Москвою,

И трубы играют, и губы поют.

Привет тебе, пахарь!

Салют тебе, воин!

И Родине нашей, трижды салют!

ПЕСНЯ «СЧАСТЬЕ РУССКОЙ ЗЕМЛИ»

Вед. 2: Любовь к Родине-России, гордость ее историей воплотились в символах:

Вед. 3: Гимн: Это торжественная песнь России. В ней — восхищение красотой, гордость, ее историей.

Ученики

1. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.

2. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.

3. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.

Вед. 1: Герб: В нем запечатленная история России, ее надежды, гордость.

Ученики

1.Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.

Герб Российской Федерации представляет собой красный щит. Фон герба – красный не случайно. Это цвет жизни.

2. На щите изображен двугла­вый орел, взгляды которого обращены к двум частям света - Европе и Азии. Орел - символ власти. Над головами орла - три короны, две ма­лые и одна большая; они соединены лентой - это символизирует кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.

3. Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.

4. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.

Вед. 2: Флаг: Ему отдают воинские чести и чтят как святыню.

ТАНЕЦ «ТРИ ЦВЕТА ФЛАГА»

Вед. 3: Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы – вся Русь рождена.

(О.Шестинский)

Вед.1: Символом России издавна считают березу. Россия и береза – эти понятия неразделимы.

Белая береза

Ты тоже родился в России –

Краю полевом и лесном.

У нас в каждой песне – береза,

Береза – под каждым окном.

На каждой весенней полянке

Их белый живой хоровод.

Но есть в Волгограде березка:

Увидишь – и сердце замрет .

(М. Агашина)

Вед.2: Россия славится спортсменами, олимпийскими победами и рекордами. Елена Исинбаева, Мария Шарапова, Павел Погребняк, Евгений Плющенко, Александр Легков и многие другие.

СПОРТИВНЫЙ ТАНЕЦ «ДАВАЙ РОССИЯ»

Вед. 3: Огромны просторы России. Повсюду расселились народности. У каждого в сердце своя – маленькая родина.

Ученики:

1.Живут в России разные

Народы с давних пор

Одним — тайга по нраву,

Другим — степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один — черкеску носит.

Другой надел халат.

2.Один — рыбак с рожденья,

Другой – готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим – милей – весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна!

(В.Степанов)

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТАНЕЦ-ПОПУРРИ РАЗНЫХ НАРОДОВ

/Таджики, корейцы, чеченцы, русские/

Вед.1: Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

Вед.2: Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.

Вед.3: Национальные русские традиции прослеживаются в различных сферах жизни. Русское чаепитие, Русские хлеб-да-соль. Согласно русской традиции, хлебом и солью хозяева привечают дорогих гостей.

Звучит гимн хлебу

О ХЛЕБЕ (2008г. Санкт-Петербург)

1.Налилось зерно дивной силой

От неба, воды и земли.

Как поле пшеницы красиво!

От Солнца в нём цвет желтизны!

2.Оно — наша честь и богатство!

Природы энергия в нём!

В муку превратится однажды —

И хлеб из него испечём.

3.Без хлеба нет жизни на свете!

Хлеб — важность и суть бытия!

Хлеб — Жизни вселенская песня!

И он лишь всему голова!

Под музыку выходят волонтеры

1 Волонтёр Мы – волонтёрское движенье!

Для всех примером быть должны,

2 Волонтёр Развеять страх и все сомненья.

Наградой будет мир земли!

3 Волонтёр Когда смеются рядом дети,

Когда не тужат старики,

4 Волонтёр Когда не будет войн на свете –

Тогда мы будем не нужны!

5 Волонтёр Берегите Россию-

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

6 Волонтёр Берегите Россию-

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть.

Нашей правдой и силой,

Нашей гордой судьбой..

Берегите Россию-

Нет России другой.

(Е.Синицин)

Заключительная песня «Вместе мы Россия»

Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1. Стихи о Родине, России — http://www.russlav.ru/aktualno/stikhi-o-rossii.html

2. Песни о России — http://muznarod.net/artist/35687

3. Символы России — http://www.2fj.ru/istoriya/simvoly_rossii.php

4. Русские традиции, обычаи — http://www.advantour.com/rus/russia/traditions.htm

5. Народы России — http://www.opoccuu.com/narody.htm

6. Стихи о хлебе — http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-hlebe/
7. Волгоградские спортсмены, чемпионы —

Филиал МКОУ «Заринская СОШ» - Ясашинская ООШ

Учитель начальных классов Егорова Елена Геннадьевна

Сценарий литературно – музыкальной композиции

«Широка страна моя родная»

Актуальность : тема патриотического воспитания важна и актуальна в наше время.

Цели - развитие нравственных, эстетических и общечеловеческих ценностей.

Задачи:

    Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране. Создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

    Развитие нравственных, эстетический и общечеловеческих ценностей.

    Дать представление о России как о многонациональном государстве;

    Воспитывать умения общаться, дружить;

    Развивать умение чувствовать, понимать и принимать другого человека;

    Определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.

Оборудование: политическая карта современной России

Музыкальное оформление:

Песни о России, о Родине.

Слайд 1,2

Эпиграф к мероприятию: «Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить!»

(Ф.И. Тютчев)

На фоне музыки «Широка страна моя родная».

2 Ведущий : Смотришь на карту нашей родины и диву даёшься, сколь обширна наша Родина!

Слайд 3

1Ведущий: Россия - крупнейшее государство мира.

Слайд 4

2Ведущий: Россия расположена в двух частях света.

Слайд 5

1Ведущий: Россия омывается водами трех океанов.

Слайд 6

2Ведущий: Россия - северная страна.

Слайд7

1Ведущий: Крайние точки России расположены не только на континенте Евразия, но и на островах.

Слайд 8,9

Слайд 10

1Ведущий: Что значит: Родина моя?

Ты спросишь, я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

2 Ведущий : Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Слайд 11

1 Ведущий : Потом пшеничные поля,

От края и до края…

Все это – Родина твоя,

Земля твоя родная!

Слайд 12

Вед. 2 Касаясь трёх великих океанов

Она лежит, раскинув города.

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

(Выступление группы чтецов) Музыка О Родине.

Слайд 13

Чтец 1 «Родина!»- мы произносим,

И в глазах задумчивых у нас

Медленно качается гречиха

И дымится луч в рассветный час.

Чтец 2. .Речка вспоминается, наверно,

Чистая, прозрачная до дна,

И сережки светятся на вербе,

И в траве тропиночка видна.

Слайд 14

Чтец 3. «Родина!»- мы говорим, волнуясь,

Даль без края видим пред собой.

Это наше детство, наша юность,

Это всё, что мы зовём судьбой.

Чтец 1. Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Слайд 15

Чтец 2. Россия, Россия, края дорогие,-

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Звучит песня фоном «Широка страна моя родная».

Слайд 16

Ученик 1 Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

Слайд 17

Ученик 2 От Москвы до самых до окраин,

С южных гор до северных морей

Человек проходит как хозяин

Необъятной Родины своей.

Ученик 3 Всюду жизнь привольно и широко,

Точно Волга полная, течет.

Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почет.

Слайд 18 Музыка

Вед. 1: В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как предполагают ученые, произошло от слова « русло» . Русло – ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – страна рек и озёр.

Слайд 19

Вед. 2 Так называли страну, которая лежала между реками Вяткой и Дунаем, между Белым и Черными морями. Она была населена русичами, т.е. людьми, живущими по берегам рек и озер. Река поила кормила, по ней можно было сплавлять лес и добираться на лодке до других селений.

Слайд 20

Вед. 1 Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских ещё называли «россами», а страну, где они живут – Россия. Такое название в языке закрепилось с XV века, когда русские стали объединяться в одно государство.

Слайд 21, 22

Вед. 2

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали

Россия.

Россия…

Россия…

Раздолье…

Равнины…

Березы босые, седые осины.

Всё дорого с детства,

Всё памятно с детства. И всё же не можешь никак наглядеться.

Слайд 23

Ведущий.1 Сколь обширна наша Родина, простирающаяся в восточной части Европы и в северной части Азии. Она омывается морями Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого океанов. Площадь же ее 17,075 млн квадратных километров, население 148,7 млн человек.

Слайд 24,25

Вед. 2 На территории России проживает свыше 100 народов. Состоит Россия из 89 равноправных субъектов РФ.

И пусть уже давно нет союзных республик, но в России по - прежнему живут бок о бок с русскими и украинцы, и белорусы, и казахи, и армяне и представители других национальностей.

Слайд 26

Выходят мальчики в русских народных костюмах под музыку

Слайд27

Чтец 1.

Мир во всем мире, мечта моя,

Пусть люди живут, как одна семья.

Пусть никогда не будет войн и оружия,

Пусть двери откроют в домах повсюду.

Любовь и доверие - это по мне,

И мир бесконечный на всей Земле.

Слайд 28

Чтец 2.

Нам нужен мир: тебе и мне,

И всем на свете детям.

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Слайд 29

Чтец 3.

Нам нужен мир, трава в росе,

Улыбчивое детство,

Нам нужен мир, прекрасный мир,

Полученный в наследство!

Чтец 1

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава,

Твое достоянье на все времена.

Слайд 30

Чтец 2.

Россия - великая наша держава.

Народы в России во всем равноправны.

Здесь рядом с якутом таджик, белорус,

Украинец, чукча, грузин и тунгус.

Калмык, армянин, молдаванин, узбек.

Пусть дружба народов продлится навек.

(Девочки в национальных костюмах под музыку «Я, ты, он, она»)

Слайд 31

1 ребенок: (северн. Народ)

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

2 ребенок:(узбекский)

У каждого народа

Язык свой и наряд

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

3 ребенок:(украина)

Один рыбак с рождения,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

4 ребенок:(прибалтика)

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Слайд 32

1 ученик . Сколько нас, нерусских у России,

И татарских, и иных кровей.

Имена носящих не простые,

Но простых российских сыновей!

Любим мы края свои родные

И вовек – ни завтра, ни сейчас.

Отделить нельзя нас от России.

Родина немыслима без нас.

Слайд 33

2 ученик.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Слайд 34

3 ученик.

Много народов в России живет,

К новым вершинам Отчизну ведет.

В единстве народов сила страны.

Дети России дружбой сильны!

Язык порой разный и разная вера.

Мы стали для всех

образцом и примером.

Слайд 35

4 ученик.

Дети России дружны с детских лет,

В этом, пожалуй, наш главный секрет.

Общие игры у нас и забавы,

Общая школа и общее право.

Общее солнце, земля, где живем,

Учимся вместе и вместе растем!

Слайд36 Музыка «Моя Россия»

Ведущий 1: - Не всегда народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. 400 лет назад вражеские нашествия разорили страну дотла. Русская земля была занята врагами-поляками. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

Слайд 37

Исполнение песни «Моя Россия»

Ведущий 2: - Теперь мы празднуем День народного ополчения как свой заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.

Помните: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать.

Ученик1:

Каких народов только нет

В стране великой нашей:

Как пестрый солнечный букет,

Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва,

Башкиры и буряты -

Всем скажем добрые слова,

Любому будем рады.

Слайд 38

Ученик2:

Прекрасен горный край Кавказ

Здесь разные народы.

На Крайнем Севере у нас

Живут оленеводы.

Ученик3:

Вот кабардинец на коне,

Вот рыболов тунгусский,

Но больше всех у нас в стране

Кого? Конечно, русских!

Слайд 39

Музыка «Во поле берёза стояла»

Ведущий1: «Россия. Какое красивое слово: и роса, и сила, и синее что-то,» - так писал о России Есенин. А еще говорят о России: «Родниковый край, ромашковая Русь, березовые рощи». Березу считали символом России и Родины. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. В мирное время – она радость, а в годы войны – символ чистоты, братства, верности.

Слайд 40

Ведущий 2: Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. А белые стволы берёзовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов - такая картина запоминается на всю жизнь!

Берёза - символ и гордость русского народа.

Слайд 41

Ученик1:

Берёзы, русские берёзы!
Живые символы России!
В вас нежность, сила, красота,
И от народа доброта.

Ученик2:

В годину трудных испытаний Солдат собой вы защищали, В момент победных ликований Со всеми радость разделяли. Слайд 42


Ученик3:

И нет для народа милей и родней
Тех тонких берёзок сторонки своей,
Что ласково встретят, играя листвой,
Что молча проводят, тоскуя порой.

Ученик4:

И если ты шар весь земной обойдёшь,
То лучшего дерева ведь не найдёшь.
Берёзы - что русские девушки нежные -
Надели наряды свои белоснежные.

Застенчиво смотрят подружки-красавицы,
И мне это деревце больше всех нравится!

Слайд 43

Ведущий 1 . -Русская природа трогает и волнует многих из нас. Любовь к родной природе – это один из признаков любви к Родине.

Ведущий 2 . На поляне, на пригорке

Под окном, среди полей

Белокорая берёзка –

Символ Родины моей.

Слайд 44

Ведущий 1 . Россия и берёза! Эти два слова, как слиты воедино. Смотришь на берёзу и слышишь деревенские хороводные песни, переливчатые звуки гармошки, балалаечные вариации.

(танец «Берёзки»в исполнении учащихся)Музыка «Берёзы»

Ведущий 2 О России много слов хороших можно говорить…Сегодня мы хотим вам показать элемент русской ярмарки, которая часто проходила и до сих пор проходит в нашей стране.

Слайд 45

(Фон - Звучит отрывок из песни «Конфетки, бараночки» Выходят парни с товаром на лотках, девочки идут на ярмарку и парень раздает девушкам сосульки «Петушки»…

1- Лотошник. - созывает

Подходи, честной народ!
В гости ярмарка зовет!
На все вкусы и лады
Вам торговые ряды!


2- Лотошник. - созывает

Приглашаем, бьем челом,
Всех на ярмарку зовем!

1 - Лотошник.

Здесь с полей и огородов
Всё, чем славится природа!

Слайд46

(На столе у купца лежит товар: яблоки, плюшки…

Купец предлагает товар девушкам.)

Купец.
Для всего честного люда
Есть товар к любому блюду.
И приправы про запас
Не забудь купить сейчас!

Слайд 47

1- Лотошник.

Что-то гости погрустнели,
Видно, пляски захотели.
Не держите носы вниз -
Для вас маленький сюрприз!

Слайд 48

(Танец «Кадриль»)

Ведущий1: А кто не знает русских пословиц и поговорок, загадок? Кто же создавал их? Русский народ копил мудрость много лет. Пословицы передавались от отцов к детям. Короткие простые мысли так сложены, что запоминаются сами собой .

Ведущий 2 Любовь к Родине – святое, трепетное чувство, живущее в сердце каждого русского. Недаром народ веками создавал пословицы о Родине. Давайте вспомним некоторые их них.

Исполнение песни «Росиночка – Россия»

Слайд 49,50

Ученики:

    Всякому мила своя сторона.

    Своя земля и в горсти мила.

    Дома и стены помогают.

  • За морем веселье – да чужое, а у нас и горе – да свое

  • Любовь к Родине сильнее смерти.

    Нет в мире краше Родины нашей.

    Родная землица и во сне снится.

    Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

    Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

    Человек без Родины – что соловей без песни.

    Родина – мать, умей за неё постоять.

    На чужой сторонушке рад родной воронушке.

    За край родной иди бесстрашно в бой.

    Родина краше солнца, дороже золота

Ведущий 1 : В этих пословицах – любовь русского человека к своей отчизне.

Слайд 51

Ведущий2: Народные песни, частушки, пословицы, поговорки, сказки – и всё это русский фольклор. А в переводе фольклор – народная мудрость.

Ведущий1: Летят годы, но не иссякнет родник живой красоты русской природы, звучат песни о нашей Родине.

Ведущий 2 - А какая ярмарка без шуток – прибауток! Весельчаки слово хотят сказать смешное, всех позабавить. - Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки. И гости не отставайте, частушки подпевайте.

(Исполнение частушек учащимися начальных классов)

1.Мы частушки сочиняем,

можем их пропеть сейчас,

Мы для вас споём, сыграем

Попросите только нас.

2.Мы с весёлой песней дружим

Все по – русски говорим.

Хорошо живём не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

3.Ой – берёзонька – берёзка

Раскудря- кудрявая!

Хороша ты речка наша,

Речка величавая!

4.Раньше жили, не тужили.
Скот держали, хлеб растили
А теперь вон посмотри.
Все поля уж заросли.

1.Эй, гармошка, ты, гармошка,
Голосистые басы,
Ну, куда же ты пропала,
К нам вернись обратно ты.

2.Раньше скромно одевались,
А в сердцах пылал огонь,
Было все свое, родное -
Песни, пляски и... гармонь.

3.Молодые все удрали
Из деревни в города.
Там и дров рубить не надо,
И готовая вода.

4. Наслаждаться не устану

Песней жавороночка.

Ни за что не променяю

Милую стороночку.

Слайд52

Ведущий 1 . Мест красивых и даже необыкновенных в России немало. Но самые любимые и дорогие сердцу каждого из нас – это места, связанные нашей малой родиной –посёлком Ясашная.

На фоне песни «С чего начинается родина»

Слайд53

С чего начинается Родина?

Это нелегкий вопрос.

Прежде всего - это место,

Где ты родился и рос,

Где ты учился, трудился,

Где ты друзей заводил…

Родина – край твой родимый,

Тот, что с детства нам мил!

Ведущий 2: Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Ведущий 1: Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Слайд 54

Ведущий2:

Родина – слово большое – большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно пол мира!

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок и…. я.

Ученик.

Что любится, чем дышится,

Душа чем наша полнится,

То в голосе услышится,

То в песенке припомнится.

А мы споём о родине,

с которой столько связано,

С которой столько пройдено

Хорошего и разного!

Тяжёлое забудется,

Хорошее останется.

Что с родиною сбудется,

То и с народом станется.

Слайд 55

Песня (Край родной) – в исполнении учащихся начальной школы

То берёзка то рябина,

Куст ракиты над рекой..

Край родной на век любимый

Где найдёшь ещё такой! – 2 р

От морей до гор высоких

Посреди родных широт.

Все бегут, бегут дороги

И зовут они вперёд – 2 р

Солнцем залиты долины

Э и куда не бросишь взгляд!

Край родной, навек любимый,

Весь цветёт, как вешний сад – 2 р.

Детство наше золотое

Все светлее с каждым днём!

Под счастливою звездою

Мы живём в краю родном! – 2 р.

Слайд 56

Учащийся:

Да, есть такие места в необъятной России,

Что на картах больших и не сыщешь.

По – особому небо там кажется синим,

По особому пахнут там вишни.

Это место где ты появился на свет,

Называют частенько провинцией.

Только края прекраснее нет-

Он всегда для нас будет единственный.

Слайд57

Ученик:

Люблю тебя в любое время года,

Мой родной посёлок русский.

И в тёплый день. в любую непогоду,

Не бывает с тобой грустно.

Кивает мне знакомая берёза,

И я в ответ ей «Здравствуй» - говорю.

Как хорошо мне, как по- русски просто

Жить в моём светлом, ласковом краю.

Слайд 58

Учащийся

Есть на свете одна деревенька,
Не большая она, не богата.
По сравнению со вселенной,
Можно смело сказать – маловата.

Только буду я эту деревню,
В своей памяти свято хранить,
Потому что, счастливое детство
В ней пришлось с милой мамой прожить.
Слайд 59
И когда мне становится грустно,
Меня мысли приносят туда,
Вспоминается каждая мелочь,
Выбивается даже слеза.
Вспоминаю я старые кедры,
Что стоят в огороде у нас,
Звездной ночью в сиянии лунном
Они чудом казались для нас.
Есть на свете одна деревенька
И на картах она не отмечена,
Но зато за счастливое детство
Человеческим сердцем замечена.

Слайд 60

Песня (Деревенька моя) в исполнении учащихся

Деpевня моя, деpевянная, дальняя,
Смотpю на тебя я пpикpывшись pукой,

В веснушках чеpёмух стоишь над pекой.
Ты в лёгком платочке июльского облака,
В веснушках чеpёмух, стоишь над pекой.

Pодная моя деpевенька-колхозница
Смущённой улыбкой меня обожгла,
К тебе моё сеpдце по-пpежнему пpосится
, Слайд 61

А я всё не еду, дела и дела.

Мне к южному моpю нисколько не хочется,
Душой не кpивлю, я о том говоpя,
Тебя называю по имени-отчеству,
Слайд 62
Святая как век, деpевенька, моя.
Тебя называю по имени-отчеству,
Святая как век деpевенька моя.

(Сведения о Ясашной.) Слайд о Ясашной

Ведущий 1.

Название посёлка пошло от названия деревни, которое было первичным (дата образования – середина1860 года).

Коренные жители платили царскому правительству подать – ясак (преимущественно пушниной). Отсюда появились слова «ясачные люди». Так появилась деревня Ясашная.

Ведущий 2.

Посёлок Ясашная образовался со строительством железной дороги в 1910 году.

Сначала было 7 домов для лесорубов. В 1929 году была построена первая школа с избой – читальной. В 1932 году появился Мех.лесопункт – он стал основой Ясашинского леспромхоза. Жители занимались лесозаготовками.

Ведущий 1.

Во время войны хозяйство посёлка сильно разрушилось.

В 1951 году построили гараж на 32 грузовые машины. В 1965 году построили школу и двухэтажный клуб. Появились детский сад, дом быта, больница.

Ведущий 2.

Продукцию леспромхоза отправляли на экспорт: пихтово – еловый баланс в ГДР, Венгрию, Финляндию.

Леспромхоз ходил в передовых. К 1980 году была 21 улица и число жителей достигало 2000 человек. На сегодняшний момент леспромхоза нет, Жителей осталось – 346 человек. В школе обучаются 26 учащихся. В 7 км от посёлка открыт рудник по добыче габровых пород.

Ведущий 1

Веет чем то родным и древним

От просторов моей земли.

В летнем море плывут деревни,

словно дальние корабли.

По тропинке шагая узкой.

Повторяю в который раз:

Хорошо что с душою русской

Хорошо что я здесь родилась!

Слайд 63

Ведущий2 : Для кого-то малая Родина – Кузбасс, кому-то – Красноярский край или Дальний Восток, Кубань или Подмосковье. А всё вместе – это одна большая страна – наша Россия

Ученик: Хороша Россия!

В полдень так нежна.

Но ещё красивее

В сумерках она.

Хороша Россия

Утром на заре,

Но ещё чудеснее

В лунном серебре.

Слайд 64

Ученик:

Родина! Если богаче ты,

Значит и мы богаты;

Значит, сбудутся все мечты

Наши мечты, ребячьи.

Родина! Если сильней ты,

Значит сильней мы сами,

Значит никто не помнёт цветы

Выращенные нами.

Родина! Будь же всегда светла

День ото дня моложе.

Мы подрастём и в твои дела

Труд наш и сердце вложим

Ведущий: В заключении нашего мероприятия хочу пожелать Вам всем – любите свою Родину, берегите её.

Музыка «Родина Мать»

Стихотворение «Берегите Россию…» по цепочке, зажигают свечи

Слайд 65

Ученик:

Берегите Россию!

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе.

Слайд 66

Ученик:

Берегите Россию!

Без неё нам не жить

Берегите её,

Чтобы вечно в ней жить

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой,

Берегите Россию!

Нет России другой.

Ведущий1: Любите свою Родину, свою историю, будьте патриотами своей страны!

Ведущий2 Россия! Сложны твои пути. Но у великого народа может быть только великое будущее; вдохновлённое и счастливое.

Слайд67

Ведущий 1 . Будь во веки крепка и прекрасна, о, русская земля!

Ведущий 2 Дари нас своей материнской лаской, а мы отплатим тебе верной сыновней любовью и заботой.

Слайд68

Песня Мы, дети твои Россия . – в исполнении учащихся


1.Россия,Россия,Россия,Россия.

Любуюсь тобой ярко залиты солнцем

За гладью озёр золотые поля.

И в первых словах навсегда остаётся

Земля, где я вырос Россия моя.

И космоса даль

И простор океанов

Нас манят загадочной силой своей,

Но ждёт нас Россия любя и прощая,

Как матери любят своих сыновей.

Припев:

Россия, мы дети твои! Россия

Россия, мы дети твои! Россия

Россия нужны нам твои голоса.

2.Пусть вьются знамёна над миром

И с именем гордым твоим Россия

Мы все твои дети,Россия!

А значит мы победим.

Эй,эй.

Припев:

3.Пусть вёсны твои

Будут пахнуть дождями

И смехом детей каждый день озарит.

Пусть в сердце любовь и добро будут с нами

И родины имя так гордо звучит. Россия.

Припев:

Слайд69

Цели урока: воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к ее культуре, истории, традициям.

Оборудование: компьютер, мультимедиа.

Ход мероприятия

Ведущий: Мы начинаем наш праздник “Россия – Родина моя”, посвященный зарождению Российской Федерации.

Человек без Родины прожить не может. Слово “Родина” мы слышим часто. Оно знакомо нам с детства. Когда говорим о Родине, мы думаем о месте, где мы родились, где прошло наше детство. Но Родина – это и наша огромная страна, которая зовется Россией.

Приложение 1. Слайд №1

Ведущий: Россия - страна, занимающая восточную Европу и северную Азию. Россия расположена в Северном полушарии , на севере материка Евразия . Её территория омывается водами Тихого и Северного Ледовитого океанов , а также Балтийским , Чёрным , Азовским морями .

Приложение 1. Слайд №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9.

Ведущий: Москва – сердце России, один из самых красивых в мире городов. Ежегодно столицу посещают миллионы туристов, чтобы воочию увидеть Кремль, Красную площадь, Храмы Василия Блаженного и Христа Спасителя, Данилов и Новодевичий монастыри, Большой театр и Третьяковскую галерею.

Приложение 1. Слайд №10

Ведущий: В любой стране мира есть государственные символы. Есть они и у России. Давайте внимательно рассмотрим Герб России.

Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. В давние времена короны, скипетр, держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Всадник поражает копьем змею. Это победа добра над злом.

Приложение 1. Слайд №11

Символом нашего государства является флаг. Его цвета – цвета природы, добра и красоты. Белый – мир и чистота, синий – небо, правда, красота. Красный – огонь, отвага, любовь.
Но каждое государство имеет не только герб и флаг, а еще и главную музыку страны. Это гимн.

На сцену приглашаются ученики 4“Б” класса.
Прошу всех встать.

Композитор: А.В. Александрова.

Ведущий: Человек без Родины прожить не может. Слово “Родина” мы слышим часто. Оно знакомо нам с детства. Когда говорим о Родине, мы думаем о месте, где мы родились, где прошло наше детство. Но Родина – это и наша огромная страна, которая зовется Россией.

На сцену приглашаются ученики 3“А” класса

Я родился в этой стране
Под названием дивным Россия
В целом мире ее нет родней
И, конечно, же нет красивей.

Здесь раскинулись щедро луга
Перелески, холмы и дубравы.
Здесь зимой серебрятся снега,
А весной зеленеют травы.

Я люблю золотые поля,
Васильков и ромашек букеты.
Я родился в России не зря –
Защищать и любить землю эту.

Ведущий: Стих о Родине: Лучше нет родного края! П. Воронько

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!

Композитор: Э.Колмановский.

Ведущий: Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах!

Стихотворение о Родине для Вас прочтут ученики 2 “Б” класса

Здравствуй, Родина моя! В.Боков.

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
Какая наша Родина!

О Родине. В. Орлов.

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!

Ведущий: Широка Россия как душа русского человека, щедрая, мудрая, сильная. Мы часто слышим слова “Россия”, “Родина”, “Отчизна”. Что же для нас они значат? Это святые слова. Понятие “Родина” включает в себя не только необъятные просторы нашей страны. Это и язык, на котором мы говорим – наш “могучий и великий” русский язык. Родина – это культура, традиции, достижения народа, который называет себя таким красивым словом “россияне”.

На сцену приглашаются ученики 4 “Б” класса.

Русский народный танец “Березка”

Ведущий: Нам надо всегда помнить, что наша страна – это родительский дом, где нас с любовью и надеждой ждут родные и близкие. Это то место, куда мы всегда возвращаемся, где бы мы не странствовали в мире. Так как родная земля дает нам силу для жизни. Все, что нас окружает: небо, солнце, тучи, месяц и звезды, зеленые леса и плодородные поля, люди, которые рядом с нами в радости или в печали – это то, что поддерживает нас и дает силы жить и радоваться жизни, словно теплому поцелую матери.

На сцену приглашается 3 “Б” класс

Композитор: Шаинский В.

Ведущий: Сильная наша страна! В многочисленных боях многократно подтверждалась сила и храбрость Русского война, так же самоотверженность, и дух! Погибали на войне наши земляки и были горды тем, что погибали за родину в бою.

На сцену приглашается 4 “А” класс

Ученик: Гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды.

Ученик: Гражданин всегда готов защитить своё отечество. Он – настоящий патриот.

Ученик: Защита Отечества – священная и почетная обязанность человека и гражданина Российской Федерации.

Ученик:

За мир, за детей. Е.Трутнева

В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война,
Зелёный шум родного бора,
Им школа каждому нужна,
И сад у мирного порога,
Отец и мать и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.
Народ наш поднял властный голос
За всех детей, за мир, за труд!
Пусть зреет в поле каждый колос,
Цветут сады, леса растут!
Кто сеет хлеб на мирном поле,
Заводы строит, города,
Тот для ребят сиротской доли
Не пожелает никогда!

Композитор: Островский А.

Ведущий: Мать и Родина… Наверное, нет на свете ближе и роднее слов. Человек любит свою мать. Любит место, где родился и впервые произнес слово “мама”. Любит свою малую Родину, где впервые услышал шепот листьев и журчанье ручья, увидел мерцанье звезд и капли утренней росы. С чего начинается Родина? Родину нельзя, так же, как и слово “счастье”, определить одним словом или даже фразой.

На сцену приглашается 2 “А” класс

Композитор: Баснер В.

Ведущий: Россия многонациональная страна, в ней проживает более 100 народов, и все они живут дружно и стараются помогать друг другу.

Композитор: Тухманов. Д.

Ведущий: Любить свою Родину – это не значит только восхищаться, любоваться тем, что есть в твоей стране. Любить Родину – это не значит жить только настоящим. Ведь без прошлого нет будущего. Нужно помнить о прошлом страны, в котором были и героические, и трагические моменты. Любить Родину – это значит делать все, чтобы она становилась богаче, чтобы людям жилось лучше. Каждый из нас мечтает быть счастливым и полезным своему отечеству. Мы должны всегда помнить слова А. Пушкина, которые обращены и к нам, поколению, живущему в XXI веке:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Литературно – музыкальный урок

«Край, в котором я живу».

Тема: Край, в котором я живу.

Цели: - пробудить интерес у учащихся к истории возникновения своего города, углубить знания об истории и музыке родного края, побудить к активному исполнительству.

Развитие интереса самообразования, кругозора, внимания, памяти, умение пользоваться дополнительной литературой с целью поиска нужной информации; развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Воспитывать детей нравственно и эстетически, прививать любовь к родному краю, воспитывать патриотические чувства.

Ход урока:

1. Люблю тебя моя Россия

За ясный свет твоих очей,

(Песня «Расцветай, моя Россия»)

(под музыку Эдварда Грига, с показом фотографий)

Разорвавши Полярный Круг,

Поезд к дому несётся быстрее,

Здравствуй, север, мой верный друг,

Нет на свете тебя роднее.

Смотрят в окна глаза озёр,

Машут радостно лапами ели,

И жемчужные шапочки гор

Уж виднеются еле – еле.

И встаёт в ожерелье огней,

Вновь гостей у ворот встречая,

Кандалакша – цель жизни моей,

Королева Полярного края!

(Т. Фабрициева)

Наш город – частица нашей большой страны. Мест красивых в России немало, но каждый дорожит и любит край, в котором родился и вырос. И даже не надолго покидая свой город, мы вспоминаем его теплыми словами

Русокосая, синеглазая,

Ты стоишь над крутой

Беломорской волной!

Кандалакша моя,

Северянка моя,

Заполярный мой город родной!

ГИМН Кандалакши

Мы живём далеко – далеко на Севере, за Полярным кругом. Вот и мы сегодня поговорим о нашем родном городе и о земле, на которой живём. В этом году наш город – отмечает 500 - летие упоминания в ростовской летописи.

А) - С незапамятных времён люди знали, что где–то в стране северного ветра, есть таинственная страна Лапландия, где живут счастливые люди. Правда, ходят они в звериных шкурах, но дух у них не звериный, а человечий. Полгода в этой стране тёмная ночь, много снега, вьюга да мороз. Люди верили, что в этой стране в обледенелых избушках живут колдуны и злые заклинатели, посылающие снежные бури и зажигающие на небе волны зелёного и малинового огня.

Другие же, например, жители нашего края считали, что в тундре живёт лиса – чародейка. Махнёт она пушистым хвостом: по снегу – искры идут, вверх поднимаются, огнём разгораются.

Что это за явление природы? (Северное сияние – показ фото).

И я приглашаю ………Она расскажет стихотворение о том, как появились самые первые жители в этих краях.
Дмитрий Ушаков Под сполохи полярного сиянья…

Под сполохи полярного сиянья,
Лаптями стёжку протоптав в снегу,
Однажды к морю вышли россияне
И замерли толпясь на берегу.

Они дивились шири необъятной,
Могучим глыбам голубого льда.
И порешили не ходить обратно,
У моря поселиться навсегда.

На нашей земле в те далёкие времена жили люди, которые были меткими охотниками и удачливыми рыбаками. Шили себе одежду из шкур, жили в жилищах, которые представляли собой полуземлянку, полушалаш, покрытый берестой и дерном.

Кто мне скажет, как называется это жилище? (Вежа)

С того вежного времени появилось у саамов любимое животное. Оно кормит, одевает и обувает. Одежда из его шкур тёплая, лёгкая и красивая.

Что это за животное? (олень – показ фото)

Так и жили на нашей земле люди в оленьих шкурах. Не боялись ни комаров, ни гнуса, ни дремучих лесов, а ещё пели весёлые песни и играли в игры.

(игра «Олень»)

Б) Прошло много – много лет. В 11 – 12 веке в наши края стали проникать русские люди – новгородцы, архангело-городцы (16в.). Наш край был очень богат: много пушнины, рыбы, жемчуга. На месте Кандалакши сначала было построено несколько рыбацких домиков. Люди приходили сюда и оставались. Так возникло поселение, которое позднее стало называться – Кандалакша. Уже в 1517 году в ростовской летописи упоминается селение Кандалакша, когда послы с нашего севера пришли в Москву просить освятить церковь и крестить лопарей. Как старинное поморское село Кандалакша – была известна давно, а статус города получила 20 апреля 1938 года.

(фото «Старый город»)

……………… прочитают стихотворение, в нём говорится о том, какой была Кандалакша в далёкие, давние времена.
Кандалакша. А. Хоменко .


Кандалакша – село поморское
Вдоль залива, да под горой,
Избы серые, лодки плоские,
Ветер носится стороной.

Избы серые, лодки плоские,
Но незримо прошли года,
И плывут корабли громоздкие,
И приплывают сюда.

А по улицам светло – каменным,
Путь далек до деревни той,
Что ютилась веками давними
Вдоль залива да над горой.

Кандалакша – откуда произошло это название?

К сожалению, нет однозначного ответа на этот вопрос.

(ответы)

Старожилы нашего города помнят, что часть села Кандалакши, лежащая на левом берегу реки Нива, называлась Зарецкая сторона или Малая сторона, а на правом берегу – Деревня. Селение со временем разрасталось, появились порт, лесозавод, рыбоконсервный завод, а главное построена – железная дорога и край стал меняться.

(звучит отрывок из песни «Священная война»: сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)

С первых же дней войны Кандалакша стала прифронтовым городом. Многие кандалакшцы ушли в армию. Они воевали на различных фронтах В. О. войны, в том числе и в Заполярье.

25 июня Советское информбюро сообщило: «24 июня 4 немецких самолёта пытались бомбардировать район Кандалакши». Но границу на Кандалакшском направлении фашистские захватчики перешли 1 июля. Бои были жестокими.

Немецкие войска рвались к нашему городу, имея приказ взять его не позднее 15 июля. В своих планах гитлеровцы особое внимание уделяли выходу к Белому морю. Это дало бы им возможность отрезать незамерзающий порт от центра страны. Много досталось и ж. д. узлу, электровозному и паровозному депо.

Кандалакшу гитлеровские самолёты бомбили по 15 - 16 раз в сутки, сбрасывая крупные фугасы и тысячи зажигательных бомб. В первый же налёт сгорел хлебозавод. На станции пылали вагоны с грузом и цистерны с горючим; повреждена контактная сеть и линия связи.

Промышленность города перешла на производство вооружения, боеприпасов и снаряжения. С первых дней тяжёлых боёв на Кандалакшском направлении в город хлынул поток раненых. Десятки женщин города пошли работать санитарками, медсёстрами и уборщицами в госпитали. Например, в школе № 1 в годы войны располагался эвакогоспиталь.

«Всё для фронта! Всё для победы!» - под этим лозунгом, ставшим главным для всего советского народа, жили и трудились кандалакшане.

82 дня шли тяжёлые, кровопролитные бои, когда мы отступали, но гитлеровцы продвинулись от границы на 75 км, потеряв при этом около 25 тысяч солдат и офицеров. Они не смогли выполнить задачу – выйти к Кандалакшскому заливу.

Сейчас о былых сражениях напоминают лишь скорбные памятники – обелиски. Это – наша вечная память, наша скорбь.

Очень много солдат погибло, защищая нашу Родину, и в память об их подвиге поставили памятники, обелиски. И ………………………… прочитают стихотворение «Обелиски Заполярья».



Стоят, чтобы память о страшной войне
Осталась гореть в поколеньях!

Здесь, кровь оставляя на взрытом снегу,
Шли воины грудью на доты…
Словами я вряд ли поведать смогу
Про подвиг бессмертный пехоты!

Громили, крушили, сметали врага
На суше, и с неба, и в море!
Победа досталась, скажу не солгав,
Ценою страданий и горя.

Стоят обелиски на Кольской земле,
Как быль о минувших сраженьях.
Стоят, чтобы помнить о страшной войне
Осталась гореть в поколеньях.

(показ фото – памятники воинам)

Прифронтовой город, на подступах к которому три года находились вражеские войска, выстоял и победил, благодаря мужеству и героизму его защитников. Ценой своих жизней погибшие защитники не пустили гитлеровцев в Кандалакшу, остановили врага на рубеже Верман. Многие улицы нашего города названы их именами.

(презентация «Улицы города»)

(чтение стихотворения

Я люблю этот маленький город,

Я люблю этот северный край,

Хоть здесь стужа господствует, холод,

Ветер воет в кустах разгуляй.

Я люблю здесь скалистые горы,

И леса, и холмы, и поля,

Синеокие реки, озёра,

В белой пене седые моря.

Городок так раскинулся чудно,

Окружён и рекой, и заливом,

Хоть известным назвать его трудно,

Со своим колоритным мотивом.

Летом в зелени он утопает,

В ярких красках рябина цветёт,

И берёза косу заплетает,

И черёмухи запах влечёт.

Хоть и узкие улочки, что ж,

И не так высокИ здесь дома,

В сказку Севера ты попадёшь,

Когда в город приходит зима.

На деревьях серебряный иней,

Белым пухом покрыты просторы,

В ясный день небосвод синий - синий,

В белых шапках красуются горы.

Я люблю этот сказочный город,

Я люблю этот северный край,

Для меня ты всегда будешь молод,

Кандалакша, живи, процветай.

(песня о Кандалакше)

17 октября 1984 года указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы В. О. войны, и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, город Кандалакша награждён орденом Отечественной войны 1 степени.

(показ книги «Колокола нашей памяти»)

Г) – Ещё не закончилась война, пришлось кандалакшцам всё по сути делать заново: строить и восстанавливать разрушенное.

В 1944году возобновили прерванные работы по строительству Нива ГЭС -3 – ощущался острый недостаток в электроэнергии.

Алюминиевый завод – его строительство возобновилось вскоре после окончания войны, а в 1951 году он выдал первый металл.

Широкое развитие получили культура, народное образование и здравоохранение.

В начале 50-х годов строительство ДК «Металлург».

В 1959 г на территории города и района работало 46 школ, в которых обучалось 9 тысяч учащихся.

(показ фото «строительство»)

Д) Неузнаваемо изменилась Кандалакша за последние десятилетия. На месте пустырей и болот встали современные жилые кварталы, протянулись ленты асфальтированных дорог и тротуаров.

(показ фото «Современный город»)

Есть много людей родившихся в нашем городе, которых знает вся страна.

(презентация)

Художники отмечают удивительную палитру нежнейших красок, характерную для Беломорья. (выставка)

Очень многие люди, побывавшие в Кандалакше, влюбляются в этот край, и их тянет сюда снова и снова.

У Белого моря.

Есть город неброский – моя Кандалакша,

Где добрые, светлые люди живут.

Портовые краны над гладью залива,

Здесь скверы и улицы радуют глаз,

Здесь трубы взметнул в небеса горделиво,

Как славу рабочую, труженик КАЗ.

Здесь белые ночи, как сказка красивы,

И смотрятся сопки в озёрную синь.

Полярным сияньем расцвечены зимы,

И иней искрится на кронах осин.

У Белого моря, где скалы, как башни,

В суровом величье покой стерегут,

Есть город неброский – моя Кандалакша

И сердце навеки оставил я тут.

Сегодня мы совершили путешествие из прошлого в настоящее нашего любимого, юбилейного города.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

"Тамбовский край - мой край родной».

Скворцова Маргарита Викторовна,

Учитель русского языка и литературы

р. п. Дмитриевка

2013 г.

Форма: литературно-музыкальная композиция.

Цели:

    расширить знания учащихся о родном крае;

    воспитывать у учащихся любовь к родному краю.

Оборудование: карта Тамбовской области; стенды с видами Тамбова; выставка книг о Тамбовском крае, портреты выдающихся людей.

Звучит песня “С чего начинается Родина?”.

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.

Ход урока

Ведущий 1:Действительно, с чего начинается наша Родина? Великая земля наших отцов. Поля и леса, моря и горы, города и маленькие деревушки, белые стволы берёз и шорох спелых колосьев. Эту землю мы называем самым дорогим именем – Родина. Но на этой земле есть место, которое самое дорогое для каждого человека, и чем больше пройдёт он по земле, тем дороже ему приметы родного края.

Стихотворение

Есть губернии краше,
Богаче, красивей,
Но Тамбовщина наша –
В самом сердце России.
Начиналась как крепость,
Разрослась вширь и ввысь.
В людях – сила, и крепость,
И кипучая жизнь…
Были стоны и крики,
И отчаянья миг:
Не щадил Боборыкин
Ни себя, ни других.
Но звезда восходила,
Освещая Тамбов.
Знать, и вправду так было,
Говорили: там – Бог!
Ниспослал он таланты
На тамбовскую пашню,
И взрастали гиганты
На землице на нашей.
Здесь жили и творили
Баратынский, Державин,
Верой – правдой служили
И народ уважали…
Восхищался Чайковский
Черноземною мощью.
За границей Рахманинов
Тосковал по Тамбовщине.
Здесь великие ценности
От Сергеева-Ценского…
А какое богатство
Нам оставил Вернадский!
Он творил для народа,
Слава сердцу, уму!
Человек и природа
Благодарны ему…
Цна – голубка пленяла
Не одно поколенье…
Перед родиной малой
Постоим на коленях…

Ведущий 2: Тамбовский край – небольшой уголок необъятной Родины, часть русской земли в самом её центре, неповторимый уголок России.

Стихотворение

За деревню выйдешь на рассвете –
Разольётся запах медуниц.
Встрепенётся и затихнет ветер
На равнинах зреющих пшениц.
Перелески да реки, да в цветах косогор
Полюбил я навеки мой Тамбовский простор.

Песня “Деревенское детство моё”

Заблудились в тумане деревья
Поднимается солнце в зенит
А на рыжем пригорке деревня
Посредине России стоит.
Здесь на лавочках деды шутливо,
Про своё вспоминают житьё.
Здесь ныряет в речушку с обрыва
Деревенское детство моё.
Деревенское детство моё.
Заливаются в клубе гармони,
Жёлтый месяц согнулся в дугу.
И пасутся усталые кони
На прохладном и мокром лугу.
Здесь вручили мне землю в наследство.
Ни за что не прожить без неё…
Здесь навеки прописано детство,
Деревенское детство моё,
Деревенское детство моё.

Ведущий 2: Родная Тамбовщина! Ты не можешь удивлять путешественников высокими горами, большими реками с бурными водопадами. Здесь всё скромно и вместе с тем неповторимо красиво. Красота природы родного края подсказала Ивану Шамову сюжет стихотворения “Край мой Тамбовский”.

Стихотворение

Край мой Тамбовский, смолистые сосны,
Край мой отцовский, юные вёсны…
Где я не буду, сколько б ни прожил,
Я не забуду край свой хороший.
Воздух тамбовский, светлые реки…
С краем отцовским связан навеки.
Равнина, среднерусская равнина.
Просторна, солнцем вся освещена.

Ведущий 1: Если взглянуть на карту области, то можно увидеть, что вся она “рассинелась” речками. Хороши наши реки! В их прозрачных водах отражаются зори и закаты. Мы любим наши “голубоглазые” равнинные реки: Цну, Челновую, Ворону, Лесной Воронеж…

Стихотворение

Рад посвятить стихов страницу
Тебе, тамбовская река.
Тебе с другими не сравниться:
Не Волга ты и не Ока.
Но я живу с тобою рядом,
Я слышу твой весенний шум.
Твоею свежестью, отрада,
В погоду знойную дышу…
Тебя лучами день ласкает,
В ночи любуется луна.
Тобой, спокойная, простая,
Чуть-чуть задумчивая Цна.

Ведущий 1: Тамбовщина… Широко и привольно раскинулись её земли в центре России. Леса и зелёные луга, чистые реки и знаменитый чернозём – всё это составляет богатство нашего края. Щедра и богата природа Тамбовского края. Много лекарственных растений встречается в нашей области. Одно из них – облепиха. А знаете ли вы, чем полезна облепиха?

(Облепиха – витаминное и противовоспалительное средство, используется сок плодов, отвар, а облепиховое масло используется для лечения ран).

Ответьте, что это?
Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы.
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы.

(Лук)

От каких болезней можно лечиться луком? (от насморка, от кашля, от простуды).

Наша земля благоприятна для роста растений, богатых полезными и питательными веществами.

Песня “Родная песенка”

Льётся солнышко весёлое
Золотыми ручейками
Над садами и над сёлами
Над полями и лугами.

Припев: Здесь идут грибные дождики,

Светят радуги цветные,
Здесь простые подорожники
С детства самые родные.
Тополиные порошицы
Закружились на опушке,
И рассыпались по рощице
Земляничные веснушки.

Припев:

И опять захороводили
Стайки ласточек над домом,
Чтобы снова спеть о Родине
Колокольчикам знакомым.

Припев:

Ведущий 2: 1636 год. Растёт и крепнет государство Российское. Для защиты южных границ от набегов воздвигались крепости, создавалась единая заградительная линия.

На высоком берегу при впадении реки Студенца в Цну был основан город-крепость – Тамбов.

Через тамбовские земли протянулась часть линии укреплений, которая получила в народе название “Татарский вал”.

Ведущий 1: Ничем не приметный сторожевой город, он видел много тягот, много пережил. Отрезанный от остальной страны бездорожьем Тамбовский край долго оставался изолированным.

В 1796 году была создана Тамбовская губерния, которая по своей площади почти в два раза превосходила нынешнюю Тамбовскую область.

Картину губернского города Тамбова мы можем увидеть на страницах “Тамбовской казначейши” Михаила Юрьевича Лермонтова.

Стихотворение

Тамбов на карте генеральной
Кружком означен не всегда;
Он прежде город был опальный,
Теперь же, право, хоть куда.
Там есть три улицы прямые,
И фонари, и мостовые,
Там два трактира есть, один
“Московский”, а другой “Берлин”.
Там есть ещё четыре будки,
При них два будочника есть;
По форме отдают вам честь,
И смена им два раза в сутки…

Ведущий 2: В сентябре 1937 году была образована Тамбовская область, но тогда она занимала большую территорию, чем сейчас. В современных границах наша область была сформирована в феврале 1939 года.

Ведущий 1: В этом году исполнилось 370 лет со дня основания Тамбова. Трудно складывалась история нашего края. Но сколько удивительных людей прошло его дорогами, оставив след в его судьбе.

Скольким служила источником вдохновения прекрасная природа родной Тамбовской земли.

В памяти каждый из нас сохранит имена тех, кто составил славу и гордость родной земли.

Стихотворение

Какая удивительная сила!
Размах у русских гениев какой!
Сыны земли Тамбовской и России,
Вы вечно живы в памяти людской…
И вот опять на набережной цнинской,
Где красота видна со всех концов,
Идёт поэт Евгений Баратынский –
Вернулся он к полям своих отцов…
В садах тамбовских притаилось чудо –
Деревья буйным цветом расцвели.
И чувствует, и чувствует Мичурин
Бессмертное дыхание земли.
Ей каждый в пояс поклониться должен:
Здесь жил, творил, оставил острый взгляд
Герасимов – талантливый художник…
Здесь жил Чичерин – первый дипломат…
Нет, музыка другая за границей,
И небо, и земля – совсем не те:
Рахманинов в Тамбовский край стремится,
Чтоб музыку создать о красоте…
Ах, этот дивный воздух деревенский!
А в городе течёт голубка – Цна.
Как воспевал её Сергеев-Ценский!
Как вдохновляла гениев она!...
Тамбовский край! В истории державы
Ты оставляешь свой заметный след:
Ведь навсегда прописан здесь
Державин – великий губернатор и поэт…

Ведущий 1: О нашем крае можно говорить долго, но обо всём рассказать трудно. Мы ещё не раз вернёмся к этой теме. Кого интересует прошлое и настоящее нашего края, вы можете узнать о многом из книг о Тамбовском крае. Некоторые из них мы показали на нашей выставке.

Гимн Тамбовской области

На просторах бескрайних и синих
Где берёзы любуются Цной,
В самом центре великой России
Ты раскинулся край наш родной.
Полыхали зловеще зарницы,
Но в историю грозных веков
Ты вписал своей славы страницы,
Честь, свободу храня от оков.

Припев: Тамбовский наш край,
В веках процветай!
Ты славен людьми,
Храни, Господь, тебя, храни.
И пусть летят года,
Ты с нами, наш край, навсегда,
Здесь родились мы,
И с этим краем
У нас на всех одна судьба.

Список используемой литературы:

    Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. В 6 т. - Тамбов, 1883-1897.

    Наш край тамбовский. - Тамбов, 1991

    И пыль веков от хартии отряхнув…: хрестоматия по истории Тамбовского края.- Тамбов: Издательский центр ТГПИ, 1993.- 388 с.

    В. Т. Дорожкина Сборник стихотворений «Весь мир проходит сквозь меня». Тамбов. 2001

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры