Максим аверин все начинается с любви билеты. Максим Аверин: Все начинается с любви

Главная / Психология

Дата рождения: 26 ноября 1975 г.
Возраст:40 лет
Место рождения: Москва
Рост: 192
Семейное положение: Не женат

Аверин Максим Викторович родился в Москве, его мать всю жизнь была простой портнихой и никоим образом не связана с киноискусством. Отец проработал на «Мосфильме»: сначала монтировал киноленты, а после был художником-декоратором. Отец Максима всегда мечтал стать артистом, но его мечту было суждено воплотить сыну.

Когда мальчику едва исполнилось шесть лет, он впервые появился на телеэкране. Отец взял Максима на съемочную площадку в Махачкалу, там снималась кинолента «Похождения графа Невзорова». Ему дали эпизодическую роль, а уже в девять лет юный артист впервые попал в Театр миниатюр и получил одну из главных ролей в спектакле «Бранденбургские ворота». Помимо театра Аверин занимался в студии при Доме кино.

В школе Максим был гуманитарием, интересовался литературой и однажды даже отказался писать контрольную по математике, объясняя это тем, что данный предмет в театральном училище ему не понадобится. В девятом классе парень начал выбирать для себя учебное заведение. Сначала он попытался поступить во ВГИК, но, когда приемная комиссия попросила показать зубы, он заявил: «Я – не лошадь ». Конечно, от абитуриента никто не ожидал такого хамства, и Аверин с треском провалил экзамен.

Дальше свои силы будущий сердцеед и любимец публики попробовал в «Щепке», но и там все пошло не так, лишь Щукинское училище пришлось ему по душе. Правда, поступить уверенному в себе парню удалось только со второй попытки. Во время учебы Аверин был любимчиком большинства преподавателей, они с восторгом наблюдали за его успехами, в 1997 году он блистательно защитил диплом и выпустился.

В жаркий день в ресторане, расположенном на крыше здания на проспекте Мира – одном из самых красивых районов Москвы, людей было немного. Я заняла стратегическую позицию за столиком в углу – чтобы видеть входящих — и приготовилась вычислять артиста Аверина, которого видела только на фотографиях. Но не сейчас, а через полчасика, потому что артисты — люди богемные, и часто опаздывают. Ровно в два в ресторан зашел высокий загорелый красавец в белой рубашке с белым шарфом – и по тому, как затрепетали и заулыбались официантки, как подняли голову немногие посетители, стало понятно, что вычислять никого не надо. Потому что Максим Аверин – это такой человек, вокруг которого неизбежно закручивается и искрит пространство. О том, как у него это получается, я и решила разузнать в преддверии его ноябрьских гастролей с моноспектаклем «Все начинается с любви. Продолжение».

Но лишь поздоровавшись, он начал тут же с воодушевлением рассказывать про свой новый проект:

— С Катей Рождественской, сын которой открыл этот ресторан, мы сейчас снимаем документальный фильм о Роберте Рождественском. Я надеюсь, что получится, что мы найдем деньги, потому что поэт удивительный, не до конца раскрытый. В девяностых его подзабыли, тогда страна перестала читать, точнее стала читать пустое, чтобы отвлечься. А сейчас снова к нему появился огромный интерес. Отчасти и я к этому имею отношение, потому что я на своих спектаклях читаю его стихи. Он такой щемящий – несмотря на наше представление о нем как об огромном, революционном, партийном поэте, который сочинил «Мы эхо…» В этом смысле он как Маяковский.

— Я читала, вы мечтаете сыграть Маяковского, это правда?

— Конечно. Его личность мне безумно интересна. Я читаю его стихи в своем спектакле. И он уникальный поэт, как он работал со словом! Некоторые произведения сейчас звучат совершенно по-другому, и с юмором у него все было прекрасно. Я сейчас читаю книгу Дмитрия Быкова о Маяковском, открываю новые грани личности. Думаю, в биографии Маяковского много натворила Лиля – так хотела его увековечить, чтобы получать авторские отчисления, что сделала его «революционным поэтом».

— Очень многих. Это и Давид Самойлов, и, конечно, Рождественский. Высоцкий, Евтушенко, Вертинский. Сейчас я даже еще точно не могу сказать, что еще будет – ведь я сам режиссер и материала у меня огромное количество, так что я еще нащупываю то, что сложится потом.

— Максим, вы привозите продолжение того спектакля, который показывали в Израиле в прошлом году. Вы уникум. Можно ведь было бы приехать и просто встретиться со зрителями, и они бы с удовольствием пришли посмотреть на вас, задали бы вопросы, послушали бы истории со съемок, песни. А стихи это такая рискованная сегодня вещь, и не все готовы их воспринимать.

— Поэзия человеку дает воздух. Наступает момент, когда хочется остановиться и начать все по-другому. Можно было бы, конечно, отвечать на записочки, что-то почитать. Но если есть история, которая цепляет, то зритель ее принимает. У меня в спектакле нет декораций, ничего. Один артист, и это принципиальное мое решение. Сейчас в театре все возможно – 3D, 4D, все летает, парит, только человека нет. Хочется человека остановить, сесть и поговорить о том, куда он бежит, чем живет. Вот в этом мне помогает поэзия замечательных авторов. Плюс монологи, которые я сам написал.

— У вас ведь еще есть отдельная история с Пушкиным – совсем неожиданный поворот.

— Да, мне предложили читать «Метель» с музыкой Свиридова в зале Чайковского в Москве. А до того еще была «Пиковая дама» и музыка Чайковского. Я в это окунулся с радостью. Сейчас вот еще подарили книгу «Последний год Пушкина», редкое издание, там переписка необычайно интересная.

— Как артисту мне очень интересны биографии. Это моя природа, я изучаю личности людей. Да и вообще я читаю сразу несколько вещей, повсюду таскаю за собой чемодан книг. Иногда захожу в кабинет, смотрю на полки и говорю себе – когда-нибудь я все это прочту!

— Если говорить о личностях, кого хотелось бы сыграть, с кем чувствуете родство?

— Десять лет назад, когда я был молодой и в другой форме, я увидел передачу про замечательного артиста балета Александра Годунова. И в конце фильма была такая фраза: в прошлом у него было блестящее будущее. Меня просто не стало в эту секунду! Так это потрясло. И вот я подумал – какая интересная судьба у него, как бы его сыграть. Я обращался к продюсерам с этой идеей. Конечно, я был тогда молодой, худой, с волосами и тогда мог бы сыграть. А сейчас — уже не выйдет.
Был у меня период, когда я удивлялся, почему такого гениального писателя как Салтыков-Щедрин не экранизируют. Там же про сегодняшнюю жизнь все.

— Максим, такой фильм запретят сразу, там же каждая фраза экстремизм на тему сегодняшней России.

— Слава богу, значит, есть возможность зрителя заставить думать. Заметьте, сколько в кино, на телевидении примитива. Я иногда слышу от партнеров: « Да что тут играть, слов ведь нет». Ну и как мне с ними работать? Чарли Чаплин так и не сказал в кинематографе ни слова, а оторваться от «Огней большого города» невозможно. К тому же, я считаю, что для драматического артиста важна пластика. Заставь человека увидеть твой внутренний танец, он от тебя не оторвется. А если просто говорить какие-то слова, это же получается ужас – про такую жизнь, которую ни я, ни зрители не видели.

— Скажите, почему так? В России великолепная театральная школа, такой конкурс в институты, учатся они как сумасшедшие по 11 часов в день. А потом смотришь телесериалы или комедии – и становится неловко за их беспомощность.

— — Потому что окончить институт — еще не научиться профессии. Когда я закончил театральный институт двадцать лет назад, я считал – ну все, сейчас все с ума сойдут, я появился. А этого не произошло. Институт дает мощнейшую азбуку – но это еще не значит, что ты все можешь. Потом ты приходишь в театр, где уже не двадцать человек и ты не талантливый любимчик. Там 150 артистов, каждый из которых имеет право на успех. И тебя «бьют». В этом смысле я считаю систему «рэпэртуарного» театра уже изжившей себя. Не может артист ждать пять лет следующей роли. Артисту нужен ежедневный тренинг, а это значит — выход на сцену.

Я преподаю молодым артистам, и всегда говорю им: артист не должен сидеть и ждать. Чтобы не растерять самое важное, надо работать. Появилась минута – посмотри хорошее кино, почитай книгу. А упереться в стакан очень легко, и он примет тебя мгновенно. На моих глазах были талантливейшие люди, которые окружали себя теми, кто постоянно говорил: «Какой ты талантливый, ты гений, гений». Это же слушать невозможно! Когда меня начинают хвалить, я в кармане всегда держу фигу. Серьезно. Мне кажется — а вдруг это исчезнет? Где тогда будут все эти люди, которые сейчас говорят о таланте? Так что талант надо постоянно развивать.

— Кстати, о шансе на успех. Правильно ли я понимаю вашу историю: после института вы довольно долго работали в театре «Сатирикон». И там к вам не сразу, но пришел успех в постановке «Макбет». Вас узнала московская театральная публика. И только когда вы сыграли на телевидении в сериале, узнала и полюбила вся страна, от домохозяек до кинокритиков. Но известно при этом, что успех не случается только потому, что тебя показали по телевидению.

— Я перевернул отношение к сериалу. А театр вообще искусство элитарное, которое не всем подходит. Это все-таки условный мир. Кто-то не понимает этих предлагаемых правил игры, а другой, наоборот, идет туда, минуя противоестественность какую-то — потому, что ему это нужно как воздух. И меня театр воспитывает как актера. А кино – искусство интимное, искусство ожидания. Многие артисты не могут сниматься в кино, потому что надо ждать, ждать — а потом вдруг выдать нужную эмоцию.

— Честно — не понимаю, как это возможно.

— А я без этого не могу. Вот позавчера мы снимали целый день, все очень тяжело, жара эта адская, мы все мокрые. И вот уже последний час работы, все уставшие – выставляют свет, вымеряют фокус, грим, костюм — нет, еще давайте, другую точку попробуем. Проходит время. А я сел, смотрю, и оторваться не могу от этих людей, которые обожают свою профессию, уважают свой труд, стараются сделать все как следует.

— Ваш герой Глухарев стал народным персонажем. Он такой свой, будто сосед по дому.

— Да, эта история всех зацепила тем, что в ней герой сохранил жизненные ценности. Он не ворует, у него есть честь и достоинство. На экран вернулся нормальный человеклюбящий муж, хороший отец. Людям это оказалось нужно. Знаете, в одной из серий в кадре высветился номер телефона моего героя. А на самом деле это был номер режиссера. И начались звонки. Звонили казачьи станицы, дети, школьники, женщины. Однажды на автоответчике осталось сообщение от мужчины: «Вот я живу далеко, здесь так плохо, работы нет, жена измучена. Все такая тоска. Прихожу домой, включаю телевизор, а там ты. И я ж понимаю вроде, что ты артист и что у тебя роль там, а я с тобой разговариваю. И ты мне вроде отвечаешь…» Я обожаю эту историю.

— У вас есть очень серьезные роли, классика, в том числе в театре. Как вы все это в себе соединяете: и телешоу, и сериалы, и Шекспира на сцене? Еще поете, насколько я знаю…

— Считайте, что я — разнорабочий. В «Глухаре», поверьте, есть шекспировские страсти. Я еще пишу статьи в журналах и книгу. Потому что мне это интересно. Мне жалко, что в сутках только 24 часа. Что касается песен — мне всегда нравилось, когда драматические артисты исполняют песни. Великие артисты работали в этом «легком» жанре: Андрей Миронов, Марк Бернес, Людмила Гурченко. Упирать на то, что я «драматический артист, играю только серьезные роли» — скучно. А вот сделать так, чтобы в «легоньком» жанре у тебя получилось, гораздо интересней. Потом, я стараюсь использовать все возможности.

— Вы, как я вижу, абсолютный фанат профессии. Это у вас с «киношного» детства?

— Конечно. Родители познакомились на «Мосфильме», папа был художником-постановщиком многих фильмов и спектаклей. Не было достатка, чтобы меня куда-то отправлять, так что я всегда был там, где родители. На съемках, в театре, в девять лет уже играл на сцене. Родители приводили детей на киностудию, и мы были предоставлены сами себе – бегали смотреть, как снимают «Мэри Поппинс, до свидания», «Чучело». Понимаете, мне ничего не оставалось, кроме как полюбить все это. Я никогда ничем не увлекался, ничего не собирал – в этом смысле я скучнейший человек. Спорт мне открылся совсем недавно, когда стало нужно держать форму.

— Это сложно?

— После сорока она уже сама не держится. Стал бегать, отказался от мяса, потому что оно отнимает у меня много энергии и на съемках, и на сцене. Трудно, потому что бесконечные поездки по городам, где поел, где не поел, режим нездоровый. Перед спектаклем есть нельзя, потому что не взлетишь, а должно быть состояние легкости.

— Есть спектакли? Ведь вы ушли из театра «Сатирикон?
— Сейчас я играю в «Отелло», и надеюсь, что в следующем сезоне будет постановка в одном из театров. Это очень сложная работа – музыкальный, пластический спектакль «Трехгрошовая опера». Больше пока про него не хочу рассказывать.

— Вы суеверный?

— Нет. На упавшую пьесу не сажусь, потому что считаю, чему быть – того не миновать. Успех нельзя прогнозировать. Если ты его достоин, он тебя найдет. Иногда думаешь – какая роль, сейчас я ее сделаю, это будет бомба! А она проходит никак. А другая – всего 14 минут экранного существования — вдруг выстреливает. Сам фильм не помнят, а роль помнят. Поэтому я всегда оставляю что-то провидению. Думаю, боженька смотрит сверху и говорит: «Кажется, этот парень достоин, чтобы ему было хорошо. Пускай будет!»

— Есть ли у вас свои отношения с Израилем, как в нем отдыхается, выступается?

— Израиль — удивительное место. Я очень свободно там себя чувствую. Знаете, я не очень религиозный человек. Когда захожу в церковь в Москве, всегда чувствую себя грешным, виноватым. А приезжаю в Иерусалим – и мне хорошо. Так что каждый раз еду туда побродить. Да и вся страна безумно интересная, я облазил ее всю. Уже полюбив, узнал историю – ведь буквально за каждое дерево заплачено человеческой жизнью! Никогда не забуду момент в документальной хронике: когда парни прошли, наконец, к Стене Плача, и в рации у одного из них раздается голос: «Молись, сынок!» Он отвечает: «Я не знаю молитвы». И тогда тот по рации учит его молитве. Это меня потрясло. Потом я прочитал замечательную книгу «Исход» и стал понимать гораздо больше.
Много раз я приезжал в Израиль с «Сатириконом». А потом, когда у меня появился свой спектакль, я долго мечтал приехать с ним. В прошлом году это состоялось, гастроли прошли прекрасно, и тут же мы решили приехать с новой программой. У меня есть примета – в каждый свой день рождения, 26 ноября, я должен выйти на сцену, причем в новом городе. В этом году это будет один из городов Израиля. Что такое день рождения? Это как Новый год – как встретишь его, так и проведешь. Для меня работа — двигатель жизни, так что я хочу провести следующий год в работе.

Это именно тот случай, когда артист остается один на один с публикой и открывает свою душу.

Искусно сложенная мозаика из музыки, поэзии, прозы, сопровождающаяся мастерской световой и звуковой партитурой.

В программе – любимые песни, видеоряд из кинофильмов, размышления актера о современном театре и кино, а также самое главное – стихи. Были и очень трогательные моменты, когда хотелось немного погрустить, и весело так, что невозможно было остановиться от смеха. Этот спектакль затронет всю гамму светлых чувств. Зритель точно не останется равнодушным!



Максим Аверин: "Моноспектакль, где я собрал произведения, которые мне нравятся, написал монологи, которые относятся к моей жизни. Этот спектакль – гимн профессии артиста и гимн самой жизни".

Все было настолько красиво, зрелищно, ярко, но при этом так искренне, тепло и душевно, будто перед тобой не знаменитость, а старый добрый друг, которого ты знаешь уже очень давно. Приятно удивило то, что мне и многим другим зрительницам Максим Аверин подарил белую розу, которая теперь будет напоминать об этой незабываемой встречи с потрясающим человеком и актером с большой буквы.


Максим Аверин это тот, кто ведет за собой зрителя, всегда находит в нем искреннего собеседника и слушателя. Позитивная энергия, излучаемая актером, дарит Мечту и Вдохновение, проникает в самое сердце. Я осталась под огромным впечатлением! Просто море восторга и эмоций!

C 2010 года моноспектакли Максима Аверина посмотрели более 200 тысяч зрителей в 162 городах 13 стран мира.

Максим Аверин

ВСЕМ ЗРИТЕЛЯМ БУДЕТ ПРЕДОСТАВЛЕН ЮБИЛЕЙНЫЙ ДИСК В ЧЕСТЬ ДНЯ РОЖДЕНИЯ МАКСИМА АВЕРИНА!

Заслуженный артист России Максим Аверин приглашает отпраздновать свой день рожденья
Вас ждет встреча с любимы артистом в праздничной обстановке и множество сюрпризов

Максим Аверин – известный артист театра и кино. Его моноспектакль «Все начинается с любви…», созданный несколько лет назад, уже обрел поклонников по всей России и в значительной части ближнего и дальнего зарубежья. Спектакль уже посмотрели в 171 городе в 24 странах мира.

Программа значительно расширила представление зрителей о возможностях и таланте этого замечательного артиста. Несколько лет спустя после первого моноспектакля Аверин предложил своей публике его продолжение. Спектакль так и назван: «Все начинается с любви…Продолжение». Это не концерт, не творческая встреча – это именно моноспектакль, полноценное театральное представление, продуманная и искусно сложенная мозаика из музыки, поэзии, прозы, сопровождающаяся мастерской световой и звуковой партитурой. Это спектакль, в котором актер остается один на один с публикой и открывает свою душу в этом диалоге.

Максим Аверин из тех артистов, кто ведет за собой зрителя, всегда находя в нем искреннего слушателя и собеседника. Убедительная положительная энергия, излучаемая актером, дарит Вдохновение и Мечту, проникая в самое сердце.

Моноспектакль «Все начинается с любви. Продолжение» расширяет представление зрителей о возможностях и таланте Максима Аверина, дополнившего программу ранее не исполнявшимися произведениями, новыми песнями, вошедшими в его первый авторский диск совместно с композитором Лорой Квинт и поэтом Николаем Денисовым «Многоточие». Многоточие… Потому что точку Аверин не ставит никогда, всегда находя продолжение, развитие, новые решения своих ролей, идей и спектаклей.

Билеты на Максима Аверина можно приобрести у нас либо набрав наш номер в Берлине 030 36 417 517.

Заказ билетов без регистрации. Доставка на дом..

После успеха первых гастролей в Израиле прошлым летом, Максим Аверин, один из тех артистов, кто ведет за собой зрителя, всегда находя в нем искреннего слушателя и собеседника, в ноябре 2016 года представит израильским зрителям свой новый спектакль «Всё начинается с любви. Продолжение…»

Это не концерт, не творческая встреча, это именно моноспектакль, полноценное театральное действо, продуманная и искусно сложенная мозаика из музыки, поэзии, прозы, сопровождающаяся мастерской световой и звуковой партитурой. Это спектакль, в котором актер остается один на один с публикой и открывает свою душу в этом диалоге. В программе моноспектакля «Всё начинается с любви. Продолжение…» — стихи и проза Д. Самойлова, А. Вертинского, Б. Пастернака, В. Маяковского, Р. Рождественского и В. Высоцкого, отрывки из спектаклей, песни советских и российских композиторов, видеоряд из кинофильмов, живое общение с залом.

Моноспектакль «Все начинается с любви. Продолжение» расширяет представление зрителей о возможностях и таланте Максима Аверина, дополнившего программу ранее не исполнявшимися произведениями, новыми песнями, вошедшими в его первый авторский диск совместно с композитором Лорой Квинт и поэтом Николаем Денисовым «Многоточие». Многоточие… Потому что точку Аверин не ставит никогда, всегда находя продолжение, развитие, новые решения своих ролей, идей и спектаклей. Чем отличается творческий вечер от моноспектакля, а работа в кино от игры в театре? Любой профессионал назовет вам с десяток причин, но есть тот, что объединяет все эти жанры: Максим Аверин. Талантливый актер умеет перевоплощаться в любых предлагаемых обстоятельствах и израильскому зрителю посчастливилось наблюдать за этим во время израильских гастролей Максима Аверина в моноспектакле «Всё начинается с любви…» в начале августа прошлого года.

Он может быть «колоритным мерзавцем» и трогательным «хорошим парнем», брутальным мачо и тихим мечтателем с нежным сердцем. Диапазон его актерского мастерства – полная октава и он может сыграть все! Несмотря на относительную молодость, «трудовой стаж» актера насчитывает больше 30 лет, ведь первую роль Максим сыграл шестилетним мальчиком, в фильме «Похождения графа Невзорова». В девять лет Аверин уже играл в Театре миниатюр, в спектакле «Бранденбургские ворота», а параллельно обучался актерскому мастерству в театральной студии при Доме кино. При таком старте выбор дальнейшей жизненной стези был предопределен: Театральный институт имени Бориса Щукина, театр Вахтангова и «Сатирикон». Среди ролей – серьезные и комедийные, мелодраматические и суровые образы в боевиках, все сыграны невероятно пронзительно, берут за душу. Кроме того — участие в шоу, съемки в клипах, рекламных роликах, вокал саундтреков к фильмам и даже озвучка команд в компьютерных играх. Все это требует от актера не только природного таланта, но и высокопрофессиональной выучки, гибкости и пластичности. Максим – лауреат многочисленных театральных премий и кинематографических наград, на простое перечисление которых может уйти полстраницы.

Себя он определяет, как «пионера», подчеркивая этим свою душевную молодость и оптимизм. В качестве жизненного кредо берет слова из песенки: «Вспомните, как много есть людей хороших, их у нас гораздо больше…». «Не коллекционирует зло», не помнит плохого… «Если мы сейчас выйдем на улицу, то большинство людей будет улыбаться, увидев меня. Я тот актер, который вызывает улыбку. Уверен, что в этом моя миссия» — говорит актер в многочисленных интервью, подкрепляя сказанное обворожительной улыбкой.
В душе у него всегда весна, вне зависимости от осадков, природных катаклизмов и атмосферного давления. На его настроение и спектакли влияют только люди, которых он умеет «считывать» на эмоциональном уровне. По его мнению, совершенно независимых людей не бывает и стремление к свободе должно выражаться в желании сделать свою жизнь интересной и творческой. Поэтому Аверин способен через три сезона оставить выгодный,но ставший однообразным в актерском отношении проект, такой, например, как успешный сериал «Глухарь» — ради поисков нового творчества.

В нем гармонично уживаются домосед и неугомонный искатель приключений, чья страсть к перемене мест постоянно срывает его с уютного дивана. Дух гастролей, путешествий, жажда новых впечатлений, необходимы ему как воздух. Он обладает счастливым свойством чувствовать себя хорошо там, где он есть. И нет такого уголка на планете, где Аверину было бы некомфортно или неинтересно.

«Несмотря на то, что спектакль изменился, мы решили не менять его название, ведь, в конце концов, все стихи, песни, вся наша жизнь – о любви» — говорит Максим Аверин, и продолжает: «Здравствуйте, дорогие мои зрители! Спасибо вам за то, что вы есть, за то, что благодаря вам я ощущаю всю полноту моей жизни, за то тепло, которое вы мне дарите, за блеск ваших глаз! Ваше признание делает каждый мой день счастливым, благодаря вашей поддержке мне хочется творить и завоевывать новые вершины! Сегодняшний темп жизни заставляет нас торопиться, успеть везде и как можно больше, и мы порой забываем в этом сумасшедшем ритме о том, что нам дорого — что мы нуждаемся в тепле, любви и взаимопонимании, берём, но не успеваем отдавать… Об этом я говорю в своем спектакле, который называю «спектаклем-откровением». Откровение – потому что в нем звучат стихи, избранные театральные монологи, песни, которые на сегодняшний день определяют меня как человека. Мне уже есть что сказать, и я очень рад, что это находит отклик в ваших сердцах! Будьте счастливы, и… до встречи!»

Выступления Максима Аверина пройдут в Израиле с 24 по 28 ноября 2016 года.
Официальный сайт Максима Аверина:
Организатор спектаклей Максима Аверина в Израиле – Марат Лис и компания "Cruise International"

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры