О так называемой женской нечистоте. Почему нельзя ходить в церковь с месячными

Главная / Психология

Священники нередко сталкиваются с этим вопросом. И если женщина является православной верующей, то эта тема тоже не обходит ее стороной.

Ветхий завет и месячные

В Ветхом Завете есть некоторые рассуждения о чистоте и нечистоте человеческого тела, - поясняет отец Константин (Пархоменко), касаясь вопроса - можно ли с месячными ходить в церковь.

Согласно Ветхому Завету, нечистыми являются некоторые людские болезни, мертвые тела людей и ежемесячное течение крови у женщин. Казалось бы, вся четко и понятно. Но библейская мудрость более глубока.

Если человек не чист, то он должен быть от Бога в стороне? Нечистота в Ветхом Завете неразрывно ассоциируется с темой смерти. А всякое кровотечение, наряду с болезнями, являет собой напоминание о смертности человека.

Что на этот счет говорит Новый Завет? Здесь идет кардинальное переосмысление темы. Христос есть воплощение Жизни, и всякий человек, если он живет с Господом в сердце, не умирает, а остается жить после смерти. Значит, болезни, кровь и тлен теряют свой смысл.

Месячные в свете Нового Завета

Если вспомним, по Евангелию, в то время, как ради выздоровления женщина с месячным кровотечением дотронулась до края одежды Господа и не услышала в ответ слов укора. Он произнес: «Вера твоя спасла тебя».

А апостол Павел произнес: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4, 4).

Прежде всего, речь здесь идет о чистоте пищи: нет созданных Богом продуктов, которые нечисты были бы. Здесь не было речи о месячном кровотечении, но логика проповеди апостола Павла подсказывает, что месячные - это естественный процесс организма, поэтому они не являются чем-то предосудительным, и нельзя из-за них отлучать женщину от благодати Господней.

Не исключено, что запрет на поход в храм во время менструации берет истоки в ранние века, когда, придерживаясь такого убеждения, люди опирались на доктрины Ветхого Завета. Но были такие женщины, которые под страхом смертной казни во время месячных заходили в церковь еженедельно, причащались, стояли и молились во время Литургии. Их от этого официально никто не отлучал, ни в каких памятниках письменности это не указано как табу.

Можно сделать вывод: во время месячных женщинам посещать церковь позволительно, ведь это ежемесячное очищение организма не омерзительно перед Богом, а так же естественно, как брак и рождение детей. Сам Господь создал такое очищение. Свято и чисто все, что создано Богом. Подтверждают эти соображения слова святого Григория Двоеслова (6 в.), пишущего о том, что не стоит запрещать женщине посещать храм в критические дни, потому что она не виновата в том, что природа, помимо ее воли, дала ей. Также он вспоминает момент, когда кровоточащей женщине Господь разрешил прикоснуться к спасительной его одежде и исцелиться тем самым.

В Причастии Святых Тайн Христовых тоже позволено женщине в дни месячных быть причастной к Богу. Если она по доброй воле откажется из великого почтения, то честь ей и хвала. Но если в критические дни она причастится, то это нельзя назвать грехом и не следует ее от этого отлучать.

Преподобный Никодим Святогорец в 18 веке объясняет причину, по которой женщина с месячными считается нечистой. В это время она не может совокупляться с мужчинами для продолжения рода.

Итак, в наши дни бытует две противоположные традиции: одни священники, чтя прошлые табу, не советуют женщинам во время месячных посещать храм и причащаться; другие считают эти запреты предрассудками.

Входить или не входить в церковь во время месячных, можно ли молиться или совершать Причастие к Телу и Крови Христовых во время месячных. Эти вопросы часто встают перед многими женщинами. Много раз задаются они и служителям церкви, которые к сожалению, даже не всегда знают, что ответить людям о действительном происхождении подобного запрета. Все эти неоднозначные вопросы уводят нас в глубины прошлого. Да, именно в самые глубины.

Что есть чистого и нечистого в человеке по мнению церкви?

Мы начнем свой поиск с Ветхого Завета. Это древнее Еврейское Священное Писание, часть Библии христианской c XIII по I в до н.э. Здесь мы находим предписания или законы относительно чистого и нечистого в человеке.

Это связано с тем, что смерть, болезни, истечение крови и другие недуги случаться у людей – как напоминание о греховности и смертности человека.

Что интересно, в языческих культурах были такие же предписания. Согласно этим правилам женщинам дозволялось молиться, просить о помощи, но вот Крещение и Причащение были под запретом. Такого мнения, например, был Дионисий Александрийский 3 век.

Мнения церкви насчет нечистоты женщины при месячных в истории

А вот Григорий Двоеслов VI век, утверждал, что люди по природе равны и это не их вина, посему все дозволительно даже при месячных.

Афанасий Александрийский III век — все творение Божие «добро и чисто». И что если мокрота из носа или слюна изо рта естественны то и другие мокроты – в частности месячные, тоже естественны. Все мы – род Божий.

А вот его ученик Тимофей уже утверждал, что Крещение и Причащение должны быть отложены до очищения и прекращения кровяных отделений.

Вот такие разные мнения насчет чистоты женщины в церковном понимании и традициях существовали даже в то время. В Ветхом Завете нечистота, женщины также связана с грехопадением Адама и Евы, и их недальновидным поступком.

О месячных в Новом завете

Новый Завет. Он вносит новое более позитивное мышление на тему чистого и нечистого. Здесь уже Сам Иисус позволяет прикоснуться к нему. «И вот женщина, 12 лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дочь! Вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова». (Матфей, гл.9).

Апостолы учили также. Апостол Павел говорил: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе – что нет ничего нечистого в самом себе». Что все созданное Богом – свято и чисто .

Ходить в церковь во время месячных можно

На основании этого можно сделать вывод, что каждая женщина вправе решать самой, как ей поступать, когда у нее месячные, что Мастер Иисус, как самый чистый человек на земле признанный церковью, не запрещал Причащения и Крещения во время месячных .

Можно сказать, что Он даже поощрял такие действия, исходящие из веры человека. Есть простое, но правильное высказывание Иисуса: «Бог – есть Любовь» . Поэтому если женщина хочет посетить храм во время месячных, то это возможно Любовь не будет запрещать, Любовь хочет видеть всех счастливыми.

Также и многие священники и современное официальной церкви в данное время разрешают это делать, просто есть и другие, которые все-таки рекомендуют по традиции воздержаться от этих действий. Откуда пошла эта традиция, и конкретно почему девушкам при месячных запрещается ходить в церковь, мы расскажем в отдельной статье.

Менструальная кровь и ее тайны

А под конец, я хотел бы отметить, что данная проблема является не столь простой и однозначной, как может показаться на первый взгляд, ведь для некоторых аборигенных народов, живущих в гармонии с природой, менструальная кровь имеет большую важность. Там, ёе почитают как дающую силу и жизнь.

Ее даже хранят как ранозаживляющее средство. Можно сказать, что в некоторых религиях и верованиях женская менструальная кровь - это выражение женского начала — источника всего сущего.

Хотя сами женщины часто рассматривают месячные кровотечения как какое-то неудобство, но лучше понять, что это источник их силы. Ведь женская кровь несет в себе генетический код. В крови находиться вся история и связь с предками.

Говорят, что можно даже попросить свою кровь о здоровье или снятии порчи, если считаете, что у вас она есть (генетическая память рода и связь с ним).

Что символизирует женская менструальная кровь?

Например, у аборигенных народностей есть традиция кровить во время месячных на землю, для того чтобы дать знак, что Богиня ВОЗРОЖДАЕТСЯ. Ведь при передаче крови на землю происходит передача Божественной Женской Энергии, ее циркуляция.

И месячные это никакое не проклятие, а наоборот, соединение с Богиней.

В древние времена Женское Божественное Начало почиталось, и не было войн и разногласий. Есть очень простой метод – развести водой месячную кровь и поливать сад или огород – он расцветет.

Еще менструальная кровь несет в себе декодированную ДНК, т.е. в это время женщина на высшем пике интуиции и понимания.

Поэтому большинство «эзотериков» считает, что понятие о нечистоте месячной крови – это просто религиозное искажение, введенное на одном из этапов ухода от изначального правильного христианства, для того чтобы зарабатывать на нем побольше денег и держать людей в страхе и повиновении. Что нередко требовалось в прошлые времена, и осталось в этой религии и по ныне, но не имеет практического и действительно полезного применения.

Почему нужно ходить в церковь при месячных?

Помните, Любовь-Бог - это милосердие и сострадание . И во время месячных женщина как никто ближе к Богу. К этой Любящей Вселенской Энергии. Все храмы и церкви должны, по сути, в благоговении приглашать к себе, как можно больше женщин с месячными.

Женщина изначально также чистое существо, более того она может даровать и зарождать жизнь внутри себя, что само по себе является большим чудом. И сегодня скорее актуально любить, и уважать их за это, а не сжигать на кострах, как делали в более темные времена не понимая их строения и психологии. Но сегодня все постепенно налаживается, это факт. Эра Невежества заканчивается, и теперь у вас есть намного больше понимания в этой теме.

А закончим сей рассказ одним позитивным выражением Климента Римского III век: «Главное иметь в себе Духа Святого, тогда никакая скверна, в том числе истечение крови во время месячных не осквернит тебя» . Я ЕСМЬ ТО, ЧТО Я ЕСМЬ.

Также предлагаем вам ознакомиться с еще одной альтернативной точкой зрения на вопрос, а также другие религиозные и эзотерические темы нашего портале Обучения и Саморазвития, например, о том, и многих других интересных темах для духовного саморазвития.

Что такое месячные знает каждая женщина. А вот почему нельзя ходить в церковь с месячными большинство даже не догадывается. Мы разберемся в этом вопросе.

Посещение храма – это духовная потребность каждого человека, поэтому мало кто задумывается о каких-либо запретах по этому поводу. Время посещения церкви – это выбор каждого верующего.

Многие считают, что когда у женщины месячные, а также в первый месяц после родов, ей нельзя посещать церковь. Но почему? Откуда такие домыслы?

Во время месячных женщины считаются «нечистыми». Такие поверья также существуют у индейцев. Женщины покидали племя на то время пока они не станут чистыми. А мужчинам запрещалось подавать хоть малейшие сексуальные знаки внимания в ее адрес.

Церковный запрет никаких сверхъестественных свойств для представительниц женского пола не имеет, но принято считать, что они могут осквернить собой божий храм.

Ветхий Завет: почему нельзя ходить в храм женщинам с месячными?

В нем изъясняться, что пролитая кровь, является символом смерти. А менструальная кровь – это знак смерти вдвойне, так как в ней присутствуют частицы матки.

По этой причине считается, что так женщина напоминает о большом человеческом грехе, который совершили Адам и Ева. Также в Ветхом Завете есть запрет на посещение храма:

  • при различных болезнях;
  • необыкновенных выделений из мужских половых органов;
  • гнойных выделений;
  • в очищающий период рожениц (до 40 суток, при рождении мальчика, до 80 дней при рождении девочки).

А также любые другие патологические выделения. При этом категорически нельзя трогать больного, если он гноится или разлагается.

Такие явления относятся к греху и неприятным последствиям, но на сегодня медики доказали, что выделения не считаются чем-то греховным.

Почему запрещено ходить в церковь при кровотечениях: христианство

В христианстве такой запрет носит глубокий характер. Как выше рассказывалось, Ветхий Завет говорит о «нечистоте» как о смерти, когда Адам и Ева были изгнаны, они стали смертными.

Выходит, что совершенно любое заболевание, извержение крови, семени, считается устранением живого зародыша, а это значит, что люди не должно забывать о том, что они смертны и у них нет привилегий, вечно жить и не болеть.

Что говорит Новый Завет о «нечистых женщинах»

В Новом Завете нет уже тех определений, которые были в Ветхом Завете. Был описан эпизод, когда женщина, у которой выделялась кровь из влагалища, коснулась одежды Христа и чудом исцелилась. Сын Божий не отверг ее, а, наоборот, принял и проповедовал: «Все сотворенное природой дано Богом, а значит естественно».

Отмечается, что ни Христос, ни один из Апостолов не дали никакого определения «нечистоте» женщины во время кровотечений.

Когда составлялись запреты Нового Завета, церковь установила такие запреты для женского пола:

  • запрещено посещать церковь, когда месячные;
  • после родовой деятельности нельзя ходить в храм 40 суток.

Почему нельзя ходить в церковь во время месячных: причины

Как церковь мотивировала свои запреты? Рассмотрим причины.

Гигиена в этот период самая главная и весомая причина. Давным-давно женщины не имели возможности, в эти дни сдержать вытек крови, поэтому считалось, что она проливается на пол. А церковь не может быть тем местом, где проливается кровь.

Тем более уборщики в храмах не хотели вычищать чью-то кровь, так как любое прикосновение к ней тоже считалось грехом, а в то время не было даже одноразовых перчаток.

Именно поэтому сегодня тампоны и прокладки помогут женщине решить эту проблему и можно спокойно посещать церковь. Уборщикам не нужно ничего убирать и другие люди никак не соприкоснутся с «нечистью».

Есть ли запреты на сегодняшний день?

Почему нельзя ходить в церковь во время месячных волнует верующих, которые пекутся про духовную чистоту, нежели физическую. В современном мире ограничений на посещение церкви в период критических дней не существует.

Женщины могут ходить в храм, но нельзя проводить некоторые таинства:

  • исповедь;
  • крещение.

Связано в особенности с гигиеническими требованиями.

Исповедь – это моральные представления о невинности, сюда относится духовная и физическая чистота. В процессе исповеди человек очищается, поэтому чистым должно быть также его тело.

Не смотря на все эти доводы, многие священники уверены, что женщины с месячными могут ставить, свечи, молится и посещать храм, если они считают, это необходимы.

Можно подвести итог, что никаких строгих запретов, касающихся физиологических и физических потребностей человека для того, чтобы ходить в храм нет. Главное иметь чистые и добрые помыслы.

Но многие женщины самостоятельно принимают решение не ходить в храм после родов или в «эти» дни. Скорее всего, это из-за того, что женщина физически должна находиться возле ребенка. После 40 дней можно идти в церковь даже с ребенком и провести обряд крещения.

Вывод: так все-таки «за» или «против»

Строгих запретов нет, поэтому женщинам можно посещать церковь в критические дни. Физиологические процессы никак не должны влиять на духовные ценности. Беременным также можно посещать храм и принимать участие в таинствах.

У каждого человека есть свои представления, поэтому если некоторые считают, что в эти дни нельзя посещать святое место, тогда и не нужно, но нельзя навязывать свое мнение другим.

Поэтому решать ходить в церковь или нет, почему нельзя или можно, решает каждый человек. Главное, чтобы он шел в храм с духовной чистотой и чистыми помыслами.


О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: «Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!»

Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни

Как решить этот вопрос?

Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего , мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления , обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.

Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).

Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).

В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.

Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.

Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.

Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов . Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский , в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский . Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема, как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.

Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.

Идут века, меняются поколения, а вопрос, можно ли женщинам посещать церковь во время месячных, остается без ответа. Споры и дебаты по этому поводу не утихают между священнослужителями, людьми глубоко верующими и особами, не искушенными в религиозных тонкостях. Одни, ссылаясь на Ветхий Завет, считают, что женщинам с месячными категорически нельзя даже заходить в храм Божий, другие накладывают табу на участие в таинствах, а третьи не видят ничего греховного в посещении церкви девушками во время менструации. Впрочем, аргументы каждой из сторон весьма убедительны, но давайте вместе пофилософствуем на тему: можно ли в церковь с месячными?

Можно ли посещать церковь во время месячных: причины запрета

Несмотря на то, что разногласия по поводу правильности данного запрета существуют уже давно, русские православные девушки чтили традиции, и в критические дни в церковь не ходили. Между тем, еще в 365 году Святой Афанасий выступил против такого правила. По его словам, женщина в дни естественного обновления организма не может считаться «нечистой», поскольку этот процесс не подвластен ее контролю и был предусмотрен Господом, из чего напрашивается вывод, что будучи «чистой» помыслами, женщина может в любой день менструального цикла посещать храм.

Но давайте коснемся первопричины данного запрета, и все же выясним, почему вопрос, можно ли идти в церковь во время месячных, до сих пор не имеет однозначного ответа.

Итак, многие служители церкви мотивируют отказ менструирующим женщинам в посещении храма, предписаниями Ветхого Завета. Согласно последнему существует ряд ограничений, когда человек не может заходить в церковь. К ним относятся некоторые болезни и истечение из половых органов, в частности женские кровотечения различной этиологии ( месячные и ). По неопределенным причинам такие физические состояния считались грехом, соответственно женщина с менструацией -греховной или физически «нечистой». А что самое интересное и немного абсурдное, это убеждение, что такая «нечистота» передается через прикосновение, то есть, если женщина с месячными зайдет в храм и прикоснется к святыням, тем самым она осквернит их и людей, к которым случайно дотронется.

Однако, существует и другая версия возникновения запрета, согласно которой данная проблема уходит корнями во времена язычества. Как стало известно ученым, язычники боялись кровотечений, поскольку были убеждены, что кровь привлекает демонов, соответственно в храме менструирующей женщине было не место.

Скептики и прагматики и вовсе списывают данный запрет на отсутствие средств гигиены в древние времена. Естественно, что пачкать полы в церкви кровью недопустимо, и это не обсуждается. Но за неимением прокладок, тампонов и нижнего белья «оставаться незамеченными» нашим прародительницам не удавалось, отсюда и такие вынужденные меры.

Можно ли идти в церковь во время месячных: новый взгляд на старую проблему

По-новому взглянуть на запрет многих священнослужителей «заставил» Новый завет, в котором понятие греховности отожествляется с плохими намерениями и помыслами. Что касается физиологических естественных процессов, как, например, менструация, то согласно предписаниям, грехом они не являются и не должны отлучать человека от Господа.

В наши дни практически каждый священник вам скажет, что заходить в церковь с месячными можно. Конечно, некоторые из них, в знак уважения и почтения былых традиций, посоветуют воздержаться от участия в таинствах церкви. В целом же современная женщина может удовлетворить свою духовную потребность, причаститься или исповедаться в любой день менструального цикла. Главное условие для посещения храма Божьего – это чистые помыслы и благие намерения, в то время как физическое состояние в этом случае не имеет значения.

Впрочем, после всего сказанного, решать, можно ли идти в церковь во время месячных или подождать, когда они закончатся, каждая женщина должна самостоятельно, руководствуясь внутренними ощущениями, учитывая обстоятельства и следуя советам священника.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры