Обучение рассказыванию по сюжетным картинам. Конспект НОД в старшей группе ДОУ «Зимние забавы» (составление рассказа по картине)

Главная / Психология

Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Возрастная группа: Старшая Название группы: «Буратино» Подготовила: Воспитатель: 1-ой категории Д.Р. Нуцалова г. Когалым 2017 

Составление сюжетного рассказа по картинкам «Зимние забавы» .

Цель: учить детей составлять рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы» .

Образовательные задачи:

  • учить детей составлять рассказ по картине «Зимние забавы» , при описании событий указывать место и время действия
  • учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь.
  • знать, что в рассказе есть три части (начало, середина и конец)
  • упражнять детей в четком произношении звука «з» - «с» . Совершенствовать фонематическое восприятие

Развивающие задачи:

  • развивать монологическую форму речи; внимание, наблюдательность; умение слушать и оценивать ответы сверстников.
  • активизировать речь детей, обогащать словарный запас
  • закреплять и расширять знания о зимних забавах.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам
  • воспитывать желание использовать «Зимние забавы» на прогулке.

Интеграция: физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Методические приемы: беседа-диалог, составление рассказа, физкультминутки.

Оборудование: картина «Игры на свежем воздухе» (Зимние забавы) ; разрезные картинки «Зимние забавы» , картинка снеговика, использование ИКТ.

Формы и методы: наглядные – рассматривание картин «Игры на свежем воздухе» ; словестные – отгадывание загадки о снеговике, игра «Подбери ласковое название для зимних слов» ; повторение чистоговорки; практические – составление сюжетного рассказа по картине «Зимние забавы» .

Предварительная работа:

Материал: мультимедийный проектор, подбор слайдов по теме занятия, картина «Зимние забавы» .

Ход занятия.

Организационный момент:

Дети проходят, становятся в круг. Игра: «Здравствуй»

Здравствуй правая рука
Здравствуй левая рука
Здравствуй друг, здравствуй друг
Здравствуй всеь наш, дружный круг

Я люблю свой детский сад
В нем полным, полно ребят
Может 100, а может 200
Хорошо когда мы вместе

Воспитатель: Все на месте?

Воспитатель: Все ли тут?

Обернулись, посмотрели

И друг другу улыбнулись

Воспитатель: Давайте и гостям улыбнемся, и поздороваемся

Поиграем в пальчиковую игру «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепи,
Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,
А ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли.

Ребята посмотрите внимательно скажите, что нового появилось в нашей группе (Волшебный сундучок) .

Этот сундучок нам передал снеговик. Давайте посмотрим что в нём?

Здесь конверты с заданиями (открывает первый конверт, читает) . «Здравствуйте, ребята. Я очень люблю зиму и все, что с ней связанно. Поэтому передаю вам картинки связанные с зимой.

Предлагаю поиграть в игру «Назови ласково» .

Софья разложи картинки на столе. А теперь возьмите картинки, которые связанные с зимой и встаньте в круг. Подберите, пожалуйста, ласковые названия для зимних слов: 1) зима – зимушка; 2) снег – снежочек; 3) снеговик – снеговичок; 4) сани – саночки; 5) сугроб – сугробик; 6) снегурка – снегурочка; 7) лед – ледок; 8) сосулька – сосулечка; 9) шуба – шубка; 10) снежинка – снежиночка; 11) горка – горочка; 12) валенки – валеночки; 13) рукавица – рукавичка; 14) шарф – шарфик; 15) мороз – морозик; 16) ледянка – ледяночка; 17) ёлка –ёлочка; 18) шишка – шишечка; 19) заяц – зайчонок.

Картинки не связанные с зимой:

девочка в летнем платье, зелёное дерево, осенний дождь.

Молодцы! А почему вы не взяли эти картинки? (потому что они не связанные с зимой)

Присаживайтесь на стульчики.

Ребята, вот вам следующее задание, «я знаю чудесную зимнюю чистоговорку попробуйте ее повторить» :

ОЗЫ-ОЗЫ-ОЗЫ- за окном морозы,
ЗИ-ЗИ-ЗИ- саночки вези.
ОЗА-ОЗА-ОЗА- на окне ледяная роза,
ОЗЕ-ОЗЕ-ОЗЕ- озябнешь на морозе.

ИСКО-ИСКО-ИСКО- зимой солнце низко.
АСКА-АСКА-АСКА- вокруг снега сказка,
ИСТО-ИСТО-ИСТО- снег все спрятал чисто.»
Воспитатель: Молодцы, чисто, ясно произнесли чистоговорку. Теперь отдохнём?

Физкультминутка:

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, ма шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

(Садятся на места)

Давайте посмотрим, что нам ещё прислал снеговик.

Посмотрите, снеговик прислал нам интересные картинки.

А о чём картинки вы узнаете, отгадав загадку.

Ребенок: Сколько снега намело
Стало чисто и светло
И мороз почти до слёз
Ущипнул меня за нос

Знать уже пришла сама
Настоящая … (Зима)
Вам нравится зима?
Зима – чудесное время года

Снеговик предлагает составить рассказ по этим картинкам.

Какое время года изображено на этих картинках? (Зима)

Посмотрим внимательно на эти картинки. Скажите о чём эти картинки? (эти картины о том, как дети играют в разные игры)

А как одеты дети? (Они одеты в зимнюю, тёплую одежду)

Какая погода на картинах? (Зимний, солнечный день. Выпало много снега)

1 картина

Теперь рассмотрим, что делают дети на этой картине? (Дети лепят снеговика) .

Воспитатель: -Как дети его лепят? (Они скатали снежные комья: один большой, другой – поменьше, третий - самый маленький. Из маленького сделали голову, из пуговиц – глаза, из морковки – нос. На голову одели ведро. Замечательный получился снеговик)

2 картина

Воспитатель: - Посмотрите на эту картину, как ребятишки играют в снежки? (Они бросают снежки друг в друга, по их лицам видно, что им весело, они громко кричат, что-то может «берегись!» , «пли!»

3 картина

Воспитатель: - Рассмотрим детвору, которая катается с горки на санках. (Дети катаются на саночках с горки. По их лицам тоже видно, что им весело, потому что санки с горы катятся быстро.)

4 картина

Воспитатель: - А вот ребята катаются на коньках. Расскажите, как они одеты, как катаются? Придумайте им имена. (Саша и Маша одели коньки, теплый спортивный костюм, шапку и пошли на каток. Они кружились, скользили по льду. Рисовали лезвием конька красивые узоры) .

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, на катке еще есть мальчишки, играющие в хоккей. Что у них в руках? (У них есть клюшки) .

Что они делают? (Они гоняют шайбу) .

Я думаю, что им очень весело.

5 картинка

А здесь дети катаются на лыжах

Что они делают? (Они едут по лыжне) .

Что у них в руках? (У них в руках есть лыжные палки, чтобы отталкиваться ими от снега)

Снега выпало много, лыжи легко скользили по снегу.

А если подойти к детям поближе, что можно услышать? (Можно услышать шум, смех детей, весёлые крики, голоса) . У них весёлое, хорошее, настроение.

Воспитатель: -Вы рассказали обо всех детях на картине, теперь нам осталось закончить рассказ. Например: «Долго играли и гуляли ребята, пока не замерзли, усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться» .

Воспитатель: -Молодцы, теперь послушайте мой рассказ.

«Зимний, солнечный день. Вся земля и деревья покрыты белым, пушистым снегом. Ребята одели теплую одежду, вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Одни дети стали лепить снеговика. Они скатали снежные комья: большой, средний, и из маленького сделали голову. На голову одели ведро, нос – морковка. Замечательный получился снеговик! Недалеко от них мальчишки играют в снежки. А вот и горка! На ней дети быстро скатываются вниз на саночках. Другие ребята катаются на лыжах, у них есть лыжные палки, чтобы отталкиваться от снега. А на катке ребята катаются на коньках, играют в хоккей. Долго ребята гуляли, пока не замерзли. Усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться. Весело детям зимой!»

Воспитатель: - А теперь вы попробуйте рассказать свой рассказ. (Слушаем рассказ 4-5 детей, воспитатель помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа. Следит за грамотным построением предложений) .

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Какие хорошие рассказы вы придумали.

Снеговику очень понравился наш рассказ.

А сейчас, мы покажем снеговику как мы гуляем зимой.

Физкультминутка:

Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом – на коньках,
Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,
А потом снежки катали.
А потом без сил упали
И в детский сад мы прибежали.

Д/игра: Разгадывание загадок (использование ИКТ)

Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки.
Но не бью коней, их жалко.

А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега.
Ответы детей: лыжи
Кто десять километров,

Качая в такт рукой,
Бежит быстрее ветра
Согнувшись кочергой?
Ответы детей: конькобежец

Клюшки в руках, шайба на льду.
Мы с бараньими рогами
Смелый вратарь у всех на виду.
Этой команды нету дружней.

Эта игра зовётся …
Ответы детей: хоккей.
Мы с бараньими рогами
Вниз под горку мчимся сами,

А как на гору взбираться,
Начинаем упираться.

Ответы детей: санки.

Итог:

О чём мы сегодня говорили?

Что мы делали?

Что больше всего вам понравилось?

И ваши рассказы тоже понравятся снеговику.

Он посылает вам эти раскраски, ведь у зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.

Занятие в старшей группе:

рассказывание по картине

«Зимние забавы».

Воспитатель: Непрокина Н.В

Занятие в старшей группе: рассказывание по картине

«Зимние забавы».

Цели: учить детей целенаправленному рассматриванию картины(целевое восприятие, последовательное рассматривание картины отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного);

Образовательные задачи:

Закрепление образования однокоренных слов;

Активизация глагольного словаря;

Активизация словаря признаков.

Воспитательные:

воспитывать интерес к описанию и рассматриванию картины.

Развивающие:

Развивать творческие способности и фантазию.

Развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картине.

1. расширять и активизировать словарный запас по теме "Зима", "Зимние забавы",

2.формировать умение работать и играть в коллективе,

3. воспитывать толерантное отношение к ответам детей.

Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних забавах, чтение художественной литературы о зиме и зимних развлечениях.

Ход

1. Воспитатель: Ребята! Послушайте загадку: Презентация.

Белый ковер, мороз, снегопад,

Санки, лыжи, коньки, снегокат.

Горка, каток, сугробы, снежки,

Елка, снегурочка, снеговики.

Валенки, шуба, штаны, рукавица.

Дятел, сова, ворона, синица.

Быстро темнеет, снежинки порхают...

Ну, когда же все это бывает?

(зимой)

А сейчас какое время года?(зима)

А по каким признакам вы узнали зиму? (кругом снег, реки замерзли, сугробы.)

Да, ребята, зима- чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки, потому что на улице интересно. А что же интересного на улице зимой? (зимой можно кататься на санках и коньках. Лыжах, строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снежную бабу) Ребята, когда я была маленькой, я очень любила кататься на санках и играть в снежки. Я и сейчас хочу с вами поиграть в снежки. Я буду бросать вам снежок и задавать вопрос. А вы должны его поймать и ответить на вопрос.

Как можно изменить слово снег (Снежок, снежинка, Снегурочка, снежная, снеговик).
Итак, начнём. Зима какая? (снежная, суровая, морозная, холодная)
Снег какой? (пушистый, белый, легкий, серебристый, липкий)
Настроение какое? (весёлое, радостное, прекрасное)

Вновь у нас физкультминутка
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб играть, скакать, плясать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

А давайте посмотрим , как проводят время зимой другие дети?
Презентация.

Рассмотрите картину.

Вос-ль читает стихотворение.

Как на горке, на горе.

На широком на дворе

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

А кто по снегу.

Вос-ль.О чем это стихотворение? - О зиме, о том, как дети катаются на санках, лыжах и коньках.

Давайте посмотрим на картину. Что вы на ней видите? Расскажите. Спрашиваю по- одному. (дети катаются на санках с горки. Девочка катается на коньках по льду. Несколько детей лепят снеговика)

Ребята, а как вы думаете, каким был день, когда гуляли дети?(солнечный, ясный)

А каким был снег в тот день, когда гуляли дети?(белый, чистый, липкий)

Почему снег был липкий? (потому что дети лепят из него снеговика)

А как вы думаете, какое настроение было у детей?(радостное, весёлое) как вы догадались? (потому что дети улыбаются)

Вос-ль. Сегодня на занятии мы составим с вами рассказ по картине «Зимние забавы».

Рассказ состоит из трех частей.

Начало. Середина. Конец.

Начало рассказа это описания погоды, природы.

С каких слов начнем рассказ.

Однажды. Был ясный солнечный день, выпало много снега.

Ребята (ребятишки, дети, детвора) вышли на прогулку.

Каждому нашлось дело по душе.

Середина. Теперь, расскажем, что делают дети.

Что здесь делают дети?

Малыши лепят из снега снеговика.

Как дети лепят снеговика?

Они скатали снежные комья.

Один большой, другой, поменьше, третий самый маленький. Из самого маленького сделали голову, из пуговиц сделали глаза, из морковки нос, вместо рук вставили веточки. На голову одели ведро. Замечательный получился снеговик.

Вос-ль. Как ребятишки играют в снежки? Весело ли им, что они могут кричать друг другу.

Ребятишки возле реки играют в снежки. Снег мокрый и рыхлый, хорошо лепится, снежки получаются круглые, аккуратные. Дети бросают снежки в друг друга, по их лицам видно, что им весело, они громко кричат, что - то, может: « Берегись».

Вос-ль. Придумайте имя девочки. Расскажите, как она одета, как катается на коньках.

Маша одела коньки, теплый спортивный костюм, шапочку. И пошла, кататься по льду. Маша кружилась, подпрыгивала. Скользила по льду. Рисовала лезвием конька красивые узоры.

Вос-ль. Придумайте имя мальчика, который катается на лыжах, расскажите, как он готовился к прогулке.

Петя очень любит кататься на лыжах. Он надел лыжные ботинки, лыжи, взял в руки палки, чтобы отталкиваться ими от снега. Снега выпало много, лыжи мальчика легко скользили по снегу.

Вос-ль. Рассмотрите детвору, которая катается с горы на санках.

Дети катаются на санках с горы. По их лицам видно, что им весело, они что – то кричат друг другу. Может, берегись!

Потому что санки с горы катятся быстро.

А если подойти к детям поближе, что можно услышать?

Слышно как на морозе скрепит снег, шум, смех детей, веселые крики, голоса.

Вос-ль. Вы рассказали обо всех детях на картинке. Теперь нам осталось закончить рассказ.

Дети придумывают конец рассказа.

Например: долго играли и гуляли ребята, пока не замерзли, усталые и довольные ушли домой отдыхать и греться. Весело детям зимой.

Воспитатель подводит итог рассказыванию. Повторяет рассказ полностью.

Итог. Итак, наше занятие подошло к концу. Мы сегодня вспомнили, какое весёлое время года- зима. Как много игр и забав она нам приготовила. Ребята, а что вам понравилось на занятии? Запомнилось?


Теплова Анна Германовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: город Долинск, Сахалинская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Составление рассказа по картине Зима"
Дата публикации: 17.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи.

МБДОУ «Улыбка» г.Долинск

Теплова А.Г., воспитатель

Тема: «Составление рассказа по картине «Зимние забавы». Дифференциация звуков [с-

Цель: закреплять представление детей о зиме, через различные виды деятельности.

Задачи:

Образовательная: учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине

предложений,

соблюдая

композицию

рассказа,

совершенствовать

монологическую речь детей.

Развивающая: развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе

настроение, заключенное в пейзаже; закреплять знания детей о зимних месяцах; обогащать

словарь детей поэтическими, изобразительными терминами.

Воспитывающая: формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей

действительности

средствами

изобразительной

деятельности;

воспитывать

положительное

отношение к природе, стремление беречь её; прививать доброжелательное отношение друг

другу, создавая коллективную работу.

Предварительная работа:

явлениях,

праздниках,

растений,

животных и людей зимой.

Рассматривание

дидактических

«Зимние развлечения».

Экскурсия в зимний парк с родителями с целью наблюдения за разнообразием и красотой

зимнего пейзажа.

Приоритетно образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция

образовательных

областей: «Познавательное

развитие»,

«социально-

коммуникативное», «Физическое развитие».

В и д ы

д е т с к о й

д е я т е л ь н о с т и: игровая,

познавательно-исследовательская,

коммуникативная, музыкально-художественная.

Оборудование: картинки на данную тематику, картинки животных, вата, домик, снеговик.

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Звучит музыка, воспитатель загадывает загадку:

Кто – угадай-ка

Белая хозяйка?

Тряхнет перинкой –

Над миром пушинки.

Дети: Зима

Воспитатель: Дети, а почему вы решили, что эта загадка про зиму?

Дети : белая хозяйка это зима.

Воспитатель: А вы любите зиму?

Дети: Да

Воспитатель: А почему вы любите зиму?

Дети: Зимой снег

Воспитатель: А что можно делать зимой?

Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки.

Воспитатель: Дети вы хотите прогуляться в зимний парк.

Дети: Да

Воспитатель:

Давайте мы отправимся туда на автобусе, но для этого нужно приобрести

билеты.А приобрести их не так просто.

картинки

изображением животных:

насекомых.

правильно выполнит задание, тот получит билет. Поднимите картинки те, в названии которых

есть звук «ш».

Дарина, кто у тебя? Произнеси слово протяжно, выделяя звук «ш». В каком месте слова

стоит звук «ш»? (Лягуш-ш-шка – звук «ш» находится в середине слова).

Воспитатель: - Теперь поднимите картинки те, у кого названия животных начинаются

со звука «с».

Воспитатель: - Амин, кто у тебя? Выдели звук «с» в слове «собака». В каком месте слова

стоит звук «с»? (С-с-собака – звук «с» стоит в начале слова).

Воспитател ь: молодцы ребята. А теперь мы отправляемся в зимний парк.

II.Основная часть .

1.Беседа по картине.

Воспитатель: Зима – чудесное время года, многие писатели, поэты воспевали зимнюю

красоту . Послушайте, какое красивое стихотворение о зиме написал великий русский поэт А.

С. Пушкин.

Здравствуй, гостья зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать-

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь на морозе горит!

Воспитатель: Очень красивое стихотворение. Многие художники писали картины о зиме.

Посмотрите,

принесла картину.

учиться составлять

картине. Как можно назвать картину?

Дети: Прогулка детей.

Воспитатель:

придумали

название,

правильно

эта картина

называется«Зимние забавы ». Какое время года художник изобразил на этой картине ?

Дети: Зиму.

Воспитатель: А почему вы думаете, что зима?

Дети: Кругом лежит снег, дети катаются на санках, лыжах, коньках.

Воспитатель: Кого вы видите на картине? Как одеты дети?

Дети: Ребят, они одеты в спортивные куртки и лыжный костюм.

Воспитатель: Ребята

на прогулке могут замерзнуть руки. Я вам покажу как можно

согреть их. Давайте сделаем гимнастику для наших ручек.

2.Пальчиковая гимнастика:

Падал снег на порог выполнение по действию.

Кот слепил себе пирог

А пока лепил и пек

Ручейком пирог утек

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

3. Упражнение «Придумай рассказ».

Воспитатель: Давайте, придумаем рассказ по этой картине. Я составила рассказ, а вы

послушайте.

«В солнечный, зимний денек, дети пришли к реке, чтобы покататься на санках с горки.

Дети весело катаются с горки. Сережа и Алеша катаются на лыжах. Вдалеке на замершей реке,

дети катаются на коньках. В этот день всем было очень весело».

Воспитатель:

хочет рассказать

картине «Зимние

Воспитатель: Молодцы, дети, вы придумали интересные рассказы по картине.

(Дети рассказывают составленные рассказы)

4.Физминутка.

«Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома (складывают руки домиком на головой)

Снег не улице идет, (двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метет, (имитируют)

Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)

Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину. Медленно кружатся)

Ловко бегам на лыжах, (имитируют)

И играем все снежки. (Лепят и бросают снежки)»

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Нужно возвращаться в детский сад.

Давайте сядем в наш автобус пристегнем ремень, поехали.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня с вами говорили?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Что вы учились делать?

Дети: Составлять рассказы по картине «Зимние забавы».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры