Опросник агрессивных реакций басса дарки. Диагностика состояния агрессии

Главная / Психология

Когда мы говорим о человеческой активности, то прежде всего имеем в виду созидательную деятельность. Однако ни созидательная деятельность, ни личностное развитие невозможны без способности адекватно реагировать на препятствия и своевременно устранять их. При этом агрессивные реакции на окружающую ситуацию возникают неизбежно, но приведут ли они к деструктивным формам поведения или станут стимулом к позитивным изменениям зависит от мотивов деятельности человека, его личностных ориентиров и ценностей…

В психологии под «агрессией» понимают врожденную реакцию человека, направленную на защиту своего жизненного пространства, установление господства над окружающей действительностью. Как правило, наиболее явственно агрессия проявляется в межличностных отношениях.

Агрессивные проявления можно разделить на два основных вида: мотивационная агрессия (как самоценность) и инструментальная агрессия (как средство). Оба вида агрессии сопряжены с эмоциональными переживаниями. Практических психологов в большей степени интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».

По мнению ученого, агрессивные действия можно описать, используя три шкалы: физические - вербальные , прямые - непрямые и активные - пассивные . Комбинации этих параметров дают восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, когда один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. А, скажем, распространение слухов или пренебрежительные высказывания «за глаза» можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые.

Для диагностики агрессивности достаточно часто используется опросник Басса-Дарки . А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды агрессивных реакций:

  • физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;
  • косвенная агрессия - действия, неявно направленные на другое лицо или на неодушевленные предметы;
  • раздражение - повышенная нервность, возбудимость, готовность к проявлению негативных реакций на незначительные раздражители;
  • негативизм - оппозиционная манера в поведении, проявляющаяся в диапазоне от пассивного неприятия до активного сопротивления и борьбы;
  • обида - негативное чувство, в основе которого лежат переживания человека по поводу допущенной по отношению к нему несправедливости (действительной или вымышленной), непонимания со стороны окружающих, ущемления интересов, задетого чувства собственного достоинства;
  • подозрительность - сложный комплекс чувств, проявляющийся в широком диапазоне: от недоверия и осторожности по отношению к другим людям до убежденности в том, что они вредят;
  • вербальная агрессия - выражение негативных чувств посредством словесных реакций (проклятия, угрозы, сарказм);
  • чувство вины - негативно окрашенные переживания, связанные с допущенной ошибкой, причиненным вредом, с чувством невыполненного долга, часто приводящие к снижению самооценки.

Каждому человеку в какой-то степени должна быть присуща агрессивность: ее отсутствие приводит к пассивности, ведомости, конформности и т. п., а чрезмерное развитие - к конфликтности, неспособности к сознательной кооперации и, следовательно, неэффективности работника. Практиков, как правило, интересует агрессивность как личностная черта. Зная уровень агрессивности можно с определенной степенью вероятности прогнозировать возможность проявления агрессивных и враждебных реакций.

ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ

Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из 75 утверждений. Если вы согласны с ним (считаете, что оно соответствует особенностям вашего поведения), поставьте отметку в колонке «да», если не согласны (не соответствует) - поставьте отметку в колонке «нет».

Опросный лист


п/п

Утверждение

Ответ

Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
Я не всегда получаю то, что мне положено
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
Мне кажется, что я не способен ударить человека
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
Я настороженно отношусь к людям, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидаю
Я часто бываю не согласен с людьми
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
Я гораздо более раздражителен, чем кажется
Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
Меня немного огорчает моя судьба
Я думаю, что многие люди не любят меня
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
Я не способен на грубые шутки
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
Довольно многие люди завидуют мне
Я требую, чтобы люди уважали меня
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу»
Я никогда не бываю мрачен от злости
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
Иногда мне кажется, что надо мной смеются
Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
Мой принцип: «Никогда не доверять "чужакам"»
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
Неудачи огорчают меня
Я дерусь не реже и не чаще чем другие
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
Я ругаюсь только со злости
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
Я часто думаю, что жил неправильно
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
Я не огорчаюсь из-за мелочей
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня
Я часто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение
В последнее время я стал занудой
В споре я часто повышаю голос
Обычно я стараюсь скрывать свое плохое отношение к людям
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Бланк подсчета результатов

Обработка результатов

При обработке полученных данных лучше пользоваться бланком подсчета результатов . По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются показатели степени выраженности различных форм агрессивных и враждебных реакций, а также общие индексы агрессивности и враждебности.

Ключ к опроснику

Шкала

Баллы за ответ

Номер утверждения

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Для определения индекса агрессивности суммируются баллы по 1-й, 3-й и 7-й шкалам.

Для определения индекса враждебности суммируются баллы по 5-й и 6-й шкалам.

Норма для показателя индекса агрессивности - 21 ± 4 балла.
Норма для показателя индекса враждебности - 7 ± 3 балла.

Пример графического представления результатов опроса:

Физическая агрессия
Косвенная агрессия
Раздражение
Негативизм
Обида
Подозрительность
Вербальная агрессия
Чувство вины

При использовании данной методики необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности и агрессия как акт поведения - не одно и то же. Они могут быть поняты адекватно лишь в контексте комплексного психологического анализа всей мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: тестами по определению основных жизненных ценностей, мотивации, направленности, личностными тестами (Кеттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и др.

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова:

1 -1

Транскрипт

1 Определение направленности личности (Б. Басса) Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно. С помощью методики выявляются следующие направленности: 1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. 2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. 3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Инструкция: Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В. 1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего". 2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего стоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего". 3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивым. Среди

2 вариантов ответа нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим" для Вас. Анкета 1. Наибольшее удовлетворение я получаю от: А. Одобрения моей работы; Б. Сознания того, что работа сделана хорошо; В. Сознания того, что меня окружают друзья. 2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть: А. Тренером, который разрабатывает тактику игры; Б. Известным игроком; В. Выбранным капитаном команды. 3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто: А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход Б. Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете; В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение. 4. Мне нравится, когда люди: А. Радуются выполненной работе; Б. С удовольствием работают в коллективе; В. Стремятся выполнить свою работу лучше других. 5. Я хотел бы, чтобы мои друзья: А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности Б. Были верны и преданы мне; В. Были умными и интересными людьми. 6. Лучшими друзьями я считаю тех: А. С кем складываются хорошие взаимоотношения; Б. На кого всегда можно положиться; В. Кто может многого достичь в жизни. 7. Больше всего я не люблю: А. Когда у меня что-то не получается; Б. Когда портятся отношения с товарищами; В. Когда меня критикуют. 8. По-моему, хуже всего, когда педагог: А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними; Б. Вызывает дух соперничества в коллективе; В. Недостаточно хорошо знает свой предмет. 9. В детстве мне больше всего нравилось: А. Проводить время с друзьями; Б. Ощущение выполненных дел; В. Когда меня за что-нибудь хвалили.

3 10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто: А. Добился успеха в жизни; Б. По-настоящему увлечен своим делом; В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью. 11. В первую очередь школа должна: А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь; Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика; В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми. 12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его: А. Для общения с друзьями; Б. Для отдыха и развлечений; В. Для своих любимых дел и самообразования. 13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда: А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны; Б. У меня интересная работа; В. Мои усилия хорошо вознаграждаются. 14. Я люблю, когда: А. Другие люди меня ценят; Б. Испытывать удовлетворение от выполненной работы; В. Приятно провожу время с друзьями. 15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы: А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанным с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать; Б. Написали о моей деятельности; В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю. 16. Лучше всего я учусь, если преподаватель: А. Имеет ко мне индивидуальный подход; Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету; В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем. 17. Для меня нет ничего хуже, чем: А. Оскорбление личного достоинства; Б. Неудача при выполнении важного дела; В. Потеря друзей. 18. Больше всего я ценю: А. Успех; Б. Возможности хорошей совместной работы; В. Здравый практичный ум и смекалку. 19. Я не люблю людей, которые: А. Считают себя хуже других; Б. Часто ссорятся и конфликтуют; В. Возражают против всего нового. 20. Приятно, когда: А. Работаешь над важным для всех делом; Б. Имеешь много друзей; В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

4 21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть: А. Доступным; Б. Авторитетным; В. Требовательным. 22. В свободное время я охотно прочитал бы книги: А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми; Б. О жизни знаменитых и интересных людей; В. О последних достижениях науки и техники. 23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть: А. Дирижером; Б. Композитором; В. Солистом. 24. Мне бы хотелось: А. Придумать интересный конкурс; Б. Победить в конкурсе; В. Организовать конкурс и руководить им. 25. Для меня важнее всего знать: А. Что я хочу сделать; Б. Как достичь цели; В. Как организовать людей для достижения цели. 26. Человек должен стремиться к тому, чтобы: А. Другие были им довольны; Б. Прежде всего выполнить свою задачу; В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу. 27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время: А. В общении с друзьями; Б. Просматривая развлекательные фильмы; В. Занимаясь своим любимым делом. Бланк тестируемого больше всего меньше всего больше всего меньше всего

5 Ключ Я О Д Я О Д 1 А В Б 15 Б В А 2 Б В А 16 А В Б 3 А В Б 17 А В Б 4 В Б А 18 А Б В 5 Б А В 19 А Б В 6 В А Б 20 В Б А 7 В Б А 21 Б А В 8 А Б В 22 Б А В 9 В А Б 23 В А Б 10 А В Б 24 Б В А 11 Б А В 25 А В Б 12 Б А В 26 В А Б 13 В А Б 27 Б А В 14 А Б В Источник: 1. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, с. (с)


ОПРЕДЕЛЕНИЕ НПРЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ (ОРИЕНТЦИОННЯ НКЕТ) Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная. ассом в 1967 г. нкета состоит

Тест ВАШ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (В.Смекал и М.Кучер в модификации) /10/ Стиль педагогической деятельности во многом зависит от его направленности личности педагога: на себя (S), на взаимные действия (I)

Педагогика ПЕДАГОГИКА Фабриков Максим Сергеевич aспирант ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» г. Владимир, Владимирская область

Отчет о проведении диагностических работ на втором году (2016)эксперимента по теме: «Развитие органов ученического самоуправления как фактор социализации детей и подростков» «Школа социального проектирования».

Диагностические методики для классного руководителя начальной школы Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера,

Методика «Изучение мотивов занятий спортом» Методика разработана В.И. Тропниковым для выяснения степени важности различных причин (ситуаций, обстоятельств), которые побудили и побуждают спортсмена продолжать

Методика (по В.Э. Мильману). Перед Вами 14 утверждений, касающихся Ваших жизненных стремлений и некоторых сторон Вашего образа жизни. Просим Вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов

Приложение 1. п/п Отчёт по удовлетворённости образовательным процессом октябрь 16г. В сентябре-октябре 16 года было проведено анкетирование по удовлетворённости образовательным процессом тремя категориями

Тестовый материал психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС для учащихся 5 классов общеобразовательных школ города Йошкар-Олы на 2015-2016 учебный год

Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников Инструкция: Вам нужно ответить на все предлагаемые вопросы да или нет. Поскольку вопросы коротки и не могут содержать всех

Автор: Administrtor Тест Профессиональные склонности и способности Назначение теста Диагностика профессиональных склонностей респондентов. Шкалы: склонности - к работе с людьми, к исследовательской (интеллектуальной)

Диагностика психологических условий школьной образовательной среды 2008 год 2 Представленный материал содержит описание методики диагностики психологических условий школьной образовательной среды, а также

Развитие мотивации школьников Жильцова О.А. Развитие познавательной мотивации Мотивы (moveo - двигать) - явления, состояния, вызывающие целенаправленную деятельность субъекта. Мотивы связаны с потребностями,

ТЕСТ-ОПРОСНИК КОС - 1 Процедура исследования Исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника КОС можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются

Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности Педагог-психолог МАОУ «Лицей 28 имени Н.А.Рябова» Савельева Екатерина Викторовна Цель мастер-класса: Обучение педагогов приемам профессионального

1 Каков характер мотивации к учебе у старшеклассников? Почему она бывает снижена? Определите с помощью методики специфику мотивов у старшеклассников и уровень учебной мотивации. На основе результатов разработайте

ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ (ТЕСТ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ) Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское

1 Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Вы должны выбрать один из трех предлагаемых вариантов ответа, отражающий ваше

Департамент физической культуры и спорта города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы Спортивно-педагогический колледж Департамента физической культуры

МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОАТТЕСТАЦИИ МАЛОЙ ГРУППЫ КАК КОЛЛЕКТИВА (СПСК). Эта методика позволяет исследовать всю систему отношений в малой группе, например в классе, и сказать о том, насколько

Методика диагностики направленности учебной мотивации Т. Д. Дубовицкая, кандидат психологических наук В современном постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося

Инструкция: Перед Вами 14 утверждений, касающихся Ваших устремлений и некоторых сторон Вашего образа жизни. Выскажите Ваше отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов, отметив в соответствующих клетках

Диагностика «Изучение учебной мотивации и отношение к учебным предметам» С помощью «Методики неоконченных предложений» можно узнать мнение учащихся о школе, об уроках, об отношении к учебной деятельности.

Тестовый бланк 1 для проведения диагностических исследований по выявлению готовности школьников к обучению в интерактивном режиме (методика Е.В. Коротаевой) Инструкция для учащегося: Дорогой друг! Запиши

ТЕСТ ОЦЕНКИ ЖИЗНЕННОЙ И ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ (ЖВПЛ) Инструкция: Перед Вами перечень вопросов, отвечая на которые необходимо выбрать один из предлагаемых вариантов ответов и обвести его в кружок.

Тест школьной тревожности Филлипса Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего

Определение уровня мотивации аффилиации (А. Мехрабиан) Теоретические основания Описание методики Методика А. Мехрабиана предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящих

Принято Утверждаю на педагогическом совете Директор школы «30» августа 2019 г. при Посольстве России в Болгарии Протокол 1 В.В. Самохин «02» сентября 2019г. ПОЛОЖЕНИЕ о характеристике выпускника при получении

Удовлетворенность участников образовательного процесса как критерий эффективности работы учебного заведения Е.Н. Степанов, профессор, доктор педагогических наук, научный руководитель, А.А. Андреев, доцент,

Результаты анкетирования учащихся 4 классов и их родителей общеобразовательных организаций Ивановской области Результаты анкетирования учащихся 4 классов по выявлению уровня самооценки, направленности

Мониторинг удовлетворенности родителей качеством реализации ООП ДО Составитель: В.А. Новицкая Пояснительная записка В соответствии с Законом об образовании (от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ О.Ф.ПОТЕМКИНОЙ Назначение теста. Выявление степени выраженности социальнопсихологических установок.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ (Резапкина Г.В.) Опросник профессиональных склонностей Инструкция. Выберите один из трех вариантов «а», «б» или «в» и отметьте его в бланке. 1 А Б В 2 А Б В 3 А Б

Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) Практическая работа с родителями показала недостаточность средств, которые могут быть использованы для диагностики родительско-детских отношений

Результаты анкетирования родителей и учащихся в 5 классах общеобразовательных организаций Ивановской области В анкетировании родителей учащихся 5 классов общеобразовательных организаций Ивановской области

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ (А.МЕХРАБИАН) НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ: Мотивация достижения, по мнению Г.Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде,

КОЛЛЕКТИВ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ Цели: формирование понятий «коллектив», «здоровый коллектив»; выявление проблем класса; проведение диагнос тики сплочённости класса; совместная формулировка цели дальнейшей работы

Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной) On-line oпросник профессиональных склонностей Инструкция. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности,

«Готовность к школьному обучению» Очень важно, чтобы ребенок, был подготовлен к школе не только интеллектуально, но и физически, и психологически! Желание учиться Хорошее здоровье Развитая моторика, хороший

Из опыта работы по индивидуальным образовательным траекториям обучения математике 1год Инструкция Сейчас вы получите задания. Каждое задание представляет собой ряд чисел. Эти числа находятся в определённой

Анкета для обучающихся Дорогой друг! Твои откровенные ответы на вопросы этой анкеты позволят сделать досуг в объединении и в учреждении более интересным и полезным. Внимательно прочитай вопросы, напиши

АНКЕТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Цель: определить степень удовлетворенности обучающимися школы и своим положением в ней. работой Ответы на вопросы позволяют оценить: 1-2 - уровень дружеских отношений и конфликтности

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ Формирование у детей уважительного, ценностного отношения к себе является одной из ведущих идей современного образования. Дошкольный возраст является важным периодом

ДИАГНОСТИКА ПАРЦИАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ- ЭКСТЕРНАЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ (Е.Ф.БАЖИН, Е.А.ГОЛЫНКИНА, А.М.ЭТКИНД) Назначение: Настоящая методика направлена на исследование парциальных шкал локуса контроля.

МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЫ. Данные социально-психологические методики адресованы классным руководителям, воспитателям, школьным психологам, социальным педагогам

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ «ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ» НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Воронова Т.В. МБОУ «Городская гимназия 1» «Система общего образования должна быть направлена

Психологические тесты для приема на работу Илья Мельников 2 3 Бизнес-школа за 30 минут Психологические тесты для приема на работу 4 Для большинства вакантных должностей в экономике и сфер управления тесты

Опросник для выявления готовности учащихся к профессиональному самоопределению А.В. Ражнова Данный опросник разрабатывался нами специально для профориентационного проекта «Сделай шаг!», одной из задач

Тест школьной тревожности Филипса Цель: определить уровень и характер школьной тревожности. Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете

Результаты мониторинга удовлетворённости, обучающихся, родителей и педагогов качеством образовательных услуг, предоставляемых МБОУ СОШ 2 по состоянию на 20.05.2016 года. Качество образования это комплексная

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж 1 Создание ситуации успеха конспект открытого урока по ОПМ Разработала: преподаватель педагогики Соловьева Н.В. Новокузнецк 2012 Цель: обобщение знаний по теме

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 1 п. Лев Толстой филиал в пос. Свх. им. Льва Толстого Лев-Толстовского района Липецкой области Консультация для родителей на тему:

Самооценка ребенка. Многие родители, наблюдая за своими детьми и их сверстниками, часто задаются вопросом: почему одни дети активны во всех сферах деятельности, легко идут на контакт со взрослыми и другими

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО. Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского

Диагностика психологических условий школьной образовательной среды В настоящее время к вопросу об образовательной среде в педагогике и психологии существует целый ряд подходов. Большинство отечественных

Результаты мониторинга удовлетворённости, обучающихся, родителей и педагогов качеством образовательных услуг, предоставляемых МБОУ СОШ 2 по состоянию на 20.09.2017 года. Качество образования это комплексная

Тест школьной тревожности Филлипса Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам,

Опросник «Взаимодействие родитель ребенок» (Марковская И. М.) Назначение методики. Методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только

Шкала оценки потребности в достижении Мотивация достижения стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что

Результаты мониторинга удовлетворённости обучающихся, родителей и педагогов качеством образовательных услуг, предоставляемых МБОУ «Разъезженская СОШ» по состоянию на 31.05.2016 года Качество образования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора

Формы анкет для использования в диагностической деятельности МБОУДОД Научно-технического центра «Механик» Анкета для учащихся 1-4 классов Дорогой друг! Мы обращаемся к тебе с просьбой ответить на некоторые

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ивахнова Екатерина Александровна студентка Брутова Марина Алексеевна канд. психол. наук, доцент ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет

Результаты удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности МБОУ «СШ 76» Включение в систему мониторинга такого показателя, как удовлетворённость родителей различными сторонами образовательного

Мало кто из мужчин сознается в том, что для них очень важно восхищение ими, но, как бы то ни было, восхищение является одной из основных потребностей мужчины в браке. Искреннее восхищение большой стимул

Тест «Инженерно-технический (физико-технический) профиль» Тест содержит 2 блока по 15 вопросов в каждом. Всего вам предстоит ответить на 30 вопросов. Суммируйте полученные баллы при ответе на вопросы теста.

ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ адаптационной группы кратковременного пребывания в МДОУ детском саду 11 «Радуга» Январь 2017 год Количество заполненных анкет: 15 Количество детей посещающих ГКП: 17 Анкета

МЕТОДИКА ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ (АЛЕШИНА Ю.Е., ГОЗМАН Л.Я., ДУБОВСКАЯ Е.М.) Назначение теста Методика предназначена для исследования характера общения между супругами. Инструкция к тесту Выберите ответ, который

Высокий уровень знаний развитие познавательных интересов подготовка к выбору профессий воспитание чувства уверенности в себе воспитание самостоятельности в решении жизненных проблем Анализ мнений родителей

Инструкция: Просим оценить Ваши желания и стремления, побуждающие Вас к определенным действиям, проговаривая фразу: «Для меня сейчас (ваша оценка)...» если утверждение НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, отметьте

Данный тест-опросник разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 году и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных психических эмоциональных реакций людей. Тест-опросник не свободен от мотивационных искажений (например, в связи с социальной желательностью). Как правило, данный тест-опросник требует дополнительной проверки на надежность полученных результатов с помощью ретеста (повторного исследования этих же психических проявлений с помощью другого подобного рода инструментария), с помощью других однонаправленных методик. Тем не менее, применение данного опросника, например, в психодиагностической работе с учащимися школы (от шестого класса и выше) и при работе с учителями (предметниками и проходящими переподготовку по специальности "практический психолог") было достаточно диагностичным и конструктивным для последующей коррекционной и психоконсультационной работы.

При составлении данного теста-опросника, А. Бассом и А. Дарки использовались следующие основные принципы:

1. Каждый отдельный вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить эффект социальной желательности ответов.

По мнению А. Басса и А. Дарки, под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Тем не менее, вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности (в саморазвитии), так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу (примером является социальная профессиональная конкуренция).

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое психическое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного ее отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие агрессивности приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность (как таковая) не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жёсткой ("детерминантной"), а, с другой стороны, сам поведенчески-деятельностный акт агрессии может не принимать сознательно опасные (со стороны субъекта, исходя из психической подоплеки его действий) и социально неодобряемые формы.

В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако, само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, – таковой его делает мотив деятельности, – по А.Н. Леонтьеву – те ценности, ради достижения которых и обладания которыми активность "разворачивается", осуществляется. Таким образом, внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из вышеутверждённого, можно, в свою очередь, разделить агрессивные проявления личности на два основных типа: первый – мотивационная агрессия как самоценность, второй – инструментальная агрессия, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, ярость, злость)).

При разработке диагностического инструментария, А. Басс также разделил понятия агрессии и враждебности, определяя последнюю как "... реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Дополним, что враждебность это общая негативная позиция (отрицательный эмоциональный настрой) личности по отношению к окружающим людям.

Тест-опросник А. Басса и А. Дарки широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Этот тест-опросник повсеместно используется также и в отечественных исследованиях, однако, данные о его стандартизации на отечественных выборках респондентов нуждаются в уточнении.

Данный оригинальный тест состоит из 75-ти утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой тест-опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды психических эмоционально-чувственных реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица при несовпадении интересов (мнений, суждений, желаний, устремлений).

2. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму ссоры (крик, визг, ругань), так и через содержание словесных ответов (высказываний), словесных обращений (воздействий), направленных на других людей (проклятия, угрозы).

3. Косвенная агрессия – использование"окольным путем" направленных против других лиц слухов, сплетен, шуток, подрывающих их социальный авторитет, и проявление неупорядоченных бурных эмоциональных реакций (ненаправленный крик, – ногами, стук кулаком по столу и т.п.).



4. Негативизм – оппозиционная манера (форма) в поведении (поведения), – от пассивного сопротивления до активной борьбы (действий) против авторитетов (авторитета), установившихся обычаев и законов. Негативизм направлен обычно против правил, требований и против руководства (руководителя).

5. Раздражение (раздражительность) – психологическая "готовность" к проявлению (выражению) негативных чувств при малейшем эмоциональном возбуждении (личностные качества – вспыльчивость, грубость). Склонность к раздражительности проявляется в резкости поведения, высказываний и т.п.

6. Подозрительность – склонность к недоверию и осторожному ("перестраховочному") отношению к другим людям, проистекающая из убеждения в том, что окружающие люди планируют причинить и/или намеренно приносят вред.

7. Обида (обидчивость) – проявления (выражения) неудовольствия, зависти и даже ненависти к окружающим за действительные и/или вымышленные их действия. Обида, чаще всего, обусловлена неоправданными (скорее всего завышенными) ожиданиями, чувством гнева, недовольством кем-то (чем-то) конкретно или недовольством "всем миром". Обида, как правило, происходит (проистекает) также из-за действительных или мнимых эмоциональных страданий субъекта.

8. Чувство вины (аутоагрессия) – выражает (отражает) возможное убеждение субъекта в том, что он поступает нехорошо, бессовестно, зло, (с кем-то конкретно или со многими людьми). Аутоагрессия проистекает также из-за ощущаемых человеком угрызений совести (относящихся к действительным или мнимым прегрешениям). Аутоагрессия это отрицательное отношение и негативные действия субъекта, направленные на него самого, "вырастающие" из вероятного мнения самого субъекта о том, что он является плохим человеком.

Отечественным исследователем, А.К. Осницким, была произведена адаптация теста А. Басса – А. Дарки, которая не коснулась "заложенных" в тесте форм агрессии и не затронула выявляемых в нем личностных значений агрессии и враждебности. Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищён от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть (и, наверное, должны быть) поняты в контексте целостного психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому, опросником А. Басса – А. Дарки для диагностики эмоционально-чувственной сферы личности, следует пользоваться в совокупности с другими методиками. Адаптированный А.К. Осницким вариант теста сохраняет первоначальное количество (75-ть) и содержательный смысл вопросов (утверждений), но предполагает не 2-ва (как в первоначальном варианте), а 4-ре возможных варианта ответа для испытуемого: «да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет», «нет».

Инструкция к тесту-опроснику А. Басса – А. Дарки в адаптации А.К. Осницкого.

Прочитывая или прослушивая данные утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют Вашему стилю поведения, Вашему образу жизни, Вашему отношению к какому-либо явлению, Вашему восприятию жизни, Вашим эмоциям и чувствам. Оценивайте себя, свои действия и поступки исходя из того, как Вы ведете себя "по жизни", как правило, обычно, наиболее часто.

Отвечайте на каждое суждение (утверждение), пожалуйста, одним из четырех возможных вариантов ответа: «ДА» (почти всегда), «ПОЖАЛУЙ, ДА» (в большинстве случаев), «ПОЖАЛУЙ, НЕТ» (в малом количестве случаев), «НЕТ» (почти никогда).

Особое внимание здесь (также как и в других подобных случаях), обратите на те вопросы, в которых есть «приставка» "не". Это вопросы (утверждения) №№ 9, 11, 17, 26, 35, 36, 39, 49, 65, 66, 69, 70, 74, 75, – всего 14-ть вопросов. Во всех утверждениях подобного рода, в том случае, если Вы отвечаете "да" ("+ "), т.е. утвердительно, то Вы соглашаетесь с тем, что Вы чего-то н е д е л а е т е. В том же случае, если Вы отвечаете "нет" (""), то Вы не соглашаетесь с тем, что Вы чего-то не делаете, а наоборот, утверждаете, что Вы это "что-то" д е л а е т е.

Текст (вопросы/утверждения) теста-опросника А. Басса – А. Дарки. Адаптация А.К. Осницкого.

1. Временами я не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

2. Иногда я могу посплетничать о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

4. Если меня не попросить по-хорошему, то я просьбу не выполню.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне гадости за моей спиной.

7. Если я не одобряю поступки других людей, то даю им это почувствовать.

8. Если мне случается обмануть кого-либо, то я испытываю угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Когда установленное правило не нравится мне, то сейчас же хочется нарушить его.

13. Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

14. Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

18. В раздражении я часто хлопаю дверьми.

19. Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Думаю, что многие люди не любят меня.

23. Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.

25. Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Каждую неделю я общаюсь с кем-нибудь из тех, кто мне не нравится.

30. Довольно многие завидуют мне.

31. Я часто требую, чтобы люди уважали мои права.

32. Меня огорчает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят и "достают", стоят того, чтобы их "щелкнули по носу".

34. От злости я иногда бываю мрачным.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь, то не прибегаю к сильным выражениям.

40. Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

46. Если кто-то раздражает меня, я готов сказать ему все, что о нем думаю.

47. Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

49. Лет с десяти у меня не было вспышек гнева.

50. Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

52. Всегда думаю о том, какие тайные причины застав­ляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда люди кричат на меня, – кричу в ответ.

54. Неудачи в делах огорчают меня.

55. Я дерусь не реже и не чаще других.

56. Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал её.

57. Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

59. Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

60. Ругаюсь только от злости.

61. Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю её.

63. Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

67. Часто думаю, что живу неправильно.

68. Знаю людей, которые способны довести меня не просто "до кипения", но и до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Часто я просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

74. Стараюсь скрывать свое плохое отношение к окружающим людям.

75. Лучше я соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Обработка данных и "ключ" к тесту-опроснику А. Басса – А. Дарки. Адаптация А.К. Осницкого.

Учитываем, что при подсчёте ответы «да» и «пожалуй, да» считаются утвердительными (положительными) и засчитываются в качестве положительного ответа – «плюса» ("+ "), – ответ «да». Ответы «нет» и «пожалуй, нет» считаются негативными (отрицательными) и засчитываются в качестве отрицательного ответа – «минуса» (""), – ответ «нет». Оценивая ответы респондента обозначенным образом, совпадения считаем по «ключу» (смотрите ниже). Далее продолжаем соотносить совпадения/несовпадения ответов испытуемого с ключом (помните о вопросах с «приставкой» (отрицанием) "не "!)). Каждое совпадение ответа опрашиваемого с ключом оценивается в 1 (один) балл .

I. ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ: 1 +, 9 –, 17 –, 25 +, 33 +, 41 +, 48 +, 55 +, 62 +, 68 +; (к = 11).

II. ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ: 7 +, 15 +, 23 +, 31 +, 39 –, 46 +, 53 +, 60 +, 66 –, 71 +, 73 +, 74 –, 75 –; (к = 8).

III. КОСВЕННАЯ АГРЕССИЯ: 2 +, 10 +, 18 +, 26 –, 34 +, 42 +, 49 –, 56 +, 63 + ; (к = 13).

IV. НЕГАТИВИЗМ: 4 +, 12 +, 20 +, 28 +, 36 –; (к = 20).

V. РАЗДРАЖЕНИЕ (раздражительность): 3 +, 11 –, 19 +, 27 +, 35 –, 43 +, 50 +, 57 +, 64 +, 69 –, 72 +; (к = 9).

VI. ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ: 6 +, 14 +, 22 +, 30 +, 38 +, 45 +, 52 +, 59 +, 65 –, 70 –; (к = 11).

VII. ОБИДА (обидчивость): 5 +, 13 +, 21 +, 29 +, 37 +, 44 +, 51 +, 58 +; (к = 13).

VIII. ЧУВСТВО ВИНЫ (аутоагрессия): 8 +, 16 +, 24 +, 32 +, 40 +, 47 +, 54 +, 61 +, 67 +; (к = 11).

Подсчёт и интерпретация результатов теста А. Басса – А. Дарки.

Сумма баллов, набранных респондентом по каждой шкале, умноженная на числовой коэффициент ("к"), указанный в скобках отдельно для каждой шкалы, позволяет получить удобные для сопоставления, нормированные стандартизированные показатели по каждой шкале. Учитываем, что в каждом случае (слабая, умеренная, сильная) выраженности шкалы (формы агрессии), может быть разная степень этой самой выраженности .

1. Физическая агрессия. 2. Вербальная агрессия. 3. Косвенная агрессия. Максимально возможный балл – 117. Слабая выраженность – от 0 до 39 баллов, умеренная выраженность – от 40 до 79 баллов. Сильная выраженность – от 80 до 117 баллов. 4. Негативизм («воинствующий пессимизм»). Максимально возможный балл – 100. Слабая выраженность – от 0 до 33 баллов, умеренная выраженность – от 34 до 67 баллов. Сильная выраженность – от 68 до 100 баллов. 5. Раздражительность. 6. Подозрительность. Максимально возможный балл – 110. Слабая выраженность – от 0 до 37 баллов, умеренная выраженность – от 38 до 75 баллов. Сильная выраженность – от 76 до 110 баллов. 7. Обидчивость. Максимально возможный балл – 104. Слабая выраженность – от 0 до 35 баллов, умеренная выраженность – от 36 до 71 балла. Сильная выраженность – от 72 до 104 баллов. 8. Аутоагрессия. Максимально возможный балл – 99. Слабая выраженность – от 0 до 33 баллов, умеренная выраженность – от 34 до 67 баллов. Сильная выраженность – от 68 до 99 баллов.

Суммарные (итоговые) сопоставляемые друг с другом показатели агрессивности и враждебности складываются из сложения между собой отдельных соответствующим образом пронумерованных (смотрите выше) содержательных шкал (свойств), делённых на "3" (!) для "ИА " и делённых на "2" (!) для "ИВ ". Шкалы №№ «1» + «2» + «3»: 3 = "ИА " - общий индекс агрессивности личности. Он может быть (составлять) максимально 331 балл. Опять-таки, учитываем то, что существенная разница может быть в степени выраженности агрессивности личности. Слабая (низкая, не слишком значительная) степень выраженности агрессивности личности – от 0 баллов до 110 баллов, умеренная ("средняя", довольно значительная) выраженность агрессивности личности – от 111 баллов до 221 балла. Сильная (высокая, весьма значительная) выраженность агрессивности личности – от 222 баллов до 331 балла. Шкалы №№ «6» + «7»: 2 = "ИВ " - общий индекс враждебности личности. Он может быть (составлять) максимально 214 баллов. Снова учитываем то, что существенная разница может быть (и является) в степени выраженности враждебности личности. Слабая (низкая, не слишком значительная) степень выраженности враждебности личности – от 0 баллов до 71 балла, умеренная ("средняя", довольно значительная) выраженность враждебности личности – от 72 баллов до 143 баллов. Сильная (высокая, весьма значительная) выраженность – от 144 баллов до 214 баллов.

Оставшиеся шкалы (№№ "4", "5", "8") выступают самостоятельно, считаются и рассматриваются отдельно (являются в некотором роде вспомогательными), но могут выступать в качестве смыслового дополнения (косвенной характеристики) к суммарным показателям агрессивности и враждебности личности. Особенно показателен при этом параметр № 5 – «раздражительность». Раздражительность – это личностная психическая эмоциональная характеристика также (помимо прочего, указанного выше) понимаемая в качестве резкой, безапелляционной реакции личности на "затрагивание" её интересов, на побуждение её другими людьми к не желаемой ею деятельности (бездействию) в некоторых (или во многих) классах социальных и/или профессиональных ситуаций. Потом, в соответствии с полученными (по этой и другим методикам) психодиагностическими данными , составляется план психокоррекционной работы (например, в случае с группой подростков, проводится коммуникативный психологический тренинг) с агрессивностью и враждебностью личности.

Самоучитель по психологии Образцова Людмила Николаевна

Ориентационная анкета. Определение направленности личности (Б. Басс)

Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов покажутся вам равноценными. Тем не менее мы просим вас выбрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1–27) под рубрикой «Больше всего».

Затем из ответов на этот же пункт выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «Меньше всего».

Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишете в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами.

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

A. Одобрения моей работы.

Б. Сознания того, что работа сделана хорошо.

B. Сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

A. Тренером, который разрабатывает тактику игры.

Б. Известным игроком.

B. Выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход.

Б. Вызывает интерес к предмету, так что ученики с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете.

В. Создает в классе такую атмосферу, при которой никто не боится высказывать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

A. Радуются выполненной работе.

Б. С удовольствием работают в команде.

B. Стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого предоставляются возможности.

Б. Были верны и преданы мне.

B. Были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

A. С кем складываются хорошие отношения.

Б. На кого всегда можно положиться.

B. Кто может достичь многого в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

A. Когда у меня что-то не получается.

Б. Когда портятся отношения с друзьями.

B. Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда учитель:

A. Не скрывает, что некоторые ученики ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними.

Б. Вызывает дух соперничества в коллективе.

B. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

A. Проводить время с друзьями.

Б. Ощущение выполненных дел.

B. Когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

A. Добился успеха в жизни.

Б. По-настоящему увлечен своим делом.

B. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь.

Б. Развивать прежде всего индивидуальные особенности ученика.

B. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с другими людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

A. Для общения с друзьями.

Б. Для отдыха и развлечений.

B. Для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны.

Б. У меня интересная работа.

B. Мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

A. Другие люди меня ценят.

Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.

B. Приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

А. Рассказали о каком-нибудь интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участвовать.

Б. Написали о моей деятельности.

В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю (учусь).

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

A. Имеет ко мне индивидуальный подход.

Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету.

B. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

A. Оскорбление личного достоинства.

Б. Неудача при выполнении важного дела.

B. Потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

Б. Возможность хорошей совместной работы.

B. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

A. Считают себя хуже других.

Б. Часто ссорятся и конфликтуют.

B. Возражают против всего нового.

20. Приятно, когда:

A. Работаешь над важным для всех делом.

Б. Имеешь много друзей.

B. Вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, руководитель в первую очередь должен быть:

B. Требовательным.

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

A. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми.

Б. О жизни знаменитых и интересных людей.

B. О последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

A. Дирижером.

Б. Композитором.

B. Солистом.

24. Мне бы хотелось:

A. Придумать интересный конкурс.

Б. Победить в конкурсе.

B. Организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

A. Что я хочу делать.

Б. Как достичь цели.

B. Как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

A. Другие были им довольны.

Б. Прежде всего выполнить свою задачу.

B. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

A. В общении с друзьями.

Б. Просматривая развлекательные фильмы.

B. Занимаясь своим любимым делом.

Обработка результатов: ответ «больше всего» получает два балла, ответ «меньше всего» – 0 баллов, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

Ключ:

Направленность на себя – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

Направленность на общение – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Направленность на дело – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Формы направленности личности Самые простые – это влечения и желания. В основе влечения лежит деятельность на уровне основных инстинктов, присущих и высшим животным, и человеку. Отличием от животных являются их иное содержание и способы удовлетворения. Влечение,

автора Резепов Ильдар Шамильевич

15. Понятие о направленности личности Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.С древнейших времен мыслители пытались определить источники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали,

Из книги Драматерапия автора Валента Милан

1.2. Паратеатральные системы терапевтической направленности Непосредственными предшественниками драматерапии были формы психотерапии, в которых использовались театральные методы и процедуры. Ранние примеры использования драмы в терапии можно найти в большинстве

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

37. Расшифровка типологии антисоциальной направленности Ни одна классификация не может учесть индивидуальные черты конкретного преступника, но может развести их по типам, что позволяет найти общие закономерности и выявить между ними сходство и отличие. Классификация,

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

33. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Личностью не рождаются, ею становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе

Из книги Психология личности в трудах отечественных психологов автора Куликов Лев

Психологическое определение личности . В. М. Бехтерев Для врачей-психиатров представляется совершенно избитой истиной, что психические болезни и состояния вырождения суть болезни личности. Ввиду этого естественно, что охрана здоровья личности и правильного ее

Из книги Формула успеха или Философия жизни эффективного человека автора Козлов Николай Иванович

Принцип направленности в будущее Принцип направленности в будущее («Зачем, а не почему»). Настоящее должно быть организовано не прошлым, а будущим. Действие от причины, от основания должно быть дополнено действием к цели.Обычные отношения строятся по принципу «Ты мне,

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Анкета Заказчик: ___________ Исполнитель: Добрый Господь БогНаша Небесная мастерская предлагает следующие услуги: косметический и капитальный ремонт души, наполнение ее любовью, глубокую чистку от эгоизма и отвязку от привязанностей.Любовь к людям. Когда твой любимый дарит

Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

Определение организаторских и коммуникативных качеств личности с помощью метода тестов При проведении психологического консультирования метод тестов занимает ведущее место среди других методов, применяемых в психологической диагностике. Тестирование – основной

автора Ильин Евгений Павлович

9.8. Возрастные изменения направленности личности В каждом возрасте устанавливается своя иерархия потребностей, ведущие из которых определяют направленность личности, например гуманистическую (общественную) или индивидуалистическую. При этом мотивы общественной

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя» Методика позволяет выявить значимость для учителя некоторых аспектов педагогической деятельности (склонность к организаторской деятельности, направленность на предмет), его потребность в общении,

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ При всем многообразии мотивов, формирующихся у детей в процессе развития, изучение детей и подростков позволяет выделить ведущую направленность, определяющую основные особенности их поведения. У одних детей ведущей является учебная

Из книги Психология лидера автора Менегетти Антонио

автора Учик Мартин

Глава 6 Определение типа личности Тот, кто знает людей, – благоразумен. Знающий себя – просвещен. Лао цзы Все люди обладают определёнными личными качествами, которые не меняются на протяжении всей их жизни. В интегральной модели эти постоянные черты характера

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Определение её типа личности Тип личности в соответствии с теми практичными и популярными типологиями, которые мы включили в интегральную модель отношений (НЛП, пять языков любви, эннеаграмма, типология Майерс-Бриггс), лучше всего определять с помощью тестов/анкет из

Из книги Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в пространстве образования: теория и практика автора Егоров Геннадий Викторович

4.1 Возможности наблюдения личностного развития обучающегося и оценки его направленности в результате образовательной деятельности (определение достижения надучебных результатов) Как правило, основную ответственность за процесс обучения возлагают на

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

  • Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  • Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  • Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  • Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  • Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  • Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

Тестовый материал
  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
  2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено
  6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
  7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
  8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
  15. Я часто бываю несогласен с людьми
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
  17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется
  20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
  21. Меня немного огорчает моя судьба
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня
  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
  26. Я не способен на грубые шутки
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
  30. Довольно многие люди завидуют мне
  31. Я требую, чтобы люди уважали меня
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"
  34. Я никогда не бываю мрачен от злости
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
  36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
  37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются
  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям
  40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
  41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
  42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь
  43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
  45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
  46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
  47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
  48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
  49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
  50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
  51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
  52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
  53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
  54. Неудачи огорчают меня
  55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие
  56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
  57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
  58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
  59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры