Писатель Веллер швырнул стакан в голову ведущего ток-шоу «Право голоса. «Антирусская истерика»: Веллер метнул стакан в ведущего «Право голоса Веллер плеснул водой в бабаяна

Главная / Психология

Почему простым обывателям так нравятся страшные фильмы? Оказывается, это возможность понарошку пережить свои страхи, стать увереннее и даже выпустить пар. И это действительно так – нужно лишь выбрать для себя захватывающий фильм ужасов, который заставит как следует попереживать за героев.

Сайлент Хилл

История развивается в городе Сайлент Хилл. Обычным людям не хотелось бы даже проезжать мимо него. Но Роуз Дасилва, мама маленькой Шерон, просто вынуждена отправиться туда. У не нет другого выхода. Она считает, что только так поможет дочери и убережет ее от психиатрической больницы. Название городка не взялось из ниоткуда – Шерон постоянно повторяла его во сне. И вроде бы излечение очень близко, но по пути в Сайлент Хилл мать и дочь попадают в странную аварию. Очнувшись, Роуз обнаруживает, что Шерон пропала. Теперь женщине нужно найти дочь в проклятом городе, полном страхов и ужасов. Трейлер к фильму доступен к просмотру.

Зеркала

Бывший детектив Бен Карсон переживает не лучшие времена. После случайного убийства коллеги его отстраняют от работы в управлении полиции Нью-Йорка. Дальше уход жены и детей, пристрастие к алкоголю, и вот уже Бен ночной сторож сгоревшего универмага, оставшийся наедине со своими проблемами. Со временем трудотерапия дает свои плоды, но все меняет один ночной обход. Зеркала начинают угрожать Бену и его семье. В их отражении возникают странные и пугающие образы. Чтобы сохранить жизнь своим близким, детективу нужно понять, чего хотят зеркала, но проблема в том, что Бен никогда не сталкивался с мистикой.

Убежище

Кара Хардинг посл смерти мужа одна воспитывает дочь. Женщина пошла по следам отца и стала известным психиатром. Она изучает людей с раздвоением личности. Среди них есть и те, кто утверждает, что этих личностей гораздо больше. По мнению Кары, это лишь прикрытие серийных убийц, поэтому все ее пациенты отправляются на смертную казнь. Но однажды отец показывает дочери случай пациента-бродяги Адама, который не поддается никаким рациональным объяснениям. Кара продолжает настаивать на своей теории и даже пытается вылечить Адама, но со временем ей открываются совершенно неожиданные факты…

Майк Энслин не верит в существование загробной жизни. Будучи писателем в жанре «ужасы», он пишет очередную книгу о сверхъестественном. Она посвящена полтергейстам, обитающим в отелях. В одном из них Майк и решает поселиться. Выбор падает на печально известный номер 1408 гостиницы «Дельфин». По мнению владельцев отеля и жителей города, в номере обитает зло, убивающее постояльцев. Но ни этот факт, ни предупреждение старшего менеджера не пугает Майка. А зря... В номере писателю придется пережить настоящий кошмар, выбраться из которого можно только одним способом…

Материал подготовлен при помощи онлайн-кинотеатра ivi.

Как сообщил «Ридусу» правозащитник Дмитрий Линтер, участвовавший в съемках передачи, гость студии, член российского ПЕН-Центра, писатель, философ и журналист Михаил Веллер кинул стакан в голову ведущему ток-шоу.

«Эксперты обсуждали Прибалтику, наличие войск НАТО и исходящую от них угрозу. В дискуссии было две стороны, диалог был довольно корректный, - рассказывает Линтер. - Мы говорили об отношении прибалтийских государств к русским жителям, которых лишили гражданства, у которых украли право собственности и лишили политических прав. Мы говорили о расизме по отношению к русским».

И тут выдающийся писатель Михаил Веллер устроил скандал - и бросил в ведущего стакан, не соглашаясь с его достаточно корректно высказанной позицией. Не знаю даже, что случилось с Веллером: он бросил в Бабаяна стакан, психанул и ушел.


«Я ценю его творчество, оно великолепно. Но когда он столкнулся с людьми, которые знают суть проблемы изнутри, которые занимаются серьезным и небезопасным процессом защиты прав наших соотечественников, русского населения Прибалтики, он просто не смог принять правду», - продолжает правозащитник.

Либеральный мир, выстроенный в его голове, оказался разрушен. Выход - истерика. Призываю читать его книги - они действительно могут многому научить, но ему не нужно лезть в политические игры, в которых он не разбирается.

Этот эпизод - далеко не первая потасовка на съемках ток-шоу «Право голоса» с Романом Бабаяном. Как ранее писал «Ридус», посвященное ситуации на Украине ток-шоу и вовсе .

Польский журналист и ультранационалист Томаш Мацейчук несколько раз грубо оскорбил Россию и россиян, что вызвало возмущение у его оппонентов, которые потребовали у гостя покинуть студию и страну. В ответ на отказ и очередное хамство со стороны поляка украинский политик, экс-глава партии «Родина» Игорь Марков нанес ему удар рукой в голову, после чего запись прекратилась.

15.03.2017 · Политика

Известный ведущий телевизионного шоу «Право голоса» Роман Бабаян был неожиданно атакован писателем Михаилом Веллером во время спора о положении русских, проживающих в Прибалтике.

Писатель Михаил Веллер устроил громкий скандал во время записи общественно-политического ток-шоу «Право голоса» на телеканале ТВЦ.

Веллеру не понравилась поддержка ведущим Романом Бабаяном мнения о плачевной ситуации с правами российских соотечественников, проживающих в странах Балтии.

По словам очевидца инцидента, общественного деятеля и правозащитника Дмитрия Линтера, во время съёмок «Права голоса» эксперты обсуждали Прибалтику, наличие на её территории войск НАТО и исходящую от них угрозу.

В комментарии Дмитрий Линтер назвал произошедшее «какой-то антирусской истерикой», подчеркнув, что при всём уважении — Веллер гениальный писатель, но, видимо, сходит с ума.
Скандал разгорелся после того, как Линтер рассказал участниками шоу свою оценку положения русских в Эстонии и Латвии:

«Был на записи передачи Права голоса на ТВЦ. Вобщем для меня главный итог, что при обсуждении прибалтийской темы Веллер попытался подраться с ведущим Романом Бабаяном. Веллер — гений, ему можно чудить и сходить с ума. Роман очень достойно держался. Результатом стало разбитый стакан у ног Романа. Он также был облит водой. А Веллер ушел из эфира. Ругаясь и проклиная передачу и всех нас. Причина конфликта была в том что Веллер доказывал, что в Эстонии давали гражданство всем желающим в независимости о национальности.

Все это случилось после моих слов о преследованиях русских в Прибалтике и краже гражданство у части жителей по национальному принципу. Вобщем как я и говорил политика прибалтов в отношении русских это подлость, расизм и комфорт.

Веллер сначала со мной согласился, но затем впал в какое-то истеричное состояние и накинулся на Романа. Вобщем Веллер великий писатель. И он художник и так видит мир. Но при столкновении с реальностью его эстонский мир рушится и он впадает во невменямое состояние.

Не знаю когда покажут передачу и будет ли этот эпизод с истерикой Веллера и с киданием стаканов. Но мне кажется, что либеральная мысль России понесла некоторую утрату. Кидаться стаканами и истерить — это не камильфо. Особенно в солидной компании компетентных и серъезных мужиков. Но писатель он классный. Пускай пуляет стаканами и топит за нацистов-эстонцев. Главное чтобы никого не задел и не травмировал», - сказал «Русской Весне» Дмитрий Линтер.

Инцидент произошел во время дискуссии о положении русских, проживающих в прибалтийских странах. Бабаян, известный своей прокремлевской позицией, по своему обыкновению, принялся подыгрывать одной стороне дискуссии. Веллеру не понравилась поддержка Бабаяном мнения о частых нарушениях прав русских в прибалтийских государствах.

Но особенно писателя разозлило циничное отношение ведущего к сказанным им словам о получении эстонского гражданства. Веллер вспомнил, как в начале 90-х годов в Эстонии ходили по квартирам и всем, кто хотел жить в независимом эстонском государстве, давали карточки, которые впоследствии позволяли получить гражданство Эстонии.

Бабаян принялся утверждать, что Веллер говорит неправду, после чего тот заявил, что сам получил таким образом гражданство и метнул стакан с водой в сторону ведущего. В итоге Бабаян отделался мокрым костюмом, а Веллер покинул студию, высказав несколько нелестных эпитетов в адрес Бабаяна и оппонентов.

К слову, Михаил Веллер стал известен благодаря произведениям "Приключения майора Звягина", "Легенды Невского проспекта", "Ножик Сережи Довлатова" и др.

Также известность получило его философское видение мироустройства в книге "Все о жизни", посвященной теории энергоэволюционизма. В своих выступлениях Веллер часто поддерживает Украину и осуждает аннексию Крыма.

Что касается ведущего Романа Бабаяна, то является очень опытным журналистом, однако известен скандальными выходками на своих передачах, а также отсутствием объективности суждений и откровенным подыгрыванием кремлевских властей.

Так, зимой 2014 года, незадолго до расстрела людей на Евромайдане и вооруженного захвата Крыма Бабаян одну из своих передач посвятил полностью оправданию вмешательства РФ во внутренние дела Украины и допустил возможность аннексии Крыма.

Эту передачу в знак протеста покинули не только украинские, но и некоторые российские журналисты. Также Бабаян отличился хамской выходкой в прошлом году, когда во время спора швырнул бумаги в лицо польскому политологу Томашу Мацейчуку.

Как ранее сообщалось, в Одессе за шпионаж был задержан журналист известного российского пропагандистского канала. Кроме того, интернет-пользователи отыскали в Сети видео, где пропагандист Кремля Соловьев доказывает, что Россия не имеет права аннексировать Крым.

Новости

На съемках общественно - политического ток-шоу «Право голоса» на телеканале ТВЦ произошла очередная потасовка, - член российского ПЕН-Центра писатель Михаил Веллер вышел из себя и швырнул стакан в голову ведущего Романа Бабаяна, сообщает издание mk.ru от 15 марта 2017 года.

На указанной передаче эксперты говорили о наличии на территории Прибалтики войск НАТО, а затем речь зашла о плачевной ситуации с правами "российских" соотечественников, проживающих в Эстонии и Латвии (многие из них не имеют гражданства).

Так, участник диспута правозащитник Линтер заявил, что считает политику прибалтов в отношении русских подлостью и расизмом. Его позицию поддержал ведущий Роман Бабаян. Неожиданно, как рассказывает сам Линтер, Веллер впал в «истеричное состояние» и накинулся на ведущего.

- «Писатель взял в руки стакан с водой и метнул его в ведущего. К счастью, Бабаян отделался мокрым костюмом, стакан разбился, ударившись об пол, а Веллер покинул студию, ругаясь и проклиная передачу и всех нас».

Кстати, после всего произошедшего в студии Линтер отметил, что после такого скандала либеральная мысль в России понесла утрату, так как «кидаться стаканами и истерить - это не комильфо», особенно если это происходит в компании «компетентных и серьезных мужиков».

По мнению Линтера, писатель Веллер «не смог принять правду», когда столкнулся с людьми, знающими суть проблемы изнутри. «Либеральный мир, выстроенный в его голове, оказался разрушен. Выход - истерика, – заявил он порталу Ridus.

Однако, - правозащитник также сказал, что он ценит творчество Веллера и советует читать его книги, но при этом призывает писателя не лезть в политические игры, в которых «он не разбирается».

Здесь, я напомню, что положение русских в Прибалтике поистине удручающее, так как политические права русских в прибалтийских республиках повсеместно ущемляются. Так, по данным Википедии, еще в 2008-м году финский учёный Йохан Бекман заявил, что главная проблема Эстонии - «это апартеид, преступная дискриминация русских. Легализованная дискриминация русского населения − это де-факто та же этническая чистка. Физическое уничтожение людей сейчас организовать сложнее, потому их сначала уничтожают морально».

Слова Йохана Бекмана подтверждает и эстонская писательница Реэт Куду, которая 24 января 2011 года на встрече с читателями в Антверпене назвала Эстонию нацистским государством, заявив, что эта страна за одни сутки лишила проживающих в ней русских всех прав, паспортов и работы.

В то же время, директор центра по правам человека Таллинской школы права профессор Евгений Цыбуленко заявил:

- «На институционном уровне в Эстонии в настоящий момент нет дискриминации. Что касается бытовой дискриминации, то в определённой степени она существует в любом государстве. Согласно социологическим исследованиям, в любой стране мира около 20 % населения является, в большей или меньшей степени, ксенофобами. Вероятно, Эстония не является исключением из этого правила. Однако, в случае бытовой дискриминации все жители Эстонии имеют равные права на судебную (и другую юридическую) защиту. При этом, в Европейском суде по правам человека не было ни одного дела от Эстонии относительно дискриминации … Видимо, разговоров о дискриминации в Эстонии гораздо больше, чем реальных фактов.»

Однако, - высказывание Евгения Цибуленко раскритиковал эстонский общественно-политический деятель и журналист Д. К. Кленский, который в частности отметил, что Цыбуленко игнорирует «Третье мнение по Эстонии Консультативного комитета Рамочной конвенции Совета Европы о защите нацменьшинств», в котором «говорится о растущем разочаровании тем, что подавляющее большинство прежних рекомендаций Комитета так и не выполнены, и высказана „серьёзная озабоченность“ в связи с несоблюдением почти всех статей Рамочной Конвенции о защите прав нацменьшинств».

23 марта 2011 года правозащитники из Европейской сети по борьбе с расизмом (ENAR) по указанному вопросу отметили:

- «Уже на протяжении многих лет остаётся нерешенной проблема массового безгражданства, непропорциональных и часто необоснованных требований к знанию эстонского языка и связанной с этим практикой. В результате продолжающейся дискриминационной практики на рынке труда среди неэстонцев по-прежнему остаётся более высоким уровень безработицы при более низком уровне доходов и социальных благ».

Здесь, я немного расскажу о встрече с читателями эстонской писательницы Реэт Куду, которая по мере возможности старается заострить внимание широкой общественности на русском вопросе в Эстонии.

«Ужасная дискриминация, проводимая ультранационалистическим правительством Эстонии в отношении русского меньшинства» - именно эта фраза была применена в объявлении, приглашающем на встречу в Антверпене с эстонской писательницей Реэт Куду, отмечает издание inosmi.ru.

Вот так описывает это мероприятие участник встречи:

- «За столом президиума сидят организаторы и гостья Реэт Куду. С кратким вступительным словом выступает славист Маартен Тенгберген, который сейчас работает переводчиком при ЕС, но ранее служил и в университете Гронингена. Его фламандский язык, я, к сожалению, не очень хорошо понимаю, но часто повторяющиеся международные слова «дискриминация» и «оккупация» понять нетрудно. Реэт Куду для начала зачитывает пару страниц из своего романа, затем мероприятие продолжается в форме интервью – Тангберген спрашивает на русском языке, Куду отвечает также на русском языке, затем первый из них переводит на фламандский. Для начала Куду сообщает, что эстонское государство разом отобрало у наших русских все права, паспорта и работу. Для иллюстрации своей речи она забрала у Тангбергена шариковую ручку – ну как, хорошо теперь? Из дальнейшего интервью следует, что Куду в советские времена была диссиденткой, защищавшей Арво Пярта. В зале разносится шум, Пярта здесь знают. Куду говорит, что не желает быть молчаливой соучастницей преступления, которое ее соплеменники совершают сообща по отношению к русским. Слышны совершенно невероятные утверждения вплоть до того, что за разговоры на русском в Эстонии могут наказывать штрафами».

Идем далее. В Латвии также все не так гладко с правами русских, ведь еще ранее ГД РФ неоднократно делала заявления о дискриминационной политике латвийских властей в отношении русского населения. Так, депутаты нашего парламента выражали озабоченность в связи с дискриминацией русского народа в Латвии, в том числе в связи с признанием латышского языка единственным государственным языком на территории Латвии и приданием русскому языку статуса иностранного. Также в заявлении говорилось, что ГД категорически отвергает возведённую в Латвии в ранг государственной политики так называемую «доктрину вины» России и русского народа за сложную историю становления латвийского государства, формирования латышской культуры и латышского языка и заявляет, что эта доктрина перечеркивает историю более чем двухвекового совместного проживания русского и латышского народов в едином государстве и создаёт совершенно новую международно-правовую ситуацию.

По теме ущемления прав русских в Латвии в 2009-м году вышел доклад «О дискриминации и сегрегации русских в Латвии», подготовленный доктором экономических наук А. Гапоненко и историком В. Гущиным. В докладе отмечается, что латвийские власти проводят политику жёсткой сегрегации и открытой дискриминации русского населения Латвии.

Также отмечу и тот момент, что в Латвии в 2010 году были приняты поправки к закону «Об электронных средствах массовой информации». Данные поправки предусматривали, что национальные и региональные телеканалы, и не только государственные, но и частные, должны обеспечить 65% эфирного времени вещания на государственном (латышском) языке.

Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко заявил, в этой связи:

- «Подобный шаг стал очередным свидетельством дискриминации прав и интересов русскоязычного населения Латвии, в том числе в местах его компактного проживания. Можно с сожалением констатировать, что латвийские власти продолжают проводить линию на дальнейшее сужение использования в общественной сфере русского языка, являющегося родным для трети населения страны».

Кстати, в Эстонии действует аналогичное законодательство. Внесенная в 1997 г. поправка в Закон “О языке” предусматривает, что “объем для иноязычных передач новостей и прямых передач без перевода на эстонский язык - не должен превышать 10% недельного объема передач собственного производства”. Данное ограничение распространяется на радио- и телевещание.

Также отмечу и Литву, в которой значительную долю населения составляют русские и поляки. Однако, несмотря на это в Литве государственным языком является только литовский. Также, власти страны отказываются принять закон о школах национальных меньшинств. Представительство национальных меньшинств в структурах власти всех уровней крайне мало и не отображает их удельной доли в национальной структуре жителей страны. В школах национальных меньшинств сокращены программы по родному языку и литературе, а школьные библиотечные фонды на протяжении длительного времени комплектуют в основном учебниками на литовском языке. Все чаще на работу принимаются учителя-литовцы и сегодня в Литве невозможно получить высшее образование на русском языке.

На сегодня представители русских общин, как сообщает издание eadaily.com, составляют значительную часть населения государств Прибалтики, но с начала 90-х годов они находятся на положении «людей второго сорта». Русские прямо и открыто угнетаются властями прибалтийских республик: идут гонения на родной язык, закрытие национальных школ, лишение гражданских прав, недопущение партий, отстаивающих интересы нацменьшинств, во власть, притесняются прорусские политические активисты и правозащитники. Власти Литвы, Латвии и Эстонии отказываются признать русских равноправными жителями своих государств и стремятся их ассимилировать. Но, несмотря на все это русские люди продолжают борьбу за то, чтобы обеспечить себе одинаковые с остальными обитателями этих стран права и возможности.

В завершении статьи приведу слова заведующего отделом Прибалтики Института стран СНГ Александрова Михаила Владимировича, который ситуацию обрисовал так:

- «В Литве, Латвии и Эстонии на ключевых постах нет ни одного русского. Это касается постов президента, премьер-министра, министров правительства, ответственных должностей в ключевых министерствах и целого ряда других постов. Когда законным путем назначение русского на такие должности предотвратить невозможно, в ход идут самые разные незаконные механизмы. Наглядным примером, может служить преследование этнического русского политика, лидера Партии труда Виктора Успасских. Чтобы не допустить занятие им поста премьер-министра, власти Литвы сфабриковали против него уголовное дело».

Лев Трапезников

Член российского ПЕН-Центра писатель Михаил Веллер


Правозащитник Линтер


Ведущий Роман Бабаян

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры