Пять лучших бестселлеров современных испанских писателей. «Испанская литература — единое поле

Главная / Психология

Директор московского института Сервантеса Абель Мурсия Сориано - о перекрестном Годе культуры и единстве испанского мира

Интервью: Михаил Визель
Фото: Институт Сервантеса в Москве

В этом году перекрестный Год культуры Испании и России совпал с проведением в России Года литературы. Что из этого следует для вас? Вы как-нибудь это учитывали, когда планировали этот год?

Конечно, мы учитываем это совпадение. Если быть точным, то год называется «Год испанского языка и литературы на испанском языке в России». Но мы не трактуем в узком смысле язык и литературу. Мы говорим обо всех тех продуктах, которые может породить язык, не только литературных. Например, музыка — у нас будут музыкальные мероприятия. Музыка, как и любой вид творческой деятельности человека, становится поводом для обсуждения ее на языке, поводом для говорения — и в этом смысле она нас тоже интересует. И кино, и живопись — все это подвергнуто обсуждению на языке, оно вынуждает нас говорить на языке. И все это, конечно же, язык, но не литературы в узком смысле.

Что касается литературы в узком смысле, мы хотим пригласить и обеспечим присутствие здесь, в Москве, испаноговорящих авторов, пишущих на испанском языке. Здесь я хотел бы отметить, что термин «испаноговорящие» часто трактуется, как формальный, но в нашем случае это совершенно не так. Я имею в виду именно то многообразие литературы, которое есть на испанском языке. Конечно, когда мы говорим о мировой литературе и о тех традициях, о тех взаимосвязях, которые существуют в мировой литературе, мы понимаем, что каждое произведение, будь то Гете, Бодлер или Достоевский, переведенное на другой язык, становится частью этого языка, и это происходит неизбежно. Но в случае, когда соприкасаются испаноязычные культуры, это происходит гораздо интенсивнее и быстрее. И мы не мыслим в терминах «разъединенности», вот, например, Борхес, он аргентинец, или Маркес — колумбиец, или Октавио Пас — мексиканец. Эти люди питают свое творчество из одного потока, из испанского языка, для нас это и есть испаноязычная литература. И они обогащаются, используют в своем творчестве все то, что им дает испаноязычная литература и мировая, конечно, тоже. Язык становится тем источником, той связью, которая образуется между ними и всем миром. И в этом смысле они для нас и есть испанский язык.

Нужно сказать, что существуют и официальные рамки этого года. Официальное открытие — 27 апреля. И, конечно, есть какие-то мероприятия, которые мы уже запланировали и расставили по своим местам, но также в наших планах есть и нечто особенное. Речь идет о мероприятиях, которые мы собираемся посвятить не столько непосредственно тем, кто создает литературный язык, но и переводчикам, что становятся теми мостами и связующими звеньями, которые обеспечивают беспрепятственный поток языка. И для нас особенно важным событием будет издание сборника коротких рассказов на испанском языке. Там больше ста коротких рассказов, которые охватывают исторический период от Рубена Дарио до самых последних лет. На испанском языке эта антология — это дань популярности короткого рассказа, ведь в испаноязычном мире у него есть большая традиция. Но мы сделали это издание таким образом, что каждый из этих коротких рассказов переводит отдельный переводчик. Таким образом, эта книга становится путеводителем не только по испаноязычному миру коротких рассказов, но и по миру современных переводчиков. И мы хотим этим изданием не только почтить профессию, но и подчеркнуть ценность того, что делают переводчики, потому что широкая публика никогда не задумывается о них, они остаются в тени, ведь люди говорят «Я прочитал Гете», и при этом они не говорят «Я прочитал переводы такого-то».

По-русски говорят.

Это правда. В некоторых странах это происходит, но только когда речь идет о каких-то крупных фигурах, но это далеко не про всех, и не во всех странах. Есть одна любопытная деталь. Когда мы говорим, что издадим книжку, в которой будут участвовать разные переводчики, у всех появляется такое странненькое выражение на лице. И никому не приходит в голову, что в оригинале это сто с лишним авторов, и каждый из них имеет свой стиль. И никому не приходит в голову, что, распределяя эти сто с лишним рассказов между ста переводчиками, мы даем голос этим переводчикам. Мы делаем то, что первоначально в оригинале уже было сотворено, мы даем ста людям обрести свой голос, переводя все эти литературные произведения. Рубен Дарио не писал так же, как Хулио Кортасар. Поэтому ничего страшного, если Рубена Дарио переведет один переводчик, а Хулио Кортасара — другой.

Самые известные современные испанские писатели — это всё-таки латиноамериканцы: Борхес, Гарсиа Маркес, Кортасар…. А у испанцев, которые испанцы, нет ревности по отношению к бывшим колониям, которые вышли вперед в плане известности литературной?

Такой вопрос может возникнуть, если не учитывать того факта, который я подчеркнул в начале нашей беседы: мы не разделяем это единое поле, и поэтому в этом едином поле не возникает ничего подобного. Это точка зрения, которую разделяю я и весь Институт Сервантеса. Может быть, вам станет более понятно, если я предложу вам представить себе, что мы говорим о ком-то, что это — питерские писатели, московские или казанские, не предавая значения тому, что они пишут на одном языке. К тому же в последнее время в Испании появились писатели, которые имеют вес в испаноговорящем мире — это и Сафон, и Эдуардо Мендоса, и Вила-Матас. И, может быть, даже в какой-то степени эта ситуация уравнивается, но на самом деле мне бы не хотелось говорить в таком ключе, потому что испаноязычная литература едина. Издательский мир, который издает эти книги, стоит на двух ногах — одна в Испании, другая в Новом Свете. И очень много латиноамериканских писателей, кто живет в Испании, публикуется здесь, и также много испанских писателей, которые пребывают в этом межокеаническом пространстве между Новым и Старым Светом, и они тоже публикуются.

А то представление, из которого мог родиться ваш вопрос, скорее свойственно той ситуации, когда мы делим страны по политическим соображением. Но в литературном мире сущность едина. Что симптоматично, самая крупная книжная ярмарка испаноговорящего мира проходит в Гвадалахаре в Мексике, и нет более важного события для нас, чем эта ярмарка. Крупнейший поэтический фестиваль в испаноговорящем мире — в городе Медельин в Колумбии. В экономическом эквиваленте самые крупные премии пока выдаются в Испании. Все это вместе дает единое видение литературного пространства. Премии, которые выдаются в Испании, — они абсолютно открыты, кроме, конечно же, Государственной премии, потому что она, что ясно из названия, дается тем, кто живет в Испании.

Более пятисот миллионов человек говорят на испанском, двадцать стран, и, возможно, тем, кто проживает в едином языковом пространстве, сложнее представить, что может быть такое единое языковое пространство в разных странах. Приведу в пример деятельность переводчиков. Я сам переводчик польской литературы на испанский язык, и продукт моего труда, то есть мои переводы, были изданы в трех разных странах — в Мексике, Венесуэле и Испании. И можно найти их и в других журналах, например, в колумбийских, аргентинских, — но их сделал я, это мой перевод, гражданина Испанского Королевства. Сельма Ансира, одна из лучших переводчиц русской литературы, мексиканка, но ее переводы публикуются в Испании. Советник по культуре колумбийского посольства, Рубен Дарио Флорес перевел Бухарина по заказу испанского издательства. Он колумбиец, но переводит также Пушкина, Ахматову…

Можно только позавидовать! Увы, русские авторы, переводчики и издатели из стран бывшего СССР не могут похвастаться таким единением… Но давайте теперь обратимся к противоположной стороне этого перекрестного года. Вот вы перечисляете тех испаноязычных авторов, которых хорошо знают в России, а кого, кроме Достоевского, из русских авторов хорошо знают в Испании?

Присутствие русской литературы в испаноговорящем мире имеет какой-то странный характер, не соответствующий реальной ценности. И здесь также есть отличия в зависимости от страны. До 1936 года довольно хорошо издавалась , причем это могли быть небольшие тиражи и небольшие какие-то вещи, но было множество издательств, которые этим занимались. А с 39-го по 75-й, по понятным причинам, все ограничилось только изданием классиков. И тут нужно заметить, что многие классики, которые издаются в Испании, переведены не с русского языка, а с других языков, потому что в этот период не существовало факультетов славянских языков в Испании. И, конечно, это коренным образом изменилось, но постепенно: начали налаживаться контакты, появились специалисты. И в этом смысле Новый Свет, Латинская Америка не останавливались. , в которой издавалось множество переводов самых разных писателей и поэтов.

Вообще такого рода вопросы довольно щекотливы, и вот почему. Вот, например, Бухарин, который лежит на моем столе, — я узнал о том, что он издан и имел хорошие отзывы критиков, от Рубена Дарио, который его перевел, и который мне его принес. У меня нет полноты картины. Скорее всего, полная картина у тех специалистов, которые отслеживают эти темы, и то полнота ее не абсолютна.

В Италии невероятно популярен наш Владимир Маяковский по той причине, что он футурист, а это важная тема для итальянцев. У вас есть какой-то такой русский писатель, который для вас более важен, чем другие?

В Испании в определенный момент очень важную роль играл Пастернак. Если не важную, то во всяком случае был известен, был «на слуху».

Это в 60-е годы или позже?

В конце 70-х, начале 80-х. И, конечно, я следил за тем, что выходит, и иногда смотрел, если меня что-то интересовало. Поэтому я могу говорить про себя и про те книги, которые на меня оказали определенное воздействие. И среди них в первую очередь мне приходит в голову «Мастер и Маргарита» и, может быть, роман Замятина «Мы». А среди произведений Достоевского, менее известных, чем «Преступление и наказание», например, «Игрок», но это моя личная история с русской литературой, и я понятия не имею, есть ли помимо меня люди, для которых эти книги представляют особый интерес и важность.

Образ иностранной литературы в другой культуре в форме ее переводов очень фрагментированный и неполный. Тем более важно то, чем мы занимаемся — стараемся вернуть или придать особую ценность работе переводчика, потому что в конечном счете от него зависит этот образ, и от его деятельности зависит, насколько полным будет представление о литературе другой культуры, другого языка. Я упомянул наш сборник коротких рассказов, но среди прочего мы сейчас занимаемся разработкой проекта с Центром лингвистических исследований мировой поэзии Академии наук. Это будут встречи и семинары и испаноговорящих, и российских поэтов. Не знаю, что из этого конкретно получится, но все, что мы делаем в рамках этого перекрестного года, будет направлено именно на то, чтобы придать особую важность переводу, потому что, в конечном счете, от этого и зависит образ литературы. Моя первая попытка читать Лермонтова, — я даже не помню, на каком языке я его читал, на испанском или на французском, — окончилась провалом, так как перевод был ужасен. Поэтому моя история с Лермонтовым не сложилась.

С другой стороны, людей тянет к знакомому, им очень сложно внедрить что-то новое. Что бы мы ни делали, как бы мы ни старались, все равно первые имена, которые возникают в голове при словах «русская литература» — это Достоевский, Пушкин, Толстой. Но никто не говорит про Блока, например. Почему? При том, что он переведен. То есть это проблема, которая всегда возникает. Но несмотря на нее, очень важно делать ту работу, которую мы делаем, — именно для того, чтобы работа переводчиков была оценена должным образом, и для того чтобы этот образ иностранной литературы создавался и стремился к полноте.

Кого именно из испанских писателей в рамках этого года вы собираетесь привезти и когда?

Не знаем пока. Пригласить писателя — это дело многостороннее, потому что присутствует три важных аспекта, когда мы решаем, кого приглашать. Например, мы задаемся вопросом, можно ли пригласить писателя, который еще не переведен. Мы приглашаем не человека, а автора. А с другой стороны, если мы решаем пригласить уже переведенного писателя, то надо смотреть, насколько он известен, насколько известны его переводы, — потому что если они уже известны, то зачем нужна наша институциональная помощь? Если автор еще не известен, можно обратиться к тому же журналу «Иностранная литература» и договориться, чтобы за два месяца до приезда автора они что-то из его работ опубликовали. То есть это целая стратегия и философия.

На Non/Fiction мы собираемся привезти двух соавторов популярной молодежной серии романов, выходящей в издательстве Alfaguara — Андреу Мартина и Жауме Риберу. Одну из их книг выпустит «Самокат», и мы планируем совместную презентацию на книжной выставке. Кроме испанских писателей, на Non/Fiction приедет несколько авторов из Латинской Америки, возможно, мексиканец Флавио Гонсалес Мельо, парагваец Хуан Мануэль Маркос, есть еще несколько интересных кандидатур, — мы готовим эту программу с латиноамериканскими посольствами. Интересный проект задумали в центральном офисе нашего Института Сервантеса — это «Неделя литературы на испанском языке». В один из городов едет группа испанских писателей, 7–10 человек, и выбирается определенная тема. В Риме это был «юмор», в Мюнхене «образ другого», в Париже «агрессия», в Неаполе — «многоликость», приглашаются писатели той страны, где неделя проходит, и в самых разных форматах (круглые столы, чтения, дискуссии, встречи с самыми разными аудиториями) обсуждается заданная тема. Мы планируем нечто подобное в Москве.

А как же Артуро Перес-Реверте? Кажется, это самый известный из современных испанских, то есть живущих в Испании писателей. Отчего бы не привезти его?

Переса-Реверте Институт Сервантеса не возит. Есть ряд авторов, которые не ездят за счет государственных учреждений, за счет бюджетных денег. Им просто не нужна эта помощь. Это их решение — не ездить за государственный счет, не наше, — мы бы их возили. Вообще мир переводной литературы полон сюрпризов. Я недавно в Москве, еще не очень хорошо знаю, что было переведено за эти годы, но то, что я увидел сейчас среди переводов испанской литературы на русский, меня очень приятно удивило. Там были авторы, которых я даже не ожидал что переведут, а их издали. Например, молодой и очень многообещающий мексиканский автор Мартин Соларес. В личной переписке с ним я узнал, что выходит в России книжка, — я не ожидал, что вы здесь так быстро разберетесь, что он хорош. Первую премию им. Гарсиа Маркеса в Колумбии получил аргентинский писатель Гильермо Мартинес — очень интересный автор, при том, что по профессии он математик. Он получил премию за рассказы, но его роман «Незаметные убийства» переведен на русский.

Меня совершенно поразил роман чилийского автора Летельера «Фата Моргана любви с оркестром». Я понял, что совершено ничего не знаю про удивительную страну Чили! А ведь это тоже часть испанского мира.

Да, и это же очень интересно — целый калейдоскоп авторов, которых здесь, в России, издают. Это реальность нашего испаноязычного мира. Одновременно в России переводят испанцев, чилийцев, аргентинцев — и это тоже обогащает это единое пространство.

Могу только выразить свое восхищение тем, как у вас все гармонично происходит. Даже не знаю, с кем сравнить.

Мне все-таки кажется, что это что-то не рукотворное, а органичное. То есть такая ситуация сложилась естественным образом. Если мы представим читателя, который входит в испанский книжный магазин и перед ним предстает все литературное разнообразие — хотя конечно, в испанском магазине будет больше выбор испанских авторов, — но, тем не менее, он протягивает руку к книге, которая привлекла его заголовком или, может быть, обложкой, и он, скорее всего, не задумывается над тем, откуда тот автор, который написал эту книгу — из Мадрида или из Куско. Такова реальность испаноязычной литературы.

ГодЛитературы.РФ благодарит Анну Школьник и Татьяну Пигарёву () за помощь в организации интервью, а также Софию Сно за помощь в подготовке материала.

Просмотры: 0

Мелкие островки национальных литератур в наши дни едва видны в огромном океане англоязычной литературы. Предлагаем вашему вниманию небольшой список современных испанских писателей, книги которых читают во всем мире.

В настоящий момент, Хавьер Мариас считается не только самым выдающимся испанским писателем, но и, возможно, одним из величайших писателей планетарного масштаба. Лауреат многочисленных национальных и европейских премий, он начал печататься еще в подростковом возрасте, а к шестидесяти годам многие его романы стали признанными шедеврами. Не исключено, что именно он станет следующим Нобелевским лауреатом в области литературы. Во всяком случае, один из членов нобелевского комитета уже настойчиво рекомендовал для рассмотрения на вручение премии роман Хавьера Мариаса

Известный журналист и писатель создает особый, уютный и глубокий мир в своих произведениях. Лауреат нескольких литературных премий и журналистских наград, Роса Монтеро является одной из самых известных женщин Испании. На русский язык переведен лишь один роман писательницы, . За псевдодетективным сюжетом здесь скрыта потрясающая история, которая придется по душе всем любителям хорошей литературы

Энрике Вила-Матас – еще один живой классик испанской литературы, завоевавший любовь и признание читателей во всем мире. Свой первый роман он написал завершая службу в армии. Он пробовал работать кинокритиком и сценаристом. Прославился своим ироничным, отрывистым стилем, в котором крайне размыт барьер между реальностью и вымыслом. Лауреат множества испанских и европейских литературных премий, в том числе премии Медичи, чьи произведения переведены на многие языки. Роман - настоящая фантасмагория, в которой главный герой обретает себя благодаря поддержке Сальвадора Дали и Грэма Грина.

Ильдефонсо Фальконес – адвокат и писатель. Его первый роман был опубликован в 2006 году, когда писателю почти исполнилось 50 лет. Действие этого исторического романа разворачивается Барселоне в 14-ом веке, когда Каталония обрела большой вес в Европе. Роман тут же получил награды на родине писателя, в Италии, во Франции и на Кубе. Был переведен на многие языки, включая русский.

Писатель и журналист, Антонио Муньос Молина всю жизнь посвятил литературному творчеству и получил широкое международное признание. Он выиграл ряд испанских и международных наград и премий, дважды ему вручали Национальную премию. Молина является членом Королевской испанской Академии. Его самый известный роман заключает в себе все лучшее, чем славится испанская литературная традиция

Признанный и почитаемый в Испании мастер магического реализма, Пальма создаёт захватывающие истории, которые нашли своих поклонников во всем мире. В России они с нетерпением ожидают перевода заключительного романа Викторианской трилогии, начало которой положила

Карлос Руис Сафон не нуждается в особом представлении в России. Его цикл «Кладбище забытых книг» прочно завоевал сердца читателей по всему миру. Первый роман цикла стал международным бестселлером и был продан более 15-ю миллионами копий.

Книголюбы вспомнят Б. Переса Гальдоса и представителей «поколения 1898 года» М. де Унамуно и Р. М. дель Валье Инклана, творивших на рубеже XIX–XX веков. Эти авторы создали основу для развития испанской литературы на протяжении всего прошлого века.

Их влияние заметно и в современной испанской литературе. Под современной литературой понимается период с начала 1970-х годов. Именно в это время начались процессы, сформировавшие основные тенденции развития новейшей испанской прозы.

Особенности литературного процесса постфранкистской Испании

Хотя испанская литература не очень широко известна, Испания всегда выделялась своим пристрастием к чтению и любовью к книгам. Об этом говорит тот факт, что в Испании книги издавались часто и большими тиражами, например, в 1960-х годах Испания занимала 6-е место в мире по количеству опубликованных книг.

Еще одним видным автором, сформировавшимся в постфранкистской Испании, стал Мануэль Ривас, чье творчество обращено к теме «испанской деревни ». Однако проводить параллели с Россией и назвать Риваса «испанским Распутиным» было бы неверно, в его книгах немало фантастичного и загадочного, что скорее сближает его с колумбийцем Г. Гарсиа Маркесом, чем с советскими «деревенщиками».

Модные испанские писатели современности: Карлос Руис Сафон и Артуро Перес-Реверте

Элементы магии и мистики и полуфантастические сюжеты характерны для многих современных испанских авторов. Здесь можно говорить о влиянии традиции «магического реализма» в испаноязычной литературе латиноамериканских собратьев по перу.

В произведениях Карлоса Руиса Сафона и Артуро Переса-Реверте прослеживаются тенденции смешения реализма, фантастики и мистики, детектива и исторического романа. Авторы получили широкую популярность за пределами Пиренеев , в том числе и в России. Можно сказать, что они – самые модные испанские писатели современности.

Удачно уловив запрос современного читателя и конъюнктуру рынка, оба писателя смогли сохранить традиции классической испанской литературы, создав глубокие и захватывающие произведения. Литературные критики находят общие черты в творчестве А. Переса-Реверте и классика испанской литературы Б. Переса Гальдоса. А К. Руис Сафон удостаивался сравнений с Г. Гарсиа Маркесом и даже был назван «испанским Булгаковым» за перекличку мотивов его романа «Игра ангела» с сюжетными линиями «Мастера и Маргариты».

Предлагаю вашему вниманию второй выпуск рубрики «Великолепная пятерка». Продолжаю тему литературы и на этот раз обращусь к стране своего научного интереса — Испании. Испанская литературная традиция очень богата и своеобразна, однако в контексте мировой литературы имена и произведения испанских авторов несколько потерялись на фоне русской, англо-американской, немецкой и французской литературы. Именно малая известность многих достойных авторов и побуждает меня обратиться к этой теме. Насколько традиция той или иной страны представлена в мировой культуре, и почему так происходит — вопрос интересный, и я к нему уже обращался в одной из своих статей (

Есть один выдающийся испанский автор, имя которого известно всем и каждому. Он стал своеобразным символом не только всей испанской литературы, но и культуры этой страны, выразителем «испанскости». Речь, конечно, идет о Мигеле де Сервантесе Сааведра, создателе Дон Кихота, ставшего «вечным образом» мировой литературы и «типично испанским» героем. Конечно, в истории испанской литературы есть ещё такие всемирно известные имена, как, например, Гарсия Лорка и Лопе де Вега. Однако названные авторы были поэтами и драматургами. Я же хочу обратить внимание на испанских прозаиков. Конечно, указанные ниже авторы не ограничивались прозой и многие из них писали и стихи, и пьесы, но всё же наиболее значимую и известную часть их творческого наследия составили прозаические произведения. В подборку вошли выдающиеся испанские писатели кроме Сервантеса, которых в той или иной степени можно отнести к «классикам испанской литературы», и чьи произведения переведены на русский язык.

Мигель де Унамуно (1864 — 1936)

Сами испанцы и знатоки Испании шутят, что в истории испанской литературы есть два великих Мигеля “Miguel de Unamuno и Miguel de Una Mano ” De Una Mano - в переводе с испанского значит «однорукий», намек на всё того же Сервантеса, который как известно потерял руку в сражении при Лепанто. Параллель с Сервантесом здесь не случайна, и дело вовсе не только в игре слов. Мигель Унамуно оставил свой след не только как писатель-прозаик, но и как философ. В своём творчестве он нередко обращался к великому испанскому образу — Дон Кихоту. Знатокам испанской литературы и философии он известен как «самый главный кихотист», один из выдающихся интерпретаторов великого образа, сделавшего «кихотизм» испанской религией, а Дон Кихота — испанским Христом. Национальный и мировоззренческий кризис Испании философ изобразил, как «Путь к гробу Дон Кихота». Написал Унамуно и переложение романа великого Сервантеса «Житие Дон Кихота и Санчо, рассказанное и интерпретированное Мигелем Унамуно». Из философских произведений Унамуно наиболее известно его эссе «О трагическом чувстве жизни», где он высказывает идеи близкие к зарождающемуся экзистенциализму. Мыслителя, считающегося «прародителем экзистенциализма» Серена Кьеркегора, Унамуно называет «mi hermano dines ” (мой датский брат).

Адаптацией образа дон Кихота и философскими произведениями не ограничивается творчество Унамуно, он оставил достаточно большое литературное наследие. Главные его произведения: «Туман», «Авель Санчес», «Мир среди войны», «Любовь и педагогика», в них философские идеи Унамуно обретают литературную форму. Любители литературы часто проводят параллели между национальными литературными традициями. Параллель с российской литературой позволяет вспомнить ещё об одном духовном hermano Мигеля — hermano Teodoro (брат Федор). Конечно, речь идет о Федоре Михайловиче Достоевском. С некоторой долей условности Унамуно можно назвать «испанским Достоевским». Паралели в творчестве и идеях этих двух мыслителей усматривают многие философы и литературоведы.

Рамон Мария дель Валье Инклан (1866 — 1936)


Рамон Мария дель Валье Инклан — современник Унамуно и его коллега по «Поколению 98 года» Это явление в испанской литературе рубежа XIX - XX веков, о котором стоит написать отдельно. Авторов, отнесенных к поколению, объединяло чувство «острого исторического кризиса» Испании. Если опять же попытаться описать творчества Валье-Инклана через параллели с русской литературой, то получится гремучая смесь. Его книги — нечто среднее между М. Е. Салтыковым-Щедриным и Д. Н. Маминым-Сибиряком (и замечу что у всех троих двойные фамилии). Язык произведений Валье-Инклана не может оставить равнодушным, он писал очень образно. Этот автор — отличный стилист и в этом схож с Маминым-Сибиряком. Чтобы перевести произведения Вальи на русский язык, нужно обладать немалым талантом, поэтому нельзя не отметить переводчиков его романов и повестей на русский, отлично передавший «аутентичный» стиль автора. Со вторым названным русским писателем Валье-Инклана, опять же очень условно, роднит сатирическая направленность произведений. Его сатира - не прямая, очень остроумная, можно даже сказать тонкая. Сам дон Рамон назвал свои произведения «эсперпенто» и считается основателем этого своеобразного явления испанской литературы. Это слово переводится как «нелепица». В произведениях Валье-Инклана присутствует некоторая «гротескность», «сочетание несочетаемого». При всем этом произведения очень кинематографичны, в них много диалогов и вполне «киношных» образов. Автор оказал большое влияние на становление традиций испанского кино, лучшие образцы которого покажутся рядовому зрителю эпохи массовой культуры, мягко говоря, своеобразными. Он был любимым писателем великого кинематографиста Л. Бунюэля, чьи фильмы отличал гротеск, импровизация и творческий полет. Это характерно для всего испанского кино, вспомнить хотя бы относительно современный фильм «Печальная баллада для трубы» Алекса де ля Иглесиа. А корни подобного подхода к творчеству растут из прозы признанного классика испанской литературы — Рамона Валье-Инклана. Наиболее значимые его произведения, переведенные на русский язык: цикл «Карлистские войны», «Цвет святости», «Тиран Бандерос».

Бенито Перес Гальдос (1843 — 1920)


Пожалуй, главный классик испанской литературы XIX века. И здесь снова не обойдется без параллели. Перес Гальдос ни много, ни мало — испанский Лев Толстой. Стоит заметить, что два этих автора — современники, прожившие долгую жизнь и творившие «с разных сторон Европы». Его «Национальные эпизоды», состоящие из цикла произведений, лишь некоторые из которых переведены на русский — это целая панорама испанской жизни и испанской истории, сравнимая по охвату с «Войной и миром» Льва Николаевича. Дон Бенито написал более 20 романов, события описанные в них, охватывают почти целый век испанской истории, от вторжения Наполеона (роман «Трафальгар», за который он и получил сравнение с Толстым) до 70-х годов XIX века, когда в Испании была провозглашена республика. Достойны внимания также такие его романы как «Донья Перфекта» и «Тристана». Перес Гальдос — классик испанского критического реализма, подлинный образец испанской прозы рубежа XIX и XX века.

Хуан Валера (1824 — 1905)

Так уж получилось, что после «золотого века» Сервантеса следующий рассвет испанской культуры случился во второй половине XIX - начале XX века, и почти все участники этой подборки представители одной и той же эпохи. Следующий — Хуан Валера, вместе с Пересом Гальдосом относящийся к числу основоположников и главных представителей «классического реализма», тоже имеет «российского собрата». Западноевропейские критики, проводя весьма условную параллель, называют Хуана Валеру «испанским Тургеневым», отмечая, что в «широте постановки» общественных проблем Валера уступает великому русскому автору, его творчество больше обращено к личным переживаниям. Однако испанского и русского классиков роднит «глубокий психологизм» и «поэтичность прозы». Главной книгой Хуана Валеры считается роман «Пепита Хименес». Валера писал его в годы «демократического шестилетия» и установления первой республики, когда «радикальная революция привела в движение и вывела из колеи всё в Испании». Исторический контекст, безусловно, оставил свой отпечаток на творчестве автора, отразился в образах героев, придав книге легкую «дидактическую нагрузку», которую сам Валера, правда, отрицал.

Камило Хосе Села

Камило Хосе Села (1916 - 2002) — единственный в нашей подборке представитель испанской литературы XX века и единственный же писатель-прозаик из Испании, удостоенный Нобелевской премии (получил в 1989 году). Ради справедливости стоит сказать, что в истории испанской литературы 5 нобелевских лауреатов, но все остальные получили премию за свои поэтические творения. Хосе Села — новатор, ставший классиком, человек, отразивший в своём творчестве своеобразие как испанской, так и всей новейшей испаноязычной литературы. Его творчество во многом стало «новой вехой» в развитии традиции, заложенной Валье-Инкланом, вписанной в контекст литературной эпохи нового века. Хосе Села выразил в литературе «испанскую иррациональность», характерную черту испанской культуры, названную «lo espa ñol », которую в кинематографе отразил Бунюэль, а в живописи — Сальвадор Дали. Направление его творчества определяют как «трагедизм», характеризующийся обращением к «темной стороне человека», гротеском и нарочитой грубостью. Села уловил и по-испански переработал новейшие тенденции европейского литературного процесса, в угоду смысловой и эмоциональной нагрузке он оставил сюжету второстепенную роль, отказался от классического повествования в духе реализма. Одним из главных его произведений считается «Улей». Автор не акцентирует внимание на таких важных для реализма деталях, как «время» и «место действия», давая этим категориям какое-то новое, метафорическое значение, показывая тем самым «всеобщность» рассказанных им историй. Роман «Улей» густо населен персонажами, что соотносится с названием. Это весьма своеобразное изображение «кипучести жизни», за которой скрывается трагизм каждой конкретной судьбы. Также известны такие произведения автора как «Семья Паскаля Дуарте» - первое произведение писателя, изданное в 1942 году, и «Мазурка для двух покойников», ставшее одним из поздних. «Мазурка», написана уже после падения диктатуры Франка, на которую пришлась значительная часть творческого пути автора. В середине 70-х, после смерти диктатора, видя кризис национальной литературной традиции, поддавшийся массовым веяниям «открытой» Европы Хосе Села заметил: «Удивительное дело, но при Франко мы писали лучше, чем теперь».

Бонус — в подборке не оказалось Мигеля Делибеса, безусловно, достойного испанского автора, «современного классика», чьим именем названа библиотека в Московском отделении института Сервантеса. Однако, я напомню, что мои подборки имеют информативный характер и не направлены на то, чтобы выявить «лучших из лучших». О «третьем Мигеле», Делибесе и его романе «Еретик» я уже писал ранее, в одной из предыдущих статей, отразив характерные особенности творчества этого автора в контексте испанской литературы. В данной статье я не счел нужным повторяться, обратив внимания читателя на другие достойные имена.

Испанская литература берет свое начало в XII веке, когда зародился и окончательно оформился До этого народы, которые жили на территории современной Испании, писали и общались исключительно на латыни. Всю историю этой литературы можно условно разделить на четыре периода. Это период зарождения, период расцвета, период упадка и подражания и период возрождения.

"Песнь о моем Сиде"

К периоду зарождения испанской литературы относится одно из самых древних дошедших до нас произведений испанцев под названием "Песнь о моем Сиде". В нем неизвестный автор воспевает национального героя по имени Родриго Диас де Вивар, который многим известен под арабским прозвищем Сид.

Предположительно, она была написана не позднее 1200 года, но целиком не сохранилась. При этом именно "Песнь о моем Сиде" является классическим образцом литературы того периода. В ней можно встретить патриотические мотивы, герои набожны, верны и преданы своему королю.

Литературоведы отмечали, что язык самого произведения весьма грубоват и максимально прост, но зато она проникнута духом героизма, рисует яркую картину жизни во времена рыцарства.

Испанская литература эпохи Возрождения

В этот период благотворное влияние на испанцев оказывают итальянские мастера. В поэзии главенствующую роль занимает Хуан Боскан, творивший в XVI веке. Он часто обращался к традициям Петрарки, обогатив испанскую поэзию 10-сложным стихом, сонетами и октавами. Часто работал с античными сюжетами. Например, в поэме "Геро и Леандр".

Религиозный эпос в литературе можно изучить на основе произведений Иоанна Креста. Его перу принадлежат трактаты в прозе под названиями "Темная ночь души", "Живое пламя любви", "Восхождение на гору Кармель".

Большой популярностью в литературе испанского Возрождения пользуется пасторальный роман. Яркие представители этого направления - Гаспар Поло и Алонсо Перес, которые написали продолжение к популярному пастушескому роману португальца Монтемайора "Диана Энаморада", который долгое время оставался в Испании образцом классического пасторального романа.

Литература Возрождения в Испании для многих ассоциируется с появлением плутовского романа. Его отличительными чертами становятся реалистичное изображение нравов современного общества, а также человеческих характеров. Родоначальником этого жанра в Испании считается Диего Уртадо де Мендоса, написавший повесть "Ласарильо с Тормеса".

Яркий представитель испанской литературы этого периода - драматург Лопе де Вега, который родился в 1562 году. До него драматурги в Испании были, но национальной испанской драмы еще не существовало. Именно де Веге удалось создать классический испанский театр, стать ярким выразителем чувств и пожеланий своего народа.

Около 40 лет он писал новые пьесы, пользуясь все это время большой популярностью. К тому же он был невероятно плодовитым, написав более двух тысяч пьес, около 20 томов лирических стихотворений, а также немало поэм. оказал значительное влияние на следующее поколение писателей, причем не только испанских, но и итальянских, и французских драматургов. Именно с его именем связывают расцвет испанской драмы.

В своих пьесах автор затрагивает всевозможные темы - зарубежной и отечественной истории, социально-политические, любовные драмы и исторические хроники. Исторический пласт занимает отдельное место в его произведениях. Пьесы драматурга построены таким образом, что в развитие сюжета постоянно вмешиваются некие случайные события, которые доводят драматизм произведения до степени трагизма. Романтическая интрига часто помогает раскрыть все могущество человеческих инстинктов главных героев, Лопе де Вега демонстрирует разнообразные человеческие характеры, модели поведения в обществе и семье, при этом не забывая о религиозных и политических идеях, которые господствуют среди его современников.

Пожалуй, самое известное его произведение - комедия в трех действиях "Собака на сене". Это одна из самых известных книг золотого века испанской литературы. Он ее написал в 1618 году. В центре повествования оказывается молодая вдова из Неаполя по имени Диана. Ее сердцем завладевает секретарь Теодоро. Однако ситуация усугубляется из-за того, что сам Теодоро симпатизирует ее служанке Марселе, у них даже намечается свадьба.

Диана безуспешно пытается справиться со своими чувствами. Тогда она пишет письмо своему избраннику от имени вымышленной римской подруги, в котором признается в чувствах и просит молодого человека оценить этот текст и переписать своей рукой. Мужчина догадывается об ее истинных причинах, сознавая при этом, что между ними целая пропасть. Марсела изнемогает от ревности, к тому же, Диана запирает ее в своей опочивальне на несколько дней.

Сам Теодоро в это время переживает тяжелые времена, графиня играет с ним, сначала давая надежду на дальнейшие отношения, а затем отталкивая его от себя. В результате Теодоро расстается с Марсело, чтобы отомстить ему, девушка приближает к себе слугу Фабьо.

Теодоро в какой-то момент срывается, выплескивая на графиню все эмоции, накопившиеся у него за это время. Главное, в чем он упрекает Диану, что она ведет себя как собака на сене. Диана отвешивает молодому человеку пощечины, за которыми кроется настоящая страсть, которую она испытывает к юноше. Этот увлекательный сюжет до сих пор держит в напряжении зрителей, пьеса регулярно идет на сценах театров всего мира.

Кальдерон

Испанская литература 17 века для многих ассоциируется с именем Кальдерона. Он был не только поэтом, но и успешным воином и священником. Популярен не менее, чем Лопе де Вега.

Высокий уровень своего мастерства он демонстрировал в построении фабулы, а также в различных сценических эффектах, которые активно применял в своих произведениях.

Кальдерон, как и Лопе де Вега, написал немало пьес - около 200, причем за границей был гораздо популярнее, чем у себя дома. Литературные критики того времени ставили его в один ряд с Шекспиром. В испанских театрах до сих пор идут некоторые его пьесы.

Его произведения можно разделить на три типа. Это драмы чести, в них главенствует баррочная проблематика - религия, любовь и честь. Ключевой конфликт часто связывают с необходимостью соблюдать их, даже жертвуя человеческой жизнью. Хоть действие и перенесено в далекое прошлое, автор поднимает актуальные проблемы своего времени. Это такие драмы, как "Саламейский алькальд", "Живописец своего бесчестья", "Стойкий принц".

В философских драмах, которые были весьма популярны в испанской литературе 17 века, затрагиваются основополагающие вопросы бытия, человеческих страданий, свободы воли. При этом действие переносится в экзотичные для Испании страны, например Россию или Ирландию, чтобы подчеркнуть местный и исторический колорит. Среди примеров можно выделить произведения "Волшебный маг", "Жизнь есть сон", "Чистилище святого Патрика". Испанская литература о России была в то время интересна многим современникам Кальдерона, поэтому он был так популярен.

И наконец, комедии интриги Кальдерона выстроены по классическим канонам. В них увлекательная, часто любовная интрига, инициаторами которой становятся женщины. Часто можно встретить ставший известным "кальдеронов ход", когда ключевую роль играют предметы, оказавшиеся у героев случайно, или письма, пришедшие к ним по ошибке.

Сервантес

Изучение испанской литературы для начинающих знатоков словесности нужно обязательно начинать со знаменитого романа Мигеля де Сервантеса "Дон Кихот". Это одно из самых значимых литературных произведений в мировой истории. Первая часть этого романа вышла в 1605 году. Изначально произведение было задумано как пародия на рыцарские романы. В результате оно стало настолько популярным, что было переведено на все европейские языки.

Сервантес в ироничной форме рассказывает о похождениях хитроумного идальго, который пытается жить по старым рыцарским порядкам, хотя мир вокруг принципиально изменился. Над ним потешаются окружающие, самого же Дон Кихота это нисколько не смущает, он, не обращая внимания на мнение окружающих, ведет Верным и преданным ему остается только его слуга Санчо Пансо, который переносит все чудачества своего хозяина.

Сервантес также известен как автор многочисленных новелл, в которых изображена абсолютная правда жизни, проникнутая национальным изящным духом. В своих рассказах он максимально реалистично изображает эпоху, поражая читателя богатым и ярким языком. Это яркий образец испанской классической литературы.

Барокко

В истории испанской литературы был и период упадка, и подражания. Она совпадает с эпохой испанского барокко, начавшегося в конце XVI столетия. Именно тогда возникла школа гонгризма, названная так по имени ее главного и самого яркого представителя Луиса Гонгора.

Ранние произведения этого автора - это песни и романсы, написанные в народном духе. В более поздний период своего творчества он отличался запутанным, напыщенным и порой искусственным слогом, который насыщал большим количеством метафор и странных оборотов. Часто его произведения были настолько сложной формы, что для понимания были доступны не каждому читателю. Главной темой было представление о хрупкости и непостоянстве существования человека в этом мире. Это и есть черты, характерные для испанского барокко.

У него было много учеников и подражателей, среди которых можно отметить Вилламеда, который, как и остальные, главной целью ставил перед собой максимально повторить стиль учителя.

Литература XIX века

В XIX веке происходит расцвет испанской литературы. В это время господствовавший псевдоклассицизм вытесняется романтизмом. Одним из самых выдающихся представителей этой эпохи является Хосе Мариано де Ларра, который творил под псевдонимом Фигаро. У него был невероятно яркий сатирический талант, который сочетался с природной изобретательностью и пытливым умом. Он изображает язвы и пороки, царящие в обществе, создавая содержательные, но в то же время очень короткие очерки.

Если говорить про более серьезную драматическую испанскую литературу 19 века, то необходимо упомянуть Мануэля Тамайо-и-Бауса, который фактически ввел новый жанр - испанскую психологическую и реалистическую драму, основанную на лучших немецких образцах. Правда, на русский язык его труды практически не переводили, поэтому оценить его талант отечественному читателю непросто.

Среди представителей реализма выделяется прозаик Хуан Валера. Выпускник юридического факультета университета Гранады, он занимал высокие посты на дипломатической службе, объехав по работе полмира. Окончательно в Испанию вернулся после революции 1868 года, занимая ряд государственных должностей вплоть до министра просвещения.

В испанской литературе Валера дебютировал сборником проникновенных лирических стихотворений, затем писал речи и критические статьи, в которых изображал нынешнее положение национальной литературы. Заметным явлением в его творческой биографии становится роман "Пепита Хименес", вслед за ним пишет оставившие след произведения "Хуанита Длинная", "Иллюзии доктора Фаустино". Во время своих путешествий по миру Валера побывал в России, о своей поездке он оставил подробные заметки.

Если говорить о беллетристах в испанской литературе этого периода, то тут очевидное первенство у Бенито Переса Гальдоса, романы которого отличались свежим взглядом на обычные вещи, реалистичными и необычайно живыми картинами, иллюстрировавшими современную испанскую жизнь.

XX век

Испанская литература 20 века играет большую роль в общественной жизни. В самом начале столетия ее основу составляют представители "Поколения 98 года". Так себя называет группа испанских писателей, которые переживают острый кризис из-за окончательного краха империи в 1898 году. Большинству из них к началу XX века от 35 до 45 лет.

Одним из крупнейших представителей этого направления считается Висенте Бласко Ибаньес. Это знаменитый социальный романист, который в своем творчестве воплощал идеи демократической критики окружающей действительности.

Наибольшую популярность получили его романы. В испанской художественной литературе особое место занимает произведение "Проклятый хутор". События разворачиваются в небольшой деревушке под Валенсией. В центре повествования помещик, который зарабатывает ростовщичеством, а также его арендаторы.

В романе "В апельсиновых садах" показаны взаимоотношения между молодым политиком и адвокатом Рафаэлем Бруллем и популярной певицей Леонорой. Ибаньес, как это часто делает в своих произведениях, описывает несколько поколений одной семьи, рассказывает, как ее члены поднимались по карьерной и статусной лестнице. Его герои живут в религиозной и очень консервативной семье, которой противопоставлен врач и интеллигент доктор Морено, он является республиканцем по своим убеждениям.

Еще одна известная книга Ибаньеса "Тростник и ил" - яркий рассказ о трех поколениях рыбаков, которые живут и работают на берегу небольшого озера Альбуфера. Именно ее автор сам считал своим лучшим произведением. В нем изображен дед Палома, старейший рыбак во всем поселке, который следит за соблюдением профессиональных традиций и всячески защищает честь семьи. Его сын Тоно - порядочный и трудолюбивый человек, который оставляет профессию отца ради того, чтобы начать обрабатывать землю и зарабатывать на этом. А вот уже его сын по имени Тонет бездельник, который не способен ни к какому труду, а большую часть времени проводит на гулянках и в увеселительных заведениях.

Настоящей классикой испанской литературы в XX веке становится творчество поэта Федерико Гарсии Лорки. Его называют ключевой фигурой "поколения 27 года", в число которых входили испанские писатели и поэты, которые считали себя последователями испанского поэта эпохи барокко Луиса де Гонгоры. В 1927 году исполнилось ровно 300 лет со дня его смерти.

В детстве Лорка учился плохо, но в 1910-х годах начал проявлять себя в местных художественных сообществах. В 1918 году выпустил свой первый поэтический сборник под названием "Впечатления и пейзажи", который сразу сделал его известным, хоть и не принес много денег.

В 1919 году Лорка в Мадриде знакомится с самыми значимыми художниками своего времени - режиссером и художником Сальвадором Дали. В этот же период он начинает писать свои первые драматургические произведения.

В итоге становится заметной фигурой среди художников-авангардистов, выпуская поэтические сборники "Цыганское романсеро", в которых пытается смешать мифологию цыган с окружающей его обыденностью.

Примерно на год Лорка уезжает в Америку, а когда возвращается, то застает формирующуюся Вторую испанскую республику. Его творчество многие называют настоящим прорывом в испанской литературе. Поэт и драматург много работает в театре, создавая свои знаменитые пьесы "Дом Бернарды Альбы", "Кровавые свадьбы" и "Йерма".

В Испании начинается Гражданская война в 1936 году. Лорка испытывает симпатии к левым, поэтому вынужден уехать в Гранаду из столицы. Но и там его настигает опасность. Поэта арестовывают и, по основной версии, расстреливают на следующий же день. После его убийства генерал Франко, пришедший к власти, запрещает все его творчество. Адаптированная литература на испанском языке в России долгое время изучалась именно по произведениям Лорки.

Еще один яркий представитель литературы XX века - писатель и философ Хосе Ортега-и-Гассет. Популярность к нему пришла в 1914 году, когда он выпустил свое первое произведение под названием "Размышления о Дон Кихоте". В своих философских лекциях придерживался позиции молодых интеллектуалов своего времени, некоторые исследователи считают, что именно его творчество сыграло особую роль в падении монархии.

Среди его самых известных работ нужно отметить такие, как "Тема нашего времени", "Дегуманизация искусства". Формулируя свои ключевые философские идеи, он настаивает, что человек не может себя рассматривать в отрыве от исторических обстоятельств и окружающих его людей.

Популярность за пределами Испании к нему пришла после публикации труда "Восстание масс", в котором он объявляет, что единственная существующая реальность - это человеческое бытие-с-вещами. Ортега был убежден, что своими умозаключениями предвосхитил многие идеи Мартина Хайдеггера, которые были в 1927 году изложены в труде "Бытие и время".

Ортега сыграл большую роль в становлении испанской философской школы, занимаясь преподавательской деятельностью. Например, основу книги "Что такое философия" составили его лекции, прочитанные в 1929 году в университете Мадрида.

В современной испанской литературе самое громкое и известное имя - Артуро Перес-Реверте. Это наш современник, которому 66 лет. С начала 70-х годов он работал военным корреспондентом, освещая конфликты в горячих точках по всему миру.

Свой первый роман под названием "Гусар" он посвятил временам Наполеоновских войн. Настоящий успех к нему пришел в 1990 году, когда свет увидел роман "Фламандская доска". Это увлекательная смесь остросюжетного детектива и увлекательной книги. Главные герои при реставрации картины XV века обнаруживают скрытую от посторонних глаз надпись. На картине изображена шахматная позиция, анализируя расстановку фигур на ней, персонажи пытаются раскрыть таинственное убийство, которое было совершено в XV веке.

В 1994 году роман был экранизирован Джимом Макбрайдом.

В 1993 году Перес-Реверте пишет еще одно свое знаменитое произведение - это роман "Клуб Дюма, или Тень Ришелье". События в нем не менее увлекательны. Действие разворачивается в мире книг. Все герои - это букинисты, библиофилы, переплетчики либо просто страстные любители и фанаты книг. Среди них оказываются те, кто предпочитают романы "плаща и шпаги", и те, кто любит детективы или труды по демонологии.

Один из них - библиофил Варо Борха, который нанимает специалиста, чтобы сравнить между собой три известных экземпляра уникального издания под названием "Книга о девяти вратах в царство теней", которая была выпущена в 1666 году малоизвестным печатником Аристидом Торкьей. Позже Торкью Святая Инквизиция обвинила в ереси, а затем сожгла на костре. Тираж книги был практически полностью уничтожен, до нашего времени дошли только несколько экземпляров.

Борха признается, что изучил допросы печатника, из которых следует, что существует еще один экземпляр этой книги, спрятанный в потайном месте. Этот факт не дает покоя главному герою. Он хочет, во что бы то ни стало выяснить, какой из трех экземпляров является настоящим.

Это несложное с первого взгляда поручение оборачивается для исследователя крупными неприятностями. Кто-то его преследует, убивая всех, с кем он встречается или пересекается каким-либо образом. В конце произведения большинство загадок получают весьма неожиданное объяснение. Объяснить рациональным способом не удается только главную загадку. Единственный вывод, который напрашивается у читателя, основанный на намеках и косвенных уликах, разбросанных автором по всему роману, невероятен и фантастичен.

Этот роман также был экранизирован. В роли режиссера выступил легендарный Роман Полански, а главные роли исполнили Джонни Депп, Лена Олин и Эммануаэль Сенье.

Существует также целый цикл произведений, прославивших Перес-Реверте. Это историко-приключенческие романы из серии "Приключения капитана Алатристе". В 1996 году серию открыло произведение "Капитан Алатристе", вслед за ним вышли в свет "Чистая кровь", "Испанская ярость", "Золото короля", "Кавалер в желтом колете", "Корсары Леванта", "Мост убийц".

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры