Размышления о добре и красоте по произведениям русской классики. Добро и зло в творчестве русских писателей В каких произведениях встречается добро и зло

Главная / Психология

Добро и зло в русской литературе

Добро и зло существуют, как известно, только в симбиозе. В современном мире добро и зло практически не имеют четких границ. Все это было неоднократно доказано многими писателями и философами.

Добро и зло относятся к философским, "вечным" темам. Добро - это довольно-таки широкое понятие, включающее в себя как качества объекта (добрый, хороший, мягкий, способный любить и т.д.), так и проявления качественных индивидуальных характеристик (милосердный, добросердечный, сочувствующий).

Замечание 1

В отличии от добра, зло - понятие относительное. С философской точки зрения зло - это отсутствие добра и его проявлений, само по себе "зло" - это пустота, возникающая там, где нет доброты, справедливости, сочувствия. Любое отсутствие чего-либо неминуемо заполняется его противоположностью, одним из таких примеров и является зло.

Что же такое "зло" и "добро" в русской литературе? Каковы их проявления и отличительные характеристики? Чтобы разобраться в этом вопросе, проанализируем несколько произведений русской классики:

  • Во-первых, рассмотрим тему добра и зла в произведении Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". В каждом из главных героев в этом произведении присутствуют и добро, и зло. Зло представлено в героях, как духовное и нравственное падение, с которым они борются на протяжении всего романа. Таким образом, зло может проявляться не только как явная жестокость, жажда крови, месть и так далее, но и как комплекс с добром, которое в конкретном герое это зло может перебороть.
  • Во-вторых, добро может быть представлено не только как милосердие, но и как сочувствие. Это особенно актуально в военных произведениях.
  • В-третьих, зло может быть представлено как злоба или злость, ненависть. Исключение составляет такая злость, которая мотивирует человека или способна вдохновить его на творчество. Примером такого может служить произведение Льва Николаевича Толстого "Война и мир».

Так, мы выяснили, что в различных произведениях добро и зло могут быть представлены не только как их явные проявления, но и как их симбиозы. Темы, связанные с добром и злом, всегда актуальны, несмотря на время, потому что они относятся к рангу "вечных" тем и проблем.

Также могут различаться и представления о добре и зле у различных персонажей. Герой каждого произведения несет свою идеологию, у него свои понятия о добре и зле, о морали и нравственности, о цинизме и милосердии.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что добро и зло - это достаточно субъективные понятия, которые, по своей сути, являются религиозно-философскими. Добро и зло по-разному могут быть представлены в различных произведениях. Также данное представление может зависеть от понятия автора о добре и зле. Персонажи в одном произведении тоже могут содержать в себе различные представления, а смешанные понятия о том, что есть добро и в чем кроется зло.

Значение добра и зла в русской литературе

В том, что такое добро и зло и каковы их характерные особенности, мы разобрались. Какое же значение в русской литературе имеет такая религиозно-философская тема, как тема добра и зла? Начнем с того, что практически во всех произведениях присутствует тема добра и зла. Какое же значение имеет эта тема в русской литературе? Естественно, большое.

Во-первых, в таких произведениях поднимается не только тема добра или зла, но и другие важные философские проблемы, вытекающие из этих тем. Так, можно рассматривать весь мир как совокупность добрых и злых дел в различных пропорциях, откуда следует важность и значимость таких тем.

Во-вторых, такие произведения являются нестареющими, всегда актуальными для различных поколений, так как в них можно найти ответы на многие интересующие вопросы с религиозно-философской и с социальной точки зрения.

В-третьих, данные произведения прославляют самые лучшие качества человеческой души: доброту, честь, дружелюбие, любовь, нежность, сочувствие и т.д. Также в них отражаются самые благородные качества, способствующие высокому моральному и нравственному восприятию произведения. Так, произведения, содержащие в себе тему добра и зла, являются самыми распространенными и несущими в себе глубокий моральный подтекст.

В-четвертых, часто, произведения, содержащие тему зла и жестокости, являются сатирическими или ироническими. Они высмеивают пороки человека и общества, создают отдельную атмосферу для произведения.

В-пятых, они имеют колоссальное значение для всей литературы в целом, зачастую определяя направление и развитие различных литературных направлений и жанров. Такие произведения "задают тон" всей литературе, являются основоположниками каких-либо направлений и жанров.

Замечание 2

Так, мы выяснили, произведениях русской литературы с "вечными" темами добра и зла несут в себе глубокий нравственный подтекст, прославляя лучшие качества человеческой души и высмеивая и обличая худшие.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что произведения русской литературы, содержащие темы "добра" и "зла" являются "вечными" и не теряют своей актуальности, а также имеют огромное значение в русской литературе в целом.

Благодаря добру и злу русская литература еще больше выделилась среди других, так как вышеозначенные темы в ней носили, отчасти, социальный характер. Все это, конечно, играло огромную роль в формировании русской литературы как явления, а также определении направления ее дальнейшего развития.

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что русская литература многим обязана этой теме; что добро и зло оказали существенное влияние на формирование ее стилей и жанров.

Добро и красота — это два понятия, неразрывно связанные друг с другом. По-моему, эти два жизненных принципа — основа мировоззрения любого нравственного человека. Эти понятия проповедовались везде и во все времена разными людьми, использующими их по-своему.

Добро и красота — это и заповеди христианства, нерушимые законы всех верующих, это и основа учения о богочеловеке, возникшего в эпоху Возрождения, это и идеологический фундамент тоталитарных теорий ХХ века, противоречивый, кстати, в своей формулировке (добро, красота и тоталитаризм несовместимы). И, говоря о добре и красоте, все мысли, которые для меня казались новыми и своими, я нахожу уже высказанными в русской литературе.

Каждый взрослый человек хотел бы, чтобы добро и красота стали главными принципами в жизни его ребенка. Сегодня, кажется, невозможно представить такое воспитание без сказок А. С. Пушкина. Как и в любых русских сказках, в «Сказке о царе Салтане», в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», в «Сказке о Золотом петушке» и во многих других сюжет не прост.

Как правило, он основывается на борьбе добра и зла, света и тьмы, душевной красоты и нравственного уродства. Конечно же, побеждает всегда красивый, добрый, чистый герой. Заканчиваются сказки или шумным пиром, какого еще не видел свет, или триумфальным шествием героя сказки после горячей битвы со злом и, разумеется, победой над ним, или прямым выводом морали о торжестве добра и красоты.

Пушкинские сказки всегда сопровождаются удивительной красотой языка, фантазии и сказочных картинок. Вот один из примеров торжества добра, красоты и пушкинского мастерства, которое гармонирует с замыслом Пушкина-мыслителя, Пушкина-воспитателя. В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» поэт пишет:

Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба …
Ах! .. и зарыдали оба.
В руки он ее берет

И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратный.
И трубит уже молва:
Дочка царская жива.

О добре и красоте размышляет и Ф. М. Достоевский. В своем романе «Преступление и наказание» писатель наделяет идеей добра и красоты удивительно чистый и утонченный образ Сонечки Мармеладовой. Она познала все тяжести жизни, оказывалась в тупиковых ситуациях.

Ее отец, пьяница и бездельник, трагически погибает на улице Петербурга — он
попадает под копыта лошади. Чахоточная мачеха Сонечки не любит свою падчерицу. Но ради сводных сестер и брата, ради Катерины Ивановны Сонечка жертвует собой, становится проституткой. Благодаря заработанным таким образом деньгам семья Мармеладовых и выживает в жестоком мире «униженных и оскорбленных».

Остается загадкой, откуда у такого хрупкого, беззащитного существа появляется огромная сила, основанная на определенном мировоззрении. Теория Сонечки спасает в романе и ее создательницу, и ее семью, и главного героя романа Родиона Раскольникова.

Христианские идеи добра, любви, веры и красоты противопоставлены бесчеловечной кровавой теории об обыкновенных и необыкновенных людях. Добро сталкивается со злом, и как в сказке, так и в жизни, то есть в романе Достоевского, добро побеждает зло.

В романе-эпопее Л. Толстого «Война и мир» идея добра и красоты в первую очередь связана с «мыслью семейной». По мнению автора романа, счастье, то есть добро, красоту и любовь, можно найти только в семейном укладе жизни. Запоминаются сцены романа в доме Ростовых.

Светский блеск сочетается с красотой неподдельной семейной радости, серьезные разговоры взрослых — с беготней и смехом шумных детей. В семье царят любовь, добро и красот … Идея добра и красоты неразрывно связана с женскими образами в романе. Любимые героини Толстого, Наташа Ростова и княжна Марья, — светлые образы семейной жизни.

Писатель никогда не признавал внешней красивости (наоборот, это качество нелюбимых его героинь, таких, как Элен Безухова). Толстой наделил и Наташу, и княжну Марью особой внутренней красотой души. Опять-таки христианские принципы добра и красоты больше всего ценил автор романа в своих любимых женских образах.

Как резко звучит главная тема романа, тема войны и мира, на фоне семейного счастья! Война, кровь, насилие разрушают красивый мир, уносят из него дорогих, близких сердцу людей: князя Андрея, Петю Ростова … Но война уходит, оставляя, правда, вечные следы, а мир остается. Мир побеждает войну, добро побеждает зло. Как в сказке …

ХХ век в России с его новыми представлениями о нравственности, о ценности жизни, о личности заставляет размышлять о добре и красоте под другим ракурсом. В этот век законы сказок уже не действуют …

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главным героям, Мастеру и Маргарите, образам добра и красоты, не находится места в жизни. Произведение, созданное Мастером, оказывается никому не нужным; его автор попадает в психиатрическую лечебницу. Маргарита глубоко несчастлива в своей семейной жизни, у нее отнимают единственное счастье — Мастера.

Для возрождения любви, для красоты и добра необходимо какое-то чудо. И оно появляется в образах сатаны и его помощников. Мастер и Маргарита вновь находят друг друга, они оживают. Маргарита, распускаясь, как цветок, обретает былую красоту.

«Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и черными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда, в октябре, когда пропал Мастер, бесследно исчезла.

Исчезли и желтенькие тени у висков, и две чуть заметные ямочки у наружных углов глаз. Кожа щек налилась ровным розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась. На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы … »

Очень хорошо видно столкновение добра и красоты с новым веком в повести Е. Замятина «Мы». Дикая природная красота противопоставлена железу машин, человеческие взаимоотношения и добро — математически точному, безошибочному разуму. Это приводит к неизбежной борьбе.

Замятин своей повестью провозглашает мысль о том, что естественные нравственные основы человека (такие, как любовь, свобода, добро и красота) невозможно у него отнять.
За них человек всегда будет бороться, потому что без этих основ немыслима сама жизнь. Мысль о красоте и добре приходит в связи и с темой национализма, новой темой, принесенной ХХ веком.

В своей повести «Ночевала тучка золотая» Анатолий Приставкин рассказывает о двух мальчиках, выходцах из детского дома, — братьях Кузьминых. Они не были родственны по крови, но стали братьями по судьбе, по дружбе. У одного из них, чеченца, русские убили всех мужчин в семье, у другого чеченцы отняли родного брата. (Удивительно, как трагически актуальна стала эта повесть.)

Но, даже не глядя на националистические глупости, не раз спасая друг другу жизнь, они сохранили самое дорогое, что у них было,— трогательную доброту и красоту своих взаимоотношений.

Таким образом, размышляя о добре и красоте, приходишь к выводу, что без этих двух важнейших ценностей невозможна жизнь. Незамечаемые за мелочностью жизни добро и красота были и остаются основами души любого нравственного человека.

PAGE 12

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра « Философии и культурологии »

ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель Разработал

Студент гр._Д-113

Быстрова А.Н . ___________ Леонов П.Г .

(подпись) (подпись)

_______________ ______________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

СОДЕЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир, но между тем актуальна и сейчас. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как: совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, порядочность, святость.

Добро и зло – это два нравственных понятия, сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это главные, основные понятия морали.

Добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идет борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.

Извечные вопросы смысла жизни человека вплотную связаны с пониманием значений добра и зла. Ни для кого не секрет, что эти понятия трактуются в бесчисленном множестве всевозможных вариаций и более того, каждым отдельно взятым человеком, осмысливаются по-разному.

Целью работы будет освещение проблемы добра и зла.

Нам представляется важным решить следующие задачи:

Рассмотреть проблему понимания добра и зла;

Выявить проблему зла и добра в литературе на основе произведений Э.М. Ремарка «Время жить, время умирать», Б. Васильева «А зори здесь тихие» и А.П. Чехова «Дама с собачкой».

Работа состоит из введения, двух главных основной части, заключения и библиографии.

ГЛАВА 1. Проблема понимания добра и зла

Проблеме разрушительным тенденциям, проявляющимся на индивидуальном и коллективном уровне, посвящены труды выдающихся русских мыслителей: В.В. Розанова, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, Г.П. Федотова, Л.Н. Гумилева и многих других. (И ты их всех читал, конечно? А если нет, так при чем тут они?) В них дается мировоззренческая и философская характеристика и оценка негативных, разрушительных явлений человеческой души, показывается, что одной из наиболее важных тем русской литературы с момента ее зарождения и до наших дней является проблема добра и зла, жизни и смерти. Классики русской литературы Х I Х в. не только сумели передать остроту проблемы зла, трагического существования человека, утратившего связи с природой и духовными корнями, но и предсказать деструктивные тенденции развития цивилизации. Многие их предсказания сбылись в ушедшем тысячелетии .

Представители русской и зарубежной литературы ХХ века уже столкнулись с негативными проявлениями современной цивилизации: войнами, революциями, террором, экологическими катастрофами. По-разному относясь и оценивая разрушительные явления, они, тем не менее, отражали их в своем искусстве, привнося в объективные образы действительности свое, субъективное, видение мира. М. Горький, М. Булгаков, А. Платонов – русские классики
ХХ века – оставили нам художественный образ трагических событий истории России, ее народа, индивидуальных судеб. (Где, в каких книгах и на каких именно ст раницах они это сделали?) Изображение кризисных процессов распада культурных ценностей потребовало от писателей не только творческого переосмысления художественного наследия литературы Х I Х века, но и привлечения новых поэтических форм выразительности.

Добро – в широком смысле слова как благо означает ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоему стандарту или сам этот стандарт. В зависимости от принимаемого стандарта добро в истории философии и культуры трактовалось как удовольствие, польза, счастье, общепринятое, соответствующее обстоятельствам, целесообразное и т.д. С развитием морального сознания и этики вырабатывается более строгое понятие собственно морального добра.

Во-первых, оно осознается как особого рода ценность, не касающаяся природных или стихийных событий и явлений.

Во-вторых, добро знаменует свободные и сознательно соотнесенные с высшими ценностями, в конечном счете, с идеалом, поступки. С этим связано позитивное нормативно-ценностное содержание добра: оно заключается в преодолении обособленности, разобщенности и отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, морального равенства и гуманности в отношениях между ними; оно характеризует действия человека с точки зрения его духовного возвышения и нравственного совершенства .

Таким образом, добро связывается с духовным миром самого человека: как бы ни определялся источник добра, оно творится человеком как личностью, т.е. ответственно.

Хотя, добро как будто соразмерно злу, их онтологический статус может трактоваться различно:

1. Добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном единоборстве.

2. Действительным абсолютным мировым началом является божественное Добро как Благо, или абсолютное Бытие, или Бог, а зло – результат ошибочных или порочных решений человека, свободного в своем выборе. Таким образом, добро, будучи относительным в противопоставлении злу, абсолютно в исполнении совершенства; зло – всегда относительно. Этим объясняется то, что в ряде философско-этических концепций (напр., Августина, В.С.Соловьева или Мура) добро рассматривалось как высшее и безусловное моральное понятие.

3. Противоположность добра и зла опосредована чем-то иным – Богом (Л.А.Шестов – в какой книге, на какой странице? ), «высшей ценностью» (Н.А.Бердяев в какой книге, на какой странице? ), – в чем и заключено абсолютное начало морали; тем самым утверждается, что добро не является конечным понятием. Можно уточнить, что понятие добра действительно употребляется в двояком «приложении», и тогда трудности Мура (А это еще кто такой?) , связанные с определением добра, могут быть разрешены при учете различия добра как абсолютного и простого понятия и добра как понятия, соотнесенного в системе этических понятий с другими. В выяснении природы добра бесполезно искать именно его бытийственную основу. Объяснение происхождения добра не может служить его обоснованием, поэтому логика собственно ценностного рассуждения может быть одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются человеку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют «земное» – социальное и антропологическое – происхождение .

Уже в древности была глубоко осмыслена идея непреодолимой связности добра и зла; она проходит через всю историю философии и культуры (в частности, художественной литературы) и конкретизируется в ряде этических положений.

Во-первых, добро и зло взаимоопределены и познаются в антитетическом единстве, одно через другое.

Однако, во-вторых, формальное перенесение диалектики добра и зла на индивидуальную нравственную практику чревато искушением человека. «Испробования» (даже только в мысленном плане) зла без строгого, пусть и идеального, понятия добра могут гораздо скорее обернуться пороком, нежели действительным познанием добра; опыт зла может быть плодотворным лишь как условие пробуждения духовной силы сопротивления злу.

В-третьих, понимания зла недостаточно без готовности сопротивляться ему; но противостояние злу само по себе не ведет к добру.

В-четвертых, добро и зло функционально взаимообусловлены: добро нормативно значимо в противоположности злу и практически утверждается в отвержении зла; иными словами, действительное добро – это деяние добра, т.е. добродетель как практическое и деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований .

ГЛАВА 2. Проблема добра и зла в творчестве
Э.М. Ремарка, Б. Васильева, А.П. Чехова

2.1 Проблема добра и зла в произведении
Э.М. Ремарка «Время жить и время умереть»

Э. М. Ремарк – один из самых значительных немецких писателей ХХ века. Посвященные жгучим проблемам современной истории, книги писателя несли в себе ненависть к милитаризму и фашизму, к государственному устройству, которое порождает смертоубийственные бойни, которое преступно и бесчеловечно по своей сути.

Роман «Время жить и время умирать» (1954) – о второй мировой войне, это вклад писателя в дискуссию о вине и трагедии немецкого народа. В этом романе автор достиг такого беспощадного осуждения, какого его творчество до сих пор не знало. Это попытка писателя найти в немецком народе те силы, которые не смог сломить фашизм. (Что ж ты это не произнёс, когда отвечал?)

Таков коммунист-солдат Иммерман, таков доктор Крузе, погибающий в концлагере, его дочь Элизабет, становящаяся женой солдата Эрнста Гребера. В образе Э. Гребера писатель показал процесс пробуждения антифашистского сознания в солдате вермахта, постижения им того, в какой мере на нем «лежит вина за преступления последних десяти лет».

Невольный соучастник преступлений фашизма, Э. Гребер, убив гестаповца-палача Штейнбреннера, освобождает приведенных на расстрел русских партизан, однако и сам гибнет от рук одного из них. Таков суровый приговор и возмездие истории.

2.2 Проблема добра и зла в произведении
Б. Васильева «А зори здесь тихие»

Герои в повести «А зори здесь тихие...» попадают в драматические ситуации, их судьбы – оптимистические трагедии (И что это значит?) . Герои – вчерашние школьники (а не школьниЦЫ?) , а теперь участники войны. Б. Васильев, как бы проверяя персонажей на прочность, ставит их в экстремальные обстоятельства. Писатель считает, что в таких ситуациях наиболее ярко проявляется характер человека.

Б. Васильев подводит своего героя к последней черте, к выбору между жизнью и смертью. Умереть с чистой совестью или остаться жить, запятнав себя. Герои могли сохранить себе жизнь. Но какой ценой? Нужно лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Но герои Б. Васильева не признают таких нравственных компромиссов. Что нужно для спасения девушек? Бросить без помощи Васкова и уйти. Но каждая из девушек совершает подвиг в соответствии со своим характером. Девушки были чем-то обижены на войну. У Риты Осяниной убили любимого мужа. Остался ребенок без отца. У Женьки Комельковой на глазах расстреляли немцы всю семью.

О подвигах героев почти никто не знает. В чем состоит подвиг? В этой жестокой, нечеловечески трудной борьбе с врагами остаться человеком. Подвиг – это преодоление себя. Мы выиграли войну не только потому, что были гениальные полководцы, но были и такие незаметные герои, как Федот Васков, Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич.

Что совершили герои произведения Б. Васильева – добро или зло, убив людей, пусть даже неприятелей, - этот вопрос остается, в современной концепции, невыясненным. Люди защищают свою Родину, но при этом убивают других людей. Безусловно, необходимо давать отпор неприятелю, что и делают наши герои. Для них нет проблемы добра и зла, есть захватчики родной земли (зло) и есть ее защитники (добро). Возникают другие вопросы – а по своей ли воле конкретные захватчики пришли на нашу землю, а хотят ли они ее захватить и т.д. Тем не менее, добро и зло переплетены в этом повествовании, и нет однозначного ответа на вопрос – что есть зло и что есть добро.

2.3 Проблема добра и зла в произведении
А.П. Чехова «Дама с собачко
й »

Рассказ «Дама с собачкой» был задуман в переломное время, как для России, так и для всего мира. Год написания – 1889-ый. Что собой представляла Россия того времени? Страна предреволюционных настроений, уставшая от веками претворявшихся в жизнь идей «Домостроя», уставшая от того, насколько все неправильно, неверно, и насколько человек мало значит сам по себе, и насколько мало значат его чувства и мысли. Всего через каких-то 29 лет Россия взорвется и неумолимо начнет меняться, но сейчас, в 1889-ом году, она, благодаря А.П. Чехову, предстает перед нами в одном из самых своих угрожающих и ужасающих обличий: Россия – государство-тиран.

Однако в то время (кстати, заметим, что время написания рассказа и время, изображаемое автором, совпадают) еще мало кто мог видеть надвигающуюся, даже вернее, вплотную придвинувшуюся угрозу. Жизнь продолжалась по-прежнему, ибо повседневные хлопоты есть лучшее средство от прозорливости, поскольку за ними не видишь ничего, кроме них самих. По-прежнему достаточно обеспеченные люди ездят отдыхать (можно в Париж, но если не позволяют средства, то в Ялту), мужья изменяют женам, владельцы гостиниц и постоялых дворов зарабатывают деньги. Ко всему прочему, все больше и больше становится так называемых «просвещенных» женщин или, как говорила про себя жена Гурова, женщин «мыслящих», к которым мужчины относились, в лучшем случае, снисходительно, усматривая в этом, во-первых, угрозу патриархату, а во-вторых, очевидную женскую глупость. Впоследствии выяснилось, что ошибаются и те, и другие.

Автор показывает вроде бы незначительные, но влекущие за собой столь многое жизненные ситуации, обрисовывает цельные, исключительно реалистические характеры со всеми их недостатками и умеет донести до читателя не только содержание, но и идеи рассказа, а также дает нам почувствовать себя уверенными в том, что истинная любовь, верность могут совершить очень многое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Добро – это высшая нравственная ценность. Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, т.е. нечто несовместимое с нравственным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей Божьих.

Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную моральную оценку, а считая его «злым», «плохим» - отрицательную.

В реальной жизни встречается и добро, и зло, люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и в человеке идет борьба между «силами добра» и «силами зла» - одна из фундаментальных идей, пронизывающих всю историю культуры.

Во всех выбранных нами произведениях мы видим борьбу добра со злом. В произведении Э.М. Ремарка «Время жить, время умирать» автор представляет героя, который преодолевает свое зло, который всеми силами пытается навести мир на земле.

У Б. Васильева проблема добра и зла получается несколько скрытой: есть враг, которого нужно победить, и есть сила, которая его побеждает (пусть даже эта сила оказывается слабой).

У А.П. Чехова в «Даме с собачкой» очень трудно рассмотреть силы добра и силы зла. Однако автор рассматривает неоднозначные, но реальные жизненные ситуации, описывает цельные, исключительно реалистические характеры героев со всеми их недостатками и старается донести до читателя не только содержание, но и идеи рассказа, а также дает нам почувствовать себя уверенными в том, что истинная любовь, верность могут совершить очень многое.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Васильев, Б. А зори здесь тихие.../ Б. Васильев. – М.: Эксмо, 2008. – 640 с.
  2. Кармин, А. Культурология / А.Кармин. – М.: Лань, 2009. – 928 с.
  3. Терещенко, М. Такой хрупкий покров человечности. Банальность зла, банальность добра / М. Терещенко; Пер. с франц. А Пигалева. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. – 304 с.
  4. Ремарк, Э.М. Время жить и время умирать / Э.М. Ремарк. – М.: АСТ, 2009. – 320 с.
  5. Хаузер, М. Мораль и разум. Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла / М. Хаузер; Пер. с англ.:Т. Марютиной. – М.: Дрофа, 2008. – 640 с.
  6. Чехов, А.П. Рассказы и повести / А.П. Чехов. – М.: Детская библиотека, 2010. – 320 с.

Творческая деятельность человека может быть направлена во благо или во зло в зависимости от мировоззрения и моральных устоев каждой личности. Чему посвятить жизнь? Созиданию или разрушению – это классический вопрос быть или не быть человеком.

Конечным результатом любого творчества является созданный объект, произведение искусства, продукция, т.е. то последнее звено в творческой деятельности, которое выполняет запланированную ещё до создания функцию по удовлетворению потребностей заказчика, покупателя или потребителя. Даже если создаёшь что-либо для себя, то автор и потребитель-заказчик сливаются в одно лицо. Критерием оценки творческой деятельности является предназначение созданного объекта.

В патентном законодательстве стран мира есть специальная статья, запрещающая даже рассмотрение заявок на изобретения, которые не соответствуют нормам морали и гуманности. Однако, хотя никто и не патентует, но многие антигуманные разработки заказываются и применяются – это парадокс, имеющий политические корни, а политика обезличена и безнравственна.

Повод для создания чего-либо может быть и отчасти гуманным, но конечное предназначение – это главный критерий человечности произведения. Например, автор гильотины хотел исключить страдания людей при казни, гарантируя мнгновенную смерть без боли.

Если заглянуть в глубокую древность, когда люди только появились, то всё, что ими создавалось было направлено на выживание в животном мире. Цель была благородная и создаваемые орудия труда и оружие для защиты были одним и тем же. Каменный нож или топор, копьё или стрела служили для убийства и разделки животных. Но возникла грань, когда потребовалось защищаться от себе подобных - нападающих соседних племён. Убийство приняло законный юридический статус и не наказывалось, а поощрялось, т.к. цель была такая же – выживание, но человек стал хищником, зверем, убивая себе подобных не ради пропитания, а ради достижения политических целей порабощения других племён и захвата жизненного пространства занятого конкурентами. Это веха, та грань, которая отделила человека от животного мира, который миллионы лет жил по законам природы, весьма справедливым и гуманным, где побеждал сильнейший, но без жестокости, злобы и ненависти. В животном мире до сих пор сохранилось великодушие и благородство в поединках за территорию или за самок. Например, если два вожака волчьих стай вступают в поединок за власть над стаей, то, отдав все силы для достижения победы, более слабый признаёт себя побеждённым, ложась на спину и открывая шею. На этом поединок и заканчивается и побеждённый уходит из стаи. Никто никого не добивает и не издевается. Хищники никогда не убивают избыточно, т.е. больше, чем могут съесть по физиологической природной потребности. Принцип минимальной необходимости и достаточности в животном мире безупречно соблюдается. Человек возгордился и отрёкся от него.

Только у человека появилась жадность и жестокость, очевидно как патология развития, неожиданный побочный эффект. С тех пор появилось специализированное оружие для убийства людей людьми, предназначенное для реализации амбиций, жадности и жестокости вождей , которых впоследствии стали называть политиками. Началась эпоха войн без «правил игры», целью которых стало уничтожение людей и их мест проживания. Целые города стирались с лица земли вместе с культурным достоянием, знаниями и умениями. Для повышения производительности уничтожения начали создаваться и совершенствоваться орудия разрушения, изощрённые методы и инструменты убийства людей. Этот процесс идёт и сейчас, апогеем которого стало создание и применение ядерного, химического и бактериологического оружия, да и «обычные» виды вооружений стали весьма совершенны и эффективны в применении. Следовательно, человечество потеряло человечность, мораль и гуманность в постоянных войнах между собой. Политические амбиции стали приоритетами в принятии решений государственной важности, а люди стали расходным материалом в достижении политических целей военным путём . Торговля вооружениями и их применением стала весьма прибыльным бизнесом. Это факт. Кто оспорит?

На этом фоне рассмотрим тему творчества. Казалось бы, что творчество – это созидание во благо и процветание человечества, но у каждого вида деятельности есть две стороны медали. Закон единства и борьбы противоположностей универсален и проявляется во всём материальном. Человек двойственен по природе и деятельность его двойственна по фактам конечных результатов. Творчество созидания и разрушения имеет общую основу – из мыслей создаётся новизна и механизмы творчества едины, и технология создания новшеств в разных сферах деятельности едина. В чём же различия, тем более противоположности в творчестве?

Во-первых, в мировоззрении творцов, в их моральных устоях, принципах, взглядах, т.е. в субъективном факторе.

Во-вторых, в преследуемых целях и гражданской позиции.

В-третьих, в чувстве принадлежности к человечеству и ответственности за результаты творческой деятельности в общеземном масштабе.

В четвёртых, в «шкурности» интересов.

Противоположность заключается в том, что в творческой деятельности, направленной на созидание, материальные и духовные ценности человечества приумножаются и накапливаются, что приводит к благоденствию и процветанию, укреплению и развитию каждого человека и человечества в целом - все становятся богаче. Культура – это мир созданных ценностей. Войны культуру искореняют.

В творческой деятельности, направленной на разрушение и уничтожение, материальные и духовные ценности изымаются из владения, пользования и распоряжения каждого человека и социума в целом – все становятся беднее, но отдельная группа политиков и власть имущих становятся богаче, т.к. для них война – это доходный бизнес. Они то и нанимают на работу творцов и платят им за создание антигуманной и аморальной продукции, заказывая исследования и разработки, направленные на уничтожение жизни и культуры.

Во всех государствах научные открытия и разработки проходят цензуру и все достижения научно-технического прогресса сначала оценивают с точки зрения возможности использования в сфере военно-промышленного комплекса для производства вооружений или хотя бы для политического шантажа государств и общественности, а то, что для этих целей непригодно, разрешают запускать в гражданскую сферу деятельности, в так называемых, мирных целях. Отсюда весь режим секретности и колоссальное отвлечение интеллектуальных и материальных ресурсов человечества, что, помимо прямого истребления людей в военных конфликтах, реально грабит всё человечество, созданием дефицита ресурсов для жизни людей. Это основная причина массовой нищеты на земле.

В результате конкуренции, новейшие результаты исследований и разработок быстро устаревают и потеря ресурсов становится невосполнимой, выброшенной «на ветер». Глупость становится очевидной. Несмотря на понимание того, что природные ресурсы Земли исчерпаемы и невосполнимы, безумная гонка вооружений продолжается по вине отдельных, власть имущих политиков, людей сверхбогатых, превращающих политику в бизнес. Для удовлетворения амбиций этой горстки людей, миллионы творцов, высоких профессионалов нанимаются совершенно сознательно на работу на предприятия и институты военно-промышленного комплекса в любой стране, т.к. там создаются самые благоприятные условия для творческой деятельности, что позволяет творцам реализовать себя и иметь средства к существованию. Творцы ставятся перед выбором: работать на добро, но при этом быть нищими при высоком моральном уровне или работать во зло, процветая материально, но, деградируя духовно, т.к. заглушив голос совести, духовное развитие становится невозможным.

У человека есть свободная воля и право выбора, кем быть и что делать.

Двойственность человеческая создаёт парадокс и в творчестве. Одновременно созидать и разрушать невозможно – можно сойти с ума при попытке найти компромисс. Например, Нобель изобрёл динамит для добычи полезных ископаемых и земляных работ, однако военные воспользовались им для разрушения и убийства. Здесь уместно привести жесткую, но убедительную аллегорию: родители после рождения ребёнка, взращивают и воспитывают его для того, чтобы убить. Однако, комедия абсурда популярна у современных политиков.

Добро и зло в творчестве – тема философская и неисчерпаемая, но разрешима ли в принципе проблема?

Домашнее задание и тема реферата для модульного зачёта:

Тема 1. «Моё понимание творчества созидания и творчества разрушения».

Тема 2. «Могут ли политики быть творцами?».

Тема 3. «Могут ли в гуманитарном творчестве быть разрушители или это явление присуще только техническому творчеству?».

Тема 4. «Можно ли творчески убивать или творчески разрушать?».

Тема 5. «Может ли творчество быть нейтральным, а творец равнодушным?».

Тема 6. «Может ли творец быть палачом?».

Добро и зло в творчестве русских писателей находились в центре внимания. Писатели отражали в своем Творчестве русских писателей эти нравственные категории разными средствами.

Пушкин затрагивает тему зла несколько раз. В стихотворении «Анчар» автор полагает, что зло должно уравновешивать добро. Место для зла отведено природой на краю вселенной. Распространителями зла по всей земле стали люди, которыми движет жажда власти, богатства, зависть (у царя) и страх (у раба). Эти чувства являются проводниками зла. Аналогичную роль могут играть в жизни человека деньги. Они заставляют людей терять благородные рыцарские качества, родственные связи, любовь («Скупой рыцарь»). Они отравляют процесс творчества («Египетские ночи»). Одно из главных проявлений зла - насилие. Его использование приводит к трагедии. Пушкин отрицает его в оде «Вольность», в прозаических произведениях «Дубровский», «Капитанская дочка».
Власть, приобретенная насилием, не получит признания народа («Борис Годунов»). Человек, избравший путь преступленья, не сможет быть творческой личностью.

Гениальность и злодейство несовместимы («Моцарт и Сальери»), Гуманизм Пушкина заключается в выводе о том, что любое Зло всегда наказуемо. Доброе начало он видит в природе («Вновь я посетил...»), в искусстве (образ Моцарта, «Поэт»), в естественных человеческих чувствах любви и дружбы («Я помню чудное мгновенье», «19 октября 1827»).

Творческий расцвет Лермонтова пришелся на более мрачное десятилетие, чем у Пушкина. Лермонтов острее разрабатывал тему зла. Он разделяет зло на два вида. Зло романтическое автор уважает за силу и осознание обреченности. Это раскрыто в цикле стихов о Наполеоне и в поэме «Демон». Другое зло исходит от общества. Это зло «насмешливых невежд», великосветских обывателей, травивших Пушкина («Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен...»).

Пушкин с горечью пишет о толпе, не понимающей поэта. Лермонтов усиливает этот мотив («Пророк»). Для него люди света являются носителями зла. Лермонтовские герои, активно гоняясь за жизнью, мечутся между добром и злом («Герой нашего времени»). Добро в творчестве Лермонтова сосредоточено в природе, где лирический герой находит отклик психологическому состоянию («Выхожу один я на дорогу»).

У Гоголя иная концепция. Он собирал воедино все Зло в России, противопоставив ему веру в духовное возрождение своей родины. Гоголь дал картины зла от мистических образов древнего зла («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Страшная месть») до зла в современном ему обществе. Дух бесовщины вселяется в реальных людей и переплетается с мелким обывательским злом. Такова история страшного портрета и судьба художника Черткова, обменявшего свою творческую душу на деньги, продавшего себя дьяволу («Портрет»). В «Ревизоре», «Шинели», «Мертвых душах» писатель дает обширное описание мелкого, но многочисленного зла, показывает его опасность для общества и души человека.

У Некрасова Зло имеет конкретное социальное происхождение. Реальный источник зла - крепостное право. Дворянину оно позволяет жить в праздности и пренебрежительно относиться к народу («Железная дорога», глава 3). Крепостное право превращает духовно свободного человека в раба («Эй, Иван!» и главы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Последыш», «О Якове верном, холопе примерном»). Добро в творчестве Некрасова также имеет социальную окраску. Добро у поэта имеет оттенок жертвенности («Поэт и гражданин», «В день смерти Гоголя», «Н. Г. Чернышевский», «Рыцарь на час»). Нравственные начала русской жизни поэт видит в народной душе:

В рабстве спаленное
Солнце свободное.
Золото, золото -
Сердце народное.

(«Русь», песня Гриши Добросклонова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»)

Л. Толстой солидарен с Некрасовым в оценке крепостного права и насилия над личностью. Толстой рассматривает понятия добра и зла философски. Если человек живет в согласии с окружающим миром и собственной природой, то он сотворен для добра (Каратаев). Если люди теряют национальные корни, стараются переделать человеческую сущность, чтобы возвыситься над окружающими, то они впадают во зло. В «Войне и мире» такими персонажами являются Наполеон, Курагин. Им противопоставлены духовно связанные с природой и народом Болконский, Кутузов, Ростовы. Величайшим злом Толстой считает войну.

Достоевский рассуждает о добре и зле страстно. Он раскрывает истоки зла. Социальная сторона жизни является фоном повествования о борьбе Бога и дьявола в душе человека. Добро и зло существуют в мире в равновесии.

Раскольников («Преступление и наказание») страдает от социального зла и в борьбе с несправедливостью выбирает самую страшную форму. Принудительное добро, основанное на насилии, перерождается во зло. Первоначально Раскольников ощущает себя освободителем человечества от вредных кровососов. Но в итоге оказывается, что «для себя убил». Сделать парадоксальный поворот к добру помогает Раскольникову Соня. Соня переступает через себя ради благополучия других, сохраняя душу чистой. Путь от зла в добро лежит через страдание, раскаяние, очищение души. Все это испытывает Раскольников в эпилоге, и свет истины открывается ему. Достоевский оставляет любому низко падшему человеку право покаяться и подняться на свет из глубин ада.

Добро и зло в творчестве русских писателей занимают важное место, потому что эти нравственные категории являются определяющими в духовной жизни человечества. Классическая литература стремилась раскрыть смертоносную природу зла и уберечь душу от его губительного воздействия.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры