Сочинение на роман а.с. пушкина "евгений онегин"

Главная / Психология

Поэтов и писателей во все времена интересовали люди, которых можно было бы назвать “чужими для всех”. Есть что-то завораживающее и привлекающее в человеке, который способен противопоставить себя обществу. Конечно, образы таких людей со временем претерпевали в русской литературе значительные изменения. Сначала это были романтические герои, натуры страстные, бунтующие. Они не выносили зависимости, не всегда понимая, что их несвобода - в них самих, в их душе. Позже появляются произведения реалистические, в которых писатели исследуют проблему взаимоотношений личности и общества на более высоком уровне. Теперь их интересует уже не личность, стремящаяся быть свободной от общества; предмет исследования художников - влияние общества на личность. Так возникает и бессмертный образ Евгения Онегина. В конце романа герой приходит к ужасающему выводу: он всю жизнь был “чужой для всех...”. В чем причина этого? Ответ - сам роман. С первых его страниц Пушкин анализирует процесс формирования личности Онегина. Герой получает типичное для своего времени воспитание под руководством иностранного гувернера, он отдален от национальной среды, недаром даже русскую природу он знает по прогулкам в Летнем саду. Онегин в совершенстве изучил “науку страсти нежной”, но она постепенно заменяет в нем способность глубоко чувствовать. Описывая жизнь Онегина в Петербурге, Пушкин употребляет слова “лицемерить”, “казаться”, “являться”. Да, действительно, Евгений очень рано понял разницу между умением казаться и быть на самом деле. Если бы герой Пушкина был человеком пустым, возможно, он остался бы доволен тем, что провел свою жизнь в театрах, клубах и на балах, но Онегин - человек мыслящий, его быстро перестают удовлетворять светские победы и “вседневные наслаждения”. Им овладевает “русская хандра”, аналог английского “сплина”, которым болел еще герой поэмы Байрона Чайльд-Гарольд. Онегин не приучен к труду, “томясь душевной пустотой”, он пытается найти развлечение в чтении, но не находит в книгах того, что могло бы открыть ему смысл жизни. По воле судьбы Онегин оказывается в деревне, но эти перемены также ничего не меняют в его жизни. “Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей” - к такому горькому выводу приводит нас Пушкин. Конечно, беда не в том, что Онегин мыслит, а в том, что он живет в такое время, когда мыслящий человек неизбежно обречен на одиночество. Ему не интересно то, чем живут люди посредственные, но и найти применения своим силам он не может, да и не всегда знает зачем. Как результат - полное одиночество героя. Но одинок Онегин не только потому, что разочаровался в свете, но и потому, что постепенно он утратил возможность видеть истинный смысл в дружбе, любви, близости человеческих душ. История дружбы Онегина и Ленского приводит нас к выводу, что эти два человека действительно были лишь “от делать нечего друзья”. “Мы почитаем всех нулями, а единицами себя”, - подчеркивает автор. Дружба Онегина основана на эгоизме, а потому герой с такой легкостью позволяет себе подшучивать над чувствами Ленского, а потом, получив от друга картель, остается лишь “недоволен сам собой”. Онегин понимает, что должен быть умнее, но здесь вмешиваются светские представления о чести, которые одерживают верх над здравым смыслом. Результат - безвременная смерть юного романтика. Татьяна совершенно точно находит слово, определяющее Онегина, - “пародия”. Действительно, Евгений заменил истинное на выдуманное, жизненное на литературное. Увлеченный мыслью о своем превосходстве над людьми, Онегин не смог даже отличить искреннюю любовь Татьяны от привычной ему игры в “нежную страсть”. Неопытная девушка получает суровую отповедь, а Онегин даже не обращает внимания на этот незначимый для него эпизод. Вообще мало, что его трогает, жизнь его идет размеренно, в ней нет места страстям, есть лишь холодные размышления. Убийство Ленского становится тем переломным моментом, после которого Онегин впервые осознает всю неправильность своей жизни. Долгие годы путешествия по России меняют героя. В последней главе мы видим другого Онегина. Он вновь обрел способность чувствовать, но его любовь к Татьяне возникла слишком поздно. Его прежняя жизнь представляется ему пестрыми картинками, в которых нет ничего важного, кроме убитого Ленского и Татьяны, сидящей у окна сельского дома. Автор расстается со своим героем в тяжелую для него минуту, и открытый финал романа позволяет нам надеяться, что душа Онегина еще воскреснет, а Белинский, к примеру, вообще полагал, что Онегин мог впоследствии примкнуть к декабристам. Впрочем, на мой взгляд, не это главное. Гораздо важнее не дальнейшая судьба Онегина, а тот путь, который прошел герой в романе, и то время, которое этот путь определило. Удивительно, но все читатели сочувствуют пушкинскому герою. Причина этого, как мне кажется, в том, что мы понимаем, что Онегин стал “чужим для всех” потому, что был выше многих людей, окружавших его, но это, в свою очередь, привело его к тому, что и люди стали для него чужими. Герой романа оградил себя от посредственности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу. Трагедия Онегина - это трагедия одинокого человека, но не романтического героя, бегущего от людей, а человека, которому тесно в мире ложных страстей, однообразных развлечений и пустого времяпрепровождения. А потому роман Пушкина становится осуждением не Онегина, а того общества, которое заставило героя прожить именно такую жизнь.

Конспект открытого урока по роману А.С. Пушкина

«Евгений Онегин» (2 урока) в 9 классе.

Учитель: Гридунова И. В..

2016-2017 уч.г.

Тема: В чем трагедия Евгения Онегина?

(«Но был ли счастлив мой Евгений…»)

Данный урок проводится в 10 классе и является обобщением изученного материала по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9 классе.

В центре урока – проблемная характеристика образа Евгения Онегина. В чем причина трагического итога жизненного пути Онегина, почему герой охладел к жизни, какие факты говорят о его духовном кризисе – вот вопросы, над которыми будут размышлять учащиеся на уроке.

Цели:

    помочь учащимся понять образ Евгения Онегина;

    содействовать формированию нравственных ценностей через изучение литературного произведения;

    содействовать пониманию себя и своих поступков через образ литературного героя;

    содействовать формированию коммуникативных компетенций: умение работать в группе, умение выстраивать диалог.

Методические приемы: проблемный вопрос, беседа, чтение текста.

Форма работы: групповая (класс делится на 4 группы от пяти до семи человек в группе)

Оформление урока: запись темы на доске, портрет А.С. Пушкина, портрет Евгения Онегина (иллюстрация К. И. Рудакова), цитаты из критических статей Белинского, Герцена, Писарева об Онегине.

Ход урока

    Вступительное слово учителя.

Мы прочитали роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Через книгу автор ведет с нами диалог, говорит с читателями о том, что его волнует, что тревожит его душу, приглашает своего читателя к размышлению.

Как вы думаете, над чем нас с вами приглашает поразмышлять А. С. Пушкин, когда мы с вами читаем его роман? (учитель выслушивает ответы учеников )

Итак, во-первых, поэт намеревался постичь тип современного ему человека, который принадлежал к петербургскому дворянскому обществу, автор искал причины разочарования молодого дворянского интеллигента; во-вторых, Пушкин размышлял о человеке, о смысле жизни, о счастье и несчастье, об общечеловеческих ценностях – это главный вопрос всей литературы. «Человек! Затерянный среди пустынь вселенной, один на маленьком куске земли, несущейся с неуловимой быстротой куда-то в глубь безмерного пространства, терзаемый мучительным вопросом – зачем он существует? Возможно ли счастье на земле и что такое счастье?». Каждое поколение ищет ответ на этот вопрос, и А.С. Пушкин и его герой не исключение.

Создание проблемной ситуации .

Вопрос : Что такое, по-вашему, счастье? Что значит быть счастливым?

Выслушивая ответы учащихся, учитель записывает на доске ключевые слова:

ЛЮБОВЬ
ДРУЖБА
ПОЛЕЗНОЕ ДЕЛО
ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ НУЖНО СТРЕМИТЬСЯ

Обратимся к роману и попытаемся выяснить, были ли в жизни Евгения Онегина настоящая любовь, дружба, интересное дело, идеалы.

    Организация работы по группам.

Каждая группа получает карточку с вопросами, организует работу с текстом художественного произведения, справочными материалами, учебником, словарями, конспектами, которые лежат на столе у каждой группы. Время работы групп 20 минут.

1 группа: Любовь в жизни Евгения Онегина.

Вопросы:

    Как Онегин относится к любви в светском обществе? (гл.1, строфы 10, 11, 12; гл. 4, строфа10)

    Почему Евгений Онегин отказался от любви Татьяны Лариной? (гл. 4, строфы12, 13, 14, 15, 16, 17)

    Почему Татьяна-княгиня отказалась от любви Онегина? (гл.8, строфы 60 – 67)

    Почему счастье Татьяны и Евгения оказалось невозможным?

    К какому выводу вы пришли?

2 группа: Дружба в жизни Евгения Онегина.

Вопросы:

    Где встретились Онегин и Ленский? Какую характеристику дал им автор? (гл.2, строфа 13)

    Почему Пушкин пишет «от делать нечего друзья»? Сопоставьте Онегина и Ленского: внешность, воспитание, образование, общественное положение, отношение к жизни, любви, поэзии. (гл. 2, строфы 6 – 19)

    Что послужило причиной дуэли? Что побудило Онегина принять вызов Ленского? (Гл. 6, строфы 9 – 12; 28, 30, 31)

    Прошел ли Онегин испытание дружбой? К каким выводам вы пришли?

3 группа: Образ жизни Евгения Онегина в Петербурге.

Вопросы:

    Как проходил день столичного денди?

    Каковы увлечения Евгения Онегина?

    Сумел ли он найти полезное дело?

    В какой науке преуспел Евгений Онегин?

    Каковы причины разочарования Онегина в жизни: внешние (среда обитания), внутренние? (гл.1, строфы 15 – 35)

4 группа: Почему Евгений Онегин не смог создать духовный мир, найти свой идеал?

1) Определите отношение Евгения к труду, к творчеству, к чтению, к природе.

2) Какое воспитание получил Евгений Онегин и наложило ли оно отпечаток на его поведение? (гл.1, строфы 54, 63 – 66; гл.1, строфы 2 – 7)

Для справки. А.С. Пушкин о воспитании: «В России воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопами, видит одни гнусные примеры, своевольничает или раболепствует. Не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести.

Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основаниям всех наук, производимых каким-нибудь нанятым учителем».

    Заслушиваются ответы учеников по группам, ведется обсуждение спорных вопросов, заслушиваются различные мнения.

Выводы, к которым пришли учащиеся:

1 группа: Вначале герой не послушался голоса своего сердца, а поступил рассудительно, любовь для него была лишь «наукой страсти нежной» или домашним кругом, ограничивающим свободу человека. А когда влюбился по-настоящему, Татьяна не поверила в искренность его чувств, увидела в этом лишь интрижку. «А счастье было так возможно, так близко!» Окончательно утрачена надежда на счастье.

2 группа: Испытание дружбой Евгений Онегин не прошел. Причиной трагедии стала неспособность жить жизнью чувства, он глух к голосу собственного сердца и к чувствам Ленского. Дуэль – следствие равнодушия и боязни общественного мнения. С одной стороны, Онегин презирает светское общество, а с другой стороны, боится его злоязычия.

3-4 группы: Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Праздность порождает пустоту мыслей, холодность сердец. Онегина не устраивает консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя так и не нашел, полезным делом не занялся, не нашел применения своим силам. Трагедия Евгения Онегина в том что в его жизни нет ни любви, ни дружбы, ни дела, которому бы он мог себя посвятить. Евгений Онегин не вписался в общество, потому что ценности личности и ценности общества не совпали.

Вопросы для обобщения:

    Согласны ли вы с мнением С. Бонди: «…Люди благородные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны… Или они гибнут, как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой, без надежд на счастье».

    Виноват ли сам Онегин в трагическом итоге своей жизни?

    Был ли у Онегина другой путь, могла бы его жизнь сложиться иначе? (Среди современников Онегина были люди, которые нашли себе цель, нашли применение своим способностям: декабристы, сам автор романа, Грибоедов: занимался философией, политикой, сочинял музыку, друг Пушкина Чаадаев)

    Белинский считал, что «бывают существа, одаренные большими духовными силами, обещают много, исполняют мало или ничего не исполняют. Это зависит не от них самих, тут есть fatum, заключающийся в действительности, из которой не в силах и не во власти человек освободиться”. А вы как считаете?

    Рефлексия.

Выберите одну из предложенных фраз и продолжите предложение:

    Сегодня на уроке я понял, что…

    Сегодня на уроке я пришел к выводу, что

    Сегодня на уроке меня удивило…

    Сегодня на уроке я сделал открытие (какое?)

(время выполнения задания 6-7 минут, затем ученики по желанию зачитывают свои ответы)

В романе «Евгений Онегин» первая глава (краткое содержание которой ниже) имеет огромное значение для характеристики главного героя. Статья расскажет о том, чем так важна она для понимания поступков и поведения Евгения, его образа жизни и принятых решений. Также вниманию читателя мы предоставим общее содержание всего романа и более детально - второй главы.

Роман в стихах - жемчужина русской поэзии

В статье мы предлагаем читателю краткое содержание первых двух глав «Евгения Онегина», а так же критику к ним и общее содержание произведения.

Значение «Евгения Онегина» для русской культуры, литературы, культурологи и даже истории переоценить трудно. Описание жизни дворянства, его устоев и традиций, остросюжетная любовная линия делают роман поистине ценным и познавательным. Психологизм в изображении персонажей романа передан в строфах тонко и профессионально. Эти особенности сделали произведение достоянием мировой литературы, поставив его на одну полку с мировыми гениями пера.

«Евгений Онегин» (первая глава): Краткое содержание

Первая глава произведения всецело посвящена детству и отрочеству Евгения. Начинается она с мыслей героя - «молодого повесы» - о письме от заболевшего дяди. Скрепя сердце племянник собирается и едет к нему, не в силах отказать в последней воле. Уже представляя себе безумную скуку в деревне у предсмертной постели, он отправляется в путь. А тем временем автор представляется нам «добрым другом» и знакомит читателей с Евгением, попутно рассказывая о его детстве.

Сразу становится ясно - толк такого воспитания не большой, что и видно по образу жизни молодого героя. Он все ездит на балы и развлечения, попутно разбивая сердца легковерных дам. Евгений живет удовольствиями, но такая жизнь в итоге привела его к «хандре» и беспросветной скуке. Будучи очень юным, он уже устал от всего. Мало что способно принести ему радость и моральное удовлетворение.

Значение первой главы романа

В романе «Евгений Онегин» первая глава (краткое содержание ее необходимо для понимания героя) является фундаментом всего произведения. Поступки Евгения уже не кажутся безрассудными и непонятными. Давая детальное описание зарождения моральных устоев персонажа, Пушкин будто говорит: «Он не один такой. Все мы, дворяне, воспитывались так же…».

Герой «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно» и «свет решил… что он умен и очень мил». То есть, убогим было воспитание не только Евгения, но и общества современного ему и автору.

Краткое содержание первой главы романа «Евгений Онегин» не может передать всю атмосферу романа и описание окружения поэта, но даже краткие моменты способны показать проблемы юного дворянства. Бездуховность, жизнь ради наслаждения и удовольствия не приведет ни к чему хорошему. Даже если герой не виновен в своих подмененных ценностях, отвечать за ошибки придется все равно ему.

Вторая глава

Евгений скучая, коротает свои дни в деревне. Он меняет законы для крепостных людей, чем вызывает недовольство и удивление соседей.

Вскоре по соседству с Онегиным поселяется молодой поэт-романтик Владимир Ленский. Они не сразу находят общий язык, но впоследствии стают неразлучными друзьями. Ленский зовет друга в семью своей невесты - Ольги Лариной, имеющей родную сестру. Автор описывает девушек. Ольга - красива, жизнерадостна, а Татьяна - меланхолична и строга. Она загадочная и метательная девушка.

Роль второй главы в развитии фабулы романа

В романе «Евгений Онегин» первая глава (краткое содержание смотрите выше) показала нам детство и юность героя в Петербурге. Вторая глава рассказывает о жизни Евгения в деревне.

Говоря о заботе героя о крепостных, уменьшении им оброка, Пушкин указывает на неустойчивость крепостного права и пророчит скорое его падение.

Описание быта Лариных в деревне - это картина жизни сельских помещиков конца XIX века. Она стабильна, течет спокойно и размеренно, немного скучно и беспросветно.

«Евгений Онегин» содержание

События романа развиваются в восьми главах. Первая - это краткий, но детальный очерк юности и детства поэта, о ней мы рассказали выше. Вторая - посвящена жизни Евгения в деревне.

В третьей главе герой знакомится с семьей Лариных. Татьяна симпатична ему. Обделенная вниманием и общением девушка влюбляется в героя и пишет письмо возлюбленному. Однако ответа не следует.

В четвертой главе рассказывается о размышлениях Евгения о письме. Он удивлен и ошарашен им. Герой дорожит своей свободой и не готов ответить девушке взаимностью. При встрече он объясняется с ней и утверждает, что если бы пришло время жениться, он бы однозначно выбрал Татьяну.

Пятая глава начинается описанием зимних праздников и мистического времени гаданий. Татьяна видит страшный сон, где Ленский гибнет от руки Евгения. Все это, к сожалению, позже сбудется.

Ленский с Евгением приезжают в гости к Лариным. Поведение Татьяны, присутствие множества гостей раздражает Евгения, и он назло другу заигрывает с Ольгой. Владимир в гневе вызывает его на дуэль.

Шестая глава посвящена дуэли. Друзья стреляют одновременно, но выстрел Евгения попадает в цель. Бывший друг мертв, а Евгений уезжает с деревни.

В седьмой главе рассказывается о том, что Ольга не стала долго грустить о погибшем женихе и вышла замуж. Татьяна случайно попав в усадьбу Евгения, читает его книги и записи. Это дает ей возможность больше узнать о внутреннем мире возлюбленного.

Мать девушки, видя, что она сохнет и грустит, отвозит ее в Москву. Здесь девушка знакомится с важным генералом.

Восьмая глава романа наиболее напряженная. Здесь любовная история достигает своего апогея. Однажды на балу Евгений встречает молодую женщину, которая поражает его своей скромной, прохладной красотой. В ней он узнает изменившуюся Татьяну. Оказывается, она жена князя, приятеля Евгения.

Чувства захлестывают нашего героя. Теперь его черед писать письма и не получать на них ответа. В конце концов, не выдержав неизвестности, Онегин без приглашения приходит в дом любимой и видит ее плачущей за его письмами. Он бросается в ноги к ней, но Татьяна холодно говорит, что уже поздно, она отдана другому и будет «век ему верна». Сюжет обрывается на этом моменте, оставив героев в таком двузначном положении.

В заключение

Роман «Евгений Онегин» (читать краткое содержание первой главы вы имели возможность ранее) - настоящий кладезь познаний о жизни дворянства, а его любовная линия даст фору любой современной драме. Это еще одно доказательство актуальности пушкинских произведений, их ценности как для литераторов, так и для простых читателей, способных почерпнуть жизненную мудрость из бессмертных строк поэта.

Прочитан “Евгений Онегин”, и как будто поставлена точка, но в душе еще живут неповторимые, удивительные строки. Их уже невозможно забыть, их нельзя сразу начать анализировать, просто нужно замереть, затаиться на время, чтобы пережить этот восторг, вызванный соприкосновением с высочайшим искусством. Хочется просто побыть на этой высоте, а потом, через какое-то время, позволить себе вновь погрузиться в царство образов, рифм, в судьбу главных героев и тогда уже попробовать понять, что ты чувствуешь по отношению к каждому из них.

Итак, я снова открываю “Евгения Онегина” (слово “открываю” здесь звучит двояко: оно относится и к книге, и к самому произведению, которое, наверное, можно открывать для себя всю жизнь). Неожиданно я понимаю, что собираюсь не читать, а слушать вдохновенный рассказ своего старого друга - Автора. Кто он? Сторонний наблюдатель или заинтересованное лицо? Его биография отчасти совпадает с пушкинской, но можно ли считать это прямой связью поэта с его лирическим героем? Скорее, нет: связь персонажа романа и реального прототипа всегда очень сложна. Пушкин постепенно обособляет образ Автора - и от собственной личности, и от образа главного героя. Автор, каким он предстает в многочисленных “лирических отступлениях” (которые постепенно выстраиваются в особую сюжетную линию), связан с Онегиным дружескими узами, но чем выше, тем меньше совпадает с ним во вкусах, пристрастиях, взглядах. Автор такой же полноправный участник событий, как Евгений Онегин, Татьяна, Ленский. Действие романа разворачивается с зимы 1819 до весны 1825 года (то есть до известных исторических событий). Время же создания романа определено другими временными рамками: 1823-1830 годы. Таким образом, становится очевидным, насколько жизненный путь Автора отличается от судьбы его героя. Из многочисленных намеков, рассыпанных по тексту первой главы, можно заключить, что Автор претерпел некую превратность судьбы, что он гоним и, возможно, сослан (рассказ о родном Петербурге ведется сквозь дымку разлуки). С Онегиным его роднит чувство разочарования: “младые дни” его неслись в вихре света; жизнь была поделена между театром и балами; стройные ножки вдохновляли его, но - увы! - об этом приходится лишь вспоминать:

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

О вы, почтенные супруги!

Вам предложу свои услуги;

Прошу мою заметить речь:

Я вас хочу предостеречь.

Вы также, маменьки, построже

За дочерьми смотрите вслед:

Держите прямо свой лорнет!

Не то... не то, избави Боже!

Я это потому пишу,

Что уж давно я не грешу.

Знакомство с Онегиным и происходит в тот момент, когда хандра настигает обоих: “Я был озлоблен, он угрюм”. Из такого разочарованного состояния, очевидно, есть два выхода: в деятельную политическую оппозицию и в страдательно-никчемную жизнь “лишнего человека”. Онегину поначалу оставлены две возможности; впоследствии сюжет “столкнет” его на вторую дорогу. Однако Автор, судя по всему, выбирает первую: намеки на его изгнанничество звучат постоянно. Время от времени он напоминает читателю, что живет вдали от шумных столиц: сначала где-то в “Овидиевых краях”, затем -в имении, в глубине “собственно” России (здесь он бродит над озером, видит “творческие сны” и читает стихи не предмету страсти нежной, а старой няне да уткам). Позже мы узнаем, что Автор жил в Одессе, где и встретился вновь с Онегиным, путешествующим в тех краях:

Спустя три года, вслед за мною,

Скитаясь в той же стороне,

Онегин вспомнил обо мне.

Автор постоянно вторгается в повествование (при том, что время и пространство, в которых он живет, не совпадают со временем и пространством, в которых действуют остальные герои). Он забалтывает читателя, увлекая его не только историей героев, но и своей собственной историей, полной приключений и интриг. Надо отметить, что его ирония распространяется не только на героев романа, но и на самого себя.

От главы к главе меняется не только настроение Автора, но и его отношение к главному герою, а также стиль общения с читателем. Если в начале романа Автор называет Онегина “добрый мой приятель”, то постепенно он отдаляется от него и даже заявляет:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

И даже несколько язвительно продолжает:

Как будто нам уж невозможно

Писать поэмы о другом,

Как только о себе самом.

Когда в повествовании появляется Татьяна, Автор проникается к ней такой симпатией и даже любовью, что невольно (или осознанно) начинает смотреть на все происходящее ее глазами. Его идеалы становятся более патриархальными, национальными, “домашними”. Эти перемены скрыты под покровом все той же насмешливой интонации, в которой ведется разговор с читателем. “Серьезную” точку зрения на Евгения Онегина как на оппозиционера Автор передоверил глуповатым провинциальным помещикам, соседям Онегина по дядиному имению (где-то на северо-западе России, в семи днях езды “на своих” из Москвы, то есть в абсолютной глуши). Только они способны считать Евгения Онегина “опаснейшим” чудаком и даже “фармазоном”. Автор, а с ним, конечно, и читатель смотрят на него все более трезвым взглядом.

Последняя, восьмая, глава дает совершенно новый образ Автора, так же, как и новый образ Евгения Онегина. Автор и герой, разочарованные в “наслажденьях жизни” в начале романа, одновременно начинают новый виток судьбы - в его конце. Автор многое пережил, многое познал со времен “светского” периода своей жизни. Он обращается к истоку - лицейским дням, когда ему открылось таинство Поэзии. Этот путь незнаком и невозможен для Онегина, не обладающего талантом и даже не умеющего отличить “ямб от хорея”. Он так и не сумел найти себя ни в общественной жизни, ни в любви.

Надолго... навсегда. За ним

Довольно мы путем одним

Бродили по свету. Поздравим

Друг друга с берегом. Ура!

Давно б (не правда ли?) пора!

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Таким образом, читатель как бы занимает место, первоначально уготованное Онегину.

Подводя итог, можно предположить, что расхождение Автора и героя во многом обусловлено наличием таланта и твердой гражданской позиции у первого и отсутствием таковых у второго. Онегин достаточно ординарен и душевно ленив. Все события, происходящие с ним, Автор принимает гораздо ближе к сердцу, чем он сам. Однако Онегину тоже дается возможность понять, что он способен на высокий порыв, узнать все то лучшее, что есть в его душе, и - как знать - может быть, когда-нибудь ему снова придется обнаружить в себе эту глубину чувств, эту “бурю ощущений”.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры