Сочинение по картине И.И.Левитана "Март". Сочинение по картине левитана "март"

Главная / Психология

Светлана Губренко (Андреева)

Конспект НОД. Беседа по картине И. И. Левитана "Март".

Направление : "Познавательно-речевое", "Художественное творчество".

Образовательные области :

- "Познание",

- "Коммуникация".

Задача : формирование целостной картины мира.

Цели :

1. Развивать умение узнавать и называть время года.

2. Учить детей называть основные признаки весны.

3. Учить детей называть весенние месяцы.

5. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование : репродукция картины И. И. Левитана "Март".

Ход НОД.

1. Организационный момент .

Еще мы тепло одеты,

Но к нам шагает медленно весна.

Ее приметы нам уже заметны,

Скажите, с чем в гости к нам идет она?

Ответы детей (Дети называют приметы весны).

(В небе появляется солнышко. Начинает таять снег. По дорогам бегут ручьи).

Правильно, ребята! А как называется первый весенний месяц? (Март).

2. Работа над содержанием картины.

Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине Исаака Ильича Левитана "Март".

Посмотрите на картину. Что вы видите на ней?

(Выслушиваются ответы детей).

Обобщение ответов детей:

На картине художник изобразил природу. Голубое небо, еще тонкие без листвы осинки. Птицы еще не прилетели, скворечник пустой. Солнце освещает стену дома, березки. В лесу еще лежит снег.

3. Обучение чтению картины.

Как называется картина И. И. Левитана? (Март).

О чем эта картина?

(Эта картина о весне, о марте, о весенней погоде, о начале весны).

Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Правильно. Возникает чувство радости, что начинается весна. А это всегда приятно и радостно!

Как удалось художнику показать чувство радости?

(Он изобразил много света, яркое, теплое мартовское солнце, голубое небо).

Левитан запечатлел не весь дом, а только часть его стены, на которую падают прямые лучи весеннего солнца.

А еще чувствуется, что купаются в золотистых лучах солнца березки и осинки.

Что еще дает возможность ощутить чувство радости перед наступлением весны?

Посмотрите, какой снег на картине?

(Снег под лучами солнца потемнел, осел. На дороге он рыжеватый, пропитан водой. Чистый, белый снег лежит на крыше дома, на крыльце, под деревьями. Вокруг деревьев еще лежат сугробы.)

Кого еще изобразил художник на этой картине? (Лошадку).

Что делает лошадка?

А как вы думаете, почему лошадка стоит?

Лошадка с санями стоит у крыльца. Она спокойно дремлет на теплом мартовском солнышке. Наверное, она ждет своего хозяина. Ей приятно стоять под ласковыми и теплыми лучами весеннего солнца.

Физминутка.

Туча прячется за лес - дети приседают

Смотрит солнышко с небес - дети встают, поднимают руки вверх и машут

И такое чистое, доброе, лучистое.

Если б мы его достали - дети тянутся "к небу"

Мы б его расцеловали! - шлют воздушные поцелуи.

4. Составление рассказа по картине.

1. Обилие солнца, света.

3. Стены дома.

5. Деревья.

6. Лошадка.

(При составлении рассказа вместо плана можно использовать мнемотаблицу).

5. Заключительная часть.

Вам понравилась картина? Чем?

Картина И. И. Левитана "Март" радостная. Своей картиной художник заставляет нас понять и полюбить красоту родной природы, которая окружает нас и которую мы так часто не замечаем.

6. Подведение итогов.


Исаак Левитан вошел в историю искусства как создатель пейзажа настроения, пейзажа состояния, автор пленэрной, тонко нюансированной живописи. Его талант был признан современниками безоговорочно.

И. Левитан очень любил стихи русских поэтов о природе, причем простодушно любил всякие стихи - и Ф. Тютчева, и А. Толстого, и даже второстепенных поэтов. Ему и в живописи хотелось достичь такого совершенства чувств, чтобы о нем впоследствии тоже могли сказать: "С природой одною он жизнью дышал".

Сам И. Левитан написал однажды: "Вот идеал пейзажиста - изощрить свою психику до того, чтобы "слышать трав прозябанье". Какое это великое счастье!" И он всегда учился слышать и "трав прозябанье", и "говор древесных листов", и "ручья лепетанье". В природе он любил все: различные ее рельефы, любую погоду, любую пору - утро, день или вечер.

Пейзажи И. Левитана - очень русские, убедительно русские в силу неизменного ощущения в них человеческого начала. Не человека вообще, а именно русского человека. Художник изображал лишь обжитые пейзажи, никогда не испытывал желания уйти в какие-нибудь дебри, "куда не ступала нога человека". Вот в вечернем сумраке на берегу виднеются лодки, среди осеннего оврага - мельница, сквозь майскую зелень проступают крыши домов, даже березовая роща и та кажется ухоженной человеком. Обжитость природы человеком, как бы это странно ни казалось на первый взгляд, еще больше подчеркивается неизменным отсутствием его на картинах И. Левитана. Да человек был здесь и не нужен, ибо и без того все напоминало о нем.

Общепризнанным шедевром И. Левитана является картина "Март". Он написал ее в 1895 году, находясь в Горке - имении своих знакомых Турчаниновых. Кому теперь незнакомо теплое солнце на рыхлом снегу этой привлекательнейшей картины? Кто не помнит мохнатой гнедой лошади, с таким удивительным цветовым тактом помещенной в центр полотна? И разве найдется кто-нибудь, кто не почувствовал мартовского холода в прозрачных снежных тенях? Многие художники и до И. Левитана писали те же самые мотивы, а мотив "Марта" неоднократно варьировался последующими художниками, но вот как сказал об этом А. Бенуа: "Картины И. Левитана - не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, - тихая, милая, скромная русская природа".

Мартовские дни в Горке принесли И. Левитану много счастливых находок в искусстве. Он наблюдал и писал первые дни весны, и стремительное ее приближение заставляло художника торопиться. Хотя кругом было еще много снега, но пейзаж менялся мгновенно. Где еще вчера таились сугробы снега, сегодня уже бежали звонкие ручьи. Только остановишься посмотреть, а пористые хлопья снега уже на глазах тают и сливаются с их веселым журчанием.

Что, собственно, изображено на картине "Март"? Всего-навсего задворки обыкновенной усадьбы, пригретые и освещенные солнцем, тающий снег с синими тенями, тонкие ветки деревьев на фоне неба, весело и ярко освещенная стена дома... Но сколько во всем этом сладкой, безотчетной весенней мелодии, и может ли быть что-нибудь проще, безыскуснее и одновременно нежнее, напевнее этой обыденной на вид картины?

В несколько упорных сеансов, без какой-либо этюдной подготовки, целиком с натуры написал И. Левитан свой лучезарный "Март". Колорит картины строится на теплых рыжеватых тонах санной дороги, как бы проступающих сквозь холодноватые серо-голубые тона снега, на сильном цветовом акценте лимонно-желтой стены дома, на золотистых в лучах солнца осинах и березах.

Начало предвесеннего пробуждения природы раскрывается в картине прежде всего через поэзию света, ослепительно яркого мартовского солнца, и уж только потом подкрепляется порыхлевшим снегом. Мы привыкли называть снег "белым", но для зоркого глаза художника белизна его создается из множества цветовых оттенков, потому снег на картине И. Левитана живет - он дышит, мерцает, отражает голубое небо.

Повествовательные элементы в "Марте" сведены художником до минимума. Только оставленная у крыльца и пригревшаяся на солнце горкинская лошадь Дианка да незакрытая дверь говорят о незримом присутствии человека. И. Левитана называли "чистым пейзажистом". Впоследствии не раз высказывалось мнение и о том, что именно с "Марта" импрессионистские приемы стали неотъемлемой частью левитановской живописи. Действительно, здесь от порыжевших на теплом солнце елей к зелено-рыжей роще, к желтому дому проложены легкие лилово-голубые тени. Но если импрессионисты растворяют цвет в свете, то И. Левитан стремится сохранить цвет изображаемого предмета, он заботится об этом, как и о сохранении предметной ясности изображения. Живописная гамма "Марта" с ее цветовыми тенями построена на импрессионистском сочетании взаимодополняющих цветов, но в своей интенсивности далека от импрессионизма.

И. Левитан всегда очеловечивал природу, прежде всего своим лирическим восприятием ее красоты. В этом полотне он изображает природу как бы "крупным планом", без ненужных подробностей. Так, например, художник запечатлел не весь дом Турчаниновых, а только часть его стены, рамой картины слева срезал все ветви деревьев.

Средствами живописи в картине вызываются не только зрительные, но и неслышимые звуковые и обонятельные ощущения.

Пригревает солнце, от его лучей съеживается снег на крыше крыльца, углубляются и темнеют на тропинке следы от ног. Но, глядя на "Март", мы словно еще слышим все шорохи и звуки природы, ее дыхание, шелест прозрачных ветвей деревьев, пение капели. Рыхлый, тяжелый пласт снега на покатой крыше, кажется, вот-вот соскользнет вниз, и мы услышим гулкий шум от его падения.

И. Левитан всегда любил гармоническую уравновешенность композиции, а в этом полотне противопоставил желтой стене дома, освещенной прямыми лучами солнца, рельефно выделяющиеся на темной зелени елей золотистые стволы осин. От этого как будто возникает некоторая статичность композиции, но художник оживляет ее сочными цветовыми пятнами и контрастами света и тени.

Все в "Марте" находится в борьбе: зима с весной, теплый солнечный свет с холодной лазурью, темные сосны со светлыми извилистыми осинами, ослепительные пятна снега с синими тенями, большой купол ярко-синего неба и большой кусок ярко-желтой стены. Казалось бы, что такие контрасты должны были "спорить" между собой, однако они гениально примирены великим художником. В холодную синеву неба неуловимо проникает тепло золотистого солнца, а желтизну стены окутывают голубые рефлексы неба, - и ничего не "кричит", не раздражает глаз зрителя, а, наоборот, создается гармоничная мелодия красок.
См. также: http://isaak-levitan.ru - биография, жизнь и творчество И.Левитана. Картины, письма, воспоминания, фотографии.

Картина Левитана «Март» - неожиданный пейзаж в творчестве художника, потому что он не любил рисовать снег и зиму, предпочитая осень и лето.

Тверская губерния

В поисках подходящей натуры художник вместе с С. П. Кувшинниковой приехал в Тверскую губернию в 1893 году и остановился в усадьбе Островно. Его приняли очень радушно и поселили на втором этаже в светлых комнатах с прекрасными видами на озеро и закат. Живописец много и плодотворно работал.

Здесь в Удомле он написал свой шедевр - «Над вечным покоем»: на бугре стоит деревянная церквушка, вросшая в землю, и заросшее, заброшенное, забытое кладбище с покосившимися крестами. Картина Левитана «Март» даже еще не была задумана. Жизнь в усадьбе текла размеренно и мирно: катались на лодке на озере, ходили за грибами, вечерами С. Кувшинникова играла на рояле Бетховена, Грига, Листа, Шумана.

Визит соседей Турчаниновых

В середине лета 1894 года из соседней усадьбы Горки, которая была всего в двух верстах от Островно по другую сторону озера, приехали соседи якобы с визитом к Софье Петровне, но в действительности им хотелось познакомиться с И. Левитаном. Глава семейства И. Н. Турчанинов был сенатором в Петербурге. Его супруга Анна Николаевна 39 лет от роду была настоящей выдержанной светской дамой в корректных туалетах, у которой подрастали три дочери. Она на 4 года была старше Левитана, что не помешало ему глубоко увлечься Анной Николаевной. Он переехал в Горки и вдруг стал писать натюрморты с цветами.

Они так хороши изысканностью и свежестью. Шло лето, и картина Левитана «Март» ему еще даже не приходила в голову. Зато букетов цветов Левитан написал невиданно много. Потому что художник просто потерял голову от стильной, утонченной и умной Анны Николаевны. «Васильки» он подарил Варе, старшей дочери Турчаниновой, которая влюбилась в художника первой пылкой любовью, что ему очень мешало. Ни до Горок, ни после художник не обратится к теме натюрмотов.

События в доме Турчаниновых

Чтобы у Левитана было отдельное помещение для работы, его поселили в обустроенной под мастерскую баньке. В Горках пейзажист прожил до глубокой осени 1894 года. Это был плодотворный период. Кроме натюрмортов с цветами, он изобразит пастелью двухэтажный дом Турчаниновых с мезонином в произведении «Осень. Усадьба» (1894 год).

Картина Левитана «Март» также покажет линию его фронтона. В 1895 году, в середине марта, художник снова приезжает в Горки и за кратчайшее время пишет полотно «Март» - невероятную новаторскую картину. До него никто не видел ни такого снега, ни синих теней от деревьев, ни яркого солнечного неба поразительной голубизны. Картина Левитана «Март» стала образцом для многих русских художников. Они в своих пейзажах использовали ее мотивы.

Левитан, «Март»: описание картины

Свежий холодный воздух и начинающаяся радостная весна, казалось, хлынули с полотна. Мажорна по своему настроению картина Левитана «Март». Фото (репродукция) показывает ликование природы. Перефразируя самого Исаака Ильича, можно коротко сказать, что пейзаж - это часть природы, которая прошла через характер и чувства художника. Так надо рассматривать это произведение. Картина Исаака Левитана «Март» - это его чудесное открытие, ранее никем не замеченное. Солнышко уже пригревает по-весеннему. Растаял снег на дороге, которая подходит к дому.

Рядом стоит лошадь, запряженная в сани, и мирно греется под теплыми лучами. Зима не хочет сдаваться весне и уходить. Еще глубоки сугробы под деревьями, но вся природа с нетерпением ждет пробуждения. Сосны темны, от них падают насыщенные ультрамариновые тени. По контрасту с ними сияют светлые стволы осин, залитые солнечным светом, к которому они тянутся.

Тему пробуждения природы художник развивал не раз. Тревожное пробуждение, встречу «утра года» показывает этюд «Весна. Последний снег». Он появился в то же время, когда Левитан написал картину «Март».

Колористическое решение и композиция

Колорит предвещает уход зимы. Наезженный путь, прописанный охрой, первый подчеркивает скорое избавление от нее. Лежащие рядом тяжелые яркие белоснежные снеговые сугробы с синими тенями лишь подчеркивают мажорное настроение, которое овладело художником. Они написаны густыми мазками, в противоположность небу, которое покрыто тонким слоем краски.

Весна во всем: в ярком голубом небе, в скворечнике, который ждет гостей, в купающемся в солнечных лучах светло-желтом деревянном доме, в снеговой шапке, которая вот-вот соскользнет с козырька.

Колорит выдержан в белых, зеленых и синих тонах. Анализ картины Левитана «Март» следует продолжить, сказав о ее композиции. Она смела своей простотой. Четырехугольник двора художник ограничивает стеной дома с одной стороны и снегом с другой. Снеговая поляна перед лесом делит полотно пополам. Получается, что перед зрителем талый снег, а перед лесом еще стойко держится зима. Весна не за горами. Движение, изгиб дороги помогают «войти в март» и почувствовать прелесть этого тихого, безветренного, теплого места.

Приступ неврастении

Когда наступила цветущая весна, то Левитан совсем запутался в своих отношениях с матерью и дочерью. Варвара упрашивала его убежать с ней. В муках меланхолии художник выходит из дома и в июне на озере стреляется. Это была имитация самоубийства, потому что художник вернулся в дом и, как на сцене, бросил под ноги хозяйке убитую им чайку. Это видел сам А. Чехов, который прибыл по приглашению Анны Николаевны поддержать Исаака Ильича и привести его нервы в порядок. Писатель-врач, однако, не нашел ничего серьезного, особенно в той ране, на которую жаловался И. Левитан. Жизнь и драмы в Горках он позже описал в повести «Дом с мезонином» и комедии «Чайка». Писатель никому не назовет, кто был прообразом Тригорина и Аркадиной, но окружение и так все поняло. Левитан впоследствии очень обидится, увидев себя вновь в произведении Чехова, но позже, как всегда, помирится с Антоном Павловичем. Более того, увидев «Чайку» на сцене, он оценил ее глубину и правдивость. В имении Чехов пробыл пять дней и очень скучал. Его ждали неотложные дела в Лопасне. Писатель приглашал друга к себе в Мелихово, но тот отказался. Его увлек новый сюжет «Ненюфары».

Смерть И. Левитана

В конце концов его больное сердце не выдержало тех волнений, в которых он постоянно пребывал. Отпечаток на болезнь сердца наложил вторично перенесенный тиф в 1896 году. К 39 годам он ходил, задыхаясь, с палкой в руках. Анна Николаевна за ним ухаживала, но сделать уже было ничего невозможно. Так он и умер у нее на руках, оставив в мастерской десятки незаконченных картин и сотни этюдов.

Прах Левитана теперь покоится на Новодевичьем кладбище неподалеку от его друга, который пережил его лишь на четыре года. В кабинете А. Чехова в Мелихово висит этюд Левитана «Озеро Островно».

Вариант 1. 3-4 класс

На картине «Март» мы видим самое начало весны. Ярко светит солнце. Снег начинает таять. Он стал рыхлым и истоптанным. Кое-где на дороге уже проглядывает земля.

Во дворе деревянного дома стоит лошадка с пустыми санями. Дом окружен деревьями. Это белые березки и вечнозеленые ели.

Вариант 2. 6-7 класс

На картине Исаака Левитана «Март» изображено время прихода весны. Это солнечный мартовский день среди русской природы. Мы видим двор двухэтажного деревянного дома, окруженного деревьями. Может быть,это дом в каком-нибудь лесничестве.

У дома навесное крыльцо на четырех столбиках, а на навесе еще лежит снег. Вокруг вздымаются деревья: тоненькие березы и вечнозеленые сосны с раскидистыми кронами. Они отбрасывают на снег четкие тени, которые кажутся голубыми.

Небо уже ярко-голубое. Тает снег. Он стал мягким и рыхлым. На картине видно, что снег вокруг дома уже весь изрыт и истоптан людьми и повозками. В некоторых местах, на которых по нему больше всего топтались, он уже сошел, видна сырая коричневая земля.

Беленькие березки стоят еще без листьев. Точнее, на них кое-где еще висят рыжие прошлогодние листочки. На верхушке одной из берез белеет скворечник. Пройдет немного времени, и его заселят пернатые жильцы.

Во дворе стоит рыженькая лошадка, запряженная в деревянные сани. Светлая стена дома гармонирует с белоснежными стволами берез. Вообще цвета на картине, хотя они и совсем неяркие, невероятно сочетаются друг с другом. Это белый, рыже-коричневый, темно-зеленый, голубой. А стволы березок, тянущиеся к солнцу, еще и создают неповторимо красивый рисунок линий на картине. Исаак Левитан - действительно непревзойденный мастер изображения пейзажей России.

Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Март»

Цель урока: развитие письменной речи обучающихся 4 класса посредством описания картины Исаака Ильича Левитана «Март».

    Формировать умение обучающихся составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности; умение использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником;

    Обучать обучающихся правильному построению предложений с опорой на картину, с помощью дополнительного материала обогащать речь обучающихся эпитетами, метафорами, рекомендуя их к использованию в тексте сочинения; развивая речь и мышление обучающихся, настойчиво приучать их правильно рассуждать, делать собственные выводы, умозаключения;

    Упражнять обучающихся в распространении предложений, построении их согласно теме картины, помогать овладевать связной письменной речью; продолжать выработку у обучающихся навыков грамотного письма с использованием орфографических опор;

    Способствовать развитию творческого воображения детей;

    Воспитывать любовь к родной русской природе.

Оборудование: картина И.И.Левитана «Март», карточки по речевой работе, фонограмма: П.И.Чайковский «Времена года. Март. Песня жаворонка»

Ход урока

Материал для учителя

О том, какое влияние имело творчество Левитана на современников, можно посудить по картине "Март". Известно, что Левитан редко изображал зиму и снег, предпочитая осень или весну. Но, однажды, он взялся за зимний пейзаж, и написал эту картину - "Март". Картина произвела переворот в русской живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо. После Левитана подобный мотив стал излюбленным в русской пейзажной живописи, и многие художники, включая Юона и Грабаря, варьировали его в своих работах.

Левитан написал картину «Март» в 1895 году. Известно, что создавалась картина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых, друзей художника. Проста и непритязательна природа, изображенная на полотне. Однако она показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности, в игре всех цветов и красок.

Левитан был мастером пленэрной живописи, живописи, выполненной непосредственно на природе. На открытом воздухе. Общение с природой делает художника очень чутким к малейшим изменениям в цветовом состоянии окружающего мира. Картины пейзажистов, созданные на пленэре, обладают свежестью, необыкновенною силой передачи мгновенного, мимолетного чувства прекрасного.

Левитан не только видит природу, он ее понимает и осмысливает. Пейзаж передает чувства, мысли и настроение автора. Художник хочет подействовать и на тех, кто будет смотреть его произведение.

В русской живописи выдающимся мастером жанра пейзажа был И.И.Левитан (1860-1900). Портрет художника (может быть показан на проекторе).

Ему было дано постичь счастье разговора с природой. Он написал более тысячи картин, и все они посвящены изображению природы, чаще всего русской природы. Современники признавали, что именно благодаря Левитану родная природа "представала перед нами как нечто новое и вместе с тем очень близкое...дорогое и родное". "Задворки заурядной деревушки, группа кустов у ручья, две барки у берега широкой реки или группа пожелтевших осенних берез,– все превращалось под его кистью в полные поэтического настроения картины, и, смотря на них, мы чувствовали, что именно это мы видели всегда, но как–то не замечали".

Среди картин Левитана преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные моменты: не летом и зимой, а осенью и весной. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. А картины Левитана обычно и называют пейзажами настроения. И сейчас вы в этом убедитесь!

    Организационный момент.

Психологический настрой класса.

    Сообщение темы и цели урока.

    Работа по картине картины.

а) Рассматривание картины.

Ребята! Что изображено на картине? (оттаявшая дорога, угол деревянного дома, запряженная в сани лошадь перед крыльцом, сугробы тающего снега, деревья)

Что вы чувствуете, когда смотрите на эту замечательную картину? Какое у вас настроение? (Настроение приподнятости, радости, свежести, спокойствия, поэтичности…)

Можно использовать такой прием:

Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание. Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее. (Синеватый рыхлый снег, переливающийся разными оттенками; зеленый, темный манящий лес; тоненькие, хрупкие, стройные деревца; сияющее, голубое, ликующее, чистое небо; рыжая, дремлющая, усталая лошадь; дом, освещенный солнцем; лимонно-желтая стена; золотистые осины, тянущиеся к небу)

Ребята! А какой день изобразил художник на этой картине? (День теплый, ясный, солнечный)

А что нам показывает, что день именно такой? (Желтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стене дома, синие и фиолетовые тени от деревьев)

Что вы можете сказать про цвет неба? (Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили еще какие-то краски, цвет получился такой чистый и нежный, что кажется, будто от него какое-то радостное сияние). Как цвет помогает художнику показать приближение весны? Какие краски использует художник, чтобы показать свое отношение к весне? (Оттенки снега, голубые тени, дорога в коричневых, фиолетовых тонах, золотистые стволы деревьев под лучами солнца)

Хотя на картине присутствуют и холодные тона, вся она как будто пронизана теплыми тонами: желтым, золотистым, розоватым, голубым цветом. Солнечный цвет везде – на стенах дома, на стволах молодых березок, на тоненьких веточках тополей. При помощи цвета и света художник свое радостное настроение от созерцания весеннего дня передает и нам. Что вы можете сказать про ком снега на крыше? (Ком снега подтаял, скоро он с шумом упадет с крыши на землю)

Обратите внимание на лошадь у крыльца. Какая она? ( Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот теплый весенний день)

О чем говорит нам изображение на картине дома с открытой дверью, лошадки перед крыльцом?

(Мы чувствуем присутствие человека, кажется, что он только подъехал на санях и вошел в дом, беспечно оставив дверь открытой)

Как вы считаете, каково настроение этого человека, что у него на душе?

(Он радуется приходу весны, бодр, энергичен, все представляется ему в радостном свете)

(Вывод: На этой картине ощущается незримое присутствие человека и его настроение)

Каково ваше настроение, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? (ответы обучающихся)

Посмотрите на картину внимательно и скажите, какие звуки, запахи можно ощутить здесь?

(Запах талого снега, зелени сосен, разъезженной дороги, лошадки, дома, в котором долгое время никто не жил, запоют птицы, зашумят ветки деревьев, скрипнет дверь, переступит с ноги на ногу лошадка, упадет с крыши глыба снега, мелодично зазвенит капель)

Почему мы можем услышать столько звуков на картине?

(Весь пейзаж представлен художником в движении, в состоянии изменения, пробуждения природы)

Лошадка стоит около крыльца, на дереве висит пока еще пустой скворечник, почки набухли, но еще не распустились – о какой главной мысли картины свидетельствуют эти детали?

(Все в природе ждет весны, теплых весенних денечков, вся картина проникнута мотивом ожидания)

б) Словарная работа

Как рассказать так, чтобы не знающий эту картину человек мог себе ее представить? Найдите точные, выразительные слова, используйте эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры. Возможно, вам понадобятся сложные прилагательные. Порядок, по которому будем описывать картину, предложен вам в таблицах, используйте их как черновики (таблица состоит из двух граф: в одной перечислены пункты, которые вы видите ниже, в другой оставлено место для того, чтобы школьники заполнили их словами, словосочетаниями или предложениями, наиболее ярко отражающими характер описываемого явления или предмета).

Освещение, солнце

Основные цвета

Деревья и скворечник

Смирная, терпеливая деревенская лошадка, запряженная в сани, тоже радуется весне.

в) Составление плана сочинения

Теперь, когда найдены выразительные слова для всего, что мы видим на картине, попробуем объединить все сказанное нами, составив план, в котором будем начинать с наиболее общего, а потом уже переходить к отдельным частям картины. (Эту работу можно делать вместе с классом только в том случае, если учитель отводит на работу по картине три часа (вместе с написанием сочинения), при двух часах план уже может быть заранее подготовлен учителем, тем более, что в него включено только то, что обсуждалось на уроке и к чему учащиеся должны были подойти сами.

Примерный план сочинения (1 вариант)

1)Приближение весны

    Написание сочинения обучающимися.

    Самопроверка.

    Подведение итогов

Работы обучающихся 4а класс (2012-2013 уч. год)

Кобелькова Александра

Левитан Исаак Ильич прожил сорок лет. Он написал более тысячи картин. Картину «Март» Исаак Ильич написал в 1895 году. Эта картина находится в Третьяковской галерее.

На первом плане находится тропа, снег, крыльцо дома. Тропа глинистая, она еще не до конца растаяла. Тропа доходит до второго плана и идет дальше. Снег с загрязненной коркой, пахнет сыростью, растоптанный. На снегу есть маленькие ямы. Крыльцо дома, открыта дверь, столбы у крыльца светло-желтые. Крыша – богатого цвета. На крыше еще не растаял снег, только края крыши.

На втором плане сосновый бор, скворечник, лошадь, березы, снег, сугробы. Сосновый бор густой, зеленый, большой. Скворечник повешен на лысой березе. Он белый и не большой. Лошадь запряжена в сани. Березы – лысые, очень мало листьев, они только на верхушке. Снег с сугробами, на снегу следы.

Мне понравилась эта картина, и всем она нравится, потому что на ней изображен светлый и веселый день. Ветер дует нежно. И хочется очутиться в этом доме, на улице и в сосновом бору.

Назаренко Кирилл

Исаак Левитан написал эту картину в 1895 году. Написав более тысячи картин, картина «Март» единственная с изображением снега.

На картине изображены яркие тёплые тона, они показывают и доказывают, что это и есть март – тёплый и ласковый. На дальнем плане показан небольшой сбор деревьев, и туда ведут следы. Возможно, кто–то попросил последить за лошадью, а сам ушёл ненадолго. На картине слышны запахи лошадиного навоза, шерсти лошади, утренней свежести и, конечно, весны. Также слышны звуки колокольчиков лошадиной упряжки, капели и, возможно, реки неподалёку.

Картина вызывает счастье, тепло, радость и так хочется гулять по весеннему лесу.

Освещение, солнце

Картина полна солнечного света, хотя само солнце на картине не изображено; греет ласковое весеннее солнышко; все сверкает на солнце.

Основные цвета

Желтый, голубой и зеленый с добавлением белого. Преобладает именно желтый, потому что Левитан так передает солнечный свет

Сероватый с загрязненной коркой, потемневший, ноздреватый; то сверкающий, разрыхленный, то освещенный, и поэтому желтоватый, то в тени голубой; тающие сугробы; стеклянный блеск талой воды; от тающего снега веет сырой прохладой; отдельные выпуклые мазки для изображения снега, мы как бы чувствуем его рыхлость.

Деревья и скворечник

Розоватые, впитавшие солнце тонкие ветки берез, их стволы тянутся вверх, а прозрачные ветки усиливают воздушность картины; набухли почки, уже готовятся выпустить свои листочки; скворечник, ожидающий улетевших на зиму хозяев; зелень сосен кажется уставшей от долгой зимы, какой-то побуревшей.

Голубизна неба; светло-голубое безоблачное небо, прозрачное.

Разъезженная дорога, лужи талого снега, из-под снега выступила глинистая земля.

Желтые стены дома, открытая дверь, часть которой находится в тени; уже не нужно беречь тепло –весна; отброшенная ставня; подтаявшая шапка снега на крыше крылечка, со всех сторон как бы обкусанная солнцем.

Смирная, терпеливая деревенская лошадка, запряженная в сани, тоже радуется весне.

Примерный план сочинения

1)Приближение весны

2)Главные герои картины «Март»

3)Цвет и тона в произведении Левитана

4)Мысли, чувства, запахи, звуки картины

5)Впечатление, производимое данным произведением искусства

Примерный план сочинения

1)Приближение весны

2)Главные герои картины «Март»

3)Цвет и тона в произведении Левитана

4)Мысли, чувства, запахи, звуки картины

5)Впечатление, производимое данным произведением искусства

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры