«свобода на баррикадах» и революционная тема в мировом искусстве. “Свобода, ведущая народ на баррикады” Свобода ведущая народ история создания

Главная / Психология

1830 г.
260x325 см Лувр, Париж

«Я выбрал современный сюжет, сцену на баррикадах. .. Если я и не сражался за свободу отечества, то, по крайней мере, должен прославить эту свободу», - сообщал Делакруа своему брату, имея в виду картину «Свобода, ведущая народ» (у нас она известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Заключенный в ней призыв к борьбе против тирании был услышан и с восторгом принят современниками.

По трупам павших революционеров шагает босая, с обнаженной грудью, Свобода, зовущая за собой восставших. В поднятой руке она держит трехцветный республиканский флаг, и его цвета - красный, белый и синий - эхом звучат по всему полотну. В своем шедевре Делакруа соединил, казалось несоединимое - протокольный реализм репортажа с возвышенной тканью поэтической аллегории. Небольшому эпизоду уличных боев он придал вневременное, эпическое звучание. Центральный персонаж полотна - Свобода, соединившая величавую осанку Афродиты Милосской с теми чертами, которыми наделил Свободу Огюст Барбье: «Это сильная женщина с могучей грудью, с хриплым голосом, с огнем в глазах, быстрая, с широким шагом».

Воодушевленный успехами революции 1830 г., Делакруа приступил к работе над картиной 20 сентября, чтобы прославить Революцию. В марте 1831 г. он получил за нее награду, а в апреле выставил картину в Салоне. Картина своей неистовой силой отталкивала буржуазных посетителей, которые также упрекали художника за то, что он показал только "чернь" в этом героическом действии. На салоне, в 1831 года министерство внутренних дел Франции покупает "Свободу" для Люксембургского музея. Через 2 года "Свободу", сюжет которой посчитали слишком политизированным, убрали из музея и вернули автору. Король купил картину, но, напуганный ее характером, опасным в период царства буржуазии, приказал спрятать, свернуть в рулон, затем возвратить автору (1839). В 1848 году картину требует Лувр. В 1852 - Вторая империя. Картину опять считают подрывной и отправляют в запасник. В последние месяцы Второй империи "Свободу" снова рассматривали как великий символ, и гравюры с этой композиции служили делу республиканской пропаганды. Через 3 года ее извлекают оттуда и демонстрируют на всемирной выставке. В это время Делакруа переписывает ее вновь. Возможно он делает темнее ярко-красный тон колпака, чтобы смягчить его революционный вид. В 1863 году Делакруа умирает у себя дома. И через 11 лет "Свобода" снова выставляется в Лувре.

Сам Делакруа не принимал участия в «трех славных днях», наблюдая за происходящим из окон своей мастерской, но после падения монархии Бурбонов решил увековечить образ Революции.


Подробное рассмотрение картины:

Реализм и идеализм.

Образ Свободы мог быть создан художником под впечатлением, с одной стороны, от романтической поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда», а с другой, от античной греческой статуи Венеры Милосскои, только-только в то время найденной археологами. Впрочем, современники Делакруа ее прообразом считали легендарную прачку Анну-Шарлотту, вышедшую на баррикады после гибели своего брата и уничтожившую девятерых швейцарских гвардейцев.

Эту фигуру в высоком котелке довольно долго считали автопортретом художника, однако сейчас ее соотносят с Этьеном Араго, фанатичным республиканцем и директором театра «Водевиль». Во время июльских событий Араго снабжал повстанцев оружием из реквизита своего театра. На полотне Делакруа этот персонаж отражает участие буржуазии в революции.

На голове Свободы мы видим ее традиционный атрибут - конический головной убор с острой верхушкой, называемый «фригийским колпаком». Такой головной убор носили в свое время персидские солдаты.

В сражении участвует и уличный мальчишка. Его вскинутая вверх рука с пистолетом повторяет жест Свободы. Возбужденное выражение лица сорванца подчеркивает, во-первых, падающий сбоку свет, а во-вторых, темный силуэт головного убора.

Фигура размахивающего клинком мастерового символизирую ет рабочий класс Парижа, который сыграл ведущую роль в восстании.

Мертвый брат
Этот полуодетый труп, по мнению специалистов, идентифицируется как погибший брат Анны-Шарлотты, ставшей прообразом Свободы. Мушкет, который Свобода держит в руке, мог быть его оружием.

100 шедевров живописи. Самые известные картины в мире


... или «Свобода на баррикадах» - картина французского художника Эжена Делакруа. Кажется, он создан одним импульсом. Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года, положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов.
Это финальный штурм. Толпа сходится к зрителю в облаке пыли, размахивая оружием. Она пересекает баррикаду и ворвалась в вражеский лагерь. Во главе стоят четыре фигуры в центре женщина. Мифическая богиня, она ведет их к Свободе. Солдаты лежат у их ног. Действие поднимается в пирамиде, согласно двум плоскостям: горизонтальные фигуры у основания и вертикальные, крупным планом. Изображение становится памятником. Стремительное прикосновение и стремительный ритм сбалансированы. Картина сочетает в себе аксессуары и символы - историю и вымысел, реальность и аллегорию. Аллегории Свободы - это живая и энергичная дочь народа, которое воплощают восстание и победу. Одетая в фригийскую кепу, плывет на ее шее, она даёт вспомнить революцию 1789 года. Флаг, символ борьбы разворачивается со спины сине- бело - красному. От тьмы до яркого, как пламя. Ее желтое платье, чей двойной пояс плавает на ветру, скользит ниже ее груди и напоминает старинные драпировки. Нагота - это эротический реализм и ассоциируется с крылатыми победами. Профиль - греческий, нос прямой, рот щедрый, подбородок нежный. Исключительная женщина среди мужчин, решительная и благородная, повернув голову к ним, она ведёт их к окончательной победе. Фигура профиля освещено с право. Опираясь на ее обнаженную левую ногу, которая выступает из ее платья, огонь действия преображает ее. Аллегория - настоящий герой борьбы. Винтовка, которую она держит в левой руке делает ее реалистичной. Справа, перед фигурой Свободы мальчик. Символ молодости восстает как символ несправедливости. И мы вспоминаем персонаж Гавроша в романе Виктора Гюго "Отверженные" Впервые «Свобода, ведущая народ» была выставлена в Парижском салоне в мае 1831 года, где картина была восторженно принята и тотчас куплена государством. Из-за революционного сюжета полотно на протяжении последующей четверти века не выставлялось на публике. В центре картины изображена женщина, символизирующая свободу. На голове у неё - фригийский колпак, в правой руке - флаг республиканской Франции, в левой - ружьё. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага. Фигуры вокруг Свободы - рабочий, буржуа, подросток - символизируют единство французского народа во время июльской революции. Некоторые искусствоведы и критики предполагают, что в виде мужчины в цилиндре слева от главной героини художник изобразил себя.

Сюжет

Марианна с флагом республиканской Франции и ружьем ведет за собой народ. На голове ее —фригийский колпак. Кстати, он же был прообразом шапочки якобинцев во время Великой Французской революции и считается символом свободы.

Сама Марианна — главный революционный символ Франции. Она олицетворяет триаду «Свобода, Равенство, Братство». Сегодня ее профиль размещён на государственной печати Франции; хотя бывали времена (уже после революции 1830-го, кстати), когда было запрещено использовать ее образ.

Описывая смелый поступок, мы обычно говорим, что человек с голыми руками пошел на врага, предположим. У Делакруа французы шли с голой грудью и в этом выражалась их отвага. Потому и у Марианны грудь голая.

Марианна

Рядом со Свободой — рабочий, буржуа и подросток. Так Делакруа хотел показать единство французского народа во время июльской революции. Есть версия, что человек в цилиндре — сам Эжен. Не случайно же он написал брату: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать».

Картина была впервые выставлена почти через год после революционных событий. Государство с восторгом приняло ее и купило. Однако следующие 25 лет доступ к полотну был закрыт — дух свободы был настолько силен, что его от греха убрали подальше от разгоряченных июльскими событиями французов.

Контекст

События июля 1830 года вошли в историю как три славных дня. Карл Х был свергнут, на престол взошел Луи-Филипп, герцог Орлеанский, то есть власть от Бурбонов перешла к младшей ветви, Орлеанскому дому. Франция осталась конституционной монархией, но теперь принцип народного суверенитета возобладал над принципом божественного права короля.


Пропагандистская почтовая открытка, направленная против Парижской коммуны (июль 1871 года)

Карл Х хотел восстановить порядок, царивший до Великой французской революции 1789 года. И это очень не нравилось французам. События развивались стремительно. 26 июля 1830 года король распустил палату представителей, ввел новые цензы в избирательное право. Недовольные его консервативной политикой либеральная буржуазия, студенты и рабочие 27 июля подняли бунт. Через сутки баррикадных боев на сторону восставших начали переходить вооруженные солдаты. Лувр и Тюильри были блокированы. И 30 июля над королевским дворцом взвился французский триколор.

Судьба художника

Главный романтик европейской живописи Эжен Делакруа родился в пригороде Парижа в 1798 года. Много лет спустя, когда Эжен будет блистать в обществе и покорять дамские сердца, интерес к нему будут подогревать сплетни относительно тайны рождения. Дело в том, что точно нельзя сказать, чьим сыном был Эжен. По официальной версии, отцом был Шарль Делакруа, политический деятель, бывший министр иностранных дел. По альтернативной — Шарль Талейран или даже сам Наполеон.

Благодаря своей неугомонности Эжен чудом пережил трехлетний возраст: к тому времени он едва не «повесился», нечаянно обмотав вокруг шеи мешок для овса; «горел», когда над его кроваткой вспыхнула противомоскитная сетка; «тонул» во время купания; «травился», наглотавшись краски-медянки. Классический путь страстей и испытаний героя романтизма.


Автопортрет

Когда встал вопрос о выборе ремесла, Делакруа решил заниматься живописью. У Пьера Нарсиса Герена он освоил классическую базу, а в Лувре познакомился с родоначальником романтизма в живописи Теодором Жерико. В то время в Лувре было немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Рубенс, Веронезе, Тициан — дни пролетали незаметно.

Успех пришел к Делакруа в 1824 году, когда он выставил картину «Резня на Хиосе». Это было второе полотно, представленное публике. Картина явила ужасы недавней войны Греции за независимость. Бодлер назвал ее «жутким гимном року и страданию». Посыпались обвинения в чрезмерном натурализме, а после следующей картины — « » — еще и в неприкрытом эротизме. Критики никак не могли понять, зачем полотно, словно бы кричит, грозит и богохульствует. Но именно такой аккорд эмоций понадобился художнику, когда он взялся за «Свободу, ведущую народ».

Вскоре мода на бунт прошла, и Делакруа начал искать новый стиль. В 1830-х он побывала в Марокко и был обескуражен увиденным. Африканский мир оказался не таким шумным и праздничным, каким представлялся, но патриархальным, погруженным в свои домашние заботы. Делакруа сделал сотни эскизов, которые использовал следующие 30 лет.

Вернувшись во Францию, Делакруа понял, что значит востребованность. Заказы приходили один за другим. В основном это были официальные вещи: роспись в Бурбонском дворце и Лувре, украшение Люксембургского дворца, создание фресок для церкви Сен-Сюльпис.

Все у Эжена было, все его любили и, несмотря на его развивавшуюся болезнь горла, всегда ждали с его колкими шуточками. Но, сетовал Делакруа, все боготворили работы прошлых лет, свежие же оставались без внимания. Делакруа, получая комплименты на картины 20-летней давности, мрачнел. Скончался он в 65 лет от той самой болезни горла, и сегодня его тело покоится на Пер-Лашез.

Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года, положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. После многочисленных подготовительных эскизов ему потребовалось всего три месяца, чтобы написать картину. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать». Картина имеет и второе название: «Свобода, ведущая народ». Поначалу художник хотел просто воспроизвести один из эпизодов июльских боев 1830 года. Он стал свидетелем героической гибели д"Арколя при захвате повстанцами парижской ратуши. На висячем Гревском мосту под обстрелом появился молодой человек, который воскликнул: «Если я погибну, запомните, что меня зовут д"Арколь». И он действительно был убит, но успел увлечь за собой народ.

В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. Мощью, демократизмом и смелостью художественного решения полотно произвело ошеломляющее впечатление на современников. По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите -- глава школы? Скажите лучше -- глава мятежа!» *** После закрытия Салона правительство, напуганное грозным и вдохновляющим призывом, исходящим от картины, поспешило вернуть ее автору. Во время революции 1848 года ее вновь поставили на всеобщее обозрение в Люксембургском дворце. И вновь вернули художнику. Лишь после того, как полотно экспонировалось на Всемирной выставке в Париже в 1855 году, оно попало в Лувр. Здесь хранится и поныне это одно из лучших созданий французского романтизма -- вдохновенное свидетельство очевидца и вечный памятник борьбе народа за свою свободу.

Какой же художественный язык нашел молодой французский романтик, чтобы слить воедино эти два, казалось бы, противоположных начала -- широкое, всеобъемлющее обобщение и жестокую в своей обнаженности конкретную реальность?

Париж знаменитых июльских дней 1830 года. Вдалеке едва заметно, но гордо высятся башни собора Парижской Богоматери -- символа истории, культуры, духа французского народа. Оттуда, из задымленного города, по развалинам баррикад, по мертвым телам погибших товарищей упрямо и решительно выступают вперед повстанцы. Каждый из них может умереть, но шаг восставших непоколебим -- их воодушевляет воля к победе, к свободе.

Эта вдохновляющая сила воплощена в образе прекрасной молодой женщины, в страстном порыве зовущей за собой. Неиссякаемой энергией, вольной и юной стремительностью движения она подобна греческой богине победы Нике. Ее сильная фигура облачена в платье-хитон, лицо с идеальными чертами, с горящими глазами обращено к повстанцам. В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой -- ружье. На голове фригийский колпак -- древний символ освобождения от рабства. Ее шаг стремителен и легок -- так ступают богини. Вместе с тем образ женщины реален -- это дочь французского народа. Она -- направляющая сила движения группы на баррикадах. От нее, как от источника света в центре энергии, расходятся лучи, заряжающие жаждой и волей к победе. Находящиеся в непосредственной близости к ней, каждый по-своему, выражают причастность к этому воодушевляющему призыву.

Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. В стремительном, по-мальчишески нетерпеливом движении он даже чуть опережает свою вдохновительницу. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. Он сновал взад и вперед, поднимался вверх, опускался вниз, снова поднимался, шумел, сверкал радостью. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина? Да, конечно, его нищета. Были ли у него крылья? Да, конечно, его веселость. Это был какой-то вихрь. Он как бы наполнял собою воздух, присутствуя одновременно повсюду... Огромные баррикады чувствовали его на своем хребте».**

Гаврош в картине Делакруа -- олицетворение юности, «прекрасного порыва», радостного приятия светлой идеи Свободы. Два образа -- Гавроша и Свободы -- как бы дополняют друг друга: один--огонь, другой-- зажженный от него факел. Генрих Гейне рассказывал, какой живой отклик вызвала у парижан фигура Гавроша. «Черт возьми! -- воскликнул какой-то бакалейный торговец.-- Эти мальчишки бились, как великаны!» ***

Слева студент с ружьем. Прежде в нем видели автопортрет художника. Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно. Руки уверенно сжимают ствол ружья, лицо выражает мужество, твердую решимость стоять до конца. Это глубоко трагический образ. Студент сознает неизбежность потерь, которые понесут повстанцы, но жертвы его не пугают -- воля к свободе сильнее. За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей. У ног Свободы раненый. Он с трудом приподнимается, чтобы еще раз взглянуть вверх, на Свободу, увидеть и всем сердцем ощутить то прекрасное, за что он погибает. Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. Если образы Гавроша, Свободы, студента, рабочего -- почти символы, воплощение непреклонной воли борцов свободы -- вдохновляют и призывают зрителя, то раненый взывает к состраданию. Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью. Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв.

Его фигура переходная. Взгляд зрителя, до сих пор завороженный и увлеченный революционной решимостью восставших, опускается вниз, к подножию баррикады, покрытому телами славных погибших солдат. Смерть представлена художником во всей оголенности и очевидности факта. Мы видим посиневшие лица мертвецов, их обнажившиеся тела: борьба беспощадна, а смерть такой же неизбежный спутник восставших, как и прекрасная вдохновительница Свобода.

От страшного зрелища у нижнего края картины мы вновь поднимаем свой взгляд и видим юную прекрасную фигуру -- нет! жизнь побеждает! Идея свободы, воплощенная столь зримо и ощутимо, настолько устремлена в будущее, что смерть во имя нее не страшна.

Художник изображает лишь небольшую группу повстанцев, живых и погибших. Но защитники баррикады кажутся необычайно многочисленными. Композиция строится так, что группа сражающихся не ограничена, не замкнута в себе. Она лишь часть нескончаемой лавины людей. Художник дает как бы фрагмент группы: рама картины обрезает фигуры слева, справа, снизу.

Обычно цвет в произведениях Делакруа приобретает остроэмоциональное звучание, играет доминирующую роль в создании драматического эффекта. Краски, то бушующие, то затухающие, приглушенные, создают напряженную атмосферу. В «Свободе на баррикадах» Делакруа отходит от этого принципа. Очень точно, безошибочно выбирая краску, накладывая ее широкими мазками, художник передает атмосферу боя.

Но колористическая гамма сдержанна. Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы. Этого требовало образное решение картины. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. Поэтому фигуры почти скульптурны. Поэтому каждый персонаж, являясь частью единого целого картины, составляет и нечто замкнутое в себе, представляет собою символ, отлившийся в завершенную форму. Поэтому цвет не только эмоционально воздействует на чувства зрителя, но несет символическую нагрузку. В коричнево-сером пространстве то здесь, то там вспыхивает торжественное трезвучие красного, синего, белого -- цветов знамени французской революции 1789 года. Неоднократное повторение этих цветов поддерживает мощный аккорд трехцветного флага, реющего над баррикадами.

Картина Делакруа «Свобода на баррикадах» -- сложное, грандиозное по своему размаху произведение. Здесь сочетаются достоверность непосредственно увиденного факта и символичность образов; реализм, доходящий до брутального натурализма, и идеальная красота; грубое, страшное и возвышенное, чистое.

Картина «Свобода на баррикадах» закрепила победу романтизма во французск «Битва при Пуатье» и «Убийство епископа Льежского». Делакруа - автор картин не только на темы Великой французской революции, но и батальных композиций на сюжеты национальной истории («Битва при Пуатье»). Во время своих путешествий художник делал ряд зарисовок с натуры, на основе которых создавал картины после своего возвращения. Эти произведения отличаются не только интересом к экзотике и романтичной колоритностью, но и прочувствованным своеобразием национального быта, менталитета, характеров.

Делакруа. «Свобода, ведущая народ». 1831 г. Париж. Лувр.

По развалинам баррикады, только что отбитой у правительственных войск, прямо по телам убитых стремительно и грозно движется лавина повстанцев. Впереди поднимается на баррикаду прекрасная в своем порыве женщина со знаменем в руке. Это - Свобода, ведущая народ. На создание этого образа Делакруа вдохновили стихи Огюста Барбье. В его поэме «Ямбы» он нашел аллегорический образ богини Свободы, показанной в виде властной женщины из народа:
«Эта сильная женщина с могучей грудью,
С хриплым голосом и огнем в глазах,
Быстрая, с широким шагом,
Наслаждающаяся криками народа,
Кровавыми схватками, долгим рокотом барабанов,
Запахом пороха, доносящимся издали,
Отзвуками колоколов и оглушающих пушек».
Художник смело ввел символический образ в толпу реальных парижан. Это одновременно и аллегория, и живая женщина (известно, что в июльских боях принимали участие многие парижанки). У нее классический античный профиль, мощный скульптурный торс, платье-хитон, на голове – фригийский колпак - древний символ освобождения от рабства

Рецензии

У меня всегда создавалось впечатление, что от этой картины веет чем-то нездоровым. Странный какой-то символ патриотизма и свободы. Эта мощ-
ная дама могла бы, скорее, символизировать свободу нравов, ведущую народ в бордель, а не в революцию. Правда, у "богини свободы" такое
грозное и суровое выражение лица, что, пожалуй, не каждый решиться
засмотреться на её могучую грудь, так что мыслить тут можно двояко...
Извините, если "сморозила" что-то не так, просто высказала своё мнение.

Уважаемая принцесса! Высказанное Вами мнение еще раз показывает, что мужчины и женщины на многие вещи смотрят по-разному. Эротический момент в такой неподходящей ситуации? Но он несомненно присутствует, и даже очень ему сродни! Революция - это слом всего старого. Рушатся устои. Невозможное становится возможным. Так вот, это упоение свободой - насквозь эротично. Делакруа чувствовал это. Барбье чувствовал это. Пастернак (в совсем другую революционную пору) чувствовал это (почитайте "Сестра моя жизнь"). Я даже уверен, что если бы роман о конце света взялся писать мужчина, он бы многое изобразил иначе. (Армагедон - разве это не революция всех революций?) С улыбкой.

Если конец света - это революция, тогда и смерть тоже революция))))
Правда, почему-то большинство стремятся устроить ей контрреволюцию, да
и изображают её весьма неэротично, ну, вы знаете, скелетина с косой и
в чёрном плаще. Впрочем... Не буду спорить, может, на самом деле
мужчины видят всё это как-то иначе.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры