Ульф старк моя сестренка ангел - сообщество для тех, кто покупает детские книги через интернет. Ульф Старк: классик современной детской литературы

Главная / Психология

Книги шведского писателя Ульфа Старка часто сравнивают с произведениями Астрид Линдгрен. Оба великих шведа, говоря о детстве, соединяют грустное и смешное и умеют «писать о самых сложных проблемах так просто и ясно, что понятно даже взрослым» .

Не просто найти общий язык с подростками, это дано не каждому. К счастью, есть люди, которые умеют подобрать нужные слова и интонации, может быть, потому, что детство, радостное и печальное одновременно, на всю жизнь осталось в них и, как заноза, болит, не дает покоя. Шведский писатель Ульф Старк – из таких. И, наверное, в этом причина его писательского успеха.

Сейчас Ульф Старк – лауреат практически всех главных премий в области детской литературы, по его книгам сняты фильмы, но в детстве он и не думал становиться писателем. «Я ненавидел писать, потому что я левша и меня всё время переучивали. Мой первый учитель был невероятно скучным человеком, он никогда не понимал, о чём я пишу свои сочинения. Когда мне было лет 15 или 16, у меня наконец-то появился учитель словесности, который меня вдохновлял» .


В 20 лет Ульф Старк выпустил первую книгу – сборник взрослых стихов. Еще через 10 лет появились его первые произведения для детей – «Петтер и красная птица» и «Петтер и поросята-бунтари» , написанные от лица мальчишки-озорника. Эта книга есть в нашей библиотеке:

Старк, У. Петтер и красная птица [Текст] ; Петтер и поросята-бунтари : Повести / У. Старк;Пер. со швед. В. Мамоновой; Рис. О. Кокина. - Москва: Детская литература, 1981. - 191 с. : ил.

Аннотация: «Нам надоело, чтобы нас истребляли и превращали в дурацкие шапки и хвастливые шубы. Угнетателям скоро придет конец. Близок час расплаты. Все звери», - такую записку оставил Стаффан на прилавке небольшого мехового магазина. Эти повести о том, как шведские ребята защищали четвероногих друзей, искали Красную птицу счастья, создали клуб Поросят-бунтарей, как их любимец поросенок Могиканин стал чемпионом собачьей выставки. Для читателей-учащихся 4-5 классов.

Но настоящая слава пришла к Ульфу в 1984 году, когда первую премию на конкурсе детской книги получил роман «Чудаки и зануды»

(есть в ТОДНБ - Старк, У. Чудаки и зануды [Текст] : художественная лит-ра / У. Старк; пер. с швед. О. Мяэотс; худож. А. Вронская. - Москва: ОГИ, 2002. - 176 с. : ил. ).

Как основное достоинство книги жюри отметило, что она дарит юному читателю надежду и учит смело смотреть жизни в лицо. Героиня повести Симона переезжает с мамой к новому маминому знакомому Ингве, с котором у девочки сразу не складываются отношения. К тому же в новой школе из-за случайной ошибки Симона вынуждена выдавать себя за мальчика. Нелепое недоразумение, словно снежная лавина, вызывает череду рискованных проказ в школе. Вдобавок душевный покой Симоны нарушен потерей любимой собаки, тревогой за тяжелобольного дедушку, отсутствием взаимопонимания с отчимом, первой любовью.

По выражению Ольги Мяэотс, переводчика этой книги, «Ульфу Старку удалось написать книгу о дружбе и ненависти, любви и горе, о беспомощности взрослых и мудрости детей и стариков. О том, как непросто взрослеть, как трудно обрести себя. Многое в жизни кажется нам странным, чудным, но всё вокруг исполнено глубокого смысла. Надо только научиться его распознавать, не надо бояться быть чудаком, непохожим на других, - исподволь внушает автор» . Несмотря на глубину поставленных вопросов, «Чудаки и зануды» - веселая, увлекательная книга, читающаяся на одном дыхании.

Многие взрослые считают книги Старка грустными, но дети и подростки воспринимают их иначе. «Мне кажется, грусть необходима, ведь она помогает оттенять радость» , - считает писатель. Он не боится честно и открыто говорить с читателем о проблемах, волнующих каждого ребенка – об одиночестве, любви, смерти и рождении. «Меня увлекает, что можно снова стать наивным, можно смотреть на мир глазами ребенка и задавать трудные и наивные вопросы: «Где я был до того, как родился?», например, и «Почему люди воюют?» .

У героя повести «Умеешь ли свистеть, Йоханна?» , которая вышла в России в 2003 году, семилетнего Ульфа есть дедушка.

(есть в ТОДНБ - Старк, У. Умеешь ли ты свистеть, Йоханна? [Текст] : повесть / У. Старк; пер. О. Мяэотс; худож. Я. Хорева. - Москва: Самокат, 2005. - 124 с. : ил. - (Лучшая новая книжка) .

А вот у его друга Берры дедушки нет. Когда тебе семь лет и у тебя нет дедушки, грустно: никто не пригласит тебя в гости, не угостит кофе, не возьмёт порыбачить на озеро, не научит запускать воздушного змея и красиво свистеть… Но это поправимо, если есть друг Ульф, который может показать место, где дедушек видимо-невидимо. И вот однажды оба мальчугана отправляются в дом престарелых и находят себе самого настоящего дедушку, пусть ненадолго… Случается чудо. Встречаются одинокий мальчик и одинокий старик, и каждого из них эта встреча делает счастливее и мудрее. Во время прогулки дедушка Нильс говорит: «Я и забыл, как прекрасен мир!.. Никогда, ребятки, об этом не забывайте» . Эта книга экранизирована, фильм производства Швеция переведен на русский язык.

Вторая повесть книги «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» - о подростке Сикстене, которая так и называется «Сикстен» - о том, как он помог своему папе… встретить новую любовь. Рисунки молодой художницы Яны Хоревой, словно водяные знаки, лишь слегка проступают на страницах книги, создавая особое лирическое настроение.

В 1996 году Старк пишет книгу «Моя сестрёнка – ангел» , тесно связанную с его собственным детством. Не перестаёшь восхищаться, как легко, с какой незаметной ловкостью он соединяет своё, личное, почти «интимное» переживание с тем, что понятно и близко любому читателю. «До того, как появились на свет мы с братом, у наших родителей должна была родиться девочка, но она умерла при рождении. Её должны были назвать Мари-Луиза. Моя мама очень много думала об этой девочке, всю свою жизнь. Поэтому она всё время как будто присутствовала в нашей жизни: сидела за столом, стояла у окна… Она стала для меня таким тайным образом. Но ни в коем случае не печальным: поскольку она умерла до того, как её начали воспитывать, в моём представлении она была очень шаловливой девочкой, совсем не такой, как скучные взрослые сёстры моих друзей» . Кстати, в этой повести Старк почти буквально «цитирует» повесть Астрид Линдгрен о благополучном ребёнке, который одинок в семье (в такой хорошей семье, с такими понимающими родителями!), у которого есть «лучший в мире друг» (или, возможно, «лучшая в мире выдумка») и который мечтает о собаке... Да, любимому и обласканному ребёнку, для которого мы все делаем, как родители, всё равно нужен кто-то ещё – ангел небесный или «земная собака», чтобы любить бесконечно и бескорыстно.

При этом Старк не свёл сюжет к «сказке», а удержался в реалистической сфере, внутри которой не побоялся ввести в повесть религиозные мотивы, показал, что на страшные вопросы о жизни и смерти ребёнок может найти нестрашный и убедительный ответ. У нас в России книга вышла в 2007 году. По мнению Марии Порядиной, рецензента сайта Библиогид, перевод, при всех достоинствах книги, нуждается в редакторской правке. Но зато самых высоких похвал заслуживает работа художницы Анны Вронской, которая, уже не впервые обратившись к прозе Ульфа Старка, с удивительной точностью передаёт и лирическое настроение книги, и всплески мальчишеской фантазии, и великую простоту трудных мыслей о земном и небесном.

Популярность книг Ульфа Старка в Скандинавии и в мире растет год от года. Его произведения удостоены самых престижных литературных премий. В 2000 г. Международное жюри Премии Х.-К. Андерсена отметило его заслуги особым дипломом. В нашей стране Старк не так известен, как во всём мире, но год от года его книги всё чаще спрашивают в магазинах и библиотеках. Из 40 книг Ульфа Старка на русском издано уже полтора десятка, среди которых (экранизированная в Швеции еще в 1990 году), «Звезда по имени Аякс», «Рождество в лесу» и другие.

Повесть «Пусть танцуют белые медведи» рассказывает об обычном подростке Лассе: он не блещет в учёбе, ходит в потертых брюках, слушает Элвиса Пресли и хулиганит на улицах.

Но однажды жизнь Лассе круто меняется, он сталкивается с очень недетскими проблемами – развод родителей, новая семья, отчим… Любовные переживания, попытки доказать окружающим, что ты не хуже других… По ходу книги Лассе благодаря отчиму удаётся превратиться из гадкого утёнка в ещё маленького, но уже вполне сложившегося лебедя… Но он вдруг обнаруживает, что вынужден делать выбор между новым образом примерного мальчика с блестящими перспективами и прежним Лассе, похожим на своего «непутевого» и угрюмого, как медведь, отца. «Мы сидели рядышком – два одиноких благородных разбойника – и смотрели, как мимо нас пролетает вечер». «…В речах мы с ним никогда не были сильны. Нам достаточно было промычать что-то или пробурчать – мы понимали друг друга без слов, словно два медведя»… Подросток пытается примирить два противоречивых мира. Ведь он постепенно привык к тому, что приемный отец то и дело хлопал его по спине, занимался с ним за журнальным столом и вообще к своему новому дому. «Я здорово умею привыкать», - говорил он.

И тут… финал… Неожиданный для детско-подростковой книжки… Лассе все-таки добивается того, что ему надо было больше всего – жизнь с родным отцом. Он надевает свою старую одежду и возвращает прежних друзей.


Добрая и трогательная история с глубоким смыслом и подтекстом, как и все произведения У. Старка. Истории о поиске себя, своего настоящего «я». Нужно ли стараться стать тем, кого в твоем лице хотят видеть окружающие, или же оставаться самим собой, но быть безнадежным в глазах других? На эти вопросы нет однозначного ответа. Книги о каждом из нас, о выборе и искренности перед самим собой.

А книжка «Рождество в лесу» предназначена для чтения взрослыми детям. Лесные зверюшки готовятся к Рождеству и ждут рождественского гнома. А он не придет, потому что обиделся на весь свет. И вообще ему грустно и одиноко… Сюжет, знакомый по старым отечественным киносказкам: обстоятельства задерживают приход Нового года. И нужно приложить героические объединенные усилия, чтобы Новый год наступил. Но у Ульфа Старка все, как обычно, сложнее и глубже. О самом главном в этой смешной и милой истории, в которой радость ожидания чудесного праздника переплетена с печалью, сказано деликатно и негромко: «Дитя пришло в мир»…

Книги Ульфа Старка интересны и детям, и взрослым. Писатель уверен, что так и должно быть. «Вообще все люди должны сохранять в себе ребёнка. Я думаю, невозможно быть хорошим взрослым, если у тебя внутри не живёт ребёнок ». Поэтому мы рекомендуем их для семейного чтения.

5. Бройде, Вера. Мелодия красного мяча [Текст] / Вера Бройде. - (Детлит) // Книжное обозрение. - 2011. - N 15. - С. 21.

6. Рец. на кн.: Старк, У. Черная скрипочка [Текст] / Ульф Старк; пер. со швед. К. Коваленко; ил. А. Панина. - М. : Издательский дом Мещерякова, 2011. - 32 с. : ил.

7. Бройде, Вера. Продается душа [Текст] / Вера Бройде. - (Клуб) // Книжное обозрение. - 2010. - N 27. - С. 21.
8. Рец. на кн.: Старк, У. Маленький Асмодей [Текст] : повесть / Ульф Старк; ил. Анны Хеглунг; пер. со швед. К. Коваленко. - М. : Открытый Мир, 2011. - 48 с.

9. Бухина, Ольга. Возвращение домой [Текст] : [о книге "Пусть танцуют белые медведи"] / Ольга Бухина, 2009. - (Книга подана) // Библиотека в школе. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - N 5. - С. 30: ил. - (Остров сокровищ. Записки о детской литературе. Вып. 03. Вкладка в "БШ" N 5).

10. Бухина, Ольга. Совсем не грустная история [Текст] : [о книге У. Старка "Моя сестренка - ангел"] / Ольга Бухина, 2007. - (Книга подана) // Библиотека в школе. Приложение к газете "Первое сентября". - 2007. - N 23. - С. 28: ил. - (Остров сокровищ. Записки о детской литературе. Вып. 12. Вкладка в "БШ" N 23).

11. Иванова, Л. Г. (заведующая библиотекой). Говорить о сложном помогает книга [Текст] : сценарий родительского собрания / Л. Г. Иванова. - (Адрес опыта) // Школьная библиотека. - 2015. - № 5/6. - С. 78-83: 6 ил., 1 фот. - Библиогр. в конце ст.

12. Смирнова, Елена. Девочка - ангел [Текст] / Елена Смирнова. - (Поделка-самоделка) // Читайка. - 2014. - № 7: ил. Аннотация: Предлагается вырезать детали и склеить девочку - ангела из книги Ульфа Старка "Моя сестренка - ангел".

13. Старк, Ульф. "Книга умеет отыскивать мысли" [Текст] / Ульф Старк; беседовала Мария Порядина. - (Персона) // Книжное обозрение. - 2008. - N 7. - С. 3: фото. Аннотация: Беседа со шведским писателем У. Старком о его творчестве и современной детской литературе

14. Федоров, Виктор. "Все люди должны сохранять в себе ребенка" [Текст] : к 70-летию Ульфа Старка / Виктор Федоров. - (Юбилей писателя) // Читайка. - 2014. - № 7. - С. 26-28: ил.

Расина М.А., библиотекарь второй категории по работе с руководителями детского чтения



Проза Ульфа Старка лирична, глубока, психологически точна, и ей всегда присуща некая «исповедальность», даже в тех случаях, когда вещь не является автобиографической. Когда же Старк воспроизводит в повести собственное детство, не перестаёшь восхищаться, как легко, с какой незаметной ловкостью он соединяет своё, личное, почти «интимное» переживание с тем, что понятно и близко любому читателю.

Маленький Уффе придумывает, что у него есть старшая сестрёнка, «самая лучшая в мире» - не из тех, которым «вечно всё не так, лишь бы покомандовать» , а «добрая и весёлая» , озорная и нежная. В один прекрасный день мальчик «перевоплощается» в эту сестрёнку - и в её образе гуляет по городу, заходит к друзьям, смотрит кино, ест ириски, чтобы нематериальная, райская, небесная сестрёнка физически увидела, услышала, почувствовала этот прекрасный земной мир.

Эта забавная и чуть-чуть грустная история не только развлекает, но и даёт нам несколько серьёзных педагогических уроков, которые нужны не детям, а родителям. Поэтому хотелось бы, чтобы наша взрослая, педагогически настроенная читательская публика сумела оценить книгу по достоинству и не испугалась некоторых непривычных, неожиданных мотивов.

Прежде всего, ангелом в представлении мальчика оказалась не умершая, как мы могли предположить, а неродившаяся сестренка, причем старшая - по отношению к обоим братьям! «Сестрёнка умерла в животе у мамы, даже не успев родиться. Это случилось за год до того, как появился мой брат, и за три до моего рождения». Стало быть, в семье говорили с детьми о несчастье, случившемся с мамой до их рождения, причем достаточно подробно.

Совершенно очевидно, что «у нас» вряд ли стали бы обсуждать с маленькими мальчиками неудачную беременность матери. Конечно, сыновьям могли бы сказать, что мама хотела бы ещё и девочку, но - не более того. Да и вообще, многие родители у нас до сих пор стремятся засекречивать информацию на тему «откуда берутся дети» и уж совсем не стали бы заострять внимание на таких подробностях, как гибель плода.

Урок состоит, разумеется, не в том, что мальчикам известны какие-то там «пикантные подробности», а в том, что здесь вся семья - единое целое. Живые, мёртвые и нерождённые - все они вместе, все принадлежат семейной истории, никто из них не мыслит себя по отдельности. И разговоры о жизни и смерти в семье не только не являются запретными, но и напротив - помогают взаимопониманию.

Неожиданна с нашей привычной точки зрения и реакция взрослых на экстравагантный поступок Уффе. «У нас» бы мальчика в лучшем случае замучили нотациями, долго припоминали бы, как он «опозорил семью», в не самом лучшем - сами понимаете, как отреагировали бы нормальные родители, которые панически боятся «нетрадиционной ориентации». Судите сами: ещё до прогулки его «с сестрёнкой» мама купила сыну парик - причём явно девчачий, с золотистыми волосами! - и не задала ни одного вопроса… И после того, как ребёнок, разгуливая в мамином платье, переполошил и насмешил всех соседей, мама ничего не сказала сыну. А папа ласково и коротко поговорил с мальчиком, даже не повысив голоса.

Здесь шведская (ну да!) семья даёт нам урок понимания - и урок деликатного невмешательства во внутреннюю жизнь человека, пусть и маленького.

Наконец, мы видим, что даже в такой хорошей семье, с такими понимающими родителями и вполне приличным старшим братом - мальчик не чувствует себя счастливым!

Литература нам давно уже говорит, что такое бывает, но мы не хотим этому верить. Как же так - мы для ребёнка делаем всё, мы его любим!.. Разве есть у него повод для недовольства?

Оказывается, есть. Любимому и обласканному ребёнку всё равно нужен кто-то ещё - ангел небесный или «земная собака» , чтобы любить бесконечно и бескорыстно.

Обратили ли вы внимание, кстати, что в этой повести Старк почти буквально «цитирует» повесть Астрид Линдгрен о благополучном ребёнке, который одинок в семье, у которого есть «лучший в мире друг» (или, возможно, «лучшая в мире выдумка» ) и который мечтает о собаке?..

При этом Старк не свёл сюжет к «сказке», а удержался в реалистической сфере, внутри которой не побоялся ввести в повесть религиозные мотивы, причём не вполне корректные с точки зрения «правильного» христианства. Известно, что глубоко религиозные люди нередко опасаются непосредственности, короткости в отношениях человека с Богом, атеисты же вовсе предпочитают игнорировать ангелов, либо снисходительно позволяют писателю отображать «нравственное совершенствование героя», так уж и быть, в религиозном ключе. А Старк показал, что с Богом можно общаться просто, по-детски, ничуть не оскорбляя его своей наивностью; что ангела можно угостить ириской; что на страшные вопросы о жизни и смерти ребёнок может найти нестрашный и убедительный ответ.

Надо полагать, не случайно именно эта книга вышла в издательстве «Нарния», которое ставит своей задачей ещё и духовное просвещение читателя.

Единственный недостаток этого издания «Нарнии» в том, что перевод явно нуждается в редакторской правке. Переводчица Ольга Мяэотс то осовременивает язык мальчика-рассказчика, так что в его речи появляются «всякие прикольные штучки» , вплоть до«пукающих подушек», то украшает его выражениями, которые совершенно нехарактерны для маленького ребёнка - от «горазда на всякие проказы» и «смекалистая» до «божественно красива» . Говоря о себе и своих занятиях, мальчик употребляет такие книжные выражения, как «я резвлюсь» , «мы лакомились» , «все наши достопримечательности» наряду с «классный фильм», «взбеленилась», «я аж свалился» и т.п. Не украшают книгу и набившие оскомину притяжательные местоимения («гладит своей прозрачной рукой», «коснулся бы моего лба своими длинными пальцами» - было бы интересно, если б не своими, а чьими-то ещё!), странные конструкции типа «положил нога на ногу» (что за несклоняемая нога?), «Иисус всё конечно бы понял» (конечно - это обстоятельство образа действия?), «довольно заулыбалась» (вместо «заулыбалась, довольная») и пр.

Зато самых высоких похвал заслуживает работа художницы Анны Вронской, которая, уже не впервые обратившись к прозе Ульфа Старка, с удивительной точностью передаёт и лирическое настроение книги, и всплески мальчишеской фантазии, и великую простоту трудных мыслей о земном и небесном.

"…умеет писать о самых сложных проблемах так просто и ясно, что понятно даже взрослым".

Ульф Старк – шведский писатель, родился в Стокгольме в 1944 году в семье дантиста. Смерть матери оставила неизгладимый след в его жизни. Детство свое, радостное и печальное, Старк сохранил в себе навсегда, и, вероятно, в этом причина его писательского успеха. Он изучал педагогику и психологию, в 1964 году дебютировал в литературе, а в 1984 году решил полностью посвятить себя детям. Ульф Старк считается одним из наиболее популярных детских авторов в мире . Им написано около 30 книг, которые переведены более чем на 25 языков.
Писатель широко известен на Западе, но пока мало известен в России. Произведения Ульфа Старка удостоены самых престижных премий, а в 2000 году Международное жюри Премии Г. Х. Андерсена отметило его заслуги особым дипломом. Автор в равной степени уверенно чувствует себя в различных жанрах - от повестей для подростков до книжек-картинок. Старк не боится серьёзного разговора с юным читателем и не обходит трудных тем. Он честно и без лишней назидательности говорит о самых главных вещах в жизни: любви и жертвенности, радости встреч и грусти расставаний.
Мудрость и оптимизм – вот основные достоинства, отличающие творчество Ульфа Старка. Его книги, смешные и грустные одновременно, читаются на одном дыхании. "Мне кажется, что грусть необходима, ведь она помогает оттенять радость", - считает писатель. Герои Ульфа Старка не желают тратить время на уныние и тоску, они решительно вмешиваются в ход событий и смело вершат свою судьбу.
Первая его книга "Петер и красная птица. Петер и поросята" на русском языке была опубликована в 1981 году. Но по-настоящему этого интереснейшего писателя, "которого по праву считают наследником традиций Астрид Линдгрен" , открыли у нас совсем недавно.
Книги У. Старка невелики по объёму, но глубоки, содержательны, и читатель любого возраста, будь то ребёнок или взрослый человек, не останется равнодушным к судьбе героев.
Это настоящий подарок для наших юных соотечественников.

Знакомьтесь! Выбирайте! Читайте!


"Чудаки и зануды" (2002)
Эта книга – история о девочке-подростке. Симоне исполняется 12 лет. И как раз в день ее рождения начинается череда безумно смешных, иногда абсурдных и порой весьма опасных событий. Мама, художница-иллюстраторша, вместе с дочкой переезжает к своему новому другу. В процессе переезда пропадает любимая собака. Потом в гости заявляется "сумасшедший" дедушка. А затем в новой школе Симону принимают за мальчика...

Новая учительница не расслышала имени девочки, а поскольку имя "Симона" похоже на мужское, из упрямства, от отчаяния, девочка и не разубеждает своих новых одноклассников – пусть кажется, что она – мальчик. А постричься покороче и одеться, как мальчишка не составляет труда. Нелепое недоразумение приводит к тому, что Симоне приходится общаться с мальчиками, играть в их игры, бывать в мужской раздевалке и испытывать на себе влюблённость девочек из класса, ведь все думают, что Симона – мальчик. Ко всему, Симону саму настигает первое сложное чувство – она полюбила своего одноклассника Исаака. Девочка и раньше не чувствовала себя уютно во взрослом мире, а поневоле "превратившись" в мальчишку, и вовсе запуталась в жизни. Трудно взрослеть!
Ольга Мяэотс, литературный критик и переводчик повестей У. Старка, так пишет о книге "Чудаки и зануды": "Ульфу Старку удалось написать книгу о дружбе и ненависти, любви и горе, о беспомощности взрослых и мудрости детей и стариков, о том, как непросто взрослеть, как трудно обрести себя. Многое в жизни кажется нам странным, чудным, но всё вокруг исполнено глубокого смысла, надо только научиться его распознавать, не надо бояться быть чудаком, непохожим на других".
Повесть "Чудаки и зануды" была удостоена первой премии на конкурсе детской книги, проводимом крупнейшим шведским издательством "Бонниерс". Как основное достоинство книги жюри отметило, что она дарит юному читателю надежду и учит смело смотреть жизни в лицо.
Как хорошо, что все мы разные, весёлые и грустные, чудаки и зануды, иначе мир вокруг нас был бы однообразен и неинтересен!

"Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?" (2005)
Повесть написана от лица семилетнего мальчика, у которого есть дедушка. А вот у его друга Берры дедушки нет. "Вот бы у меня был дедушка! Чем они вообще занимаются, дедушки?", - мечтал Берра.
Когда тебе семь лет и у тебя нет дедушки, грустно: никто не пригласит тебя в гости, не угостит кофе, не возьмёт порыбачить на озеро, не научит запускать воздушного змея и красиво свистеть весёлую песенку про Йоханну, не даст на прощание монетку в пять крон. Но это поправимо, если есть друг Ульф, который может показать место, где дедушек видимо-невидимо. Мальчики приходят в дом престарелых и обнаруживают никому, кроме них ненужного дедушку Нильса. Нильс и Берра подружились.
"Все дни Берра упорно учился свистеть любимую мелодию дедушки Нильса: "Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?", но никакой мелодии у него не получалось. А дедушка Нильс во время прогулок шептал: "Я и забыл, как прекрасен мир!.. Никогда, ребятки, об этом не забывайте" .
Дедушка Берры не успел услышать, как его названный внук научился свистеть. Но Берра знает, что надо делать. Плакать не надо. Надо надеть яркую рубашку и пойти запускать того самого воздушного змея, которого они так и не успели запустить с дедушкой.
Повесть оставляет чувство светлой тревоги и надежды на то, что всё происходящее на земле между людьми, происходит не напрасно.

В книгу вошли две повести. Вторая повесть - "Сикстен".
Слово "одиночество"… Трудно даже произнести его. Пронзительное, болезненное…
Повесть "Сикстен"- о преодолении одиночества. Мама Сикстена вышла замуж за другого человека, но мальчик не чувствует себя одиноким – отец самозабвенно любит сына. Они - друзья, но "иногда с папой сложно". Папа контролирует каждый его шаг, звонит даже из ночных рейсов, опасаясь, не играет ли сын со спичками, и запер ли дверь. Быть единственным для кого-то совсем не просто. Сикстен любит своего отца и хочет, чтобы у того тоже была своя жизнь, своя любовь. Он старается не причинить отцу хлопот и даже среди лета надевает тёплую одежду, когда выясняется, что стиральная машина сломалась, а все летние вещи уже испачкались.
Но не это заботит мальчика, ему гораздо важнее познакомить своего растерявшегося отца с какой-нибудь хорошей женщиной. И Сикстен с другом терпеливо изучает объявления в газете и время от времени от имени отца посылают "подходящим" женщинам приглашения в гости или в кино. Но папе почему-то их усилия не нравятся.
С юмором описывает Ульф Старк попытки мальчиков решить за отца его проблемы. Они очень настойчивы и изобретательны, и, в конце концов, такая женщина всё-таки находится. В трудную минуту Сикстен гораздо лучше взрослого справляется с возникающими проблемами – в нём больше решимости, терпения и даже мудрости.

"Моя сестренка - ангел" (2007)
Совсем небольшая по объёму повесть "Моя сестрёнка – ангел" во многом автобиографична. Встречаясь с читателями, Ульф Старк рассказывает о своём детстве – как он ссорился с братом, сомневался в вере, думал о собаке и задавал учительнице странные вопросы об ангелах…
Маленький мальчик Уффе живёт в дружной благополучной семье. У него есть мама, папа и старший брат. Но никто не догадывается, что у мальчика есть ещё кто-то… Думаете – собака? Вот и нет! Уффе, конечно, мечтает о собаке, как и всякий ребёнок, но только собаку ему Господь Бог не посылает даже после жаркой молитвы.
Зато у него есть сестрёнка! Только эта сестрёнка – неземная, а небесная. Она – ангел. Дело в том, что у Уффе сестрёнка умерла. "Умерла в животе у мамы, даже не успев родиться, её хотели назвать Мария-Луиза…"
И мальчик, ощущая эту утрату, придумывает, что у него есть старшая сестра. "У неё длинные светлые волосы и серые глаза. И она ни чуточки не похожа на сестрицу Пера-Улова и вообще на других старших сестёр. Тем вечно всё не так, лишь бы покомандовать. Не послушаешься – могут и за волосы оттаскать. А моя сестрёнка – добрая и весёлая".
Уффе хочет знать, как живётся ангелам в царстве небесном – не скучно ли им там? Могут ли они веселиться, радоваться жизни и мечтать, как земные дети? Показывают ли у них кино? Продают ли ириски и газировку?
Когда мальчик задаёт эти вопросы учительнице, она сердится и выгоняет его из класса. Уффе очень хочет познакомить свою сестрёнку с радостями земного мира. Но как это сделать? Очень просто – сказал бы Иисус. "Если ты её по-настоящему любишь, она может всё видеть твоими глазами…, почувствовать те же вкусы, что и твой земной язык, и слышать всё то, что слышат твои уши".
Вот Уффе и придумал, как повеселиться вместе с сестренкой-ангелом и показать ей любимые улицы, разные вкусности и лучших друзей. Надев парик, мамино платье и туфли, Уффе перевоплощается в сестрёнку, как бы вселяет её внутрь себя – и отправляется на прогулку по городу. Он показывает сестрёнке свою любимую улицу и парк, заглядывает с ней к приятелям, приводит её в кино, где идёт отличный фильм о Робин Гуде, и показывает, как надо свистеть свёрнутым билетиком. Вместе с сестрёнкой он влезает на дерево, ест ириски и даже немножко летает, как положено ангелу…
Хорошая книга – как и прогулка с ангелом – полезна для любой читательской души!

"Пусть танцуют белые медведи" (2008)
Книга о самом важном. О том, как сложно найти себя и свое место в жизни. Главный герой Лассе обычный подросток: он не блещет в учебе, ходит в потертых брюках, слушает Элвиса Пресли и хулиганит на улицах.
Но однажды он вдруг обнаруживает, что вынужден сделать выбор.
Когда родители расстаются, детей далеко не всегда спрашивают, с кем они хотят остаться. Лассе и хотел бы остаться с отцом, да не может - уж больно побитым, потерянным и несчастным тот выглядит. Он сыну не помощник, а помощь очень нужна. Роль спасителя неожиданно берет на себя новый мамин муж, и вечный неудачник и простофиля Лассе неожиданно расцветает от чужого внимания, становится успешным и раскованным. Но это имеет и неприятную сторону: старые друзья начинают считать его занудой и сторониться.
Что предпочесть: учительские похвалы или веселые проделки? Кто и какой он на самом деле?
Эта книга заслуживает того, чтобы ее прочитал каждый. И взрослый, и ребенок. И мальчик, и девочка. Она о том, что можно стать лучше, даже если жизнь преподносит тебе просто ужасные сюрпризы.

"Звезда по имени Аякс" (2009)
Эта книга о том, как пережить потерю близкого друга, о том, как в печали отражается радость. В красивой тонкой истории о вечной дружбе, жизни и смерти фантазии волшебным образом переплетаются с реальностью.
Мальчик Юхан рос вместе с псом Аяксом. Они очень дружили – пес и мальчик. Первое слово мальчика было "гав", а ходить он научился, держась за шерсть верного друга. Им было хорошо вместе: летом они гонялись за бабочками, а зимой возили друг друга на санках. Но собаки взрослеют и стареют гораздо быстрее, чем люди, и однажды Аякса не стало…
Юхан отправляется в путешествие "через тысячу небес" на поиски друга, чтобы обрести его вновь.
Книга, которую нужно обязательно прочесть. И неважно, есть ли у вас дома собака!

"Маленький Асмодей" (2011)
Книга о вечном противоборстве добра и зла: в душе каждого человека, на Земле и в Подземном мире, куда попадают души людей после смерти. Живет в таком подземном мире маленький чертенок Асмодей. Он слишком добрый, робкий…Его отец – Повелитель огня и Властелин Вздохов – ужасно им недоволен. Он отправляет сына на Землю, где есть все человеческие пороки, легкомыслие, глупость, невежество и высокомерие. Но есть и доброта, сострадание, уважение, любовь. Малыш должен найти того, кто продаст ему свою душу. Асмодей справляется с этой нелегкой задачей, встречает девочку, которая ради здоровья своего маленького братика пошла с ним в пекло, чтобы продать свою юную душу. Но может ли Повелитель огня принять душу человека, который желает добра?
Эта простая и тонкая философская притча учит творить добро на всей земле, творить добро на радость людям…

"Черная скрипочка" (2011)
Что делать, если твоя сестрёнка Сара больна? Можно складывать с ней пазлы, рассматривать комиксы, просто глядеть в окно. А можно сыграть ей на старинной скрипке, и играть так красиво, что Господин Смерть заслушается и забудет о времени.
Ульфа Старка многие полюбили за реалистические повести для подростков. Но есть у писателя и книги со сказочным сюжетом. «Черная скрипочка» как раз из их числа. Может ли маленький мальчик что-то изменить, если его сестра тяжело больна и за ней уже пришел господин Смерть? В сказке – может! Если он всю ночь будет играть для сестры на скрипке и вспоминать все самое солнечное и радостное, что пережил с ней вместе, то угрюмый господин Смерть заслушается, забудет о времени – и с рассветом вприпрыжку убежит из комнаты!
Настоящая песнь о любви к жизни и о силе нашей веры. Самая искренняя вера в себя поможет победить любые невзгоды.
Взрослая сложная тема, но Ульф Старк сумел просто и понятно объяснить это детям.

Мир писателя уже стал родным: простой язык, обычные мальчишки и девчонки, чудаки и зануды, череда веселых и грустных эпизодов и обязательная улыбка во время чтения.

Джоди Пиколт

Ангел для сестры

Посвящается семье Карран.

Самым лучшим членам нашей семьи, хотя на самом деле они нам не родственники.

Спасибо за то, что вы занимаете такое важное место в нашей жизни.

Благодарности

Как мама ребенка, перенесшего за три года десять операций, я хотела бы прежде всего поблагодарить врачей и медсестер. За то, что, каждый день сталкиваясь с самым страшным, что только может пережить семья, они стараются смягчить ситуацию. Доктору Роланду Иви и всем медсестрам детского отделения Массачусетской больницы отоларингологии и офтальмологии – спасибо вам за то, что действительно хорошо кончается. Во время написания «Ангела для сестры» я снова и снова понимала, как мало знаю и как часто полагаюсь на опыт и ум других. За то, что пустили меня в свою жизнь как человека и как писателя и поверили в мой писательский талант, огромное спасибо Дженнифер Стерник, Шерри Фрицше, Джанкарло Чикчетти, Грегу Кахеяну, докторам Винсенту Гуарере, Ричарду Стоуну, Фариду Буладу, Эрику Терману, Джеймсу Умласу, а также Вайату Фоксу, Андрее Грин, доктору Майклу Голдману, Лори Томпсон, Синтии Фолленсби, Робину Коллу, Мери Энн Маккенни, Харриет Сент-Лорен, Эприл Мурдоч, Айдану Каррану, Джейн Пиколт и Джо Энн Мэрсон. За то, что дали мне огнетушитель и взяли на одну ночь в настоящую пожарную бригаду, благодарю Майкла Кларка, Дейва Хаутанеми, «Медленного» Ричарда Лоу и Джима Беландера (который также получает золотую звезду за исправление моих ошибок). За постоянную поддержку спасибо Керолин Грейди, Джудит Курр, Камилле Макдаффи, Лоре Мюллен, Саре Бренхем, Карен Мендер, Шеннон Маккену, Паоло Пепе, Силь Балленджер, Анне Харрис и настойчивым сотрудникам отдела продаж компании «Atria». За то, что верила в меня с самого начала, от всего сердца благодарю Лору Гросс. За чуткие наставления и предоставленную мне возможность расправить крылья я искренне признательна Эмили Бестлер. Скота и Аманду Маклиллан и Дейва Кранмера благодарю за то, что помогли мне увидеть и понять все победы и поражения в борьбе с болезнью со смертельным диагнозом, – спасибо вам за великодушие и долгой вам и здоровой жизни.

И, как всегда, спасибо Кайлу, Джейку, Семми и особенно Тиму, за то, что они есть, и это главное.

Никто не начинает войну – вернее, никому в здравом уме не следует этого делать, – не имея четкого представления о том, зачем нужна эта война и как ее вести

Карол фон Клаузевиц. «О войне»

Самое раннее мое воспоминание: мне три года и я пытаюсь убить свою сестру. Иногда воспоминание настолько яркое, что я чувствую, как зудят руки, держащие подушку, как нос сестры упирается в мою ладонь. Конечно, у нее не было никаких шансов, но у меня все равно ничего не получилось. Появился отец, который пришел ночевать домой, и спас ее. Укладывая меня обратно в постель, он сказал:

– Этого никогда не было.

Когда мы подросли, никто не воспринимал меня отдельно от нее. Наблюдая, как она спит по другую сторону комнаты, и глядя на длинную тень между нашими кроватями, я перебирала в голове разные варианты. Яд, подлитый в ее завтрак. Сильное течение во время купания. Удар молнии.

Тем не менее, я так и не убила свою сестру. Она все сделала сама.

Во всяком случае, так я говорила себе.

Понедельник

Брат мой, я – огонь,

Уходящий на дно океана,

И не встретится нам

Никогда и нигде;

Через тысячу лет, может, только

Я согрею тебя.

Обниму, закружу,

Буду пить из тебя

И менять тебя, брат,

Может, тысячу лет.

Карл Сандбург. «Семья»

Когда я была маленькой, меня интересовало не то, откуда берутся дети, а зачем они появляются. Сам процесс был мне понятен, в это меня посвятила сестра. Хотя я подозревала, что она сама не все правильно поняла. В то время как мои ровесники, воспользовавшись тем, что учитель отвлекся, искали в школьном словаре значение слов вагина и пенис, меня интересовали детали. Например, почему у одних мам только один ребенок, а в некоторых семьях родители уже сбились со счета, сколько у них детей. Или почему новенькая по имени Седона все время рассказывает о том, что родители дали ей имя в честь места, где они ее сделали (мой папа заметил, что ей повезло, ведь они в тот момент могли отдыхать в Нью-Джерси).

В тринадцать лет все стало еще сложнее: одну восьмиклассницу исключили из школы, поскольку она оказалась в интересном положении; соседка забеременела, чтобы удержать мужа. Честно говоря, если бы инопланетяне, прилетевшие на Землю, захотели узнать, почему рождаются дети, они пришли бы к выводу, что у большинства землян дети получаются или случайно, или потому, что они напились в определенный день, или оттого, что подвели контрацептивы, или по тысяче других причин, о которых даже неудобно говорить.

С другой стороны, я как раз родилась не просто так. Меня зачали не под влиянием выпитой бутылки дешевого вина, полнолуния или временного помутнения рассудка. Я родилась потому, что врачам удалось соединить мамину яйцеклетку и папин сперматозоид и создать особую комбинацию ценного генетического материала. По правде говоря, когда Джесси рассказал мне, как делаются дети, я не поверила ему и решила выяснить правду у родителей. В результате я узнала не только это, но и кое-что еще. Они усадили меня и рассказали то, что обычно рассказывают детям в подобных случаях, а также объяснили, почему выбрали именно тот эмбрион, который впоследствии стал мною: потому что я могла спасти свою сестру Кейт.

– Мы уже тогда очень любили тебя, так как точно знали, какой ты будешь.

Тогда я поинтересовалась, что случилось бы, окажись Кейт здоровой. По всей вероятности, я все еще обитала бы на небесах в ожидании тела, в котором смогу пожить какое-то время на земле. Конечно, я бы уже не попала в эту семью.

Вот так, в отличие от всех остальных, я появилась в этом мире не случайно. Если у ваших родителей была причина желать вашего рождения, это очень важно. Пока есть эта причина, есть ивы.


Ломбард – это место, где полно хлама, но для меня это прекрасное место, где можно придумывать разные истории. Что может заставить человека продать Ни Разу Не Надетое Кольцо с Бриллиантом? Кому так понадобились деньги, что он готов продать одноглазого плюшевого медвежонка? Я подумала, будет ли кто-то задавать себе те же вопросы, глядя на мой медальон. У сидевшего за прилавком человека нос был похож на луковицу, а глаза были настолько глубоко посажены, что непонятно, как он вообще что-то видел в своем магазине.

Ульф Старк. «Моя сестрёнка – ангел»

Старк Ульф
Моя сестрёнка – ангел
Пер. со швед. О. Мяэотс

Как-то раз учительница сказала нам на уроке, что попасть на небеса труднее, чем верблюду пройти через угольное ушко.

Тут мой приятель Бера как толкнёт меня в ногу.

– Верблюд! – простонал он. – Тогда человеку и надеяться нечего.

– В чём дело? – спросила учительница. – Ульф, ты опять разговариваешь?

– Не-а, – сказал я. – Я просто на Иисуса засмотрелся.

Я частенько смотрю на Иисуса, что на картинке на стене. Он приветливо улыбается, а руки развёл в стороны, словно хочет всех нас обнять. И платье на нём красивее, чем у учительницы.

– Может, ты хочешь спросить о чём-нибудь? – допытывалась учительница. – Говори, не стесняйся.

– Да, – сказал я. – А в Царствии Небесном есть ириски шока-кола?

– Что? – переспросила учительница.

– Ириски, – повторил я.– И лимонад из красных апельсинов? Мне кажется, это самое большое объеденье на свете. А ещё мне интересно, какие фильмы смотрят ангелы? И есть ли на небесах собаки?
Тогда меня выгнали из класса. Учительница заявила, что я гадкий мальчишка и думаю только о самом себе. И что над Богом нельзя потешаться.

А вот Иисус бы так никогда не сказал!


Он бы объяснил, что Богу нравится, когда люди шутят. И понял бы, что я думал не о себе, а о моей умершей сестрёнке, которую я никогда не видел.
Сестрёнка умерла в животе у мамы, даже не успев родиться. Это случилось за год до того, как появился мой брат, и за три до моего рождения. Мама и папа ждали детей много лет. Они хотели назвать дочку Мария-Луиза. Иногда, когда мы по вечерам пьём шоколад, я замечаю, как мама смотрит в окно. Она глядит на сосны и словно ждёт, что вот-вот в дверь с веранды войдёт девочка. Как будто думает, что та просто загулялась и сейчас вернётся, сядет с нами за стол и попросит булочку с изюмом. Но сестрёнка и так с нами! Только остальные её не видят. Вот она сидит на стуле рядом со мной.

Самая лучшая в мире сестрёнка!


У неё длинные светлые волосы и серые глаза. И она ни чуточки не похожа на сестрицу Пера-Улова и вообще на других старших сестёр. Тем вечно всё не так, лишь бы покомандовать. Не послушаешься – могут и за волосы оттаскать.

А моя сестрёнка – добрая и весёлая.


Только её никто никогда не воспитывал, поэтому она озорная и горазда на всякие проказы. Возьмёт и подтолкнёт мою ногу, а брат споткнётся об неё и свалится носом вниз. Или заткнёт пальцем кран и обрызгает папу с ног до головы. А сама при этом хохочет-заливается, но никто не слышит.

Но она бывает и тихой. Например, если я ударился и мне больно. Тогда сестрёнка утешает меня, гладит своей прозрачной рукой и тихо-тихо сидит рядышком.

– Я тебя люблю, увалень, – шепчет она.

– И я тебя тоже, – шепчу я в ответ. Поэтому-то я и спросил, есть ли на небесах ириски. И есть ли там лимонад и газировка. Просто мне грустно думать, что моя сестрёнка так никогда и не пробовала настоящих земных ирисок и ни разу не пила из горлышка настоящий холодный апельсиновый лимонад. Вот бы ей сходить со мной в кино на стоящую картину, вроде «Бемби» или «Айвенго». Я бы научил её свистеть билетиком.

Я уверен: Иисус всё конечно бы понял.

Он бы просто коснулся моего лба своими длинными пальцами и улыбнулся ещё приветливее.

– Не печалься, что твоя сестрёнка стала ангелом, – сказал бы Он мне. – Если ты её по-настоящему любишь, она может всё видеть твоими глазами. И значит, может почувствовать те же вкусы, что и твой земной язык, и слышать всё то, что слышат твои уши.

– Даже мелодию с пластинки?

– Конечно.

– Тогда я поставлю для неё «Смеющегося полицейского». Пусть она тоже посмеётся. Это самая весёлая мелодия на свете!


Я могу слушать эту старую заезженную пластинку сто раз подряд. Стоит мне её поставить – и настроение улучшается.

Я лежал на синем диване в гостиной, смотрел на хрустальную люстру на потолке и покатывался со смеху.

Я заводил пластинку снова и снова. Наконец папа вышел из душа и сказал: «Хватит!»

Тогда я поставил «Всё будет лучше и лучше день ото дня». И принялся вспоминать всё, что люблю.

Мне нравятся разрисованные птички из фарфора, маленькие садовые фигурки и крошечные стеклянные косули. Порой кажется – весь мир переливается тысячами цветов. И мне столько всего хотелось бы иметь.

Когда приходит время молиться перед сном, я всегда прошу Бога о чём-нибудь.

Каждый вечер я ложусь, складываю руки и начинаю перечислять свои заветные желания: резиновые ласты, взаправдашний меч, чтобы сражаться по-настоящему, парик с длинными золотыми волосами, какой я однажды видел в магазине. А ещё – чтобы я стал большим и сильным.

Но каждая моя молитва заканчивается одинаково – самым главным желанием: ЧТОБЫ У МЕНЯ БЫЛА СОБАКА.

СО-БА-КА, – повторяю я по слогам, чтобы было понятнее.

Но пока никакой собаки с небес я не получил. Как-то раз за обедом, когда мы ели свинину с фасолью, я сказал, что, кажется, больше не верю в Бога.

Мама спросила почему, ведь последнее время я был таким религиозным.

– Потому что Бог никогда не даёт того, о чём просишь, – объяснил я.

– А о чём же ты просил?

– О взаправдашнем мече, чтобы сражаться по-настоящему, – ответил я, – и о ластах, чтобы в них плавать.

Тогда мама похлопала меня по руке.

– Мой мальчик, – сказала она. – Бога нельзя просить о таких вещах.

– Почему?

– Потому что Бог – это не контора «Товары почтой». И нельзя просить о чём-то для себя.

Потом мы ели десерт – апельсиновый мусс со сливками.
Вечером я лежал в своей комнате в мансарде и слушал, как ветер завывает в соснах. Я смотрел на луну, светившую в окно, и не знал, что сказать Богу на этот раз.

Вдруг мне показалось, будто вдалеке промелькнул золотой волос. И тут же я услышал голосок моей сестрёнки:

– Попроси за кого-нибудь другого, Уффе, – прошептала она тихо, словно ветер. – Попроси ради кого-то другого.

Я так и сделал.

Я попросил Бога, чтобы у мамы появилась собака.

Видите, какая смекалистая у меня сестрёнка! Ясное дело: у мамы никогда не будет времени заниматься с собакой. Она ведь постоянно должна чистить картошку и вешать бельё, так что собака окажется полностью в моём распоряжении. Я смогу её обнимать, и любить, и ходить с ней гулять сколько захочу.

Я не заметил, как уснул.

Мне приснилось, что я резвлюсь на огромном лугу с почти совершенно моей собственной собакой. И с моей сестрёнкой. Мы кидаем собаке палки, а она бегает за ними и приносит назад. Мы боремся с ней в траве, а потом она лижет меня в ухо своим синим языком, так что я даже во сне покатывался со смеху.

Вот бы этот сон никогда не кончался! Мне не хотелось просыпаться.

Следующий день выдался пасмурный. Мама отправилась в магазин за покупками, и я пошёл встречать её.

Пытаясь насвистывать, я шёл по улице Шёнвиксвеген и думал о том, что если помогу маме нести сумки, то получу крону в награду. Я дошёл до улицы Скутшерсвеген, так и не научившись свистеть.

Тут я увидел маму.

Она стояла перед магазином, на ней было синее пальто. В одной руке у неё была сумка с продуктами, а в другой – поводок с собакой – НАСТОЯЩЕЙ КОРИЧНЕВОЙ СОБАКОЙ С НЕБЕС!

Я бросился к маме, а собака рванулась ко мне, натянув поводок. У меня чуть сердце из груди не выпрыгнуло от радости.

– Мама, тебе её Бог послал! – крикнул я.

– Что ты городишь? – рассердилась мама. – Что мне послали?

– Собаку, – просиял я. – Это моя сестрёнка постаралась. Вообще-то я просил чау-чау, но и такая сойдёт.

Я наклонился к боксёру. Пёс тут же принялся лизать мне лицо, словно мы были тысячу лет знакомы.

– Малыш, – прошептал я, – как же нам будет весело теперь вдвоём!

– Милый, – сказала мама. – Это Пек, собака Рикбергеров. Ты же с ним дружишь и гулять ходишь. Меня просто попросили подержать его, пока тетя Айна сходит в магазин и купит фарш.

Вот так всегда!

Думаешь, что тебе подарят чау-чау с гривой, как у льва. А на самом деле оказывается боксёр, да к тому же чужой.

Я очень расстроился. И мама меня поняла. Пришла мама Уффе Рикбергера и забрала своего пса. Я взял сумку и, не говоря ни слова, поплёлся с ней по улице. Тогда мама остановилась.

– А о чём еще ты просил Бога? – спросила она.

– Да так – пустяки, – пробормотал я. – Чтобы я вырос. И чтобы мне купили парик в универмаге.

– Ну, вырасти ты и сам вырастешь. А парик, так и быть, получишь, – пообещала мама. – Вот только отнесём домой продукты и сразу же отправимся в универмаг – ты и я.

Так мы и сделали.

В город мы поехали на метро. Мама купила мне коробочку с фиолетовыми сосательными конфетами. Наконец мы добрались. Обычно я ходил из отдела в отдел, пока маме это не надоедало. Мне просто нравилось в магазине, там продавали всякие прикольные штучки. Но теперь я прошёл мимо пукающих подушек, резиновых собачьих какашек, которые были совсем как настоящие, и забавных пластмассовых мух: их можно подкладывать в шоколадный пудинг. Я прямиком направился к отделу карнавальных костюмов.

– Что вам угодно? – спросила тётенька за прилавком.

Вот это! – я молча указал на нейлоновый парик с золотыми, как у ангела, волосами.

– Упакуйте его, – попросила мама. Она расплатилась и дала мне пакет. Всю обратную дорогу я прижимал его к груди.

Я примерил парик, и случилось настоящее чудо!

Было воскресенье. Я надел мамино платье, оно было мне велико, так что пришлось обрезать, чтобы не волочилось по полу. Ещё я нашёл в шкафу туфли на высоких каблуках.

Я взобрался на унитаз и натянул парик.

И улыбнулся своему отражению в зеркале.

Мне хотелось увидеть, как бы выглядела моя сестрёнка, если бы не умерла ещё до рождения.

Она была божественно красива!

Свет от лампы над раковиной отражался в её золотых волосах, и они лучились словно нимб. Сестрёнка улыбнулась мне сияющей улыбкой. Я почувствовал, что она словно вошла в моё тело – под красное платье.

– Пошли, нам пора, – прошептал я. – Я покажу тебе Стуребю, где мы живём.

Я незаметно выбрался из дома.
Я шагал по Стуребю. Мне хотелось показать сестрёнке все наши достопримечательности.

Большой камень, где любили сиживать и пить пиво старички из дома престарелых. И старушку в парке, у которой был накладной нос из пробки.

Я отвёл сестрёнку к киоску и купил бутылку апельсинового лимонада и полный пакет ирисок.
Затем мы вскарабкались на самую высокую сосну, чтобы сестрёнка почувствовала, как кружится голова, когда сидишь на верхней ветке под самым небом. И там, наверху, я открыл пакет и дал ей попробовать, каков вкус ирисок, если их держать на языке и рассасывать постепенно.

Мы сделали несколько глотков лимонада, потому что она захотела пить.

– Здорово, правда? – спросил я.

– Ага, – кивнула она. – А теперь мой черёд кое-что тебе показать.

В тот же миг я почувствовал, как под платье ворвался ветер. Меня словно подняла невидимая рука, и я свободно повис в воздухе. Потом мы уселись на ветку, болтали ногами, глазели по сторонам и лакомились тягучими ирисками. А мимо плыли облака.
– А теперь куда пойдём? – спросила сестрёнка немного погодя.

– В кино.

Потому что было уже больше двенадцати часов.

Ей повезло. В ближайшем кинотеатре показывали «Робин Гуда». Это такой классный фильм, что у сестрёнки даже мурашки поползли по коже. Мы сидели в темноте на первом ряду, и я учил её сворачивать билетик так, чтобы им можно было свистеть. Мы насвистелись от души, пока служительница не взбеленилась и не прибежала с фонариком.

Тогда сестрёнка так захихикала, что я аж свалился с сиденья.

– А теперь пойдём навестим Бьёрне, – сказал я, когда фильм закончился.

Бьёрне – мой закадычный друг. Он на год меня старше.

У хозяйственного магазина мы встретили тетю Олауссон.

– Добрый день, – сказал я и сделал книксен.

– Добрый день, – пробормотала она и уставилась на мои блестящие золотые волосы.

– До свидания, – сказал я.

Прежде чем позвонить в дверь Бьёрне, я пригладил волосы руками. Открыла его мама. Она оглядела мои туфли и красное платье. А потом крикнула что есть мочи:

– Бьёрн! Тут к тебе девочка пришла. Наконец и он объявился. Его чёрные волосы торчали во все стороны.

– Знакомься, это Бьёрне Сален, – сказал я, чтобы моя сестрёнка поняла, к кому мы пришли. – Я встречаюсь с ним почти каждый день.

Тут Бьёрне стал красным, совсем как моё платье. А мама его довольно заулыбалась.

– Ах, вот как, – проговорила она, – а я и не знала. А сегодня вы чем займётесь? Хотите выпить с Бьёрном сока?

– Не хочет она пить, – буркнул Бьёрне.

– Не-а, – сказал я. – Просто зашёл на него посмотреть. Вот насмотрелся, теперь пойду к другому мальчишке. Увидимся ещё.

– Ну уж не знаю, – промямлил Бьёрне. Я отправился к Бере. Это мой второй самый лучший друг. Я хотел, чтобы сестрёнка и с ним познакомилась. Он умеет шевелить ушами. Когда я пришёл, Бера был во дворе, стоял на коленях и спиливал ножовкой заднюю покрышку у своего велосипеда. – Привет, Бера, – сказал я. Он на секунду поднял взгляд.

– Привет, Уффе, – ответил он, продолжая пилить.

– Это же не я, ты что, ослеп? Это же моя сестрёнка! Что скажешь?

– Ты вырядился как придурок, – проворчал он.

– На себя посмотри, – огрызнулся я. – Да ты вообще в девчонках ничего не понимаешь!

И я гордо удалился. Туфли натёрли ноги. В конце концов пришлось их снять и нести в руках. Когда я вернулся домой, то прошёл через подвал, чтобы папа, мама или брат меня не увидели.

У себя в комнате я достал карманное зеркальце из ящика письменного стола: захотелось ещё раз рассмотреть сестрёнку.

– Здорово повеселились, правда?

– Да, – улыбнулась она. – Отличный был денёк! Спасибо, что показал мне землю.

– Да пустяки. Тут ещё много чего осталось посмотреть. Но уже завтра. А теперь я пойду вниз ужинать.

Я сунул парик вместе с зеркальцем в ящик.
Но на следующий день никуда пойти не удалось. Потому что к папе в зубоврачебный кабинет заявилась тётя Олауссон. И она хохотала почти четверть часа, пока папа сверлил ей зуб.

– Вы бы, доктор, только его видели! – фыркала она так, что брызгала слюной во все стороны. – Длиннющие волосы, красное платье и всё такое прочее!

Потом моей маме позвонила мама Бьёрне и тоже смеялась.

– Он так разоделся, – сообщила она, – что просто невозможно было смотреть без смеха, я едва сдержалась!

После обеда папа обнял меня за плечи и повёл к кожаным креслам. Мы всегда садились там, когда намечался серьёзный разговор. На этот раз папа с тревогой посмотрел на меня и положил нога на ногу под своим врачебным халатом.

– Итак, Ульф, – начал он. – Почему ты решил притвориться девочкой?

– Не знаю. Просто что-то нашло.

– И часто на тебя такое находит? Что тебе хочется стать девочкой?

– Не-а. Только вчера.

– Вот оно что! Тогда, возможно, это случайный порыв.

– Да, так и есть, – подтвердил я. – Можно мне теперь идти?

– Можно, иди, – кивнул папа. – Раз мы всё обсудили.

Я поднялся к себе в комнату и закрыл дверь. Завтра всё Стуребю будет знать, что я разгуливал в платье. Да плевать! Для своей сестрёнки я на всё готов!

Я открыл ящик стола и натянул парик, чтобы ещё раз увидеть её счастливые глаза. Но когда я поглядел в зеркало, сестрёнка смотрела на меня печальным взглядом.

– Что стряслось? – спросил я.

– Мне надо идти, – сказала она.

– Почему?

– Есть ещё дела.

– Но ведь мы снова увидимся, правда?

– Вряд ли. Ты скоро меня забудешь.

– Я тебя никогда не забуду! Куда ты уходишь?

– Просто полечу с ветром.

Она подмигнула мне. Парик больше не был похож на волосы ангела. Он казался дурацким. Я слышал, как ветер загудел в деревьях, когда она исчезла.

– В один прекрасный день мы встретимся снова, – сказал я ветру.

Потом я вывел на прогулку земную собаку Рикбергеров. Мы гуляли долго-долго.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры