Виктор Васнецов (художник). Жизненный путь и творчество самого известного русского художника XIX века

Главная / Психология

В иктор Васнецов был известным мастером бытовой и исторической живописи - его картины приобретали коллекционеры Павел Третьяков и Савва Мамонтов. Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи. Кроме написания картин Васнецов делал иллюстрации к книгам, создавал эскизы архитектурных сооружений и расписывал храмы в разных городах России.

Семинарист в Академии художеств

Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии (сегодня - Кировская область) в семье священника. Родители старались дать детям разностороннее образование: читали им научные журналы, учили рисованию. Первыми работами Виктора Васнецова были пейзажи, сюжеты сельской жизни. Природа на его картинах во многом списана с вятских видов: извилистые реки, холмы, густые хвойные леса.

В 1858 году Васнецов поступил в духовное училище, затем - в семинарию. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине.

«Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства - образа, звука, слова - в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

Виктор Васнецов

В свободное от учёбы время Васнецов рисовал портреты горожан, делал по памяти зарисовки, помогал расписывать Вятский кафедральный собор. В 1867 году он проиллюстрировал книгу этнографа Николая Трапицина о пословицах. Позже художник опубликовал свои рисунки отдельно - в альбоме «Русские пословицы и поговорки в рисунках В.М. Васнецова». В годы учебы живописец создал первые полотна «Жница» и «Молочница».

Виктор Васнецов. Жница. 1867. Частное собрание

Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876. Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов. Нищие певцы. 1873. Кировский областной художественный музей им. А.М.Горького, Киров

В 1867 году Виктор Васнецов бросил семинарию и уехал в Петербург. Зимой этого года он занимался живописью в школе своего друга - художника Ивана Крамского , а спустя год поступил в Петербургскую академию художеств .

В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского - «Народная азбука», «Солдатская азбука». Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра - «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками». В 1874 году живописец получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина».

Виктор Васнецов - мастер исторической живописи

После окончания академии художник уехал с друзьями за границу. Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова Васнецов набросал эскиз картины «Богатыри» - первого полотна по мотивам русских былин .

Васнецов прожил за границей около года, в 1877 году вернулся в Москву. Здесь познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто бывал на музыкальных вечерах в его семье.

В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок Древней Руси. Одно из первых полотен - «После побоища Игоря Святославича с половцами» - экспонировалось на VIII выставке передвижников. Картину купил Павел Третьяков.

Познакомился Васнецов и с меценатом Саввой Мамонтовым, стал участником его Абрамцевского кружка . Мамонтов предложил художнику написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги. Так появились полотна «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Однако члены правления отказались от полотен со сказочными сюжетами. Картины выкупили Савва Мамонтов и его брат.

Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Виктор Васнецов. Ковер-самолёт. 1880. Нижегородский Государственный художественный музей, Нижний Новгород

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов много бывал в Абрамцеве в усадьбе мецената, писал портреты членов его семьи. Окрестности Абрамцева появились и на других картинах Васнецова: березовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды, поросшие осокой. Здесь в 1880 году художник написал «Аленушку».

«Аленушка» как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее».

Виктор Васнецов

Храмовая роспись и архитектура

Виктор Васнецов пробовал себя и в архитектуре. Он создал эскизы для построек в усадьбе Мамонтовых, по рисункам Васнецова и Поленова в Абрамцеве построили церковь Спаса Нерукотворного. Также художник нарисовал эскизы собственного дома-мастерской, особняка Ивана Цветкова, главного фасада Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке в Москве.

В начале 1885 года профессор Петербургского университета Адриан Прахов, один из учителей Васнецова, предложил ему расписать только что построенный Владимирский собор в Киеве. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни - он посвятил ей около 11 лет. Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Во время работы Виктор Васнецов изучал памятники раннего христианства в Италии, фрески Софийского собора в Киеве, использовал знания иконописи и храмового зодчества, полученные в семинарии.

«Иной раз полно, ясно и прочувствованно, вполне излагается на словах то, что происходит в душе, но когда дело дойдет до осуществления того, о чем мечтал так широко, тогда-то до горечи чувствуешь, как слабы твои мечты, личные силы - видишь, что удается выразить образами только десятую долю того, что так ясно и глубоко грезилось».

Виктор Васнецов

Всего было создано около 400 эскизов, расписано свыше 2000 квадратных метров. Собор освятили в 1896 году в присутствии императора Николая I и его семьи. После Владимирского собора художник расписывал храмы в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.

Великий художник Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 в селе Лопьял, в семье Михаила Васильевича Васнецова, священника. Отец прочил сыну будущее священнослужителя, и в первые годы становления молодого Васнецова юноша во всем слушался родителей и уже пошел было по стопам отца. Однако через несколько лет его судьба круто изменилась. Биография художника Васнецова содержит страницы становления и расцвета таланта одного из самых известных живописцев за всю историю Российского государства.

У него не было учеников, как, например, у В. И. Сурикова или других известных художников, но мастерство Виктора Васнецова было открыто для подражания любому начинающему живописцу. И молодые художники старались научиться "васнецовским" полутонам, присутствовавшим в его былинных сюжетах, или сочным веселым краскам, делающим пейзажи мастера такими яркими.

Семинария и искусство

В 1858 году по настоянию отца юный Васнецов был определен в духовное училище, где проучился четыре года, а затем продолжил учебу в Вятской духовной семинарии. Тогда же у него открылся талант живописца, и будущий художник стал учиться рисованию у Н. Г.Чернышова, преподавателя гимназии. Затем он с благоволения отца оставил семинарию и переехал в Петербург, где поступил в школу рисования и развития художеств, в класс Ивана Николаевича Крамского. Проучившись в школе один год, Васнецов перевелся в Академию художеств и там продолжил занятия живописью.

Свои студенческие работы художник выставлял для всеобщего обозрения еще в стенах Академии, чтобы они получили оценку признанных мастеров кисти. Отзывы маститых художников на работы начинающего живописца Васнецова были самыми благожелательными, многие критики отмечали творчество молодого художника как новое слово в искусстве.

Товарищество передвижников

После окончания Академии художеств в 1873 году Васнецов-художник стал участвовать в выставках передвижников, организованных в Петербурге и Москве. В "Товарищество" вошли двадцать известных русских художников, среди которых были: Крамской И. Н., Репин И. Е., Шишкин И. И., Д., Суриков В. И. и другие. Виктор Васнецов был представлен в передвижных выставках двумя картинами: "Витязь на распутье" и "Аленушка".

Расцвет и закат

Целью художников-передвижников было знакомство широких масс народа с русским искусством. Выставки проводились повсеместно, в городах и крупных селах, передвижничество развивалось и крепло. Расцвет "Товарищества" пришелся на 1870-1880 годы. Позже деятельность передвижников стала затухать по ряду объективных причин, и в 1922 году состоялась их последняя выставка.

Абрамцево

Русский художник Васнецов входил в "Абрамцевский художественный кружок", организованный промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым, хозяином Устраивались встречи художников, скульпторов, писателей и музыкантов под крышей гостеприимного дома Саввы Ивановича, а позже кружок превратился в крупный центр русской культуры. Художники-живописцы приезжали в Абрамцево и месяцами жили там, создавая свои бессмертные полотна. Виктор Васнецов тоже был частым гостем, его вдохновляла нетронутая природа заповедных окрестностей, исконные русские ценности, поля, леса и деревенские люди как неотъемлемая часть пейзажей.

Академия Художеств

В 1893 году Васнецов-художник вошел с состав Академии Художеств и, уже будучи действительным членом Академии, продолжил плодотворную деятельность на поприще воссоздания русской культуры. Революционные движения в начале ХХ века затронули и великого художника. Васнецов не участвовал напрямую в деятельности "Союза русского народа", правомонархической организации, однако косвенно поддерживал черносотенное движение и даже финансировал отдельные издания, как, например, "Книги русской скорби". В 1912 году художник был введен во дворянство Российской Империи. А в 1915-м стал активным членом "Общества возрождения Руси", которое объединило многих художников того времени.

Разнообразие творчества

Творчество художника Васнецова отличается разнообразием стилей, чего нельзя сказать о других русских живописцах. Он создавал картины, используя противоположные жанры, иногда несовместимые друг с другом. Картины бытового характера с реальными персонажами сменялись полотнами со сказочными сюжетами. И все же красной нитью на протяжении всего творческого периода художника проходит былинно-историческая тематика. Именно в этом жанре Васнецовым были созданы его главные шедевры: "Богатыри" (1898 год), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1897 год), "Иван-Царевич на Сером Волке" (1889 год), "Аленушка" (1881 год), "Витязь на распутье" (1882 год), "После побоища Игоря Святославовича с половцами" (1880 год).

Церковная тематика

В преддверии ХХ столетия Васнецов-художник, "Богатыри" которого, написанные в 1998 году, стали его визитной карточкой, обращается к религиозной теме. Он пишет картины для Владимирского собора в Киеве и храма Вознесения в Петербурге, известного как собор "Спас-на-Крови" на канале Грибоедова. Позже художник принял участие в росписи интерьера храма Александра Невского, который находится в столице Болгарии, Софии. А для московского храма Рождества на Пресне Васнецов создал эскизы потолочной и настенной росписи.

Гражданские проекты художника

Васнецов-художник в 1917 году полностью переключился на русский народный эпос, его картины-сказки "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", написанная в 1918 году, и "Кощей Бессмертный" 1926 года стали последними работами великого художника.

Кроме гениальных живописных полотен, Васнецов создал целый ряд архитектурно-исторических проектов:

  • В усадьбе Абрамцево была построена церковь "Спаса Нерукотворного" по эскизам Васнецова совместно с художником В.Д. Поленовым и архитектором П.М. Самариным (1882 г.)
  • В Абрамцево была построена "Избушка на курьих ножках", садовая беседка по сказочным мотивам (1883 г.)
  • Проект надгробного памятника Юрия Николаевича Говорухи-Отрока, русского писателя, в некрополе московского монастыря Скорбящего (1896 г.).
  • Русский павильон для Всемирной Парижской выставки 1898 года.
  • Проект особняка И. Е. Цветкова, совместно с архитектором Б.Н. Шнаубертом, в Москве на Пречистенской набережной.
  • Проект планировки главного входа Третьяковской галереи, при участии архитектора В.Н. Башкирова в Москве, переулок Лаврушинский (1901 г.).
  • Проект переходного терема из Оружейной палаты в Большой Кремлевский дворец в Москве (1901 г.).
  • Памятный крест, отличающий место гибели Князя Великого Сергея Александровича, в Москве (1908 г.), который был разрушен и впоследствии восстановлен скульптором Н.В. Орловым, а затем перенесен в Новоспасский монастырь.
  • Надгробие В.А. Грингмута праворадикального общественного деятеля, в Москве, в некрополе Скорбященского монастыря (1908 г.).
  • Собор Святого Александра Невского на в Москве, совместно с архитектором А.Н. Померанцевым (1911 г.).
  • Проект художественной почтовой марки, созданной для сбора средств в помощь жертвам войны (1914 г.).

Филателия

Васнецов-художник и его работы в свое время были широко представлены в филателии СССР:

  • Почтовая марка "Третьяковская галерея" художника А.С. Поманского выпущена в 1950 году. На марке изображен главный фасад Третьяковки, выполненный в 1906 году по эскизам Виктора Васнецова.
  • Серия почтовых марок, посвященная 25-летию смерти художника-живописца Васнецова, автор - художник И.И. Дубасов, 1951 год.
  • Почтовая марка с изображением В.М. Васнецова на картине художника И. Крамского", вышедшая в 1952 году в ИТЦ "Марка" под №1649.
  • Почтовая марка "Богатыри" (по картине Васнецова 1881-1898 гг) ИТЦ "Марка" №1650.
  • Почтовая марка "Витязь на распутье" (1882 год), выпущена в 1968 году, оформление художников А.Рязанцева и Г.Комлева, ИТЦ "Марка", №3705.
  • 150-летие рождения Васнецова было отмечено в России выпуском двойной почтовой марки с купоном.

За всю творческую жизнь великого художника им было написано несколько десятков полотен. 24 вошли в Золотой Фонд Русского искусства:

  • Год 1871 - "Могильщик".
  • Год 1876 - "С квартиры на квартиру".
  • Год 1878 - "Витязь на распутье".
  • Год 1879 - "Преферанс".
  • Год 1880 -
  • Год 1880 - "Аленушкин пруд".
  • Год 1880 - "Ковер-самолет".
  • Год 1881 - "Аленушка".
  • Год 1881 - "Три царевны подземного царства".
  • Год 1887 - "Воины Апокалипсиса".
  • Год 1889 - "Иван-Царевич на Сером Волке".
  • Год 1890 - "Крещение Руси".
  • Год 1897 - "Гамаюн".
  • Год 1897 - "Царь Иван Васильевич Грозный".
  • Год 1898 - "Богатыри".
  • Год 1899 - "Гусляры".
  • Год 1899 - "Снегурочка".
  • Год 1899 - "Встреча Олега с кудесником".
  • Год 1904 - "Страшный суд".
  • Год 1914 - "Илья Муромец".
  • Год 1914 - "Поединок Пересвета с Челубеем".
  • Год 1918 - "Царевна-лягушка".
  • Год 1918 - "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем".
  • Год 1926 -

Хдожник Виктор Васнецов - художник живописец. Творческое направление художника большей частью связано с историческими и сказочными темами, русскими былинами. Васнецов очень искусно использовал свой талант и умения, чтобы наглядно продемонстрировать свое понимание народных сказок, черпал вдохновение из богатых фольклорных образов. Благодаря своему умению точно воплотить задуманное, он вскоре стал узнаваемым. Публика сразу оценила и полюбила его работы.

Биография - Виктор Васнецов родился в семье небогатого священника М. В. Васнецова Вятская губерния, село Рябово 15 мая 1848 года. С раннего детства было замечено, что он тяготеет к рисованию, главными сюжетами его зарисовок были местные пейзажи и сцены деревенской жизни. Позже Васнецова устроили учиться в духовное училище в 1858 году, чуть позже поступает учиться в духовную семинарию в городе Вятка.

В Вятке молодой художник развивает свои возможности по рисованию, основной тематикой его рисунков были темы народных русских пословиц и сказок, поговорок. Учась в семинарии он повстречался с ссыльным польским художником Андриоли Э, который просвятил молодого художника Васнецова о искусстве живописи, впоследствии Васнецов решил во, чтобы то не стало покинуть последний курссеминарии и поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств, в чем собственно ему и помог художник Андриоли, познакомив Васнецова с епископом А. Красинским, который уговорил губернатора Кампанейщикова устроить лотерейную акцию для продажи картинок Васнецова Молочница и Жница, заработав таким образом немного денег, плюс небольшая помощь от отца,

Васнецов отправился в Санкт-Петербург в 1867 году. В городе Петра он поступает в академию пройдя экзамены, не узнав о своем зачислении в академию он сталкивается с трудным денежным положением, находясь в поисках места жительства. В его трудном положении помогает брат Вятского учителя Красовский, устроив Васнецова в картографическую организацию, позже художник рисовал иллюстрации к книгам и различным журналам, паралельно посещая школу по рисованию Общества поощрения художников, где состоялось важное в его жизни знакомство с художником Иваном Крамским.

В 1868 году он снова пытается поступить в академию, с удивлением узнав, что его зачислии в академию еще в прошлом году. В академии он знакомится с Репиным со многими другими художниками и педагогами в числе корорых был Павел Чистяков. Учась в академии Художник Васнецов создает сотни различных иллюстраций к различным детским азбукам и сказкам. Рисует горожан, бытовые сюжеты из городской жизни.

Не доучившись в академии он покидает ее, причина была такая, Васнецов желал писать картины на свободную тему, можно сказать куда душа клонила на темы русских былин и сказок, что в академии художеств соответственно запрещалось.

На своем творческом пути Художник Виктор Васнецов создал большое количество уникальных картин среди которых знаменитые полотна, такие, как Иван Грозный, После побоища Игоря Святославича с половцами - первая серьезная работа в русско былинном направлении написанная в 1878 году, потом в 1882 году Витязь на распутье, Битву русских со скифами, «Ковер-самолет, Три царевны подземного царства, очень примечательна картина Аленушка, эта картина написана в национальном ритме с глубоким поэтическим оттенком. Очень знаменитая его картина Богатыри 1898 г., которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.

После написания богатырей Васнецов подумывал о своей персональной выставке, которую он решил организовать весной 1899 в залах академии художеств в Санкт Петербурге. Художник выставил на всеобщее обозрение около 38 своих лучших работ.

Самое заметное живописное произведение на этой выставке, конечно была картина Богатыри о которой было много лестных высказываний современников.

По слова Стасова это картина просто лидер среди других работ художников и заслуживает всеобщего внимания и одобрения.

В начале 20 века Васнецов работал с картинами на религиозную тематику, также продолжал работать с былинными и сказочными темами.

Из под его кисти выходят картины Баян, Царевна лягушка, Спящая царевна, Кащей бессмертный и Царевна несмеяна

Творчество художника в его жизненном пути было очень насыщено, написано множество живописных шедевров тематика которых просто уникальна и непревзойденна. Творческая энергия у художника была прямо таки неисчерпаемая, тем не менее многим его замыслам не суждено было сбыться. В 1926 году, летом 23 июля Васнецов неожиданно скончался во время написания портрета своего коллеги Нестерова.

15 мая 2013 года исполнилось 165 лет со дня рождения великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова (1848 г.)

Виктор Васнецов родился в Вятской губернии, в семье сельского священника.

Cвященниками были и дед, и прадед художника.

Детство и юношество

Отец художника, широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность.

Вот что вспоминал Васнецов о своём детстве: «Начал я рисовать с раннего детства.., рисовал больше корабли и морские сражения – это за тридевятьто земель от всякого моря! Потом пейзажи и людей...

Первые настоящие картины мы с братом Апполинарием увидели в доме нашей бабушки, к которой нас отец возил «на поклон», чуть только приедем из семинарии... Все под стеклом, в золотых рамах, виселичинно в несколько рядов... Мы гордились талантом бабушки».

На каникулах «отец требовал показать наши рисунки, очень серьёзно их рассматривал и строго критиковал, указывая на все подмеченные им ошибки. Кончив это дело, както немножко конфузясь и стесняясь перед нами, детьми, показывал свои работы, рисунки и этюды, выполненные масляными красками».

Виктор Васнецов уехал учиться в Вятку в 10-летнем возрасте – вначале в духовное училище, затем в духовную семинарию. Но через 9 лет с благословения отца будущий художник оставил семинарию за полтора года до её окончания и уехал в Петербург поступать в Академию художеств .

Учёба в Академии

Начав учёбу в Академии, Васнецов познакомился с художником И. Репиным, общение с которым переросло в крепкую дружбу, сблизился с А. Куинджи, И. Крамским, В. Максимовым, В. Поленовым, В. Суриковым и др.

В Академии он удостаивается большой серебряной медали за рисунок «Христос и Пилат перед народом». Время это для Васнецова было очень трудным. Он переживает смерть отца, печётся о брате Аполлинарии, много трудится ради заработка.

Важную роль в жизни художника сыграло знакомство с московской семьёй известного мецената Саввы Мамонтова, сумевшего объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком.

Музыкальные вечера, постановки живых картин и вечерние чтения драматических произведений и памятников народного эпоса, разговоры о проблемах искусства и обмен новостями соседствовали в доме Мамонтовых с лекциями историка Василия Ключевского о прошлом России.

Картины и росписи художника

Творчество В.М. Васнецова хорошо известно многим прежде всего благодаря его картинам, посвящённым русским сказкам, былинам и древней русской истории. Среди его полотен такие картины, как «Богатыри», «Снегурочка», «Иванцаревич на сером волке», «Витязь на распутье», «Три царевны подземного царства», «Алёнушка» и др.


Васнецов Виктор Михайлович . Богатыри. 1898 г.

Васнецов Виктор Михайлович . Аленушка. 1881 г.

В то же время полотна, созданные художником на христианские темы, мало известны широкой публике, не так часто экспонируются и анализируются. А между тем в мировой критике эти картины по праву считаются шедеврами.

В начале 1885 года В.М. Васнецов получает приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве . Более десяти лет трудится Васнецов над росписью в храме. И как результат – грандиозно проделанная работа, не имеющая равных в русском искусстве ХIХ века: около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников – свыше 2000 кв. м.!

По замыслу вся роспись собора была посвящена 900летию Крещения Руси.


Васнецов Виктор Михайлович . Фрагмент фрески «Крещение Руси». 1895-1896 гг. Владимирский собор в Киеве.

Готовясь к работе, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал фрески киевского Софийского собора, Кирилловского и Михайловского монастырей. Успех васнецовских росписей был огромен. В них видели начало возрождения русского религиозного искусства, а в Васнецове – «гениального провозвестника нового направления в религиозной живописи».

Сам же великий художник о своей работе в соборе сказал:«Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техник, до их живописного эффекта».

После окончания работы над киевском собором Васнецов получил многочисленные заказы на оформление храмов в Петербурге, Гусь Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Сам мастер считал, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Васнецов серьёзно занимался историей Древней Руси, а также изучением деяний православных святых.

Целые дни проводил художник в исторических музеях, часами просиживал над старинными рукописями.

Прожил Виктор Михайлович Васнецов 78 лет.

«Я только Русью и жил», – написал он в старости.

Вот почему художник М. Нестеров сказал о Васнецове: «Чудесный памяник оставил Васнецов русским людям. Они будут знать в лицо своих святых, угодников и мучеников, всех тех, на кого они хотели бы походить и что есть их заветный идеал».

Елена Добронравова


По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском , 06 (171) июнь 2013 г.

Кто не видел такие знаменитые картины, как «Богатыри» и «Аленушка»? А «Иван Грозный»? Легендарного русского художника, наверное, знают не только взрослые, но и дети, ведь последние могли видеть иллюстрации, выполненные Васнецовым, к русским народным сказкам в детских книжках или журналах.

Как жил художник?

Между тем он мог и не стать художником, ведь в те времена, кода он жил, существовала традиция, согласно которой сыновья должны были пойти по стопам отца и унаследовать его профессию. А отец его, к слову, был священником. Поэтому в 10 лет маленького Виктора отправили учиться сначала в специальное духовное училище, а затем и в духовную семинарию, расположенную в Вятке.

Вятская духовная семинария

Можно сказать, биография Васнецова как художника началась именно здесь. В было много местных художников-любителей и разных мастеров. Все они занимались, кто росписью игрушек, мебели и посуды, кто резьбой по дереву и красивой вышивкой.

Нет сомнений в том, что это оказало огромное влияние на развитие таланта молодого человека, а также на его мировоззрение. Он настолько увлекся рисованием, что если появлялось у него несколько свободных минут, он тут же что-нибудь начинал рисовать. Наверное, тогда он и подумать не мог, что вскоре это станет делом всей его жизни.

Хотя биография Васнецова включает в себя не только информацию о нем как о художнике. Достоверно известно, что он занимался архитектурой и дизайном, а также был живописцем-монументалистом, театральным художником и, как было сказано выше, иллюстратором детских книг.

Академия Художеств и школа Общества поощрения художников

Духовную семинарию он так и уйдя с последнего курса, решил ехать в Петербург, поступать в Академию Художеств. Для этого он пишет две жанровые картинки, «Молочница» и «Жница», продает их и на полученные деньги едет в Академию.

Далее биография Васнецова разворачивается следующим образом. Приехав в Петербург и добравшись до заветной Академии, он сдает и ждет извещения о результатах. Но так и не дождался. Но не потому, что не поступил, а потому, что произошла ошибка, и извещение по какой-то причине ему не доставили. На самом деле он поступил, но узнал об этом только спустя год.

Решив, что попробует поступить еще раз в следующем году, он идет в школу Общества поощрения художников. Там он совершенствует свое мастерство, а параллельно зарабатывает на жизнь иллюстрациями к различным книгам, журналам и даже дает частные уроки.

Художник Васнецов, биография которого содержит много интересных фактов, написал большую коллекцию картин, которые впечатляют своей реалистичностью и простотой. Многие из них он написал, когда учился в Академии, например, такие как «Чаепитие», «Старуха кормит кур», «Нищие» и другие.

После окончания учебы по приглашению своего друга и художника Репина он отправился в Париж. Там он проработал год, и в этой стране им была написана картина «Балаганы в окрестностях Парижа».

Но, кроме потрясающих картин, есть немало портретов, которые написал Васнецов. Биография краткая, изложенная в данной статье, имеет много недосказанных моментов, таких, например, как вышеупомянутое увлечение Виктора Михайловича архитектурой и дизайном.

Дом, в котором жил художник, оформлен в очень интересном, затейливом стиле. И автором этого проекта был, конечно же, Васнецов. На втором этаже этого «терема» располагалась мастерская, в которой появились на свет многие картины, ставшие потом легендой.

Личная жизнь

О семейной жизни художника известно немного. Но сохранившиеся портреты позволяют воочию увидеть жену творца, одну его дочь Татьяну и сыновей Владимира и Бориса.

Со слов его правнучатой племянницы известны некоторые любопытные факты, которые содержит биография Васнецова:

  1. Владимирский собор, расположенный в Киеве, Виктор Михайлович расписывал 10 лет.
  2. Однажды при росписи храма, находясь под самым куполом, Васнецов сорвался вниз. От беды его спасло лишь то, что он зацепился курткой за крюк и повис в воздухе. Вспоминая этот случай позже, он говорил, что его тогда сохранил Господь.
  3. Васнецов очень любил Историю Руси.
  4. Картина «Аленушка» была написана с юродивой девушки-крестьянки, жившей на самом деле. Фоном является также реальное место в Абрамцево. Изначально полотно носило название «Дурочка Аленушка» и никакого отношения к сказке не имело.
  5. Вечерами в семье художника всей семьей читали Библию.
  6. Васнецов был знаком с Николаем II и даже присутствовал на его коронации.
  7. В жизни он был очень экономным человеком, никогда не бросал денег на ветер и каждую заработанную копейку нес в семью.
  8. Васнецов был строгим отцом, но в тоже время детей своих он воспитывал в атмосфере творчества.
  9. Сын художника получил а старшая дочь стала художницей.
  10. Жена Васнецова имела медицинскую профессию, которую получила одной из первых (среди женщин) в Петербурге.

Умер художник в 1926 году, и последними словами его было: «Скажите всем, кто будет спрашивать, как, мол, и что: я только Русью жил…»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры