За любовь к богу череп автор. Бриллиантовый череп – пугающая работа художника-провокатора Д

Главная / Психология

Вот и вся любовь, господа... Скульптура "За любовь Господа"

Скульптура "За любовь Господа", 2007.

Бриллиантовый череп является самым дорогим произведением искусства ныне живущих художников

Скульптура, выполненная известным британским художником Дэмиеном Херстом из 2 кг платины, – слегка уменьшенная копия черепа 35-летнего европейца XVIII века. Ячейки для бриллиантов (всего их 8601) вырезаны лазером, челюсть изготовлена из платины, а зубы вставлены настоящие. Венчает череп розовый бриллиант весом 52,4 карата. Работа обошлась британскому художнику, знаменитому своими скандальными инсталляциями с использованием трупов животных в формалине, в £14 млн.

Херст утверждал, что название скульптуры навеяно словами матери, когда она обратилась к нему с вопросом: For the love of God, what are you going to do next? ("Ради Бога, чем ты теперь занимаешься?"). For the love of God – дословная цитата из Первого послания Иоанна.

В 2007 году череп выставили в галерее White Cube, и в том же году он был продан за $100 млн (£50 млн фунтов). Агентство Bloomberg и газета The Washington Post писали, что в группе инвесторов оказался сам Дэмиен Херст, а также украинский миллиардер Виктор Пинчук. Представитель галереи White Cube не комментировала слухи, однако сообщала, что покупатели намерены впоследствии перепродать работу Херста.





Автор этой поистине варварской красоты – первый провокатор британского современного искусства Дэмиен Херст.
Один из ведущих деятелей британского современного искусства Дэмиен Херст родился 7 июня 1965 года в Бристоле, вырос в Лидсе. Его отец оставил семью, когда Дэмьену было двенадцать лет, он был механиком и продавцом машин, мать работала в консультационном бюро. Несмотря на явно асоциальный образ жизни, Херст посещал художественный колледж в Лидсе, а позднее изучал искусство в университете в Лондоне.
Впервые о Дэмиене Херсте заговорили в 1988 году, как о молодом импресарио экспозиции под названием Freeze.
Его первая персональная выставка прошла в 1991 году в Лондоне, а вскоре состоялись еще две выставки - в Институте Современного Искусства и в Emmanuel Perrotin Gallery в Париже.

Дэмиен Херст один самых дорогих и эпатажных из ныне живущих художников. Его работы - вызов обществу, шок, восторг и отвращение, за которые коллекционеры выкладывают миллионы долларов. Центральная тема в работах Херста - смерть. Широкую известность получили его картины, "нарисованные" плотным слоем мух, бабочками и другими представителями фауны. Знаковая работа Херста "Физическая невозможность смерти в сознании живущего": тигровая акула в аквариуме с формальдегидом.
Творец шедевров современного искусства явил миру арт-объект под названием For the love of God («Из любви к Богу») – череп 35-летнего европейца, жившего между 1720 и 1810 годами.
Череп украшен 8601 бриллиантом общим весом 1106,18 карата и стоимостью 14 миллионов фунтов стерлингов, а в центре «композиции» красуется крупный розовый бриллиант. Он обошелся Херсту примерно в двадцать миллионов долларов. Специалисты уже назвали этот экспонат самым дорогим произведением современного искусства.

По заверению художника, все бриллианты относятся к так называемой группе сonflict-free diamonds, т. е. при их добыче и обработке не был использован детский труд, не применялась рабская сила и прочие формы насилия и ущемления прав человека. Итак, все это в высшей степени гуманное великолепие крепится к черепу при помощи платинового каркаса.
Для начала Дэмиен взял череп 18 века, рядом можно увидеть один из центральных бриллиантов, затем был изготовлен платиновый слепок черепа, в котором лазером были сделаны ячейки для бриллиантов. Бриллианты аккуратно вставляли в ячейки и закрепляли, в этом время из оригинального черепа вытащили зубы и вымыли их, в знак благодарности черепу подарили платиновые зубки. В это время была изготовлена нижняя челюсть, розовый бриллиант занимает свое почетное место

Украинский бизнесмен Пинчук смотрит, как британский художник Хёрст создает одно из своих произведений в центре современного искусства


Британский художник Дэмьен Хёрст позирует возле одного из своих произведений в Киеве. (© Konstantin Chernichkin / Reuters/REUTERS)


Дэмьен Херст (Damien Hirst), все-таки умеет эпатировать публику. Человечество только-только свыклось с существованием платинового черепа, усыпанного бриллиантами, стоимостью 100 миллионов долларов, а Херст уже делает новую пощечину общественному мнению и общественному вкусу. Он создает еще один подобный череп, но уже не взрослого человека, а ребенка.




Само имя Дэмьена Херста в последние годы стало брендом со стоимостью, сравнимой с ценой контрольного пакета акций крупной транснациональной корпорации. Все, к чему бы ни приложился этот творец, будет продано за баснословные деньги, будь это туша мертвой коровы или разукрашенный в стиле тяп-ляп .
И, с каждой новой своей работой, разогретый вниманием публики и коллекционеров-миллиардеров, Херст становится все более провокационным, эпатажным и жестким. Так творчество приносит больше денег.
Тут, главное, не держать себя в рамках. И, если люди «скушали» весьма неоднозначное ювелирное изделие в виде платинового черепа, а кто-то даже дал на него сто миллионов долларов, то можно и дальше эксплуатировать эту тему, но уже на новом уровне.



Так Дэмьен Херст и создал новое свое произведение – еще один драгоценный череп, но на этот раз уже детский. Антропологи заявляют, что ребенку, которому мог бы принадлежать этот платиновый череп, усыпанный восьмью тысячами белых и розовых бриллиантов, было бы примерно две недели от роду. А это весьма противоречивый творческий шаг даже для Херста.
И, несмотря на то, что эта работа под названием «For Heaven’s Sake» («Ради Бога») еще не была официально представлена на публике, по всему миру уже звучат неодобрительные голоса всевозможных общественных организаций, считающих, что ее автор посягнул на святое – на детей. Впрочем, может, этот поток негатива является и заранее подготовленной маркетинговой кампанией, направленной на раскрутку новой работы Херста. Ведь, чем больше громкой критики, тем дороже будут продаваться его произведения.
Ну а для массового созерцания этот драгоценный детский череп будет впервые выставлен в конце этого месяца в выставочном зале Gagosian Gallery в Гонконге.

В галерее Гари Татинцяна открылась выставка Дэмиена Херста, одного из наиболее дорогих и известных современных художников. Херста в Россию привозят не в первый раз: до этого были ретроспектива в Русском музее, небольшая экспозиция в галерее «Триумф», а также коллекция самого художника в МАММ. На этот раз посетителям представят наиболее значимые работы 2008 года, проданные самим художником на персональном аукционе Sotheby"s в том же году. Buro 24/7 рассказывает, почему бабочки, разноцветные круги и таблетки так важны для понимания творчества Херста.

Как Херст стал художником

Дэмиена Херста можно в полной мере считать олицетворением Young British Artists — поколения уже не молодых, но весьма успешных художников, чей пик расцвета пришелся на 90-е годы. Среди них — Трейси Эмин с неоновыми надписями, Джейк и Динос Чепмены с любовью к маленьким фигуркам и десяток других мастеров.

YBA объединяет не только учеба в престижном колледже Голдсмитс, но и первая совместная выставка Freeze, которая прошла в 1988 году в пустом здании администрации в лондонских доках. Куратором выступил сам Херст — он отбирал работы, заказывал каталог и планировал открытие выставки. Freeze привлекла внимание Чарльза Саатчи — рекламного магната, коллекционера и будущего покровителя Young British Artists. Двумя годами позже Саатчи приобрел первую в своей коллекции инсталляцию Херста — работу «Тысяча лет», а также предложил ему спонсирование его будущих творений.

Дэмиен Херст, 1996. Фото: Catherine McGann/Getty Images

Тема смерти, ставшая впоследствии центральной в творчестве Херста, проскальзывает уже в «Тысяче лет». Сутью инсталляции был постоянный круговорот: из яиц личинок появлялись мухи, которые ползли к гниющей коровьей голове и погибали на проводах электронной мухобойки. Год спустя Саатчи одолжил Херсту деньги на создание другого произведения о круговороте жизни — знаменитого чучела акулы, помещенного в формальдегид.

«Физическая невозможность смерти в сознании живущего»

В 1991 году Чарльз Саатчи купил для Херста австралийскую акулу за шесть тысяч фунтов стерлингов. Сегодня акула символизирует собой мыльный пузырь современного искусства. Для газетчиков она превратилась в расхожий штапм (пример — статья Sun под заголовком «£ 50 000 за рыбу без чипсов»), а также стала одной из главных тем книги экономиста Дона Томпсона «Как продать чучело акулы за 12 миллионов: скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах».

Несмотря на шум, в 2006 году работу купил за восемь миллионов долларов глава хедж-фонда Стив Коэн. Среди заинтересованных покупателей был и Николас Серота, директор галереи Tate Modern, крупнейшего музея совриска наряду с нью-йоркским МоМА и парижским Центром Помпиду. Внимание к инсталляции привлек не только список из ключевых для современного искусства имен, но и время ее существования — 15 лет. За эти годы тело акулы успело протухнуть, и Херсту пришлось ее заменить и натянуть на пластиковый каркас. «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» стала первой работой в серии «Естественная история» — впоследствии Херст также поместил в формальдегид овцу и расчлененные туши коров.

The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living, 1991

Black Sheep, 2007

Love"s Paradox (Surrender or Autonomy, Separateness as a Precondition for Connection.), 2007

The Tranquility of Solitude (for George Dyer), 2006

Вращения и калейдоскопы

Работы Херста можно разделить на несколько жанров. Помимо упомянутых аквариумов с формальдегидом выделяют «вращения» и «пятна» — последние выполняют помощники художника в его студии. Тему жизни и смерти продолжают бабочки. Здесь и калейдоскоп наподобие витража в готическом соборе, и грандиозная инсталляция «Влюбиться или разлюбить» — комнаты, полностью заполненные этими насекомыми. Ради создания последней Херст принес в жертву около девяти тысяч бабочек: в галерею Тейт, где проходила ретроспектива, ежедневно привозили 400 новых насекомых на замену погибшим.

Ретроспектива стала самой посещаемой в истории музея: за пять месяцев ее увидело почти полмиллиона зрителей. Рядом с темой жизни и смерти логично существует и «аптека» — при взгляде на точечные картины художника возникают ассоциации именно с медикаментами. В 1997 году Дэмиен Херст открыл ресторан «Аптека». В 2003 году он закрылся, а продажа предметов декора и интерьера на аукционе принесла поразительные 11,1 миллиона долларов. Тему медицинских препаратов Херст развивал и в более наглядном ключе — отдельная серия художника посвящена шкафчикам с разложенными вручную таблетками. Самой материально успешной работой стала «Весенняя колыбельная» — стеллаж с таблетками принес художнику 19 миллионов долларов.

Дэмиен Херст, Без Названия, 1992; In Search of Nirvana, 2007 (фрагмент инсталляции)

«Ради любви к Богу»

Еще одно известное произведение Херста (и тоже во всех смыслах дорогое) — череп, усыпанный восемью с лишним тысячами бриллиантов. Свое название работа получила из Первого послания Иоанна — «Ибо это и есть любовь к Богу». Это снова отсылает нас к теме бренности жизни, неизбежности смерти и рассуждений о сути бытия. Во лбу черепа располагается бриллиант стоимостью в четыре миллиона фунтов стерлингов. Само изготовление обошлось Херсту в 12 миллионов, а цена за произведение составила в итоге около 50 миллионов фунтов (около 100 миллионов долларов). Череп был показан в Амстердамском государственном музее, а затем продан группе инвесторов через галерею White Cube Джея Джоплинга, еще одного крупного дилера, сотрудничавшего с Херстом.

Дэмиен Херст, «Ибо это и есть любовь к Богу», 2007

Рекорды, подделки и феномен славы

Хотя Херст и не устанавливает абсолютных рекордов, среди ныне живущих художников он считается одним из наиболее дорогих. Рост цен на его работы достиг пика в конце нулевых — с продажей акулы, черепа и других произведений. Отдельным эпизодом можно назвать и аукцион Sotheby"s в разгар экономического кризиса 2008 года: он принес ему 111 миллионов фунтов, что в 10 раз больше предыдущего рекорда — аналогичного аукциона Пикассо в 1993-м. Самым дорогим лотом стал «Золотой телец» — туша быка в формалине, проданная за 10,3 миллиона фунтов.

История становления Херста — пример идеального сценария для любого современного художника, в которой грамотный маркетинг сыграл едва ли не ключевую роль. Даже нелепые истории вроде уборщика галереи Eyestorm, сложившего инсталляцию художника в мусорный пакет, или пастора из Флориды, осужденного за попытку продать подделки Херста в 2014-м, выглядят невразумительно на фоне громких выходок самого художника. Спад интереса к Херсту стал наиболее очевидным в последние пять лет после очередной выставки в White Cube — напор критиков стал более ощутим, изобретательность Херста уже не поражала пресыщенную публику, а аукционные рекорды перешли к другим игрокам — Рихтеру, Кунсу и Капуру. Так или иначе, ореол славы Херста продолжает распространяться на его старые работы, которые сегодня можно посмотреть в галерее Татинцяна. Впереди у Херста и новые проекты — в преддверии Венецианской биеннале художник открывает большую выставку в Палаццо Грасси и Пунта делла Догана. Согласно пресс-релизу, они являются «плодом десятилетия работы» — вполне вероятно все снова заговорят о Дэмиене Херсте.


Неоновый череп, череп из кокаина, хрустальный, бриллиантовый, черепа из частей пишущей машинки и велосипеда – словом, добро пожаловать в нашу коллекцию самых выдающихся произведений искусства, посвященных черепам.

Череп – символ смерти, тленности бытия. На протяжении многих столетий, как и все загадочное и темное, он привлекает людей, вселяет ужас и благоговение в их умы и сердца. Немало деятелей современного искусства посветили свои работы этой радикальной тематике.




Знаменитое произведение искусства, которое не могло ускользнуть из-под нашего взора. Хёрст назвал его "За любовь Господа" (For the Love of God), прямым текстом намекая на одну из книг Нового Завета. В работе использовано более 8,600 бриллиантов, а также огромный алмаз. Череп был продан за $100 миллионов.



Неон, криптон, ртуть, стекло – вот рецепт создания столь впечатляющих произведений искусства американского художника. Франклин отсылает зрителей к глубинам человеческого естества, заставляя задуматься о том, как разум и тело могут формировать единое целое. Особенно ярко эти мысли проиллюстрированы в полноразмерных работах художника (человеческих скелетах).



Страшноватая, но в то же время завораживающая работа. Череп оленя был дополнен частями от обычного велосипеда – как видите, спицы отлично вписались в образ.

Марк Грив в соавторстве с Иланой Спектор нередко участвуют в различных благотворительных мероприятиях. Вот и это произведение стало частью проекта "pART", организованного компанией, производящей запчасти для велосипедов. Вырученные средства были перечислены благотворительным организациям в Африке.



Никакой сварки или клея – в этом одна из ключевых особенностей произведений Джереми. "Я коллекционирую старые винтажные пишущие машинки, преимущественно в нерабочем состоянии. Для этого я частенько бываю на распродажах, заглядываю на блошиные рынки и антикварные магазинчики. Многие машинки мне приносят друзья," — рассказывает Майер на своем сайте. "При разборе пишущих машинок я никогда не использую инструменты — боюсь что-нибудь повредить," — добавляет художник.



Голландский художник Diddo создал, пожалуй, самый неоднозначный череп в мире. Сделан он из кокаина в прямом смысле слова, причем самого качественного. Для этого "уличный кокс" очищался в специальной лаборатории. На работу ушло 20 месяцев.

Сам Diddo вкладывает в свои произведения глубокий смысл. Вот что он пишет о "Кокаиновом черепе": "Мы жили в условиях страха и потребностей. Затем мы стали "людьми", пытаясь улучшить самих себя. Мы научились контролировать окружающую среду, однако страх остался. Наш внутренний зверь все еще на свободе" .


У Лорен есть целая серия произведений с черепами животных. Конкретно этот был создан под впечатлением от "джунглей Амазонки и Дня Мертвых" (праздника в Центральной Америке, посвящённого памяти умерших). В январе этого года в Лондоне как раз проходила выставка с этим экспонатом.


В этой работе использовано более 27,000 маленьких разноцветных кусочков, каждый из которых "приклеивался" вручную. Весь процесс занял 310 часов. Бэйкер ссылается на подсознание, работу мозга, "цветастость" мыслей и идей.



На ресурсе Skullis.com представлено множество черепов ручной работы. Большинство из них является настоящим произведениям искусства – или как минимум шикарным дополнением интерьера. Skullis изготавливает только черепа, и только из хрусталя и драгоценных камней. Компания является абсолютным лидером в своей нише.


Немецкий художник создает радикальные, пугающие скульптуры, которыми, впрочем, не устаешь восхищаться. Первая работа называется "God Of The Grove". В ней использованы позолоченная латунь и мрамор в качестве основных материалов.


Сандт дополняет тему красоты и смерти еще одной серией работ. На сей раз позолоченная точная копия человеческого черепа 18-го века зажата в "тисках" необычного приспособления.



В своих работах датский художник раскрывает идею тленности нашей жизни. Смерть всегда рядом. Что бы мы ни делали, где бы ни жили, как бы ни жили, "фундамент" всегда один и тот же. Все детали в представленных работах найдены или куплены в различных местах и лишь кажутся единым целым. Завершающим этапом для Миккельсена всегда является покрытие "миниатюры" слоем серебра или золота.



Фамилия художника как нельзя лучше отражает его главное увлечение. Иногда яркие, иногда мрачные, его работы всегда с налетом мистики и загробного мира. Джим побывал во многих странах и на всех континентах. В его работах причудливым и оригинальным способом смешиваются обряды, ритуалы и религиозные традиции народов Африки, Австралии, Америки, Океании.

Тем, кто разделяет вкусы Джима Скулла, обязательно стоит прикупить себе парочку прикольных предметов по "черепной" тематике — например, или .

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры