"люди улиц" приходят домой. Дом трудолюбия «Ной» приглашает на проживание Ной благотворительная организация

Главная / Бывшие

Июл 08

Дом трудолюбия «Ной» (приют для бездомных от храма Космы и Дамиана в Шубине) приглашает на проживание людей, по разным причинам оказавшимся в Москве и Подмосковье без крыши над головой и готовых жить честной трудовой и трезвой жизнью. Находящимся у нас, приют оказывает помощь в восстановлении российских документов и трудоустройстве. Регулярно проводятся приёмы врача и юридическое консультирование. Организовано полноценное трёхразовое питание, есть возможность мыться и ходить в чистой одежде. У нас запрещены ругань и рукоприкладство.

Принимаем людей трезвых и прошедших (при необходимости) дезинфекционную обработку.

Контактные телефоны:

Шереметьево 89262365415

Юрлово 89645289784

Ямонтово 89262365417

Ховрино 89263723872

Офис 89262365415

Емилиан (руководитель) 89262365415

11 комментариев to “Дом трудолюбия «Ной» приглашает на проживание”

  1. Коваленко Лев Николаевич написал(а):

    «Приглашаются для проживания люди, оказавшиеся без крыши», а на какое время и что они должны будут делать?
    Дело в том, что буквально неделю назад ко мне обратился освобождающийся из колонии строгого режима ИК-2 г. Энгельса с просьбой посоветовать ему в какой монастырь ему можно обратиться, чтобы туда переехать на постоянное место жительство, учитывая то, что у него парализованы левая рука и нога. Возраст ему около 60 – ти лет. Хотелось бы узнать; смог бы он рассчитывать на постоянное проживание в доме трудолюбия «Ной»?
    Если припомнить аналогичные случаи, то вспоминается, что несколько лет назад Энгельсский дом престарелых приютил троих освободившихся из мест лишения свободы. Но в скором времени этим постояльцам было отказано в приюте, т.к. они настойчиво стали устанавливать в приюте зоновские порядки. В связи с этим вопрос: каким образом в «Ное» собираются обеспечивать бесконфликтное проживание достаточно проблемных людей?

  2. Владимир написал(а):

    Добрый день!
    у сложилась тяжелая ситуация и скоро останусь без жилья
    немоглибы поподробнее рассказать об услоиях жизни у Вас
    с уважение Владимир
    8926-496-81-47

  3. Юлия написал(а):

    А сколько у вас в неделю получают деньги женщины? И какую работу они выполняют?

  4. Ерёмин юрий михайлович написал(а):

    Я бездомный и временно проживаю в рязанской обл. Приютили неравнодушные люди чтоб не замёрз зимою но еды то нет! Я не курю и не пью! Стараюсь выбраться из создавшегося положения но пока неудачно в тюрьме не сидел не нарко но вполне адекватный человек обладающий полезными навыками например жестянщика повара изготовление блоков для экономного строительства зданий и подсобных помещений но моя мечта это создание православной радиостанции для насельников которые не могут посещать службы! И это я могу сделать сразу по прибытию в Ной! В течение нескольких дней нужен только интернет и один помошник!Всё остальное прибудет со мною!Рад буду ответить на все ваши вопросы. Георгий.

  5. Виталий написал(а):

    Всем ПРИВЕТ!!)) Алёне, Николаю,Владимиру и др.

  6. Виталий написал(а):

    Я некотрое время проживал в вашем доме. Я БЛАГОДАРЕН вам за поддержку!!

  7. Андрей написал(а):

    Меня зовут Андрей,руки ноги есть могу работать,оказался в Москве из-за войны на Украине,остался без документов и жилья.Пришу помощи

  8. марина. написал(а):

    меня зовут Марина.Месяц назад я потеряла все документы и деньги.Дом в котором я проживала после продажи квартиры не пригоден для жилья.Я стала жертвой риелторов.сейчас проживаю у подруги.это не надолго.после восстановления паспорта врятли я восстановлю деньи.карточи и подобноем.Я думаю о монастыре не знаю как попасть на послушание. Помогите.мне 62г

  9. Света написал(а):

    Доброе время суток! Случайно на данном сайте, я готова помочь Марине, если она не нашла приюта, либо другой женщине, попавшей в трудное положение. Дело в том, что я проживаю в Москве, мать моя в провинции, живет в большом доме, где газ, вода, канализация в доме, большой огород, хозпостройки. Живет одна и ей 70 лет, чтобы ей не было скучно мы готовы принять женщину приличную в свой дом на постоянное место проживания, будет для матери подруга и не будет ей скучно. Не ради корысти, если кто так подумал, у нас всё есть. Просто матери скучно одной, вместе они бы и огород себе сажали, кур держали и т.д. тел.89067044342

  10. Андрей написал(а):

    1 сентября 1895 был издан высочайший указ о домах трудолюбия и работных домах, а в начале 1896 члены Комитета Попечительства о домах трудолюбия и работных домах решили учредить подведомственное С.-Петербургское столичное попечительное общество о домах трудолюбия, которое осуществляло бы на месте цели Комитета, «оказывая нуждающимся срочную, по возможности недолговременную помощь, посредством предоставления им труда и приюта впредь до более прочного устройства их судьбы». Учредителями попечительства являлись гофмейстер т.с. А. С. Танеев, д.с.с. М. Н. Галкин-Враской, ген.-майор Н. В. Клейгельс, гр. Н. А. Ламздорф, д.с.с. В. А. Ратьков-Рожнов, бар. П. А. Корф, т.с. бар. О. О. Буксгевден, надв. сов. Б. М. Якунчиков, д.с.с. И. В. Рукавишников, кол. ас. бар. Н. Б. фон-Вольф и камергер с.с. М. В. Арцимович. Устав был утвержден Министерством внутренних дел 9 мая 1896 г.. 15 июня 1896 г. состоялось первое собрание членов общества, на котором в Правление были избраны В. А. Ратьков-Рожнов (товарищ председателя), М. В. Арцимович, В. Ф. Галле (казначей), О. И. Вендорф и В. Э. Эльснер (секретарь). Председателем Правления стал градоначальник Н. В. Клейгельс, и в дальнейшем этот пост занимали градоначальники: в 1904-1905 - И. А. Фуллон, в 1905-1906 - В. А. Дедюлин, в 1906-1907 - В. Ф. фон дер Лауниц, в 1907-1914 - Д. В. Драчевский, в 1914-1916 - кн. А. Н. Оболенский, в 1916-1917 - А. П. Балк.

    Изначально общество располагало капиталом в 40 000 руб., назначенным из казны императрицей Александрой Федоровной, а также участком земли для постройки дома трудолюбия по наб. Обводного кан., 145, безвозмездно уступленным С.-Петербургским общественным управлением. Закладка 1-го дома трудолюбия С.-Петербургского столичного попечительного общества о домах трудолюбия состоялась 21 июля 1896 г., а открытие заведения - 9 февраля 1897 г. Здание было построено по проекту гражданского инженера А. А. Смирнова, постройкой руководил лично Н. В. Клейгельс. Попечителем заведения бессменно был В. Ф. Галле (в 1897 - ротмистр, в 1917 - ген.-майор).

    В заведении, которое стало самым крупным такого рода в столице, были устроены мастерские разного профиля: швейная (ее посещали в основном женщины без навыков в рукоделиях; девочкам от 10 лет предоставлялось право обучаться шитью на швейных машинах под наблюдением закройщицы); обойная (с 1904 здесь принимались большие заказы по обивке мебели от казенных учреждений и частных лиц); столярная и токарная; ткацкая (здесь на станках под наблюдением опытного мастера выделывались цветные гардины, полотенца, скатерти и салфетки; изделия принимались в магазин общества «Помощь ручному труду» и другие магазины); живописи и малярных работ (вела работы по окраске изделий Дома трудолюбия, писанию вывесок и досок с надписями; в основном посещалась мальчиками, которые обучались под наблюдением мастера и затем находили работу в частных заведениях); слесарно-кузнечная (была устроена в 1900 в отдельном, специально приспособленном помещении; здесь, в частности, велись работы по изготовлению решеток для окон, кроватей для казарм, нагрудных панцирей и щитов, изобретенных полковником В. Ф. Галле и капитаном К. К. Задарновским, которые подарили заведению всю прибыль); мастерская для склеивания коробок для папирос и конвертов (основана в 1901; исполняла, в частности, заказы для папиросных фабрик «А. Н. Шапошников» и «А. Н. Богданова и К»); сапожная (здесь бесплатно чинили обувь для рабочих). В 1906 также по инициативе попечителя была открыта портновская мастерская для бесплатной починки платья и белья для интернатов заведения, а также приходящих чернорабочих. Непродолжительное время или с перерывами существовали мастерские по изготовлению: спасательных кругов; веревочных половиков и матов; ковриков и дорожек из суконных кромок и веревочных изделий; корзин из лучин для упаковки мелкого товара; чемоданов и портпледов; бамбуковой мебели; отливных металлических изделий; корзин из лозы и камышовых сидений к венской мебели. До 70% трудолюбцев посещало мастерскую для черных работ. Основным занятием здесь была щипка пеньки и изготовление швабр; кроме того, из числа чернорабочих формировались команды на городские стройки общественных и казенных зданий, на работы по сколке льда, уборке мусора, распилке дров и проч.

    Работы в 1-м Доме трудолюбия начинались в 8 утра и заканчивались в 18 (зимой) или 20 часов (летом), утром и вечером посетителям выдавались 2 куска сахара, чай и полфунта ржаного хлеба; обед состоял из двух блюд без ограничения порций. С ноября 1897 были открыты религиозно-нравственные собеседования с народом, а также чтения, сопровождавшиеся «туманными картинами»; позднее также устраивались танцы. На Рождество и Пасху посетителям предоставлялись бесплатные обеды в общей столовой.

    31 декабря 1899 открыли особое здание во дворе для дезинфекционной камеры с прачечной, построенное по плану В. Ф. Галле, а также бесплатный ночлежный приют на 52 человека. 1 января 1901 при заведении была открыта Посредническая контора для приискания мест призреваемым трудолюбцам, зарекомендовавшим себя отличным поведением и ревностным желанием трудиться. В 1903 при заведении была организована читальня для рабочих, интернов и служащих. Тогда же началось обучение детей и подростков одному из существующих в доме ремесел, а, кроме того, избранный из трудолюбцев учитель ежедневно по 2 часа обучал детей грамоте и основам наук.

    При заведении имелся приемный покой с аптечкой, ежедневно приходил один из фельдшеров приемного покоя Нарвской части, не менее двух раз в неделю - врачи. Два раза в месяц каждому посетителю заведения выдавался бесплатный билет в баню. 3 ноября 1903 открылись дневные ясли для работниц на 20 детей до 7 лет, которым предоставлялся полный уход и стол. 15 июня 1904 в специально построенном ларьке была открыта успешная торговля изделиями Дома трудолюбия, чему способствовал редактор «Ведомостей С.-Петербургского градоначальства» М. Г. Кривошлык, ежедневно бесплатно помещавший публикации и объявления домов трудолюбия.

    1-й Дом трудолюбия принимал участие в С.-Петербургской ремесленной выставке в Соляном городке (1899, серебряная медаль), Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Таврическом дворце (1902, золотая медаль), 2-й Всероссийской кустарной выставке (1913, малая серебряная медаль) и др.

    В 1908 во время эпидемии холеры у входа в 1-й Ночлежный дом был построен отдельный павильон для бесплатной раздачи кипятка и охлажденной воды с 6 до 24 часов. В 1913 было выдано свыше 50 000 чайников и до 300 000 кружек кипяченой воды.

    В 1903 Комитет Попечительства о домах трудолюбия и работных домах выдал 29 773 руб. для перестройки здания 1-го дома трудолюбия и его надстройки 3-м и 4-м этажами, что было осуществлено по проекту гражданского инженера Л. П. Андреева. Освящение переустроенного дома, который мог вмещать до 400 человек, состоялось 2 ноября 1903. В дальнейшем 1-й дом трудолюбия посещало свыше 35 000 человек в год.

    31 марта 1900 в ведение общества перешли дома трудолюбия Общества дешевых столовых и чайных и домов трудолюбия: в собственном здании по Гулярной (ныне - ул. Лизы Чайкиной) ул., 8 и в наемном здании - по Большеохтинскому пр., 52-5. Заведения получили названия соответственно 2-й и 3-й дома трудолюбия С.-Петербургского столичного попечительного общества о домах трудолюбия. В 1902 Комитетом по устройству ночлежных домов был построен и передан в ведение общества 1-й ночлежный дом на 900 человек (наб. Обводного кан., 145).

    8 ноября 1903 общество открыло 4-й дом трудолюбия с ночлегом на 252 места в здании, переданном Комитетом по устройству Ночлежных домов (Ушаковская ул., ныне - ул. Зои Космодемьянской, 6). 26 апреля 1904 этому заведению было присвоено имя ген.-адъютанта Н. В. Клейгельса. В сентябре 1914 сюда были переведены столярная и слесарная мастерские 1-го дома трудолюбия. В 1915 4-й дом трудолюбия посетило 5 702 мужчины и 2 456 женщин. В ночлежном доме за год бывало свыше 85 000 мужчин и 5 600 женщин (1912). 23 декабря 1903 общество получило в полную собственность здание на Пороховском шоссе (ныне - шоссе Революции), 35, где был устроен 5-й дом трудолюбия под попечительством В. Ф. Галле с ночлегом. Однако это заведение оказалось маловостребованным, и с декабря 1906 здание сдавалось в аренду за 3 600 руб. в год С.-Петербургскому городскому общественному управлению под устройство отделения Больницы св. Николая Чудотворца.

    С началом I Мировой войны, 15 августа 1914 было решено использовать 1-й Дом трудолюбия под госпиталь на 192 кровати, для чего единовременно на оборудование было выделено 8 000 руб., а на содержание - ежемесячно до 3 000 руб.; кроме того, ежемесячно поступало более 2 000 руб. от чинов Петроградской полиции и пожарной команды. В 1915 в одном из помещений 1-го ночлежного дома были оборудованы столярная, корзинная и сапожная мастерские для работ раненых воинов. В эти годы 1-й ночлежный дом и ночлежный дом 4-го дома трудолюбия неоднократно занимались призванными на войну запасными и беженцами, а двухэтажный каменный флигель и деревянный дом с мезонином 2-го дома трудолюбия были переданы под нужды Комитета о трудовой помощи.

    Лит.: С.-Петербургское столичное попечительное общество о Домах трудолюбия за первые десять лет своего существования. 1896-1906 гг. СПб., 1908.

    Петр I, приступая к созданию городских магистратов,мыслил вменить им в обязанность учреждение сиротских домов, богаделен, больниц, работных и смирительных домов «для доставления работ и пропитания всем, могущим исправлять какие-либо работы».

    Создаваемая Екатериной II система общественного призрения предусматривала открытие наряду с больницей и богадельней особые учреждения для трудоустройства безработных, нищих и бродяг. В соответствии с изданным в 1775 г. Учреждением для управления губерний вменялось в обязанность создавать работные и смирительные дома. В 1785 г. в Москве был создан смирительный дом. В отличие от работного дома, предназначавшегося по идее обеспечить трудом добровольцев, смирительный дом представлял собой колонию принудительного труда, куда интернировались лица за антиобщественное поведение.

    Работный и смирительный дома вскоре слились и превратились в колонию принудительного труда, на основе которой в последующем образовалась тюрьма. С 1870 г. смирительный дом стал называться Московской городской исправительной тюрьмой.

    В противовес им можно назвать возникновение домов трудолюбия, чья деятельность была

    направлена на решения проблем безработных. Предназначение домов трудолюбия

    состояло в предоставлении бедным возможности зарабатывать хлеб честным трудом - при содействии общества. Создавались эти учреждения как средство сокращения нищенства,предупреждения преступлений, часто совершаемых с голоду, и для содействия развитию народного труда". Чаще всего дома трудолюбия не имели „воспитательно-исправительного характера.

    Основной причиной прихода в дом трудолюбия, по наблюдению Герье, была „пониженная трудоспособность"; помощь дома трудолюбия могла потребоваться, например, женщине с ребенком, пожилому человеку, обленившемуся, алкоголику или подростку.

    В 1882 году в России открывается первый дом трудолюбия. Идея его основания тесна

    связана с именем духовного пастыря - отца Иоанна Кронштадтского.

    Сначала попечительство, не имея еще особого дома трудолюбия, принужденно

    было довольствоваться, что составляло из нуждающихся в работе артели, которые нанимались поденно для «черных» работ. Собрав за год пожертвования для постройки дома трудолюбия, дом был открыт в 1882 году. Дом трудолюбия был рассчитан для мужчин, им предлагалось щипать пеньку. Дом зарекомендовал себя хорошо и только за один 1896 год он дал работу 21 876 людям.

    в 1886 году возникает 1-й дом трудолюбия в Петербурге. Сначала материальное положение дома было необеспеченно, потому что найти хорошую работу для мужчин было сложно. И в 1892 году мужское отделение было закрыто. Этот дом призревал только женщин и девочек.

    В 1886 году в Петербурге открывается еще один дом трудолюбия. В доме были устроены помещения для ночлега мужчин, только которые призревались домом. Параллельно с этим дом трудолюбия мог осуществить еще одну задачу и прекратить выдачу работающим заработной платы, которая должна идти на содержание призреваемых, а между тем часто уходит на выпивку и разгул. Теперь призреваемые никакой заработной платы не получают, а им только назначают небольшое вознаграждение.

    В связи с продолжительным сроком пребывания в доме его призреваемые находили и тот

    род работы, который ближе для них. Дом имел несколько мастерских: столярную, переплетную, картонажную, сапожную, портняжную, слесарную и другие. В доме проводилось обучение призреваемых по выбранной специальности.

    Внутренний режим в довольно строг, но главными средствами к его поддержанию

    служат скорее убеждение, чем наказание. Самым серьезным наказанием является удаление из Дома, а остальная лестница наказания состоит или в уменьшении вознаграждения, или в лишение определенных общих прав (пр. Права курить в течение определенного срока).

    В 1896 г. при московском работном доме был основан женский Дом трудолюбия. При нем имелись мастерские, оборудованные швейными машинами, где приходящие женщины могли зарабатывать средства к существованию.

    трудолюбия: „Кроме основной задачи - оказывать нуждающимся срочную,

    недолговременную помощь посредством предоставления им труда и приюта - этого рода

    учреждения имеют ряд других функций:- пропитание,обеспечение ночлегом,призрение детей рабочих,- приискание занятий.

    В 1895 году было открыто Попечительство о Домах трудолюбия и работных домах,

    позже (в 1906 году) переименованное в Попечительство о трудовой помощи. Оно помогало устройству и содержанию различных учреждений „трудовой помощи". Так как в Домах трудолюбия найти себе занятие мог любой желающий работать, то вводились

    здесь ремесла, „не требующие никакого особого профессионального знания". Среди неквалифицированных работ встречались: щипка пакли, мочалы, пеньки; огородничество и садоводство; клейка пакетов; уборка помещения и уход за домом; колка и пиление дров; уборка улиц и площадей; переноска и перевозка грузов; чистка и щипка перьев. Для обладавших какой-либо квалификацией, в домах трудолюбия открывались мастерские.

    Труд здесь оплачивался более скромно, чем это было бы на постоянном рабочем месте. В

    постоянное место. В большинстве Домов посетители обеспечивались едой, а в некоторых

    получали полный приют.

    Оказаться на улице может каждый. Помощи, казалось бы, ждать неоткуда. Но есть и те, кто готов подставить плечо. Корреспонденты ТАСС побывали в Доме трудолюбия "Ной". Сюда попадают люди, прошедшие через свой личный ад. Здесь они пытаются вернуться к нормальной жизни.

    Дом трудолюбия "Ной"

    Дом трудолюбия "Ной" - это сеть приютов для бездомных людей. Первый был открыт в 2011 году. Основатель - Емилиан Сосинский. "Многие организации помогают адресно, конкретным людям, - говорит он. - Моей же задачей было заняться не единицами, а тысячами".

    Сотрудники "Ноя" уверены: труд - главное в жизни, и человек должен понимать, что все в жизни нужно зарабатывать. В том числе поэтому всем постояльцем регулярно платят. Емилиан Сосинский убежден, что это способствует социализации.

    Сейчас в сети 12 филиалов, расположенных в Москве и Подмосковье. Из них два - социальные дома (в основном для стариков, инвалидов и женщин с детьми), остальные - трудовые (для работоспособных мужчин). Обитатели трудовых домов зарабатывают деньги на всю общину, устраиваясь рабочими. В социальных домах люди ведут хозяйство, обеспечивая общину мясом и яйцами.

    "Стандартная история"

    Подмосковный лес. За высоким забором - обширная территория и несколько больших красных кирпичных домов со множеством входов и выходов. "Все, кто входит за ограду, продуваются на алкоголь, - рассказывает нам сотрудник фонда, попросивший не называть его имени. - От новоприбывшего до основателя дома Емилиана. Чтобы человек с самого начала понял: здесь вообще не пьют. Если хочешь пить - иди на вокзал".

    Большинство людей, оказывающихся в "Ное", попадают сюда как раз с вокзала. "Я приехала в Москву из Краснодара, - говорит женщина лет 40. - Нашла себе здесь работу, а сыну - школу. У меня было 50 тысяч рублей - снимать квартиру до первой зарплаты. Отвернулась купить ребенку воды - украли и деньги, и документы". "Ной" нашла через интернет. Здесь помогают восстановить паспорт, но для этого нужно прожить в доме месяц. "Потом можно будет устроиться на работу, - говорит она. - Я полжизни проработала на кондитерской фабрике, помню рецепты всех тортов наизусть".

    Это - сравнительно счастливый рассказ. Бывает страшнее.

    Женщины и мужчины живут в разных комнатах. Любые связи вне брака называются "блудом" и строго запрещены. И даже если пара распишется, это не значит, что им автоматически дадут общую спальню - их получают только самые "заслуженные" обитатели дома. Отдельно живут мамы с детьми. Когда начинается трудовой день, кто-то из женщин остается с малышами - то есть фактически работает нянечкой. Это принцип "Ноя": здесь все трудятся, чтобы обеспечить комфортную жизнь себе и другим. Каждый делает то, что умеет и на что хватает сил.

    Работают постояльцы дома шесть дней в неделю. Подъем - в 8:00, отбой - в 23:00. Хотя повар, например, встает в половине пятого утра, чтобы приготовить на всех завтрак. Еда простая и сытная - сегодня, например, на обед был борщ, а на ужин гречка с мясом. В "Ное" натуральное хозяйство: свиньи, козы, кролики, куры. Мясом и яйцами обитатели социального дома обеспечивают себя полностью. На газе экономят благодаря полевой кухне, подаренной Покровским женским монастырем.

    Спальни в корпусах заставлены двухэтажными кроватями так плотно, что между ними трудно пройти. И все равно на всех не хватает места. Поэтому некоторые обитатели дома ночуют в хлеву - в буквальном смысле. В будущем часть постояльцев планируется перевезти в новый филиал, который откроется в Сергиево-Посадском районе Московской области. Но пока на него не хватает средств.

    "Туда должны переехать бездомные старики, женщины с детьми и инвалиды, в том числе лежачие, - говорит Емилиан Сосинский. - По моим подсчетам, филиал вместил бы всех нетрудоспособных бездомных людей Московского региона, готовых принять наши правила. Теперь ищем благотворителей, которые могли бы помочь". У работоспособных бездомных возможность попасть в "Ной" с улицы есть уже сейчас - а у многих инвалидов такого шанса пока еще нет.

    "Я дошел до такого низа, что ходить не мог"

    Ольге 42, у нее черные нарисованные брови и ярко-алый маникюр, она уверенно строчит на машинке - делает фартуки для местных поваров. "Я - профессиональная швея? - смеется Ольга. - Да вы что! Я научилась шить в местах не столь отдаленных. Как долго сидела? А в который раз?" Сроков у Ольги было три, всего за мошенничество и подделку документов она провела на зоне пять лет. А в юности она "была хорошей", занималась акробатикой, получала разряды. Но потом забросила. У Ольги взрослый сын, она никогда не теряла с ним связь, но "на шею я ему не сяду, пускай устраивает свою жизнь". Сейчас она ищет работу - многое умеет, от шитья до ремонта, но в швеи с "лагерным" образованием не берут, а на тяжелый физический труд здоровья уже не хватает. Пока не найдет, будет оставаться здесь.

    Таких рассказов в "Ное" - десятки. "Пила годами, жила на улице, добрые люди сюда привезли", "сидел, принимал наркотики, семья давно ничего обо мне не знает" и даже "я некомфортный человек, не ужился с зятем, пришлось уйти из дома" - самые типичные объяснения того, почему люди сюда попадают. Постояльцы в "Ное" абсолютно разные. От рабочего с тремя классами образования до математика, который в советское время работал на секретных объектах. Но когда слушаешь их истории, они словно сливаются в одну.

    "…У меня две квартиры в Москве было. Я их продала, чтобы купить одну попроще и отложить деньги ребенку на учебу. Меня обокрали. Не могу рассказывать, даже вспоминать не хочу, в дрожь бросает. Ничего у меня нет…"

    "…Я из Дагестана родом, в 1996 году сбежала оттуда от войны в Волгоград. А потом пришлось уехать. Дома у меня своего не было. Есть родственники, но у каждого своя семья. Если у тебя денег нет, кому ты нужен? Кто тебя кормить и поить будет? Ну первый месяц, второй, а на третий говорят: "Извини, но кормить-то тебя мы не обязаны…"

    "…Одна женщина попала сюда после больницы: ее вор облил кислотой. А пока она лежала, ее муж успел вынести и распродать все имущество. Но она тут пробыла всего два месяца: быстро развелась и снова вышла замуж…"

    "…Я пьянствовал на улице два года. Дошел до такого низа, что ходить не мог. Когда меня привезли сюда, мне сказали: "Брат, ну как мы тебя возьмем? Ты должен на четвертый этаж подняться, спать на втором ярусе кровати". Я на коленках забрался и на этаж, и каким-то чудом на кровать. Свесился оттуда, улыбнулся и сказал: "Я выполнил ваши условия". Теперь я ухаживаю за свиньями. А раньше никогда не имел дела с животными…"

    Этот дом действительно похож на Ноев ковчег. Здесь всем дан шанс выжить - через какой бы ад они ни проходили прежде.

    "Я жить не хотела"

    Людмила занимается здесь стиркой. Это крупная женщина 39 лет, тихая и сдержанная. У нее пятеро детей, двое живут с бабушкой, трое - здесь, с ней. Младшим девочкам по три месяца, они двойняшки. Людмила в "Ное" три года, ее муж - руководитель одного из трудовых домов. Глядя на нее, не подумаешь, что когда-то она продавала наркотики.

    "Мы никогда не были близки с мамой, - говорит Люда. - Я могла выйти из дома и вернуться через год". Однажды она так "вышла", что оказалась замужем в 16 лет. Но произошла авария, и муж впал в кому. Людмила запила. Дальше все оказалось предсказуемо. "Я была такая девочка… любительница приключений", - рассказывает она. Наркотики, колония, связь с цыганской компанией, - приключений в ее жизни действительно хватило. Однажды цыгане позвали ее в Москву якобы работать в сетевом магазине. В действительности же у Люды отобрали документы и заставили попрошайничать. А потом изнасиловали. "От цыган я убежала вся побитая, - вспоминает она. - Я жить не хотела". Людмила пыталась покончить с собой, но не удалось. Социальный патруль нашел ее на улице. Так она попала в "Ной" - как оказалось, беременная. "Я не хотела оставлять ребенка, думала, он будет напоминать мне о случившемся, - говорит она. - Но все же родила сына". Мальчик оказался ВИЧ+. Как выяснилось, Людмила была заражена.

    Сейчас женщина и ее сын принимают лекарства. Малыши же родились с отрицательным статусом. Она даже начала поддерживать связь с мамой, которая живет на Украине. Там у Люды 22-летний сын и пятилетняя дочь. Возможно, когда-нибудь она заберет ее к себе.

    К тому, что в доме есть ВИЧ-положительные люди, здесь относятся нормально. Требование в доме одно - соблюдай правила, а мы тебе поможем со всем остальным. ВИЧ-положительных ставят на учет и обеспечивают терапию. Лишившимся документов помогают их восстановить. А женщины, у которых из-за пьянства отобрали детей, могут их вернуть, как только сами вернутся к нормальному образу жизни. "Ной" тесно сотрудничает со всеми органами власти - от участкового до опеки. Но и за соблюдением правил здесь следят строго. За мат - штраф в 50 рублей. Эти деньги кладутся в общую кассу - на них недавно купили телевизор. За рукоприкладство провинившийся сразу попадает в черный список и покидает дом до тех пор, пока его не простят все, кому он причинил вред. И даже тогда вернуться можно лишь после трех месяцев реабилитации (в течение этого времени человек работает бесплатно, только за кров и еду).

    Курить - можно, но это не поощряется. Запрещены все виды опьянений. "На собраниях я говорю: я такой же алкаш, как и вы, но я четвертый год не пью", - рассказывает Сергей Стеринович. Четыре года назад он пришел сюда сразу после операции на поджелудочной железе: "У меня еще живот был не зашит, рана сама заживала, там дырка была 15 сантиметров". Стал сидеть на вахте - потому что не мог не работать, а ходить был еще не в состоянии. Теперь он возглавляет службу безопасности всей организации, женат и растит ребенка.

    "Нету меня"

    Далеко не все люди остаются в "Ное" надолго. Вот, например, пара - ей 40, ему 45, познакомились здесь. Скоро распишутся - "но без церемоний, я же не девочка, чтобы белое платье надевать". Планируют найти квартиру и уехать: хочется жить своим домом, "чтобы никто нос не совал, не говорил: не так живете". Сотрудники дома относятся к этому нормально: никто не обязан жить здесь вечно. Есть только один вопрос - куда уходит постоялец. "Если какая-нибудь нерадивая мать собирается уходить бомжевать, приезжает опека и решает, что делать с ребенком", - объясняют нам. Но если человек нашел работу и кров, его только поддержат и даже помогут с пропиской.

    Уйти из "Ноя", зажить новой жизнью, не беспокоиться о ночлеге и приходить на вокзал, лишь отправляясь в отпуск, - лучший итог для любого постояльца. У многих это получается. Но иногда даже те, кому есть куда идти, не готовы возвращаться к семье.

    Галине Леонидовне 58 лет, она всю жизнь была домохозяйкой и пенсию получит только через два года - по старости. 20 лет назад она оставила в Красноярске мужа и 18-летнюю дочь. Уехала в Москву продавать кедровые орешки и на рынке познакомилась с мужчиной. Больше Галина Леонидовна домой не возвращалась - даже разводиться с мужем не стала, поэтому и с новым возлюбленным расписаться не смогла. Четыре года назад он умер - остановка сердца. "Квартиру, где мы жили, дачу, машину отсудил его сын - он нашел старое завещание. И я осталась и без мужа, и без квартиры".

    Сначала она жила у "свекрови", которой уже 90 лет. "Она то принимала меня, то выгоняла. Плакала: "Почему ты не расписалась с моим сыном, ты виновата!" Вообще-то и правда - это я виновата. Бывало, она ночью просыпалась и начинала кричать. Я не выдержу - и за дверь, еду на вокзал. И на вокзале несколько ночей просто сидела. На улице не жила. Хотя, наверное, если бы она умерла, я бы сразу на улице оказалась". От стресса у Галины Леонидовны отнялись ноги. В "Ной" попала случайно: стало плохо в метро, и ей помогли. Здесь она шьет и понимает, что, скорее всего, останется тут до конца. "Домой я не вернусь, - говорит она. - Когда все это случилось, я сказала, что надолго уезжаю за границу и не буду звонить. Наплела ей с три короба. Раньше мы по "Скайпу" общались, переписывались. Внука я вживую никогда не видела, я же уехала, когда дочке 18 лет было, она еще училась. А сейчас внуку 15 лет уже".

    У Павла тоже когда-то были семья, квартира и дача. Он рослый и крепкий мужчина около 50, заготавливает дрова на весь дом. С виду - деревенский мужик, в душе - философ. Он и сам признается: ему всегда говорили, что он "не городской". Павел был алкоголиком. Годами держался, но все же уходил - сначала в запой, а потом из дома. Подолгу жил на улице. "Продуктов в Москве полно - часто выкидывают хорошее, - рассказывает он. - Мы у супермаркета паслись, там что угодно: мясо, молочка, овощи-фрукты. Бананов много было. Как-то пришел, думаю: блин, опять бананы".

    Емилиан Сосинский уверен: то, что в столице так легко выжить на улице, многих развращает. "Это настоящая эпидемия: все больше бездомных становятся тунеядцами, ведь наш регион благоприятен для ничегонеделания, - говорит он. - Они понимают, что необязательно трудиться, бросать пить. Когда человек не трудится, он начинает думать, что никому ничего не должен, все должны ему. Такие люди, если их много, могут быть опасны для общества. Поэтому эту эпидемию нужно остановить".

    Как много бездомных в Москве! Они слоняются по центру, ночуют на вокзалах, просят подаяния у церквей… Мы или брезгливо отворачиваемся, или суем монетку; бывает, вызываем зимой «Соцпатруль», если кажется, что человек вот-вот замерзнет на улице. Но чаще возмущаемся: что клянчат – шли бы работать!

    Хорошая идея. Но может ли бездомный-беспаспортный-незарегистрированный устроиться на работу? То-то и оно… А бывает, что и не хочет, ведь в последнее время есть и социальные службы, и волонтеры, которые накормят, обогреют, помоют, одежду новую выдадут – и можно опять возвращаться на улицу, к привычной уже бездомной жизни и собутыльникам.

    Емилиан Сосинский , прихожанин храма Космы и Дамиана в Шубине, сначала тоже участвовал в кормлении, одевании и лечении бездомных, но вскоре понял, что этого недостаточно.

    «Это не решает проблем бездомных: многим из них постоянные подачки идут просто во вред – люди свыкаются со своим положением и уже не хотят возвращаться к обычной трудовой жизни », – говорит он.

    Как помочь по-настоящему? Ответом на этот вопрос стало появление в 2011 г. первого приюта Дом трудолюбия «Ной» . Прихожане, поддержавшие эту идею, помогли собрать средства на аренду первого коттеджа в Подмосковье.

    Емилианов «ковчег» был открыт для всех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Бездомным предоставлялось жилье, питание, социальная и юридическая помощь, при соблюдении ими двух главных условий: работать и не пить.

    Оставим за скобками все испытания, которые выпали на долю Емилиана на этом пути: и претензии полиции с ФМС, и суды, и жулики-работодатели… За 3,5 года удалось создать 8 трудовых домов, в которых живут и трудятся примерно 400 человек.

    Но Емилиан не считает «Ной» своим ноу-хау: больше ста лет назад эту модель заботы о бездомных осуществил св. праведный Иоанн Кронштадтский – его Дом трудолюбия спасал людей «от лености, праздности, апатии, тунеядства». «Ноевцы» стараются идти по его стопам: они живут по правилам, в основу которых положено Евангелие.

    «Если любое наше правило не соответствует Евангелию, мы должны это правило отменить или изменить. Главное – на человеке нельзя ставить точку », рассказывает Емилиан. И не ставят: если кого-то приходится выгонять за пьянство или тунеядство, то, раскаявшись в содеянном, человек может вернуться, и даже не раз, но при соблюдении условий, прописанных в правилах.

    Принципы святого Иоанна Кронштадтского – путеводный ориентир для «Ноя», но время вносит свои коррективы в «экономику» трудовых домов. Известному пастырю на его подопечных присылали большие пожертвования со всей России, а насельники «Ноя» живут за счет собственных средств – примерно половина их заработка уходит на уставные цели организации (аренда домов, питание, врачи, соцработники, юристы), другая половина – их законная зарплата.

    Кто-то перечисляет ее домашним; кто-то старается купить «стандартный набор» выздоравливающего от алкоголизма человека: одежда, телефон, ноутбук чтобы искать в интернете варианты продолжения своей начавшейся самостоятельной жизни; кто-то поправляет здоровье, начиная, как правило, со вставных челюстей…

    Когда дела у «Ноя» шли неплохо – на стройках находилась подсобная работа, за которую регулярно платили – удалось скопить «стабилизационный фонд». Руководители домов трудолюбия (а это не нанятые извне сотрудники, а хорошо себя зарекомендовавшие, ответственные бывшие бездомные) сообща решали, что с этим небольшим, но все же состоянием делать: устроить более комфортные условия проживания внутри домов? Обзавестись транспортом? Вложить куда-то, чтобы приносило доход?

    Но за порогом трудовых домов стояли те, кто работать на стройках уже не может, – бездомные старики, женщины с детьми, инвалиды – и просили забрать и их с улиц. Некоторых, конечно, брали: в каждом трудовом доме примерно 25% насельников составляют те, кто не может заниматься тяжёлым физическим трудом, но может готовить еду, вести хозяйство, следить за порядком.

    «Нас всегда тяготило, что больше мы взять не можем – это подорвёт самофинансирование рабочего дома. С постоянным чувством вины приходилось большинству отказывать. Вы бы только знали, как это тяжело – говорить «нет» человеку, когда он просит дать ему шанс вести нормальную жизнь. А уж каково отказывать матери с ребёнком!.. – говорит Емилиан. – И мы решили на скопленные деньги устроить для них отдельный – социальный дом ».

    Его помощник, один из «ветеранов» «Ноя» Игорь Петров , считает, что организация такого соцдома стала настоящим чудом:

    «Вы подумайте: люди не только сами выкарабкиваются, начинают нормальную трудовую жизнь, но и могут позволить себе помочь тем, кому еще хуже, совсем беспомощным. Это совсем другое самоощущение! Есть известная молитва: «Господи, когда мне совсем плохо, пошли мне того, кому еще хуже». Вот у нас так и получилось ».

    И действительно получилось! В июле 2014 г. были арендованы в Подмосковье два коттеджа с приусадебным участком, где могли разместиться 100 человек. Постояльцы не заставили себя ждать – они нашли здесь дом, пропитание, одежду и посильный для каждого труд с небольшой, но зарплатой.

    Тут впору удивиться: ещё и зарплату им платить? Разве старикам не полагается пенсия от государства? Да, но у них должны быть хотя бы паспорт и прописка. А разве нельзя устроить одинокого старика или инвалида в дом престарелых? Еще как можно, но только если он «выиграет конкурс» из 38 таких же, только с документами.

    По словам Емилиана, возможности социальной заботы в большинстве регионов России примерно в 30 раз меньше потребностей: хорошо, если выделяются средства на 30 бездомно-стариковских мест на целую область. Так же обстоят дела и с местами для женщин с детьми, и с получением детских пособий.

    А в «Ное» есть общее правило: если насельник не нарушал дисциплину в течение месяца, социальный работник помогает ему восстановить паспорт, а вслед за этим – получить положенные полисы и начать оформлять соцльготы.

    В соцдоме вообще многое происходит, здесь кипит жизнь. Люба – мама младенца Оленьки на днях получила предложение руки и сердца от одного из жителей приюта (кстати, всего за годы существования «Ноя» было сыграно 16 свадеб между его обитателями).

    Насельница с двумя детьми свидетельствует о коренном изменении мышления: раньше, говорит она, любая проблема повергала ее в запой; сейчас, в «Ное», она поняла, что «если Бог посылает трудности, значит, это необходимо для меня, я должна их пройти», и не пьет…

    Насельники приюта

    Здесь можно, проходя реабилитацию после освобождения из заключения, получить новую специальность: руководитель социального дома Алексей устроил небольшую ферму (куры, козы, несколько свинок), а Максим постиг основы кролиководства – теперь он знает, как от 28 подаренных приюту кроликов получить в 6 раз больше потомства.

    Пожилой инженер-атомщик Виктор осваивает специальность бухгалтера, но не оставляет надежд вернуться к своей основой профессии. Успешный в прошлом режиссер Анатолий руководит небольшой артелью по изготовлению кладбищенских венков – в приюте рады любой работе, а Анатолий с грустной самоиронией говорит о том, что его нынешнее положение помогло ему многое переосмыслить в жизни.

    Переосмыслить, переоценить – в этом помогают и жизненные обстоятельства, и, вполне целенаправленно, отец Димитрий – молодой священник, который не только приглашает обитателей социального приюта в церковь неподалеку, но и еженедельно проводит с ними катехизационные беседы.

    Как признавались жители приюта, батюшка вызывает доверие и интерес, он говорит так искренне, что трудно ему не поверить. Кроме того, ему можно задать любые вопросы. Во всех домах «Ноя» многие впервые знакомятся с Евангелием, с духовной и церковной жизнью, принимают крещение.

    Когда побываешь в этом лесном «санатории», побеседуешь с его обитателями, хочется рассказывать об этом в самых восторженных тонах. Тем более что и сами жители говорят: «Здесь просто рай! Если бы не «Ной», нас бы уже не было в живых». Им есть с чем сравнивать: многие из них изрядно помучились на улице, да потом еще побывали в организациях, где бездомных используют как рабов и откуда еще попробуй – вырвись…

    Дом трудолюбия Ной

    Отступление об организациях, которые занимаются бездомными

    Эти организации можно условно разделить на 4 типа:

    1. Благотворительные : ночлежки, палатки и пункты раздачи еды, одежды, лекарств, вакансий, билетов домой и т.д. В этих местах бездомным предоставляются различные виды материальной и социальной помощи, при этом от них самих не требуется ничего – они могут продолжать вести тот образ жизни, который им удобен. Но ведь большая часть из них (90%) страдают алкоголизмом и поэтому не могут ни самостоятельно трудиться, ни использовать полученные блага, ни восстановить социальный образ жизни.

    Практически все организованные благотворителями трудоустройства заканчиваются увольнением в первый же месяц. Ничего не даёт и восстановление документов – люди улиц их просто теряют при первой пьянке. Купленные до дома билеты сдаются в кассы или остаются невостребованными – редко кто хочет уезжать из столицы. И совсем не удивительно, что “побочным эффектом” этой помощи является рост числа тунеядцев среди бездомных.

    2. Реабилитационные центры (религиозные или светские) – организации, занимающиеся духовной и физической реабилитацией пациентов. Чаще всего они имеют религиозное происхождение и содержатся на деньги верующих.

    Проблема с финансовыми ресурсами существует всегда: крайне трудно искать средства на содержание бездомных, ведь родственные связи давно потеряны, благотворителей – единицы, а государство выделяет субсидии, например, на реабилитацию наркоманов, только на основании регистрации на определенной территории (а 95% московских бездомных – приезжие из других областей). Поэтому таких организаций, работающих с бездомными, очень мало – почти нет.

    3. Социальные бизнес-организации , существующие на самофинансировании за счёт денег, зарабатываемых бездомными на любых подсобных работах и использующие труд бездомных для получения прибыли. Оказывается, что при правильной организации проживания и труда люди улиц могут зарабатывать деньги!

    Эти организации делятся на: 1) “Добровольно рабовладельческие”, где подопечные не получают оплату за свой труд, но работают за еду и проживание. В таких организациях почти весь доход идёт в карманы руководства. Это из них, как свидетельствовали насельники «Ноя», трудно вырваться – дешевая рабочая сила не должна сбегать… 2) “рабочие дома” – бизнес-проекты, платящие бездомным деньги за работу и получающие прибыль от этой работы – всё как в обычном бизнесе.

    4. Социально-ориентированная некоммерческая организация (НКО) – отличается от других тем, что все оставшиеся после выдачи зарплат бездомным средства идут не в карман руководству, а на уставные цели организации, т.е. на работу с бездомными. Этот тип НКО пока представляет только “Дом трудолюбия «Ной»” – других общинных трудовых домов такого типа в Московском регионе больше нет.

    ***

    Вернемся к социальному дому «Ной». Раньше Емилиан и его соратники никогда его не пиарили – хватало собственных ресурсов организации на его содержание. Но сейчас они готовы использовать любую возможность, чтобы с болью и надеждой кричать на всех медиа-просторах: SOS! Кризис ударил по всей экономике «Ноя», и само существование соцприюта – под угрозой.

    Как уже говорилось, система трудовых домов довольно устойчива и самоокупаема – в том случае, если есть работа. А с января 2015 г. в Москве и области, в силу известных причин, было свернуто 58% строек. Работу найти все труднее, да и работников в летний период становится меньше – традиционно часть бездомных уходит «в отпуск», возвращается к прежнему образу жизни, ведь на улице летом насмерть не замерзнешь.

    Сегодня в трудовых домах «Ноя» около 100 пустующих коек. Сами дома кое-как еще «выходят в ноль», рассказывает Емилиан, а вот на содержание стариковско-детского приюта (а это минимум 800 тыс. руб. в месяц) денег уже нет. Собранных разовых пожертвований хватит едва ли до середины лета. «Ситуация критическая», – говорит Емилиан. Сам он стучится во все двери, каждое воскресенье стоит с ящиком для пожертвований на ранней литургии в храме свв. Космы и Дамиана. Увы, пока деньги не собраны. Он не может представить, что обитателей социального дома придется опять отправить туда, откуда они пришли.

    «Мы их в любом случае не бросим, – говорит Алексей, руководитель соцприюта. – Как мы поступим, если денег не будет? Я не знаю, доверим это Богу. Сейчас мы живем и радуемся, и благодарим Бога. А люди верят в авторитет Емилиана».

    Игорь Петров, который после встречи с «Ноем» и воцерковления пережил не одно чудо в своей жизни, тоже не оставляет надежды: «Я верю, что Господь соблюдает баланс в мире: чтобы те, кто нуждается, и те, кто хочет помочь, нашли друг друга».

    Народная мудрость гласит: «В кризис не до жиру, быть бы живу». Да, сегодня самое главное для «Ноя» – сохранить социальный приют. Но если вы спросите Емилина о планах, то услышите невероятное: «Отец Иоанн Кронштадтский ставил задачу увести с улиц ¾ бездомных. Мы тоже хотим, чтобы ¾ московских бездомных ушли с улиц и получили шанс вести трудовую трезвую жизнь».

    А еще он сокрушается, что не может брать в социальный приют «более тяжелых» (ведь там узкие крутые лестницы) и мечтает о том, чтобы появилась возможность опекать инвалидов-колясочников и других, совсем уж немощных. Уверена, что и для них «ноевцы» придумают посильную работу, чтобы человек чувствовал себя человеком. Емилиан говорит: «В идеале, мы сможем брать с улицы любого, кто хочет измениться и готов не пить и работать».

    Что для этого нужно? От государства – почти ничего. Наоборот, модель «Ноя», если бы ей дали дорогу, сэкономила бы государству огромные деньги: по словам Емилиана, сейчас на содержание одного бездомного в государственном соцучреждении выделяется 44 тыс. руб. в месяц, а «ноевцам», даже в соцприюте, хватает и 10 тыс. И главное – в госприютах не созданы условия для работы и, по сути дела, бездомность и иждивенчество таким образом только поощряются. А «Ной» – сам работает и даже содержит немощных!

    Но кое-что от государства все-таки нужно: льготы на аренду жилья, социальная и юридическая поддержка и главное – помощь в обеспечении работой людей, у которых пока не восстановлены документы. И еще Емилиан надеется на госзаказ для обитателей соцприюта – чтобы они шили постельное белье и варежки, выращивали кроликов и т.д. для конкретного покупателя. Тут Емилиан опять вспоминает отца Иоанна Кронштадтского, по призыву которого горожане раскупали все, что было произведено в Доме трудолюбия.

    Обычно некоммерческие организации социальной направленности сетуют на несовершенство законодательства. Но в данном случае проблема кажется решенной: с 1 января 2015 г. вступил в силу ФЗ 442 “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”, который дает возможность НКО стать «поставщиками социальных услуг» и рассчитывать на господдержку. Не откладывая, «Ной» подал заявку, но она была отклонена. Видимо, какие-то иные соцуслуги показались более достойными господдержки.

    «Забота о бездомных – это та область, где государство и Церковь могли бы реально работать вместе. Число бездомных будет только расти, если мы не поддержим такие инициативы, где уже есть отлаженная структура социально-психологической реабилитации попавших в беду людей. Главное в «Ное» – это то, что такие люди получают возможность жить и трудиться вместе, общиной. Это позволяет им удерживаться от алкоголя, не спиваться.

    Я считаю, что путь, который избрали Емилиан и его команда, вслед за о. Иоанном Кронштадтским, – наилучший. Его надо поддержать всем миром» , – призывает верующих и неверующих настоятель храма свв. Космы и Дамиана протоиерей Александр Борисов , благословивший Емилиана на создание «Ноя».

    Протоиерей Александр Борисов

    «Всё равно всё пропьёт!», «Шли бы работать!» – в сердцах говорим мы при виде бездомного с протянутой рукой. Но чтобы слова эти не были пустым осуждением или заплаткой на нашей совести, давайте поддержим условия для работы и человеческой жизни, которые уже созданы в общинных домах «Ноя».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры