Жировичская икона божьей матери о чем молятся. Где находится она? День Иконы Божией Матери «Скоропослушница»

Главная / Психология

Жировицкой Божьей Матери занимает совершенно особое место благодаря своей уникальной истории, а также внешнему виду, обусловленному необычной в таких случаях техникой исполнения. Кроме того, она в равной степени почитается как православными верующими, так и последователями западных направлений христианства.

Описание уникальной иконы

В отличие от привычных нам икон, Жировицкий образ представляет собой овальную композицию в виде рельефа, выполненного на яшме. Его размеры весьма невелики - 5,7 х4,1х0,8 см, а внешне он напоминает нагрудную икону или камею. Оборотная сторона иконы гладкая. Яшма, из которой она изготовлена, имеет природное сочетание тёмно-красного и зелёного цветов, визуально составляющих охристый оттенок.

Пресвятая Богородица изображена держащей на правой руке Своего Предвечного Младенца, тогда как левая прижата к груди. Непокрытая голова Царицы Небесной наклонена в сторону прильнувшего к ней Сына и слега касается Его. Младенец Иисус облачён в короткий хитон, оставляющий открытыми Его колени. Голова Матери и Сына увенчаны коронами. По сторонам различимы греческие буквы, традиционные для данного типа икон, и обозначающие их имена.

Икона Жировицкой Божьей Матери, описание, которой приведено выше, принадлежит к иконографическому типу, называемому «Елеус» - Умиление. Эта разновидность богородичных икон весьма древняя, и появилась в Египте в раннехристианский период, когда получило расцвет так называемое коптское искусство.

Находка юных пастушков

История иконы столь же необычна, как и её внешний вид. Рассказывают (а люди, как известно, зря не скажут), что в 1470 году эта иконы была впервые явлена в Гродненской области неподалёку от деревни Жировичи, название которой, как нетрудно догадаться, и дало ей своё название. Случилось так, что местные дети пасли скот в лесу, принадлежавшему богатому вельможе - литовцу по рождению, но православному по вере. Звали его Александр Солтан.

Вдруг (с этого слова обычно всегда начинается самое интересное в рассказах), они увидели яркое сияние, исходившее из кроны росшего на опушке грушевого дерева. Преодолев испуг, пастушки подошли поближе, и среди листвы увидели небольшую икону, от которой во все стороны шли лучи. Затаив дыхание, дети сняли с дерева чудесную находку и опрометью бросились с ней к своему хозяину. Надо ли говорить, что это была та самая икона Жировицкой Божьей Матери - Благоздравница, как её стали называть впоследствии за многочисленные явленные через неё чудеса исцеления.

Начало неизъяснимых чудес

Александр Солтан, весьма озадаченный такой диковинкой, не знал, что с ней делать, но, дав мальчишкам по монетке, на всякий случай запер икону в ларец, решив при первом удобном случае отвезти её в Гродно и показать епархиальному архиерею. Кованый ларец - вещь надёжная, никуда из него находка (дорогая, судя по всему) не денется. Каково же было его изумление, когда на следующий день, желая похвастаться ей перед гостями, он обнаружил заветный ларец пустым.

Как ни стращал барин прислугу вечными муками на том свете, и розгами на этом, все как один, клялись, что знать ничего не знают. Да и ключ-то от ларца всю ночь пробыл у него на шее. Ну ясно, чьих рук это дело. Окропили покои Солтана святой водой, да и думать о том перестали. Как вдруг (опять это вдруг) те же пастушки вновь увидели на опушке уже знакомое им сияние и, в предвкушении ещё нескольких монет, бросились к нему.

Недолгая жизнь деревянной церкви

Повторное обретение иконы не оставляло сомнения в том, что находка является не чем иным, как чудом, а он, Алесандр Солтан, избранником Божьим, через которого оно явлено. Желая показать себя достойным столь высокой чести, вельможа тут же приказал построить на опушке леса, где пастушкам явилась икона Жировицкой Божьей Матери, деревянную церковь, и поместить в неё вновь обретённую святыню.

В краю, богатом лесом, построить что-либо долгое ли дело - оглянуться барин не успел, как уж смолкли топоры, и выросла посреди поляны красавица-церковь. Но, видать, не благословил Господь его начинание - не прошло и полгода, как ударила в неё молния, и сгорела в одночасье деревянная, ещё пахнувшая смолой постройка. Случилось это ночью, и пока разбудил селян заполошный колокол, пока добежали - тушить было уже нечего. Осталась на месте церкви лишь дымящаяся куча углей.

Третье обретение чудесного образа

Жаль было мужичкам трудов своих, а барину - средств, загубленных впустую, но более всего сожалели о чудесной иконе, которую сочли погибшей в огне. Её не чаяли больше увидеть, как вдруг (в третий раз это самое вдруг) те же дети, но уже возвращаясь из школы - видимо, в XV веке в деревне Жировичи она уже была, - заметили возле сгоревшей церкви сидящую на камне Женщину небывалой красоты, державшую в руках знакомую им икону.

Выслушав сбивчивый рассказ отроков, селяне, уверовавшие, что их вновь посетило Божье откровение, поспешили к указанному месту, не забыв позвать с собой местного батюшку, а тот, в свою очередь, прихватил отца-диакона с хоругвями да образами. В общем, к церковному пепелищу направился целый крестный ход.

И хотя все были готовы к чуду, но невольно замерли, когда на камне, почерневшем от копоти, перед ними предстала совершенно не тронутая огнём икона Жировицкой Божьей Матери. История может показаться невероятной, но, вот уже почти шесть столетий её с трепетом душевным слушают и читают многие поколения христиан как на Руси-матушке, так и в землях чужестранных.

Храм, положивший начало созданию монастыря

Впечатление, произведённое на Александра Солтана иконой, возродившейся из пепла подобно сказочной птице Феникс, было сродни удару грома. Он тут же приказал строить для неё каменный храм, искренне кляня себя за то, что вначале поскупился, и возвёл для столь бесценной святыни деревянную церковь. Ну да, скупой, как известно, платит дважды. Нанял он умельцев-каменщиков, и те, благословясь, возвели каменный Успенский храм, в который была торжественно помещена икона Жировицкой Божьей Матери - дважды утерянная и трижды обретённая.

В начале XVI века вокруг храма образовалась монашеская община, преобразованная затем в монастырь. Род Солтанов, изрядно обедневший к тому времени, продолжал всё же главенствовать в тех краях, и один из его представителей по имени Яков даже намеревался строить на территории обители ещё один каменный храм. Однако его планам не суждено было осуществиться, так как в середине века деревня Жировичи была за долги отдана в заклад банкиру Ицхаку Михалевичу, и выкуплена лишь наследниками Якова, перешедшими к тому времени в католицизм.

Монастырь под властью униатов

В 1605 году Жировичи вновь поменяли хозяина, им стал литовский шляхтич Иван Мелешко, передавший находившийся на территории его владений монастырь в ведение униатской церкви, сохранившей, как известно, часть православных обрядов, но подчинявшейся Ватикану. Так православная икона Жировицкой Божьей Матери оказалась под сенью римского понтифика.

Этот небольшой по размерам образ Пресвятой Девы принёс монастырю широкую известность благодаря явленным через него чудесам. Например, когда в июне 1660 года литовский гетман Павел Сапега сумел нанести русским войскам ощутимый удар под деревней Полонка, то, по общему мнению, его успеху послужила молитва Жировицкой иконе Божией Матери, которую пан воевода во всеуслышание прочёл перед началом боя.

Правда, о том, что уже осенью того же года псковский боярин князь Хованский задал ему хорошую трёпку, старались не вспоминать, главное, что сотни паломников шли поклониться чудотворной иконе, не забывая при этом пополнить монастырскую казну.

Фреска, обнаруженная в Риме

Жировицкая икона Божией Матери, фото которой представлены в этой статье, получила дальнейшее прославление в XVIII веке. Случилось так, что в 1718 году в римском отделении одного из католических монашеских орденов, делая ремонт, под слоем штукатурки обнаружили фреску, точь-в-точь соответствующую изображению на Жировицкой иконе. Её отреставрировали, и очень скоро появились первые свидетельства явленных через неё чудес.

Это заставило представителей Ватикана обратить самое серьёзное внимание на икону в деревне Жировичи, и папским капитулом - коллегией клириков при епископской кафедре - были подробно исследованы двести записей о её чудесах. На основании этих свидетельств икону признали чудотворной и вынесли решение о её коронации. Да-да, у католиков существует и такой обряд.

Коронация иконы

Торжества проходили в Жировичах в сентябре 1730 года. Никогда прежде эта скромная деревенька не видела такого скопления народа. Ещё накануне назначенного дня в неё прибыли три процессии паломников, сопровождаемые полком янычар, находившимся под командованием владетельного пана Радзивилла. Для чего к совершению, пусть католической, но всё же христианской церемонии привлекли мусульман - история не уточняет.

Икона Божией матери Жировицкая, значение которой с этого времени несравненно возросло, была коронована в присутствии тридцати четырёх тысяч человек, а на проводившихся в течение восьми дней богослужениях их побывало сто двадцать тысяч. На икону были возложены две золотые короны, специально изготовленные в Риме, и привезённые в Жировичи папским послом. Кстати, все расходы, связанные с исполнением этого обряда, и последовавшими затем торжествами взяла на себя мать посла - вдова польского короля Станислава Радзивилла Анна Катажина.

Отныне икона Жировицкой Божьей Матери стала одной из самых почитаемых у католиков. Известно, что о ниспослании Благодати Божьей перед ней не раз молились высочайшие особы. Так, в 1744 году специально с этой целью деревню Жировичи почтил своим посещением польский король Август III, а в 1784 году - последний монарх Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. Правда, у него отношения с чудотворной иконой явно не сложились, и в 1795 году под конвоем русских драгун король был доставлен в Гродно, где подписал акт отречения от престола.

Возвращение иконы православной церкви

В конце тридцатых годов XIX века в западнорусском крае начался процесс повсеместного восстановления православного порядка богослужений, и одним из первых мест, где он был возрождён, стала деревня Жировичи. Находившийся в ней монастырь вновь стал православным. С тех пор акафист Жировицкой иконе Божией Матери, сложенный вскоре после этого события, сменил собой малопонятные местным жителям латинские молитвы.

Беды, принесённые XX веком

В годы Первой мировой войны Гродно и все прилегающие к нему районы оказались в центре боёв, и для сохранения святыни она была перевезена сначала в Московский Покровский собор на Рву, а затем в областной город Видное, где несколько лет хранилась в мужском монастыре великомученицы Екатерины.

В родную деревню, где она провела почти четыре с половиной столетия, икона вернулась в 1922 году. По всей стране тогда разворачивалась антирелигиозная кампания, и её перевозка была сопряжена с немалым риском. Поэтому специально прибывший в Видное архимандрит Жировического монастыря тайно вывез бесценную святыню, спрятав её в банку с вареньем.

Не удалось лишь доставить в Жировичи оклад иконы, но вскоре монахами Почаевской Успенской лавры был специально для неё изготовлен киот, в котором она хранилась все последующие годы. Присутствие в монастыре столь прославленной иконы способствовало восстановлению и реконструкции его главного храма - Успенского собора. В 1938 году с Жировицкой иконой были совершены крестные ходы во многих районах Западной Белоруссии, при которых все средства, собранные от пожертвований, пошли на проведение необходимых работ.

Следует заметить, что, несмотря на все гонения, которые претерпела Церковь на протяжении большей части XX века, к великой святыне Жировического монастыря не прекращалось паломничество. Продолжается оно и сегодня.

Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к посвящённым ей историческим трудам, в большинстве которых приводятся пространные выдержки из монастырских книг, с описанием явленных через неё чудес. Если обойти вниманием весьма сомнительное упоминание о помощи, оказанной иконой литовцам в столкновении с русскими войсками в 1660 году под Полонкой, о чём рассказывалось выше, то большинство записей свидетельствуют о чудесных исцелениях, совершённых Богородицей по молитвам перед этим образом.

В их достоверности трудно усомниться, так как каждая была в своё время заверена подписями свидетелей. Причём не только сама икона являлась проводником Божьей Благодати, но даже камень, на котором она была обретена возле сгоревшей церкви. В связи с этим существует запись, рассказывающая о том, как несколько его крупиц, принесённые к одру умирающей роженицы, вернули ей жизнь.

Таким образом, согласно традиции, сложившейся среди жителей Западной Белоруссии, признанной целительницей недужных является именно Жировицкая икона Божией Матери. О чем молятся кроме обретения здоровья перед этим честным образом? Нет сомнения, что Пречистая Царица Небесная не замедлит в Своей помощи, о чём бы не исходила просьба. Главное, чтобы при обращении к Ней из сердца молящегося была изгнана даже тень сомнения во всесилии Божьем безграничной милости Пресвятой Девы, ходатайствующей о нас перед Его Небесным Престолом.

Основой для написания икон не всегда служит холст или дерево. Например, чудотворная Жировицкая икона сделана на камне. Это необычный камень - полудрагоценная яшма. Сам же образ очень небольшой, примерно 6 на 4 см. Название свое он получил от местности, где был обнаружен - деревни Жировичи (Беларусь). Теперь там известный на весь мир монастырь.


История явления

Однажды двое пастушков шли по лесу. На цветущем грушевом дереве они вдруг увидели яркое сияние - оно расходилось от иконы Царицы Небесной. Лес принадлежал православному шляхтичу Александру. Ему и отнести найденный образ. Но на другой день Жировицкая икона исчезла из ларца, куда запер ее шлях, затем обнаружилась на том же месте. Тогда было решено возвести там храм. Вокруг новой церкви, где поместили святыню, со временем выросла деревня.

Явление иконы относят к 15-16 в., возведение храма подтверждается разными документами. До наших дней первая церковь не сохранилась, что неудивительно - вскоре она сгорела дотла, икона тоже считалась утерянной. Но здесь селян поджидал очередной чудесный сюрприз. Детвора увидела возле сгоревшего храма Деву Марию. Пока они бегали за священником, она уже исчезла, зато на камне лежала невредимая Жировицкая икона Божией Матери, перед которой горела свеча. Камень хранится в алтаре до сего дня.

В середине 16 в. деревня перешла к новому хозяину, который отстроил каменную церковь. Вскоре здесь образовался и монастырь. Архивы хранят записи о чуде:

  • Православная девушка Раиса, проживавшая в Минске, тяжело заболела. Ей было видение о том, что после паломничества в Жировичи наступит выздоровление. Однако, добравшись до места, девица умерла, не выдержав переезда. По традиции, гроб с телом оставили в храме на ночь. Утром девушка встала из него совершенно здоровой. Факт документально засвидетельствован местным гетманом и канцлером. Раиса впоследствии стала игуменьей обители св. Варвары.


Чем помогает образ

Живорицкая икона прославилась, прежде всего, исцелениями от разных болезней. Записи о чудесах ведутся уже несколько столетий. Образ почитается не только в православии, но и в католической церкви. Монастырь в Жировичах много лет принадлежал западной церкви. Вторая волна почитания произошла, когда в Риме в 18 в. нашли копию образа. Случилось это во время ремонта - обнаруженную фреску отреставрировали, сделали список и отослали в с. Жировичи. Образ был уже хорошо известен к тому времени. Римская копия тоже начала расточать исцеления.

Почитание католиков было столь велико, что они решили присвоить иконе корону. В честь этого события празднества продолжались много дней. Очевидно, верующие придавали Жировицкой иконе огромное значение: на коронацию собралось около 40 тыс. человек. Один священник написал специальную песню в честь образа. В Риме специально изготовили золотую корону, которую возложил на икону Митрополит Афанасий.


Особенности иконы

Образ относится к типу «Умиление», весьма напоминая по композиции Федоровскую Богоматерь. Только здесь более выражены движения фигур:

  • голова Младенца обращена к Матери и запрокинута;
  • правая рука Пречистой прижата к груди;
  • голова ее сильно склонена к Иисусу;
  • колени младенца видны из-под рубашки.

Первые списки с оригинала, выполненного в камне, известны и начала 17 в. Ряд из них тоже прославился чудотворениями. Образ показывает нежные взаимоотношения между Марией и Христом, как пример любви Бога к человеку. Молитвы перед Жировицкой иконой можно возносить в разных случаях:

  • когда одолевает мигрень;
  • для укрепления в вере;
  • для избавления от страстей, грешных привычек;
  • во время беременности;
  • перед началом нового дела.

Поскольку образ известен уже несколько столетий, специально для него написаны различные молитвы: акафист, величания, песни. Но читать можно любую молитву, адресованную Царице Небесной. Неважно, какой именно образ перед верующим: все, о чем молятся Богу или Богородице, можно произнести перед Жировицкой иконой.

Молитва Жировицкой иконе

«О, Премилосердная Госпоже, Дево Богородице! Киима устнама прикоснуся ко святыни Твоей, или киими словесы исповем щедроты Твоя, людем являемыя: никтоже бо, притекаяй к Тебе, отходит тощ и не услышан. От юности моея взысках помощи и заступления Твоего, и николиже лишен бых милосердия Твоего. Зриши, Госпоже, скорби сердца моего и язвы души моея веси. И ныне, коленопреклоненн о пред​стоя пред пречистым Твоим об​разом, моления моя приношу Ти. Не лиши мя всесильнаго хода​тайства Твоего в день скорби моея, и в день печали моея заступи мя. Тока слез моих не отврати, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство буди мне, Ми​лостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети. И не токмо о себе молю Тя, но и о людех, притекающих к заступлению Твоему. Церковь Сына Твоего во бла​гости соблюди, и огради ю от злокозненных наветов враг, возстающих на ню. Архипастырем нашим посли помощь Твою во апостольстве, и сохрани их здра​вы, долгоденствующи, право пра​вящи слово истины Господни. Пастырем испроси у Бога Сына твоего ревность и бдение о ду​шах врученнаго им стада словеснаго, и дух разума и благоче​стия, чистоты и правды божественныя им ниспосли. Испроси такожде, Владычице, у Господа властем предержащим и градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нели​цеприятие, всем же притекаю​щим к Тебе дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве. Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кро​вом Твоея благостыни, и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междо​усобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любве и мире пребывающе, тихое и безмятеж​ное житие поживут, и благ веч​ных молитвами Твоими унаследивше, возмогут купно с Тобою восхваляти Бога на небеси во веки. Аминь».

Жировицкая икона - история, в чем помогает, значение was last modified: Июнь 11th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Среди многих икон с изображением Божьей Матери особое место занимает Жировицкая. В чем помогает это целительное изображение? И почему именно его выделяют среди остальных икон?

Описание иконы и история ее появления

Изображение нанесено на яшму, которая имеет полукруглую форму. Размер ее небольшой, она легко помещается на груди, поэтому получила название «нагрудная икона». Сзади полотно абсолютно гладкое, спереди сочетает в себе красные и зеленые цвета. В центре изображена пресвятая Богородица, которая в одной руке держит своего ребенка. Другая ладонь находится на груди.

Она с любовью и нежностью наклонила голову к своему чаду, слегка касаясь его. Маленький Христос одет в короткий хитон, его ножки обнажены. Сверху над головами матери и малыша изображены короны. По бокам на греческом языке написаны имена тех, кто изображен на полотне.

Впервые икону обнаружили еще в 15 веке около деревни Жировицы в Белоруссии. Местные пастухи, которые выгуливали стадо, неожиданно заметили, как от одного из деревьев идет необычное свечение. Подойдя к ветвям дерева, они увидели полотно, которое источало свет. Пастухи отдали икону литовскому князю Александру Солтану. Тот, не зная, что делать с этой находкой, спрятал ее в одну из комнат. Через несколько дней он заметил, что икона исчезла.

Нашли ее опять на том же самом месте среди листвы деревьев. Тогда князь возвел рядом с деревом, где обнаружили изображение, маленькую церковь. Простояв совсем немного, церковь была уничтожена пожаром, но икона уцелела. Она вновь оказалась в совершенно другом месте, на горе. Рядом с ней стояла зажженная свеча.

Князь распорядился возвести здесь храм и назвать его Жировицким. Теперь ежегодно 20 мая отмечается праздник Жировицкой иконы.

Чаще всего перед ее образом склоняются и молятся те, кто болен и нуждается в исцелении. Главное, чтобы просьба шла от чистого сердца и с душой. Тогда Божья Матерь обязательно пошлет исцеление.

Молить о помощи можно и в других случаях.

  • Если у вас возникла проблема, и вы не можете найти способа ее решить, помолитесь Жировицкой иконе. Решение сразу же отыщется.
  • Ослабла вера в Господа, у вас появилась в душе сумятица. Обрести душевное равновесие поможет именно это изображение.
  • Помолитесь перед образом, если хотите сберечь свое жилье от пожара и других бед.
  • Мечтаете отказаться от курения, алкоголя и наркотиков? Вам поможет самая искренняя молитва Божьей Матери Жировицкой.
  • Большую помощь Божья Матерь оказывает роженицам. Возьмите иконку с собой в роддом, и роды пройдут легко и без осложнений.

Вот такая Жировицкая. В чем помогает она, мы уже узнали. Существуют специальные молитвы, которые читаются перед ее образом. Если вы не знаете этих слов, можно просто от души, не сомневаясь в целительной силе изображения, попросить помочь вам. И ваши слова обязательно будут услышаны.

[Жировичская] (празд. 7мая), чудотворный образ на камне, явленный близ имения Жировичи (Жировицы, Журовицы; совр. Слонимский р-н Гродненской обл., Белоруссия), находится в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальном мон-ре (Минская епархия), принадлежит к числу главных из сохраненных святынь и исторических реликвий Белоруссии. Почитается православными, католиками и униатами.

Сказание о явлении иконы, которое сложилось, вероятно, во 2-й пол. XVI в. и было литературно оформлено жировицким иером. Феодосием (Боровиком) (Borowik. 1622), имеет сходные черты с повествованиями о явлениях Купятицкой, Леснинской, Рышковской, Пюхтицкой и др. чудотворных Богородичных икон. Ж. и. была явлена в лесу, в кроне цветущей дикой груши, стоящей под горой у источника. Пастухи, обнаружившие икону по исходящему от нее сиянию, отнесли образ владельцу этой местности, литов. подскарбию правосл. вероисповедания Солтану, к-рый спрятал его в ларец, откуда икона исчезла и вновь была явлена пастухам на том же дереве. Солтан построил на месте 2-кратного явления иконы церковь и поместил там Ж. и., украсив ее драгоценной ризой. Рядом с храмом впоследствии возникло поселение.

В одной из рукописных версий «Гистории» иером. Феодосия (Боровика), опубликованной П. Н. Жуковичем (Жукович. 1912), явление Ж. и. отнесено к кон. XV в., ко времени правления вел. кн. Литовского Казимира IV. В источниках XVII-XVIII вв. явление Ж. и. относят к 1473, 1480, 1549, 1576 гг. Церковная традиция соотносит это событие с 1470 г.; такая датировка, впервые приведенная в публикации каноника И. Нарди (Nardi. 1728), закрепилась в изданиях XIX-XX вв. Однако исторически наиболее достоверна предложенная в XVIII в. польск. историком И. Стебельским дата события 1494 г.; отождествление основателя правосл. церкви в Жировичах с личностью земского подскарбия Александра Юрьевича, родоначальника белорус. шляхетской династии Солтанов, совершившего паломничество в Палестину и служившего при дворах европ. монархов, не имеет достаточных оснований. Имение Жировичи было пожаловано грамотой от 20 марта 1493 г. вел. кн. Литовским Александром Ягеллончиком сыну Александра Юрьевича Солтана, «маршалку господарскому Ивашке Солтану Александровичу» († ок. 1495), к-рый построил в Жировичах церковь. Ее существование подтверждается копией документа 1516 г., хранящейся в архиве Литовской метрики (АЗР. 1848. Т. 3: . С. 252),- жалобы сына Ивашки Солтана Александровича, Александра, на жену своего опекуна Литавора Хрептовича; среди имущества перечислены ценности, забранные пани Хрептович из ризницы церкви в Жировичах. Высказывалось мнение (Mironowicz. 1991), что явление Ж. и. произошло в 1514 г., подобные гипотезы выдвигались со 2-й пол. XIX в. на основе несостоятельных попыток отождествления личности Александра Солтана с еп. Иосифом (Солтаном), бывшим в 1509-1519 гг. митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси (в Вильно), к-рый в действительности принадлежал к другому роду.

Сказание повествует, что спустя нек-рое время после постройки деревянная церковь в Жировичах сгорела, а чудотворная икона исчезла. Возвращавшиеся из школы дети увидели неподалеку от пепелища сидящую на камне и окруженную сиянием Деву. Приведя родных и священника, вместо Нее они обнаружили на камне невредимую Ж. и. и горевшую перед ней свечу. Камень, на к-ром, по преданию, произошло обретение после пожара Ж. и., имеет углубление, напоминающее след стопы и ладони. Полагали, что частички камня, названного «Стопа Богородицы», обладают целебными свойствами, помогают роженицам. В наст. время камень находится в алтаре ц. в честь Явления Жировицкой иконы Божией Матери, построенной в Жировицком мон-ре в 1672 г. (по др. сведениям, в 1769).

Обретение Ж. и. после пожара произошло, как предполагали, в 1520 г. или в 1560 г. Последнюю дату нельзя считать убедительной, поскольку строительство новой деревянной церкви в Жировичах на месте сгоревшей началось, вероятно, при жизни надворного маршалка литов. Александра Солтановича (ок. † 1554), 2-го после его отца, Солтана Александровича, владельца Жировичей. Синодик Жировицкого мон-ря, составленный в сер. XVIII в. на основе более раннего текста, называет А. Солтана «первым фундатором, при котором чудо сие показано в Жировицах» (Добрянский. 1882). Аргументом в пользу того, что обретение Ж. и. на пепелище произошло ранее 1560 г., может служить находившаяся в XVIII в. в числе ее украшений вотивная подвеска кор. Боны, выехавшей из Польши в Италию в 1556 г.

В 1555 г. владельцем Жировичей стал сын Александра Солтановича, надворный маршалок литовский с 1572 г. Иван Александрович Солтан († ок. 1577). Предположительно он начал строительство каменной церкви в Жировичах. Архивные документы 1572, 1575 и 1587 гг. подтверждают существование правосл. церкви в Жировичах и принадлежавшего ей монастырского надела. Возможно, в это время при церкви жили правосл. епископ (Турово-Пинский или Брестский) и монахи. В архивных документах 1580 г. описано чудо Ж. и.- воскрешение девушки Раины из белорус. правосл. шляхетского рода Войнов. Девушка тяжело заболела, и ей было видение, что исцеление наступит, если она совершит паломничество в Жировичи и посвятит себя служению Божией Матери. Когда родители везли Раину из Минска в Жировичи, она умерла. На 4-й день, после того как гроб с телом девушки простоял в церкви в Жировичах, она встала из него совершенно здоровой. Полагают, что чудо, о котором воскрешенная свидетельствовала перед Стефаном Баторием в Гродно, произошло ок. 1558 г. Достоверность ее рассказа подтвердили великий гетман и канцлер литовский Лев Сапега, Виленский католический еп. Бенедикт (Война), смоленский и мстиславский каштелян Иван Мелешко и Дорота Войнянка, сестра Раины. Их свидетельства занесены в дела королевской канцелярии, Раина Войнянка была утверждена королевским указом игуменией православного пинского Варваринского монастыря. Многочисленные случаи исцелений от Ж. и. были записаны в XVII-XIX вв., фиксируются они и в настоящее время.

В 1-й пол. XVII в. Ж. и. была хорошо известна в среде верующих. Основанный в 1613 г. в Жировичах василианский монастырь стал одним из главных мариальных санктуариев Великого княжества Литовского. Благотворителями обители были совладельцы Жировичей Иван Мелешко и Доминик Солтан. В 1616 г. вел. канцлер литов. Лев Сапега в числе богатых даров мон-рю пожертвовал и драгоценные украшения для Ж. и.

В 1629 г. в Жировичах началось строительство новой каменной Успенской ц., ремонт и достройка к-рой были проведены в 70-80-х гг. XVII в. В XVII-XVIII вв. стараниями жировицких монахов издавались книги и гравюры, прославлявшие Ж. и. В 1623 г. в Вильно была издана в переводе со старобелорус. на польск. язык «Гистория» иером. Феодосия (Боровика), в 1625-1629 гг. было осуществлено 3 ее переиздания. До сер. XVII в. вышло 8 печатных изданий, прославлявших Ж. и. (в т. ч. 2 панегирика о поклонении чудотворному образу в Жировичах королей Владислава IV и Яна Казимира), в XVIII в.- 5 книг и большое число гравюр для паломников. Начиная с кор. Владислава IV, совершившего паломничество (9-10 дек. 1644) к чудотворному образу Божией Матери в Жировичи, сложилась традиция приезжать на поклонение Ж. и. накануне важных событий Речи Посполитой: кор. Ян Казимир совершил паломничество в 1651 г., отправляясь в поход против Богдана Хмельницкого, кор. Ян III Собеский - 29 апр. 1683 г., накануне битвы с турками под Веной. В XVIII в. Август II Сас и Станислав Август Понятовский совершали поездки в Жировичи для поклонения Ж. и.

Полагали, что заступничеством Ж. и., вывезенной монахами в 1660 г. в близлежащий Бытенский Успенский мон-рь, Жировицкая обитель была спасена от разорения во время русско-польск. войны (1654-1667).

Сведения о Ж. и. включены в сборник архиеп. Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое» и в изданную в Мюнхене в этот период энциклопедию чудотворных икон и скульптур Девы Марии католич. мира, в к-рой использованы сведения о наиболее почитаемых в Великом княжестве Литовском иконах Божией Матери, собранные ректором Виленской иезуитской академии А. Кояловичем. Оба издания способствовали прославлению Ж. и. в православной Левобережной Украине, в России, в католич. Европе. В 1715-1716 гг. сведения о Ж. и. вместе с подписанной на польском языке гравюрой Д. Петцольдта включены в рукописный свод Богородичных икон «Солнце Пресветлое», составленный сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым (НБ МГУ. Ф. 293. № 10536-22-71 и ГИМ. Муз. 39).

В 1-й трети XVIII в. Ж. и. почиталась во всей Речи Посполитой. Этому способствовало обнаружение (15 авг. 1718) под осыпавшейся штукатуркой фресковой копии Ж. и. в притворе рим. ц. во имя мучеников Сергия и Вакха, переданной (1639) папой Урбаном VIII василианам русской провинции для их резиденции. Высказывалось предположение, что фреска исполнена в XVII в. кем-то из монахов-василиан, прибывших в Рим из Великого княжества Литовского. Первыми насельниками миссии при рим. ц. во имя мучеников Сергия и Вакха стали прибывшие 15 июля 1639 г. из Жировичей монахи Иосафат (Исаакович) и Филипп (Феодосий?) (Боровик) (Kulczynski. 1732). Запечатленный на фреске образ прославился чудесами исцелений и почитается под именем «Мадонна дель Пасколо» (итал. Пасколо - Жировичи, житница). В 1719 г. фреска была отреставрирована Л. Г. да Кава, учеником рим. худож. В. Ломберти, выполнена ее живописная копия и послана в Жировичи (исчезла, вероятно, во время первой мировой войны). Получивший от рим. образа исцеление Михаил Загорский, подстолий мстиславский, пожертвовал серебряную ризу и венцы. 13 сент. 1730 г. состоялось перенесение фрески в главный алтарь придела во имя Жировицкой иконы Божией Матери ц. во имя мучеников Сергия и Вакха.

В 1726 г. постановлением папского капитула, исследовавшего более 200 чудес Ж. и., утверждено решение о ее коронации, которая состоялась 8 сент. 1730 г. В течение 8 дней в Жировицком монастыре шли торжественные богослужения, в те дни причастились ок. 140 тыс. чел., при коронации присутствовало 38 тыс. верующих. По дороге из Слонима в Жировичи на средства магнатских фамилий Великого княжества Литовского, духовенства и мещан было установлено 7 триумфальных арок. Успенский храм декорировали 7 большими овальными живописными композициями с изображением чудес Ж. и. 2 золотые короны, изготовленные в Риме трудами прокуратора ордена василиан Бенедикта Трулевича и освященные папой Бенедиктом XIII, возложил на икону униат. Киевский митр. Афанасий Шептицкий в сослужении епископов Владимирско-Брестского Феофила Годембы-Годебского и Турово-Пинского Георгия Булгака. Расходы, связанные с коронацией, взяла на себя кнг. Анна Радзивилл, мать папского посла, доставившего короны для Ж. и.

В 1839 г. Жировицкий мон-рь перешел к правосл. Церкви. Ж. и. находилась в это время в местном чине иконостаса Успенского собора, справа от царских врат. Среди чудес Ж. и., описанных в XIX в., особо отмечалось спасение Жировицкого мон-ря от пожаров 7 марта 1836 г., 3 нояб. 1854 г., 10 апр. 1863 г. Во 2-й пол. XIX в. были установлены службы Ж. и. с молебном Божией Матери, акафистом и коленопреклоненной молитвой 7 марта, 10 апр., 3 нояб. В воскресные дни и в дни, посвященные памяти Божией Матери, в мон-ре после вечерни соборно совершали акафистное служение перед Ж. и. Праздничные службы, посвященные Ж. и., проходят в дни Пятидесятницы, Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова, Сретения, памяти вмч. Георгия, Рождества св. Иоанна Крестителя, Покрова. В XIX в. на Покров сходилось до 30 тыс. паломников из Минской, Гродненской, Ковенской, Виленской, Подольской губерний и Подляшья (Ярашэвич. 2001).

В 1915 г. Ж. и. в серебряном окладе и с др. ценностями была эвакуирована в Москву, в собор Покрова Пресв. Богородицы на Рву , после его закрытия - в Екатерины великомученицы мужской монастырь в г. Видное Московской обл. В янв. 1922 г. стараниями жировицкого архим. Тихона (Шарапова) Ж. и. была возвращена в Жировичи (по преданию, он вывез ее в банке с вареньем), но уже без оклада. Монахи Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры выполнили для Ж. и. киот (1922), в к-ром образ хранился до 2008 г., пока не получил новый киот. В 1938 г. с Ж. и. совершались многолюдные крестные ходы по городам и деревням Зап. Белоруссии, собранные средства шли на ремонт Успенской ц. Жировицкого мон-ря. Несмотря на гонения польск. и советских властей в 20-70-х гг. XX в., паломничества к Ж. и. не прекращались.

С сер. 80-х гг. XX в. ежегодно 20 мая на поклонение чудотворному образу приходят тысячи паломников, им раздают воду из источника, у к-рого произошло явление Ж. и. (в наст. время источник выведен в склеп Успенского собора Жировицкого мон-ря). 20 мая 1994 г. торжественно праздновали 500-летие явления Ж. и. С тех пор этот праздник отмечается при совпадении с днями Вознесения Господня или отдания Пасхи. После поздней литургии образ износится крестным ходом из Успенского собора к Явленской ц., где под открытым небом совершается молебен с акафистом Божией Матери. С 2000 г. 7 марта, 10 апр. и 3 нояб. (дни спасения обители от пожаров) к рядовым службам добавляется канон перед Ж. и. и поется великое славословие (кроме случаев, когда 7 марта и 10 апр. совпадают с периодом Великого поста, со Страстной или Светлой седмицами). В нач. XXI в. восстановлен обычай обносить Ж. и. крестным ходом вокруг селения, как правило, это бывает 21 мая.

В теплое время года Ж. и. находится в местном чине иконостаса Успенского собора Жировицкого мон-ря, слева от царских врат. В день памяти Казанской иконы Божией Матери (4 нояб.) после соборного акафиста перед Ж. и. образ переносится в нижнюю Никольскую ц., под левый клирос, где пребывает зимой, на его место в Успенском храме ставится копия в киоте, которая была выполнена из змеевика по размеру оригинала в 1994 г. свящ. Андреем Льяновым. В ризнице мон-ря находится живописная копия Ж. и. XIX в. в окладе XVII в. (предположительно времени коронации иконы). Более 30 лет с сер. 50-х гг. XX в. звездообразный ковчег с Ж. и. располагался в Никольском храме на ветвях дерева (смонтировано семинаристами под рук. иером. Иоанна (Снычёва) (впосл. митрополит С.-Петербургский и Ладожский)); сейчас он помещается в деревянном резном киоте.

Чудотворная Ж. и. (5,7×4,1×0,8 см) подобна камее или нагрудной иконке. Образ Богоматери с Младенцем дан в невысоком рельефе на овальной яшмовой пластине с небольшим сужением кверху, оборот иконы гладкий. Яшма оттенков зеленого и темно-красного, или гематитового (пурпурного), цветов, оптическое смешение к-рых создает впечатление охристого цвета. Уже в 1621 г. отмечалось, что изображение на Ж. и. сильно стерто, сглажено. В наст. время оно трудноразличимо: прочитываются лишь общий контур и нек-рые детали. Икона подвергалась реставрации: расколовшаяся на части, она была склеена воском, его следы, видимые по линии стыка сколов, ошибочно принимали за 3-й оттенок цвета яшмы (Kulczynski. 1732). На поверхности камня видны следы термической деструкции кварцевых зерен. Надпись: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую», замеченная в XVII в. и вошедшая в иконографию Ж. и., на этом образе не сохранилась. Возможно, она размещалась на ободке утраченного металлического обрамления Ж. и. Несмотря на необычную овальную форму, Ж. и. типологически соотносима с произведениями белорус. мелкой пластики XIII-XV вв.: каменными и резными по кости иконками, созданными под влиянием визант. традиции в Полоцке, Турове, Новогрудке, Минске, Гродно (Городне). К их числу принадлежит и более поздняя каменная Леснинская чудотворная икона Божией Матери.

Ж. и. относится к иконографическому типу «Умиление», к изводу, наиболее близкому к иконографии Феодоровской иконы Божией Матери; по сравнению с ними письмо Ж. и. отличает большая экспрессия в передаче движения фигур. Богоматерь, представленная почти поколенно с Младенцем Христом на правой руке, держит левую руку у груди, Ее непокрытая голова сильно склонена вправо и прикасается к головке Сына. Младенец в коротком хитоне, к-рый оставляет открытыми согнутые колени, прильнул к Матери, правая рука направлена к Ней, голова запрокинута. Нимбы имеют эллипсовидную форму; угадывается крещатый рисунок нимба Младенца, динамичные складки на мафории Божией Матери; различимы традиц. греч. буквы в обозначении Их имен.

Первое графическое воспроизведение Ж. и., помещенное в переиздании книги иером. Феодосия (Боровика) (1628), в наибольшей степени соответствовало иконографии оригинала. Надпись: «Честнейшую Херувим…» - на гравюре отсутствует. Ренессансный орнамент фона гравюры, возможно, воспроизводил рисунок 1-го серебряного оклада Ж. и. Описания XVIII и XIX вв. дают представление о 2-м киоте в стиле барокко, утраченном после 1915 г. Золотой овальный, закрытый хрусталем киот, осыпанный по периметру в один ряд мелкими бриллиантами, был вмонтирован в серебряную позолоченную пластину (округлой формы?) весом 2 фунта 1 лот. Над образом находилось 2 маленьких венца, также осыпанных бриллиантами. Выше - большая корона с золотой филигранью, над ней медный глобус, покрытый эмалью, с 17 крупными жемчужинами. Вокруг Ж. и. были размещены 16 серебряных вотивных табличек, 7 медалей с надписями, медаль в память коронования иконы, неск. серебряных ножек и сердец, серебряные пластинки с изображением Сурдегской иконы Божией Матери и Ж. и. Это обрамление было размещено на большой деревянной доске, обложенной серебром и украшенной позолотой: в чеканном рельефе вверху представлена сцена коронования Пресв. Троицей Божией Матери, Которая стоит на серпе полумесяца. По сторонам чудотворного образа - 2 святителя; ниже - праведные Иоаким и Иосиф Обручник. Композиция несохранившегося барочного оклада-обрамления Ж. и. сходна с решением гравюры на меди, выполненной в 1682 г. в Вильно Л. Тарасевичем по рис. П. Бацевича. На последней вверху изображена «Троица Новозаветная» на облаках, посередине в овале с кириллической надписью: «Честнейшую Херувим…» - Ж. и., воспроизведенная в меру чудотворного образа. Икону поддерживают 2 ангела с пальмовыми ветвями в руках, внизу - апостолы Петр (с ключами и моделью храма, напоминающего Явленскую ц. в Жировичах, что указует, вероятно, на церковь в Лидде, где Божия Матерь впервые явила людям Свой нерукотворный образ) и Павел (с мечом в левой руке). Внизу гравюры - плат с надписью по-польски: «Изображение в натуральную величину чудотворного образа Нашей Девы Марии Жировицкой».

В 1713-1714 гг. Г. П. Тепчегорским была выполнена гравюра Ж. и., это изображение стало 1-м среди воспроизведений Ж. и. в составе гравюр и живописных икон свода чудотворных образов Божией Матери, созданных в России в кон. XVIII-XIX в.

Среди гравированных воспроизведений Ж. и. XVIII - нач. XIX в. известны белорус. лубок (ГМИИ) с изображением поклонения явленной на грушевом дереве Ж. и. пастухов и шляхтича А. Солтана; изданная в Италии металлогравюра с текстом молитвы Мадонне дель Пасколо (Ягеллонская б-ка Краковского ун-та).

В XVII в. появились живописные списки Ж. и. Среди них - икона работы Никиты Иванова Павловца (1669, СПГИАХМЗ) и почитаемая чудотворной в Карпатах Городищенская икона, на ней в левом нижнем углу под овалом с традиц. молитвенным текстом, обрамляющим образ, имеется погрудное изображение донатора (замок-музей в Ланьцуте, Польша). Предположительно прототипом для создания этих икон послужила упомянутая фреска в рим. ц. во имя мучеников Сергия и Вакха (возможно, отсутствующие в росписи надпись на церковнославянском: «Честнейшую Херувим…» - и изображения ангелов утрачены при реставрации в 1719). Этот образ украшен серебряным чеканным позолоченным окладом (1730), серебряными коронами (на фоне - позолоченные металлические греч. буквы имен Спасителя и Богоматери и чеканные звезды) и обрамлен стукковой рамой в стиле барокко (1730). Одна из его ранних живописных копий (1719) предположительно находится в наст. время в главном алтаре Андреевского костела г. Слонима и почитается чудотворной. Икона написана на холсте овальной формы, по краю к-рого проходит кириллическая надпись: «Честнейшую Херувим…», окружена многочисленными табличками, коронами и др. драгоценными подношениями. О непонимании воспроизводимого церковнослав. текста молитвы свидетельствуют мн. ошибки, неточности в написании букв. С этой иконы неизвестным белорус. художником 1-й пол. XVIII в. был сделан список, чтимый в Успенской ц. с. Бытень. На ней развернутый текст начала молитвы «Достойно есть» воспроизведен без ошибок, над головами Богоматери и Младенца добавлены изображения корон. При живописном воспроизведении Ж. и. цвета одеяний не имели жесткой регламентации. На иконах из Слонима и Бытеня в соответствии с католической традицией Божия Матерь представлена в одеянии 3 цветов - красном платье, синем мафории и белом (светло-розовом) повое, Младенец - в коротком золотисто-охристом хитоне.

2 западнополесские иконы сер. XVIII в.- одна создана иконописцем Томашем Маковским для Пречистенской ц. в дер. Дивин (МДБК), другая датирована 1751 г. (НХМ) - выполнены в технике резьбы по левкасу. Написаны лики и кисти рук, ножки Младенца. Одежды Божией Матери и Младенца выполнены в невысоком рельефе, к-рый посеребрен и позолочен. Характерная для иконографии Ж. и. овальная обводка на обеих копиях иконы отсутствует. На происходящей из с. Верхов на Волыни иконе (1745, не сохр.) из собрания Волынского церковного древлехранилища изображены Ж. и. в облаках и под ними коленопреклоненные донаторы - ткач Вербский с супругой и дочерью.

Среди живописных списков Ж. и., прославленных чудесами и получивших собственные имена,- Ляданская и Раковская иконы Божией Матери. Ляданская чудотворная икона, созданная не позднее 1-й трети XVIII в., была семейной реликвией литов. мечника Игнатия Завиши и его жены Марцибеллы (в девичестве Огиньской), помещена ими в основанный (1732) на их средства василианский Благовещенский мон-рь в Лядах близ Минска. Др. список Ж. и. находится в правосл. Преображенской ц. (1793) мест. Раков под Минском; икона упоминается как чудотворная уже в архивных описаниях церкви кон. XVIII - нач. XIX в. Она выполнена на холсте в живописной манере, по иконографии близка к спискам Ж. и., восходящим к фреске из Рима; расположенный по овалу текст написан латиницей, его буквы вырезаны из серебряной пластины.

Значительное число живописных списков Ж. и. XVIII-XIX вв. находится в храмах Белоруссии и Подляшья - в гродненском в честь Рождества Пресвятой Богородицы женском монастыре , в церквах деревень Черняны, Заболоть, Милейчице (выполнена в 1851 иконописцем из г. Кобрина Теодором Василевичем).

В 1871 г. в Москве А. Морозовым была отпечатана литография, на которой изображение Ж. и. обрамлено по овалу венком цветов. Оно стало основой для мн. живописных списков и цветных печатных воспроизведений Ж. и. в наст. время (напр., икона в манере рус. академической иконописи XIX в. в Софрино, исполненная по заказу архим. Стефана (Корзуна; ныне архиепископ Пинский и Лунинецкий)). На них мафорий Богоматери традиц. для восточнохрист. иконописи цвета (пурпурно-красный, коричневый), может быть написан золотом или иметь белый цвет. Совр. белорусские иконописцы привносят в свои интерпретации извода Ж. и. иконографические черты образов «Богоматерь Феодоровская» и «Богоматерь Владимирская», изображают Младенца в длинном золотисто-красном хитоне, покрытом лучами ассиста. Таковы икона письма архим. Зинона (Теодора) в Жировицком мон-ре, списки Ж. и. в храмах Минска, Белостока, др. городов и сел Белоруссии и Польши.

В расширенном изводе изображение Ж. и. представлено в сиянии на грушевом дереве: несохранившееся панно 1730 г., написанное к коронации Ж. и.; гравюра 1742 г. в рукописном списке братии Жировицкого монастыря. Сюжет поклонения пастухов обретенной на грушевом дереве Ж. и. помещен на клейме царских врат посл. трети XVIII в. в Явленской ц. Жировицкого мон-ря, в музее к-рого хранится находившаяся ранее в иконостасе Успенской ц. икона с изображением коленопреклоненных перед явленным на груше образом святителей - небесных покровителей униат. иерархов: митр. Иосифа Вельямина Рутского и архиеп. Иосафата Кунцевича. Иконы XIX и XX вв. с изображением поклонения пастухов явленной на груше Ж. и. есть во многих церквах Белоруссии. Менее распространен встречающийся на белорусских иконах XIX-XX вв. сюжет явления Ж. и. после пожара с изображением восседающей на камне в сиянии света Богоматери с чудотворной Ж. и. в руках: уже упомянутое живописное панно 1730 г.; роспись кон. 50-х гг. XX в. в Успенском храме в Жировичах, выполненная белорусским художником-самоучкой В. Ковальчуком по благословению жировицкого архим. Антония (Мельникова).

С нач. 90-х гг. XX в. в честь Ж. и. освящены церкви и часовни в Витебске при доме инвалидов, в г. Берёзовка Гродненской обл., в дер. Лапичи Осиповичского р-на Могилёвской обл. (Белорусский Экзархат).

О существовании чинопоследований в честь Ж. и. в униат. период сведений нет. Ныне поется тропарь Ж. и. «Помощи от Тебе требующия...», восходит к 1-й четв. ХХ в. Его начальные слова ориентированы на 1-й тропарь 8-й песни молебного канона 8-го гласа «Многими содержимь напастьми...», тропарь поется на 2-й глас. Особый тропарь («Пред святою Твоею иконою...») полностью повторяет тропарь Почаевской иконе Божией Матери и, как полагают, введен в употребление архим. Тихоном (Шараповым) в нач. 20-х гг. XX в., когда почитание Почаевской иконы стало доминировать среди правосл. населения Польши. По отношению к Ж. и. этот тропарь имеет нек-рую несообразность (упоминание об «агарянских нашествиях»). Величание Ж. и. составлено по образцу величания Почаевской иконе Божией Матери. Начальные слова кондака 4-го гласа «Величия Твоя кто исповесть...» повторяют седален по 3-й песни канона из службы чудотворной иконе Божией Матери «Неопалимая Купина», которая была составлена в нач. ХIX в. архим. Фотием (Спасским). Нек-рые части службы Ж. и. уподоблены текстам службы иконе Божией Матери «Неопалимая Купина». Автором большинства богослужебных текстов в честь Ж. и. и акафиста ей считают прот. Константина Зноско. К церковному употреблению их благословил митр. Варшавский и всей Польши Дионисий (Валединский) в кон. 20-х гг. XX в. Служба в честь явления Ж. и., текст к-рой вошел в богослужебные Минеи Московской Патриархии, отредактирована в сер. 80-х гг. XX в., при митр. Филарете (Вахромееве).

Ж. и. посвящены стихотворные произведения, богословские, филологические, краеведческие и искусствоведческие исследования.

Ист.: Главная церковная и ризничная опись Жировицкого Успенского второклассного монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2745.

Ист.: Borowik Th. Historia abo Powieść zgodliwa przez pewne podanie ludzi wiary godnych, o obrazie przeczystey Panny Mariey Zyrowickim cudotwornym... W powiećie Słonimskim, y o rozmaitych cudách... pilnie zebrana y... to drugi ráz w druk podána. Wilno, 1622, 1628 (рус. пер.: Гисторыя або Повесть людей розных веры годных о образе чудотворном Пренайсветлейшое Девы Марии Жировицком в повете Слонимском… собраная през многогрешного о. Феодосия // ИОРЯС. 1912. Т. 17. Кн. 2. С. 245-249); Dubieniecki J. Historia de imagine B. V. Mariae Żyrovicensi. Wilno, 1653; Иоанникий (Галятовский), иером. Небо Новое, з новыми звездами сотворенное. Львов, 1665. Л. 104б-129а; Drews J. Methodus peregrinationis menstruae Marianae ad imagines Deiparae Virginis. Vilnae, ; Nardi I. Relazya historyczna o zjawieniu obrazu Najsw. Panny Zyrowickiej pod rzadem Bened. Urlewicza. Suprasl, 1728; Kulczynski I. Il diaspro prodigioso di tre colori ovvero Narrazione istorica della tre immagini miracolose della Beata Vergine Maria la prima in Zyrowice in Lituania, la secondo in Pascolo di Roma e la terza copia della seconda parimente in Zyrowice detta da; quei popoli Romana. R., 1732.

Лит.: Николай (Редутто), архим. О Жировицкой чудотворной иконе Божией Матери и о Жировицкой обители // Литовские ЕВ. 1863. № 3. С. 83-100; Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки, церковно-слав. и рус. Вильна, 1882. С. 187; Паевский Л. C., свящ. Древнее сказание о Жировицах и о чудотворном образе Жировицкой Богоматери. Гродна, 1897; Диковский Н. Р., прот. Коронование Жировицкой иконы Богоматери. Гродна, 1902; РИБ. 1903. Т. 20: Литовская метрика. С. 871-872; Жукович П. Н. Неизданное рус. сказание о Жировицкой иконе Божией Матери: В связи с историей рус. дворянского рода Солтанов Жировицких // ИОРЯС. 1912. Т. 17. Кн. 2. С. 175-244; Минея (МП). Май. Ч. 1. 1987. С. 283-296; Пуцко В. Жыровiцкi рэльеф // Помнiкi гiсторыi i культуры Беларусi. Мiнск, 1989. № 2. С. 23-24; Kempfi A. O Żyrowicach i żyrowickim wizerunku Matki Bożej // W drodze. Poznań, 1989. N 5; Mironowicz A. Jozafat Dubieniecki: Historia cudownego obrazu żyrowickiego // Rocznik Teologiczny. Warsz., 1991. Т. 33. N 1. S. 195-215; Ярашэвiч А. А. Жыровiцкi абраз Мацi Божай // Рэлiгiя i царква на Беларусi: Энцыкл. даведнiк. Мiнск, 2001. С. 113, 470-471; Приходы и мон-ри Белорусской Православной Церкви: Справ. Минск, 2001; Chomik P. Kult ikon Matki Bożej w wielkim księstwie litewskim w XVI-XVIII wieku. Białystok, 2003. S. 49-58; Попов В. В. Явление чудотворной иконы Божией Матери «Жировичская» по письменным источникам XVI-XVIII вв. // Минские ЕВ. 2004. № 1. С. 59-62.

Прот. Георгий Соколов,С. Ф. Евтушик, Ю. А. Пискун

Детальное описание из нескольких источников: «молитва к божьей матери жировицкой» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Чудотворная икона Божьей Матери почитается в православном мире как символ исцеления и наставления на путь истинный. Многие верующие отмечают ее великую помощь в обретении здоровья даже при сильных недугах.

История иконы

Появление иконы датировано 1470 годом. В Беларуси, в местечке под названием Жировичи, крестьяне обнаружили в глухом лесу образ Девы Марии, который отнесли своему хозяину. Тот решил спрятать находку у себя, но на следующий день случилось непредвиденное: икона вновь оказалась в лесу. Князь Александр Солтан увидел в этом Божественное знамение и повелел на месте нахождения иконы возвести храм. Через несколько лет произошло несчастье, и храм выгорел дотла, однако лик Богоматери остался нетронутым, что снова поразило людей. Икону обнаружили стоящей на камне рядом с горящей свечой. С этих пор Жировицкая икона Богородицы почитается ежегодно 20 мая по новому стилю.

Где находится икона

Икону во время Первой мировой войны перевезли в Москву, где она находилась до начала двадцатых годов, а затем вновь вернули в обитель. Сейчас святой образ находится в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы Жировицкого монастыря Минской епархии.

Описание иконы

На иконе изображена Божия Матерь с Младенцем Иисусом на руках. Он написан прильнувшим к материнской щеке, нежно обнимающим Деву Марию за шею. Подлинная икона выполнена на яшмовом камне.

О чем молятся Жировицкой иконе Божией Матери

Православные христиане обращаются к лику Богоматери за помощью:

  • при болезнях, недугах врожденный и приобретенных;
  • для защиты от пожара и других стихийных бедствий;
  • от потери памяти;
  • об обретении и истинной веры и наставлении на праведный путь;
  • для избавления от вредных привычек;
  • когда встают перед сложным выбором.

По свидетельствам очевидцев, Жировицкая икона исцелила мальчика, который был на пороге смерти, однако его мать, желая вернуть чадо, неистово молилась лику Святой, и мальчик чудесным образом выжил. Помогли молитвы и крестьянке, которая была больна чахоткой. Через молитвы к иконе было даровано множество исцелений, о которых говорят не иначе как о чудесах. Помогла икона и роженице, над которой читали молитвы в надежде на благополучный исход, и очередное чудо исцеления двух угасающих жизней дошло до наших времен, передаваемое устно и письменно. Помогла Богоматерь и священнослужителю, которому грозила скорая погибель из-за тяжелого недуга.

Молитвы иконе

Каждый может обратиться к Богоматери с искренней просьбой. Молитвы, идущие от самого сердца, обязательно будут услышаны.

«О премилостивая Дева Богородица! Позволь прикоснуться к благодати Твоей, не оставь нас, Божьих рабов, без благословения. К Тебе во скорбях своих обращаемся да мечтаем о скором исцелении недугов наших. Ты, чей свет указывает путь истинный на земле нашей грешной, чудеса творишь и лечишь души наши и тела. Коленопреклонно молим Тебя, Матушка, избави нас от страхов и смятения, не дай проискам диавольским завладеть нашим разумом, да позволь жить праведно, на Господа уповая. Не лишай нас слова доброго, пред Богом за нас произнесенного. К заступничеству взываю от козней людских, завистников неверных и печалей мирских. Осени своим знамением нас да избави от напасти стихийной, от воды большой да от пожарищ, от ветра сильного да от засухи, дабы не страдали мы от потерь, голода и холода. Твоя сила неисчерпаема, как и неисчерпаема милость Твоя. Аминь».

Любая искренняя молитва и чистые помыслы способны сотворить чудеса. Просить о помощи Жировицкую икону Богородицы может каждый верующий. 20 мая, в день празднования, молитвы имеют особую силу и способны исцелить каждого страждущего от недугов, болезней и пагубных пристрастий. Желаем вам мира и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

Ваша икона-заступница по дате рождения

С рождения каждый получает себе в помощь икону-заступницу, которая укрывает божественной пеленой от забот, оберегает от невзгод и помогает.

Иконы-обереги для дома

Иконы, как главные религиозные святыни, обладают особой, высшей силой. Во время молитвенного обращения вы можете попросить желаемого перед образом святых, .

День Иконы Божией Матери «Скоропослушница»

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», ибо то, о чем ее просят, .

О чем молиться иконе «Всех Скорбящих Радость»

Икона «Всех Скорбящих Радость» - одна из самых популярных и почитаемых икон Богоматери. Правильные молитвы, вознесенные ей, помогают избавиться.

Киккская икона Божией Матери

Чудотворная икона Богоматери, названная в честь горы Киккос, помогает людям исцелить самые тяжелые недуги. Обратившись к ней, .

Икона Жировицкой Божьей Матери: о чем молятся

Как выглядит икона Жировицкой Божьей Матери о чем молятся верующие подле нее, и где оригинал ее отыскать можно, обо всем этом мы расскажем вам сейчас.

Историческая справка об иконе Жировицкой Богоматери

Как выглядит она?

  • Сама икона из яшмы сделана.
  • На иконе во всей красе пред нами предстает Богоматерь, а на руках ее Иисус сидит.
  • Мать и ребенок нежно прижимаются друг к другу щеками.
  • Вокруг них изображены цветы голубых, белых и красных оттенков.

Где находится она?

  • Попутешествовать пришлось много Жировицкой иконе Богородицы.
  • Но сейчас ею полюбоваться можно в мужском монастыре Успенского Собора , что в Белоруссии находится в Жировичах.

Кому можно молиться пред Жировицкой Богоматерью?

  • Молить о помощи Жировицкую Богоматерь могут те, у кого имеется какой-то сложный нерешенный вопрос. Она подскажет, как действовать при любых сложностях.
  • Если вера в Господа ослабла, то и здесь Жровицкая Богоматерь поможет.
  • Тому, кто защитить свое жилье от пожара желает тоже следует прочесть священные слова о помощи пред иконой этой.
  • Больным тяжелыми заболеваниями тоже помощь непременно окажет Жировицкая Богоматерь.
  • Тем, кто пытается бросить курить и употреблять часто алкоголь тоже поможет эта икона.
  • Она и в родах помощь окажет, так что беременным женщинам с собой ее в родильный дом взять рекомендуем.

Какие молитвы читать возле нее надобно?

Теперь вам известно, где сейчас находится икона Жировицкой Божьей Матери о чем молятся пред нею, и какие слова читать положено, вам тоже известно отныне.

Жировицкий образ Богоматери является одной из самых известных чудотворных белорусских святынь.

Икона вырезана на небольшом яшмовом камне и представляет собой рельефное изображение. На месте обретения образа ныне действует Жировичский монастырь.

Обретение образа

Явление чудотворного образа Богоматери датируется 15 веком. В 1470 году в местечке Жировичи (Гродненская область) пастухи в лесу увидели яркий свет и отправились искать его источник. На грушевом дереве они увидели образ Богоматери в настолько ярком свечении, что даже не смогли его рассмотреть. Когда сияние успокоилось, мужчины сняли икону с дерева и отнесли вельможе, владевшему этими землями.

Сцена обретения Жировицкой иконы Богоматери

Вельможа икону принял, но, не отличаясь сильной верой, не расценил находку как чудесное событие и просто спрятал образ в сундук. Принимая гостей на следующий день, он вскользь упомянул о находке и поспешил похвастаться странной иконой. Однако в своем сундуке образа он не обнаружил.

Спустя пару дней пастухи снова нашли уже известный им образ в лесу. Они и в другой раз принесли его вельможе. Тронутый странными событиями, вельможа решил, что не надлежит святыне находиться в его жилище, и дал обещание построить в честь иконы храм.

В построенной церкви Жировицкий образ пребывал до 1560 года. В этот год чудесная икона Богоматери сгорела вместе со всем деревянным храмом, и спасти ее местным прихожанам не удалось.

Долго скорбеть об утрате святыни верующим не пришлось. Крестьянские дети вскоре рядом с местом, где сгорел храм, увидели на камне сидящую Деву в странных ярких сияющих лучах. Испугавшись, дети побежали рассказывать об увиденном взрослым. Весть дошла и до священника. Он тут же отправился на указанное место, где на камне увидел зажженную свечу, рядом с которой находился целый и невредимый образ Богоматери из сгоревшего храма.

Жители Жирович взялись за постройку нового храма в честь иконы. На этот раз церковь возвели из камня. Через столетие храм вырос в монастырь, который в 1613 году подвергся нападению униатов. Удивительно, но даже поляки трепетно относились к образу, благодаря чему он смог сохраниться до самого 1839 года, когда монастырь снова вернули православным христианам.

Жировицкий образ Богоматери в наши дни

Сегодня образ находится в Жировичах в Успенском соборе мужского монастыря по адресу: Белоруссия, 231822, Гродненская область, Слонимский район, деревня Жировичи, улица Соборная, строение 57.

На территории монастыря открыты несколько целебных источников, откуда православные берут воду. Также святыми считаются части камня, на котором появился образ Богоматери. Этот камень больших размеров называют «стопами Богородицы».

Паломничество к чудодейственной иконе не прекращается уже на протяжении нескольких столетий. 20 мая празднуется явление образа. В этот праздник число паломников особенно велико. Ежегодно проходит торжественный крестный ход с образом, молебен с акафистом совершается под открытым небом.

Исцеления по молитвам к Богородице перед Жировицким Ее образом

Библиография, посвященная Жировицкой иконе, насчитывает сотни трудов, написанных с 18 века до наших дней. Издания включают в себя как работы искусствоведческого направления, так и богословские труды. Во многих из них подробно описаны случаи исцелений.

Частицы камня, привезенного из Жировицкого монастыря, чудесным образом помогли умиравшей при родах женщине не только остаться в живых, но и сохранить жизнь младенца. Молитвы родственников к Богородице перед Жировицкой иконой способствовали исцелению женщины, умиравшей от чахотки.

Зафиксированы случаи исцеления от головных болей, потери памяти. История о чудесной помощи Богоматери через Жировицкий образ включает случаи спасения многих умирающих. Так шестилетний мальчик выздоровел мгновенно уже в тот момент, когда над ним читали отходную молитву. В это время мать горячо молилась Богородице перед чудотворным образом.

Икона Пресвятой Богородицы Жировицкая

(Фото с сайта alchevskpravoslavniy.ru)

Не могущим предстать перед образом Богоматерь также помогала излечиться. Крестьянин, страдавший иммунным заболеванием, не мог передвигаться и уже почти потерял все силы. Мысленно обратившись к Богоматери, он пообещал помолиться перед иконой, если обретет здоровье и былые силы. Как только он дал свой обет, заболевание оставило его.

Молодая девушка умирала от неизлечимой болезни и уже будучи без сил увидела во сне Богоматерь, которая сказала ей молиться перед Жировицкой иконой. Девушка попросила родню отвезти ее к образу, но по пути больная скончалась. Погребение решили совершить в Жировицком монастыре. Во время чина погребения произошло невероятное событие: больная встала и отправилась молиться к образу.

После она рассказала, что встала после того, как сама Богоматерь подошла к ней и наказала остаток дней провести в служении Богу. Впоследствии состоялось пострижение исцеленной в Пинском монастыре, где она стала настоятельницей, прослужив до своей кончины в старости.

Широко известен случай исцеления уже умиравшего иеромонаха Николая. Долгое время мучавший его аневризм зашел в ту стадию, когда надежд на выздоровление не оставалось. Собравшаяся около старца братия уже принимала благословения и напутствия, но во время молитвы настоятеля к Богоматери перед образом странным образом больной стал поправляться буквально на глазах. Через три часа наступило его полное выздоровление.

Чудеса исцеления из записей в монастырской книге

В монастырской книге Жировицкого монастыря продолжают фиксировать случаи чудесных исцелений по молитвам к Богоматери перед образом. Среди них истории об излечении широкого рода заболеваний тела и душевных расстройств.

Во время пребывания образа в одной из брестских деревень после молитвы перед иконой, исповеди и причастия прошли дефекты речи у молодой девушки, которые были вызваны аномальным врожденным строением ротовой полости.

Жировицкая икона БМ

(Изображение с сайта wikipedia.org)

Помазание елеем из лампады при образе Жировицкой Богоматери помогло пожилой женщине полностью избавиться от долго мучавшего ее ревматизма. Вода из монастырского источника способствовала выздоровлению девочки от серьезного заболевания глаз, когда врачи настаивали на операции.

В 2002 году глубокая вера матери и ее неустанные молитвы перед иконой помогли ей получить помощь Богоматери в спасении умирающего сына. У мальчика была обнаружена неоперабельная киста головного мозга, и болезнь он переносил крайне тяжело. В первый приезд в монастырь ребенку стало легче. После пятого посещения обители томография показала, что киста исчезла. Шестой приезд семьи в Житомирский монастырь был совершен уже с целью благодарить Богоматерь за помощь в исцелении тяжелой болезни, в сражении с которой даже современные медики оказались бессильны.

Пожилая женщина исцелилась от сложно протекавшего радикулита прямо во время службы в храме. Почувствовав в церкви странные щелчки в своей спине, женщина не обратила на них внимание, а домой она вернулась уже совершенно здоровой.

Молитвы ко Пресвятой Богородице перед Жировицким Ее образом неоднократно помогали верующим в борьбе с бесплодием, в избавлении от хронических болезней, вредных привычек, врожденных аномалий в развитии разных органов.

Икона Божией Матери “Отрада”, или “Утешение”

Икона Пресвятой Богородицы Жировицкая

Икона Божией Матери Косинская (Моденская)

Икона Божьей Матери «Неупиваемая Чаша»

Икона Божией Матери Тихвинская

Икона Пресвятой Богородицы “Державная”

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона «Жировицкая» в чем помогает и про что просить

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. «Храни Вас Господь!».

«Жировицкая» икона Божией Матери вырезана на яшмовом камне небольших размеров, и представляет собой рельефное изображение Богородицы с младенцем Иисусом, который обнимает Ее за шею и нежно приживается щекой к лицу Матери. Этот чудотворный образ - один из самых известных белорусских святынь. На месте его обретения до сих пор находится Жировичский монастырь. «Жировицкая» икона Божией Матери в чем помогает и как молится чудотворному лику – об этом Вы сможете узнать далее.

Необыкновенное обретение

Начало появления этого образа Пречистой Богородицы связывают с историей, что случилась в 1470 году в местечке под названием Жировицы. В лесу князя Александра Солтана крестьяне нашли лик Девы Марии, и отдали его хозяину. Он спрятал его в свой ларец, а следующим утром божественная картина снова оказалась в лесу.

В случившемся увидел князь знамение, и велел на месте явления образа возвести храм. Сооружение через несколько лет сгорел этот храм во время сильного пожара, а образ Божией Матери так и остался стоять невредимым, на камне с горящей свечой подле него. В честь этого чуда возвели новый храм. И почитается с тех пор лик Богородицы «Жировицкой» каждый год 20 мая по новому стилю.

Икона «Жировицкая» - в чем помогает

Сотни трудов, написанных с XVIII века и до наших дней, насчитывает библиография, посвященная в честь чудотворного образа Богородицы. И во многих из них описаны с подробностями чудесные исцеления.

  • Так, привезенные частицы камня, на котором стоял лик Девы Марии с монастыря, чудесным образом помогли исцелиться женщине, которая умирала в родах.
  • Молитва иконе «Жировицкой» Божией Матери способствовала исцелению и одной крестьянки от чахотки.
  • Есть свидетельства об избавлении от головных болей и потери памяти.
  • А с одним мальчиком шести лет случилось чудесное исцеление от образа, когда над ним уже начали читать отходную молитву. Его мать в это время неистово молилась Богородице о спасении, и мальчик ожил.
  • Умиравший от аневризмы иеромонах Николай начал выздоравливать после молитвы настоятеля к лику Богоматери.
  • Исцелилась и одна молодая девушка с врожденным дефектом полости рта, после ее молитвы к чудотворному лику Пречистой она стала нормально разговаривать.

И таких чудес после искренней молитвы Деве Марии было огромное количество, каждый, кто пришел к Пречистой за помощью и покровительством, получал желаемое.

«Жировицкой» иконе Божией Матери, о чем молятся православные:

  • Прежде всего, свои мольбы обращают к Царице Небесной при гонениях на веру православную;
  • Просят защитить от пожара, от внезапного бедствия стихийного;
  • Об исцелении от недугов и телесной немощи, от врожденных аномалий и хронических болезней;
  • Обращаются при сомнениях и нерешительности, когда стают перед сложным выбором;
  • Молятся об избавлении от привычек вредных.

Всем верующим помогает Богородица, всех слышит и всем дарует желаемое. А вот и само молитва к чудотворному образу Девы Марии:

«О, Премилосердная Госпоже, Дево Богородице! Киима устнама прикоснуся ко святыни Твоей, или киими словесы исповем щедроты Твоя, людем являемыя: никтоже бо, притекаяй к Тебе, отходит тощ и не услышан. От юности моея взысках помощи и заступления Твоего, и николиже лишен бых милосердия Твоего. Зриши, Госпоже, скорби сердца моего и язвы души моея веси. И ныне, коленопреклоненно пред­стоя пред пречистым Твоим об­разом, моления моя приношу Ти. Не лиши мя всесильнаго хода­тайства Твоего в день скорби моея, и в день печали моея заступи мя. Тока слез моих не отврати, Владычице, и радости мое сердце исполни. Прибежище и предстательство буди мне, Ми­лостивая, и света Твоего зарями ум мой просвети. И не токмо о себе молю Тя, но и о людех, притекающих к заступлению Твоему. Церковь Сына Твоего во бла­гости соблюди, и огради ю от злокозненных наветов враг, возстающих на ню. Архипастырем нашим посли помощь Твою во апостольстве, и сохрани их здра­вы, долгоденствующи, право пра­вящи слово истины Господни. Пастырем испроси у Бога Сына твоего ревность и бдение о ду­шах врученнаго им стада словеснаго, и дух разума и благоче­стия, чистоты и правды божественныя им ниспосли. Испроси такожде, Владычице, у Господа властем предержащим и градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нели­цеприятие, всем же притекаю­щим к Тебе дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве. Еще же молю Тя, Премилосердная, осени страну нашу кро­вом Твоея благостыни, и избави ю от бедствий стихийных, нашествия иноплеменников и междо­усобных нестроений, да вси, живущии в ней, в любве и мире пребывающе, тихое и безмятеж­ное житие поживут, и благ веч­ных молитвами Твоими унаследивше, возмогут купно с Тобою восхваляти Бога на небеси во веки. Аминь».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры