Билеты на спектакль «Сказ про Федота-стрельца. Театральная афиша - отзывы о спектакле Театр на таганке про федота стрельца

Главная / Ссоры

Ticket-Theatre предоставляет возможность приобрести электронные билеты, продаваемые официальными билетными агентствами. Мы не реализуем билеты самостоятельно, все транзакции выполняются через шлюз сайта-партнера. При этом, мы обеспечиваем и гарантируем:

Безопасность Ваших данных

Мы, равно как и наши партнеры, заботимся о безопасности Вашей персональной и платежной информации. Все соединения между сайтами, включая платежные шлюзы, производятся по защищенному соединению через HTTPS протокол. Мы не собираем персональную информацию, регистрация и хранение информации производится на сайтах билетных операторов, в соответствии с их политикой безопасности.

Подлинность билетов

Мы работаем с исключительными билетными операторами, которые гарантируют подлинность продаваемых ими билетов, в том числе, в случае эксклюзивной продажи билетов на мероприятия, либо, в случае вторичной продажи на основе партнерских и договорных обязательств. Пользователь получает гарантированно подлинный электронный билет, дающий право на посещение мероприятия в указанное время и в указанном месте.

Официальная цена

Операторы-партнеры реализуют билеты на основе договорных отношений с организаторами мероприятий, в связи с чем, стоимость на билеты является официальной и гарантированной. Билетный оператор, при этом, может взимать комиссионную плату за свои услуги, которая, в большинстве случаев, составляет до 10%. Для отдельных мероприятий комиссия может быть как выше, так и быть равной нулю.

"Чтоб худого про царя
Не болтал народ зазря,
Действуй строго по закону,
То бишь действуй... втихаря."

Ну вот и подошло к временному концу моё путешествие по репертуару прекрасного молодого Московского драматического театра "СОбытие". Вчера посетил последний из непросмотренных ещё спектаклей - а именно, искромётную постановку "pro ФЕДОТА" - как легко понять, экранизацию сказки Леонида Филатова "Про Федота-стрельца, удалого молодца". Ох и кто же только не замахивался на это произведение! Как его только не визуализировали! И фильмы, и мультфильмы, и аудиоспектакли, и многочисленные театральные постановки! Да что там они - сам даже принимал в своё время участие в любительской постановке этого весёлого каламбура. И вот, наконец-то добрался до версии Вадима Чибисова. И - до апофеоза, не побоюсь громких слов! Потому что, уж насколько я и ожидал от Вадима чего-то совершенно нового и невероятного, но в этом спектакле он с лёгкостью переплюнул даже себя! Абсолютная феерия чего-то невероятного, ошеломительного, сногсшибательного, неожиднного и бесподобного! Даже не представлял, насколько этот поход в театр окажется для меня незабываемым!
Не думаю, что хоть кому-то надо объяснять, что такое это самое произведение Филатова, так что сразу перейду к сути. То, что предлагает Вадим - абсолютно новый, неожиданный, свежий, динамичный и безумно весёлый взгляд на классическое произведение. Новое чтение современно, невероятно актульно (причём, многие шутки переиначены именно на текущие события, так что каждый новый поход на спектакль обязательно будет с изюминкой - такого количества импровизация я не видел ещё ни у кого!) и весьма необычно. Бесконечное количество позитива, льющееся со сцены захлёстывает зрителя с самых первых минут и не отпускает из своих цепких лапок до финальных аккордов. Что особенно поразило, так это невероятная динамика постановки - несмотря на то, что "pro ФЕДОТА" - самый продолжительный спектакль в репертуаре "СОбытия" (он идет около 2 часов, к тому же, традиционно, без антракта), зрительское внимание не ослабевает ни на миг. Думаю, о многом скажет тот факт, что на спектакле присутствовал совсем ещё маленький ребёнок, который досмотрел постановку практически до самого конца, и при этом не отвлекался на что-то ещё, а именно следил за событиями, радовался, смеялся, переживал. Это многого стоит! Впервые вижу ребёнка, так долго просидевшего на взрослом, в общем-то, спектакле, при этом полностью сохраняющего интерес и вовлечённость в события!
Теперь пару слов про актёрский состав. Традиционно, на камерную сцену театра Вадим не стал собирать требующуюся по произведению толпу актёров, а ограничился... всего лишь четыремя (!!!) исполнителями!! И кучей эффективных задумок и приёмов! Так, каждый актёр не только играет в постановке по 2-3 роли (а некоторые персонажи и вовсе представлены просто самым что ни на есть настоящим театром теней), но ещё и зритель - непосредственный участник постановки! Да что там говорить - ваш преданный слуга сам абсолютно неожиданно стал актёром минуты на полторы и совершил, можно сказать, свой самый настоящий актёрский дебют на сцене театра, куда меня просто выкинули и заставили играть - под светом софитов и пристальными зрительскими взглядами... который, собственно, были абсолютно не видны из-за тех же софитов). Незабываемые ощущения!!
Ну и вернёмся, конечно же, к основному составу. Главную роль - Федота, а также второстепенные роли послов блистательно и головокружительно исполнил Александр Туравинин. Актёру великолепно удалось удерживать интерес зрителя, постоянно перевоплощаться, удивляя и веселя зал, а также бесподобно передавать эмоции и чувства персонажей - фантастическая игра и невероятная энергетика и харизма актёра! Браво!!
Роли Маруси, няньки и рассказчицы в данном составе впечатляюще исполнила Татьяна Рощина - замечательнейшие превращения, прекрасное исполнение и плещущаяся через край энергия!
Генерал, второй рассказчик и... царевна были представлены в спектакле замечательным актёром Михаилом Котовым, вооружённым своим незабываемым германским акцентом. Умопомрачительная смена образов на протяжении спектакля и невероятнейший мотоцикл!! Наверное, я его байк уже теперь никогда не забуду...
Ну и конечно же, неповторимый Вадим Чибисов. Теперь - в роли Царя и Яги. Мне реально нечего сказать про Вадима, потому что... потому что сложно придумать более вдохновлённого и вдохновляющего актёра и человека - он изумителен! Как всегда - на высоте! Блещет и идеями, и игрой! А уж его режиссёрская задумка с игрой с залом и обстрелом "врагов народа" - думаю, каждый из зрителей надолго унёс с собой эти впечатления!
Хочется также выразить восхищение и проделанной работой ходожницы Веронике Яковлевой. Её оформление костюмов и сцены - гениально! Минимализм, причём абсолютно уместный минимализм, в действии. Шикарно, весело, оригинально и презабавнейше! Низкий поклон Веронике.
Ну и отдельного упоминания, конечно же, заслуживает саундтрек спектакля - каждая песня - шедевр! Потрясающие песни, вставленные именно туда, где они и должны звучать. Я радовался как ребёнок!
Что же! Напоследок добавлю только одно - в моей копилке любимейших постановок театра "СОбытие" этот спектакль занял прочное второе место, впрочем, упорно сражаясь за высшую ступень пьедестала с моим любимцем - "Сиротливым западом". Великолепнейшая постановка!! Однозначно советую всем обязательно посетить это фантастическое мероприятие! Мне спектакль подарил волшебный вечер и море самых положительных эмоций!
До встречи в новом театральном сезоне - с новыми премьерами, новыми ощущениями и, не сомневаюсь - новыми любимейшими спектаклями!

"А намедни был грешок -
Чуть не выдумал стишок,
Доктора перепужались,
Говорят: любовный шок!"?

Ф рагмент статьи Натальи Сиривли, опубликованной в журнале «Новый мир»(2002 г.):

«Литературная пародия, написанная на досуге знаменитым актером знаменитого театра, она так и не стала частью престижной, официальной культуры: в академических театрах ее не ставили, литературных премий не давали, по телевизору и по радио каждый день не читают. Тем не менее сказка «Про Федота» известна всем. На премьере во время фестиваля «Белые столбы» режиссер Сергей Очаров рассказал, что был свидетелем необычного состязания: дети из бывших пионерских, ныне просто лагерей читали сказку по строчке наизусть, примерно так же, как в дни пушкинского юбилея люди с улицы читали по телевизору «Евгения Онегина». Но пушкинский проект был инициирован и оплачен телевизионными деятелями, а «Федота» народ разучил по собственному почину – верное свидетельство того, что сказка обрела подлинно фольклорное существование. Как щука, из фольклора выпрыгнула, в фольклор и нырнула. <...>

Думаю, причиной народной любви к «Федоту» стали не столько раннеперестроечные политические аллюзии (народ в сказке с легкостью свергает своих маразматических мучителей), сколько сам язык – гремучая смесь рифмованных канцеляризмов, просторечия, политических штампов, цитат из классики, фольклорных формул». <...>

Фрагмент интервью Леонида Филатова на телеканале «Культура»:

«С раннего детства я обожал кино и пересматривал все, ничего не пропуская. Я хотел стать кинорежиссером, эта профессия меня просто манила. Листая «Советский экран» и то тут, то там встречая на его страницах фотографии тогдашних режиссеров Тарковского, Андрея Кончаловского, Вайды, я видел, что все как один были в темных очках, в свитерах под горло и обязательно в кепках, и именно этот образ у меня был связан с режиссурой.

Насмотревшись на такое, сразу после выпускного отправился в столицу: я хотел поступать во ВГИК. Профессию выбрал, конечно, режиссера. Экзамены были назначены на август, а денег было только на две недели. Все это происходило в далеком 1965 году, когда проходил Московский кинофестиваль. Все деньги я потратил на билеты фестиваля, накупил абонементов, но потом с ужасом подумал о том, что же я буду делать дальше?.. Кто-то предложил мне поступить на артиста. Я не знал, что мне делать, я был просто в ужасе: «Да какой я артист! Такое лицо, да в артисты?» На что мой знакомый ответил: «Артисты случаются разные!» Ничего не оставалось, как подать документы в Щукинское училище, где тогда уже занимались Вертинская Анастасия, Никита Михалков. Я выучил басню, а прозу и стихотворения решил читать свои, но только под чужой фамилией.

Со мной вместе на одном курсе учились Екатерина Маркова, Ниночка Русланова, Кайдановский, Ян Арлазоров, Борис Галкин, Владимир Качан. Когда учился в училище, пьесы сочинял на западный манер. Так как все были далеки от той жизни, то «поле было не паханое». Придумывал себе разные псевдонимы, прозвища: Ля Биш, Чезаре Джаватини. А поскольку никто ни о чем не догадывался, то меня несло все дальше и дальше, и я уже не видел границ».

Спектакль Про Федота - стрельца, удалого молодца расскажет нам удивительную и практически народную историю, которая могла случиться только с жителями нашей страны. Здесь рассказывается о том, как царь как - то раз влюбился в супругу своего стрельца. Он стал мучать своего подданного различными испытаниями, чтобы тот не смог справиться с ними. В том случае правитель должен был получить все права на красавицу. Но кто же выйдет победителем из этой непростой ситуации? И чем вообще закончится эта удивительная история?

Нетрудно догадаться, что в основе данной постановки лежит произведение прославленного советского и российского актёра, драматурга, писателя и поэта Леонида Филатова. В 80 - е годы прошлого столетия именитый артист покинул экран и сцену и переключился на литературное творчество. Одним из его самых ярких и знаменитых творений стала именно эта стихотворная сказка. Она была впервые издана в нашей стране в 1986 году. Это творение отличается яркими русскими народными образами, а само повествование напоминает фольклорные сказки и предания. Но при этом оно полно острого юмора и великолепной сатиры. Ведь, как смогут заметить все, кто захочет заказать билеты на спектакль Про Федота - стрельца, удалого молодца, несмотря на то, что действие этой истории происходит много веков назад, она вполне понятна и современной публике. Здесь её автор талантливо высмеивает знакомые всем человеческие грехи и пороки общества, которые актуальны во все времена. Повествование полно крепких слов и удивительных речевых оборотов, что делает его ещё более народным и исконно русским.

Данное произведение в течение всего этого времени неоднократно ставилось на театральной сцене и обращало на себя внимание кинорежиссёров. Но и сегодня поставленный на его основе спектакль по - прежнему способен привлечь внимание многочисленных зрителей. Ведь он не только невероятно остроумный и смешной, но и очень жизненный. В его героях зрители легко могут узнать себя и своих близких. А представленные в постановке ситуации до боли знакомы каждому из нас и поэтому способны вызвать самый искренний и неподдельный смех.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры