Русская народная игрушка матрешка: история, виды матрешек, польза, игры с матрешками для детей. Описание матрешки и история возникновения куклы Матрешка игрушка или сувенир проект

Главная / Любовь

Исследовательский проект на тему
«Матрёшка: сувенир или игрушка?»

ученики 2 г класса

МБОУ СОШ № 108 им. Ю.В.Андропова

Руководитель:

Сербина У.В.

г. Моздок

2015/2016 учебный год

    Введение.

2. Основная часть:

2.1. Появление матрешки на Руси.

2.2. Виды русской матрешки.

3. Выводы по теме. Заключение

4. Список использованной литературы.

1.Введение.

Наша работа посвящена русской матрешке. Этой куклой мы заинтересовались после знакомства с народными промыслами на занятиях в кружке «Мир детства». Нам захотелось узнать о происхождении этой куклы и о том, как выглядела первая русская матрешка, кто был ее автором, где их изготавливали и какие бывают матрешки.

Наша главная цель – выяснить, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, и создать свою матрёшку (авторскую).

Мои подруги не играют с этой куклой, да и среди моих игрушек ее тоже нет, поэтому я считаю, что в наши дни матрешка является сувениром, а не игрушкой.

Мы выдвинули две гипотезы исследования: 1 гипотеза: матрёшка хранит в себе много секретов. 2 гипотеза: каждый из нас может стать мастером по росписи русской матрешки.

Во время исследования мы использовали следующие методы :

    изучение различных информационных источников;

    посещение детского сада и беседа с воспитателем;

    анализ анкет наших сверстников;

2.1. Происхождение русской матрешки.

Собирая материал по данной теме мы узнали, что первая русская матрешка появилась в Москве в конце 19 в.

Прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика, японского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Привезли её в семью известных русских помещиков Мамоновых из Японии. Им очень понравилась эта игрушка и попросили они мастера Василия Звездочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской, а художнику Сергею Малютину поручили расписать ее на русский лад.

Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане и переднике, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из 8 фигурок.

Тогда в России самое распространенное имя было Матрёна, которое в переводе с латинского означало «мать» и русскую деревянную куклу назвали матрешкой.

Первые русские матрешки стали изготавливать в Сергиевом Посаде, как забаву для детей. Но матрешка была еще и полезной игрушкой. С ее помощью детей учили сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, учили счету. Стоили такие игрушки очень дорого и купить их могли только богачи. Но, не смотря на это, спрос на матрешек не падал, а только рос. Поэтому в стране стали появляться центры по изготовлению этих кукол.

2.2.Виды матрёшек

Существует несколько видов матрешки и в каждой местности она имеет свои отличительные черты:

Сергиев-посадская (или загорская) матрешка одета в рубаху, сарафан, на голове платок с узорами. В руках она держит узелок, корзинку или цветы. Голова у нее плавно перетекает в туловище.

У семеновских матрешек на фартуках яркие пышные крупные букеты. Основной цвет в росписи – красный. Форма куклы немного вытянутая.

Полхов-майданскую матрешку можно узнать по необычной форме

головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету.

В настоящее время можно встретить не только традиционных матрешек, но и авторских. На фартуках таких матрешек можно увидеть памятники архитектуры, живописные пейзажи, сюжеты народных сказок. Среди современных матрешек можно увидеть политических деятелей, популярных артистов, спортсменов.

Результаты исследования.

Чтобы найти ответ на интересующий нас вопрос: Чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, мы использовали различные методы. Одним из них было анкетирование ребят вторых классов. Всего было опрошено 97 человек. На вопрос: «Есть ли у вас дома матрешка?» положительно ответили 12 человек.

Следующий вопрос звучал так: «Ваша матрешка кукла или сувенир?» Все 12 человек ответили, что матрешка является сувениром. Проанализировав данные анкеты, мы пришли к выводу, что современные дети не играют с матрешками, а те, у кого она есть, используют ее в качестве сувенира.

В детском саду «Забава» мы побеседовали с воспитателем младшей группы и рассмотрели игрушки детей. Среди них была матрёшка, но она там находилась тоже в качестве сувенира. Это еще раз подтвердило наши выводы.

Мы тоже попробовали стать мастерами по росписи русской матрешки и создали своих матрешек. Из солёного теста мы вылепили матрёшек и расписали их на уроке труда.

3. Заключение.

В заключение мы хотим сказать, что эта работа принесла нам большую пользу.

Во-первых, мы узнали много нового и интересного о русской матрешке.

Во-вторых, мы научилась работать с различными информационными источниками, анализировать данные, полученные в ходе исследования.

В-третьих, мы нашли ответы на интересующие вопросы и убедились в том, что матрешка – это национальный русский сувенир.

Вывод: выдвинутая нами первая гипотеза доказана. Матрешка действительно, хранит в себе много секретов.

Выдвинутая нами вторая гипотеза так же доказана. Каждый из нас может стать мастером по росписи русской матрешки.

4. Список литературы 1.. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. Алексахин Н. 2. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.
3. Матрёшка - Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%80%D1%91%D1%88%D0%BA%D0%B0 4. Русская матрешка. http://www.rustoys.ru/zakroma/matresh.htm 5. История матрешки. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B0&clid=123049&lr=45

Матрёшка… Эта русская красавица покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Сейчас она — не просто народная игрушка, хранительница исконной русской культуры: она и сувенир для туристов — памятная кукла, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями; она — и драгоценный объект коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов; а над ее образом могут поэкспериментировать юные художники, купив специальные «болванки» — «белье» — в арт-салоне или у самого мастера-токаря. Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус — матрёшек, изображающих политиков, матрешка с портретами известных музыкантов, гротескных персонажей… Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим «матрёшка», то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.Матрёшка стала таким же традиционным сувениром России и символом ее культуры, как дымковские игрушки, жостовские подносы… Матрёшки бывают не только деревянные и вставляющиеся друг в друга — крошечных стеклянных расписных матрёшек, соединённых одной ниточкой, можно повесить на ёлку; брелоки, кулоны и подвески с фигурками «неделимых» матрёшек мы во множестве видим на лотках в Сергиевом Посаде — столице русской игрушки…

Первая матрёшка — круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье — появилась на свет отнюдь не в древности, как считают многие. Прообразом для этой куклы послужила фигурка буддийского мудреца Фукурумы, привезенная в Абрамцево в конце 19 века с острова Хонсю (Япония). У деревянного мудреца была вытянутая голова и добродушное лицо — и вдохновившись обаятельной игрушкой (по преданию, такие фигурки впервые начал вырезать русский монах, живший на острове Хонсю!), в начале 1890-х годов токарь-игрушечник Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Из стен мастерской «Детское воспитание», основанной меценатом Саввой Мамонтовым, вышла расписанная гуашью румяная девица-красавица с петухом в руках, ставшая первой матрёшкой, изготовленной в России. Эскиз для ее росписи создал художник Сергей Малютин, самолично матрёшку и расписавший. Первая матрёшка была восьмиместной — внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, и так далее — мальчики и девочки чередовались, а самой маленькой, «неделимой», была матрёшка — спеленатый младенец.

Но откуда взялось это имя — матрёшка? Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие — что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна (в переводе с латыни mater — мать), а третьи считают, что название «матрешка» связано с именем индуистской богини-матери Матри… В конце 19 века в России наблюдался огромный подъем интереса к русской истории, народному искусству, сказкам, былинам и промыслам. Матрёшка быстро получила широкую известность и заслужила народную любовь. Но она была дорога — и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства. Вскоре после матрёшек, расписанных цветочными орнаментами, появились матрёшки, украшенные живописными сюжетами из сказок и былин. Такие матрёшки «рассказывали» целые истории. В 1900 году русские матрёшки «дошли» до Парижа — они экспонировались в этом городе на Всемирной выставке, где получили мировое признание и медаль. Кстати, в начале двадцатого века некоторые матрёшки и вправду «научились» ходить: ноги такой матрёшки, «обутые» в лапти, подвижны, — и она может идти, если поставить ее на наклонную плоскость. Такие игрушки получили название «матрёшки-ходилки». Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной — с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек — тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую! Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи — лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь — теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом — сарафан и косынка. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать — перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером… Но не было этих украшений у первых матрёшек — и «настоящей», исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и «накладок».

В России есть несколько городов и сёл, где традиционно производятся матрёшки — и везде эти куклы имеют свои особенности. Мастера из села Крутец экспериментируют с раскраской и даже — незначительно — с формой матрёшек. В селе Полховский Майдан матрёшка — это кормилица и опора всего села: его жители живут практически полностью на доходы, полученные от продажи традиционных куколок. Матрёшки из этого села знамениты своими «розанными» рисунками — основным элементом орнамента этих игрушек является цветок шиповника. Семёновские матрёшки — сделанные в городе Семёнове Нижегородской области — легко узнаются по довольно большим незакрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке. Они отличаются своей «вместительностью» — традиционно такая матрёшка состоит из 15-18 кукол, а самая вместительная матрёшка в России, изготовленная именно в Семёнове — это целых 72 куклы, самая большая из которых составляет целый метр в высоту! Самая «северная» в России — вятская матрёшка. А в Сергиевом Посаде знаменитых ярких матрёшек покупали даже члены царской семьи, приезжавшие поклониться святыням Троице-Сергиевой Лавры.

Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России — и в мире! — музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве. Московский музей матрёшки расположился в помещении Фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке; его директор — Лариса Соловьёва — посвятила изучению матрёшек не один год. Она — автор двух книг об этих веселых деревянных куклах. А совсем недавно, в 2004 году, открылся свой музей матрёшек и в Нижегородской области — он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи — те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее — метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая — размером всего с рисовое зерно! Матрёшками любуются не только в России: совсем недавно, в 2005 году, группа расписных куколок приезжала и на Международную торговую выставку высококачественных потребительских товаров «Ambiente-2005» в Германию, в город Франкфурт-на-Майне. В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре.

Матрёшка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.

Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась всеми любимая Матрешка. .

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции. Помимо земских учреждений на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались предметы быта и игрушки в русском стиле. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века благодаря "русским сезонам" С.П. Дягилева в Париже. Массовому экспорту матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Благодаря передвижной выставке, организованной "Русским обществом пароходства и торговли", с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока. Роспись матрешек становилась все красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались так, чтобы отвечать основному своему назначению - преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки "Невеста и жених" помещались родственники. Матрешки могли быть приурочены к определенным семейным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности.

В настоящее время на лотках можно найти не только матрешки, расписанные в традиционном стиле, но также очень популярны, так называемые авторские матрешки , выполненные художником-индивидуалом, профессионалом. Цена на такую игрушку зависит и от известности автора, и от качества работы. Сейчас можно найти матрешки которые были сделаны в единственном экземпляре, некоторые даже, могут быть копии известных картин художников, таких как, Васнецов, Кустодиев, Брюллов и т.д.

Сергиевская матрешка -- это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром. После переименования Сергиев Посад в Загорск, в 1930 году, такой тип росписи стал называться загорским.

Сейчас существует множество видов матрешек - семеновская, мериновская, полховская, вятская. Самыми популярными считаются Майдановские (из Полхова Майдана) и Семеновские матрешки .

Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрешек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Основной элемент полховско-майдановской матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. Роспись наносится по предварительно нанесенному контуру, сделанному тушью. Окраска производится по грунтовке крахмалом, после нее изделия дважды или трижды покрывают прозрачным лаком.

Для семеновской матрешки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Первая матрешечная артель в Семеново была организована в 1929 году, она объединила мастеров-игрушечников Семенова и близлежащих деревень, хотя сам город знаменит в основном, хохломской росписью и изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев.

Вятская матрешка - наиболее северная из всех российских матрешек. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка - коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент. Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60-е годы, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой, это стало своеобразным нововведением в оформлении матрешек. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную.

Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. И быть оно должно ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные -- восьмиместные, максимум, а в последние годы появились 35-ти местные, даже 70-ти местные, матрешки (в Токио демонстрировалась семидесятиместная семеновская матрешка ростом в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. Когда тело матрешки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придает каждой матрешке свою индивидуальность - роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью.

Потом намечаются контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Хорошая матрешка отличается тем, что: все ее фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрешки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и четкий; ну, и, конечно же, хорошая матрешка должна быть красивой. Первые матрешки покрывали воском, а лаком их стали покрывать тогда, когда они стали детской игрушкой. Лак предохранял краску, не давал им так быстро портиться, обкалываться, сохранял дольше цвет. Самое интересное, что в первых матрешках было выжигание контуров лица и костюма. И даже если краска облезала, то, что сделано выжиганием, оставалось надолго.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

ФЕСТИВАЛЬ
УЧЕНИЧЕСКИХ
ПРОЕКТОВ

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«РУССКАЯ МАТРЕШКА»

Анастасия Артуровна,

ученица 2 Б класса.

Руководитель: Петренко

Марина Степановна,

учитель начальных классов.

Нижневартовск, 2015

Введение ……………………………………………………………………….3

Основная часть:

Что такое матрешка? Происхождение русской матрешки.…………………5

Традиционныематрешки и их отличительные особенности ….……………6

Результаты исследования.....…………………………………………….…….8

Заключение...…………………………………………………………………..10 Список литературы.…………………………………………………………...11 Приложения………………………………………………………………..… 12

ВВЕДЕНИЕ

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Ничто так не выражает дух, характер, мироощущение нации, как народное искусство.

Интересно заглянуть в историю жизни русских людей. Как они жили, чем они занимались, что создавали. А как жили дети в старину? Чем они играли? О старинных игрушках всегда было интересно узнать. Особенно о русской матрёшке. Когда она появилась? И откуда она родом?

Наше поколение – поколение XXI века, мало что знает об этих русских красавицах. Нам больше знакомы заграничные куклы Барби, Винкс.

А мы считаем, что свою историю и культуру нужно знать и с уважением к ней относится.

Я постаралась об этом узнать.

Моя главная цель – выяснить, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, и популярна ли она сейчас.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по теме.

2. Описать появление матрёшки в России.

3. Раскрыть символ женского имени «Матрёна» для России.

4. Выяснить отличительные признаки традиционных матрешек.

Мои подруги не играют с этой куклой, да и среди моих игрушек ее тоже нет, поэтому я считаю, что в наши дни матрешка является сувениром, а не игрушкой. В этом и состоит моя гипотеза .

Во время исследования я использовала следующие методы :

    изучение и анализ различных информационных источников;

    анализ анкет учащихся класса;

    посещение магазинов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Что такое матрешка? Происхождение русской матрешки.

Из словаря С.И.Ожегова я узнала, что матрешка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.

Матрёшка стала символом нашей страны потому, олицетворяет дружбу и любовь, пожелание счастья и благополучия. Она добрая посланница этих чувств, живет и в наших современных квартирах, и во многих странах. Корни её отнюдь не русские.

Собирая материал по данной теме, изучив различную литературу, я узнала, что первая русская матрешка появилась в Москве в конце XIX в. А было это так. Однажды помещица Мамонтова привезла из Японии игрушку – большеголового деревянного японца.

Раскроешь его, а в нем японка, а в ней еще и малыш-японец спрятан. В Японии деревянную игрушку называли Фукуруму, что означает веселый складной старичок. Очень понравилась игрушка Мамонтовым. Попросили они мастера Василия Звездочкина вырезать из дерева куклу, наподобие японской, а художнику Сергею Малютину поручили расписать ее на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане и переднике, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спеленатый младенец. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой. В России «Матрена» было самое распространенное имя, которое в переводе с латинского означало «знатная женщина».

Первые русские матрешки стали изготавливать как забаву для детей. Стоили такие игрушки дорого. Но матрешка была еще и полезной игрушкой. С ее помощью детей учили сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, учили счету. Стоили такие игрушки дорого и купить их могли только богачи. Но, не смотря на это, спрос на матрешек не падал, а только рос. Поэтому в стране стали появляться центры по изготовлению этих кукол.

Традиционные матрешки и их отличительные особенности.

Матрешка популярна и в наши дни. Подтверждением этого является то, что в России существует несколько центров по изготовлению и росписи этой куклы.

В каждой местности матрешка имеет свои отличительные черты.

Сергиев-Посадская матрешка одета в рубаху, сарафан, на голове платок с узорами. В руках она держит узелок, корзинку или цветы. По форме эта матрешка широкая. Голова у нее плавно перетекает в туловище.

У Семеновских матрешек на фартуках яркие пышные крупные букеты. Основной цвет в росписи – красный. Форма куклы немного вытянутая.

Какие только истории не приключались с матрешками! Долго бродил по лесу семеновский мастер Евгений Безруков. Он искал дерево, из которого мог бы вырезать матрешку высотой в один метр. Нашел, вырезал и потом принес готовую игрушку на фабрику сувениров. Начали открывать матрешку, а в ней – целых 70 матрешек! И каждая в неповторимом наряде! На память сфотографировали всю необычную семейку.

Русская матрёшка стала настолько известной особой, что заказы стали поступать даже из-за границы. В начале XX столетия кроме девушки в сарафане, появились изображения пастушков с дудочкой, бородатых мужичков, женихов и невест.

Позже появились тематические матрёшки, изображавшие, например, персонажи литературных героев. Мастера русской матрёшки рисовали героев сказок «Репка», «Иван царевич», «Жар-птица».

Полхов-Майданскую матрешку можно узнать по необычной форме головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету. Мастера украшают матрешку так, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли фигурку спереди. Лицо матрешки украшают веселые кудряшки-завитушки.

В настоящее время можно встретить не только традиционных матрешек, но и авторских. На фартуках таких матрешек можно увидеть памятники архитектуры, живописные пейзажи, сюжеты народных сказок. А также встречаются матрешки расписанные под гжель, жостово. Среди современных матрешек можно увидеть политических деятелей, популярных артистов, спортсменов.

Все это говорит о том, что матрешка популярна в наши дни, хотя ей уже более 100 лет.

Скор на язык русский народ.

Он создал много загадок, считалок, стихотворений о матрешках. (Приложение 1.)

Я считаю, что это исследование во многом пополнило мои знания. Для меня работа была интересной. Своими знаниями и впечатлениями я обязательно поделюсь с одноклассниками.

Ребята попробовали сочинить сказки о матрешках. (Приложение 2)

Результаты исследования.

Чтобы найти ответ на интересующий меня вопрос, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, было проведено анкетирование ребят моего класса. Всего было опрошено 24 человека.

На вопрос:

Нравится ли вам матрешка?

Да – нравится.

На уроке изо мы говорили о матрешках и рисовали её.

«Есть ли у вас дома матрешка?»

Положительно ответили - 3 человека.

Следующий вопрос звучал так:

« Матрешка- кукла или сувенир?»

Все 24 человека ответили, что матрешка является сувениром. Проанализировав данные анкеты, я пришла к выводу, что современные дети не играют с матрешками, а те, у кого она есть, используют ее в качестве сувенира.

Следующий вопрос:

« Как вы думаете, какую пользу приносит матрешка?»

Если ее нарисовать, можно разукрасить. Так учишься рисовать и проводишь свободное время – 2 человека

Раскрывая матрешку, малыш может научиться считать - 9 человек

Задавая этот вопрос, я хотела выяснить, что же в первую очередь видят в матрешке дети, как оценивают ее предназначение.

У нас в городе этих кукол можно встретить в магазинах, где есть отделы с сувенирами.

В детском саду я побеседовала с воспитателем младшей группы и рассмотрела игрушки детей. Среди них матрешки не было.

В другом детском саду воспитатель использует матрешек как счетный материал или наглядное пособие. Это еще раз подтвердило мои выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование показало, что слово «матрёшка» - исконно русское, произошло от русского имени Матрёна.

Я убедилась в том, что матрешка –что в наши дни матрешка является сувениром, а не игрушкой. И, хотя идея изготовления кукол, которых можно вставлять одну в другую, пришла в Россию из Японии, матрёшка – русская кукла.

В заключение я хочу сказать, что эта работа принесла мне большую пользу.

Во-первых, я узнала много нового и интересного о русской матрешке.

Во-вторых, я научилась работать с дополнительной литературой, с различными информационными источниками, анализировать данные, полученные в ходе исследования.

Суть русской матрёшки – это дружба и любовь. Она как посланница этих добрых чувств приходит в наш дом.

И пока будут жить матрёшки, излучая истинную русскую красу, не угаснет в наших сердцах и вера в наших умельцев.

Мне тоже захотелось создать свою матрешку. Это книжка –малышка «Русская матрешка». Когда у меня будет братик или сестрёнка, я обязательно прочитаю эту книжку.

Наша русская матрёшка

Не стареет сотни лет.

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ

    Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.

    Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. – М., 1997.

    Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия. М., 2000.

    Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999.

    Р.А. Бардина. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М.: Высшая школа, 1986.

    Г.Л. Дайн. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994.

    Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. Народные художественные промыслы. - М.: Высшая школа, 1980.

    Л.Н. Соловьева. Русская матрешка. – М.: Интербукбизнес, 1997.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Загадки

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей темница.

Считалки

Шли по дорожке,

Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.

Мы – веселые сестрицы!

Мы – матрешки-озорницы!

Раз, два, три, четыре, пять –

Любим в прятки мы поиграть!

Песенки

«Веселые матрешки» (сл. В. Некрасовой, муз. Ю. Слонова)

Мы – веселые матрешки.

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки!

В сарафанах наших пестрых.

Ладушки, ладушки!

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки!

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки!

Частушки «Матрешки» (Д. Шигаев)

    Мы матрешки, мы матрешки.

Утром рано мы встаем.

Вшестером поем частушки

И танцуем вшестером.

Никогда мы не скучаем.

Шесть у нас платочков есть.

Чашек шесть у нас для чая

И салфеток тоже шесть.

И кроваток нам не нужно.

Потому что в час ночной

Спим мы вместе.

Спим мы дружно.

Спим мы все одна в другой.

    Восемь кукол деревянных, Вынь ее да посмотри:

Круглолицых и румяных. Кто в ней прячется внутри?

В разноцветных сарафанах Прячется в ней пятая

На столе у нас живут. Куколка пузатая.

Все «матрешками» зовут. А внутри пустая –

Кукла первая толста. В ней живет шестая.

А внутри она пуста. А в шестой – седьмая.

Разнимается она на две половинки. А седьмой – восьмая.

В ней живет еще одна Эта кукла меньше вех

Кукла в серединке. Эта кукла меньше вех –

Эту куколку открой – Чуть побольше, чем орех.

Будет третья во второй. Вот, поставленные в ряд,

Половинку отвинти, Сестры-куколки стоят.

Плотную, притертую, «Сколько вас», – у них мы спросим.

И сумеешь ты найти И ответят куклы: «Восемь!».

Куколку четвертую.

Приложение 2.

Сказки.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАТРЕШЕК В ЛЕСУ.

Жили-были три матрешки. Старшая - Саша, средняя - Даша, а третья малюсенькая - Машенька.

Однажды они пошли гулять в лес и встретили подружек, которые шли с пустыми корзинами.

Матрешки спросили:

− А вы, что ходили в лес?

− Да, - ответили подружки.

− А зачем вы ходили?

− Мы хотели грибов собрать, а вы зачем идете?

− По малину, да листочков собрать, чтобы засушить.

− А можно мы с вами пойдем?

− Можно, - ответили матрешки, и пошли в лес все вместе.

Они собирали малину и увидели медвежонка. Через некоторое время они снова увидели маленького медвежонка, который лакомился малиной.

− Давайте возьмем медвежонка с собой домой, я буду с ним играть, - сказала Машенька.

− Нет, он еще маленький и ему нужна мама, - ответила Саша, и девочки пошли домой.

ТРИ МАТРЕШКИ .

Жили - были три матрешки. Старшая - Саша, средняя - Даша, А самая младшенькая - Машенька. Однажды Саша пошла ночью про­верить, не взяла ли собачка Жучка ее платок. Ни платка, ни собачки не было. Саша закричала: «Ой, у меня Жучка утащила платок!» Просну­лась Даша, она сказала: «Почему ты так кричишь? Спать не даешь!» Она ответила: «У меня Жучка пла­ток утащила!» Затем проснулась Машенька и заревела: «Я спать хо­чу, а вы меня разбудили!» Дашень­ка ответила: «А я здесь не при чем». Маша заревела громче Маши и Саши: «Вы все шумите, я слыша­ла!». И тут прибежала Жучка с платком и отдала его матрешкам. Матрешки поняли, что лучше жить в мире и согласии.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАТРЕШЕК.

Жили – были три матрешки. Старая – Саша, средняя – Даша, а третья малюсенькая – Машенька. Однажды матрешки пошли в лес. Сестры рвали цветы, собирали ягоды. А Машенька все глубже заходила в лес, и забыла дорогу назад. Саша и Даша стали звать и кричать сестренку. На их крик из лесу выбежала лисица. Сестры спросили, не видела ли она Машеньку. Лисица ответила, что не видела и что будет в лесу у зверей про Машеньку спрашивать. А Машенька сильно испугалась, когда поняла что заблудилась, стала плакать и звать на помощь. На ее плач из лесу вышел серый волк. Волк не тронул матрешку, ему стало жалко ее, и волк решил помочь матрешке найти сестер. Он посадил Машеньку себе на спину и побежал из глуши леса. Когда волк выбежал на полянку, то встретил там лису. Лиса увидела Машеньку и рассказала, что ее на опушке леса ждут сестренки. Пробежав через поляну, волк с лисой и Машенькой увидели сестер – матрешек. Так волк с лисой помогли Машеньке и ее сестрам встретиться. С тех пор сестренки – матрешки не расстаются.

Приложение 3

Старик Фукурума в поисках Страны Ветвей Солнца

Мрачный доктор
Далеко-далеко, на Дальнем востоке, на острове, в Стране Корней Солнца жил старик Фукурума. Ходили легенды о его безмерной мудрости и веселом нраве. И, правда, любил Фукурума во всякие истории попадать.
И была у Фукурумы семья: много детей, еще больше внуков, а правнуков и не сосчитать. И все – такие же веселые любители приключений-похождений.
Собрал однажды их Фукурума и говорит:
- Родственники мои дорогие! Надоело мне на этом острове скучать. Отправлюсь-ка я на запад, Страну Ветвей Солнца искать. Ведь если есть Страна Корней Солнца, то почему бы и не быть Стране Ветвей его.
- И нас! И нас возьми! – загалдели родственники.
Да где ж найдешь такой корабль, чтоб вместились они все? Но Фукурума недаром слыл мудрецом. Взял да и проглотил всех родственников сразу и уплыл на маленькой лодочке через Японское море. А когда на берег высадился, пешком пошел. Реки перелетает, горы с помощью своего посоха перепрыгивает, людям советом помогает, детей сказками-рассказками веселит.
Вот пришел он в одну деревеньку. Ну, вы знаете. Тут недалеко: за поворотом направо еще километров семь будет. Там еще жители веселые. Только тогда они гру-у-устные были. Удивился Фукурума: ни войны, ни какой еще беды нет, а жители грустят. Стал он деревню изба за избой обходить. Набрел на избу, где лежал на постели мальчик Ваня. Лежал Ваня, никого не видел, только тихо стонал. А поразила его Печаль-хвороба. Оттого и селяне вокруг ходили грустные.
Обследовал Фукурума Ваню, еще пуще удивился. Вроде и не болен ничем мальчуган, а ему все хуже и хуже. Решил старец с родственниками посоветоваться. И начал их по одному из себя выплевывать. Вот уже и дом полон, а Фукурума все выплевывает. Только когда и во дворе некуда было ступить, остановился старец. Шумят фукурумовы родственники, что куры в курятнике. Испугалась Печаль-хвороба, увидав такую шумную толпу, да и убежала за полярный круг.
Тут Ваня и выздоровел, вскочил с постели, кинулся родителей обнимать, и Фукуруму с родственниками благодарить.
Надо сказать, что кимоно Ваня до тех пор никогда не видел. Чудно ему стало.
- Какие нарядные платья! – воскликнул, - Как на тетке Матрене в большой праздник.
Обратились тогда к Фукуруме родственники:
- Не хотим идти дальше. Нам и тут хорошо. Жители здесь добрые, веселые. Будем им, чем можем, помогать.

Да и Фукурума расхотел искать Страну Ветвей Солнца. Понравились ему места красивые, да люди хорошие. Так и остались они. И народ полюбил их за нрав веселый, беззаботный. И прозвали их в честь Ваниной тетки

матрешками. Так и живут они среди нас с тех пор, веселье дарят, скуку разгоняют.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры