Детективные спектакли. Детективные спектакли Психологические детективы спектакли на сцене

Главная / Ссоры

Спектакли с детективным сюжетом - это один из самых увлекательных жанров, востребованный как у женской, так и у мужской аудитории. Разгадывать головоломки, быть непросто сторонним зрителем, а участвовать в развитии того или иного события, таинственно исчезновения или убийства, - как же это интересно! Именно поэтому сегодня мы проведем небольшой экскурс по местам, где совершаются и раскрываются главные преступления - на театральных подмостках Москвы. Только не пытайтесь заранее узнать, чем все закончится - так вы лишите себя всякой интриги!

“Мышеловка”, Театр им. А.С. Пушкина

“Мышеловка” - детектив по пьесе Агаты Кристи, а значит, захватывающий сюжет и самый непредсказуемый финал вам обеспечены. Действие происходит в небольшом частном отеле Англии, куда съезжаются первые постояльцы, случайные люди, - казалось бы, что между ними может быть общего?! На первый взгляд ничего… А дальше - классика жанра: сильный снег заметает все дороги, а жители отеля становятся заложниками непогоды. В это же время как раз “поспевает” и убийство, а убийца - явно среди постояльцев…

Все действие разворачивается, по сути, в одной комнате. А из всех декораций - только уютная гостиная с большим окном-витражом, за которым все время идет снег. Выглядит это волшебно и добавляет спектаклю определенной атмосферы старой Англии. По ходу событий все акценты и паузы расставлены правильно, так что действие держит внимание зрителя почти до самого конца. Есть напряжение, чередующееся с юмором. Единственное, во втором акте пара душевных метаний все же затянуты, но это такие мелочи, которые меркнут на фоне того, что главное - это интрига, а она создана: мучить до конца спектакля вас будет только один вопрос: “Кто же УБИЙЦА?”

У каждого из героев есть своя находка или изюминка. Особенно хочется выделить Алексея Воропанова - к его Кристоферу Рену испытываешь неподдельную симпатию и сопереживание: мимика, жесты и даже прическа - все это работает на образ, за которым все время хочется наблюдать, даже когда актер просто сидит в углу, а софиты направлены не на него. Спектакль играют практически одним составом, а в афише “Мышеловка” появляется все реже и реже, а жаль. На этот спектакль можно приводить кого угодно - интересно будет всем! Берите с собой друзей и в антракте отправляйтесь в буфет строить догадки. И ведь точно не угадаете, кто же преступник…

“Свидетель обвинения”, МХТ им. Чехова

Это еще один детектив, написанный Агатой Кристи. Судебное дело без участия Пуаро или мисс Марпл. Само действие практически целиком проходит в зале суда. Где адвокат Уилфорд (С. Чонишвили) берется за почти безнадежное дело Леонарада Воула (И. Верник), главного подозреваемого в убийстве пожилой дамы, а единственный человек, который может подтвердить алиби, - это жена Леонарда Ромейн (Р. Литвинова).

Артисты - сплошь известные, а значит, гарантирующие ажиотаж у публики. Но это отчасти сыграло злую шутку, так как на протяжении всего действия не было видно героев. В роли Ромейн на сцене была безусловно роскошная Рената Литвинова в мехах, с идеальной укладкой, алой помадой и со своей, уже можно считать, “фирменной” манерностью. Ретро-образ, в котором мы видели актрису уже не раз, уместен, но при этом зрителей не покидало ощущение, что играла она саму себя. Пошла ли на пользу столь прямая эксплуатация образа? Приходите, смотрите и старайтесь разглядеть саму героиню. “Своего” Леонарда Игорь Верник также не стал наделять какими-то индивидуальными чертами, все это уже мы видели и не раз. Но если вы впервые наблюдаете его на сцене (без оглядки на другие роли), то выглядит герой достойно, а местами и убедительно.


Фото: Дмитрий Дубинский

Ну а на кого точно интересно смотреть, так это на Сергея Чонишвили - он уже как “знак качества”, а его дуэт с Евгенией Добровольской (прокурор Майерс) заслуживает отдельного внимания. То, как эта парочка устраивала допросы свидетелей, что за перепалки были между ними, и какие при этом искры летели… актеры были главными героями вечера! Зрители тоже не остались без дела, им была отведена роль присяжных. Кстати, мы сохраним интригу насчет выбора председателя присяжных - здесь свои сюрпризы.

У Агаты Кристи все произведения написаны так, что развязку ждешь, как кульминацию всего. Мы привыкли к напряжению, которое обычно столь велико, что как пробка из бутылки шампанского, вылетает стремительно и эффектно. В данном случае этого не произошло, осталось ощущение смазанного финала, а в результате померк весь спектакль. Сразу захотелось посмотреть то же произведение, но уже в менее раскрученном ТЮЗе, который находится по другую сторону Тверской. В МХТ стоит сходить разве что ради громких имен в афише, и если вы не слишком строги к первоисточнику. Да и, в конце концов, просто чтобы похвастаться дефицитным билетом в МХТ им. Чехова.

В этой постановке, в отличие от двух предыдущих спектаклей, уход событий выстроен уже совершенно по другому принципу. Прежде всего, произведение не принадлежит перу Агаты Кристи. Это пьеса Фредерика Нотта “Телефонный звонок”. И это не просто детективная история, здесь присутствует оттенок мелодрамы.

По привычке кажется, что имя преступника мы узнаем в конце, однако еще в аннотации сказано, кто главный злодей, и какие у него цели. А сама интрига заключается в том, сможет ли он воплотить свой замысел в жизнь, или вмешается случай, и все пойдет не по плану… В театре Моссовета спектакль идет далеко не первый сезон. Возможно, кто-то до этого смотрел одноименный фильм А. Хичкока с Грейс Келли в главной роли - спектакль практически в точности его повторяет. Но даже если вы уже знаете конец, сходить все равно стоит. Великолепная сценография. Чем нравятся такие пьесы, так это тем, что действие происходит в уютных квартирах, с фотографиями на стенах, с верандами и садами, где, казалось, даже деревья шумят и листья падают. Шикарные костюмы, чего только стоят платья героини! Главных героев в нашем случае играли Г. Боб и А. Трофимов. В целом актеры, как и сама постановка, оставили приятное впечатление. Понравился и Хаббард - следователь, который своим внешним видом сначала не внушал доверия, а потом, как фокусник, стал “вытаскивать из шляпы” все новые и новые факты. Немного не хватило интриги, а местами казалось затянуто. Тем, кто любит именно детективные истории от начала и до конца, будет скучно. Но финал в любом случае удался, по крайней мере, главный фокус в течение спектакля мы не разгадали.

Смотрите сами и делайте свои выводы, а главное - никому не рассказывайте о финале (об этом вас, собственно, заранее попросят).

Фото с сайтов

Http://www.mossoveta.ru http://teatrpushkin.ru/ http://www.mxat.ru/ izvestia.ru http://gallery.ru/

В нашей с Глебом коллекции необычных театров Москвы – приятное пополнение. У нас уже есть камерный театр на Юго-Западе, круглый театр “Сфера”, и вот новое знакомство – театр “Апарте”.

Новый театр – это всегда так волнительно! Что, как? Что покажут? Будет ли интересно? Какие там люди? Какие традиции?

Мы пришли с Глебом заранее, чтобы познакомиться поближе. Как с удивлением заметил мой сын, изучая афишы: “Такой маленький, а целых три сцены”. Здорово, – три сцены, большой репертуар, большой простор для начинающихся отношений. Пока все, что мы увидели, нам очень понравилось.

Небольшое уютное фойе с чёрным пианино в углу, буфет, очень дружелюбные люди. Женщина-администратор заинтересовалась нашей театральной мышью. Мы всегда носим с собой мышку из IKEA и фотографируем ее для Инстаграм.

И вот мы вошли в зрительный зал. Очень небольшой, но, кажется, для всех удобный. Мы сидели в шестом ряду и видели каждую эмоцию на лице актёров. Более того, во время спектакля персонажи ходили мимо нас. Отличный приём. Жалко, что его в основном используют в детском театре. А это так бодрит.

На экране показывали документальный фильм про Агату Кристи. А на сцене за офисным столом сидел какой-то человек и что-то тыкал в ноутбуке. Наверное, технический работник, подумала я. Следит за фильмом. Как вдруг погас свет, вместо фильма пошли титры спектакля, а технический работник стал разговаривать по мобильному телефону. Так начался спектакль “Агата Кристи. Детектив”.

Сюжет

Спектакль поставлен по пьесе “Назад к убийству”, которая, в свою очередь, получилась из великолепного, одного из лучших романов Агаты Кристи “Пять поросят”.

В спектакле воссоздано убийство 16-летней давности. Молодая девушка, Карла Лемаршан, приезжает в Англию, чтобы разобраться в семейной трагедии. Ее мать, Кэролайн Крейл, была осуждена за отравление своего мужа, художника. Против неё было все: и мотив (Эмиас привёл домой любовницу), и улики (она взяла яд у соседа и сама подала мужу пиво). Да и на суде она не очень-то это отрицала.

Однако, перед смертью Кэролайн отправила дочери письмо, в котором призналась в своей невиновности. Карла, весьма энергичная молодая особа, страстно желает во всем разобраться. А помогает ей в этом технический работник, то есть, простите, адвокат, Джеймс Фогг.

Карла убеждена, что убийца отца – один из пяти человек, находившихся в тот день в доме. Пять подозреваемых! Пять великолепных типажей! Пять сложных характеров! Пять противоречивых отзывов о матери. Так кто же лжет? Кэролайн, унесшая подробности трагедии в могилу, или один из этих успешных, взрослых людей? Во всем этом Карле предстоит разобраться.

Представляю вам сыщиков

Карла Лемаршан – актриса Лилия Соловьева. Сразу скажу, что это мое главное открытие в театре. Чем она меня привлекла? Потрясающей естественностью в исполнении роли. Каждая мысль, чувство находили отражение в мимике, жестах, выражении глаз. Она реагировала ну просто буквально на все! Это так увлекательно – следить за столь искренним, юным и решительным человеком. И очень симпатичным.

В роли своей матери, Кэролайн Крейл, Лилия мне понравилась чуть меньше. Отношу это к странным нарядам “прошлого” и к тому, что не получилось цельного образа.

Мы видим Кэролайн: любящую, заботливую, нежную, которую до сих пор мучит совесть за то, что она в детстве изуродовала лицо младшей сестре. А в следующий момент она вопит как резаная, ведет себя агрессивно и нелогично. Тут поневоле начинаешь сочувствовать Эмиасу, который бесится и сходит с ума в доме, полном женщин.

И только в книжке даётся объяснение такому поведению. Она все время специально давала выход эмоциям и негативным чувствам, потому что страшно боялась, к чему может привести подавляемая агрессия.

Джеймс Фогг – актер Денис Лапега. Он – первый, кого мы видим, и он вводит нас в спектакль. Интересно, как ему удаётся сидеть с таким невозмутимым видом, когда все на него глазеют? Вот что значит актерское мастерство.

Мне было интересно наблюдать его метаморфозу. Из закомплексованного, “чопорного”, как говорит Глеб, адвоката он превращается в уверенного мужчину, который и находит убийцу.

Пять поросят

На момент убийства, кроме Кэролайн и Эмиаса Крейлов, в доме находились:

Два друга семьи, два брата: Филипп и Мередит Блейки. Первый то ли тайно влюблён в Кэролайн, то ли слишком преданно относится к Эмиасу. Второй открыто влюблён в Кэролайн, а на самом деле тайно любит Эльзу.

Эльза Грир. Любовница Эмиаса, которая открыто заявляет об этом его жене. Актриса Антонина Комиссарова сыграла практически две разные роли, настолько отличается юная Эльза от Эльзы за тридцать.

Гувернантка сестры Кэролайн, Анджелы. Она открыто неприязненно относится к Эмиасу и восхищается Кэролайн. А что там на самом деле?

И, наконец, 14-летняя Анджела. Буйный подросток в расцвете переходного возраста.

Так кто из этих поросят совершил преступление страсти?!

Сценография

Спектакль идёт без антракта. Длительность 1 час 45 минут. Как сделать так, чтобы зрители не заскучали? А они не скучают ни секунды. Режиссер и сценограф Андрей Любимов (он же исполнитель одной из ролей – Мередита Блейка) знает ответ.

Спектакль на редкость динамичный. Все время что-то происходит. То пробежит кто-то по проходу, то состоится бодрый диалог, то замигают панели на сцене, то включится громкая музыка. Вперёд, вперёд, к разгадке!

А цветовое решение спектакля? Замечательная находка. Настоящее – в черно-белой гамме, прошлое – ужасно цветное, иногда до неприличия.

Словно произошедшая трагедия заморозила всех участников, отравила сомнениями, ненавистью и виной. Они словно все как неживые, только признает это одна Эльза Грир. Кто-то до сих пор любит Эмиаса и ненавидит Кэролайн, кто-то мучается чувством вины, а кто-то убеждён в ее вине, и это знание не дает жить нормально. Особенно виден этот контраст на Филиппе Блейке и Эльзе. Какой Филипп был беззаботный в прошлом: неформальная одежда, пиво в руке, смех. А сейчас перед нами жёсткий бизнесмен.

А Эльза? Та, которая любовница. Большое, эгоистичное до мозга костей, безумно влюблённое дитя. И что с ней сделала смерть ее любовника? Рафинированная стерва без малейшего проявления чувств. Хотя надо признать, чёрное ей идёт. Но цветастый комбинезончик тоже был хорош!

Даже Карла и Джеймс тоже в черном, хотя они не участвовали в деле. Но тень этого события легла и на них. Джеймс до сих пор не может забыть Кэролайн, а Карла чувствует себя дочерью убийцы.

Интересно, а правда освободила их всех? Мир снова окрасился в цвета? Вселяет надежду яркая сумочка Карлы, которая появляется на ней в последней сцене.

А где же Пуаро?

А его нет! Забавно, что Агата Кристи в пьесах избегала своих главных сыщиков: Пуаро и мисс Марпл. И я поняла, почему. Зрители в театре не хотят видеть один сюжет из серии многих. Они хотят видеть развитие главных героев, завершённость действия. А Пуаро статичен, он не меняется. У него нет личной жизни, нет ничего, что делает его привлекательным театральным героем. Поэтому роль сыщиков была возложена на молодую пару. Ведь дополнительная прелесть спектакля театра Апарте в зарождающихся отношениях Карлы и Джеймса Фогга.

Смотреть внимательно!

“Детектив. Агата Кристи” – очень визуальный спектакль. Если, читая роман, мы следим только за словами героев, то в данном случае мы имеем возможность наблюдать вживую за всеми чувствами, подтекстами, скрытым смыслом. Я уверена, что внимательный зритель сможет догадаться, кто убийца, до финала. Жаль, что я знала сюжет заранее. Зато за несколько минут до конца я смотрела только на убийцу, и это было потрясающе. Глаза, смотрите в глаза. Нет, не скажу, кому.

Советский союз был огромной страной. «От Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей» были тысячи километров, лучшие спектакли шли только в самых больших городах, а посмотреть их хотелось всем. Поэтому самое популярное и самое интересное зрителю снимали на пленку и показывали по телевизору. Для многих это была единственная возможность хоть когда-нибудь «сходить» в театр и увидеть великих актеров.

Титр сделал подборку прекрасных телевизионных версий спектаклей. Потому что страна у нас до сих пор огромная, да и многих из тех актеров уже нет.

Ханума (1978)

Когда-то давно брачными делами ведали свахи. Незаменимые были женщины, бойкие, все про всех знали, все, что надо подстроить могли! Этот спектакль о свахе Хануме, её конкурентке Кабато, купце, который мечтает выдать свою дочь за престарелого разорившегося князя ради его титула и о дочери, влюбленной в своего учителя. И вот это все происходит в дореволюционном Тифлисе — Тбилиси. С грузинскими песнями, рынками и серными банями на берегу Куры.

Ищите женщину (1982)

Иронический детектив по пьесе французского драматурга Р. Тома. В нотариальной конторе обнаружен покойник, началось следствие, и в поиски убийцы активно включается секретарь конторы, женщина неукротимой энергии. Великолепный сюжет, мастерски прописанные диалоги. От спектакля «словно лампочки включаются улыбки».

Тевье-молочник (1985)

Двухсерийный телеспектакль по одному из самых пронзительных произведений Шолома-Алейхема. Это спектакль в письмах, которые Тевье из Анатовки пишет автору. В переписке Тевье делится историями о своей бедняцкой жизни со своей огромной семьей и том, что он делает для счастья своих дочерей.

Режиссер: Сергей Евлахишвили. В ролях: Михаил Ульянов , Галина Волчек , Сергей Маковецкий .

Безумный день, или Женитьба Фигаро (1974)

Экранизация классической пьесы Бомарше во многом получилась такой великолепной благодаря актерам, которые её играли. Спектакль шел 18 лет и не терял своей популярности. 14 августа 1987 года Андрей Миронов, который играл Фигаро, не доиграл финальную сцену, потерял сознание и спустя два дня скончался от инсульта.

Юнона и Авось (1983)

Великая история была поставлена на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола в 1981 году и сразу и до сих пор стала хитом и вечным произведением. Рок-опера композитора Алексея Рыбникова на либретто Андрея Вознесенского о любви Рязанова и Кончиты вот уже 35 лет не оставляет равнодушными даже самых сухих и черствых.

Двенадцатая ночь (1978)

Комедия положений по одноименной пьесе Шекспира была поставлена в театре «Современник» в 1975 году английским режиссёром Питером Джеймсом, а в 1978 году её переложили для телевидения.

Странная миссис Сэвидж (1975)

Спектакль был поставлен в Театре имени Моссовета в еще в 1966 году, а первой исполнительницей главной роли была Фаина Раневская. Её исполнение было потрясающим, спектакль имел огромный успех, а роль в нём стала одной из любимых ролей Раневской. В 1975 году роль передали Вере Марецкой, и именно эта версия была снята на плёнку как фильм-спектакль и стала самой известной в стране версией пьесы. Этель Сэвидж — богатая вдова, трое её детей узнают, что она основала фонд, который тратит деньги на осуществление необычных желаний людей, делая их счастливыми. Они помещают её в психушку и хотят сами распоряжаться её деньгами. Но это не трагедия, это великолепнейшая комедия.

Режиссер: Леонид Варпаховский. В ролях: Вера Марецкая , Татьяна Бестаева , Ирина Квитинская, Константин Михайлов .

Маленькие комедии большого дома (1974)

ТО Экран

Пять сюжетов в одном спектакле. «Смотровой ордер» — про квартирный вопрос, который, как мы знаем из классики, испортил москвичей. «Грабеж» — высмеивает вещизм, которого тогда и не было особо, но как актуальна эта часть сейчас. «Московская серенада» — комедийный мюзикл о любви. «Звуковое письмо» — новелла в исполнении Александра Ширвиндта. «Пой, ласточка, пой...» — жилищно-бытовая оратория для ЖЭКа с фортепьяно, про дружбу. Спектакль Московского театра Сатиры был поставлен в 1973 году, а на телеэкраны попал уже в 1974-м. Так он был популярен.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Детектив на сегодняшний день уверенно входит в число самых популярных сценических жанров во всём мире. И в России сегодня данное направление является одним из самых востребованных на сцене.

И этому не приходится удивляться, поскольку детектив обладает невероятно увлекательным и лихо закрученным сюжетом. При этом зачастую сама публика принимает самое активное участие в раскрытии преступления вместе с героями. И порой до последнего неизвестно, кто же является истинным виновником случившегося. Именно это и держит нас в постоянном напряжении, не позволяя расслабиться и заставляя активно думать. Надо отметить, что детектив появился на театральной сцене сравнительно недавно при том, что существует он в течение множества веков. Ведь этот жанр невозможно назвать исключительно театральным. Но пришёл на сцену из литературы, где на тот момент уже успел завоевать стабильную и более, чем вековую популярность. При этом литературный детектив появился и стал активно развиваться в Европе и Америке в девятнадцатом столетии. А веком позже данный жанр начал стремительно покорять и мировой кинематограф, обретя всё большее и больше количество преданных поклонников. Впоследствии известные литературные произведения этого направления стали появляться и на театральной сцене. Поэтому неудивительно, что вскоре количество желающих купить билеты на спектакли, относящиеся к разделу «Детектив», стало заметно увеличиваться. Оказалось, что этот жанр может прекрасно существовать не только в литературе и в кино, но и на сцене. Именно здесь он и обрёл невероятную психологическую напряжённость, живые эмоции и особенный накал страстей. При этом в большинстве случаев такие постановки осуществляются по знаменитым литературным произведениями. Но порой на сцене можно увидеть и специально написанные для театра детективы. В нашей стране этот жанр появился в театральном искусстве всего около пары десятков лет назад. Практически сразу ему удалось здесь, как и во всём мире, получить достойное признание публики. И поэтому сегодня постановки этого жанра можно встретить на афишах большого количества драматических театров нашей страны. При этом у нас ставят, как классические, так и современные отечественные и зарубежные детективы, так и написанные для театра пьесы этого жанра. Также порой можно встретить и детские или подростковые спектакли данного типа с понятным и доступным такой публике сюжетом.

В настоящее время на столичной сцене практически всегда можно встретить постановки данного типа, созданные, как для взрослой, так и для юной публики. Порой их бывает настолько много, что выбрать из них самые интересные и стоящие бывает очень непросто даже для самого опытного театрала. Именно с этой целью и был создан этот невероятно удобный раздел нашего сайта, где собраны все сценические работы этого типа, которые будут показаны на сценических площадках Москвы в ближайшее время. Если же Вам требуется дополнительная информация о конкретном событии и участвующих в нём актёрах, или же Вы хотите оформить заказ билетов на спектакль из раздела «Детектив», то Вам просто необходимо связаться с квалифицированными сотрудниками нашей компании. Они забронируют для Вас самые лучшие места и помогут выбрать, при возможности, удобную дату. В большинстве случаев компания может гарантировать, что Вы попадёте на мероприятие, даже если оно невероятно востребовано и до его начала осталось совсем немного времени. При этом доставка Вашего заказа будет выполнена в удобное для Вас время и место сотрудниками нашей собственной курьерской службы.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры