Догоны (Страна, земля, племя Догонов). «бледный лис» догонов

Главная / Ссоры

(католики и протестанты).

Этно-лингвистическое деление

По языковому критерию догоны разделяются на несколько крупных и множество мелких групп. Свои языковые особенности (иногда очень значительные) имеются практически в каждом догонском селении. В приведённой таблице они отсортированы по языковой принадлежности и численности. Небольшая группа бангана , находящаяся в ареале северных догонов, отделена от последних в связи с тем, что по некоторым современным представлениям их язык не входит в догонскую семью и рассматривается как изолят .

Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
южные догоны
доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
того тене-кан (того) 92 232
тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
восточные догоны
дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
торо-тегу торо-тегу 3654
центральные догоны
томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях центральнодогонского языка
торо (бомму) торо-со 63 000
доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
западные догоны
момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
ампари ампари 6552
северные догоны
бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
тебул-уре 3500
нанга нанга(-дама) 3150
янда янда(-дом) 2500
буду буноге 882
ана 500
бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
Всего 790 102

История

Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

Традиционная культура

Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля , что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения шуточного родства .

Напишите отзыв о статье "Догоны"

Литература

  • Beaudoin G. Les Dogon du Mali. P.,1997.
  • Calame-Griaule G. Ethnologie et langage: la parôle chez les Dogon. P., 1965
  • Desplagnes L. Le Plateau central nigerien. P., 1907
  • Griaule M. Dieu d’eau. Entretiens avec Ogotemmêli. P., 1948
  • Griaule M. Masques dogons. P., 1938
  • Griaule M., Dieterlen G. The Dogon of the French Sudan. 1948
  • Guerrier E. La cosmogonie des Dogon. L’arche du Nommo. P., 1975
  • Laude J. African Art of the Dogon: The Myths of the Cliff Dwellers. N.Y., 1973
  • Palau Marti M. Les Dogons. P., 1957
  • Paulme D. Organisation sociale des Dogons. P., 1940
  • Wanono N. & Renaudea, M. Les Dogon. P., 1996

Ссылки

  • Статья из сборника «На суше и на море», 1978
  • Мириманов В. Б. Искусство тропической Африки
  • «» from The Skeptic’s Dictionary .
  • «» by James Oberg.

Примечания

Отрывок, характеризующий Догоны

Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
– Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
– Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
– Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.
– Князь Василий приехал в Москву вчера. Он едет на ревизию, мне говорили, – сказала гостья.
– Да, но, entre nous, [между нами,] – сказала княгиня, – это предлог, он приехал собственно к графу Кирилле Владимировичу, узнав, что он так плох.
– Однако, ma chere, это славная штука, – сказал граф и, заметив, что старшая гостья его не слушала, обратился уже к барышням. – Хороша фигура была у квартального, я воображаю.
И он, представив, как махал руками квартальный, опять захохотал звучным и басистым смехом, колебавшим всё его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие. – Так, пожалуйста же, обедать к нам, – сказал он.

Наступило молчание. Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь, впрочем, не скрывая того, что не огорчится теперь нисколько, если гостья поднимется и уедет. Дочь гостьи уже оправляла платье, вопросительно глядя на мать, как вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что то короткою кисейною юбкою, и остановилась по средине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником, гвардейский офицер, пятнадцатилетняя девочка и толстый румяный мальчик в детской курточке.
Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг бежавшей девочки.
– А, вот она! – смеясь закричал он. – Именинница! Ma chere, именинница!
– Ma chere, il y a un temps pour tout, [Милая, на все есть время,] – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.
– Bonjour, ma chere, je vous felicite, [Здравствуйте, моя милая, поздравляю вас,] – сказала гостья. – Quelle delicuse enfant! [Какое прелестное дитя!] – прибавила она, обращаясь к матери.
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки.

Удивительное племя древней культуры живет к югу от Сахары в Республике Мали. Племя догонов до сих пор очаровывает своим знанием о звездах. Им были знакомы вещи, о которых они не могли знать, их познания в астрономии предвосхитили открытия ученых.

Мифология догонов содержит ссылки на Сириус В – звезду, невидимую для человеческих глаз. Судя по легендам, информацию им передали Номмо – пришельцы из космических глубин. Многие считают знания африканского племени неопровержимым доказательством того, что в прошлом нас посещали инопланетяне.

Догонов насчитывается от 400 до 800 тысяч с достаточно необычной культурой. Исследователи Африки восторгаются интересной архитектурой, искусством и интригующими обрядовыми масками здешних жителей. Но более захватывающим является не то что можно увидеть, а то, что можно услышать.

Знания племени догонов продемонстрировали весьма развитую космологию. Роберт Темпл, автор опубликованной в 1976 году истории «Тайны Сириуса» писал, что уже во время первых контактов с антропологами члены племени поразили большими знаниями о «небесных сферах».

Это не очень подходило цивилизационному этапу развития племени, на котором они находились, но догоны точно знали, что Земля вращается вокруг Солнца и оборот по орбите занимает год. Они хорошо знали о суточном вращении планеты вокруг своей оси и говорили, это «дает иллюзию, что небо кружится».

«Догоны свободны от иллюзий, которые были у наших европейских предков, считавших, что небо и звезды вращаются вокруг Земли», — пишет Роберт Темпл в своей книге. Об этом мы знаем от французского антрополога Марселя Гриоля, который в 1934-1956 годах находился среди догонов.

За время, прожитое среди догонов Марсель, завоевал доверие старейшин племени и один из шаманов, называемый Оготеммели, рассказал антропологу о мифах и верованиях своих людей. История шамана стала основой для ряда публикаций Марселя и другого антрополога Жермена Дитерлена.

Записи антропологов скорее всего не обрели бы известность за узкими пределами круга специалистов, к счастью упомянутый Роберт Темпл осветил таинственное племя. Он обратил внимание на уникальные астрономические знания, и решил проверить, откуда у догонов такая информация. Жившие обособленно и по сути в одиночестве они знали намного больше, чем то, что Земля вращается вокруг Солнца и своей оси.

В племени знали о самых близких планетах, о кольцах Сатурна и лунах Юпитера, которые для европейцев открыл Галилей с помощью телескопа. Они различали типы звезд и были осведомлены о существовании других солнечных систем в галактике, и даже знали, что они бывают обитаемы. Кроме того, догоны издавна имели довольно хорошие знания о кровообращении и его роли в передаче кислорода. Это кажется удивительным, но похоже источник их знаний надо искать в далеком прошлом, а мы приобрели эти знания только в 18 веке.

По мнению Роберта Темпла, «догоны сохранили традиции, которые выходят за рамки понимания земного мира». Мифология догонов очень детально рассказывает о созвездии Сириуса. Само по себе это может показаться не очень странным, поскольку Сириус яркая звезда небосклоне, привлекавшая внимание людей на протяжении веков. Но догоны знали о существовании не только видимого Сириуса А, но и Сириуса В – белого карлика, который с Земли без мощного телескопа невидим.

Сами африканцы называют его «Сиги-толо», а антропологи для описания использовали слово «Дигитария». Более важным от названия является то, чего оно касается. Догоны говорят о теории Сириуса В, которая согласуется со всеми известными научными фактами. Они знали, что звезда не видна, но знали о её существовании.

Задолго до открытия астрономов жрецы племени догонов знали продолжительность вращения в 50 лет и это действительно так. Они знают, что Сириус А не находится в центре своей орбиты, а Сириус В «построен» из специфического материала, который называется сагала, и на Земле его нет. И все это действительно правда!

Откуда у африканского племени, развивавшегося «внутри себя» и в отчуждении от соседних цивилизаций могла появиться такая подробная информация о космосе? А вот это действительно волнующий вопрос в отношении знаний племени догонов. Если верить старой легенде от глубины появления племени, а не верить у нас никаких видимых причин, то и здесь события касаются популярной теории о древних космонавтах.

ИНОПЛАНЕТЯНЕ И ДОГОНЫ.

Все свои знания об окружающем мире и пространстве догоны получили от Номмо, прибывших на Землю в «ковчеге», который «приземлился в вихре, напоминающим движение коловорота». На планету ковчег приземлился на северо-востоке от современного жизненного пространства догонов, что указывает на Египет. Затем из корабля вышли земноводные существа, которые могли жить и в море, и пребывать на суше.

Интересная легенда о появлении небесных гостей не является уникальной. Аналогичную историю мы узнаем из шумерской традиции, где появляются «те, кто пришел с небес», этот же мотив звучит и в египетской мифологии, которая имеет точки соприкосновения с догонской.

Пришельцы дали догонам цивилизацию и социальную организацию, рассказали им несколько вещей о космосе и о своем мире. Инопланетяне прибыли из созвездия Сириуса, поэтому о нем рассказывали больше всего. Многое в памяти жрецов за минувшие тысячи лет вытерлось временем, однако важные моменты им удалось сохранить.

Роберт Темпл не остановился на достигнутом и создал огромный клубок мифов, переводов и языковых сопоставлений. Идея должна была подтвердить, что Номмо были инопланетянами, посетившими не только догонов, а Древний Египет, где жили предки племени.

В «Тайне Сириуса» автор книги среди египетских и шумерских сказаний находит доказательства, подтверждающие его идею. Он обращает внимание на важную роль Сириуса в Египте: восход звезды означал начало года. Темпл утверждает при этом, что «в прошлом Землю посетили разумные существа из планетной системы Сириуса».

Автор интересно соединяет Шумер с Египтом, Египет с Мали, Ануннаков с Номмо, священников с инопланетянами, а в догонских ритуалах и искусстве он находит следы ракет, морского десанта и русалок. Все конечно в истории можно пояснить значительно проще и без космического вмешательства. Хотя в этом случае пропадает уверенность, что история будет правдивой, тем более мы говорим не о лженаучном, а об альтернативном развитии.

Источников знаний догонов ищут в загрязнении культуры, якобы в одном из контактов с «западом» кто-то рассказал африканцам о Сириусе, а те тут же включили знания в свою систему верований. Среди теоретиков находится, например, Уолтер ван Бик, который в издании «Current Anthropology» описал свой визит к догонам.

Ряд опросов провел ван Бик пристально расспрашивая людей о «сиги толе». Все ответы уверяли, что о звезде догоны впервые услышали от самого Марселя Гриоля. Впрочем, исследование Уолтера ван Бика наткнулось на серьезную критику – он не завоевал уважение и авторитет у африканцев, поэтому все ответы были однотипными.

Несколько других исследователей пытались отыскать «внедрение» космической информации в раннем периоде. Ной Брош отмечает, что все могло случиться в 19 веке, когда контакт с догонами могли установить члены экспедиции Анри-Александра Деландера. Брош предполагает, что позже изучавший их легенды Гриоль взял за имеющиеся древние корни то, что несколько десятилетий ранее жители современного Мали слышали от другого француза.

Да, подобные вещи иногда случаются. Однако теорию о внеземном происхождении знаний догонов не так просто разрушить. Прежде всего сторонники версии отмечают главное: Гриоль или Деландер не могли сказать о супертяжелой материи, поскольку астрономы установили, что Сириус В является белым карликом лишь в 20-е годы 20-ого столетия.

К тому же, дело доходит и до пары других сомнений, например, 400-летние артефакты изображают ход Сириуса В вокруг своего большего соседа. Догоны регулярно отмечают праздники, связанные с этой звездой, и традиция идет по крайней мере, с 13 века. Иначе говоря, племя знало о Сириусе за столетия до прихода к ним первых европейцев.

Местные верят, что рядом со звездами А и В есть еще маленький и абсолютно невидимый Сириус С. Астрономы пока не нашли любопытный объект, но многие исследователи к версии, что мифология догонов верна, и небесное тело будет обнаружено.

Если Сириус С действительно будет обнаружен и подтвержден, то это станет окончательным подтверждением теории посещения Земли древними космонавтами. Сегодня еще не время делать вывод о существовании чужих цивилизаций. Говорят, прибывшие потерпели аварию и до прилета помощи погостили на у нас на планете. Именно так обстоит дело в отношении древних догонов и гостей с Сириуса.

На западе Африки, в Мали, живет небольшое племя земле дельцев и скотоводов, догоны. Известны всему миру они стали благодаря французским этнографам Марселю Гриолю и Жермене Дьетерлен. В 1930-х гг. ученые провели несколько лет, живя среди догонов и изучая их обычаи и традиции. Туземцы открыли Гриолю и Дьетерлен многие свои секреты и даже разрешили поприсутствовать на особой церемонии, посвященной звезде - спутнику Сириуса, которая, - по представлениям племени догонов, появляется раз в 50 лет. Эта звезда на языке туземцев называется Потоло, что означает «маленькое, но тяжелое зернышко».

Самое удивительное, что спутник у Сириуса существует на самом деле, но увидеть его невооруженным глазом совершенно невозможно - ученые-астрономы с их мощными телескопами смогли обнаружить эту звезду лишь в 1862 г.! Астрономы назвали ее Сириусом В («В» - это латинская «Б»), Звезда эта невелика по размеру, но обладает большой массой и плотностью. Сириус В и Сириус А (то, что мы обычно называем Сириусом) образуют двойную систему и вращаются вокруг еди ного центра масс с периодом примерно 50 лет. Данные, полученные астрономами, удивительным образом совпадают с тем, что рассказали туземцы Гриолю и Дьетерлен.

Как племя догонов, не имеющие даже письменности, смогли узнать о спутнике Сириуса за много веков до открытия астрономов? Американский ученый и писатель Роберт Темпл предложил один из возможных ответов на этот вопрос в своей книге «Мистерия Сириуса», опубликованной в 1976 г. Изучая мифы догонов, он обратил внимание на рассказы о неких земноводных существах, называемых номмо, — древних божествах, спустившихся на землю с неба. Темпл предположил, что на самом деле номмо - это пришельцы с Сириуса, некогда посетившие Землю.

Именно инопланетные гости рассказали догонам об устройстве Вселенной, и прежде всего о двойной системе Сириуса. Память о встрече с пришельцами, по мнению Темпла, и составляет основу богатой мифологии догонов. После публикации «Мистерии Сириуса» к изучению преданий этого африканского племени обратились не только этнографы, но и астрономы, физики и все, увлеченные поисками неопознанных летающих объектов (НЛО) и мечтающие о контактах с внеземными цивилизациями.

Многие ученые, однако, относятся с недоверием к рассказам о пришельцах из космоса. С другой стороны, нельзя не признавать и того, что догонам известно о существовании Сириуса В. Самое простое объяснение этого факта - африканцы узнали о спутнике Сириуса от миссионеров или европейских путешественников, посещавших Мали в начале XX в. Племя Догонов живет в самом сердце Африки, но их земли соседствуют с важными караванными и торговыми путями, поэтому они прекрасно знают, что происходит в остальном мире. Вполне может быть, что какой- нибудь путешественник или проповедник Евангелия рассказал любознательным африканцам о новейших астрономических открытиях, а уж все остальное они придумали сами.

Вся небесная сфера разделена на участки, которые называют созвездиями. В каждое из них входят десятки и сотни звёзд. Наши далёкие предки, для большей наглядности, изображали созвездия в виде различных фигур. Звёздные скопления они обводили воображаемыми линиями и получали своеобразные рисунки. Так появилось созвездие Журавля, Голубя Зайца, Павлина, Золотой Рыбы и многие-многие другие. К примеру, в звёздном небе Южного полушария насчитывается 41 созвездие, а в Северном 47. Таким образом, на сегодняшний день существует 88 созвездий.

Созвездие Большого пса в виде рисунка собаки и линий на ночном небе

Нас же будет интересовать созвездие Большого пса, расположенного на небесной сфере Южного полушария. Входит в него 148 звёзд. Наиболее ярких из них насчитывается 80. А вот самая яркая звезда этого созвездия называется Сириус . Испускает она голубовато-белое сияние и прекрасно видна в ночном небе. Сразу надо отметить, что голубовато-белая красавица лидирует по своей яркости не только среди собратьев по созвездию. Она ярче всех звёзд в ночном небе, а люди знают о ней уже тысячи лет.

Сириусом могут любоваться не только жители Южного полушария. Северянам также повезло. Даже жители Норильска, Воркуты и Мурманска не обделены подобным удовольствием. Хорошая видимость этого небесного тела объясняется тем, что оно находится ближе других звёзд к нашей солнечной системе , за исключением звёздной системы Альфа Центавра (4,36 световых лет), звезды Барнарда (5,97 св. лет), звезды Вольф 359 (7,82 св. лет) и звезды Лаланд 21185 (8,29 св. лет).

Расстояние между нашим родным Солнцем и Сириусом составляет всего 8,64 световых лет. Для бескрайних просторов Млечного пути это ничто. По своей яркости Сириус уступает лишь Солнцу, Луне, красавице Венере , загадочному Марсу и газовому гиганту Юпитеру. Зато среди далёких звёзд Вселенной он первый. Другие сияющие образования явно бледнее, но зато они и дальше расположены от старушки Земли .

Сириус является самой яркой звездой в ночном небе Земли

До середины XIX века голубовато-белую звезду считали одинокой красавицей в бескрайней чёрной космической бездне. Но в 1844 году немецкий математик и астроном Фридрих Вильгельм Бессель (1784-1846) выдвинул гипотезу, что рядом с Сириусом находится какое-то большое тёмное, невидимое человеческим глазом тело. Выводы профессора базировались не на пустом месте. Звезда, двигаясь, постоянно отклонялась то влево, то вправо от прямолинейного движения.

Фридрих Бессель утверждал, что звезда и загадочное тёмное тело имеют общий центр вращения, а период одного оборота вокруг него составляет 50 лет. Данное утверждение маститые астрономы восприняли скептически. Немецкий профессор никак не смог его доказать практическим путём. В 1846 году он умер, а в 1862 году американский астроном и конструктор телескопов Альван Грэхэм Кларк (1832-1897), проверяя работу нового 18-дюймового оптического телескопа, обнаружил рядом с Сириусом маленькую звёздочку.

За ней стали наблюдать и обнаружили, что она движется по определённой орбите, полностью соответствующей расчётам Фридриха Бесселя. Таким образом, теоретические выкладки немецкого профессора нашли практическое подтверждение, что лишний раз подтвердило гениальность самоучки-математика.

В последующие годы астрономы разгадали тайну загадочного объекта. Это оказалась звезда, получившая статус белого карлика. В недрах данного космического объекта термоядерные реакции отсутствуют. Причём масса такого космического образования равна массе Солнца, а вот диаметр во много раз меньше. Соответственно белый карлик обладает огромной плотностью, которая в миллионы раз больше плотности любой звезды, в недрах которой непрестанно идут необратимые термоядерные процессы.

В конце концов, Сириус открыл свои тайны людям. Большую голубовато-белую звезду назвали Сириус-А . Белого карлика нарекли Сириус-В . Последний является самым первым открытым белым карликом с наибольшей массой. Возраст звёзд составляет порядка 200-300 миллионов лет. По космическим меркам это юность. В самом начале своего жизненного пути Сириус состоял из двух ярких солнц. Масса одного равнялась 5 массам нашего Солнца, а масса второго составляла лишь 2 массы родного для нас светила.

Более массивная звезда прогорела и превратилась в белого карлика. Её объем уменьшился до размеров Земли, а масса сравнялась с массой Солнца. Другое образование, то есть Сириус-А, в наши дни превышает Солнце по массе в два раза, то есть он остался неизменным в своих размерах. Его сияние люди и наблюдают уже в течение тысячелетий на небесном своде. Вот тут и начинается самое интересное.

Знатный римский гражданин и философ Луций Анней Сенека (4 до н. э.-65) называл Сириус не голубовато-белой, а ярко-красной звездой. Можно было бы утверждать, что почтенный метр ошибался, но дело в том, что аналогичное по цвету сияние видел и Клавдий Птолемей (87-165). Последний являлся астрономом и астрологом. Он регулярно любовался ночным небом, но никаких голубовато-белых сияний почему-то не лицезрел.

Неужели и этот уважаемый господин страдал какими-то скрытыми дефектами зрения. Но как же тогда быть с китайским астрономом Сыма Цянь (145-90 до н. э.). Этот житель восточной оконечности Евразии также упоминает красный цвет далёкой звезды. Ему вторят представители многих других народов, живших примерно в то же время. Невольно напрашивается вывод, что 2000 лет тому назад Сириус-А испускал красное сияние, а затем, по непонятным причинам, поменял цвет на голубовато-белый.

Официальная наука категорически отвергает такое положение дел. Возраст в 2000 лет для Вселенной — это всё равно, что секунда в человеческой жизни. За такой ничтожный промежуток времени никаких кардинальных изменений со звездой произойти просто не может.

Учёные умы современности выносят предположение, что слово «красный» является лишь метафорой. Поэтически настроенные личности древности просто старались подчеркнуть красоту звезды, поэтому наделяли её яркими эпитетами, не имеющими ничего общего с реальностью. Нужно учитывать также то, что во время восхода и захода звезда мерцает, создавая вокруг себя бледно-красное сияние.

Существует, однако, иное мнение, не имеющее ничего общего с официальной наукой. Оно предлагает на рассмотрение общественности несколько иную интерпретацию событий и указывает на малоизученные стороны жизни, лежащие за пределами рационального мышления.

Догоны

В Западной Африке на юго-востоке государства Мали живёт народ, называющий себя догоны . Обитают эти люди в труднодоступных районах песчаниково плато Бандиагара. Обрывистые скалы этого природного образования имеют высоту, доходящую до 500 метров, протяжённость плато достигает 150 км. Данная местность имеет уникальный ландшафт. Она включает в себя дома людей, святилища для исполнения религиозных обрядов, хранилища для зерна, расчищенные площадки для общественных собраний и представляет собой неповторимый архитектурный комплекс, считающийся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Догоны появились в землях Западной Африки ориентировочно в X веке. Предания гласят, что пришли они откуда-то с верховий Нигера, то есть с западного побережья самого жаркого материка планеты. Но где они конкретно жили многие тысячелетия, откуда «произрастают корни» этого народа — неизвестно ничего. Складывается впечатление, что племя возникло из ниоткуда и расселилось на плато Бандиагара, значительно потеснив местные народы.

Высокой культуры у догонов никогда не было. Учитывая их обособленность, в XXI веке кардинальных изменений не произошло. Это полудикое племя, которое кормится за счёт выращивания крупного рогатого скота и земледелия. Производства практически никого нет, развито только кузнечное дело и гончарное. Живут люди в глинобитных домах, которые скорее можно назвать хижинами. Впрочем, глинобитные строения всегда отличались высокой прочностью, долговечностью и дешевизной, а их экологическая чистота и в наши дни не вызывает никакого сомнения. Численность народа достигает 200 тысяч человек.

Племя разделено на общины, а те, в свою очередь, подразделяются на семьи. В каждой общине имеется жрец. Это духовный наставник своей паствы. Он также является хранителем древних знаний, оставленных ему предками. Выражаются знания в мифах и преданиях и несут в себе очень интересную информацию. Именно, благодаря ей, догоны широко известны не только специалистам этнографам, но и астрономам.

Этот укрывшийся от всего мира в труднодоступных местах народ имеет своего главного бога Амму, а также народного героя Номмо. Немалое место в мифологии занимают божества, выходящие из воды. Это полулюди, полузмеи, обладающие огромной мистической силой. Есть и злое существо Юругу, несущее разрушение и смерть. В общем-то ничего особенного. У каждого народа в мифах и преданиях найдётся что-то похожее. Но это только на первый взгляд.

В чём же отличие, и кто его заметил первым? Здесь нужно упомянуть имя французского этнографа Марселя Гриоля (1898-1956). Это профессор Парижского университета, организовавший целых 5 экспедиций в Африку. То есть человек, глубоко владеющий определёнными знаниями, касающимися архаических элементов культуры древних народов жаркого континента.

Надо сразу сказать, что экспедиции Марселя Гриоля были отнюдь не кратковременными поездками в отсталые африканские племена. Учёный жил среди этих людей годами, тщательно изучая их мифы, традиции и обычаи. Это серьёзный исследователь, и верить ему можно безоговорочно.

В 30-е годы прошлого века француз жил несколько лет среди догонов. Он тщательнейшим образом изучил быт этих людей и записал их легенды с древнейших времён. Вернувшись в Европу, учёный обработал материал и издал несколько серьёзных статей по этнографии. У широкой общественности они никакого интереса не вызвали. Это были узкоспециализированные работы, интересные только людям науки.

Как уж там получилось — неизвестно, но труды Марселя Гриоля попались на глаза английскому астроному и математику Уильяму Хантеру Мак-Кри (1904-1999). Внимательно ознакомившись со статьями этнографа, британец был потрясён до глубины души. То, что он прочитал в работах француза, выходило за всякие рамки привычного понимания окружающего мира и напрямую касалось далёкой звезды Сириус.

Догоны и Сириус

Наиважнейшее место в мифологии догонов занимала звезда Сириус. В представлении этого народа она считалась тройной и состояла из главной звезды и двух второстепенных звёзд. Главную или Сириус-А догоны называли Сиги толо. Второстепенные носили названия: По толо и Эммейа толо. Не было никакого сомнения, что По толо — это Сириус-В или белый карлик. А вот Эммейа толо современной астрономии неизвестна.

Предания загадочного народа гласили, что вначале, самой большой звездой являлась По толо. Она испускала ярко-красный цвет, хорошо видимый с Земли. Именно таким Сириус и созерцали в своё время Сенека, Клавдий Птолемей и Сыма Цянь. Во II веке нашей эры огромная звезда взорвалась и превратилась в белого карлика. На «арену вышла» другая звезда, а именно Сиги толо или Сириус-А. Как раз это космическое образование, испускающее голубовато-белое сияние, астрономы и видят в ночном небе уже 1800 лет.

Такая интерпретация далёких событий объясняла несоответствие цветов яркой звезды в разные периоды времени. Но удивление вызывал тот факт, что никто из астрономов древности ни о каком взрыве не упоминал. Получалось, что только загадочный народ был в курсе событий, а вся остальная планета, как говорится, ни слухом, ни духом.

Что же касается неизвестного современной науке Эммейа толо, то здесь у догонов полная ясность. Вращается этот объект также вокруг общего центра вращения, делая один оборот за 50 лет. Но его траектория движения гораздо более длинная, чем у собратьев. Стало быть, данная звезда движется с большей скоростью. По массе она легче Сириуса-В в 4 раза, а радиус больше в 1,5 раза. Соответственно, плотность у этого космического образования меньше, чем у белого карлика.

Догоны не ограничиваются информацией о трёх звёздах. Их мифы и легенды рассказывают о космосе гораздо больше. Жрецы загадочного народа знают, что звёзды на небе входят в огромное космическое образование, именуемое Йалу уло — галактика Млечный путь . Кроме указанного образования существуют и другие звёздные системы, отстоящие от Земли на огромном расстоянии. Центром же мира, вокруг которого вращается Вселенная, является Сириус. Именно через него проходит невидимая ось, а близлежащие звёзды представляют собой опору космического пространства.

Это пространство вовсе не «безжизненная пустыня». В космосе живёт множество разумных существ. Они не похожи на землян, но по своему интеллекту ничем им не уступают, а во многих случаях и превосходят. Что же касается солнечной системы, то жрецы загадочного народа называют пять планет, вращающихся вокруг Солнца. Это Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн . В то же время Меркурий они называют звездой, вращающейся возле Венеры, а у Юпитера знают лишь четыре спутника. Про Уран и Нептун они не упоминают вообще. То есть эти две планеты им неизвестны.

В своих научных отчётах Марсель Гриоль упоминал о глубокой пещере на склоне горы. Вход в пещеру охранял специально выбранный для этого жрец. Это была его пожизненная обязанность. После смерти человека место занимал другой жрец и неотлучно находился у входа до конца своих дней. Что же хранилось в этой пещере? Её стены были испещрены рисунками, возраст которых составлял не менее 700 лет. Изображали наскальные надписи историю возникновения разумной жизни на планете Земля.

Согласно рисункам, таинственное племя догонов прилетело на голубую планету с Сириуса. Но, попав на Землю, далёкие предки нынешних туземцев оказались абсолютно неприспособленными к местным условиям. Тогда с голубовато-бледной звезды прилетели таинственные существа, которых догоны называли номмо — пьющие воду.

Они обладали высоким ростом, и всё время ходили в прозрачных скафандрах, наполненных водой. Возле туземного племени эти существа неотлучно находились долгих 100 лет. Загадочные сущности научили догонов земледелию, охоте, объяснили, как делать лекарственные препараты из растений, как строить себе жилища. Убедившись, что их ученики уже достаточно уверенно чувствуют себя на Земле, пришельцы улетели, но пообещали вернуться.

Все эти предания, легенды, наскальные рисунки напоминали красивую сказку. Вот только информация в этой сказке во многом соответствовала истине, которую невежественный народ, обитающий в глухих районах Африки, просто не мог знать.

Учёный мир, естественно, заинтересовался всей этой необычной ситуацией. Догоны попали под пристальное внимание объективных и серьёзных исследователей. Надо сразу сказать, что пещера, упомянутая в отчётах Марселя Гриоля, впоследствии найдена не была. Но жрецы, с которыми беседовали исследователи уже в наши дни, показали поразительные знания в таких вопросах, как устройство космического пространства и, в частности, подробно рассказали о Сириусе-А, Сириусе-В и третьей неизвестной звезде.

В то же время знания таинственного народа отличались определёнными изъянами. Так они называли всего 4 спутника газового гиганта Юпитера, а именно: Ио, Европа, Ганимед и Каллисто. В наши дни любой школьник знает, что таковых насчитывается целых 47, и это далеко не окончательное число. Таинственный народ ничего не знал об Уране и Нептуне, не говоря уже про Плутон . Сам собой напрашивался вывод: догоны владеют знаниями даже не вчерашней, а позавчерашней астрономии.

Инопланетяне, если уж они решили рассказать о космосе африканскому племени, должны были дать по-настоящему полную и правдивую информацию. А то про третью звезду Сириуса сказали, а про Нептун с Плутоном забыли.

Следовательно, никаких пришельцев из космоса, да ещё в скафандрах, наполненных водой, не было. А был, скорее всего, какой-то неизвестный миссионер, всерьёз увлекающийся астрономией. Появился он на плато Бандиагара в XIX веке. Как истинный католик, стремящийся обратить людей в подлинную веру, он в то же время обогатил их и уникальными знаниями об устройстве Вселенной, которыми владело человечество на тот период времени.

Данные знания, правда, шли в разрез с законами божьими, но видимо неизвестный миссионер являлся довольно вольнодумной личностью и удачно сочетал в себе божье слово и научный прогресс.

Что же касается третьей звезды голубовато-белой красавицы, то это могло быть просто фантазией почтенного мужа. Ведь его рассказы о космосе были не сухим научным докладом, а ярким и красочным повествованием. Иначе кто бы его стал слушать.

В то же время, как мы знаем, Нептун был открыт в 1846 году, а про Сириус-В мир узнал в 1862 году. Так что миссионер, рассказывая про далёкую яркую звезду созвездия Большого пса, не мог не знать про 8 планету солнечной системы. Однако он ни слова о ней не упомянул. Не сказал также ничего и про Уран, получивший статус планеты в 1783 году.

Всё это указывает на то, что загадочного миссионера, скорее всего, не было, или было несколько подобных людей, дававших догонам отрывочные знания об устройстве Вселенной в разные периоды времени. Как бы там ни было, но именно версия о миссионере для официальной науки является самой приемлемой. Она более менее правдоподобно и реалистично объясняет загадку таинственного африканского народа. Все остальные гипотезы и предположения выглядят настолько фантастическими, что серьёзные исследователи называют их полным бредом.

Подтвердить версию о пришельцах может только открытие 3 звезды Сириуса. Но пока ничего подобного в космической бездне не обнаружено. Так что наберёмся терпения и подождём, пока официальная наука полностью опровергнет или подтвердит наличие рядом с голубовато-белой красавицей невидимого в наши дни космического тела.

Что же касается взрыва звезды Сириус-В, то данное утверждение догонов также находится под большим вопросом. Если бы подобный катаклизм произошёл, то возле Сириуса-А можно было бы многие тысячелетия наблюдать большое пылевое облако. Однако ничего такого современными телескопами незамечено.

Догоны и Сириус являются одной из самых интригующих тайн современности. С лёгкой руки французского этнографа Марселя Гриоля человечество получило очередную загадку, отгадать которую пока не по силам современной науке. Остаётся лишь ждать, когда время расставит все точки на «и» и приоткроет таинственную завесу, окружающую уже без малого 80 лет почти полностью изолированный от внешнего мира африканский народ.

Народ Язык Численность Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) Примечание
южные догоны
доон томо-кан 178 000 168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина Фасо
того тене-кан (того) 92 232
тенгу тене-кан (тенгу) 67 788
восточные догоны
дьямсай дьямсай 164 000 между городами Коро и Бумбум
торо-тегу торо-тегу 3654
центральные догоны
томмом томмо-со 75 852 говорят на наречиях
торо (бомму) торо-со 63 000
доном донно-со 57 000 в районе г. Бандиагара
западные догоны
момбо (колум) момбо-со (колум-со) 24 000
ампари ампари 6552
северные догоны
бондум (довой) бондум(-дом) 31 000 к северу от плато Бандиагара, основное поселение - Борко
догул догулу(-дом) 20 000 к северо-востоку от г. Бандиагара
тираниге (дулери) тираниге-дига 5292
тебул-уре 3500
нанга нанга(-дама) 3150
янда янда(-дом) 2500
буду буноге 882
ана 500
бангана бангери (бангиме) 1512 на северо-западе от г. Бандиагара говорят на изолированном языке
Всего 790 102

История [ | ]

Уступ Бандиагара

Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали . Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе , пришли в -XII веках с верховий Нигера - из страны Манден , вытеснив местное население (или) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря - керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В XVI веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай , в XVI-XIX веках (в разной степени вовлечённости для различных групп) - в Масина . Контакты догонов с исламизированными фульбе , начавшиеся на рубеже XVIII -XIX веков , привели к захвату последними Бандиагары к середине XIX века.

Традиционная культура [ | ]

Деревянная догонская статуя, возможно, фигура предка, XVII-XVIII век

Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки . Её изучение было в середине XX века монополизировано представителями школы М. Гриоля , что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различают догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие, в горах - террасное, местами - ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения.

В современной культуре [ | ]

Догоны упоминаются в приключенческом романе Алексея Санаева «Уругуру» . Есть упоминание в «Энциклопедии относительного и абсолютного знания », том 5 .

Догоны и миф о фигурируют в романе Тома Роббинса «Сонные глазки и пижама в лягушечку».

Также догоны и их космология упоминаются в романе Филипа Дика «ВАЛИС».

Примечания [ | ]

  1. Подразумевается африканская лисица (лат. Vulpes pallida )
  2. Marcel Griaule et Germaine Dieterlen. Le Renard pâle: Le mythe cosmogonique
  3. М. Palau-Marti, La création du monde (compte-rendu). - «Revue de l’histoire des religions» за 1966 год, т. 170, N 1 с. 78-82.
  4. Marcel Griaule, Dieu d’eau: entretiens avec Ogotemmêli. Paris, Fayard, 1975
  5. Bernard R. Ortiz de Montellano. The Dogon Revisited (неопр.) . Проверено 13 октября 2007. Архивировано 15 февраля 2013 года.
  6. Philip Coppens (author).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры